Записи в разделе 'Израиль и народы мира'
Разобщенность общин, ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманОтсутствие духовной связи с Землей Израиля

Вопрос: С XVII по XIX век к стандартным антисемитским претензиям добавился еще один призыв, который был слышен в разных слоях общества: просить, убеждать, умолять евреев вернуться туда, откуда они пришли 2000 лет назад.

Например, французский философ Шарль Фурье писал: "Евреи! Потомки Каина и Искариота, оставьте нас, оставьте нас! Пересеките Красное море снова и идите в пустыню, в обещанную землю, которая ждет вас, в единственную страну, которая подходит вам; вы, злой, грубый и бесчестный народ, идите туда!!!"

Не дождавшись от евреев каких-либо конкретных действий, государственные деятели взяли инициативу в свои руки. Император Франции Наполеон Бонапарт, будучи в Акко, говорил, что евреи – истинные наследники Палестины, и призывал их признать этот факт и вернуться сюда. Готовность помочь евреям была также со стороны президента Америки Авраама Линкольна.

И что евреи? Они не торопились. Получив в период эмансипации права, они ринулись в политику, науку, экономику и преуспели везде. Им было не до Земли Израиля.

Однако антисемитизм стал еще больше. Если раньше евреев ненавидели за их непохожесть на других, то теперь они стали, как все. И все равно ненависть не исчезла. 

В чем корень парадокса, что евреи так долго ждали возвращения в Землю Израиля, а когда появилась такая возможность, не использовали ее? Сегодня большая часть евреев живет вне государства Израиль. В чем корень этого явления?

Ответ: Корень очень простой – отсутствие связи между народом и землей. Народ не ощущает, что здесь его земля, что он к ней привязан. Он не чувствует каких-то истоков, не видит в этой земле ничего особенного.

Народ разобщен. Человек приезжает с другого конца земли, встречает здесь людей совсем непохожих на себя, которые тоже считают себя евреями, да еще, может быть, большими, чем он сам.

И возникает парадоксальная картина: каждый еврей читал и ему рассказывали, что это его земля, а приехав сюда, он не обнаружил никакой связи с ней. Климат ужасный, земля сухая, выжженная, нет никаких признаков жизни. Что же обетованного в ней? Где земля, текущая молоком и медом? Нет этого.

Более того, евреи, приезжающие в Израиль, не похожи на евреев. Они живут в противоречии друг с другом. Человек, прибывший сюда из Европы, больше понимает французов, немцев, англичан, русских, среди которых жил, но этих евреев совсем не может понять. Ведь сюда, в основном, приезжают люди из стран Магриба, Азии или еще из более далеких мест. Получается, что здесь нет ничего родного.

К тому же здесь надо работать руками, добывать хлеб, возделывать землю, чтобы она стала более пригодной для сельского хозяйства. Выходит, что евреи должны заниматься работой, которой не занимались на протяжении многих лет.

Начиная с XVIII века, они были заняты в промышленности, в бизнесе, в финансах, в науке и искусстве. Даже в России, где был очень сильный антисемитизм, основоположниками русской филармонии, деятелями науки и искусства были в основном евреи. Правда, зачастую они скрывались под псевдонимами, но все равно это были они. А где же здесь найти такие условия?

Вопрос: Что значит ощутить связь с землей?

Ответ: Ощущение физической связи с землей уже не является тем условием, которое может быть предъявлено сегодня к евреям. Это связь внутренняя, духовная.

Возможно, материальную связь ощущает тот, кто получил особое религиозное еврейское образование. Его хорошенько нашпиговали всякими рассказами о святой земле, и поэтому просто жить на этой земле для него уже большая заповедь.

Кроме того, раньше евреям просто платили за то, чтобы они приезжали сюда и жили здесь. Так были построены несколько больших общин в Тверии, в Цфате, отчасти в Акко, в Иерусалиме и Яффо.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 12.08.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Страна обетованная с золотым песком

Право жить на Земле Израиля

Сила земли Израиля

Историческая миссия Израиля

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какой вы видите судьбу Израиля? Она не может вас не волновать, так же, как и всех людей в мире, поскольку, несмотря на небольшую территорию, Израиль во многом стоит в центре многих конфликтов, многих процессов.

