Записи в разделе 'Духовная работа'
Два запрета в отношениях с товарищами

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Красноярске. Урок №3

Вопрос: Если я поделился с товарищем своей радостью и впечатлениями, как я могу понять, что не навредил ему?

Ответ: Есть два запрета в отношениях с товарищами.

Первый запрет – не рассказывать никому о своих отношениях с Творцом. Единственное, с кем можно говорить об этом, – только с женой, если она с тобой постоянно в пути. А с товарищами ты можешь говорить обо всем, что касается твоих отношений с группой, с учебой, с чем угодно, кроме как с Творцом.  

Второй запрет – ни в коем случае, ни словом, ни жестом, ни ухмылками не выражать никакого пренебрежения к духовной работе. Не снижать желание товарищей, а все время пытаться их возбудить и развивать их желание к цели. Не вызывать в них даже мгновенное, незначительное падение. Остерегаться вызывать его даже просто каким-то жестом – постоянно следить за этим. При этом в итоге ты должен сам чувствовать себя все время на подъеме. Иначе они воспримут от тебя эту деградацию.

Из 3-го урока конгресса в Красноярске, 14.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Полная откровенность

Когда внешнее легкомыслие в помощь, а когда во вред

Не вызывай огонь на себя

Вознаграждение за духовный труд

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Красноярске. Урок №3

Вопрос: Нас постоянно подводят к тому, чтобы действовать ради какого-то вознаграждения. Как исправить это намерение? Какие действия и сколько их должно пройти, чтобы на самом деле, хоть как-то начать действовать наоборот?

Ответ: Постепенно вы измените оценку качества вознаграждения. Ведь главное, что вы считаете им: либо состояние, когда вы ощущаете себя хорошо, либо состояние, когда другие ощущают себя хорошо, либо состояние, когда Творец ощущает себя хорошо от ваших действий.

То есть вознаграждение должно быть всегда. Все зависит от его качества: что именно для меня является вознаграждением. Если вследствие моих поступков наполняются товарищи, то это и есть вознаграждение. Разве от этого нельзя наслаждаться?

Только я должен проверить себя, что является причиной, а что – следствием. Делаю ли я хорошо товарищам, чтобы самому насладиться, или я так поступаю, чтобы им просто было хорошо, и поэтому наслаждаюсь. То есть моим наполнением является оторванность ощущения радости от своих келим/сосудов, и нахождение и ощущение в келим/сосудах товарищей. 

Вопрос: Это какой-то статичный процесс или им можно постоянно управлять?

Ответ: Это процесс постепенного развития человека в группе. Слепо выполняя все, о чем говорят и пишут каббалисты, мы сможем быстро к этому прийти. 

Ведь мы никогда не видим следующую ступень своего развития. А каббалисты дают нам рекомендации, как на той ступени, на которой мы находимся, сделать себя подобными следующей ступени, готовыми к ней. Как же я могу быть к ней готовым, если не вижу ее и ничего не знаю о ней? Вот они и дают мне рекомендации. А без них я ничего не смог бы сделать.

Поэтому нет смысла уединиться где-то в тундре, поселиться там и начинать самому добиваться связи с Творцом. Методика постижения высшего мира раскрылась один раз, и мы четко знаем, по какому пути: десять поколений, десять учителей, десять каббалистов от Адама до Ноя; десять поколений от Ноя до Авраама и далее, далее по цепочке.

Не может быть, чтобы кто-то вдруг раскрыл ее каким-то другим образом. Человек в чем-то может ощутить высший мир, но неосознанно, временно, а потом это уйдет. Я встречал таких людей. А чтобы находиться в духовном мире четко, реально, здраво и работать со своими инструментами, то есть с желаниями и мыслями, необходима только эта методика. Она идет еще от Адама, поэтому он считается праотцем всех людей, – всех, входящих на уровень "Человек".

Из 3-го урока конгресса в Красноярске, 14.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вознаграждение на месте, здесь и сейчас

Потянись к любви

Вознаграждение вместо наказания

Истинная благодарность Творцу

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Красноярске. Урок №3

Вопрос: Вы говорите, что "невозможно благодарить Творца, когда я плачу". Что это значит?

Ответ: Я не могу кричать от боли и одновременно благодарить того, кто причиняет мне эту боль. Ведь ощущение боли говорит о том, что вы не можете Его благодарить, т.е. может быть вы это и делаете, но чисто внешне. Вы понимаете, осознаете это в разуме, но не в чувствах. 

Нужно работать над своими чувствами так, чтобы, исправляя эгоизм, вы смогли вместо боли почувствовать наслаждение. Ведь если помеха идет от Творца, значит, она должна обратиться в счастье, в радость, в наслаждение. Этим мы и занимаемся. Это и есть исправление наших келим/сосудов.

Но пока вы чувствуете хоть какой-то недостаток в своем состоянии, это не называется, что вы благодарите Творца. В принципе, Его не надо благодарить. Когда вам хорошо – это и означает вашу неосознанную благодарность Ему. А если вы еще и соотносите это с Ним, то это – полная благодарность. Все очень просто.

Из 3-го урока конгресса в Красноярске, 14.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Держи удар!

Молитва о благодарности

Вкус духовного - в чувстве благодарности

Два состояния

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Красноярске. Урок №3

Вопрос: Нам очень важно быстро менять внутренние состояния. Состояние номер один – это "Нет никого, кроме Него". А какое второе? Ведь смена состояний предполагает хотя бы два.

Ответ: Напротив состояния "Нет никого, кроме Него" царствует противоположное ему состояние – мой эгоизм. А что еще может быть?

Ты словно Моше, который находится между Творцом и фараоном, и оба они терзают его. Творец говорит ему: "Идем к фараону". А он, несчастный, стоит и мнется: "Куда я пойду? Куда ты меня тащишь, к этому змею Горынычу? ". А Творец специально подталкивает его к эгоизму, потому что, только когда ты стоишь против него, ты нуждаешься в Творце. То есть Творец подталкивает нас к пропасти, чтобы мы уцепились за Него. Это всё и есть работа в изгнании из духовного, ведь мы находимся в отключении от единства Творца.

Состояние "Нет никого, кроме Него" – это не радость, а огромное напряжение, чтобы не упасть, и далее развивать это состояние, потому что как только вы Его отпускаете – всё! Он исчезает.

Поэтому  я желаю вам быть все время только в одном таком состоянии. Второго не надо, ведь оно противоположно первому, в нем всё вырубается – ты не видишь никого и ничего управляющего нашим миром, и сам начинаешь что-то выдумывать.

А для того, чтобы раскрыть "Нет никого, кроме Него", надо использовать принцип "если не я себе, то кто поможет мне?". 

Реплика: На самом деле мы проходим множество разных состояний…

Ответ: Нет множества состояний. Есть или Творец, или я. Больше никаких состояний нет! Кто определяет состояние? Либо я понимаю, четко вижу, ясно ощущаю каждой своей клеткой, что всё вокруг меня – это Творец. Либо я думаю, что всё зависит от меня и  еще от каких-то других источников. Одно из двух! Третьего быть не может: или эгоизм, или Творец.

Вопрос: То есть, если я вцепился в Творца как клещ, то меня больше ничего не волнует, и я ни на что не меняю это состояние?

Ответ: Не то, что ничего не волнует. Это постоянное напряжение, не позволяющее тебе расслабиться: не упускать, не упускать, не упускать. Но если группа помогает тебе, это становится приятным путешествием, потому что вместе с другими, когда каждый помогает, каждый действует, каждый возбуждает, – ты избавляешься от напряжения.

Ты все равно один не можешь удержаться в этом состоянии. Но когда тебя окружает группа, то начинается ваша совместная работа. И Творец, вместо того чтобы светить тебе лично каким-то лучиком света, начинает проявляться между вами, как целая гамма чувств, как бескрайне наполненное море.

И на этой плоскости сил между вами, вы начинаете играть с Ним. Но это уже легкая игра. Ведь она тяжела до тех пор, пока ты индивидуально цепляешься за Него. А сейчас вы уже ощущаете Его между собой, вы начинаете играть с этим свойством: как можно его увеличить, видоизменить – оно в ваших руках.

Из 3-го урока конгресса в Красноярске, 14.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нет никого, кроме Него: флирт возлюбленных

Ожившие буквы

Отрекаясь от себя нынешнего

Залог, оставленный Творцом в творении

каббалист Михаэль ЛайтманКнига Зоар, глава "Бехукотай", п. 30-31: Есть притча о человеке, любившем своего друга. Сказал ему: естественно, что при такой возвышенной любви, которую я питаю к тебе, желаю поселиться с тобой вместе.

Спросил друг: как я могу быть уверен, что будешь жить у меня? Пошел тот, взял все самое дорогое свое достояние и принес другу, сказав: вот тебе залог, что не расстанусь с тобой вовеки. Так и Творец желал поселиться среди Исраэль. Взял Он свою драгоценную Шхину и опустил в Исраэль, сказав им: "Вот вам мой залог, что не расстанусь с вами вовеки".

И хотя Творец отдалился от нас, но залог оставил у нас, поскольку Шхина сопровождает нас в изгнании. И мы храним Его драгоценность, а как только Он попросит свой залог обратно, придет и поселится вместе с нами. И несмотря на то, что Исраэль сейчас в изгнании, но залог Творца находится у них, и не оставляли они его никогда.

