Записи в разделе 'Отрывки из утренних уроков'
Мир на другой частоте

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы говорили, что мы должны развивать чувствительность. Можно ли объяснить, зачем это необходимо, и как повысить нашу чувствительность?

Ответ: Путь духовного постижения состоит в повышении чувствительности. Привычка становится второй природой. Мы развиваем в себе такие свойства и способности, которые раньше не использовали и даже не понимали, что в нас заложены такие возможности - ощутить явления, неуловимые до сих пор.

Они присутствуют в окружающей нас природе, ведь высший мир находится здесь. Только где он? Он существует на другой частоте, в ином свойстве, которого нет во мне, и потому я не распознаю его.

Поэтому все зависит от того, насколько мы повысим свою чувствительность к свойству отдачи. Согласно этому я начну ощущать не сеть поглощения в себя, действующую между творениями на неживом, растительном и животном уровне, а сеть отдачи, действующую между душами на человеческом или так называемом "говорящем" уровне.

Этого мы и должны достичь. Поэтому все зависит от нашей чувствительности.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 29.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Главное - продолжать

Сила Книги Зоар

Увлекательное путешествие в глубины души

Главное - продолжать

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если во время чтения книги Зоар я постоянно думаю о том, как соединиться с товарищами, то на определенном этапе это превращается в "мантру", которая повторяется сама собой, и я не чувствую в себе истинного намерения. Должен ли я в любом случае так продолжать?

Ответ: То, что намерение не истинно – это естественно. Ведь мы пребываем в желании насладиться, это наша природа. Нам не нужно лгать сами себе, что мы уже ангелы, парящие в небесах.

Но из нашего состояния я  стараюсь сделать все, что в моих силах, как написано: "Сделаем – и услышим", чтобы достичь какого-то свойства отдачи. Представляй себе это свойство, насколько способен.

Прикладывая усилия, ты растешь, как ребенок, который хочет научиться от взрослых и старается изо всех сил. Так всегда мы учимся и растем.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 29.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир на другой частоте

Сила Книги Зоар

Главное, жми на газ!

Сила Книги Зоар

каббалист Михаэль ЛайтманЧтение Зоар само по себе приносит много результатов, вызывает различные явления, изменения в человеке.

Человек не понимает в том, что читает, и старается понять, движимый своей природой, хотя с точки зрения каббалы это  вовсе не обязательно. Он может читать с правильным или не столь правильным намерением.

Но в любом случае книга работает над ним, воздействует на него так, что он продвигается. Он не может не чувствовать в себе изменений. Нужно только как можно чаще возвращаться к этой книге, читать ее при любой возможности, быть в чем-то связанным с ней.

Тогда он увидит, что эта книга построена так, что создает ему картину реальности, параллельную его нынешней действительности, и он начинает понемногу переходить между ними, представлять вместо поверхностного рассказа нечто за пределами этой реальности.

Так Зоар работает внутри человека, создавая в нем новые свойства восприятия.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 29.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир на другой частоте

Главное - продолжать

Книга Зоар – проводник в духовное

Ковчег для группы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое "потоп" для группы?

Ответ: Если группа не в силах вся целиком возобладать над своим возрастающим желанием, если товарищи приходят к ненависти и не могут преодолеть ее, значит, они тонут в водах потопа.

Почуяв приближение потопа и сил преодоления (гвурот), они должны совместными стараниями выстроить ковчег – т.е. проявить обоюдную отдачу, чтобы спастись от личного эгоизма каждого и общей ненависти. Так же авторы Книги Зоар, садясь за учебу, испытывали ненависть друг к другу, а потом раскрывали любовь.

Всё зависит от того, используют ли товарищи Тору по назначению, строят ли себе ковчег – общее кли взаимной отдачи, единства и поручительства, в котором они спасутся от потопа.

Из урока по статье Рабаша, 29.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

К потопу готов?

Критерий – отношение к единству

Пора строить ковчег

Вдохни в систему жизнь

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чтобы не терять из виду духовную цель, человек должен держаться за что-то, ему нужны зацепки, "зарубки" на пути. Так за что же нам держаться?

Ответ: Можно привести такой пример: каждый чувствует себя перегоревшим элементом электронной системы. Это и есть его жизнь. Ему кажется, что он чувствует других, а на деле он ощущает вокруг свои перегоревшие свойства: неживые, растительные, животные и себя самого.

