Записи в разделе 'Восприятие реальности'
Да будем жить!

каббалист Михаэль ЛайтманКнига Зоар. Глава "Трума", п.432: … Все жители мира знают, что умрут и вернутся в прах, поэтому многие из них совершают возвращение к Господину своему по причине этого страха и боятся грешить перед ним.

Вопрос: Что значит "умереть"?

Ответ: "Умереть" или "жить" – все это говорится о желании. Согласно Зоар "живой" – означает "отдающий", а "мертвый" – "получающий.

В духовном нет жизни и смерти. Это в нашем мире мы говорим о жизни и смерти, поскольку ощущаем только одну форму существования, и видим, что эта форма будто бы исчезает от нас. Мы думаем, что жизнью называется тело, когда оно дышит, а смертью – когда перестает дышать.

Но для человека, начинающего ощущать духовное, такое различие становится очень странным: как это возможно, что по такому признаку мы определяем разницу между существующим и не существующим, живым и мертвым? Ведь он переходит к восприятию иной формы существования, и для него исчезают земные понятия жизни и смерти.

Если человек переходит к более важному восприятию, и для него отдача считается жизнью, а получение – смертью, то он поднимается с уровня животного на ступень человека, и тогда называет жизнью – пребывание на человеческом уровне, а смертью – на животном, а не связывает жизнь и смерть с существованием животного тела.

Тогда это животное тело словно исчезает из его ощущения, теряет свою значимость для определения его состояния, жизни и смерти. Даже если тело умрет, человек уже находится на другой ступени желания, в ощущении жизни и смерти относительно духовного, и с ним он слит.

Поэтому этот мир уже не образует ему перерывов в процессе развития души.

Из урока по  Книге Зоар, 08.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Есть только свет – между жизнью и смертью…

Жизнь – это слияние с Творцом

Отдача – это жизнь, а получение – смерть

Мир, в котором "Нет никого кроме Него"

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловек создан в таком состоянии, что ему кажется, будто существуют другие люди и его окружает огромный мир. Но все это – его внутренние желания, которые он пока не смог соединить вместе, чтобы наконец увидеть, что есть только он один, стоящий против Творца.

А все искривления, помехи, посторонние мысли и желания, как бы "случайные" происшествия, происходящие с ним, он должен отнести не к их многочисленным, мнимым источникам и причинам, которые пока представляются ему из-за несовершенства его работы – а только к Творцу.

В этом и состоит внутренняя работа. Ведь все, что человек не относит к Творцу, а приписывает другим силам: другим людям, всевозможным причинам, судьбе,  и даже самому себе – все это называется "идолами" (чужими богами). Потому что получается, что он считает себя зависимым от чего-то, кроме Творца – как будто есть еще какая-то сила, которая может быть источником воздействия на него: доброго или злого.

Мы обязаны реализовать этот принцип: "Нет никого кроме Него" – поверх всех помех, намеренно сбивающих нас, чтобы мы научились настраивать себя на единственную силу, один источник.

И в этой работе есть несколько видов, будто разных этапов:

– Выяснить единственность Источника: существуют ли еще какие-то источники, или Он один?

- Выяснить природу источника: добрый Он или злой?

- Выяснить свои отношения с источником: "ради себя" или "ради отдачи"?

Работу относительно источника человек выполняет из своего личного духовного сосуда, желания – тем, что соединяется со всеми остальными и тогда ощущает себя, как единственное творение.

Он также объединяет все силы, действующие на него, все разные источники – в один Источник. То есть в этой работе есть несколько видов, в зависимости от того, как соединяются эти двое: человек и Творец.

Из урока по статье из книги "Шамати", 07.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Все мироздание на одной оси

Рука, разбивающая идолов

Это не розыгрыш - а указатели в пути

Уродливый мир… (клип)

Вы говорите о духовном мире, как о мире гармонии, а о нашем мире – как дисгармонии. Есть ли какой-то пример из животной или растительной природы, глядя на который со стороны, сразу же видно, что это кошмар, и его нужно починить?

Весь мир внутри желания

каббалист Михаэль Лайтман"Учение Десяти Сфирот", ч. 1, "Вопросы и ответы о смысле терминов".

