Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Важность личных усилий

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как человеку, который учится с нами, ощутить важность его личных усилий в изменении мира, а не только себя? Как прочувствовать?

Ответ: В трудах Бааль Сулама сказано, что все мы - в одной лодке. Если человек, находящийся вместе с нами, не прикладывает должных усилий, то отсутствие этих усилий в каббале считается ущербом, нарушением.

Бааль Сулам объясняет, что если в нашем мире человек может сидеть сложа руки и повторять: "Что вы от меня хотите? Я не приношу никого вреда", то в духовном – на нашем следующем уровне – он обязан быть интегрально взаимосвязанным со всеми остальными и прилагать к этому максимальные усилия.

Поэтому тот, кто этого не делает, "сверлит дырку" под собой и топит всех нас. Так что, он должен дать себе в этом отчет. Естественно, что потом к нему возвращается весь тот ущерб, который он причиняет остальным. Такой человек не продвинется вперед. Каждый из нас должен ощущать абсолютнейшую ответственность за всех.

В интегральных системах, как известно из науки и техники, каждый элемент  вызывает либо согласованную работу всех систем, либо нарушает их работу – одно из двух, третьего не дано. Здесь не может быть такого, как в автомобиле: где-то что-то "барахлит" - частично работает, частично нет. В интегральных системах  – или да, или нет.

Такие люди задерживают общее продвижение, и мы должны заботиться о том, чтобы они подтянулись.

Из 14-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Смягчение пути

Пятилетку – за три дня!

Предотвратить удары природы

Интегральная семья (клип)

Исчезнем ли мы в ближайшие 20 лет?

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (А.Гаджил, проф, дир. эко и энерго технологий в Беркли): Есть серьезный риск исчезновения современной цивилизации в ближайшие 20 лет. Причина: скорость использования ресурсов превзошла скорость их восстановления. Первым сигналом будет изменение климата. У нас должен быть комплексный ответ на глобальные риски. Новый путь к управлению экономикой связан с пониманием того, что ресурсы конечны.

Причины: численность населения и растущее потребление. Ранее численность населения была низкой и стабильной, ее определял короткий срок жизни и высокая детская смертность. Население растет, как только инженерные решения дают населению новый ресурс. Начали хлорировать воду - сильно выросло население. Открыли антибиотики - рост еще усилился.

Если женщина не участвует в социальной жизни - в семье появляется много детей. Лучший способ контролировать численность населения – это образование женщин.

Первое - во всех случаях, чтобы остановить нежелательное развитие, надо решать проблему грамотности.

Второе – борьба с изменением климата, также устраняется образованием, ведь не осознавая существования пределов роста, мы будем сталкиваться с природными катастрофами, пока они не уничтожат нас.

Третье - исчерпание ресурсов, если мы не изменим пути развития. И это зависит от образования: нам необходимо понять, что на планете с ограниченными ресурсами надо жить скромно.

Многие верят, что инновации помогут решить все эти проблемы – но их применение также зависит от морального образования общества.

В природе каждый вид хочет размножаться и процветать, но все виды живут в гармонии между собой и зависят друг от друга. Только человек хочет занять всю площадь. Такое поведение не может быть долгосрочной моделью поведения. Мы должны жить в гармонии с природой, но сегодня мало кто думает о будущих поколениях, все думают про текущий момент. И это тоже проблема образования!

Реплика: Вывод правильный. Вопрос – в реализации: методика интегрального образования и воспитания должна быть создана. Создать ее могут только постигающие все слои природы, т.е. каббалисты. Поэтому наша задача поскорее закончить создание курса интегрального образования и курса интегрального воспитания – и предложить его самым широким кругам общества.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Быть или не быть человечеству?

Условие выживания

Куда идет человечество?

Расти в радости!

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Французские ученые доказали, что снижение академического давления на детей помогает им лучше учиться в школе. Эксперименты показали, что ученики быстрее усваивают новый материал и чувствуют себя увереннее, если принимают неудачу как закономерную часть обучения.

Мнение (Жан-Клод Кройзет, проф. психологии, Университет Пуатье): Во всем мире учащиеся нацелены на успех любой ценой, боятся потерпеть неудачу. Это приводит к тому, что они избегают трудностей, преодоление которых помогло бы им освоить новый материал.

Признавая, что ошибки являются неотъемлемой частью обучения, человек сможет разорвать порочный круг, который создает чувство некомпетентности и нарушает процесс обучения.

