Записи в разделе 'Духовная работа'
Мастер и его божественное творение

каббалист Михаэль Лайтман"Введение в науку каббала" Бааль Сулама начинается следующими словами: Рабби Ханания бен Акашия сказал: "Захотел Творец удостоить Исраэль, для этого Он дал им Тору и Заповеди..."

В мидраше "Берейшит Раба" сказано: "Заповеди даны только для того, чтобы с их помощью очистить Исраэль". Отсюда возникают два вопроса:

а) Что это за привилегия, которой нас хочет удостоить Творец?

б) Что это за "нечистота", "грубость", которая есть в нас и которую мы должны исправить с помощью Торы и Заповедей?

Мы знаем, что в мире действует лишь одна сила, кроме которой ничего больше нет. Но тогда получается, что она совершает какие-то "неразумные" действия. Зачем-то она сделала нас эгоистичными, грубыми, темными, бесчувственными – короче говоря, плохими!

И разве это хорошее творение? Если Творец абсолютно добр, то как в нас может быть что-то плохое, не от Него? Если творение плохое, то следует спросить с Мастера, создавшего его – откуда еще в творении может быть какой-то порок, если не из корня?

А кроме того, если уже Творец создал такой порок и намеренно сделал нас испорченными и эгоистичными, то зачем Он потом дает нам средство, которое называется "Тора и заповеди" и заставляет нас исправлять то, что сам испортил и сделал в нас плохо?!

Вопросы эти очень глубокие, и на самом деле, мы начинаем понимать их, только уже начав подниматься по духовным ступеням. Только там мы понимаем, что преимущество света постигается из тьмы. Если бы у нас сначала не было этой тьмы – мы не смогли бы постичь свет. Невозможно достичь его другим путем!

Не думай, что это "оплата" за твою работу, и кому-то нужно, чтобы ты сначала поработал, а потом получил за это вознаграждение. Эта работа нужна только тебе – если бы не эта тьма, которую ты обращаешь в свет, у тебя бы вообще не было возможности почувствовать, что такое свет!

Мы понимаем это, только когда входим в духовный мир и начинаем выполнять эти действия исправления, превращая темноту в свет с помощью "Торы и заповедей" – особого порядка духовных действий, которые нам нужно выполнить со всей педантичностью.

Из урока по "Введению в науку каббала" (Птиха), 23.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

С закрытыми глазами перед раскрытой книгой…

Хочешь лучше видеть – купи очки

В ножницах добра и зла

С закрытыми глазами перед раскрытой книгой…

каббалист Михаэль ЛайтманМы спрашиваем: "Почему Творец создал нас такими темными и эгоистичными, а не иначе?" Как будто мы понимаем, как могло быть иначе…

Но все же, если в нас возникает такой вопрос – значит, ему есть место. Каждый, казалось бы, самый нелепый и случайный вопрос, возникающий в человеке – означает, что для него была внутренняя причина. Так человек устроен, что задает такой вопрос и должен получить на него ответ, наполнение.

Но пока мы не способны ощутить в себе этот ответ, нам придется принять как гипотезу, что "Преимущество света постигается только из тьмы". То есть ощущение наслаждения, "вкус", которым Творец хотел насладить творение, может ощущаться в нас только в мере желания, недостатка.

И об этом недостатке недостаточно услышать откуда-то со стороны – его надо ощутить в себе самом, как собственную потребность наполнения. Тогда и наслаждение – тоже будет твое! Ты ощутишь его и насладишься.

Поэтому, тут необходимо особое развитие желаний, потребности ощутить свет в творении – а затем наслаждение облачается внутрь этих желаний. В той мере, каким было желание – так и будет ощущаться наслаждение.

Если Творец существует, если Он добрый и несущий благо, наполняющий все бесконечным светом, а Его желание насладить безгранично, то получается, что не хватает только нашего желания все это получить! Вокруг нас уже разлито все благо Творца – но мы не способны его почувствовать и попросить в нас войти.

Мы кричим Ему: "Ну, дай же мне! Ну, когда я что-то получу?" Но надо понять, раз и навсегда, что нам нечего просить, кроме желания. Ведь свет уже есть, сколько угодно! Проблема только в желании – большом и подходящем для того, чтобы ощутить этот свет.

Это желание нам нужно как-то обрести, купить, украсть, ухитриться каким-то образом получить, напрямую или обходным путем. Неважно как, но мы обязаны его достичь! Без такого желания – мы не почувствуем свет! 

Как будто передо мной лежит раскрытая книга, но у меня нет очков, и я не могу ее прочесть! Так разве я буду молиться о том, чтобы мне дали книгу? Я буду просить очки! Нам не хватает только "инструмента восприятия" (кли), то есть "сосуда", желания.

Поэтому, все действия, через которые нас проводят – нужны не для того, чтобы притянуть свет. Это действия, формирующие в нас желание к этому свету.

Из урока по "Введению в науку каббала" (Птиха), 23.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мастер и его божественное творение

Перехватываем инициативу у света

Ты же сам этого хотел

Раскрытие системы связи. Лекция 17.05.2011

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в аудитории "Каббала народу", 17.05.2011

В самое ближайшее время мы собираемся провести несколько международных конгрессов. Зачем мы это делаем? Почему сейчас, когда наука каббала выходит из скрытия, вокруг нее поднимается столько шума?

Известно из науки каббала, что Творец создал желание наслаждаться, которое развилось из мира Бесконечности, где свет и желание пребывают вместе, подобны во всем и едины.

2011-05-17__rav_lecture_gilui-maarehet-kesher_01

Рис.1

В этом состоянии их единство настолько сильно, что желание не ощущается. И это подобно тому, что в капле семени невозможно распознать будущего человека – взрослого, сильного, умного и управляющего своей жизнью. Ведь это просто капля, т.е. всего-навсего некие информационные данные и не более того.

И чтобы дать этой капле, этому желанию проявиться в полную силу, стать таким, как Творец, ведь цель творения – уподобиться свету, оно вместе со светом развивается до некого особого состояния, в котором происходит разбиение сосудов. Духовный сосуд называется желанием, ведь именно в желании творение ощущает свое состояние, жизненную силу, свое существование.

Таким образом, еще до того, как мы себя осознали, - в наших корнях, по пути из мира Бесконечности в наш мир, произошло разбиение.

При этом свет вошел в желание, но уже не наполнил его, как это было в мире Бесконечности, когда все желание было заполнено светом. А свойство света, свойство отдачи, вошло в желание получать наслаждение и придало ему собственную силу.

Иначе говоря, свет, вошедший в желание, оставил в нем свой отпечаток и придал желанию эгоистическое намерение, - не намерение отдавать, как у самого света, а усилил именно его стремление к самонаслаждению. 

Так сформировалось эгоистическое желание, которое занято лишь тем, чтобы наполнить себя, и ищет, что бы заполучить для собственного наслаждения. И потому это желание называется разбитым, то есть противоположным свету.

Это желание развивается и "падает" в состояние, называемое "наш мир", где происходит процесс его дальнейшего развития.

Как объясняют ученые, наша Вселенная образовалась вследствие Большого взрыва, и затем началось формирование материи, Солнечной системы и Земного шара. А вслед за этим возникла неживая, растительная, животная природа и человек.

2011-05-17__rav_lecture_gilui-maarehet-kesher_02

Рис.2

Это положило начало зарождению человеческого общества, которое развивалось внутри того самого эгоистического желания, растущего все больше и больше. И так до тех пор, пока мы не достигли состояния, когда все свои желания используем для того, чтобы впитать из окружения максимум того, что мы можем поглотить.

К этому относятся желания к еде, сексу, семье, деньгам, почету, власти и знаниям. Они являются теми основными желаниями человека, с помощью которых он хочет получить наполнение.

Развитие постепенно привело человечество к тому, что оно полностью реализовало свое эго, - насколько это только возможно. Это значит, что я поглощаю внутрь себя извне все, что только могу: наслаждения, наполнения и ощущение жизни в целом.

2011-05-17__rav_lecture_gilui-maarehet-kesher_03

Рис.3

А, реализовав свое желание до конца, я вдруг ощущаю, что мне больше нечем наслаждаться, и перспектива будущей жизни больше не озаряется успехом и все новыми и новыми наполнениями. Появляется какая-то пустота, безысходность и чувство бесцельности существования.

Ведь я всегда стремился к тому, чтобы преуспевать и все больше наслаждаться и наполняться, т.е. все время мчаться за новыми и новыми наслаждениями, как будто им нет конца. И неожиданно для себя я обнаруживаю, что этот конец существует. Ведь, поглощая все в себя, я, вроде бы, реализовал все свои желания.

И теперь мы, как и все человечество, чувствуем безысходность и не верим в свое будущее – нет ничего, что могло бы нас наполнить в дальнейшей жизни. На фоне этого отчаяния, когда мы не знаем, как дальше продвигаться, нам раскрывается некая новая методика, называемая наукой каббала.

Она объясняет, что переживаемый нами внутренний кризис во всем, с чем мы связаны в этом мире (семья, деньги, почет, власть, общество, природа, окружающая среда), - это раскрытие разбиения сосудов. И для того, чтобы разрешить имеющиеся проблемы, от нас требуется изменить парадигму, сменить методику восприятия действительности.