Творец создает желание насладиться, развивает его высшим светом и наполняет до бесконечности. Все же остальные состояния существуют только в восприятии творения. Творец закончил все свои действия на четырех стадиях прямого света, на Малхут мира Бесконечности. Этим Он передал себя творению, которое затем начинает производить действия для того, чтобы постичь Творца, своего Создателя.

И потому все эти действия относятся уже к творению. А Творец уже отдал всего себя в залог творению, наполнив его всеми своими раскрытиями, всей своей любовью и светом. Творению же теперь нужно только постичь это совершенное состояние, которое возможно между ним и Творцом. В этом и заключается все развитие. 

Потому говорится: "Я своего явления АВАЯ не изменял" и "Свет пребывает в абсолютном покое", подразумевая, что Творец уже выполнил всю свою работу и навеки поселился внутри творений, бесконечно слившись с ними. Но творению требуется произвести над самим собой ряд действий для достижения полного ощущения того, кто его создал, кто его наполняет, с кем оно находится в слиянии, и обнаружить залог, оставленный в нем Творцом. Этот залог пока скрывается внутри творения в ожидании, пока творение раскроет его - будет готово раскрыть Творца, достигнув подобных Ему свойств.

Все скрытие существует только со стороны творения. Мы только говорим, будто "Творец скрывается", но на самом деле, все находится в руках творения. Согласно всем существующим законам, свойствам, состоянию, переданному творению - все зависит только от него, от низшего.

Разумеется, мы не можем изменить первооснову Творения: исходную АВАЯ (йуд-хей-вав-хей), и обязаны подняться обратно в Бесконечность по тем же законам. Но скорость этого подъема и его характер зависит только от нас. Мы можем совершенно свободно действовать в рамках закона, определяющего отношения между светом и желанием, пока, наконец, не обнаружим внутри нас Творца, который уже давно пребывает среди нас, ожидая своего раскрытия. Поэтому, с одной стороны, все происходит "согласно высшим законам" (и потому глава называется "Бехукотай"), но на нас возложено самим раскрыть Свет.

Из подготовки к уроку, 19.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Люби Творца всем сердцем

Длинный сон творения

Светлая линия в темноте

Растем "через не хочу"

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир в мире": Закон развития, распространяющийся на всю действительность и гарантирующий обращение всего дурного в доброе и полезное, совершает все свои действия силой высшей власти, не спрашивая людей.

Но вместе с тем Творец дал человеку разум и власть и позволил ему получить закон развития в свое распоряжение, чтобы ускорять процесс по своему желанию, свободно и независимо от оков времени.

Представители неживой, растительной и животной природы неспособны изменить закон развития, а мы можем это сделать, можем "взять его в свои руки", т.е. использовать для ускорения. У нас есть возможность немного изменить его действие, выйти из-под тотального контроля Природы с ее непреложным императивом и своими усилиями подключиться к управлению. Благодаря этому наше развитие потечет, во-первых, быстрее, а во-вторых, приятнее.

Как правило, развивающая нас сила жестока. Она называется "прессом", или "катком" развития и ведет нас вперед одними лишь страданиями. Ведь наше желание обращено на наслаждения и, в идеале, стремится к блаженству, которое не требует никаких действий. Наполняя желание, наслаждение "парализует", обездвиживает его – мы видим это иногда по маленьким детям. Наполненный доверху, я замираю, цепенею, не испытывая больше потребности ни в каких движениях. А потому, чтобы сдвигать нас с места и развивать дальше, нужны беды и страдания, которые будут подстегивать, подгонять нас на пути. 

Как следствие, сила развития кажется нам дурной, отрицательной, и мы бежим от нее туда, где видим позитив, благо. Причем бежим всегда в направлении, противоположном тому, с которого получили удар. Так мы "автоматически" проходим неживую, растительную и животную стадии развития, а также их аналоги на человеческой ступени, не зная и не чувствуя, что нами движет закон, который можно использовать.

Но в итоге мы находим "человека в себе", который хочет и может влиять на происходящее. Он ищет средства для самостоятельного развития, самостоятельного продвижения. Он выясняет, какова его цель, для чего он живет, он задается вопросами о смысле жизни – всё затем, чтобы отыскать силу развития, познать закон развития и использовать его себе во благо, т.е. для реализации цели.

Что же касается наших взаимоотношений с другими людьми, а также с животной, растительной и неживой природой, мы должны нести благо и им, исходя из своего состояния, т.е. включать их в то доброе развитие, которого достигаем.

Не все люди способны ускорять процесс. Большинство просто следует своему естеству. Здесь же речь идет о развитии, а развитие всегда противоречит нашей природе, всегда идет с натугой, через силу, под нажимом, с болью. Оно всегда противостоит эгоистическому желанию, которое хочет лишь наслаждаться текущим состоянием.

Закон постепенного развития гарантирует продвижение "в свой срок", связанное с ограничениями времени. Но если Исраэль берет под контроль развитие собственных свойств, ему гарантировано ускорение на пути, и он совершенно не зависит от времени.

Есть точка на пути, начиная с которой человек получает импульс, осознанную потребность к развитию. Он хочет узнать, зачем и почему живет на земле, – и тогда приходит к средству, которое называется "наука каббала". Это средство позволяет развивать себя, не будучи зависимым от ограничений времени, путем ускорения.

Если же человек, по тем или иным причинам, ленится, уклоняется от этой возможности, то путь его пролегает где-то посередине между своевременностью и ускорением.

Таким образом, мы должны укреплять группу и всегда производить между нами расчет: до какой степени ускорение в наших руках? Ведь в идеале мы должны полностью контролировать его.

Из урока по статье "Мир в мире", 19.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Выбор в том, как подготовиться к действию

Пролить немного света на творение

Ускорить программу творения

Учиться и обучать других

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Красноярске. Урок №4

Уже в первой половине XX века Бааль Сулам писал о единстве мира и о том кризисе, который предстоит пережить человечеству. Времена тогда начинались серьезные: на мир накатывали две Мировые войны. В целом, картина была видна, и потому Бааль Сулам указал, что с 1995 года наука каббала будет востребована в массах, что люди будут изучать ее серьезно и массово.

Естественно, речь идет о длительном процессе. Не ровно в один год "прозвенел звонок" и сразу все ринулись к каббале, как в открытые двери магазина. Но все-таки так и произошло.

В преддверии будущих событий Бааль Сулам написал свои труды о дальнейшем развитии человечества. Главный из них – это очень интересный сборник, а в принципе, скорее тетрадь, которая называется "Последнее поколение".

Через Рабаша мне достался архив Бааль Сулама – то, что уцелело, что не растащили, что не сгнило. Фрагменты этого архива я находил в подвалах в таком виде, что, возможно, не все из них подлежат восстановлению. Но некоторые части – да. И из них мы составили книгу "Последнее поколение".

В этой книге Бааль Сулам описывает основные принципы жизни будущего общества. Она состоит из набросков и отдельных записей, сгруппированных в той или иной форме. Чтобы собрать их, была проделана целая исследовательская работа. Разумеется, мы ничего не добавляем к тому, что там написано, ну а в итоге делаем из этого свои выводы. 

В целом, из этой книги и остальных работ Бааль Сулама, таких как "Взаимное поручительство" и т.д., нам становится ясно: когда в людях возникает потребность изменить свой мир, когда настает разочарование в нем и в собственных силах, в своей способности сделать с ним что-то, когда многих одолевает непонимание – тогда и приходит время всё им объяснить.

В таком состоянии мы сейчас и находимся. С каждым годом мир всё больше и больше постигает безысходность, беспомощность, безвыходность, бесцельность и так далее – без… без… без…

Соответственно, есть несколько причин, по которым мы должны выходить в мир. Во-первых, потому, что, как указывают нам каббалисты, это желание Творца и мы не можем выдумывать собственные цели, намерения и оправдания. Если так сказано, так и делается.

Я, по своей природе, с удовольствием сидел бы в кабинете, спокойненько исследовал бы различные труды и дописывал бы свои. Это мой характер. Но жизнь заставляет, и ничего не сделаешь.

Когда я написал свои первые три книжки в 83-м году, Рабаш начал по-другому ко мне относиться. Он действительно увидел, что я не только прилежно занимаюсь и постоянно нахожусь вместе с ним в качестве ученика и помощника, но и прикладываю силы к распространению. Для него это было хорошим знаком. В те годы это было очень непросто. Те книги я затем в 90-м году переиздал в России – кстати, в Новосибирске. Они разошлось, и с тех пор за ними потянулись следы. Четвертая книга называлась "Постижение Высших миров", а за ней пошли другие, и так далее…

Распространение является самым важным моментом для Творца. Он не принимает в расчет человека, который заботится о себе. Он им пренебрегает. Даже более того, презирает.

И наоборот, человек, который вкладывает силы в распространение, получает особую помощь свыше. Ведь он открывает через себя путь на других – подобно Бине, работающей, чтобы исправлять низшие парцуфим. И поэтому ему достается за всё, за всех, через него проходит свет, знания, силы…

Таким образом, распространение является самым главным нашим занятием. Если мы говорим об отдаче и любви, какая же может быть еще реализация принципа любви к ближнему, как к себе, если не через распространение и не обучение науке каббала!?

