Записи в разделе 'Каббала и другие науки'
Каббала как высшая психология

каббалист Михаэль ЛайтманВ нашем мире у нас есть возможность делать ясные замеры на уровне неживой, растительной и животной природы. Правда, с восхождением расплывчатость постепенно нарастает. Ведь каждый уровень содержит в себе полный набор АВАЯ – пять степеней глубины желания, с нулевой по четвертую.

Что же касается нашего, человеческого уровня, на нем мы, по сути, ничего не знаем. И как следствие, согласно обратному порядку светов и сосудов мы не знаем трех верхних ступеней животного уровня (2,3,4), двух – растительного (3,4) и одной – неживого (4).

К примеру, изучая физиологию тела, мы охватываем две нижние ступени (0,1). А вот психология, изучающая три верхние ступени, уже не является точной наукой, поскольку не позволяет делать замеры. Сколько мы ни пытались понять человеческое естество, ничего из этого не получилось, и в результате психология, как групповая, так и личная, оказалась в кризисе. Мы не можем разобраться в этих деталях, потому что они изменчивы и лежат даже не на нашем уровне, а над нами.

Сегодня, изучая науку каббала и раскрывая человеческую ступень, мы через нее начинаем понимать также и свою психологию. Кстати, вот почему Бааль Сулам уважает эту дисциплину. По сути, каббала – это высшая психология, наука о Человеке. Ведь всё находится в нем, и мы никогда не выходим за рамки этого понятия – Человек, Адам. 

 2012-12-17_rav_bs-kabbala-ve-filosofia_lesson_n6_02

Свет, возвращающий к Источнику, приносит мне новые детали восприятия, и я начинаю измерять верхние ступени, которые раньше оставались в "тумане".

Тогда мне становится понятно происходящее. В "материи" желаний я понимаю, где находится часть Творца, которая управляет ими, и где моя собственная часть. Я позна́ю, как Кетэр:

  • задействует неживой уровень;
  • задействует и наделяет жизнью растительный уровень;
  • задействует, наделяет жизнью и ведет к исправлению животный уровень;
  • воздействует на человеческий уровень согласно подобию свойств.

Вот что дает нам наука каббала, которая позволяет привлекать свет, возвращающий к Источнику. Главное, что мы постигаем, – это действия Творца в их причинно-следственном порядке.

Из урока по статье "Каббала и философия", 17.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что такое душа?

Психология, как зеркало развития эгоизма

Переход к духовной психологии от материалистической

Если мы в "матрице", то как связаться с ее создателем?

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Ученые не оставляют попыток выяснить, является ли наша Вселенная всего лишь подобием компьютерной симуляции, как в фильме "Матрица". Существует метод исследования, который, по их мнению, поможет это установить.
Он основан на создании модели, которая фактически представляла бы собой такую программу-симуляцию. И путем сравнения некоторых характеристик этой искусственной программы с аналогичными характеристиками в реальной Вселенной, можно было бы определить, являемся ли мы продуктом программы-симуляции.
Если так, то стоит ли человечеству искать способы связи со своими "создателями"? Нацелиться на поиск других таких же "симуляций", как наша Вселенная, "наш мир"?
Реплика: Каббала раскрывает программу создания нашего мира,  мы должны овладеть ею, и, изменяя себя по ней, раскрыть создателя этой программы – понять его замысел, причины и цели. И далее, после окончания исправления, т.е. полного овладения свойствами создателя программы, развиваться вне "матрицы" – в мире бесконечности, т.е. неограниченных возможностей.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Все пути познания ведут к каббале

За гранью материи

Настолько ли незыблем наш мир?

О фактах и мифах

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир": Не найдя никаких способов разрешить противоречия, люди пришли к общему предположению, что у Творца нет вовсе ни разума, ни чувства. Ведь иначе Он не допустил бы таких изъянов в мироздании и не был бы безжалостен к мучениям творений. И потому назвали Его "Природой", которая управляет без разума и чувства. А значит, не на кого возмущаться, некому молиться и не перед кем оправдываться.

Это изначальная, древнейшая концепция, хотя мы считаем ее новейшим достижением материализма. Проще всего относиться к миру как к данности, и именно таким был исконный подход человечества. Религии, верования и философские воззрения пришли позже, когда человек внутренне развился, стал более сложным и начал придумывать себе различные мифы. Ну а вначале люди видели просто природу и жили в ней, подобно животным, которые тоже ни во что не верят. Именно так мы и должны относиться к природе – руководствуясь только тем, что видим.

Последующие концепции проистекали уже из несогласия с тем, что происходит в природе. Их изобретали в оправдание собственного протеста, и потому все они ложны. На самом деле, мы видим перед собой факты, которые не зависят от нашего отношения к ним. Однако человек придумывает себе отговорки, чтобы подсластить жизнь или потешить себя тщетной надеждой. 

Здравое отношение к жизни было продолжено в научном подходе. Везде мы наблюдаем действие четких и непреложных законов, жизнедеятельность систем, круговорот веществ в природе. И раз уж я вижу, что это так, – не предлагайте мне измышления того или иного сорта. Передо мной истина, а добавки к ней у каждого свои, и полагаться на них нельзя. В добавках зарождается вера, а в фактах проявляется природа как таковая.

Ну а далее этот подход продолжает наука каббала, которая объясняет нам принципы восприятия реальности. Мы видим перед собой этот мир, а кроме того, говорит она, есть еще целая область под названием "высший мир" – но не умозрительная, а поддающаяся научному изучению. Таким образом, каббала принимает эстафету у традиционной науки и ведет дальнейшее исследование за гранью ее возможностей.

2012-12-14_rav_bs-ashalom_lesson_n2_01 

С помощью каббалы я продолжаю научные изыскания, развиваю новые инструменты восприятия, расширяя его диапазон и придерживаясь всё того же принципа – "руководствоваться тем, что вижу". Больше ничего нет, всё остальное, включая религии – по сути, философия.

Из урока по статье "Мир", 14.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что там, за стеной?

Наука изменения себя

Все пути познания ведут к каббале

Что там, за стеной?

каббалист Михаэль ЛайтманСовременные научные воззрения сближаются с тем, что наука каббала говорит о восприятии реальности. Сто лет назад подобные концепции казались немыслимыми. Полвека назад об этом заговорил физик Хью Эверетт. Сегодня это уже полноправная "теория". Ученые поняли, что реальность намного более сложна, чем представлялось раньше, и что она совершенно не такая, какой мы ее воспринимаем. Наше восприятие относительно и не отражает действительность. Оно зависит от наблюдателя. Для нас эта картина мира истинна, а для какого-нибудь другого создания она будет выглядеть иначе.

И здесь на сцену выходит наука каббала, занимающаяся основами мироздания и объясняющая нам их вне контекста нашего получающего желания. Тем самым она занимает наиболее объективную позицию, безотносительную к кому-либо.

