Записи в разделе 'Духовная работа'
Завершая дело Авраама

каббалист Михаэль ЛайтманСегодня мы завершаем то, что начал Авраам, обучив сыновей наложниц всевозможным духовным практикам, предшествующим настоящей духовной работе ради отдачи. Он заложил в них основы верований и отправил в восточные земли.

Впоследствии та же работа Авраама осуществилась через народ Исраэля, который упал с духовного уровня при разрушении Храма и привел тем самым к возникновению религий.

Таким образом, верования, взявшие начало во времена Авраама, и религии, взявшие начало во времена крушения Храма, по сути, представляют собой этапы включения методики Исраэля в народы мира. Иудаизм, христианство, ислам – все эти конфессии двигали человечество вперед к понятию Божественности. Без них человечество оставалось бы в совершенном варварстве.

В наше время, спустя тысячи лет развития, нам трудно представить себе человека, который совсем не задумывается об этом мире и мире будущем, о Творце, о добре и зле. Без религий у нас не было бы сегодня культуры, образования, и вообще, человеческого общества в современном понимании.

Мы просто не сознаём, какую роль религии сыграли в движении человечества. Благодаря им возникли первые университеты. Желая распространить их, люди осваивали новые земли и открывали континенты, стремились к чему-то впереди.

Таким образом, включившись в эгоизм нашего мира, духовное послание дотянулось до людей, лишенных всякой связи с Творцом и не желающих Его за неимением точки в сердце. Теперь у них все-таки есть некий импульс, причастность, страх перед будущим миром, перед возможным наказанием, перед чем-то, что выше этой жизни.

В них живет ощущение чего-то большего, они предугадывают что-то, и пускай в их воображении возникают материальные образы, пускай это идолопоклонство – все же из "высшего животного" начинает прорастать нечто, близкое к человеку. Они уже думают о вещах, которые животное не волнуют. 

Раньше мысли человека не выходили из замкнутого круга: заработок, пропитание, размножение, смерть. Мы просто не отдаем себе отчета в том, какой вклад религия внесла в человеческую культуру и искусство.

Однако сегодня наше развитие подходит к концу, и признаком этого служит глобальный кризис, охватывающий человечество. Тут дело уже не в религии – просто мы больше не можем поддерживать эгоистическое общество, живущее по законам себялюбия.

Наш эгоизм подвел нас к своей духовной составляющей. Деньги стали для людей "духовной ценностью" и заставили их раздувать немыслимые пузыри в экономике, продавая друг другу воздух в рамках виртуального бизнеса.

В результате мы встали перед необходимостью перемен. Нас ждет настоящая духовная работа ради отдачи.

Из урока по статье Рамхаля "О мудрости", 13.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

От Вавилонской башни к Храму

Религия уходит вместе с детством человечества

Перед последним раскрытием

Кто кому будет служить

каббалист Михаэль ЛайтманМы созданы с желанием получить и насладиться, и для того, чтобы исправить его, нам нужно привести его к намерению "ради отдачи". Этим мы исправляем себя и достигаем цели творения – полного слияния с Творцом. Но для исправления нам необходимо соединиться с силой отдачи.

Сила отдачи называется "Бина", а сила получения в нас – "Малхут". То есть нужно, чтобы проникли друг в друга сила получения и сила отдачи, Малхут и  Бина.

Но когда они соединяются, по правилу комбинаторики двух этих сил получается четыре случая: Малхут в Малхут, Малхут в Бине, Бина в Бине и Бина в Малхут.

Если Бина находится внутри Малхут – это злая сила, потому что Бина попадает  под власть Малхут. Малхут управляет ею и господствует над ней. Бина становится рабом Малхут, и это состояние порождает все злые силы в мире.

Эти силы иногда притворяются хорошими, но только для того, чтобы привлечь и заманить человека, подкупить его, а потом вовлечь во зло. Это такая особая, хитрая нечистая, эгоистическая сила (клипа), которая заключена в Малхут. С ее помощью Малхут завоевывает Бину и начинает ее использовать.

Написано, что никакое зло не может существовать в мире, если сначала не притворилось добром. Так действуют злые силы, и по этой причине они существуют.

Если это просто Малхут, то получается обычное желание насладиться, как неживой, растительный, животный мир и человек, в котором действуют  силы только неживого, растительного и животного уровня, то есть простой человек, живущий примитивной материальной жизнью.

Человек, в желание насладиться которого включается также Бина, становится очень умным и хитрым. Он знает, как помочь тебе и что-то дать, якобы услужить, а потом вытянуть из тебя и выдоить все сполна. Это очень плохие силы, к которым приводит включение Бины в Малхут, силы отдачи, попавшей под власть эгоизма

А обратное включение происходит, когда человек своими усилиями поднимает  Малхут в Бину. И тогда он включается в Бину, потому что сам хочет туда войти и стать рабом, неразрывной частью силы отдачи, словно зародыш в матери. Ведь Бина называется Има Илаа (Высшая мать).

То есть он хочет развиваться только при включении и под властью, под прикрытием силы отдачи, Творца. И тогда получаются хорошие силы, которые постепенно выбирают частицы эгоистичного желания и исправляют их внутри.

Из передачи по недельной главе Торы, 27.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

В поисках рыжей коровы и колодца воды

Разговор человека с камнем

Пещера Махпела – место духовной жизни

В поисках рыжей коровы и колодца воды

каббалист Михаэль ЛайтманВ каббалистических книгах соединение Малхут с Биной описывается в разных образах. Например, в образе колодца - пустого или полного воды. Пустой колодец – Малхут, всасывающая все в себя и остающаяся пустой. А колодец полный воды, это правильное соединение Малхут и Бины.

Или наоборот, Малхут, ее желание поднимается в Бину, в небо, и извлекает оттуда воду – и поэтому идет дождь.

Еще одно описание соединения Малхут с Биной - это "рыжая (красная) корова" – очистительная жертва, пепел которой одних очищает, а других, наоборот, делает нечистыми.

Все эти переходы связаны с тем, как Бина и Малхут включаются друг в друга: Бина в Малхут или Малхут в Бину, и кто из них властвует: одно соединение несет очищение, а другое – нечистоту.

"Корова" символизирует силу Бины, силу отдачи, ведь она дает молоко (свет Хасадим).  Но если она рыжая-красная (адума), то есть связана с землей (эдом), значит она смешана с Малхут. И когда силы отдачи и получения, Бина и Малхут, соединяются вместе, то уже от человека зависит, какой будет получившаяся сила.

Если он намеревается исправить себя и достичь отдачи, то именно из этого соединения сил: "рыжая корова" – он извлечет силу отдачи и очистит себя. А если он уже был чист, то в нем раскрывается новое эгоистическое желание, с которым он пока не может работать, и он становится нечистым.

В Торе подробно описывается, как нужно найти рыжую корову и сжечь, и что потом делать с пеплом. Это не простые действия, ведь в нашем мире ничего этого не существует. Хотя исследователи и ищут следы красной коровы, чтобы доказать, что она когда-то существовала, а теперь исчезла.

Но дело в том, что во времена Храма, весь народ благодаря мудрости каббалы находился на духовной ступени и, как написано: "каждый подросток знал законы нечистоты и очищения", то есть отличие эгоистического получения от отдачи. Иными словами, их уровень соответствовал соединению Бины и Малхут, которое называется "красной коровой", и им было понятно, о чем говорит Тора.

Вся Тора – это описание порядка исправления, "инструкция" (ораа) по исправлению души.

Из передачи по недельной главе Торы, 27.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто кому будет служить

Разговор человека с камнем

Еще раз про взаимовключение

Разговор человека с камнем

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В Торе рассказана история о том, как в странствиях по пустыне народу грозила смерть без воды, и Моше обратился к Творцу за помощью. Творец велел Моше пойти и поговорить со скалой при всем народе, чтобы та дала воду.

Но Моше вместо разговора, ударил по скале своим посохом – и оттуда потекли "воды раздора", названные так за непослушание Творцу. Почему Моше, который был предводителем всего народа, не выполнил указание Творца?

Ответ: Скала – это земля, Малхут, то есть желание насладиться, которое необходимо исправить, чтобы использовать его "ради отдачи". Это исправление может быть в форме "удара" или "разговора", в зависимости от ступени. В такой форме можно извлечь из него действие отдачи – вытекающую оттуда воду.

