Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Не всё то негодно, что горько на вкус

каббалист Михаэль ЛайтманОкидывая взглядом свою историю, мы видим, что постоянно развиваемся. Если растительная и животная природа почти не меняется на протяжении сотен лет, то мы развиваемся с чередой поколений и даже на протяжении жизни одного поколения.

Я, к примеру, начал жизнь в первой половине прошлого века и, с переходом в 21-е столетие, вижу, как изменился мир. Тогда люди были привязаны к деревням, селам и маленьким городкам с их оседлым образом жизни, а сегодня всё динамично, всё иначе, всё другое – мышление, подход к жизни и т.д.

Отсюда вопрос: разве недостаточно того, что мы рождаемся и живем из рода в род? Почему мы должны меняться? Ясно, что новорожденному малышу надо вырасти, чтобы зажить полноценной, взрослой жизнью, завести семью, родить детей и оставить им свои обретения, чтобы они продолжили его путь. Но зачем людям нужно еще какое-то развитие, помимо этой цепочки поколений, свойственной всему животному миру? Откуда это противопоставление? В чем цель человеческого развития? Этого мы не видим.

Однако мы можем провести аналогию с малышом, который еще не готов к жизни. Ему требуется длительное развитие, чтобы обрести разум, силу и чувство, пока он не научится понимать жизнь, выстраивать и менять ее. Возможно, и с нами та же история? Может быть, тысячи лет нашего развития подобны жизни одного человека? Может быть, каждый век человеческой истории – как год для малыша?

Однако мы все еще не видим, куда движемся. Развитие ребенка идет по накатанной дороге, и мы знаем, как обеспечивать его необходимыми средствами, включая упражнения, игры и специальное окружение. Однако цель общечеловеческого развития нам неизвестна, и потому мы не замечаем прогресса поколений. Нам кажется, что этот прогресс случаен. 

Как бестолковые родители, мы смотрим на малыша и не понимаем, откуда он взялся и для чего. Мы не имеем представления о том, как его воспитывать, какие упражнения ему задавать, в какое окружение помещать… В результате наш малыш пойдет тернистой тропкой, не имея от природы достаточных позывов, которые подталкивали бы его на путь истинный.

Своим детям мы даем знания, прививаем чувства, мы обучаем их чтению и письму, музыке и рисованию… Они живут в искусственном мире, по сравнению с которым внешний мир взрослых выглядит как дикая прерия.

Но где же заботливые родители и воспитатели всего человечества? Их нет, и потому каждое поколение, несмотря на прогресс, несчастнее предыдущего – ведь ему большего недостает. С одной стороны, мы добиваемся всё новых успехов, а с другой, всё сильнее опустошаемся.

К чему же мы пришли сегодня? Чего достигли? Что дало нам всё наше развитие? Мы вышли в космос, побывали на Луне – на эту тему уже особо и не распространяются, она избита и поверхностна. На Земле мы добились поразительных результатов – но счастья так и не нашли, так и не узнали, как наладить свою жизнь. Обостряется глобальный кризис, разрушаются семьи, страдают дети и родители, страдает общество, процветает наркомания, гремит террор, депрессия выходит на первое место в списке болезней… Где же радость? Где хорошее настроение?

Выходит, нет у человечества добрых родителей, чтобы окружить нас заботой и вырастить правильно.

А между тем, мы видим, что природа ревностно заботится о правильном развитии каждой своей части. Став родителями, мы испытываем безмерную любовь к детям, мы хотим дать им только самое лучшее, всю свою жизнь мы посвящаем им. Лучшие специалисты, огромные ресурсы и высокие технологии поставлены на службу ребенку и его развитию.

И все равно мы не достигаем успеха, хотя природа обеспечила нас всеми необходимыми средствами. Она дала нам любовь, без которой мы оставались бы безучастными. Так же и животные любят своих отпрысков.

В итоге обнаруживается, что природа, заботясь о развитии всех созданий, демонстрирует к ним очень своеобразное отношение. С одной стороны, она создает им надежные условия для правильного роста, в том числе, вызывая в родителях инстинктивную любовь к детям. В итоге у нас нет другого выхода, мы просто обязаны заботиться о них. А с другой стороны, мы видим, что человеческий род не добивается успеха.

Плод на дереве рождается горьким и непривлекательным, но в итоге созревает и предстает во всей своей красе, сочный и благоуханный. Что если и мы подобны этому плоду? Что если мы проходим сейчас промежуточные этапы развития и просто еще не созрели? Возможно, наше нынешнее состояние сродни кислому, твердому, зеленому яблоку, еще не налившемуся краской? Если не знать заранее – как можно предугадать счастливый финал его развития?

Так и по слабому, несмышленому ребенку, которому еще расти и расти, не скажешь, что когда-нибудь он вольется во взрослую жизнь, будет действовать самостоятельно и учиться новому, меняя мир.

В отличие от этого, животное спустя несколько недель после рождения уже почти не развивается. Действуя инстинктивно, оно не меняет себя и мир.

Отсюда можно сделать следующие выводы. Во-первых, наше развитие идет поэтапно. При этом, чем "кислее" создание в начале, тем слаще оно будет в итоге. И чем дольше оно развивается, чем больше состояний проходит, тем прекраснее финал его развития, тем выше будут его достижения.

Если собрать в единую картину все те примеры, которые показывает нам природа, можно подвести итог: мы идем путем особенного развития. Из поколения в поколение мы развиваемся как единое создание, еще не завершившее промежуточных этапов. Вот почему мы столь "горьки", столь безуспешны. Однако в финале нашего развития, несомненно, нас ждет замечательное, совершенное состояние.

Мы видим, что человеческий род возвышается над растительным и животным миром. Человек – венец творения. Вот почему его рост занимает наиболее длительный срок. Вот почему на пути он проходит самые крайние состояния, как будто бы и не относящиеся к одному и тому же виду.

