Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
День Независимости Израиля

каббалист Михаэль ЛайтманЯ очень рад, что бо́льшая часть моей жизни прошла здесь.

Я рад, что мой народ после тысячелетних изгнаний существует как народ и как граждане в своей стране.

Я рад, что от года к году мы все-таки крепнем и строим все лучшую и лучшую страну на зависть всем и на злость врагам.

Я надеюсь, что мы сможем преодолеть еще множество проблем, существующих в нашем народе, которые, в основном, касаются его объединения в одно единое целое.

Я очень надеюсь, что на следующий год – год семидесятилетия страны – мы достигнем состояния, когда действительно станем "как один человек с одним сердцем", о чем было сказано еще при рождении нашего народа 3000 лет назад.

Давайте сделаем так, чтобы это обязательство исполнилось.

Удачи! И хорошего Дня Рождения!

Предыдущие сообщения на эту тему:

День Независимости

День Независимости всего мира

День Независимости: парадокс, ведущий к полной независимости

Мои мысли в Twitter, 01.05.17

каббалист Михаэль Лайтман ТвиттерДень Независимости. "Никогда больше" - это не заклинание. Это инструкция для каждого из нас. Никогда больше не пренебрегать ближним.

 

День Независимости. - Мы независимы, когда едины как Семья.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мои мысли в Twitter, 30.04.17

Мои мысли в Twitter, 28-29.04.17

Мои мысли в Twitter, 27.04.17

День независимости Израиля (клип)

День независимости Израиля

Борьба за независимость от эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманНужно понять, что означает понятие независимости для Израиля, ведь оно кардинально отличается от того, что считается независимостью на других уровнях: неживом, растительном, животном и среди других народов.

В итоге, все человечество должно достичь независимости в понимании Исраэль, поскольку это группа, выполняющая программу исправления всего мира, словно на предварительном этапе, в лаборатории.

Поэтому достижение независимости в этой группе нужно рассматривать как будущее достижение независимости всего мира. А сегодня особенно ощущается, как миру ее не хватает. И для того, чтобы понять, что такое независимость, нужно прежде ощутить, что значит быть рабом своего желания насладиться.

Понемногу люди начинают осознавать, что эгоистичная природа человека держит его в рабстве и беспощадно использует, не давая ему возможности ни жить, ни умереть.

Вся жизнь – это лишь бегство от страданий, словно жалких, избиваемых животных. Небольшие радости считаются уже счастливой жизнью. Поэтому нужно понять, что независимость – это, в первую очередь, независимость от нашей природы, от своего эгоизма

И у этой независимости есть уровни, ведь вместо власти эгоизма нам нужно попасть под новую власть, так как невозможно без оживляющей силы, с помощью которой можно управлять своей жизнью. Но мы сами выбираем эту силу, предпочитая ее всем другим возможностям.

Поэтому независимость – это очень широкое и высокое понятие, включающее в себя всю реальность. Ведь независимость присуща только Творцу, и если мы действительно хотим достичь независимости, то нам надо подняться до Его состояния, Его ступени, Его природы.

Такой независимости очень непросто достичь. Ведь для этого нужно не просто перейти в природу отдачи, а построить ее поверх своей эгоистичной природы.

Поэтому если мы хотим получить независимость, то должны быть готовы к непрерывной борьбе со своим эгоизмом до самого конца исправления. Только против него мы можем учредить свою независимость, чтобы одно стояло против другого: независимость против рабства.

А потому каждое состояние человек должен воспринимать так, будто вышел из Египта или стоит перед этим исходом. Здесь необходим очень серьезный подход, ведь если мы хотим духовно расти, то нам предстоят тяжелые битвы против сил разобщения, являющихся проявлением нашего эгоизма.

Они будут постоянно подниматься и вклиниваться между нами, пытаясь нас всячески поссорить. И над всеми такими явлениями нам надо будет объединиться.

Прежде всего, надо понять, что все мешающее нашей независимости – это рабство. Поэтому, без того, чтобы войти в Египет, невозможно выйти на свободу. Эта задача стоит перед народом Израиля, который должен показать всему человечеству пример достижения независимости, единства, исправления. А вслед за ним все народы достигнут того же.

Поэтому мы пока празднуем не День Независимости, а только возможность ее достичь!

Из урока на тему "День Независимости", 25.04.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

От чего зависит независимость Израиля

День Независимости: как обрести независимость

День Независимости в Израиле: начало освобождения человечества

Песах. Почему мы рождаемся, живем и умираем? (клип)

Смысл жизни находится выше нашей жизни, на уровне системы управления нами...

Haaretz: Единство как необходимая приправа к пасхальной трапезе

В моей постоянной колонке в газете Haaretz опубликована моя новая статья "Единство как необходимая приправа к пасхальной трапезе".

Перевод статьи на русский язык:

Единство как необходимая приправа к пасхальной трапезе

С каждым днем мир все больше погружается в хаос. Похоже, единственное, с чем может согласиться большинство людей в мире, это реально ощущаемая угроза того, что поезд человеческого общества становится неуправляемым и идет под откос.

2017-04-10_haaretz_trapeza_w

Администрация Дональда Трампа находится в жесткой конфронтации с государственными и судебными структурами, и в особенности со средствами массовой информации, поддерживающими курс предыдущего руководства. И сама республиканская партия победившего президента раздирается противоречиями.

В Европе Великобритания начала процесс выхода из Евросоюза. И это дает повод говорить о стремительном и необратимом  развитии негативных тенденций и даже возможном распаде ЕС. Сегодня большинство лидеров Европейского союза и Европарламента считают, что у Европы вообще нет четко выверенного курса. 

Европейские ценности в значительной степени девальвированы. Так, яркий представитель социалистов и демократов в Европарламенте Джанни Питтелла  заявил:

"Нам нужно новое направление для Европы, которое будет иметь реальную поддержку общества".

Ему вторит депутат Европарламента Роза Д’Амато:

"По существу, у нас стало два Евросоюза: один — для банков, крупных компаний и их лоббистов, а другой — для граждан, которые теряют работу, социальную поддержку и становятся бесправными".

