Записи в разделе 'Кризис, глобализация'
Как избежать "зомбификации" Европы

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (Д.Магнус, ст. советник банка UBS, Financial Times): Главная беда в том, что европейские лидеры поставили неверный диагноз проблеме кризиса. Поэтому они сформулировали не те задачи и проводят неверный курс. Лидеры объясняют кризис расточительностью в фискальной сфере, а не колоссальным дисбалансом между государствами-членами.

Странам-должникам нелегко добиться социально-политической сплоченности, которая нужна для проведения реформ, призванных улучшить экономические показатели.

Меры ЕЦБ принесут плоды только в том случае, если политические лидеры выйдут за рамки своего "пакта экономии и депрессии".

Реплика: Пока ни у кого я не наблюдаю постановку верного диагноза кризису и, как следствие, верного средства его исправления.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Растерянность специалистов…

2012 - решающий год для Европы

Глобальный кризис – самолет без пилота

Растерянность специалистов…

Мнение (Н. Фергюсон, историк экономики, Гарвард): На протяжении почти 500 лет люди Запада могли говорить, что у них лучшая экономическая и политическая системы, но сегодня эти утверждения звучат неубедительно - мы наблюдаем обширный кризис западных институтов, стало невозможно принимать решения, несмотря на то, что стороны понимают: если ничего не предпринимать, они своей политикой обанкротят страны.

Мнение (Х. Конли, экс. зам. госсекретаря США по европейским делам): Сегодня в США и Европе отмечается состояние политического паралича. При этом мы не знаем, каким путем лучше пойти. Запад попал именно в такую ситуацию. Я опасаюсь, что только внешнее потрясение заставит нас пойти по новому и неизвестному пути. Либо же мы настолько отчаемся, что Запад выберет себе новых лидеров, которые поведут нас совсем в другом направлении.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как избежать "зомбификации" Европы

Мир в растерянности

Мнения о природе кризиса и нашем будущем

Деньги – это всего лишь эквивалент

каббалист Михаэль ЛайтманКогда-то деньги являлись эквивалентом усилий. Крестьянин продавал яйца или молоко, сапожник – обувь. И их труд определял ценность вещей. Сегодня же достаточно напечатать бумажку и объявить ее покупательную способность.

Эти бумажки уже давно не подкреплены реальной ценностью. А между тем, деньги всегда должны соразмеряться с человеческими усилиями, в том числе и при капитализме. Только вот сегодня власть имущие не знают, как вернуться к этой системе, а часть их просто не желает этого.

Так или иначе, нам придется это сделать. Иначе обесценится всё, и дисбаланс разрушит мировую экономику. Наши сегодняшние экономические взаимосвязи не соответствуют даже тому, чего требует здоровый эгоизм, не говоря уже об альтруистическом исправлении.

Речь идет об обществе, которое следует элементарному правилу: "Идите и зарабатывайте друг у друга". Ведь на деле мы обмениваемся товарами, а деньги – это всего лишь их эквивалент. А значит, в первую очередь надо привести эквивалент в соответствие с реальным положением дел. Иначе мы погружаемся в хаос.

Сегодня миллионы на банковском счету могут иметь во много раз меньшую реальную цену. Мы сами раздули систему множеством нулей, за которыми ничего не стоит.

Исправленное общество должно быть объединено в равенстве, в обоюдности, в нем не будет богатых и бедных. Ведь социальная справедливость в своем конечном приближении – это единый уровень жизни для всех, вне зависимости от чего бы то ни было. Прежде всего надо позаботиться о том, чтобы каждый получал всё необходимое для достойной жизни, чтобы никто не испытывал недостатка в базовых потребностях.

Однако современные дельцы всё делают наоборот и разрушают целые континенты ради призрачной прибыли, которую даже невозможно потратить…

Из урока по статье "Свобода воли", 05.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Банковский фантик в один миллион долларов

Деньги – покрытие на желание

Зачем нам деньги?

Эгоистическая уравниловка и альтруистическое равенство

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каким образом при нынешнем глобальном мировом порядке общество еще не растоптало личность?

Ответ: Некого топтать. Общество уже давно завладело личностями, и никто не выделяется по-настоящему на общем фоне.

Талантливый музыкант или большой ученый не восстает против общего мнения. Все текут в потоке, кроме каббалистов, которые долгое время молчали. Мы первые поднимаем голову, которую тут же норовят отсечь.

Кто, кроме нас, действительно выступает против нынешнего эгоистического развития? Ведь даже теми, кто возражает вслух, движет просто эгоизм, у них нет духовной основы, методики. И потому мир "терпит" их. Пускай они раскрывают его зло – и что с того? "Да, я дурен. И что ты мне сделаешь? В своем зле я преуспел больше тебя: я выше, я сильнее. Ты – эгоист маленький, а я – большой. Ну и что?"

Эгоизм, царящий повсюду, "строит" всех. Обычное эго – обычный человек, повышенное эго – успешный человек, высокое эго – преступник…

Люди не понимают того исправления, которое мы предлагаем, потому что оно противоречит эгоизму, противоречит человеческой природе, тогда как все прочие критики остаются в ее рамках.

А потому, обращаясь к массам, надо говорить о простых вещах, о том, как придать нашему эгоизму другую форму – интегральную, социальную, полезную для общества. "Давайте "провернем" свое эго так, чтобы заботиться друг о друге, – и тогда всё у нас будет хорошо".

