Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Тот, кто нам мешает – тот и поможет

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в Риме

Вопрос: Если мы должны подняться над своим эгоизмом, то чем больше мы укрепляем его, тем труднее нам подняться. Получается парадоксальная вещь, что расцвет культуры лишает нас возможности подниматься над своим эго?

Ответ: Да, это верно. Но почему мы развиваемся в эгоистической форме, да еще по экспоненте?  Это для того, чтобы мы увидели внутри своего эго, насколько оно в итоге разрушает нас, и все-таки смогли его преодолеть.

У нас нет другого материала, кроме нашего желания! Поэтому наука каббала так называется ("кабала" – означает "получение") – это наука о том, как реализовать свое желание, а не разрушать его. Мы все время строим из своего эгоистического материала – форму человека (адам), "подобного" (домэ) высшему, Творцу.

Поэтому, с одной стороны, эго должно расти, вплоть до такого состояния, когда мы разочаруемся в своей настоящей, эгоистической форме, при которой все время желаем урвать только для себя. И тогда я начну использовать свое эго в обратной форме и все время обращать его в отдачу.

В той мере, насколько мне удастся это сделать – я и обрету силы для своей души.

Поэтому сейчас мы достигли некого "потолка", "насыщения" – то есть максимально возможного эгоизма в получении ради себя, пока мы не поглотим последние плоды с этого Земного шара. И это приведет нас к осознанию своего зла. Добрым путем или плохим, но мы поймем, что обязаны действовать противоположно и использовать свой эгоизм ради отдачи.

Из лекции в Риме, 20.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Где выход из тупика

Момент истины

Эгоизм на пределе

Мы – каннибалы!

каббалист Михаэль ЛайтманЭ.Фром, социолог, в статье "Человек - кто это такой?": "Самая ужасная человеческая страсть - стремление сильного использовать слабого, для достижения своих эгоистических целей. Это утонченная форма каннибализма.

Когда человек перестанет быть средством потребления для своего сильного собрата, тогда начнется собственно человеческая история. И для этого недостаточно осознания, а необходимо еще и раскаяние".

Реплика: Под раскаянием надо подразумевать осознание зла личного эгоизма. В мере осознания эгоизма как зла, сможем "оторваться" от него и постепенно осознать добро в объединении, уступках и вплоть до любви – когда каждый чувствует нужды другого и готов ему во всем помочь.

Такое действие возможно только под воздействием раскрытия единой системы связи всех в одно целое, когда каждый начинает поневоле ощущать других, как части своего тела, как мать чувствует младенца. Природа нас к этому приведет: поневоле – кризисами и войнами, или добром – с нашим согласием.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Энергия, которая спасет мир

Чтобы не быть наказанными Природой…

Покорение природы с последующей капитуляцией

В тисках противоположностей

каббалист Михаэль ЛайтманВсемирный конгресс "NOI", Рим, урок №2

До сих пор мы развивались под воздействием двух противоположных сил. Сегодня, когда столкновение этих сил становится угрожающим, наша задача – привести их к взаимной гармонии.

А для этого нам нужно создать между ними сопротивление – своего рода "резистор" (R), расположенный между плюсом и минусом. Тогда мы получим "лампочку" или "мотор": поставив сопротивление между двумя противоположностями, мы получим некое раскрытие, которое ощутим в себе как проявление плюса и минуса вместе.

Как же сделать такой "резистор"? Для этого мы хотим правильно использовать обе силы: положительную и отрицательную, как одно целое.

Вот почему человек состоит из двух сил. Пока отрицательная сила – наш эгоизм, не развилась в нас до конца, мы не могли приступить к этой работе, не ощущали конфликта, столкновения. Но сегодня мы начинаем обнаруживать его. Наш мир, наша жизнь, наша природа оказывается в тисках между двух сил, и мы не знаем, куда от них деться. С одной стороны – эгоизм под знаком минус, а с другой стороны – сила Природы, сила Творца под знаком плюс.

Положительная сила Природы совершает отдачу, дает жизнь, развивает. А сила нашего эгоизма хочет поглощать всё себе в усладу, уничтожать и разрушать. В нашем мире мы видим вполне достаточно результатов ее деятельности. Если бы не сила Природы, которая останавливает нас и не позволяет нам делать всё, что вздумается, мы бы сразу разрушили весь мир еще в те времена, когда воевали палками и камнями.

Задача силы Природы – вести нас вперед, чтобы мы набирались ума, становясь всё более развитыми и в то же время всё более опасными. Это вселяет в нас страх перед применением своего оружия без разбора.

Так мы пришли к нынешнему положению дел и должны теперь создать сопротивление между двумя силами.

2011-05-21_rav_lesson_congress_n1_03

Говоря по правде, это сопротивление и называется "человек" (адам). Оно станет нашим свойством, включающим обе силы. Нам нужно сформировать, вылепить себя, как из пластилина, изваять, убрав лишний материал, чтобы осталась нужная форма. Мы очерчиваем ее на границе между двумя противоположными силами – и наука каббала обучает нас тому, как это делать.

Из 2-го урока конгресса "NOI!", Рим, 21.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

На сопротивлении к единству

Предотвратить короткое замыкание

Маленький огонек или огромный огонь?

