Записи в разделе 'Воспитание, дети'
В переломной точке эволюции

каббалист Михаэль ЛайтманВ процессе эволюции мы изменяемся от поколения к поколению, и в течение тысячелетий своего развития пришли к особому состоянию, когда существуем на Земном шаре как интегральное, глобальное общество, владеющее знаниями и возможностями. В процессе своего развития мы получили силы, разум, способность ощущать многие вещи, - всего, чего прежде у нас не было.

Какие бы формы, пускай даже неприятные, мы ни обретали во всех переживаемых нами состояниях, - в конечном итоге, они приводят нас к неким совершенным состояниям в конце пути. Его конца мы не видим, ведь мы все еще находимся в процессе развития, но, будем надеяться, что вскоре сумеем почувствовать эти состояния.

Мы должны научиться тому, что нужно сделать в данный момент, чтобы обеспечить себе легкий, добрый, комфортный процесс развития, который приведет нас к светлому будущему, к безопасности, расцвету, благополучной жизни.

Проходя в процессе своего развития различные состояния, мы видим, что не так уж можем ими управлять. Конечно, мы стараемся сделать свою жизнь более удобной, изменяем общество, семейный уклад, систему воспитания, культуру, отношения между собой, все время пытаясь привести себя к лучшему, более комфортному состоянию. Именно к этому мы стремимся, поскольку мы - всего лишь желание получать наслаждения от жизни, и, насколько это возможно, мы стараемся их получить. Этот процесс происходит постепенно, и каждый раз мы используем те средства, которые находятся в данный момент в нашем распоряжении.

Когда мы хотим изменить свою жизнь, то опираемся на достижения науки. Мы изучаем, что еще можно извлечь из природы, и, прежде всего, в чем ей можно подражать, чтобы организовать свою жизнь, какие законы природы использовать, чтобы уберечь себя. Например, нам полезно узнать прогноз погоды – какие условия нас ожидают в каждое время года. Нам нужно изучить природу человека, чтобы обеспечить себе медицинское лечение, лекарства, развить технологии, облегчающие ведение домашнего хозяйства - бытовую технику: стиральные машины, кухонные комбайны, и т.д. 

Иными словами, мы, прежде всего, заботимся о том, чтобы обеспечить себе комфортные условия существования. При этом, насколько возможно, мы стараемся избежать страданий, как маленьких, личных, так и глобальных, больших, и, вместе с тем, извлечь наслаждение из каждого состояния. Такова природа человека, и все наши старания направлены на то, чтобы удовлетворить ее потребности.

Мы развиваемся под воздействием внутренних импульсов. В каждое мгновенье, на любом этапе развития в каждом из нас возникает новое желание, и мы стремимся его наполнить. Посмотрев на себя со стороны, мы увидим, что ведем себя, подобно маленьким детям, у которых желания меняются каждую минуту. Вот я хочу есть, а теперь пить, затем спать, потом посмотреть какую-то интересную программу по телевизору. К тому же, я еще обязан ходить на работу...

Иными словами, я все время развиваюсь под воздействием нескольких сил.  Одна из них подталкивает меня сзади:  я должен работать, приготовить себе необходимое для жизни, ведь ничего не происходит по мановению волшебной палочки, и невозможно, чтобы, само по себе, ко мне пришло в точности такое наслаждение, которого я желаю. Такое бывает только в раю, а не в реальной жизни.

И здесь, первым делом, возникает вопрос, откуда в нас берутся наши желания. Часть из них обусловлена физиологией нашего тела, которое в определенное время должно наполнить себя пищей, отдохнуть, поспать. А в промежутках между этим оно желает насладиться чем-то интересным.

Все свои желания мы делим на желания к пище, сексу, семье. Это - основа, без которой мы не сможем существовать, как и любая часть животного мира. А кроме этой животной жизни, мы желаем иметь интересы, достойные человека. И это деньги, власть, слава, знания, культура, воспитание, религия и множество подобных вещей, которые мы сами развиваем, и в которых нуждаемся не меньше, чем в пище, сексе и семье. Порой мы готовы пожертвовать и едой, и сексом, и семьей только ради того, чтобы получить лучшее образование, совершить научные открытия, сделать богаче свою культурную жизнь. Есть люди, которые буквально готовы принести себя в жертву, чтобы разбогатеть, добиться славы, получить власть. И тогда им не так уж важны пища, секс и семья, они едва ли обращают на это внимание, - только для того, чтобы достичь желаемого.

