Записи в разделе 'Навыки управления и коммуникации'
Кто выживет?

каббалист Михаэль ЛайтманВся природа построена на устремлении к более сложным видам соединения. Наша задача – учиться у нее объединению, чтобы выстроить свою жизнь по аналогии с тем, что мы видим в природе.

Вопрос: Как этот закон сотрудничества проявляется в социуме? Мы видим, что в природе действуют и другие, довольно жесткие законы. Мы не можем брать их один в один и накладывать на социум.

Ответ: Даже эти жесткие законы действуют во имя компактного объединения всех свойств природы в одно целое. И если где-то мы видим взаимное уничтожение, противостояние, то должны понять, что все равно это работает в том же направлении, чтобы привести природу к единой системе.

Реплика: Если, допустим, взять простой закон, что выживает сильнейший, мы же не хотим жить в обществе по закону джунглей…

Ответ: Смотря как трактовать понятие "сильнейший". Мы видим, что физически сильнейший человек не выживает. Выживает практически тот, кто умеет рационально использовать окружающую среду, направлять ее на достижение более высокой цели природы. 

А когда действует грубая сила, которая гребет все под себя, то ничего не получается. Все задействовано в очень разумной и многоплановой системе. Ты не можешь сказать, что сейчас придет какая-то волна и все устроит или все разрушит. Что бы ни происходило, это все равно создает какие-то возможности для новых объединений. Природа устремляется от простейших видов к более комплексным.

Вопрос: Можно ли взять закон гомеостазиса, который четко ощущается в нашем теле, и перенести на общество? Как этот закон проявляется в обществе или его невозможно увидеть?

Ответ: Все это относительно. Хотя наше общество далеко не совершенно, но в нем нужны всякие люди: сильные и слабые, умные и глупые. В общем, человечество должно быть очень разнообразным, чтобы из этого разнообразия суметь правильно объединиться и создать интегральную, полноценную форму.

Природа стремится к разнообразию, а не к тому, чтобы сделать сильным какого-то одного и дать ему власть над всем миром. Мы видим, что выживает не сильнейший, но и не мудрейший. Необходимы всевозможные сочетания правых и левых сил. Выживает тот, кто может наиболее оптимально накопить в себе различные свойства и рационально их использовать.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 21.08.2020

Слышать и видеть

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Существует несколько видов восприятия информации. Если человек слушает преподавателя в университете с целью получения знаний – это одно. Если он слушает товарища, рассказывающего о драматической ситуации в семье, и сопереживает ему – это другое. И третье – человек слушает своего единомышленника по группе, чтобы объединиться с ним и раскрыть замысел природы.

Есть ли между этими ситуациями какая-то разница?

Ответ: Разница огромная. Особенно, когда товарищи пытаются достичь высшую цель природы, потому что это их объединяет. Каждый работает против себя, чтобы соединиться с другими.

Здесь уже имеет место четкая классическая коммуникация, выше своего эгоизма, когда ты должен обязательно подняться над собой, чтобы соединиться с другим и вместе с ним почувствовать, как ты вникаешь в третье – в саму схему мироздания.

Вопрос: Что означает в духовном "видеть" и "слышать"? Это особый уровень коммуникации?

Ответ: Слышать – это работа на отдачу. Видеть – переход от отдачи к получению ради отдачи.

Реплика: Даже в первоисточниках сказано: "Слышат голос Творца".

Ответ: Да. Есть те, кто слышат, т.е. работают в свете Хасадим. А есть люди, которые даже видят – работают в свете Хохма.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Стыд – средство поражения или подъема?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Стыд присущ только человеческому роду и подразделяется в нем сообразно уровням желания. Чем более развит человек, тем чаще у него возникает состояние стыда.

Ответ: Стыд – это ощущение своего несовершенства. У животных чувство стыда полностью отсутствует. Но иногда даже у развитых людей это чувство может быть абсолютно подавлено. А люди, близкие к природе, более тонко настроенные, могут ощущать стыд.

Вопрос: Стыд – это самое ненавистное человеку чувство. Люди готовы покончить жизнь самоубийством, лишь бы не ощущать публичный стыд. В чем корень этого болезненного для человека явления?

Ответ: В том, что оно поражает "я" человека, его эгоизм, который является нашей сутью. Поэтому для эгоистически развивающегося человека стыд – это самое большое поражение. Он не может его вынести.

Реплика: Говорят, что при отсутствии свидетелей чувство стыда не возникает.