Рука его на всем – и руки всех на нем (Тора)

каббалист Михаэль ЛайтманМнение: Мартен Шеффер, профессор экологии. Статья "Раннее предупреждение о критических переходах": Признаки приближения любой системы (экологической, финансовой, государственной, физиологической, общественной) к критическому состоянию можно обнаружить по скачкам ее параметров.

По мере давления внешних факторов система раскачивается, ее колебания становятся все сильнее - эти закономерности справедливы для всех природных или рукотворных явлений и систем.

Сегодня мы наблюдаем колебания, как в природных системах, так и в созданных нами. Как перед приступом астмы возникают синхронные сужения дыхательных путей, или перед эпилептическим припадком начинается синхронная активация нервных клеток в головном мозге, так нестабильность рынка указывает на признак грядущего кризиса в финансовой системе.

Реплика: Мы видим результаты своих эгоистических действий, мы наблюдаем окружающее через свое эгоистическое восприятие. Являются ли системы природными или искусственными, т.е. созданными человеком, - значение не имеет, потому что человек, как создание природы, также, все что создает, создает по заложенным в нем анти-природным (эгоистическим) законам - точно против правил природы.

И поэтому, также и в созданных им искусственных промышленных и общественных системах, и во всех, зависящих от него системах природы, – обнаруживаются одинаковые явления.

Иначе: поскольку наша внутренняя система входит в кризис (эгоизм достиг максимума и требуется его исправление на интегральный альтруизм), то через нее мы ощущаем весь наш мир в кризисе.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Остановка запрещена!

Учеба – не для нас?

Есть ли выход?

Научное заблуждение: роботы проявили альтруизм

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Эволюционные биологи из университета Лозанны (Швейцария) смогли доказать, что альтруизм у живых существ возник в результате ЭГОИСТИЧЕСКОГО естественного отбора, то есть является врождённым ЭГОИСТИЧЕСКИМ качеством, необходимым для выживания родичей.

Они показали это на примере роботов, чьё программное обеспечение модифицировалось с помощью эволюционных алгоритмов – КОТОРЫЕ ИЗОБРЕЛИ ЛЮДИ-ЭГОИСТЫ.
Как гласит правило Гамильтона, для эгоистических особей бывает ЭГОИСТИЧЕСКИ выгодно пожертвовать своим временем и ресурсами ради блага родичей, потому что это имеет ЭГОИСТИЧЕСКИЙ смысл с точки зрения сохранения генов. Гамильтон впервые дал ЭГОИСТИЧЕСКОМУ альтруизму разумное ЭГОИСТАМ объяснение с точки зрения ЭГИСТИЧЕСКОЙ эволюции и вывел формулу, по которой должен проявляться ЭГОИСТИЧЕСКИЙ альтруизм в кин-отборе.

Реплика: Выделенные слова – мои, чтобы показать, что ни о каком истинном альтруизме речь не идет, а только о действиях отдачи, чтобы привести себя же или свое потомство к лучшему состоянию.

Еще раз показано, что действия отдачи не являются показателем альтруизма, как считают люди, а только намерение наполнить/выполнить желания другого, без всякой выгоды для себя. Такое возможно только если Высший Свет изменит наш эгоизм (намерение получать себе) на альтруизм (намерение отдавать другому).

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ген альтруизма (клип)

Истинный альтруизм и помощь ближнему

Альтруисты процветают благодаря парадоксу

Пейзаж в окне скорого поезда

каббалист Михаэль ЛайтманСуть мирового кризиса заключается в том, что человечество "застряло", "завязло" в природе и не знает, как быть. Природа повернулась к нам суровой стороной, угрожает кризисами в различных сферах, и у нас нет ответа на этот вызов.

С одной стороны, мы развивались внутри своей природы и пришли к совершенно закономерному итогу. Будь у нас возможность отмотать время вспять на несколько столетий, мы снова пошли бы по тому же пути.

Ведь таково наше естество – растущее эгоистическое желание со всеми его производными. Научно-технический прогресс, промышленность, культура, воспитание, человеческое общество – всё это естественные следствия эгоизма, и ничего с ними не поделаешь.

До сих пор мы развивались по указке своей природы. Как же теперь нам повлиять на нее, исправить ее хоть в чем-то, чтобы сменить направление? Случалось ли в истории что-либо подобное? Никогда. В лучшем случае, мы можем разглядеть результаты своего развития – хорошие или плохие, в зависимости от точки зрения наблюдателя. А тем временем поезд едет всё дальше, и возможно, у нас действительно нет другого выхода?

Научные исследования кризисных явлений – вещь полезная, но что с того? Мы смотрим из окна поезда на проносящийся пейзаж: поначалу он сверкает красками, небо ясно, зеленые просторы залиты солнечным светом. Но затем цвета начинают блекнуть, зелень всё чаще сменяется песком, мелькают свалки, грязь, сточные канавы, солнце прячется за дымом и смогом… Можем ли мы сделать что-то или поезд проедет эту колею до конца? Занавесим окно – будь что будет?

Здесь очень много знаков вопроса, но наука каббала вообще не обсуждает этот маршрут и то, куда он нас заведет. Она занимается корнем проблемы: мы едем на поезде своего эгоизма, который постоянно растет.

