Записи в разделе 'Израиль и народы мира'
Корни ненависти народов

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему человечество сопротивляется той своей части, которая устремлена к отдаче?

Ответ: Это очень понятное сопротивление. Ведь в этой части общего желания есть точка света (•). Как следствие, между желанием и светом создается большой разрыв (Δ), который и вызывает ненависть.

Тут срабатывают глубинные механизмы, заложенные на уровне внутренних сил природы, там, где взаимодействуют светá и сосуды. И пока мы не исправим другие желания, чтобы они тоже стали подобными свету, эта ненависть, этот антисемитизм не уйдет. Более того, он будет расти, еще и еще, чтобы подталкивать нас к исправлениям.

2012-06-04_rav_bs-aravut_lesson_n4_01

Вопрос: Значит, ненависть народов предназначена для того, чтобы я работал выше знания?

Ответ: Если ты принимаешь ее как причину для побега от страданий, она будет приземленным и очень грубым раздражителем. Если же ты принимаешь ее с благодарностью, как стимул к действию, то добьешься хороших результатов. Всё зависит от ракурса.

Но так или иначе, у тебя нет никаких поводов для претензий к народам за антисемитские настроения. Наоборот, исправление может прийти только с твоей стороны, и оно будет правильным, если ты постараешься не устранить антисемитизм, а использовать его для исправления мира, чтобы Творец смог раскрыться во всех его частях.

Из урока по статье "Поручительство"", 04.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Должники

Бутылочное горлышко

Система впрыска света

Религия любви

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Поручительство": Рабби Эльазар, сын Рашби, сказал, что не только сыновья Исраэля являются поручителями друг другу, но и все народы мира. Однако никто не спорит с тем, что вначале для реализации Торы, т.е. исправления мира, достаточно одного народа, так как невозможно начинать исправление мира всем народам одновременно.

Итак, реализация Торы – это исправление мира, призванное перевести всех из ненависти в любовь. Как пишет Бааль Сулам в статье "Суть религии и ее цель", подлинная "религия" – это наука каббала, и цель ее – привести мир к любви. Главная заповедь Торы – это заповедь о любви к ближнему, как к себе. Более ничего нет.

Однако после разрушения Храма и отрыва от истины, вследствие сокрытия и порчи, начали развиваться различные религии в нынешнем смысле этого слова. Взяв свое начало в науке каббала, общей "религии" всего мира, они выстроили эгоистическое отношение к Творцу и жизни, базируясь на принципе купли-продажи: "Давайте заработаем себе чем-нибудь рай в загробном мире".

Это совершенно не относится к истине, которую надо раскрывать здесь и сейчас, как сказано: "Мир свой увидишь при жизни своей". По определению, наука каббала – суть раскрытие Творца творению в этом мире. А потому от нас не требуется верить во что-то и производить ритуальные физические действия, чтобы получить некую награду после смерти животного тела. Ведь будущий мир – это Бина, отдача, любовь. В нем царит намерение, обращенное на отдачу, на благо ближнего. Готовы ли вы к этому? Хотите ли попасть в такой будущий мир при жизни?..

Надо проводить различие между подлинной "религией" – наукой каббала – и религиями традиционными, между подлинным действием по любви к ближнему – одной-единственной заповедью – и всевозможными действиями, которые человек придумал себе, надеясь на вознаграждение после смерти тела. В целом, религии, верования и методики разделяют людей и насаждают между ними ненависть – в отличие от науки каббала, которая говорит об объединении над всеми различиями.

Из урока по статье "Поручительство"", 04.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Праотцы как архитекторы исправления

Система впрыска света

Внутренняя "религия" души

Праотцы как архитекторы исправления

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Поручительство": Творец не нашел ни одного народа, достойного принять Тору, кроме сыновей Авраама, Ицхака и Якова.

Они олицетворяют три линии, обретаемые получающим желанием, благодаря которым оно сможет исправить себя и достичь цели – уподобиться свету. Надо лишь постоянно использовать ту методику, которую эти три линии, три свойства Авраама, Ицхака и Яакова основали изначально.

Праотцы выполняли всю Тору еще до того, как она была дарована.

Три эти линии присутствуют даже на стадии КаХаБ, в "первой трети исправления", хотя в этом и нет нужды. А реализуются они на стадии ХаГаТ и еще больше – на стадии НеХИ, т.е. в оставшихся двух третях. Сегодня настало время для заключительного этапа исправления (НеХИ), когда реализуется внешнее получающее желание.

В принципе, праотцы символизируют всю эпоху, предшествовавшую современности. Далее наступает черед "сыновей" – то есть нас. Мы должны исправить себя в трех линиях. А остальной мир – это НеХИ, он будет исправлен посредством нашей работы над ним.

В каббале эти стадии определяются как двухтысячелетия, но в сущности, считать надо не по годам, а по ступеням. Сами по себе НеХИ неспособны на исправление. Однако когда сыновья (ХаГаТ) подключаются к праотцам (ХаБаД), они могут исправлять также народы мира.

Праотцы выполняли духовную суть Торы вследствие слияния с Творцом, без предварительного выполнения ее практической части, выполнять которую у них не было никакой возможности.

Стадия праотцев включает в себя все три части: ХаБаД, ХаГаТ и НеХИ. Праотцы тоже пережили те процессы, которые происходят на последующих стадиях. И потому из десяти частных сфирот ХаБаД можно раскрыть весь процесс до конца исправления – всю методику. Праотцы еще не могут реализовать ее на деле, однако в потенциале способны спланировать и выстроить порядок будущей системы. Благодаря своей высоте они могли готовить почву для работы сыновей, поскольку не в действительности, но в потенциале уже включали в себя все желания и сосуды, которые затем используют раскрываемую ими методику.

В целом, "праотцы" – это высшая система, реализующаяся таким образом в малом желании на заре его исправления.

Из урока по статье "Поручительство"", 04.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Религия любви

Система впрыска света

Заслуги праотцев

Система впрыска света

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если праотцы были исправлены, а сыновья достигли поручительства, то кому, в сущности, была дарована Тора, методика? Для кого она предназначена: для Исраэля или для народов мира?

