Записи в разделе 'Кризис, глобализация'
Не всё то негодно, что горько на вкус

каббалист Михаэль ЛайтманОкидывая взглядом свою историю, мы видим, что постоянно развиваемся. Если растительная и животная природа почти не меняется на протяжении сотен лет, то мы развиваемся с чередой поколений и даже на протяжении жизни одного поколения.

Я, к примеру, начал жизнь в первой половине прошлого века и, с переходом в 21-е столетие, вижу, как изменился мир. Тогда люди были привязаны к деревням, селам и маленьким городкам с их оседлым образом жизни, а сегодня всё динамично, всё иначе, всё другое – мышление, подход к жизни и т.д.

Отсюда вопрос: разве недостаточно того, что мы рождаемся и живем из рода в род? Почему мы должны меняться? Ясно, что новорожденному малышу надо вырасти, чтобы зажить полноценной, взрослой жизнью, завести семью, родить детей и оставить им свои обретения, чтобы они продолжили его путь. Но зачем людям нужно еще какое-то развитие, помимо этой цепочки поколений, свойственной всему животному миру? Откуда это противопоставление? В чем цель человеческого развития? Этого мы не видим.

Однако мы можем провести аналогию с малышом, который еще не готов к жизни. Ему требуется длительное развитие, чтобы обрести разум, силу и чувство, пока он не научится понимать жизнь, выстраивать и менять ее. Возможно, и с нами та же история? Может быть, тысячи лет нашего развития подобны жизни одного человека? Может быть, каждый век человеческой истории – как год для малыша?

Однако мы все еще не видим, куда движемся. Развитие ребенка идет по накатанной дороге, и мы знаем, как обеспечивать его необходимыми средствами, включая упражнения, игры и специальное окружение. Однако цель общечеловеческого развития нам неизвестна, и потому мы не замечаем прогресса поколений. Нам кажется, что этот прогресс случаен. 

Как бестолковые родители, мы смотрим на малыша и не понимаем, откуда он взялся и для чего. Мы не имеем представления о том, как его воспитывать, какие упражнения ему задавать, в какое окружение помещать… В результате наш малыш пойдет тернистой тропкой, не имея от природы достаточных позывов, которые подталкивали бы его на путь истинный.

Своим детям мы даем знания, прививаем чувства, мы обучаем их чтению и письму, музыке и рисованию… Они живут в искусственном мире, по сравнению с которым внешний мир взрослых выглядит как дикая прерия.

Но где же заботливые родители и воспитатели всего человечества? Их нет, и потому каждое поколение, несмотря на прогресс, несчастнее предыдущего – ведь ему большего недостает. С одной стороны, мы добиваемся всё новых успехов, а с другой, всё сильнее опустошаемся.

К чему же мы пришли сегодня? Чего достигли? Что дало нам всё наше развитие? Мы вышли в космос, побывали на Луне – на эту тему уже особо и не распространяются, она избита и поверхностна. На Земле мы добились поразительных результатов – но счастья так и не нашли, так и не узнали, как наладить свою жизнь. Обостряется глобальный кризис, разрушаются семьи, страдают дети и родители, страдает общество, процветает наркомания, гремит террор, депрессия выходит на первое место в списке болезней… Где же радость? Где хорошее настроение?

Выходит, нет у человечества добрых родителей, чтобы окружить нас заботой и вырастить правильно.

А между тем, мы видим, что природа ревностно заботится о правильном развитии каждой своей части. Став родителями, мы испытываем безмерную любовь к детям, мы хотим дать им только самое лучшее, всю свою жизнь мы посвящаем им. Лучшие специалисты, огромные ресурсы и высокие технологии поставлены на службу ребенку и его развитию.

И все равно мы не достигаем успеха, хотя природа обеспечила нас всеми необходимыми средствами. Она дала нам любовь, без которой мы оставались бы безучастными. Так же и животные любят своих отпрысков.

В итоге обнаруживается, что природа, заботясь о развитии всех созданий, демонстрирует к ним очень своеобразное отношение. С одной стороны, она создает им надежные условия для правильного роста, в том числе, вызывая в родителях инстинктивную любовь к детям. В итоге у нас нет другого выхода, мы просто обязаны заботиться о них. А с другой стороны, мы видим, что человеческий род не добивается успеха.

Плод на дереве рождается горьким и непривлекательным, но в итоге созревает и предстает во всей своей красе, сочный и благоуханный. Что если и мы подобны этому плоду? Что если мы проходим сейчас промежуточные этапы развития и просто еще не созрели? Возможно, наше нынешнее состояние сродни кислому, твердому, зеленому яблоку, еще не налившемуся краской? Если не знать заранее – как можно предугадать счастливый финал его развития?

Так и по слабому, несмышленому ребенку, которому еще расти и расти, не скажешь, что когда-нибудь он вольется во взрослую жизнь, будет действовать самостоятельно и учиться новому, меняя мир.

В отличие от этого, животное спустя несколько недель после рождения уже почти не развивается. Действуя инстинктивно, оно не меняет себя и мир.

Отсюда можно сделать следующие выводы. Во-первых, наше развитие идет поэтапно. При этом, чем "кислее" создание в начале, тем слаще оно будет в итоге. И чем дольше оно развивается, чем больше состояний проходит, тем прекраснее финал его развития, тем выше будут его достижения.