Если уж рассуждать о природе, которая нас развивает, то делать выводы о себе самих и о ее отношении к нам можно только тогда, когда мы увидим финал развития. Иначе мы ошибемся, так же как с яблоком, начало созревания которого как будто бы не предвещает никакой пользы. Только в конце мы видим, с какой мудростью природа растила его, формируя прекрасный и вкусный плод.

Согласно этому закону, надо признать, что и мы переживаем подобное развитие, цель которого – несомненно, привести нас в конце поколений к доброму, замечательному, здоровому, совершенному, "сладкому", прекрасному состоянию.

Из 1-й беседы о новой жизни, 28.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пьеса, перетекающая в жизнь

Зачем я расту?

Не делайте поспешных выводов

Пьеса, перетекающая в жизнь

каббалист Михаэль ЛайтманПрирода поэтапно развивает нас. С каждым разом, на каждом этапе, в каждом поколении мы обретаем всё больше разума и чувства, всё больше познаём природу, мироздание, приподнимаемся надо всем, можем воспринимать, властвовать… И, по-видимому, в итоге своего развития человек действительно достигнет наивысшей ступени реальности.

В таком случае, давайте посмотрим, с помощью чего мы развиваемся, какие силы нами движут.

Рассмотрим целое на частном примере ребенка. В отсутствие внешних человеческих факторов, он будет развиваться, как животное, под воздействием своих естественных импульсов и позывов. В таком случае он не дорастет до тех вещей, которые создало для него человечество. Если не поместить его в общество сверстников, он не будет знать, как вести себя с другими людьми, как контактировать, играть и общаться с ними, как использовать их, помогать им и прибегать к их помощи.

С другой стороны, если мы организуем ему окружение: детский сад, школу, воспитателей, игры; если родители постоянно стараются развивать его не толчками природных импульсов сзади, а посредством внешних раздражителей, которые влекут его вперед, тогда его рост намного ускоряется. Его можно обучать музыке, рисованию, скульптуре, танцам, работе с компьютером и еще множеству вещей – при условии, что мы извне обеспечиваем его этими средствами.

Таким образом, есть две силы развития: одна толкает сзади естественным образом, вторая тянет спереди посредством правильного окружения.

Возможно, тот же принцип относится и к нам? Спустя тысячелетия мы, наконец-то, понимаем, что должны развиваться, подобно плоду на дереве, от дурных состояний к хорошим. Так давайте выстроим себе такое окружение, которое повлечет нас вперед. Тогда мы быстро и комфортно пройдем оставшиеся этапы, не получая сзади болезненных ударов. Давайте воспользуемся развивающими играми, умными объяснениями и другими замечательными средствами, воздействие которых будет мягким и приятным. 

Сегодня, уже разобравшись в двух средствах нашего развития, мы оказались в поистине трагическом состоянии, столкнувшись с глобальным кризисом. Человечество не знает, как позаботиться о себе, оно похоже на растерянного ребенка, который беспомощно стоит посреди комнаты, чувствуя, что его бросили одного. Кризис охватывает все сферы: семью, образование, культуру, взаимоотношения детей и родителей, наркотики, разводы, науку, а главное, экономику и финансовую систему. А кроме того, мы переживаем экологический кризис, не имея представления о том, какие катаклизмы обрушатся на нас в ближайшем будущем.

Способны ли мы привести всё в порядок? Способны ли развиваться как можно комфортнее и быстрее?

Мы видим, что это зависит от окружения. А также мы видим, что действительно можем организовать себе такое окружение, которое форсирует наше развитие.

Тысячи лет прошло, прежде чем мы изобрели для ребенка столько разнообразных средств: игры, компьютеры, музыка, танцы, кружки самых разных сортов, бассейны… А ведь надо было еще понять, что оно того стоит. Так может быть, и для человеческого общества нужно задействовать ту же схему?

Мы уже знаем, что для ускорения развития требуются специальные устройства. Например, мы не ждем, пока курица высидит яйца, а помещаем их в инкубатор и обеспечиваем нужное количество, не дожидаясь милостей от природы.

А значит, мы можем и себе обеспечить правильное и быстрое развитие, не подвергаясь ударам на пути. Мы можем расти, как хороший мальчик в семье, которая вовремя снабжает его нужными вещами на каждом этапе. Такой ребенок не знает бед и растет в радости.

Выходит, вся наша проблема – лишь в том, чтобы понять, посредством чего можно развить современного человека. И решение мы тоже видим благодаря современному глобальному, интегральному кризису.

С одной стороны, он охватывает весь мир, а с другой стороны, это угрожающее состояние, по сути, демонстрирует недостаток нашего развития. Сегодня мы обнаруживаем, что тотально и абсолютно зависим друг от друга. Это показывают все исследования. И по сути, наша неспособность объединиться является источником всех бед. Мы сами осложняем себе жизнь, сами лишаем ее уверенности, сами вносим в нее страх и ограничения. Что-то мешает нам правильно объединиться. А ведь объединившись между собой, мы избавились бы от большей части бедствий.

Кроме того, мы можем убедиться в этом, взглянув на пройденный путь развития. Со сменой поколений росло население Земли, улучшалось образование, развивалась культура, промышленность, кооперация, сотрудничество, взаимозависимость и т.д. Но сейчас мы зависим друг от друга не в том, что касается зарплаты, заработка, банковской системы и предпринимательской деятельности. Мы зависим друг от друга в человеческом факторе: мы не в состоянии наладить взаимосвязь, и ее недостаток мешает нам внести надежность в свою жизнь. Мы похожи на супругов, которые не могут ужиться в четырех стенах. Только развестись мы не можем, потому что у нас, что называется, нет другого глобуса.

Итак, опыт и исследования подсказывают, что наиболее желательная форма нашего развития – это объединение, такое же как у пары голубков. Если человечество сумеет объединиться, оно обретет счастье.