В каждом из нас все эти желания перемешаны, и каждый старается их реализовать соответственно своим возможностям. Но в любом человеке существует весь их набор, а то, как и какими средствами он готов их реализовать – зависит от его воспитания и окружающей среды.

Из 3-й беседы о новой жизни, 29.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Динамика развития человечества

Конец развития человечества или новое начало?

Обязанность человека – обустроить общество

Как развить свои наклонности?

каббалист Михаэль ЛайтманОкружение влияет на то, какие из склонностей больше развиты в человеке (относящиеся к уровню животного тела или к уровню человек), как мы их используем и какие из них развиваем в большей или меньшей степени.

Если родители помещают ребенка в среду, где, скажем, больше всего ценят науку, то неудивительно, что и он проникается ее значимостью и начинает понимать, что развитие в этом направлении - очень важное и почетное занятие. И хотя до этого у него были самые зачаточные склонности к науке, скажем, он всего лишь хотел узнать некоторые интересные вещи из жизни (а, в принципе, это стремление есть у каждого), - но под влиянием окружения эти способности развились в нем особенным образом.

Иными словами, окружающая среда может изменить во мне баланс моих склонностей и часть них развить больше, а часть – меньше.

Я ощутил это и на себе. Мои родители очень хотели, чтобы я как можно лучше, максимально развил свои способности и потому записали меня в спортивные кружки. Я занимался бегом на дистанцию 500 м. Позже они отдали меня в музыкальную школу, и там я познакомился с классической музыкой, которую и сегодня почитаю, люблю и понимаю больше всех остальных видов музыки.

А, скажем, театру мои родители не придавали большого значения, и потому в этом направлении я не развивался. Но наука и техника были очень важны и для них, и для меня. У меня было естественное внутреннее побуждение заниматься наукой. И я помню, что сам пошел в детские кружки, где большое внимание уделялось изучению физики, астрономии, и проч. Я отдавал этому все свои силы и знания.

Иными словами, развитие ребенка происходит под воздействием окружения: под влиянием родителей, окружающей обстановки, места, где он живет и имеющихся там возможностей. В конечном итоге, все это разносторонне развивает человека, причем, часть его наклонностей развиваются больше, часть - меньше, а некоторые и вовсе подавляются. 

Уже в процессе роста человека его свободный выбор осуществляется, ограничивается, и формируется средой, в которой он родился и развивался в детстве. И так он продолжает свою жизнь. Да я бы и не сказал, что у нас есть в этом свободный выбор. Может и есть немного, но даже и то, что есть, мы берем от своего окружения. Это вопрос моды или друзей, которые, вроде бы, случайно находятся рядом с человеком и внушают ему, что имеет большую ценность, а что не очень.

Но мы также должны понимать, что большое значение имеет и опыт всех наших прежних жизней - так называемых кругооборотов, откуда к нам приходят решимот (информационные гены). Переходя из кругооборота в кругооборот, человек переносит с собой весь свой накопленный потенциал развития. Иными словами, родившись, он не развивается только под влиянием все более современного общества, но, из поколения в поколение, внутри самого человека появляются новые наклонности – то, что мы называем информационными генами (решимот), и он развивается под их воздействием. Особенно это ощущается в наше время.

Если мы понаблюдаем за детьми, то увидим, что они очень быстро схватывают все современное, - намного лучше нас, словно уже родились подготовленными, проведя необходимые выяснения и обладая качествами, которые помогают им воспринимать современный мир. Ведь как ловко они управляются с компьютерами, мобильными телефонами и другими новшествами! А с нами – все иначе. Если мне приходится разбираться с какой-то новой технологией, то я больше полагаюсь на своих детей, - у них как бы уже существует к этому подход, в них будто есть врожденная способность воспринимать природу этих новых вещей и совершенно естественным образом они понимают, как с ними работать. Как будто это "дети индиго", или пришельцы с другой планеты!

На примере этих детей мы можем видеть, что, очевидно, существуют информационные гены – решимот, которые развиваются и передаются из поколения в поколение. Мы называем этот процесс кругооборотами жизней, но, на самом деле, в этом нет ничего мистического.

Как выясняется сегодня, все мы связаны друг с другом, и между нами существует некое общее поле, подобное гравитационному или электромагнитному полю. Это - поле мыслей и желаний, которое связывает всех нас вместе над временем и расстоянием. Мы существуем внутри этого поля и таким образом передаем друг другу, или от поколения к поколению, приобретаемую нами информацию. И потому неудивительно, что наши физические тела, находящиеся в этом поле, улавливают новую информацию, и так новое поколение сразу же становится готово правильно включиться  в новую эпоху.

