Записи в разделе 'Духовная работа'
Восстание рабов эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманИз письма Бааль Сулама: "Фараон высасывает весь свет, который начинает спускаться для Исраэль (стремящегося к Творцу), а потому сказано, что "ни один раб не мог сбежать из Египта".

Наше продвижение как бы "отрицательное", потому что мы прикладываем множество усилий и думаем, что продвигаемся и достигаем каких-то успехов на этом пути – и вдруг все исчезает. Фараон высасывает "весь свет" для себя и все пропадает внутри эго, ничего не оставляя от наших усилий. Так идет продвижение.

Это аккумулятивный процесс, и наше разочарование все накапливается и растет, пока человек не чувствует, что больше не может работать на свой эгоизм, который высасывает из него все достижения. Как только у него появляется какое-то вдохновение, пробуждение, связь с товарищами, готовность идти этим путем и подняться над всей этой ничтожной, пустой жизнью – как назавтра снова  приходится начинать все заново, будто ничего и не было. И раз за разом, он не чувствует никакого продвижения. Куда же все исчезает?

Почему вставая утром, я снова должен начать с нуля, или даже ниже нуля? Почему мне приходится подниматься из животного состояния, с трудом понимая, где я нахожусь, пробуждать себя физически, душевно, снова начинать работать над важностью цели, чтобы понять, куда я попал, зачем, и что здесь происходит. Все это работа в рабстве у Фараона.

Нет ничего "случайного" в духовном или действий "слепой природы". Природа – это сочетание сил Творца: со стороны Его Лица или обратной стороны, то есть Творца и Фараона. Но это одна и та же сила: "Нет никого кроме Него", а мы всегда находимся между двумя ее воздействиями. В том, что со мной происходит, нет ничего случайного и бессмысленного – а просто меняется баланс между этими силами, чтобы дать мне возможность приложить усилия.

Творец специально сделал так, чтобы Фараон полностью владел нами, стирал все наши усилия, показывал нам наше ничтожество и полную безнадежность когда-либо достичь цели. И тогда благодаря Фараону – мы начнем нуждаться в Творце.

Из урока по письму Бааль Сулама, 20.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Фараон – верный раб Творца

Не "зарывайте в землю" усилия…

Добровольное рабство любви

Фараон – верный раб Творца

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли бы мы видели эту игру Творца, то поняли бы, что в нашей жизни не происходит ничего, что бы не вело к единственной цели – необходимости обратиться к Творцу. А сила, которая постепенно, шаг за шагом развивает нас и заставляет обратиться к Творцу – называется "Фараон", верный раб Творца.

Он хитро обманывает нас, бьет и устраивает трудности в жизни, ставит препятствия на пути – все это работа Фараона.

Все наше продвижение зависит от того, как мы принимаем удары Фараона, разочарования и предоставляющиеся нам возможности. Ни в коем случае нельзя считать это случайным – а надо видеть во всем "управляющую руку" Творца и думать, как отреагировать на нее. С помощью выяснения этих ситуаций, мы и продвигаемся.

А выяснение происходит только за счет нашего соединения – тогда у нас есть правильная точка взгляда, позволяющая понять, чего хочет Творец. В итоге, Он потребует от нас объединиться, "как один человек с одним сердцем". И если мы с этой точки зрения рассматриваем все, что с нами происходит, то быстро и правильно сможем раскрыть, чего хочет от нас высшая сила.

Это очень просто, если только человек не сбегает из этой правильной точки наблюдения за тем процессом, который с ним происходит.

Все удары и переживания ведут нас к обретению свойства отдачи. Ведь мы приходим ради своей гордыни и эгоизма, пока все эти удары и проходимые изменения не сформируют в нас правильное отношение и позволят понять, где мы находимся относительно силы отдачи.

Но как только мы меняемся, в тот же момент понимаем, что все это было сделано из любви. Творец не хотел показать свою власть и заставить нас склониться, Он не ревновал нас за нашу любовь к Фараону и преданность. Лишь Его огромная любовь по отношению к нам заставила Его постепенно учить нас. И Он, а не мы, страдал больше всех от всего с нами происходящего! Словно родители, которые вынуждены делать уколы больному ребенку и давать горькие лекарства.

Со стороны Творца никогда не было и не может быть плохого отношения к нам, а только одна абсолютная любовь.

Из урока по письму Бааль Сулама, 20.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Восстание рабов эгоизма

Маска, я Тебя знаю!

Конец египетского рабства

Выход из Египта

 

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в аудитории "Каббала народу", 12.04.2011

Выход из Египта – это выход из нашего эгоизма. Это процесс от осознания нами нашей природы как зла и до ее полного исправления. Процесс нашего подъема обратно к духовному корню, из которого снизошли миры и души  до нашего мира.

Мы пришли сюда из мира Бесконечности нисхождением через пять миров до самого низкого места, до Большого взрыва, прорыва искры высшего света в эгоизм и порождения ею этой вселенной (нашего мира) и нас. После еще большего падения – развития эгоизма в нашем мире, включая нас, когда наш эгоизм достиг низшего своего состояния в наше время – теперь нам необходимо начать подниматься обратно, в мир Бесконечности.

И как сказано в статье Бааль Сулама "О Егуде", падение завершится тем, что мы почувствуем его, как самое плохое состояние, хуже которого быть не может (условно обозначено, как 2011 год). А после него нам нужно подняться в наш корень.

2011-04-12_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_yetziat-mitzraim_01

Рис.1

Но для выхода из Египта, т.е. подъема из самого худшего состояния, обязательным условием является осознание этого состояния как самого плохого, как зла, с которым мы не в силах согласиться, в котором не можем оставаться.

Каббалисты говорят нам, что к этому состоянию невозможно прийти обычным путем, - эгоизм будет нам все время его "затушевывать", отвлекать – ведь он всячески уходит от неприятных ощущений. 

Поэтому, природным путем мы зла в эгоизме полностью ощутить не можем. Мы всегда только меняем одну его форму на другую. Ведь мы находимся только в нем и не представляем себе ничего вне его.

Поэтому нам дается ощущение пустоты, смерти, разочарованности и раскрывается наука каббала – методика притяжения издали света из высшего мира (сферы). В мере его далекого свечения, мы начинаем ощущать наше состояние еще более ущербным. Это может нас оттолкнуть от каббалы – кому хочется знать горькую правду! Но если желание правды больше страдания от горечи, то человек все-таки использует свечение далекого невидимого света и прилагает все нужные усилия в объединении с товарищами по выходу из эгоизма, исходу из Египта.

Насколько я вижу будущее духовное состояние лучшим чем свое эгоистическое настоящее состояние  - настолько я могу приложить усилия убежать от эгоизма. И тогда я не нуждаюсь в кризисах и ударах, чтобы осознать эгоизм как зло и убежать от него. Мой подъем к духовному миру можем стать простым и легким – без ударов и "египетских казней". Потому что Тора рассказывает нам о пути природного развития, без моего сознательного участия, в приложении с товарищами усилий по осознанию эгоизма, как зла.

Поэтому отныне осознание зла может идти не естественным путем ("Беито" – кризисами личными и общими) а  быстрым и приятным саморазвитием ("Ахишена" – работой по объединению, отдаче и любви к ближнему).

Вот почему Бааль Сулам пишет, что освобождения начинается, когда жизнь ощущается как рабство в абсолютно эгоцентрическом эгоизме, становится невыносимой, ощущается как изгнание из жизни в отдаче и любви к ближнему. А в той мере, в которой мы такими себя ощутим, в той же мере мы устремимся выйти из этого мира в духовный - ускорим наш "исход из Египта".

Исход из Египта вообще продолжается непрерывно – до полного исправления эгоизма на любовь ко всем и т.о. полного подобия Творцу. Поэтому сказано, что каждый день человек должен чувствовать так, будто он сейчас только вышел из Египта. Ведь мы выходим из Египта вплоть до Конечного (окончательного) исправления, поскольку в нас постоянно пробуждаются (раскрываются) все новые эгоистические желания (злое начало, Фараон, нечистые силы, клипот, ситра ахра). Исправляя их, мы поднимаемся "над ними" по 125 ступеням, пока окончательно не исправим себя (Египет в нас), не "выйдем из Египта".