Ведущей тенденцией и политической позицией во всем мире становится простое правило — "каждая страна для себя". Брекзит говорит сам за себя. Главный приоритет в политике Трампа — "Америка должна стать снова великой". Во Франции и в Германии получают все большую поддержку евроскептики  и национально ориентированные политики.

Вопрос о выходе из Евросоюза широко дискутируется и находит поддержку во многих европейских государствах. Как каждая страна будет отстаивать свои интересы, кто сможет  ответственно решать проблемы и урегулировать возникающие конфликты в случае распада ЕС? Как избежать тогда перерастания любого спора в полномасштабную войну?

Природа против природы человека

В 1964 году лауреат Нобелевской премии по физике Деннис Габор писал:

"До сих пор человек противостоял всей Природе. Отныне он противостоит своей собственной природе".

Действительно, уже  несколько десятков лет современные технологии позволяют обеспечить каждому человеку все его основные потребности. Уже сейчас каждый мог бы иметь в необходимом количестве свежие продукты и воду, достойные условия проживания, электричество, связь, медицинское обслуживание и образование.

Проблема в том, что в действительности мы сами не хотим, чтобы все были обеспечены. Наша отчужденность, разобщенность и ненависть друг к другу приводит к тому, что переживая самую технологически развитую эпоху в истории человечества, мы допускаем масштабы голода, сопоставимые с периодом Второй мировой войны, которая была самым страшным проявлением человеческой ненависти.

Вся Вселенная, все вокруг нас, в том числе и наше собственное тело, является результатом взаимодействия различных, часто разнонаправленных и даже противоположных сил. Все элементы, из которых состоит наш мир, вносят свой вклад в стабильность и процветание общей системы. Более того, чем выше уровень эволюционной цепочки, по которой мы поднимаемся, тем более сложную систему взаимосвязи и взаимозависимости мы обнаруживаем и тем более высокий уровень связи требуется между ее частями.

Однако люди по своим свойствам полностью противоположны природе. Мы стремимся отстраниться от всего, как будто не зависим от окружающего нас мира. На каждом уровне человеческого существования мы стремимся создать "брекзит". Даже наше здоровье зависит от нашей взаимной неприязни.

В интервью Второму каналу израильского телевидения известный журналист "Нью-Йорк Таймс" Томас Фридман рассказал, как он спросил главного хирурга США вице-адмирала Вивека Мурти:

"Какая болезнь наиболее распространена в Америке — рак, диабет, болезни сердца?" Ответ был неожиданным: "Ни то и не другое. Это одиночество!"

Оказывается, наша отчужденность и попытки действовать против законов, по которым все элементы природы гармонично связаны друг с другом, приводят к личным и общественным кризисам. Неудивительно, что в итоге мы пришли к глобальному кризису человека, общества и природы. Противоречие между нашим изоляционизмом и нарциссизмом и всей природой стало настолько острым, что стало крайне болезненным для всего человечества.

Мы рассматриваем глобальную волну терроризма как трагедию, но при всех его трагических последствиях терроризм — это способ устранить этническую и религиозную ненависть менее вредными способами, чем мировая война. Тем не менее, очевидно, что этот "клапан сброса давления" невыносим, и если мы не обезвредим эту бомбу замедленного действия, то мировая война будет неизбежной.

По мере нашего развития мы становимся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми. И, как это ни странно, процесс глобализации ускоряет наш нарциссизм. Он развивает в нас желание эксплуатировать других ради собственной выгоды, и чтобы процесс проходил интенсивнее, заставляет нас устанавливать все более крепкие связи с другими людьми. Но поскольку наш эгоизм также растет, эта вынужденная связь становится настолько болезненной, что мы теряем способность к правильной связи друг с другом.

Мы либо вообще обрываем связи с другими людьми посредством самоубийства или наркотиков, либо наша связь проявляется как недоброжелательность, враждебность, вплоть до прямой агрессии и войны на уничтожение.

Захлестнувшие мир "брекзиты" являются естественным следствием нашего желания облегчить давление, оказываемое нашей вынужденной связью. Бывший премьер-министр Италии Романо Проди справедливо утверждает, что "У  ЕС нет стратегии развития Европы и нет лидера, который мог бы реализовать такую стратегию. Европа, о которой я мечтал, мертва".

Я согласен еще с одним его заявлением:

"Кто бы ни возглавлял политическую коалицию и группу стран, он должен учитывать интересы всех членов ЕС".

Поскольку это соображение никак не реализуется, Евросоюз необходимо распустить прежде, чем он взорвется и разнесет на куски всех нас.

Взаимная ответственность

Нынешний процесс разобщенности и разъединения хотя и закономерный, но все-таки временный. В конце концов, мы вынуждены будем стать гармоничной частью единой интегральной системы  всей природы. Мы, наконец, осознаем, что необходимость создания правильной связи является главной задачей человечества. Наш "последний рубеж" развития – это вовсе не освоение космоса, как мы думали еще недавно,  в 60-х годах прошлого века. Наш последний рубеж – это наша правильная связь со всеми людьми во всем мире. Наши отношения с окружающими людьми из разных стран определят судьбу человечества.

Первым шагом к построению устойчивого общества является осознание того, что независимо от нашего желания между нами существует взаимная ответственность. В 30-е годы прошлого столетия величайший каббалист, автор комментария на Книгу Зоар Йегуда Ашлаг написал статью под названием "Мир в мире". В ней он описал, как, будучи единой системой, все мы тесно связаны друг с другом. Почти сто лет назад он пришел к важнейшему выводу:

"Мы приходим к осознанию того, что мир в отдельном обществе обусловлен миром во всем мире. Человечество достигло такого уровня развития, что весь мир становится одним обществом, одним народом, Каждый человек в мире вынужден заботиться о благе всего мира и служить ему, поскольку обеспечивает свое существование за счет всего человечества".

Сегодня это становится очевидным для всех. Однако нам еще предстоит осознать и еще одно важное заключение каббалиста: взаимная зависимость требует от нас еще и взаимной ответственности.