Ответ: Без сомнения, для народов мира. Есть аллегорический рассказ о том, как Творец обращался к семидесяти народам, предлагая им Тору. Однако ни одно из этих эгоистических желаний, лишенных духовной искры, неспособно исправлять себя, держа связь со светом, неспособно правильно реагировать на него. "Материя" получающего желания не может понимать процесс, приподниматься и меняться посредством света, если в ней нет его искры.

Как же внести ее внутрь? Для этого и предназначена дополнительная система – "народ Исраэля". Без нее невозможно обратиться к эгоистическому желанию и начать работать с ним. Даже миллиарды лет развития не помогут, если в эгоизме нет искры света. Неживая, растительная и животная природа неспособна на подъем – для желания данного вида это закономерно.

Но есть и иной вид желания – Исраэль, т.е. устремленный прямо к Творцу (яшар-Эль). Весь мир признаёт его инородность и ненавидит его, сам не зная почему. А сыновья Исраэля, в свою очередь, обнаруживают свое отличие даже тогда, когда пытаются быть как все. Некоторые даже полагают, что речь идет об особой расе, и в этой догадке есть зерно истины, хотя на другом уровне. Вся история подтверждает, что тут кроется нечто особенное – определенное явление природы. 

Соответственно, ненависть народов – тоже природное явление, и ничего с ней не поделаешь. Евреев ненавидят даже те, кто никогда не контактировал с ними. Это идет изнутри: пускай человек слыхом не слыхивал об объекте своей неприязни – он просто чувствует нечто иное. Эта ненависть коренится не в религиях, которые лишь ускоряют развитие, внешне подчеркивая разницу между теми и другими. Всё проистекает из различия в общем получающем желании: на часть его наложился отпечаток света, и эта часть обязана стать переходным звеном для остальных. В этом ее функция.

Потому и сказано: "Тебя избрал Творец". Делай что хочешь – Он избрал тебя, и всё тут. И неважно, как ты принимаешь свою миссию – ты все равно реализуешь ее, поскольку это Его выбор. Ничего выдающегося в тебе нет, просто после разделения на народ Исраэля и остальные народы у каждого из них своя задача, своя работа, своя свобода воли. Всё это разделение произведено свыше, и никто ничем не превосходит других.

Итак, сыновья Исраэля должны передать другим методику исправления. Действительно, чем еще можно доставить удовольствие Творцу, если изначально Он обратился именно к народам мира? Творец желает исправить базовое получающее желание, но вынужден выстроить вспомогательную систему, через которую и пойдет процесс. Таким образом, "Исраэль" – это система. Так выполняй то, что на тебя возложено.

Разумеется, всё огромное получающее желание должно раскрыться в сосудах народов мира. Однако не надо противопоставлять одно другому – ведь речь идет об одном целом, о едином желании. В итоге всё раскрывается в общем сосуде, все части которого сливаются в одно, как сказано: "Он един и имя Его едино". В общем сосуде всё становится "круглым", нераздельным…

Из урока по статье "Поручительство"", 04.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Религия любви

Праотцы как архитекторы исправления

Проводим в мир исправление

История всего мира – путь к поручительству

каббалист Михаэль Лайтман"Поручительство" – наиболее важная статья из всех статей Бааль Сулама. Ведь она говорит о первоосновах, о корнях нашей работы. Она объясняет, почему был создан народ Исраэля – в истории и в общем процессе развития, – почему необходимо переходное звено в передаче методики исправления от Творца к творениям, почему методика эта должна прийти через особую группу, отделившуюся от остального человечества еще в Древнем Вавилоне, во времена краха, который он символизирует.

Именно оттуда произошла та группа, которая, спустя долгое время, требующееся для подготовки человечества и собственной подготовки, передает методику исправления всему миру. Бааль Сулам объясняет также, каковы взаимоотношения этой группы с миром, какие процессы должны пройти обе стороны, – это, в сущности, и есть вся наша история.

И главное в этой истории – нынешняя ситуация. Мы подошли, что называется, к началу завершающего этапа, к заключительной сцене, и должны теперь претворить в жизнь методику исправления. Причем мало самим реализовать ее на себе, преодолев отторжение, приподнявшись над эгоизмом, объединившись между собой и в этом объединении раскрыв высший свет, Творца.

Необходимо также провести свет ко всем народам мира – именно этим мы и реализуем методику. Надо вывести людей на ступень, о которой сказано: "Все познают Меня, от мала до велика". Тогда все раскроют и познают Творца, каждый сообразно со своими желаниями-сосудами и все вместе, объединяясь и проявляя единый свет, – и тогда Творец будет раскрыт в общем сосуде.

Вот о чем повествует нам статья "Поручительство". Исходя из нее можно проводить различные векторы и разбираться с тем, что на нас возложено, – в зеркале истории, воспитания, культуры, мировых событий. Отсюда становится понятно, почему мир должен был проходить через всевозможные эпохи и процессы, устремляясь к свободе, богатству, власти, славе, науке… Мы понимаем, почему в итоге этого эгоистического развития он должен погрузиться в кризис, что происходит на современном этапе и что еще нам откроется, прежде чем мир действительно поймет, что нуждается в фундаментальном, а не внешнем исправлении. 

Ведь дело не в окружающей природе, не в системах внешнего порядка, а именно в нас самих – между собой, во взаимосвязи между нами мы должны утвердить новую систему, связующую людей. А для этого надо изменить собственное естество. Эгоисты не могут, как раньше, обеспечить нам некое решение текущей ситуации. Она изменится, только если мы изменим себя. Тогда мы преобразуем сеть нашей взаимосвязи – и тем самым изменится мир.

Всё это в целом – следствие той основы, которую Бааль Сулам описывает в статье "Поручительство".

Из урока по статье "Поручительство"", 03.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что внутри, то и снаружи

Матрешка собирается изнутри

История человечества, как развитие поручительства

Под властью чужаков

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Поручительство": Среди египтян ни одному представителю Исраэля не гарантировалось обеспечение той части его нужд, которая была отдана в руки чужаков. Товарищи не могли удовлетворить эту часть его потребностей, так как она не подлежала их власти. А до тех пор, пока человек занят заботами о себе, он не может даже подступиться к выполнению заповеди о любви к ближнему, как к себе.

