Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
Каббалистические праздники

каббалист Михаэль ЛайтманВсе праздники народа Израиля исходят из каббалы и символизируют различные этапы нашего духовного развития.

Поднимаясь по  лестнице духовных миров, от полного отсечения от Творца до полного сближения и единения с Ним, человек проходит множество определенных ступеней. Но среди них есть особые ступени, которые называются праздниками или добрыми днями (на иврите "йом тов").

Праздник Песах, который в нашем мире отмечается как освобождение от египетского рабства,  отражает первую духовную ступень – выход из эгоизма, освобождение от него, подъем над ним.

Затем следует ступень дарования Торы, которую олицетворяет праздник Шавуот.

Разбиение скрижалей, то есть временное возвращение обратно в Египет (падение в эгоизм) символизирует Тиша бэ-Ав. Сейчас эта дата считается днем скорби, но в будущем это будет особый, радостный день.

За Тиша бэ-Ав следует Рош а-Шана (Новый год) – очень серьезный поворот к новому духовному исправлению. 

Через десять дней после Нового года наступает День Искупления (Йом Кипур), когда проверяются все состояния человека, а затем раскрываются и исправляются все его прегрешения.

После Йом Кипура человек начинает получать особый исправляющий свет, так называемый свет Суккот – ор макиф (окружающий свет), возвращающий его к Источнику.

В течение семи дней Суккот человек приходит к состоянию, называемому праздник Симхат Тора – радость Торы, ведь тот свет, который нисходил на него и дал ему общее исправление, приводит к сближению с Творцом. 

Следующий праздник Ханука – это праздник света, который поднимает нас над эгоизмом и делает свободными от него. Возвышаясь над эго, человек ощущает выход на свободу. Но это еще не полное исправление.

Полное исправление наступает тогда, когда мы окончательно преображаем эгоизм в состояние отдачи и любви. Это происходит в Пурим. 

Так человек проходит весь цикл праздников, олицетворяющих собой историю народа Израиля. Я очень надеюсь, что в ближайшем будущем мы, наконец, достигнем Пурима – полного исправления, и на этом закончится наша земная сага – история пребывания человека в этом мире.

Из ТВ программы "Короткие истории", ч.2, 22.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

В праздничном круговороте

С праздником достижения единства с природой!

Приглашаю в гости свет исправления

Короткие истории. Подъем на гору Синай

каббалист Михаэль ЛайтманПройдя все этапы жизни в Египте и выхода из него, народ Израиля приходит к состоянию, которое называется "гора Синай". Он начинает осознавать, что стоит перед огромной горой зла, ведь "Синай" – это взаимная ненависть, глубокое отторжение между людьми, во много раз большее, чем в Египте.

И если, находясь в Египте или в Древнем Вавилоне, они до конца не осознавали этого, то сейчас зло полностью раскрывается перед ними.

Поэтому народ в смятении и даже не представляет, что делать. Но Моше успокаивает их, обещая наладить контакт между ними и Творцом. В этом заключается его роль, ведь он представляет собой соединяющее звено между народом Израиля и высшей силой. Без его указания и помощи, без его связи с Творцом, люди ничего не смогли бы сделать.

Он поднимается на гору Синай. А народ не ощущает этого контакта и потому готов вернуться в Египет. Главное для него – почувствовать, что в его руках что-то есть, уцепиться за что-то! Маленького человечка пугает ненависть.

Представьте, что вы живете в многоэтажном доме, в котором все люто ненавидят вас. Вы боитесь выйти из квартиры, открыть окно, чувствуете со всех сторон флюиды такой ненависти, что теряете сон и аппетит. Это страшное состояние! То же самое ощущают люди, стоящие у горы Синай. Им раскрывается истинная природа их эгоизма, и они видят, что никак не могут справиться с ним, ведь некогда помогавшей им связи с Творцом уже нет.  

Но Моше обещает им, что поднимется до уровня этой связи, создаст контакт между ними и выведет их из этой ненависти. Ведь только он в состоянии подняться над горой эгоизма. Но это – всего лишь одно маленькое свойство в нас.

Как только оно отрывается от народа, у них пропадает надежда связаться с Творцом, и единственное спасение они видят в создании золотого тельца, который, как им кажется, свяжет их между собой. Им не за что больше держаться.

Они готовы снять с себя все золотые украшения и пожертвовать ими, только бы что-то объединило их. Ведь по сравнению с огромной ненавистью этот маленький эгоизм, олицетворяемый золотым тельцом, хотя бы отчасти, эгоистически связывает их между собой.

Спустившись с горы, Моше приближается к народу, желая через себя закоротить их на Творца и создать между ними контакт, но видит, что они вновь поклоняются своему эгоизму (золотому тельцу). Тогда он разбивает скрижали завета – инструкцию, полученную на горе Синай, которая сейчас непригодна для народа, ведь он упал на совершенно другой уровень.

Моше вновь поднимается на гору, т.е. выше эгоизма, и, соединяясь над ним с высшей ступенью отдачи и любви, получает от Творца вторую инструкцию. Спускаясь с этой духовной ступени вниз, он передает народу программу объединения: раскрытие Творца в их постепенном сближении и единении между собой.

Программа включает все основные законы Торы, самый главный из которых – "возлюби ближнего, как себя". И народ готов выполнить это и объединиться.