Каббала, лежащая в основе еврейских традиций, дает обоснование и методику воспитания человека на принципах объединения. В преддверии Песаха настало время вспомнить, что евреи стали единым народом только после того, как согласились объединиться "как один человек с одним сердцем".

На протяжении всей истории становления нас как нации мы всегда стремились строить еще более крепкое объединение друг с другом над разобщенностью и ненавистью. Укрепление единства  над ненавистью стало нашей идеологией, которую мы пронесли сквозь поколения. Напомню слова царя Соломона:

"Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все преступления". (Притчи 10:12)

Об этом же говорится в книге "Ликутей эйцот":

"Суть мира заключается в соединении двух противоположностей. Поэтому не тревожься, если увидишь человека, чья точка зрения — полная противоположность твоей, и ты думаешь, что никогда не сможешь примириться с ним. Кроме того, когда вы видите двух совершенно противоположных друг другу людей, не говорите, что между ними невозможно заключить мир. Напротив, суть мира состоит в том, чтобы попытаться заключить мир между двумя противоположностями".

Сказанное подтверждается и в книге "Игрот РАЙЯ":

"Незыблемое правило преодоления разногласий:  не доказывать свою правоту, а подниматься над противоречиями".

И, наконец, в прошлом году Андреас Спокойный, президент и главный исполнительный директор Еврейского благотворительного союза, сказал: "Уважение и несогласие исторически были нашими основными качествами. Разногласия — это способ усовершенствовать наши моральные ценности. Мы передаем миру способность принимать разнообразие и радоваться тому, что мы разные".

На переднем крае единства

Недавно, как отметил в своей речи г-н Спокойный,  "мы стали свидетелями беспрецедентной и уродливой поляризации  в еврейской общине.  Люди, придерживающиеся противоположных мнений, становятся врагами и предателями,  ко всем несогласным возбуждается ненависть".

Поскольку мы понимаем, что единственной причиной всех наших проблем является наша разобщенность и взаимная ненависть, мы должны стремиться к сплоченности и единству. Нам, евреям, недостаточно было самим объединиться у подножия горы Синай. Поскольку евреям было заповедано быть "светом для народов", то нам предстоит показать пример единства всем, чтобы весь мир мог объединиться. Больше от нас ничего не требуется.

В статье "Мир в мире" Йегуда Ашлаг пишет, что пока мы не попробуем, мы не будем знать, как построить правильную связь между собой. По его словам,

"несмотря на то, что всеобщая взаимозависимость ощущается в достаточной мере, человечество все еще не осознает это должным образом. Низкий уровень осознания этого явления объясняется тем, что в соответствии с законами природного развития действие всегда предшествует осознанию явления. Поэтому только реальные действия подтолкнут человечество вперед в осознании тотальной зависимости всех от всех".

Мы, евреи, добились огромных успехов и лидируем в области науки, техники и финансов. Но мир нуждается, прежде всего, в том, чтобы мы были на переднем крае создания правильной связи между людьми. Г-н Спокойный утверждает, что "крах цивилизации — это не только еврейская проблема. Мы, евреи, такие же, как все, только немного больше".

От нас, евреев, ожидают, что мы станем образцом, демонстрирующим единство в обществе. Жесткость, которую проявляет ООН в отношении Израиля по сравнению со всеми другими странами мира, является не просто выражением антисемитизма. Под ненавистью скрыто ожидание, что евреи станут "светом для народов", то есть поведут мир от ненависти к любви.

Когда это ожидание наталкивается на суровую реальность нашей разобщенности, оно вызывает по отношению к нам гнев, перерастающий в ненависть. Мы называем это антисемитизмом.

Он проявляется независимо от того, являемся ли мы левыми глобалистами или жесткими консервативными изоляционистами. Его подпитывает разобщенность евреев независимо от их политических или экономических взглядов.

Мы должны использовать любую возможность, чтобы прекратить  нашу разобщенность.

Когда мы вместе сидим за столом во время праздника Песах и рассуждаем о свободе, давайте поговорим о свободе от ненависти.

Давайте подумаем о том, как действительно стать "светом для народов" и что сделать, чтобы исключить проявления антисемитизма. Если мы это сделаем, это может стать нашим самым осмысленным и запоминающимся праздником!

Недавно Председатель Европейского Парламента  Антонио Таяни заявил: "Сегодня как никогда нам нужно показать, что стоящие перед Европой вызовы можно преодолеть, только объединившись".

Ни для кого не секрет, что единство – это залог успеха, но только у нашего народа есть "секретный ключ", как сделать так, чтобы на деле реализовать слова царя Соломона о том, что любовь должна покрыть все преступления. Раз "действие всегда предшествует осознанию явления", как писал Йегуда Ашлаг, давайте начнем предпринимать конкретные шаги по реализации единства и увидим результат. Что бы ни случилось, если мы стремимся к единству, это будут действия в верном направлении.

Источник

Песах – день рождения народа

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Приближается праздник Песах. Откуда исходит традиция устраивать в первую пасхальную ночь специальную трапезу (седер), и что она означает?

Ответ: Пасхальная трапеза – это прекрасная традиция, которая символизирует самую великую веху в истории народа Израиля: рождение народа. А все, что было до этого, можно назвать состоянием зародыша.

Можно уподобить это капле семени, которая попадает в материнское лоно – в правильное и надежное место, где начинает развиваться. В течение девяти месяцев беременности она проходит всевозможные этапы роста, пока вдруг не начинает чувствовать себя не очень уютно.

То самое место, которое было таким безопасным, хорошим и защищало зародыша, развивающегося из капли семени, вдруг становится угрожающим, давящим, желающим вытолкнуть его из себя, восстающим против него.

И то же самое случилось с народом Израиля в Египте. Поначалу, когда евреи спустились в Египет, там все было прекрасно и замечательно – так называемые, "семь сытых лет".  Но потом их состояние стало резко ухудшаться – напряжение и угроза начали быстро расти. А они не знали, куда от нее сбежать и как.  