Это надо, несомненно. Но это – всего лишь для маленького круга людей, у которых есть точка в сердце – зародыш самостоятельного, духовного сосуда (кли), самостоятельной части души. Вы еще увидите систему всего созданного желания: в каждом его органе вкраплены эти частички. Их немного. По сути, это мы с вами, а также все предыдущие и будущие поколения каббалистов.

Но это очень малая часть. Точно так же в каждой точке тела есть мельчайшая частичка мозга, которая получает и обрабатывает информацию. В каждом органе существуют "крупинки", обеспечивающие связь с управляющим центром, а сам центр находится в голове – это такая маленькая "горошина", практически, "микропроцессор", который занимается всем, что происходит в организме, а также всевозможными видами связи, известными и еще не известными нам. Его "представители", разбросанные по всему телу, наиболее важны для любого органа, поскольку приводят его в действие.

Так вот, мы являемся такими частями, и поэтому нам нечего надеяться на то, что нас будет много. Так и сказано в Торе: "Вы являетесь малочисленным народом". Здесь важно помнить, что Тора обращается не к евреям – Тора обращается к Исраэлю. А "Исраэль", как вы знаете, означает: "направленный на Творца" (яшар-Эль). И таких людей немного.

Так что Международная академия каббалы будет развиваться и дальше, но нечего ждать множества людей, которые начнут ломиться в ее двери. Однако, в любом случае, мы должны развивать эту систему, поддерживать ее. Желательно обучать всех, кто только пожелает. Это само собой.

Мы не проверяем людей на наличие точки в сердце. Хочешь – изучай, не хочешь – не надо. Человек посидел на парочке занятий, не захотелось – ушел. Неважно, хоть что-то у него есть. Двери открыты для всех.

Но самым главным распространением можем заниматься только мы – те, кто обладает точкой в сердце. Мы рассеянны по миру, как по органам общечеловеческого организма. Мы – "вкрапления мозга" в различных его частях. На нас возложена задача – управлять исправлением человечества. И мы обязаны это делать, обязаны строить новое общество. Мы с вами – первопроходцы, первое поколение, которое само учится для того, чтобы учить других – и каббале, и интегральному образованию. Миру надо и то, и другое.

Этим мы должны заниматься, ни в коем случае не пренебрегая своей задачей, – учиться для того, чтобы знать и передавать другим полученные знания в том виде, в каком они хотят. Сказано: "воспитывай отрока согласно пути его" – т.е. в соответствии с тем, что он желает. Он не хочет изучать систему высших миров – и не надо. Но он хочет улучшить свое состояние, свою земную, обыденную жизнь – и хорошо. В этом ключе и надо его обучать.

Из 4-го урока конгресса в Красноярске, 14.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Было ли предсказание ошибочным?

Новорожденный плачет, а взрослые радуются

Как вырасти от нуля до бесконечности

Строение и принципы будущего общества

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Красноярске. Урок №4

Каким должно быть будущее общество?

Написано об этом немного. Мы будем раскрывать это постепенно, сами, по мере его создания и формирования. Из принципов, которые Бааль Сулам нам описал, ясно, что это будет общество равных людей – согласно тому же принципу, который действует и в группе: все равны, все являются товарищами.

Товарищ (хавер – חבר) – от слова соединение (хибур – חיבור). Соединение – это когда мы буквально "входим" друг в друга, дополняем друг друга своими желаниями, своими мыслями. На таком условии мы соединяемся. И потому думать надо только о том, как я дополняю других.

Этот принцип действует у нас и в десятках, когда мы собираемся на семинарах. Только дополнять, не спорить, ни в коем случае не "умничать". От нас требуется только дополнение, только взаимопомощь. Ничему другому, никому другому среди нас места нет.

Исходя из этого мы понимаем и те принципы общей жизни, о которых говорит Рабаш. По ним мы должны строить наши группы. Не может быть, чтобы один товарищ причинил какую-то боль, какой-то ущерб другому. Если мы собираемся строить общество будущего, то в первую очередь строим его среди нас, и оно должно быть показательным. Только взаимопомощь, никаких подлостей. Необходимо прописать все эти параграфы в нашем групповом уставе. 

Однако, пишет Бааль Сулам, общество будущего – не группу, а именно общество в целом, – можно строить только тогда, когда люди поднимутся на этот уровень, когда они смогут отказаться от эгоизма и создать совсем новые общественные отношения. И к этому состоянию нам надо их подводить. Поэтому, в первую очередь, для нас очень важно действовать во всю ширь, открывать курсы интегрального воспитания (или образования) где только это возможно.

Тем самым строится общество равных, общество, в котором каждый будет получать столько, сколько ему необходимо, и работать на благо всех. Каждый будет получать столько, сколько ему необходимо для нормального существования, а всё остальное будет направляться на то, чтобы создать такие же условия для всех людей в мире.

Не будет производиться ничего сверх необходимого. Речь идет не о каком-то сокращении, урезании до мизерных пределов – нет, мы говорим о нормальных человеческих условиях жизни, которые не следует превышать. Ведь не секрет: если мы выходим из равновесия с природой, то начинаем ее губить и в итоге, практически, губим дом, в котором живем.

Это очень простые принципы, и мы их просто-таки чувствуем, нащупываем, собираясь в группу. Постепенно, по мере развития наших групп, а вокруг них – в качестве "спутников", некаббалистических групп, состоящих уже из людей, которые будут заниматься на наших курсах интегрального образования, создадутся новые, более обширные сообщества. Со временем они захотят создать свою "территорию", свои правила, свои школы, разного рода заведения. Так, понемногу, будет разрастаться объединение.

А с другой стороны, процесс может идти через верх. И мы пытаемся это сделать, потому что кризис идет именно сверху вниз – всё гниет от головы. Мы видим, как страны обнаруживают себя в безвыходном положении, и надеемся, что рано или поздно их руководители поймут: есть система знаний, которая исправляет человека и, естественно, может исправить этим всю нашу цивилизацию.

Будем надеяться, что они поймут это скоро, что называется "малой кровью"…

Подведем итог. Если мы желаем продвигаться сами, лично, это возможно, только если мы будем расширяться. Если группа останавливается в своем расширении, если она не движется вширь, то она не будет расти. И не потому, что у нее не будет больше новых товарищей, – просто нам необходима работа с населением, по мере возможности. И для этого мы должны, в первую очередь, подготовиться сами. Поэтому так важно для всех нас заниматься методикой интегрального воспитания.

Некоторые считают это нагрузкой – полезной, или бесполезной, или даже вредной. Но это вовсе не обуза – это та же каббала, это та же организация общества, вернее осколков души, в одну единую душу, по принципу "возлюби ближнего". Здесь нет совершенно ничего нового - лишь объяснение всех тех законов коммуникации, которые есть и между нами. Эти законы объясняются простым человеческим языком – таким, который может быть понятен любому, а не только каббалисту. Вот и всё, больше ничего.

Мы и сами серьезно изучаем лишь то из науки каббала, что наиболее близко к реализации. И точно так же всем другим мы преподаем вещи, самые близкие к реализации с их стороны.

Из 4-го урока конгресса в Красноярске, 14.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отличительные черты общества будущего

Цель общества будущего

Пакет знаний об обществе будущего

Муки рождения

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Красноярске. Урок №3

Вопрос: Сказано, что "Творец добр и несет добро". Что же тогда означают Его слова: "в муках рожать будешь"? Что это за муки? 

Ответ: Рождение происходит в муках. Читая Тору, создается впечатление, что Творец жесток, особенно к женщинам. Он говорит: "К мужу влечение твое, а он будет властвовать над тобой". Как будто одно – против другого, но оба – в одну цель.  

Малхут, наше желание, стремится к источнику наполнения – Зэир Анпину, мужской части. Причем это существует внутри каждого из нас: и в мужчине, и в женщине. Мы стремимся к источнику наполнения, и это эгоистическое наполнение властвует над нами. Все это проявилось именно после разбиения Адама. Так устроен наш эгоизм: мы стремимся к наслаждению, наслаждение властвует над нами, и мы ничего не можем с ним сделать. Это отношение женской части к мужской.

"И в муках будешь рожать" означает, что рождение каждой новой ступени, каждого нового ощущения, постижения, происходит именно через страдания.

Каждый раз, когда в нас появляется еще больший эгоизм, то проходя множество состояний в течение долгого времени, мы начинаем оценивать его как такое зло, из которого должны выйти как из Египта, – выскочить как косточка из вишни, с таким напором, как ребенок при благополучном рождении выходит из лона матери.   

Но любое рождение – это муки, потому что рождением является каждая новая ступень, где участвуют две противоположные силы. Одна из них – сила сдерживания плода внутри себя, ведь эгоизм задерживает его и не дает раскрыться. Одновременно с ней проявляется огромная выдавливающая альтруистическая сила, которая выталкивает плод из себя, не желая оставлять его внутри.

Эти две противоположные, борющиеся между собой силы вызывают состояние переходного процесса, называемого "муки", – "в муках рожать будешь". В принципе, все земные явления исходят из духовных действий. Таким образом мы и рождается на каждой ступени.

Поэтому мы должны подходить к ним, понимая, что группа является нашей "маткой", и в ней нам нужно создавать две противоположные силы. Одна из них – эгоистическая сила, которая сдерживает нас, а другая – альтруистическая сила выталкивания, поднимающая всех нас. Оставляя снаружи сдерживающую силу, мы рождаемся только силой выталкивания – она ведет нас дальше. 