Если собрать в единую картину все те примеры, которые показывает нам природа, можно подвести итог: мы идем путем особенного развития. Из поколения в поколение мы развиваемся как единое создание, еще не завершившее промежуточных этапов. Вот почему мы столь "горьки", столь безуспешны. Однако в финале нашего развития, несомненно, нас ждет замечательное, совершенное состояние.

Мы видим, что человеческий род возвышается над растительным и животным миром. Человек – венец творения. Вот почему его рост занимает наиболее длительный срок. Вот почему на пути он проходит самые крайние состояния, как будто бы и не относящиеся к одному и тому же виду.

Если уж рассуждать о природе, которая нас развивает, то делать выводы о себе самих и о ее отношении к нам можно только тогда, когда мы увидим финал развития. Иначе мы ошибемся, так же как с яблоком, начало созревания которого как будто бы не предвещает никакой пользы. Только в конце мы видим, с какой мудростью природа растила его, формируя прекрасный и вкусный плод.

Согласно этому закону, надо признать, что и мы переживаем подобное развитие, цель которого – несомненно, привести нас в конце поколений к доброму, замечательному, здоровому, совершенному, "сладкому", прекрасному состоянию.

Из 1-й беседы о новой жизни, 28.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пьеса, перетекающая в жизнь

Зачем я расту?

Не делайте поспешных выводов

Пьеса, перетекающая в жизнь

каббалист Михаэль ЛайтманПрирода поэтапно развивает нас. С каждым разом, на каждом этапе, в каждом поколении мы обретаем всё больше разума и чувства, всё больше познаём природу, мироздание, приподнимаемся надо всем, можем воспринимать, властвовать… И, по-видимому, в итоге своего развития человек действительно достигнет наивысшей ступени реальности.

В таком случае, давайте посмотрим, с помощью чего мы развиваемся, какие силы нами движут.

Рассмотрим целое на частном примере ребенка. В отсутствие внешних человеческих факторов, он будет развиваться, как животное, под воздействием своих естественных импульсов и позывов. В таком случае он не дорастет до тех вещей, которые создало для него человечество. Если не поместить его в общество сверстников, он не будет знать, как вести себя с другими людьми, как контактировать, играть и общаться с ними, как использовать их, помогать им и прибегать к их помощи.

С другой стороны, если мы организуем ему окружение: детский сад, школу, воспитателей, игры; если родители постоянно стараются развивать его не толчками природных импульсов сзади, а посредством внешних раздражителей, которые влекут его вперед, тогда его рост намного ускоряется. Его можно обучать музыке, рисованию, скульптуре, танцам, работе с компьютером и еще множеству вещей – при условии, что мы извне обеспечиваем его этими средствами.

Таким образом, есть две силы развития: одна толкает сзади естественным образом, вторая тянет спереди посредством правильного окружения.

Возможно, тот же принцип относится и к нам? Спустя тысячелетия мы, наконец-то, понимаем, что должны развиваться, подобно плоду на дереве, от дурных состояний к хорошим. Так давайте выстроим себе такое окружение, которое повлечет нас вперед. Тогда мы быстро и комфортно пройдем оставшиеся этапы, не получая сзади болезненных ударов. Давайте воспользуемся развивающими играми, умными объяснениями и другими замечательными средствами, воздействие которых будет мягким и приятным. 

Сегодня, уже разобравшись в двух средствах нашего развития, мы оказались в поистине трагическом состоянии, столкнувшись с глобальным кризисом. Человечество не знает, как позаботиться о себе, оно похоже на растерянного ребенка, который беспомощно стоит посреди комнаты, чувствуя, что его бросили одного. Кризис охватывает все сферы: семью, образование, культуру, взаимоотношения детей и родителей, наркотики, разводы, науку, а главное, экономику и финансовую систему. А кроме того, мы переживаем экологический кризис, не имея представления о том, какие катаклизмы обрушатся на нас в ближайшем будущем.

Способны ли мы привести всё в порядок? Способны ли развиваться как можно комфортнее и быстрее?

Мы видим, что это зависит от окружения. А также мы видим, что действительно можем организовать себе такое окружение, которое форсирует наше развитие.

Тысячи лет прошло, прежде чем мы изобрели для ребенка столько разнообразных средств: игры, компьютеры, музыка, танцы, кружки самых разных сортов, бассейны… А ведь надо было еще понять, что оно того стоит. Так может быть, и для человеческого общества нужно задействовать ту же схему?

Мы уже знаем, что для ускорения развития требуются специальные устройства. Например, мы не ждем, пока курица высидит яйца, а помещаем их в инкубатор и обеспечиваем нужное количество, не дожидаясь милостей от природы.

А значит, мы можем и себе обеспечить правильное и быстрое развитие, не подвергаясь ударам на пути. Мы можем расти, как хороший мальчик в семье, которая вовремя снабжает его нужными вещами на каждом этапе. Такой ребенок не знает бед и растет в радости.

Выходит, вся наша проблема – лишь в том, чтобы понять, посредством чего можно развить современного человека. И решение мы тоже видим благодаря современному глобальному, интегральному кризису.