Вода – это сила, оживляющая желание насладиться и превращающая его в получающее ради отдачи.

Если ты "говоришь" со скалой, Малхут, то есть включаешься в нее на уровне человека, "говорящего", на ступени Бины - то извлекаешь оттуда воду, несущую жизнь, отдачу, милосердие (Хасадим).

А если ты ударяешь по ней, то извлекаешь "воды раздора". И хотя это - вода (символ Бины, отдачи), но она недобрая (несущая силу Гвурот), попавшая под власть Малхут. Так возникают все тайфуны, наводнения, цунами – все это отражение силы Бины, управляемой Малхут.

"Народ" – все частные желания, а Моше – самое высшее свойство, у которого есть возможность получить воду Бины, подняв к ней Малхут, желание насладиться.

Но Моше видит, что не хватает сил, чтобы подняться из того состояния, в котором находятся все остальные желания, называющиеся "народ", и перетащить их за собой, на ступень Бины. И потому, вместо того, чтобы подняться на высшую ступень и "говорить", он "ударяет" по скале – то есть связывается с ней не на высшем уровне – "разговора", а только на уровне "действия".

И с его стороны это было как бы прегрешением, за которое он был наказан. Но нужно понимать, что все "наказания", описанные в Торе – это исправления. Он был просто не способен сделать никак иначе. Хотя ему было ясно, что сейчас он должен достичь ступени "разговора" – определенного уровня связи между Малхут и Биной. 

(Это результат его духовного раскрытия, и это называется: "Творец говорит ему".)  Но проще, быстрее, правильнее выполнить это на уровне действия, и он не видит другой возможности для исправления.

Поэтому Моше вынужден "прегрешить", и его исправление в том, что он был "наказан" и не получил разрешения вступить на землю Израиля. Он умирает, дойдя до самой границы. Хотя он и не мог на нее войти, это не его ступень – он зовется "верный поводырь", и его максимум – это Бина. А после него продолжают другие.

Граница – это та черта, на которой я должен остановиться в своих действиях отдачи из-за недостатка силы намерения. Это вынуждает меня остановиться и больше не пользоваться своим желанием, ограничить себя.

Умереть – это значит, не быть способным совершать действия ради отдачи.

Из передачи по недельной главе Торы, 27.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто кому будет служить

В поисках рыжей коровы и колодца воды

Почему Творец гневается?

Праздник Дарования Торы. Лекция 06.06.11

laкаббалист Михаэль ЛайтманЛекция на вечере единства, посвященном празднику Шавуот, 06.06.2011

Каждый год мы отмечаем праздник Шавуот – праздник Дарования Торы. Этот праздник ничем особенно не выделяется среди остальных, и у него есть много имен: праздник жатвы, праздник первых плодов, праздник Торы.

Известно из науки каббала, что любое проявление реальности имеет свои ветвь и корень. И обо всем, имеющем отношение к материальному миру, сказано, что "нет травинки внизу, над которой не было бы ангела наверху, бьющего ее и приговаривающего: "Расти!"

Иными словами, у всего, существующего в нашем мире, есть причина – сила свыше, которая нисходит в наш мир и определяет некое действие или свойство. И самая высшая сила (высший корень), нисходящая в наш мир, - это сила праздника Дарования Торы.

Это – высший свет, который спускается в наш мир и, здесь, еще в этой жизни, дает нам, обычным людям, возможность подняться до уровня Творца, в высшее измерение, - как сказано: "мир свой увидишь при жизни". То есть это можно осуществить с помощью того подарка, который мы получили в этот праздник много лет назад.

В этот день происходит пробуждение свыше, и это особое время называется в нашем мире "праздник". Нам необходимо им воспользоваться, и потому мы сегодня собрались все вместе на этом вечере единства.

Меня очень радует, что здесь присутствует так много наших товарищей из разных городов Израиля. Так давайте подумаем вместе над тем, чем для нас является этот праздник, и как нам использовать тот высший корень, который воздействует на нас сейчас.

"Внизу" уже сложились условия, которые нам необходимо выполнить для получения этого подарка. Ведь мы отмечаем праздник Дарования Торы. Так что же это за подарок?

Сказано: "Я создал злое начало и Тору для его исправления, потому что заключенный в ней свет возвращает к Источнику". Иными словами, человеку нужно прийти к пониманию того, что его жизнь не так уж хороша, что его природа – зло, что его отношение к остальным людям – эгоистично, и что единственное, чего он желает, - это наполнить самого себя. 

Он должен осознать, что какими бы хорошими ни казались ему его мысли и желания, его отношение к другим, - на самом деле это зло, которое, в конечном счете, оборачивается против него самого.

Но люди привыкли поступать сообразно своему эгоистическому желанию, стремясь от этого что-то выиграть, хотя сама жизнь из поколения в поколение учит нас тому, что наше эго не так уж действует нам во благо, и мы не слишком от него выигрываем. В особенности, это проявляется в наше время, когда мы начинаем чувствовать, насколько все мы взаимосвязаны.

Стираются вдруг все существующие между нами различия. Вследствие взаимного влияния, сближаются народы и государства. И мы до такой степени попадаем в зависимость друг от друга, что наше эго становится огромной помехой, не давая нам жить в согласии в семье, ладить между собой в стране, да и вообще в мире.

Мы теряем связь друг с другом, - раньше нам было легче, потому что эго было "легким", маленьким. Но за последние несколько лет оно настолько резко возросло, что сегодня мы не способны нормально общаться между собой.

Однако каббалисты говорят, что это как раз хорошо, потому что это и есть раскрытие зла. Мы подошли к состоянию глобального мира, в котором связь между нами проявляется в тотальной зависимости каждого от всех. И теперь мы можем сказать, что начинаем раскрывать свое злое начало. Ведь "Я создал злое начало", - говорит Творец.

Впервые в истории мы пришли к осознанию зла, - и это только наша отправная точка. Нам предстоит еще несколько раскрытий, но процесс уже идет. Мы уже видим, что не можем ужиться друг с другом в новом мире. Мы будто бы развивались и жили в одной реальности, а в последнее время словно прошли через некое отверстие в новое измерение, даже не почувствовав этого перехода. И это глобальное измерение замкнулось вокруг нас.

Неожиданно мы оказались в новых условиях окружающей среды, обязывающих нас быть взаимосвязанными. Будто бы мир стал круглым, соединенным, сплоченным, а мы этим условиям не соответствуем: мы разобщены.

Но каким бы тяжелым не казалось нам наше положение, осложненное глобальным кризисом в мире, - это не так. Напротив, такое состояние – для нас самое лучшее, потому что из него мы приходим к осознанию зла и обретаем первый контакт с Творцом.

В результате мы начинаем понимать, что злое начало – наше эго отдаляет нас друг от друга, и что мы должны объединиться как один человек с одним сердцем, в поручительстве, в устремлении "возлюбить ближнего, как самого себя". Для этого у нас есть средство - "создал Я Тору в приправу". А что такое Тора?

Тора - это свет, который мы притягиваем с помощью изучения науки каббала. И потому эта наука называется внутренней Торой. Когда во время урока или совместных действий этот свет воздействует на нас, злое начало превращается в доброе начало. Тогда мы соединяемся между собой и в этой связи между нами становимся подобными высшей силе – Творцу.

Теперь мы взаимосвязаны, как один человек с одним сердцем, становимся близкими Ему и наполняемся Высшим светом согласно закону подобия свойств, который мы изучаем в науке каббала.

Мы постигаем высшее измерение, духовную жизнь, и посредством Торы обретаем доброе начало, любовь к ближнему согласно закону: "возлюби ближнего, как самого себя – это великое правило Торы". Правило на иврите – "клаль", от слова "колель" – "включающий в себя ". Иными словами, все наши собранные вместе желания включаются в огромный сосуд, в который мы получаем свет, называемый Тора.

И тотчас же мы постигаем совершенную и вечную жизнь здесь, в этом мире. При этом наше физическое тело и окружающая реальность не являются помехой. В наших силах постичь и обрести это состояние и на самом деле "мир свой увидеть при жизни". И тогда мы действительно поймем, какой подарок получили!