День, когда Моше второй раз спускается с горы Синай, называется Днем Искупления (Йом Кипур). Он приносит народу скрижали, то есть десять условий против десяти египетских казней. Выполняя эти условия на духовном уровне, они достигают такого объединения, когда между ними проявляется Творец, и они сливаются с Ним в полном единении. Это и является целью их исправления.

Из ТВ программы "Короткие истории", ч.2, 22.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Короткие истории. Переход "египетской границы"

Короткие истории. Каббалистические школы

Короткие истории. Развитие группы Авраама: "Йосеф"

Беглый раб Фараона

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему из Египта мы сбегаем окончательно и навсегда, а в Суккот мы заранее знаем, что побыв семь дней во временном жилище, снова вернемся домой?

Ответ: До самого конца исправления мы все время находимся в годовом цикле, в круговом процессе, проходя разные исправления.

Но начальный отрыв от эгоизма (клипы) и переход к духовной работе происходит лишь один раз. Мы должны подняться над эгоистическим Египтом, а уже оказавшись вне его, начинаем исправлять свои желания: слой за слоем, поднимаясь все выше. 

После выхода из Египта и получения Торы, нам нужно постепенно исправить все получающие желания - сосуды, украденные нами у египтян, начиная от легких до все более сложных. В этом состоит вся наша работа до конечного исправления. Поэтому после окончания Суккота, наступают другие праздники: Ханука, Пурим, Песах, Шавуот - новый и новый годовой круг исправления все более глубоких пластов желания.

Исход из Египта происходит лишь один раз, потому что это подъем над эгоизмом. Мы обязаны окунуться в эгоизм, за четыреста лет рабства наесться им досыта, вкусив все его четыре уровня, чтобы захотеть выйти из Египта. И в этом главная заслуга Фараона – это он заставляет нас бежать от него. 

Если бы не поднялся новый, злой царь над Египтом, который вдруг отягощает нас тяжелой работой, мы никогда не ушли бы оттуда. Пока жизнь не была такой тяжелой, человечество не думало о ее цели и смысле. И евреи, живущие в разных частях света, не очень волнуются за государство Израиль, пока не  появляются проблемы. Тогда они сразу начинают собирать чемоданы и думать о том, как спастись в Израиль.

Так устроен человек – он бежит оттуда, где ему плохо, ища, где будет хорошо. Поэтому Фараон так жестоко давил на евреев, вынуждая их сбежать из Египта, из-под его власти. Наш эгоизм работает нашим помощником против самого себя. Он пробуждает в нас такие ужасные состояния, что мы хотим его уничтожить.

Эгоизм преданно выполняет свою работу, каждую секунду напоминая, что я обязан заботиться о нем, смотреть на него, наполнять. Он делает из меня своего полного раба, заставляя ублажать все его желания и капризы. Я обслуживаю его с утра до вечера, 24 часа в сутки, без перерывов, самым лучшим образом.

Я продан в рабство этому находящемуся внутри меня желанию, которое называется Фараон, и даже не замечаю, что оно не мое. Наоборот, мне кажется, что это самое дорогое, что у меня есть, и я не могу отделиться от него и не отождествлять с самим собой.

Ведь он - это я сам! Как же я могу бросить его?! Я и мое эго не можем существовать  друг без друга, представляя одно неделимое целое. Разве я могу содрать с себя все эти мысли и желания словно кожуру? Как я могу отделиться  и хранить нейтралитет относительно всего, что было моим прежним "я"? Такое просто невозможно!

И поэтому огромное желание, внутри которого я постоянно тону, заботясь только о нем, начинает создавать мне проблемы: я недоволен своей жизнью, мне плохо, лучше смерть, чем такая жизнь. Если я начинаю думать, что жизнь ничего не стоит, значит, уже готов отделиться от своего эгоизма. Зачем мне работать на кого-то: на свое тело, на свой эгоизм, если это приносит мне только страдания и удары?

"Семь голодных лет" вносят в мою жизнь столько горечи, что я вынужден бежать. Приходит Моше и пробуждает меня, увлекая за собой, помогая мне оставить Египет. Но прежде всего, мне нужно прояснить, насколько я нахожусь в услужении у своего эгоизма.

Я не способен счистить, отделить свое желание от точки духовного стремления, находящейся внутри и порабощенной эгоизмом. Я не чувствую, что она находится в рабстве. Необходимо воздействие высшего света, который даст мне такое ощущение, и это занимает много времени. На каждое такое осознание уходят годы, но для этого нам и дана эта жизнь.

Из урока к празднику Суккот, 08.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Оказывается, я - раб фараона

Мир, уставший работать на жадного Фараона

Эгоизм неплохо на нас заработал

Эгоизм, выжатый, как сок из лимона

каббалист Михаэль ЛайтманЕще несколько лет назад, услышав от меня о зле эгоизма, ты подумал бы, что я просто читаю тебе мораль. Сейчас, когда между нами уже возникла связь, тебе передается это ощущение зависимости от своего эго. Скоро ты начнешь чувствовать, что тебе смертельно надоело находиться в услужении у Фараона.

Потом начнутся такие хождения, как у Моше: "Пойдем к Фараону" и далее все осуществится точно, как в рассказе. Ты почувствуешь, как Фараон давит на народ Израиля, обременяя его все большей работой – эгоизм несет тебе зло, и жизнь проходит без всякого смысла. Все плоды твоих усилий уходят Фараону, все проглатывает он. И как бы ты ни пытался что-то поправить, у тебя ничего не получается.

