Записи в разделе 'ЗОАР'
Изучать Книгу Зоар на арамейском

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Стоит ли изучать Книгу Зоар на арамейском языке?

Ответ: Ее не стоит изучать ни на арамейском, ни на иврите, ни на каком другом языке, потому что вы в ней все равно ничего не поймете.

Сначала изучите саму науку каббала, как ключ к материалам первоисточников, и лишь после этого вы начнете понимать, что сказано в Книге Зоар.

Иначе это станет просто чтением страниц, которые не понятны и будут только вводить вас в заблуждение.

Вопрос: Вызывает ли чтение Книги Зоар на арамейском языке некое свечение?

Ответ: Вызывает. Но я боюсь, что люди просто заблудятся в этом. Они будут считать, что уже имели контакт с каббалой, и поэтому им нечего дальше искать там. Лучше всего начать с трехмесячного вводного курса по каббале.

У вас появится представление об общей системе мироздания, о ее управлении, о цели человека в этой системе. Вы узнаете, что с ним происходит и должно произойти, как он может управлять этой системой, воздействовать на нее и какие реакции получать от нее обратно, то есть взаимодействовать с общей системой, управлять своей жизнью.

Каббала – это наука.

Желаю удачи!

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 26.10.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Какой Зоар читать?

Совет для чтения книги Зоар

Каких результатов ждать от изучения книги Зоар?

Изучать книгу Зоар на арамейском (клип)

Как правильно изучать книгу Зоар?

Книгу Зоар изучают в группе (клип)

Книгу Зоар изучают в группе

Состояние мира зависит от Израиля

Если бы преумножал Израиль добрые дела пред Творцом, не вставали бы против него в мире народы. Но сам Израиль побуждает народы мира поднимать голову. Ведь если бы он не грешил пред Творцом, остальные народы также смирились бы перед Творцом.

Если бы не привлекал Израиль дурными делами эгоистическую силу на землю Израиля, не властвовали бы над ней остальные народы, и не был бы он изгнан ими из этой земли. Сказано об этом: "Оскудели мы очень" – т.е. нет у нас добрых дел, как подобает. (Зоар ла-ам, гл. Ваехи, п.412-413)

Источник в книге Зоар:

אילו אצרו ישראל מעשים טובים לפני הקב"ה, לא היו עומדים עליהם עמים עכו"ם בעולם. אבל ישראל גורמים לשאר העמים להרים את ראשם בעולם, כי אם ישראל לא היו חוטאים לפני הקב"ה, היו שאר עמים עכו"ם נכנעים לפניהם. אם לא היו ממשיכים ישראל במעשים רעים לצד האחר בארץ ישראל, לא היו שולטים שאר עמים עכו"ם בארץ ישראל, ולא הוגלו מן הארץ. ועל זה כתוב, כי דלוֹנוּ מאוד, שאין לנו מעשים טובים כראוי. (זוהר לעם. פרשת ויחי. אל תזכור לנו עוונות ראשונים 412-413)

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалисты – о народе Израиля и народах мира, ч.11

Каббалисты – о народе Израиля и народах мира, ч.10

Каббалисты – о народе Израиля и народах мира, ч.9

Время Зоара, ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманХозяева духовных ступеней

Центральная тема Книги Зоар и науки каббала в целом – как "вытягивать" из глубин нашей природы добрую силу, чтобы ею уравновешивать дурную, имеющуюся у нас изначально, от рождения.

Вся наука каббала – суть методика трех линий: дурной силе (левой линии) мы противопоставляем добрую силу (правую линию) – и устанавливаем между ними равновесие в средней линии. Так мы и идем вперед: левая – правая – средняя, снова и снова.

Именно в наши дни настало время реализовать Книгу Зоар. На протяжении двух тысяч лет изгнания она оставалась в тени. Ею пользовались лишь отдельные каббалисты – начиная с XI столетия, когда она была обнаружена в Испании вдовой рабби Моше де-Лиона, большого каббалиста того времени. Она не знала, что эту книгу нельзя обнародовать, – и с тех пор Зоар вышел в свет.