Так зародыш чувствует себя в матке перед своим рождением, и так чувствовали себя евреи в египетском изгнании, согласно тому, что рассказывает Тора. И точно так же мы ощущаем себя сегодня в современном мире, когда природа становится настолько враждебной к нам и угрожающей. Человечество все время развивалось, но в наши дни мы впервые почувствовали, что зашли в тупик и дальше некуда развиваться.

Природа будто начинает зажимать нас в кольцо. Мы заперты на этой земле с отравленной экологией и не можем найти себе места. Эти процессы очень похожи: развитие зародыша, история развития народа Израиля, и эволюция всего мира.

Многие светские люди, не отмечающие никакие еврейские праздники, тем не менее справляют седер Песах, ведь он объединяет нас и внутри каждой семьи, и как народ. Мы вместе празднуем день рождения нашего народа.

Из 713-й беседы о новой жизни, 12.04.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Один общий "седер" на всех

Пасхальная Агада: свобода есть только выше этой жизни

Почему проводится Седер Песах

Мои мысли в Twitter, 10.04.17

каббалист Михаэль Лайтман ТвиттерПесах, Пе-сах, переход от управляющего нами эгоизма к избавлению, выходу из него, в свободу от него, несущего нам зло и страдания.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мои мысли в Twitter, 09.04.17

Мои мысли в Twitter, 08.04.17

Мои мысли в Twitter, 06.04.17

Мой первый Песах у Рабаша

каббалист Михаэль ЛайтманПесах – это самый каббалистический праздник. Все, что написано о нем, говорит о личной духовной работе человека. И я это ощутил.

Через два месяца после того, как я нашел своего Учителя Рабаша, наступил Песах. Я впервые увидел, как серьезные мужчины, которые прошли этот праздник по 50-60 раз за жизнь или больше, были взволнованы подготовкой к празднику.

Их внутреннее волнение передалось мне. Я был среди этих столпов, половина из которых учились еще у Бааль Сулама, такой маленький, начинающий, ничего не понимающий. И я хотел как-то услужить.

Поэтому я сразу же стал расспрашивать, чем можно помочь. Они сказали, что у них не все в порядке с печкой для изготовления мацы, а она для них – самое главное. Я привез большой компрессор, подключил к печке, продул все горелки и потом прочистил железной щеткой. Они потом зажгли ее и остались очень довольны.

Но этого было мало, потому что кирпичи, на которых выпекали мацу, со временем стали непригодны к использованию. Я вызвал специалиста с завода из-под Хайфы, где были печи высотой с 10-этажный дом. Он посоветовал найти хорошие камни. Я сделал все, что мог, нашел, отремонтировал дверцы и все прочее. 

А потом я обнаружил, что, несмотря на то, что я понимал законы Песаха, у них были особые законы – огромное количество дополнений, ограничений, очень больших условностей. Это поразило меня. "Так надо - и всё!" О них обычно не спрашивают и выполняют.

Все это исходит из того, что Песах олицетворяет выход человека из эгоизма. Причем, абсолютный выход: отрыв и подъем! Оторвался и улетел в другой мир. Поэтому все законы построены на очень жестких условиях. Мне пришлось это все выспрашивать и выяснять.

Они не хотели мне говорить, чтобы я не усложнял свою жизнь дома. Они мне сразу сказали, что новенькие всегда берут слишком много на себя и потом "прогорают" на этом.

Но я все-таки разузнал все эти законы. Конечно, дома я себя так не вел, это было невозможно – с женой и маленькими детьми, в Реховоте. Тем более, что все праздники я намеревался провести в Бней Браке с учениками Рабаша. У меня было желание прочувствовать все самому, ведь они выполняли указания Бааль Сулама, а он придерживался очень больших ограничений.

Меня пригласил на обед мой Учитель, рав Барух Шалом Ашлаг, и я увидел, как у него проводится Песах. После каждой трапезы он выбрасывал тарелку, ложку, вилку в ведро. Все это оставалось там до конца Песаха и не мылось, поскольку, если бы крупица мацы попала в воду, то получилось бы квасное (хамец). Поэтому посуду мыли только после праздника и убирали до следующего года.

Во время трапезы Рабаш посадил меня напротив, но всё, что было вокруг меня, я ощущал как запретную зону – своеобразный забор. Посуда после меня тоже складывалась в отдельное ведро. Но я против этого ничего не имел, я понимал, что это закон.

Таким было мое знакомство с Песахом. Правда, я "переснял" все их обычаи, и мы пользовались этим.

Перед Песахом было очень много работы. Тогда у меня единственного была машина, и мы с Рабашем ездили на рынок покупать кофе к Песаху, тарелки и прочее.

Кроме того, он весь год собирал и откладывал деньги на Песах, и перед праздником ездил по разным местам и смотрел, что ему надо купить: кастрюли, ведра, тарелки, стаканы, причем очень простые. Он очень любил нержавейку и стекло, потому что они чистые, и не признавал никакого пластика.

Причем мясорубки, которые покупались для мяса и для рыбы, тоже должны были быть без пластика. А в наше время очень трудно найти мясорубки без пластиковой шайбы. Поэтому мне приходилось их разбирать и вытачивать где-то такие же шайбы или прокладки из металла: свинца, бронзы и т.д.

Вопрос: У Вас не было ощущения, что это какие-то причуды?

Ответ: Нет, я просто знал, что в нашем мире – это ветви из духовных корней, которые относятся к эгоистическому желанию. Поэтому они полностью отрубаются, и их не используют на Песах, а если и применяют, то в ограниченном виде. Допустим, дерево можно использовать, но нельзя в нем варить, потому что оно впитывает в себя все, что варится.

В общем, существуют тысячи всевозможных ограничений. Например, яйца надо было отваривать заранее на весь праздник, не употреблялись ни помидоры, ни огурцы, ни чеснок. Короче говоря, кроме мяса и картошки, практически ничего не было.