До сих пор мы существовали как животные: рождались, жили и умирали без всякого смысла. А в этом особенном поколении, в котором раскрывается злое начало, выявляется средство, как превратить его в доброе начало. Ведь Дарование Торы – это средство достичь вечной, совершенной жизни - жизни Торы. Вот почему Бааль Сулам говорит: "Счастлив я, что родился в поколении, когда уже можно обнародовать науку каббала", потому что посредством ее реализации мы приходим к вечной и совершенной жизни здесь и сейчас.

На нас возложена дополнительная обязанность, особая задача. Как написано в статье "Дарование Торы", мы получили Тору и обязаны передать ее всем народам, "стать священнослужителями Творца и святым народом".

Иначе говоря, нам необходимо объяснить всему миру это условие: зло раскрывается в нас для того, чтобы мы его исправили. Поэтому мы должны увлечь за собой весь мир, став примером для всего человечества в исправлении зла. Это называется - "быть светом для народов мира".

Наша задача – привести весь мир к исправлению, и тогда мы вернемся к тому же состоянию, в котором были в начале творения: все человечество, соединенное вместе, прежде, чем оно разделилось на народы, страны обитания и семьи.

При этом все разрозненные желания соединятся в одно единое желание, и все человечество станет одним народом, - как сказано: "и дом Мой назовется домом молитвы для всех народов, и стекутся к Нему все народы". Вот почему так важен для нас праздник Дарования Торы, который мы отмечаем в это особенное время, когда раскрывается наше великое предназначение.

Мировой кризис, подталкивающий человечество к осознанию злого начала, а также происходящее в наши дни раскрытие широким массам науки каббала – все это вместе создает определенную ситуацию, которую мы должны реализовать. Поэтому каждый из нас должен почувствовать важность предстоящей задачи, и осознать, какое прекрасное возвышение и будущее ожидают нас.

Мы пережили очень тяжелые времена. Рабаш объясняет, что есть "время посева" и "время жатвы". После того, как зерна сажают в землю, они разлагаются. Так и нам необходимо привести свое эгоистическое желание к разложению. И тогда из него произрастет доброе начало, и наступит "время жатвы". Сказано: "Сеющие в слезах – пожнут в радости".

В этом состоит весь процесс, который нам необходимо пройти. Часть его ("в слезах") мы уже преодолели, и будем надеяться, что перешли к его радостной части, - к "жатве".

Вот почему праздник Шавуот – такой особенный праздник. Он олицетворяет начало развития в нас человека. Ведь без этого у нас не было бы свободы выбора. Неслучайно это праздник называют "бегством от ангела смерти", потому что он является символом подъема над смертью к вечной жизни.

Праздник Шавуот положил начало всем остальным праздникам, поскольку все они являются результатом воздействия света на наше желание в процессе его исправления. Каждый праздник символизирует определенное исправление нашего желания с помощью света, полученного в день Дарования Торы.

К тому же, Тора рассказывает, что процесс развития, который мы проходили на протяжении истории, начался именно с момента Дарования Торы.

Так что у нас есть хорошее начало, нам раскрылась наука каббала, и все мы можем воспользоваться ею. Сегодня уже много людей изучают каббалу через наш телеканал, Интернет, или в учебных центрах, организованных при домах "Каббала народу". Поэтому праздник Шавуот – это начало радостной и хорошей жизни.

Книга Зоар. Предисловие. Статья "Ночь невесты", п.125: Раби Шимон сидел и занимался Торой в ночь, в которую невеста, малхут, соединяется со своим мужем.

Вопрос: Что такое "ночь невесты"?

Ответ: Книга Зоар объясняет, что нашу историю можно разделить на две части. Одна и них – часть, которая предшествует реализации воздействия света, исправляющего наше эгоистическое желание на доброе желание отдачи и любви, чтобы обрести вечную и совершенную жизнь.

То есть пока мы еще не знали, как и зачем живем, развиваясь из поколения в поколение, мы проходили через множество жизненных кругооборотов. Вся эта жизнь называется "ночью", предваряющей утро, в которое невеста с женихом идут под хупу (свадебный полог).

Жених – это Творец, а невеста – это мы, эгоистическое желание наполнить себя, которое от злого начала мы исправляем на доброе начало. И в единении, в желании соединиться с Творцом (общей силой отдачи) мы приходим к хупе.

Поэтому вся наша лишенная смысла жизнь называется "ночью". Ведь тогда мы жили лишь для того, чтобы как-то прожить отведенные нам годы. Но сейчас, когда мы начинаем с помощью света немного улучшать свое желание, то сразу же обнаруживаем, что существует более высокое измерение, что жизнь – это некое вечное течение, которое можно ощутить, влиться в него и в нем жить.

Мы выявляем, что наш мир – это не только этот мир, - нам неожиданно раскрываются новые силы. Будущий мир находится здесь! Только мы не способны его ощутить, пока постепенно не обратим свое злое начало (желание наслаждаться) – в доброе начало (желание отдачи).

И тогда, изменив желание, мы начинаем раскрывать свет вместо тьмы, а ночь становится утром и днем. Так что с этого момента и далее мы с вами находимся в преддверии утра и в итоге удостоимся "стать под хупу".

Иными словами, исправляющему себя человеку раскроется окружающий свет, и он почувствует, насколько соединился с Высшей силой (светом) и наполнился Ею,  - установил связь с Творцом, или "вошел под хупу".

Об этом говорится в главе "Ночь невесты" из Книги Зоар, которую мы изучаем все вместе в ночь праздника Шавуот.

В статье "Поручительство" Бааль Сулам пишет о состоянии, называемом получением Торы: "И предстал Израиль перед горой...", что означает - все, как один, так как каждый из народа Израиля полностью отказался от эгоистической любви к себе, и все их стремления были направлены на благо ближнего, во исполнение заповеди "возлюби ближнего, как самого себя". Таким образом были объединены в единый народ, став как один человек, одно сердце, и только тогда были удостоены получения Торы".

Необходимо понять, что достижение высшего мира, света, вечной жизни возможно только в соединении между нами.

Мы представляем собой очень простую структуру: мы словно находимся в неком пространстве, отделенные друг от друга, каждый в себе, т.е. в своем желании, чувствует мир.

Но когда мы хотим соединиться между собой и создать общую сеть, то начинаем ощущать то, что существует между нами. Это называется высшим миром. Разница в том, что внутри себя я чувствую лишь то, что могу в себя впустить – мизерное желание, которое наполняется и опустошается, пока не устанет от этих усилий и умирает.

А если я выхожу из себя и улавливаю ту часть, которая находится между нами, то все мое пространство сосредотачивается именно здесь, - я чувствую его целиком, без ограничений. Поэтому это называется высший мир, или мир Бесконечности, и это, по сути, - моя жизнь.

2011-06-06_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_erev-ihud_shavuot_pic01

Рис. 1

Именно это позволяет мне сделать Тора. Это значит, что если я в своем желании, стремлении, усилии хочу выйти из себя по направлению к ближнему, то свет, находящийся в этом пространстве, начинает воздействовать на меня и наделяет способностью почувствовать нечто вне меня.

Сейчас я ощущаю то, что входит в мои пять органов чувств - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, и находится внутри меня. Поэтому наш мир представляется мне очень ограниченным.

Я этой ограниченности не чувствую, потому что мне не с чем сравнивать. Но когда я начинаю обретать орган внешнего ощущения, позволяющий воспринимать то, что находится вне меня, - тогда вижу неограниченный, вечный и совершенный мир. Нет ни движения, ни времени, ни пространства, нет каких-либо ограничений – все безгранично.

Тогда человек начинает чувствовать, что его корень находится не в том, что внутри него, не в его нынешнем мире. Это место временное и самое низкое во всей существующей действительности, – нет ничего хуже. Даже ад лучше - это ощущение плохое, но духовное. Выходя в высшее измерение, мы начинаем чувствовать себя такими, какими нас создал Творец – совершенными и вечными.

Поэтому мы должны помнить, что существующие у нас проблемы в государстве, в области безопасности, во взаимоотношениях с миром возникают для того, чтобы мы ускорили исправление. И все ненавистники, желающие нас уничтожить и покорить, посылаются свыше с целью обязать нас заняться исправлением.