В сущности, ты хотел хоть немного порадовать свою душу, но ничего не выходит. Скоро кризис проявится везде, и в Америке, и в Европе. Но возможно не доводить до этого, а сделать все выяснения в сердце и разуме, а не в грубом материале. Проблема только в том, что люди не слышат предостережений.

Можно выйти из эгоизма, не дожидаясь египетских казней, – за счет развития чувства и разума. Но в любом случае на это уходит время, и по тебе прокатится немало волн, ведь за один раз невозможно преодолеть эгоизм. Одна большая волна утопила бы тебя, и поэтому ее разбивают на несколько волн поменьше.

Требуется терпение, но это значит, что нужно вооружиться всеми средствами, имеющимися в твоем распоряжении: соединение с товарищами, с учителем, вместе с учебой и распространением. Таким путем  можно очень сильно ускорить время. 

Вопрос: Это ужасно - узнать, что кто-то постоянно бьет тебя, а ты даже не чувствуешь, что эго живет в тебе как часть тебя самого. Почему нам не дают его увидеть, чтобы попросить от него освободиться?

Ответ: Ты будешь просить, но это не поможет, ведь это будет эгоистической просьбой. Ты хочешь увидеть злодея, который обманывает тебя всю твою жизнь и уничтожить его? Но это удастся лишь тогда, когда ты попросишь этого ради того, чтобы прийти к Творцу. Тогда тебе покажут этого злодея, а иначе нет.

Моше, точка в сердце, должна прийти к Фараону и свести с ним счеты. А иначе ты действуешь ради собственной выгоды, желая освободиться от тяжелой работы, от того, кто обманывает тебя.

Необходим реактив, словно в химическом опыте, позволяющий проверять состав, разделяя его на несколько компонентов. Если ты хочешь проявить правду в Египте, это возможно, лишь став одним целым с группой. Тогда ты начнешь чувствовать, что значит идти против Фараона. Уже в Египте у тебя появится такой реактив или прибор, который позволит разделить и прояснить, где Фараон, а где то, что выше него.

Ведь ты никогда не работаешь напрямую с Творцом. В Египте это вообще невозможно. Поэтому ты работаешь относительно группы, которая называется Исраэль. Начни объединять всех своих товарищей в Египте, которым сегодня называется весь этот мир. И тогда ты увидишь, где нечистая сила, а где святость, где Фараон, а где нет.

Все, что мешает единству – это Фараон. Так ты будешь раскрывать его все больше и больше – вплоть до десяти казней египетских. И все эти казни относятся к все более возрастающему соединению. В итоге ты поймешь, что обязан выйти из Египта.

Но это возможно лишь за счет такого объединения, когда ты выжимаешь из группы всего Фараона, словно сок из лимона. Весь эгоизм вытекает, и остается только группа. Тогда эта группа обязана наполниться силой отдачи, что в Египте сделать невозможно, – и потому она выходит из него.

Вся работа идет только над объединением. Напрямую против Фараона невозможно работать – ты только вызываешь на него удары за счет соединения с товарищами. Десять казней соответствуют десяти сфирот. Поднимаясь все выше от сфиры к сфире, к все большей мощности соединения, ты притягиваешь высший свет, который воздействует на Фараона и отфильтровывает эгоизм.

Из урока к празднику Суккот, 08.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Крепкая хватка Фараона

На кого работал Фараон

Это страдает мой Фараон

С Творцом рай в шалаше

каббалист Михаэль ЛайтманКогда человек отправляется на поиск Творца, тот словно играет с ним "в прятки", скрываясь и в то же время направляя по пути. В этом поиске праздник Суккот несет с собой некое ощущение тепла, как будто кто-то говорит нам: "Теплее, еще теплее, горячо!.." Что-то проступает, что-то намечается в тумане – контуры новой ступени, лежащей меж нами и Творцом.

Давайте же разберем символы Суккота и их значение в процессе наших исканий.

Прежде всего, надо понимать систему, в которой мы находимся. Любые замеры в ней мы производим относительно некоего эталона, аналогично измерениям параметров физических систем. К примеру, литр воды весит один килограмм, и это мерило позволяет нам взвешивать на весах различные предметы, поместив литровую емкость на одну из их чаш. Так или иначе, мы всегда соотносимся с некоей шкалой, выстроенной на известных величинах.

Однако духовный путь начинается с пустоты, с безвестности. И, идя навстречу Творцу, надо обращать тьму в свет, скрытие в раскрытие, бесчувствие в ощущение. Поначалу я даже не знаю, что мне чего-то недостает, – а затем ощущаю недостаток, словно пробую на вкус этот недобор.

Скажем, когда я сыт, мне просто не хочется есть, я даже не думаю об этом. А потом возникает желание перекусить – и всё растет во мне. Выражаясь иносказательно, если раньше жизнь была безоблачна, то теперь передо мной появляется скрытие, завеса. 

В каббале отсутствие голода называется "двойным скрытием", поскольку при этом из моего поля зрения выпадает не только объект желания – пища, но и оно само. А затем, испытав первые признаки голода, недостатка в чем-то, я приступаю к поискам, чтобы удовлетворить его.

Вот и на духовном пути нам, прежде всего, надо почувствовать скрытие, "голод". И потому наша работа с началом осенних праздников – в месяце элуль и далее на новый год (Рош а-шана), в течение десяти дней "покаяния", в Судный день – призвана раскрыть недостачу, потребность в Творце.