Поначалу мы только выходим за "границы Египта", мы лишь сбежали от Фараона, вышли из-под его власти, подавили его в себе воздействием высшего света, Творцом. Но это злое начало все еще остается в нас. Мы только  подавили его, сделали на него сокращение - и теперь оно с каждым разом пробуждается все сильнее и сильнее – чтобы мы его исправляли и поднимались над ним по ступеням миров.

Поэтому мы читаем в Торе повествование о постоянных прегрешениях народа по выходу из Египта, чередующихся с исправлением, покаянием – и так до последнего слова Торы. Но это не прегрешения, а заранее предусмотренное постепенное раскрытия зла и его соответствующее исправление.

В нашем состоянии (мире) имеется лишь одна проблема: отсутствие объединения между нами. Поэтому все исправление сводиться к одному действию - нам необходимо стать, как один человек с одним сердцем. Только в таком случае мы станем подобными Творцу – единственной силе отдачи и любви, которая властвует в природе. Творец и есть сама природа.

Мы должны глобально и интегрально объединиться между собой, вопреки разделяющему нас эгоизму, который как бы заполняет расстояние между нами. Соединение над ним и является исходом из него (Египта). А затем мы постепенно его извлекаем и исправляем на противоположное ему свойство отдачи и любви.

Мерой же нашего соединения, слияния, единения будут 125 ступеней, по которым мы поднимемся в духовный мир в соответствии с тем, как и нисходили из него. Каждый из нас в соответствии с корнем своей души поднимется точно по тому же пути, по которому его душа низошла из мира Бесконечности. И тогда он обретет свою независимость (от эгоизма).

Ведь в начале нисхождения из мира Бесконечности мы были каплей семени, а по возвращении в него любой из нас обретает сосуд мира Бесконечности, потому что, когда мы объединяемся, каждый обязан соединиться со всеми, словно клетка организма, которой необходимо быть связанной со всем телом. И с помощью этого все мы обретаем знание, ощущение и наполнение всех душ вместе, а каждый из нас ощущает себя одним, единственным и особенным, стоящим напротив Творца, и соединяется с Ним.

Душой называется свойство отдачи и любви к ближнему. Душа в нас – часть Творца свыше. Пока мы этого свойства не достигли, мы без души, только с ее точкой (каплей семени, духовным геном - решимо). С помощью высшего света, свойства, силы Творца, мы переделываем наш эгоизм в любовь к ближнему – это свойство и является нашей душой.

Весь наш путь – путь вопросов и ответов, как описывается в Пасхальном Сказании ("Агада шель Песах"): задаются вопросы - и на них отвечают. Но самым важным из них является вопрос: "Чем эта ночь исхода отличается от прочих ночей?" - потому что мы вырываемся из под власти зла эгоизма и спасаемся от него бегством.

Раньше мы мирились с властью эгоизма над нами. Но сегодня мы "собираемся вместе" в состоянии "Ночь исхода из Египта", мы ощущаем зло, переполняющее нас, как оно не дает нам соединиться вместе, выйти из-под власти собственного эго и каждый чувствует лишь свой маленький мир.

Я нахожусь внутри собственного эго, и свет бесконечности окружает меня. Но когда он светит мне и наносит удары по оболочке эго, то она фильтрует этот свет и передает мне лишь то, что интересует мое эго: хорошее или плохое для меня. От того, что плохо для меня, я отдаляюсь, убегаю, уклоняюсь, а к будто бы хорошим для меня (моего эго) вещам я тянусь и приближаюсь.

А поскольку мое эго очень мало, то после его эгоистические ему интересного отбора - 99,9% реальности остается вне меня, я не ощущаю ее.

2011-04-12_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_yetziat-mitzraim_02

Рис.2

Но ведь это – высший мир, и он остается снаружи. В то же время мне совершенно неизвестно о том, что происходит вокруг меня. И лишь малая толика того, в чем мое эго заинтересовано, входит вовнутрь, и именно это я ощущаю и называю своим миром.

Только лишь посредством изучения каббалы человек начинает чувствовать, что вне него есть некая большая сила, бесконечный свет, светящий ему издали. Относительно меня – это окружающий свет, но свет, находящийся снаружи меня – это внутренний свет.

И я начинаю ощущать различие между той темнотой, в которой я нахожусь, и огромным светом вне меня. Это чувство и приводит меня к состоянию, называемому "египетской тьмой".

Тогда я начинаю чувствовать, что за пределами той оболочки, в которой я живу, есть иная жизнь. И я начинаю искать выход: как мне выйти из своей оболочки?

В этот момент и приходит состояние, когда я чувствую, что не в силах жить по-прежнему, и я прорываю эту оболочку и выхожу в мир вне меня. Это и называется исходом из Египта. После этого тотчас же начинают ощущать высший, духовный мир и все, что ему раскрылось, а также принимать те желания ради отдачи, которые находятся вне него. И так ему все больше и больше начинает раскрываться мир Бесконечности, пока он не достигает Конечного исправления.

Нам кажется, что исходу из Египта в Торе посвящена лишь маленькая часть, а затем мы выходим оттуда и забываем об этом, поскольку появляются другие проблемы. На самом деле это не совсем так, потому что Фараон, от которого мы сбежали, затем каждый раз раскрывается все больше и больше, а потом мы преобразуем его в отдачу и раскрываем духовный мир.

По правде говоря, Фараон – это положительная, очень хорошая сила, помощь от противного. И так нам нужно относиться ко всей реальности. Свыше есть у нас Творец, Он – один, и нет никого, кроме Него. Он воздействует на нас посредством двух сил (будто бы положительной и отрицательной).

Мне необходимо понять, что две эти силы нисходят от единого Творца, и через них Он руководит мной. Здесь есть и Фараон (-), и Творец (+), - как будто бы имеются двое, но мне нужно относиться ко всему происходящему как к единой реальности. Творец – Он един, а все зло и добро нужно лишь для того, чтобы я смог уравновесить себя между ними и правильно продвигаться к цели.

2011-04-12_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_yetziat-mitzraim_03

Рис.3

Наша цель заключается в том, чтобы на всем своем пути сбалансировать себя относительно Творца, а задача сил добра и зла – привести меня в соответствие с Творцом. Потому я не соединяюсь и не прерываю связи с Фараоном просто так, а вполне осознанно и осмысленно стараюсь правильно его использовать. Тогда при условии, что человек продвигается правильно, он может так идти, как на двух ногах.

Вот почему Творец всегда приглашает нас: "Пойдем к Фараону, ибо Я ожесточил его сердце", т.е. сделал его безжалостным, чтобы ты с его помощью учился идти правильным путем и продвигаться еще дальше вглубь духовного мира.

Получается, что человеку нужно, как Моше, держаться за Творца, с одной стороны, и, с другой стороны, стоять перед Фараоном, поскольку лишь тогда он может идти, - ведь одно без другого невозможно.

И потому, когда Авраам, олицетворяющий маленькое свойство милосердия, спросил у Творца, как он сможет достичь исправления: "Где уверенность в том, что унаследуют мои потомки великую землю?", Он ответил ему: "Пришельцами будут потомки твои в чужой стране" и будут их мучить 400 лет.

Иначе говоря, не беспокойся, ты попадешь в изгнание, и затем за неимением иного выбора выйдешь из него, потому что изгнание будет очень тяжелым и продлится 400 лет, т.е. четыре полных меры.

Мы учим, что развитие нашей души происходит по четырем стадиям. Оно начинается с ее корня и проходит 1-ю, 2-ю, 3-ю стадии, пока не приходит к 4-й стадии, совершенному желанию.

2011-04-12_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_yetziat-mitzraim_04

Рис.4

Мы говорим о строительстве души, о ее выяснении, когда она достигает своей зрелости, - это и отражает число 400, что означает четыре ступени, каждая из которых содержит 10 сфирот в высоту и 10 сфирот в ширину (4×10×10=400).

Вот почему Авраам как бы молчаливо согласился с тем, что из Вавилона к Конечному исправлению приходят через изгнание.

Поэтому нам нужно понять, что изгнание – это обязательное условие. Сейчас мы завершаем последнее, 4-е изгнание и находимся на пути к последнему освобождению.

Так сложилось, потому что Творец создал наше эгоистическое желание получать как точку внутри большого света, являющегося высшей силой или силой Творца. Сказано, что он сотворил всего-навсего маленькую точку – сущее из ничего. Эта точка обладает свойством получать в отличие от свойства отдачи и любви, т.е. Творца. Эта маленькая черная точка возникла среди бесконечного света.