Когда же мы приступаем к исправлению системы, человек начинает чувствовать программу творения, силу творения, токи, бегущие в исправленной системе. Теперь ее элементы спаяны друг с другом и отлично функционируют согласно общему замыслу, который и есть Творец. Человек начинает ощущать свою жизнь в системе и всю ее как единое целое.

Ведь если я не соединен с другими и чувствую себя изолированной от системы частью, если "живу в себе" – тогда мое восприятие ограничивается этим миром, реальностью, которая рисуется на моем внутреннем экране в задней части мозга, как пишет Бааль Сулам.

Если же я выбираюсь из самого себя и вижу внешний мир, то перехожу к истинной реальности. Она представляется мне разбитой, неисправленной, зависящей от моего отношения. И лишь я один способен провести связь между всеми. 

Причем других я представляю уже не как телá, а как свойства отдачи. Каждый из них, по сути, исправлен, однако, чтобы скоммутировать их друг с другом, недостает связи, свойства отдачи с моей стороны. И тогда всё заработает.

Говоря иначе, общая система уже пронизана правильными взаимосвязями, а я для нее – словно блок питания, батарея. Без моей энергии система стоит. Я обязан стать источником тока, и тогда всё оживет.

Подобные картины человек должен все время удерживать в себе – словно действительно всё так и есть. Каждый понемногу будет сживаться с ними, и вдруг перед нами начнут очерчиваться контуры системы. Ведь привычка становится второй натурой, она позволяет реально ощутить даже то, что раньше никак не задевало тебя.

Из урока по статье Рабаша, 29.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир наших намерений

Двойная реальность

Останемся жить!

Развиваемся сами

каббалист Михаэль ЛайтманМы хотим прийти к свободному выбору, чтобы постичь Творца.

Сейчас мы бессознательно выполняем веления природы: в нас пробуждаются решимот, и мы реализуем их как свои собственные желания, не ощущая Того, кто обязывает нас к этому.

Но цель творения состоит в том, чтобы мы познали обязывающую Силу, ее цель и программу по отношению к нам. Мы сами должны брать у нее все силы и параметры для своего роста, чтобы самостоятельно желать, понимать и реализовывать этапы развития.

Вот почему их реализация осуществляется выше текущих параметров. Параметры приходят от Творца, проявляясь в желании наслаждаться, или в испорченных решимот. Об этом сказано: "Я создал злое начало".

А мы должны вооружиться силой исправления и всеми необходимыми средствами, чтобы на каждом этапе, с раскрытием очередного параметра, находить способ исправить его и уподобить Творцу.

Благодаря этой работе мы постигаем Творца и обретаем самостоятельность.

Из урока по статье Рабаша, 29.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Выбор остается, условия ухудшаются

Бескрайний мир свободы

Хочешь сам принимать решения?

К потопу готов?

каббалист Михаэль ЛайтманНаша работа состоит в том, чтобы постепенно обретать силу отдачи и в ней постигать силу высшей мудрости (Хохма) – иными словами, свет хохма, облачающийся в свет хасадим.

Иногда нам это не удается, и тогда сила хасадим, которую мы должны были обрести, из "спокойных вод" превращается в вóды потопа. Мы тонем в нем, а затем происходит обновление, и всплывающие решимот помогают нам продолжать путь.

И так в каждом состоянии: можно пойти выше знания и преуспеть, но если человек проявляет небрежность, не организовывает окружение себе в поддержку – он падает в нарушение, в грех и тонет в этом разбитом решимо, вместо того чтобы пройти над ним. А потом, со второго раза, все-таки реализует его правильно.

Так мы продвигаемся. Сказано в Писаниях: "Нет на земле праведника, который совершал благо и не грешил". Он прочувствовал этот грех, это злое начало, созданное Творцом и на каждом этапе раскрывающееся в нем заново. А с другой стороны, если он реализует свои решимот как праведник, т.е. поднимаясь выше знания к Есоду над Малхут, то действует верным образом.

Разумеется, успешная реализация решимот зависит от того, подготовил ли человек необходимые условия: окружение, учебу и все прочие средства, которые становятся залогом успеха. 