Сейчас все с замиранием сердца следят за тем, как будет объявлена следующая фаза продвижения юрисдикции Израиля на другие территории, и чем это может закончиться.

Ответ: Да, я понимаю, что проблема с территориями, в общем-то, совершенно не к месту и не к делу. И вообще для чего это нужно? Все абсолютно искусственно. Наши исконные территории все равно намного больше. Они простираются от Нила до Евфрата. Это все описано в древних книгах. Мы ведь не будем гоняться за древними границами.

Но дело в том, что у Израиля есть своя историческая миссия, которую он должен выполнить – встать во главе духовной перестройки человечества. Я надеюсь, что это начнется в нашем веке, в наше время.

От этого его роль нисколько не уменьшится, наоборот, станет более показательной, вечной. Израиль – это Израиль, тут уж никуда не денешься. Это духовное создание, которому надо жить и отсюда надо вещать. Люди это поймут, примут и согласятся.

Из ТВ программы "Беседы. Леонид Макарон и д-р Михаэль Лайтман о международном положении", 18.06.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Лучшая самозащита евреев

70 лет подготовки закончились – пора действовать

Миссия евреев

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.7

каббалист Михаэль ЛайтманКак снять напряжение в обществе?

Вопрос: Если раньше евреи были однородной массой, жили в одном месте, то в эпоху Просвещения появляются светские, религиозные, ультрарелигиозные и разные реформистские течения.

А сегодня мы видим, как продолжается раскол на левых и правых, на ультраправых и ультралевых, экстремистов и всех прочих.

Я понимаю, что так природа толкает нас к развитию, к разнообразию, но как можно ужиться таким разным движениям? Непонятно, как это может произойти? Какой следующий этап?

Ответ: Следующий этап – это осознание зла нашей природы, нашего состояния, общества, которое мы создали, исходя из нашего эгоизма, и как над этим подниматься, исправлять и поднимать себя к следующему уровню развития: общения, соединения, подъема до уровня Творца.

Реплика: Но все эти течения не то, что не понимают друг друга, они даже не сталкиваются и не хотят слышать друг друга! 

Ответ: Мы снова пришли к состоянию, когда накопилось огромное внутреннее напряжение в обществе, где каждое течение не понимает, что перед ним. Мы понимаем только свою конечную составляющую: ничего хорошего не произойдет, если так будет продолжаться. Даже не будет того существования, которое было раньше. Мы идем к какой-то катастрофе.

Поэтому я считаю, что люди внутренне готовы к большим переменам. Хотя, с другой стороны, им страшно, и они этого не хотят.

Вопрос: Возьмем, к примеру, светских, ультрарелигиозных и реформистов. Они должны каким-то образом объединиться. В чем это будет заключаться?

Ответ: Они не смогут объединиться.

Реплика: Но вы говорите, что народ Израиля должен стать единым.

Ответ: Это постепенный процесс. Я считаю, что это возможно, только если нерелигиозные люди и, может быть, отчасти реформисты, начнут изучать каббалу, поймут, что она обращается к человеку – как он должен исправить себя и свое общество. Исходя из этого, они смогут постичь высший мир и узнать свое высшее предназначение для себя и для всего мира.

А ультрарелигиозные круги придут к этому в последнюю очередь, поневоле, диффузией, потихоньку включаясь в них. Но этот процесс постепенный, последовательный, т.к. все сразу не смогут собраться вместе. 

Вопрос: В человеческом теле все органы отличаются друг от друга по своим функциям. Но если есть какая-то высшая цель, допустим, поддержание жизни, то все они подстраиваются друг под друга и работают в унисон.

А чтобы это произошло на уровне социума, непонятно, какая высшая идея сможет действительно приравнять всех?

Ответ: Объединение. Потому что в объединении раскрывается Творец, Высшая сила.