Вопрос 35: Что такое место (маком)?

Желание получать творения – это "место" для всего наслаждения и заключенного в нем света.

Нет ничего, кроме желания, не имеющего никаких границ. Мы изображаем его на чертежах в виде круга, квадрата, треугольника, распространяющегося сверху, от Творца, или снизу, от творения. Но это лишь принимаемая нами условность, чтобы продемонстрировать ту часть желания, которая пригодна для исправления, для получения света.

В изначально созданном желании нет границ. Оно нигде не кончается. Все мироздание – это желание, без желания не существует понятия "место". Место создается желанием.

И поэтому речь идет только об исправлении места, и согласно мере исправления это место разделяется на круги (игулим), прямые линии (кав, ёшер) или другие формы. Но само желание безгранично – как Малхут мира Бесконечности.

Поэтому в духовной работе необычайно важно, постоянно относиться к мирозданию как к месту желания, то есть стремиться все рассматривать под правильным углом и с точки зрения исправления.

Если я буду видеть, что все – это лишь "место", то есть желание, то на все уровни реальности: неживой, растительный, животный, человеческий, я буду смотреть, только как на желание. И эти желания – мои, но мое эго рисует их посторонними и не принадлежащими мне. Работа над эгоизмом и состоит в том, чтобы собрать, присоединить к себе эти желания.

И так я собираю из этих частей "место" для раскрытия Творца и всей высшей реальности. Она раскрывается во мне, и кроме меня ничего нет. Все восприятие реальности полностью зависит от этого понятия: "место".

Что такое место "этого мира"? Искра, прорвавшаяся из высшего мира вниз, в более низкие относительно него, более ничтожные свойства, создает место этого мира. То есть порождает желание, внутри которого находится наш мир. 

Чем определяются границы этого мира? Только желанием! Это очень трудно объяснить, применительно к нашему трехмерному пространству, границам Вселенной. Есть "место", где находится Вселенная, и то, что его заполняет – содержимое этого места. Но все это относится только к желанию. Нужно полностью отделиться от "геометрического" восприятия мира и тогда нам будет гораздо проще не запутаться и воспринимать по существу то, что предстает перед нами.

Единственное, что нам нужно – это исправить свое желание. Вся реальность находится внутри нас, в нашем ощущении, и кроме нас, нет никакого другого "места". Место – это наше желание!

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 26.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Общая точка соприкосновения

Что такое духовный сосуд (желание)?

Время = движение = место

Мир внутри меня (клип)

Без желания нет света

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что значит, что не существует света без сосуда (желания)?

Ответ: Представь, что ты приходишь на трапезу больным. На столе есть множество вкусных вещей, и все вокруг едят с большим аппетитом, а тебе совсем ничего не хочется.

Еще вчера ты с удовольствием ел вместе со всеми и радовался угощению. А сегодня ты не чувствуешь никакого вкуса и не притрагиваешься к еде, как будто сидишь за пустым столом.

Это называется недостатком желания, сосуда (кли). Есть наполнение, наслаждение для тех, кто обладает здоровым аппетитом, и нет наслаждения для тех, у кого нет аппетита.

В нашем мире, нам все же раскрывается возможное наполнение – пусть только в материи, а не в чувстве наслаждения. Один чувствует наслаждение, которым манит угощение, стоящее на столе, другой не чувствует этого наслаждения – но оба они видят тарелки с едой!  Однако в духовном мире иначе – там свет, наполнение раскрывается лишь при условии, что у тебя есть к нему аппетит.

Представь, что ты с больным товарищем сидишь за столом. Ты видишь стол, заставленный угощениями, а он ничего не видит. Он вообще не видит ни одного блюда – так это происходит в духовном мире!

В материальном мире мы тоже иногда говорим: "Я ничего тут не вижу (что бы хотел съесть)" – хотя понятно, что глаза видят. Но поскольку в духовном мире наслаждение не облачается в какие-то материальные продукты – мы их не видим.

То есть единственное, чего нам не хватает – это сосуда, желания, аппетита. Мы сейчас больны таким заболеванием, которое называется "эгоизм", и потому не видим духовных наслаждений.