Коммунизм тоже говорит об общем благе, условие которого – всеобщее равенство. Ведь когда все равны, когда действует справедливое распределение, мне незачем конфликтовать с кем бы то ни было. Надо только воспитать человека так, чтобы он удовлетворялся этим.

Однако наш природный эгоизм все время растет и не готов довольствоваться малым. А потому нужно обеспечивать его другими наслаждениями: общественным почетом, медалями, спортивной, кинематографической и прочей славой. Пускай человек выходит на сцену под всеобщие овации, пускай получает свое эгоистическое наполнение. Если тебя повсюду восхваляют за заботу о других, ты автоматически ищешь возможность проявить себя еще как-то на этом поприще. 

Таким образом, речь идет о новом воспитании – по определению "альтруистическом", а по сути основанном на том же самом эгоизме, который пропущен через отдачу ближнему и доставляет людям душевное удовлетворение. Мы обращаемся к реальной потребности человека наполнить себя чем-то: "В новом мире материальные нужды ты можешь удовлетворить только на базовом уровне, а всю остальную надстройку твоего желания будут наполнять социальные отношения, будь то почести, власть, если ты можешь быть хорошим директором, и т.д."

Люди будут получать наслаждение не от преобладания над другими, не от попирания других, а от отношения со стороны других. Когда общество своим отношением наполняет человека – это и есть высший свет, наполняющий сосуд. Ведь никто не может уклониться от общественного мнения, от общепринятых стандартов – именно они формируют мои желания нашим базовым уровнем. Окружение буквально "гипнотизирует" нас своими ценностями.

А далее, когда люди начнут объединяться на новых принципах, они почувствуют еще одно желание: оказывается, есть что-то особое в отдаче обществу. Ведь ты несешь благо общему сосуду, общей Малхут, и постепенно улавливаешь интегральное желание, потребность в еще одном наполнении – в Творце, в Высшей силе. Окружение, к которому ты присоединился, вдруг просвечивает бытием другого порядка, совершенно оторванным от твоих животных нужд.

Так, постепенно, процесс переходит в духовное русло.

Из урока по статье "Свобода воли", 05.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рабы не мы?

Общность и самовыражение

Очарование коммунизма

Особенности национального кризиса

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (И.Слепнев, к.и.н.): Сегодня перед нами всерьез встала угроза варваризации общества. Игнорируются реальные угрозы, исходящие от коммерциализации всех сфер общественной жизни, когда всепоглощающее стремление к прибыли подавляет все другие общественные интересы и начисто вытравляет гражданское сознание и основы нравственности у активной части общества.

А.Смит писал об опасности безудержной коммерциализации, которая ведет к атомизации и дезинтеграции, и, более того, может привести к крушению цивилизованного общества.

Когда рассеялись поднявшиеся в воздух клубы пыли, глазам ошеломленного мира, вместо новорожденного демократического российского общества, предстало пугающее криминально-коммерческое новообразование.

По мере усугубления финансовых, внутриполитических, международных проблем неизбежно возрастает осознание невозможности отгородиться хрупким зонтиком домашнего благополучия от переживаемого всем миром кризиса.

Реплика: Впереди выбор между обществом рационального потребления и единения, посредством интегрального образования и воспитания населения или режимом диктатуры и нацизма.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир является обществом всеобщего риска

Катастрофа и русский характер

Каким будет следующее общество?

Страны БРИК подвержены риску

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение ("Panorama", Италия): 2012 год будет очень трудным для мировой экономики. В наиболее неблагоприятной ситуации окажутся именно страны БРИКС, в пределах их границ может разразиться валютный кризис, возможность которого слишком долго недооценивалась.

Чтобы противостоять финансовому кризису 2008 года, Центральные банки стран с развитой экономикой ослабили свою валютную и налоговую политику, и большая часть "горячих" западных капиталов была направлена в страны с быстро развивающейся экономикой, с целью поддержать их рост. Но сейчас возникла опасность, что этот старый кредитный пузырь взорвется.

Финансовое равновесие БРИКС может нарушиться, потому что доллар продолжает расти, кредитные институты Старого Света страдают плохой ликвидностью. Китайский пузырь на рынке недвижимости может лопнуть, рухнут цены на сырье, которые до сих пор двигали рост стран с быстро развивающейся экономикой.

Кризис разразится, когда у них закончатся запасы иностранной валюты. Если глобальная рецессия обрушит цены на энергоносители, это отрицательно скажется на национальной экономике России. Для Китая самая большая опасность кроется в пузыре на рынке недвижимости, который может лопнуть в любой момент. Если США и Европа не смогут справиться с ситуацией, миру стоит готовиться к самому худшему.

Реплика: Кризис обяжет нас пересмотреть наше отношение к себе и к миру.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пессимистичный взгляд на 2012 год

Евро: нельзя потерпеть крах

Итоги Саммита G20

Неравенство угрожает демократии

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: 1% самых богатых на Западе доминирует при принятии политических решений. Неравенство в доходах приобретает все большее значение в политической и экономической жизни США и Европы.

Основной вопрос - как обложить налогами 1% самых богатых (к 1% богатых относятся те, чей годовой доход превышает полмиллиона). Введение налога на сверхдоходы стало одной из причин раздора между демократами и республиканцами. Доходы наиболее богатого населения относительно наиболее бедного населения: в США 14:1, в ЕС 6:1.

Реплика: Все измеряется относительно богатых к бедным, а потому возникает вопрос: При каком соотношении между ними возникнут в США и Европе выступления, типа "Арабской весны"?