Чем раньше мы начнем себя исправлять и передавать свет миру, тем быстрее превратим ненавистников в соратников. Все зависит только от нас, потому что только у нас есть сила и свобода выбора превратить зло в добро, показать это другим, стать им примером и научить их.

Вопрос: Вы много говорите о важности распространения. Строится новый портал на английском языке, развиваются отделы телевидения, подготовки материалов и воспитания. Но всегда не хватает специалистов. Как поднять важность распространения среди учащихся в каббалистических центрах? Как привлечь их к участию в этой работе параллельно учебе и как удержать эту важность в течение продолжительного времени?

Ответ: Две недели назад в Риме, я встречался с представителями СМИ, – все так и жаждут услышать о том, как преодолеть кризис. Во время конгресса в Мадриде у меня было 13-минутное интервью на самом популярном государственном телеканале в "прайм тайм", то есть когда этот канал собирает максимальную аудиторию. Они просто не могли остановиться – до такой степени то, о чем мы говорили, было для них новым! Я также дал несколько интервью на радио.

Что можно сказать? Мир нуждается в этой методике, а мы отстаем. Еще в 30-е годы прошлого века Бааль Сулам писал о том, что мы обязаны поторопиться и привести себя к связи и любви, подать пример другим. Тем самым мы могли бы избежать Катастрофы и различных проблем.

Сейчас мы начинаем интенсивно развиваться на международном уровне. В разных местах мира вместе с нами занимаются наши товарищи. Это сотни тысяч людей! Мы даже не понимаем, насколько велико их число.

Нам очень нужны люди, знающие, как "передавать Тору" всему миру. Пользуясь возможностью, я обращаюсь с просьбой к нашим ученикам в Израиле и за рубежом: свяжитесь с нами и в меру своих способностей и возможностей приложите усилия, чтобы мы смогли разрастись и улучшить наше распространение - раскрыть науку каббала всему миру.

Ведь, как пишет Бааль Сулам в статье "Рог Машиаха", раскрытие науки каббала всему миру называется зовом Машиаха. Какое неожиданное для нас определение – раньше мы не знали, что это так!

Другие мудрецы тоже объясняют нам происходящее. В Книге Зоар сказано, что исправление мира касается всего человечества, а народ Израиля является проводником к этому состоянию. По сути, мы исправляемся не для самих себя, а чтобы исправить мир. В этой функции мы называемся "сыновьями Творца", ведущими - "ли рош" ("Я - голова"). А за нами к слиянию и связи идет весь мир.

Поэтому мы приглашаем всех, кто может эффективно участвовать в этом процессе. Давайте постараемся, и я надеюсь, что у нас получится.

Сегодня мир очень чувствителен к нашему посылу. В конце недели начинается конгресс в Москве, я также проведу несколько встреч с представителями СМИ и советниками правительства.

Когда я рассказываю им о причине кризиса и способах выхода из него, они реально видят "свет в конце туннеля", надежду. Ведь без этого они не знают, что делать, не видят будущее мира, - ведь для знающих людей оно представляется достаточно мрачным. Так что вперед! Мы обязательно добьемся успеха!

Вопрос: Зачем Творец создал эгоизм?

Ответ: Чтобы мы были противоположными Ему и имели независимый статус. Ведь все развитие начинается с: "Я создал эгоизм". Злое начало не относится к нашим ощущениям в этом мире. Злое начало – это наша неспособность связаться с ближним. А если я просто хочу быть богатым, хорошо питаться, много отдыхать, то это не называется злым началом, – это свойства любого животного.

Настоящее зло выражается в том, что я ненавижу других, наслаждаюсь тем, что им плохо. Я всегда измеряю себя относительно других: насколько я больше их, - настолько мне хорошо. Это называется злым началом.

Зачем Творец его создал? Злое начало противоположно Творцу, но за его счет мы достигаем исправления. Исправляя себя, я чувствую свою самостоятельность: согласно желанию я противостою Творцу, а согласно намерению един с Ним.

И тогда я и независим, и подобен Ему. Мы соединены вместе, но я не теряю своей самостоятельности. Если бы у меня не было зла - свойства ненависти, отторжения от других, - я бы не отделился от Творца. Поэтому злое начало необходимо, иначе я был бы ведомым, как неживое, растительное и животное.

Человека выделяет во всем творении именно то, что в нем есть злое начало. И мы должны понять, что это особая сила, которую нельзя стереть. Мы лишь должны правильно ее использовать. С ее помощью мы достигаем подобия: быть, как Он! Но при этом я не теряю самого себя.

Так что не огорчайтесь, что есть зло. Более того, когда мы продвигаемся в духовном, то, как сказано, "каждый, кто больше своего товарища, обладает и большим эгоистическим желанием". То есть эгоизм увеличивается, но мы каждый раз исправляем его на добро.

Вопрос: Что чувствует человек, когда проходит махсом?

Ответ: Любое состояние состоит из желания и его наполнения. Так устроена вся существующая реальность: неживая, растительная, животная природа и человек. Точно так же устроено и духовное: есть желание и наполнение желания.

Как чувствует человек, что он проходит махсом? Наука каббала говорит об этом следующим образом: капля семени проникает в матку, прикрепляется к стенке матки, аннулирует себя перед матерью, и за счет этого тело матери начинает растить его и  превращает в новое существо.

Перейти махсом, - означает получить силы, которые дадут нам возможность отменить себя и прилепиться к духовному, к свойству отдачи, к свойству любви. Мы вдруг раскрываем, что являемся частью высшего мира. Я отменяю себя, "замораживаю" свой эгоизм, выхожу за его пределы и включаюсь в огромный мир, полный любви, света и отдачи.

2011-06-06_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_erev-ihud_shavuot_pic02

Рис.2

Я ощущаю в этом мире тепло и любовь, я прилепляюсь к нему и отменяю свой эгоизм, – это значит, что я перешел махсом. С этого момента я начинаю расти.

Я должен пройти девять месяцев духовного развития плода, затем рождение, малое состояние, большое состояние, – мы очень подробно изучаем в науке каббала эти стадии нашего духовного роста, и они в точности соответствуют процессу нашего взросления в этом мире.

Вопрос: Но ведь вы все время говорите, что эгоизм отменить невозможно, что он растет вместе с нами?

Ответ: Мы растем между двумя линиями. С одной стороны мой эгоизм постоянно увеличивается, есть 125 степеней роста эгоизма. С другой стороны, мне на помощь приходит Окружающий свет. Я нахожусь под постоянным воздействием эгоизма, обращаюсь к свету, и он нисходит ко мне. Выходит, что благодаря эгоизму у меня есть сосуд – мое желание, со стороны света я получаю экран, и таким образом могу получить внутрь себя свет ради отдачи.

2011-06-06_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_erev-ihud_shavuot_pic03

Рис.3

То есть желание остается, я отменяю только эгоистическое намерение. Желание наполнить себя называется эгоизмом, а желание насладить ближнего – это уже духовный сосуд. Само желание не исчезает – это материал творения, – но его эгоистическое намерение, которое называется злом, я превращаю в альтруистическое намерение, которое называется добром!  Остальное – учеба и реализация.

Вопрос: Меня зовут Эти, я изучаю каббалу несколько месяцев и хочу задать вопрос, который меня очень беспокоит. Когда же мы, наконец, станем светом для народов мира, и они начнут любить нас, а не ненавидеть? Когда это произойдет?!

Ответ: Это произойдет тогда, когда вы, госпожа Эти, и все ваши подруги и друзья действительно захотят взять на себя эту миссию. Только мы можем это сделать, и никто, кроме нас.

В предисловии к Книге Зоар Бааль Сулам объясняет, что свободный выбор существует только у тех, кто когда-то получил Тору. Именно они должны реализовать его и только затем передать эту методику народам мира. Весь мир ненавидит народ Израиля, потому что он не передает миру Тору, и ее отсутствие вызывает все страдания в мире. Поэтому не надо плакать, надо действовать!

Мы живет в такой период времени, когда все в наших руках, и именно это мы празднуем сегодня. С этого момента и далее мы можем реализовать свое предназначение, и я уверен, что нам это удастся!

Вопрос: Почему вы говорите, что мы не народ? В Торе постоянно упоминается понятие "народ Израиля".

Ответ: В Торе упоминается народ Израиля. Вопрос в том, соответствуем ли мы этому понятию? Говорит ли Тора о тебе?