Вопрос: Получается, что без явного раскрытия этой силы нет никаких шансов прийти к сближению?

Ответ: Без движения к раскрытию Творца не может быть ничего. Все исходит из тех проблем, которые возникают в обществе, и мы видим, насколько они тупиковые, не позволяют нам развиваться, чего-то достичь. Поэтому все человечество сознательно и неотвратимо идет к какому-то обрыву, за которым пустота.

А наука каббала помогает понять, для чего это все существует, – чтобы привести нас осознанно или неосознанно к взаимному сближению и раскрытию в нем Творца.

Реплика: То есть то, что природа толкает нас к такому разнообразию – это хорошо, так должно быть. Но без раскрытия высшей силы природы, какой-то первопричины, не может быть никакого объединения и даже движения к этому.

Ответ: Не может быть смысла существования.

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 05.08.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.6

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.5

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.4

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.6

каббалист Михаэль ЛайтманОтказ от религиозного миропонимания

Вопрос: В первой половине XIX века начинает стихать борьба внутри еврейского народа, и он воспринимается как единое целое. Но возникает другая проблема – начинается эпоха Просвещения, развитие наук, получение евреями прав, свободы перемещения.

Это опять привело к расколу среди евреев: ортодоксальное общество стало по одну сторону, а люди, которые начали выходить из религии, – по другую сторону. То есть происходит отказ от религиозного миропонимания.

Почему впервые в истории евреи, да и другие народы, стали массово выходить из религии и заниматься наукой?

Ответ: Потому что религия не объясняла им, что любовь к ближнему является главным ее законом. Следование религии заключалось только в выполнении предписаний, постов и всевозможных праздников.

Она обязывала людей соблюдать традиции, но при этом совершенно не объясняла, зачем это нужно и к чему должно привести. Поэтому человек, который не чувствовал, для чего он их выполняет и какой из этого есть положительный выход, просто отрекся от религии. 

Вопрос: Как этот период повлиял на исправление всего человечества и на роль евреев в этом процессе?

Ответ: Я считаю, что это был необходимый период, во-первых, потому что ничего не бывает зря. Надо было отрезвить и отрезать фигуральное выполнение законов Торы без всяких мыслей и чувств, реализуемых только лишь потому, что так надо делать, причем скрупулезно, механически. Ведь не этого требует от нас Творец, а того, чтобы мы исправляли свои мысли и чувства, разум и сердце.

Реплика: В принципе, такой механический религиозный подход достаточно эгоистический. Я выполняю традиции, и за это мне что-то полагается в этом мире. А в том мире мне положен рай.

Ответ: Это эгоистический, средневековый подход, который не давал человеку никакого развития. Естественно, великие мудрецы знали и понимали, для чего и почему все так происходит, но их были единицы.

Вопрос: Так было необходимо, поскольку держало народ в рамках и давало какую-то уверенность в жизни?

Ответ: Да, этого требовал период развития человечества. Все зависит от развития внутренних желаний человека.

Вопрос: Почему все эти законы не раскрыли 1000 лет назад, а их раскрытие произошло именно за короткий период Лурианской каббалы?

Ответ: Существуют периоды накопления каких-то внутренних напряжений в человеке и в обществе, а потом происходит их выход, как правило, взрывным путем.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 05.08.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.5

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.4

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.3

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.5

каббалист Михаэль ЛайтманПротивостояние двух течений

Вопрос: Через некоторое время после изгнания евреев из Испании начался расцвет духовных течений в Цфате и распространение каббалистических знаний среди масс.

Но затем быстрое распространение нового течения вызвало ответную реакцию и сопротивление. Духовные учителя традиционной литовской школы стали выступать против распространения этих знаний, вплоть до бойкотов, наветов властям и физического уничтожения.

Как это объяснить? Почему учение Ари, которое должно было уже воплотиться в человечестве, вдруг дало такой сбой, и опять началось падение?

Ответ: Это не сбой, а естественное развитие методики исправления, которое не может идти только по одной линии. Оно идет именно по двум линиям и реализуется между ними, в третьей.