Наука каббала говорит, что существует другой метод наполнения себя - получение наслаждений в такой форме, когда ты, действительно, неограниченно наполняешься, а не наслаждаешься понемногу каждый раз и опустошаешься, и снова гонишься за каким-то удовольствием, наполняешься и вновь чувствуешь опустошённость.

Иными словами, вся твоя жизнь и развитие были беспрерывной гонкой за сиюминутными наслаждениями. Как сказано мудрецами: "и умирает человек, не достигнув и половины желаемого". Поэтому наука каббала советует нам искать причину в своих корнях – в разбиении сосудов/желаний. Она объясняет, что человек никогда не сможет наполниться, потому что стремится получить наполнение внутрь себя, и не желает соединиться со всеми остальными желаниями в общей системе, чтобы все ощутили общее наслаждение.

Наслаждение, действительно, присутствует во всей системе, но когда она разбилась, и каждый человек в ней ощущает только лишь самого себя, он уже не способен к восприятию этого наслаждения. Ведь в общей системе, существовавшей до этого в мире Бесконечности, мы пребывали в едином желании и в одном свете, а также во взаимной связи. Там между нами происходило перетекание энергии, наслаждений и наполнений, и таким образом мы наполнялись.

2011-05-17__rav_lecture_gilui-maarehet-kesher_04

Рис.4

Это чувство присутствовало между нами, как в некой живой системе, подобной живому организму, в котором все время происходит обмен веществ, ощущается жизнь и жизнеспособность.

Но поскольку во время разбиения сосудов все части этой системы отделились друг от друга, - каждая отдельная часть не может ощутить жизнь организма в целом и находится в состоянии подготовки к жизни и к будущему соединению, и потому она чувствует жизнь лишь в маленькой мере. Существование такого рода похоже на бессознательное состояние, из которого человека можно пробудить, но сам он не чувствует течение жизни.

Поэтому, если мы вновь желаем ощутить жизнь, то должны снова соединиться. То есть, поднявшись над разбиением, из этого мира вернуться в мир Бесконечности, тем самым, исправив себя.

2011-05-17__rav_lecture_gilui-maarehet-kesher_05

Рис.5

Поэтому наш мир устроен так, что на протяжении своего эгоистического развития мы приходим к опустошенности, и постепенно, пройдя через большие несчастья и страдания, обнаруживаем, что причиной всему является наша разобщенность. Мы выявляем, что не способны жить в ладу друг с другом в своем обществе, и даже под угрозой уничтожения и войн не можем преодолеть себя.

Мы не в состоянии управлять системой экономики, добиться, чтобы у каждого человека было необходимое ему количество пищи, использовать природные ресурсы только лишь для обеспечения существования. Каждый из нас беспокоится исключительно о себе и готов умереть, лишь бы ни с кем не объединяться, несмотря на то, что в этом его спасение.

Наука каббала говорит нам, что достичь объединения возможно, и что пребывая в нем, ты ощущаешь истинную жизнь, а не то состояние, в котором находишься сейчас, когда ты наполняешься и тут же опустошаешься, пока не умираешь, устав от всех этих жизненных перипетий, ведущих к пустоте. Ведь опустошенность – это смерть.

Но если мы снова объединимся в систему, в которой наполнение перетекает от одного человека к другому, то ощутим вечную и совершенную жизнь. И при этом каждый из нас обретет ощущение общего организма. А значит, находясь в системе и будучи соединенным с ней, я чувствую всю ее жизнь, поскольку все, имеющееся в ней, струится через меня.

2011-05-17__rav_lecture_gilui-maarehet-kesher_06

Рис.6

И тогда я чувствую не только себя, но и общее течение жизни, а ощущение того, что находится вне меня, называется ощущением высшего мира или духовным ощущением.

Получается, что вне меня есть огромный мир, и если я его чувствую, то для меня он является высшим миром, а если я чувствую лишь себя, то нахожусь в этом мире.

2011-05-17__rav_lecture_gilui-maarehet-kesher_07

Рис.7

Так что у нас есть решение, и неслучайно мы находимся в человеческом обществе, которое построено в результате разбиения сосудов, чтобы вследствие отдаления друг от друга, мы пришли бы к осознанию зла и начали объединяться. А в единстве мы ощутим себя вечными, совершенными и исполненными спокойствия. Вот почему наука каббала раскрывается именно в нашем поколении, которое подошло к концу своего эгоистического развития. Мы стали осознавать, что злом является наше эго.

Так как же можно объединиться и, на самом деле, ощутить духовный мир, вечность и совершенство, а также спастись от проблем, которые мы обнаруживаем здесь и сейчас?

Мудрецы говорят, что нет необходимости начинать объединяться сразу со всем человечеством. Нам нужно начинать это делать в маленьких группах, выполняя при этом простые действия, чтобы посредством науки каббала притянуть силу, которая нас соединит. Таким путем мы достигнем цели.

В человеческом обществе люди находятся на разных уровнях эгоистического развития: с менее выраженным и с более выраженным эго (уровни 0,1,2,3,4). У самых эгоистичных людей обычно возникает чувство опустошенности. Они чувствуют, что есть нечто, влекущее их к наслаждениям, которые невозможно получить внутрь себя, - ведь внутри они уже ощущают пустоту.

2011-05-17__rav_lecture_gilui-maarehet-kesher_08

Рис.8

И это влечение к тому, чтобы выйти за границы своего эго, называется "точкой в сердце". Все, кто находятся в контакте с нами, пришли изучать каббалу лишь потому, что у них есть потребность преодолеть свою ограниченность и соединиться с большим миром, с корнем своей души, а также понять, зачем и как им реализовать свою жизнь.

Поэтому, приходя в группу, мы должны стараться ладить между собой. А значит, нам необходимо восстановить ту связь, которая была между нами до разбиения. И теперь мы впервые начинаем понимать, что наука каббала была скрыта не потому, что в ней кроются какие-то особые таинства и мистика, а просто – это наука о том, как объединить людей между собой, но при условии, что они готовы к этому.

Она не раскрылась раньше именно по этой причине, а вовсе не потому, что скрывает великие тайны, которые могут открыться только избранным. Само изречение: "возлюби ближнего, как самого себя, - великое правило Торы" дает понять, что методика каббалы строится на исправлении разбиения. То есть разбиение сосудов мы исправляем тем, что стараемся соединиться между собой.

Собственно, сама методика учит нас, как правильно объединиться между собой. И это не просто, потому что мы – эгоисты. Нам хорошо известны такого рода объединения: различные общества, организации и клубы. Но все эти соединения – эгоистичны и возникают для собственных нужд отдельных людей, организаций или семей.

Однако такие эгоистические соединения не в силах исправить разбиение. А здесь, в группе каббалистов, желающих получать в другой форме, мы начинаем соединяться правильно. И этому есть целая наука  - наука каббала, которая, в сущности, рассказывает о том, как прийти к единству.

Как объясняет наука каббала, если все точки в сердце, все товарищи в группе начнут соединяться между собой и представят, будто существует некий центр соединения, то в мере их усилий сила соединения даст им все большее ощущение духовного мира.

Получается, что они как бы начинают соединяться во все более и более приближающиеся к центру окружности.

И тогда эти окружности, т.е. единство, связь и давление, возникающие между ними, приводят их к более высокому уровню ощущения и постижения высшей силы. Эти окружности мы называем мирами Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон и мир Бесконечности.

2011-05-17__rav_lecture_gilui-maarehet-kesher_10

Рис.9

Тогда свет и желание становятся едины, как это было изначально в мире Бесконечности.

Итак, мы совершили этот виток и вернулись обратно в мир Бесконечности, исправив разбиение. Что же мы получаем от того, что прошли этот круг?

2011-05-17__rav_lecture_gilui-maarehet-kesher_11

Рис.10

Мы возвращаемся в мир Бесконечности с пониманием и ощущением всего, что с нами произошло за весь период этого витка. Мы уже не капля семени внутри света, которая ничего не понимает и не чувствует, - теперь мы управляем. Мы исправили разбиение и становимся подобными свету, вечными и совершенными. И это состояние называется "слиянием". Мы и сейчас такие же, но никто из нас этого не постигает.

Реализовать это исправление можно только в группе. Поэтому одной из составных частей нашей учебы является построение группы. Каббалисты испокон веков учились и постигали духовный мир в группах. Рабби Шимон написал Книгу Зоар вместе со своими девятью учениками, поскольку эти десять особых душ вместе достигли бесконечного объединения. Благодаря этому они смогли раскрыть такой большой свет, такое огромное наполнение, которое называется Зоар – высшее сияние.

Нам известны группы Ари и Рамхаля, я тоже учился у Рабаша в группе. Есть много статей о том, как строить группу, как нужно себя вести, какие отношения должны быть между товарищами, каким должен быть устав группы. Все это нам определено и детально расписано, как очень точный рецепт, согласно которому мы должны соединиться между собой, потому что наше эго всегда тянет нас в другом направлении.

