Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Что мне взять с собой в новый мир?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: О каких законах природы идет речь?

Ответ: Соблюдать законы природы – это значит, прежде всего, изучить: кто такой человек, каково его окружение, как они влияют друг на друга?

Это тоже относится к законам природы, ведь мы сами – часть природы. Прежде всего, нужно изучить человека. Каждый должен быть психологом – для самого себя и для человеческого общества, чтобы знать, как ужиться с другими, а не бросаться просто так на кого-нибудь, не задумываясь о последствиях.

Сначала надо изучить, кто такой человек, почему мы развиваемся в такой форме и есть ли у нас возможность противостоять такому кризисному развитию. Будет ли это нам на пользу, если мы сможем его остановить? Ведь, видимо природа продвигает нас к чему-то новому, еще более лучшему? Нам нужно лишь понять, к чему именно и пойти согласно этой цели.

Надо также понять, почему нам сейчас не видна эта будущая картина. Ведь мы все время видели перспективу и развивались, согласно стремлению раскрыть новое, подняться выше. А сегодня – наоборот, мы разочаровываемся и увядаем, ничего больше не хотим.

Видимо и эта форма пригодна и желательна для следующего развития, когда нам нужно бросить свое текущее состояние и подняться в совершенно иное. Поэтому мы чувствуем относительно сегодняшнего состояния такое разочарование, усталость, бессилие, не желаем его продолжать и в нем оставаться.

По всей видимости, следующее состояние очень отличается. Мы как будто оставляем все прошлое, окунаемся в ритуальный очистительный бассейн, омываемся, надеваем все новое и выходим в новый мир! Мы больше не хотим быть связаны с этим миром, мы уже достаточно его запачкали - разводились, творили зло самим себе и остальным, близким и далеким.

Если критически посмотреть на этот мир, то выясняется, что в нем нет ничего, что можно было бы взять с собой в новый добрый мир. Если меня ждет какой-то прекрасный, идеальный мир, то, что я хотел бы взять туда с собой из этой жизни?  Есть у меня такая семья? – Нет. Дети, товарищи, работа – нет, нет и нет. Но что же тогда я могу  взять с собой, если перехожу к идеальной жизни? 

Потому мы критически пересматриваем всю свою жизнь в совокупности и не находим в ней ничего, кроме разочарования. Но может быть это какой-то переход к совершенно новому состоянию? И потому мы не видим его, а с другой стороны, разочаровываемся и не хотим того, что у нас есть сейчас.

Мы не видим решения в сложившейся ситуации. Такое положение складывается по всему миру, все больше людей живет лишь сегодняшним днем, даже не планируя жизнь на завтра, по принципу: живем, потому что живем.

Это особое состояние, поэтому нам нужно понять из нашего небольшого исследования, что, по всей видимости, мы оставляем всю нашу прежнюю жизнь здесь и переходим в новое измерение – на новый уровень существования. Перепрыгиваем на другую ступень – рождаемся в новом мире.

А это мир, где действуют другие – интегральные законы, которые природа уже начинает показывать нам: взаимная зависимость всех со всеми, замкнутый, круглый мир, мир равенства, соединения, законы существования доброй дружной семьи. Вот к чему мы сейчас видимо приближаемся.

Мы еще проверим: нам это просто кажется и это наши мечты, или это действительно ожидает человечество, и мы обязаны к этому прийти либо осознанно, либо за счет сил, которые нас обяжут.

Разумеется, нам будет полезно изучить все эти законы, ведь мы будем знать, как перейти из состояния в состояние самым благоприятным образом. До сих пор мы развивались за счет того, что природа толкала нас сзади, добавляя нам новые желания.

Но сегодня – нет. Сегодня мы зашли в тупик и обязаны сами исследовать, каким должен быть следующий шаг – зачем он, почему, как его сделать. Когда мы раскроем, увидим эту новую жизнь, нам придется также искать, какими средствами ее достичь.

В противоположность инстинктивному развитию, существовавшему прежде, во всех прошлых поколениях при переходе из состояния в состояние, от одной общественной формации к другой – сегодня мы должны развиваться осознанно. Наша обязанность - понять природу и ее законы, и когда мы выполним их с пониманием и знанием самих себя и человеческого общества, то перейдем к новому состоянию. Мы будто рождаем сами себя.

В этот раз, нам нужно быть на высоте, чтобы сверху посмотреть на себя и свое состояние. А такого никогда не было прежде. Мы всегда текли вместе с течением жизни – вперед и вперед: еще одна революция, еще одна новая машина, новая возможность. Но сегодня мы должны подняться выше своей жизни в нашем осознании, окинуть весь земной шар и человеческое общество глобальным взглядом сверху – и тогда развиваться дальше.

В первый раз природа требует от нас: от всех вместе и от каждого без исключения, достичь четкого понимания: кто мы такие, в каком мире находимся, к какому состоянию развиваемся. Впервые от меня требуют быть человеком – понимающим, знающим суть жизни.

Поэтому, наш курс призван не просто так заполнить время, а должен помочь нам совершенно изменить свою жизнь и поднять ее на новый уровень, к совершенству.