В итоге получилось, что каббала Бааль Шем Това – это та же каббала Ари, которая была понята массами. Он организовал хедер, то есть место для занятий. В свою группу он набирал талантливых молодых людей, совершенно независимо от их статуса. 

А затем из его учеников сформировались большие группы обучающихся и предводители хасидских течений. Особенно популярны они были среди еврейского населения Украины, Беларуси, Восточной Европы, где были организованы свои школы.

Но одновременно с этим возникла и другая школа, которую основал Виленский Гаон, раби Элияу. Он считал, что людей надо просвещать постепенно и только тех, кто достиг больших знаний в Талмуде, в простом изучении Торы.

По его мнению, обучение каббале должно распространяться не среди простых людей, а среди избранных, которым можно объяснять духовные миры и прочие предназначения человечества лишь после того, как они серьезно овладеют "сухой" Торой.

Вопрос: Каббала говорит о любви к ближнему в самом простом, земном виде. В чем тут может быть опасность изучения каббалы?

Ответ: Дело в том, что когда ты просто говоришь о любви к ближнему, этим ты позволяешь человеку думать, что если он правильно относится к другому, то ничего иного не надо. Поэтому возникает некоторая легкомысленность в понимании "любовь к ближнему".

Так в хасидизме образовалось движение, что если ты любишь другого человека и вроде бы правильно к нему относишься, то этого достаточно. Ничего больше не надо, ты уже выполняешь свое предназначение.   

А Виленский Гаон утверждал: "Нет, надо очень серьезно заниматься Торой, Вавилонским Талмудом и скрупулезно выполнять все законы. Лишь после этого можно изучать каббалу". 

Поэтому Бааль Сулам в предисловии к своему великому труду "Учение Десяти Сфирот" уделяет этому много внимания. В самом начале он задается вопросом: "Нужно ли действительно полностью знать все великие законы выполнения Торы в нашем мире и только после этого изучать каббалу?

Или достаточно делать это параллельно? Или даже, может быть, совсем необязательно знать и настолько скрупулезно выполнять все законы? Потому как Творец требует от нас больше исправления сердец, а не наполнения головы всевозможными законами". 

Так что здесь мы находимся в состоянии большого идеологического противоречия. И оно очень серьезно, поскольку говорит о методике исправления души. Преподавать ли ее детям, начиная с тринадцатилетнего возраста или даже раньше? А может быть ее можно объяснять и женщинам? Или только великим знатокам Вавилонского Талмуда?

Это идеологическое противоречие было необходимым процессом и назревало само собой.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 05.08.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.4

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.3

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.2

ТВ программа "Глобальные перспективы. COVID-19, антисемитизм и 9-е Ава"

Ведущий программы – Хаим Рац, журналист.

2020-05-08_laitman_ratz

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

ТВ программа "Глобальные перспективы. Что вызывает преобразования в экономике?"

ТВ программа "Глобальные перспективы. Новый мир труда"

ТВ программа "Глобальные перспективы. Эволюция ненависти"

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.4

каббалист Михаэль ЛайтманХасидизм: прикоснуться к духовным истинам

Вопрос: В тридцатых годах XVIII века возникло движение "хасидизм", которое основал Бааль Шем Тов. Подход хасидских учителей позволял простому народу прикоснуться к духовным истинам. Если раньше их изучали только мудрецы, то теперь этим мог заниматься простой народ.

Что особенного было в учении Бааль Шем Това, что оно так захватило сердца множества людей?

Ответ: Бааль Шем Тов пошел по пути Ари, объясняя на более простом, близком народу языке, как надо действовать и быть связанными между собой, чтобы достичь раскрытия Творца.

Он ставил перед собой очень практическую цель: объяснить любому человеку, находящемуся в абсолютном неведении, что это за мир, в котором он существует, что за состояния он проходит, зачем нужна Тора, для чего существует сам народ.