А сам успех – в вере выше знания, когда человек находится в группе и может реализовывать решимот относительно нее, чтобы в итоге делать то же самое по отношению к Творцу. Таким образом, "Творец" – это более глубокое явление, которое человек постигает в сосудах, в келим группы.

У человека всегда есть возможность собрать все параметры и организовать все средства, чтобы "выстроить ковчег", "установить скинию", и вообще, быть готовым ко всему. Он действует, отдавая себе ясный отчет в происходящем, ведет самоанализ – и тогда через группу выходит на Творца.

Он исправляет на отдачу 613 своих желаний, добавляет к ним "семь заповедей мудрецов" и тем самым в 620 раз увеличивает мощь проявляющихся в нем решимот, деталей восприятия. Так человек и выстраивает цельное кли.

Из урока по статье Рабаша, 29.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Критерий – отношение к единству

Ковчег для группы

Развиваемся сами

Творец в награду

каббалист Михаэль ЛайтманРабаш, Шлавей Сулам, 1988/89, статья 4, "Потоп в духовной работе": Как можно работать без вознаграждения? Разве это не противоречит логике?

Ведь наша врожденная природа – это желание получать наслаждения. Если мы усердствуем в чем-то, то, несомненно, получаем наслаждение за свои усилия.

Действительно, без оплаты работать невозможно. Творец желает, чтобы мы наслаждались и наполнялись. Цель творения – дать благо Его созданиям, а значит, мы получаем это благодеяние. Более того, мы должны думать о том, как получить благодеяние от Творца.

Вопрос только, в какие келим мы его получим? В сосуды получения или в сосуды отдачи?

Награда остается наградой. Сказано: "Награда за заповедь – познать Заповедующего". Познать так же, как Адам познал Еву, – т.е. постичь Его, понять, ощутить. Свет хохма, который мы получаем, – это свет знания, наполняющий все наши келим.

Так мы устроены, что всё наше наслаждение – от познания Творца, от единства, слияния с Ним. А это возможно только согласно закону подобия свойств, согласно свету хасадим, свойству отдачи, которое мы разовьем в себе над свойством получения, непрестанно проявляющимся в нас всё сильнее и сильнее.

Таким образом, у нас есть все условия, чтобы выстроить правильное кли и получить в него благодеяние, награду. Надо только верно работать с ним: мы наслаждаемся не напрямую, а от того, что постигаем Творца, раскрываем Его, узнаём Его, как сказано в Пророках: "Все узнáют Меня от мала до велика".

Нужно понимать, что наши келим, наша нынешняя природа – это лишь условие, от которого мы должны подняться к духовной природе. И тогда в своей духовной природе, в дающих желаниях мы получим всё то вознаграждение, на которое уповаем.

Из урока по статье Рабаша, 29.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

И тогда перестанешь красть…

Награда – это отраженный свет

Награда – не видеть вознаграждения

Критерий – отношение к единству

каббалист Михаэль ЛайтманРабаш, Шлавей Сулам, 1988/89, статья 4, "Потоп в духовной работе": Вера выше знания – это территория, относящаяся к Святости…

Вопрос: Как добраться до этой территории?

Ответ: "Вера выше знания" означает, что я вооружаюсь силой отдачи над эгоистическим желанием, которое пробуждается во мне раз за разом. Это не просто желание поспать, поесть или развлечься. Это желание, которое мешает мне объединяться с другими.

Мы говорим о единственном критерии: за объединение или против него. Все остальные желания относятся к животной ступени. Подлинное желание наслаждений, относящееся к человеческой ступени, происходит только из разбиения душ. Всё прочее относится к более низким ступеням во мне: неживой, растительной и животной. Ими я вообще не занимаюсь.

Итак, критерий моего анализа – отношение к единству. Причем мне рекомендуют проверять себя в группе, так как в широком мире неизбежна путаница, да и работать там не с кем.

Если мы собираемся вместе, чтобы объединиться, и я обнаруживаю, что неспособен на это, не хочу этого, ненавижу и отвергаю саму идею, – значит, я раскрываю в себе злое начало.

Я прилагаю старания, пытаясь приподняться над ним, и вижу, что не в силах. Тогда, по безвыходности, чувствуя, как важно и необходимо достичь единства, я кричу: "Спасите!" – и получаю свыше силу отдачи, которая помогает мне думать о единстве, присоединяться к другим хоть немного. 