А затем наступает Суккот, праздник шалашей. "Шалаш" – словно купол мира: над ним разлит свет, а внутри мы находимся в относительной тени. Таким образом, "шалаш" – это символ того, что мы сами создаем "тень". Не Творец скрывается от нас, а мы скрываем Его, чтобы проявлять постепенно, по мере сил. Пребывание в "шалаше" означает, что мы уже приближаемся к раскрытию, хотя это пока что самая первая ступень.

Такому состоянию свойственны окружающие светá (макиф́им): Творец ощущается еще на отдалении, наши "объятия" с Ним еще не явны, не прояснены. В каббале это называется также "светом хасадим", "объятием правой руки". "Левая рука Его у меня под головою, а правая обнимает меня", как сказано в Песни Песней. Слева – объятие суровых свойств суда (гвурот), а справа – объятие милосердия (хасадим).

Пребывая за "занавесью", я стараюсь распознать Того, кто ее набросил, – иными словами, веду скрупулезную работу по обращению скрытия в раскрытие. И в той же мере Творец сближается со мной.

Работа эта начинается "с нуля", когда я еще не чувствую, что от меня кто-то скрыт. Где Он? Во мне? В моих желаниях, мыслях? Всё это надо искать, раскрывать, постепенно погружаясь всё глубже, – и тогда Он проявляется.

Из 442-й беседы о новой жизни, 05.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Творец играет в прятки с творением

Жилище, соответствующее строению души

Под сенью временного жилища

Чем непрогляднее тьма, тем ярче свет

каббалист Михаэль ЛайтманШалаши в праздник Суккот символизируют наше "объятие" с Творцом. К связи с Ним мы приходим при помощи особой окружающей "подсветки", которая и называется "сукка" (шалаш).

Мы работаем перед Творцом, адаптируя себя к Нему, и эти отношения описываются как действия человека с четырьмя видами растений (арба миним) в "шалаше", т.е. в окутывающем нас окружающем свете (ор макиф).

Чтобы привести себя в соответствие с Творцом, я держу в одной руке этрог (плод цитрона), а в другой – лулав, адасим и аравот (пальмовая ветвь, три ветки мирты и две ветки речной ивы). Последние три вида символизируют те мои свойства, которые я должен согласовать с Творцом:

  • "три ветки мирты" – сфирот Хэсэд, Гвура и Тифэрэт;
  • "две ветки речной ивы" – сфирот Нэцах и Ход;
  • "пальмовая ветвь" – сфира Йесод;
  • "этрог" – Малхут.

Складывая их вместе, на протяжении семи дней праздника Суккот я держусь этого единства в мыслях и желаниях, соединяясь таким образом с Творцом в льющемся свете. Ведь светá приходят тоже поэтапно, и называются теми же именами: хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, йесод и малхут. 

В итоге, если я правильно использую всё, что мне дано, то исправляю себя и прихожу к полному "объятию" с Творцом, которое называется "радостью Торы" (Симхат Тора). Ведь я использовал весь окружающий свет, который на меня воздействовал, помогая достичь слияния. Свет, исправивший и приведший меня к слиянию с Творцом, называется теперь "Торой".

Сказано об этом: "Я создал злое начало и создал Тору ему в приправу, ибо кроющийся в ней свет возвращает человека к Источнику". "Злое начало" – это тот самый "пласт" сокрытия. Я же использую все приходящие ко мне светá, благодаря чему именно это скрытие они обращают в раскрытие. И там, где скрытие было больше, глубже, темнее, раскрывается затем больше света.

Так я и прихожу к празднику Симхат Тора, к всплеску радости, который наступает сразу после Суккота.

Из 442-й беседы о новой жизни, 05.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Больше тени, чем света

Темные буквы, несущие свет

Арба миним

Беседы о новой жизни, ч.440

Беседа на тему "Суккот. Настроиться на волну Творца", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Таль Мандельбаум, консультант по организационным вопросам.

002 - Беседа о новой жизни, Таль

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.439

Беседы о новой жизни, ч.438

Беседы о новой жизни, ч.437

Временное жилище под открытым небом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему во время праздника Суккот положено выйти из своего дома, в котором жил весь год, и перейти во временное строение, в Сукку? Что это означает в духовном смысле?

Ответ: Выход во временное жилище, символизирует начало духовного продвижения, при котором мы все время выходим из предыдущего состояния, попадая под влияние высшей ступени. Для того, чтобы попасть под влияние высшего, нужно постоянно менять место, ступень.

Семь дней Суккота – это семь ступеней подъема из состояния в состояние, из одного духовного парцуфа в другой. Хэсэд, Гвура, Тифэрет, Нэцах, Ход, Есод, Малхут – это семь сфирот, отделяющих мое текущее состояние от следующего.

Сфирот – это меры исправления души, определяющие, насколько мое желание насладиться исправляется ради отдачи: еще и еще немного – до тех пор, пока я не войду на следующую ступень.

Это называется семью сфирот – переходом от получения ради себя к отдаче ближнему, а затем от достигнутой отдачи ко все большей и большей. Все семь дней я все выше продвигаюсь по ступеням отдачи и любви. 

Вопрос: Почему Сукку нужно строить под открытым небом?

Ответ: Потому что я не желаю использовать отдачу Творца для собственного удовольствия, а хочу получить от Него лишь силу для своего исправления. Именно это символизирует кровля Сукки.

Если я еще не исправлен, то получаю свет Творца для своего исправления, а если исправлен – то для передачи другим. Чем больше света я получу, тем больше смогу передать дальше.