Разрешалось употреблять соль только лишь из Мертвого моря. Перец – натуральный, мы его делали сами. Кофе мы покупали зеленый, который сначала сортировали, потом обжаривали, мололи и после этого употребляли. Во время сортировки проверяли все зерна, не было ли на них следа от червячка. Это очень тяжкий труд.

Вопрос: Рабаш видел, как вам было тяжело перебирать кофе?

Ответ: Да. Однажды, увидев, что я уже не в состоянии продолжать, он взял зернышко и сказал: "Я сижу и проверяю зерна, потому что хочу, чтобы это зернышко было чистым и хорошим, и кофе из него мог выпить мой Учитель". Это, конечно, очень жесткое учение!

Но я не был способен этим долго заниматься! Через минуту после того, как прошло потрясение от его слов, я снова не мог заставить себя продолжать! Это неземные препятствия.

Если бы взять человека со стороны или меня, особенно в те годы, когда я только приехал в страну, и сказать: "Перебирай кофе и ты получишь за это деньги", – я бы делал это правильно и хорошо. А здесь – за то, чтобы услужить своему Учителю, которого я считал великим, и именно потому было так трудно.

Реплика: При этом Песах – глубоко внутренний праздник: отрыв от эгоизма.

Ответ: Дело в том, что все это надо чувствовать. Тогда я был молодым. И даже на второй и на третий год это все еще не настолько входит в человека. Он сопротивляется, не хочет слышать и понимать, хотя ему об этом и говорят.

Так проходит много лет, пока ты начинаешь внимать этому под влиянием света. В течение долгого времени маленькие порции света воздействуют на тебя, и ты постепенно начинаешь все осознавать.

А с начинающего спрашивать невозможно. В самом начале, когда он еще воодушевлен, он может сидеть за этим занятием с утра до вечера. Но я был не таким. Я был с самого начала очень жестким, эгоистичным, с большим сопротивлением.

Реплика: Но это все-таки внутренний праздник, – и столько усилий на внешнее соответствие! Казалось бы, очисть место, думай и работай со своим эгоизмом!

Ответ: Нет. Когда ты выполняешь все эти действия, то ты ощущаешь, насколько они противны тебе, насколько они против твоего эгоизма.

Песах – это олицетворение первой особой стадии: подъема над эгоизмом, с чего начинается все духовное восхождение. Человек это чувствует. В то время как если он накладывает тфилин, надевает талит и выполняет прочие физические заповеди в нашем мире,  то ничего не чувствует. Это слишком высокий свет, высокая ступень.

А здесь, когда ты четко знаешь, что это получение, это отдача, тут можно где-то понять, что-то почувствовать. Это очень ощущается, потому что в каждом своем действии ты выполняешь очень простую операцию: отделяешь эгоизм от себя.

И поэтому, насколько четко ты хочешь выполнять всё, настолько ты действительно желаешь отделить от себя эгоизм. Ты накладываешь на земные действия духовное намерение. Хотя оно не имеет отношения к земным действиям, но ты его прикладываешь. Такое действие является олицетворением, знаком духовного намерения. Поэтому оно так важно и так близко нам.  

Реплика: У меня такое ощущение, что на уроках вы пропускаете материал Песаха через себя! Вы даже не даете нам говорить между собой, чтобы мы читали и пропускали его через себя.

Ответ: Во-первых, не хватает времени. Во-вторых, это просто надо усваивать. Надо глотать, даже не прожевывая. И поэтому я спешу.

Вопрос: Когда наступают семь голодных лет? Когда в человеке возникает крик: "Спаси и выведи!"?

Ответ: Тогда, когда он чувствует, что его работа над собой бесполезна. Но она не бесполезна, ведь именно она привела его к осознанию безуспешности своих усилий, когда он по-настоящему нуждается через группу в Творце. Но это всё надо показать!

Причем самое главное – увязать всю цепочку от Адама: каким образом происходит работа над эгоизмом, как он видоизменяется, какие метаморфозы он проходит и каким образом, где начинается Песах и где он заканчивается, и что после него.

То есть стадия "Песах" – это отрыв от земли и уход в высшее измерение. Это ступень перехода в духовный мир, который человек совершает, живя здесь, вместе с нами, на этой земле. И потому это так важно.

Вопрос: Вы ощущали внутреннюю работу Рабаша?

Ответ: В очень страшном виде, в очень большом внутреннем напряжении.

Мы уже не ездили ни на море, ни в парк, никуда, – у нас была только одна задача: как откашировать посуду. Для этого мы выезжали на море, я заходил в воду, хотя было очень холодно (иногда в Песах чуть ли не выпадал снег) и окунал посуду. Рабаш не очень-то доверял микве. Он говорил: "На море – нет никаких вопросов". Море – это абсолютно подготовленная вода для традиционного окунания посуды.

Вопрос: Для чего надо так кашировать посуду?

Ответ: Вода олицетворяет собой свет Хасадим, который очищает любые келим/сосуды. А мы окунаем в воду келим, то есть то, с чего едим и чем едим. Окунание олицетворяет собой очищение их от эгоизма.

Вопрос: Был ли у Рабаша страх съесть в Песах что-то не то?

Ответ: Когда я пришел к нему, среди них было трое стариков с очень плохими зубными протезами: сам Рабаш, его младший брат Моше и Илель Гельбштейн, у которого я занимался первые месяцы. Я предложил им: "Давайте я сделаю вам новые протезы". Они так обрадовались: к Песаху совершенно новые зубы.

Тогда Рабаш рассказал мне, как он потерял зубы еще в молодом возрасте. Это случилось на Песах. В субботу принято есть рыбу, поэтому в пятницу Рабаш со своим учеником, американцем Краковским, поехали из Иерусалима в Иерихон, где можно было купить ее.

Приехав туда, они купили рыбу, а когда собрались возвращаться, оказалось, что у них сломалась машина, и они были вынуждены остаться на субботу у арабов в каком-то караван-сарае.

В Иерусалиме пошли страшные слухи: "Где они?! Что с ними?! Пропала такая семья! Рав и его ученики!". А они сидели в Иерихоне и не могли ни выбраться, ни позвонить, ведь это были очень далекие годы, где-то 1935-й год.