Они этого не чувствуют и не должны чувствовать. Речь идет о внутренней работе человека, который начинает ощущать в этом устремлении к единству общую силу объединения. Она и называется "Творец".

Так человек движется вперед от этапа к этапу. Его желание постоянно растет, противясь единству всё сильнее. Он прилагает все силы, стараясь справиться сам, терпит неудачу, отчаивается и взывает наверх о силе отдачи. В этой силе отдачи, сориентированной на сердце группы, он и раскрывает Творца.

Из урока по статье Рабаша, 29.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

К потопу готов?

Прыгнуть выше головы

Стоя у врат слез

Стоит ли верить мудрецам?

каббалист Михаэль ЛайтманРабаш, Шлавей Сулам, 1988/89, статья 4, "Потоп в духовной работе": Мы должны принять на себя веру мудрецов…

Допустим, я готов поверить словам мудрости, но что это значит? Понимаю ли я слова мудрецов? Каково их послание?

Прежде всего, в науке каббала мы не занимаемся телами. Тел нет, а есть души. Предстающие перед нами тела – это образы мнимого мира.

Я пребываю в желании, которое проявляет себя в разных формах: неживой, растительной, животной и человеческой. "Мудрецами" называются исправленные души, находящиеся в разбитой системе Адам Ришон. Они могут служить мне подмогой, опорой, могут быть наставниками, воспитателями моей разбитой души.

Соответствующим образом мы и должны принимать их советы. К примеру, Книга Зоар рассказывает нам о десяти мудрецах группы рабби Шимона, а также о пророке Элиягу, Моше, Аароне, царе Давиде, царе Соломоне и т.д.

Так вот, мы воспринимаем их не как людей, живших в нашем мире, а как исправленные желания, исправленные души. Они находятся в разбитой системе, которая понемногу начинает возрождаться к жизни. Сами они уже исправлены, отчасти или полностью, и участвуют в исправлении всей системы. 

"Сказал рабби Шимон…, сказал рабби Аба…", – читаю я в Книге Зоар. Для меня это не люди, которые постигают и рассказывают о высшем мире, для меня эти имена - уровни постижения.

По этим словам я изучаю лестницу духовных ступеней: на одном уровне реальность выглядит так, на другом – так. Якобы мне говорят об этом каббалисты. Но для меня они – силы, сосуды восприятия.

Каждый мудрец олицетворяет для меня некое духовное понятие, мощь, силу, свойство. Передо мной не имена исторических личностей, а названия духовных явлений и ступеней.

Вот что такое "вера мудрецов": я хочу достичь такой же отдачи, как на ступенях, о которых читаю. "Вера" – это отдача.

На учебе человек должен включаться в это, стремиться понять, как это повлияет на него. О чем бы ни повествовала книга, я хочу проникнуть в духовную суть каждого слова. Это и значит, что я верю словам мудрецов.

Из урока по статье Рабаша, 29.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Особое исправление, дающее жизнь

Рабби Шимон - человек-невидимка

Каббалисты – души, оживляющие поколение

Внешняя наука имеет границу

каббалист Михаэль ЛайтманНаука развивается и понемногу приближается к тому, о чем говорит каббала. Будем надеяться, что при нарастающем кризисе, который переживает сегодня наука, можно будет наконец объяснить его причину, и где проходит граница внешней науки.

Нужно понять, что вся наука основана на том, что мы раскрываем в своем желании насладиться. И если это эгоистическое желание развивается определенным путем, соответственно раскрывается и наука, которую мы раскрываем внутри этого желания.

И потому нам еще предстоит открыть новые, продвинутые формы науки. Мы раскроем множество новых фактов и не будем знать, что с ними делать. Мы обнаружим множество таких подробностей, которые нас только запутают. Наша способность усвоить следствия научного познания, систематизировать и понять,  будет необычайно низка - она как раз пойдет вниз.

И хотя мы будем делать новые открытия, но они не пойдут нам на пользу. Мы будет сталкиваться с новыми фактами и не знать, что с ними делать. Как сейчас происходит в образовании и других областях близких к человеку.

И возможно, что тогда каббала сумеет приблизиться к внешней науке и, по крайней мере, объяснить причину, по которой так происходит.