В таком случае, ясно, чтó нам надо делать. Мы должны создать себе окружение, которое будет обучать нас тому, как правильно объединяться. Тем самым мы уподобимся умному мальчику, который, понимая, что должен расти правильно, выстраивает себе соответствующее окружение. Например, заходит к соседям и говорит: "Я даю вам деньги, чтобы вы начали показательно объединяться друг с другом и демонстрировать мне свое сплочение. Тяните меня в свое единство, изображайте его, как актеры, играющие пьесу о счастливой жизни. Я знаю, что на этих примерах я буду расти хорошо и правильно. Таким образом, с вашей помощью я хочу вызволить себя из текущей ситуации".

Другой пример: я был бы не прочь учиться музыке, но с другой стороны, особым желанием не горю. Мне нужен "тягач" – окружение, которое повлечет меня вперед, подзуживая блестящими перспективами выбранного пути. Тогда я иду к музыкантам и плачу им за то, чтобы они приходили ко мне на посиделки, музицировали, беседовали о музыке, сочиняли что-то возле меня… Всё это производит на меня впечатление, я понимаю, что музыка – это великое искусство, глубокое и очень важное. Пускай я заплатил им, все равно меня очаровывает "гармония сфер".

Так окружение помогает мне развиваться добрым путем. Даже если средство кажется фальшивым, результат вполне настоящий.

Главное здесь – общество. Это общество я могу создать сам, но нет сомнения также, что его могут сформировать для меня умные люди, умеющие применять это средство. В мире есть много ученых и специалистов, сведущих в развитии человечества, – нужно только помочь им и услышать, чтó они говорят. А говорят они то же самое: нам стоит окружить себя таким обществом, которое будет оказывать на всех нас правильное воздействие.

Тогда мы возьмем верный курс и пойдем добрым путем поэтапного развития. Мы "поспеем" сами, прежде чем беды и несчастья заставят нас сделать это напором сзади. Или, говоря иначе, мы быстро вылупимся в своем "инкубаторе" для жизни в новом, прекрасном мире.

Из 1-й беседы о новой жизни, 28.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не всё то негодно, что горько на вкус

Оптимизация развития

Власть окружения

Решение проблем - в преобразовании школы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Некоторые люди уже начали воплощать методику интегрального воспитания в жизнь. Появился первый опыт и первые ошибки. Я бы хотел обсудить этот аспект на примере конкретной ситуации.

Моя знакомая стала воспитывать свою дочь по этой методике. Она кормила ее грудью почти до двух лет. Потом воспитывала согласно этапам от нуля до трех, от трех до шести, от шести до девяти лет. Всё было хорошо, пока ребенок не пошел в школу. Девочка сильно отличалась от всех, была более открытая, свободная, позитивная, и очень скоро натолкнулась на мощное сопротивление со стороны обычной среды. Потом к этому противостоянию подключились еще и преподаватели школы.

Возникла очень серьезная ситуация, когда мать и ребенок были вынуждены бороться против системы, потому что создать отдельное окружение, о котором мы говорили, сейчас не представляется возможным. Что бы вы порекомендовали? Как помочь этим людям?

Ответ: Если вы говорите о России, то у меня есть несколько примеров работы в этой стране именно по интегральной системе. Это – не наша система, но они все очень похожи.

Это – классы, которые представляют собой кружки, где ребенок сидит не перед доской и преподавателем, а развивается в свободном движении, в обсуждениях. Он постигает мир через примеры, а не через сухие объяснения урока, который он должен выучить, сдать назавтра и благополучно забыть. Таких примеров в России много, и они там известны. Но всё это еще только лишь маленькие "белые вороны".

Несомненно, если ребенка вскармливать грудью до двух лет, что было заложено в человеческой природе еще с древних времен, то он получает все необходимые микроэлементы, помогающие ему сопротивляться всем проблемам, которые бывают в этом возрасте.

Мы болеем многими болезнями не потому, что они опасны для нас, и не потому что представляют собой метод защиты, наподобие прививок, когда та же болезнь прививается в малых дозах, и организм вырабатывает на нее антитела, а оттого что в младенческом возрасте не получаем достаточно материнского молока. Сегодня ребенок отрывается от груди практически через неделю или через месяц после рождения, если его вообще начинают кормить. Поэтому все проблемы начинаются именно с вскармливания. 

Поскольку в интегральном воспитании мы ставим целью максимальное приближение к природе, то в нашей семье, в домострое мы должны придерживаться такого же естественного состояния, как и природное взаимодействие между животными. Этого инстинкта у нас нет, но мы должны его в себе пробуждать, исходя из научных данных о том, что было в прошлые века, и не считать это анахронизмом. Это первое.

Во-вторых, абсолютное большинство родителей недовольны школьным образованием из-за тех проблем, которые сегодня существуют в школе, в классе, в обществе. Подавляющее число детей с удовольствием не ходило бы в школу, а устроило бы для себя совершенно иной вид образования и обучения.

Попробуйте обсудить с детьми, что в течение года им надо понять немного больше, как устроен мир, как устроены мы и наши законы в обществе. Ведь мы готовим человека к жизни в течение 10-12 лет школы. Что он должен знать? Как он должен научиться общаться с другими? Ему необходимо, в первую очередь, суметь помочь себе, суметь помочь другим, суметь получить помощь от других. То есть все практически построено на объединении, на правильном участии и взаимодействии друг с другом. Этому школа обучает? Нет!

Мы готовим обычных ремесленников, чтобы они вышли из школы как из ПТУ, обрели бы какую-то специальность, специализацию, и зарабатывали себе. А что дальше кроме заработка – мы не думаем.

Мы мало думаем даже о заработке, потому что не готовим к этому человека морально.  Он стремится увильнуть от любых обязательств относительно общества, родителей, семьи, не желает ее создавать.

Нам надо подумать, каким образом преобразовать школу. Не подчинять ребенка школе – этакой "аракчеевской" или старой немецкой системе, когда крестьяне становились рабочими на заводах и больше ничего, а полностью преобразовать школу!