Из 1-й беседы о новой жизни, 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

О необходимости следовать законам природы

Бракоразводный процесс со всем миром

Обязанность человека – обустроить общество

ТВ программа "Как жить в интегральном мире"

Передача 4, из серии "Школа интегрального воспитания" с психологом Анатолием Ульяновым

Человека не воспитать без связи со светом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему система образования не развивалась вместе с меняющимся миром? Почему мы обучаем детей так же, как делали это сто лет назад?

Ответ: Потому что в действительности человечество не изменилось. Только сейчас оно, возможно, придет к осознанию зла – причем только с нашей помощью.

Сколько критиков ругают образование и бьют себя кулаками в грудь – но ничего не происходит. По сути, они просто констатируют, что им плохо, но не видят подлинную причину – ведь для этого надо иметь возможность сравнивать одно с другим. Здесь уже нужен свет, возвращающий к Источнику.

В нашем мире мы раскрываем только зло, но не его связь с добром. Это еще не осознание зла – для него требуется что-то еще, в качестве критерия. Да, мне плохо, но причину обнаружить я не могу, поскольку для этого нужно привлечь свет, возвращающий к Источнику.

В результате о проблемах с образованием говорят уже, по меньшей мере, лет пятьдесят, – и до сих пор ничего не исправлено. Эта сфера потребляет гигантские бюджеты и задействует огромное количество людей, а воз и ныне там. Страдают родители, страдают преподаватели, страдают ученики – и все беспомощны.

Вообще-то, сама система остается довольно консервативной и не желает перемен. Однако, даже понимая их необходимость, никто не в силах их осуществить. Нет четкой, верной, современной программы действий. И напротив, для того чтобы просто разрушить имеющееся, большого ума не требуется. Сегодня ясно, что надо воспитывать из ребенка Человека. Для этого существует множество различных методик: кажется, вот уже почти получается – но где эти Человеки?

В конечном итоге, тут не обойтись без света, возвращающего к Источнику. Но как человек получит его, не имея точки в сердце? Для этого он должен быть связан с теми, у кого она есть. И потому только мы принесем миру новую методику воспитания. Больше ничего не поможет, тут необходима связь со светом, действующим в желаниях.

Из урока по статье "Свобода воли", 10.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Шаблонное образование

Очарование тайны

Воспитание светом

Перевоспитание без насилия (клип)

Основа образования взрослых

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (А. Вербицкий, д.п.н., академик РАО): Становление массового образования позволило за короткое время обучения в школе и вузе научить каждого знаниям, которые накопило за долгую историю человечество, и навыкам, необходимым для жизни и профессиональной деятельности.
Однако приходится платить тем, что обучающимся даются стандартные задания и их решения, которые не развивают мышление обучающихся.
КПД такого обучения чрезвычайно низкий, поскольку оно основывается на механическом запоминании информации и алгоритмов решения стандартных задач, которых в реальной жизни и профессиональной деятельности практически не бывает. Решать задачи нестандартные и новые, человека не обучают.
Одним из принципов новой образовательной парадигмы должна быть ориентация на развитие способностей обучающихся к самостоятельному добыванию знаний.

Реплика: Интегральное образование основывается на решении совершенно новых задач, требующих "неземного" подхода и поэтому перестраивает обучающего на новое восприятие мира.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Интегральное образование или война? (клип)

Мнения философов

Социальный кризис. Кризис системы образования

Обязанность человека – обустроить общество

каббалист Михаэль ЛайтманКаждый когда-то в прошлой жизни почувствовал, что хватит, надоело, пора сделать какую-то революцию – изменить окружение, общество. Но сейчас не так. Мы понимаем, что все нужно изменить, но не знаем, за что ухватиться. Неизвестны ни средства, ни цель – полное бессилие.

Поэтому, давайте начнем нашу первую беседу с того, что вообще называется развитием человеческого общества, на котором основывается развитие государства, семьи, экономики, домашнего хозяйства, воспитание детей, культура, технология, наука.

Человек живет в обществе уже сотни тысяч лет. Ну по крайней мере, последние десятки тысяч лет, он живет общественной жизнью, ведь в одиночку не способен обеспечить себе все необходимое. Мы не можем жить мелкими стаями, словно животные. Хотя мы и вышли с животной ступени, но наша природа толкает нас к развитию себя, своей среды, к познанию того, что такое жизнь и чем ее можно улучшить.

Это внутреннее стремление человека, и естественно, оно эгоистическое, ведь каждый хочет для себя лучшей жизни: более уверенной, спокойной. Каждый хочет преуспеть больше остальных. Зависть, вожделение и честолюбие правят людьми, и мы видим, что эти качества развились и расцвели еще в самых древних культурах. Именно они и толкают нас к развитию.

И поэтому человеку необходимо жить в обществе. Он бы выжил и в лесу, но остался бы просто животным, как все звери. Известно, что если дети теряются в лесу, они вырастают животными. Звери принимают их в стаю, и человек обретает форму животного – до такой степени, что уже не может вернуться в человеческое общество, настолько теряет человеческий облик.

Поэтому все наше развитие в течение всех поколений было направлено на развитие общества, окружения. И чем дальше мы развиваемся – видим, что сам человек не очень сильно меняется. Основные изменения происходят в обществе, и все развитие зависит от него. 

Человек развивает общество, а за счет общества, меняется его личная жизнь. Одно зависит от другого. Я сегодня завишу от тысяч людей по всему миру, ведь если проверить, во что я одет, что я ем, из чего построен мой дом, от чего зависит отопление, охлаждение, работа – то не найдется такой страны, которая бы не участвовала в обеспечении мне всего того, что у меня есть.

