Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Как отказаться от пагубных страстей?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если человек входит в какой-то негативный процесс - допустим, алкоголизм, то, как правило, либо доходит "до ручки", либо сам себя уничтожает, либо в нем происходит какая-то трансформация. По сути, сейчас по этому пути идет все человечество. Наша задача на курсах интегрального образования – дать человеку  инструмент, чтобы он не разваливал, не уничтожал себя. Может ли точка переворота произойти в середине процесса, а не в конце?

Ответ: В человеке есть такое свойство, как сопереживание.

Если мы покажем тому, кто начинает свой порочный путь (допустим, увлечение наркотиками), другого человека, который уже на волоске от смерти по вине тех же наркотиков, я думаю, это сильно повлияет на него, независимо от того, желает он или нет, от них отказаться.

Если мы возьмем и проведем людей через раковый корпус больницы, они увидят, что значит курение. Лично я курю - как считаю, довольно умеренно, но все равно курю. Я знаю по себе, что если бы в свое время я прошел бы по таким местам, то на меня это оказало бы сильное воздействие. А если бы я попал в такую среду, которая пренебрегает и выражает свое пренебрежение курильщикам, то у меня бы естественным образом создалось такое ощущение, которое вынудило к осознанию зла этого действия.

Поэтому все зависит от того, насколько мы можем воспринять от окружающей среды тот довесок зла, которого мне не хватает, чтобы порвать с этим промежуточным состоянием, в котором я еще получаю удовольствие, и еще полностью не разрушил себя.

Для этого нужна серьезная среда, общественность, группа или класс, в котором я занимаюсь. Мы знаем, что если общественное мнение класса следует какой-то моде или принимает какие-то особые принципы, этому поневоле обязаны следовать все. Человеку присуще стадное чувство, поскольку он измеряет себя только относительно других. Он не может себе позволить быть лучше или хуже других. Ему важен вес в глазах общества, а в какую сторону – отрицательную или положительную – не имеет значения. Поэтому, если мы создадим такой общественный стандарт, то все люди будут обязаны ему подчиняться – такими мы созданы.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Виновата реклама

По новой привычке

Всё можно объяснить

Виновата реклама

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сейчас очень модно брать в банке ссуду, а потом сидеть и думать: "Как я это буду отдавать?", ведь отдавать, собственно говоря, нечем. Как показать человеку, пока он не стал банкротом и не попал в тюрьму, что этого делать не стоит?

Ответ: Для этого должен измениться не только отдельный человек, но и все общество, вся промышленность, наш взгляд на мир.

Многое зависит от средств массовой информации, от окружающей среды, т.е. от самого ближайшего круга до всеобщего окружения.

Владельцы телеканалов проводят широкую пропаганду товаров, которые надо покупать, покупать как можно больше, и даже в кредит. Сегодня кредиты выдаются направо и налево, потому что в этом заинтересованы те же банкиры, в руках которых  сосредоточены предприятия, и которые потом забирают у людей все, что у них есть, для погашения кредитов. То есть все это – огромная машина по выкачиванию из человека его последних, даже самых минимальных ресурсов к существованию.

Если бы мы смогли прорвать эту цепочку и государственным законом, против массивного лоббирования, сделать так, чтобы наши средства информации были бы свободны от рекламы… Запретить любые формы рекламы – на что тогда они будут существовать? Но надо понимать, что все, что они рекламируют, – это во вред. Потому что человек сам знает, что ему нужно, а что не нужно – про то он не знает. И лучше мало полезных вещей, чем много вредных.

Так что здесь большая проблема. Надеюсь, что кризис, который мы сейчас переживаем, сделает эту работу. Но с другой стороны, он просто уничтожит у человечества возможность думать о том, что мы должны каждый год все больше приобретать, наращивать валовой продукт и гнаться за прибылью.

Прибыль должна быть внутренняя, во внутреннем комфорте. Оттого, что вместо сегодняшних десяти сортов йогурта завтра я создам двадцать, я не буду чувствовать себя комфортней. Это только увеличит проблемы и чувство обязанности неизвестно перед кем.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как отказаться от пагубных страстей?