Перед нами океан наслаждений, весь мир перед нами – это не "этот мир", а мир Бесконечности, все миры находятся здесь, рядом с тобой. А ты, вместо всех этих миров, видишь "этот мир" – потому что лишь на него у тебя хватает аппетита. Ты родился с таким желанием, что только здесь можешь раскрыть вкус. 

А духовный мир ты сможешь ощутить, только если сначала заработаешь аппетит на него. Лишь при этом условии ты раскроешь свет. Свет есть, вот он! Только ты не можешь его раскрыть. В мере своего желания к нему, ты раскроешь его часть – ту, которой тебе не хватает.

Но как же нам заранее узнать, что нужно раскрыть – если мы никогда не видели света и не знаем, что это такое? Если бы мне рассказали о таких вкусах, которые мне известны, я бы еще смог понять.

И поэтому в нас пробуждается "информационный ген" (решимо) – какое-то неявное ощущение предстоящего наслаждения. А затем я должен прийти в группу, к книгам, и услышать, насколько оно важно – то есть пробудить себя. Но без желания, без потребности – невозможно раскрыть духовное.

Как говорится: "Нет насилия в духовном". Все наполнение перед тобой, пожалуйста, бери! Ты сам не хочешь, так на что же ты жалуешься? Ты сам его не захотел…

Из урока по статье ""Обобщающее введение (Птиха колелет)", 24.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кукла, оживляющая саму себя

Скрытый закон света

Приди и увидь своего Творца!

Объективная реальность (клип)

Нет ошибок – есть раскрытия!

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Можно ли не ошибаться на духовном пути?

Ответ: По правде говоря, мы не ошибаемся. Мы раскрываем неисправленное желание, которое на самом деле тоже не испорчено, а должно дать нам контраст, разницу между двумя противоположными состояниями. Иначе мы не ощутим само по себе состояние.

Поэтому у нас никогда нет ошибок, нет никаких неполадок. Но противоположное состояние обязано раскрыться. Мы – творения, и не способны ощутить явление само по себе. Мы можем ощутить его только измеряя, оценивая, воспринимая его относительно чего-то другого. Должно быть "я" и "ощущаемое мной", один объект по сравнению с другим.

Само по себе явление невозможно ощутить – это Творец перед созданием творения, когда о Нем даже нельзя сказать, что Он – Добрый и Творящий добро. Для кого Он Добрый? Кому творит добро? Ведь добро можно оценить только в сравнении с уже существующим злом.

Поэтому мы не можем даже говорить о сути Творца, как пытаются рассуждать философы, поскольку нет у нас ни способности воспринять ее, ни слов для ее описания.

Творение начинается с того, что оно противоположно Творцу, хотя бы чуточку отдалено от Него, и это "чуточку" дает творению собственный статус, ощущение одного против другого – черного против белого, "преимущество света - из тьмы", - и тогда есть о чем говорить.

Мы даже не знаем, как может существовать само по себе явление. Разве ты можешь создать какую-то форму, не имеющую никаких различий, границ, характерных особенностей, оттенков цветов – ничего? Ты не способен такое воспринять. Это нечто, что мы не ощущаем. Если нет каких-то оттенков, различий, мы не воспринимаем.

Ведь все наши органы ощущений, как пять земных органов чувств, построены на том, что некое воздействие ударяет по моим нервным окончаниям, - и тогда я получаю какое-то впечатление:  зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное.

Мне необходимы нервные окончания, должно быть столкновение, ударное взаимодействие двух противоположностей – и тогда я ощущаю. Нет удара – нет ощущения. Когда я начинаю ощущать Творца? – Из удара (акаа), столкновения между желанием и светом.

Из урока по статье Рабаша, 24.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Реальность из ударов света

Формула валентности желаний

Хочешь лучше видеть – купи очки

Реальность из ударов света

каббалист Михаэль ЛайтманМы представляем собой желание наслаждаться, которое чувствует себя существующим, получая маленькие "уколы", удары по нему света. Эти маленькие удары создают в нас восприятие реальности, рисуя нам картину действительности, в которой мы ощущаем окружающих нас людей, воздух, мир и самих себя.