Само по себе развитие – дело нужное, но направим ли мы его в другое русло? Давайте откажемся от эгоистического пути, на котором мы не можем ни о чем договориться и причиняем себе и природе только вред. Ведь каждый думает лишь о себе – и потому мы неизбежно разрушаем свою жизнь и окружающую среду. 

Что если вместо этого мы будем объединяться в любви? Стали бы мы тогда иначе относиться к природе, к окружению? Истощали бы богатства земли? Сжигали бы топливо в немереных количествах? Выбрасывали бы еду, когда миллиард человек страдает от голода? Рожали бы по одному ребенку здесь и по десять – там? Смогли бы мы тогда достичь некоего равновесия?

А может быть, нам и не пришлось бы искать баланс между нами? Может быть, само отношение человека к человеку и к миру в целом исправляло бы этот мир? И тогда изменился бы сам поезд, он бы уже иначе ехал вперед? Исправив свое отношение, мы обеспечили бы изобилие природных ресурсов, урожая, чтобы всем хватало с избытком?

Бааль Сулам пишет в газете "Народ": "Наш Земной шар достаточно богат, чтобы прокормить всех нас. Так зачем же нам эта трагическая война за выживание, осложняющая нашу жизнь из поколения в поколение?"

Если бы мы только могли достичь единства, взаимного участия, любви – у всех было бы всего в достатке. Ведь тогда высший свет наполнял бы наши потребности. Сама природа изменилась бы изнутри.

Из урока на тему "Проблемы мира. Перенаселение", 18.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кризис как средство духовного продвижения

До последней капли яда

Научиться работать по новой программе

До последней капли яда

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Наша эгоистическая гонка превращается в снежный ком, катящийся по склону горы. Всем ясно, что в какой-то момент он разобьется, но никто не может остановить его движение…

Ответ: Верно. Наш эгоизм – это наша единственная природа. Если бы у нас была еще одна сила, противостоящая ему, тогда мы смогли бы остановиться. Но никакой другой силы у нас нет.

Это и должно выступить на поверхность: все мы отпетые эгоисты. Безраздельное себялюбие заставляет человека испить чашу яда до дна, до самой последней капли. Даже за мгновение до смерти он не сможет остановиться.

Никого невозможно ни в чем убедить – все равно каждый останется со своими мыслями и не услышит предостережений. Пускай даже я выступлю перед всем миром, приведу все данные, распишу все факты, выведу ведущих ученых и авторитетнейших общественных деятелей, и все вместе мы вскричим:

– Товарищи! Братья! Мы идем к гибели!..

– Да неужели? Что вы говорите!? – и публика разойдется по своим делам, чтобы прожечь оставшееся.

Ведь каждый – эгоист, каждый как машина, он не может действовать по-другому. Кто-то вращается, кто-то подскакивает, кто-то движется туда-сюда – так мы устроены, ни на что другое мы не способны. Призывов, исходящих с более высокой ступени, лежащей над человеческой природой, люди не слышат.

Только объединившись между собой, мы поможем им осознать проблему. Лишь тогда, поняв ситуацию и прочувствовав угрозу, которую она несет, люди будут готовы хотя бы капельку прислушаться – и мы, соединившись с ними внутренне, дадим им свет, возвращающий к Источнику.

Из урока на тему "Проблемы мира. Перенаселение", 18.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пейзаж в окне скорого поезда

Кризис как средство духовного продвижения

Что скрывается за иллюзией прогресса?

Единственные и неповторимые

каббалист Михаэль ЛайтманКаждый из нас чувствует себя особенным, исключительным, как будто лишь он существует в мире, и весь мир предназначен для него.

С развитием поколений каждый всё более выделяется, эгоизм растет и требует от человека становиться самобытнее и чувствовать себя "пупом земли".

Зависть, страсть, тщеславие заставляют нас возвышаться над другими в своих глазах. Отказываемся мы от этого только по безвыходности или из лени – ведь чтобы достичь чего-то, нужна нескончаемая борьба. Однако само желание, сам позыв к самоутверждению над всеми по-прежнему горит в человеке.

Мы видим, что только ощущение собственной исключительности побуждает людей "карабкаться друг на друга", ходить по головам, выстраивая человеческую пирамиду от правителей наверху до самых малых внизу.

Всё зависит от того, насколько человек выделяется своей исключительностью, а также от условий, от качеств, с которыми он родился и которые получил от окружения по ходу своего развития.

Так или иначе, в конечном итоге люди достигают чего-либо в человеческом обществе, только используя свойство собственной исключительности. Свойство это приходит от Творца: Он един, и потому каждый из нас, отделившись от общего желания, созданного Творцом, тоже чувствует себя единственным.

Мы похожи на голографическую картинку, каждая часть которой содержит целое. Раньше мы были одной душой, подобной Творцу, но потом она разбилась на части, и теперь в каждом ее кусочке заложена единая форма общей души, только в противоположном виде – из-за разбиения.

Во мне кроется цельная форма всей изначальной души, а потому, под напором силы разбиения, я чувствую себя цельным и требую в свое распоряжение весь мир и Творца в придачу. Кто и что может иметь значение, кроме меня?

Как следствие, наше самовыражение в этом мире строится лишь на свойстве исключительности, которое действует в каждом. Обычное дело: куда я направляю все свои желания, мысли и способности? На то, чтобы стать еще более уникальным и исключительным. 