Желания, которые я не выбираю

Без принуждения и ограничений

Безграничное восприятие информации

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какой объем информации действительно полезен человеку, а какая информация ему во вред?

Ответ: Если мы научим человека правильному видению мира, природы, то он станет легко воспринимать любую информацию, потому что будет все время причислять ее к общей глобальной картине мира. И поэтому у него не будет никаких проблем с потоком информации.

Допустим, сегодня я с утра до вечера читаю и поглощаю действительно большое количество информации по разным темам, проблемам современного общества, науки, финансов и прочего. При этом главная моя задача – как интегрировать эту информацию в одну единую картину мира.

Как я могу увидеть во всем этом проявление одного единого закона – стремление всевозможных эгоистических сил к объединению в единую альтруистическую силу в подобии природе? Как преобразуется сегодня общество и личность, которые поневоле должны прийти к интеграции под воздействием отрицательных сил, называемых в нашем мире кризисом? На самом деле кризис – это для нас благость.

Такой взгляд на мир дает человеку возможность пропускать через себя огромные потоки информации, и они, наоборот, дополняют в нем эту общую картину, входят в общую гармонию.

Это подобно тому, как вы слушаете какую-то симфонию и чувствуете, что в оркестре отсутствуют какие-то музыкальные инструменты. Вы, как специалист, ощущаете, что чего-то не хватает, вам от этого плохо, - и вдруг возникает это дополнение, гармония.

Так что, здесь нет проблем. Человек действительно может быть энциклопедистом, он способен впитать в себя всю информацию, которая только существует в природе. Главное – чтобы она увязывалась в нем в одну единую картину. И тогда, наоборот, чем больше информации он будет получать, тем она будет для него желательней и тем легче он ее станет воспринимать. Он будет дополнять те белые пятна, которые ощущались в нем как недостаток, как отсутствие совершенства.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учимся смотреть по-новому

Шаблонное образование

Что мне взять с собой в новый мир?

Мировой университет воспитания… (клип)

Почему вы не хотите создать в нашей Академии более университетский, классический подход?

Кислородный шланг для спасения мира

каббалист Михаэль ЛайтманДуховные сосуды, желания бывают "прямыми" и "круглыми", и подобное разделение существует также в нашем мире. Желание нашей группы "прямое" – ведь мы работаем с ним, оценивая его и взвешивая, и пытаемся достичь соответствия с высшим светом.

А все остальные желания мира, представленные всеми людьми – "круглые", потому что они не имеют отношения к "линии" (ограничению экраном и направленной работе со светом) – они просто хотят наполнения.

Сейчас в них будет раскрываться все большая пустота. И если мы постараемся максимально сплотиться в одну линию, а с другой стороны, присоединимся к миру, как к круглой сфере, то люди почувствуют, как получают наполнение из этой созданной нами "трубы". И тогда они потянутся к нам, прилепятся подобно пиявкам, почувствовав, что здесь есть источник жизни.

Но чтобы не получилось так, что у нас появилось наполнение, которое они не могут получить и от того загораются ненавистью – нужно немедленно развернуть систему интегрального воспитания, чтобы объяснить человеку, как достичь наполнения.

Свет не может просто так перейти от нас к остальным – мы обязаны построить систему правильных связей, а для этого требуется система образования. По-другому не произойдет связь между нами.

Это только с внешнего взгляда кажется, будто интегральное воспитание предназначено для того, чтобы просто соединить людей друг с другом. Но изнутри – это соединение "трубы", проводящей свет, и "круглой сферы".

В группе – мы все на равных, без всякого различия между нами и составляем тот самый сосуд, в который приходит высший свет. Но этот наш сосуд – имеет форму трубы, ведь мы работаем с экраном и отраженным светом. Мы стараемся соответствовать свету, а подобие свету, желание ради отдачи называется каналом для света,  трубой, в которую мы превращаемся, соединившись с товарищами. 