Если это происходит не напрямую, так еще через несколько стран: одна поставляет сырье, другая – части машин, с помощью которых производят какие-то товары, а посредством них уже создают, например, мою одежду. Исследования показывают, что весь мир зависит друг от друга.

И чем больше мир углубляется в такую специализацию, когда у каждого есть работа, которая связана и находится в гармонии со всеми остальными людьми, тем больше мы можем обеспечить себе дополнительных товаров, недоступных людям прошлого.

В прошлые века человек обеспечивал себе немного хлеба, уксуса, вина, мяса – и все. Потом стало чуть больше еды, больше одежды, обуви, больше разных производств. Потом появились автомобили. И в соответствии с этим, развились специалисты в экономике, в сельском хозяйстве, в машиностроении и т.д. Развилась культура, литература, музыка, песни.

Вокруг человека возникли целые отрасли, которые даже не требовались ему для жизнеобеспечения – но без этого он тоже не может. Музыкант поднимается на сцену и дает концерт на тысячу человек, которые платят ему за одно представление больше, чем рабочий тяжелым трудом зарабатывает за месяц, а может и за год. То есть мы высоко ценим эти вещи, которые не являются для нас необходимыми: спорт, туризм.

Если посмотреть, сколько же мы производим насущно необходимого во всем производстве, то около 90% окажутся ненужными вещами. И все равно, они нам как бы необходимы. Мы чувствуем, что они относятся к человеческой ступени, и потому нужны.

Если не будет выхода, я конечно выживу и в пещере – но развитие обязывает меня производить все эти продукты.

Мы достигли состояния, когда человек отрываясь от общества, будет вынужден жить очень скудной жизнью. Максимум – он сможет обеспечить себе самое необходимое для жизни, чтобы не умереть с голода. А если он хочет получить все остальные достояния цивилизации, то обязан включиться в общество, производить товары, необходимые обществу, и тогда он получит от общества, по возможности, то, что желает.

То есть, прежде всего, мы зависим от общества. Это неизбежность. А если так, то что мы в этом обществе сделали неправильно, если не можем сейчас нормально жить в нем, и чувствуем кризис в своем обществе, в своей жизни. И этот кризис ощущается не добрым – это еще не рождение, а родовые муки, которые ему предшествуют, и потому мы хотим выяснить, что же не в порядке.

Из 1-й беседы о новой жизни, 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Конец развития человечества или новое начало?

Будущее – за доброй взаимосвязью

Все развитие человечества – это развитие связей

Конец развития человечества или новое начало?

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли исследовать свое развитие, то видно, что все оно исходило из развития нашего желания. Человек каждый раз хотел все больше и больше. Когда-то у нас были небольшие желания, как у простых деревенских жителей: есть у меня несколько коров, кусочек земли, с которой я собираю урожай, жена, дети – и больше ничего не надо. Желание было маленьким.

Затем желание начало расти. Оно толкнуло нас начать торговать своими продуктами – на базаре, в городе. А вместо этого покупать красивую одежду, какие-то особые вещи, которых мы раньше не имели. Человек приезжает в город, видит там чудо-машину для вспахивания земли и начинает еще усерднее работать, чтобы ее приобрести.

Или он занимает у кого-то деньги, чтобы сначала купить такую машину, а потом вернуть ему долг, продав урожай, который с ее помощью сможет производить в еще больших количествах. Так мы начинаем развиваться и завязывать все более тесные связи между собой. Наше эго растет, и толкает нас к развитию.

Это обычная история человечества, полностью основанная на развитии желаний человека: мы хотим все больше и больше – но почему? Наше желание растет. Я не знаю, почему, но мне вдруг хочется чего-то еще, а потом еще. Я смотрю на других, вижу, что каждый к чему-то стремится, и беру с них пример – ведь во мне есть зависть, вожделение, честолюбие, жажда властвовать.

Я заинтересован купить у них полезные мне вещи, но не быть ниже их – ведь у меня есть эгоизм, и я не хочу чувствовать себя в проигрыше. Я хочу выигрывать!

Если мы так посмотрим на человеческое развитие, то увидим, что это и тянуло нас вперед. Мы всегда смотрели вокруг и учились у остальных. Были среди нас люди с развитым воображением, способные на изобретения и новаторство в технике, экономике, медицине, во всем, что может пойти на пользу людям и наполнить наши желания. Так мы развивались. 

Приходило время, и мы вели войны, завоевывали новые территории, покоряли народы. Потом пришло время открывать новые материки, развивать технологии и торговлю. Затем мы вышли в космос, развивались все больше и больше, пока не оказались в тупике. Это начало ощущаться уже 50-60 лет назад.

В 60-е годы 20-го века умные люди, занимавшиеся исследованием окружающей среды и общества, процесса, проходимого человечеством, начали предостерегать нас, что мы остановились и маршируем на одном месте. Что-то случилось с нами такое, что мы перестали видеть, куда дальше развиваться.

Тем, что тогда помогло нам немного забыть об этом – была программа развития космоса. Но и она очень быстро закончилась. Ну, мы еще раз облетим вокруг Земли, еще раз сядем на Луну – все это уже было, а что же дальше? Мы увидели, что это нам не очень помогает – все это неживое, а даже не растительное или животное. А тем более, мы не обнаружили внеземных цивилизаций, со всеми своими фантазиями и надеждами еще где-то найти жизнь.