Каждый продвигается по этому пути сообразно со своими силами, свойствами и со своей леностью, а также в мере того, насколько окружение подстегивает его.

Главное здесь – для чьего блага я использую свое "Я", все свои качества, а в целом – свою исключительность? Если я – мировой уникум, то для кого я действую? В итоге человек приходит к решению о том, что верно использовать себя – значит служить миру, как Творец. Тогда он становится Человеком, подобным Творцу, а мир превращается в место встречи Творца и творения. Там они объединяются и сливаются друг с другом, служа всем душам.

Отсюда мы видим, что свойство исключительности может играть двоякую роль: поначалу человек, как Наполеон, стремится покорить весь мир и использовать его по своему усмотрению, в противоположность Творцу – а в итоге раскрывает необходимость изменить себя и обрести подобие Творцу. Исключительность применяется или ради себя, или ради ближнего – это и расставляет людей по своим местам на духовной шкале.

Из урока по статье "Мир в мире", 17.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кому и чему служит моя исключительность?

Самый великий исполнитель роли Творца

Мы – Бесконечности, соединяющиеся в круг

Уже не варвары, еще не альтруисты

каббалист Михаэль ЛайтманПрирода управляет нами при помощи четырех категорий: "милосердие", "правда", "справедливость" и "мир". Разумеется, лучшая из них – это "мир", который означает совершенство.

Достичь "мира" можно с помощью свойства "правды", однако осуществить ее мы не в силах – ведь по правде, человек должен быть совершенно чист от эгоистического желания и целиком пребывать в отдаче. Он должен получать лишь необходимое для жизни и всеми силами совершать отдачу другим.

Мы еще не достигли таких состояний. Наше общество неспособно на это. Мы не относимся к неживому, растительному или животному уровню. Они действуют сообразно с теми законами и силами, которые природа в них пробуждает, а мы, напротив, являемся эгоистами, и наше желание наслаждений хочет поглотить, использовать всё.

Как следствие, мы не можем утвердить категорию "правды". А без нее человеческое общество стоит перед проблемой: если мы не даем, не поставляем друг другу всё, то наше общество испорчено, и потому испытывает всевозможные беды и несчастья. В отсутствие равенства, чувствуют себя ущемленными или, наоборот, привилегированными. А потому, чтобы не разрушить окружение целиком, в нас пробуждается категория "милосердия".

"Милосердие" – это своего рода компенсация, восполнение со стороны сильных, которые имеют возможность использовать всё общество в своих интересах и притом отчисляют немного слабым. Таким образом, мы применяем категории "милосердия" и "справедливости".

Разумеется, эти компенсации неполноценны, и все же с их помощью нам удавалось уравновешивать общество. Многое сделало человечество ради этого выравнивания: благотворительные и гуманитарные организации, революции разных сортов, системы здравоохранения, образования и т.д… Однако природа требует намного большего. В последнее время мы обнаруживаем, что она требует от нас создать систему взаимной отдачи.

По всем признакам, сегодня мы обязаны подняться на ступень "правды" и "мира" – иначе говоря, жить по принципу: "от каждого по способностям, каждому по потребностям". В системе неживого, растительного и животного уровня этот принцип поддерживается самой природой абсолютным, инстинктивным образом. С другой стороны, люди приходят к этому путем полного исправления, поднимаясь над своим эгоизмом и налаживая в обществе соответствующую взаимосвязь. 

Человечество сегодня находится на промежуточном этапе. Мы уже не животные, не примитивные племена варваров, жившие в своем естественном коммунизме, и в то же время мы еще не исправлены. Прямо сейчас мы находимся в начале осознания кризиса своей природы, своего эгоизма.

Так давайте прислушаемся к каббалистам, которые объясняют, что есть путь, есть средство, с помощью которого мы можем создать совершенное общество.

Из урока по статье "Мир в мире", 16.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вечный раздор

Социальный договор о перемирии

Правда, только правда и ничего, кроме правды

Вечный раздор

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир в мире": Если установить порядок раздела имущества в соответствии с принципом справедливости, то есть передать непрактичным и простодушным значительные ценности – сильные и инициативные, безусловно, не будут знать покоя и отдыха, пока не отменят эту практику, подчиняющую слабым сильных и энергичных и эксплуатирующую их.

И потому нет никакой надежды на мир в обществе – ведь справедливость противоречит миру.

Все четыре категории – "милосердие", "правда", "справедливость" и "мир" – пребывают в раздоре, и примирить их невозможно. А потому мы никогда не сможем создать сбалансированное, исправленное, благополучное общество, лишенное разрушительных сил, которые хотели бы перетряхнуть и изменить его себе на пользу. Снова и снова мы наблюдаем, как социальное согласие, достигнутое с немалым трудом, тотчас рушится под напором сил, действующих внутри общества в разных направлениях.

В этом нужно видеть руку Творца, который намеренно создал все различия и пропасти между нами – так чтобы мы никогда не смогли преодолеть их и достичь мира в обществе. Наоборот, по мере роста нашего эгоистического желания эти различия тоже будут только возрастать.