А если группа не проводит такой скрупулезной работы  под руководством и контролем человека, который уже прошел или проходит этот путь,  то она находится в большой опасности. Группы, которые неправильно себя ведут, в конечном счете, распадаются, пропадают из поля зрения и продолжают свою обычную жизнь в материальном мире.

Поэтому наша цель – не просто обучать. Когда у нас появился телеканал, и мы начали обучение через Интернет, то думали, что сможем этим ограничиться. Нам казалось, что достаточно того, что человек видит нас на экране телевизора, сидя у себя дома. Но оказалось, что не все так просто.

Такому человеку трудно соединиться с другими. Ведь все-таки контакт между людьми, находящимися в одной комнате, когда они учатся вместе, общаются, встречаются и спорят друг с другом, - очень важен. Именно в силу этих споров и трений в группе, ощущений, что ты то – "за", то – "против", мы раскрываем новые состояния в своих желаниях. Поэтому физическое присутствие в группе имеет для нас большое значение. Это также является причиной проведения конгрессов.

Ведь у людей, которые живут далеко от тех мест, где есть группы, не имеющих возможности часто приезжать пообщаться, есть возможность влиться на три дня в большую аудиторию и погрузиться в ощущение единства.

Поэтому все наши конгрессы мы устраиваем не столько ради учебы, сколько ради того, чтобы учиться объединению и ради самого объединения, возникающего в ходе разных мероприятий, собраний товарищей, культурных вечеров, песен и танцев.

Все это делается для того, чтобы человек мог впечатлиться от других и почувствовать, что есть тут поток духовной энергии, сила связи, из которой он затем начинает получать общее желание этой большой группы, а в самом желании ему постепенно раскрывается свет. Другой методики его раскрытия нет.

Лишь в мере нашего сближения и стремления исправить свои желания, подняться над разбиением, - нам раскрывается свет, пребывающий там, словно жизнь в едином организме, который снова собрали из отдельных частей. Так мы раскрываем духовную жизнь.

Поэтому хотя у нас есть телеканал и сеть виртуального обучения по всему миру на разных языках, мы были поставлены перед необходимостью поддержать идею построения групп. Потому что человеку недостаточно лишь одной учебы, - ему необходимо, хотя бы раз в неделю, прийти в группу и учиться там вместе с другими. А там их научат тому, как не запутаться и не пойти на эгоистическое объединение с другими. Тому есть много примеров, ведь нас всегда это привлекает.

Но несмотря на трения, споры и отторжение, раскрывающееся все больше и больше в результате кризиса, мы учимся, как подняться и правильно соединиться между собой, чтобы раскрыть духовную жизнь.

Этому нас учит наука каббала - методика раскрытия света, Творца творению, проявляющегося в связи между нами. Реализация методики каббалы заключается в соединении между нами, а результат этого, вознаграждение – это раскрытие духовной жизни, Высшего света или Творца, которого мы раскрываем в этом правильном соединении.

Если же несколько человек, у которых есть желание достичь любви к ближнему, объединились в группу, и каждый из них будет подавлять свой эгоизм по отношению к другому, то каждый из них получит силы всех остальных, и произойдет увеличение всех отдельных сил членов группы в одну большую силу. И тогда появляется возможность выполнения Заповеди "возлюби ближнего".

(Рабаш, "О правиле "возлюби ближнего как самого себя")

Вопрос: Что такое "любовь к ближнему"? Сегодня многие говорят о любви, но Вы подчеркнули, что  каббала подразумевает соединение несколько другого типа. В чем его особенность? Как изучение науки каббала направляет меня именно к такому соединению?

Ответ: Любовь, о которой так много говорят в нашем мире, - это себялюбие, это эгоистическая любовь, а вовсе не любовь, подразумеваемая в духовном. Ведь, на самом деле, любовь – это когда я ощущаю желание ближнего, словно мать, которая чувствует малейшее желание своего ребенка и полностью сосредоточена на том, чтобы только его удовлетворить. Это, в сущности, и является признаком любви. Так вот, мы должны соединиться между собой именно таким образом.

Если я хочу наполнить свое желание чем-то извне, то получаю только ту небольшую жизненную силу, которая у меня сейчас есть. Если же я присоединяю к себе желание ближнего и работаю противоположным образом – на благо ближнего, тогда я как бы покупаю его желание. И это желание ближнего становится моим духовным желанием. В сущности, это и есть моя душа.

Моя душа не находится внутри меня, и ни у кого из нас, пока мы не обретем желание извне, - души нет. У нас есть только желание материального мира - наполнить себя, и точка в сердце, которая дает человеку возможность выйти из своего эгоистического желания. Это единственное, что у нас есть.

Каждый человек перевоплощается из поколения в поколение. При этом его эгоистическое желание постоянно развивается, увеличиваясь все больше и больше. И потому каждое последующее поколение эгоистичнее предыдущего. А точка в сердце раскрывается в человеке, если он уже может ее реализовать.

2011-05-17__rav_lecture_gilui-maarehet-kesher_13

Рис. 11

Эта точка называется корнем его души. Ведь именно через нее он начинает выходить к желаниям ближнего, приобретает все желания всего человечества. Эти желания становятся его желанием, его духовным сосудом. Но речь не идет о желаниях материального мира: к пище, сексу, семье, богатству, славе, знаниям.

Я обретаю их внутреннее желание, их точки в сердце, которые присоединяю к себе. Тогда у меня появляется душа, и я раскрываю Бесконечность. Ведь когда все эти точки соединены между собой, в них я раскрываю мир Бесконечности. И так каждый из нас.

Мы существуем внутри общей системы душ, как совокупность точек, которые представляют собой корни наших душ. Среди этих душ есть такие, которые уже соединены между собой. Это - каббалисты прошлых поколений. В таком виде они находятся внутри этой общей системы, которая пока что является испорченной.

Каждый раз раскрывается еще часть этой системы душ, то есть она все больше и больше выстраивает себя. Потому что в каждом поколении появляется еще некоторое количество людей, которые своим исправлением присоединяются к этой исправленной системе. И в ней ощущается все больше и больше Высшего света.

Мы тоже находимся там, но все еще не соединены между собой, не существуем в этой исправленной системе, но пытаемся, стараемся туда войти. Мы строим между собой систему связи и получаем воздействие, помощь от этой большой исправленной системы.

2011-05-17__rav_lecture_gilui-maarehet-kesher_15

Рис. 12

Когда мы изучаем книги, написанные каббалистами, следуем их советам, пытаясь правильно сорганизоваться между собой, - мы словно находимся в их руках. И эти великие люди, жившие в эпоху Авраама и далее, все эти каббалисты, эти души, буквально помогают нам, заботятся о нас и направляют к правильному соединению. Через них мы раскрываем Высший свет, ведь мы читаем их книги, в которых они описывают правильную, исправленную систему. И так мы продвигаемся.

Если вы будете смотреть на наш мир сквозь призму этого объяснения, то сможете понять все происходящее в нем: почему мы существуем именно в таком испорченном состоянии, почему происходит кризис во всех сферах деятельности человека.

Иными словам, из этой разбитой системы душ мы сможем понять любую причину всего происходящего здесь с нами, а также  увидеть, почему этот кризис проявляется в такой многогранной форме. И это для того, чтобы надавить на нас со всех сторон и вынудить к соединению друг с другом.

Ведь мы существуем в единой системе, которая состоит из 3-х систем: мира Бесконечности, разбитых душ и нашего мира. Все эти системы подобны друг другу, только Бесконечность заполнена Высшим светом, и наши духовные сосуды/желания там исправлены. В системе разбитых душ также находится Высший свет, но духовные сосуды там неисправны. А в нашем мире света почти нет, и там существует только маленькое эгоистическое желание.

Все силы, все желания проходят между этими системами, и потому они подобны.

2011-05-17__rav_lecture_gilui-maarehet-kesher_16

Рис. 13

В ту самую секунду, когда мы начинаем ощущать происходящее во всей этой системе, когда все это становится для нас прозрачным, - нам раскрывается, почему именно так это происходит, и посредством чего можно исправить то или иное нежелательное явление.

Вопрос: В последнее время создается впечатление, что кольцо все плотнее сжимается именно вокруг Израиля. Почему это происходит?

Ответ: Мы владеем методикой исправления, и потому должны ощутить это давление больше, чем все остальные. Нам нужно надавить на себя и на весь мир, чтобы ускорить наше развитие к соединению между собой.

И потому очевидно, что Израиль всегда будет находиться под давлением, ощущать ненависть и претензии остальных, и на него всегда будут возлагать ответственность за происходящее.

Народ Израиля называется избранным народом только лишь потому, что он обязан передать методику исправления всему миру. Ведь мы не являемся народом, - мы та самая группа каббалистов, которых в исправленном виде Авраам соединил между собой.

Эта группа "упала" со своего духовного уровня и прошла процесс разбиения, и теперь мы должны ее исправить: после этого изгнания, после ее разбиения, снова соединить воедино, чтобы она стала примером для всего мира. Вот почему на нас оказывается давление во много крат сильнее, чем на весь остальной мир.