В течение всего года свет воздействует для того, чтобы показать мне мои эгоистические свойства. Потом, в Рош а-Шана, он показывает мне доброту Творца.

Затем в десять дней раскаяния, свет приходит, чтобы отделить во мне Малхут от Бины: желание получить от желания отдачи, "хей" от "вав". Затем настает Суккот, в который мы получаем то же свечение, но уже исправляющее нас.

Все семь дней Суккота мы получаем свет, исправляющий нас на отдачу ради отдачи, и по окончанию этих исправлений, отмечаем праздник радости Торы (Симхат Тора). Мы использовали силу, которая называется Торой, и поднялись на ступень праведника.

Из 440-й беседы о новой жизни, 02.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сукка во дворе и в сердце

Приглашаю в гости свет исправления

Больше тени, чем света

Приглашаю в гости свет исправления

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Меня испугало, что тень Сукки символизирует необходимость  удовлетвориться малым, ведь я хочу ощутить себя в бесконечном мире, полном любви и сил отдачи. О каком ограничении идет речь?

Ответ: Перед тобой открыт весь мир – пожалуйста, возвращайся прямо к Творцу! Суккот – это только начало года.

Тебе еще предстоит много состояний преодоления, где ты будешь тяжело работать. После Суккота наступает праздник радости Торы (Симхат Тора), а потом Ханука – праздник света, когда начинается наше реальное исправление на отдачу.

Свет Хануки  олицетворяет полное нахождение в отдаче, поэтому ханукальные свечи нельзя использовать для освещения, а только любоваться. Сказано, что "эти свечи святы", святость – это отдача. После этого мы достигаем еще большего исправления и приходим к празднику Пурим.

Пурим находится прямо против Судного Дня (Йом Ки-пур, то есть "как Пурим"). В Йом Кипур мы решили, что ничего не можем сделать со своими ужасными, полностью эгоистическими желаниями. А в Пурим все они исправляются до такой степени, что мы перестаем их анализировать: можно сколько хочешь есть и пить, и это наверняка будет ради отдачи, все получится хорошо. 

Вопрос: Каким же образом Сукка, построенная во дворе, символизирует нам Сукку, которую надо построить в сердце?

Ответ: Построить Сукку в сердце – это значит, создать условия, в которых наше желание насладиться получит исправление окружающим светом, то есть все наши намерения будут направлены на пользу ближнего.

Поэтому в Сукку принято приглашать гостей и принимать особо почетных посетителей (ушпизин): Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Аарона, Йосефа, Давида – это символы светов, приходящих и исправляющих человека.

Из 440-й беседы о новой жизни, 02.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сукка во дворе и в сердце

Временное жилище под открытым небом

В праздничном круговороте

Больше тени, чем света

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы сказали, что праздничный шалаш – Сукка символизирует душу человека. Как это понимать?

Ответ: Человек, сидящий в Сукке, олицетворяет желание. Размеры Сукки символизируют меры человеческой души, а ее кровля – экран.

То есть я не хочу получать свет для собственного удовольствия – поэтому в Сукке должно быть больше тени, чем света. Это символизирует мою готовность удовлетвориться самым необходимым, а все остальное обратить на отдачу.

Такова ступень праведника, отдачи ради отдачи, к которой нужно прийти прежде всего, чтобы достичь первого подобия Творцу. Есть несколько этапов приближения к Творцу, и это самый начальный.

Душа – это наше желание насладиться, которое уже так организовано за счет правильного окружения, сочетания сил, подготовки, будто находится внутри Сукки. Разумеется, речь идет не о материальном шалаше, а о таком включении своих желаний внутрь окружения, которое позволяет мне постепенно исправлять их на благо ближнему. 

Каждый день Суккота мы получаем новый свет, с помощью которого выясняем свои желания и исправляем. Это приходящее к нам свечение называется "гости" (ушпизин). Мы по очереди принимаем в своей Сукке почетных гостей: Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Аарона, Йосефа, Давида – семь светов, каждый из которых исправляет в нас определенную часть души:  Хэсэд (свойство Авраама), Гвура, Тифэрет, Нэцах, Ход, Есод, Малхут.

Так в течение всего праздника Суккот мы исправляем себя, проводя праздничные трапезы "Ушпизин". Положено есть и пить только в Сукке, потому что только в ней возможно произвести исправление.

В Суккот совершают благословения с четырьмя символами: лулав, этрог, адасим, аравот, форма которых отождествляет корневые свойства четырех частей души человека: Хохма, Бина, Зеир Анпин, Малхут, вместе составляющих полную АВАЯ.

Поэтому существует традиция тщательно выбирать этрог (цитрусовый плод), чтобы в нем не было никаких пороков, ведь он символизирует Малхут – основу творения, основу души. Все эти символы нужно объединить вместе и тогда можно совершать благословение, то есть притягивать свет.

Со стороны этот процесс может показаться каким-то языческим обрядом: человек по нескольку раз встряхивает символические ветви, собранные вместе, перемещая их в направлении всех сторон света,  вправо, лево, посередине, вверх, вниз, вперед, назад. Но если прочитать объяснение Ари в книге "Врата заповедей, то становится понятным, что за этим скрываются высокие духовные действия.

И на самом деле, человек должен произвести их внутри себя. Внешние действия – это только традиция, а главное – это те "сотрясения", которые он производит внутри своей души, исправляя ее. Исправление души – это цель жизни человека.