Получается, что Бааль Шем Тов дал простым людям жизнь. Он объяснил им, как надо правильно существовать, и что за каждым внутренним движением человека в разуме и в чувствах существует огромная сила, которая исправляет мир. Поэтому каждый человек, который так относится к миру, занимается его исправлением.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 05.08.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.3

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.2

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.1

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.3

каббалист Михаэль ЛайтманВклад Ари в развитие каббалы

Вопрос: Считается, что со времени Ари начался период исправления человечества, поскольку он эмпирическим путем вывел методику, которая могла применяться всеми. В чем заключается эта методика?

Ответ: Она заключается в объединении людей. Ари организовал группу, в которой обучал своих учеников строению Высших миров, объяснял методику их функционирования, развитие в группе общего желания, все более и более устремляющегося к подобию Творцу. Все это он излагал как необходимые духовные ступени.

Он поднял обучение каббале с земного уровня на духовный, применяя так называемый язык ветвей, когда мы называем что-то земными именами, а на самом деле имеем в виду не какие-то овеществленные объекты и явления, а только лишь наши духовные свойства.

Постепенно люди стали понимать, что каббала вообще не относится к нашему миру. Более того, наш мир – это призрачный мир, который проявляется существующим только лишь в наших представлениях. В общем, это целая система взглядов, наука, которой могут заниматься все. Ари изложил это очень конкретно.

В принципе, Ари изобрел новый язык, которым объяснил взаимодействие света и кли. Кли – это желание, включающее в себя всё, что есть в мире. А всё, что ощущается этим желанием, – свет.

Именно взаимодействие света и желаний, Творца и творения, Ари полностью описал в своих книгах.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 05.08.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.2

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.1

До Ари врата мудрости для нас были закрыты

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманИзгнание из Испании и расцвет Лурианской каббалы

Вопрос: В XVI веке, через несколько десятков лет после изгнания евреев из Испании возник очаг духовного развития в Цфате, в Земле Израиля. Этот период назван Лурианской каббалой в честь великого каббалиста Ари – Ицхак бен Шломо Ашкенази Лурия, который продолжил развивать методику каббалы.

Что произошло после изгнания из Испании? В чем заключается период Лурианской каббалы, который длился всего лишь несколько лет?

Ответ: Прежде всего надо понять, что изгнание евреев произошло не потому, что король и королева Испании решили избавиться от них, а потому что пришло время вынудить их пойти дальше в Европу, а какой-то их части вернуться в Землю Израиля. Иначе они никогда не ушли бы из Испании, т.к. она действительно переживала золотой век.  

Таким образом, вынужденное перемещение евреев из Испании было следствием воздействия свыше. Это изгнание послужило для них хорошим примером, поскольку дало толчок развитию торговли, развитию связи между евреями диаспоры во всех странах мира, привело к открытию новых земель Колумбом.

В принципе, изгнание из Испании можно было только приветствовать, хотя этим она оказала себе, что называется, медвежью услугу. До сегодняшнего дня Испания не оправилась от этого, несмотря на то, что прошло уже шесть-семь веков. Ведь евреи тогда представляли собой ее цвет в науке, культуре, медицине, экономике. 

А когда они ушли оттуда, то Испания уже не видела доброго времени и до нынешних дней пребывает как страна третьего мира в Европе.

Но испанцы не желали этого. Когда евреи пришли к королеве просить оставить их, она сказала: "Этого желаем не мы, а высшее провидение, которое давит на нас, вынуждая изгнать вас". То есть высшие интеллигентные слои испанской власти прекрасно понимали это.

После изгнания из Испании часть евреев возвратилась в страны Магриба (Северная Африка, Египет), часть из них достигла даже Земли Израиля и современной Сирии, Ливана.

А в Цфате, маленьком городке на севере Израиля, сформировалась очень сильная группа людей, которые занимались каббалой. Руководителем их был РАМАК (рабби Моше Кордоверо). Он был уважаемым, умудренным опытом человеком, когда в Цфате объявился молодой Ари, которому было 36 лет.