И тут мы приходим к пустоте. Мы развились так, что дальше как бы некуда - не видно никакой перспективы. Наша внутренняя природа и внешняя, то есть мир, который мы чувствуем вокруг себя, не открывается нам больше. Что есть – то и есть, но не дальше. И тогда люди, обнаружившие это: социологи, философы (такие, как Фукуяма и другие) – начали предупреждать нас и написали об этом множество книг, называя это концом развития человечества.

А с другой стороны, появились другие ученые, которые утверждали, что наш мир развивается циклично.

Из 1-й беседы о новой жизни, 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Обязанность человека – обустроить общество

Распалась связь поколений

Эгоизм у финишной черты

Распалась связь поколений

каббалист Михаэль ЛайтманКогда-то нам казалось, что развитие человека в его эгоизме может идти безгранично, и мы будем изобретать все новые чудесные машины, каждый получит свой самолет и небывалые средства связи. Но в итоге человек, потребляющий все эти вещи, вдруг открывает, что хватит, зачем это все? Он чувствует во всем этом пустоту и отсутствие наполнения.

Почему же это не приносит удовлетворения? Дело в том, что все развитие происходит за счет увеличения желаний, которые постоянно растут. И вдруг они перестали расти! Наоборот, мы чувствуем во многих желаниях какой-то откат назад.

Когда-то человек хотел иметь семью – как можно больше: много детей, даже много жен. Потом ему это стало не нужно - достаточно одной жены и двух детей, или даже одного. А сегодня он не хочет даже этого. Жизнь становится такой тяжелой и сложной, что именно в развитых странах люди не хотят покидать родительский дом до 30-40 лет.

Человек работает и тратит все деньги на самого себя – зачем ему нужны жена и дети? Он может путешествовать, отдыхать, развлекаться, чувствовать себя свободным. Мама ухаживает за ним – и ему хорошо.

Мы построили общество с такой развитой инфраструктурой, что в супермаркете можно купить готовую еду, разогреть в микроволновой печи – и ужин готов. Квартиру нет необходимости с кем-то делить – можно иметь собственную, и человек ощущает себя свободным. А состарюсь, так мне положена пенсия, медицинская страховка, уход в больнице и место на кладбище – а что еще меня ждет? Стоит ли ради этого надрываться всю свою жизнь?

Наше эго становится таким огромным, что мы не чувствуем себя способными соединиться с другими – вкладывать в них свои силы, ухаживать для того, чтобы они потом ухаживали за нами. Я не чувствую, что способен с кем-то соединиться настолько близко.

Ну, или у нас есть возможность объединиться на обоюдовыгодных условиях, и мы живем с женой – как два товарища, партнера. Наша жизнь больше похожа не на настоящую семью, какой она была когда-то – а на сожительство. Я работаю, и она работает. Она что-то делает по дому, и я делаю. Она платит, и я плачу. 

Мы как бы во всем участвуем на равных. Это не та семья, в которой муж когда-то был хозяином, главой семьи – зарабатывал и обеспечивал жену, которая сидела дома и воспитывала детей. Сейчас, они оба выходят утром из дома, забрасывают детей в ясли или в детский сад, возвращаются вечером домой, забирают детей. И что у них остается дома? Они почти не видят друг друга. Он смотрит телевизор или сидит за компьютером, она – быстро что-то протрет, помоет посуду, покидает грязное белье в стиральную машину – и все, день кончился.

Они уже совершенно на равных – не то, что раньше, когда один был выше, а другой ниже, что называлось семьей, главой семьи, хозяином. То есть семья потеряла свое исконное строение и стала просто партнерством. А если это лишь партнерский договор, то я всегда буду смотреть: выгодно мне это или не выгодно. Выгодно – вошел, невыгодно – вышел. И потому люди разводятся и даже не хотят заключать такие отношения.

Это факт. И мы с вами немного изучаем его причины. Наше эго, настолько выросло, что говорит нам, что не стоит вступать в такие партнерские отношения, которые называются браком.

Из-за своего эго, человек перестает чувствовать своих детей настолько близкими, как части своей души. У детей есть своя жизнь, они учатся в таких местах, которые очень далеки от нас. Разница между поколениями становится такой огромной, что дети совершенно оторваны от родителей. У них другое образование, другие интересы, настолько далекие от меня, что я с трудом понимаю, о чем они говорят, чем занимаются и чем живут.

Прервалась связь между поколениями. Получается, что непонятно, зачем мне вообще такие дети? Какое мне от них удовольствие? Они же от меня хотят, чтобы я дал денег и потом молчал. Мы еще получаем от них удовольствие, пока они маленькие. А с возраста 12 и старше уже теряем с ними всякую связь.

В прошлые времена, человек выращивал детей, потом дожидался, когда у него появляются внуки и занимался маленькими внуками – получая удовольствие от них. Но сегодня и этого нет, потому что дети не хотят жениться и рожать мне внуков.

Человек не делает всех этих расчетов сознательно, но так оно само собой выходит из нашего развитого эгоизма, что не стоит заводить семью.