Они остались без еды. Песах. Нечего кушать. В углу стояли мешки с лимонами. И это единственное, что можно было есть.

Рабаш рассказывал: "Я ел лимоны, и они казались мне сладкими". После этого у него стали болеть зубы, трескаться эмаль. Настолько силен запрет взять в рот что-то некошерное! Причем была суббота, когда ты ограничен абсолютно всем: не можешь ничего сорвать с дерева, не можешь ничего сделать.

Это Рабаш рассказал мне тогда, когда я ему сделал протез.

На Песах они привозили соль с Мертвого моря. Тогда другой соли вообще не было. Там есть специальная гора, с которой можно было брать относительно чистую соль.

Реплика: Вы рассказывали, что иногда, глядя на Рабаша, вы ощущали, что он проходил страшные состояния.

Ответ: Он был очень скрытным, поэтому практически ничего нельзя было увидеть. Я-то знал его уже много лет, но все равно невозможно определить духовные состояния человека.

Земные состояния мы чувствуем, потому что сами находимся в них. Поэтому по аналогии можно узнать и почувствовать, в каком состоянии находится человек. А духовные состояния – никак.

Вопрос: Что значит Песах для человека?

Ответ: Это личное дело человека.

Но Песах, который справляем мы, желающие оторваться от земного эгоизма и начать работать в духовном мире, является первой системой связи между нами и Творцом.

Мы хотим ощутить Высший мир, его действия, свойства, его воздействия на нас, его реакции на наше воздействие, то есть всю систему мироздания: Творца – с одной стороны, и нас через эту систему – с другой стороны. Песах – значит переход, когда мы выходим (пасах) из отключенного от Творца состояния в осознанное, контактное состояние с Ним.

Вопрос: Выходит, что все свое мы оставляем в стороне: разум, логику и пр.?

Ответ: Это получается естественно под воздействием света. Тут не надо лукаво мудрить. Просто свет воздействует на человека, и человек становится другим.

Вопрос: Тогда, что во мне это желание выйти в Высший мир? Что во мне этот крик, сам выход?

Ответ: Это данность, которая предоставляется человеку, когда он с помощью своих внутренних сил и средств работает над собой и поднимается.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.04.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Хлеб с 0% Малхут

Когда "скудный хлеб" превращается в "хлеб любви"

Чистый дом и чистое сердце

Праздник Песах - 10 египетских казней (клип)

Праздник Песах - 10 египетских казней

Мой первый Песах у Рабаша (клип)

Мой первый Песах у Рабаша

Почему не едят квасное в Песах (клип)

Почему мы не едим квасное в Песах?

Куда качнется мир?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда читаешь историю Пурима, то кажется будто не прошло две с половиной тысячи лет. И сегодня антисемиты желали бы уничтожить всех евреев?

Ответ: Антисемиты хотят не уничтожить евреев, а вернуть их к единству. Если американские евреи сегодня не раскололись бы на два лагеря, ненавидящих друг друга  до такой степени, что по этой причине даже распадаются семьи, то не вырос бы и не проявился антисемитизм. Они сами своим расколом пробудили антисемитизм, силы, направленные против них.

В той мере, насколько евреи отдаляются, ненавидят и борются друг с другом – поднимается волна антисемитизма. Как только евреи начнут объединяться, антисемитизм утихнет. Здесь существует очень прямая зависимость: если одно поднимается – другое падает.

Посмотрите, что говорит Аман: "Евреи рассеялись по всем 127 странам, и между ними нет никакой связи. Они не выполняют законы царя! То есть для них не достаточно выполнять заповеди – главное, что между ними нет объединения, и потому им полагаются сейчас удары вплоть до уничтожения".

Если евреи начинают объединяться, то они укрощают Амана, он начинает им помогать. А если евреи отказываются объединяться, то могут закончить новой Катастрофой. Мегилат Эстер рассказывает прямо о наших днях. 

Евреи пробуждают силы антисемитизма выступить против них и встряхнуть, чтобы начали объединяться и принесли миру методику исправления. Ведь миру ничего не требуется, кроме объединения, а методика объединения находится у евреев. Антисемиты говорят евреям: "Вы обязаны выполнить свою миссию! Мы не согласны дальше страдать".

2017-03-12_rus_rav_purim_lesson_n2

Это словно качели: на одной стороне – объединение, а на другой – ненависть. Если нет объединения между евреями, то поднимается ненависть. И это происходит не только в Америке, но и во всем мире.

Америка раскололась надвое: сторонники демократов и республиканцев. Но евреям нельзя ввязываться в этот раскол. К ним не относятся эти разборки, которыми занимаются другие народы – они обязаны думать только об объединении, которое выше всякой политики и идеологий.

У евреев есть лишь одна идеология – единство. Если же они увлекаются какими-то земными идеологиями, которые их разобщают, то последствия ужасны.

Никогда прежде не существовало такой ненависти среди американских евреев. Ведь они чувствовали, что американское общество дискриминирует их и считает второсортными. Так было еще до 60-х годов прошлого века. Были даже такие места, куда запрещалось заходить евреям и чернокожим.

Это была открытая дискриминация, но потом она начала исчезать, и это плохо повлияло на евреев. Ведь пока они находились под таким давлением, оно держало их в определенных рамках. А как только рамки рассыпались и настала полная свобода, они забыли о своем объединении. Либо нужно самим держать себя в напряжении и объединяться, либо это давление создадут снаружи.

А без внешнего давления внутреннее мгновенно ослабевает, и сейчас придется возвращать евреев к единству. Это должно произойти путем осознания, ведь среди евреев много богатых и влиятельных людей, находящихся в американском конгрессе, в правительстве. Они обязаны понять, в чем тут дело, какой внутренний механизм тут работает.

До недавнего времени евреев удерживала вместе общая ненависть к ним, отторжение со стороны всего американского общества. А когда они получили свободу, то начали разделяться на всевозможные партии, фракции. В итоге раскол достиг таких масштабов, что антисемитизм снова начал расти. Но евреи не понимают, откуда он берется, ведь они к этому не привыкли, это уже другое поколение.