Допустим, существуют инопланетяне, которые видят то, что мы не улавливаем в пяти своих органах чувств. Однако наука каббала говорит не о них, она выступает с более общих позиций, поднимается выше, над творением, и рассматривает только формы, подобные Творцу. Это поистине "чистая наука", изучающая основу всего, неизменную до самого конца исправления. 

Каббала объясняет, что в основе творения лежат света и сосуды, что всё состоит из них. "Сосуд" – это "материал", а "свет" – его форма. Говоря иначе, "сосуд" – это получающее желание, принимающее различные виды, а "свет" – это облачающаяся в него форма, ощущение, которое оно испытывает при наполнении.

К примеру, я получаю огромное удовольствие при виде любимого человека. Соответственно, здесь есть сосуд и наполнение – желание, наполненное ощущением. Кто дал мне это ощущение? Не я и не он, а мое отношение к нему. Вот что такое "свет". И если я буду относиться так ко всему, то наполню свои сосуды, свои желания. Следовательно, я должен любить всё и всех: неживую, растительную, животную, человеческую природу и Творца. Для этого я исправляю свой сосуд, т.е. веду работу над желанием, а затем наполняю себя, т.е. проявляю в нем свет.

В этом отличие каббалы от традиционной науки, которая объясняет, как лучше использовать наш эгоизм. По большому счету, наука не служит благу человека. Неслучайно каббалисты, а также древние ученые, такие как Платон и Аристотель, считали, что нельзя передавать науку в "общее пользование". Ведь в человеке властвует злое начало. А значит, сперва надо исправить его – иначе наука будет применяться на нужды эгоизма, в разрушительных целях. Что, собственно, и происходило на протяжении всей истории.

Но дело даже не в этом, а в том, что традиционная наука неточна. На нее нельзя полагаться во всем. Она верна лишь в материальных рамках нашего мира, в границах нашего эгоизма. Но если приподняться над ним – она уже не соответствует действительности, не описывает того, что происходит с душой. Законы души изучает именно наука каббала, которая представляет всеобъемлющий подход и потому является истинной во всех случаях, в том числе и в нашем мире.

Разве мир станет лучше, если у каждого будет телевизор, встроенный в очки, и мобильник, вживленный в ухо? Напротив, именно сегодня мы, наконец, понимаем, что наука оказалась в кризисе, и начался он еще 30-40 лет назад. Кризис не в том, что мы давно не делали великих открытий, а в том, что нам больше нечего открывать. То же самое происходит в педагогике и в других сферах: нам больше некуда податься. Сколько ни крути – не выйдет, да и желание иссякло.

И здесь важно провести ревизию, пересмотр базовых принципов. Мы уперлись в стену, а наука каббала предлагает нам узнать, чтó там за стеной, предлагает помощь, чтобы пройти эту стену. Так или иначе, нам придется это сделать:

  • или под напором бедствий, через силу, не имея возможности даже умереть "в сторонке", – это будет очень тяжело;
  • или добрым и коротким путем.

Вопрос: Что же там, за стеной?

Ответ: Там мы будем использовать свою природу, свое получающее желание, свой эгоизм, противоположным образом. Раньше мы развивали всё то, что поддерживало и наполняло его. Наука, образование, культура, экономика – все наши "разработки" проистекали из эгоистического желания. Исключение составляют лишь насущные потребности "животного" уровня – рациональный минимум. Почти всё что мы видим в продуктовых магазинах, выходит за эти рамки. Бóльшая часть современных продуктов была разработана не для обеспечения нормальной, здоровой жизни, а для того, чтобы кто-то зарабатывал на нас. Такова испорченная ступень человеческих взаимоотношений, использующая науку в своих целях.

Научные достижения за последние 200 лет (см. второй чертеж) отражают экспоненциальный рост эгоизма и, по сути, идут нам во вред. Мы развиваем только те области науки, которые помогают нам обогащаться, усиливаться, властвовать друг над другом современными изощренными способами. Человека заставляют работать по десять часов в день, чтобы обеспечивать чью-то прибыль и покупать всевозможные товары. И наша наука работает на нужды этой системы.

Но теперь пришло время поставить на ней крест и приступить к развитию науки каббала. Ведь человеческая часть желания относится к душе, а мы использовали ее для удовлетворения материальных запросов.

Сегодня наступает крах старого подхода. Будем надеяться, что у нас останутся ресурсы для насущных нужд и над ними мы выстроим новую, замечательную конструкцию – духовную жизнь.

2012-12-13_rav_bs-kabbala-ve-filosofia_lesson_n4_01 

Ведь я живу для того, чтобы над рациональным обеспечением базовых нужд развивать душу. Весь избыток своего эгоистического желания я должен исправить – а "животный" оптимум пускай остается, ведь он не хорош и не плох, он просто необходим.

До сих пор наука понукала той моей частью, которую я должен был посвящать исправлению души. Наука буквально украла у нас эту область желания и пичкала ее безделицами, пока не начался кризис. Этот кризис – признак того, что настало время для исправления. После того как "научный прогресс" безмерно раздул наши материальные притязания, мы должны заняться духовным развитием.

Старый подход заканчивается осознанием кроющегося в нем зла. Скоро это произойдет. Уже сегодня люди начинают понимать, что невозможно вечно производить товары и потреблять их по нарастающей. Потребительское общество подошло к концу – и из-за внутренних противоречий, и по причинам внешнего характера. Наше желание насытилось и принимает новую форму, "закругляется". Ему больше не нужны излишки. Скоро люди почувствуют это – когда зайдут в супермаркет и не захотят выбирать из двухсот видов разных сыров. Человеку будет достаточно простого сыра, простого творога. Несколько сортов – более чем достаточно.

 2012-12-13_rav_bs-kabbala-ve-filosofia_lesson_n4_02

Вот в чем подлинный кризис – когда сменяется желание внутри. Сегодня львиная доля себестоимости товаров уходит на их рекламу – однако новое желание разобьет эту систему. Наука и промышленность, выстроенные нами, просто обязаны завершить свое существование в нынешнем виде и принять интегральную форму. Даже наши насущные покупки станут интегральными – обратятся лишь на пользу человеку.

Вот и представь, какое банкротство ждет мир. Отсюда ясно, что если мы не приступим к внутреннему исправлению, мировая война вспыхнет непременно. Ведь это единственная надежда власть имущих сохранить хоть что-то в своих руках. Так что, дело за интегральным воспитанием. Людям придется намного меньше работать, и у них высвободится время для главного – для развития души ради слияния с Творцом. Не начинать же новый виток научно-технического "беспредела"…

В целом, по всем признакам мы видим, что стоим, как пишет Бааль Сулам, на пороге эпохи Машиаха.

Из урока по статье "Каббала и философия", 13.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Так ли точны точные науки?

Наука на службе у эгоизма

Да бросьте же свои костыли!

Так ли точны точные науки?