Исправляя свое получающее желание на отдачу, мы можем условно разделить его на две части:

  • одна часть относится к действиям по отдаче, распространению, объединению, когда, устремляясь из себя наружу, человек постепенно продвигается по направлению к отдаче, к Творцу;
  • другая часть – это само получающее желание, всё еще пребывающее в эгоистическом намерении и помышляющее лишь о себе в самых разных формах – что называется, "отданное в руки чужаков".

Человек как бы "раздвоен": одна его часть находится в изгнании, а другая выходит из него к избавлению.

Пока эгоистическое желание властвует над человеком, не позволяя ему помышлять о распространении, отдаче, объединении, любви и т.д., то есть не дает заботиться о ближнем, учась правильному отношению к Творцу, – у человека нет ни малейшего шанса на выход из изгнания. Пребывая в своих эгоистических получающих желаниях, он начинает получать в них удары и, по безвыходности, больше не надеется на хорошую материальную жизнь – ведь она несет ему не наслаждения, а одни страдания.

Тогда человек согласен на побег из Египта, из-под власти "народов мира", т.е. своего эгоизма, и готов предать себя отдаче. Бедствия помогают ему решить, что лучше перейти на ту сторону, где, по крайней мере, не будет ударов. Это помогает человеку избавиться от части, которая находится под властью чужаков, сократить себя в ней и перейти на сторону отдачи, где он начинает прикладывать усилия. Таков путь страданий. 

И есть так же путь света, путь Торы – когда посредством различных действий мы вызываем на себя свет и он исправляет наше отношение, привлекая внимание к замечательным и добрым усладам отдачи. Этот свет меняет во мне шкалу ценностей, дает почувствовать, что отдача – это нечто высокое, почитаемое, хорошее. Такой она выглядит теперь в моих глазах, и тогда я всё больше тянусь к ней, готовый сократить получающую часть, которая кажется мне презренной. Так я продвигаюсь вперед с помощью света, путем ускорения.

Итак, мы можем идти тем или иным путем, но всегда человек должен видеть себя "наполовину виновным и наполовину оправданным". Одна его часть находится во власти товарищей по группе, и в ней он готов на отдачу и объединение, а другая его часть пребывает во власти чужаков. Речь идет именно о таком человеке, а не о тех, кто целиком погружен в вожделения этого мира, не может выбраться из них и не чувствует устремления к подъему над собой.

Из урока по статье "Поручительство"", 03.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не захочешь – не найдешь

Когда же придет конец Египетскому рабству

Чтобы поручиться, надо подняться над собой

Поручительство либо себялюбие – третьего не дано

конгресс, группаПо статье Бааль Сулама "Поручительство" (текст статьи выделен жирным шрифтом).

Дарование Торы человеку по необходимости было отложено до исхода из Египта, т.е. до тех пор, пока человек не сбежит от своего эгоизма, пока не решит, что больше не желает быть привязанным к нему.

Лишь тогда сыновья Исраэля стали народом. Теперь человек готов объединяться со всеми товарищами, чтобы начать развиваться над эгоизмом.

Тогда все их потребности оказались в их руках и перестали зависеть от других. Группа хочет утвердить себя так, чтобы между товарищами царило одно лишь альтруистическое намерение, генерирующее и формирующее силу для отдачи Творцу.

Тогда они стали способны принять поручительство, и им была дарована Тора. Тем самым они подготовили себя для взаимосвязи, называющейся "поручительством", которая формируется и раскрывается им посредством света, возвращающего к Источнику, или "Торы".

Поэтому и после получения Торы, если изменят единицы из народа Исраэля и, не считаясь с ближними, вернутся в грязь эгоистической любви… То есть речь идет не об окончательном успехе, поскольку всегда возможен откат – падение, выход из поручительства. …Тогда забота о потребностях, которая была на них возложена, заставит каждого из Исраэля заботиться о самом себе. Ведь единицы эти не пожалеют его совершенно. Если каждый из товарищей в группе не прилагает все силы к поручительству, к взаимному, всеобщему объединению или вообще выпадает из него, тогда его доли недостает всей системе. И из-за таких людей опускаются все.

И само собой, станет невозможным выполнение заповеди о любви к ближнему всем народом Исраэля. Сосуд называется "поручительством", а свет, ощущение, которое их наполняет, называется "любовью". 

В итоге, те, кто сбрасывает ношу с плеч, заставят соблюдающих Тору остаться в трясине эгоистической любви. "Соблюдающие Тору" – это те, кто постоянно заботится о единстве и привлекает для этого свет, возвращающий к Источнику, чтобы их объединение соответствовало свету и все время прогрессировало по своей мощи и характеру – навстречу всё большему раскрытию Творца. Такие люди, что называется, неизменно держатся "Торы и заповедей", т.е. всё более высокого и сложного исправления и сплочения.

…Ведь без их помощи народ не сможет выполнять заповедь о "любви к ближнему, как к себе", совершенствуясь в любви к ближнему. Необходимо постоянно укреплять поручительство, связь между ними. Именно там раскрывается свет любви всё большей мощи.

Таким образом, мы видим, что все сыновья Исраэля – поручители друг другу, как с позитивной, так и с негативной стороны. "Исраэль", т.е. устремление "прямо к Творцу" (яшар-Эль), возможно только при поручительстве. И наоборот, без поручительства нет и Исраэля, то есть они не называются "Исраэлем", если не строят между собой поручительство.

"Исраэль" и "поручительство" – синонимы, означающие духовный сосуд, в котором раскрывается свет любви.

С позитивной стороны, они соблюдают поручительство вплоть до того, что каждый обеспечивает и наполняет все потребности товарищей. Человек заботится о цельности общего сосуда, чтобы он пребывал в поручительстве и единстве по всем направлениям, в качестве совершенной, интегральной системы.