Нам кажется, что можно загладить их, раздать больше благ, предоставить больше возможностей, чтобы все были довольны: и работники, и хозяева, и неудачники, и преуспевающие… Однако в итоге ни одна, даже самая малая часть общества не будет довольна происходящим до такой степени, чтобы не желать перемен. Все сектора и стороны всегда будут стремиться к переменам в обществе – и более того, к его разрушению.

Это свойство преднамеренно встроено в нашу природу. Даже если мы вместе захотим уравновесить и хоть как-то наладить свою жизнь в этом мире, хоть немного приблизиться к этому – лучше не впадать в иллюзию: непомерно разросшийся эгоизм никогда не позволит нам этого. Наоборот, чем дальше продвигается человеческое общество, тем больше это продвижение связано со вспышками эгоизма, берущего верх надо всем. 

Различия будут лишь возрастать, взаимная ненависть и противоречия в обществе усилятся, и в итоге это приведет к сильнейшим взрывам, которые заставят нас подняться над своим эгоизмом, над своей природой. Лишь так, и никак иначе, мы сумеем восполнить всё недостающее для реализации категорий "милосердия", "правды", "справедливости" и "мира".

Мы не понимаем, какое разобщение кроется в нашем многообразии. С подъемом одной категории, другая низлагается, они вечно враждуют, окружая нас со всех четырех сторон, и никогда не дадут нам отыскать хоть какой-то общий знаменатель. Они всегда низвергают друг друга, а ведь к совершенству мы придем лишь в том случае, если они восполнят друг друга. Такое станет возможно не в эгоизме, а только над ним.

Как исправить это искажение, идущее от Творца, чтобы каждый получал необходимое для жизни и все силы отдавал на благо общества? Тут не помогут никакие средства, имеющиеся в нашем распоряжении. Это возможно только с помощью света, возвращающего к Источнику.

Ведь все различия приходят из Бесконечности и раскрываются у нас в противоположной форме из-за разбиения. Поэтому мы должны исправить разбиение и вернуться к восполнению в Бесконечности – лишь тогда мы ощутим свое совершенное бытие.

Из урока по статье "Мир в мире", 16.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уже не варвары, еще не альтруисты

Нотный стан один – мелодии разные

Благотворительность во благо сильных

Эволюция эгоизма… (клип)

На протяжении истории люди на разных континентах, не имея между собой никакой связи, изобретали одинаковые вещи, например, лук и стрелы, колесницы и т.д. Это заложено в информационных данных человека?

Где выход из тупика

каббалист Михаэль ЛайтманМы спускаемся из самого мира Бесконечности, через все миры до "этого мира" – откуда теперь сами должны подняться обратно. Пока мы спускались, наше желание все уменьшалось: мир за миром, ступень за ступенью, пока мы не дошли до этого мира, где у нас не осталось желания к свету, к Творцу, к духовному!  Осталась лишь крохотная искра жизни, чтобы как-то существовать – она и называется "этим миром".

А затем, развитие идет так, что желание в нас начинает обратно расти, и его нам нужно сделать подобным свету. В нас раскрывается все большее эгоистическое желание, а мы должны подняться над ним, над этим природным эгоизмом. Но это невозможно сделать без помощи высшей силы – невозможно разделить желание и намерение, чтобы на то же самое желание, получить намерение отдачи и подниматься все выше.

То есть все продвижение идет над эгоизмом, чтобы мы окончательно возненавидели его, увидев, что только из-за него все наши проблемы и страдания. Но это очень не просто разглядеть.

Человечество уже начинает раскрывать, что зашло в тупик всей той жизнью, которую мы построили на этой земле, и всему причиной человеческое эго, ведь мы разрушаем свой мир. И несмотря ни на что, мы видим, что не способны остановиться.

Желание насладиться продолжает свой бег, по заведенному распорядку, и действует эгоистически. Мы не способны сдержать себя, снизить потребление, улучшить отношения друг с другом. Мир продолжает скатываться все глубже в пропасть, увлекаемый своим эгоизмом.

А человек, сколько бы ни исследовал себя, не может раскрыть в себе силы, способные хоть немного улучшить ситуацию и спасти себя. И это еще только самое начало нашего падения. Мы еще увидим, как будет происходить – точно по написанному, что человек видит приближающегося к нему ангела смерти с каплей яда на острие меча и послушно глотает яд и умирает. У него нет выбора, его эгоистическое желание требует этого!

И сегодня, мы продолжаем действовать по-старому, ведь нам кажется, что мир не сможет существовать, если мы не будем работать на свой эгоизм. И действительно, а для чего еще работать – мы не понимаем, что может быть другая программа.

Но, с другой стороны, Творец ненавидит эгоизм – это форма обратная Его отдаче, а поэтому в таком обратном, отрицательном виде она и будет продолжать раскрываться. И что же нам делать? 

И тут, как у отдельного человека в его личной духовной работе, так и у всего мира в общей работе со своим эгоизмом, нет иного решения, кроме осознания своего зла. Зло раскроется и покажет нам, что мы сами ничего не сможем с ним сделать и нуждаемся в помощи высшей силы. Вот тогда Она проявится и изменит нашу природу.

Таким путем проходит личное исправление человека и общее исправление мира.

Из урока по статье из книги "Шамати", 04.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мировая война или мировое поручительство

Фараон выходит из тени

Эгоизм на пределе

Особенность нашего времени

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловечество, как система, становится сложным и взаимосвязанным организмом.