А внешний мир – это круг. И для того, чтобы создать связь между нами, через которую внешний мир начнет получать от нас внутреннее наполнение, нужно достичь некого подобия и построить соединительный буфер, адаптер от нас к ним, чтобы мы состыковались.

А это возможно только за счет образования, которое мы дадим, чтобы мир узнал, как присоединить свой круг к прямой линии в рамках этого мира. И тогда сквозь эту трубу в мир начнет просачиваться методика наполнения. А мир уже сам начнет организовываться так, чтобы получить это наполнение.

Из урока по статье из книги "Шамати", 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Работа в обратном круге

Архитекторы интегрального мира

Круг – это качество Творца

Мужчины и женщины чувствуют и ведут себя как разные виды

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (Пол Ирвинг, ун-тет Манчестер, М. Дель Гюдис ун-тет Турина, в "Хаффингон Пост"): Исследование было проведено на 10000 американцев. Согласно анализу результатов, мужчины гораздо более доминантны и сдержаны, утилитарны, бдительны, здравомыслящи и эмоционально стабильны.

Женщины более почтительны, теплы в отношениях, доверительны, чувствительно и эмоционально реагируют на ситуации. Мужчины и женщины чувствуют и ведут себя очень по-разному, почти как "разные виды".

Реплика: Согласно каббале, мужчины и женщины совершено различны, потому что их корни в противоположных мирах: мужчины в мире Зеир Анпин, а женщины в Малхут. Отсюда их непонимание друг друга.

Единение возможно только в ступени выше их обоих и только при взаимном интегральном совмещении (взаимном поручительстве). Это достигается только при совместном интегральном воспитании. Поэтому мы наблюдаем сегодня столь резкое отдаление полов. Оно то и вызовет в нас необходимость согласиться на, предлагаемую интегральным воспитанием, методику сближения.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Секрет интегральной семьи

Женское желание – двигатель творения

Мужчины и женщины: два мира

Совершенство – это противоположность кризиса

каббалист Михаэль ЛайтманУ нас есть замечательная возможность. Глядя на тысячелетия человеческого развития, мы можем понять, в чем наша проблема сегодня и как разрешить ее, не дожидаясь дополнительных подсказок и понуканий. Мы можем прислушаться к умным людям, указывающим на необходимость хорошего окружения, которое будет идеально развивать нас, нежно ведя от этапа к этапу добрым и легким путем.

Что же дает мне хорошее окружение? С помощью хорошего окружения я начинаю различать зло своей природы: оказывается, я эгоист, я не хочу объединяться, я лентяй, по большому счету, равнодушный к собственному развитию. Во мне есть множество свойств, которые не очень-то хотят развиваться. И отсюда я понимаю, что должен сделать окружение еще лучше.

Так же лоботрясу, вступившему в спортивную команду, требуется еще более активное воздействие, чтобы его постоянно тянули, подзадоривали, выталкивали в эпицентр игры, на середину площадки и т.д.

Выходит, нам нужно не просто окружение, а "рачительная мама", которая заботится о каждом, чтобы он не ленился и не оказывался вне этой нашей "игры". Маленькие дети благодаря играм становятся старше, умнее, сильнее – так и мы посредством наших игр в группе, которая движет нас вперед, доброй дорогой придем к своему совершенству. Пройдя над всеми кризисами, мы обретем хорошую жизнь.

Итак, нам нужно общество, окружение, которое будет играть с нами, как с маленькими детьми. Кто может обеспечить нам такое окружение? Мудрецы, понимающие путь, подобно родителям малыша. Пускай они выстроят для нас подобное окружение, чтобы оно оказывало на нас свое воздействие. В этом окружении будет заложена моя будущая форма, и, включаясь в него, я буду меняться соответствующим образом. Тем самым я ускорю свое развитие. Ведь передо мной будет пример, причем привлекательный, – и естественно, я постараюсь вступить внутрь, меняя себя. 

Совершенная форма человеческого развития противоположна всем кризисам: нет разводов, все живут счастливой жизнью, дети не расстаются с родителями, все умиротворены. Добрые взаимоотношения установлены между странами и народами, во всем человечестве. Нет страхов и войн, нет оружия и терроризма, нет наркомании и т.д.