Поэтому им необходимо объяснение, чтобы поняли, что в мире все связано. Весь мир нацелен на евреев, чтобы обязать их к объединению. В этом вся причина антисемитизма. Антисемитизм не снизится, потому что мы, евреи, сами пробуждаем его своим разделением, отдалением, расколом.

Возможны только два исхода: либо евреи начнут объединяться, либо к власти придут силы зла, и это может вылиться в войны, страдания и катастрофу. И только после этого, когда ненависть выльется таким путем, она ослабнет, как после Второй мировой войны.

Хотя даже в этом нет уверенности, потому что победа над Гитлером была необходима для того, чтобы дать евреям возможность объединиться, вернуться на землю Израиля и основать государство, которое превратится в святое место, то есть место объединения.

Но этого не случилось в Израиле и этого не случилось в Америке, поэтому на этот раз история может повториться в гораздо худшем варианте. И никто не может помочь ее исправить, кроме самих евреев.

Из урока на тему "Пурим", 12.03.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Праздник Пурим

И снова Пурим

Приговоренные к единству

Пурим без масок

На сайте Российского еврейского конгресса опубликована статья моего ученика Олега Ицексона.

Пурим без масок

Пурим – не сказание древних времен. Он происходит здесь и сейчас. С нами и во мне.

Оглядевшись вокруг, заглянув в себя, каждый увидит прагматичного, самоуверенного Амана, решившегося разделаться с остатками опасных фантазий, Эстер, утаивающую свое неблагонадежное происхождение, и Мордехая, который не склоняется перед властителями кошельков и дум, но почему-то скромно сидит в приемной у Главного.

Мы недооцениваем свою историю, своих мудрецов, себя самих. Бал-маскарад? Как бы не так! Живые, подлинные персонажи! Реальность нашего мира и наших желаний.

Вот они – иудеи, разбросанные повсюду и везде неплохо устроенные. Их можно найти даже там, где их как бы нет – в какой-нибудь дикой перуанской глуши или на заснеженных гималайских тропах. 

Диво что за желания: умеют укореняться в нас так, что не сдвинешь, и в то же время легки на подъем. Резко выделяющиеся, но упорно притворяющиеся обычными. У всех на виду, но с искренним недоумением в глазах: "Чего вы к нам привязались?"

А как же к ним не вязаться, если от них даже когда хорошо – всё равно плохо? Если веет от них величием и бедой – что крайне негативно действует на нервы. Невольно хочется отделаться, избавиться от такой напасти, ради собственного спокойствия и блага.

И избавляются – вот уже тысячи лет, самыми разными способами. Душат, жгут, режут внутри, выкорчевывая вздорные порывы. И истребляют снаружи – как водится, насылая "справедливые" кары на этих инакомыслящих и инакочувствующих.

Вот он Аман, подчинивший себе жизнь, прогнувший всех, возвеличенный самой судьбой. Предводитель всего резонного и полезного во мне, опытный, наторелый, прожженный, умеющий извлекать выгоду для меня, любимого. Или для "великих мира сего", которых обслуживает в качестве ведущего консультанта, а то и целого мозгового центра.

Для него евреи – кость в горле, даже если сам он вышел из их среды. Пока они перед глазами, его снедает тревога, его гложет ненависть к этим "другим". И он не успокоится, если не доведет игру до победы.

А вот его антагонист Мордехай, квинтэссенция еврейской уникальности, средоточие того свойства, которое делает из нас народ, единое целое, отдельное желание, как ни крути, не вписывающееся в общий ряд, противопоставленное остальным.

Желание это чуждо ненависти, но непреклонно. Оно целиком обращено на отдачу, оно всё – милосердие. И даже перед лицом смертельной угрозы оно не пойдет на компромисс, не падет ниц перед всесильным выскочкой, получившим карт-бланш.

Однако евреи не беззащитны. Да, Мордехай тихо сидит в приемной, хотя очередь ему не назначена. Но это потому, что он видит подлинную причину происходящего. И принимает надлежащие меры.

А подлинная причина кроется не в злодее Амане и даже не в том, кто его повысил. Она – в самих иудеях, что отреклись от себя, в их распавшемся единстве, в их потухшем костре.

Они слишком увлеклись, желая быть как все. Но разве может высокое свойство служения другим быть как все? Разве может отдача, заложенная в человеке, безнаказанно стать игрушкой эгоизма? Нет. Эта дорога, сколько бы она ни петляла, всегда заводит в тупик.

И потому выходит на сцену Эстер – скрытая до поры сила. Зажатое, вытесненное из сознания стремление объединиться во что бы то ни стало. Не потому, что тогда мы выживем, но потому, что только тогда каждый из нас и все мы вместе сможем реализовать себя по-настоящему. Не так, как все. Ради всех.

Именно Эстер призывает иудеев объединиться – и они откликаются, поняв, что иначе не останется в человеке – или в мире – ничего, что позволит ему подняться над собой.

А значит, Пурим – это наше воссоединение. Здесь и сейчас. Часы тикают, Аман договаривается с царем, Мордехай сидит у царских врат, Эстер таится во дворце. Все персонажи расставлены по местам. И часы тикают...

Источник

Ynet: Почему Пурим актуален сегодня, как никогда?

На крупнейшем портале Ynet размещена моя новая статья.

Перевод статьи на русский язык:

Почему Пурим актуален сегодня, как никогда?

Если вы следите за тем, что происходит в мире, наверняка у вас все чаще возникают мысли, а не сошел ли мир с ума? Стали привычными  жесткие заголовки новостей, националистические лозунги и призывы к насилию, репортажи о взрывах антисемитизма,  дроблении союзов и стран на осколки.

2017-03-12-_ynet_purim-aman3

Принято считать, что правильный диагноз – половина лечения. Но в эпоху засилья фальшивых новостей и "постправды", когда идет целенаправленное распространение лживых новостей и слухи в социальных сетях влияют на нас больше, чем происходящее в действительности, "жители города Сузы находятся в растерянности" - нам все труднее разобраться, кто прав, кто виноват. 