Ари стал обучать людей, раскрывая им такую каббалу, которую, практически, никто не понимал. И только РАМАК вник и принял каббалу Ари, хотя, в общем, до конца не понял ее. Но он стал посещать занятия, и это послужило хорошим примером для остальных интересующихся каббалой, которые тоже стали обучаться у Ари.

Так у Ари организовалась маленькая группа людей, которым он преподавал. Но это продолжалось всего лишь полтора года, т.к. Ари скончался очень молодым.

Его ученики стали разбирать записи, сделанные ими во время занятий. В основном, этим занимался его первый ученик Хаим Виталь (МАРХУ). Он и продолжил дело Ари, записав то, что услышал от своего великого учителя. Эти записи, представляющие собой обширные каббалистические знания, занимают 18-20 томов.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 05.08.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Две тенденции в жизни еврейской диаспоры, ч.2

Две тенденции в жизни еврейской диаспоры, ч.4

История каббалы, ч.3

Противостояние единству, ч.11

каббалист Михаэль ЛайтманРазногласия двух течений еврейского народа

Реплика: Последние несколько столетий очень сильно проявлялось противостояние внутри еврейского народа, в частности, между литовскими евреями и хасидами, Гаоном из Вильно и Бааль Шем Товом.

Причиной их разногласий была разная точка зрения на распространение каббалы внутри своего народа и всем остальным.

Ответ: Гаон из Вильно был великим каббалистом, но он выступал против ее распространения в народе.

Бааль Шем Тов, наоборот, считал, что надо распространять каббалу, воспитывать учеников-каббалистов, передавать всем информацию о духовном мире. Поэтому от Бааль Шем Това пошел хасидизм, когда каждому ребенку рассказывали о духовных мирах, об объединении, о цели существования народа Израиля.

А ученики Гаона занимались каббалой только как немногочисленная группа людей. В итоге акцент в их деятельности делался на чисто формальное выполнение заповедей.

Противостояние между этими двумя группами продолжается до сих пор, хотя сегодня оно носит внешний, неформальный характер. Но в то время это была серьезная война. 

Вопрос: Разве они не понимали, что разногласия ведут их к разобщенности, отдаляют от Творца?

Ответ: Нам трудно что-то говорить об этих людях. Это два разных подхода к каббале, которые проявляются внутри самих каббалистов. Но то, что они не смогли наладить между собой связь, привело к большим гонениям. И до сегодняшнего дня это все ощущается.

Реплика: Наш современник Бааль Сулам пишет, что только вследствие распространения каббалы в массах мы удостоимся освобождения, как каждый, так и все человечество.

Но если проследить историю развития человечества, то практически всё повторяется.

Ответ: Нет. Сейчас уже не те времена. Сегодня человечество быстро движется к раскрытию себя как падающего в эгоизм, который не дает возможности элементарно обустроиться, наслаждаться жизнью, правильно использовать все достижения человечества.

Таким образом, возникает благоприятная обстановка для раскрытия смысла жизни.  В каждом человеке нашего поколения появляется этот вопрос, который настоятельно требует ответа. А ответа, в общем-то, нет нигде, кроме как в каббале.

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 29.07.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Противостояние единству, ч.10

Противостояние единству, ч.9

Противостояние единству, ч.8

Противостояние единству, ч.10

каббалист Михаэль ЛайтманНелегко быть носителями духовной идеи

Иудаизм должен дать народам нечто новое. Этого они ожидают от возвращения народа Израиля в свою землю. И дело не в иных науках, ибо в них мы никогда не вводили новшеств и всегда были учениками других народов.

Речь же идет о науке каббала, о справедливости и о мире, а в этом большинство народов являются нашими учениками, и наука эта относится только к нам. (Бааль Сулам, "Последнее поколение")

Не надо считать, что евреи отличаются от других народов по коэффициенту IQ, по числу Нобелевских премий, Оскаров и т.д. Их отличие в том, что они являются носителями космической идеи, к которой должно прийти все человечество. Именно это они должны раскопать в себе с помощью науки каббала, а затем объяснить, преподнести, раскрыть всем народам мира.