Кроме нашего интегрального подхода, есть еще много подобных ему методов. Я не буду заниматься их сравнительным анализом, но они все похожи тем, что, в первую очередь, думают о человеке, а не о том, что ты должен в него вложить, какую массу очень быстро забывающихся знаний.

Так что, сегодня многие склоняются к тому, чтобы ребенок вообще не посещал школу. Существует интернет, заочное образование, домашнее обучение.

Да и мать должна сидеть дома с детьми, а не ходить на работу. Отец должен заниматься, что называется,  добычей, а мать – обустраивать дом и воспитывать детей. Тогда это будет нормальная семья.

То есть мы должны потихоньку слезть с дерева "постижения зла", и вернуться к нормальной уравновешенной системе взаимных отношений. И не калечить несчастных детей! Сначала родители тащат ребенка в детский сад, потом посылают его в школу, и он возвращается оттуда побитый в борьбе за лидерство, вместо того чтобы общаться с коллективом. Это не коллектив, а бесконечная борьба!

Мы должны преобразовать школу в нечто совершенно иное –  гуманистическое. В том виде, в каком она существует, она уже настолько пережила себя, что просто невозможно смотреть!

Но поскольку на образование уходят большие деньги, и в этом заинтересованы огромные массы занятых там людей, – они просто так это не отдадут! И измениться они тоже не могут. Система образования – самая костная система! Преподаватели – это люди, которые знают только свой урок и кроме него другого урока не знают. Поэтому это очень большая проблема!

Преобразования надо начинать с преподавателей! Нам надо организовать гуманитарные, и в первую очередь, обязательные интегральные курсы для преподавательского состава с целью его изменения. Параллельно мы должны вводить в школу психолога и специалистов по интегральному воспитанию, которые станут заниматься беседами с учениками.

Кроме того, нужно вводить в классы инструкторов, которые будут всего лишь на пару лет старше учащихся, вследствие чего смогут легко устанавливать с ними контакт и оказывать на них положительное влияние. Всё это надо готовить. Без этого наше будущее поколение станет потерянным поколением.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Школа – зеркало пороков общества

Начинать надо с человека!

Перевоспитание взрослых

Школа – зеркало пороков общества

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда мы говорим о воспитании взрослых людей, возникает опасение, что люди начнут обвинять нас в том, что мы предлагаем нечто непрактичное, слишком оторванное от реальности.

Ответ: Я с этим абсолютно не согласен! Сегодняшний мир и тот, который мы предлагаем, абсолютно противоположны. Надо смотреть правде в глаза! Это на самом деле  так! Здесь не может быть половинчатых решений! Я не могу сделать школу наполовину гуманистической и наполовину эгоистической – такой, какая она сегодня.

Когда маленький ребенок приходит в школу, его могут избить, обокрасть, сделать из него всё, что угодно, вынудить его к чему угодно – силой, давлением, влиянием, какими-то ценностями. Его заставляют быть таким же, как все, причем самыми отвратительными примерами. Он приобщается к курению, к алкоголю, не говоря уже об угрозе наркотиков! Школа – это школа разврата, школа тщеславия! Кого-то привозят на машине, а кто-то добирается пешком...

Все пороки современного общества проявляются среди детей в школе в самом жестоком виде. И с этим надо бороться! С этим надо начинать что-то делать! Это же наши дети!

Поскольку мы сами стали бесчувственными эгоистами, мы так же относимся и к детям, отталкиваем их от себя: "Иди в свою школу. Там тобой должны заниматься, устраивайся сам".

Вместо того чтобы воспитывать из ребенка нормального человека и создавать для него будущее, следующее общество, мы не создаём ни общество, и не делаем из человека – человека.

Нам неважно, что будет! Поэтому мы не хотим рожать детей. Мы просто существуем, плывем по течению, которое несет нас к огромному водопаду, к падению в пропасть.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Решение проблем - в преобразовании школы

Начинать надо с человека!

Перевоспитание взрослых

Начинать надо с человека!

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Человеку, пришедшему на курс интегрального воспитания, мы начнем рассказывать о прекрасном интегральном мире, который уже сейчас начинаем строить. Но с другой стороны, он живет в нашем чудовищном мире, оказывающем на него давление. Где ему найти мотивацию, чтобы удержаться на этом пути?

Ответ: Мы должны воспитывать людей, и они построят свой мир.

Если огромные массы людей будут постепенно меняться, то естественно будет меняться общественная обстановка, структура, взаимодействие между взрослыми. Когда эти "взрослые дети" подрастут, тогда всё изменится. Но начинать надо с человека! Ведь он является центром всего. И тогда постепенно изменятся общественные отношения.

Детский сад, школа, семья, детские программы – всё это должно быть взаимосвязано так, чтобы в итоге было создано поколение, которое изменит наш мир, потому что само станет другим в процессе созревания.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Перевоспитание взрослых

Решение проблем - в преобразовании школы

Школа – зеркало пороков общества

Перевоспитание взрослых

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какой должна быть структура интегрального воспитания? Как нам заняться воспитанием взрослого человека?

Ответ: Конечно, воспитанием взрослого человека надо заниматься, но максимальное внимание нужно все-таки уделять воспитанию детей, потому что переделать взрослых очень тяжело.

С одной стороны, они чувствуют всю порочность того общества, в котором живут, и хотели бы его изменить. Но изменить общество – значит, изменить человека. Менять его очень сложно. Занимаясь детьми, - тем, что дорого нам, - мы соответственно будем изменяться и сами.

Все мы в основном чьи-то родители. Заботясь о создании совершенно другого общества для наших детей, как говорится: "Не мы, так наши дети!", – заботясь о следующем поколении и занимаясь его воспитанием, мы одновременно займемся собственным перевоспитанием.

Реплика: Выходит, что в курс для взрослых обязательно должен быть включен курс подготовки воспитателей для детей?

Ответ: Обязательно! В него должно входить взаимодействие между супругами, человека с обществом, человека с начальством, с подчиненными, с детьми; воспитание детей. Человек должен быть интегрально связан со всеми.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Начинать надо с человека!