Вопрос: Если Тора говорит не обо мне, то о ком она говорит? В ней неоднократно сказано "народ Израиля"!

Ответ: Кто такой народ Израиля? Я бы с радостью согласился, чтобы все эти определения уже сейчас относились к нам, и все вместе мы были бы народом Израиля.

Сказано во время стояния у горы Синай: "…будете мне избранным из всех народов". Когда? Когда захотите соединиться в поручительстве, как один человек с одним сердцем. Только при таком соединении мы называемся народом Израиля. Израиль (Исра-Эль) означает прямо к Творцу, когда ты устремляешься только в одном направлении, прямо к свойству Творца, к отдаче и любви.

Если все связаны между собой таким образом, что хотят чувствовать только отдачу и взаимную любовь, если все живут в одном желании, в одном сердце (сердце – это желание), тогда мы называемся народом Израиля. Этого надо достичь! А пока, говорит Бааль Сулам, к сожалению, мы подобны орехам в мешке, который трутся друг о друга, но не соединяются. Мы должны захотеть, чтобы пришел свет, разрушил нашу скорлупу и соединил нас в одно тело, в один материал, – тогда мы станем народом.

Вопрос: Понятие "народ" относится только к народам мира и не касается нас?

Ответ: Мы не народ! Это Авраам соединил нас в свойстве любви. Мы вышли из Вавилона, поскольку согласились соединиться между собой в любви и стать его группой. Авраам – это свойство милосердия. Он – первый каббалист, который сформировал возле себя группу, соединившуюся на основе правила "возлюби ближнего, как самого себя". Мы вышли из Вавилонского изгнания и стали народом, поскольку соединились в любви друг к другу. Но при разрушении Храма мы упали с уровня братской любви на уровень беспричинной ненависти, и с тех пор мы не народ.

Нет народа Израиля в изгнании! Мы отдалены друг от друга, разобщены, между нами большие разногласия, раскол. Сейчас перед нами раскрывается возможность исправить это, но пока мы еще не народ.

Все остальные народы мира чувствуют инстинктивную, естественную общность между собой. А мы можем объединиться только на основе духовной идеи. Именно в этом заключается наша особенность, ничего не поделаешь!

Вопрос: Я живу в Израиле 13 лет. Однажды я шла на работу и вдруг почувствовала, что стала очень большой, как будто расширилась до огромных размеров и ощутила в себе любовь ко всему, что меня окружало, к машинам, к людям, ко всему! Не знаю, сколько времени это продолжалось, но я никогда не испытывала ничего подобного! Что это было? Я давно хотела задать вам этот вопрос и сегодня, мне, наконец-то, представилась эта возможность.

Ответ: Вы испытали некое сильное переживание, это случается. Я слышал много таких рассказов, да и сам пережил подобные состояния. Это явление называется Окружающим светом. Иногда, когда человек начинает заниматься каббалой и делает очень большое усилие почувствовать духовное, или когда что-то происходит в его жизни, то есть, таким образом его хотят приблизить к духовному, - ему излучается некое свечение, и он ощущает, что находится в большой теплом облаке.

Это очень маленькое свечение Окружающего света! Самое незначительное первое духовное ощущение в миллиард раз сильнее. Так что у вас все впереди, продолжайте, и вы достигните этого.

Вопрос: Какими будут наши отношения с Творцом после того, как мы завершим все свои исправления?

Ответ: В науке каббала мы изучаем, что существует 3 состояния: состояние "1" – мир Бесконечности – то, откуда мы берем свое начало, состояние "2" – этот мир, наше нынешнее состояние, и состояние "3" – наше возвращение в мир Бесконечности.

Развиваясь между этими тремя состояниями, мы проходим особенный процесс. Когда-то мы пребывали в мире Бесконечности, затем, через 5 миров, спустились в наш мир и снова, через те же 5 миров, должны вернуться обратно в мир Бесконечности.

Что мы выигрывает от всего этого кругооборота?  Спустившись в наш мир  из хорошего желания, мы обрели плохое желание – злое начало, и теперь самостоятельно должны вернуться в мир Бесконечности, то есть исправить это плохое желание, это злое начало - на хорошее, доброе желание.

2011-06-06_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_erev-ihud_shavuot_pic04

Рис. 4

Так вот, мой выигрыш в том, что проходя в процессе своего исправления весь этот путь, я изучаю все творение. Творец как будто дал мне "лего" – разбитый мир и велел его собрать.

По мере того как из отдельных частей этого "лего" я собираю мир, проверяя, подходят ли эти части друг другу, как их соединить вместе, и т.д., я начинаю изучать все творение, а также Того, кто все это создал. И тогда, возвратившись в мир Бесконечности, я становлюсь таким, как Он: мудрым, понимающим, чувствующим. Я включаюсь в вечность.

Поэтому мы обязаны пройти весь этот круг и должны понимать, что нам осталось только совершить подъем, - мы покончили со всеми трудностями. Нужно с улыбкой и любовью смотреть вперед. Откройте свои сердца, и вы увидите, что все прекрасно!

Вопрос: В праздник Шавуот существует обычай бодрствовать всю ночь и читать главу "Ночь невесты" из Книги Зоар. Каков духовный корень этого обычая?

Ответ: "Ночью" называется вся наша подготовка к соединению с Творцом, которого мы достигнем в процессе своего исправления согласно подобию свойств. И то, что я бодрствую всю ночь, означает, что я готовлю себя к этому соединению, к этой "хупе", единению с Творцом. Иными словами, ночь - это олицетворение того, что наша подготовка  к слиянию с Ним - с высшим светом происходит в темноте.

В эту ночь мы сидим и учимся, как это делали каббалисты прошлых поколений, потому что это символ тех усилий, которые мы прикладываем, выполняя свою работу "в ночи", то есть в темноте.

Ведь мы не знаем, как именно достичь совершенства, как прийти к высшему свету. Иными словами мы стремимся привести себя в соответствие тем духовным состояниям, переживая которые, мы продвигаемся к истине.

Вот почему и в нашем мире мы учимся ночью. Согласно календарю эта ночь называется "ночью праздника Шавуот". Мы находимся все вместе в своих группах и тем самым демонстрируем, что, действительно готовы соединиться воедино. Да и вообще все наши праздники принято отмечать сообща. Этим мы показываем, что готовы отменить свое эго.

Так вот, наступающее за этой ночью утро, - символ того, что мы достигли высшего света.

Вопрос: Как пробудить человека, у которого еще не проявилась точка в сердце?

Ответ: Мы не можем пробудить в человеке точку в сердце, да и не должны этого делать, - это работа Высшего света.

Творец создал желание. Часть его - это само желание и существующая рядом с ним  точка в сердце. Оно называется Гальгальта вэ Эйнаим. Другая его часть, желание без точки в сердце, называемое АХАП.

В людях с проявившейся точкой в сердце все время происходят какие-то метания, у них появляется свобода выбора между плохим желанием и точкой в сердце - намерением ради отдачи. Это желание называется "Исраэль" - "прямо к Творцу". Потому что человек может выбрать направление своего устремления: из двух линий выбирает среднюю линию.

Остальное человечество, 99.9%, не может, не способно ощутить это побуждение, эту цель. Они просто чувствуют, что им плохо. Их толкает вперед кризис, жизненные невзгоды. А люди с проснувшейся точкой в сердце, не столько ощущают кризис, сколько чувствуют влечение к Добру. Оно хотят самостоятельно двигаться вперед. Иными словами, одних толкают страдания, а в других возникает  желание продвигаться к духовному.

Так вот, те, которые называются Исраэль, должны реализовать себя сами  - привлечь свет, возвращающий к источнику. И это в их силах, потому что против точки в сердце действует Окружающий свет, и увлекает их вперед, к своему источнику. Но он продвигает вперед только их. А люди с желанием АХАП - "народы мира" только страдают, и сами не способны ничего изменить. Вот почему "Исраэль" обязаны воздействовать на тех людей, которые называются "народами мира", - нести им Свет - методику исправления. И что же это за методика?

Рассказывая миру об исправлениях, мы тем самым пробуждаем в нем стремление присоединиться к нам.  И, следовательно, "Исраэль" называются - "ли рош" ("Я - голова"), то есть влекущие вперед все народы мира.