С одной стороны, он охватывает весь мир, а с другой стороны, это угрожающее состояние, по сути, демонстрирует недостаток нашего развития. Сегодня мы обнаруживаем, что тотально и абсолютно зависим друг от друга. Это показывают все исследования. И по сути, наша неспособность объединиться является источником всех бед. Мы сами осложняем себе жизнь, сами лишаем ее уверенности, сами вносим в нее страх и ограничения. Что-то мешает нам правильно объединиться. А ведь объединившись между собой, мы избавились бы от большей части бедствий.

Кроме того, мы можем убедиться в этом, взглянув на пройденный путь развития. Со сменой поколений росло население Земли, улучшалось образование, развивалась культура, промышленность, кооперация, сотрудничество, взаимозависимость и т.д. Но сейчас мы зависим друг от друга не в том, что касается зарплаты, заработка, банковской системы и предпринимательской деятельности. Мы зависим друг от друга в человеческом факторе: мы не в состоянии наладить взаимосвязь, и ее недостаток мешает нам внести надежность в свою жизнь. Мы похожи на супругов, которые не могут ужиться в четырех стенах. Только развестись мы не можем, потому что у нас, что называется, нет другого глобуса.

Итак, опыт и исследования подсказывают, что наиболее желательная форма нашего развития – это объединение, такое же как у пары голубков. Если человечество сумеет объединиться, оно обретет счастье.

В таком случае, ясно, чтó нам надо делать. Мы должны создать себе окружение, которое будет обучать нас тому, как правильно объединяться. Тем самым мы уподобимся умному мальчику, который, понимая, что должен расти правильно, выстраивает себе соответствующее окружение. Например, заходит к соседям и говорит: "Я даю вам деньги, чтобы вы начали показательно объединяться друг с другом и демонстрировать мне свое сплочение. Тяните меня в свое единство, изображайте его, как актеры, играющие пьесу о счастливой жизни. Я знаю, что на этих примерах я буду расти хорошо и правильно. Таким образом, с вашей помощью я хочу вызволить себя из текущей ситуации".

Другой пример: я был бы не прочь учиться музыке, но с другой стороны, особым желанием не горю. Мне нужен "тягач" – окружение, которое повлечет меня вперед, подзуживая блестящими перспективами выбранного пути. Тогда я иду к музыкантам и плачу им за то, чтобы они приходили ко мне на посиделки, музицировали, беседовали о музыке, сочиняли что-то возле меня… Всё это производит на меня впечатление, я понимаю, что музыка – это великое искусство, глубокое и очень важное. Пускай я заплатил им, все равно меня очаровывает "гармония сфер".

Так окружение помогает мне развиваться добрым путем. Даже если средство кажется фальшивым, результат вполне настоящий.

Главное здесь – общество. Это общество я могу создать сам, но нет сомнения также, что его могут сформировать для меня умные люди, умеющие применять это средство. В мире есть много ученых и специалистов, сведущих в развитии человечества, – нужно только помочь им и услышать, чтó они говорят. А говорят они то же самое: нам стоит окружить себя таким обществом, которое будет оказывать на всех нас правильное воздействие.

Тогда мы возьмем верный курс и пойдем добрым путем поэтапного развития. Мы "поспеем" сами, прежде чем беды и несчастья заставят нас сделать это напором сзади. Или, говоря иначе, мы быстро вылупимся в своем "инкубаторе" для жизни в новом, прекрасном мире.

Из 1-й беседы о новой жизни, 28.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не всё то негодно, что горько на вкус

Оптимизация развития

Власть окружения

Школа – зеркало пороков общества

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда мы говорим о воспитании взрослых людей, возникает опасение, что люди начнут обвинять нас в том, что мы предлагаем нечто непрактичное, слишком оторванное от реальности.

Ответ: Я с этим абсолютно не согласен! Сегодняшний мир и тот, который мы предлагаем, абсолютно противоположны. Надо смотреть правде в глаза! Это на самом деле  так! Здесь не может быть половинчатых решений! Я не могу сделать школу наполовину гуманистической и наполовину эгоистической – такой, какая она сегодня.

Когда маленький ребенок приходит в школу, его могут избить, обокрасть, сделать из него всё, что угодно, вынудить его к чему угодно – силой, давлением, влиянием, какими-то ценностями. Его заставляют быть таким же, как все, причем самыми отвратительными примерами. Он приобщается к курению, к алкоголю, не говоря уже об угрозе наркотиков! Школа – это школа разврата, школа тщеславия! Кого-то привозят на машине, а кто-то добирается пешком...

Все пороки современного общества проявляются среди детей в школе в самом жестоком виде. И с этим надо бороться! С этим надо начинать что-то делать! Это же наши дети!

Поскольку мы сами стали бесчувственными эгоистами, мы так же относимся и к детям, отталкиваем их от себя: "Иди в свою школу. Там тобой должны заниматься, устраивайся сам".

Вместо того чтобы воспитывать из ребенка нормального человека и создавать для него будущее, следующее общество, мы не создаём ни общество, и не делаем из человека – человека.

Нам неважно, что будет! Поэтому мы не хотим рожать детей. Мы просто существуем, плывем по течению, которое несет нас к огромному водопаду, к падению в пропасть.

Из беседы об интегральном воспитании, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Решение проблем - в преобразовании школы

Начинать надо с человека!