Так давайте создадим такое вот образцовое окружение, чтобы оно воздействовало на нас. Мне нужны его ценности. Пускай оно убедит меня, "отформатирует" меня, чтобы я стал таким же, как оно.

Как же этого добиться? Может быть, это должно быть виртуальное окружение. Ведь все мы подключены к интернету. Может быть, это окружение будут представлять средства массовой информации, поскольку от них все мы пропитываемся ценностями. Может быть, это окружение нужно сформировать не для взрослых, а только для детей – в детских садах и школах, чтобы таким образом воспитывать подрастающее поколение. А может быть, стоит охватить и взрослых, если в мире ширится армия безработных? А может быть, родители не знают, как воспитывать своих чад, и у них болит сердце при виде того, что происходит с детьми. В таком случае они будут рады обучаться, допустим, посредством телевизионных передач и сериалов, которые мы снимем. Для них это станет примером, и они смогут повлиять на детей.

Ведь чем выше уровень развития, тем более крайние и противоположные совершенству состояния лежат на пути к финалу. На нынешнем последнем этапе мы должны сами развивать себя, и здесь нас ждут весьма драматические состояния.

До сих пор Природа толкала нас сзади, и мы не имели возможности развиваться самостоятельно, осознанно участвовать в своем развитии, хоть как-то влияя на его темпы или форму. Однако теперь и темп, и форма зависит от того, насколько мы будем сознавать свои будущие этапы и двигаться им навстречу.

Вот почему начался глобальный кризис, остановивший наше развитие. Мы будем стоять на месте до тех пор, пока не усвоим, что каждый следующий этап должен предваряться нашим желанием и осознанием важности дальнейшего развития. Отныне мы не можем развиваться инстинктивно, как раньше – на каждом этапе от нас требуется добавка осознания. Это и есть человеческий уровень развития: во мне зреет нечто новое – понимание Природы, системы, цели, в которую я включен и которой достигаю.

Разумеется, поначалу всё это кажется широкой публике невнятной философией. Однако надо объяснять еще и еще, разжевывая эти вещи на протяжении многих бесед.

Постепенно люди поймут, о чем идет речь. И неважно, что они забудут, – все равно это останется в них, как уже взятая, понятая однажды ступень. Она еще не стала их "материалом" и потому забывается, но они уже успели понять, изучить что-то и согласиться. Это уже вошло в них.

Из 2-й беседы о новой жизни, 28.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Окружи себя добром

Пьеса, перетекающая в жизнь

ТВ программа "Общество меняет человека"

Учимся смотреть по-новому

каббалист Михаэль ЛайтманВажно помнить, что на нынешнем, последнем этапе человеческого развития кислый, зеленый плод должен обрести сладость, зарумяниться и заблагоухать. Все эти добавки проистекают из плода в соответствии с любовью природы к нему. Природа, развивающая нас, – как мать, которая заботится о малыше. И мы должны достичь той же силы любви, отдачи, взаимности, глобального единства между нами и единства с Природой в целом.

Эта возможность реализуется только посредством осознания, когда я понимаю, чувствую, как протекает в нас это развитие.

Мы не можем пообещать человеку хорошую жизнь, пока, по ступеням понимания и ощущения, он не поднимется над собою, каким он родился. Ему необходимо обрести осознание. Ему необходимо знать, в каком мире он живет. Ему необходимо раскрыть всю Природу.

Пока каждый человек не поумнеет, пока не узнает, для чего и почему он родился, к какой цели продвигает его Природа, – человечество не пойдет вперед, а будет страдать от бедствий.

Вопрос: Но вы обрисовали сейчас очень высокую цель…

Ответ: В школе ты изучал историю и географию, ботанику и физику, а также историю человечества и другие общие, глобальные темы. Вот и теперь ты продолжишь это обучение. Ведь тебе не изменить себя, не зная процесса, не сознавая, что ты зависишь от других. Вовсе необязательно становиться большим специалистом, но ты должен знать это в общих чертах. Так же по окончании школы полученные в ней знания начинают забываться, но у тебя сохраняется общее впечатление об историческом процессе, о географии, биологии, ботанике и пр. Так или иначе, услышанное остается в тебе.