Поэтому, мы обязаны распространять науку каббала повсеместно, - ведь у остальных нет никакой возможности самостоятельно двигаться к духовному.  Но в мире существует ненависть по отношению к народу Израиля и мощная сила давления. Поэтому нам стоит поторопиться и предоставить людям эту возможность духовного возвышения. В тот момент, когда они поймут, что их спасение зависит от нас, они к нам присоединятся и будут нас уважать. Написано у Пророков, что "народы мира принесут сынов Израиля в Иерусалим на своих плечах".

2011-06-06_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_erev-ihud_shavuot_pic05

рис. 5

В завершение я хочу сказать, что сегодня мы с вами отмечаем самый большой праздник в истории человечества: человеку, живущему в самом низком, самом темном мире, дана возможность подняться в самый возвышенный мир, полный света. Это в наших руках.

Мы - особенные из всех людей и должны гордиться тем, что получили эту методику исправления. Пока мы еще не совсем понимаем, какой это дорогой подарок. Но с этого момента и далее у нас есть возможность продвигаться только под воздействием Света, в соединении и любви между собой достичь вечной и совершенной жизни.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Праздник дарования света

Дарование Света

Беседа о празднике "Шавуот"

Весь мир внутри желания

каббалист Михаэль Лайтман"Учение Десяти Сфирот", ч. 1, "Вопросы и ответы о смысле терминов".

Вопрос 35: Что такое место (маком)?

Желание получать творения – это "место" для всего наслаждения и заключенного в нем света.

Нет ничего, кроме желания, не имеющего никаких границ. Мы изображаем его на чертежах в виде круга, квадрата, треугольника, распространяющегося сверху, от Творца, или снизу, от творения. Но это лишь принимаемая нами условность, чтобы продемонстрировать ту часть желания, которая пригодна для исправления, для получения света.

В изначально созданном желании нет границ. Оно нигде не кончается. Все мироздание – это желание, без желания не существует понятия "место". Место создается желанием.

И поэтому речь идет только об исправлении места, и согласно мере исправления это место разделяется на круги (игулим), прямые линии (кав, ёшер) или другие формы. Но само желание безгранично – как Малхут мира Бесконечности.

Поэтому в духовной работе необычайно важно, постоянно относиться к мирозданию как к месту желания, то есть стремиться все рассматривать под правильным углом и с точки зрения исправления.

Если я буду видеть, что все – это лишь "место", то есть желание, то на все уровни реальности: неживой, растительный, животный, человеческий, я буду смотреть, только как на желание. И эти желания – мои, но мое эго рисует их посторонними и не принадлежащими мне. Работа над эгоизмом и состоит в том, чтобы собрать, присоединить к себе эти желания.

И так я собираю из этих частей "место" для раскрытия Творца и всей высшей реальности. Она раскрывается во мне, и кроме меня ничего нет. Все восприятие реальности полностью зависит от этого понятия: "место".

Что такое место "этого мира"? Искра, прорвавшаяся из высшего мира вниз, в более низкие относительно него, более ничтожные свойства, создает место этого мира. То есть порождает желание, внутри которого находится наш мир. 

Чем определяются границы этого мира? Только желанием! Это очень трудно объяснить, применительно к нашему трехмерному пространству, границам Вселенной. Есть "место", где находится Вселенная, и то, что его заполняет – содержимое этого места. Но все это относится только к желанию. Нужно полностью отделиться от "геометрического" восприятия мира и тогда нам будет гораздо проще не запутаться и воспринимать по существу то, что предстает перед нами.

Единственное, что нам нужно – это исправить свое желание. Вся реальность находится внутри нас, в нашем ощущении, и кроме нас, нет никакого другого "места". Место – это наше желание!

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 26.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Общая точка соприкосновения

Что такое духовный сосуд (желание)?

Время = движение = место

Общая точка соприкосновения

каббалист Михаэль Лайтман"Учение Десяти Сфирот", ч. 1, "Вопросы и ответы о смысле терминов".

Вопрос 38: Что такое касается (ногеа)?

Если изменение свойств ступени относительно ее корня не настолько различимо, чтобы отделить ее от корня, это называется "касанием" корня.

Это значит, что есть какое-то подобие, касание, связь. Касанием называется, если ступени подобны хотя бы в одном свойстве.

Если хотя бы в одной точке, в одном свойстве соблюдается подобие, то можно быть уверенным, что во всех остальных свойствах нет противостояния! Поэтому не происходит окончательный разрыв между ступенями.

В нашем мире тоже большое значение придается прикосновению – прикоснуться, это уже считается, достичь. Это знак, что у тебя есть связь – может быть это начало связи, а может, последняя зацепка перед выходом из нее. Прикосновение – это очень важное и тонкое действие.

2011-06-26_rav_bs-tes-01_lesson_n31_pic02

Если достигнута точка соприкосновения, это знак того, что во всех остальных свойствах первого и второго нет никакого противоречия. То есть между ними есть различие, но они не отрицают друг друга. А в одном свойстве они совершенно объединяются в одно целое.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 26.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Весь мир внутри желания

Источник отсечения душ от света

Девственная ступень

Дремлющий вирус отдачи

каббалист Михаэль ЛайтманТворение создано с желанием насладиться, и у него нет никакого другого свойства, желания, силы, кроме силы получения. Но если бы Творец создал просто желание наполниться и наполнил его – то это было бы не живым творением, а каким-то механизмом.

Поэтому, творение должно насладиться не просто наполнением, а положением Творца – ощущением его совершенства и вечности, с полным осознанием находясь на том же уровне.

И потому Творец вносит в творение ощущение стыда, ощущение разницы между ним и светом. Именно это ощущение стыда, своего отличия от дающего, и толкает творение к развитию. Ведь оно начинает ощущать, что ему не хватает еще чего-то более высокого, чем простое наполнение. Я не хочу оставаться просто животным.

И эти мысли не приходят к человеку как бы случайно, сами по себе – они заложены в него с самого начала творения, обуславливая его развитие. Если он начинает думать: "Для чего я живу, с какой целью?" – это значит, что с этого момента в нем начинает раскрываться ощущение дающего, Творца.

Хотя это ощущение пока и не явное, но человек уже чувствует, что есть еще что-то кроме него, и от этого в нем возникает вопрос: для чего я нужен, откуда появился? Так реагирует человек, который начинает получать издали такую подсветку от Творца. И тогда он приходит в каббалистическую группу – место, где можно найти ответ, то есть развиться так, чтобы раскрыть источник жизни: высший свет, духовное, Творца.

Но все начинается с этого вопроса: "Откуда приходит эта жизнь? Почему? Что здесь происходит?"

Из урока по статье ""Обобщающее введение (Птиха колелет)", 24.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Невыносимое отличие от Творца

Стыд как средство исправления

Стыд, который не дает повернуть обратно

Без желания нет света

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что значит, что не существует света без сосуда (желания)?

Ответ: Представь, что ты приходишь на трапезу больным. На столе есть множество вкусных вещей, и все вокруг едят с большим аппетитом, а тебе совсем ничего не хочется.

Еще вчера ты с удовольствием ел вместе со всеми и радовался угощению. А сегодня ты не чувствуешь никакого вкуса и не притрагиваешься к еде, как будто сидишь за пустым столом.

Это называется недостатком желания, сосуда (кли). Есть наполнение, наслаждение для тех, кто обладает здоровым аппетитом, и нет наслаждения для тех, у кого нет аппетита.

В нашем мире, нам все же раскрывается возможное наполнение – пусть только в материи, а не в чувстве наслаждения. Один чувствует наслаждение, которым манит угощение, стоящее на столе, другой не чувствует этого наслаждения – но оба они видят тарелки с едой!  Однако в духовном мире иначе – там свет, наполнение раскрывается лишь при условии, что у тебя есть к нему аппетит.

Представь, что ты с больным товарищем сидишь за столом. Ты видишь стол, заставленный угощениями, а он ничего не видит. Он вообще не видит ни одного блюда – так это происходит в духовном мире!

В материальном мире мы тоже иногда говорим: "Я ничего тут не вижу (что бы хотел съесть)" – хотя понятно, что глаза видят. Но поскольку в духовном мире наслаждение не облачается в какие-то материальные продукты – мы их не видим.