В духовном этот процесс характерен и для мужчин. Они, так же как и женщины, проходят его при каждом духовном рождении, на каждой духовной ступени.

Из 3-го урока конгресса в Красноярске, 14.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Если мы хотим наконец родиться

Родиться в духовном без кесарева сечения

Рождение - это прорыв в новый мир

Переезд: за и против

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Красноярске. Урок №3

Вопрос: Почему нам даны такие условия, когда мы удалены друг от друга на тысячи километров?

Ответ: Потому что вы – сильные люди, герои, скрытые праведники.

Но, в принципе, вы не обязаны оставаться на том же месте, если у вас есть возможность объединиться с другими, и нет никакого шанса там, где вы живете, организовать группу. Вы не обязаны любой ценой держаться за то место, где вы находитесь.

Я в свое время тоже переехал к своему учителю. Конечно, по израильским масштабам это недалеко, но качественно это было очень существенно, ведь я должен был отказаться от своего бизнеса, от своего дома – от всего, потому что иначе не мог.

Но это произошло через два года после того, как я начал у него заниматься. Я хотел сразу же переехать поближе к нему, но он два года не разрешал мне этого сделать.

Вопрос: Как правильно выбрать группу, условия?

Ответ: Надо переезжать туда, где есть хорошая группа с хорошими, надежными ребятами, чтобы можно было действительно серьезно отдаться духовной работе. Кроме того, там должны быть нормальные условия жизни для семьи, для работы. Нужно проверить все.

Я считаю, что рисковать не надо. Но если нет надежды на то, чтобы организовать группу на месте, надо переезжать.

Из 3-го урока конгресса в Красноярске, 14.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не тормозите сами себя

Не прячьтесь за экраном компьютера

Продвижение: в лодке с группой или по берегу?

Почему Творец не слышит меня?!

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Красноярске. Урок №3

Вопрос: Я осознаю, что "нет никого, кроме Него", чувствую Его присутствие, понимаю, что это игра. Но почему я чувствую боль, почему я испытываю страдания, почему я болею?

Ответ: Человек должен действовать, исходя из своих состояний. Почему вам даются такие состояния? Да если бы вы были здоровы, красивы и у вас было бы все прекрасно, вы бы тут еще не оказались.

Вопрос: Где же инструкция по применению? Я хочу раскрыть Его! Я не понимаю язык Творца!

Ответ: Язык Творца – это Природа, это все, что вас окружает. Начинайте видеть во всем, что происходит, только Творца.

Когда ваши дети были маленькими, вы устраивали им всевозможные игры, расставляли игрушки, старались чем-то занять их, подстраивали различные ситуации, чтобы они что-то делали, чем-то занимались. 

Именно это делает с нами Творец. И так же, как вы продумывали, что дать своим детям, к какому результату их привести, так и Он ведет себя с каждым из нас.

Разгадывайте, как разгадывают умные дети, что замышляют родители: для чего мама расставила так игрушки, дала какие-то картинки, завела такую-то музыку, включила именно этот телевизионный канал и т.д. Во всем этом кроется очень точный намек на ту реакцию, которую она ожидает от детей. 

Поэтому ответ на вопрос: "Какую реакцию Творец ждет от меня по каждому из моих ежесекундных состояний?", – ищите в самом вопросе.  Ищите ответы в самих вопросах. Требуйте от Него, чтобы Он дал вам их: "Что Ты хочешь от меня? ".

Реплика: Требую – не слышит.

Ответ: Он не слышит?! Ты не слышишь, потому что твое ухо на самом деле эгоистическое, сердце – эгоистическое, иначе бы ты Его услышал. 

Когда ты захочешь слышать не ради себя, а чтобы порадовать Его, то сразу же начнешь слышать. У тебя откроются все органы. Вместо пяти материальных органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) раскроются внутренние органы ощущения: кетэр, хохма, бина, зэир анпин, малхут.

Но для этого надо постоянно беспокоиться: "Как Он чувствует мою реакцию? Как я должен отреагировать, чтобы Он порадовался? Как  я могу это сделать? Доставляет ли это Ему радость? Давай-ка я проверю на своих товарищах". 

Так ты придешь к пониманию, что Творец специально разбил тебя на миллиарды частей, чтобы у тебя была возможность заострить свои чувства с помощью ненависти, злости, любви, зависти, страха и т.д. относительно других, и что все они созданы для того, чтобы обострить твое чувство к Нему. 

Начни таким образом настраивать себя на работу с окружением, чтобы затем обратиться к Творцу. Но для этого надо сначала возлюбить ближнего: "От любви ближнего – к любви к Творцу". С ближним ты можешь начинать так работать. Попробуй и увидишь, слышат тебя или нет.  

Так постепенно к тебе придет осознание необходимости группы. А иначе ты не настроишь себя как инструмент на то, чтобы ощутить Творца.

Из 3-го урока конгресса в Красноярске, 14.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Язык, на котором Творец разговаривает с тобой

Слушаю Тебя, прием!

Что мы можем дать Творцу?

Не надеяться, а действовать!

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Красноярске. Урок №3

Вопрос: Как исправить свой эгоизм? Как быть с той болью, которую он причиняет мне?

Ответ: Очень просто: думай только о том, как сделать хорошо другим и радуйся их радости. Только так мы можем подняться над собой.

Вопрос: Но я же живой человек! Я порезалась – мне больно. Как я могу думать о другом, если сейчас испытываю боль?

Ответ: Попытайся все-таки переселиться в него. А как же можно иначе? 

Когда ты дойдешь до такого состояния, что захочешь переселиться в другого, ощущать только его, а лучше всего группу, потому что там все "размазано", все безлично, и не сможешь этого сделать, тогда Творец тебе поможет. 

Вот тогда Он придет на помощь, поскольку здесь уже ты просишь о таком изменении, которое не в состоянии совершить сама. И тогда Он придет и вытащит тебя на следующий уровень.

Это антиэгоистическое действие. Пока еще ты о нем не просишь. Когда ты будешь кричать не о том, что тебе плохо в изгнании в Египте, а потому что у тебя нет возможности, находясь в эгоизме, отдавать, тогда ты заслужишь выход в духовный мир! 

При этом нужно не просто надеяться, а действовать! У тебя должно быть четко выраженное понимание того, что значит выход из эгоизма, что значит раскрытие Творца, что значит духовное рождение.

Если ты желаешь совершить антиэгоистическое действие, значит твои страдания тебя уже не должны интересовать! Тебя должна интересовать только возможность отдачи: "Независимо от того, что я чувствую, я в своем состоянии не могу совершить действие по отдаче, и от этого мне больно. Это мне болит!" И тогда тебе дают выйти в высший мир.

Из 3-го урока конгресса в Красноярске, 14.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему Творец не слышит меня?!

От чего бежим?

О чем просить, когда больно?

В одном объятии вокруг всего мира

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Красноярске. Урок №6

Вопрос: Что конкретно дал нам этот конгресс, на какую ступень нас поднял?

Ответ: Я постарался на этом конгрессе показать прямой путь от человека к группе и от группы к Творцу, который обнаруживается внутри нее. Я вам советую еще не один раз прослушать сегодняшнюю утреннюю беседу. За эти полчаса я попытался четко, кратко и чувственно изложить, как человек переносит свое "Я" из себя в группу и начинает радоваться ее радостью, сливается с ней, выходит в нее. Он оставляет свой эгоизм снаружи, а свое "Я" переносит в группу.

Когда он таким образом соединяется с другими товарищами, то между ними обнаруживается Творец. И тогда они: каждый из них и все вместе, радуются уже не от того, что происходит в группе, а тому, что обнаруживают Творца, раскрывают ту радость, то счастье, которое испытывает Он, свойство отдачи. 

В этом и заключается реализация цели творения: насладить творения, то есть нас, именно этим состоянием, этим открытием, переживанием, великим ощущением счастья выхода из себя в группу и из группы в Творца. Вот этот переход нам необходимо проделать. Я бы очень хотел, чтобы за то время, которое осталось у нас до Питерского конгресса, мы потренировались бы в этом: каждый из нас и все вместе. 

Это самый важный, в сущности, единственный вопрос. А из него уже вытекают все остальные частные вариации методики каббалы. На Питерском конгрессе мы будем говорить уже о его конкретной реализации.

Необходимо поддерживать постоянную связь между группами одного региона и между регионами, чтобы она шла от частного к все более общему. По такому методу нужно соединяться. Очень важно именно объединяться, а не конкурировать. Жалко тех товарищей, которые имели возможность приехать на конгресс, и все-таки посчитали, что это не для них, и можно отсидеться дома. Они очень проиграли. Это Творец производит с ними свои расчеты, а мы можем лишь сожалеть о них.

Нужно двигаться вперед и делать все возможное для того, чтобы выйти из себя в группу. Красноярский конгресс очень помог нам в этом, как ни один другой. А, кроме того, мы произвели очень полезную и большую работу тем, что вызвали огромное чувство зависти и ревности во всем нашем "каббалистическом мире", сожаления о том, что они не с нами. Меня это очень радует.

Им действительно есть о чем сожалеть, и мне жаль, что их не было здесь, хотя они и присутствовали во всем виртуально. Пускай у них остается это чувство жалости, я ни в коем случае не хочу его гасить.