Из урока по статье "Каббала и философия", 28.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалист – это исследователь Высшей Природы

Почему на свете так много разных наук

Всю жизнь готовимся к войне

Запредельная наука

каббалист Михаэль ЛайтманФилософия отказывается опираться только на научный эксперимент и делает выводы подчас только на основе одного человеческого воображения.

Философией считается даже теория, оторванная от реальности, когда ты считаешь свои умственные заключения подчас выше реальных фактов.

Пока ты работаешь как машина, как ученый, на основе жестких фактов – ты не ошибешься. Но как только ты отстраняешься от них и пускаешься "философствовать" – твои выводы уже ничего не стоят. Так говорит наука каббала.

С одной стороны, каббала как бы принижает человека, делая из него "машину", работающую согласно какой-то простой системе, а с другой стороны, она готова предоставить ему новые возможности – новые инструменты восприятия.

Но она же предупреждает, что нельзя подниматься выше своего здравого рассудка, потому что ты ошибешься! Она предлагает нам новые инструменты для исследования, чтобы раскрывать мир дальше!

Человеческий разум достает "до небес", но выше этой границы он уже не может подняться – это его предел. До этой границы доходят внешние науки. Но не продолжай дальше в том, что начнешь философствовать. Вместо этого, ты имеешь возможность и дальше продолжать научное исследование – с помощью науки каббала. 

2010-12-28_rav_bs-kabbala-ve-filosofia_lesson_n2_01

В этом и состоит причина извечной борьбы каббалы и философии, ведь философия вторгается в такую область, где действует наука каббала. Внешние науки туда не заходят, они занимаются сугубо своей областью – исследованием в эгоистических инструментах познания.

Но сегодня мы достигаем особого состояния, когда наука достигает своего "неба", своего предела. И наука каббала хочет продолжить с человеком научные исследования выше этой границы, пользуясь тем же жестким принципом – руководствоваться только очевидными фактами, "тем, что видят твои глаза".

И потому ей нужно изгнать из этой области философию и показать, что там ей не место. Ведь философия приходит туда с фантазиями, а наука каббала – с реальными инструментами исследования (свойством отдачи).

Действительно, там необходимы новые органы восприятия и новый подход, основанный на силе отдачи, а не получения – потому каббала называется высшей наукой. Но это наука!

Из урока по статье "Каббала и философия", 28.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Гарантия выхода из заблуждений

Нам по определению не понять друг друга

Закат философии

Аттестат зрелости в 12 лет

детиВопрос: Что особенное дает наука каббала для воспитания детей, чего не может дать хорошая частная школа?

Ответ: Каббала развивает человека. Она дает ему такие инструменты, с которыми затем легко в жизни.

Она дает возможность все легко воспринимать и  изучать, ведь открывает в человеке такие способности, что он все может усвоить. Перед ним уже не будет никаких сложностей, когда бы он чувствовал, что ему что-то не по плечу.

Он на все будет смотреть сверху, как на возможное для его познания, не испытывая никаких проблем ни перед любым знанием.

Занятия каббалой расширяют в ребенке инструменты восприятия на более высокую ступень, поэтому у него не может быть сложностей с обычными науками: физикой, биологией, химией. Он будет смотреть на них, как на науку более низкого уровня природы – неживого, растительного, животного.

Каббала немедленно начинает развивать в ребенке человеческую ступень, и все остальные ступени становятся для него необычайно легкими. Он может за 2-3 года закончить университет, в возрасте 12-15 лет.

Мы просто до сих пор не ставили себе такой цели. Но можно организовать такую группу и запросить в министерстве просвещения устроить им экзамены на "аттестат зрелости". Пусть проверят и увидят, как эти дети развиты и насколько они зрело мыслят. Им действительно положен аттестат зрелости по праву, согласно их человеческому уровню.

Из урока по статье "Каббала и философия", 28.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свет в помощь воспитателю

Душа не имеет возраста

Образование в свете каббалы

Свет в помощь воспитателю

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Благодаря чему наука каббала может так быстро развить ребенка и сделать из него человека?

Ответ: Благодаря свету, возвращающему к источнику. Каббалистическое воспитание развивает в ребенке человеческую ступень, притягивая к нему свет с высшей ступени – и тогда все более низкие ступени становятся ему очень легкими.

А кроме того, он обучается наукам. Нам только кажется, что изучение каббалы не связано с биологией или химией – но он изучает научные принципы, основы природы: желание отдавать, желание получать, всеобщее соединение, метод "выше знания".