Перевоспитание взрослых

Новая система взаимосвязей (клип)

Где истина? – У Природы!

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (М.Барболин, к.п.н., ин-тут образования взрослых РАО): Нравственность и смысл жизни стали наиболее обсуждаемыми категориями (сущностями) современности. Вместе с тем, рассматриваются они, как правило, без должной связи друг с другом.

Применительно к современной общественной жизни актуальным является развитие нравственности человека. При этом подразумевается нравственный образ жизни и ничего не говорится о нравственных качествах человека, о его внутренней нравственности. Но ведь совершенно очевидно, что речь идет о соблюдении определенных норм жизни, нарушение которых нежелательно потому, что может нанести вред другому.

Но, как известно, понятия добра и зла относительны. Где та грань, которой необходимо придерживаться, чтобы "не навредить" ни себе, ни другим, и не только людям, но и природе. Где тот механизм, который бы регулировал и направлял в должное русло поведение человека? Как сделать так, чтобы была польза?

Реплика: Педагоги самые консервативные, пожалуй, люди на земле, нечто среднее между офицером, врачом, надзирателем и …мамой. Уже сколько времени мы все недовольны школой, ее результатами – ведь если стоит вопрос об образовании взрослых, это означает, что их не обучили "образовываться"  в течение жизни самим.

Но это естественно, ведь все мы упали в общий кризис всех наших планов и дел, как следствие окончания развития эгоистического желания и приходим к выяснению невозможности более в нем существовать и строить  нашу жизнь.

А значит, при выборе нового отношения к жизни, построенного на отдаче, нам будет необходимо перестраивать и всю систему образования, благо она и сама уже разрушена, остается только расчистить место от привычных, но вредных установок - и с ясным мышлением построить воспитание, которое будет исходить из подобия природе, а значит будет верным и вечным.

Предыдущие сообщения на эту тему:

О мировоззрении и миропонимании

Особенности национального кризиса

Кризис европейской цивилизации

В финансовом кризисе виноваты пенсионеры

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Пенсионеры еврозоны живут не по средствам, и это главная причина текущего кризиса в Европе. Развитию масштабного долгового кризиса способствовали сокращение пенсионного возраста, избыточные расходы на выплату государственных пенсий при недостаточных резервах частного пенсионного обеспечения. В долгосрочной перспективе аналогичный долговой кризис из-за трудностей с финансированием пенсионной системы угрожает всем странам.

В наиболее тяжелом положении с точки зрения сбалансированности бюджета сейчас находятся Италия, Греция и Япония. В этих странах на выплату пенсий тратится треть госдоходов, нехватка которых в течение длительного уровня компенсировалась повышением уровня госдолга. В следующие десятилетия ситуация в Европе может только усложниться. В Японии, где к 2020 году на одного пенсионера будет приходиться менее двух работающих, бюджетный кризис разразится уже в этом десятилетии.

Коэффициент демографической нагрузки, который показывает соотношение работающего населения, в следующие десятилетия будет снижаться во всех странах. Это, в свою очередь, ведет к сокращению темпов экономического роста и возможностей сбалансировать бюджет. Кроме того, старение населения  ведет к тому, что основой политического конфликта  в США, Европе и Китае скоро станет борьба не классов, а поколений.

Реплика: Есть только один выход из многих проблем – устремление к обществу разумного потребления. Но увидеть только это единственное решение возможно после осознания общей системы Природы, в которой мы - интегральная часть. См. раздел "Интегральное образование".

Предыдущие сообщения на эту тему:

24 факта о кризисе американских бебибумеров

Европа и демографический спад

Учиться жить по средствам

Европа без Евросоюза

Мнение (О.Буторина, д.э.н., проф., МГИМО): 1. Главная проблема современного ЕС – утрата европейской идеи и идентичности. Молодежь превратилась в объект политики принудительного потребления. Маркетинговые стратегии направлены на лиц до 25 лет.

Переход к самостоятельной жизни становится похожим на изгнание из рая - в мире взрослых их никто не ждет, безработица среди лиц до 25 лет составляет30%, в Греции, Словакии и балтийских странах - 35%, в Испании – 42%. Став стажером или безработным, молодой человек догадывается, что картинка из глянцевого журнала никогда не станет реальностью, – и это причина социального протеста молодежи, вину за неудачу они возлагают на власти ЕС.

Дальнейшее развитие интернета и соцсетей усилит голос молодежи в обществе - юноша в рваных джинсах с ноутбуком может стать более влиятельной политической фигурой, чем член парламента. Молодые метко и агрессивно критикуют европейские власти за бездействие. Блогеры могут организовать эффективную и быструю пропагандистскую кампанию, сдвинуть общественное мнение, вынудить Брюссель изменять свои решения. В сети Facebook 800 млн пользователей, в Европе - до 200 млн. Блогеры могут собрать миллион электронных подписей за пару дней.

Молодежные протестные действия будут иметь вид бунта, без ясной программы и целей, с высоким эмоциональным накалом и быстрой мобилизацией сил. Использование неконвенциональных форм затруднит для властей управление ими при помощи обычных политических и административных методов. Главная опасность в том, что молодые, не понимая меры своей гражданской ответственности, совершают рискованные действия. 