Каббалисты в своих книгах говорят о том, что изучать Каббалу обязан каждый человек. И даже если человек до тонкостей изучил Тору, и обладает качествами, превосходящими всех праведников мира, но не изучал Каббалу, он вынужден будет снова совершить кругооборот и прийти в этот мир еще раз, чтобы изучить тайны Торы и Каббалы. (Бааль Сулам, Предисловие к книге "Уста мудрого")

Следовательно, у нас нет выбора. Прежде всего, теперь, когда пришло время, мы обязаны, как можно быстрее, реализовать эту методику и стать примером миру. И до тех пор, пока мы это не осуществим, наши беды и давление на нас будут все больше усиливаться. Тут нет никакого сомнения. Но все это происходит для того, чтобы заставить нас сделать именно то, что на нас возложено.

И потому, самое главное - это распространение науки каббала, - прежде всего здесь, в Израиле, а также во всем мире, среди всех наших товарищей, у которых раскрылись точки в сердце.

Вопрос: Вы сказали, что в человеке раскрывается точка в сердце, когда он наполнил все свои желания материального мира: к сексу, славе, обеспечил себе какое-то экономическое положение...

Ответ: Нет, это совсем не означает, что ты пресытился всем. Ты не обязательно должен быть Ротшильдом…

Каждый человек внутри своей души приходит к состоянию, в котором начинает ощущать пустоту и безысходность. Ведь пока он еще станет "ротшильдом"! И пока пробудет в этом состоянии пару сотен лет, - только тогда он, может быть, почувствует безысходность. Может быть!

Но есть такие люди, которые уже в своей обычной жизни чувствуют, что должны себя найти, понять, в чем смысл жизни.

Вопрос: В чем разница между человеком, который достиг наивысшего материального уровня жизни, и тем, кто его не достиг, но в них обоих раскрылась точка в сердце?

Ответ: Это зависит от корня души, от того, сколько усилий должен приложить каждый, чтобы ощутить безысходность. Это зависит от толщи их эгоистического желания, от их места в общей системе душ.

Эта система душ подобна человеческому организму, который состоит из клеток. Каждая его клетка – словно, отдельная душа. Поэтому, скажем, душа одного человека относится к голове этого общего организма, душа другого – к ноге, третьего – к руке, четвертого – к животу.

Известно, что духовный парцуф состоит из головы/рош, внутренней части/тох, и конечной части/соф. Или это: ХАБАД, ХАГАТ, НЕХИ, или три линии.

Так вот, каждый из нас принадлежит разной части этой системы душ. Поэтому мы отличаемся между собой по различным параметрам: толщиной своего желания, окружающими и внутренними светами, духовными генами/решимот.

И, следовательно, невозможно сравнивать одного с другим. Один родился, и уже с детства начинает спрашивать, для чего родился, не видит, зачем это было нужно. А другой только в возрасте 50 лет вдруг начинает задумываться о том, зачем он прожил всю эту жизнь. И так приходит к науке каббала. Одного приводят проигрыш на бирже и потеря имущества, а другой, несмотря на свою успешную, обеспеченную жизнь, вдруг начинает спрашивать себя, для чего ему все это нужно.

Вопрос: Значит, нельзя сказать, что для человека, у которого раскрылась точка в сердце, когда он никак не реализовал себя материально, - это просто своего рода бегство, как скажем переезд из одной страны в другую?

Ответ: Человек словно хочет сбежать от материального мира, он не видит пользы во всем том, чем занимается. Но, возможно, он не видит пользы, потому что испытывает отчаяние оттого, что потерял свое имущество. А, может быть, наоборот, достиг вершины, но не видит в этом для себя никакого наполнения.

Вопрос: А может быть правильнее сначала достичь вершины в материальном?

Ответ: Нет-нет. Главное – познать состояние безысходности.

Вопрос: В чем разница между изучением науки каббала и обучением в группе другим методикам, которые тоже говорят о любви и соединении?

Ответ: Изучение науки каббала в группе необходимо для того, чтобы привести этих людей к такому соединению между собой, когда они связаны своими душами, точками в сердце.

Прежде всего, мы говорим о тех людях, в которых пробудилось желание достичь источника, корня жизни. В этом их цель, и потому они приходят в такое место, где изучают науку каббала. Там им говорят, что они должны соединиться между собой.

Этого никто не хочет, никто об этом не думает, но им объясняют, и постепенно они начинают понимать, что реализовать эту цель можно только путем соединения между собой. Тогда им раскрывается, что вся Тора говорит только лишь о соединении: "возлюби ближнего, как самого себя – это великое правило Торы".

Таким образом, вся Тора, вся методика и весь свет, который мы можем из нее извлечь, предназначены только для того, чтобы привести к общему, совершенному соединению между всеми душами. И кроме того, мы должны понять, что вся наша жизнь устроена таким образом, чтобы все время подталкивать человека к этому.

Человечество начинает постепенно ощущать, что его главная проблема – эго. Я вижу это, читая статьи о различных исследованиях в этой области. Люди начинают уже понимать, что без соединения между собой невозможно исправить существующий кризис.

Поэтому мы должны относиться к этому соединению как к способу выйти из обрушивающихся на нас бед. Люди не понимают, что кризис – это только причина, которая должна побудить их соединиться между собой. А их соединение – лишь средство, которое должно привести их к состоянию Бесконечности.

Вопрос: Вы говорили о необходимости соединиться в небольших группах, простых делах. Что это означает на практике, и в каких делах может выражаться сегодня при существующих средствах?

Ответ: Группа существует, чтобы заниматься распространением, ведь кроме учебы больше заниматься нечем. Учимся мы вместе на нашем ежедневном уроке, материалы из которого затем публикуются на блоге, чтобы человек повторил пройденные вопросы, обратил внимание на то, что упустил.

Так что суть группы – объединение. Процесс объединения включает в себя много этапов и тем. В группе проявляются разногласия - это происходит специально: эгоизм прорывается и предоставляет нам поле для работы. Мы чувствуем, что пространство буквально горит между нами, и это хорошо.

Написано в Зоар, что ученики рабби Шимона каждый раз перед объединением чувствовали огромную ненависть друг к другу. Раскрытие зла, раскрытие разбиения обязательно на каждом этапе продвижения группы. С этого раскрытия начинают, и оно проявляется в различных формах между нами.

Так что группа - это лаборатория, в которой обнаруживается отсутствие соединения. Там взаимодействуют мужчины и женщины, причем женщины должны особым образом поддерживать мужчин. Соединение к ним не относится, а потому они лишь оказывают давление своим желанием на группу мужчин. Получается, что женщины являются носителями желания, а мужчины – носителями экрана.

При такой организации образуется модель, которая постепенно расширяется, включая новые части человечества. Однако все человечество не должно входить в нее осознанно, ведь не у всех раскрывается точка в сердце, а только у небольшого количества людей, как написано: "Вы – малочисленный из народов".

Как в нашем теле есть голова, управляющая всем организмом, так Исраэль (из этих букв образуется выражение "мне голова") – это те, которые понимают и способны осознанно осуществить объединение и исправить разбиение. Остальные люди присоединяются к этой работе и таким образом достигают исправления – как тело соединено с головой и выполняет ее указания.

Поэтому не стоит ожидать, что наши группы разрастутся на весь мир, и в каждом доме, за каждым углом будет каббалистический центр. Нет, я вовсе так не думаю. Если сейчас с нашей системой связано приблизительно 2 миллиона человек, то будет еще миллион или два – цифры совсем не большие. Даже  различные несчастья не раскроют точки в сердце у большинства человечества, а лишь подтолкнут людей к тому, чтобы быстрее присоединиться к нам.

Вопрос: Что полезнее и важнее: записаться в учебную группу и учиться или заниматься распространением науки каббала?

Ответ: Человек обязан закончить кампус. В нашей центральной группе, которая занимается каждый день, мы не изучаем материал системно. Я не начинаю каждые несколько месяцев курс с нуля, чтобы еще раз пройти основы. Когда-то, лет 10 назад, так действительно было, но после того, как организовалась основная большая группа, необходимость в начальных упражнениях отпала. Мы должны были двигаться вперед, чтобы себя сформировать. Поэтому для начинающих был создан кампус.

Также у моего учителя РАБАШа каждый человек, приходящий учиться, сначала занимался в группе новеньких. Там он проходил годичный курс и затем мог присоединиться к основной группе. А до этого вообще не было речи о том, чтобы присутствовать на общем уроке.

У нас люди, занимающиеся в кампусе, могут прийти на лекцию и на урок. Методика, система обучения, а также порядок прохождения тем тщательно выверены. Мы много над этим работали, чтобы начинающий получил материал в максимально близкой и легкой форме и в течение короткого времени имел представление о науке: видел этот мир и мир духовный, мог их соединить, в какой-то степени владеть материалом и понимать его.

Поэтому от человека, прошедшего такую систематическую учебу, получаешь совершенно иное впечатление. В нем сформирована система, он чувствует и понимает, правильно трактует слова, а это в науке каббала главное. Ведь когда мы читаем Тору или другие тексты, мы их не понимаем, думаем, что это происходит в нашем мире и воображаем различные картины.

Даже каббалистические понятия – света, сосуды, души, миры – представляются нам очень туманно. А ведь главное, как пишет Бааль Сулам в "Предисловии к Учению Десяти Сфирот", - правильно толковать слова, чтобы не ошибиться. И на это во время учебы в кампусе мы делаем особый акцент.