Но с другой стороны, если мы будем с ними связаны, то это чувство ревности к нам соединится с нами, и мы получим от них это огромное желание, которое разожгли в них. А они получат от нас то наполнение, которое мы выявили и раскрыли здесь. И за счет этого взаимного обогащения, мы все поднимемся. Так что, мы приглашаем всех соединиться в одном большом объятии вокруг всего мира.

Из 6-го урока конгресса в Красноярске, 16.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

К чему мы должны прийти этой осенью

С группой в атаку на самого себя

Красноярский конгресс: свежая струя единства

Мы все – одна семья

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Красноярске. Урок №1

Я чувствую особое волнение, обычно мне не свойственное. У меня достаточно большой опыт преподавания и общения, тем более с учениками, с товарищами, – но здесь царит особая атмосфера, трогательная, чистая. В принципе, я так и предчувствовал. И все равно, это восторгает – то, что можно еще услышать, увидеть, почувствовать такое на земле.

* * *

Как все вы знаете, каббала – это наука, исходящая из изучения системы мироздания. Раскрывают ее люди, которые меняют себя под стать управляющим нами силам: силе отдачи и силе получения. Они умеют управлять в себе этими силами, практически, управлять собой, как инструментом – и тем самым постигают духовный мир, в котором мы с вами тоже существуем.

Только мы не умеем управлять этими свойствами. Мы живем пока лишь в одном свойстве, которое раскрыто в нас от рождения, – в свойстве получения, или эгоизме. А второе свойство, противоположное ему, мы должны обрести. Обретение второго свойства – довольно сложный и длительный процесс, которым мы сейчас с вами занимаемся.

После того как мы его обретем, оно раскроется в нас, и мы начнем обучаться тому, как работать с двумя этими противоположными свойствами. Лишь тогда мы начнем понимать, чтó представляет собой Природа, или Творец, или мироздание, и увидим, чтó происходит за всей этой картиной, которая рисуется только в нашем эгоистическом свойстве. 

Раскрывая подлинное полотно реальности, мы видим, что всё основано на правильном сочетании двух свойств, на взаимном дополнении противоположностей. И проявляется поразительная картина – в принципе, одно единое целое, всё мироздание. Все люди, и вообще, всё в мире представляет собой одно единое целое.

И только для того, чтобы дать человеку возможность не быть управляемым существом, чтобы поднять его на уровень общей, цельной Природы – для этого дано ему ощутить, что его эгоистическое свойство, то, которое управляет и неживой, и растительной, и животной природой, на человеческом уровне убивает его. С одной стороны, это свойство развивает человека, а с другой стороны, свое развитие он уже начинает ощущать как отрицательное. Что бы он ни делал, он начинает видеть, что делает это себе во вред. А не делать – не может.

Вот таким образом программа Природы работает в нас, для того чтобы мы пришли к осознанию зла нашего эгоизма, нашей природы, и захотели уравновесить его, каким-то образом выйти из него, подняться над ним, управлять им, ограничить его. Но это невозможно, пока мы не достигнем понимания, как это делается, – понимания, о котором говорит каббала.

Без этой науки мы можем страдать, пытаться что-то сделать с собой, с нашим эгоизмом – но ничего не получится. Нам необходимы люди, которые уже проникли в "заэгоистический" мир, которые понимают, как всё устроено, и могут помочь нам обрести второе свойство – свойство отдачи, которое уравновесило бы свойство получения.

Однако, хотя каббала и раскрыла, что все мы – одна семья, одно общее целое (каббалисты писали об этом уже тысячи лет назад), но ждала того момента, когда человечество начнет постигать, осознавать зло своего естества.

Еще несколько десятков лет назад мы считали, что можем побеждать стихию, поворачивать реки вспять, покорять природу. Почему-то нам хочется "покорять", "бороться за урожай", всё делать силой, всё ломать. Мы считали, что так надо, – ведь не зря мы являемся венцом природы, ее высочайшей частью. А в итоге оказалось, что дело обстоит наоборот.

Вот это осознание зла представляет собой наиболее замечательное явление, свойственное нашему веку, нашему поколению. С одной стороны, раскрывается глобальность мира, его цельность, интегральность, взаимозависимость его частей. А с другой стороны, есть ощущение, что мы этой глобальности, цельности, интегральности не соответствуем. Наоборот, мы совершенно противоположны всей природе.

Казалось бы, столь сильное, умное человечество является в то же время самым пораженным участком природы. Ведь в неживой, растительной и животной природе все части дополняют друг друга, пребывают в гармонии, а мы представляем собой ее противоположность. Мы – вредоносные, на самом деле ни к чему не пригодные существа, которые уничтожают самих себя, уничтожают всё, что вокруг них, сами рубят сук, на котором сидят, сами себя вынуждают к деградации. Вся наша наука оборачивается во зло, искусство деградирует, семья распадается. Всё, что мы добываем, чего достигаем, оборачивается совершенно нелепым накоплением в одних руках и нищетой у других.

То есть весь наш эгоизм явно проявляется сегодня как зло и уничтожает все наши возможности, великолепные человеческие возможности. И в то же время невозможно сделать с ним что-то.

Когда-то все мы были одним единым целым. Высший свет, сила отдачи, сила любви – основная Сила природы – создала желание. Это желание развивалось и, по мере удаления своих свойств от свойств света, по мере осознания себя противоположным свету, все время удалялось от него. Таким образом, создались ступеньки нисхождения желания, т.е. его отдаления по всё более и более проявляющимся свойствам от свойств света – до тех пор пока это желание не разбилось на малейшие осколки. Эти осколки, в принципе, – и есть люди нашего мира.

Части неживой, растительной и животной природы, практически, находится в интегральной взаимосвязи между собой. А вот человек абсолютно разбит. Все мы – маленькие эгоисты, все мы абсолютно противоположны друг другу. Нет в нас ничего, что могло бы достичь хоть какого-то сопряжения. Все наши виды и формы взаимодействия – только во имя самонаслаждения, причем, если это возможно, за счет ближних. Мы получаем удовольствие от того, что подавляем других, – и это происходит в нашей природе подсознательно, безотчетно, даже автоматически. Кто больше развит, в том больше эгоизм, и он ищет еще бóльших возможностей насладиться от всех и за счет всех.

В целом, это и есть та картина, которую мы постепенно проявляем в нашем поколении, между нами. Человечество уже начинает постепенно осознавать ее, и как следствие, мы пришли к возможности раскрыть науку каббала. Человечество не раскрыло бы ее собственными силами – для этого существуют определенные души, т.е. части общего разбитого желания, разбитого сосуда (кли), которые могут постичь это самостоятельно.

Наш духовный прародитель – Адам. До него жило много поколений людей, но он первым раскрыл истинное сочетание двух сил – отдачи и получения, – раскрыл Творца, т.е. силу отдачи, противоположную нашему исконному свойству.

Не зря его назвали Адамом, что в переводе значит "подобный Творцу". Мы знаем, что ничего случайного не бывает. Очевидно, не просто так родителям пришло в голову назвать его таким образом, хотя они и не знали почему.

Согласно преданию, где-то в возрасте 36-37 лет Адам постиг Творца – т.е. раскрыл для себя высшую реальность, второе свойство, и начал с помощью двух взаимных свойств исследовать мир. Он описал нам это в книге "Тайный ангел" ("Разиэль а-Малах"). Так начался процесс, и потому, хотя мы считаем нашим духовным праотцем Авраама, нельзя забывать и об Адаме.

Ну а Авраам жил уже в другое время – через двадцать поколений после Адама. Тогда произошло раскрытие уже не просто эгоизма, но также и системы его исправления. Поэтому мы называем Авраама отцом, духовным отцом человечества, и в том числе мировых религий. Он дал нам возможность, инструмент, позволяющий развивать в себе альтруистические свойства, противопоставлять их эгоистическим и на основании двух взаимно противоположных свойств исследовать себя, а через себя – природу, чтобы таким образом расти и раскрывать мир.

С Авраама берет начало методика исправления. Уже тогда в Древнем Вавилоне эгоизм серьезно проявился между людьми, и на его базе, на основании того, что уже раскрылось в людях, Авраам, как представитель того поколения, нашел необходимую методику – науку каббала. Следует помнить, что ранее он был одним из духовных лидеров Вавилона, и вообще, образованным человеком того времени. Так вот, от него идет к нам эта методика исправления, которая называется "каббала" – от слова "получение", или от слова "передача" (информации).

В принципе, здесь действительно многое кроется. Это намек на многочисленные возможности, которые таит в себе наука каббала. С одной стороны, это наука о нашем эгоизме, и потому она называется "наукой получения", а с другой стороны, это наука передачи, потому что передается из поколения в поколение, или наука взаимосвязи, потому что объединяет людей, желающих постичь высший мир, – ведь они могут сделать это только на связи между ними.

Так вот, со времен Авраама желающие изучать каббалу, желающие постичь высший мир, желающие раскрыть для себя это вечное состояние и существовать в нем, т.е. приподняться над животным состоянием и достичь следующего состояния, – объединяются между собой.

При этом они претерпевают очень интересную трансформацию.

Когда-то, в зародыше, мы были некоей энергией, которая постепенно обратилась в неживую материю. Затем эта неживая материя постепенно эволюционировала в растительную, затем – в животную, а сейчас мы от животной материи переходим к материи, называемой "Адам", – к "человеческой" материи, которой в нас еще нет. Это совсем другая стадия эволюции.