2. Закрытие производств привело к появлению депрессивных территорий с длительной безработицей, оборвались рабочие династии, в которых люди со средним образованием чувствовали себя уважаемыми членами общества. Люди, которые прежде работали бы на производстве, устремляются в чиновники. Отсюда – повсеместное раздувание административного и государственного аппарата.

3. Чувствуют ли бретонцы своей Родиной не только Францию, но и ЕС? А сицилийцы, каталонцы, баварцы, русскоязычные латвийцы считают ли ЕС своей родиной? А поселившиеся в ЕС марокканцы, турки, китайцы и вьетнамцы? А их дети? Их готовность к солидарности, защите идеалов единой Европы в ущерб собственному благополучию?

4. В странах ЕС на двух пенсионеров - трое работников, а системы соц. отчислений не рассчитаны на такое соотношение.

5. Проблема стиснутого поколения: сорокалетние европейцы зажаты между сыновьями и родителями. Мужчина 50 лет имеет 15-летних детей и 75-летних родителей, т.е. он обязан дать уход за престарелыми родителями и содержать детей. Поэтому в возрасте до 27 лет с родителями и без партнера в ЕС живут 75% юношей и около 60% девушек. В Италии - 70% мужчин до 29 лет, 35% мужчин до 34 лет. Оставаясь в родительском доме, они не стремятся к экономической независимости, предпочитая тратить свои скромные заработки на красивые вещи, хобби и развлечения.

Сознательным европейским гражданам придется не рассчитывать на поддержку Брюсселя. Если им удастся использовать кризис для масштабной перестройки ЕС, он получит второе дыхание.

Реплика: Кризис поколений прорвется наружу и вынудит к изменению общества, силой и разумом, - смотря чего будет больше, – это зависит уже от нашего распространения.

Предыдущие сообщения на эту тему:

2012 - решающий год для Европы

Поведение толпы: сила - в единстве

Бедность государств

Динамика развития человечества

каббалист Михаэль ЛайтманКогда мы изучаем психологию человека и его место внутри общей картины: неживой, растительной и животной природы, то видим законы и согласно ним должны продвигаться. Мы - часть природы, результат ее развития. Мы не находимся вне нее.

Психология – это наука о поведении человека, что тоже является частью законов природы. И это очень важная часть науки, пусть она и существует лишь чуть больше ста лет. Но действительно, только сто лет назад мы начали ощущать, что у нас есть способность развиваться в особой, личной, осознанной форме, понимая, откуда я, кто я, как я отношусь к другим и почему.

До того, лишь в романах писали о том, как ведет себя человек. Но сто лет назад, по сути, не так давно, начали изучать, почему он ведет себя именно так, откуда следует его поведение. Это уже изучение законов о человеке. Потому так важна психология, ведь она помогает мне понять: кто я, кто другие, и как я могу построить между нами счастливую жизнь.

Если мы – семья и живем в одной комнате, которая называется планетой Земля, завися друг от друга, то нет выбора – мы должны достичь согласия. А психология помогает нам достичь мира в семье. Это называется соблюдением законов природы.

Кроме того есть законы на уровне неживой природы, которыми занимается физика, законы растительной природы – биология, ботаника, животной природы – зоология. Все это законы того, как ведет себя природа на неживом, растительном и животном уровнях – как ведут себя элементарные частицы, молекулы, клетки, тела, как они взаимодействуют между собой и т.д.

А то, как ведет себя человек, мы изучаем в психологии – науке о природе человека. И природа требует от нас согласно нашему развитию.

Когда мы смотрим, как растут дети, то знаем, как они должны развиваться год от года. Что это развивается в них? – Их природа. Мы знаем, что должен уметь делать ребенок в год-два-три и т.д. Каждый год человек проходит какое-то развитие: в понимании, осознании, поведении, развивается физически, физиологически, психологически, ментально. Это и называется законом развития природы. 

Это закон, ведь мы можем сказать, что ребенок в два года должен быть определенного веса, роста, иметь конкретные навыки. А в три года – по-другому. Откуда мы знаем, каким он будет в три года? Нам знаком закон развития, динамика, процесс. Это называется законом природы. Мы не можем тут сделать ничего другого, потому что это развитие заложено внутри человека.

Мы изучаем законы природы, мы – часть природы. Внутри нас есть некий двигатель, который нас развивает - каждого человека в течение 70 лет его жизни и всех вместе, в течение всей истории. Сейчас, оглядываясь назад, мы можем проанализировать: почему мы развивались именно так, год от года, от эпохи к эпохе, что было нашей движущей силой, что происходило.

Здесь можно провести целое исследование об истории человечества. Не просто, когда и где что-то случилось – но почему оно случилось, за счет чего. Человечество – словно ребенок, развивающийся по определенным законам.

Если у животного родился маленький щенок, то я знаю, как он должен развиваться. А если не знаю, то несу его к специалисту, который знает - к ветеринару. Все это называется знанием законов природы.

И такие же законы есть в человеческом обществе, которые называются социологией. Все подчиняется законам. Мы просто их не очень знаем и понимаем – эти науки очень молодые. Но в мере нашего знания мы видим, что все это подчиняется строгим закономерностям во всем.