Предыдущие сообщения на эту тему:

Насколько же мы не равны!

Миром правит одна сверхкорпорация

Корень всех бед - неравенство в доходах

Год дружбы

Сообщение: В Японии "Кандзи года" объявляется каждый год в декабре. Кандзи - один из китайских иероглифов, который выбирается ежегодно и символизирует особенности данного года. Для этого года был выбран иероглиф (буквально) "Родственные узлы" или в более широком смысле, "добрая связь", "узы дружбы" людей между собой" (Kizuna).

Именно этот иероглиф набрал наибольшее число голосов в опросе общественного мнения о Кандзи нового 2012 года. Этот иероглиф отражает сложившуюся ситуацию после Землетрясения в восточной части Японии, это и восстановительные работы, и то, что ощутил каждый после многочисленных потерь в результате землетрясения. В 2011 году рекордное количество японцев оказали безвозмездную помощь пострадавшим в катастрофе.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Катастрофа по-японски

В Японии - бум самоубийств

Почему Япония? (клип)

Уроки о новом мире. Производить поменьше ненужного

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какие самые важные принципы глобального мира необходимо знать каждому безработному, без которых ему не устроиться в новом мире?

Ответ: Во-первых, невозможно устроиться в новом мире, если каждый будет думать о самом себе – нам нужно думать обо всех вместе. Нет выхода, это закон природы, который раскрывается в наши дни.

Во-вторых, в обществе все обязаны настолько заботиться друг о друге, как органы одного тела.

В глобальном мире нам нужно построить не эгоистические системы, начиная от СМИ, правительств, всевозможных общественных систем: здравоохранения, образования, в которых сегодня ни одного не волнует, что будет с другим. Нам же нужно позаботиться, как построить здорового человека в здоровом обществе. К этой цели обязаны быть направлены все существующие в государстве системы. То есть необходима одна общая программа.

Только те люди, которые понимают, что нам необходимы интегральность и взаимное поручительство – имеют право управлять обществом. Иначе каждый будет продолжать свой протекционизм, ведя к противостоянию природе и разрушению.

Нужно позаботиться, чтобы такое же отношение существовало в семье, воспитании детей, в микрорайоне, городе, государстве и во всем мире. То есть нам нужно развивать не обособленные, узконаправленные системы: образования, культуры, здравоохранения, а работать в кругах, переходя от маленького круга, ко все более широкому, и в итоге охватывая все человечество.

Надо организовать в другой форме все международные организации, чтобы такой была их цель и на нее направлена вся работа. Все мировые законы должны приниматься уже как интегральные законы, чтобы интегральность стала необходимым правилом нашего существования. Все поведение, суды, правозащитная система должна быть направлена только на это. 

Из интегрального закона вытекают следствия, влияющие на все сферы нашей жизни: прежде всего, относительно фабрик и фирм, всевозможных бизнесов – имеют ли они право на существование или нет. Если бизнес не вписывается в систему необходимого производства, то он словно заноза в теле, которая гноится и мешает, причиняя вред всему телу.

Нужно вытащить ее и оставить лишь необходимые, полезные вещи. Это совершенно новое мировоззрение, при котором никто не имеет права просто так производить что-то новое, рассчитывая это продать. Наоборот, чем меньше мы производим и чем меньше продаем – тем предпочтительнее. Это совершенно обратный сегодняшнему подход, согласно которому все изменится.

Вопрос: Речь, видимо, идет об очень продвинутом будущем состоянии, которое будет следствием интегрального воспитания, чтобы правительство могло решать, какой бизнес гармонирует с природой и потому стоит его открыть?

Ответ: Частично это будет результатом сознательных изменений, а частично – результатом естественной эволюции, при которой все производства, в которых нет нужды, отомрут сами собой.

Из беседы "Уроки о новом мире", 01.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уроки о новом мире. 80% за партами

Уроки о новом мире. Выпустить пар, но не выпускать "бесов"

Уроки о новом мире. Рабы по собственному желанию

Весь мир – хиппи?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я рассказал своей теще о науке каббала, о том, что весь мир – это одна большая семья, что все мы взаимосвязаны. Она не изучает каббалу, но поняла всё. Оказалось, что в молодости она участвовала в движении хиппи и проповедовала те же идеи. "Выходит, весь мир станет как хиппи?" – спросила она.

Ответ: Я тоже был тогда молодым и помню эти тенденции. Действительно, тяга к отказу от эгоизма, от собственничества и соперничества, от вечной погони за материальным богатством была тогда очень сильна в молодых людях. И неслучайно – ведь тогда они остро чувствовали в этом пустоту.

В те же годы Римский клуб тоже заговорил о бесплодности индустриального развития, основанного на торговле и технологиях. Многие тогда были согласны с этим, но впоследствии представители "основного течения" сумели затушевать эту проблему. Они отказались от золотого обеспечения доллара и начали надувать экономический пузырь.

В результате мир претерпел большие изменения. Ложь, вообще, позволяет многого достичь. Только сегодня становится понятно, к чему она привела и перед каким крахом мы стоим.

Так вот, во времена хиппи люди задались вопросом о смысле жизни. Однако вопрос этот формируется поэтапно. К нему подходят с разных сторон и, соответственно, находят разные ответы. Одни обратили взоры на Индию, другие отдались искусству…

В целом, относительно широкой аудитории твоя теща права. Мы говорим о вопросах, очень схожих с теми, которые волновали ее в молодости.