Вопрос: Если человек работает в группе и чувствует разбиение в отношениях с товарищем – настоящую ненависть, то должен отрабатывать это ощущение с ним или просить высшую силу, чтобы их соединила?

Ответ: Следует действовать только через общую силу: силу группы и высшую силу.

Продолжение вопроса: То есть оставить разногласия в стороне, не заниматься ими и обратиться к высшей силе?

Ответ: Верно.

Вопрос: Я хотела бы понять, что означает выражение "объединиться над горой Синай" (ненависти)?

Ответ: Мы должны объединиться поверх ненависти, причем эта ненависть остается внутри, а мы поднимаемся над ней в любви, как написано: "все преступления покроет любовь". Преступления остаются, а любовь их покрывает.

Продолжение вопроса: Но любовь возникает тогда, когда я к кому-то прислушиваюсь. Можно так считать?

Ответ: Это вы считаете любовью? Вы можете прислушиваться, но я не называю это любовью. Любовь означает, что я чувствую желание другого человека как свое, существую, чтобы его наполнять, беречь и обслуживать.

Вопрос: Считается ли учеба в кампусе учебой в группе?

Ответ: Учеба в кампусе считается учебой в группе. Там учат тому, как начать объединяться. Необходимо понять, что система взаимоотношений в человеческом обществе неслучайна. Мы видим, что мир, распространившийся из Вавилона во все стороны, начинает после нескольких тысячелетий вновь соединяться вместе, образуя точно такую систему, как была тогда – глобальную и интегральную.

В Вавилоне люди почувствовали кризис, и потому образовалась группа, раскрывшая науку каббала – способ объединиться вместе. К этому призывал людей Авраам, но только те, у которых раскрылась точка в сердце, к нему присоединились. Сегодня мы вновь находимся в таком же состоянии, ведь человечество – это та же самая группа, и оно обязано объединиться.

Наша работа в этом направлении называется распространением: мы обязаны способствовать объединению, и здесь не может быть уступок. Мы – это выходцы из Вавилона и те, которые присоединились в результате перемешивания душ после разбиения. Между нами нет различия: тот, кто чувствует необходимость познать себя, обнаруживает, что принадлежит к этой группе, ведь мы все - вавилоняне, все исходим из этого корня. Просто одни раскрыли это давно, а другие только сейчас.

У некоторых людей вроде бы есть наследственность от группы Авраама, но точка в сердце не раскрывается. А у тех, у которых нет прямого отношения к той группе, - она просыпается. Как бы то ни было, мы должны способствовать объединению всего человечества. В наше время это очень критично, ведь нам некуда расходиться.

Вавилоняне нашли хорошее решение – разошлись в разные стороны: ты направо, я налево. Если из-за ненависти мы не способны быть вместе, то друг от друга отдалимся на расстояние ненависти и будем каким-то образом сотрудничать: ты – мне, я - тебе. В таком виде мы существовали в течение тысяч лет, пока вновь не включились в замкнутую систему. Сейчас выбора нет – мы обязаны закончить этот процесс.

"Только когда человечество поднимется на совершенную ступень любви к ближнему, когда все люди мира сплотятся, как единое тело, единое сердце, – только тогда во всей своей полноте раскроется счастье, ожидающее человечество". Бааль Сулам, статья "Свобода воли".

Вопрос: Как будет выглядеть народ Израиля, когда все-таки пробудится к выполнению своей миссии? Что тогда будет здесь, в стране Израиля?

Ответ: Написано, что здесь будет духовный центр мира. Я думаю, что и сейчас мир не воспринимает это место иначе. Отсюда произошли религии и верования, здесь чувствуется некая особая сила. И действительно, здесь находится точка соединения духовного мира с миром физическим, и земля Израиля построена согласно духовной модели.

Поэтому мы должны организовать отсюда такую систему распространения, чтобы люди почувствовали, что сердце мира находится здесь. Об этом написано в первоисточниках, в частности, об Иерусалиме и всей земле Израиля. Отсюда свет придет ко всему миру, и тогда не будет иметь значения, где человек живет, потому что все люди будут соединены на Земном шаре. Но народ Израиля будет источником методики и силы, пока все не соединятся на уровне Бесконечности. Тогда не будет ни начала, ни конца - все равны.

Вопрос: Сравнивая нынешнюю ситуацию в Израиле – полные залы на ваших лекциях в многочисленных каббалистических центрах, к которым постоянно присоединяются новые ученики, - с положением 10-12 летней давности, когда была лишь небольшая группа учеников, можно ли сказать, что мы приближаемся к той картине, которую вы сейчас нарисовали?

Ответ: С одной стороны, да. Конечно, у нас есть успехи в исправлениях, и это вселяет надежду на то, что нам удастся продвигаться добрым путем, путем света, а не путем страданий. Вопрос в том, накапливается ли отставание в нашем продвижении, или наш прогресс в распространении и построении группы превышает падение мира в разбиение? То есть вопрос в тенденции.

Я надеюсь, что мы начинаем понемногу выпрямлять соотношение ритма падения мира и ритма нашего продвижения. Мы переходим некую точку, после которой начнем уменьшать это расхождение, и положительная сила в мире будет расти больше, чем проявление в нем эгоистических желаний.

Проблема в том, что постоянное раскрытие эгоизма обязательно. В мире как бы действует мотор, который выпускает его все больше и больше, как сказано: "Я создал эгоизм". Это творение все время прогрессирует, и каждый день высвобождается, допустим, 1кг общего эгоизма. Работаем ли мы над собой так, что каждый день притягиваем поверх него 1 кг света, силы объединения?

Мы действительно приближаемся к такому состоянию, что раскрываем 1кг силы соединения на 1кг силы отдаления. Перейдя эту точку, мы начнем притягивать света больше, чем каждый день проявляется зла. В ответ мы увидим, что мир станет лучше. В нем наступит облегчение уже потому, что не будет необходимости вести людей к объединению страданиями. Сила объединения раскроется настолько, что люди потянутся к связи, захотят единения. Тем самым мы уменьшаем беды и реализуем исправление.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовное ощущение

Быть человеком

Единство – это новая реальность

Желание и стремление

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чем отличается "желание" (хисарон) от "стремления" (иштокекут)?

Ответ: Желание (хисарон) означает, что я просто хочу какого-то наполнения. Например, я хочу пить. А "стремление" (иштокекут) зависит от того, насколько мне это действительно необходимо в данное мгновение, насколько я сейчас страдаю от отсутствия этого наполнения.

То есть "стремление" – это дополнение к желанию, которым измеряется насколько оно острое в данные момент, в какой мере наше эго готово страдать ради достижения желаемого.

Иными словами: сколько ты готов за это заплатить? – сейчас мы посмотрим. Ты хочешь это получить – пожалуйста! Сколько ты даешь?

И по твоему ответу мы можем измерить твое стремление. Ты говоришь: "Ну, сто" - "Нет, давай тысячу" – "Тысячу??" Вот тут и проверяется, сколько ты готов заплатить – этим измеряется твое стремление к желанной цели.

А само желание – простое. Если дают бесплатно – так я возьму.

И разумеется, человек оценивается по своему стремлению. Желание приходит к нам от Творца, а стремление мы добавляем за счет окружения. Стремление – это плод нашей работы, результат вложенных усилий.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 28.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что такое духовная потребность

Любому под силу такое сверх-усилие

Форма материи, созданная мной

Человек, пришедший, чтобы вывести нас наверх

каббалист Михаэль ЛайтманВся наука каббала пришла к нам из книги Зоар и произведений Ари. Но если бы не Бааль Сулам, мы бы не смогли ее изучать. Ведь книга Зоар полна иносказания, рассказов, понятных только человеку, который находится на той же духовной ступени и может расшифровать эти намеки.

Что касается Ари, то он сам ничего не писал – он только говорил. Все произведения Ари написаны его учеником, Хаим Виталем, и все это  многотомное собрание сочинений основано на том, что Ари сказал за полтора года. Такое короткое время существовала его группа, которую он обучал, и затем скончался.

Этот материал разными путями попал к разным людям, которые собрали из него книги. Одна часть записей хранилась в каком-то тайном месте, другая была похоронена в могиле Хаим Виталя, и ее извлекли потом, раскрыв могилу. Третья часть передавалась по наследству и прошла через многих людей, и кто знает, что они с ней сделали.

А Ари говорил обо всей системе в общем, и если у человека нет полного материала и он не способен в нем хорошо разобраться, то он не может его правильно организовать. Поэтому, хотя эти записи были собраны также каббалистами, но там многого не хватало, и не соблюдалась правильная последовательность.

Поэтому, Бааль Сулам добавил к произведениям Ари свой комментарий, чтобы мы могли следовать такому естественному течению, от легкого ко все более сложному, и, обучаясь в правильной форме, могли понять написанное Ари.

Без этого мы бы ничего не смоги понять. А в науке каббала это очень опасно, потому что если ты не понимаешь, о чем говорится, то можешь нафантазировать себе все, что угодно.