Внутри человеческого рода заложено внутреннее, общественное развитие. Его  внутренними данными определяется, как он будет развиваться, как построит свое общество, построит себя. А время, которое действует на эти внутренние данные, развивает нас в такой форме.

Если дать ребенку еду и уход, то он будет развиваться год от года. Разве его развивает пища? Нет, пища – это лишь подпитка, за счет которой развиваются внутренние гены, приводящие его к тому, чтобы стать человеком.

Когда ребенок развивается из капли семени, тут не происходит ничего случайного. Заранее известно, что из этой капли семени затем разовьется тело, которое родится и будет человеком. Все это выходит из информационных генов, заложенных в нем определенных данных, которые затем развиваются за счет внешнего питания. И все это происходит в соответствии с законами.

И то же самое мы видим в развитии человеческого общества.

Из 1-й беседы о новой жизни, 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вселенная бездонной мудрости

Заключение к первому уроку

О необходимости следовать законам природы

Вселенная бездонной мудрости

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мне понятно, как развивается младенец. Но кто-то знает, какие гены есть в человеческом обществе? Никто еще никогда не видел, как оно развивается, чтобы собрать данные и сказать, как оно будет развиваться снова. Человечество – это наш единственный ребенок, который так растет.

Ответ: Мы можем проанализировать и исследовать прошлое, чем занимается философия, социология, психология, и заметить тут закономерный процесс, причины этого процесса. Мы не очень видим будущие перспективы, но тоже можем понять, согласно своему сегодняшнему состоянию, куда это нас приведет. Мы всегда делаем некую экстраполяцию из прошлого в будущее.

Природа требует от нас исполнения ее законов. Природа – это общий организм, который развивается, вовлекая в свое развитие неживой, растительный, животный уровень и человека. Все проходят развитие. Сначала развивался земной шар, затем растительный мир, потом животные, а потом человек.

Это развитие началось с Большого взрыва и с тех пор продолжается за счет все большего соединения. Соединение частей каждый раз приводит их к созданию все более сложных и особенных организмов – более уникальных и по количеству, и по качеству.

Сначала была лишь неживая материя, но затем ее части вдруг начали расти – в них появилась какая-то жизнь, собственное развитие. Затем развитие достигло животной ступени – животное развивается еще более индивидуально. Затем появляется человек – все это результаты развития.

Понятно, что в этом развитии есть свои законы – мы видим это на примере прошлого. Вопрос: понимаем ли мы их? Видимо, не понимаем - но это не значит, что их не существует.

Я как ученый наблюдаю за природой и изучаю, как она развивается и развивает меня, как часть природы. Ведь человек не может быть выше природы при всей его науке. 

Мы существуем в некой замкнутой сфере под названием "Вселенная", и изучаем, где находимся, и какие законы действуют тут, внутри этой сферы. Эта сфера бесконечная, не имеющая границ, наполненная бездонной мудростью. А мы лишь соскребаем с этой мудрости жалкие крупицы – на этом и основана вся наша наука.

Мы не изучаем ничего, кроме природы, и внутри этой сферы, также узнаем немного о самих себе. Мы видим, что не можем наладить свою жизнь, и для этого нам, конечно, нужно изучить законы природы. Это хорошо, что неприятные проблемы подталкивают меня к познанию природы – по крайней мере, для того, чтобы улучшить свою жизнь.

Из 1-й беседы о новой жизни, 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Динамика развития человечества

Заключение к первому уроку

О необходимости следовать законам природы

Заключение к первому уроку

каббалист Михаэль ЛайтманМы пока только начали, и как итог первого урока, нам нужно всем согласиться, что мы существуем внутри природы. Можно представить ее себе, как замкнутую сферу, шар, внутри которого мы живем. Внутри этой сферы действуют абсолютные законы, под властью которых мы находимся.

Исследуя природу, мы открываем часть этих законов и называем это наукой. Но,  безусловно, 99.9% законов остаются нам неизвестными, мы пока не способны их раскрыть.

Обычно, знание законов природы помогает нам лучше устроить жизнь. Посмотрите, сколько полезных вещей есть у вас в доме: телевизор, интернет, стиральная машина, сушилка – чего только нет. Сравните, насколько удобнее стала жизнь, по сравнению с человеком, жившим в какой-то глухой, заброшенной деревне, черпавшем воду из колодца, варившем пищу на костре и стиравшем белье в корыте.

Мы все это делаем в считанные минуты и без всяких усилий. Вместо колодца – кран в стене, все удобства в доме, с помощью которых я могу существовать, не прикладывая больших усилий. Таким образом, я могу жить, не совершая множества дополнительной работы, без которой нельзя было обойтись в прежней, деревенской жизни.

То есть наше развитие, освобождает человека для других, дополнительных занятий, далеких от обеспечения насущно-необходимого. Но спрашивается, если мы достигли такой развитой жизни, то почему она стала настолько жестокой, пустой, приводящей нас в отчаяние, вселяющей неуверенность, страх, беспокойство?

Что мы сделали с освободившимся временем, полученным за счет развития техники, технологии, социального развития, благодаря которому могли создать такое прекрасное дополнение к своей жизни? Вместо тихой и спокойной, пусть и тяжелой физически, деревенской жизни – мы попали в современные джунгли. 