Мнение (А.Леонова, д.п.н.): Нацеленность на положительный результат любой ценой вызывает у ребенка деструктивный стресс. Дети боятся уронить свой статус в глазах других, показаться окружающим несостоятельными. В психологии это состояние называется эмо­циональной напряженностью деструктивного типа. Ребенок сосредотачивается не на выполнении задачи, а на собственных ощущениях. Из-за этого его деятельность распадается.

Мнение (М.Розенова, д.п.н.): Оценка знаний для ребенка не должна становиться самоцелью.  Но полный отказ от критики может привести к неконтролируемому поведению ребенка, поэтому учителям важно найти золотую середину в отношениях с учениками.

Реплика: Только интегральное воспитание совместно с интегральным образованием решает эту проблему, когда, свободный от давления ребенок, в ощущении доброжелательной обстановки, раскрывает все свои природные возможности, умноженные на правильное коллективное общение и поддержку.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кого растим: мастеров или ремесленников?

Помимо правильных слов, нужны правильные намерения

От оценок к ценностям

Разумная природа (клип)

Каждый ученик – инструктор! (клип)

Назревшая необходимость

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему именно сейчас назрела необходимость построения новой структуры мира, в которой люди обязаны раскрыть интегральные законы и соответствовать им? Что это за интегральные законы, и как их надо выполнять?

Ответ: Эти законы исходят из духовного развития желаний, еще до их воплощения в материальном мире. В науке каббала мы изучаем четыре стадии распространения желания, его оформления и преобразования до своего окончательного вида.

Сейчас закончилась ступень развития третьего уровня желаний – эгоистического. После Большого Взрыва и возникновения жизни на Земле, человечество развивалось по тем же уровням (неживой, растительный и животный), подталкиваясь сзади всевозможными ударами, вынуждающими силами, и двигалось вперед, точно не зная куда.

Но сейчас изменилось само движение: природа подталкивает нас, но не движет вперед, и поэтому мы не можем выйти из такого длительного кризиса, который продолжается уже несколько десятилетий и затрагивает абсолютно все стороны жизни.

Мы видим, что ни в чем не преуспеваем: ни с детьми, ни в семье, ни с  работой, ни с культурой, ни с наукой, ни с образованием, ни с воспитанием – ни с чем.

Финансово-экономический кризис продолжается, и будет продолжаться, и выхода из него нет. Никто не видит этот выход.

А ведь его хотят найти неглупые люди: прекрасные умы человечества, специалисты в своих областях. Но они действительно не могут это сделать, потому что мы впервые столкнулись с совершенно новым уровнем развития, на который должны взойти.

И взойти на него мы должны осознанно: не вынужденно, подталкиваемые сзади ударами природы, а самостоятельно – сознательно устремляясь вперед. Поэтому желательно согласиться с теми изменениями, которые мы должны пройти, и тогда они в нас произойдут. От нас требуется только согласие. Только в той мере, в которой в нас реализуется свобода воли относительно этого нового уровня, - в этой мере мы и начнем изменяться. 

Природа ставит перед нами задачу и постепенно показывает нам, насколько мы интегрально взаимосвязаны. Эффект бабочки и прочие исследования подтверждают, что экология, человек и вся вселенная взаимосвязаны в одно единое целое.

Об этом  говорят уже последние сто лет, начиная еще со времен Вернадского. И сейчас, если мы желаем смягчить свой путь и продвигаться не столько страданиями, сколько осознанием необходимости, нам надо ввести интегральное образование, воспитание.

Это воспитание предполагает, что те огромные массы людей, которые сегодня остаются без работы, должны проходить курсы интегрального образования: заочные, очные или виртуальные. Они будут изучать современную картину мира; то, что достигнуто человечеством; историю человечества с точки зрения развития эгоизма, о чем мы много раз говорили на наших уроках; психологию человека; его постепенное достижение интегральности.

Почему интегральности? Потому что природа гонит нас к тому, чтобы мы были адекватны ей, находились с ней в равновесии, в гомеостазисе.

В принципе, это задача науки каббала, и в частности та методика, которую мы сегодня развиваем, чтобы преподать людям без упоминания термина "каббала".

Из 14-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Радужная картина грядущих перемен

Четыре этапа развития человека

Прощание с животным уровнем развития

1% и все человечество

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Основная масса людей – семь миллиардов – входят сейчас в период интегрального развития. Но есть особый тип людей – с так называемой точкой в сердце, стремлением к следующему состоянию. Что должен делать этот 1% "точек в сердце"? В чем уникальность их работы, и в чем ответственность этих людей по отношению к 99% населения?