каббалист Михаэль ЛайтманНаука каббала повествует нам о предмете своего исследования, исходя из раскрытия, из действия. Каббалисты раскрывают реальность, изменяя свои сосуды-желания, свое восприятие, и потому в этой науке не бывает разноголосицы мнений. Речь идет о фактах. Так же в физике или химии любой ученый может воспроизвести тот или иной эксперимент и убедиться, что при определенных условиях определенный закон природы срабатывает определенным образом. Вот и в каббале разные люди наблюдают одни и те же явления природы.

С другой стороны, в философии каждый строит концепции на собственных постулатах и, по сути, декларирует что ему вздумается. Поэтому сегодня уже ясно, что на философию полагаться нельзя.

И наоборот, каббала в современном интегральном мире проявляет себя как подлинная наука. Новейшие направления, такие как квантовая физика и нанотехнологии, приближаются к тому, что каббала рассказывала уже тысячи лет назад.

Однако у обычной науки есть большая проблема. Если на противоположном конце шкалы философы могут выпускать на волю свои фантазии, то научные данные мы раскрываем в своих сосудах-желаниях как неоспоримую основу. Мы уверены, что мир таков, каким мы его видим. Однако при этом мы не принимаем в расчет пять своих органов чувств – как будто их нет, как будто они не искажают нашу картину реальности. Наука этого мира ограничена тем, что основывается на "животном" восприятии и исследует данные, которые поступают через пять его каналов. 

В отличие от этого, наука каббала применяет подход, намного более жесткий. Она не базируется на человеке с пятью его материальными, телесными, "животными" органами чувств, а предоставляет ему возможность развить новое, внетелесное ощущение, выйти наружу, подняться над собой. Этот орган чувств действительно находится "вне тела" – т.е. вне наших эгоистических желаний. Он состоит из экрана и отраженного света. В нем человек воспринимает внешнюю реальность – и обнаруживает, что она представляет собой "свет", или "Творца".

В целом, как выяснили каббалисты, вся действительность состоит из "света" и "сосуда" – иначе говоря, из желания, которое реагирует на наполнение светом. Каббалисты очень точны в определениях. Они говорят так: мы не знаем, чтó происходит вне нашего желания. Поэтому речь идет лишь о самом желании и о его откликах, впечатлениях. Что именно их вызывает, нам неизвестно – мы изучаем только реакции в желании и называем их "светами". Таким образом, "свет" – это реакция, отклик в желании, а вернее, в сосуде.

Ведь просто желание – это еще не сосуд (кли). "Сосуд" – это исправленное альтруистическим намерением желание, предназначенное для отклика на свет. Желание это прошло через сокращение, обрело экран и отраженный свет, у него уже есть вся необходимая "надстройка". И тогда в нем проявляется дополнительная реакция – впечатление от действия на отдачу, от наполнения. Вот эти детали восприятия мы и называем "светом".

Так или иначе, всё происходит внутри получающего желания, которое развивает способность работать как будто бы снаружи, посредством экрана и отраженного света. Все впечатления, все штрихи картины, как бы мы их ни называли, остаются в желании. В желании мы живем и ведем свои исследования, его мы меняем и, в соответствии с этими переменами, раскрываем реальность.

Мне неизвестно ни о чем, что находится вовне. До конца исправления я замкнут в своем сосуде. А что потом – об этом мы сейчас не говорим.

Из урока по статье "Каббала и философия", 13.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Наука изменения себя

Философия: дом без фундамента

Каббала и философия: за кем решающее слово?

Мы в действительности сформированы нейронами

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование: В мозге человека 100 миллиардов нейронов. Каждый из них имеет до 10 000 контактов с прочими нейронами. Число перестановок и комбинаций активности мозга превышает число элементарных частиц во вселенной.

Нейроны возбуждаются при моем действии, но также и в случае, если я смотрю на человека, производящего данное действие – этим данный нейрон встает на чужую точку зрения, симулирует действие другого лица, имитацию и подражание.

В нашей эволюции наблюдается внезапное появление и быстрое распространение целого набора навыков, присущих исключительно человеческому роду: использование инструментов, огня, убежища, языка, способность угадать мысли другого, объяснить его поведение. Суть происходящего – во внезапном происхождении сложной системы зеркальных нейронов, позволяющей подражать и имитировать действия других. Вследствие этого, когда один человек делал случайное открытие огня или какого-либо инструмента, это открытие быстро распространялось вдоль популяции и передавалось поколениям. 

Белому медведю для эволюции шерстяного покрова потребовалось 100.000 лет, а человеческий детеныш, увидев, как родитель, убив очередного белого медведя, снял с него шкуру и надел на себя шерсть, научится в один шаг. То, что заняло 100 000 лет для медведя, он может достичь за 5-10 минут. А затем, как только он научится навыку, тот экспоненциально распространяется среди всего населения. Имитация сложных навыков лежит в основе цивилизации.

Если кто-то коснулся моей руки, возбуждается нейрон - и тот же нейрон возбудится, когда я смотрю, как касаются кого-то другого. Это и есть сочувствие с прикосновением к другому человеку, хотя буквального касания не ощущаю. Есть сигнал обратной связи, который перекрывает зеркальный нейрон и не допускает осознанного чувства касания.

Но если удалить руку, анестезировать ее, так что рука перестает воспринимать ощущения, если я буду наблюдать прикосновение к другому, я буду буквально чувствовать боль в своей руке. Иными словами, барьер между человеком и его окружающими растворяется.

Все, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа. Удалим кожу – и человек будет ощущать в своем мозгу прикосновения к другому человеку. Так исчезает грань между одним человеком и другим.

Мы в буквальном смысле слова связаны своими нейронами. Это выросло из основ нейробиологии.

Если рука ампутирована, и пациент наблюдает прикосновения к другому человеку, он ощущает это на фантоме своей руки. Если пациент ощущает боль в фантоме, он хватает руку другого и начинает потирать чужую руку, – таким образом он облегчает боль в своей фантомной руке. Как если бы нейрону полегчало от того, что он видит, как потирает руку другого человека.

Реплика: Наука приводит нас к осознанию всеобщего интегрального мира, в котором мы все горизонтально (человечество) и вертикально (в поколениях) взаимосвязаны. Природа направляет наше развитие на осознание этой полной взаимосвязи и вынуждает осознать, что мы должны привести себя в соответствие с ней.

В.С. Рамачандран: Нейроны, сформировавшие цивилизацию (клип)

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мозг как верховный координатор

Мозг: тайна, недоступная науке

На стыке материального и идеального

Нет - эволюции в Израиле!

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: В Израиле, на курсах повышения квалификации, преподавателям естественных наук, по распоряжению Министерства просвещения, запретили преподавать школьникам теорию эволюции и развития биологических видов.

Эти темы нужно оставить для самостоятельного изучения, а учащиеся сами должны решить, как им относится к теории эволюции, якобы противоречащей библейской.
"На курсе по ДНК и генетическим цепочкам, нам говорили, что наши гены похожи на гены обезьян и других животных, но при этом подчеркивали, что пользоваться при объяснениях словом "эволюция" нельзя", - рассказывает учительница, побывавшая на курсе.