Все это возникает от маленьких ударов, которые наше желание насладиться ощущает на себе. И тогда оно получает такое впечатление, будто существует оно и окружающая его реальность. Если бы желание не получало эти маленькие "уколы", бьющие по нему, то не ощущало бы ни себя, ни свою реальность, ни окружающую среду. Так оно существует. И нет ничего кроме этого: желание насладиться, получающее маленькие удары от света.

Самые крошечные удары свет производит внутри желания наслаждений, без всякой осознанной реакции с его стороны, - это наше состояние.

Если желание уже способно развивать реакцию на высший свет, то есть начинает более чутко ощущать эти удары, повышает свою чувствительность к ним - не желает получать их, сопротивляется, намеревается каким-то образом оттолкнуть свет обратно, ответить встречным ударом, - это называется "экран".

Тогда за счет моих сопротивлений, противодействий и столкновений, я начинаю познавать, Кто мне это делает, для чего, что Он от меня желает, что я могу тем самым постичь. В этом и состоит вся наша работа: желание насладиться и удары, столкновения со светом.

Из урока по статье Рабаша, 24.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нет ошибок – есть раскрытия!

Свет, такой непостижимый по сути

Материя, сотканная светом из желания

Свет, такой непостижимый по сути

каббалист Михаэль Лайтман"Учение Десяти Сфирот", ч.1, "Вопросы и ответы о смысле терминов".

Вопрос 14: Что такое распространение света (итпаштут)?

Свет, исходящий из сущности Творца и входящий в творение, называется "распространяющимся" светом. В действительности, это не влияет на высший свет, подобно зажиганию свечи от свечи, которое не наносит никакого ущерба первой свече, а называется так только из-за восприятия самого творения.

Не существует каких-то разных светов – находящихся в Творце или в творении. Свет вообще не существует сам по себе. Светом называется впечатление творения на уже ранее находящееся в нем наполнение.

И когда оно вдруг ощущает это наполнение каким-то определенным образом, то считается, что в него входит свет. Свет "светит" нам в той мере, насколько мы реагируем на него – в мере нашей способности его ощутить. А если мы не способны на это, то считается, будто в нас нет света, и свет гаснет, уходит.

Говорится о свете, будто он входит и выходит, о светах, которые "раскачивают" сосуды, совершают какие-то действия. Но на самом деле, свет не изменяет свое воздействие на желание. Сами желания так организованы, что в них все время обновляются информационные гены (решимот) на фоне постоянного света. И потому желание-сосуд по-разному реагирует и ощущает, будто свет протекает через него, меняется, возбуждает его, выходит из него наружу.

Все это следствие нашего неправильного восприятия реальности, которое будет сопровождать нас до самого Конца исправления (Гмар тикун). Нам всегда будет казаться, что изменения происходят где-то снаружи. Точно так же, как мы представляем себе этот мир находящимся где-то вне нас – хотя он весь внутри.

Так же и относительно света, мы говорим, будто свет действует на нас извне – вместо того, чтобы сказать, что это работают информационные гены в нас и все время сменяются, один за другим. И благодаря этим новым генам я ощущаю свет – то есть реагирую на него по–новому.

А в самом свете не происходит никаких изменений, он совершенно неизменный. Нет разложения на 5 или 10 светов, вхождения света в желание или исхода – все это существует лишь в восприятии сосуда, в мере его впечатления на то, что его наполняет. Это ощущение творением своего наполнения и называется "свет". 

Речь идет лишь о материи и форме, облаченной в материю. Материя – это желание насладиться. А форму, облаченную в материю – мы называем "светами", "свойствами". Кроме этих двух понятий, мы ни о чем не говорим – ни об абстрактной форме, ни о сути.

То есть свет – это впечатление сосуда на какое-то неизвестное наполнение. А откуда же он знает, что в нем что-то есть? По результатам…

Так же и в нашем мире, если у меня вдруг поднимается температура, то я иду к врачу, и он говорит, что внутри меня есть какой-то вирус. Но откуда он знает, что со мной такое? Он проверяет внешние симптомы, которые указывают на какие-то внутренние процессы.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 20.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Материя, сотканная светом из желания

"Скатерть-самобранку" заказывали?..