Однако  в наши дни сложилась совершенно иная ситуация. В те времена волну, прокатившуюся по молодому поколению, разбили достижениями технического прогресса и посулами бесконечного материального роста. Сегодня же такое невозможно.

Завершив этот виток, мир пришел к всеобщему кризису, и продолжить существование мы сможем, только привязав деньги к реальным вещам. Говоря иначе, усилия человека надо привязать к чему-то стоящему, а не к "бумажкам", которые можно напечатать сколько вздумается или растиражировать "виртуально". 

Старания, прикладываемые человеком, имеют ценность относительно тех богатств, которые дает нам природа. Этот критерий уже предоставляет возможность для объективной оценки, в отрыве от эгоизма тех, кто контролирует печатный станок.

Круг замкнулся, мир испробовал путь эгоистического развития, и вот уже несколько лет мы находимся в тупике. Избалованные "дети цветов" только прикоснулись к той проблеме, а сегодня она осознается в общемировых масштабах.

Мы уже знаем, что неспособны справиться с современными вызовами. Пример тупиковости старого пути – Африка. Когда-то ее жители обеспечивали себя всем необходимым, но затем вторгшиеся туда европейцы начали завозить очень дешевые товары, продавая их поначалу даже себе в убыток – чтобы обрушить местный рынок. Когда же население перешло на их продукцию, они взвинтили цены.

Сегодня мы имеем беспомощную, безработную, голодающую Африку, на которой и за счет которой делаются деньги. Когда африканские правительства обращаются во Всемирный банк с просьбой поставить налоговые преграды на пути импортной продукции, им отвечают отказом, основанным на передовых принципах свободной торговли.

Таким образом, ради еще нескольких нулей на счетах европейцы намеренно ввергли целый континент в беду и обрекли миллионы на голодную смерть.

Как же достичь в мире покоя и благоденствия, если не обучать людей интегральности и объединению? Другого выхода нет. Ведь иначе наша взаимосвязь будет проявлять себя в виде бедствий и катаклизмов. Эгоизм воздействует не только на человеческое общество, но и на более низкие уровни природы, включая климат. Вот и взгляни, чтó уготовил нам год минувший и что готовит год нынешний.

Всё зависит от взаимоотношений между нами.

Из урока по статье "Свобода воли", 05.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эгоизм у финишной черты

Банковский фантик в один миллион долларов

Когда техника бессильна

"Любовь" на продажу

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В западном мире вездесущая реклама, по большей части, использует женщин в сексуальном контексте, выраженном более или менее ярко. Почему цивилизованное мужское общество склонно рассматривать женщину как сексуальный объект?

Ответ: Потому что наше дурное начало – эгоистическое желание – с годами выросло до очень больших масштабов. Мы не исправили его, и оно осталось на животном уровне. А половое влечение – это самый сильный, самый естественный позыв, наиболее легкий в использовании. Вокруг него вращается, практически, всё остальное, все прочие наслаждения. И потому очень легко создать целую "индустрию любви", базирующуюся на кинофильмах, телевидении, музыке и прочем.

Никогда еще такая "любовь" не возводилась в идеал. Что бы мы себе ни думали о старых временах, на самом деле люди тогда были намного проще. Человек брал себе подходящую женщину из округи и создавал семью без всяких "высоких материй". Массово воспевать "любовь" начали в последние 150 лет, а до тех пор вокруг нее не было никакого "культа".

Этот культ возник неслучайно – ведь человеку надо чем-то наслаждаться. Что же ему дать? Что хорошего он может найти в своей жизни? Вот и возникла индустрия, продающая "любовь" оптом. Она пользуется простым, сильным и доступным наслаждением, которое, в отличие от других, почти не требует вложений. Сегодня в интернете и на телевидении его пускают в ход практически без всяких ограничений.

Более того, мы насильно пичкаем детей издержками "сексуальной революции". При помощи средств массовой информации общество с малых лет накачивает ребенка взрослыми стереотипами, совершенно неестественными для подрастающего поколения. В сочетании с гормонами, которые содержатся в пище, мы совратили детей с пути нормального развития и, буквально, заставили их "мутировать". Такова одна из граней общего кризиса

Если мы мним себя разумным, рациональным обществом, придерживающимся определенных принципов и уже имеющим немалый опыт, тогда как мы можем позволять себе такое? Разве в прошлом родители не старались оградить своих детей от плохого влияния, разве не хотели дать им всё самое лучшее, привить самые высокие ценности? Что же мы с ними делаем? Почему позволяем жестокости, цинизму и грязи современных СМИ врываться в их жизнь? Почему в молчаливом согласии даем пошлости зеленый свет?

Ребенок ходит в школу, смотрит телевизор, гуляет в интернете, и это окружение лепит его по своему подобию. Почему же мы не волнуемся об этом? Есть ли у нас что-то дороже детей?

Их не закроешь в четырех стенах – а значит, закрыть надо все те каналы, по которым в их души струится яд. Давайте позаботимся хотя бы о детях, если со взрослыми у нас опускаются руки. Общество должно подвергать контролю весь контент, на котором растет молодое поколение. В том числе, не надо навязывать человеку то, что вообще не требуется для его развития.

Возвращаясь к женской теме: нельзя приучать девочек к мысли, что они рождены для соблазнения мужчин и должны выглядеть соответственно. Мы сами взращиваем проституцию и делаем ее нормой во взаимоотношениях полов. И всё для того, чтобы кто-то на этом зарабатывал. Так или иначе, всё сводится к деньгам.