В каждый из семи дней Суккота нужно выполнять такие внутренние действия в построенной внутри нас Сукке, притягивая туда окружающий свет. И если мы организуем все части своей души подобно четырем символам Суккота и умеем благословлять их во все стороны нашего желания: вправо, влево, в отдаче, в получении, то по окончанию Суккота приходим к празднику Радости Торы.

Из 440-й беседы о новой жизни, 02.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жилище, соответствующее строению души

Под сенью временного жилища

Чтобы быть готовым родиться

Творец играет в прятки с творением

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Праздники народа Израиля представляют собой последовательность этапов, которые проходит человек, решивший идти путем любви к ближнему. Каждый праздник – это остановка на этом пути в процессе полной реализации этой цели. Какое место в этой цепочке занимает праздник Суккот?

Ответ: Трудно объяснить суть праздников, а также любого явления, с точки зрения науки каббала, ведь речь идет о том, что человек пока не ощущает. Ему еще нужно развить чувствительность к таким понятиям. 

В самом начале творения мы находились в прямом, постоянном, открытом  контакте с создавшей нас высшей силой. Но в этом состоянии мы не понимали и не осознавали ее, словно зародыш в материнском лоне, который прилепляется к матери и существует благодаря ей.

Для того же, чтобы сделать из нас взрослые создания, понимающие Творца и знающие Его, изучившие Его свойства и сами ставшие подобными Ему, относящиеся к Нему так же, как Он к ним – происходит сокращение и скрытие. Творения вдруг отделяются от Творца.

Выходит, что есть творение – человек, человечество, и напротив него – Творец, сила, управляющая всем, единственная действующая в мироздании. Нет ничего, кроме силы Творца и созданного Им человека, которого Он хочет вырастить до своей ступени. 

И для того, чтобы дать человеку возможность расти, Творец помещает между собой и ним завесу скрытия, толстую перегородку. За этой перегородкой я не вижу Творца, но обязан, словно играя в прятки, пытаться разглядеть Его во всем происходящем со мной и внутри меня.

В сущности, в мире нет другой работы, кроме постоянного представления Творца перед собой. Я обязан стараться выявить Творца во всех своих мыслях, желаниях, ощущениях, во всем происходящем вокруг меня. Все нужно воспринимать как завесы, скрывающие за собой Творца.

Кроме точки моего "я", я должен чувствовать лишь одного Творца, заполняющего весь мир и действующего во всем, разумеется, включая меня самого. В этом заключается вся моя работа: отодвинуть скрытие и вновь вернуться к состоянию открытого контакта с Творцом, при котором я понимаю, знаю, чувствую Его на всю глубину бывшего скрытия, превратив всю толщину перегородки в площадь для Его раскрытия!

Эта область, прежде создававшая скрытие, обращается в область раскрытия,  называющуюся высшими мирами, посредством которых я начинаю понимать и ощущать Творца. Ведь в каждом сокрытии я прилагал усилия Его раскрыть, и за счет этого вырос большим, научился понимать и чувствовать, словно Он сам.

Творец хотел научить меня, раскрыть мне свои свойства, и мне удалось это сделать. Теперь мы знакомы и понимаем друг друга. Я ощущаю все, чему Он хотел научить меня с помощью скрытия. После того, как я исправил сокрытие на раскрытие, между нами воцарилась взаимная любовь, открытость, и мы достигли полного слияния. Такой процесс нам необходимо пройти, и в этом заключается вся программа творения.

В скрытии есть ступени, начиная с легких к все более трудным. В итоге, я оказываюсь за пятью слоями скрытия (элем), которые называются мирами (олам). Для того, чтобы приблизиться к Творцу и узнать Его, мне нужно проявить Его в каждом слое.

Пять уровней скрытия делятся на пять частей и каждая еще на пять, итого 125 ступеней, отделяющих меня от Творца. На каждой ступени, я обязан обратить скрытие в раскрытие, непонимание в понимание, бесчувственность в ощущение, и так обретаю свойства Творца. За счет этого я сам меняюсь на каждом этапе.

Это не похоже на научное исследование в этом мире, где физик, совершая открытие, сам остается таким же, каким был. Этапы духовного раскрытия меняют самого исследователя.

Ведь свойства Творца противоположны моим свойствам: я весь получающий, а Он – весь отдающий. Поэтому для Его раскрытия я обязан переделать скрывающую завесу с получения на отдачу. Из-за своих обратных Творцу свойств она скрывает Его. А обращая ее в отдачу, я продвигаюсь все ближе к Творцу.

Из 441-й беседы о новой жизни, 05.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Дни духовного подъема

В праздничном круговороте

Малыш, играющий у подножия лестницы

Радость излечения от эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманЖелание реализовать цель своей жизни – равнозначно тому, чтобы "исполнить Тору", обрести душу или реализовать методику каббалы. Это все одно и то же. Согласно науке каббала, человеком, Адамом, называется тот, кто подобен Творцу. Творец – это абсолютная отдача и любовь.

Начиная изучать каббалу и работать в  группе, я проверяю себя и вижу, что думаю только о себе. Так эгоистически я устроен. И это нормально, потому что Творец создал злое начало в человеке.

А если я это раскрыл – это уже постижение, самосознание, ведь я понял, что являюсь полным эгоистом. Обычный человек с этим не согласится – для этого необходимо учиться и привлекать к себе свет исправления.