Многие стали каббалистами с его посредством. Величайший из них – Ари. Далее последовал Бааль Шем Тов и множество подготовленных им учеников. А в двадцатом веке, сто лет назад, Книга Зоар – впервые после времен рабби Шимона – получила обновление посредством рава Йегуды Ашлага.

Он зовется также Бааль Суламом ("хозяин лестницы"), поскольку написал на Зоар комментарий "Сулам" ("лестница"). При помощи этой "лестницы" мы можем подниматься по духовным ступеням, зная, как правильно использовать Книгу Зоар. 

Саму ее мы понять не в силах, поскольку написана она языком Мидраша и рассчитана на другой уровень постижения. Но Бааль Сулам переработал и дополнил ее таким образом, что теперь она доступна каждому.

Кроме того, мы упростили текст еще больше, чтобы он подходил современному человеку, который может теперь читать эту книгу и пользоваться ею. Если он находится в десятке, подобно рабби Шимону, то в своем желании, в чувстве и разуме может привлекать свет, кроющийся в Книге Зоар, – свет Торы, добрую силу – и с его помощью уравновешивать свое дурное начало.

Вопрос: Что же находится в конце лестницы духовных ступеней, по которым ведет нас Книга Зоар?

Ответ: Дурная сила там вырастает до максимума – что называется, до "сорока девяти врат скверны". И мы уравновешиваем их "сорока девятью вратами святости". Иными словами, извлекаем из природы всю добрую силу и противопоставляем ее всему злу.

Сказано об этом: "одно напротив другого создал Творец". Выстраивая это равновесие двух сил, сами мы находимся над ними – и тогда действительно становимся их хозяевами, "хозяевами лестницы".

Из 728-й беседы о новой жизни, 17.05.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Время Зоара, ч.1

Рабби Шимон и секрет равновесия, ч.5

Узкая тропинка, которая ведет меня

Время Зоара, ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманНаследие рабби Акивы

Вопрос: Это случилось более пятнадцати лет назад. Мне звонят по телефону и предлагают бесплатно Книгу Зоар. Я соглашаюсь, и мы договариваемся о визите. В назначенный час – стук в дверь.

Но вместо одной книги, передо мной – два ящика с двадцатью томами. Удивленная, я открываю один из них и понимаю, что никогда не видела ничего подобного. Основная часть совершенно не понятна, расположенный ниже комментарий – чуть доступнее.

Чем же особенна эта книга? Что в ней скрыто?

Ответ: Книга Зоар – действительно единственная в своем роде. И, может быть, хорошо, если она будет в каждом доме. Возможно, благодаря этому люди сблизятся с ней хотя бы таким, внешним образом – чтобы потом услышать нечто большее, узнать, как использовать Зоар.

Чтобы обычные люди могли подключиться к этой книге, мы издали ее облегченный вариант. Из двадцати томов сделали двенадцать – но написанных таким языком, который каждый может читать. Этот текст выставлен у нас на сайте, его можно полистать на экране компьютера – либо купить в книжном переплете. Он предназначен именно для народа – для тех, кто не в силах одолеть оригинал.

Итак, что же такое Книга Зоар? После разрушения Второго храма ее создал рабби Шимон, один из величайших мудрецов-таннаев, находившийся на высоте постижения внутренней системы и позитивной Высшей силы, которая призвана уравновешивать негативную силу нашего эгоизма. Он был в числе пяти учеников, которых собрал рабби Акива, чтобы передать им свое учение. 

Всего рабби Акива обучал 24 тысячи учеников, однако они умерли в эпидемии, поскольку упали со ступени позитивного желания, сбалансированного между двумя противоположными силами добра и зла, в негатив эгоизма. Упали даже ниже уровня людей нашего мира – чем выше взлет, тем глубже падение.

Рабби Акива остался без учеников, однако понимал, что обязан сохранить свою мудрость для следующего поколения. Тогда он нашел пятерых особых мудрецов, объединил их и научил всему, что понимал, знал и мог передать.