А потому они могут полностью исполнять Тору и заповеди. Раз за разом они добавляют исправления к тому, что им раскрывается. А раскрываются им, конечно же, пороки – подобно тому, как это было с сыновьями Исраэля в пустыне. Здесь-то и нужна Тора, т.е. учение, показывающее, как исправлять изъяны, проявляющиеся после выхода из Египта. Приподнявшись над своим "Египтом", сыновья Исраэля начинают формировать контуры народа, привлекая свет под названием "Тора" и постоянно стоя на страже, в готовности учиться тому, как надо действовать. Это действие, этот статус, этот процесс – и есть "народ Исраэля", продвигающийся прямо к Творцу.

Они могут полностью исполнять Тору и заповеди, то есть доставлять наслаждение Создателю. В этом кроется причина и цель всей их работы. И возможны здесь только два состояния: поручительство, либо эгоизм. Посередине ничего нет.

Из урока по статье "Поручительство"", 03.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

История всего мира – путь к поручительству

Матрешка собирается изнутри

Что внутри, то и снаружи

Что внутри, то и снаружи

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Поручительство": Если некоторые из народа вместо того, чтобы соблюдать поручительство, хотят оставаться погруженными в себялюбие – тем самым они и остальных вынудят погрязнуть в собственной грязи и порочности, без всякой возможности выбраться из этого мерзкого положения.

Это относится и к отдельному человеку, когда он не безупречен в своих усилиях по соблюдению поручительства и сокращению тех желаний, которые на это неспособны. Если он колеблется, отчасти склоняясь к поручительству, отчасти – нет, то ослабляет все свои желания, которые еще не исправлены, т.е. "народы мира".

А кроме того, весь мир подразделяется на "Исраэль" и "народы мира", и это играет важнейшую роль для нашего поколения. Если мы, "народ Исраэля", не соответствуем законам поручительства, то проецируем на "народы мира" нечто вроде разрешения оставаться в эгоизме и укрепляем их в этом. И наоборот, своей честной работой в поручительстве и объединении мы раскрываем свет в Исраэле и тем самым помогаем исправиться народам мира.

Исраэль называется Гальгальтой вэ-Эйнаим (Г"Э). А народы мира – это АХАП, находящийся в сокращении (Ц"А – Первое сокращение). Мы работаем над поручительством не в АХАПе (там это невозможно), а только в Гальгальте вэ-Эйнаим. Однако если и здесь мы до какой-то степени позволяем себе изъяны, относящиеся к испорченным желаниям, если ленимся и пренебрегаем исправлением определенной части, тогда в соответствующей же мере усиливаем сосуды АХАПа.

А между тем, мы находимся также в связи с народами мира. Соответственно, свет, воздействующий на обе части Гальгальты вэ-Эйнаим, проходит к АХАПу и к народам мира, которые чувствуют свою силу. 

2012-06-03_rav_bs-aravut_lesson_n3_01

Таким образом, наше внутреннее разделение влияет на происходящее в мире, и когда народы винят в чем-то Израиль, они, по сути, правы. Ведь если бы мы исправили себя, в мире просто не могло бы быть негатива. Всё зависит от исправления в Исраэле – отсюда проистекают глобальные последствия, как хорошие, так и плохие…

Из урока по статье "Поручительство"", 03.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

История всего мира – путь к поручительству

Поручительство либо себялюбие – третьего не дано

Предпочесть внутреннее

Протестуем созидательно

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сегодня в Израиле возрождается социальный протест. Узнавая о многократно завышенных ценах, люди чувствуют себя "использованными", и это их объединяет…

Ответ: Верно. Внешне создается впечатление, что протест способен привести к реальным переменам. Если правильно организоваться, можно опустить цены на товары, скажем, вдвое.

Однако Творец намеренно показывает нам эту обманчивую картинку: как будто бы таким образом мы можем исправить то, что Он испортил, и зажить счастливо. На самом деле, в итоге мы ничего этим не добьемся, даже если все расчеты указывают на повышение достатка.

Казалось бы, раньше я едва дотягивал до получки, а теперь могу потратиться на что-нибудь. Но вот беда – не выйдет.

Ведь Творец хочет, чтобы посредством этих "упражнений" мы приподнялись над своей жизнью. Так же отец с какого-то времени начинает представать перед сыном в различных ипостасях: наигранно грозным, притворно прохладным и т.д. Это не просто разные выражения лица и смена тона – тем самым сын изучает поведение папы.

Малыш просто испугался бы суровости, а более взрослый ребенок задумывается: "Зачем он так делает? Чего хочет?" Еще повзрослев, сын уже понимает отцовские намерения, уже видит, чему его хотят научить, – и приобщается к отцу, к его любви и программе обучения: "Что он хочет показать своим недовольным видом моему испорченному желанию? Как изменится это желание, чтобы я увидел улыбку на его лице?"

Ведь Творец желает, чтобы мы отождествили себя с Ним, прониклись Его разумом и чувством, поднялись на новую ступень, вместо того чтобы иметь дело с "кислыми физиономиями", которые строит нам этот мир. А потому социальный протест не принесет успеха и не облегчит нашу жизнь. 

Вопрос тут в другом: используем ли мы пробуждение народа, чтобы подвести его к тем рубежам, которые надо взять сегодня? Настало время объяснить людям ситуацию: сколько ни понижай цены, реальной прибавки нам не видать. Человек живет ощущением, и даже шоппинг на сэкономленные деньги тут не поможет: его "подставят" так, что вместо наслаждения он еще больше погрузится в депрессию. На фоне благосостояния прокатится волна самоубийств или возрастет потребление наркотиков…

Хватит строить сиюсекундные планы, близоруко рассчитывая отыграться на тех, кто нас грабит. Грабительство не ограничивается магнатами, однако мы говорим не о человеческом эгоизме, а о том, кто играет с нами на этих примерах. Так вот, надо найти понятное объяснение, чтобы люди постепенно поняли происходящее.

Так или иначе, если протест не направлен на объединение, если его цель – поквитаться с кем-то, это пойдет народу лишь во вред. Разговоры о разбойничьих ценах лишь ослепляют его и затыкают ему рот, вместо того чтобы нести наполнение сердцу и разуму.