Процесс по имени Свет

Раздвоение относительно, а истина – едина

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какой урок нужно вынести для своей работы из того, что реальность относительна?

Ответ: Реальность относительна в отношении постигающего ее человека. Сейчас я раскрываю какую-то реальность, которая представляется мне в моем желании и называется "моим миром".

В моем мире существует скрытие "сверху вниз", обнаруживаемое мною, и мое постижение "снизу вверх". Это раздвоение обязывает меня достичь такого состояния, чтобы движение "сверху вниз" соединилось с движением "снизу вверх" в одно целое на как можно большую глубину.

То есть я должен стремиться к тому, чтобы мое отношение к Творцу снизу было таким же, как отношение Творца ко мне свыше. Как в примере с гостем и хозяином. Если мы совершенно уравниваемся, значит, мы достигли самого глубокого соединения – Малхут мира Бесконечности.

Из урока по статье из книги "Шамати", 27.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Два уровня в постижении

Миры, идущие навстречу друг другу

Каждый – точка, каждый – бесконечность

Миры, идущие навстречу друг другу

каббалист Михаэль ЛайтманДуховная реальность находится выше времени, движения и пространства – в таком состоянии, которое мы не способны себе представить. Ведь мы все воспринимаем относительно времени, в котором представляем себе движение, или относительно движения, которое представляем во времени, и все это происходит для нас в каком-то месте.

С одной стороны, эти три параметра, в которых мы воспринимаем мир, очень нас ограничивают. Но с другой стороны, именно они дают нам пока единственную возможность ощутить внутри них свою реальность. Если бы у нас не было ограничений временем, движением и пространством, мы бы вообще не воспринимали мир.

Вся наша реальность лежит внутри рамок времени, движения и пространства – хотя сами эти понятия в реальности не существуют! Поэтому тот мир, который мы сейчас воспринимаем внутри этих трех ограничений, называется воображаемым миром.

А когда мы начинаем духовно развиваться, то раскрываем истинную реальность, в которой нет времени, движения и пространства. Мы постигаем ее со своего уровня и выше, то есть продвигаясь вверх, навстречу все большему свойству отдачи, и все сильнее раскрывая корень, который движется нам навстречу, сверху вниз: от абсолютного свойства отдачи – к сокращениям, чтобы иметь возможность нам раскрыться.

Но в самой этой реальности, разумеется, нет никаких изменений – ни снизу вверх, ни сверху вниз. Все распространение миров из мира Бесконечности, разные парцуфим, сфирот, разбиения – вплоть до нашего состояния в этом мире, и наше постижение, при котором мы поднимаемся вверх по духовным ступеням – все это существует лишь относительно постигающего человека.

Внутри него, в его постижении раскрывается такая реальность, которую будто бы до того организовали для него сверху вниз – до того уровня, который он сейчас раскрывает. А он поднялся до этой ступени снизу вверх. Но все это существует внутри человека, и ощущается относительно его раскрытия и исправления самого себя. 

Но в действительности, до него не было никаких действий со стороны Творца, а все свершилось в одном исходном действии творения. И даже его мы не способны понять: что значит, что творение не существовало, а потом возникло? Это ведь уже предполагает существование какого-то времени, начала и конца? Но так мы описываем это на своем человеческом языке.

Два этих понятия: распространение миров сверху вниз и постижение реальности снизу вверх – создают то восприятие мира, которое позволяет нам пока как-то существовать. И чем выше человек поднимается по духовной лестнице, тем больший разрыв он ощущает между этими встречными состояниями, понимая, насколько относительно его восприятие и он сам.

По сути, речь идет о желании насладиться, постигающем само себя, свое создание Творцом. Все ступени раскрытия, заключенные внутри одного единственного действия Творца, раскрываются нам постепенно одна за другой, чтобы построить в нас правильное восприятие реальности.

Поэтому нам сейчас необходимы два уровня в постижении – до тех пор, пока они не закончат развиваться в нас за счет наших усилий и желания соединить их вместе. А в итоге, они сольются, и все распространение миров сверху вниз и наш подъем снизу вверх соединятся в одной точке полного слияния, которая называется Малхут мира Бесконечности.