Почему мы растрачиваем свои силы и время, освободившиеся за счет развития технологии, на создание такой трудной и запутанной жизни? Разве не пора остановиться? Может быть сейчас, нам стоит перейти к совсем другой жизни: словно опять мы уходим из своей деревни – в новую, заманчивую жизнь…

Нам нужно пару часов, чтобы обеспечить себе необходимое для существования, которое было в деревне, а остальное время, давайте потратим для души, наполним его другими занятиями! Может быть так, нам удастся исправить свою жизнь?

Этим вопросом я заканчиваю нашу первую беседу…

Из 1-й беседы о новой жизни, 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Динамика развития человечества

Вселенная бездонной мудрости

Что мне взять с собой в новый мир?

Не придерживай лекарство до последнего

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сегодня люди занимаются повседневными делами, не задумываясь о чем-то глобальном. Если у них и есть проблемы, то не настолько серьезные, чтобы докопаться до истинного недуга…

Ответ: Это верно, и все-таки мы не хотим, чтобы на них свалились страдания. Мы хотим дать миру лекарство, прежде чем болезнь обострится. А для этого надо сперва объяснить людям общий процесс. Тем самым мы заранее подложим подушку, еще до того как человек упадет. И начинать надо уже сейчас.

Я смотрю на мир, как врач на больного. Сейчас ему хорошо, но я знаю, что через несколько дней начнутся боли. Так зачем ждать, если можно уже сейчас выписать ему лекарство, или, скажем, прививку?

Однако мы тянем до последнего, до массовых волнений и беспорядков, вместо того чтобы реагировать уже на предварительном этапе. Сколько людей находятся, практически, в нищете, сколько бедствуют, а ты говоришь, что им нет дела до причин. В мире достаточно бед. Даже те, кто готов сжечь его ради собственной выгоды, тоже страдают. Все заблудились, у всех проблемы – и у бичующих, и у бичуемых.

Так почему же не объяснить им ситуацию? Ведь мудрый смотрит вперед. Пускай разглядят хотя бы то, что скрывается за ближайшим поворотом.

Разумеется, в каждом из нас срабатывает защитный механизм: "Ничего страшного, обойдется. Пока что я живу себе вместе с другими…" Но какая польза в том, чтобы ждать до последнего? Ведь мы доведем дело до того, что придется распределять среди населения продовольствие. А между тем, наша эгоистическая система и на это неспособна. Она не видит смысла в заботе обо всех. Остается только армия.

А самое главное: что мы будем делать с человеком, который остался без работы и сидит дома в четырех стенах? Вот это действительно большая проблема.

Так что, не сваливай всё на других, а наоборот, уже сейчас возьми ответственность на себя.

Из урока по статье "Свобода воли", 11.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Исправление начинается с общества

Когда больной еще не готов лечиться

Да здравствуют неравнодушные!

Исправление начинается с общества

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Пока человеку хорошо, он не готов слушать наши предостережения о бедах. Мы словно несем ему страдания…

Ответ: Если больной безнадежен, не стоит говорить ему, что через пять лет он умрет. Пускай лучше эти годы не будут омрачены безысходностью. Это верно, но у нас другая ситуация. Мы говорим, что через пять лет наступит тяжелейшее обострение, если уже сейчас не предпринять определенных профилактических мер. Проще говоря, больному всего-то и надо – принимать по таблетке в день. И тогда не будет никаких страданий – наоборот, скатывание прекратится.

И это не пустые разговоры, ведь мы сделали рентген и обнаружили проблему, которая требует лечения. Таким образом, мы несем миру лекарство, а не страшную весть о неизбежном. В любом случае, он уже болен, и мы предлагаем ему легкое исцеление. Разве не так ты поступил бы с теми, кого любишь, кто тебе близок? Зачем им страдать понапрасну?

Уже сейчас в мире есть явные проблемы: беспорядки, неполные семьи, подорожание продовольствия и электричества… И решений нет, постепенно всё становится только хуже.

Так вот, мы не пойдем с протянутой рукой к правительству, мы не будем перекраивать дырявый бюджет. Вместо этого давайте установим между нами в обществе элементарное равновесие – и тогда мы обнаружим такие излишки, что бедствующих просто не останется.

Да, трудно понять, откуда придет это богатство. Ведь ты мыслишь просто: "Если мне чего-то недостает, я предъявляю требования государству". Но откуда эта уверенность в том, что другого пути нет, что только так можно устроиться? Почему вместо этого ты не обустраиваешь само общество?

Если бы мы научились делиться друг с другом и поддерживать в стране порядок так же, как дома, если бы стали экономными, отзывчивыми, эффективными в ведении общего хозяйства, если бы не тратили средства впустую, а действительно заботились обо всех вместе, тогда обнаружились бы такие "закрома", которые позволили бы вдоволь накормить всех. 

Требования к правительству не помогут – вместо этого начни с окружения, с общества, с людей. В этом и состоит подход науки каббала: начни с воспитания, чтобы все поняли, что надо самим вместе налаживать ситуацию. Тогда тебе не придется вести бесполезную политическую борьбу.

Таков наш путь – путь исправления человека. Не исправив человека, нам ни в чем не добиться успеха. Необходимо сменить подход: мы выстраиваем сбалансированное общество с рациональным, экономным потреблением. Первая наша задача – поднять всех неимущих над чертой бедности к нормальной, достойной жизни. А затем придет черед исправления на следующем этапе.