Ответ: Поскольку люди с точкой в сердце ощущают устремление вперед, они должны его самостоятельно реализовать. Используя методику каббалы, они должны привести себя к состоянию полного подобия природе.

Поэтому мы объединяемся в группы, изучаем вместе одни и те же материалы, устраиваем конгрессы и общие уроки, чтобы лучше понять друг друга и начать соединяться.

В частности, на последнем конгрессе мы достигли определенного состояния единения – зародыша нашего будущего общего духовного желания, в котором начнем ощущать уже следующий уровень человечества – уровень "Адам", уровень нашего объединенного желания и разума.

Помимо того, что мы сами обязаны реализовать эту методику, мы должны донести ее до  всего человечества. Поэтому, я надеюсь, что наши товарищи на всех континентах, изучающие эту методику на разных языках, в течение ближайших года-двух будут включаться в систему обучения, воспитания, образования, распространения этой методики для остальных людей, которые просто окажутся за бортом жизни.

От нашего распространения зависит сейчас, насколько быстро человечество поймет, что методика нашего развития на следующем уровне уже дана, известна, и ее не надо  изобретать.

Изобретать нечего! Мы видим, как все специалисты "превращаются" в один большой вопросительный знак. А у нас эта методика есть. Нам надо, с одной стороны, просто донести ее до человечества, а, с другой стороны, внутренне реализовать самим.

В данный момент, после проведения очень удачного, особенного конгресса, мы можем продвинуться дальше в реализации этой методики на себе и в распространении некоторых знаний о ней остальному миру.

Из 14-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011

Радужная картина грядущих перемен

каббалист Михаэль ЛайтманДумаю, что в течение ближайшего года человечество осознает, что невозможно дальше продолжать погоню за излишеством, перепроизводством, банковским "разогревом". Необходимо сдуть эти пузыри до уровня разумного потребления, до правильного распределения, справедливого разделения между всеми, как объема работы, так и равномерного достатка на всех.

А время, которое освободится у человечества (много часов в день), будет загружено интегральным образованием, воспитанием, в котором каждый человек начнет ощущать новый, следующий уровень своего существования – духовное состояние, и  станет постепенно чувствовать общность. В этом общем желании, в общем намерении, в общем течении мысли мы начнем постигать следующий уровень природы, ее гармонию. У нас начнет исчезать ощущение связи с телом, потому что оно находится на животном уровне.

К этому состоянию мы постепенно должны будем прийти. Природа нам в этом поможет - с одной стороны,  своими ударами, а с другой стороны, раскрытием все новых и новых горизонтов.

Я думаю, что ближайший год – очень сильный, основополагающий год. И здесь мы должны попытаться сделать все от нас зависящее, чтобы человечество не пошло в сторону разделения, отдаления, протекционизма, чтобы оно заранее осознало, что курс может быть направлен только на дальнейшую связь.

В Европе уже начинают это понимать. Сегодня европейский рынок – показатель того, как это происходит. С одной стороны, они немного играют в разделение: "Что будет, если мы разделимся?", и вдруг сталкиваются просто с невероятными проблемами. Так что, их курс как бы направлен на дальнейшую глобализацию и интеграцию.

Этот переход – критическая точка осознания, в какую сторону идти и где спасение. Я надеюсь, что этот особый пик, в конце концов, будет преодолен тем, что они пойдут в сторону дальнейшей интеграции, связи между собой, иначе Европа не выживет. 

Тогда, возможно, это будет пример для всего человечества, т.к. если они пойдут путем дальнейшей интеграции, то внезапно обнаружат огромные силы и возможности. Им не надо будет развивать заново промышленность и все производства, – они и так от них давно избавились и перевезли все на Восток, в азиатские страны, в основном, в Китай.

Если этот процесс пойдет правильным путем, то мы увидим здесь и доброе развитие человечества, и пример всем остальным. Надеюсь, что это так и будет. Это – такая радужная картина.

А если нет, то, к сожалению, могут возникнуть очень большие международные, глобальные проблемы, после которых мы  всё равно придем к тому же результату.

Из 14-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Назревшая необходимость

Движение к интеграции

Европейскому объединению быть?