Ответ: Да. Обычно стыд проявляется только относительно чего-то или кого-то. В частности, относительно тех конкретных правил, по которым существует окружающее общество. Мы всегда оцениваем себя относительно окружения. 

Вопрос: Вы пишете, что человеку необходим стыд перед Творцом. То есть достичь этого – великое средство исправления. Такого чувства удостаиваются высокие души. О чем идет речь?

Ответ: Если человек действительно начинает ощущать свою связь с Творцом, то он уже измеряет себя относительно Него. Тут у него и возникает стыд как средство подъема к Творцу.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 07.08.2020

Страх публичных выступлений

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как снять страх публичных выступлений?

Ответ: Если у нас действительно есть что сказать людям, и мы при любом стечении обстоятельств умеем правильно вставлять нужные для них сведения в канву нашей беседы, тогда для страха нет места.

Вопрос: Все-таки, как быть, если перед выходом к публике начинается сердцебиение, и тебя обуревает страх?

Ответ: Надо заранее продумать, как начинать выступление.

Вопрос: У вас вообще нет страха? Сердце не бьется, пульс не учащается?

Ответ: Нет. Это моя наука, и я в ней специалист. Кто не хочет меня слушать, может уйти, а с тем, кто хочет, будем разговаривать. Или же я предлагаю публике задавать вопросы. Зачем мне путаться и думать, что им нравится, а что нет. Если они скажут, что хотят услышать, я постараюсь им все откровенно рассказать.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Условия восприятия информации

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть несколько способов для улучшения навыков слушания. Во-первых, рекомендуется избегать отвлекающих факторов, особенно сейчас, при виртуальном обучении. Дело доходит до того, что очень многие просто отключают свои экраны. Что здесь можно посоветовать?

Ответ: Нужно постоянно затевать дискуссии, вопросы и ответы, проводить ролевые игры – в общем все, что можно, чтобы сделать обучающихся участниками своего мероприятия.

Реплика: Во-вторых, советуют уточнять услышанное. То есть лектор должен все время задавать какие-то вопросы.

Ответ: Да, на этом основывается проведение семинаров.

Вопрос: Причем вопросы надо задавать открыто, чтобы обеспечить понимание остальных. Обычно вы требуете от учеников сконцентрироваться на вопросах других товарищей. С какой целью вы это делаете?

Ответ: Если ученик говорит по делу, то не имеет значения, как он формулирует вопрос, т.к. ответ на него все равно актуален для всех. Поэтому нет глупых, простых, ненужных или посторонних вопросов, если люди спрашивают по делу. 

Иногда я им резко отвечаю. Например, сегодня на уроке один ученик спросил меня то, что мы проходим на первом-втором занятии по каббале. А вокруг сидят люди, которые занимаются по 20 лет. Поэтому я ему резко ответил, что надо читать первоисточники.

Вопрос: Еще считается, что информация передается слушателю через позу говорящего. Как вы думаете, это важно – смотреть в лицо человеку и кивать головой?

Ответ: Сегодня, когда мы имеем дело с дистанционным обучением, не думаю, что это настолько важно. Ну что я могу передать своим телом? Я три часа сижу в одной позе и передаю информацию. Практически, это вещающая голова.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Слушать и быть услышанным

Информация – это посыл

Примеры и восприятие информации

Взаимодействие лектора с аудиторией

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Предположим, люди страдают от одиночества, и вас пригласили дать лекцию, как выйти из этого состояния. Должны ли вы знать все, что касается этой темы, прежде чем говорить о ней?

Ответ: Я расскажу им, что человек существует один на один со своей душой, со своими запросами. Он приходит в этот мир и уходит из него один. И то, что он может обрести в этом мире, он не получит больше нигде. Поэтому наш мир так важен.

А одиночество дается нам для того, чтобы мы больше поняли себя, почувствовали через него этот мир и т.д. То есть я бы превозносил качество одиночества и объяснял, как его правильно использовать.

Вопрос: К выступлению лучше готовиться одному или в коллективе?

Ответ: Лучше, конечно, в коллективе. Ведь ты идешь выступать перед большой аудиторией, и здесь желательны советы многих.

Вопрос: Вы считаете, обязательно репетировать свое выступление?

Ответ: Нет. Но зачастую я предварительно набрасывал себе несколько предложений, две-три строчки. 

Вопрос: Как можно расположить к себе аудиторию?

Ответ: Показывать им, что они тебе очень важны, небезразличны, что ты хочешь рассказать им что-то полезное для них, проявить немного тепла.