Когда я раскрываю свой эгоизм, то раскаиваюсь в своих преступлениях, что означает период покаяния перед началом нового года. Я вижу, что полностью испорчен. Таким образом, я постигаю первую часть предложения: "Я создал злое начало". А дальше сказано: "И в придачу к нему – Тору, как средство его исправления" – и поэтому я начинаю искать, как измениться.

Мое намерение измениться и называется началом Нового года (Рош а-Шана). Вместо Фараона я ставлю царствовать Творца и использую Его силу отдачи и любви для своего исправления. Новый год – это мое желание исправиться и достичь новой ступени, научиться любить. 

Для этого мне необходимо проверить и разобрать все свои 613 желаний, что называется десятью днями раскаяния между Новым годом и Судным днем. Естественно, что проверяется мое отношение к другим людям, а не простые телесные желания к еде, сну, прогулкам.

Я проверяю, есть ли во мне хоть какое-то стремление на благо ближнему, и вижу, что нет! Даже если я отдаю другому, то только ради собственной выгоды. Так я прихожу к десяти дням раскаяния, в которые произвожу специальные действия, притягивающие ко мне каждый день особый свет. С помощью света я сортирую свои желания, отделяя те, которые возможно исправить, от тех, которые не подлежат исправлению.

Сказано, что смысл раскаяния (тшува) – возвратить "хей" к "вав", то есть Малхут (пятую сфиру, "хэй") к Зеир Анпину. Малхут – это мое желание насладиться, а Зеир Анпин – означает Творца. Я проверяю в себе, какие желания и насколько я могу использовать для отдачи другим, а не для себя самого. Это и называется настоящим раскаянием, то есть проверка моего сердца в отношении к другим людям, показывающая, насколько я подобен Творцу.

Поэтому сказано, что раскаявшиеся грешники стоят так высоко, куда не могут подняться полные праведники. Ведь полный праведник уже достиг определенной высоты своего исправления, а грешник при раскаянии каждый раз поднимается все выше и выше навстречу Творцу.

Десять дней раскаяния и Судный День – это постановка диагноза самому себе, проверка всех своих десяти сфирот (613 желаний), после которой я готов к исправлению, всеми силами желая уподобиться Творцу. Я полностью раскаялся в своем эгоизме, и теперь мне ясно, какие желания я могу исправить, а какие – нет. С этим диагнозом я прихожу к Суккоту – к светам, которые исправляют во мне все зло на добро.

А по окончанию Суккота настает праздник Радости Торы. Ведь Торой называется свет, возвращающий к источнику, и я использую этот свет, возвращающий меня к добру. В дни раскаяния я пожелал "вернуть хэй к вав", то есть себя к Творцу, и в Суккот я реализую это решение – выполняю всю Тору и становлюсь подобным Творцу.

Восьмой день Суккота называется "Шмени Ацерет", когда я "останавливаю" (ацарти) свое исправление, ведь мне больше нечего исправлять, и полностью исправленным вхожу в праздник Радости Торы (Симхат Тора).

Из 439-й беседы о новой жизни, 30.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жилище, соответствующее строению души

Доброта под рентгеном

В праздничном круговороте

Жилище, соответствующее строению души

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему ваше объяснение смысла праздника Суккот – как исправления желания окружающим светом, так отличается от того, чему нас учили в школе? Нам всегда говорили, что Суккот напоминает о бегстве из египетского рабства и жизнь в палатках в пустыне.

Ответ: Разве это противоречит одно другому? Египет (мицраим) – это нахождение внутри своей злой природы (ецер-ра), в изгнании, согласие подчиниться власти Фараона, царствующего над нашим эгоистическим желанием. Творец сам и создал эгоизм, и потому Он каждый раз говорит: "Я ожесточил сердце Фараона!"

А потом мы выходим из-под власти Фараона и начинаем исправлять себя. Именно это исправление и олицетворяет праздник Суккот. Тора рассказывает только об исправлении сердца, а не об исторических событиях. Нам нужно сегодня осуществить весь этот рассказ.

Каждый праздник народа Израиля и событие, упомянутое в Торе – это подъемы и падения относительно силы отдачи и любви, отступления от выполнения Торы. Ведь вся Тора основана на законе любви к ближнему как к самому себе. И достичь этой любви, исправив эгоизм, можно только с помощью Торы – света, возвращающего к источнику. Именно этим мы и занимаемся.

Вопрос: Почему в Суккот положено сидеть в специальном шалаше, который называется Сукка? 

Ответ: Размеры Сукки точно соответствуют мерам нашей души. Только в душе измеряются желания и света, а в Сукке им соответствуют размеры в "Ама" (в локтях). Поэтому к Сукке предъявляются специальные требования: как нужно ее строить, какими должны быть стены, кровля из "отходов гумна и винодельни".

Все это соответствует духовным корням – особому сочетанию сил получения и отдачи, которые необходимы нашей душе (желанию насладиться) для того, чтобы уподобиться Творцу. Душа работает и на получение, и на отдачу, словно сердце или легкие, которые то сжимаются, то расширяются.

Сукка строится в точном соответствии с частями нашей души: десятью сфирот прямого света и десятью сфирот отраженного света, а потому она не может быть выше, чем 20 Ама. Из этого же следует, когда можно строить Сукку и какие материалы для нее использовать, чтобы они были "чистыми", то есть ради отдачи.

Душой называется желание, полностью направленное на отдачу ближнему, то есть противоположное злому началу, нашей исходной природе. А пока человек не начал исправлять себя, у него нет души. Сукка символизирует нашу душу, то есть желание, исправленное на любовь к ближнему.