Вот и здесь так же. Только теперь ты изучаешь следующие этапы развития. Фактически, тебя обучают самому необходимому сегодня – тому, как вести хорошую жизнь. И ничего не надо заучивать наизусть, потому что позже начнутся практические мероприятия в окружении: ты будешь воздействовать на него, а оно – на тебя, и вы начнете ладить друг с другом.

Однако какие-то общеобразовательные уроки, повествующие о новом мире, новом обществе, новом взгляде на человека и мир, тебе все-таки необходимы.

Из 2-й беседы о новой жизни, 28.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не всё то негодно, что горько на вкус

О необходимости следовать законам природы

Что мне взять с собой в новый мир?

Окружи себя добром

каббалист Михаэль ЛайтманПрирода ведет нас к совершенному состоянию. До сих пор мы двигались вперед в обязательном, принудительном порядке. Отныне и далее мы можем продвигаться, только добавляя со своей стороны осознание того, как мы развиваемся.

С этого времени мы можем улучшить, подсластить и ускорить свое развитие посредством окружения. Всегда дети и взрослые развиваются с помощью окружения. Общества анонимных наркоманов, защитники животных, курсы похудания – всё это основано на воздействии окружения на человека. Вот и мы должны сделать то же самое.

Развиваясь в хорошем окружении, мы будем как хорошие дети и вдобавок создадим такие же рамки для своих детей, чтобы, по крайней мере, из них вышло что-то хорошее. В конечном итоге, у человечества нет другой проблемы, кроме хорошего окружения.

Любой отец был бы рад привести своих детей в такое окружение, где разлито тепло и царят добрые отношения, где их учат объединению, которое несет уверенность и позволяет не бояться бед, страданий гордыни и прочих проблем, заложенных в человеческой природе. Ничего такого там нет – это действительно хорошее окружение, предоставляющее человеку "мягкое место" для развития.

И тогда он "распахивается", обретая возможность воспринимать и впитывать, не чувствуя себя постоянно в оборонительной позиции, во враждебной среде. Мы, взрослые, и сами не понимаем, что это такое – быть в хорошем окружении. Так же младенец на руках у матери не ощущает ничего, кроме нее. Только такое ощущение придает ему силу развития.

А у нас такого чувства нет, и потому мы остановились, столкнувшись с глобальным кризисом. Во всех сферах, где раньше мы добивались успеха, нам не продвинуться дальше. Наоборот, мы находимся под угрозой отката. 

Кризис может оказаться, с одной стороны, крушением, а с другой, новым рождением. Ведь само это слово пришло из греческого и, по своей этимологии, означает новое начало. Но мы неверно его используем. Кстати, на иврите "кризис" – это то же, что родильные камни, т.е. место, где рождается новая жизнь.

В целом, мы должны объяснить человеку, чтó ему нужно, чтобы быть счастливым. А нужно ему хорошее окружение. Благодаря хорошему окружению нам всем просто будет хорошо в жизни. "Я ощущаю уверенность, у меня есть друзья, весь мир относится ко мне хорошо и хочет нести мне только добро. Все заботятся обо мне, и я забочусь обо всех. Мы живем в мире, который весь проникнут теплом, уверенностью и добротой. Он весь – любовь".

Из 2-й беседы о новой жизни, 28.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Совершенство – это противоположность кризиса

Пьеса, перетекающая в жизнь

Создай себе правильное окружение (клип)

ТВ программа "Воспитание в период глобального кризиса"

Передача 1, из серии "Школа интегрального воспитания" с психологом Анатолием Ульяновым

Размышления об этике

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда взрослый человек попадает в систему воспитания, первое, что его волнует – это вопросы этики: что правильно, а что – нет. Наряду с этим мы знаем, что этика блокирует развитие человека…

Ответ: Мы категорически против этики. Дело в том, что этика предполагает огромное количество всевозможных условностей, которые человек должен запомнить, абсорбировать, создать в результате свое внутреннее "я", навязанное ему всевозможными этическими рамками, и стать таким "зашоренным", зацикленным, "упакованным", якобы четко и правильно взаимодействующим с окружающими. Естественно, он создает при этом свой собственный образ – такой стальной черный запакованный "чемодан".