Представьте себе, как в течение сотен миллионов лет материя трансформировалась из неживой в растительную, из растительной – в животную. И вот сегодня мы должны, в общем-то, одним рывком, в течение каких-то нескольких лет, в течение одной жизни, преодолеть переход из животной стадии в стадию "Адам". Вот в таком состоянии мы с вами находимся.

Вся методика заключается именно в осознанном воссоединении после того разбиения, которое произошло в духовном мире. С тех пор как наш мир появился в результате этого разбиения, начиная с Большого взрыва и далее, он только и существует для того, чтобы мы собрали себя воедино, объединились как одна семья. Так это выражается, звучит в наших человеческих словах.

Я не знаю, подходит ли это определение. Так пишут каббалисты, так пишет Бааль Сулам: мы все – одна семья. Здесь надо понять, до какой степени мы должны соединиться между собой. Наше объединение должно быть таким, чтобы не осталось ни одного, кто ощущает лишь себя в отдельности, а были только ощущающие всю нашу общность, всё человечество как одно единое целое.

Таково великое исправление, которое мы должны на себе произвести. Но с другой стороны, в общем-то, его легко достичь. Бааль Сулам пишет, что нет в этом ничего, кроме простой психологической задачи, потому что, в конечном счете, всё делает свет, т.е. сила отдачи, сила любви, основная Сила природы, которая создала эгоизм специально, чтобы мы ее постигли, чтобы начали с ней работать, чтобы поднялись до ее высшего уровня, чтобы вошли в эту систему "Адам" – систему вечную, совершенную, где мы теряем отношение к нашему животному состоянию, поднимаемся над ним.

Вот к этому мы должны стремиться. И, в общем, это легкодостижимо. Проблема здесь психологическая: это достигается не мною лично, а всеми вместе. Вот эта "маленькая проблемка" и должна решиться на нашем земном, эгоистическом уровне. Ее мы должны решить. Если мы сможем это сделать, то быстро перейдем в следующее состояние.

Разумеется, сам я не могу убедить себя в том, что мне надо соединяться с другими. Это невозможно. Здесь тоже не обойтись без влияния коллектива. Таким образом, исходя из первоначальной точки, задача решается только в объединении всех – когда каждый пробуждает остальных, и все пробуждают каждого, соединяясь друг с другом в общей заботе обо всех и о каждом вместе. Вот такой интеграл.

А наш эгоизм нам помогает: он постоянно разобщает нас, постоянно отталкивает каждого в сторону, "оттаскивает" от других. И таким образом мы начинаем ощущать большую потребность, всё бóльшую необходимость в объединении. Еще и еще расталкивает нас эгоизм, но расталкивает специально, вроде бы коварно, а на самом деле – нет. Ведь им управляет та же сила света, та же сила отдачи. Он вторичен и поэтому называется "произошедшим из ничего". Говоря иначе, он создан специально, искусственно, для того чтобы помочь нам из нашего небытия раскрыть Творца, свет, свойство отдачи.

Поэтому нам надо смотреть на наш эгоизм как на "подмогу напротив". Во всех наших действиях, раскрывая его, мы должны радоваться, что он показывает нам те изъяны, которые еще существуют, – показывает для того, чтобы мы достигли объединения, необходимого для раскрытия высшей системы.

Раскрыв ее, мы видим: "О! Вот это и есть те отношения между нами, которые мы пытались наладить". Мы обнаруживаем в них систему миров, десять сфирот, взаимодействующих таким образом друг с другом. Мы явно раскрываем это, а эгоизм как бы подталкивает нас сзади, колет, указывая, где нам еще недостает раскрытия этой правильной связи между нами.

Так что к эгоизму надо относиться вежливо, с радостью, как к помощнику – отрицательному, но помощнику, предупреждающему, колющему, жалящему, но именно там, где нам не хватает объединения. Мы должны любить то средство, которое нас правильно растит.

Эгоизм показывает нам изъяны – но не в обычной жизни, а там, где мы начинаем сближаться друг с другом. В обычной жизни эгоизм находится на животном уровне: каждый хочет урвать себе что-то, построить, покорить, перекупить, украсть, обмануть… Всё это не считается тем эгоизмом, с которым мы должны бороться. Надо заострить свое внимание только на таком эгоизме, который мешает нам объединяться. Он-то и есть наш руководитель, наш путеводитель. Он точно показывает нам наши малейшие изъяны, каждую минуту работает над нами. И за это нужно его благодарить.

Ко мне обращаются с жалобами на бессилие, отсутствие желания, разочарование и т.п.

Во-первых, если это жалобы на животный эгоизм, в таком случае мы просто не обращаем на него внимания. Это потихоньку отойдет, отомрет, исчезнет куда-то. Не надо думать об этом.

Если же ты заостряешь внимание только на объединении, вот тут-то ты и начинаешь получать всевозможные удары, толчки, нежелание, разочарование. Такой эгоизм – самый нужный. Его надо не то что лелеять и развивать, нет – но надо над ним немедленно подниматься, немедленно строить новые отношения с другими, пока мы ни достигнем того уровня связи между нами или попыток связи, когда убедимся, что мы действительно бессильны.

Но и здесь есть сложность. Убедиться в своем бессилии я могу только тогда, когда буду связан с другими, то есть когда буду ощущать необходимость взаимосвязи с товарищами. Они будут раздражать меня своим устремлением вперед, навстречу друг к другу. Я буду ощущать, насколько я не такой, как они. Я буду чувствовать себя самым последним среди них. Хотя это может быть совершенно не так на самом деле, но я буду чувствовать: "Я ниже их, я хуже их, у меня не получается так, как у них. Они так здорово говорят, они могут так искренне раскрыться, обняться, они умеют держаться друг за друга, они вдруг находят верные, нужные слова – а у меня ничего этого нет, я какой-то "непробиваемый", черствый, неотзывчивый, нечувствительный…"

Если человек двигается вперед, у него всегда такое мнение о себе. И это очень хорошо. Только надо понимать, что это дается ему специально, что в мере своего движения вперед он будет видеть себя всё хуже и ниже. Здесь необходима серьезная поддержка группы и постоянное напоминание о том, что такие состояния наиболее продуктивны и полезны.

Если человек не будет ощущать поддержки группы, такие разочарования отбросят его в сторону, и он уйдет. "Это не для меня, – скажет он. – И вообще, я больше не могу. Это ни к чему не ведет, никакого духовного свойства мне не достичь…" – и так далее.

В ответ нам нельзя проявлять равнодушие: "Ну, ушел – и ушел…" Прежде всего, нам обязательно надо срочно помогать ему вернуться.

Вообще, для нас это серьезный знак, показывающий, что мы должны развивать в группе силу, которая бы держала человека внутри, не давала бы ему выйти наружу. Группа должна быть такой массой, от которой не оторваться, – подобно абсолютно черному телу или сверхтяжелым звездам, которые не выпускают свет наружу ввиду своей огромной плотности.

В принципе, уход человека из группы возможен только в том случае, если он сопротивляется, не желает участвовать в работе вместе со всеми, если случайно забрел в группу и обнаруживает в итоге, что это не для него. Тогда ничего не сделаешь, он еще не дозрел внутри. Но все равно надо оставлять ему место, чтобы он мог вернуться. А вообще, для группы это должен быть знак того, что надо себя проверить: семья она или не семья?

В принципе, как строится семья? И почему, собственно, наш эталон – именно семья?                                                                                               

Если рассматривать нормальную семью, которая сегодня, возможно, и не существует, – то она ассоциируется у нас с чем-то общим, целым, где все равны. Равны не просто "под линейку" – у каждого есть свой уровень: дети, родители, старики, больные, здоровые… Семья всегда решает, что надо каждому и что она максимально может сделать для каждого. Конечно, обычно получается одно за счет другого, но, в целом, мы пытаемся сделать так, чтобы все получили максимум возможного от того общего ресурса, который есть в семье.

И такими же должны быть отношения в группе. Взаимное объединение, слияние, забота, любовь, общая судьба, общее кли, намного более сильное, чем в семье, решает всё. И, исходя из него, решаются все проблемы. Если вы исходите из этого чувства, если все вы – одна семья, ваши решения всегда будут правильными, без всякого перекоса. А если вы подходите к проблемам как в обычной жизни, эгоистично, то ваши движения, ваши решения будут неправильными.

Мы – одна семья. В решении всех вопросов группы надо исходить из этого, и тогда не будет ошибки. Наше решение должно быть общим, коллегиальным. Это не сепаратная резолюция двоих-троих человек. Двое-трое могут решать технические вопросы: по обустройству, по проведению каких-то мероприятий. Но то, что касается нашей жизни, нашей совместной духовной работы, что связано с участием всех, – это должны решать все.

Как пишет Бааль Сулам, весь мир сегодня – это уже одна семья. Он написал это в начале XX-го века, где-то в 27-м году. Представляете, уже в то время мир начал созревать и объединяться, хотя люди тогда были еще так разобщены. Где там Африка, где Южная Америка и Австралия? Вообще, какая была связь между континентами? В общем-то, ничего особенного еще не было, а он все же писал об этом, потому что изнутри мы уже замкнулись в нашей взаимосвязи, как одна семья, и, практически, были готовы к тому, чтобы начать осваивать следующую нашу ступень – ступень "Адам".