"Нам рассказывали о генетическом сходстве между гориллой, человеком и бактерией, и даже объясняли, что горилла - наш биологический предок, но при этом открыто говорили, что в классе на уроке говорить об этом нельзя, нельзя использовать слово "эволюция", нельзя приводить в пример сравнение с гориллой. Нам объясняли, что это правило, и постоянно об этом напоминали", - говорит она.

Реплика: "Между каждыми двумя ступенями есть промежуточная, включающая их обе. Например, как говорят исследователи природы, между неживым и растительным уровнями – это кораллы. А между растительным и животным – это некий антропоид, упоминаемый в трактате Талмуда "Килаим", который подобен собаке, растет в земле, его пуповина прикреплена к земле, он питается из земли, а если ему перерезают пуповину, он умирает. А между животным и человеком – это обезьяна".

Это отрывок из книги "Древо Жизни" великого каббалиста АРИ, также приводится в Учении 10 сфирот (ТЭ"С ч.3, гл.5).

Все "святые книги" говорят не о нашем мире, наших свойствах, а о Творце, Его свойствах и как их постичь. Иначе бы эти книги не назывались святые (кадош), т.е. отделенные (от нашего мира, наших эгоистических свойств). 

Человек рождается животным и развивается в своих эгоистических свойствах. Если в нем возникает истинное стремление постичь смысл жизни, это увлекает его к раскрытию Творца, как источника жизни.

Раскрытие возможно только если человек разовьет в себе свойство отдачи и любви к ближнему. Это свойство - подобие Творцу, и в нем человек начнет ощущать Творца. Это свойство и называется душа. Исходя из этого, все люди – животные, кроме исправивших себя с эгоизма (свойство получать, ецер ра) на свойство отдавать (ецер тов). Это исправление достигается правильным изучением и применением Торы. Только для этого она и дана, как сказано: "Я создал эгоизм и дал Тору для его исправления".

Каббалисты, из раскрываемого ими высшего мира, утверждают, что Тора говорит только о душе. Душа называется Адам, а наши тело, желания, разум – животного уровня. Если мы занимается Каббалой, то развиваем в себе свойство отдачи, подобное Творцу, и эта часть в нас называется "человек". Все прочее в нас – животное, о котором Тора не упоминает вообще.

Когда наука превращается в торг

каббалист Михаэль ЛайтманНельзя серьезно, научно, на базе фактов говорить о том, чего мы не раскрываем. Сложную реальность нашего мира мы пытаемся изучать по частям, и даже если не можем отделить их друг от друга, все-таки у нас есть возможность представлять себе ситуацию, есть на что опереться.

С другой стороны, мы не знаем, что такое свет и сосуд, действие и потенциал, что такое время, движение и пространство в духовном смысле и как приподниматься над ними. Здесь мы не различаем даже базовых элементов и, по сути, лишены возможности обсуждать эти предметы.

Бааль Сулам пишет, что "философия рядится не в свои одежды" – иначе говоря, занимается тем, что к ней не относится. Как можно рассуждать об отвлеченных вещах, о свете и сосуде, об измерении, которое лежит над этим миром, не находясь там? Если ты фантазируешь, обратись в Голливуд – возможно, по твоим фантазиям сделают фильм. В любом случае, это не наука и даже не околонаучные суждения, а именно плоды воображения в чистом виде.

А потому, переусердствовав в абстракциях, философы оставили их и сегодня они больше занимаются "земными" исследованиями. Невозможно и дальше демонстрировать умозрительность собственных концепций.

Это еще одна грань кризиса, который раскрывает нам ограниченность человека в делах нашего мира. Раз уж развитие подвело его к подъему на более высокую ступень, а он бездействует, то обнаруживает предел пути и кризис.

Изначально, философия – это наука о жизни, нечто наиболее высокое и требующее от человека подъема над своим естеством. Он должен быть объективным, он должен соответствовать Природе, он должен приподняться над человеческой ступенью этого мира. Когда-то философы действовали в этом направлении. Например, Платон и Аристотель предостерегали от передачи мудрости тем, кто недостоин ее. Они понимали величие науки, понимали человеческую природу, работали над собой, чтобы стать в чем-то выше.

Ну а сегодня об этом нет и памяти. Напротив, ученые хотят "кормиться с двух столов", т.е. гонятся за двойной выгодой: научной и финансовой. И это – конец науки. Ее продали.

Из урока по статье "Каббала и философия", 06.12.2012

Наука изменения себя

каббалист Михаэль ЛайтманРелигия, наука, философия – всё, что человек развивает, призвано подвести его к связи с Творцом. А сама эта связь осуществляется при помощи науки каббала.

Если я изучаю пять уровней авиюта ("толщи") своего желания и протекающие в нем процессы с привязкой к тем или иным периодам или ценностям, то в целом это называется "наукой", или "философией", или "психологией". Так или иначе, я исследую то, что происходит в получающем желании.

И когда же я изучаю это? – В период изгнания. Именно оно представляет собой правильное время и правильное состояние.

А кроме того, есть люди, стремящиеся подняться над получающим желанием, над изгнанием. Развив в себе эту способность, они изучают более высокие ступени при помощи науки каббала. На этом уровне они обретают связь с Творцом – иными словами, так выстраивают свое получающее желание, чтобы оно принимало форму Творца.

У Него нет облика или образа, и чтобы сформировать это подобие, я вызываю окружающий свет (ор макиф – О"М), который возвращает к Источнику. Этот свет входит в мое желание и выстраивает во мне форму отдачи, подобную Творцу, – отраженный свет (ор хозэр – О"Х).

2012-12-06_rav_bs-kabbala-ve-filosofia_lesson_n3_01  

Итак, наука, философия, психология говорят о том, что происходит в нашем получающем желании. Мы развиваем эти дисциплины, не изменяя себя, рассудочным образом. И потому даже наихудший человек способен достичь высот в какой-либо науке. Философ может быть нацистом, да и вообще, кем угодно. Сегодня на заказ можно получить философскую концепцию, которая оправдает любое зло в мире.

С другой стороны, у науки каббала подход другой: человек меняет себя к лучшему, к отдаче, и в этой мере раскрывает Творца. Это совершенно иная наука, и обычные ученые неспособны ее понять. Ведь вся она зиждется на изменении человека.

Сегодня такое изменение становится необходимым – к этому нас обязывает раскрывающееся высшее измерение. Отсюда проистекает кризис наук, философии и человека. Если мы не начнем изменять себя в соответствии с раскрывающимся Творцом, то войдем в противостояние с Ним. Подлинная проблема кроется не в нашем мире, а именно в том, что на нас опускается Творец – интегральная сеть всеобщей взаимосвязи. Она зависла над нами, подобно огромной летающей тарелке из фантастического боевика, и снижается, оставляя всё меньше возможностей для маневра. Будем надеяться, что люди поймут это.

Итак, всё дело в человеке: или он изменит себя, чтобы верно продолжить развитие уже сейчас, или нет.