Если не поднимать всё человечество к осознанию Высшей силы, страдания будут только усиливаться. Творец хочет привлечь тебя к Себе, а ты играешься ценниками на продуктах и скандируешь популистские лозунги. Всё это выльется лишь еще бóльшими бедами. Забери хоть все деньги у магнатов – завтра ты останешься ни с чем. Ведь ты разбазаришь эти миллиарды, растеряешь рабочие места и оставишь людей без всякого заработка вместо нынешнего, пускай недостаточного.

Начинать надо с причины, а не следствия: Творец выстраивает ситуацию таким образом, чтобы мы пришли к Нему. Ведут ли к Нему социальные протесты? Если они подвигают нас к объединению, то да. Если же всё дело в том, чтобы свалить, сломать кого-то, то нет.

Приподнимись немного и взгляни на то, что движет всем. Ничего нельзя сделать, не изменив человеческую природу, которая и определяет текущую систему. Преобрази ее, подними людей – вот в чем решение. А иначе, на радость ненавистникам, ты доведешь дело до революции, подобной тем, каких было уже немало в истории.

Из урока по статье "Суть науки каббала", 18.05.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

За протесты заплатят протестующие

До социальной справедливости нужно дорасти

Чего требуют люди на площади

Исправление идет изнутри

каббалист Михаэль ЛайтманУрок из Америки

Бааль Сулам, "Шамати", статья 69, "Вначале будет исправление всего мира": Вначале будет исправление мира, а потом – полное освобождение. Сначала исправляется внутренняя часть миров, а затем внешняя. Исраэль же относится к внутренней части.

"Исраэль" – это те, кто тянется "прямо к Творцу" (яшар-Эль), у кого есть точка в сердце. Когда-то в Древнем Вавилоне группа людей раскрыла это желание и отделилась от остальных, назвав себя по своему направлению к цели. Далее группа эта стала народом и прошла через тысячелетия.

И вот теперь история повторяется: снова появилась группа, организующаяся согласно тому же принципу и тоже называющаяся "Исраэль" – по вектору своего развития. Она относится к внутренней части, поскольку представляет собой желания Гальгальты вэ-Эйнаим, сосуды отдачи.

Сказано о них: "Вы – малый из народов". Однако путем исправления внутренней части исправляется также внешняя часть – только постепенно, малыми порциями.

Таким образом, достаточно исправления "одного процента", чтобы был исправлен весь мир – поочередно, фрагмент за фрагментом.

А значит, нам необходимо находить таких людей, которые придают важность цели творения, внутреннему развитию. Надо налаживать между ними связь, чтобы они ощутили и поняли, куда устремлена вся наша эволюция. Сплачиваясь и исправляя себя, они перенесут исправление и на внешнюю часть, окажут воздействие на весь мир.

И потому мы проводим американский конгресс не для внешнего распространения, а для людей, стремящихся раскрыть Высшую силу. Надо предоставить им необходимые условия для объединения, чтобы они смогли осуществить исправление – и тогда от них оно перетечет наружу.

Они должны чувствовать себя ответственными за это – ведь внешняя часть не может действовать самостоятельно. Обычные люди – от власть предержащих до рядовых граждан – не могут исправить себя. На это способны только те, у кого есть точка в сердце. К ним-то мы и обращаемся, объясняя им, от чего зависит исправление и чтó им надо сделать, чтобы помочь миру.

Из урока по статье из книги "Шамати", 10.05.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Школа, которую не бросишь

Роль Исраэля перед миром

Исраэль: по праву рождения или по цели?

Мост над вечными раздорами

каббалист Михаэль ЛайтманИз урока, посвященного Дню независимости Израиля

В такой день не принято говорить о недостатках, т.е. о ненаполненных желаниях, но мы всегда оцениваем всё относительно желаний.

Первым делом надо понимать, что понятие "Исраэль" означает намерение "прямо к Творцу" (яшар-Эль). В принципе, мы отпразднуем настоящий День независимости Исраэля тогда, когда освободимся от власти своего эгоизма, когда объединимся между собой над себялюбием, когда хотя бы в минимальной степени удержим эту связь и она возобладает над разобщающим желанием, что бурлит в нас злым началом. Тогда сила единства воцарится над силой разобщения. Это и есть избавление из рабства, независимость.

Свободны ли мы на материальном уровне? Свободна ли наша группа в духовном мире? Это мы должны спросить у самих себя и сделать замер. Ведь всё относительно, и, поднимаясь по духовным ступеням, мы будем снова и снова раскрывать возросшую силу раскола, соответствующую новым решимот. А затем мы будем обретать силу единства при помощи света, возвращающего к Источнику.

Таков путь: единение и разобщение вечно сменяют друг друга. Тогда где же тут независимость? Она заключается в том, что мы контролируем тенденцию. Даже падая и как будто теряя самостоятельность под властью дурных желаний, мы все-таки знаем, как и посредством чего выходить из них. Потому-то мы и называемся независимыми.

Сегодня мы все еще подчинены своим эгоистическим желаниям и потребностям. В этом мире мы, как народ, еще не объединены, еще отторгаем друг друга и не желаем братской любви, еще не принимаем ее как цель, а отводим ей роль одного из вариантов, возможно, желательного, но не "горящего". И нам больно оттого, что в нас не пылает этот огонь.

Мы пребываем в состоянии изгнания, а не избавления или независимости. Ведь "независимость" означает, что у нас в руках, по крайней мере, есть средства, которые позволяют ее достичь. Свыше мы получили все необходимые условия, чтобы утвердить свою независимость, приподнявшись над эгоизмом в общем единстве. Однако мы еще не достигли ее, чтобы затем сразу же передать народу и миру. 

Все наши товарищи по всему миру должны чувствовать это: и в материальном, и в духовном нам необходимо осуществить свою задачу и прийти к независимости дающего желания над получающим. Это называется "вера выше знания". Вот что перед нами стоит.

Специфика нашего времени заключается именно в том, что всё готово для исправления: и мир приближается к нему, и мы всё лучше понимаем это, и возможности у нас имеются. Никто не мешает – ни физически, ни морально, ни духовно. У нас нет сильных врагов и ненавистников, которые не позволяли бы нам делать свое дело.