Из 3-й беседы о новой жизни, 29.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каждому – подходящее окружение

Кому ты себя вручаешь?

Пьеса, перетекающая в жизнь

Кому ты себя вручаешь?

каббалист Михаэль ЛайтманВесь процесс нашего развития проходит под влиянием окружающей среды. И если бы этой среды не существовало, - человек бы не развивался, даже, несмотря на заложенные в нем решимот. Ведь известны примеры, когда дети, оставленные в лесу, развиваются так же, как и живущие там животные, приобретая их характер, болезни, желания и мысли. Они даже имеют такую же продолжительность жизни, как те животные, с которыми находились рядом, - настолько их тело привыкло к такому образу жизни.

Известны случаи, когда находили 6-9-летних детей, выросших в лесу, и они жили столько же лет, что и животные, среди которых они росли: 12 или около 20 лет, - не больше. И это несмотря на то, что впоследствии им обеспечили хороший уровень жизни и заботились о них. Эти дети болели теми же болезнями, что и животные, точно так же себя вели и жили такое же количество лет.

Иными словами, наше тело очень зависимо от общества, в котором мы развиваемся, и в этом смысле человек является очень гибким. Возьмем, к примеру, собаку или кошку, которые живут рядом с нами десятки тысяч лет. Они немного привыкают к человеку и, разумеется, уже не могут жить в лесу, как другие дикие животные, у них вырабатывается другой характер. Они уже и своему потомству передают иное отношение к человеку и к окружающей среде. Но, все-таки, они гибкие не настолько. Ведь человек, попадающий в какую-ту среду, обладая чрезмерной восприимчивостью, подвержен гораздо более сильному воздействию этой среды, и я бы даже сказал – судьбоносному. По сравнению с животным, которое привыкает жить рядом с человеком, - человек намного сильнее привыкает к жизни животного.

Итак, все мы зависим от своего окружения. Поэтому, занимаясь воспитанием, мы, прежде всего, должны обратить внимание на окружение как фактор, влияющий на развитие человека. От этого зависит все его будущее. Меняя свое окружение, мы тем самым изменяем свой характер, желания, жизненную парадигму. Поэтому нужно быть осторожным, хорошенько подумать, проверить и взвесить, в какую среду мы попадаем, с какими людьми проводим время, кому себя вручаем.

Мы должны научить человека разбираться в том, что его окружает, объяснить, насколько он зависим от окружающей среды, а также то, как она влияет на его жизнь.

Из 3-й беседы о новой жизни, 29.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каждому – подходящее окружение

Как развить свои наклонности?

Власть окружения

Каждому – подходящее окружение

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли все примеры указывают на то, что человек – результат окружающего общества, то очень важно организовать для всего человечества разнообразные формы хорошего и правильного общества.

Чтобы каждый человек, в зависимости от своих наклонностей, характера, или следуя советам своих близких, всегда имел возможность присоединиться к тому или иному обществу, развить себя самым эффективным образом и стать по-настоящему совершенным человеком. Поэтому мы, в своем воспитании, должны уделить внимание созданию таких групп и всевозможных объединений для человека.

Если мы продолжим изучение этого вопроса еще глубже, то увидим, что человек формируется под влиянием своих внутренних свойств, генов, с которыми он родился и различных склонностей, которые приобрел в течение первых лет жизни в родительском доме, а затем – под влиянием общества.

Поэтому мы должны позаботиться о детских садах и различных кружках для развития маленьких детей, а затем о школах, и кружках для детей старшего возраста. Мы должны проследить за тем, чтобы у каждого человека был достаточный выбор возможностей для раскрытия его потенциала и развития в нем разносторонней личности.

Даже такие свойства, в которых человек не проявляет особых способностей и не сможет добиться больших успехов, все равно стоит развивать, чтобы обогатить его внутренний мир, научить разбираться в музыке, литературе, театре, искусстве, культуре – все это тоже зависит от окружения человека.

Человек обязан иметь семью, воспитывать детей, он должен знать, как правильно относиться к супруге или к супругу, к товарищам, как вести себя в более широком окружении, на работе. Мы должны научить его, показать ему на подходящих примерах, как правильно себя вести, как стать человеком, приятным для окружающих, что, в конечном итоге, поможет ему достичь благополучия и процветания. 