Возвращаясь к науке и философии: весь период изгнания еврейского народа и его смешения с народами мира был призван дать нам науку, знание о получающем желании. В отличие от этого, наука каббала изучает внешнюю реальность, изменяя желание, и выстроена так, чтобы свет проходил через желание, придавая ему форму отдачи. Без этого прохождения света не было бы и науки каббала. Она возникла тогда, когда люди начали исследовать свое желание, его устройство и жизнедеятельность, а затем, разобравшись, начали привлекать на себя свет, возвращающий к Источнику, – иначе говоря, начали возвращать себя к новой форме, к добру, к отдаче вместо получения.

Свет меняет мои детали восприятия на противоположные, а я собираю данные и в итоге открываю новую науку, которая и называется "каббалой".

Из урока по статье "Каббала и философия", 06.12.2012

Прогрессивное средневековье

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если философия является интерпретацией каббалы в эгоистическом мироощущении, то почему расцвет всех философий пришелся на период средних веков, когда эгоизм был еще недостаточно развит? Ведь с развитием эгоизма должен развиваться и мыслительный процесс человека в разрезе мироощущения.

Ответ: Философия делится на несколько серьезных периодов.

Средневековье, кстати говоря, – это не темное страница в истории человечества, как принято считать. Это было непростое время развития науки, когда все науки, очень серьезно развивались. Они только проявились потом, в последующие века, в своем приложении. Это первое.

Второе. Знаменитый немецкий философ средневековья Иоганн Рейхлин пишет: "Мой учитель Пифагор, отец философии, перенял свое учение от иудеев". То есть вся философия практически исходит из каббалы, но в мир она прошла через греческую философию. Так что, это древняя наука.

Причем древние греки учились у каббалистов во времена между Первым и Вторым Храмом. Это было время, когда группа людей, называемая Исраэль, находилась на духовном уровне. 

Под понятием "Первый Храм" подразумеваются не камни или здание, а духовный уровень постижения света хохма ("мохин дэ-хая"), т.е. очень высокий уровень. Его мы еще никогда не достигали, и должны будем достичь все вместе в будущем. А Второй Храм намного меньше, его духовный уровень – это свет хасадим ("мохин дэ-нэшама").

Между этими двумя датами, около 600 лет назад, многие древние ученые учились у каббалистов. Каббалисты того времени были на уровне пророков. Пророк – это человек, который достиг в своем постижении полного исправления и потому видит прошлое и будущее по всей оси истории. В те времена каббала, так же как и сегодня, была открыта для изучения, поэтому представители разных народов свободно изучали ее. Так она попала к древним грекам и оттуда через них  – на весь мир.

Поэтому не надо считать средневековье темным царством. Это неширокое развитие настоящих, истинных наук, это поиск, зарождение всех современных наук: металлургии, химии и т.д.

Из виртуального урока, 02.12.2012

Философия: дом без фундамента

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Наука каббала и философия": Чего мы не постигли, то не можем определить названием и словом. Ведь слово уже указывает на начало какого-то постижения.

Корень всего – непостижимая сущность Творца, или Ацмуто. О ней мы не говорим, поскольку описывать что-либо можно, только исходя из постижения в органах чувств, когда мы исследуем их ощущения разумом.

В человеке есть две части: разум и чувство. Чувствующая часть – это желание, а измеряющая и исследующая часть – это разум, развивающийся рядом с желанием. Если мы не испытываем никакого отклика в двух этих частях, то лишены восприятия. Ведь восприятие всегда возникает в желании, находящемся под рассудочным анализом.

Помимо Ацмуто, как сказано во "Введении в Книгу Зоар", существует абстрактная форма, которую мы также не постигаем. В отличие от этого, форма, облаченная в материал, и сам материал поддаются постижению. Таким образом, в каббале постижение ведется снизу вверх, насколько это возможно.

С другой стороны, философы, не утруждая себя ступенями подъема, сразу же переходят к разговорам о некоей силе, находящейся вне нас, и начинают схоластически рассуждать о ней, как будто такое "исследование" правомерно. Этот подход, в сущности, и сокрушил философию – сегодня к ней уже не относятся всерьез. Ведь когда начинаются отвлеченные разговоры, каждый теоретизирует как его душе угодно.

Более того, этот принцип был заложен в основу философии: оказывается, человеку можно строить свою картину мира на домыслах, это "законно". Вследствие такого "плюрализма" забил во все стороны фонтан фантазий, и от серьезной, реальной базы ничего не осталось. 

Наука каббала, со своей стороны, констатирует простую вещь: реальность можно исследовать только относительно того, кто ее воспринимает, – т.е. относительно человека. Всё оценивается в связи с ним, по отношению к картине, воспринимаемой в его органах чувств согласно закону подобия свойств. При этом в человеке есть материал и форма.

  • материал – это получающее желание;
  • форма – это намерение ради получения или ради отдачи.

Человек воспринимает реальность в себе, сообразно с тем, как изменяет себя. Что находится вне человека – мы не знаем. Открытия каббалистов мы не можем использовать для исследований, пока сами не придем к тому же.

И потому мы используем науку каббала для того, чтобы привлекать силы с этих ступеней, стараясь достичь их, подобно маленьким детям, которые хотят вырасти. Говоря иначе, пока что мы применяем науку каббала как "особое средство", пока непонятное, но действенное. Ну а потом, достигнув ступени раскрытия, мы сможем сами исследовать и понимать явления в своих сосудах. Тогда книги каббалистов помогут нам проверять себя и станут руководством для продвижения.

Но все равно мы никогда не знаем, что же в действительности находится вне нас. Каббалисты, продвинувшиеся дальше благодаря внутренним изменениям, рассказывают нам о 125 ступенях постижения, о том, что они воспринимают на каждой ступени, о средствах, позволяющих расширить восприятие. Их желание – это уже сосуд души, и в нем они воспринимают то, что называется "Божественностью", – силу отдачи, раскрывающуюся в них, по мере того как их свойства сравниваются с ней. Когда получающее желание принимает форму отдачи, оно чувствует, как что-то наполняет его. И это "что-то" оно называет "Высшей силой", или "светом". Но опять-таки, и это тоже постигается только самим человеком.

Таким образом, "свет" – это отклик в наших ощущениях, в нашем получающем желании, на то, что как бы наполняет его. Иными словами, "свет" – это явление в сосуде. Даже тот свет, который в каббале называется "внешним", на самом деле тоже находится в наших сосудах – только более далеких от ясного восприятия. Так или иначе, всегда речь идет о том, что происходит в наших ощущениях, внутри желания. Так мы и движемся вперед.

Что касается Ацмуто: согласно нашей логике, мы говорим, что существует Высший корень. Мы никогда не ощущаем и не постигаем его, однако, разумеется, есть некий Источник нашего бытия, наших ощущений и изменений в нас. И все же, что бы мы ни ощущали, мы ощущаем это исключительно в соответствии с собственными свойствами. И потому "Творец" (Борэ) – значит: "приди и узри" (бо-рэ). Это явление я тоже воспринимаю внутри, а вне меня находится Ацмуто.