Пока мы позволяем средствам массовой информации "воспитывать", а на самом деле развращать народ – что можно требовать от людей? И опять-таки, только с помощью СМИ мы можем исправить ситуацию, взяв под контроль то, что от них исходит.

В обществе нужно навести порядок, и в том числе это значит ограничить СМИ – не свободу слова, а свободу животного позыва – ограничить на пользу народа, а не рекламодателей и иже с ними.

Начинать надо с массового воспитания, а до тех пор и говорить не с кем. Ведь люди уже "обработаны" по заказу и воспринимают сложившуюся ситуацию как естественную и единственно возможную. В результате у родителей размыты приоритеты, и они безучастно взирают на порчу детей – самого дорогого, что у них есть.

Если бы какой-то конкретный человек – кто-то из старших или взрослый – портил моего ребенка, я приложил бы все возможные усилия, чтобы исключить всякий контакт между ними. Однако против СМИ мы ничего не предпринимаем – наоборот, предоставляем им свободный доступ в свой дом. Зная о том, что происходит в школах, мы тоже соглашаемся с этим.

Люди просто капитулировали, а чтобы не портить настроение, решили, что всё нормально. Общая беда сегодня – не утешение наполовину, а утешение в полном смысле.

Нам помогут только перемены в окружении. Первым делом его надо хоть немного "зачистить". Но нами пока что владеет равнодушие, а время идет…

Из урока по статье "Свобода воли", 28.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

СМИ – шкатулка с двойным дном

Образовательный канал вместо рекламы

Основной инстинкт (клип)

$ - в воле случая

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение (Э. Гудмен, д-р юриспруденции в Ун-те Калифорнии): Bloomberg сообщает, что Bank of America передал деривативных облигаций на $22 трлн. из Merrill Lynch и своей холдинговой компании - Федеральной корпорации страхования депозитов (FDIC), которое заполнило этими потенциально токсичными облигациями в $53 трлн., общая стоимость которых в ведении FDIC теперь составляет $75 трлн.

Если произойдёт крупный страховой случай и по большей части деривативов начнутся предъявления, то США не смогут их выплатить без серьёзной девальвации доллара.

Но даже если такое случится, то пострадают не контрагенты по деривативам Bank of America, а американский народ, поскольку Федрезерв одобрил передачу деривативов от Merrill Lynch страховому подразделению FDIC.

Реплика: Естественно, что тот, у которого деньги и власть, применяет власть для спасения денег. Но не только американский народ будет рассчитываться за девальвацию $, а весь мир. Видно в этом и замысел: все не погибнут, а только в общем потеряют. Недаром FDIC занимается страхованием…

Предыдущие сообщения на эту тему:

Миром правят те, кто имеет власть создавать деньги

Финансовая индустрия: жизнь во лжи

Кризис – не лекарство, а стимул исправления

Бегство Китая и Японии от доллара, евро и ЕС

каббалист Михаэль ЛайтманМнение ("L'Occidentale", Италия): Новостью стало заключение договора между Китаем и Японией, обмениваться товарами, услугами и финансами, не прибегая к долларовым расчетам. Это соглашение между второй и третьей экономиками мира окажет влияние на всю экономику Азии. Это бегство от доллара, евро, от западного кризиса, за который они не хотят платить.

В отличие от них, ЕС демонстрирует беспомощность в общей политике против спекуляций, войн в Африке и Азии. Бесполезно требовать от Германии создания Соединенных Штатов Европы, чтобы ЕЦБ вел себя как ФР или ЦБ США, потому что немцы и англичане не желают терять свой суверенитет, в отличие от народов южной Европы.

Реплика: Пока это также демонстрирует отсутствие общего твердого решения и за неимением оного, в надежде сократить потери, азиатский рынок пытается изолироваться от прочего мира. Но будущее затем покажет, что без полного объединения всех экономик мира в единую, кризис не преодолим.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир на пороге валютных войн

Мир: углубление хаоса

Прощай, старый финансовый мир!

Стареющая Германия

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Население Германии стареет быстрее, чем в среднем по ЕС. Возраст 20% немцев уже превышает 65 лет. Это вдвое больше, чем в 1950 году. Жители ФРГ заводят все меньше детей, реже играют свадьбы, но разводятся чаще, чем другие европейцы. Родившаяся девочка проживет 82 года, мальчик - 77. Средний возраст граждан ФРГ 44 года.

Коэффициент рождаемости 1,38 ребенка на одну женщину, за 60 лет он снизился вдвое. Самый низкий из показателей по Европе. К 2060 году число людей старше 65 лет по всему ЕС удвоится, а старше 80 лет – утроится. Браки все менее стабильны. В 2009 году зарегистрировано 4,6 бракосочетания на 1000 жителей, на 1000 жителей 2,3 развода.

Реплика: Только интеграция между всеми государствами и обществами ЕС поможет каждой стране преодолеть ее специфическую слабость.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Европа и демографический спад

Иначе вымрем, как динозавры…

Методический развал семьи

История повторяется…

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (Сергей Егишянц, трейдер, аналитик, главный экономист инвестиционной компании ITinvest): "Нет худших врагов прогресса, чем те, кого я бы назвал "профессиональными прогрессистами", - люди, которые думают, что миру ничего больше не требуется, как радикальное проведение их специальных программ". (Алексис де Токвиль)

...Правительство ужесточило регулирование кредита, банки прекратили выдачу займов и потребовали от должников возврата занятых сумм без шанса перекредитоваться. Должники продали активы или объявляли дефолты – в руках кредиторов оказались залоги, которые сразу выставлялись на продажу.