Решение проблем - в преобразовании школы

Школа – зеркало пороков общества

Где истина? – У Природы!

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (М.Барболин, к.п.н., ин-тут образования взрослых РАО): Нравственность и смысл жизни стали наиболее обсуждаемыми категориями (сущностями) современности. Вместе с тем, рассматриваются они, как правило, без должной связи друг с другом.

Применительно к современной общественной жизни актуальным является развитие нравственности человека. При этом подразумевается нравственный образ жизни и ничего не говорится о нравственных качествах человека, о его внутренней нравственности. Но ведь совершенно очевидно, что речь идет о соблюдении определенных норм жизни, нарушение которых нежелательно потому, что может нанести вред другому.

Но, как известно, понятия добра и зла относительны. Где та грань, которой необходимо придерживаться, чтобы "не навредить" ни себе, ни другим, и не только людям, но и природе. Где тот механизм, который бы регулировал и направлял в должное русло поведение человека? Как сделать так, чтобы была польза?

Реплика: Педагоги самые консервативные, пожалуй, люди на земле, нечто среднее между офицером, врачом, надзирателем и …мамой. Уже сколько времени мы все недовольны школой, ее результатами – ведь если стоит вопрос об образовании взрослых, это означает, что их не обучили "образовываться"  в течение жизни самим.

Но это естественно, ведь все мы упали в общий кризис всех наших планов и дел, как следствие окончания развития эгоистического желания и приходим к выяснению невозможности более в нем существовать и строить  нашу жизнь.

А значит, при выборе нового отношения к жизни, построенного на отдаче, нам будет необходимо перестраивать и всю систему образования, благо она и сама уже разрушена, остается только расчистить место от привычных, но вредных установок - и с ясным мышлением построить воспитание, которое будет исходить из подобия природе, а значит будет верным и вечным.

Предыдущие сообщения на эту тему:

О мировоззрении и миропонимании

Особенности национального кризиса

Кризис европейской цивилизации

Динамика развития человечества

каббалист Михаэль ЛайтманКогда мы изучаем психологию человека и его место внутри общей картины: неживой, растительной и животной природы, то видим законы и согласно ним должны продвигаться. Мы - часть природы, результат ее развития. Мы не находимся вне нее.

Психология – это наука о поведении человека, что тоже является частью законов природы. И это очень важная часть науки, пусть она и существует лишь чуть больше ста лет. Но действительно, только сто лет назад мы начали ощущать, что у нас есть способность развиваться в особой, личной, осознанной форме, понимая, откуда я, кто я, как я отношусь к другим и почему.

До того, лишь в романах писали о том, как ведет себя человек. Но сто лет назад, по сути, не так давно, начали изучать, почему он ведет себя именно так, откуда следует его поведение. Это уже изучение законов о человеке. Потому так важна психология, ведь она помогает мне понять: кто я, кто другие, и как я могу построить между нами счастливую жизнь.

Если мы – семья и живем в одной комнате, которая называется планетой Земля, завися друг от друга, то нет выбора – мы должны достичь согласия. А психология помогает нам достичь мира в семье. Это называется соблюдением законов природы.

Кроме того есть законы на уровне неживой природы, которыми занимается физика, законы растительной природы – биология, ботаника, животной природы – зоология. Все это законы того, как ведет себя природа на неживом, растительном и животном уровнях – как ведут себя элементарные частицы, молекулы, клетки, тела, как они взаимодействуют между собой и т.д.

А то, как ведет себя человек, мы изучаем в психологии – науке о природе человека. И природа требует от нас согласно нашему развитию.

Когда мы смотрим, как растут дети, то знаем, как они должны развиваться год от года. Что это развивается в них? – Их природа. Мы знаем, что должен уметь делать ребенок в год-два-три и т.д. Каждый год человек проходит какое-то развитие: в понимании, осознании, поведении, развивается физически, физиологически, психологически, ментально. Это и называется законом развития природы. 

Это закон, ведь мы можем сказать, что ребенок в два года должен быть определенного веса, роста, иметь конкретные навыки. А в три года – по-другому. Откуда мы знаем, каким он будет в три года? Нам знаком закон развития, динамика, процесс. Это называется законом природы. Мы не можем тут сделать ничего другого, потому что это развитие заложено внутри человека.

Мы изучаем законы природы, мы – часть природы. Внутри нас есть некий двигатель, который нас развивает - каждого человека в течение 70 лет его жизни и всех вместе, в течение всей истории. Сейчас, оглядываясь назад, мы можем проанализировать: почему мы развивались именно так, год от года, от эпохи к эпохе, что было нашей движущей силой, что происходило.

Здесь можно провести целое исследование об истории человечества. Не просто, когда и где что-то случилось – но почему оно случилось, за счет чего. Человечество – словно ребенок, развивающийся по определенным законам.

Если у животного родился маленький щенок, то я знаю, как он должен развиваться. А если не знаю, то несу его к специалисту, который знает - к ветеринару. Все это называется знанием законов природы.

И такие же законы есть в человеческом обществе, которые называются социологией. Все подчиняется законам. Мы просто их не очень знаем и понимаем – эти науки очень молодые. Но в мере нашего знания мы видим, что все это подчиняется строгим закономерностям во всем.

Внутри человеческого рода заложено внутреннее, общественное развитие. Его  внутренними данными определяется, как он будет развиваться, как построит свое общество, построит себя. А время, которое действует на эти внутренние данные, развивает нас в такой форме.

Если дать ребенку еду и уход, то он будет развиваться год от года. Разве его развивает пища? Нет, пища – это лишь подпитка, за счет которой развиваются внутренние гены, приводящие его к тому, чтобы стать человеком.

Когда ребенок развивается из капли семени, тут не происходит ничего случайного. Заранее известно, что из этой капли семени затем разовьется тело, которое родится и будет человеком. Все это выходит из информационных генов, заложенных в нем определенных данных, которые затем развиваются за счет внешнего питания. И все это происходит в соответствии с законами.