И потому реальность, в целом, подразделяется на три части:

  • человек;
  • то, что он ощущает
  • Источник его ощущений, не поддающийся постижению.

Этот подход науки каббала призывает каждого человека приступить к изучению реальности. Ведь такова заповедь: "Познай Творца твоего и служи Ему". Как? По принципу: "Из действий Твоих узнаем Тебя". Человек изменяет себя и постоянно старается прийти в соответствие с Высшей силой, отождествить себя с ней. Тогда он чувствует перемены, осуществляемые в нем ею, и, согласно этим переменам, ощущает новые явления. Они и есть эта Высшая сила, к которой он стремился.

А значит, "Творец" – это новая, измененная форма, облачающаяся в человека, новые перемены в нем, свойства отдачи, которые в нем раскрываются.

Итак, наука каббала очень строго придерживается ключевого требования – не отрывать постигаемую реальность от постигающего ее человека. Иначе всё сразу оборачивается философией.

Из урока по статье "Каббала и философия", 05.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Бойся умников от философии

Мудрствуя лукаво

Так ли точны точные науки?

Фанатизм, фашизм или каббала

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как преодолеть разрыв между мировоззрением тех, кто изучает науку каббала, и остального человечества?

Ответ: Согласно каббале, мы вырабатываем особое отношение к себе, к реальности и к Творцу – к Высшей силе, которую раскрываем, согласно подобию свойств с ней. По мере этого уподобления мы будем раскрывать ее всё больше и больше на 125 ступенях, каждая из которых – целый новый мир, и в нем – новый я.

С другой стороны, отношение большинства людей к реальности не меняется. Человек остается на своем уровне и воспринимает постоянную, привычную картину мира. Более того, он горд этим, он держится за это, он чувствует свою правоту и считает себя вполне здравомыслящим.

Мы постоянно подвержены переменам, постоянно пребываем в сомнениях, постоянно задаемся вопросами. Наше следующее мгновение может оказаться противоположным предыдущему. Весь наш путь полон подобных сюрпризов, всплывающих изнутри.

Неслучайно сказано: "Не верь в себя до дня смерти своей". Скажи такое кому-нибудь со стороны, и он снисходительно ухмыльнется, словно ты не из этого мира, словно ты и не человек вовсе. И мы должны понимать этот момент, обращаясь к адресату со своим посланием, – его восприятие неизменно, и потому он так уверен в себе.

Но однажды человека начинают ломать посредством кризиса. Тогда всё его мироощущение разбивается вдребезги, и вот он уже не знает, где очутился. Только что у него был целый мир, понятный и предсказуемый, только что он знал, как надо действовать, – и вдруг превратился в маленького растерянного ребенка. Картина мира раскололась на осколки, и он уже не видит верных решений, не понимает происходящего, не уверен в себе, напуган: "Где мама? Куда прятаться? Что делать?"

Так чувствуют себя люди по ходу современного кризиса – всё более беспомощными. Ведь у них нет ответов, как раньше. 

Когда-то мы могли бросаться то в одном, то в другом направлении, мы вводили новшества, устраивали революции: социальные, промышленные, культурные – короче говоря, нам было ясно, чтó надо делать. Всегда мы находили какую-либо тенденцию к переменам и держались за нее, уверенные в своей правоте.

Но сегодня этого не происходит, потому что банкротство охватило все сферы. Это повсеместное, тотальное, всестороннее банкротство. А главное, простые люди всё яснее понимают происходящее. Весь мир распадается на части. И что же ему остается?

Три вещи: фашизм, фанатизм или подъем, который предлагает наука каббала. Если судить здраво, больше вариантов нет. Воспитание, образование, культура, работа, конкуренция, техническое развитие, космические исследования – всё это уже не работает. Всё разбилось, не оставив ничего взамен. А значит, надо изменить самого человека. Как?

Фашизм и фанатизм предлагают фундаменталистский, жесткий путь: пускай человек истово поверит во что-то. Вколотим ему в голову некий "факт", который станет новой основой его жизни, и сделаем из него фанатика, а по сути, "зомби". Так поступают, к примеру, на Ближнем Востоке: здесь это кажется людям спасением. Когда весь мир рушится, человек готов поднять знамя своей веры и даже умереть за него. Окружающие условия благоприятствуют такому развитию событий.

То же касается и фашизма: "Мы самые-самые! Мы пойдем своим путем и добьемся успеха несмотря ни на что!.." Человек усваивает рубленые, короткие девизы. Они сужают его кругозор и помогают внутренне самоутвердиться, когда все прочие, рациональные принципы нашего мира уже не работают. Вот в чем кризис.

Ну а наука каббала, по сути, говорит людям: "Мы должны рационально подняться на иррациональную ступень". Это трудно уразуметь. Но, так или иначе, ясно, что борьба ведется против большого, "узколобого" эгоизма, который пытается утянуть, стащить людей вниз, тогда как мы должны поднимать их наверх.

Здесь всё зависит не от их силы или слабости. Фанатизм и фашизм сумеют изменить восприятие людей, посулив прибежище от навалившихся проблем. И потому мы должны задействовать наши внутренние силы, взаимосвязь между нами, чтобы привлечь Высшую силу. Тогда через внутреннюю сеть она распространится по всему миру, и, почувствовав, что есть другой путь, люди пойдут по нему.

Негативные силы стремятся обрушить на человека фанатичность, а мы подходим изнутри и, наоборот, открываем ему глаза. Вот в чем суть нынешнего сражения. И именно поэтому нацисты были столь непримиримы к евреям.

У нас получится. В этом нет сомнений.

Из урока по статье "Каббала и философия", 05.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сойти с путей себялюбия

Предупреждение Бааль Сулама

Перед выбором

Хочу быть счастливым, но забываю об этом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В популярной книге Ронды Берн "Секрет" изложена следующая методика: Вселенная – это радость и счастье, и чтобы ей соответствовать, ты должен быть радостен и счастлив. Поэтому проси у Вселенной чего хочешь и веди себя так, как будто ты уже получил и от этого счастлив.

Ответ: Хорошее самоуспокоение. Как говорил Козьма Прутков: "Если хочешь быть счастливым – будь им". Кстати говоря, это правильное отношение.

Если я, как ребенок, представляю себя играющим на следующей ступени, то я к этой ступени подтягиваюсь. Вопрос в том, как я воображаю себе эту следующую ступень – ступень отдачи, любви и связи с  миром; связи со всеми людьми в одно единое интегральное целое; ступень получения общей энергии, общей любви, общего понимания. Если я это делаю ради связи, ради отдачи, то тогда представлять себе такое состояние – это очень хорошо.

Реплика: Но авторы книги "Секрет" этого не пишут – не знают. А люди, которые пытаются жить по их совету, жалуются, что все время забывают про то, что они счастливы, и расстраиваются по любому поводу.