Мы очень бурно демографически развивались, по экспоненте, и вдруг она начала выравниваться. Специалисты, занимающиеся демографией и делающие прогнозы по развитию человечества, предсказывают, что его численность начнет очень резко снижаться в ближайшее время. Пока еще идет прирост, благодаря некоторым регионам – в основном, арабским странам, в которых еще живы сильные традиции и религиозные установки на то, чтобы больше развиваться и рожать больше детей.

Но уже даже в развитых арабских странах, вместо 10-15 детей, как прежде – сегодня уже всего 2-3. То есть видно, что и они очень быстро сравниваются в этом со всем миром.

Из 1-й беседы о новой жизни, 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Конец развития человечества или новое начало?

О крахе семьи

Семья – на общей духовной основе

ТВ программа "Общество меняет человека"

Передача 5, из серии "Школа интегрального воспитания" с психологом Анатолием Ульяновым

Что делать, когда все правы?

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": Чем больше разногласий и противоречий, чем сильнее критика, тем больше знание и разум. Тогда появляется возможность наилучшим образом анализировать и прояснять те или иные вопросы. А все неудачи и деградация разума происходят только из-за недостаточного количества критики и разногласий.

Таким образом, очевидно, что основа успеха на материальном уровне – это как можно большее объединение общества. А основа успешного продвижения в области просвещения и мнений – это расхождения и разногласия.

Мы видим, что две эти противоположности предоставляют друг для друга взаимную опору. Разобщение и единство должны быть сбалансированы, так чтобы они не отменяли, а именно поддерживали друг друга. И тогда между ними мы находим среднюю линию, содержащую их обе в равной мере. Не половинки двух крайностей, а всё разобщение и всё единство должны в итоге сойтись воедино.

Мы привыкли к другому: каждый в чем-то немного уступает или немного добавляет – и мы приходим к поверхностному согласию. По сути, это не согласие – просто, по безвыходности, я даю тебе занять кусочек своей территории, а ты – даешь мне кусочек своей. Так мы и страдаем за неимением других вариантов.

Однако если создавать единство ради слияния с Творцом, то две противоположные силы должны участвовать в нем сообща. Этого мы, со своим "плоским" разумением, делать не умеем. Только высший свет покажет нам, что такое возможно. Здесь необходим высший, духовный разум, снимающий противоречие, как сказано: "И то, и другое – слова живого Бога".

Высший свет приносит свою, третью силу, чтобы объединить противоположности. Однако мы не можем объяснить это людям. Они подумают, что это религия или мистика.

И потому мы даем объяснение на другом уровне: все правы и все неправы, мы уже понимаем, что не можем поладить друг с другом и никогда между нами не воцарится мир. Так давайте установим его уровнем выше, над нами, как сказано: "Все преступления покроет любовь". 

Казалось бы, как такое может быть? Ведь преступления остаются.

Нет, мы будем держать над собой "зонтик объединения" и постоянно заботиться только о нем. И тогда мы поймем, что все преступления между нами предназначены именно для того, чтобы укреплять этот "зонтик". Мы будем рассматривать их как поводы для объединения: "Вот здорово, ведь без них нам бы не понадобилась любовь. А теперь мы в ней нуждаемся – ведь иначе мы просто съедим друг друга". Такое решение будет понято, одобрено и принято миром.

Ну а подлинное решение относится уже к нашему уровню: мы несем миру свет, возвращающий к Источнику, без которого люди не удержат над головой общий "зонтик".

В конечном счете, мы не говорим им ничего нового. Тогда что заставит их принять наше предложение?

В текущей ситуации с ее многочисленными разногласиями, конфликтами, тупиками и ядерными вооружениями, с ее мировым кризисом, мы звучим логично. Действительно, нет смысла искать правых в общей разноголосице. Все правы и неправы одновременно. Мы не принимаем ничьего отдельного мнения, а вместо этого возвышаем единую идею – объединение надо всем, без всяких оговорок. Ведь иначе нам конец.

Из урока по статье "Свобода воли", 09.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда уступки невозможны

Поручительство над противоположностями

Уступки – для мира в мире и в семье

Транжиры

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В Израиле сегодня стоит вопрос о бесплатном дошкольном образовании, которое потребует масштабных сокращений других статей бюджета. Каждый раз нам приходится выбирать между тем и этим, всегда одно реализуется за счет другого. Как надо разрешать подобные противоречия?

Ответ: Мы неправильно смотрим на вещи. На самом деле у нас есть такие излишки, из которых можно выстроить еще одно государство Израиль. Только мы их не видим. Тут дело не в умении экономить а в том, чтобы разглядеть, где ресурсы растрачиваются впустую и выбрасываются на ветер.

Вовсе не надо превращать бюджет в тришкин кафтан или увеличивать его дефицит. Нам надо лишь разыскать те миллиарды, которые уходят в никуда, без всякой пользы кому бы то ни было. Это происходит из-за халатности и разгильдяйства, из-за того что мы не заботимся о ситуации в целом. Каждый радеет за себя, любимого, а в результате мы транжирим огромные богатства.

И никакого секрета тут нет. Проследи за собой: как ты пользуешься электричеством дома и в другом месте. Как аккуратен и экономен ты со своим имуществом, которое стоит тебе денег, и как равнодушен к растрате чужого. В другом месте мы рады транжирить, а дома рады экономить. Так вот, если ко всему хозяйству страны относиться как к домашнему хозяйству, мы отыщем такие излишки, о которых и не подозревали.