Это вызывает повышение чувствительности общего организма к внешним воздействиям.

Если раньше катаклизмы (эпидемии, войны, фин. кризисы) влияли только на часть слабосвязанной системы, и если эта часть погибала, то другие, почти автономные части, этого почти не чувствовали, а непосредственные соседи даже могли извлечь из этого выгоду, территории – то в современном мире, качество жизни каждой части системы напрямую зависит от поступления (энергии, пищи, материалов, товаров, технологий) от других ее частей (как в живом организме).

Т.о. проблема в любой части человечества по цепочке связей распространяется на все остальные части, создавая "эффект домино" и нарушая их функционирование. То есть такое устройство системы усиливает негативные эффекты в каждой ее части, и любая локальная проблема ухудшает шансы на выживание всей системы.

Это происходит из-за недостатка в системе отрицательной обратной связи на ухудшение ситуации и отсутствия положительной обратной связи на улучшение. Говоря попросту, если кому-то плохо, то хуже становится всем, а если кому-то хорошо, то остальные почти этого не чувствуют.

Современный уровень понимания в обществе позволил выработать самую примитивную защиту системы от этой проблемы: механическое перераспределение лишних ресурсов от благополучных частей системы к частям, которые находятся в критическом состоянии. Но это решение имеет два основных недостатка:

1. работает только когда системе, как целому, достаточно ресурсов

2. неэффективно, т.к. не использует саму систему, ее возможности по саморегуляции и повышению эффективности ее функционирования

Сейчас мир входит в этап глобального недостатка внешних ресурсов для поддержки цивилизации и ее дальнейшего развития. Человечество растет количественно и растут его качественные потребности. Поэтому старый способ решения локальных проблем полностью перестанет работать в ближайшие 2-3 года, после чего начнется постепенное, но неуклонное ухудшение состояния человечества, его уровня жизни, адаптационных способностей, уровня оптимизма и т.д.. 

Единственный оставшийся выход из этого процесса разрушения цивилизации - переход к новому уровню функционирования человечества, как единой высокоорганизованной системы. То есть развитие системы от простейшей самоорганизации по типу "колония бактерий" до уровня "единый организм".

С одной стороны, невозможно сразу перепрыгнуть от эгоистического восприятия реальности к альтруистическому. А именно восприятие реальности отдельным человеком является программой, задающей правила связи элементов общества и в конечном итоге - уровень самоорганизации любой общественной системы.

Но с другой стороны, современный кризис всей системы общественных отношений и глобальный недостаток ресурсов не оставили шансов на то, что кто-то постепенно начнет делиться своими ресурсами (временем, энергией, материальными ресурсами) без явной угрозы своему собственному существованию.

Описанное выше устройство современной системы прямо вытекает из основополагающего ограничения мировосприятия современного человека - невозможности увидеть себя не изолированным индивидуумом, а частью системы.

Соответственно, изменение структуры человечества, как системы, возможно, только если показать отдельному человеку, в начале - тупиковость современного способа нашего взаимодействия в обществе, а в конце - показать реальный шанс изменить к лучшему жизнь отдельного человека и человечества в целом.

Краткое объяснение главного различия между вышеописанными типами систем (колония и организм):

В примитивной системе расчет действий ее частей производится на основе простейших физических законов, которые уже известны человечеству в целом и на интуитивном уровне - каждому человеку. То есть, в такой системе все знают, что "если у кого-то прибавилось - у кого-то другого убавится".

В системе более высокого уровня кроме этих простейших законов реализуются пока неизвестные широкой публике законы мироздания, в частности "закон повышения энергии системы за счет более согласованного взаимодействия всех ее элементов". В научной среде он известен под названием "синергетический эффект".

Но в теориях, которые разрабатывают эту область, вместо попытки выяснить, что является причиной такого системного эффекта, используется выражение "самоорганизация систем". Это как если бы студент, изучающий электронику, вместо попытки понять реальные законы электротехники, на вопрос "как устроен телевизор" отделывался бы выражением "это эффект самоорганизации кучки радиодеталей".

Вот, кстати, цитата из биологии: "При всех громадных успехах биохимии ответы на многие вопросы, связанные с возникновением жизни, имеют характер умозрительных рассуждений. Единой всеобъемлющей теории перехода от неживых веществ к простым живым пока еще нет.

Мысль о том, что живое возникло только лишь как результат вышеописанных случайных взаимодействий молекул, по выражению астронома Ф. Хойла, "столь же нелепа и неправдоподобна, как утверждение, что ураган, проносясь над мусорной свалкой, может привести к сборке "Боинга 747".

Труднее всего по данной теории объяснить, как именно появилась способность живых существ к самовоспроизведению. Существующие гипотезы малоубедительны, и это никак не подтверждено экспериментально."

Так каким же путем возможен переход человечества, как неорганизованной системы, к системе организованной? Неужели только ценой ужасных страданий?

Наше решение: Каббала предлагает еще один путь – привлечением на себя силы отдачи и любви природы (путь света). Но если не он, то подъем над эгоизмом возможен только давлением острых страданий.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Глобалистика

Человечество управляется законами природы

Есть ли выход?

Фараон выходит из тени

каббалист Михаэль ЛайтманВ нашем мире мы умеем только получать. И потому без науки каббала мир скатился бы до полного самоуничтожения.