И то же самое мы видим в развитии человеческого общества.

Из 1-й беседы о новой жизни, 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вселенная бездонной мудрости

Заключение к первому уроку

О необходимости следовать законам природы

Вселенная бездонной мудрости

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мне понятно, как развивается младенец. Но кто-то знает, какие гены есть в человеческом обществе? Никто еще никогда не видел, как оно развивается, чтобы собрать данные и сказать, как оно будет развиваться снова. Человечество – это наш единственный ребенок, который так растет.

Ответ: Мы можем проанализировать и исследовать прошлое, чем занимается философия, социология, психология, и заметить тут закономерный процесс, причины этого процесса. Мы не очень видим будущие перспективы, но тоже можем понять, согласно своему сегодняшнему состоянию, куда это нас приведет. Мы всегда делаем некую экстраполяцию из прошлого в будущее.

Природа требует от нас исполнения ее законов. Природа – это общий организм, который развивается, вовлекая в свое развитие неживой, растительный, животный уровень и человека. Все проходят развитие. Сначала развивался земной шар, затем растительный мир, потом животные, а потом человек.

Это развитие началось с Большого взрыва и с тех пор продолжается за счет все большего соединения. Соединение частей каждый раз приводит их к созданию все более сложных и особенных организмов – более уникальных и по количеству, и по качеству.

Сначала была лишь неживая материя, но затем ее части вдруг начали расти – в них появилась какая-то жизнь, собственное развитие. Затем развитие достигло животной ступени – животное развивается еще более индивидуально. Затем появляется человек – все это результаты развития.

Понятно, что в этом развитии есть свои законы – мы видим это на примере прошлого. Вопрос: понимаем ли мы их? Видимо, не понимаем - но это не значит, что их не существует.

Я как ученый наблюдаю за природой и изучаю, как она развивается и развивает меня, как часть природы. Ведь человек не может быть выше природы при всей его науке. 

Мы существуем в некой замкнутой сфере под названием "Вселенная", и изучаем, где находимся, и какие законы действуют тут, внутри этой сферы. Эта сфера бесконечная, не имеющая границ, наполненная бездонной мудростью. А мы лишь соскребаем с этой мудрости жалкие крупицы – на этом и основана вся наша наука.

Мы не изучаем ничего, кроме природы, и внутри этой сферы, также узнаем немного о самих себе. Мы видим, что не можем наладить свою жизнь, и для этого нам, конечно, нужно изучить законы природы. Это хорошо, что неприятные проблемы подталкивают меня к познанию природы – по крайней мере, для того, чтобы улучшить свою жизнь.

Из 1-й беседы о новой жизни, 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Динамика развития человечества

Заключение к первому уроку

О необходимости следовать законам природы

Заключение к первому уроку

каббалист Михаэль ЛайтманМы пока только начали, и как итог первого урока, нам нужно всем согласиться, что мы существуем внутри природы. Можно представить ее себе, как замкнутую сферу, шар, внутри которого мы живем. Внутри этой сферы действуют абсолютные законы, под властью которых мы находимся.

Исследуя природу, мы открываем часть этих законов и называем это наукой. Но,  безусловно, 99.9% законов остаются нам неизвестными, мы пока не способны их раскрыть.

Обычно, знание законов природы помогает нам лучше устроить жизнь. Посмотрите, сколько полезных вещей есть у вас в доме: телевизор, интернет, стиральная машина, сушилка – чего только нет. Сравните, насколько удобнее стала жизнь, по сравнению с человеком, жившим в какой-то глухой, заброшенной деревне, черпавшем воду из колодца, варившем пищу на костре и стиравшем белье в корыте.

Мы все это делаем в считанные минуты и без всяких усилий. Вместо колодца – кран в стене, все удобства в доме, с помощью которых я могу существовать, не прикладывая больших усилий. Таким образом, я могу жить, не совершая множества дополнительной работы, без которой нельзя было обойтись в прежней, деревенской жизни.

То есть наше развитие, освобождает человека для других, дополнительных занятий, далеких от обеспечения насущно-необходимого. Но спрашивается, если мы достигли такой развитой жизни, то почему она стала настолько жестокой, пустой, приводящей нас в отчаяние, вселяющей неуверенность, страх, беспокойство?

Что мы сделали с освободившимся временем, полученным за счет развития техники, технологии, социального развития, благодаря которому могли создать такое прекрасное дополнение к своей жизни? Вместо тихой и спокойной, пусть и тяжелой физически, деревенской жизни – мы попали в современные джунгли. 

Почему мы растрачиваем свои силы и время, освободившиеся за счет развития технологии, на создание такой трудной и запутанной жизни? Разве не пора остановиться? Может быть сейчас, нам стоит перейти к совсем другой жизни: словно опять мы уходим из своей деревни – в новую, заманчивую жизнь…

Нам нужно пару часов, чтобы обеспечить себе необходимое для существования, которое было в деревне, а остальное время, давайте потратим для души, наполним его другими занятиями! Может быть так, нам удастся исправить свою жизнь?

Этим вопросом я заканчиваю нашу первую беседу…

Из 1-й беседы о новой жизни, 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Динамика развития человечества

Вселенная бездонной мудрости

Что мне взять с собой в новый мир?

ТВ программа "Школа для взрослых"

Передача 3, из серии "Школа интегрального воспитания" с психологом Анатолием Ульяновым

Не придерживай лекарство до последнего

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сегодня люди занимаются повседневными делами, не задумываясь о чем-то глобальном. Если у них и есть проблемы, то не настолько серьезные, чтобы докопаться до истинного недуга…

Ответ: Это верно, и все-таки мы не хотим, чтобы на них свалились страдания. Мы хотим дать миру лекарство, прежде чем болезнь обострится. А для этого надо сперва объяснить людям общий процесс. Тем самым мы заранее подложим подушку, еще до того как человек упадет. И начинать надо уже сейчас.