Проведи толковую ревизию в Минпросе – и ты найдешь бреши, в которые утекают даже не отдельные проценты, а десятки процентов наших ресурсов. Отфильтруй всё, что не относится к пользе учеников, встряхни систему – и увидишь, сколько всего оттуда выпадет…

В целом, подход такой: не надо жертвовать чем-то одним ради другого. Не надо обделять какие-то сферы, чтобы укрепить другие. Если мы поставим во главу угла общую, взаимную заботу о стране, как о семье, тогда само наше отношение, само желание повысить эффективность выявит такие излишки, которым еще придется искать применение.

И наоборот, поскольку мы этого не сделаем, за дело возьмется кризис, который "встряхнет" нас против нашей воли. Если мы сами не наводим порядок, то его наведут за нас.

Из урока по статье "Свобода воли", 09.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Простое решение экономических задач

Есть вещи, которые народ может сделать сам

Весь народ – за "круглым столом"

Не безработица, а освобождение для настоящей работы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Современная экономика выстроена на растрате ресурсов. Если начать экономию, огромное число людей останутся без работы. Будет ли это шагом на пути к цели?

Ответ: Прежде всего, не думаю, что надо называть этих людей "безработными". Мы вступили в новую эпоху и переживаем смену парадигмы развития. Сегодня мы должны рассматривать происходящее как возврат или подъем к миру, каким он должен быть согласно Природе.

В этом мире мы живем только телами, а всё прочее, кроме базовых потребностей тела, должно идти на счет исправления души. Соответственно, забота о материальных нуждах сводится к тому, чтобы жить нормальной, благоустроенной жизнью, и не более.

Разумеется, для этого не надо переезжать в пещеры. Человеку нужно жилье, отопление, продовольствие, здравоохранение, безопасность – всё то, что связано с желаниями пищи, секса и семьи. Однако надо понимать, что это – лишь необходимая материальная база для главной задачи. Тело существует для того, чтобы мы могли развивать душу.

Мы обращаемся ко всему миру: черта бедности должна стать минимумом, над которым надо поднять всех. Для чего? Для того чтобы человек освободился от забот о хлебе насущном и смог заняться душой. Всё, что сверх необходимого, относится уже не к нашему миру, не к земному существованию и присущим ему желаниям, а только к исправлению души.

Таким должен быть наш подход, хотя его еще нельзя объяснить теми же словами. Если так мы относимся к делу, то не плодим излишки, а направляем все силы и ресурсы, остающиеся сверх необходимого, в систему интегрального воспитания, т.е. в систему исправления. Соответственно, культуру, просвещение, науку мы тоже целиком ставим на службу развития души. Ведь больше нам не для чего жить в этом мире. Закончим с душой – и он исчезнет. 

Нужно понимать, что и техника, которую мы изобретаем, тоже должна освобождать нам время для главного, а не для развлечений и баловства. Тысячи лет назад первобытный человек занимался охотой только два-три часа в сутки. Лишь затем рост эгоизма привел к тому, что одни люди начали властвовать над другими и заставлять их работать весь день.

Так вот, мы должны вернуться в свое естественное состояние. И потому людей, нетрудоустроенных в традиционном смысле, нельзя называть "безработными". Они не бездельники, они просто освободились для главного, они возвращаются к нормальной жизни. Им предоставляют частичную занятость на несколько часов, а всё остальное время они должны работать на человеческом поприще – выше животного уровня, там, где человек учится быть Человеком.

Нам необходимо интегральное обучение, чтобы понять, как объединиться друг с другом. Тем самым мы придем в равновесие с Природой и избавимся от бед и проблем всех сортов, будь то экология или финансы. Всё успокоится благодаря равновесию.

Из урока по статье "Свобода воли", 09.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уроки о новом мире. Не безработица, а свобода от рабства

Интегральное воспитание – процесс молниеносный

Чем занять безработных?

Когда уступки невозможны

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Меня всегда учили, что ради единства надо чем-то поступиться. Однако мы говорим о сплочении над всеми противоречиями. Что это значит?

Ответ: На самом деле ты не можешь никому ни в чем уступить. Можно, конечно, отказаться от части своих притязаний, если другого выхода нет. Однако в том, что касается идей, уступка – вещь мнимая. Если я прав, а он нет, то ему же лучше признать мою правоту и присоединиться ко мне. Если же прав он, а не я, тогда мне стоит признать его правоту и присоединиться к нему.

Так что же такое уступка? Как можно поступиться истиной? Ведь она не бывает частичной или промежуточной. Из нас двоих прав лишь кто-то один. Здесь невозможно отказаться от какой-то части. Если один поступится частью правды, а другой – частью лжи, это не будет решением проблемы. Ведь речь идет не о том, что можно поделить, а о наших мнениях, идеях.

Вопрос: Но есть еще то, что называется коллективным разумом. Выслушав в группе разные мнения, можно найти и такой путь, который окажется лучше твоего.

Ответ: Просто ты выяснил для себя, что кто-то другой высказал более здравое суждение. Теперь ты отказываешься от своего мнения и присоединяешься к нему. Но это же не уступка. Если я всё проверил и обнаружил, что он прав, – тогда я не уступаю, а меняю свое мнение на его.