2011-04-12_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_yetziat-mitzraim_05

Рис.5

Но как может быть, что эта ничтожная черная точка станет такой же огромной, как свет Бесконечности, т.е. творение станет подобным Творцу – бесконечному, полному и совершенному?

Потому Авраам и спрашивал у Творца, как такое может произойти? На что Творец ему ответил, что ситуация обернется таким образом, что эта маленькая черная точка сможет набухнуть и вырасти до света бесконечности.

Это означает, что она попадет в изгнание и приобретет весь этот свет противоположным образом, а значит, получит ощущение Фараона, противоположности свойствам Творца, и, пройдя через это, придет к исправлению.

О чем бы мы ни говорили, Египет является основой всему. Например, в повествовании об исходе из Египта упоминаются четыре сына. Сыновья (баним) – это понимание (авана), те четыре стадии, которые нам предстоит пройти. И с помощью развития мы можем достичь полного понимания всего творения.

Вопрос: Каждый год есть у нас исход из Египта. Чего нам недостает, чтобы выйти из него окончательно?

Ответ: Мы пока еще не чувствуем тьму – в этом вся причина. Нам не удалось достичь последней точки спуска, и хотя мы находимся в падении, оно еще не закончилось, конца его мы не достигли.

Начиная с нашего времени и до конца падения, имеется спуск. И дойти до его отрицательного ощущения (-) можно либо с помощью огромных ударов (и мы видим, как это начинает происходить во всем мире) либо, используя окружающий свет, который покажет нам, насколько духовность лучше нашего все ухудшающегося состояния.

2011-04-12_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_yetziat-mitzraim_06

Рис.6

До 1995 года мы обязаны были катиться вниз без знания каббалы, не понимая, почему и куда мы скатываемся, и зачем? А, начиная с этого времени и далее, как предвидел Бааль Сулам и другие каббалисты, при помощи науки каббала мы уже можем установить, где мы находимся, и в чем состоит цель существования мира?

То есть можно увидеть себя в сопоставлении со светом мира Бесконечности. И тогда мы поймем, что нам не стоит физически спускаться и сносить удары и страдания. Ведь можно этого избежать: только лишь увидев себя относительно света, мы уже почувствуем себя плохо, потому что зло и добро – понятия относительные.

Когда-то мы жили в пещерах, постоянно испытывая чувство голода, и нас это устраивало, потому что так был устроен мир. Поэтому все относительно. Так что, если мы пробудим на себя свет мира Бесконечности, то уже сейчас почувствуем себя во тьме.

Прийти к состоянию тьмы для нас проблематично. Египетская тьма – это моя противоположность свойству отдачи и любви, к которому я обязан подняться, приблизиться и уподобиться ему.

У меня нет выхода: я могу сделать это либо под давлением непрекращающихся ударов (как повествуется в Торе), либо вызывая на себя свет. Тора рассказывает нам все, что произойдет согласно законам природы и развития без нашего вмешательства, как будто наука каббала не раскрывалась, и мы словно стадо овец, гонимое на убой, идем и идем навстречу ударам.

Так повествуется в Торе, потому что она излагает нам законы мира, которые гласят, что существуют силы, воздействующие на нас и способствующие нашему развитию до тех пор, пока мы не приходим к невыносимому состоянию. И тогда мы спасаемся бегством и по безвыходности так поступаем.

Поэтому прежде, чем подойти к последнему этапу этих ударов, направленных на духовность, мы уже чувствуем, что этот мир находится под ударами, нацеленными на его глобальность, интегральность, возможность стать цельным и единым.

Лишь только теперь раскрывается наука каббала, чтобы этот последний этап мы смогли бы пройти с помощью света, а не путем несчастий и бед. И об этом Тора не рассказывает нам. Она раскрывает нам методику, но не говорит, каким путем мы пойдем, поскольку это зависит от нашего свободного выбора.

Сама она рассказывает нам о пути естественного развития, о тяжелом пути, если бы мы ничего не предпринимали и не использовали науку каббала и высший свет.

Так что будем надеяться, что мы воспользуемся ими правильно, и начнем подниматься по ступеням возвышения вместо того, чтобы спускаться еще ниже. Все зависит от того, насколько я посредством высшего света могу определить нынешнее состояние как настоящую тьму.

 

Вопрос: Имеется ли связь между четырьмя сыновьями, о которых рассказывает Пасхальная Агада, и четырьмя видами растений, используемых в Суккот?

Ответ: Этот вопрос больше относится к празднику Суккот. Связь действительно существует, но осуществляется через Зеир Анпин мира Ацилут, которому соответствует побег финиковой пальмы (лулав), Малхут - плод цитрусового дерева (этрог), ХАГАТ НЕХИ - ветви дерева мирта (адасим) и речной ивы (аравот).

Вместе с тем мне нужно объяснить, где они находятся в четырех стадиях развития прямого света, и где находятся сыновья, то есть отдача ради отдачи, отдача ради получения, получение ради получения и получение ради отдачи. Как все это связано между собой? Получается мне нужно объяснить природу каждого из четырех видов растений. Так что, давайте, немного повременим с ответом.

Но в любом случае, когда говорится о числе четыре, имеется в виду полная мера – Зеир Анпин мира Ацилут, называемый Творец (Кадош Барух Ху – Святой благословенный, Святой – значит пребывающий только в свойстве отдачи и любви, свойстве Бины). От Него исходит весь свет, Высшее управление и контроль, и потому это всегда соответствует числам четыре или четыреста.

По этой причине изгнание должно проходить 400 лет, т.к. этот механизм, призван воздействовать на нас всей общей мощью, и лишь тогда мы сможем подняться.

Вместе с тем, все, что мы обрели с его помощью в отрицательной форме, нужно начинать превращать в положительную, в освобождение, потому что разница между словами "изгнание" (на иврите – галут – גולה) и "освобождение" (геула – גאולה) – состоит в букве алеф (א) и называется Алуфо шель олам - "Повелитель мира".

Поэтому, пребывая в изгнании, нам необходимо раскрыть в какой мере недостает нам этой высшей силы - механизма Зеир Анпин мира Ацилут. Это раскрытие должно произойти в изгнании, и потому его продолжительность 400 лет.

И тогда раскрытие освобождения является теми четырьмя стадиями, которые мы превращаем из тьмы в свет. Вот почему Фараон является противоположностью Творцу и называется "помощью против Него", и всегда зло выступает как помощь против Него, чтобы превратить тьму в день, перейти от отрицательного воздействия к положительному.

Вопрос: Почему на долю некоторых людей выпадают тяжелые испытания и беды, а другие получают удовольствие от жизни? Связано ли это с личным развитием, которое каждый должен пройти?

Ответ: На это нет ответа. Частично это можно увидеть из духовного мира как порядок исправления душ. Полное и точное видение с духовных уровней чуть выше этого мира невозможно, а только если мы видим все творение от начала до конца и предназначение каждого в общей совокупности душ.

Проблема в том, что каждое явление настолько связано с другими, что невозможно что-либо сказать о частной душе. Нет частных душ – мы все связаны вместе в единый организм. Поэтому человек может страдать из-за того, что другие еще не включились в систему, и это является причиной его несчастий. Он даже не понимает, почему ему выпала такая судьба. Иногда это видно отчетливо, иногда скрыто, все прояснится только в Конце исправления.

 

Вопрос: Сказано, что евреи вышли из Египта с большим достоянием. Что такое "большое достояние" в духовном мире и как оно используется в "пустыне"?

Ответ: Праотцу Аврааму было сказано, что его потомки 400 лет будут жить в Египте. Это значит, что человек должен пройти четыре уровня глубины эгоистического желания, называемого "клипа", и буквально утонуть в нем, впитать все зло. Это и есть "большое достояние": желания, жестокость, силы – огромный объем духовного сосуда.

Изначально в бесконечном свете была черная точка. Разве она может принять весь свет? Эта черная точка – Авраам. Поэтому он спрашивает: "Как я, такой маленький, могу поглотить весь свет Бесконечности, которым Творец хочет меня наполнить?" Иными словами, как я буду равен всему свету Бесконечности?

И тогда Творец, высший свет, говорит ему: "Ты должен расшириться за счет того же света, но только его обратной стороны, и заполнить собой весь объем Бесконечности. Для этого ты должен приобрести четыре ступени глубины желания – все, что с тобой делает свет. И по мере того, как ты будешь расширяться, ты почувствуешь, насколько противоположен тому свету, который находится вокруг тебя".