Если бы не представление о Творце и творении, почерпнутое из каббалы, если бы не возможность привлечь высший свет – силу, которая исправляет нас, если бы перед нами был только этот мир, только Земля, вращающаяся в космическом пространстве, и мы на ее поверхности, движимые своей природой, тогда в ближайшие десятилетия мы истребили бы здесь жизнь.

Это подтверждают научные исследования, которым, безусловно, можно верить. Ресурсы Земного шара ограничены, и, проев их, мы умерли бы с голоду.

В нашем мире нет решения этому процессу. Нас намеренно подводят к необратимому состоянию, в котором не останется никакого средства спасения. Цель в том, чтобы мы раскрыли своего Фараона, свой эгоизм, который разрушает нас и не позволяет хоть что-то сделать. В итоге этого процесса всё человечество должно ощутить необходимость в Творце.

Исследования показывают, что в ближайшие годы мир столкнется с жесточайшей нехваткой пресной воды и других необходимых ресурсов. Теоретически, к концу этого столетия мы покончим с остатками и успеем несколько раз лечь в могилу. И решения нет. Лучшие умы мира не могут его найти. Они настолько умны, что видят тупик, из которого нет выхода.

И действительно, как из него выйти? У нас нет возможности ограничить свое дурное начало. Ты не можешь предложить людям по безвыходности меньше потреблять. Если все начнут получать в месяц прожиточный минимум, и не более, то с завтрашнего дня никто не сможет сдвинуться с места. А для чего? Именно так произошло в России после революции. Исчезнет стимул – и мир застынет. Хоть медали раздавай за бескорыстный труд – это не поможет.

Мне необходимо чувствовать, что другой в чем-то ниже меня, что я больше заработал, достиг чего-то большего. А если у меня этого нет – какую компенсацию ты можешь предложить? Если сосед получает 5000, то мне нужно, по крайней мере, 5001. Но если всё поровну, человек просто не может жить. 

И потому мы стоим перед проблемой, которой в нашем мире нет решения. Мы не в силах достичь равновесия с природой. Все в итоге поймут, что такое глобальный, интегральный мир, что такое гомеостазис. Есть много фильмов и исследований на эту тему. Всё говорит о том, что мы должны проявлять умеренность, – но вот беда, мы не в силах себя остановить.

Из тени в нас проступает Фараон и пресекает любую попытку умерить свои аппетиты. Скоро это проявится: люди будут в бессилии смотреть на себя самих, шагая навстречу смерти и не имея возможности остановиться. Бааль Сулам описывает это аллегорией: ангел смерти подносит тебе каплю яда на кончике меча, а ты открываешь рот, чтобы проглотить ее и умереть. Не в силах побороть себя, ты ждешь этой последней капли.

Вот почему необходимо распространение науки каббала, необходима показательная группа, способная продемонстрировать миру подлинное решение, необходимо стать "светом для народов" и излить на них свыше духовный разум и духовное чувство. Иначе у мира нет шанса.

Так и в нашем частном случае тоже нет никаких шансов – однако мы сами хотим ощутить это безвыходное состояние, потому что знаем, что затем нам откроется высший свет, новая сила, сила отдачи, которая вытянет нас на другую ступень.

То же самое мы должны сделать и для мира, хотя люди неспособны заранее устремиться к этому.

Из урока на тему "Подготовка к выходу из Египта", 11.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жизнь по расчету

Египетское рабство: без права на отдачу

Есть ли выход?

От Вавилонской башни к Храму

каббалист Михаэль Лайтман

Всемирный конгресс "We!", Нью-Джерси, урок №3

Вопрос: Почему в религии нет духовной ценности, а лишь традиция и обычаи?

Ответ: В Древнем Вавилоне небольшая группа жителей, руководимая Авраамом, отделилась от остального населения и образовала собой первую кабалистическую группу. Все остальные, не захотевшие присоединиться к ним, расселились по разным континентам.

Авраам был известным вавилонским жрецом. Он поклонялся, им же создаваемым, деревянным и каменным изваяниям, и продавал этих божков, пока не обнаружил, что люди стали глобально связаны в своем эгоизме, настолько что перестали понимать друг друга. Это и есть вавилонское смешение языков.

Авраам искал ответ на это новое состояние общества – и раскрыл план Природы, что ее общая единая сила ведет все к полному объединению и подобию Себе. Так он постиг методику объединения – как можно преодолеть эгоизм – с помощью этой же единой силы, Света. Группа, последовавшая за ним, назвала себя группой каббалистов – от слова каббала (получение), т.е. овладение новым свойством природы – свойством отдачи и любви, что и означает раскрытие Творца.

Как же раскрывают Творца? – С помощью объединения! Поэтому выведенное Авраамом правило, общий закон природы гласит: "Возлюби ближнего, как самого себя". Это главное правило Торы. Тора от слова Ораа – инструкция по исправлению человека.

Те, кто в Вавилоне это правило принял, как и те из человечества, которые принимают его сегодня, объединились. А кто не захотел принять, не понимая еще, что это план развития всего человечества, продолжил обычную жизнь, ведь в духовном развитии, изменении себя насилие невозможно – это должно исходить от желания самого человека. Если человек не хочет, его нельзя обязать -  все зависит от желания сердца.