В их числе был и рабби Шимон. Согласно корню своей души, он понял рабби Акиву скрытым образом, перенял то, что относится к глубинам Природы, недоступным взору.

В принципе, и другие учились также, но каждый по-своему. Разногласий между ними не было – просто каждый трактовал услышанное в своей манере, толковал на своем языке. Один – на языке Мидраша, другой – на языке каббалы, третий – на языке ТАНАХа и т.д.

Два начала

Потом рабби Акива умер. Между тем, земля Израиля переживала тяжелые времена под властью римлян. Народ к тому времени уже не был народом, он разобщился и бóльшая его часть была изгнана из страны.

Тогда рабби Шимон собрал девятерых учеников и укрылся с ними в особой пещере возле горы Мерон, чтобы продолжать учебу. Будучи главой десятки, он говорил – и во взаимосвязи они извлекали из глубин своей природы добрую силу.

Она кроется в каждом, но именно что кроется. Мы называем ее также "точкой в сердце". Она действительно представляет собой точку позитива в нашем "черном" эгоистическом желании, и мы можем раскрыть ее, зажечь, выделить, расширить, так чтобы она охватила всё сердце. И тогда мы можем прийти к такой связи между нами, которая зовется "любовью".

Сказано: "Возлюби Творца двумя сердцами своими" – двумя началами: добрым и злым. Дурное начало у нас врожденное, а доброе мы можем обрести. И тогда с ними обоими можно достичь любви, поскольку любовь – это нечто выстраивающееся на зле, которое "покрывается" добром. Сказано об этом: "Все преступления покроет любовь".

Так десятка рабби Шимона и создала Книгу, описывающую, как это претворяется в жизнь. Если мы сидим десяткой и изучаем Книгу Зоар, зная, каким образом использовать ее, чтобы соединяться между собой всё сильнее, если соблюдаем законы десятки, то выстраиваем верную взаимосвязь.

А от связи приходим к просьбе – точнее, к желанию, к потребности во внутренней позитивной силе, что заложена в нашей природе. Мы хотим ее, мы хотим с ее помощью уравновесить дурную силу – это и есть настоящая молитва. Тогда мы извлекаем добрую силу, противостоящую дурной, – и теперь у нас есть "два сердца", два начала.

Всему этому и только этому обучает нас Книга Зоар. Она повествует о том, как сделать это в десятке.

А "десятка", по сути, – это весь мир, всё человечество. Пускай его составляют миллиарды людей, но сплачиваясь между собой, они соединяются в систему единой десятки.

Продолжение следует...

Из 728-й беседы о новой жизни, 17.05.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рабби Шимон и секрет равновесия, ч.5

Рабби Шимон и секрет равновесия, ч.4

Источник живой воды

Рабби Шимон и секрет равновесия, ч.5

каббалист Михаэль ЛайтманУчитель будущих поколений

Рабби Шимон Бар Йохай – величайший мудрец, постигший глубины Природы. Он видел, что она сбалансирована во всех своих пластах, и в будущем нам придется распахнуть ее. Раскрыл он это с девятью своими учениками, которые составили Книгу Зоар и спрятали ее для наших дней.

Однако ее нашли раньше – примерно, в XI веке. С тех пор Зоар использовали многие люди, также разрабатывавшие науку каббала: рабби Моше де-Лион, Рамхаль, Ари, Рамак, Бааль ШемТов, а в XX столетии – рабби Йегуда Ашлаг, написавший на Книгу Зоар комментарий "Сулам" и потому зовущийся Бааль Сулам. Благодаря ему мы можем использовать эту книгу, наряду с другими трудами, написанными для нашего поколения.

В целом, мы учимся из них тому, как извлекать из Природы добрую силу, которой нет в нашем мире и о которой человечеству вообще неизвестно; как уравновешивать ею человеческую природу и вести общество к равновесию, мир – к исправлению, а всех людей – к любви, так чтобы, как сказано, она покрыла все преступления, т.е. дурную силу.