Таким образом, существуют только два фактора, которые ежеминутно направляют и корректируют меня: это мои естественные свойства и влияние на них окружения, то есть мое умение выбирать такое общество, которое все время будет развивать меня в правильном направлении, приближать к хорошим, более продвинутым состояниям, дающим ощущение большей безопасности, уверенности и комфорта. Так мы непрерывно развиваемся.

Исходя из этого, мы должны понять, какая задача стоит перед нами, что мы должны сделать, чтобы у наших детей была хорошая жизнь, чтобы следующее поколение было лучше, увереннее в своем будущем.

Это можно сделать только в том случае, если нам удастся окружить наших детей такими воспитателями, создать для них такое окружение, под влиянием которого они смогут усилить свои хорошие качества, а все нежелательные склонности смогут не подавить, а преобразовать в положительные.

Из 3-й беседы о новой жизни, 29.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кому ты себя вручаешь?

Как развить свои наклонности?

Окружи себя добром

ТВ программа "Глобальное воспитание"

Передача 1, из серии "Школа интегрального воспитания" с психологом Анатолием Ульяновым

Как пробудить человечество? (клип)

Игры в демократию

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Возьмем такой пример: в России проходят выборы, я смотрю новости и получаю от них информацию – кто победил, а кто проиграл и т.д. Как я могу сделать эту информацию интегральной, дополняющей общую картину?

Ответ: Вы можете просто сделать из нее вывод, что общество разобщено, что оно не видит в демократии или в ее отсутствии (что, в принципе, одно и то же) порочную систему – не только в России, но и в Америке, и во всех остальных странах.

Если мы не можем прийти к единому пониманию того, где мы находимся и к чему должны двигаться, - это говорит об отсутствии связи людей в обществе. Представьте, что большое число обществ поневоле находится на одной территории и существует под одной "крышей", которая сейчас делится ими на огромное количество партий или мафиозных структур. И каждый из них, естественно, желает увеличить свое влияние за счет других, ухватить от общего пирога (неважно, кому и для чего: для пользы или вреда), т.е. каждый принимает во внимание только свои интересы.

И это называется демократией, когда я думаю только о том, как мне победить, а всех задавить? Об этом же думают все остальные. Они не объединены одной общей идеей, у каждого существует только свое мнение, как привести к ней. Но ведь все они могут работать в согласии. Какое же это будет правительство, если оно опять будет построено на борьбе? Это мы называем демократией? Где эта демократия?

Демократия может быть тогда, когда народ образован, когда у него существует понимание следующей ступени. И следующая ступень - не та, которая видится одной партии так, а другой – этак, а та, которая ведет нас к соединению с природой, к интегральному обществу.

Программой всех партий должно стать изучение интегрального общества. К этому мы должны вести людей. Тогда мы почувствуем себя комфортно и достигнем самого наилучшего состояния  в здоровье, в учебе, в семейной жизни - во всем, потому что это будет соответствовать природе. 

Значит, давайте договоримся, что это – наша цель. Но наше сегодняшнее состояние – плохое, - это примерно все одинаково понимают. Как привести нас к этой цели, максимально приблизить? Какие у нас есть для этого возможности, теории, основания? И вот тут мы уже будем созидательно работать с друг другом, дополнять друг друга. Мы будем спорить, но цель должна быть именно такой, и ради достижения этой цели мы работаем.

Если мы не будем так поступать, то увидим, как все это разрушает государство. Правительство показывает нам пример протекционизма в каждой части общества и в государстве против государства.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Монархия или демократия?

Загадочная русская душа

Четверть граждан России выступают за повторные выборы

Монархия или демократия?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Могут ли вопросы интегральности общества или какие-то актуальные новостные события стать поводом обсуждения в классах интегрального образования для взрослых?

Ответ: Это все зависит от группы людей, от степени их подготовки: насколько созрело их понимание, насколько они обладают инструментами для анализа и синтеза своих знаний, отношений, насколько объективно могут приподняться над собой и отстраниться от своих личных интересов.

Но, в общем, конечно, такие вопросы нам нужно разбирать. Мы должны разложить демократию перед всеми в препарированном виде и показать, насколько это абсолютно эгоистическая структура, причем такая, которой не стоит гордиться. Когда-то властвовал один царь, и все подчинялись воле одного человека – неважно, насколько глупого или умного, разумного, но одного. А сейчас это раздирается по углам какими-то партиями, которые хотят "загрызть" всех остальных. Это – не тот парламент, который должен быть. То есть здесь, конечно, много проблем.