Так что, проблема остается только в нас самих. Мы должны по-настоящему прочувствовать, что находимся под властью Фараона, что внутри нас царит чуждая сила и только она не дает нам вести войну за независимость.

Вопрос: Потребность в переменах растет. Все уже понимают, в чем причины проблем, понимают, что всё дело в окружении, в разобщении и отсутствии взаимного доверия…

Ответ: Однако еще нет полного, всеобщего согласия с тем, что всё разрешится путем объединения.

Вопрос: Как люди могут прийти к общему мнению, к общему знаменателю?

Ответ: "Все прегрешения покроет любовь". В этом весь секрет. Мы ничего не исправляем напрямую – мы строим наше единство над всеми проблемами и раздорами.

Плутая в лабиринте конфликтов, мы никогда ничего не добьемся. Начни разбираться с этой трясиной – и ты утонешь в ней. Египет просто "поглотит" тебя, похоронит под толщей своих пирамид. Сказано об этом, что Фараон сзади высасывает силы сыновей Исраэля. Это и есть египетское рабство, из которого мы не сможем подняться, если будем напрямую работать с изъянами, раскрывающимися между товарищами. Так делать нельзя. К этому принуждает нас Фараон, эгоизм, как будто бы справедливо указывающий на проблемы, которые сперва надо решить. "Молодец, занимайся духовным продвижением, – говорит он, – но только на моей территории, среди вечно испорченных взаимоотношений между вами". И нельзя с ним соглашаться!

Оставь этот эгоизм, ты не исправляешь его – ты хочешь над ним выстроить мост любви. И только тогда ты добьешься успеха – верой выше знания. Ведь духовное лежит над материальным. Всё это устроил Творец, и потому мне нужно лишь сбежать от Фараона, иными словами, приподняться над ним. Не надо его истреблять или исправлять. Когда я начну строить что-то над ним, тогда "ангел смерти" превратится в "святого ангела". Этого и просит Моше: "Отпусти народ мой!"

Из урока на тему "День независимости", 26.04.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как положить конец войнам?

Предпочесть внутреннее

Вернуться в свое исконное желание

Как положить конец войнам?

каббалист Михаэль ЛайтманИз беседы, посвященной Дню памяти павших в войнах Израиля и жертв террора

Сегодня мы ведем не войну на выживание, не войну за освобождение, не войны с агрессорами, а войны за прямой курс на отдачу. Именно так надо рассматривать текущую ситуацию.

В свое время группа Авраама отделилась от человечества, сосредоточенного тогда в Древнем Вавилоне, и с тех пор всё наше существование призвано лишь к тому, чтобы исправить себя, пройдя через разбиения и разрушения, изгнания и катастрофы. Всё это – суть многочисленные горькие исправления, в результате которых мы вернулись сегодня в землю Израиля.

Не все в народе принимают это возвращение, а среди принявших не все одинаково относятся к государству и армии. Разумеется, речь идет о болезнях роста, которые мы должны пройти на этапах своего развития. В газете "Народ" и в других местах Бааль Сулам пишет, что мы еще не являемся народом в подлинном, духовном смысле этого слова. Вот выдержка из его "Статьи в завершение Книги Зоар":

Наше поколение – это поколение Машиаха. Поэтому мы удостоились избавления нашей земли от власти чужаков. Но удостоились мы этого лишь в качестве дара Творца, хотя сами еще ничего не получили. Этим нам лишь дана возможность начать духовное возвышение. И тогда мы достигнем великого успеха – получим всё, что обещано поколению Машиаха, чего не знали все предшествовавшие нам поколения.

В этом свете надо видеть тот путь, который прошли поколения народа. Процесс этот обязателен, несмотря на все бедствия, которые с ним связаны, а в его итоге мы получили возможность вернуться в землю Израиля, чтобы воссоздать здесь страну и народ. Сегодня это в наших руках: все необходимые условия имеются, и отныне мы должны пролагать путь к исправлению мира. Только когда мы будем готовы к этому, прекратятся беды и проблемы, которые направлены именно в нашу сторону. 

Сегодня к категории "народа Исраэля" относится каждый, кто устремлен к духовному, к раскрытию духовного Управления и Высшей силы. Такие люди устремлены "прямо к Творцу" (яшар-Эль), и сегодня они должны принять форму отдачи. Тогда прекратится давление на Израиль, и мы сможем правильно позаботиться обо всем мире. В этом и состоит наше предназначение.

Пока мы не видим общей картины, своей роли, цели, а также процесса, который должны реализовать на пути к ней, – нам не понять, почему бедствия систематически обрушивались нам на голову вплоть до сего дня и когда завершатся страдания и войны. Мы не можем их остановить, зато мы можем исправить себя, и тогда они прекратятся. Просто несерьезно и непрактично с нашей стороны – рассчитывать на то, что мы избавимся от них без самоисправления.

Здесь необходимо знание всей системы: почему это происходит, в чем причины, что на нас возложено, к какой цели мы должны прийти и какое состояние должны для этого реализовать. Лишь тогда можно говорить о решении проблем, лишь тогда не будет больше войн и павших героев.

Если бы люди видели общий процесс, общую тенденцию, они убедились бы, что мы опускаемся, становясь еще хуже, чем были раньше. Мы не отстраиваем народ и страну, не приходим ни к какому консенсусу в своей среде. Наоборот, всё больше людей относятся к народу и стране с потребительских, утилитаристских позиций: пока человеку хорошо – он здесь, а когда плохо – он уезжает. Он не ассоциирует себя ни с чем из того, что тут имеется. Покажи ему в мире доступное место получше, и он сразу же отправится туда.

И потому, в целом, вопрос стоит так: чего тут плакать, если мы ничего не делаем? Разве это не глупо и не инфантильно? Вместо того чтобы просто лить слезы, клянясь, что беда не повторится, давайте разберемся, давайте найдем причину происходящего. Новые ракеты и самолеты – это хорошо, но давайте вглядимся и уточним наш анализ.