Реплика: Кстати, то, о чем говорит Бааль Сулам, зачастую используют антисемиты.

Например, с одной стороны, евреи дали миру Иисуса, с другой стороны, это обернулось им инквизицией. С одной стороны, дали Маркса, и потом это привело к репрессиям. Доктор Фрейд говорил о свободных сексуальных связях и получился СПИД. Евреи изобрели атомную бомбу и т.д.

Ответ: Все хорошее и все плохое в мире приходит через евреев, потому что они являются носителями свойства связи, только оно проявляется в эгоистической оболочке, и поэтому ощущается как плохое.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 29.07.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Противостояние единству, ч.9

Противостояние единству, ч.8

Противостояние единству, ч.7

Противостояние единству, ч.9

каббалист Михаэль ЛайтманБогоизбранность, определенная жизнью

Вопрос: Разные течения внутри еврейского народа по-разному воспринимают термин "богоизбранность". Одни считают, что достаточно выполнения религиозных предписаний, и этим они доставляют радость Творцу.

Другие говорят, что евреи дали миру экономику, мораль, науку, искусство, – и в этом мы избраны. То есть Творец дал нам голову, и этим мы приносим пользу всему миру.

Третьи пытаются всячески упразднить эту богоизбранность, говоря: "Мы такие, как все. Нет никакой богоизбранности".

А каббалисты утверждают, что богоизбранность в том, чтобы обучить всех правильному объединению.

Как человеку понять, в чем эта богоизбранность?

Ответ: Я думаю, что здесь не надо особенно напрягаться. Наша богоизбранность определена нашей жизнью из поколения в поколение. 

Хотя человечество продвигается, развивается, становится более разумным и понимает, что в нас нет никакой богоизбранности, вместе с тем мы подспудно чувствуем, что мы отделены от всего человечества, что мы избранные. В худшую сторону, в лучшую – неважно, но мы такие. С этим ничего не сделаешь.

Наша особенность заключается в том, чтобы привнести в мир великий, этический, космический духовный смысл, для чего мы существуем и к чему должны прийти.

Но для выполнения этой задачи нужно, чтобы мы сами познали, раскрыли смысл существования всего человечества и еврейского народа внутри человечества, к какой цели мы должны прийти, какую роль сыграть, как распространить это знание и увлечь за собой человечество.

В принципе, именно этого человечество ожидает от нас. Будем надеяться, что мы сами осознаем это и сможем объяснить другим.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 29.07.2019

Противостояние единству, ч.8

каббалист Михаэль ЛайтманЕдинство различных сил

Вопрос: Двенадцати коленам народа Израиля было запрещено смешиваться друг с другом. С одной стороны, они должны были быть едины, а с другой, выполнять запрет на браки между представителями разных колен и другие запреты, которые логически против элементарного единства.

Вы объясняли, что каждое колено, как определенный орган в теле одного организма, не могло перемешиваться с остальными, но все они работали в унисон. 

То есть внутренние законы Торы – это те же законы природы, только на уровне социума?

Ответ: Конечно. Вообще во всей природе, на всех ее уровнях есть разные силы, и они не становятся одной, но в своей связи они проявляются как единое целое.

Функционирование всей мировой системы, которая называется "Адам" (Человек), создано для того, чтобы привести систему к состоянию, подобному Творцу. И тогда между внутренней взаимосвязью сил не будет абсолютно никакого различия. 

Причем внутри системы ее отдельные свойства, отдельные силы будут абсолютно различны между собой, а их взаимосвязь – единой.

Получается, что все зависит от намерения: ради чего мы это делаем. А сами свойства не меняются, они все время противоположны друг другу.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 29.07.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Противостояние единству, ч.7

Противостояние единству, ч.6

Противостояние единству, ч.5

Противостояние единству, ч.7

каббалист Михаэль ЛайтманЗаповеди физические и внутренние

Вопрос: Некоторые люди считают, что для исправления достаточно соблюдать внешние рамки заповедей. Другие, в частности каббалисты, говорят, что необходимо изменить свою эгоистическую природу на альтруистическую, и тогда это будет считаться исправлением. Что нужно для того, чтобы исправиться?