Когда-то людьми управляли ученые, философы. По крайней мере, они ценились и были советниками королей. У короля были деньги и армия – все в одной руке. Но для того чтобы управлять казной и армией, у него была пара умных людей. И было намного проще и легче, не было казнокрадства, ошибки сводились к минимуму.

Все было в одних руках, королю не у кого красть – все его. А для принятия каких-то решений у него была пара умных советников. Вот и все. Не исключалась, конечно, небольшая закулисная борьба и прочее, но в минимальных дозах. Поэтому все было намного прочнее, и держалось веками, по сравнению с сегодняшним парламентом.

Вся эта сегодняшняя свобода – это максимальная свобода от ответственности. И вообще понимание свободы – это большая проблема.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Игры в демократию

Демократия или обман эгоизма

Все исправляется воспитанием взрослых

Загадочная русская душа

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В России у людей существует очень сильный разрыв между представлением идеальной картины красивой жизни и реальной жизнью. Целые массы народа приучены к тому, что есть нечто красивое, но нереальное, недостижимое, и есть обычная жизнь по принципу "против лома нет приема". Как преодолеть то, что русский человек совсем не верит, что может жить лучше, чем сейчас?

Ответ: В течение веков русского человека так прессовали, ограничивали, делали из него раба, что просто вытравили эту веру. Любые руководители, любой строй только этим и занимались: как сделать из нормального гражданина ненормального раба. Поэтому сегодня мы видим изуродованное общество, несчастных людей, с огромнейшим потенциалом, которого нет, пожалуй, ни у одного народа в мире. Это потрясающий по своим возможностям народ: умный, чувственный, и наряду с этим – такой замученный, загнанный в угол, озлобленный на всех, не доверяющий никому.

Когда я бываю в Москве и смотрю на людей, замечаю, что все они ходят, либо поджавшись, либо, наоборот, выставляя себя напоказ. Нет нормального свободного человека, который бы шел, и ему было неважно, что и как. То есть человек действительно поставлен в очень сложные, давящие на него рамки.

Но с другой стороны, у российского народа необычайно высокая восприимчивость к науке, к единению, к пониманию нового. Это не немцы и не англичане. Это не косность. Способность к адаптации, к изменению присутствует в россиянах больше, чем в любом другом народе.

Я думаю, что, наоборот, в России, в результате широкого распространения идеи интегрального воспитания и образования, может быть быстро понято интегральное будущее мира и начата адаптация к нему. Потому что там постоянно идет процесс поиска русской идеи, личности, индивидуальности. В человеке подспудно происходит это брожение, просто сейчас опустились руки. Сейчас идет полоса нигилизма, но она только внешняя, а внутри все равно этот запрос существует.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Игры в демократию

Россия и Европа: на пути к духовному

О духовном возрождении России

Так и будет

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что вам дает такую веру в то, что интегральное воспитание все-таки поможет людям правильно объединиться? Со стороны это кажется чем-то фантастическим.

Ответ: Я исхожу только из одного: природа всех вынудит к этому. А мы своими попытками хотим преподнести это раньше, чем могут произойти большие потери. Мы желаем людям добра и мягкого достижения той же цели, которую природа ставит перед нами. Мы должны прийти к этой цели не под могучим прессингом природы, не под воздействием огромных экологических проблем, мировой войны и т.д., а "малой кровью" или вообще без страданий. Это зависит от того, насколько мы поймем, что у нас нет другого выхода.

Я верю в победу этой идеи (если можно сказать такой громкой фразой), потому что она исходит от природы, а не от человека. Но природа в любом случае вынудит нас к этому. Так что, постараемся просто смягчить нашим разумом те эволюционные силы, которые жестко толкают нас вперед, и тогда мы достигнем цели природы более гладко. Ведь лучше совершить мягкую посадку на новой интегральной площадке гармонии. Я надеюсь, так и будет.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Радостные муки рождения

Уроки о новом мире. Без знания – нет человека

Интегральное воспитание без резких телодвижений

Размягчать сердца светом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Некоторые видят угрозу в подходе Бааль Сулама, который ставит внутреннее над внешним. Как охватить и эти "внешнеориентированные" сектора?