Чего нам недостает? Даже в прямом, практическом смысле: почему многие не готовы идти в армию? Потому что мы не заботимся о народе, о его духе и самосознании. Взгляните, чему мы учим подрастающее поколение. Ведь дело тут не в армейской службе, а во вкладе человека в общество. И если мы не заботимся об этом – чего потом плакать?

Не лучше ли вложить серьезные силы и средства в то, чтобы изменить внутреннее состояние народа, в его подъем, благодаря которому станет возможен общий консенсус? Ведь иначе непризнание страны и ее павших героев из отдельного явления превратится в мейнстрим…

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отряд особого назначения

Инопланетяне

От войн к миру

Пока не поздно, разбудите стрелочника!

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сейчас, когда мы начинаем действовать, как одна общая, мировая группа, изменяется ли работа локальных групп?

Ответ: Нам нужно строго судить самих себя и сделать четкий, ясный и очень серьезный расчет. Мы должны научиться, судя по общему высшему управлению, по действиям Творца в мире, насколько мир нуждается в исправлении, и насколько мы пока еще далеки от его реализации – от участия в нем, готовности стать тем переходным мостом, адаптером, через который пойдет исправление.

Это должно пробудить нас и придать нам подлинную серьезность и ответственность от понимания своей роли.

Недопустимо делать расчет лишь на самих себя и заблуждаться, что с нами все в порядке и можно еще подождать. Расчет ведется очень суровый и даже вызывает опасения. Это похоже на предупреждения, которые делал Бааль Сулам перед катастрофой. Если народ Израиля (и каждый, кто называется Исра-эль - стремящийся "прямо к Творцу") не выполняет всех необходимых условий, он этим вызывает усиление внешних сил и приводит к их победе над внутренними силами.

И тогда приходят большие беды. В мире начинает править злая убийственная сила, которую мы сами же вызвали. Поэтому нужно относиться очень серьезно и с большой ответственностью: каждому человеку по отношению к группе, каждой группе по отношению к остальным группам, к общей мировой группе, и всей мировой группе – по отношению к миру.

Мы уже находимся в таком состоянии, в таком году, который является судьбоносным во всей истории человечества и определяет, по какой колее оно будет дальше продвигаться: путем света или страданий.

Из урока по статье Рабаша, 24.04.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мы нужны миру

Роль Исраэля перед миром

Духовная группа и все человечество

Эпоха свободного выбора

каббалист Михаэль ЛайтманИз урока, посвященного Дню памяти катастрофы европейского еврейства

Трудно говорить о Катастрофе, поскольку тема эта неразрывно связана с чувствами людей. Гораздо спокойнее мы можем обсуждать войны, которые шли тысячи лет назад, хотя тогда они подчас велись внутри народа – например, между эллинистами и теми, кто держался изначальных принципов. А в целом народ Израиля, разумеется, вел немало войн с внешними врагами: римлянами и др.

Мы знаем, что в прошлом все войны являлись результатом несоответствия Исраэля своему предназначению. Известно из ТАНАХа и Гмары, что если бы народ Исраэля действовал правильно, ни один народ не властвовал бы над нами. Бааль Сулам пишет об этом в статье "Поручительство", и еще раньше Ари сказал, что если бы мы оставались поручителями друг другу, как на ступени Первого Храма, и не упали бы оттуда, то силы скверны не получили бы над нами власть.

Однако наш спуск был заложен в программе творения, чтобы и в этом мире, по аналогии с духовным, мы прошли через разбиение царей ДАХГАТ, т.е. разрушение Первого Храма, и разбиение царей ТАНХИМ, т.е. разрушение Второго Храма. В нашем материальном мире мы тоже должны были пережить два этих разрушения – и потому упали с духовной ступени на самое дно.

В свое время рабби Акива рассмеялся, увидев пустошь на месте Храма. "Я никогда не верил, что это осуществится, – сказал он. – И раз уж Второй Храм разрушен, теперь нет сомнения в том, что будет воздвигнут Третий и настанет полное избавление". Таким образом, два разрушения и долгое изгнание были необходимы. Можно сказать, что свободного выбора тогда еще не было – все состояния определялись взаимодействием света и сосуда на пути сверху вниз.

И вот, сегодня, когда мы дошли до самой низкой ступени и достигли наибольшего эгоизма, берет начало новый мир. Он уже "закругляется", уже проявляет разбиение, и, как говорит Бааль Сулам, мы стоим на пороге избавления.

Вследствие этого на нас воздействуют уже другие законы – не те "механические" принципы, которые раньше двигали нас вперед вместе со всем человечеством. Параллельно с его развитием, мы проходили различные состояния подъемов и падений вплоть до настоящего времени, но отныне начинается другая эпоха – эпоха свободного выбора. 

После разбиения, падения и взаимовключения с миром сегодня всё готово к исправлению. И исправление это осуществляем именно мы – посредством добрых дел и просьбы, идущей от разбитых душ. Однако сами они, будучи разбитыми, неспособны на просьбу и добрые дела. Как же быть?

Мы стараемся объединиться в одно целое, как это было до разбиения, до разрушения Храма. И пускай мы не в силах это осуществить, но сами наши усилия – и есть "добрые дела". Я стараюсь до тех пор, пока не взмолюсь о помощи, пока не закричу: "Спасите!" Тем самым я подниму МАН – просьбу об исправлении, а свыше в ответ придет помощь, которая называется МАД.

Таким образом, у нас есть свобода воли: мы можем ускорить свою историю, процесс, который должны пройти. Если же мы не выполняем ежесекундно то, на что способны по собственному свободному выбору, тогда упущенное и нереализованное нами состояние не приходит как долгожданная заря в свойстве милосердия (хасадим), а обращается свойствами преодоления (гвурот). Как следствие, вместо "спокойных вод" приходят "свирепые воды", вместо вод Бины – воды потопа, и т.д. Вместо того чтобы идти вперед по пути Торы и света, в любви к ближнему, как к себе, мы бредем, подстегиваемые бедами, которые не продвигают, а лишь заставляют нас осуществлять те действия, которые мы пропустили. Ведь так или иначе, мы обязаны их завершить.