В результате человечество разделилось: часть последовала за методикой Авраама и отделилась от тех, кто занялся "возведением Вавилонской башни" – дальнейшим развитием своего эгоизма. Поднимая свой эгоизм до неба, люди настолько возненавидели друг друга, что перестали понимать свой язык, как сказано, "и смешались их языки". 

Этот же эгоизм мы видим в мире и сегодня. Огромный, как гора, он отключает нас друг от друга и вызывает взаимную ненависть. Мы наслаждаемся своим превосходством над ближним – чем он ниже, тем мне лучше, тем больше я выигрываю. И никто никого не понимает – только себя.

Авраам тоже начинал с этого. Преуспевающий священнослужитель вавилонского культа, он использовал эгоизм самым жестоким образом, пока не понял, что росту эгоизма и отчуждения между людьми есть объяснение. Это происходит для того, чтобы обязать человечество - добром или злом – прийти к единству, существующему во всей природе. Это и означает, что ему открылся Творец.

Как пишет великий философ и каббалист 12 века РАМБАМ, Авраам увлек за собой тысячи людей и, преследуемый царем Нимродом, ушел с ними из Вавилона, буквально спасаясь от смерти. Эта группа стала жить согласно духовному закону любви к ближнему, как одна семья.

Они развивались духовно, пока в них не проявился следующий уровень эгоизма. Падение в него называется "египетским изгнанием". Они его преодолели и поднялись на духовную ступень, называемую получением Торы (Света, Высшей силы Природы, Творца). Так им раскрылась наука о общем строении и плане природы – каббала, в полном и совершенном виде.

При каком условии? - Находясь у горы Синай, что в переводе означает, горы Ненависти, они должны объединиться, стать как один человек с одним сердцем, т.е. достичь объединения при полном поручительстве между собой.

Им это удалось, - и, в результате большой работы, называемой "сорокалетним блужданием в пустыне", они достигли сначала ступени Бина, и "вошли в землю Израиля" - раскрытие Творца. Исра-эль означает "прямо к Творцу": соединяя свои желания любви и отдачи, люди раскрывают в этой связи высшую силу.

Они построили между собой общее желание отдачи и любви, которое называется Храм, место раскрытия этого высшего свойства, Творца, - но не смогли удержаться на этом уровне, поскольку их эгоизм постоянно рос. Их духовный уровень упал (разрушение 1-го Храма), со ступени Хохма, до уровня 2-го Храма, ступени Бина.

Во времена Рабби Акивы эгоизм вновь прорвался в отношениях между ними. Рабби Акива учил своих 24 000 учеников: "Возлюби ближнего, как самого себя – главное правило Торы. Кроме этого ничего нет!" - Но они упали в беспричинную ненависть, и духовное объединение на уровне Бина разбилось. Этим падением в эгоизм они полностью утратили ощущение высшего мира (состояния), Творца. С того времени исчисляется изгнание (галут) – не из физического места, а из духовного. Остались внешние действия, обычаи, но не внутреннее исправление сердца: нет любви к ближнему, нет исправления желаний.

В каждом из нас есть 613 желаний, исправление которых с ненависти на любовь к ближнему называется совершением заповеди. Так написано в Книге Зоар и других источниках. Выполнение 613 заповедей означает, что человек исправил общее желание своей души, и она наполняется светом Бесконечности.

Поэтому мы хотим объединиться, чтобы исправить желания, заключенные в точке в сердце, в капле духовного семени, в душе, - на любовь к ближнему. Для этого нам необходима Тора: не текст, написанный на пергаменте и хранящийся в синагоге, а свет, возвращающий к добру.

Приходя в группу, мы начинаем раскрывать в связи между собой ненависть друг к другу. Так проявляется условие, о котором сказано: "Я создал злое начало". Тогда мы нуждаемся в высшей исправляющей силе, которая называется Тора: "И создал Тору для его исправления".

Люди, исправляющие свой эгоизм с ненависти к ближнему на любовь к нему, называются "изучающими Тору и выполняющими ее", ведь Торой называется свет, возвращающий к Источнику.

А кто просто читает книгу - тоже хорошо, но только во время изгнания. 2000 лет мы должны были существовать в отрыве от науки каббала, чтобы объединиться с теми вавилонянами, которые разбрелись по всем континентам. Мы смешались со всеми народами, со всем Вавилоном, и сегодня к нему возвращаемся.

Сегодня весь мир круглый - мы будто находимся в одном месте. Вновь проявляется взаимная ненависть: ужасные отношения, обоюдная зависимость. Но теперь нам некуда разойтись, и мы обязаны реализовать исправление здесь и сейчас!

А те, которые молятся и выполняют различные внешние действия, соблюдают обычаи. Они не исправляют свои желания на любовь к ближнему. К сожалению, они как раз ненавидят других, и их эгоизм растет именно оттого, что им кажется, будто они занимаются святостью. Ничего не поделаешь – это результат изгнания. Будем надеяться, что и они достигнут понимания.

Из 3-го урока конгресса "We!", Нью-Джерси, 01.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Исправление начинается с Вавилона

Религиозное противостояние каббале

Светлые одеяния души

Страница 79 из 94« Первая...7778798081...Последняя »