Вопрос: Чем лучше закончить выступление?

Ответ: Тем, что впереди их ждет только хорошее. Человеку это очень важно.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Согласно желанию публики

Передать аудитории свой посыл

Таблетка от одиночества

Слушать и быть услышанным

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Способность слушать состоит из трех функций: внимание, понимание и принятие.

Внимание относится к невербальным сигналам. Основной невербальный сигнал – это зрительный контакт. Сейчас, в эпоху коронавируса, когда все мы большую часть времени находимся за экранами, нам очень сложно слушать и быть услышанными.

Как вы справляетесь с этой проблемой, обучая тысячи учеников?

Ответ: Во-первых, у меня с моими учениками есть постоянный ежедневный трехчасовой контакт. Кроме того, они имеют возможность все время входить в интернет нашей организации, читать там необходимые материалы, смотреть, слушать, участвовать в совместных мероприятиях и т.д.

Вопрос: Как вы понимаете, что они вас слушают? Ведь вы не видите их лица.

Ответ: Я жду их вопросов. К нашим виртуальным занятиям, которые проходят с синхронным переводом на 40 языков, подсоединяются ученики из 150 стран мира. Поэтому у нас есть огромное поле коммуникаций: мы читаем какую-то тему небольшими отрывками, все слушают, и если у людей возникают вопросы, они тут же задают их. 

Вопрос: То есть вам не надо видеть их лица?

Ответ: В принципе, нет. Это не обязательно. Я чувствую человека по его вопросу.

Вопрос: А что вы делаете, когда видите, что ученик сопротивляется, не принимает то, что вы говорите?

Ответ: Смотря, что значит не принимает. Если он против – значит, я ему должен объяснить. Если он все равно против, то я должен отложить это на какое-то время.

Вопрос: Вы считаете, что бесполезно что-то доказывать?

Ответ: Нет, доказывать можно. Это очень хорошо, только в разумных пределах, поскольку наша аудитория насчитывает тысячи человек, и я должен всегда ощущать лимит времени.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Контакт сердец

Передать аудитории свой посыл

Взаимосвязь учителя и ученика

Страх – возбудитель развития

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Любая вещь, которая ощущается нами как недостаток, вызывает в нас страх. Это может быть неимение денег, отсутствие безопасности, недостаток знаний, здоровья, уверенности в будущем. Нас всегда охватывает чувство внутренней паники из-за того, что у нас чего-то нет.

Можно ли сказать, что за счет страхов человек развивается?

Ответ: Да. Это очень сильный возбудитель развития. Основой страхов является необходимость сохранения своего существования. Но ими можно управлять.

Вопрос: А можно ли вообще избавиться от страха?

Ответ: Нет. Только если мы отключим разум. Страх – это инстинкт самосохранения.

Вопрос: Человек не может сам удовлетворить свои потребности. Но это может сделать общество. Значит, только через связь с обществом можно избавиться от страха?

Ответ: Да. Общество может дать человеку такое свойство уверенности и поддержки, что страх до определенной степени исчезнет. Самому же человеку очень трудно это сделать – только при применении особой техники, и только в ограниченном виде. 

Реплика: Есть еще такое понятие, как страх за других.

Ответ: Страх за других – это ощущение сопричастности с другими.

Вопрос: Когда человек боится за свою семью – это понятно. А можно ли развить у него чувство страха за совершенно незнакомых ему людей?

Ответ: Да, конечно.

Вопрос: Получается, что человеку не надо избавляться от страха, достаточно направить вектор на других?

Ответ: Мы ни от чего не должны избавляться, а только лишь правильно относиться ко всем свойствам нашего организма.

Нам нужно прийти к самому высшему, общему ощущению пространства, в котором мы находимся, чтобы все наши свойства вызывали в нас возможность все измерить, все ощутить, все познать, и в итоге достичь одного общего интегрального ощущения природы.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 07.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Помогает ли страх самопознанию?

Как избавиться от страхов в жизни?

Превратить страх в продвижение

Согласно желанию публики

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Все маркетологи советуют лекторам, прежде чем выступать, сначала изучить аудиторию. Вы согласны с этим?

Ответ: Но я не иду удовлетворять их желания. Меня это совсем не интересует. Я должен преподать им то, что считаю нужным, и то, что должно их заинтересовать.

Мои занятия состоят как бы из двух частей, которые должны идти одновременно. Это возбуждение желания познать то, что я хочу им дать, и абсорбция в учениках этих знаний.