Гиперпредложение активов (недвижимости и земли) вызвало обвал цен на их рынках. В финансовой системе возник острый дефицит ликвидности, а паника застопорила все операции. Экономика претерпела дефляционное сжатие – и власти пришлось срочно закачать в банки огромную сумму: она уняла панику и пополнила ликвидность, предотвратив общий крах.

"И что?" – спросите вы. – "Всё это знакомо". Но эта история случилась... почти 2000 лет назад! В 33 году н.э. цезарь Тиберий делал то же, что делает сейчас Бернанке – даже суммы сопоставимы: в пересчёте на численность населения, размер экономики и вес финансового сектора в США внесённая Тиберием сумма эквивалентна сотням миллиардов долларов – такого порядка величины фигурируют и теперь в "планах спасения", коих с 2007 года было немало. 

Есть аналогии и у смерти Цезаря – которая случилась через год после введения ограничений для меняльных контор на процентный доход и выдачу кредитов: Цезаря убили богатейшие сенаторы, среди которых были крупнейшие банкиры – вывод напрашивается. Богатство римской олигархии было внушительно и по нашим временам: состояние Красса тянуло на 10 млрд. баксов, а Лепида – и того больше.

Сходство заставляет задуматься – не ждёт ли нас продолжение римских историй? Например, в 193 г. олигарх Дидий Юлиан купил императорский трон у преторианцев, пообещав каждому сумму порядка нынешних 150-200 тыс. долларов: тогдашние "чекисты" неплохо заработали.

Во время великой смуты III века некоторые "транснациональные корпорации" содержали частные армии – да такие, что они успешно воевали с имперским войском: так, александрийский торговец папирусом Фирм несколько лет сопротивлялся армии цезаря Аврелиана – судя по трендам у нынешних глобальных корпораций, что-то в этом роде не исключено в обозримом будущем. Каковы же причины такого развития событий – тогда и сейчас? Попробуем разобраться – и для начала изучим особенности современных денег.

Современные деньги

Вы принесли в банк 100 долларов. Банк откроет депозит и, сообразно требованиям ФРС о норме резервирования в 10%, выделит под него резерв в 10 баксов. Остальные 90 долларами он даст кредит, положит на депозит в другой банк или купит облигации. Кредитополучатель потратит деньги на приобретение оборудования, продавец которого получит эти 90 баксов и положит их в банк; продавец облигаций сделает то же – в любом случае 90 долларов снова будут размещены на банковских депозитах. Банки опять выделят в резервы под них 10% (9 баксов), а остальное пустят в работу. И т.д. – изначально имея 100 долларов наличных, банки создали "депозитных денег" 100*{1+(1-0.1)+(1-0.1)^2+...} = 100/{1-(1-0.1)} = 100*10 = 1000 долларов: это и есть "денежный мультипликатор".

На практике избыточные резервы снижают степень умножения денег, а всякие "квази-деньги" (которых в последние десятилетия развелось море) увеличивают её. Но в целом всё понятно: в банковской системе обращаются не деньги, а обязательства выплатить определённое количество денег в оговорённый срок – т.е. денежные деривативы (фьючерсы или опционы).

По сути банки создают "плечо" (leverage) – как у финансовых спекулянтов, которым брокер позволяет открыть позиции на большую сумму, чем лежит на счету. Такая система генерирует кучу добавочных "оборотных средств" в экономике – но валит финансовые активы и экономику при массовом предъявлении обязательств к исполнению.

Ведь если вы закроете счёт, унеся 100 долларов, то запустите "обратный мультипликатор" (deleverage): банк, чтоб дать вам денег, продаст облигации, их покупатель должен тоже что-то продать, дабы найти денег на покупку и т.д. – в итоге изъятие 100 баксов повлечёт снижение "депозитной массы" на 1000. Когда таких людей или фирм много (например, упали доходы – а обязательства нужно исполнять по-прежнему), "широкая денежная масса" резко валится, порождая банковский кризис ликвидности, крах рынков и дефляционный коллапс экономики. Вот история времён Тиберия – а также кризисы США в 1907 и 1929 годах и другие.

Этот механизм порождает взлёт "оборота": гиперпотребление, кредитный пузырь, спекуляции – так было и теперь. Отношение денежной массы М3 к денежной базе в США взлетало до 16.5 (рекорд) и рухнуло до 5.5 (антирекорд). Долг американцев (в пропорции с доходом) за четверть века удвоился – теперь его нормализация потребует массы времени. На пике годовой оборот глобального рынка акций составлял 50-100 трлн. долларов, валют – превышал 1 квадриллион, финансовых деривативов – достигал 5-6 квадриллионов. Объём внебиржевых деривативов вырос за 7 лет в 7 раз до 700 трлн. – мировой ВВП равен лишь 60-65 трлн.

Возникли производные инструменты второго и третьего порядка – деривативы на деривативы на деривативы! Что с ними делать сейчас, не ясно – мега-суммы этих "активов" мёртвым грузом висят на балансах. Весь оборот завязан на займы – и финансовый сектор собирает дань со всех и на всех стадиях процессов в экономике; поэтому и доля этого сектора в общей прибыли корпораций в США взлетела с обычных 10-30% до 35-75%. Причиной всего этого является современная идеология (скорее, даже религия) – либерализм.