Уступить можно, когда я уверен, что правда на моей стороне, и все-таки не следую ей. И это плохой путь, никогда не ведущий к миру.

Здесь возникает вопрос: можно ли в общемировом масштабе производить подобные расчеты? Ведь дело идет к войне.

Нет, – отвечаем мы, – нельзя. Каждый по-своему прав, а по-моему нет. Никто не исправлен настолько, чтобы объективно взглянуть на весь комплекс проблем, в отрыве от себя пристрастного. Так давайте согласимся с тем, что нет абсолютной истины и абсолютной лжи. Всё зависит от моего текущего эгоистического ракурса. Ведь я изначально ненавижу других, презираю их, а себя, наоборот, люблю и превозношу. Поэтому не стоит вдаваться в детали. Сами условия не позволяют нам выявить истину или уступить друг другу. 

Давайте поступимся только одним – самими этими поверхностными разборками, которые всегда несут нам войны и проблемы. Каждый раз я с кем-то объединяюсь, чтобы кого-то поколотить – и так без конца. Это больше не может продолжаться, и потому мы приподнимаемся над всеми различиями. Взгляни на систему, и ты увидишь: единственный путь – это объединение над пропастями между нами.

Даже в семье частичные уступки не приводят к миру и согласию. Мы все равно не отказываемся от своего мнения и, за неимением другого выхода, продолжаем фальшивить. А в итоге, когда эгоистическое желание возрастает, это создает между нами еще больший разрыв.

И потому единственная наша возможность – постоянно заботиться о любви, которая поднимет нас и покроет все изъяны.

Из урока по статье "Свобода воли", 09.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что делать, когда все правы?

Вырасти, чтобы сблизиться

Уступки – для мира в мире и в семье

Радостные муки рождения

каббалист Михаэль ЛайтманМы приближаемся к такому времени, когда будет очень много людей, потерявших работу. Уже и сегодня в мире насчитывается 200 миллионов безработных, и в течение следующего года это число предполагает вырасти катастрофически. Эти люди представляют проблему для самих себя, для общества, для правительства – начиная с депрессии и до кровавых революций и войн.

Поэтому наша организация, занимающаяся вопросами интегрального воспитания, подготовила курс, предназначенный для человека, потерявшего работу, благодаря которому, он бы смог приоткрыть себя навстречу изменившемуся миру, начать ощущать и понимать свое место в нем: близкий ему круг людей, человеческое общество, государство, в котором живет, и современный мир.

Мы думаем, что такие беседы необходимы, и без них мир скатится к катастрофическому положению. Допустим, нам уже удалось убедить правительства отдельных стран и вообще весь мир в необходимости такого шага и введения курса всеобщего интегрального воспитания. И вот какое-то государство учреждает этот проект, понимая его пользу и отсутствие другого выхода, и для прохождения такого курса собирается первая группа безработных людей, 30-40 человек, получивших от своего правительства стипендию на учебу.

Вот что я сказал бы им, придя на нашу первую встречу, чтобы помочь осознать происходящие изменения, понять и наладить свою жизнь.

Прежде всего, я бы хотел сказать, что очень рад нашей встрече. Возможно, вы рассматриваете это как трагическое событие, вызванное неблагоприятными причинами, и не пришли бы учиться, если бы вас не вынудили. Но давайте посмотрим на это состояние как на радостное, а не кризисное.

Не тяжелые проблемы привели нас сюда, а наоборот, мы находимся на пороге новой жизни – радостной и счастливой. А для этого нам лишь нужно понять, что происходит с нами: со всем миром в общем и, в частности, с каждым из нас, и почему это происходит.

Является ли происходящее какой-то неприятной случайностью, с которой мы столкнулись в своей жизни, в результате сделанных нами ошибок – или это закономерный процесс, которого мы не могли избежать, и обязаны пройти согласно законам и общей тенденции развития, чтобы в результате достичь доброго результата. 

Мы называем свое общее состояние кризисным – это кризис глобальный и интегральный, в экономике, образовании, культуре, науке, финансах, во всех областях человеческой деятельности в этом мире. На самом деле, слово "кризис" – вовсе не такое плохое. Он означает новое начало, словно рождение.

Мы знаем по своей жизни, что при переходе из одного состояния в другое, всегда бывает трудно оставить привычное состояние – даже сменить работу или как-то поменять свою жизнь. Мы привязаны к своим привычкам, а если уже есть какая-то сложившаяся система, которая действует, то на ее поддержание не требуется много сил – а мы по природе ленивы.

Наше эго тянется к надежному, стабильному и уже существующему порядку. Поэтому переход к чему-то новому – всегда неприятен. Ну разве только мы совершенно уверены, что он сулит нам хорошее будущее и легко осуществим. Но если это тяжелый и опасный переход, а будущее неясно и непредсказуемо, то это трагическое состояние.

Поэтому, давайте прежде всего посмотрим, действительно ли наше положение такое плохое и трагическое, и мы стоим на пороге больших проблем, сильных наводнений, землетрясений, цунами, взрывов вулканов, которыми пугают нас экологи, перед большими волнениями и войнами, революционными переворотами, кровью на улицах и полным беспорядком.

Или же просто установится новый порядок, и все, что происходит с нами сейчас – это словно рождение этого нового порядка, которого мы пока не видим. И все, что сейчас происходит с таким напряжением и усилием, и не имеет решения – просто должно родиться в новой форме. И потому это словно ребенок в процессе рождения, проходящий трудные состояния.