Вопрос: Допустим, вас пригласили в аудиторию в несколько сот человек, которые хотят послушать о кругооборотах жизни. Но это очень сложная тема для новеньких. Вы все равно стали бы говорить то, что считаете нужным?

Ответ: Если эта тема заказана заранее, и они обговорили ее со мной, то, возможно, я бы согласился, исходя их того, что очень хочу добраться до этой аудитории, а на другую тему они не согласны. 

Принимая во внимание их желание, я расскажу им о кругооборотах, но только в определенном ключе: зачем они нужны природе, почему природа так действует с нами, каким образом мы можем их менять, как можно использовать нынешний кругооборот, чтобы изменить всю цель кругооборотов, и так далее. Я все равно выверну это так, чтобы они заинтересовались и захотели бы заниматься.

Вопрос: Вы бы советовали своим ученикам, прежде чем приступать к лекции, предварительно изучить потребности аудитории?

Ответ: Нет. Единственное, можно сделать так, чтобы наши темы сопрягались с тем, чем занимаются слушающие, например, зоологией, биологией, астрономией и т.д.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Передать аудитории свой посыл

Цель передачи информации

Информация – это посыл

Искусство слушать. Серия лекций "Коммуникативные навыки"

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.

Как правильно слушать и слышать…

Контакт сердец

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Слушать другого можно с целью получения информации, а можно – с целью сопереживания, понимания собеседника. Что значит "слышать" с точки зрения каббалы?

Ответ: С точки зрения каббалы – это контакт сердец, когда я желаю ощутить то, что чувствует мой товарищ.

Слушать и чувствовать – это разные вещи. Когда я чувствую другого, мне не нужны его слова, я просто "пью" все, что в нем есть, и это входит в меня и наполняет. А слушать – это просто слушать, как радио.

Если я слушаю товарища как каббалист, то делаю это с определенной целью: чтобы мое внимание помогло мне сейчас соединиться с товарищем и между нами возникли бы общие чувства, мысли, желания, стремления. Тогда мы будем сообща работать над одной общей целью, к которой стремимся, – к раскрытию Творца.

Вопрос: На курсах интегрального воспитания мы, как правило, сидим в кругу и обсуждаем заданную тему. При этом каждый высказывает свое мнение, а остальные слушают. Как мне услышать другого?

Ответ: Ты должен включиться в этого человека, ощутить, что у тебя с ним какие-то общие жизненные, духовные цели. Тогда это получится.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Увидеть внутренний мир ближнего

Научиться слушать друг друга

Контакт на чувственном уровне

Может ли радость быть вечной?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: От какого состояния человек наиболее остро ощущает радость: от прошлого, настоящего или будущего? 

Ответ: В настоящем, конечно, это чувство наиболее острое. Что касается будущего, то это предвкушение радости. Оно может быть более длительным. А радость от прошлого оставляет какое-то впечатление и переходит в ощущение знания – в то, что мы называем решимо (информационная запись).

Вопрос: Радость – это следствие наполнения наших желаний. Но наполнение желаний гасит их и получается, что радость исчезает. Как сделать так, чтобы радость была вечной?

Ответ: Надо разделить само чувство радости и объект, от которого ты его ощущаешь. Допустим, если ты ощущаешь радость от достижений своего ребенка, который постоянно развивается, то у тебя эта радость не исчезает. А если ты радуешься каким-то своим успехам, то это чувство очень быстро уходит.

Иными словами, когда радость ощущается от внешнего источника, тогда она может быть длительной, практически бесконечной.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 07.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Радость – достижение желаемого

Как ощутить радость жизни?

Радость. Серия "Духовные состояния"

Передать аудитории свой посыл

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Любой оратор должен быть психологом. Ведь если он понимает внутренний мир человека, то знает, что ему сказать, на какие точки нажать, чтобы тот расчувствовался. Срабатывает ли это в интегральном воспитании, когда мы хотим объединить людей? Я тоже должен давить на эти точки?

Ответ: Обязательно. Там – еще больше. Ты должен ввести человека в определенные состояния – и не одного, а нескольких – и направить к тому, чтобы они были связаны между собой и проигрывали определенные формы общения, поведения, соединения, удаления. Исходя из этих упражнений, они должны прийти к определенному выводу.

Вопрос: Как правильно представлять себе образ аудитории: сосредоточиться на каком-то одном лице или воспринимать публику в общем?

Ответ: Я не задаюсь целью представить себе образ аудитории, потому что сознательно привношу в аудиторию свой посыл, который после нескольких фраз начинает работать в людях, и они уже определенным образом относятся ко мне, к времени, к месту, к тому, что происходит.