Ответ: Потому что у них нет этой методики, и люди не участвуют в групповом тренинге.

Если бы был правильный групповой тренинг, то, естественно, это могло бы и дальше пойти уже в правильном направлении – не в соответствии с советами книги, а в соответствии с правильным тренингом. Но представлять себя счастливым в том смысле, что ты отдаешься отдаче и любви, строишь эту систему взаимной связи между людьми и раскрываешь ее – это и есть исправление эгоизма

Даже если бы авторы книги смогли бы создавать такие группы, они не смогли бы их вести. У них нет ощущения высшего пространства, следующего измерения, уровня "Человек". И они не смогли бы вести эти группы, не знали бы, как с ними работать, а сделали бы просто психологический практикум – не более того.

Реплика: Они пытаются говорить об абсолютной бескорыстной любви, не зная, что это такое.

Ответ: Они могут копировать с нас все, что угодно. Этим они только помогают нам постепенно подготавливать человечество во всевозможных анализах, после которых человечество поймет нас.

Я желаю им успехов. Почему бы нет? Они все-таки каким-то образом беспокоят людей, выводят их из животного состояния, устремляют куда-то. Я вообще не считаю, что в мире есть что-то вредное – все это необходимые ступени.

Из ТВ программы "Беседы с Михаэлем Лайтманом", 11.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что такое счастье?

Сила мысли

Ключ к радости

Все пути познания ведут к каббале

каббалист Михаэль Лайтман"Науки, такие как теология, философия и математика берут свои принципы и корни из каббалы. Поэтому все эти науки подчинены этой мудрости; и их принципы и правила подчинены ее принципам и правилам; и поэтому их аргументация недостаточна без нее".

Раймунд Луллий

"Изучай каббалу, она объяснит тебе все!"

Теофраст Парацельс

Это проистекает из самого подхода каббалы к реальности. По сути, нам неизвестно, кто мы есть и в какой действительности пребываем. Каждому свойственно некое ощущение, представление о бытии: "я и то, что меня окружает". Как же прийти к настоящему восприятию? Как удостовериться, что это не фантазия? Может быть, на самом деле я совсем другой, а сейчас вижу сон? Или даже сон во сне? Короче говоря, что такое "я"? То, что я о себе думаю, и что в себе ощущаю? И что такое "мир"?

Здесь заложена основа всего. Ощущая свою собственную реальность в некоей внешней реальности, мы приступаем к изучению мира. Так каббала относится к своему исследованию.

Наука же говорит другое: "То, что мы ощущаем, – и есть мы и наш мир". Как следствие, мы исходим из своих нынешних ощущений, из природы, в которой находимся здесь и сейчас. Об исследователе мы не говорим – он просто ведет анализ, исходя из своих органов чувств. Его получающее желание недоступно для использования в других формах и не подлежит изменениям. Исследование основано на текущем восприятии, и это изначально очень ограничивает его. Ведь мы смотрим лишь на то, что улавливается неким "сенсором", не пытаясь изменить его устройство, его параметры, его диапазон, и сравнить поступающие данные. Нет, мы принимаем его за факт, и на этом базируем всё остальное.

Вот что представляет собой традиционно научное отношение к миру: наблюдатель таков, каков он есть, и мы не пытаемся изменить в нем что-либо. Тем самым наука ограничивается картиной, которую воспринимает создание, зовущееся "человеком в этом мире". Разумеется, такая картина ограничена. 

К тому же, при таком подходе мы не можем изучать даже то, что видим, – поскольку ничего не знаем о самом наблюдателе, о человеке. Мы не приобщаем думающего, чувствующего, изучающего человека к тому, что он думает, чувствует и изучает. Вот почему наш диапазон восприятия и исследования так узок. Если бы мы больше исследовали человека, который и является тем самым сенсором с пятью органами чувств, за которыми стоят разум и ощущение, если бы увидели, как действует этот комплекс, почему именно так он воспринимает действительность, тогда нам стало бы понятно, как изменить его, чтобы изменилась картина его ощущений. Мы осознали бы, что все перемены происходят в нем, а не во внешнем мире. Одним словом, мы открыли бы для себя совсем другую науку, которая-то и называется "наукой каббала".

Ведь в таком случае мы изменяем человека и, согласно этому, видим, как изменяется картина, которую он воспринимает. Таким образом, каждая малая перемена в человеке содержит всё, что он познал, и меняет всё восприятие, включая и аспекты естествознания, т.е. науки о природе, о внешней реальности: физику, химию, зоологию, биологию и т.д. Всё это меняется со сменой каждого параметра в человеке.

Но как же можно жить в таких условиях? Вот здесь-то и проявляется универсальность каббалы, которая не изучает картину внешнего восприятия в отдельности, но всегда привязывает ее к человеку, к ступени, на которой он находится. Наука эта повествует не о бесчисленных реакциях пяти органов чувств, не поддающихся подлинно научному описанию в отрыве от целого, а об основах. Она объясняет, чтó я меняю в себе, в своем естестве – в разуме и чувстве, и как сообразно с этим меняется реальность, которую я воспринимаю в них.

Так или иначе, вся действительность относительна и зависит от меня. Нет ничего абсолютного. Высшая сила потому и называется высшей, что находится вне меня – и я не знаю, чтó она такое. Моя же картина мира всегда соотносится с моими ощущениями, органами чувств.

Отсюда проистекает основной конфликт между наукой каббала и философией. Великие философы сознавали проблему "сиюминутности" и узости философского подхода, не учитывающего возможные перемены в самом человеке. Однако большинство мыслителей, и в особенности, современные философы не достигают этих глубин. Они просто изучают различные источники, и на них строят свои концепции: "Такой-то написал так-то, а значит, это истина…" Они не делают открытий в себе, не формируют из себя сосуд, инструмент для исследования природы. Современная философия – это набор компиляций, построенных на предыдущих компиляциях…

И в этом кроется большое различие между каббалой и философией: они разошлись в тот период, когда философы перестали работать над собой и приняли за факт неизменность человеческого естества. Первые, великие философы учились у каббалистов и понимали, что главное – это изменение человека. Именно исходя из этого надо исследовать действительность, и отсюда проистекает наука каббала: все ступени, миры, парцуфим и т.д. Каббалисты описывают их на основе перемен в себе. Сказано об этом: "Чего не постигнем, того не узнаем по имени". Ведь постижение – это наиболее глубокая степень восприятия, понимания.

Так вот, с тех пор философия отделилась от каббалы, которая продолжала стоять на своем: всё зависит от человека, от его ощущений, и нельзя рассуждать о чем-то абстрагированном от него как о существующем в природе. Философы, напротив, базируются на сходстве нынешних ощущений: "Для меня это зеленый цвет, и для него тоже. Для меня это солнце, и для него тоже". Никакие внутренние перемены тут не подразумеваются, и так философия развивалась до становления ньютоновского подхода, который гласит: реальность постоянна. Что человек ощущает, воспринимает, то и происходит снаружи на самом деле.