Из урока по статье из книги "Шамати", 27.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Две стороны Замысла творения

Найти свое место в Замысле творения

Простая формула реальности

Мир сквозь призму желаний

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как влияют на мир  наши усилия соединиться во время чтения книги Зоар? Что они изменяют в мире?

Ответ: Нет мира самого по себе. Твои усилия строят тебе эту реальность. Сейчас она кажется тебе такой, какой ты ее видишь. По мере твоих усилий ты создаешь иную реальность, иной мир. Каким ты постараешься его построить, таким он и будет.

У духовного нет образа, нет определенной картины, если человек не формирует ее внутри себя, внутри желаний, которые собрал и соединил воедино.

Необходимо больше думать об этом, чтобы привыкнуть к такому восприятию действительности. Это не связано с духовным постижением. Я говорю о том, что каждый человек в нашем мире, еще не обладающий духовным постижением, может так представлять себе реальность и упражняясь в этом, даже начать получать какие-то чувственные впечатления.

Вопрос: Но как наши усилия соединиться вместе воздействуют на желания самого грубого уровня внутри нас, в которых нет никакой тяги к единству? Возникает такое ощущение, что в самой глубине себя у  меня нет никакого стремления, никакого желания соединиться с другими…

Ответ: Я состою из желаний всевозможных видов и форм, всех уровней авиюта (толщины, грубости), включая такие желания, которые не меняются до полного исправления. Эти желания раскрываются во мне во всевозможных сочетаниях, которые я не определяю.

Я должен максимально привести их к духовной форме – то есть к соединению с желаниями, которые кажутся мне чужими и я отторгаю их, ненавижу, не желаю иметь с ними ничего общего: "Кто они вообще такие?! Зачем мне с ними соединяться?..".

Я должен преодолеть это отторжение и постараться соединиться с ними, если у них есть то же стремление к духовному, что у меня. Пока – только с ними. И если мы стараемся подняться над нашим взаимным неприятием и соединиться между собой, то строим "место" для раскрытия более внутренней ступени.

Вопрос: Иногда возникает ощущение, что ты стоишь против стены, изо всех сил стараешься продавить ее – и ничего не сдвигается. Что делать в таком состоянии?

Ответ: Попроси помощи у товарищей…

Из урока по  Книге Зоар, 27.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Залежи моих желаний

От иллюзии – к ощущению реальности

Мир желаний

Нереальная РЕАЛЬНОСТЬ… (клип)

За последнее время вышло несколько фильмов о восприятии реальности, очень близком к каббале. Люди догадываются, что есть другая реальность, но никто не может ее описать, могут только фантазировать и предполагать. Какой толк от их фантазий, если человек этого реально не видит?

Время механическое или живое?

каббалист Михаэль Лайтман"Учение Десяти Сфирот", ч.1, "Вопросы и ответы о смысле терминов".

Вопрос 16: Что такое время?

Время - это определенная сумма этапов, вытекающих один из другого и следующих друг за другом по цепочке причины и следствия, как, например, дни, месяцы и годы.

Нет времени – есть лишь ощущение изменений, которое порождает в нас чувство течения времени. В духовном это очевидно, а в материальном мире замаскировано, потому в нем перемешивается множество явлений, следствий, изменений, как бы напрямую не связанных с духовным, то есть не зависящих от наших усилий и продвижения.

И потому в материальном мире время неживое и течет "механически", независимо от внутренних изменений в человеке.

А в духовном мире, время – это внутреннее ощущение изменений, проходимых  человеком. И потому материальное время и духовное – это совершенно разные понятия. Духовное время может течь быстрее или медленнее, сжиматься и растягиваться – в зависимости от количества изменений, происходящих в человеке.

В материальном мире время зависит от точки, в которой мы находимся. Если мы переместимся в какое-то другое пространство, там будет другое время.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 20.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Реверс во времени

Время – это интенсивность действий

Время как функция восприятия

Страница 149 из 215« Первая...147148149150151...Последняя »