Я выхожу к людям, чтобы объединить их, и чтобы они в своем объединении начали получать более точную, более высшую картину мира. 

Вопрос: Как лучше вести себя с аудиторией: быть равным с ней или показывать ей свое превосходство?

Ответ: Ты должен быть учителем, преподавателем. Более опытным, а не выше.

Ты ни в коем случае не должен на них давить. Но там, где нужно, можно их и приструнить, чтобы это не мешало учебному процессу.

Вопрос: А как почувствовать потребность людей, которые сидят перед вами? Как вы чувствуете, чего не хватает вашим ученикам?

Ответ: Я должен заинтересовать их в том материале, который буду объяснять. Поэтому я всегда начинаю с того, что рассказываю им что-то новое, особенное, к чему они могут прислушаться. Я пытаюсь вызвать у них удивление, воодушевление, желание узнать, что же я хочу им передать. А после этого я ввожу их в свое видение природы, общества.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Цель передачи информации

Информация – это посыл

Посредник между душами и Творцом

Цель передачи информации

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть разные формы подачи информации. Сообщения обычно занимают до десяти минут. Доклад может идти от десяти минут до трех часов. Лекции в среднем длятся полтора часа. 

Из вашего опыта выступлений, какая наиболее эффективная форма передачи информации для развития человека, объединения между людьми, приобретения коммуникативных навыков? Или это все зависит от цели?

Ответ: Конечно, это зависит от цели.

Информация может быть любой: звуковой, зрительной и т.д., а также духовной. В нашем мире она передается речью, текстом, музыкой, картинками. Все это раскрывает внутренний мир человека.

Информация должна заполнить все, что в человеке готово воспринять ее. А человек должен уже побеспокоиться о том, чтобы правильно ее воспринять, подготовиться к приему определенного объема информации. Это самое главное.

Передача информации – это возбуждение в человеке определенных внутренних схем, которые нужно реализовывать.

Он должен пробуждать в себе конкретные формы связи, замыкающие в его сознании определенные цепи в чувственном, зрительном и, в основном, духовном восприятии, чтобы создать в себе такие формы, которых нет в нашем мире, и таким образом правильно воспринять картину, которую я желаю ему передать.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Информация – это посыл

Невербальная передача информации

Вербальная передача информации

Информация – это посыл

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Публичным выступлением можно считать любую речь, адресованную нескольким слушателям.

Они могут быть информирующими, развлекательными и агитирующими. К какому виду можно отнести ваши ежедневные уроки? Ведь вы не просто передаете информацию, как в университете.  

Ответ: С одной стороны, мои уроки – это публичные выступления, потому что к ним подключаются представители всех народов, профессий и уровней из разных стран, со всех материков.

С другой стороны, это лекционные выступления, поскольку в процессе урока идет разбор материала с вопросами и ответами. Обычно лекция проводится на определенную тему, которая разбивается на несколько небольших тем, представляющих интерес для изучающих каббалу.

Любая информация проходит через желания человека и поэтому формирует, изменяет его. Моя задача заключается именно в том, чтобы человек, работая над собой, стал меняться. 

Вопрос: Но вы заинтересованы, чтобы он знал этот предмет?

Ответ: Конечно. Это самое главное. Я обучаю не приобретению большого количества знаний, а качеству восприятия. Результат зависит от человека. А я должен выдать все, что могу, в самом близком для правильного восприятия виде.

Вопрос: Есть ли разница, слушать ваши лекции вживую или в записи?

Ответ: Все зависит от воспринимающего. Читая книги или просматривая фильмы в записи, мы можем плакать, смеяться, переживать. Они на нас влияют даже, может быть, больше, чем сцены из реальной жизни.

Вопрос: Действительно, кто-то написал книгу несколько сот лет назад, а человек сейчас читает и переживает, плачет. Значит, в книге заложена какая-то энергия?

Ответ: Это информация, это энергия, это посыл!

Вопрос: Но когда это происходит онлайн, неужели ничего не меняется? Допустим, сейчас мы разговариваем, а кто-то прослушает нашу беседу через неделю. Это по воздействию то же самое?

Ответ: Не имеет значения. Эта информация находится в эфире, и тот, кто к ней подключается, воспринимает ее так, как будто мы говорим с ним сегодня.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учиться каждый день

Посредник между душами и Творцом

Взаимосвязь учителя и ученика

Страница 15 из 26« Первая...1314151617...Последняя »