Раскрыв это, человек видит, что наполняется не светом, а его противоположностью – тьмой, фараоном. Фараон – это обратная сторона Творца: эгоистическое желание вместо желания любви и отдачи Творца. И когда, погрузившись до самой глубины египетской тьмы, человек осознает, что противоположен свету, то становится достойным выйти оттуда. А что значит "с большим достоянием"? – Он может превратить свое эгоистическое желание, развившееся за счет света, который окружал его снаружи, в желание отдавать и уподобиться этому свету.

Получается, что 400 лет изгнания – это приобретение эгоистического желания, когда фараон властвует над нами абсолютно, и мы не способны ничего сделать. Но это хорошо. С одной стороны, я вижу, что он наполняет меня с головы до ног, так что я – это фараон. Я отождествляюсь с ним и ничего не могу сделать, кроме одной вещи: у меня есть точка, готовая от него убежать. Эта точка вытягивает меня из фараона.

Что же происходит, когда я поднимаюсь над фараоном? Это подобно выходу наружу той точки, которая была создана из ничего. Выйдя за пределы эгоизма, эта точка начинает обрабатывать эгоистическое желание, называемое "большим достоянием", и превращает его в свет.

2011-04-12_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_yetziat-mitzraim_07

Рис. 7

Сначала она делает сокращение, символом которого является переход Конечного моря: я не использую свое эго, фараона, я отключаюсь от него. Затем, после Дарования Торы, я вхожу в пустыню и начинаю подниматься над желанием получать.

Подъем состоит из двух этапов: сначала я достигаю ступени Бина, а затем ступени Хохма. Первое сокращение говорит о том, что я не использую эго – это выход из Египта. Исправлениями в пустыне я достигаю ступени Бина, а когда вхожу в Землю Израиля, то строю Храм и достигаю ступени Хохма. Бина - это отдача ради отдачи, а Хохма - получение ради отдачи.

2011-04-12_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_yetziat-mitzraim_08

Рис. 8

Так я обрабатываю всего огромного фараона, который у меня был. Я вышел из него и поднялся через пустыню на ступень Бина. Затем я вошел в Землю Израиля на ступень Хохма. Тем самым я реализовал всего Фараона, все желание получать ради отдачи. Таков путь, который мы должны пройти.

Хочу добавить, что в этом общем исправлении есть два уровня: первые две степени глубины желания называются Гальгальта вэ-Эйнаим или Исраэль – наше исправление. Третья и четвертая степени глубины желания называются "народы мира" – этим, в сущности, мы занимаемся сейчас, реализуя последнее избавление, к которому подошел весь мир. Таков весь процесс от начала творения до Конца исправления - его можно назвать выходом из Египта.

 

Вопрос: Что человек чувствует накануне выхода из Египта? Как он должен себя подготовить?

Ответ: Мы должны поделить свою работу следующим образом.

Изначально человек находится в желании получать - это Египет,  властвующий над ним, т.е. тьма. Чтобы почувствовать так эгоистическое желание получать наслаждения, нужно включиться в группу. Египет противоположен объединению, и именно поэтому ощущается как тьма.

Я хочу объединиться с другими людьми, но не способен – это называется тьмой, а не просто невзгоды в жизни. Человечество должно почувствовать это так, что, с одной стороны, природа обязывает нас быть объединенными, иначе мы друг друга уничтожим и положим конец жизни. С другой стороны, мы не способны объединиться, потому что наше естество препятствует этому.

Эта проблема - осознание зла, власть фараона - станет перед человечеством в ближайшее время. В этом нет сомнений: мы видим, с какой быстротой приближаемся к этому состоянию.

Одновременно раскрывается глобальная связь между всеми и неспособность каждого считаться с другими людьми. Это состояние раскроется как тьма. Тьма означает, что я хочу объединиться, понимаю, что этим спасаю свою жизнь – но не способен!

Мы делаем это в группе: объединяемся и между собой раскрываем тьму, не дожидаясь, пока к этому придет весь мир. Но когда я пытаюсь объединиться с товарищами, то чем больше работаю над этим, чем теснее хочу быть с ними связанным, тем мне яснее, насколько  это меня не привлекает и отталкивает.

Тогда я чувствую тьму, как сказано: "И вскричали сыны Израиля от этой работы". Те, которые хотят выйти к Творцу, не способны вырваться из эгоизма.

Только проявление силы окружающего света дает мне возможность сделать сокращение. Теперь я могу отключиться от своего эго и быть над ним - это называется выходом.  Но это еще не связь.

После выхода из Египта я стою перед горой ненависти и еще не готов объединиться. Тогда я понимаю условие входа в духовное: "Ты хочешь войти в духовный мир? Пока ты туда не вошел, а только поднялся над своим эго, чтобы увидеть истинные условия. Что теперь сделаешь? Стоя перед горой ненависти, хочешь ли объединиться вокруг нее, как один человек с одним сердцем?" Все этого хотят или нет?

Это условие касается всего человечества, но пока относится к нашей группе -  человечеству в миниатюре. Если ты готов и хочешь получить силу преодоления ненависти, если твоя точка согласна быть выше ненависти – это называется Моше, который поднимается на гору, - то получаешь методику, которая называется Тора: инструкция достижения исправления.

2011-04-12_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_yetziat-mitzraim_09

Рис. 9.

Тогда ты продвигаешься и начинаешь работать с эгоизмом: отдача ради отдачи называется 40-летним пребыванием в пустыне, а получение ради отдачи является настоящим исправлением. Таковы этапы.

Сегодня человечество начинает обнаруживать тьму. Мы видим, что лидеры государств хотят что-то сделать, но не способны. Мир становится все более непредсказуемым и неуправляемым. Проявляется общее бессилие: ни та, ни другая сторона, ни Европа, ни Америка, ни Сирия или Иран не властвуют. Никто не знает, что делать, никто не выигрывает – просто общий хаос без какого-либо просвета.

У этого состояния нет конца – мы еще увидим, как все будет происходить. То же самое касается кризиса: он растягивается, размазывается, пока не спрессует все в настоящую тьму. И тогда будет ясно, что у нас нет никакой возможности продолжить существование – до такой степени, что мы не будем знать, как жить на Земле в отсутствие сырья и пропитания.

 

Вопрос: Какая связь между Каббалой и книгой Псалмов (Теилим)?

Ответ: Однажды Бааль Сулам заболел, и к нему пригласили врача. Дело было в Иерусалиме в 40-50 годах прошлого века, врач был старой закалки, не то что нынешние, которые только пичкают нас лекарствами, он осмотрел больного и сказал: "Вы больны, вам надо отдохнуть. Я вам не рекомендую писать и учиться. Я советую вам просто полежать недельку в постели и почитать Псалмы".  Когда врач ушел, Бааль Сулам сказал: "Врач не знает, что читать Псалмы, это трудная внутренняя работа, требующая очень большого усилия".

Книга Псалмов – это весь свет творения, который малхут может раскрыть. Потому что Давид Амелех (от слова малхут) – царь Израиля, это олицетворение всей малхут. Весь свет, которым когда-либо наполнятся, получат, раскроют все души мира Ацилут, заключен в 150 песнопениях книги Псалмов. Поэтому Псалмы включают в себя все тайны и все действия, которые мы должны выполнить. В науке Каббала используют строфы из Псалмов, чтобы описать ступени нашего возвышения. Поэтому, когда мы достигнем высокого духовного уровня, мы сможем раскрыть книгу Псалмов, читать и понимать то, что написал царь Давид. Мы не будем относиться к этим песнопениям, как к чему-то странному и чужому, не будем воспринимать их просто как красивые слова. Псалмы написаны настолько точно, что иногда в них использованы странные, незнакомые нам слова, а иногда слова написаны как будто "неправильно", но все это в точности соответствует гематриям и духовным ступеням. Читать Теилим – это очень не простая работа, если человек переживает во время чтения те состояния, которые описывает царь Давид.

 

Вопрос: Самая яркая отличительная черта праздника Песах состоит в том, что мы не едим "хамец" (квасное). Почему это происходит?