Духовное происхождение первопроходцев

группаВопрос: 1% человечества - это первопроходцы, которые будут обучать остальных. Но, по сути, они ничем особым не отличаются от других, просто они первые, в ком раскрылось желание к духовному. Или всё-таки есть отличие?

Ответ: Люди, в которых есть желание к реализации этого процесса, не задаются вопросом: "Как нам улучшить нашу земную жизнь?". Они задаются вопросом: "Как нам подняться на следующий уровень постижения вечности природы, ее глобальности, ее уникальности?". Выход на следующий уровень – духовный уровень, уровень постижения причины, следствия, механизма всего мироздания: не только нашего мира, но и того, который находится вне него, в более широких сферах. 1% – это люди, которые испытывают устремление именно к этому.

Они изначально, в своем духовном происхождении, в заложенном в них потенциале, исходят оттуда, с тех уровней. А основная масса человечества – с более низких уровней. Поэтому эти две части человечества должны дополнять друг друга.

Но стремление к духовному, которое проявляется у части, идущей вперед (это все наши группы во всем мире), – стремление очень серьезное, особое, специфическое только для нас, и не присущее всему человечеству.

Все остальные люди поневоле готовы принять на себя всевозможные методики интеграции, только бы улучшить свою земную жизнь, потому что им плохо, – и не более того. О чем-то большем они практически не думают. У них нет никаких внутренних потребностей, пустот, которые им было бы необходимо заполнить Высшим постижением.

Из 14-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011

Избавляемся от лишнего (клип)

Больше ресурсов - меньше знаний

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование (Зам.дир. ОБСЕ и советник по образованию Андреас Шляйхер): Статистически доказано соотношение между долей природных ресурсов в ВВП и уровнем знаний школьников. Выяснилось, что нефть, газ, уголь, золото, железо, уран и всевозможные минералы являются "проклятием" для детей, живущих в обладающих этими ресурсами странах.

При увеличении доли природных ресурсов в ВВП страны на один пункт результаты теста PISA (Project for International Students Assessment) снижаются на 2,5 пункта. Ни одна из стран, занимающих первые строчки рейтинга по результатам PISA, не зависит от своих природных ресурсов в экономике (Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Финляндия, Япония).

В странах, где на природные ресурсы приходится более 6% ВВП, показатели ниже среднего (Малайзия, Чили, Алжир, Иран, Оман). А в Саудовской Аравии, где природные ресурсы составляют около 47% ВВП, знания школьников по математике одни из самых плохих, на одном уровне с Киргизией, Сальвадором и Ганой.

Небогатые ресурсами страны знают, что могут рассчитывать только на собственные знания в вопросах развития экономики и обеспечения населения, поэтому образование, исследования и развитие становятся национальным приоритетом.

Три исключения из правила: Канада, Австралия, Норвегия, чьи школьники получили высокий балл по PISA, несмотря на важную роль, которую играют природные ресурсы в экономике этих стран – но эти страны проводят политику ограниченного применения своих ресурсов, чтобы не "разбазарить" все природные богатства.

Реплика: Каббала утверждает, что в основе природы лежит желание, а вся жизнь – его развитие, осознание и исправление. А если желанию не дают развиваться, оно ощущает свою достаточность, человек не развивается. Умножающий знания, умножает скорбь, но не ощущающий скорбь, не умножает знания.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кого растим: мастеров или ремесленников?

Цель образования - помочь найти призвание в жизни

Образование в мировом сообществе

Стратегия и тактика

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда человек задает вам вопрос, вы его внимательно слушаете, даже если он говорит долго и нудно или несет какую-то чушь. Зачем выслушивать мнение человека, для чего? Видно, что вам это важно.

Ответ: Бывает, когда и я кого-то резко обрываю. Я чувствую, что ему надо пережить: либо несколько пренебрежительное отношение с моей стороны, либо, наоборот, участие, поддержку, уважение, которое бы помогло ему или с хорошей или с плохой стороны, чтобы он вследствие этого начал сам себя уважать и т.д. Существует очень много причин моего дифференцированного отношения к каждому.

Вы наблюдаете меня среди трехсот учеников, с которыми у меня в течение многих лет складываются духовные взаимоотношения – не обыденные, не обывательские и не на уровне преподаватель-ученик.

У меня есть очень сильная мотивировка подтолкнуть человека, направить, вывести его из состояния падения или, наоборот, поддержать, укрепить, не дать упасть – сегодня, а завтра может быть по-другому. Это все очень "живое", и диктуется конкретной внутренней ситуацией: в каком состоянии находится человек, что происходит с ним. Невозможно дать на это какую-то формулу.