То есть единственное, чего нам не хватает – это сосуда, желания, аппетита. Мы сейчас больны таким заболеванием, которое называется "эгоизм", и потому не видим духовных наслаждений.

Перед нами океан наслаждений, весь мир перед нами – это не "этот мир", а мир Бесконечности, все миры находятся здесь, рядом с тобой. А ты, вместо всех этих миров, видишь "этот мир" – потому что лишь на него у тебя хватает аппетита. Ты родился с таким желанием, что только здесь можешь раскрыть вкус. 

А духовный мир ты сможешь ощутить, только если сначала заработаешь аппетит на него. Лишь при этом условии ты раскроешь свет. Свет есть, вот он! Только ты не можешь его раскрыть. В мере своего желания к нему, ты раскроешь его часть – ту, которой тебе не хватает.

Но как же нам заранее узнать, что нужно раскрыть – если мы никогда не видели света и не знаем, что это такое? Если бы мне рассказали о таких вкусах, которые мне известны, я бы еще смог понять.

И поэтому в нас пробуждается "информационный ген" (решимо) – какое-то неявное ощущение предстоящего наслаждения. А затем я должен прийти в группу, к книгам, и услышать, насколько оно важно – то есть пробудить себя. Но без желания, без потребности – невозможно раскрыть духовное.

Как говорится: "Нет насилия в духовном". Все наполнение перед тобой, пожалуйста, бери! Ты сам не хочешь, так на что же ты жалуешься? Ты сам его не захотел…

Из урока по статье ""Обобщающее введение (Птиха колелет)", 24.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кукла, оживляющая саму себя

Скрытый закон света

Приди и увидь своего Творца!

Катализатор духовного желания

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как люди, которые не ощущают никакого стремления к духовному, могут к нему прийти, если для этого все же нужна скрытая память о нем, забытый вкус? Для чего они напрасно страдают?

Ответ: Люди напрасно страдают, поэтому нужно донести до них методику развития без ударов. Даже если в человеке нет духовных генов (информации о прошлых состояниях), благодаря взаимному включению, он получит их от других.

Это словно в нашем мире, когда ты отдыхаешь в кресле перед телевизором, с чашкой кофе, смотришь футбол, и тебе кажется, что больше тебе ничего не надо. И вдруг тебе показывают какую-то рекламу и уверяют тебя, что тебе совершенно необходима какая-то вещь. Ты уже забываешь о футболе и начинаешь думать, как бы ее купить. Реклама лишает тебя покоя и пробуждает твои желания.

Мы не понимаем, насколько мы зависим от влияния окружения. Если бы его не было, мы жили бы как звери в лесу. Ведь согласно желаниям нашего тела, нам больше ничего не требуется, кроме самого необходимого.

Все, что выходит за пределы необходимости, я желаю только благодаря влиянию общества, которое давит на меня и внушает, что мне нужно одно, другое, третье,  и я обязан это добыть.

Если общество сейчас отовсюду, из всех средств массовой информации начнет твердить мне, что мне необходимо духовное, то кроме простых потребностей этого животного тела, мне будет нужно только духовное. Это все, что нам надо сделать – подставить себя под воздействие правильного окружения. И больше мне ничего не надо! Не нужно, чтобы во мне пробуждался духовный ген – внешнее окружение сделает всю эту работу.

Духовные гены пробуждаются в особых людях, которые вдруг получают такой укол свыше и бросаются вперед. Это особая забота свыше. А остальные должны развиваться только за счет окружения.

Поэтому, если мы не построим правильное окружение вокруг всего человечества, не распространим это знание по всему миру, то ему придется продвигаться только ценой больших страданий.

Из урока по статье ""Обобщающее введение (Птиха колелет)", 24.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Для совершенства важен каждый

Куда вела цепочка генов развития

"Точка в сердце" – подножка для прыжка к Творцу

Когда солнце не покидает зенит

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Согласно опросам, 80% человечества верит в Высшую силу, которая управляет всем. Почему бы нам не объяснять людям, что это за сила, чего она желает? Ведь это намного интереснее, чем призывы к любви.

Ответ: Нам нечего объяснять. Высшая сила – это Природа, Закон, Сила, столь же непреложная, как сила тяготения. Это Абсолют, добрый, творящий добро и неизменный.

Но если эта Сила незыблема, то она словно и не существует. Отсутствие перемен как будто сводит ее на нет. Это все равно что жить под солнцем, навеки застывшим в зените. Какой смысл брать его в расчет, если оно было и будет здесь всегда? Оно просто есть, и всё тут.

В своей жизни мы строим расчеты на том, что должно измениться, на подвижках, от которых зависим. Другое дело, когда речь идет о чем-то незыблемом и нерушимом, от чего мы постоянно зависим до такой степени, что это уже и зависимостью не назовешь.

Вот что такое "Творец". И потому нам так трудно объяснить это людям. В действительности, мы молимся не Ему, а себе самим. Мы ищем, как измениться, – а Он всегда неизменен. Разумеется, я изменюсь, если пожелаю, для этого мне не нужно принимать Его в расчет. Он Добр и Творит добро, рядом с Ним я, как избалованный ребенок, родители которого любят его абсолютной любовью, а он делает что вздумается и прыгает по их головам, зная, что ничего плохого с ним не случится.

Таким образом, наша проблема в том, как объяснить людям, что Творец, подобно незыблемой стене, просто существует. Можешь прыгать перед ней, размахивать руками – это твое дело, а она все так же возвышается над тобой.

Человеку трудно представить себе такое: "С кем же тогда я имею дело? Выходит, и обращаться-то не к кому?" Как объяснить тем, кто верит в Высшую силу, что нет смысла молиться изменчивому Творцу, который сегодня сделает лучше, чем вчера. Выходит, вчера Он причинил мне зло?

В действительности, мы имеем дело с Тем, кто добр и творит добро плохим и хорошим. Но для человека это означает, что неважно, хорош он или дурен, – результат будет одинаковым. 

Обычный человек постоянно подвержен переменам. Он все время сопоставляет себя с миром, силясь рассчитать результаты внутренних и внешних изменений. Он не понимает, что такое универсальная, всеобщая, великая, неизменная Сила. Это ускользает от наших органов чувств, ведь они "заточены" под перемены, а не под статику. Что не меняется, то исчезает из поля зрения – я этого просто не вижу.

Вот почему мы не можем объяснить людям, что такое "Творец". Иногда я говорю, что "Творец" – это Природа, что Он неизменен и молиться некому, что молитва – это суд над самим собой… В ответ меня готовы растерзать. В этом и проблема: мы судим себя, тогда как другие просят Творца, чтобы Он переменился: "Я бросил немного в Твою копилку – так оберегай же меня от бед".

Говоря о Творце как о непреложном законе, мы лишаем человека возможности обратиться к Нему. Ведь он не видит нужды меняться. Необходима новая, сильная "доза" развития, чтобы человек начал вести себя иначе.

О чем бы мы ни говорили, в том числе и о кризисе, – по сути, мы объясняем людям путь страдания: "Альтернативой будут беды, а оно того не стоит. Давайте изменимся". Это не ложь, но и не истина.

Ведь человеку, который приходит к науке каббала, желая достичь цели творения, мы должны сказать другое: "Тебе надо быть выше этого. Неважно, хорошо это или плохо, –  ты должен подняться верой выше знания. Нельзя, чтобы твои действия обуславливались страданиями или наслаждениями. Это уже не отдача. Вера выше знания означает, что ты поднимаешься над наградой. Или ты работаешь, чтобы избежать зла и прийти в будущем к добру? Неужели ты ждешь вознаграждения? Неужели хочешь сам достичь цели творения, не для того чтобы доставить удовольствие Творцу?"

Но с другой стороны, кому доставлять удовольствие, если Творец – это Закон? Это очень тонкий момент в наших объяснениях.

Из урока по статье "Трубный рог Машиаха", 17.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Шаги Машиаха" или "10 часов до конца света"

Что просить у Творца?

Как рассказать миру о силе единства?

Нет ошибок – есть раскрытия!

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Можно ли не ошибаться на духовном пути?

Ответ: По правде говоря, мы не ошибаемся. Мы раскрываем неисправленное желание, которое на самом деле тоже не испорчено, а должно дать нам контраст, разницу между двумя противоположными состояниями. Иначе мы не ощутим само по себе состояние.