Ответ: От Творца приходит свет, наслаждение. Прежде чем получить это наслаждение, я, с помощью экрана, хочу вернуть его Хозяину. Благодаря этому я становлюсь равным Ему, постигаю Его и начинаю ощущать – я становлюсь таким же, как Он. От сфиры кетер до сфиры есод, не включая малхут, нисходят девять сфирот прямого света, а я поднимаю к Творцу девять сфирот отраженного света – моего желания насладить Творца. Таким образом, девять сфирот прямого света плюс девять сфирот отраженного света образуют 18 сфирот.

2011-04-12_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_yetziat-mitzraim_10

Рис. 10

В соответствии с этим существует молитва, которая называется "Восемнадцать благословений", и 18 минут – это максимальное время, после которого в тесте начинается процесс брожения. До истечения 18 минут смесь воды и муки называется кашерной (пригодной) для Песаха. Это значит, что мое отношение к Хозяину соответствует Его отношению ко мне. Иными словами, если я использую все свои желания ради отдачи, это называется маца, а если я использую больше, чем могу отдавать, это называется "хамец" (квасное).

 

Вопрос: Почему же после праздника мы снова начинаем есть "хамец"? Мы снова становимся эгоистами?

Ответ: После праздника мы выходим из Египта и можем превратить эгоистическое желание в желание отдачи. Мы не используем желание получать, мы отталкиваем его и полностью устремляемся на отдачу, но после праздника, когда мы выходим из Египта, мы начинаем постепенно извлекать все сосуды из большого имущества, которое досталось нам от фараона и превращать их в сосуды отдачи.  Поэтому я ем "хамец", но делаю это уже ради отдачи.

Песах символизирует выход из Египта. На седьмой день праздника мы выходим из Египта, переходим через Красное море (Ям Суф), входим в пустыню Синай и идем получать Тору – это уже следующий этап. Получение Торы означает, что я получаю высшую силу, силу света, благодаря которой начинаю работать с тем эгоизмом, который я вынес из Египта. Я несу за плечами большой мешок – 400 уровней большого эгоистического желания, я волоку за собой самого Фараона! Я убегаю от него, это значит, что я иду впереди него, но зачем вообще я там был? Чтобы сейчас тащить его за собой. И затем, в течение всех лет, которые я провожу в пустыне, и всех лет исправления, до самого конца исправления я превращаю фараона в Творца, я сам Его создаю. Я приобрел этого фараона, и теперь я должен только придать ему другую форму.

 

Вопрос: То есть фараон это как бы сырье, необработанная материя?

Ответ: У нас есть желание получать и намерение ради получения, это называется нашим эгоизмом или фараоном, вместо этого я должен построить желание получать с намерением отдачи. Желание остается неизменным, но в начале пути я представляю собой только точку, у меня ничего нет!

2011-04-12_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_yetziat-mitzraim_11

Рис. 11

Поэтому Авраам спросил: "Где уверенность в том, что потомки мои обретут Святую землю"? Как я достигну конца исправления, в котором я должен быть равен Творцу? Для этого ты должен спуститься в Египет и приобрести большое желание с намерением получить ради себя, ты должен расширить себя от точки до размера фараона. Как это сделать? Сначала огромный фараон властвует над тобой, он "проглатывает" тебя, это называется "проглотил изобилие и исторг его". Фараон "проглатывает" народ Израиля, а затем исторгает его, это значит, что мы выходим, освобождаемся от его власти. Мы отменяем свое эго, свое эгоистическое намерение и это называется выходом из Египта. А что же дальше?

А дальше желание насладиться остается тем же, но с помощью Торы я начинаю исправлять эгоистическое намерение на намерение отдачи. Поэтому после выхода из Египта мы получаем Тору, то есть методику исправления, свет, возвращающий к источнику. Нам необходим этот свет, чтобы возвратить фараона к источнику, чтобы фараон стал таким, как Творец.

2011-04-12_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_yetziat-mitzraim_12

Рис. 12

Ты существуешь вместе с этим фараоном, и постепенно в тебе он превращается в Творца. Так что фараон, как и все имена в Торе, это святое имя, ведь все это силы и действия Творца. И не надо видеть в нем ничего плохого.

 

Вопрос: Есть ли в "Пасхальной Агаде" свет, возвращающий к источнику?

Ответ: Агада, как и все "святые" книги (говорящие об обретении свойства Творца – отдачи и любви), написана каббалистами (вышедшими из духовного Египта в постижение высшего мира). Вопрос выхода из Египта очень важен, поскольку сейчас мы должны выполнить это на практике и это вынужден будет сделать весь мир. Нет ничего более важного, чем Песах, сказано, что каждый день человек должен помнить, что он вышел из Египта и это действительно так. Раз за разом мы исправляем часть фараона в себе и таким образом продвигаемся, затем снова исправляем в себе часть фараона, часть злого начала, и снова продвигаемся. Только превращая этот минус в плюс, ты продвигаешься и так до тех пор, пока фараон в тебе принимает форму Творца – это называется концом исправления.

 

Вопрос: Что мы должны взять с собой, чтобы действительно выйти из Египта здесь и сейчас?

Ответ: Мы должны, насколько возможно, постараться соединиться между собой. Это придется сделать всему человечеству, поскольку только в связи между нами мы раскрываем силу, власть фараона и нашу неспособность достичь связи между нами. Мы прилагаем все больше и больше усилий, и снова терпим поражение, до тех пор, пока не впадаем в отчаяние и не начинаем кричать! Этот крик приводит к тому, что мы получаем силу свыше и выходим из Египта, поднимаемся над своим эгоизмом и начинаем чувствовать духовный мир, духовную жизнь. Мы вырываемся из тьмы этого мира и начинаем чувствовать не ограниченную, убогую действительность, которая проникает к нам сквозь фильтры нашего эгоизма, мы выходим за его пределы и начинаем ощущать свет! Все это в наших руках, так что давайте двигаться вперед.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Египет, текущий молоком и медом

В будущем состоянии – мы свободные люди!

Урок на русском языке 10.04.11

Праздник освобождения от эгоизма

Освобождение оставь Творцу

каббалист Михаэль ЛайтманКнига Зоар, глава "Бо", п.169: …Ведь в Песах уже светят мохин дэ-гадлут (свет хохма), хотя Исраэль (устремляющийся к раскрытию Творца) еще не сделали "прия" (исправление своего эгоистического желания)?

Ибо здесь речь идет о пробуждении снизу (от человека), а в ночь Песаха свечение мохин (света хохма) было вызвано только пробуждением свыше (от Творца).

До выхода из Египта ты обязан приложить все свои силы, насколько только возможно. Но самого выхода у тебя нет никаких шансов достичь и осуществить его, поскольку это уже высшая ступень. Здесь должен прийти свет Хохма, который сделает тебе этот проход (на иврите Песах – от слова "пасах", переступить, проскочить), осуществит этот прыжок. И потому он происходит только за счет пробуждения свыше.

Подготовка -  возложена на тебя, реализация – на Творца. И то же самое происходит с духовным состоянием, называемым "суббота". Ведь оно не наступает по календарю. С одной стороны, оно вызвано пробуждением свыше. С другой стороны, сказано: "Кто не работал субботним вечером, что будет есть в субботу?". То есть, если ты не совершал исправления все шесть дней недели, ты не достигнешь седьмого дня – субботы.

И так – всегда. Ты должен выполнить на своей ступени все, что зависит от тебя и положено тебе сделать, а затем свыше приходит свет – и совершает твой подъем на следующую ступень.

Из урока по  Книге Зоар, 18.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Спасение придет в мгновение ока

Духовная неделя: подготовка к субботней трапезе

Ты готов к побегу?

В будущем состоянии – мы свободные люди!

каббалист Михаэль Лайтман"Комментарий на Пасхальную Агаду" Бааль Сулама (из статьи "О Егуде"): "В этом году – здесь, в будущем году – свободные люди". Мы выполняем эту заповедь вкушения мацы, как делали отцы наши в Египте – намереваясь этим пробудить избавление, которое безусловно ожидает нас в будущем.

Мы показываем этим свою уверенность, что непременно выйдем на свободу – освободимся от этой чужой власти своего эго, которое намеренно угнетает нас. Когда мы захотим из-под нее выйти и будем готовы подняться над эгоизмом, тогда мы от него освободимся.

Фараон отягощает наше сердце, будто добавляет груз на штангу, с которой человек делает физические упражнения. С каждым разом, приходится поднимать все больший вес и все большее число раз, чтобы достичь какого-то результата. Фараон называется "помощью, стоящей против Него" – против Творца. Творец нарочно натравляет на нас жестокого Фараона, чтобы мы были вынуждены объединиться против него.