Поэтому нам нужно понять, какую большую работу проделал Бааль Сулам, без которой мы бы ничего не достигли. Иногда меня спрашивают: есть так много других каббалистов – почему мы не изучаем их произведения? Но не у кого больше учиться, ведь все они писали на своей высокой ступени – такие, как АГРА, Рамхаль. Учиться по этим произведениям невозможно, потому что они не расшифровали это для обычных людей, таких как мы, чтобы можно было это понять и использовать, реализовать на себе.

Из урока по статье ""Обобщающее введение (Птиха колелет)", 27.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Методика из первых рук

"Питаться" от учения Бааль Сулама и Рабаша

Из каких книг мы получаем больше света?

Вырасти взрослым и служить людям

каббалист Михаэль ЛайтманСогласно высшей программе, мы находимся в процессе развития, который должен завершиться полным освобождением. И прежде всего, мы должны раскрыть, что находимся "в изгнании" от чего-то.

Но что это такое, из чего я изгнан и с чем сейчас разлучен? И тут я узнаю, что существует некая высшая реальность – истинная, постоянная, вечная,  совершенная, а я отделен от нее и нахожусь в какой-то лживой реальности! Мы живем в воображаемом мире, как называют наш мир каббалисты. Он представляется мне словно галлюцинация человека, потерявшего сознание.

А я должен использовать эти воображаемые картины настолько, насколько я способен и насколько мне дают, чтобы подняться. Мне будто говорят свыше: "Этого достаточно, во всем остальном мы поможем тебе снаружи. Но находясь в этом бессознательном состоянии, ты обязан сам сделать какое-то усилие, чтобы из него выйти".

Вы когда-нибудь видели, как приводят человека в сознание? Его трясут и будят, не дают ему уйти внутрь себя, заставляют открыть глаза, начать смотреть, реагировать. Чем больше над тобой работают и пробуждают тебя, тем лучше это помогает тебе прийти в чувство, пробудить в себе внутренние силы. И тогда ты начинаешь воспринимать окружающих, а не уходишь в себя.

Есть такие мгновения, когда только от тебя зависит, где ты в итоге окажешься – в сознании или без сознания. И нам нужно пробудить себя и пробудить мир.

Нет сомнения, что если существует программа развития, которая везет нас  словно в поезде, то мы обязаны проехать от начального пункта и до конечного, до полного освобождения. Но есть в самом конце этого пути такой участок, где мы должны сами участвовать в своем движении к цели.

И здесь у нас тоже нет выбора – если ты не захочешь участвовать, то тебя заставят. Не может такого быть, чтобы ты вообще не участвуя в программе, достиг ее конца. Ты не почувствуешь этой конечной точки, этого состояния, если до того, не участвовал в движении к ней.

Твое участие необходимо тебе самому – чтобы развить тебя, научить чему-то. Только тогда ты сможешь почувствовать, что означает полное освобождение. 

А без этого ты ничего не сможешь ощутить. Мы и сейчас находимся в мире Бесконечности – но разве мы его ощущаем? Мы ощущаем прямо противоположное, из-за неразвитости восприятия.

Поэтому, наше развитие, начиная с этого времени и до окончательного освобождения, обязано проходить при нашем активном участии. И все это тоже заложено в замысел творения и в программу его развития.

Просто пришло время! Словно ребенок растет, и чем больше становится – тем большее участие обязан принимать в своей жизни. Он должен учиться самому что-то делать – хотя бы собирать за собой игрушки. Пока он не вырастет, станет взрослым, и сможет сам обслуживать себя и служить другим людям.

Из урока по статье ""Обобщающее введение (Птиха колелет)", 27.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Высшая программа ждет твоего участия

Взгляд на реальность сквозь параллельные миры

Весь мир зависит от нас

Высшая программа ждет твоего участия

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если у Творца есть какая-то программа нашего развития, то зачем нам вмешиваться в нее и пытаться ее обойти?

Ответ: Существует естественная программа развития, которая называется "природа". В природе есть двигатель, который крутится, раскручивая все развитие, и повинуясь ему, мы идем уже сотни тысячи лет и так развиваемся. Так было в течение всего существования человека на этой земле.

Но в эту же программу заложено, что человек должен постепенно развиться до такого состояния, когда сам включится в ее работу. Сила, заложенная в природе, все время воздействует на желание и развивает его. А внутри этого желания, она также развивает точку, исходящую из корня души.

И в какой-то момент, кроме желания насладиться, в нас начинает говорить еще эта точка. Приходит время, когда она начинает проявлять себя и требовать от человека ее реализовать.

Реализация этой точки происходит выше желания, и потому человек ощущает в себе раздвоение и встает перед выбором: либо идти согласно своему эго, простому земному желанию: пища, секс, семья, деньги, власть, знания. Либо развивать эту духовную точку и выяснять: кто я, откуда взялся, где высшая сила, для чего вся эта жизнь, в чем ее смысл?

Точка в сердце начинает задавать все эти вопросы и повергает человека в смятение. И тогда он каким-то образом находит науку каббала – тоже согласно программе! В жизни нет никаких случайностей, все происходящее в этом мире спускается к нам из высшего мира. И пойдешь ли ты вторым путем или нет, получишь ли все возможности, чтобы его реализовать – это тоже все определено программой творения.

Ты сейчас пришел учиться не потому, что сам так выбрал. Просто были силы, которые действовали на тебя и дали тебе понять, что стоит прийти. Твоя свобода начинается только там, где ты встаешь прямо перед выбором: включиться в каббалистическую группу или нет, и даже еще глубже там внутри – готов ли ты поступиться своим эгоизмом ради того, чтобы включиться в нее, или не готов.

Выбор лежит только между двумя желаниями: желанием, направленным к самому себе, или желанием, направленным от меня наружу. Вот тут ты действительно выбираешь. Желание в сторону себя называется АХА"П, нижняя часть парцуфа. Желание наружу – называется Гальгальта вэ-Эйнаим, высшая часть парцуфа. А посреди находится такая область, которая называется "клипат Нога" – где ты якобы принимаешь решения. 

Тут тоже возникает вопрос, на основе чего ты принимаешь решение, и как тобой вертят свыше, чтобы ты решил так, а не иначе.

И в той же программе заложено, что мы должны распространить каббалу по всему миру. Без этого мир не придет к исправлению, ведь он действует только согласно естественной программе развития, как все остальные уровни природы. Нам необходимо правильно использовать все эти уровни: остальное человечество, а также, животную, растительную и неживую природу – в мысли, действии, намерении, чтобы присоединить их к себе и всем вместе, всему творению, подняться со ступени этого мира – к высшему миру.

Из урока по статье ""Обобщающее введение (Птиха колелет)", 27.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Взгляд на реальность сквозь параллельные миры

Вырасти взрослым и служить людям

Лучше двигаться самому, чем из под палки

Взгляд на реальность сквозь параллельные миры

каббалист Михаэль ЛайтманНужно понять, что "Нет такой травинки внизу, над которой бы не стояло ангела свыше, который бьет ее и заставляет расти". То есть у любых событий, происходящих в этом мире, от самых плохих и до самых хороших, у всего есть лишь один источник – сверху спускается сила, которая вызывает в этом мире действие, мысль, процесс.

Нет в нашем мире ничего, что бы ни управлялось напрямую свыше - от мельчайших частиц атома до самых огромных галактик, от любых движений в мысли, слове, действии человека, животного, растения, неживой природы. То есть даже когда нам кажется, будто мы взаимодействуем друг с другом, это тоже проходит через верх и регулируется оттуда, из высшего мира.

Два мира: высший и низший, существуют параллельно один другому, и все силы спускаются из высшего мира в наш мир, управляя в нем любой деталью.

2011-05-27_rav_bs-pticha-kolelet_lesson_n1_pic06

Но можно также сказать иначе, что высший мир – более внутренний, как говорится "внутренняя часть Торы" или "внутренняя суть вещей". Весь высший мир скрывается внутри этого мира и оттуда управляет всей материей.

Но как бы мы это ни представили, наш мир – это мир следствий, и потому мы не способны решить в нем ни одной проблемы. Нам только кажется, будто мы можем совершать тут какие-то исправления – но это только для того, чтобы нас запутать. Для того, чтобы лишь с течением времени, после многих стараний, мы наконец осознали, что ничего не достигли и тянули за собой все неисправности, пока не пришли к одному большому кризису.

И тогда мы наконец хватаемся за голову и начинаем понимать, что проблема в том, что мы действовали одни, своими силами, а не пригласили высшую силу, чтобы она действовала за нас. 

А высшая система, либо действует сверху вниз безусловным, неизбежным образом, когда из высшего мира – мира решений и действий, естественным образом спускаются в этот мир силы и порождают в нем следствия. И тогда получается, что наш мир управляется свыше напрямую, что называется естественным ходом событий – "в свое время" (беито), то есть согласно естественной программе развития.

Но может быть и по-другому, когда я сам включаюсь в это управление нашим миром свыше. Если я чувствую здесь внизу, что происходит, и прошу изменений, воздействуя на корень (на корень своей души в высшем мире), а этот высший корень, в свою очередь, воздействует на меня, и между нами возникает раскрытие, общение, ответная реакция – то это значит, что я продвигаюсь путем "ускорения времени" (ахишена), а не естественным образом.