Это основные законы творения, и когда ребенок потом изучает какие-то физические или химические законы, ему это очень просто.

Он не пугается их, как чего-то неизвестного и трудного для восприятия, а сразу подходит к ним легко, "сверху", имея общие критерии познания – в основе природы есть желание и наполнение. А вся природа – это картина их взаимодействия, соответствия. Это очень упрощает ребенку постижение мира, меняет взгляд на жизнь.

Нам нужно дать миру наглядные доказательства – организовать группы для  большого количества детей со всего мира, обучающихся в нашей системе, очень разных и говорящих на разных языках. Но все они будут учиться по одной методике.

И затем продемонстрировать их достижения, по сравнению со всеми другими системами образования. Показать, что это за дети и что с ними случилось, исследовать какой процесс они прошли. А параллельно проследить то, что случилось с их одноклассниками, оставшимися учиться по обычной системе. Сравнить, как эта группа преуспела в жизни и прошла этот путь без всяких проблем и падений – и что случилось с остальными.

Критерий – не то, как высоко образован человек и какую он получил профессию. Это еще не гарантирует счастья. А посмотреть, насколько человек доволен жизнью и нашел себя, как он встал на ноги, получил нормальную профессию и обустроил семью. Проверить, какой процент сбился с нормального пути. Пусть поговорят с людьми и посмотрят, что из них получилось.

Из урока по статье "Каббала и философия", 28.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Аттестат зрелости в 12 лет

Душа не имеет возраста

Воспитание добром

Душа не имеет возраста

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какая есть возможность у ребенка подключиться к вашей системе образования?

Ответ: Ребенок подключится к этой "среде существования" через интернет, на понятном ему языке и в подходящей ему форме.

Нужно только сначала поощрить детей, чтобы направить в эту систему, и они свяжутся с другими детьми по всему миру и будут хорошо себя в ней чувствовать и продвигаться.

Я думаю, что сразу же будут заметны результаты. Уже через несколько недель, вы почувствуете, как ребенок меняется. Попробуйте поговорить с ним, и вы увидите, насколько он повзрослел, поумнел, начал отвечать на вопросы, как взрослый, по-другому относиться ко всей жизни.

Мы должны относиться к ребенку, как к взрослому! У души нет возраста! Проблема, что мы сюсюкаемся с детьми и портим их. Ребенок не хочет от нас такого отношения – он хочет быть таким же, как мы!

Нам нужно только учитывать, что он физически меньше и слабее нас. Но внутри – он совершенно взрослый и большой. Надо относиться к нему и говорить, как с взрослым – серьезно объясняя, советуясь и прислушиваясь к его мнению, как взрослого человека.

Вы увидите, насколько дети это хорошо воспринимают и хотят. Для них быть взрослыми – это увлекательная игра. Нельзя вместо этого нам, взрослым, опускаться до их уровня и играть, будто ты ребенок – это неправильно! Это не они, а мы играемся! Это очень важный принцип воспитания – относиться к детям, как к взрослым.

Не смотрите, что он выглядит как маленький ребенок – это только физическое тело. А из этого детского тела на вас смотрят глаза совершенно взрослого человека, который пристально следит за вами и все понимает! 

Это ошибка считать его ребенком, которая тянется за человечеством из древности, сопровождаемая всякими сказками, проповедующими фетишизм и всевозможные суеверия.

Это все надо исключить. Мы отличаемся с ребенком только на животной ступени – а если мы связываемся на уровне человека в нас, то должны ко всем общаться на равных.

Ребенок – наш равноправный партнер в создании этой новой методики образования, и надо открыто говорить с ним обо всем и требовать от него полного участия. Пусть дети сидят на собраниях вместе со взрослыми и участвуют во всех обсуждениях, в построении программ – нам нечего от них скрывать.

Именно на этом они вырастут. Они не хотят получать от нас все готовое – они хотят сами, осознанно реализовывать это с самого начала. Ничего не надо скрывать от ребенка – он не ребенок! Надо относиться к нему совершенно, как к  равному.

Из урока по статье "Каббала и философия", 28.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Аттестат зрелости в 12 лет

Свет в помощь воспитателю

Почему необходима свобода личности

Страница 723 из 929« Первая...721722723724725...Последняя »