Ну а сегодня нам это ясно. И хотя мы видим разобщение, конфликты и проблемы в мире, но уже понятно, что, в целом, все его части сопряжены полнейшей взаимосвязью. Так происходит изнутри природы, согласно законам развития. И поэтому сегодня, занимаясь каббалой, мы с вами уже начинаем говорить об интегральном воспитании человечества – не только своем, но общем.

Бааль Сулам пишет так:

"Весь мир – одна семья. Каббалистические принципы должны, в итоге, охватить весь мир, дав всем равный уровень жизни".

Кстати говоря, это условие – обязательное. Согласно нашему животному уровню, мы должны удовлетворить базовые потребности каждого.

"Однако процесс этот постепенный. Каждый народ, большинство которого на практике примет на себя эти основы, то есть уже будет воспитано в духе отдачи другому и будет иметь надежный источник мотивации, – тут же войдет в это международное сообщество, основанное на альтруистических принципах. У всех народов, вошедших в рамки этого сообщества, будет одинаковый уровень жизни – так что излишки от богатого и прилежного народа будут улучшать уровень жизни отсталого или бедного природными ресурсами и средствами производства".

Нам кажется, что это еще далеко, и тем более, тогда до этого было очень далеко. Однако за прошедшие (без малого) сто лет мы все же видим, что мир продвинулся к этому. В итоге мы пришли к тому, что нас, и не только нас, привели к осознанию методики раскрытия мира, к новой жизни, к новой ступени, потому что на предыдущей мы уже не могли существовать.

Мы не могли существовать на ней морально, идеологически, душевно, духовно. Мы чувствовали, что обязаны найти что-то другое в жизни. Нас привела к этому не нищета, не рабство, не какие-то страшные условия на животном уровне. Нас привело отсутствие смысла жизни, ее никчемность, ее пустота – то есть стремление вверх.

Это уже огромный скачок со времен Бааль Сулама: огромные массы людей (сегодня в мире это миллионы) ощущают в себе духовный голод, и каждый день как-то приближаются к науке каббала или даже знакомятся с ней.

А кроме этого, остальные миллионы, или даже миллиарды, начинают постигать никчемность этого существования – через всеобщий, глобальный кризис на любых уровнях. Мы видим: он идет во всех странах, во всех культурах, во всех цивилизациях – и они ищут. Но ищут на своем "животном" уровне (это не ругательство, а классификация желаний по уровням: неживому, растительному, животному и человеческому), когда человек занят своим существованием: "Как мне обустроить себя, семью, мир вокруг себя, сегодня и далее, надежно, себе и детям?" – и так далее. Это заложено в нас на инстинктивном уровне.

Так вот, остальные, даже если когда-то стремились к этому, начинают осознавать, что и это невозможно сделать, и этого невозможно достичь. Сегодня они уже и не устремляются к подобным вещам: люди не хотят жениться, выходить замуж, заводить семьи… Они разочарованы, они не находят для этого никакой веской причины, и т.д.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на попытки объединить людей, принципы "мир – одна семья" или "мы – одна семья", хотя бы в границах государства, не срабатывают. Даже в семье (!) происходит разбиение: дети с десяти лет уже мечтают о том времени, когда уйдут от родителей, а родители и сами не могут прожить всю жизнь вместе – они разводятся, снова женятся и т.д. Понятие "семьи" исчезает.

Мы видим распад в любых сообществах: государственных, общественных. Это всё – методы разрушения, в том числе такой природной основы, как семья. И все эти разрушительные явления являются также осознанием зла: мы понимаем, что не сможем найти никакого удовлетворения ни в чем.

Единственный выход, как сказано каббалистом, – создавать семью другого типа, в которой мы объединяемся на ином уровне и только вместе можем ощутить подлинную жизнь.

В диалектике есть такой закон – "отрицание отрицания". Бааль Сулам пишет об этом: человек поднимается на следующий уровень своего развития тогда, когда ощущает текущий уровень уже абсолютно не пригодным ни к чему. Тогда он разрушает его путем всевозможных революций: социальных, технологических и пр. Так или иначе, он совершает прорыв – выход на следующий уровень развития и даже, может быть, в следующую формацию.

Так вот, сегодня мы, таким образом, проходим этот прорыв, который заключается в отрицании предыдущего состояния, которое во всем должно проявиться как ущербное. И следующий уровень должен родиться из этого отрицания.

Здесь мы находимся перед дилеммой, которую нам предлагает сейчас наука каббала. Не первый раз уже мы проходим такие состояния, но всегда они разрешались путем восстаний, всевозможных кровавых пертурбаций, революций, голода, разрухи и т.д. А сейчас наука каббала предлагает нам нечто совсем иное – пройти вперед методом осознания.

Переход от "животного" состояния человечества к состоянию "Человека" ("Адам") может быть совершен не обычным способом, как мы это проходили ранее, во времена становления рабовладельческого строя, средневекового уклада, капитализма и т.д.

Кстати, капитализм является пиком эгоистического развития, которое завершается спустя десятки тысяч лет и которое каббала делит на четкие периоды. Сейчас это развитие подходит к концу: достигнут максимальный эгоизм, который показывает нам, что мы от него должны избавиться. Нам не удастся преобразовать его во что-то новое. На всех уровнях жизни он не оставляет нам никакой надежды на то, что мы сможем его еще каким-то образом трансформировать, обратить во что-то. Это невозможно. Мы видим: сколько ни пытаются экономисты, политологи, социологи найти какой-то выход из создавшегося положения – его нет. Нет ни в чем. И это начинает сейчас осознаваться.

Вы знаете, как много лет назад мы говорили об этом, но все смеялись. Потом перестали смеяться – настороженно ждали. А теперь сами признают: выхода нет, а что будет – неизвестно. Постепенно эту точку зрения начинают принимать.

Так вот, нам неважно, знают они о нас или нет. Мы просто видим, что так всё движется. Система работает, и ее развитие было предсказано уже несколько тысяч лет назад – на основе знания системы мироздания. В общем-то, даже Авраам в "Книге создания" уже писал об этом.

А сегодня мир, сознаёт он это или еще нет, стал как одна семья, и мы должны показать явный пример такой возможности. Надеюсь, что эта возможность появится.

Нам не надо ничего делать искусственно, наша задача – выстроить между нами правильные, семейные по своей сути взаимосвязи. Я имею в виду не семейное родство, а распределение ответственности между всеми, всеобщую взаимосвязь, исходящую из полнейшей взаимопомощи, из любви, из интегрального сочетания, когда каждый включает в себя других.

Как только мы начнем двигаться к этому, нам раскроются свыше невероятные возможности. Нас будут приглашать, чтобы мы рассказывали об этой методике, и просить, чтобы мы обучали ей. Уже сегодня мы получаем такие сигналы от владельцев предприятий, потому что люди, не находя контакта между собой, просто не могут находиться в нормальных производственных отношениях. Вдруг всё рассыпается. Подобно жителям Древнего Вавилона, заговорившим на разных языках, люди сегодня перестают друг друга понимать и не знают, чтó с этим сделать.

Так вот, человек не виноват. Просто в каждом вдруг обрывается связь со всеми остальными. Я чувствую, как это происходит. А владельцы предприятий, всевозможные государственные деятели – и подавно. Ты говоришь с кем-то, вещаешь, пытаешься управлять всевозможными структурами, а в этих структурах то же самое, такая же затухающая связь. И ты никак не можешь пробить этот эгоизм, который стеной встает между людьми.

Повторяю: они не виноваты, просто старыми методами с ним ничего нельзя сделать. Пробить этот "изоляционный слой" между всеми нами можно будет только силой света, и никак иначе. Человечество запуталось, и люди будут вот так вот, закрыв глаза, блуждать, наталкиваясь друг на друга и не понимая, где находятся. Вы начнете это чувствовать.

И тогда потребность в семье, то есть во взаимосвязи, причем внутренней, возникнет непосредственно. Ведь иначе мы потеряны, мы даже не сможем производить номинальных продуктов, необходимых для существования, – настолько всё будет рассыпаться. Мы будем утрачивать всякие контакты, связи между нами, и вы видите, как вдруг в различных государствах начинаются братоубийственные войны. Кто? С кем? Зачем? Почему? Миллион причин!

Казалось бы, разве есть какие-то серьезные, реальные причины, чтобы вот так убивать друг друга!? И, тем не менее, для этого всегда найдутся тысячи поводов. Будут убивать и без причин. Почему? Из-за отсутствия любой связи, пускай даже основанной на негативе.

Когда в семье возникает ощущение разрыва, мы можем хотя бы поругаться – и то будет ниточка, зацепка друг за друга. Всегда необходима какая-то связь, какая-то взаимозависимость, хотя бы отрицательная, неважно.

А здесь ничего не останется, и это будет приводить к войнам, к любым эксцессам. Ведь иначе просто не чувствуешь, что ты вообще где-то находишься, ты словно подвешен в пустоте. Это пугает. Это самое страшное, что может быть. Я в полной темноте и не знаю, куда двинуться, как маленький ребенок, потерявшийся в темной комнате. Это жуткое состояние, и к этому нас ведут всевозможными способами, чтобы мы почувствовали потребность в том, что называется семьей.

Таким образом, на общечеловеческом уровне "семья" – это полная взаимозависимость существования в одной единой интегральной системе, где каждый абсолютно связан с другими и каждый ощущает всю эту систему как свое личное "Я".