Тогда две силы окажутся в одной замечательной связке. Этого будущего миру необходимо достичь, к нему мы направляем свои шаги, и рабби Шимон для нас – учитель.

Все каббалисты получают из его книг и силы, и идеи, как действовать. Он первым на деле обучал науке каббала девять учеников, утвердив духовное понятие десятки. И потому, используя десятки в своей учебе, мы, по сути, налаживаем связь с его группой, которая отвечает за то, чтобы раскрыть нам позитивную силу. 

Золотая середина

Разумеется, рабби Акива знал намного больше рабби Шимона. И тем более, Моше, Авраам, Адам Ришон. Однако рабби Шимон жил после разрушения Первого и Второго храмов, когда возросший эгоизм потребовал раскрыть систему взаимодействия двух противоположных сил – другими словами, систему трех линий. И сегодня мы используем эту методику, чтобы исправлять себя.

Хотя Книга Зоар была написана две тысячи лет назад, только в наши дни мы можем использовать ее и приводить в исполнение, чтобы сначала народ Исраэля, а затем всё человечество пришло к благополучной, сбалансированной жизни и раскрыло доброе состояние – "будущий мир" – при жизни в этом мире.

Таким образом, рабби Шимон Бар Йохай – это каббалист, давший нам практическую методику реализации принципа любви к ближнему, как к себе. Тора говорит, что нам необходимо достичь этого.

Да мы и сами видим сегодня, что без этого принесем лишь гибель себе и миру. Мы должны овладеть доброй силой и уравновесить ею дурную, чтобы на их взаимодействии выстроить "золотую середину" – среднюю линию. Это и обеспечит нам процветание.

Из 727-й беседы о новой жизни, 17.05.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рабби Шимон и секрет равновесия, ч.4

Рабби Шимон и секрет равновесия, ч.3

Рабби Шимон и секрет равновесия, ч.2

Рабби Шимон и секрет равновесия, ч.4

каббалист Михаэль ЛайтманУченики рабби Акивы

В те времена ведущим мудрецом в Исраэле был рабби Акива, обучавший весь народ всё той же методике единения и любви. Ведь наука каббала учит только этому, и ничему другому. Как следствие, люди, погруженные в эгоизм, ненавидят ее, не желают узнать, понять ее. Вообще, у них нет никакой возможности подступиться к ней.

Так вот, у рабби Акивы было двенадцать тысяч пар учеников. Однако эгоизм вспыхнул в них с такой силой, что они стали чужды друг другу, отдалились друг от друга, начали презирать друг друга. Притом что все они были учениками рабби Акивы и большими каббалистами.

Вслед за этим разразилась эпидемия, и почти все они умерли. Эпидемия вспыхнула после Песаха, с началом отсчета Омера, и продолжалась до 33-го дня Омера, который на иврите обозначается буквами ламед и гимель – сокращенно ЛаГ. С тех пор этот особенный день стал праздником Лаг ба-Омер.

Утаенная книга

В то же время был разрушен Второй храм. Рабби Акива чувствовал, что это произойдет, и знал, почему – такова была программа, рассчитанная на будущее. Нам необходимо было пройти через эти печальные перипетии.

Однако пять особых учеников рабби Акивы остались в живых. Один из них впоследствии написал Вавилонский Талмуд, а другой – рабби Шимон – Книгу Зоар. Так они и передали нам Тору, методику. 

Вавилонский Талмуд изначально был открыт для всех. Он стал естественным продолжением методики, базируясь на Мишне, которая, в свою очередь, базируется на Торе.

Что же касается Книги Зоар, она представляла собой "тайную науку" о том, как использовать добрую силу и постоянно совершенствовать равновесие между нею и дурной силой нашей природы.

Эта книга по написании была скрыта до тех дней, когда человечество снова обнаружит, что погружено в негатив. Тогда, ощущая беспомощность и безвыходность, люди согласятся использовать добрую силу, извлечь ее из глубин Природы – что называется, раскрыть – и с ее помощью уравновесить дурную силу.

Тогда-то и наступит исправление – уже не только для группы каббалистов, но сначала для всего народа Исраэля, а за ним – для всего мира. Об этом много сказано в каббалистических первоисточниках.