Поэтому при строительстве Сукки нужно учесть так много условий, ведь в душе имеется 613 желаний: 248 желаний отдачи ради отдачи и 365 желаний получения ради отдачи. Все эти желания находятся внутри меня, и мне нужно начать их исправлять.

Из 439-й беседы о новой жизни, 30.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Дни духовного подъема

Под сенью временного жилища

"В тени его сидел я и наслаждался…"

Беседы о новой жизни, ч.438

Беседа на тему "Йом Кипур", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Ница Мазоз, ведущая семинаров по коучингу.

002 - Беседы о новой жизни, с Ницей и Ореном

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.437

Беседы о новой жизни, ч.436

Беседы о новой жизни, ч.435

Дни духовного подъема

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем заключается внутренний смысл праздника Суккот?

Ответ: Суккот – это очень важный праздник, потому что он посвящен духовному подъему. По окончанию года мы подводим итоги своего критического самоанализа.

Если мы хорошо работали в течение прошедшего года: искали, как исправить себя для того, чтобы вернуться к Творцу, то обнаружили себя виновными во множестве преступлений.

И это именно результат хорошей работы, нашего исследования себя, своего отношения к товарищам, которое показало, сколько еще в нас есть злого начала, ненависти к другим, отторжения, эгоистических расчетов.

После такого суда над  самими собой мы выносим решение, которое называется началом нового года – Рош а-Шана (голова года). Мы хотим, чтобы Творец – сила отдачи и любви, был нашей головой, нашим царем.

Рош а-Шана – это коронование Царя как самого великого из всех, олицетворяющего отдачу, любовь, тепло, наполнение. Мы высоко ценим эти качества, а потому возвеличиваем эту силу природы и хотим ей уподобиться, вплоть до полного слияния с ней. Такое решение мы принимаем в Рош а-Шана, чтобы дальше ему следовать. 

Поэтому в Рош а-Шана есть два суда: суровый и мягкий, после которых приходят десять дней раскаяния. В это время нужно проверить себя в работе над своим объединением и выяснить, как возможно достичь единства. Ведь чем больше мы исправляем себя, соединяясь в одного человека с одним сердцем, тем более походим на Творца – одного и единственного.

Этим решением мы притягиваем к себе окружающий свет, особое свечение, и видим, какие желания в нас не подлежат исправлению, ведь их невозможно исправить на отдачу и посредством них соединиться с ближним. А другие желания возможно исправить и принести ими добро ближнему, любовь, соединение, единство.

Десять дней раскаяния отделяют во всех моих желаниях такую часть, которая пока неисправима, от той, которую возможно исправить. Это разделение называется: "Его левая рука под моей головой" – левое объятие, оставляющее вне его те желания, которые нельзя обнять.

А затем настает Суккот,  когда "Его правая рука обнимает меня". Во время Суккота, приходит особое свечение к человеку, желающему соединиться со всеми творениями и прилепиться к Творцу – к высшим свойствам отдачи и всеобщей любви.

Праздник Суккот длится семь дней, в соответствии со светами, которые нам необходимо получить: Хесэд, Гвура, Тиферет, Нэцах, Ход, Есод, Малхут или  гостями, поочередно посещающими ежедневные праздничные трапезы: Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф, Давид.

Написано: "Я создал злое начало и в придачу ему Тору, свет которой возвращает к источнику". Творец создал плохие свойства, а не хорошие: злое начало, наш эгоизм, не дающий нам объединиться, хорошо относиться друг к другу и отдавать ближнему.

Любовь к ближнему – это великое правило Торы, но мы не хотим его выполнять. Зло в нас – это все то, что против нашего соединения с другими. Именно о нем написано: "Я создал злое начало и в придачу к нему Тору". Тора – это не книга, стоящая на полке, а особый метод использования силы природы, который называется светом. Если я пользуюсь этим светом, подставляя себя под его влияние, то превращаю все зло, намеренно созданное Творцом, в добро.

Из эгоиста, отталкивающего и без всякой причины ненавидящего остальных, я превращаюсь в любящего, пока не сливаюсь со всеми в одного человека с одним сердцем.

До Суккота мы занимались судом над самими собой, выясняя, что можно исправить, а что нет. И оказалось, что мы полны зла, словно гранат, который полон зернышек, но весь прогнил.

В Рош а-Шана мы решили, что хотим стать отдающими и воцарить над нами Творца – силу любви. В следующие десять дней раскаяния мы проверяем десять сфирот своей души, десять частей желания, выясняя, что можно исправить, а что нет. Ведь есть в нас такие нечистые желания (клипот), которые не подлежат исправлению, и потому мы просто их сокращаем, отделяем, замораживаем.

А те желания, которые возможно, исправляются в дни Суккота. Это первое исправление желания, и происходит оно за счет приходящего к нам окружающего света. Символ окружающего света – это Сукка, специальный шалаш, навес.

Мы создаем тень, поскольку не хотим получать свет ради себя, для своей пользы, а желаем своего изменения, связи с Творцом, свет, лишь для того, чтобы отдать ближнему. Это значит, быть праведником, который берет себе только необходимое для пропитания, а все остальное отдает другим. Такое исправленное получение символизирует Сукка.

Из 439-й беседы о новой жизни, 30.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

В праздничном круговороте

Под сенью временного жилища

Праздничный календарь подъема и единения

Страница 45 из 50« Первая...4344454647...Последняя »