Поэтому у нас никогда нет ошибок, нет никаких неполадок. Но противоположное состояние обязано раскрыться. Мы – творения, и не способны ощутить явление само по себе. Мы можем ощутить его только измеряя, оценивая, воспринимая его относительно чего-то другого. Должно быть "я" и "ощущаемое мной", один объект по сравнению с другим.

Само по себе явление невозможно ощутить – это Творец перед созданием творения, когда о Нем даже нельзя сказать, что Он – Добрый и Творящий добро. Для кого Он Добрый? Кому творит добро? Ведь добро можно оценить только в сравнении с уже существующим злом.

Поэтому мы не можем даже говорить о сути Творца, как пытаются рассуждать философы, поскольку нет у нас ни способности воспринять ее, ни слов для ее описания.

Творение начинается с того, что оно противоположно Творцу, хотя бы чуточку отдалено от Него, и это "чуточку" дает творению собственный статус, ощущение одного против другого – черного против белого, "преимущество света - из тьмы", - и тогда есть о чем говорить.

Мы даже не знаем, как может существовать само по себе явление. Разве ты можешь создать какую-то форму, не имеющую никаких различий, границ, характерных особенностей, оттенков цветов – ничего? Ты не способен такое воспринять. Это нечто, что мы не ощущаем. Если нет каких-то оттенков, различий, мы не воспринимаем.

Ведь все наши органы ощущений, как пять земных органов чувств, построены на том, что некое воздействие ударяет по моим нервным окончаниям, - и тогда я получаю какое-то впечатление:  зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное.

Мне необходимы нервные окончания, должно быть столкновение, ударное взаимодействие двух противоположностей – и тогда я ощущаю. Нет удара – нет ощущения. Когда я начинаю ощущать Творца? – Из удара (акаа), столкновения между желанием и светом.

Из урока по статье Рабаша, 24.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Реальность из ударов света

Формула валентности желаний

Хочешь лучше видеть – купи очки

Реальность из ударов света

каббалист Михаэль ЛайтманМы представляем собой желание наслаждаться, которое чувствует себя существующим, получая маленькие "уколы", удары по нему света. Эти маленькие удары создают в нас восприятие реальности, рисуя нам картину действительности, в которой мы ощущаем окружающих нас людей, воздух, мир и самих себя.

Все это возникает от маленьких ударов, которые наше желание насладиться ощущает на себе. И тогда оно получает такое впечатление, будто существует оно и окружающая его реальность. Если бы желание не получало эти маленькие "уколы", бьющие по нему, то не ощущало бы ни себя, ни свою реальность, ни окружающую среду. Так оно существует. И нет ничего кроме этого: желание насладиться, получающее маленькие удары от света.

Самые крошечные удары свет производит внутри желания наслаждений, без всякой осознанной реакции с его стороны, - это наше состояние.

Если желание уже способно развивать реакцию на высший свет, то есть начинает более чутко ощущать эти удары, повышает свою чувствительность к ним - не желает получать их, сопротивляется, намеревается каким-то образом оттолкнуть свет обратно, ответить встречным ударом, - это называется "экран".

Тогда за счет моих сопротивлений, противодействий и столкновений, я начинаю познавать, Кто мне это делает, для чего, что Он от меня желает, что я могу тем самым постичь. В этом и состоит вся наша работа: желание насладиться и удары, столкновения со светом.

Из урока по статье Рабаша, 24.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нет ошибок – есть раскрытия!

Свет, такой непостижимый по сути

Материя, сотканная светом из желания

Заноза в мироздании или любимое дитя?

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Бааль Сулама "Обобщающее введение": Как материальные предметы отделяются друг от друга с помощью топора и молота, так и духовные сущности отделены одна от другой различием своих форм, и увеличение степени различия форм приводит к тому, что они становятся полярно противоположными.

Но со стороны Творца, создавшего желание насладиться, нет никакого противостояния между этим желанием и желанием отдачи. Это словно младенец, получающий от матери – между ними нет разделения. Они неразрывно связаны и наслаждаются друг другом.

Мы видим в природе, как посторонний организм, состоящий из чужой плоти, получает возможность расти внутри тела матери и не воспринимается ею, как чужой! Как вообще возможно такое явление, как зародыш в утробе матери -  если к нам попадает крохотная заноза, и тело немедленно начинает отторгать чужеродный предмет? Сразу же вокруг него образуется нарыв, и тело пытается вытолкнуть его и отделить.

Известно, насколько трудно при пересадке органов преодолеть этот барьер несовместимости и отторжения чужеродного тела. А тут, наоборот – внутри одного тела растет другое, и это большое тело все время заботится о маленьком и все делает только для его пользы!

Это пример, когда желание насладиться (зародыш) и желание отдавать  (мать) – не противоречат друг другу. И точно так же получается по отношению к Творцу, создавшему желание насладиться – это желание не противоречит отдаче, не противостоит ему.

Но если есть цель привести это желание насладиться к форме отдачи, то они затем становятся противоположны друг другу согласно своим намерениям

2011-06-24_rav_bs-pticha-kolelet_lesson_n2_pic02

В начальном состоянии есть отдающее желание и получающее – Творец и творение, но между ними нет никакого противоречия, и они соединены вместе. А затем творение развивается и обретает эгоистическое намерение – и теперь согласно своим намерениям они становятся обратны: намерение отдачи противоположно намерению ради себя от начала и до конца, от нуля до бесконечности.

Вот это эгоистическое намерение нам и надо исправить – а не желание!  Желание в нас остается, мы навсегда останемся с желанием насладиться. Но намерение должно быть "ради отдачи".

А мы это обычно путаем, и думаем, что нам надо бороться со своими желаниями. Это религии и разные духовные практики стремятся уничтожить желание или уменьшить его. А каббала говорит наоборот: "Вырасти свое желание и вместе с ним намерение отдачи!" - и тогда ты сможешь больше отдавать своими действиями.

Из урока по статье ""Обобщающее введение (Птиха колелет)", 24.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сила высокого идеала отдачи

Намерение – полный план действия

Светлые одеяния души

Черные буквы на фоне белого света

каббалист Михаэль Лайтман"Учение Десяти Сфирот" ч.1, "Внутреннее созерцание", п.32): Буквы из 4-буквенного имени (йуд-кей-вав-кей) указывают на величину возбуждения желания (кли), т.к. белый цвет страниц в свитке Торы указывает на свет, а черный цвет букв в свитке Торы указывает на качество келим.

Когда Бааль Сулам говорит о белом и черном цвете в книге, он не подразумевает материальные бумагу и чернила, или пергамент, сделанный из кожи животного. Речь идет о том, где и как мы раскрываем 4-ю стадию "далет" (последнюю стадию, соответствующую самому внешнему кли - "коже").

Я беру "кожу животного", то есть свое животное начало, его последнюю 4-ю стадию, и разделяю его, расслаиваю на две части, отрывая внутренний слой от внешнего. И тогда из внутреннего слоя кожи получается "пергамент", на котором я могу писать буквы.

Это моя последняя ступень, которую я еще могу исправить. Самый внешний слой желания, оставшийся после такого разделения, мне исправить невозможно. Так раскрывается свет и тьма внутри творения на самой совершенной ступени. Больше уже невозможно!

Большее раскрытие света будет только в Конце исправления (Гмар тикун), где мы раскроем, что уже нет букв, нет пергамента, и можно исправить всю "кожу" – вся Малхут включается в исправление. И тогда буквы пропадают, и получается "Он и имя Его – одно целое".

Малхут и Бина полностью соединяются и достигают ступени Кетэра, как сказано: "И пойдут они оба вместе". Поэтому буквы, происходящие из сфирот ЗА"Т дэ-Бина (нижней половины Бины) и ниже от нее - исчезают. Больше нет разницы между белым и черным.

Тора дана нам только до Конца исправления. А после него уже не нужна эта методика. Если мы закончили исправление, нам не нужна Тора (свет,  возвращающий к источнику) – мы будем находиться в другом, новом состоянии.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 31.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Железные правила духовной грамматики

Контуры духовных сочетаний

Проживая каждую букву Твоего письма

Страница 1 333 из 1 641« Первая...1 3311 3321 3331 3341 335...Последняя »