Я смотрю на мир, как врач на больного. Сейчас ему хорошо, но я знаю, что через несколько дней начнутся боли. Так зачем ждать, если можно уже сейчас выписать ему лекарство, или, скажем, прививку?

Однако мы тянем до последнего, до массовых волнений и беспорядков, вместо того чтобы реагировать уже на предварительном этапе. Сколько людей находятся, практически, в нищете, сколько бедствуют, а ты говоришь, что им нет дела до причин. В мире достаточно бед. Даже те, кто готов сжечь его ради собственной выгоды, тоже страдают. Все заблудились, у всех проблемы – и у бичующих, и у бичуемых.

Так почему же не объяснить им ситуацию? Ведь мудрый смотрит вперед. Пускай разглядят хотя бы то, что скрывается за ближайшим поворотом.

Разумеется, в каждом из нас срабатывает защитный механизм: "Ничего страшного, обойдется. Пока что я живу себе вместе с другими…" Но какая польза в том, чтобы ждать до последнего? Ведь мы доведем дело до того, что придется распределять среди населения продовольствие. А между тем, наша эгоистическая система и на это неспособна. Она не видит смысла в заботе обо всех. Остается только армия.

А самое главное: что мы будем делать с человеком, который остался без работы и сидит дома в четырех стенах? Вот это действительно большая проблема.

Так что, не сваливай всё на других, а наоборот, уже сейчас возьми ответственность на себя.

Из урока по статье "Свобода воли", 11.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Исправление начинается с общества

Когда больной еще не готов лечиться

Да здравствуют неравнодушные!

Исправление начинается с общества

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Пока человеку хорошо, он не готов слушать наши предостережения о бедах. Мы словно несем ему страдания…

Ответ: Если больной безнадежен, не стоит говорить ему, что через пять лет он умрет. Пускай лучше эти годы не будут омрачены безысходностью. Это верно, но у нас другая ситуация. Мы говорим, что через пять лет наступит тяжелейшее обострение, если уже сейчас не предпринять определенных профилактических мер. Проще говоря, больному всего-то и надо – принимать по таблетке в день. И тогда не будет никаких страданий – наоборот, скатывание прекратится.

И это не пустые разговоры, ведь мы сделали рентген и обнаружили проблему, которая требует лечения. Таким образом, мы несем миру лекарство, а не страшную весть о неизбежном. В любом случае, он уже болен, и мы предлагаем ему легкое исцеление. Разве не так ты поступил бы с теми, кого любишь, кто тебе близок? Зачем им страдать понапрасну?

Уже сейчас в мире есть явные проблемы: беспорядки, неполные семьи, подорожание продовольствия и электричества… И решений нет, постепенно всё становится только хуже.

Так вот, мы не пойдем с протянутой рукой к правительству, мы не будем перекраивать дырявый бюджет. Вместо этого давайте установим между нами в обществе элементарное равновесие – и тогда мы обнаружим такие излишки, что бедствующих просто не останется.

Да, трудно понять, откуда придет это богатство. Ведь ты мыслишь просто: "Если мне чего-то недостает, я предъявляю требования государству". Но откуда эта уверенность в том, что другого пути нет, что только так можно устроиться? Почему вместо этого ты не обустраиваешь само общество?

Если бы мы научились делиться друг с другом и поддерживать в стране порядок так же, как дома, если бы стали экономными, отзывчивыми, эффективными в ведении общего хозяйства, если бы не тратили средства впустую, а действительно заботились обо всех вместе, тогда обнаружились бы такие "закрома", которые позволили бы вдоволь накормить всех. 

Требования к правительству не помогут – вместо этого начни с окружения, с общества, с людей. В этом и состоит подход науки каббала: начни с воспитания, чтобы все поняли, что надо самим вместе налаживать ситуацию. Тогда тебе не придется вести бесполезную политическую борьбу.

Таков наш путь – путь исправления человека. Не исправив человека, нам ни в чем не добиться успеха. Необходимо сменить подход: мы выстраиваем сбалансированное общество с рациональным, экономным потреблением. Первая наша задача – поднять всех неимущих над чертой бедности к нормальной, достойной жизни. А затем придет черед исправления на следующем этапе.

Только так мы покажем пример всем секторам общества. Обеспечь всех, и ты увидишь, какую пользу это принесет. Ведь в этом кроется духовная сила, и все почувствуют, что дело тут не в подачках, не в жалостливых благодеяниях, а в чем-то более высоком. Человек, получивший такую помощь, почувствует, что это исправление, и сам захочет присоединиться к нему.

Из урока по статье "Свобода воли", 11.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не придерживай лекарство до последнего

Переключение на отдачу

Материальный баланс и духовная сущность

Бракоразводный процесс со всем миром

каббалист Михаэль ЛайтманОчень интересное и совершенно новое явление, не существовавшее прежде – это то, что наше общество становится интегральным. Не только банки, промышленность, фабрики оказываются связанными друг с другом по всему миру и передают друг другу сырье и производимые товары, пищевые продукты. Но мы приходим к универсальной культуре и образованию, взаимосвязанным и очень зависимым друг от друга.

Мы не просто, с помощью современных СМИ, находимся в курсе всего, что происходит в мире. Само знание как бы еще ничего не дает. Но это делает нас зависимыми друг от друга. Если это зависимость в хорошей, дружной семье – то она на благо, и приносит уверенность, удовольствие. Но если это не добрая зависимость, то семья распадается. Иначе это приведет их к насилию.

Но мы не можем развестись друг с другом, если объединены в масштабах всего земного шара, ненавидим один другого, отталкиваем – и при этом, зависим друг от друга. Природа запирает нас на этой земле, на ее тоненькой поверхности, и нам некуда сбежать друг от друга.

Каждый день мы все больше становимся зависимыми. Если мы когда-то ссорились, то максимум, могли убить друг друга. Но сегодня – нет, если мы начнем драться, то уничтожим весь мир, убьем все живое своим современным оружием. Получается, что мы во всем: и в плохом, и в хорошем – полностью зависим, все и от всех.