До этого он спокойно развивался внутри матери – в надежном, защищенном месте. Но перед самым рождением происходит очень неприятный процесс. Мать чувствует напряжение и сильные схватки. И ребенок ощущает на себе давление. Они начинают давить друг на друга, до такой степени, как будто не могут терпеть один другого.

Ребенок чувствует, что обязан выйти из матери. Если перевести это на наши чувства – ему становится ненавистно оставаться внутри нее. И она тоже не хочет и не способна удерживать его. Вследствие такого взаимного отторжения происходит процесс родов, и ребенок рождается в светлом, прекрасном мире, где встречают его с огромной любовью. Так он обретает новую жизнь на новой ступени.

Вместо того, чтобы быть куском мяса в несколько килограммов – животным, развивающимся внутри другого животного тела, он теперь становится человеком! Пусть пока совсем маленьким и не понимающим, что происходит – но начавшим новую жизнь.

Это очень похоже на то, что с нами сейчас происходит. Наши состояния – это словно муки рождения в новом мире.

Из 1-й беседы о новой жизни, 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Глобальный переворот

В предродовом состоянии

Уроки о новом мире. Природа, общество, человек

Глобальный переворот

каббалист Михаэль ЛайтманЗа свою историю мы уже проходили подобные состояния, пусть и не такие трагичные и революционные, чтобы можно было назвать это рождением. Все прошлые ступени мы называли этапами своего развития, и таких этапов было много за историю человечества.

Но настоящее состояние отличается от всех предыдущих. До сих пор, мы всегда сами стремились раскрыть новое состояние, желали его, заранее видели, что должны сделать какое-то революционное преобразование в своей жизни. Это могла быть революция общественная, государственная, социальная, технологическая. Могла быть революция вследствие какого-то нового открытия: новых земель, нового оружия, новой технологии, например, такой как интернет, открывший новый уровень связи между нами.

Но все это не было глобальным переворотом, который бы затрагивал все уровни нашей жизни и все ее сферы. А также, он не распространялся на все человечество – на все страны и континенты, на каждую семью и каждого человека, до такой степени он сегодня всеобщий.

Сейчас мы еще лишь подходим к этому новому рождению и не можем с уверенностью сказать, что все это уже происходит. Хотя мы и видим, что приближаемся к этому. Этот "кризис", происходящий перед родами, начинает все больше давить на нас – на всех вместе и на каждого в отдельности. Мы видим, что люди не могут достичь согласия в семье, разводятся, не хотят жениться, не могут ужиться друг с другом, а тем более не знают, как воспитывать детей, как избежать проблем на работе, в экономике.

Везде ощущается отсутствие понимания, порядка. Это называется тотальной революцией, общим рождением всего человечества, а не какого-то отдельного государства или общества, потому что происходит в глобальных, интегральных масштабах и касается всех. Такого еще никогда не было в истории.

И главное, что мы не видим будущего! Всегда следующая формация казалась прогрессивнее предыдущей, например конец рабовладения, а после него – еще более продвинутое общество. Хотя эти перемены и влекли за собой взрывы и революции, религиозные и гражданские войны, но люди заранее видели светлое, новое будущее. 

Часть общества была с ним согласна, часть – не согласна, в одной стране происходили эти перемены, в другой нет – но сейчас происходит глобальный процесс. И такого никогда не было прежде.

А кроме того, во всем мире происходят глобальные изменения климата, экологии. Прежде тоже случались серьезные климатические изменения - такие, как ледниковый период, потепление и похолодание, и всегда это вызывало большие изменения в человечестве.

Похолодание когда-то заставило северные народы спуститься к югу или из Сибири и Азии перейти ближе к Европе. Но в один период революция происходила за счет климата, в другой – за счет развития новых технологий, или развития какого-то государства, которое не могло больше терпеть своего правителя.

Сейчас же все изменения происходят одновременно – и со стороны окружающей природы, экологии, и со стороны внутренней природы человека, не способного быть в ладу ни с чем. Разлаживаются даже такие системы, от которых мы всецело зависим: пища, работа, семья, образование, безопасность – все, что необходимо человеку для того, чтобы продолжать жизнь из поколения в поколение.

Во всех областях, во всем мире мы пришли к общему состоянию, когда что-то перестает работать. И главное, что мы не видим, к какой форме переходим.

И потому мы организовали наш курс, чтобы помочь человеку увидеть будущее. Возможно ли его увидеть и идти ему навстречу с пониманием и осознанно, как людям, имеющим глаза и смотрящим вперед, проверяя, испытывая разные способы, заранее делая расчет? Этим мы облегчим себе путь и не будем брести вслепую, совершая ошибки и попадая в неприятные ситуации.

Ведь если мы будем действовать слепо и ошибемся в таких глобальных масштабах всего мира – это просто страшно. Сегодня уже невозможно идти путем проб и ошибок.

Потому этот курс призван открыть нам глаза на наше текущее состояние, и главное – на будущее. А также научить, как нам от текущего состояния перейти к будущему.

Из 1-й беседы о новой жизни, 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Радостные муки рождения

В предродовом состоянии

Залог здоровья человека, семьи, общества

Страница 340 из 398« Первая...338339340341342...Последняя »