Ответ: Народ неспособен понимать то, что относится к внутренней сути. Его приковывают внешние формы, ему надо за что-то держаться. "Сосредоточьтесь на внутреннем, – говоришь ты, – и там вы найдете всё". Но для людей это – нонсенс. Никто не работает со своим сердцем. Это трудно, для этого требуется развитие.

Только сейчас мы вступаем в такой период, когда новому поколению придется развивать сердце. До сих пор это было "каменное сердце" – теперь же придется размягчать его, начиная издалека. Речь идет о большой работе, об очень масштабных процессах, которые необходимо пройти.

Будем надеяться, что наш подход, проникнутый любовью и единением, поможет нам смягчить сердца. И тогда появится возможность говорить о вещах более глубоких – по мере того как люди будут двигаться вперед. Ведь послание о единстве отзывается в сердце человека. Пускай пока лишь внешне, но сердце все-таки уже начинает работать.

Таков путь. Причем если ты открываешь свету место во многих сердцах, то действует он очень быстро. Это вопрос нескольких месяцев. Только начни – и увидишь.

И потому я очень оптимистичен. Если мы создадим образовательный комплект и начнем распространять его в народе, то уже в этом году сможем увидеть совершенно другую картину. Главное – находить правильные, понятные формулировки и месяц от месяца оптимизировать их, направляя вглубь. И тогда мы добьемся успеха.

Из урока по "Предисловию к Учению Десяти Сфирот"", 15.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Слова, идущие из сердца

Кто сказал, что нужно объединяться?

Распространение: мягко и неуклонно

Беседы о новой жизни, ч.1

Провел беседу о воспитании в глобальном мире в рамках  новой ТВ программы "Новая жизнь".

Мой собеседник - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите.

015 - Беседы о новой жизни

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ на эту тему:

Беседа "Мир эгоистический и мир интегральный"

Беседа "Интегральный мир. Глобальное воспитание", ч.2

Беседа "Интегральный мир. Глобальное воспитание", ч.1

Что такое интегральное воспитание? (клип)

Проблемы безработицы (клип)

В одной "клетке" с учениками

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В начале ХХ века, в частности в России, проводилась акция по ликвидации безграмотности. То, что сейчас кажется естественным, тогда воспринималось в штыки. Многие люди отказывались отдавать детей в школы и не желали учиться сами, потому что считали это пустой тратой времени. Сейчас может возникнуть такая же ситуация, когда интегральное образование, которое мы предлагаем, будет восприниматься как нечто бесполезное, ненужное. Как преодолеть это сопротивление?

Ответ: Я думаю, что сегодня большое число педагогов, психологов, социологов понимают назревшую проблему, только не знают, как с ней бороться. Значит, надо как можно шире выходить к ним с объяснениями.

Преподаватели сопереживают с учениками, даже более того, они подчас страдают больше, чем ученики. Ведь они вынуждены находиться под постоянным, негативным прессом детей, звериный эгоизм которых, не ограниченный никакими рамками, направлен против учителей. Каждый ученик старается показать перед ними свою самостоятельность и стремление к самоутверждению.

Я думаю, здесь необходима небольшая работа с профессорско-преподавательским и воспитательским составом, который бы разглядел в новой методике пусть даже только собственную выгоду, позволяющую нормально работать с детьми.

Сегодня работа преподавателя – это довольно сложная, серьезная и, я бы сказал, рискованная профессия. Человек подвергается такому прессингу, такому моральному давлению, что эту работу можно назвать "вредной". 45 минут пребывания в классе вместе с детьми – это большие переживания и огромное напряжение для учителя. 

Нам надо вместе с педагогами составить для них такое методическое пособие, чтобы преподаватели поняли, что, в первую очередь, мы заботимся об атмосфере в классе, даже не меняя пока сам класс.

Ученики еще не могут привыкнуть к интегральному обсуждению, потому что сейчас невозможно ни с кем ничего обсуждать - это будут взаимные крики, затычки, ругань, мат и вообще неизвестно что. А так преподаватель их усаживает, каким-то образом держит, как-то поневоле усмиряет. Они, несчастные, сидят, так серьезно упакованные, каждый за своим местом, и ждут, когда это закончится.

Здесь должен быть плавный, гладкий переход. Думаю, что преподаватели постепенно с этим согласятся. Они уже видят, что нынешняя система - не та, которая имеет право на существование в следующем поколении.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пропаганда идеи интегрального образования

Решение проблем - в преобразовании школы

Школа – зеркало пороков общества

Страница 337 из 398« Первая...335336337338339...Последняя »