Тогда я поднимаю наверх молитву, МА"Н, получаю сверху ответ, МА"Д, и таким образом сам участвую в проходимом мною процессе.

Все страдания, которые мы ощущаем, приходят лишь для того, чтобы раскрыть нам, что мы ничего не можем сделать, оставаясь в рамках нашего мира. И если мы действительно хотим что-то изменить – то должны повлиять на корень. Наука каббала и объясняет нам, что вся жизнь дана для того, чтобы обязать нас обратиться к корню.

А все это нужно для того, чтобы мы, наконец, вызвали такое состояние, когда весь этот мир поднимется к высшему миру и сольется с ним, исчезнув из наших ощущений.

Из урока по статье ""Обобщающее введение (Птиха колелет)", 27.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Высшая программа ждет твоего участия

Вырасти взрослым и служить людям

Пойдем вместе со светом

Часть Творца свыше

каббалист Михаэль ЛайтманДуша – это результат воздействия света на желание. Своим влиянием свет приводит желание к особому действию, и оно принимает форму под названием "душа" – иными словами, свойство отдачи, любовь, выход из себя наверх. Когда в желании пробуждается такое свойство, это и есть душа.

Душа называется "частью Творца свыше". Творец желает лишь совершать отдачу, любить – это Его свойство в чистом виде. А в человеке оно пробуждается над желанием, оно произведено из его желания, из "материала" – то есть уже сам "материал" ведет себя таким образом. Сказано об этом: "тьма воссияет, как свет". Желание – это тьма, но посредством особого действия над собой оно может светить, подобно свету. Вот это подобие и называется "душой".

Речь идет всё о том же желании, только принявшем другую форму, другое свойство – отдачу вместо получения. Так свет производит душу, воздействуя определенным образом.

Если в человеке действует свойство отдачи, то у него есть душа. А если свойство отдачи в нем не действует, если он еще не исправил себя, то души в нем нет. Это не какая-то субстанция, которая может войти и выйти, а свойство, которое обретается посредством исправления.

Отсюда и определение: "часть Творца свыше". Если в человеке есть душа – в той же мере он ощущает Творца. Ведь душа и Творец – это одно и то же, одно свойство. Только так и можно раскрыть Творца, так и раскрыли Его каббалисты: они исправили себя на отдачу и в этой исправленной части начали проявлять новую реальность, новое ощущение. Они назвали его "высшим миром", а свойство, которое там царит, назвали "Творцом" (Борэ) – что значит: "приди и увидь" (бо-рэ).

"Творец" – это то, что раскрывается в исправленном творении.

Из урока по статье "Свобода воли", 27.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Моя вечно новая душа

Разве в печени есть душа?!

Что такое душа? (клип)

По науке, а не по понятиям

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Можно ли обрести душу, раскрыть духовный мир и Творца без науки каббала?

Ответ: Человек начинает исследовать природу и обнаруживает в ней определенный закон, т.е. определенную связь между явлениями. К примеру, я бросаю на пол какой-нибудь предмет, вычисляю, с каким ускорением он падает, и вывожу отсюда закон. При этом другие не изучают природные явления, а получают знания о них в готовом виде.

Есть люди, которые открывают законы природы, и есть люди, которые учатся и таким образом совершают раскрытие – всегда личное, индивидуальное.

Явления, открываемые учеными, существовали в природе и раньше. Разве не падали яблоки на головы и до того, как Ньютон открыл закон тяготения? Таким образом, ничего нового нет, мы проявляем то, что уже существует, происходит. Однако есть первооткрыватели, и есть те, кто учится у них и старается правильно использовать полученные знания.

Так же обстоит дело и с наукой каббала – с физикой более широкого мира, не ощущаемого в наших органах чувств. Для него мы должны развить дополнительный орган чувств, называющийся "свойством отдачи", в котором и раскроем духовные явления: сфирот, миры, парцуфим. Однако мы по-прежнему работаем как ученые.

Сказано: "из действий Твоих познаем Тебя". Отсюда ясно, что всё проистекает из действия, из исследования. "Человек судит лишь по тому, что видят его глаза". "Вера" – это сила отдачи, которую ты обретаешь. Ты не закрываешь глаза, чтобы слепо принять за факт чужое мнение – такого нет ни в одной науке, нет и в каббале. Напротив, сказано: "знай Творца и служи Ему". В основе всего лежит знание, анализ, раскрытие.

Так вот, есть люди, которые уже осуществили это раскрытие, увидели определенные закономерности и передают тебе знание об этих законах, о методике исследования – чтобы облегчить твой путь. Ведь одни и те же законы действуют на всех, мы находимся в одном мире.

Так что, не надо смотреть на каббалу как на неведомое животное. Она корень всех наук нашего мира, поскольку раскрывает нам корни творения, – и относиться к ней надо именно как к науке.

Каббала не имеет отношения к религии. Упав со ступени любви к ближнему в себялюбие и взаимную ненависть, мы утратили ее и перестали ощущать высший, духовный мир – тогда-то и родилась религия. 

Таким образом, "религия" – это наука каббала, оставшаяся в изгнании, в отрыве от Творца, в отрыве от высшего мира, в отрыве от предмета изучения. Вне реального ощущения, без знания и понимания, трактовка духовных действий и взаимоотношений с подлинной реальностью, с Высшей силой, превратилась в иудаизм. И существует он на отрезке времени от разрушения Храма до избавления, после чего мы снова возвращаемся к науке каббала. Потому и сказано: "все познают Меня, от мала до велика".

Разумеется, не надо ничего презирать. Мы продвигаемся при помощи имеющихся средств, но каждое из них имеет свою сферу применения.

Из урока по статье "Свобода воли", 27.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Суть науки каббала

Прежде всего – исправление души

Что исследует наука каббала? (клип)

"Нечестная" игра Творца

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ли в нашем мозгу такой участок, где ощущается наслаждение от единения в группе и раскрытия Творца - так же, как наслаждение от пищи, секса, домашнего очага?

Ответ: Мозгу, как и желанию, неважно, от чего наслаждаться. Но Творец ведет с нами "нечестную" игру. Он  поставил условие: если ты хочешь наслаждаться в этой жизни, в нашем мире от сладостей – пока наслаждайся.

Так же мы поступаем с детьми. Они должны развиваться, чтобы стать взрослыми, и потому мы день за днем, в течение 18-ти лет, даем им все, что в наших силах. Ребенок ломает игрушки, не слушается, делает все наоборот, а ты относишься к нему снисходительно – ничего не поделаешь, тяжело вырастить детей, тебе остается только давать ему все необходимое.

Мы видим, что природа тоже дает детям все - желание, силы, стремление расти, они бегают, играют, непрестанно что-то делают. Все устроено так, чтобы дать человеку возможность развиваться. Закончил свое развитие? – Теперь ты обязан тяжело работать, идти в армию. Это так отличается от всей прежней жизни! Детство кончилось – ты уже взрослый.

В духовном мире Творец ставит перед нами такое же условие. Тебе дают развиваться в духовном в малом состоянии (катнут), обеспечивая всем необходимым, как детям в этом мире. Но по мере твоего роста тебе ставят все более трудные условия – ты должен все больше отдавать, платить, любить, чтобы получить что-то в ответ.

Свет находится в абсолютном покое. Желание хочет наслаждаться от света. Но посредине есть условие, как для взрослого в этом мире: если ты хочешь наслаждаться, ты обязан заплатить, восполнить свое желание, сосуд для получения света.

Наслаждение остается тем же самым. Но есть такое условие, что ты не способен наслаждаться от него. И потому у нас нет выбора – мы обязаны достичь отдачи.

"Но я хочу наслаждаться напрямую, быть в Малхут Бесконечности! Дай мне наслаждение, наполни меня!" – Но нет, тебе говорят: "Малхут Бесконечности? Пожалуйста! Только ты ощутишь там страшную тьму..." Почему? Потому что есть условие - Первое Сокращение, и если ты не подобен свету по свойствам – ощутишь тьму. 

Поэтому все наслаждения приходят от света. Даже если кто-то наслаждается от убийства – это тоже приходит от света. Нет другого источника наслаждений. Но есть условие: если ты желаешь достичь подлинных наслаждений, неисчезающих, вечных, - ты обязан получать их в желании отдачи. Нет выбора – таково условие.

Из урока по статье "Предисловие к Птихе", 13.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Куда вела цепочка генов развития

Свет далекого дома

Научиться быть взрослым

Хочешь стать человеком – добавь что-то от себя

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Введение в науку каббала", п.5: Распространение света, а затем его изгнание создают сосуд. Получается, что если сейчас сосуд снова примет свет, то он будет первичным по отношению к нему, будет предшествовать свету. Поэтому четвертая стадия является окончательной стадией создания сосуда, называемой Малхут.

Распространение света в творении должно осуществиться путем четырех стадий, пока творение не почувствует себя получающим и постоянно желающим более того, что оно получает.

Пока желание ограничивалось тем, что к нему приходило, оно еще не было творением, которое распоряжается собой, поскольку у него не было чего-то своего. "Свое" – это собственная добавка к тому, что приходит от Дающего.