А у нас не получается объединиться, несмотря на все наши очередные попытки. Чем больше усилий мы прикладываем – тем сильнее становится Фараон и только добавляет нам груз. И нам кажется, будто мы слабеем на этом пути и теряем силы – но это не так. Наоборот, мы становимся все сильнее, просто работа становится все тяжелее: и по количеству, и по качеству.

Но если мы не бросаем ее и продолжаем этот путь, то постепенно строим для себя окружение и становимся готовы выйти из Египта. Все зависит от нашей подготовки.

Наши силы должны вырасти до такой меры, когда у Фараона больше не останется груза, который он мог бы нам добавить, чтобы отяготить наше сердце!  И тогда мы вырываемся из Египта.

Нам заранее не известно, когда наконец придет это состояние, в котором сила нашего единства и стремления объединиться станет больше, чем тяжелая рука Фараона, и ему нечего будет добавить. Наоборот, чем дальше мы продвигаемся, тем больше сгущается для нас темнота, мы начинаем строить "нищие города", не приносящие нам никакого наполнения, и стонем от этой тяжкой работы. 

То есть мы проходим тяжелые состояния, а под конец еще и "10 казней" и черную тьму египетскую, и всевозможные проблемы, которые нам нужно преодолеть, благодаря установлению связи друг с другом. Как бы это ни было нам тяжело, и какими бы разобщенными мы себя ни ощущали, но если мы соединимся – то вырвемся наверх из своей природы.

Из урока по статье Бааль Сулама "О Егуде", 18.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Миссия выполнима

Кто страдает от египетских казней?

Все начинается с выхода из Египта

Молитва, притягивающая к нам свет

каббалист Михаэль ЛайтманНичего не поделаешь, в каждом состоянии мы всегда обязаны прийти к ощущению недостатка – то есть из текущего состояния представить себе следующее.

И если я строю его правильно, то несмотря на все свои попытки построить его – я почувствую, насколько в нем не нахожусь и далек от него. То есть, я очень сильно его хочу – и несмотря на это, не способен его достичь.

Это называется "недостатком" – подготовкой к следующему состоянию, который всегда раскрывается перед переходом к новому состоянию. Это ощущение недостатка очень многоплановое и неприятное.

С одной стороны, мне светит следующее состояние, и от того, что до меня доходит его свечение, я начинаю его еще больше ценить, а свое текущее состояние ощущать ущербным, "недостаточным". Я чувствую, насколько я не в силах подняться наверх – и насколько желаю подняться.

В итоге, я прихожу к такой ситуации, когда соединяются мое страстное желание подняться и сознание, что у меня нет на это никаких шансов – вот тогда, из меня вырывается молитва, крик, и высший свет приходит ко мне на помощь. Ведь крик-молитва показывает мое огромное желание, которое притягивает правильный свет, позволяющий подняться на следующую ступень.

Я должен прийти к такому крику, который включает две составляющие: 1) мое огромное желание достичь отдачи и 2) сознание, что мне никогда не суметь ее достичь. Пока человек не взорвется от этого напряжения, желания и своего бессилия – вот только тогда, в ответ на его боль, подействует на него свет.

Бесполезно ждать, когда к нам сам придет свет. Он приходит в ответ на наше желание к отдаче и притягивает человека с силой, достаточной для того, чтобы поднять его на высшую ступень.

Из урока по статье Бааль Сулама "О Егуде", 18.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Спасение придет в мгновение ока

Наполнить чашу

Как эгоист может молиться об отдаче

Развитие по законам духовной физики

каббалист Михаэль ЛайтманВсе развитие происходит по четырем стадиям АВАЯ, которые получаются из комбинаторики двух свойств: желания насладиться и желания отдачи, начинающих связываться друг с другом.

Сначала преобладает желание получать, потом желание отдавать, потом они действуют вместе, а в итоге, получается последняя стадия Малхут, желающая своим эгоистическим желанием властвовать над всем.

Поэтому, когда свет воздействует на желание, он вызывает его развитие по 4-м ступеням – до "стадии далет". Таков закон духовной физики. В результате происходит развитие по ступеням: неживая, растительная, животная, человеческая. Но сам человек тоже развивается по тем же 4-м стадиям: неживой, растительный, животный, человеческий уровни внутри человека.

А потому, мы каждый раз должны войти в какое-то состояние, побыть в нем, и ощутить его недостаток. Мы варимся на какой-то ступени развития, пока не понимаем ее ущербность и начинаем искать следующую ступень. Все это происходит согласно закону о 4-х стадиях развития, по которому внутри текущей ступени всегда заложена обратная сторона следующей, притягивающая нас к себе.

Потому мы сначала наслаждаемся каждым новым достигнутым состоянием, а затем начинаем ощущать себя в нем как "в изгнании" – оно становится нехорошим, недостаточным. Так в "мертвом" состоянии нам не хватает "растительной" жизни, на "растительной" ступени – не хватает животной, а на животной ступени – нам не хватает человеческой жизни. А чего не хватает человеку? – Творца!

Так мы проходим эти 4 этапа, которые называются 4-мя изгнаниями, и каждый раз ощущаем себя "в изгнании", чтобы пожелать выйти из этого состояния. И каждый раз, когда мы уже не в состоянии оставаться в этом состоянии, потому что ощущение недостатка становится невыносимым, мы переходим в новое состояние – и этот переход называется "освобождением".

Итак, существует 4 изгнания и 4 освобождения. На сегодняшний день мы в нашей человеческой истории прошли 4 изгнания и 3 освобождения, и стоим на пороге 4-го, последнего освобождения. 

В нашем сегодняшнем состоянии у нас есть все, кроме Творца – Его ощущения, связи с Ним, чтобы почувствовать Его свойство – отдачи и любви к ближнему! Если человеку не хватает именно этого, значит, он достиг последней 4-й стадии - ощущения недостатка раскрытия Творца.

Не существует большего недостатка – это последний! Посмотрите, какого недостатка нам нужно достичь своими усилиями, упражнениями, совместной работой. Человек должен проверить – действительно ли ему не хватает именно этого? Если нет – он еще не подошел к освобождению.

Хотя возможно, что если вокруг него будет сильное окружение, которому уже положено выйти из изгнания к освобождению, то они вынесут вместе с собой и его – как старика, женщину или младенца. Прежде всего, выходят мужчины (гварим), то есть те, кто способны на преодоление (медгабрим), и вытягивают за  собой всех остальных – как-то помогают и ведут. Главное, чтобы остальные были готовы к ним присоединиться и не сопротивлялись – хотели выйти, но просто сами пока были слабы и не обладали достаточными силами, чтобы соединиться. Но не были против него!

То есть нам нужно достичь состояния, когда мы будем ощущать недостаток именно свойства отдачи и любви, единства, поручительства – это состояние, предшествующее духовному рождению.

Из урока по статье Бааль Сулама "О Егуде", 18.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Аппетит приходит до еды

Наполнить чашу

Куда вела цепочка генов развития

Загадка пасхальной ночи

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему в пасхальную ночь нужно читать "Пасхальную Агаду ", а не отрывки из Танаха, как в остальные праздники?

Ответ: Для каждого праздника каббалисты прошлого установили нам определенный порядок. Если человек желает осуществить в себе особое духовное состояние, духовную ступень, даже только как отпечаток духовного, ему эти руководства учителей-каббалистов говорят, что делать в каждом состоянии.

Духовный корень коснулся материальной ветви в группе каббалистов, вышедших из древнего Вавилона, в их связи между собой, и они осуществили в духовных действиях все земные обычаи, кроме последнего избавления, - совершили в материальном мире действия вместе с действиями в духовном.

Человек забивал животное – и вместе с этим "убивал" свое желание насладиться. Он жарил животное на жертвеннике – и вместе с тем исправлял свое эгоистическое желание. Затем он ел мясо этого животного – и получал ради отдачи в своем желании насладиться на 3-м уровне его авиюта/толщи.

Они осуществляли все обычаи в материальном и вместе с тем совершали действия-заповеди с окружающими и внутренними светами и желаниями в духовном.

Праздник выхода из Египта, выхода из желания насладиться в желание отдавать – это обычай, в котором мы должны выполнять определенные внешние действия как намек на выход из эгоизма к любви, из отторжения и ненависти между нами – к связи и единству.