Мы абсолютно против этого. Это – не свобода. Человек так долго жить не может, а если может, то у него пропадают всякая чувственность, чувствительность, сердечность, взаимопонимание.

Этически правильный человек может решить, что какого-то человека надо убить, и спокойно убьет его, потому что это соответствует правилам, принятым в его среде, которые он хорошо усвоил. По сути, это фашизм, нацизм, всевозможные формы крайнего экстремизма и т.п. Эти формы противоположны анархизму.

И здесь мы предполагаем среднюю линию, среднее состояние между тем и этим. То есть человек должен понимать необходимость каждой своей этической установки: соответствует ли она природе, приемлема ли на сегодняшний день в обществе, во взаимодействии с окружающими. Нам нужно сделать так, чтобы общественная выгода всегда стояла выше личной, и чтобы при этом всё общество двигалось к все большей интеграции, поскольку этого требует природа.

Поэтому, несомненно, должны быть этические рамки, но постоянно развивающиеся и гибкие, находящиеся под самоконтролем, под контролем общества, без каких-либо так называемых "святых коров".

Так что, это не та этика, которую предлагают воспитатели по типу "прусской дрессировки": "Каким мы тебя вымуштруем, таким ты всю жизнь и будешь".

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Происшествие на улице

Воришка, который живет во мне

Не стыдись самого себя

Воришка, который живет во мне

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Предположим, взрослый человек что-то украл. Обычно нас просто поучают или запугивают: "Не укради! Это плохо, тебя посадят". Как с этим работать в интегральной системе воспитания?

Ответ: Устраиваем суд. Вопрос только: над кем?

Мы не должны скрывать, что в каждом из нас есть скрытое побуждение к воровству. Каждый из нас где-то когда-то что-то взял, что-то украл. А если даже отнекивается, значит, лжет себе и другим, или даже, может быть, этого не замечает, что часто случается.

"Откуда у нас это свойство? Полезно оно или вредно? Что значит вообще "воровство"? Это мое или чужое? А, может, это не чужое?". Сначала необходимо выяснить все эти исходные состояния, положения, исходя из абсолютно объективной картины и не делая акцента ни на ком и ни на чем, беспредметно – что это за категории: "воровство", "честность" и т. д.

После этого мы разбираем конкретный поступок – тоже безотносительно человека, потому что это может случиться с любым. Мы обязываем каждого из участников поставить себя на место виновника, прочувствовать, защитить себя, обвинить себя и так далее.

Мы переживаем этот случай все вместе. Нам подставили такое условие, и поэтому мы должны учиться на этом примере. Мы должны быть даже благодарны  нашему товарищу за этот проступок, который переживается нами так, как если бы мы совершили его сами.

Поскольку все мы интегрально связаны в одной системе, в одной группе, то должны задуматься: "Как же мы могли довести нашего товарища до такого состояния?" - значит общество виновато. Человек является отражением той среды, в которой находится. Выходит, что он, может быть, вообще не виноват! Проблема в нас!

То есть любая такая причина может послужить для выяснения большого числа проблем, для пересмотра ценностей и наших взаимоотношений.

В конечном результате мы должны прийти к выводу, что нет индивидуального проступка или хорошего, доброго поступка, – это всё является лишь следствием влияния окружающей среды, – так что, судить надо всех. 

Если мы придем к этому, тогда все прочувствуют, что в каждом живет этот воришка, и поэтому он проявился в ком-то из нас, может быть, самом впечатлительном. Представляете, какое поле открывается для выяснений и для анализа.