В этом-то и кроется причина изначального разбиения. Когда мы первоначально были созданы вместе одним единым желанием, там мы ощущали только свое маленькое существование, не такое, как на нынешнем нашем уровне, совершенно нет, а на уровне зародыша, которым мы были когда-то в утробе матери, – в неживом, растительном или животном состоянии, в прообразе нашего сегодняшнего облика.

Так вот, чтобы привести нас к осознанию наивысшего уровня – Творца, уровня света, – для этого нас надо разбить светом, чтобы он проник между нами и именно между нами создал сеть связи, которая удалит нас друг от друга, но даст возможность приближаться друг к другу в мере нашего желания, нашего взаимного устремления.

Начав сближаться, мы увидим, обнаружим, ощутим, познаем этот свет в миллиарды раз больше. Даже самое малое духовное ощущение на первой ступени заливает человеку светом весь мир. Он ощущает всё в одном свете, всё для него взаимосвязано, интегрально. Он чувствует одну единую мысль, одну единую Силу, и получает тогда ответы на все свои вопросы – до следующего уровня, когда снова проявляется эгоизм. Тогда проступает следующая ступень разобщения, и, воссоздавая над ним новую связь, человек постигает еще больший уровень света, объединения, общего помысла, общего разума.

Однако уже самая первая ступень выводит нас на уровень вечного состояния. То есть мы уже начинаем существовать в области "Человека", на "человеческом" уровне. Раньше мы существовали на уровне неживой, растительной и животной природы, пока не развились до сегодняшнего уровня, – так и его мы поднимем на уровень "Человека", и тогда предыдущая ступень отомрет.

Таким образом, надо понимать: наше нынешнее преобразование – действительно настолько фазовое, настолько серьезное, что раньше такого не было. Намного проще было совершать переход от неживой к растительной, затем к животной природе, чем сегодня от животной природы к природе "Человека". Ведь современное преобразование зависит от нашего предварительного желания – мы должны обязать свет, чтобы он нас преобразовал. А иначе ничего не получится.

Итак, свет преобразует нас в одно единое целое: мы возвращаемся к одному единому желанию, которое было первоначально создано. Нашим эгоизмом оно как бы разорвано на куски, а теперь, устраняя этот эгоизм, мы воссоединяем его. И, возвращаясь к этому единому желанию, мы начинаем постигать наш следующий уровень, т.е. становимся равными свету, равными Творцу. Поэтому новый уровень и называется "Адам" – что значит: "подобный (домэ) Творцу".

Так что мы – одна семья. Это не просто красивое слово, это настоятельная потребность, задача, вызов Природы всему человечеству. И мы с вами – впередсмотрящие в этом деле.

А всё остальное человечество тоже должно осознанно потребовать достижения уровня одной семьи, несмотря на то что в нем отсутствует движение вперед. Мы собрались вместе, потому что сами хотим двигаться вперед, – а его понуждают сзади. Но куда двигаться, оно не знает, потому что отсутствует цель. Если на тебя воздействует одна сила, ты можешь только убегать от нее. Она толкает тебя – ты убегаешь от нее по тому же вектору. Она толкнет тебя с другой стороны – и ты бежишь под другим углом. Так человечество будет все время бросаться в разные стороны – в беспорядке, в совершенном непонимании того, что с ним происходит.

И здесь нам поручено, мы должны, обязаны рассказать о методике исправления нашей природы тем, у кого нет в распоряжении второй силы. Соответственно, мы не можем излагать им дело в том виде, как читаем в наших источниках. Да и не надо – ведь тогда мы покажемся людям мистиками. У них нет даже тех минимальных ощущений, которые есть в нас, у них нет тяги, влечения, они не устремляются вперед, их толкает сзади только отрицательная сила, тогда как нас – только положительная.

Зато, если мы начнем соединяться с ними, то приобретем от них еще и отрицательную силу, действующую сзади. Иными словами, их желания, их потребности, их чаяния, стремления выйти из этих земных состояний, которые нам, по правде говоря, безразличны, станут нашими и будут толкать нас также и сзади. Мы начнем заботиться о них, как о детях, и тогда у нас появится огромная дополнительная мотивация. Сегодня не так: нас тянут-тянут вперед, хоть немножко подтянулись – тоже хорошо. И это всё… Но этого недостаточно.

Поэтому, в первую очередь, нам надо понимать, что сегодняшнее состояние человечества предназначено для нас, вперед идущих, впередсмотрящих. Мы – авангард, и поэтому мы должны заниматься интегральным воспитанием. От других людей мы начнем получать их желания, их чаяния, их потребности, их отчаяние – и оно постепенно станет нашим, мы не сможем быть к нему равнодушными.

Занимаясь интегральным воспитанием, группа становится иной, у нее появляется огромнейший дополнительный стимул для движения вперед. И тогда действительно начинает появляться семья. Мы объединяемся для того, чтобы за кем-то ухаживать, чтобы кого-то воспитывать, о ком-то заботиться, – и это очень важно. Это в первую очередь – для нас.

А кроме того, если мы действительно одна семья, то и весь этот мир устроен же – как одна единая система. Как же мы доберемся до выхода на какой-то следующий уровень, если не будем создавать его вместе с остальными?

Вот для этого мы и формируем с вами особую науку, вернее особый раздел в каббале. Как маленьким детям, он объясняет людям всю эту методику связи между нами в одно единое целое. Объясняет не каббалистическими терминами, но, в принципе, мы говорим то же самое…

Итак, весь мир одна семья, а на нас возложена задача привести его к этому образу и таким образом выйти на следующий уровень существования – на уровень "Адам" ("Человек"). Это нам поручено, и мы будем пытаться это реализовать.

Из 1-го урока конгресса в Красноярске, 14.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Брось все силы на главное

Прекрасный путь к вершине

Методика, ведущая к свету

Оставим свой эгоизм далеко за спиной

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Красноярске. Урок №5

Рабаш пишет в статье "Цель группы": "Любовь к ближнему возможна лишь при самоотречении. С одной стороны, каждый должен принижать себя, с другой стороны, мы должны гордиться тем, что Творец предоставил нам возможность объединиться в группу, где у каждого из нас лишь одна цель: чтобы Шхина пребывала меж нами."

Шхина - это общее свойство отдачи, и мы хотим, чтобы это свойство объединяло, соединяло нас, наполняло, заполняло все пространство между нами. Получается, что эгоизм остается сзади, за спиной у каждого из нас, а впереди нас воцаряется  взаимное свойство отдачи, объединяющее нас в круг, внутри которого мы ощущаем общее поле отдачи, то есть Природу в проявлении ее высшей, самой внутренней силы - свойства отдачи.

"Поэтому общество должно состоять из индивидуумов, разделяющих единое для всех мнение о том, что им необходимо достичь этого общего свойства отдачи. Тогда из всех индивидуумов создается одна большая сила, дающая всем  способность бороться с собой, потому что в каждом включены все. Таким образом, каждый базируется на большом желании и может достичь цели."

Поразительные свойства раскрываются в объединении: ты получаешь желания других, но лишь тогда, когда хочешь существовать в них, как в любимом человеке, желаниями которого живешь. То есть его желания командуют моими желаниями, определяют их, и у меня получается двойное желание, с огромной силой тянущее меня вперед. 

А когда мы собираемся с десятью товарищами, и каждый так же проникается желанием других, то я воспринимаю в этой десятке желания уже не просто девяти товарищей, а ту сумму, которую каждый собрал в себя из остальных девяти. Представляете, какое тут происходит усиление моего личного желания: получается девять человек, внутри каждого из которых уже собраны все девять.

Но это даже не количественное, а качественное увеличение желания. Оно становится иным по качеству. В каббале ничего не определяется количеством, потому что его вообще нельзя измерить. Духовный мир не измеряется количеством. И хотя мы пользуемся количественными показателями толщины желания: 0, 1, 2, 3, 4, но на самом деле, это не количественные, а качественные параметры, потому что каждый раз происходит скачок от одного уровня к другому: от неживой материи к растительной, к животной, к человеку.

Мы всегда перескакиваем со ступени на ступень, как на следующий уровень развития, но этот уровень новый по качеству. Ведь нельзя сравнить растение с камнем количественными параметрами - это совершенно иной способ существования, иное ощущение своей жизни. Так и здесь. Поэтому как только мы соединяемся в группе, мы сразу же получаем качественно новое ощущение: чувствуем мир прозрачным, сквозным и ощущаем наполняющую его силу отдачи, которая определяет и регулирует все.

Мы начинаем чувствовать себя, свой эгоизм, барахтающийся в этом огромном океане отдачи, который управляет нами, ведет нас, объединяет, соединяет. От меня всегда требуется лишь маленькое усилие: желание ощущать свои наслаждения в других, и не более того.

Это то, что я хотел вам сказать в качестве напутствия. Из этого вытекают все наши групповые законы, определяющие, как нам объединяться в очную или виртуальную группу, как связываться между собой, как проводить собрания. Все следует только отсюда.

Самое главное, чтобы все было направлено на соблюдение этого условия, обеспечивающего каждому возможность максимально быстро и легко, энергичнее выйти из себя и переместиться в других со своей точкой в сердце. А свой эгоизм нужно оставить где-то там за спиной, в небытие - забыть о себе!

Из 5-го урока конгресса в Красноярске, 14.06.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прямой путь через товарищей к Творцу

С группой в атаку на самого себя

Собрать свою первую духовную схему

Страница 1 029 из 1 657« Первая...1 0271 0281 0291 0301 031...Последняя »