Именно в это время мы живем, и потому в наши дни наука каббала выходит на свет.

Продолжение следует...

Из 727-й беседы о новой жизни, 17.05.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рабби Шимон и секрет равновесия, ч.3

Рабби Шимон и секрет равновесия, ч.2

Рабби Шимон и секрет равновесия, ч.1

Ynet: Книга Зоар без покровов

На крупнейшем портале Ynet размещена моя новая статья.

Перевод статьи на русский язык:

Книга Зоар без покровов

За окнами Лаг ба-Омер. Дети, собирающие ветки и доски для костров. Море паломников на горе Мерон у могилы рабби Шимона. Знать бы им, знать бы всем нам, как тесно всё переплетено: долгий путь в изгнании, возвращение к истокам, возрожденная, но раздробленная страна – и пещера, в которой десять мудрецов создавали Книгу Зоар.

2016-05-25_ynet_zohar_w

Один лишь раз ездил я со своим учителем, равом Барухом Ашлагом к пещере Ѝдра Рáба. Тогда она ещё не привлекала толпы почитателей. Я вел машину, а РАБАШ тихо сидел рядом. Дорога вела вверх по склону. Мы молчали. Он был погружён в себя, и я понимал, что сейчас не время задавать вопросы.

В подземном сумраке пещеры его молчание как будто сгустилось. Он опустил голову, закрыл глаза и долгие минуты простоял без движения. Подойти казалось невозможным. Вокруг мерцали свечи, и снаружи он казался застывшим изваянием, но чувствовалось, что внутри он совершает восхождение.

Меня захлестнули чувства, и я потерял счёт времени. Как будто перенёсся на две тысячи лет назад, туда, где авторы Книги Зоар вместе поднимались над миром, чтобы разглядеть его черты. 

Каббалистическая книга книг

Идра Раба (большой полукруг) – это маленькая пещера, затерявшаяся в холмистом ландшафте между горой Мерон и древним городом Цфат, на который она «взирает» сверху. Когда-то рабби Шимон привел сюда своих учеников, и вместе они написали книгу, таинственнее которой не сыскать. Тысячелетиями её окружали слухи, загадки, глубокомысленные недомолвки, даже страхи – всё то, без чего не бывает настоящей Тайны.

Что же представляет собой эта книга?

Прежде всего, Зоар – это комментарий на Пятикнижие Торы и книги Пророков. Рабби Шимон (РАШБИ) жил во втором веке нашей эры и первым из каббалистов описал, каким образом единство и взаимное поручительство между людьми приводят в действие позитивную силу, заложенную в бесконечной Природе. А один из его учеников – рабби Аба – закодировал в словах книги её подлинную суть, духовную мудрость объединения.

Подобно многим учёным древности, РАШБИ пришлось утаить свои открытия, поскольку человечество ещё не было к ним готово. Вот почему Книга Зоар была спрятана сразу после написания.

А через пятьсот лет её нашли арабы, местные жители. Разумеется, они не могли понять всей ценности своей находки и тем более применить её по назначению. Вот так и вышло, что один из мудрецов Цфата однажды приобрёл на базаре рыбу, завернутую в листы из Книги Зоар. Ошеломленный своей находкой, он скупил у арабов всё, что у них оставалось, и собрал из отдельных листов книгу.

Сотни лет спустя, в Испании 13-го века она попала к рабби Моше де-Леону. Правда, теперь от неё осталась лишь двадцатая часть первоначального объема. Когда вдова рабби Моше была вынуждена продать рукописи мужа, среди них обнаружилась Книга Зоар. Её издали, и впервые она стала достоянием многих. Тайна вышла на свет.

В 16-м веке великий каббалист АРИ написал первый каббалистический комментарий к Зоар. С тех пор книга эта открылась широкой публике.

Однако мостик к её пониманию проложил рав Йегуда Ашлаг, отец моего учителя, написавший современный комментарий под названием «Сулам» (Лестница). Благодаря ему каждый человек может понять, о чем говорит Книга Зоар.