Только так мы покажем пример всем секторам общества. Обеспечь всех, и ты увидишь, какую пользу это принесет. Ведь в этом кроется духовная сила, и все почувствуют, что дело тут не в подачках, не в жалостливых благодеяниях, а в чем-то более высоком. Человек, получивший такую помощь, почувствует, что это исправление, и сам захочет присоединиться к нему.

Из урока по статье "Свобода воли", 11.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не придерживай лекарство до последнего

Переключение на отдачу

Материальный баланс и духовная сущность

Самые счастливые и несчастные страны на Земле

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование WIN-Gallup International: Счастливы ли люди Земли, и жители каких стран счастливее других? Самым счастливым местом на планете оказалась Республика Островов Фиджи — 89% ее жителей ощущают себя счастливыми, а жители Литвы — всего 9%. В целом на Земле живет больше счастливых людей (53%), чем несчастных.
Среди самых счастливых стран лидируют Нигерия (84%), Нидерланды (77%), Швейцария (76%), Колумбия (71%), Финляндия (70%), Германия (68%), Исландия (66%), Дания (64%), Бразилия (63%).
Уровень счастья не зависит от экономического благополучия страны. В группе стран с небольшими доходами, счастливыми оказались Южная Корея, Исландия, Саудовская Аравия, Аргентина, Малайзия, Тунис, Бразилия, Перу, Азербайджан.

Страны с несчастными жителями: Чехия, Турция, Болгария, Македония, Южная Африка, Китай, Индия, Украина и Россия.

Большинство россиян не смогли определиться, счастливы ли они - 42%. Определенно счастливыми назвали себя - 39%, наверняка несчастными – 8%.
В Западной Европе самая несчастная – Ирландия.

Наименьшие показатели счастья: Грузия меньше 10%, Литва 9%, Сербия 8%, Палестинская автономия 7%, Египет 0%. А в Румынии этот коэффициент вообще -10%. 
Оказалось, что ощущение счастья мало связано с экономическими ожиданиями. Люди, которые не относятся ни к какой религиозной организации, менее счастливы, чем верующие.

Реплика: Очевидно, насколько человек не машина и все воспринимает чувственно и субъективно. Несомненно, если удовлетворит свои телесные (животные, необходимые) потребности, то сможет получить безграничное счастье от ощущения единства.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Главная проблема человечества - всем не хватает счастья

Счастье попало в кризис

Психологи: почему люди несчастны

Апокалипсис, подготовленный в лаборатории

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение (The New York Times): Экспериментируя с возбудителем птичьего гриппа, голландские ученые создали вирус, способный убить десятки, если не сотни миллионов человек, сообщает The New York Times в редакционной статье.

Исследования финансировались Национальным институтом здравоохранения США. По мнению газеты, эти "исследования вообще не следовало проводить, поскольку потенциальный ущерб - просто катастрофический, а потенциальная польза от изучения вируса - скорее гипотетическая".

Издание призывает уничтожить новый вирус или, по крайней мере, хранить его лишь в нескольких лабораториях, соответствующих уровню биологической безопасности 4.

Ученые из Медицинского центра Эразма (Роттердам), экспериментируя на хорьках, попытались выяснить, как быстро вирус A(H5N1) может мутировать в форму, которая передается воздушно-капельным путем. Оказалось, что всего после 5 генетических мутаций вирус начинает передаваться этим путем от хорька к хорьку, оставаясь столь же летальным. Между тем хорьки реагируют на грипп наподобие человека.

В Центре Эразма полагают, что данными о мутациях данного вируса должны располагать более 100 лабораторий и около тысячи ученых в мире. По мнению газеты, это чревато утечкой информации.

Реплика: Если мы не начнем немедленное исправление нашей природы, она нас непременно погубит. Пока что человечество воспринимает подобные известия иронически…

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как бы нам не затонуть…

Системный кризис здравоохранения

Какая глобализация сможет выжить?

Европе не дождаться помощи от стран БРИКС

каббалист Михаэль ЛайтманМнение ("Panorama", Италия): По прошествии встречи Большой двадцатки (G20) в Каннах ничего не изменилось. БРИКС забыли об обязательстве, взятом в Каннах. Сегодня за развивающимися странами стоит Китай, который оказался единственной страной, отважившейся на прямой разговор. Запад предпочел не комментировать этот шаг назад.
Европе не следует ждать, что Пекин отдаст значительную часть валютных резервов на спасение задолжавших стран. Старый Свет может оставаться рынком сбыта китайского экспорта. А если Китай не собирается вкладывать в Европу, то трудно предположить, что это сделают Индия, Россия, Бразилия или Южная Африка.
Эти страны сегодня гораздо более заинтересованы в том, чтобы поддерживать рост и развитие внутри своих национальных границ, они убеждены, что европейский импорт не возобновится в ближайшее время, невзирая на их помощь.

Реплика: Только общее решение глобального кризиса – к интеграции во всем, над всеми противоречиями, во имя спасения, которое будет только во взаимном поручительстве всех землян.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Страны БРИК подвержены риску

Учиться жить по средствам

Итоги Саммита G20

Страница 512 из 716« Первая...510511512513514...Последняя »