Однако из этого состояния мы должны выйти только лишь с одним заключением – все виноваты! Если это группа, общество, класс, в котором все взаимосвязаны и проходят систему интегрального единения, виноваты все. Нет такого, чтобы кто-то один был лучше или хуже, все мы – или лучшие, или худшие.

Здесь нет места оценкам. Нельзя выставлять индивидуальные оценки в таком обществе, потому что ты ставишь оценку самому обществу, а не индивидууму.

Реплика: Значит, после обсуждения я должен вернуть то, что украл, или достаточно просто осознания?

Ответ: Вы лично ничего не должны делать! Это решается всеми. Вам нужно совместно все выяснять, и если надо заплатить за украденное, то платят все вместе. Если мы приходим к выводу, что в этом проступке виноваты все, значит, все за это ответственны!

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Размышления об этике

Происшествие на улице

Согласие – выше всех противоречий

Происшествие на улице

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Предположим, я являюсь свидетелем того, что на улице или в метро кого-то обижают. Как я должен поступить? Как отнестись к тому, что происходит на моих глазах?

Ответ: Никак! Мы говорим только о поведении в интегральном обществе, в группах, где мы учимся и практикуем введение интегральных отношений. А на улице мы это отношение никак не проявляем. Люди нас пока не поймут.

Все зависит от общества. Предположим, вы хотите помочь старушке, которая упала, поскользнувшись на льду. Есть общества, где люди могут обвинить вас в чем-то нелицеприятном. Да и старушка может подумать, что вы ее решили как-то использовать: ограбить или что-то в этом роде.

А есть общества, где ей бросятся помогать сразу несколько человек. То есть это зависит от того, где находится человек.

Поэтому ваша реакция на улице ни в коем случае не должна отличаться от реакции других людей. Это будет смотреться очень странно, непонятно для других.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Размышления об этике

Воришка, который живет во мне

Опережая удары

Пропаганда идеи интегрального образования

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В процессе интегрального обучения человек начинает меняться сам, и, как следствие, меняется его социальное окружение. Должны ли мы с самого начала готовить его к этому, ведь со стороны старого окружения могут посыпаться обвинения, что мы – какая-то секта, и портим людей?

Ответ: Для этого нам надо предварить наши практические занятия большой компанией по распространению идеи интегрального образования, которая будет базироваться и уже базируется на научных данных, на непосредственных требованиях природы, окружающей среды, нашей внутренней развивающейся природы. Ведь мы все равно  поневоле постепенно идем к интегральному сообществу.

Если мы не будем ему соответствовать, нам будет плохо. Нам надо учиться, как соответствовать этим новым, "круглым" рамкам, которые природа создает вокруг нас, загоняя в сеть тесных взаимоотношений, и сопротивление здесь бесполезно.

Поэтому мы обязаны эту идею, это мнение, эту историческую, общественную, личную необходимость прояснить для всего человечества. И тогда уже, все остальные наши действия будут естественным образом вытекать из этого и казаться правильными. Люди станут понимать, что мы делаем, и стремиться к этому.

Если мы будем демонстрировать свои действия без объяснения, то никто этого не поймет и встретит нас в штыки. Нас станут упрекать в сектантстве, возможно, в наивности, в утопиях и прочем.

Но если мы начнем заниматься с детьми, постепенно внедряя в них элементы гуманизма (по крайней мере, назовем это так), не думаю, что здесь будут особые проблемы с обществом и с родителями. А показав через какое-то время определенные положительные результаты, мы уже сможем опираться на общественное мнение. Поэтому самая благодатная почва для нашей деятельности – детские организации. 

Но, с другой стороны, – это самое трудное, потому что доступ к ним регламентируется государством. Государство имеет право вводить в школы разные программы, и насильно навязывать детям то, что желательно ему, а не то, что хорошо для детей. С такой консервативной системой очень трудно бороться.

Однако общество борется, создает частные школы, другие методы образования. На сегодняшний день во многих странах мира ребенок может обучаться на дому, через интернет, сдавать экзамены экстерном. Это – уже большой плюс. Раньше это было невозможным, поскольку закон запрещал домашнее образование.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Начинать надо с человека!