И это большая проблема, потому что наше эго пока не испытывает страха и не согласно ни на какие компромиссы. Эго развивается и растет, но мы от этого не становимся умнее. Одновременно с мощнейшим оружием, с одной стороны, мы наделены завистью, вожделением, жаждой власти, жестокостью. Взаимная ненависть затмевает нам разум, и так мы можем дойти до того, что просто убьем себя, в глобальных масштабах.

Мы видим, что природа приводит нас к взаимности, к зависимости друг от друга, которой мы не можем избежать – это не как в семье, которая может развестись. И что же тогда делать? Мы обязаны найти решение. А решение тут одно:  установить мир "в семье", в нашем доме – между всеми народами, всеми странами, и не давить друг на друга, а обязать каждого только к поиску того,  как восполнить свою часть. 

Видимо, из воплощения этого единственного общего решения, от которого зависит наше выживание, мы увидим, как обязаны организовать все остальное в нашем мире: жизнь общества, как в одной семье, отношения между нами. Мы выясним, что необходимо каждому, чтобы восполнить остальных. Какое воспитание нам нужно дать и самим себе, взрослым людям, и детям, следующему поколению, чтобы им было легче войти в добрый, мягкий, теплый мир. Как нам защититься от того, чтобы никто не попытался натравить человечество друг на друга.

Многие ученые говорят о том, что наш мир стал круглым из-за своей взаимной зависимости, и что мы не можем убежать друг от друга, а наоборот, наша взаимосвязь постоянно растет – мгновение за мгновением, день ото дня. Они предупреждают, как опасно в такой ситуации заниматься протекционизмом, попытками изолироваться, отделить государство от государства.

Ведь это противоречит проходимому нами процессу – от начала нашего становления, как людей, и до этого дня. Попытки идти против законов природы, тенденции, наблюдаемой в нашей истории – никогда не приносили успеха, а наоборот.

Это все равно, что знать и не выполнять физические законы – я этим немедленно причиняю себе вред. Вся техника, технология, наука, наша мудрость состоит в том, чтобы научиться следовать законам природы. Мы развиваем свои инструменты исследования, чтобы раскрыть, какие еще закономерности существуют в природе и использовать их на благо себе.

Чем лучше мы будем знать законы природы, особенно те, которые относятся к окружающей среде, обществу, человеку, к его психологии и психологии общества, и правильно реализуем их в своих отношениях – тем больше мы выиграем. А иначе нам придется начать "бракоразводный процесс" – что означает мировую войну, которая может стать концом и итогом всего развития человечества на земле.

Из 1-й беседы о новой жизни, 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

О необходимости следовать законам природы

Что мне взять с собой в новый мир?

Будущее – за доброй взаимосвязью

О необходимости следовать законам природы

каббалист Михаэль ЛайтманДо сих пор, мы говорили о проходимом нами процессе, выяснив, куда мы пришли, и какие возможности перед нами открыты. Здесь можно привести множество доказательств, литературы, есть обширные возможности для обсуждения, и мы постепенно к этому вернемся.

Но первая, вводная часть курса, призвана дать нам общий взгляд на путь, пройденный нами за всю историю развития своих желаний, чтобы понять, куда мы пришли, когда эти желания превратились в глобальные. Они заперли нас вместе, повязав общей взаимозависимостью, и мы превратились в одну семью, которая стоит перед своим разбиением.

Кризис, в сущности, происходит в этой семье, которая называется человечеством. А если мы наладим отношения между собой – то вся жизнь наладится. И есть такие удивительные исследования, которые заявляют, что если человечество начнет обращаться друг с другом, как в семье, то даже природа, климат, другие природные явления – тоже придут в норму.

Многие ученые в наши дни уже обнаруживают связь между человеческим обществом и другими уровнями природы: неживым, растительным и животным. И животный, и растительный мир почувствуют в этом большую положительную силу.

Нужно объяснить самим себе, что у нас нет выбора, и мы обязаны прийти к переговорам, взаимному пониманию в глобальных мировых масштабах. Это самое первое, что нам необходимо сделать.

Вопрос: Вы сказали, что существуют законы природы, относящиеся к психологии человека и общества, выполняя которые, мы придем к хорошей жизни. Что это значит? Я понимаю, что есть законы гравитации…

Ответ: Мы говорим также о законах внутренней природы человека: его психологии, психологии общества, семьи, отношениях родителей и детей, отношениях между детьми. Необходимо знать всю эту психологию человеческих отношений – то есть животную природу человека: маленького и большого, родителей и детей, старых и молодых, всех человеческих пластов – и ввысь, и вширь. Если мне известна природа человека и как наладить отношения между нами, то я могу построить человеческое общество в такой форме, чтобы всем было в нем удобно и хорошо. 

Каждому придется уступить другому, ведь любому хочется быть царем, и чтобы остальные преклонялись пред ним. Но с другой стороны, если воспитать человека, что его уважают и он выигрывает от того, что остальные находятся рядом с ним на равных ему, помогают ему и поддерживают, то он с удовольствием примет это. Он увидит, что в системе, где все зависят друг от друга, невозможно иначе. Нам придется достичь этого методами убеждения.

Понятно, что эго человека будет все время пытаться против этого воевать и желать властвовать над другими. Но с другой стороны, будет существовать мнение общества. Ведь окружение очень сильно влияет на человека и воспитывает его. Если общество захочет, оно сможет удерживать человека в рамках, будет оберегать его, чтобы не дать его эго прорваться. Так, чтобы он, наоборот, почувствовал, что если по доброму использует свое эго, то получает доброе отношение и от окружения, и от всех.

Мнение и влияние общества должно тут стать доминирующим и обязательным, определяющим.

Из 1-й беседы о новой жизни, 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Бракоразводный процесс со всем миром

Что мне взять с собой в новый мир?

Природа не терпит дисбаланса

Страница 339 из 398« Первая...337338339340341...Последняя »