Кому можно доверять?

Еще в древнем Персидском царстве две с половиной тысячи лет назад было несколько влиятельных групп, которые пытались убедить остальных в своей правоте. В те времена, как и сегодня, непросто было понять, кто из них прав, кто виноват. Каббала говорит, что и тогда, и сейчас, люди действовали исходя из своей эгоистической природы.

Человеку свойственно использовать других ради своей пользы.  Винить в этом можно только наш необузданный эгоизм, который олицетворяет Аман. С ним мы знакомимся, читая "Свиток Эстер". Аман символизирует силу, направленную против построения хороших отношений между людьми. Он не дает нам выслушать других людей, считаться с ними, подталкивает нас подавлять всех, превалировать над остальными.

Аману противостоит Мордехай, на первый взгляд, персонаж  менее харизматичный. Однако Мордехай обладает большой внутренней силой и является носителем методики объединения, позволяющей прийти к гармонии в отношениях между людьми.  Он хорошо понимает причину, по которой жители города Сузы оказались в трудном положении. Ведь пока отношения между людьми строятся на чистом эгоизме, что на языке "Свитка Эстер" означает – люди порабощены Аманом, эти отношения очень легко любым вмешательством разрушить как карточный домик.

2017-03-12-_ynet_purim-aman2

Мордехай решает действовать и призывает людей соблюдать единственное правило: подняться над возникающими  разногласиями и конфликтами. Он предупреждает, чтобы люди не поддавались на обманные ухищрения и соблазны Амана, предлагает построить сплоченное общество над всеми разногласиями. В основе методики, которую хочет реализовать Мордехай, лежит стремление к единству, скрытое в глубине сердца еврейского народа, подталкивающее его к объединению.

Аман не собирается уступать Мордехаю. Он требует истребить всех евреев. Методика  объединения народа, которую предлагает Мордехай, ему чужда.

Изначально евреи стремились жить, соблюдая закон "любви к ближнему как к себе". Даже тогда, когда это стремление к любви ослабевало, его  можно было снова пробудить. Евреи понимали, что могут достигнуть счастья и благополучия только на основе отношений любви и братства. И эта внутренняя потребность к любви всегда заставляла евреев опасаться Амана.

Аман не терпит такого отношения и требует уничтожить евреев. Когда царь Ахашверош соглашается с Аманом и разрешает истребить евреев, Мордехай обращается за помощью к царице Эстер. Эстер соглашается помочь. Она говорит Мордехаю: "Иди и собери всех евреев! Скажи им, чтобы все вместе постились три дня, объединились между собой, и тогда я попрошу за них царя".

Три дня евреи стараются подняться над своим эгоизмом и объединиться. В итоге они достигают такой силы объединения, что им удается спастись.

Современный Вавилон

История Пурима актуальна и сегодня. Для этого достаточно взглянуть на евреев в любой стране и особенно в Америке. Сущность Амана – заботиться только о себе – приводит нас к безудержной гонке в погоне за материальными благами, стремлению к власти и эксплуатации других людей. Зачастую нам кажется, что, преуспев в этой гонке, мы станем счастливыми.

 2017-03-12_ynet_purim-manhetten

Ценности, основанные на любви к ближнему, которые предложил евреям Мордехай, сегодня многим кажутся наивными. Нам кажется, что Аман побеждает, что его подход к жизни — правильный. Американские евреи при помощи денег и сильных позиций во властной элите добились огромного влияния в обществе. В политике и бизнесе, в средствах массовой информации и спорте — везде сильный использует слабого в своих целях. И действительно, в таком жестком, агрессивном мире, казалось бы, нет места объединению и любви к ближнему.

Но это не так! Именно мы, евреи, можем реализовать между собой и во всем мире принципы и ценности, основанные на взаимной ответственности и любви к ближнему. Вместо нас никто этого не сделает.

В первую очередь мы должны показать миру пример настоящего объединения. Если мы не выполним эту свою уникальную миссию, мир будет еще больше оказывать на нас давление. Мы переживаем невиданные с тридцатых годов прошлого века волны антисемитизма, призывы к бойкоту Израиля, ухудшение отношения к нам со стороны европейцев и американцев.

Нас снова и снова обвиняют во всех бедах человечества без всякой на то причины. Мы должны понимать, что результирующей составляющей всех обвинений является направленный к нам призыв: проснуться и начать действовать строго в соответствии со своим предназначением. Евреи должны осознать свою роль,  объединиться, и помочь всему человечеству сплотиться и жить по законам любви и взаимной ответственности.

"Иди и собери всех евреев!"

Сегодня призыв Эстер и Мордехая по-прежнему важен и актуален. Решение всех наших проблем в том, чтобы объединиться и подняться над разделяющим нас эгоизмом. Мы знаем немало примеров, когда евреи объединяются в трудные времена. Но этого недостаточно, нам надо научиться быть сплоченными постоянно.

Мы должны поддерживать объединение и любовь друг к другу над всеми различиями и разногласиями, как братья в одной семье, как различные цветы в одном букете. Кто оказывается правым в сложной ситуации? Тот, кто поднимается над противоречиями и разногласиями, для кого единство превыше всего.

 2017-03-12-_ynet_purim-aman5

Наш народ должен стать символом единства и любви, "светом для всех народов", примером для подражания в отношениях друг к другу. В одиночку никто не справится с этой задачей, но мы можем сделать это вместе.

Пурим – это совершенное состояние, которое мы должны ощутить. Если мы "повесим на дереве" эгоизм, который нас разделяет, если "посадим на коня"  любовь к ближнему, то сможем реализовать внутреннюю суть праздника Пурим, принеся в мир действительно радость и веселье.

С веселым праздником Пурим!

Источник

Предыдущие статьи:

Ynet: Тайна праздника Симхат Тора

Ynet: Древо нашей жизни: когда ждать плодов?

Ynet: Ханука: обновление до версии 2015

Страница 43 из 71« Первая...4142434445...Последняя »