Уроки о новом мире. Без знания – нет человека

Интегральное воспитание – процесс молниеносный

Проверка на равновесие

каббалист Михаэль ЛайтманМы находимся в глобальной, интегральной природе. Она всегда была такой, только мы об этом не задумывались – не принимали во внимание, пока жизнь не заставила. А в последнее время она принуждает нас всё сильнее: мы начали получать удары и пощечины с разных сторон. Говоря иначе, со своим эгоизмом мы не можем наладить жизнь и не добиваемся успеха ни в чем: ни в семье, ни с детьми, ни с самими собой, ни с миром, ни с безопасностью. Мы уже не уверены, запасено ли у нас что-то на черный день. Да и пенсионная система рушится.

Все системы, которые обеспечивали человеку удобство, комфорт и уверенность в завтрашнем дне, которые помогали ему и его близким, гарантируя поддержку в периоды слабости, болезни или старости, – всё обесценивается и распадается. Кто знает, может быть, завтра мы останемся на улице без гроша в кармане и на счету.

Эти проблемы вызывают людей на размышления. Иначе мы бы не задумались, ведь все мы представляем собой эгоистическое желание наслаждений. И вот, мы задаемся вопросом: "Что, собственно происходит?"

Если провести верный анализ, то мы видим, что сами неправильно выстроили систему. Ведь, находясь в природе, я не могу делать что вздумается, не могу вершить произвол, не учитывая действующих в реальности сил. По мере своего развития я раскрываю в природе вещи, всё более масштабные и тонкие. Они были скрыты, а теперь проступают передо мной, еще и еще – и я обнаруживаю крепкую взаимосвязь всех частей природы, а также взаимосвязь между людьми в нашем многоуровневом воздействии друг на друга и на природу, которая, в свою очередь, воздействует на нас.

Так, может быть, я не принимаю в расчет данные, законы и связи, которые имеются в природе, во мне и в человеческом обществе, но скрыты от меня? Я никогда ими не интересовался, беспечно используя себе в удовольствие то, что было под рукой.

Отсюда проблема: как изучить эти законы? Ведь что бы мы ни исследовали в природе, будь то физика, химия, биология, зоология, ботаника или астрономия, в макро- и микро-масштабах, на всех уровнях бытия мы видим один закон, объемлющий все ступени и царящий между ними, – закон равновесия. Вся природа стремится к равновесию. И в том числе, наша маленькая система – Земной шар. 

А значит, если мы хотим жить в мире и покое, в добром единении с ближним, с другими людьми, с семьей и т.д. – то нам необходимо соблюдать равновесие. Наша формула должна быть такой, чтобы все положительные и отрицательные действия по получению и отдаче уравновешивались, чтобы никто не превосходил другого, чтобы каждый получал восполнение.

В таком случае, у каждого будет право на существование, и никто не будет брать верх над другим, понимая, что всем нам нужно сохранять общий баланс. Это относится к партиям, к силам природы, к силам, желаниям и мыслям человека… Здоровье любой системы – частной, крохотной либо глобальной, интегральной – зависит от внутреннего равновесия между всеми ее компонентами.

Мы видим это, изучая глобальную природу, а также функционирование любых систем, в том числе компьютерных, кибернетических, социологических, психологических, физиологических… Пускай даже система развивается – она постоянно динамически уравновешивает себя, она чувствительна к дисбалансу, который требуется корректировать. И потому ее развитие и ее действия всегда будут успешны – ведь она всегда выполняет закон равенства между всеми своими силами, негативными и позитивными. Будь то атом, в котором протоны и электроны должны находиться в равновесии, или живые клетки, или космические системы – всё подчиняется этому принципу.

В таком случае, конечно же, и в семье, и в человеческом обществе, и в образовании, и вообще, во всем, что относится к человеческому уровню, мы должны проверить свое соответствие этому закону.

Из урока по статье "Мир", 13.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уравновешивай, а не разрушай

Парадигма равновесия

Равновесие, ведущее к развитию

Страница 338 из 398« Первая...336337338339340...Последняя »