Однако развитие продолжалось, и исследователи обнаружили противоречия в этом представлении. Тогда появилась концепция Эйнштейна, который открыл относительность, зависимость явлений от наблюдателя. Значит, нам все-таки важно знать, кто такой этот наблюдатель. В квантовой физике вообще невозможно определить, пошел бы тот или иной процесс аналогичным образом без наблюдения с нашей стороны.

Так мы приближаемся к границе философии, к тому пределу, за которым лежит наука каббала. Оказывается, самим своим существованием, своими размышлениями о реальности человек уже меняет ее. Об этом сегодня говорят не религиозные деятели и не каббалисты, а ученые, собравшие доказательную базу.

Сумбур философских представлений о мире направил человечество на путь неверного развития длиной в несколько тысячелетий, тогда как мы должны были развиваться просто, в соответствии с наукой каббала. Проблема в том, что философию поддерживал и использовал наш эгоизм. Человеку удобно и приятно уклоняться от перемен: "Я неизменен, я таков, каков я есть. Всё в мире можно менять, кроме меня. Ведь мир существует вне зависимости от моего бытия и моих свойств".

И это называется "объективным" подходом. Мы привыкли к этому, нам комфортно живется с таким эгоистическим взглядом на вещи. Ведь в отсутствие интегрального воспитания, таково наше естественное, "автоматическое" восприятие.

Однако в конечном итоге оно оказывается ложным. Сегодня, с наступлением кризиса в науке, обнаруживается, что каббала все-таки права. Философия обанкротилась именно из-за своего базового подхода к восприятию реальности. После Эйнштейна другие ученые подвели научное исследование еще ближе к каббале, и сегодня мы можем публично говорить о каббалистическом восприятии реальности. Никто уже не посмеется над ним, никто не посчитает его плодом воображения или мистикой – ведь сами ученые открыли это и говорят об этом.

А вдобавок, к тому же приходит и психология. Изучая человека и пытаясь упорядочить полученные данные о механизмах восприятия, она также обнаружила, что здесь не годятся обычные методы. Нам необходимо учитывать перемены в человеке, а это невозможно, пока мы не выйдем наружу. Ведь всякое явление надо исследовать извне – когда исследователь отграничен от того, что он исследует, по принципу объекта и субъекта. Как следствие, психология тоже банкрот, вот уже несколько десятков лет, хотя ей всего-то век отроду.

Мы приближаемся к этапу исправления души, к "последнему поколению", и именно поэтому психология развилась как дисциплина. И вот, сегодня она тоже говорит, что нам необходимо глубже изучить человека, если мы хотим понять механизмы его мировосприятия и его суть.

А для этого нам, опять-таки, нужна наука каббала, которая позволяет выйти из человека, чтобы изучать его извне. Каждый, кто отождествляет себя не с собственным эго, а с точкой в сердце, способен исследовать заложенные в нем материальные, телесные свойства.

Итак, и внешний, научный подход, и внутренний, психологический, вместе подводят нас к каббалистическому восприятию, которое мы и изучаем как единственно верное.

Разумеется, подлинные философы и мыслители, говорившие об этом, не постигали каббалу как должно, однако понимали истинность и научность ее подхода – согласно изменениям в человеке, видеть, как изменяется реальность. Именно это и находило в них отклик.

Из урока по статье "Каббала и философия", 05.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббала и философия: за кем решающее слово?

Каббала и все науки, религия и философия

Все науки исследуют Творца

Каббала и философия: за кем решающее слово?

каббалист Михаэль ЛайтманДавайте разберемся, в каких взаимоотношениях с философией находится наука каббала.

В принципе, философия изучает, что такое жизнь, в чем ее смысл, ее цель, каково отношение человека к жизни и природе. Одним словом, философия как бы объемлет всё. При этом она не является наукой, поскольку исследует человека и человеческий уровень действительности – иными словами, ту сферу, где мы лишены возможности замера. Здесь не бывает ясных и точных тезисов, которые можно принять за факты.

Научными методами мы изучаем неживую, растительную и животную природу – более низкие уровни, на которые человек смотрит сверху, с высоты следующей ступени развития. У нас есть возможность спускаться к ним, охватывать их разумом, исследовать, понимать. Это касается и нашего тела, которое относится к животной природе.

Однако "человека" в нас мы неспособны изучать точными методами. Мы пытаемся научно рассортировать и классифицировать всевозможные внутренние явления, реакции, представления, мысли и желания – но не получается. Почему? Потому что это наш собственный уровень, та же ступень – а изучать я могу лишь то, что находится подо мной.

Здесь-то и заложена проблема. Она общеизвестна, хотя вся наука началась именно с подхода человека к себе и к жизни. Неслучайно ученые степени во всех дисциплинах называются "доктор философии" (PhD – Doctor of Philosophy), хотя они не имеют к философии ни малейшего отношения. Просто общий подход к себе и реальности называется "философией".

На самом же деле сам этот термин происходит из каббалы. Вот что пишет немецкий гуманист и филолог 16 века Иоганн Рейхлин, один из лучших специалистов по древним языкам, служивший личным советником императора Германии и поддерживавший связь с главами Платоновской Академии:

"Мой учитель Пифагор, отец философии, все-таки перенял свое учение не от греков, а скорее от иудеев. Поэтому он должен быть назван каббалистом… И он был первым, кто перевел слово каббала, неизвестное его современникам, на греческий язык словом философия… Философия Пифагора проистекла из безбрежного океана каббалы, – добавляет он. – Каббала не оставляет нас проводить нашу жизнь в прахе, но поднимает наш разум к вершине познания". 

Философы хотят представить дело так, что их сфера охватывает все остальные. Кстати, до сегодняшнего дня, чтобы изучать каббалу в университете, надо поступить на факультет философии. Мир всё еще полагает, что каббала является частью философии, хотя подлинные философы сами признают, что это не так.

Как бы то ни было, дело тут в другом. Современный мир презирает философию, и по справедливости – ведь сегодня многие изучают ее ради диплома о высшем образовании. Однако мы подразумеваем под "философией" мировосприятие, взгляд на жизнь, парадигму того или иного рода. Каждый из нас внутри – философ. И соответственно, мы должны понимать, чтó в этих подходах нам важно, а что нет.

Мировоззрение человека, его отношение к жизни и к себе постоянно меняется, а в конечном итоге над этой сферой возвышается наука каббала, раскрываясь из философии так же, как она раскрывается из религий – после тысяч лет сокрытия. Наука эта ждала, пока человечество вырастет и разовьется. На заре истории она породила науки и философию, а сегодня, во времена мирового кризиса, она вновь раскрывается – после религий, после философии, – оставаясь единственным действенным подходом к человеку и к жизни. Каббала включает в себя все концепции и потому, в конечном счете, заменяет их.

Из урока по статье "Каббала и философия", 04.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббала и все науки, религия и философия

Запредельная наука

Все науки исследуют Творца

Страница 61 из 81« Первая...5960616263...Последняя »