Мотивировка приходит из внутренних ощущений. Как артист в театре, вживаясь в образ, считает, что здесь надо сделать такое-то движение, а там – другое, и ему позволяют это делать, потому что это исходит у него изнутри, - так и здесь. 

Реплика: Важно ли на курсах интегрального обучения выслушивать мнение,  вопрос человека, дать ему выговориться? Как это регулируется?

Ответ: Смотря, на каком этапе находится группа. Если группа находится на начальном этапе, тогда на болтовню могут уходить часы. Происходит постепенная компоновка группы, притирание друг к другу. Первоначально мы не запрещаем разбивать группу на части или собирать ее вместе. Если люди утомились, устраиваем "перекуры", чтобы они могли выпить кофе, покурить и т.д.

Кроме того, на самых первых занятиях, вход и выход для всех свободный. Допустим, человек хочет немного расслабиться, или на него что-то давит, обязывает, напрягает, а, может быть, он что-то вспомнил, навеяла что-то эта ситуация. Здесь необходимо очень ровное, либеральное отношение.

Единственное – он не должен мешать другим. Это обязательно. Поэтому отключаются все телефоны, чтобы не было посторонних помех. Мы пытаемся как можно больше все сгладить. В остальном человек включается в обучение каждый в своем ключе и в своем темпе.

Из 13-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Калейдоскоп вопросов и ответов

Специфика формирования групп

Выбор группы

Инструмент проникновения в человеческую сущность

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мое неприятие человека – это прекрасная возможность по созданию интегральности?

Ответ: Да, конечно. Давайте будем смотреть друг на друга просто как на своих добрых друзей или как на своих детей и, исходя из этого, почувствуем друг друга.

Если я, несмотря на то, что мне неприятно кого-то слушать, сделаю над собой усилие, то вопреки своему антагонизму и благодаря этому усилию начну его лучше ощущать. Значит, у меня появится новый инструмент ощущений. Человек меня отталкивает, а я вопреки этому, преодолевая отторжение, создаю из плюса и минуса, которые возникают во мне, четкий инструмент входа в него – я начинаю его ощущать.

Если бы у меня не было отторжения от него, мне было бы очень трудно найти с ним контакт. Я бы просто принимал в приятном виде то, что от него исходит, и адаптировал бы это в себе согласно своему восприятию. А когда я делаю это против, я как бы проникаю на эту толщу, на эту силу преодоления в него, и тогда у меня создается именно контакт с человеком.

Поэтому выходит, что по мере нашего роста ранее приятные мне люди вдруг раскрываются мне как неприятные, как отталкивающие меня от себя, и наоборот – меня отталкивает от них. Но я понимаю, что благодаря сопротивлению у меня возникает возможность глубже проникнуть в них.

Из 13-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Выяснение отношений

Ощутить друг друга

Все побеждает любовь

Непрерывный процесс

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Интегральное обучение должно включать в себя курс истории эволюции эгоизма. Причем, этот курс должен быть постоянным на протяжении всего времени пока человек находится в этом процессе.

Ответ: В принципе – это бесконечный процесс. Пока все человечество не выйдет на следующий уровень развития, мы не можем прервать его. Должно образоваться интегральное человечество, и только после этого мы как бы теряем связь с нашим сегодняшним уровнем, отрываемся от него и поднимаемся на следующий уровень. Так что, этим курсом должны непрерывно заниматься все.

Кроме того, все темы мы изучаем с точки зрения отсутствия глобальности и преимущества глобальности в них, потому что все они должны раскрываться сейчас на следующем уровне. Мы просто условно делим интегральное обучение на различные темы, допустим, человек, окружающая среда и т.д., чтобы можно было все это впитать, прочувствовать, обсудить.

А затем, когда мы начнем ощущать общую систему, то пропадет отличие всех тем, и все они станут одним общим целым. И семья, и мое взаимоотношение с окружающей неживой, растительной, животной средой, и история, и культура – все вместе становится одним целым общим новым мирозданием, которое я органически ощущаю интегрально связанным со мной.

Из 13-й беседы об интегральном воспитании, 18.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зачем изучать прошлое?

Прощание с животным уровнем развития

Теория внутреннего контакта между людьми

Страница 313 из 398« Первая...311312313314315...Последняя »