Здесь возникает вопрос. Вначале я мог произвести определенное действие благодаря объединению в группе, пониманию и ощущению, слиянию товарищей, взаимопомощи и т.д. Я мог тянуться к тому, что не представлялось насущной необходимостью, пускай даже искусственно поднимая в своих глазах важность этого действия. Но теперь, когда меня подстегивают бедствия и необходимость, – разве я реализую свой свободный выбор? Нет. Значит, я иду к концу исправления, подобно животному, бегущему от ударов бича? И это называется духовным развитием? Где здесь свобода воли?

Дело в том, что беды все-таки подведут нас к размышлениям, с их помощью мы начнем нащупывать зло. Однако за это придется заплатить, и в таком случае наш свободный выбор будет намного более сложным, многослойным. Ведь уступок здесь не бывает, человек все равно должен по собственной воле пройти каждый шаг на 125 ступенях подъема от самой низкой точки назад к концу исправления. Иначе он не будет человеком.

Итак, мы поднимаем просьбу об исправлении (МАН) и получаем от Бины ответ (МАД). Если этого не происходит, мы переходим к свойствам преодоления – гвурот. А это означает несчастья и бедствия, личные и общие, включая Катастрофу. В целом, этот процесс прокатывается по всему человечеству, а по народу Исраэля – в несколько раз сильнее, поскольку он не выполняет своей функции.

В конце "Предисловия к Книге Зоар" Бааль Сулам говорит о том, что мир делится на две части: внутреннюю и внешнюю – "Исраэль" и "народы мира". "Исраэль" также делится на две части: к внутренней относятся те, кто изучает науку каббала, чтобы исправить себя, а к внешней – те, кому нет дела до исправления. В свою очередь, внутренняя часть "народов мира" – это их "праведники", а внешняя часть – "нечестивцы", "вредители".

В этой системе действует связующий механизм: как соотносятся между собой две части в "Исраэле", так же они соотносятся и в "народах мира". И потому когда изучающие науку каббала поднимаются наверх – в "народах" тоже обретают силу люди, тянущиеся к объединению, к доброму общежитию. И наоборот, если в "Исраэле" пренебрегают внутренней частью Торы, наукой каббала, иными словами, своим предназначением, тогда и в "народах" пирамида переворачивается: внешние поднимаются наверх и берут власть над миром. Разумеется, эти события, будучи более масштабными, негативно сказываются на "Исраэле", послание и цель которого опускаются, уступая вершину нечестивцам и низвергая в самый низ тех, кто изучает каббалу и близок к духовному. Так протягивается "вертикаль власти".

Это и случилось с нами во времена Гитлера. Исраэль действовал противоположно своей роли, предпочитая материальное духовному, и, сообразно с этим, в народах мира разрушительная часть возвышалась над доброй, пока пирамида не перевернулась. Ну а тогда пришел "вредитель" и сделал свое дело…

Из урока на тему "День памяти Катастрофы и героизма", 19.04.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Предпочесть внутреннее

Исраэль: по праву рождения или по цели?

Задача Исраэля

Предпочесть внутреннее

каббалист Михаэль ЛайтманИз урока, посвященного Дню памяти катастрофы европейского еврейства

Бааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.71: Если каждый из нас примет на себя всей душой и всем существом обязанность возвеличивать отныне и далее внутреннюю часть Торы и предоставлять ей достойное место, в соответствии с ее значением относительно внешней части – тогда каждый из нас удостоится усилить свою внутреннюю часть, т.е. категорию "Исраэль" в себе – потребности души – над своей внешней частью, т.е. "народами мира" в себе – потребностями тела.

А внутренняя часть народов мира – праведники – усилятся и покорят их внешнюю часть – разрушителей. А также внутренняя часть мира – Исраэль – превзойдет во всем своем величии и добродетели внешнюю часть мира – народы. И тогда все народы мира осознают и примут превосходство Исраэля над ними и исполнят слова пророка Исайи: "Принесут они сыновей твоих в поле, и дочери твои несомы будут на плечах".

На каждой ступени всё зависит от соотношения внутреннего и внешнего, и высшие ступени определяют то, что случится на низших. А потому каждый из нас, т.е. каждый, кто занимается наукой каббала и относится к "Исраэлю", к категории, устремленной прямо к Творцу (яшар-Эль), определяет дальнейший ход событий, предпочитая внутреннее внешнему, ставя духовное продвижение, любовь, единство, отдачу выше своей внешней части: выгоды, успеха, желания быть сильным и важным человеком, насаждающим свое мнение, властвующим над другими и т.д. Внутренняя борьба каждого из нас и ее выражение в группе определяет, куда пойдет мир.

Но в таком случае, если всё зависит от нас, зачем нам нужно распространение? Дело в том, что весь мир сегодня тоже должен разобраться с внутренней и внешней частью. На каждой ступени, на каждом уровне каждому человеку придется определиться с этим и предпочесть объединение – чтобы присоединиться к нам. И тогда "народы мира", или же наши эгоистические желания, придут и будут поддерживать альтруистическую часть, ведущую мир вперед.

Таким образом, как уже сказано, всё зависит от соотношения между внутренним и внешним, между духовным продвижением и всеми прочими, материальными интересами. 

Отсюда вытекает большой вопрос: что мы можем сделать, чтобы бедствия не вернулись в мир? В конечном счете, как бы это ни было неприятно, мы должны принять слова Бааль Сулама: нет никого, кроме Него, закон нерушим, и кроме тех, кто имеет доступ к свету, возвращающему к Источнику, никто другой не может хоть как-то повлиять на продвижение мира.

А потому следует признаться: это мы виноваты в страданиях мира и в тех бедах, которые его постигают. Об этом и говорит Бааль Сулам: поскольку Исраэль предпочел внешнее внутреннему и не открыл науку каббала в нужное время, постольку он сам вызвал на себя Катастрофу…

Из урока на тему "День памяти Катастрофы и героизма", 19.04.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эпоха свободного выбора

Нацизм: больше никогда?

Слезами делу не поможешь

Страница 284 из 320« Первая...282283284285286...Последняя »