Главная тайна Зоар

Ни одна книга не сравнится с Зоар по заложенной в нём духовной силе. Неслучайно рабби Шимон собрал девятерых учеников – вместе, соединившись в единое целое, они создали духовную модель десяти сфирот, через которую РАШБИ мог проводить свет Зоар вниз, к миру.

«Вот как хорошо и как приятно сидеть братьям вместе». Это – товарищи, когда они сидят вместе и неразлучны. Поначалу кажется, что они воюют между собой и готовы погубить друг друга. Но затем они возвращаются к братской любви». Книга Зоар, гл. «Ахарей мот»

Стараясь объединиться в любви, над огнем взаимной ненависти и барьерами разобщения, товарищи плетут общую сеть взаимосвязи, чтобы через неё протекал высший свет. Зоар аллегорически описывает сотни тысяч форм этой связи в отношениях между членами группы, решивших соединиться как один человек с одним сердцем.

Группа рабби Шимона писала только о главном – о братстве людей.

Как воздух для дыхания

При написании Книги Зоар её авторам было ясно, что она предназначена не для их эпохи, а для будущих времен, когда человечество достигнет точки невозврата. Иными словами, когда лютая ненависть и непримиримый раскол вызовут тяжелейшие страдания, вплоть до мировых войн. Причем две – не предел. Каббалисты предупреждают, что возможна третья и даже четвертая, если современные тенденции сохранят силу.

Мы стремительно приближаемся к тому перепутью, на котором порывы к уникальности и отчаянная нужда в целостности потребуют от нас совместить эти полюса. Человеческая природа и Природа в целом, веление эгоизма и веление времени – нам придется подняться над ними и примирить их. Для этого и нужна каббала.

С помощью Книги Зоар мы можем постепенно привлекать «свет» – позитивную силу единства, которая позволит нам восходить по лестнице вверх, поднимаясь над бедами и проблемами, чтобы именно там, на «общей территории», правильно выстраивать наши отношения. Сказано об этом: «Все преступления покроет любовь».

Вот о чём напоминает праздник Лаг ба-Омер. Дети готовят костры, взрослые едут на гору Мерон. Или не едут, ведь все мы разные. Но все мы можем собраться вместе и, поднявшись над своими конфликтами, открыть Книгу Зоар и воспользоваться ею как руководством по объединению. Лестница уже поставлена, методика создана и ждет нас.

С праздником!

Источник: ynet от 24.05.2016

Предыдущие статьи:

Ynet: Древо нашей жизни: когда ждать плодов?

Ynet: Ханука: обновление до версии 2015

Ynet: Два гиганта духа, предвидевшие будущее

Беседы о новой жизни, ч.728

Беседа на тему "Книга Зоар", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Яэль Лешед-Арэль, консультант по трудоустройству и инструктор групп.

002 - Беседа о новой жизни, Яэль Лешед-Арэль

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.727

Беседы о новой жизни, ч.726

Беседы о новой жизни, ч.725

Беседы о новой жизни, ч.727

Беседа на тему "Рабби Шимон Бар Йохай (РАШБИ)", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Яэль Лешед-Арэль, консультант по трудоустройству и инструктор групп.

002 - Беседа о новой жизни, Яэль Лешед-Арэль

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.726

Беседы о новой жизни, ч.725

Беседы о новой жизни, ч.724

Утренний урок 11.04.16 (2-я часть)

2-я часть (Книга Зоар, глава "Бамидбар")

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 

1-я часть (Рабаш. "Даргот Сулам", статья 506 "Избавил нас от руки пастухов")

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 

Утренний урок 06.04.16 (2-я часть)

2-я часть (Книга Зоар . Избранные отрывки)

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 

Утренний урок 04.04.16 (2-я часть)

2-я часть (Книга Зоар . Избранные отрывки)

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 

Утренний урок 03.04.16 (2-я часть)

2-3-я часть (Книга Зоар . Избранные отрывки)

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 

Страница 1 из 25112345...Последняя »