Поэтому, читая "Пасхальную Агаду", мы проходим по всем действиям,  отражающим духовные действия, с помощью которых ты выходишь из Египта: "кидуш" (благословение), "урхац" (омовение рук), "карпас" (обмакивание зелени в соленую воду), "яхац" (преломление мацы), "магид" (рассказ об исходе из Египта) и т.д..

Если мы выполняем весь этот порядок действий в ночь Песаха (Песах – от слова "пасах", переступить, перескочить) – мы перепрыгиваем через свое нынешнее состояние - и выходим на новую, первую духовную ступень. 

Причем этот порядок  не соответствует обычной последовательности этапов развития "зарождение", "вскармливание", "взросление", которые мы изучаем в 12 части "Учения Десяти Сфирот": три дня прикрепления семени, 40 дней формирования зародыша, 9 месяцев развития плода, переворот его вниз головой, родовые схватки и рождение, кровь, которая поднимается от матки к груди, превращаясь в молоко, два года вскармливания, последующие этапы до взрослого состояния (гадлут) – 3 года, 6, 9, 12, 13, 20, 70 лет.

Но выход из Египта – не обычный, не по порядку развития. К тебе приходит свет большого состояния (гадлут) до света малого состояния (катнут), большое состояние – до малого. Сначала ты выходишь в новый мир с помощью больших светов, а затем начинаешь в нем развиваться.

Мы не понимаем саму суть понятия "роды", даже в нашем мире. Мы просто привыкли воспринимать это как естественный процесс: плод развивался внутри живого организма, а теперь продолжает расти вне его.

У нас даже не возникает такого вопроса: почему эти три килограмма плоти, бывшей внутри матери, выходят наружу? Почему этот плод выходит целиком? Ведь на следующей ступени он должен был бы начать развиваться тоже из какой-то капли – и расти с нее. Закончил развиваться на предыдущей ступени до трех килограмм, а теперь эти три килограмма должны были бы превратиться в каплю на следующей ступени…

Где это видано, чтобы все обретенное на предыдущей ступени желание/кли, со всем его наполнением, переходило на следующую ступень целиком, как есть?! Как это возможно?!

Если я закончил развитие на уровне НаРаНХаЙ дэ-нэфеш, то достигаю уровня нэфеш дэ-руах. Но тут я не достигаю уровня нэфеш дэ-руах, а со всеми своими тремя килограммами плоти выхожу из матери наружу – и продолжаю расти. А по идее я должен был бы начать развиваться снаружи из одной клетки, из капли семени – как начинал внутри матери, только на следующей ступени...

Все это еще раз подчеркивает особый, необычный порядок Песаха – выхода из Египта, который становится возможным лишь благодаря тому, что света большого состояния приходят до светов малого – и за счет этого мы совершаем прыжок.

Из урока по статье Бааль Сулама "О Егуде", 18.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Седер" – порядок рождения мировой души

Покажем наше желание выйти из своего Египта!

Миссия выполнима

Трапеза в честь начала духовной жизни

каббалист Михаэль Лайтман"Комментарий на Пасхальную Агаду" Бааль Сулама (из статьи "О Егуде"): "Вот скудный хлеб, который ели отцы наши в земле египетской" (Пасхальная агада): ибо заповедь о вкушении мацы была дана сыновьям Исраэля еще до их выхода из Египта, когда пребывали в рабстве - в олицетворение избавления, которому предстоит пройти в спешке.

Так всегда происходит, когда мы продвигаемся из состояния в состояние, уходя со ступени, на которой мы сейчас находимся: в египетском рабстве, во власти своего эго, Фараона, нашего упрямого "злого начала", которое держит нас и не дает подняться над своей завистью, ненавистью, сладострастием и честолюбием.

Сколько бы мы ни пытались, нам пока не удается подняться над этими эгоистическими свойствами и соединиться между собой связями, которые соответствуют ступени, следующей за выходом из Египта – стать "как один человек с одним сердцем", достичь взаимного поручительства, чтобы раскрылась общая сила отдачи и любви, которая называется Творцом.

И поэтому, еще находясь под властью Фараона, нам нужно представить себе следующее состояние – играть в него, словно дети играют в то, как станут взрослыми. Так и мы должны играть во "взрослую", духовную жизнь.

Из урока по статье Бааль Сулама "О Егуде", 18.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Седер" – порядок рождения мировой души

Трапеза в честь начала духовной жизни

Все начинается с выхода из Египта

"Седер" – порядок рождения мировой души

каббалист Михаэль ЛайтманМаца символизирует состояние, когда едят "хлеб Бины", приходящий со ступени Бины, отдачи. И хотя мы сами пока находимся на ступени Малхут и не имеем никакой возможности подняться, но изо всех сил  должны стараться совершить действия отдачи и соединиться друг с другом.

Хотя нам и ясно со всей очевидностью, что ничего у нас не получится! Но это не важно – все равно нужно выполнять эти действия, потому что они притягивают к нам высший свет, который затем производит свое действие, которое называется нашим "освобождением".

Выход человека из этого мира – из свойства эгоистического получения, прагматичного знания, своего эго, не происходит обычным путем, согласно последовательности ступеней. Это словно процесс рождения, который весь происходит в темноте, в спешке, и зародыш обязан перевернуться головой вниз и выйти из одного мира в другой: из своей матери, со своей внутренней ступени – во внешний мир.

Точно так же рождается наша душа.  А потому, ни для какого другого праздника не определен такой четкий порядок действий во время торжественной трапезы. Обычно просто произносят благословение на пищу и вино. Но для пасхальной трапезы установлен целый распорядок (седер), который нужно тщательно соблюдать. Ведь выход человека из своего эго, из нашего мира в ощущение духовного мира, в более высокое измерение, которое называется его духовным рождением, не происходит согласно обычным законам.

Обычно, желания растут по последовательным ступеням: две стадии малого состояния (катнут алеф и бэт),  две стадии большого состояния (гадлут алеф и бэт), проходя по очереди внутреннее состояние и внешнее, и опять: внутреннее и внешнее. То есть желания и свет растут постепенно.

Но при рождении все происходит как бы не "правильно", а наоборот. И потому Пасхальная трапеза называется "Седер" (распорядок), то есть особый порядок, не соответствующий законам последовательного роста по ступеням. 

Дело в том, что эта ступень, которую мы сейчас проходим при "исходе из Египта" – наше рождение. А потом родившаяся душа только растет, но на этой ступени происходит настоящий переворот. Поэтому весь распорядок пасхальной трапезы:  "кидуш" (благословение), "урхац" (омовение рук), "карпас" (обмакивание зелени в соленую воду), "яхац" (преломление мацы), "магид" (рассказ об исходе из Египта) и т.д. – не происходит согласно обычному порядку соответствия светов и желаний, по которому они должны расти.

Поэтому, даже находясь в Египте, в эгоистическом желании, относясь друг к другу эгоистически и думая каждый о самом себе (ведь над нами властвует Фараон) – нам нужно проделать всевозможные действия и постараться, чтобы, несмотря на всю его власть, подняться над ним и связаться друг с другом по-новому – соединиться связью, которая существует вне Египта. Это означает, настроиться на будущее освобождение.

Из урока по статье Бааль Сулама "О Егуде", 18.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Покажем наше желание выйти из своего Египта!

Трапеза в честь начала духовной жизни

Миссия выполнима

Покажем наше желание выйти из своего Египта!

каббалист Михаэль Лайтман"Комментарий на Пасхальную Агаду" Бааль Сулама (из статьи "О Егуде"): Приятно нам вспоминать во время вкушения мацы сегодняшней (во время вечерней пасхальной трапезы) – вкушение мацы египетской (в первой каббалистической группе).

Ибо мы (сегодня) тоже пребываем как будто в рабстве вне Земли Исраэль (Земля Израиля – на иврите Эрэц Исраэль, что означает "Желание направленное к Творцу"), а потому мы желаем этой заповедью привлечь избавление (от Фараона-эгоизма), чтобы ему как можно быстрее свершиться в наши дни – для этого мы сегодня вкушаем мацу, подобно нашим (духовным) отцам в Египте.

Повествуется о существовании группы каббалистов, которая, под предводительством Авраама, вышла из Вавилона (3700 лет назад) с целью соединиться между собой связями любви, как сказано: "Возлюби ближнего, как самого себя". И они почувствовали на себе, как отягощается сердце и ужесточается власть властвующего над ними эго-Фараона.