От Дающего приходит сосуд, т.е. желание, и свет. Если всё это ниспускается без всякого вмешательства со стороны творения, если оно не стремится привлечь еще больше желания и света – значит, творения нет, а есть нечто несамостоятельное.

Вот почему первые три уровня желания, т.е. неживая, растительная и животная природа, проистекающие из корневой стадии, еще не считаются реально существующими. Они управляются свыше, без всякой добавки со своей стороны.

То же касается и людей, находящихся на этих уровнях развития: они живут и питаются тем, что получают в нашем мире от врожденных свойств, от окружения, от СМИ, от системы обучения и т.д. Пока они не добавляют к этому собственное желание, устремленное к корню, пока подчиняются его командам – их максимальной ступенью остается "животная".

И только если человек достигает человеческой ступени, стремящейся добавить что-то, вернуться к корню, – тогда он требует от корня добавки желания и наполнения, требует развития и становится Человеком, желающим уподобиться корню, Творцу. Творца надо раскрывать каждый раз, еще и еще, как сказано: "Знай Творца и служи Ему". Этим человек и отличается от животного. И тогда его требование, обращенное наверх к корню, подлинно. 

2011-05-26_rav_bs-pticha_lesson_n4_01

Начало человека – точка в сердце – тоже приходит свыше. Но всё остальное, кроме этой точки, в которой он чувствует себя как "нечто из ничего", человек обязан развивать сам. Эта добавка, посредством которой он хочет уподобиться Творцу, и назовется Человеком. После неживого, растительного и животного уровня развития, только последняя ступень именуется "человеческой". Она-то и развивает творение, а предыдущие уровни включаются в нее.

Речь идет, в первую очередь, о нашем внутреннем мире, в котором неживая, растительная и животная природа поднимается и опускается вместе с человеческой ступенью. Не надо представлять себе Земной шар с растительным покровом и животными в полях и лесах. Всё происходит внутри. Если все прочие желания поддерживают во мне рост человека – в этой же мере они поднимаются вместе с ним.

Из урока по "Введению в науку каббала" (Птиха), 26.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Перехватываем инициативу у света

На границе света и сосуда

Моя добавка

Ощутить все формы высшего и согласиться

каббалист Михаэль ЛайтманЖелание не раскрывается до тех пор, пока не пройдет с помощью света все 4 стадии развития, и достигнет осознания, ощущения себя и тогда уже сможет само принимать решения и как-то реагировать на свет.

То есть в любом месте мироздания, где бы ни встретилась "корневая" (нулевая) стадия – она означает отдачу от Творца, который хочет вызвать какую-то реакцию в творении, в "созданном из ничего" (еш ми аин).

Необходимо пройти от этой нулевой стадии, от так называемого "кончика буквы йуд", все четыре стадии АВАЯ (йуд-кей-вав-кей) или стадии 1-2-3-4, и только в 4-й стадии (бхина далет) возникает реакция со стороны желания.

В любом месте творения, во всем мироздании, в какую бы точку мы ни обратились, мы обнаружим там нулевую стадию – отношение Творца к какой-то точке "из ничего" (еш ми аин). А из нее, под влиянием света, уже развивается желание, которое должно пройти 4 стадии, чтобы сформировалось творение, начало ощущать и реагировать на воздействие света.

Итак, все начинается с "кончика буквы йуд", "сущего из сущего" – замысла творения, мысли Творца. Затем она начинает действовать, и рождаются стадии 1-2-3-4 или йуд-кей-вав-кей. Пока мы не доходим до 4-й стадии (далет), которая уже ощущает себя существующей.

2011-05-26_rav_bs-tes-01_lesson_n20_pic07

Тут есть сила ведущая и сила ведомая, и каждая из них – в потенциале и в действии. Первые 3 стадии (0-1-2 - Кетэр, Хохма, Бина) еще относятся к Творцу, а стадии 3-4 (Зэир Анпин, Малхут) относятся уже к творению. 

Такое же разделение мы потом видим во всех духовных объектах, парцуфим, мирах. Первые три ступени - ГА"Р, относятся к замыслу, к программе высшего. А ЗА"Т (З"А и Малхут) относятся к нижнему, творению, причем З"А служит адаптером между высшим и низшим.

Высший – это Кетэр. Его свойство отдачи – это Хохма. В какой форме Он хочет отдавать – это Бина. В какой форме Он относится к низшему – это Зэир Анпин. Это отношение многоуровневое: Хесед, Гвура, Тифэрет, Нэцах, Ход, Есод, Малхут. А сама Малхут – это материал, вбирающий все предыдущие формы, желающий их усвоить и построить в себе, чтобы принять такую же форму, как предыдущие стадии.

И так Малхут реализует это действие внутри самой себя, поэтому ей необходимо ощутить все предыдущие стадии, получить от них впечатление, согласиться с ними и захотеть стать им подобной. И тогда она, в ответ со своей стороны, строит такое же отношение к корню и сама превращается в корень.

Невозможно, чтобы раскрылось творение, если перед ним не прошло 4 стадии.  Только с последней стадии развития "далет", когда у меня есть и желание, и намерение, то есть все исходит от меня – отсюда и далее можно говорить о творении. А до этого, существуют только свойства Творца, которыми Он строит творение.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 26.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Две стороны Замысла творения

Ощутить реальность высшего мира

Четыре стадии развития желания

Точка, вмещающая в себя Бесконечность

каббалист Михаэль ЛайтманВсе начинается с черной точки, "созданной из ничего", на которую воздействует высший свет и развивает творение. Все развитие, кроме этой точки "еш ми аин" (нечто из ничего), приходит от света - силы, действующей в творении, в "ведомой" части.

Откуда же в каждом из нас берутся такие разные свойства? От света! Точка творения "из ничего" – это лишь точка. Но Творец, разделяя свое отношение на миллиарды разных творений, а затем, соединяя их обратно всевозможными видами связей – так, что каждый соединяется с каждый из 7 миллиардов, этим хочет выразить себя в материале "созданном из ничего".

Он не смог бы это выразить никак иначе – а только за счет такого многократного умножения маленьких творений, каждое из которых создано своим особым, уникальным образом, не повторяющемся ни в ком другом.

Каждое творение достигает своего личного исправления, отменив в себе эту часть "еш ми аин" (нечто из ничего) и захотев полностью состоять из свойств "еш ми еш" (сущее из сущего), за счет чего оно может соединиться с остальными. И этим оно увеличивает свое "еш ми еш" от этой маленькой точки, данной Творцом – до Бесконечности, до высоты самого Творца.

Каким образом я, эта маленькая точка, возникшая из ничего, созданная с точечным, практически нулевым отношением к Творцу – прихожу к Его раскрытию? Я соединяюсь со всеми остальными точками (желаниями), отменяя свое "созданное из ничего", и за счет этого вырастает мое "сущее из сущего" до размеров всего мироздания, которое я присоединяю к себе.

То есть за счет этого соединения я создаю из точки целый духовный сосуд, "еш ми аин", наполненный Бесконечным отношением Творца "еш ми еш" ко всем. Это возможно только за счет умножения таких маленьких частей, каждая из которых соединяется со всеми, и все так многоступенчато включаются друг в друга. 

Один соединяется с другим, потом эти двое, ставшие как один, соединяются с третьим и все внутри между собой, а эти три как один – еще с кем-то и т.д. То есть это не просто мое соединение со всеми остальными – это многоуровневая система связи. И только за счет нее Творец может выразить себя внутри общего творения при завершении этой работы в Конце исправления (Гмар тикун).

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 26.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Перехватываем инициативу у света

Взгляд на Творца из точки Творения

Многомерное "лего" Творения

Каббалисты – о любви к ближнему и любви к Творцу, ч.4

Дорогие друзья! Прошу вас задавать вопросы по теме этих цитат великих каббалистов.

Примечания в скобках – мои.

Любовь к ближнему – средство достижения любви к Творцу

В любви к товарищам человек не может обманывать себя, говоря, что он любит их, в то время как на самом деле он не любит. Ведь в этом он может контролировать себя. А в любви к Творцу человек не в состоянии оценить, действительно ли его намерения "ради Творца" или "ради себя".

Рабаш. Шлавей Сулам. Пойдем к Фараону – 2. Статья 13, 1985-86 гг.

Исправление отношения к ближнему является надежным средством прийти к отдаче Творцу, поскольку отношения к товарищам непостоянны и неопределенны, вопросы о отношении к ним постоянно окружают человека, цель исправления ощущается реальной.

В то время как работа по исправлению отношений с Творцом постоянна и определена, не возникает вопросов об этих отношениях от посторонних, поэтому человек привыкает к какому-то исполнению отношений, а исполняемое по привычке, не способно принести пользу.

Бааль Сулам. Дарование Торы, п.14

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалисты – о любви к ближнему и любви к Творцу, ч.3

Каббалисты – о любви к ближнему и любви к Творцу, ч.2

Каббалисты – о любви к ближнему и любви к Творцу, ч.1

Страница 1 362 из 1 653« Первая...1 3601 3611 3621 3631 364...Последняя »