Ответ: В каббалистических первоисточниках сказано, что вся Тора дана только для исправления сердца. Только этого требует от нас Творец.

Но поскольку люди не могут идти к исправлению прямым путем, т.к. это очень тяжело, то им даны другие рамки – более внешние, когда человек использует окружающий мир, чтобы все-таки как-то приблизиться к свойству отдачи, к свойству связи с другими.

Правда, в итоге, в течение веков, эти внешние заповеди были выхолощены, из них исчез внутренний смысл, и осталась только внешняя атрибутика. Поэтому их исполнение никак не связывается с сердцем. То есть я могу ненавидеть других евреев и вообще весь мир, и одновременно с этим якобы быть праведником.

Вопрос: Кроме того, есть группы людей, которые считают, что нужно выполнять только заповеди Торы. Другие придерживаются выполнения заповедей, добавленных позже мудрецами. А каббалисты говорят, что заповеди – это внутренние изменения своего намерения к исправлению желаний. Как это совместить? Какая интерпретация правильная? 

Ответ: Интерпретация простая. Поскольку мы существуем в ощущении внешнего мира, то необходимы какие-то внешние действия. Поэтому, с одной стороны, мы должны соблюдать определенные внешние рамки: общественные, семейные, государственные.

С другой стороны, нам нужно понять, что выполнение Торы предназначено для того, чтобы исправить наш эгоизм, очистить наши сердца от злого, потребительского отношения друг к другу. Этим нам надо заниматься.

Вопрос: Проблема в том, что каждое течение хочет навязать другому свою точку зрения, считая себя правым. Так возникает ненависть. Естественно, это отталкивает нас от цели природы.

Бааль Сулам пишет, что заповеди Торы и заповеди природы – это одно и то же. Разве закон тяготения или закон термодинамики то же самое, что заповеди в Торе?

Ответ: Все физические и внутренние законы на любом уровне, не только законы существования нашего тела, но и нашей внутренней, чувственной системы и все взаимоотношения между нами сливаются в одну единую систему связи. И нам надо эту связь исправлять, поддерживать, доводя до абсолютно полного интегрального уровня, полной взаимосвязи друг с другом. Это и называется ее конечным исправлением.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 29.07.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Противостояние единству, ч.6

Противостояние единству, ч.5

Противостояние единству, ч.4

Противостояние единству, ч.6

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли нет сближения от сердца к сердцу

Вопрос: Когда есть сильное общество, в котором такие ценности как взаимное поручительство, общность, объединение стоят во главе всех приоритетов, то нет никаких проблем с ассимиляцией и смешанными браками. А когда это все падает, тогда надо держать народ хотя бы во внешних рамках, чтобы сохранить его как народ?

Ответ: Когда ты падаешь в эгоизм и перестаешь ощущать Высший мир, высшие связи между всеми, тебе необходимы земные связи.

Вопрос: Эта общность сделала евреев народом?

Ответ: Общность, созданная Авраамом, держалась на связях "возлюби ближнего как себя". Никакие внешние рамки не были нужны, ведь люди и так чувствовали связь между собой.

Вопрос: Получается, что тогда не было никаких заповедей?

Ответ: Возлюби ближнего как себя – это и есть заповедь, причем единственная. Поэтому она называется главной заповедью Торы. Ничего другого не надо.

Вопрос: Но когда общность стала пропадать, то появились заповеди, выполняемые на физическом уровне внутри внешних рамок?

Ответ: Да. Туда не уходи, то-то не делай, другому не вреди и т.д. То есть появились законы коммутации между людьми, потому что они уже не могли сближаться от сердца к сердцу.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 29.07.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Противостояние единству, ч.5

Противостояние единству, ч.4

Противостояние единству, ч.3

Страница 5 из 284« Первая...34567...Последняя »