Либеральная обезьяна

В науке есть раздел "Задачи оптимизации" – надо загнать в максимум или минимум целевую функцию при ряде ограничений на её аргументы. Возникают "двойственные задачи" – это когда прежние ограничения уходят в оптимизируемую функцию, а та превращается в ограничения: это не противоположность исходной проблеме, а её "выворачивание наизнанку" (кстати, и греческое "анти-" – тоже не столько "против", сколько "вместо").

Христианской традиции это известно (антипасха, антидор, антихрист) – есть даже поговорка, что дьявол есть "обезьяна Бога". Пользуясь ею, можно сказать, что либерализм есть обезьяна традиционализма: он двойствен последнему – традиционные цели становятся возможными средствами, а средства превращаются в императив, подлежащий оптимизации.

Традиционное общество устроено просто. Оно делится на сословия по мировосприятиям: "жрецы" (служат неотмирной истине – считанные доли процента населения), "граждане" (воины и все, кто жаждет общего блага – около 5%), "обыватели" (те, кто ищет частных благ); причисление человека к сословию накладывает ограничения на его образ жизни. Что резонно – в христианской традиции после грехопадения "всяк человек ложь", поэтому безбрежному произволу ставятся барьеры: кроме функциональных (сословных) есть профессиональные (корпоративные) и местные (локальные сообщества).

С другой стороны, в людях есть образ Божий, и человек имеет свободную волю, способную склониться к добру – посему человеку оставлено "пространство свободы" в частной жизни и дана защита слабым от произвола сильных. Цель жизни – служить Богу и ближним; ограничения даны нравственными нормами (в экономике образец – "крепкий домохозяин"); но они не входят в целевую функцию, ибо "жизнь человека не зависит от изобилия его имения".

В эру либерализма на авансцену выходит "обезьяна Бога". "Либерализм не имеет никакой иной цели, кроме как повышение материального благосостояния людей, и не касается их внутренних, духовных и метафизических потребностей. Он не обещает людям счастья и умиротворения, а лишь максимально полное удовлетворение тех желаний, которые могут быть осуществлены за счёт взаимодействия с предметами материального мира" (Л. фон Мизес, "Либерализм в классической традиции", Введение).

Прочее стало средством достижения этой цели – свобода, собственность, мир, которые считают "ценностями либерализма": Мизес пишет, что если б раб был эффективнее свободного, то стоило предпочесть рабство. В этом смысле марксизм – лишь иная версия либерализма: целевая функция та же, а средства другие – общественная собственность эффективнее частной на некотором этапе укрупнения производств.

Кстати, все формы либерализма реально отвергают свободу воли: её заменяет детерминизм – биологический, психологический или социальный: у либертарианца в человеке есть только физическое и психическое, а марксист изучает социум в целом (частный человек – деталь конструктора, которой следует "слиться с объективным трендом" и в этом найти удовольствие). В этом подходе возникает глобализм – чем крупнее общий рынок, тем выше степень разделения труда, а значит, производительность: целевая функция растёт! Такой глобализм его противники назвали мондиализмом.

Глобальная ложь

Мондиализм рушит естественное устройство общества. Уходят сословия, корпорации, местные общины и семьи – остаётся "рабочая сила", а мозаичный мир обывателя деградирует до унылой серости потребителя. Из мещан нельзя сделать граждан – это разные люди; но воинство включается в коммерцию, а обыватель загоняется в армию; и войны в новое время крайне жестоки, ведь мещанину доступен единственный способ воевать – "умри ты сегодня, а я завтра": числа жертв крупных средневековых битв сейчас перекрываются за минуты – а любая периферийная операция (вроде последней ливийской) оказывается куда более кровавой, чем вся Столетняя война. "Всеобщее-равное-прямое-тайное" избирательное право сделало из политики цирк – власти из кожи лезут вон, дабы понравиться потребителю: публичные верхи ведущих стран чем дальше, тем сильнее походят на клоунов.

"Профессиональные прогрессисты" изрыгают хулы жестокости старых времён – это ложь: так, историки оценивают число убитых испанской инквизицией в 3-5 тыс. человек за 353 года – а французские борцы за "свободу-равенство-братство" казнили столько людей каждые 2 дня; про их тутошних коллег и вспомнить страшно. Проклятая инквизиция в Испании, Италии и Португалии сожгла аж 99 ведьм – а добрые "гражданские власти" учиняют охоту на ведьм перманентно.

Свободное движение через границы товаров, денег и людей порождает терроризм – для борьбы с которым свобода частной жизни стесняется невиданным в традиции масштабом; это не помогает – согласно последним данным (R.A. Pape, J.K. Feldman. Cutting the Fuse: The Explosion of Global Suicide Terrorism and How to Stop It. University of Chicago Press, 2010), в 1980-2003 годах было 350 атак смертников, а в 2004-2009 – уже 1833 (при этом доля антиамериканских акций повысилась с 15% до 92%). За последние век-полтора уровень убийств (на 100 тыс. человек) в США вырос в 4-5 раз, в Британии и России – втрое; уровни самоубийств взлетели на порядок.