Но несмотря ни на что, они начали преодолевать это отягощение – хотя эгоизм рос все больше. Они достигли внутреннего состояния выхода из своего эгоизма, который называется исходом из Египта, и вместо эгоистических связей, которые были между ними – связались узами отдачи и любви, которые означают выход за пределы Египта.

И поэтому, все действия, которые мы выполняем во время праздничной трапезы – совершаются нами с единственным намерением: прийти к такому же освобождению от эго. Мы повторяем каждое действие и обычай, установленный той группой каббалистов, согласно Бааль Суламу, который очень подробно объясняет каждый этап праздничного ритуала – потому что это выражает, насколько человек действительно желает выйти из своего Египта!

Из урока по статье Бааль Сулама "О Егуде", 18.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Седер" – порядок рождения мировой души

Трапеза в честь начала духовной жизни

Желаю всем свободы и любви!

Стараемся вместе с высшим

каббалист Михаэль ЛайтманВсе состояния, которые мы ожидаем увидеть после выхода из Египта, надо стараться увидеть уже в Египте, сейчас, когда мы работаем в группе. Несмотря на власть эгоизма, мы хотим здесь и сейчас раскрыть духовный мир. Только приложив усилия, мы вызовем силу, которая сделает это.

Нам нужно найти место, в котором мы хотим объединиться, нужно понять, как прилагать старания, как потребовать единства. Мы делаем всё возможное посредством собственных усилий и усилий высшего. Мы просим, требуем от него, притягиваем его, чтобы он помог нам, – но не забываем и о своем вкладе.

Только правильно определившись с местом, с усилиями и с характером действия, мы придем к решению.

Из урока по письму Бааль Сулама, 18.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Любовь не может войти в привычку

Свет, ко мне приди!

Точка входа в духовное

Любовь не может войти в привычку

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Станет ли когда-нибудь забота о товарищах естественной для меня?

Ответ: Нет. Естественным может быть только эгоизм, который правит мною. Все дальнейшие состояния лежат над ним и достигаются постоянными усилиями.

Выйти в духовное – все равно что подняться над землей в нашем мире. Ты не можешь просто зависнуть в воздухе. Для этого нужна сила, которая будет держать тебя, вопреки силе тяготения.

Сила тяготения – это сила нашего эгоизма. Он всегда тянет меня вниз, и потому, как только я забываю о цели – сразу же шлепаюсь об землю.

Если я хочу объединиться с другими, то прежде всего, должен прилагать непрестанные усилия, чтобы держаться "в воздухе", в устремлении на единство. Здесь поблажек быть не может: секундное забытье – и я тотчас падаю.

Вот почему забота о ближнем никогда не войдет в привычку, никогда не станет второй природой. И за это можно только поблагодарить – ведь тем самым у нас есть возможность каждую секунду реализовывать свой свободный выбор.

Если бы мною двигала привычка, я стал бы ангелом. Ангел подчиняется своей природе – природе отдачи. Он витает в воздухе, потому что он "легче воздуха", на него не действует сила земного, эгоистического тяготения. А на человека – действует.

Из урока по письму Бааль Сулама, 18.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чего нам не хватает для исхода?

Прошу за товарищей

Точка плавления сердца

Миссия выполнима

каббалист Михаэль ЛайтманНаступил особенный период – праздник Песах. Нас словно окутывает легкий туман, вызванный усталостью и выходом из привычного состояния. Во всем мире сейчас особое время, когда действуют окружающие света, согласно распорядку, вытекающему из закона ветви и корня.

А кроме того, мы вступаем в праздник, имеющий к нам самое непосредственное отношение. Нет духовного корня, более близкого и нужного нам, чем Песах. Только этого я хочу. Выйдя из эгоизма, мы снова и снова напоминаем себе об исходе из Египта и лишь исправляем его еще и еще на всем оставшемся пути, до самого конца исправления. В итоге мы должны полностью оторваться от Египта, до такой степени, чтобы обратить его в противоположность – в отдачу.

Мы можем сейчас сделать рывок – эта задача и стоит сейчас перед нами. И неважно, если мы малы, если не всё понимаем. Пускай нам много чего недостает – так будет всегда. Ощущение тьмы, путаница, помутнение чувств и разума – всё это необходимо. Нас должны отвлекать – и в этом как раз недостатка нет. Все мы чувствуем себя запутанными, сбитыми с толку, слабыми и т.п., каждый готов лишь спать. Это наилучшее, оптимальное для нас состояние.

И вместе с тем, мы должны прилагать четко выверенные и отточенные усилия в направлении на наше единство. Если клонит в сон – можно и поспать, но с правильным намерением, чтобы даже в этом действии сплотиться точками в сердцах и заснуть, внутренне не расставаясь друг с другом.

Единство нужно "продавливать". Пройди внутрь, несмотря на сонливость, – и ты начнешь получать пробуждение от других.

Каждому из нас недостает взаимовключения. Ведь если я включен во всех, а все – в меня, это придает мне силы сотен тысяч людей. Это результат поручительства, и, не воспользовавшись им, мы ничего не достигнем. Мы должны направлять себя на реализацию единства.

Сегодня вечером мы всем миром будем сидеть за праздничным столом, и главным будет не то, что мы едим и пьем, не сам пасхальный сэдэр. Всё это – обычаи, а главное – намереваемся ли мы подняться над своим эгоизмом к любви и объединению? 

Это и есть выход из Египта. Всё остальное – толкования. Все праздничные атрибуты – это лишь знаки, признаки единого усилия. Если я давлю на себя вместе со всеми, то этим нажимом прохожу весь пасхальный сэдэр. Он раскрывается мне.

А потому нам нужно сейчас мощное пробуждение. И мы действительно способны прорваться. Ведь мы видим, как Высшая сила подталкивает нас вперед, постоянно организовывает нас, заботится о нас. Теперь нужно оказать нажим со своей стороны, и я не вижу этому никаких преград. Небольшое помутнение чувств – разве это Фараон?

Не надо ждать, что когда-нибудь будет легко. Мы всегда движемся против желаний и помыслов. Всегда на тебя будет наваливаться сон, всегда будут отвлекать срочные дела, всегда хватит путаницы. Таков путь.

Из урока по письму Бааль Сулама, 18.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как отречься от рабства?

Место, в котором мы едины

Точка входа в духовное

Как отречься от рабства?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я хочу объединиться, но все-таки вижу в этом и личную выгоду. Как быть?

Ответ: Это верно, ты еще находишься в Египте и не можешь делать другой расчет. Просто думай все время об объединении, от которого тебе будет хорошо.

Вопрос: Но ведь я должен отрекаться от себя.

Ответ: Это сделает высший свет. Сам ты на такое не способен. Разве в тебе есть что-то хорошее, благодаря чему ты действительно хочешь склонить голову и полюбить ближнего? Разве ты и вправду заинтересован в этом?

Мы обнаруживаем в итоге, что в нас нет ничего хорошего. Мы совершенно неспособны на добро. Все – лжецы и воры, все – преступники, потому что все мы находимся под властью Фараона. А Фараон – это покровитель всех лжецов, король всех воров, крестный отец всего преступного, эгоистического мира. Он царит в моем сердце и разуме и дергает за все ниточки.

Иногда я с недоумением вспоминаю прошлую жизнь: "Почему я так поступил? Что меня заставило это сделать?" Это и есть иго Фараона, под которым я не могу сделать ничего хорошего. Если бы человек увидел свою жизнь в высшем свете, то не нашел бы ни одного светлого мгновения – все они оказались бы просто ужасны.

Что же нам делать? Несмотря на это мы должны стараться объединиться между собой. Прилагая усилия на фоне эгоистического рабства, я постепенно пробуждаю свет, возвращающий к Источнику, и тогда начинаю чувствовать, что Творец может исправить положение.

А сам я – нет. Сам я не хочу налаживать связь с другими, не желаю единства между нами, забываю об этом. У меня нет ни одной настоящей нити, связующей сердца. Однако если ко мне приходит высший свет, он несет мне это желание, придает способность к объединению.

Дай свету работать, прилагай старания. Благодаря им он окажет на тебя воздействие – и ты изменишься: твои мысли потекут к единству.

Из урока по письму Бааль Сулама, 18.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Любовь не может войти в привычку

Место, в котором мы едины

От ненависти к любви

Страница 1 382 из 1 651« Первая...1 3801 3811 3821 3831 384...Последняя »