Вопреки либеральному треску, принципы гуманизма рождены не Всеобщей декларацией прав человека, а ещё римскими юристами II-III веков и через законы Юстиниана (VI век) вошли в обычай. "По естественному праву все рождаются свободными" (Ульпиан). "Гражданский разум может ущемить гражданские, но не естественные права" (Гай). "Свобода – естественная возможность каждого делать то, что он хочет, если он не прибегает к насилию и не нарушает закон" (Флорентин). "Никто не должен терпеть наказание за мысли" (Ульпиан). "Нельзя изобличить иначе, как письменными документами или с помощью свидетелей" (Павел). "В сомнительных случаях всегда предпочтительны более мягкие решения" (Гай). "Домашние не должны привлекаться в качестве свидетелей" (Ульпиан). "Отцовское преступление или наказание – никоим образом не пятно на репутации сына" (Каллистрат). "Нельзя дважды наказывать за одно и то же" (Гай).

"Никто не должен изгоняться из своего дома" (Павел). "Новобранцев следует щадить" (Модестин). "Защищаться силой от насилия позволяют все законы и все права" (Павел).

В долгосрочном плане мондиализм подрывает свою же целевую функцию. Модель Рамсея и нобелевский лауреат Эдмунд Фелпс родили "золотое правило": для максимизации совокупного потребления следует поддерживать норму чистых инвестиций равной норме прибыли на капитал. Если инвестиций больше, то мощности становятся выше спроса – приводя к дефляционному кризису перепроизводства; в противном случае они недостаточны для удовлетворения спроса – возникает инфляция и ряд негативных процессов (взлёт процентных ставок, кредитный коллапс), приводящих к спаду экономики.

Подобные принципы возникают и в других математических моделях – создавая философию "магистрали": надо не допускать чрезмерных уклонений от оптимальной траектории – для чего нужна контртрендовая политика государств (на спаде стимулировать спрос, на росте зажимать). Но у свободного рынка положительные обратные связи (богатые богатеют, бедные беднеют) – как следует из "задачи о безопасной игре", в которой в конкурентной борьбе "при прочих равных условиях" (фетиш либерализма) шансы на выигрыш пропорциональны начальному капиталу игроков. Поэтому при либерализации и дерегулировании система разбалансируется – и уходит от оставленной магистрали всё дальше; а затем наступает крах.

В США с 1980-х растёт доля богатых в общем доходе; нижние 80% сдуваются. Совокупный спрос падает: у богатых выше норма сбережений, поэтому при том же суммарном доходе чем большая его доля приходится на богачей, тем ниже итоговый спрос. Оно и видно: при кейнсианцах (1960/80) среднегодовой темп роста реального душевого ВВП США составлял 2.6%, а при неолибералах (1980/2000) он опустился до 2.0%. Это ещё скромно: в более бедных экономиках рост замедлился в 2-4 раза, а в 20% самых нищих – сменился падением; в Африке южнее Сахары прибавка в 36% сменилась сжатием на 15%; в Латинской Америке было +75%, стало +6%.

Резкий рост имущественного расслоения был везде; всюду замедлилось увеличение средней продолжительности жизни. Суммами от десятых долей до десятков процентов ВВП исчисляются ежегодные потери большинства стран от либерализации рынков в рамках ГАТТ и ВТО и соглашений по защите интеллектуальной собственности; резко выросли дисбалансы мировой торговли и суммы, замороженные в валютных резервах стран-экспортёров.

Итак, глобализация провалилась и в либеральной парадигме – зато взлетел вес глобальных корпораций и доход их топ-менеджеров; в Риме было то же – латифундисты, ставшие сильнее государства, его и сгубили. А что ждёт нас?

Что дальше?

Совокупный спрос падает, настало время расплаты. Она не так сурова благодаря бюджетным дефицитам – но и у этого средства ресурс почти исчерпан. Картину искажают статистические махинации, занижающие инфляцию на 3-5% (это всемирная методика – спасибо глобализации!); официоз утверждает, будто в реальном выражении зарплаты американцев на пике – на самом деле они с 2000 года пали на 23.5% до уровня 1960-х.

Снижение реальных зарплат в Британии (на 16.5% с пика 2002 года) худшее за 200 лет, с наполеоновских войн и континентальной блокады – то ли ещё будет! Кризис продлится ещё несколько лет – которые будут суровыми: ВВП ведущих стран с пиков упадут в полтора-два раза.

Все предыдущие разы выход из таких катаклизмов происходил с помощью расширения рынков и технологических прорывов – но сейчас рынки уже планетарные, т.е. расширяться некуда. К тому же масштабы потребления наталкиваются на ресурсные ограничения – в случае новой волны экспансии они встанут в полный рост.

Так что кризис будет затяжным, а выход из него – тяжёлым; в ближайшие годы мы увидим сильный откат в глобализации – единая мировая финансовая система разделится на сепаратные зоны; большинство стран вернётся к протекционизму; о либерализации и дерегулировании придётся забыть. В борьбе за власть, богатство и влияние олигархия способна пролить моря крови: процесс зашёл слишком далеко – а значит, нынешний век обещает стать очень и очень "весёлым".

Реплика: Вот только нового состояния общества – его интегральной взаимосвязи – автор не учитывает и не исследует совершенно иной рождающейся реальности – интегрального общества, которое нам навязывает природа в эволюции мирового сообщества.

Эта новая формация с совершенно иными законами "отдачи и единения", проявится как осознанная необходимость путем вынуждающих страданий или сознательным изменением человека и общества каббалистической методикой. А в том, что "…нынешний век обещает стать очень и очень "весёлым"" – я с автором совершенно согласен!

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мысли о случившемся

Драматическая экономика

Кризис как шанс

Страница 515 из 716« Первая...513514515516517...Последняя »