Записи в разделе 'Восприятие реальности'
Мы в действительности сформированы нейронами

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование: В мозге человека 100 миллиардов нейронов. Каждый из них имеет до 10 000 контактов с прочими нейронами. Число перестановок и комбинаций активности мозга превышает число элементарных частиц во вселенной.

Нейроны возбуждаются при моем действии, но также и в случае, если я смотрю на человека, производящего данное действие – этим данный нейрон встает на чужую точку зрения, симулирует действие другого лица, имитацию и подражание.

В нашей эволюции наблюдается внезапное появление и быстрое распространение целого набора навыков, присущих исключительно человеческому роду: использование инструментов, огня, убежища, языка, способность угадать мысли другого, объяснить его поведение. Суть происходящего – во внезапном происхождении сложной системы зеркальных нейронов, позволяющей подражать и имитировать действия других. Вследствие этого, когда один человек делал случайное открытие огня или какого-либо инструмента, это открытие быстро распространялось вдоль популяции и передавалось поколениям. 

Белому медведю для эволюции шерстяного покрова потребовалось 100.000 лет, а человеческий детеныш, увидев, как родитель, убив очередного белого медведя, снял с него шкуру и надел на себя шерсть, научится в один шаг. То, что заняло 100 000 лет для медведя, он может достичь за 5-10 минут. А затем, как только он научится навыку, тот экспоненциально распространяется среди всего населения. Имитация сложных навыков лежит в основе цивилизации.

Если кто-то коснулся моей руки, возбуждается нейрон - и тот же нейрон возбудится, когда я смотрю, как касаются кого-то другого. Это и есть сочувствие с прикосновением к другому человеку, хотя буквального касания не ощущаю. Есть сигнал обратной связи, который перекрывает зеркальный нейрон и не допускает осознанного чувства касания.

Но если удалить руку, анестезировать ее, так что рука перестает воспринимать ощущения, если я буду наблюдать прикосновение к другому, я буду буквально чувствовать боль в своей руке. Иными словами, барьер между человеком и его окружающими растворяется.

Все, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа. Удалим кожу – и человек будет ощущать в своем мозгу прикосновения к другому человеку. Так исчезает грань между одним человеком и другим.

Мы в буквальном смысле слова связаны своими нейронами. Это выросло из основ нейробиологии.

Если рука ампутирована, и пациент наблюдает прикосновения к другому человеку, он ощущает это на фантоме своей руки. Если пациент ощущает боль в фантоме, он хватает руку другого и начинает потирать чужую руку, – таким образом он облегчает боль в своей фантомной руке. Как если бы нейрону полегчало от того, что он видит, как потирает руку другого человека.

Реплика: Наука приводит нас к осознанию всеобщего интегрального мира, в котором мы все горизонтально (человечество) и вертикально (в поколениях) взаимосвязаны. Природа направляет наше развитие на осознание этой полной взаимосвязи и вынуждает осознать, что мы должны привести себя в соответствие с ней.

В.С. Рамачандран: Нейроны, сформировавшие цивилизацию (клип)

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мозг как верховный координатор

Мозг: тайна, недоступная науке

На стыке материального и идеального

Мысль - материальный объект

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Не знаете, как избавиться от мрачных мыслей? Порвите и выбросите.

Если все свои переживания и неприятные мысли записать на листке бумаги, а затем порвать его и выбросить, можно добиться реального психологического облегчения. И, наоборот, в случае, если вас вдруг посетило озарение, и вы записали его, а запись сохранили, тогда вам будет намного легче воспроизвести его, даже не обращаясь при этом к сделанной вами записи.

К воплощенным в словах мыслям, вполне можно относиться, как к материальным объектам. Выбрасывая или сохраняя физически свои мысли, вы можете влиять непосредственно на последующее обращение с ними. Выполнение подобных манипуляций только в воображении такого эффекта не дает.

Не имеет значения, записи сделаны на бумаге или на компьютерном экране: мрачные мысли в меньшей степени одолевали тех, кто их "выбросил", а позитивными было значительно легче пользоваться тем, кто их "сохранил".

Реплика: Мысль не только материальна, она намного сильнее, чем любое материальное действие, и, кроме того, она навечно сохраняется в сети духовной связи между нами.

Философия: дом без фундамента

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Наука каббала и философия": Чего мы не постигли, то не можем определить названием и словом. Ведь слово уже указывает на начало какого-то постижения.

Корень всего – непостижимая сущность Творца, или Ацмуто. О ней мы не говорим, поскольку описывать что-либо можно, только исходя из постижения в органах чувств, когда мы исследуем их ощущения разумом.

В человеке есть две части: разум и чувство. Чувствующая часть – это желание, а измеряющая и исследующая часть – это разум, развивающийся рядом с желанием. Если мы не испытываем никакого отклика в двух этих частях, то лишены восприятия. Ведь восприятие всегда возникает в желании, находящемся под рассудочным анализом.

Помимо Ацмуто, как сказано во "Введении в Книгу Зоар", существует абстрактная форма, которую мы также не постигаем. В отличие от этого, форма, облаченная в материал, и сам материал поддаются постижению. Таким образом, в каббале постижение ведется снизу вверх, насколько это возможно.

С другой стороны, философы, не утруждая себя ступенями подъема, сразу же переходят к разговорам о некоей силе, находящейся вне нас, и начинают схоластически рассуждать о ней, как будто такое "исследование" правомерно. Этот подход, в сущности, и сокрушил философию – сегодня к ней уже не относятся всерьез. Ведь когда начинаются отвлеченные разговоры, каждый теоретизирует как его душе угодно.

Более того, этот принцип был заложен в основу философии: оказывается, человеку можно строить свою картину мира на домыслах, это "законно". Вследствие такого "плюрализма" забил во все стороны фонтан фантазий, и от серьезной, реальной базы ничего не осталось. 

Наука каббала, со своей стороны, констатирует простую вещь: реальность можно исследовать только относительно того, кто ее воспринимает, – т.е. относительно человека. Всё оценивается в связи с ним, по отношению к картине, воспринимаемой в его органах чувств согласно закону подобия свойств. При этом в человеке есть материал и форма.

  • материал – это получающее желание;
  • форма – это намерение ради получения или ради отдачи.

Человек воспринимает реальность в себе, сообразно с тем, как изменяет себя. Что находится вне человека – мы не знаем. Открытия каббалистов мы не можем использовать для исследований, пока сами не придем к тому же.

И потому мы используем науку каббала для того, чтобы привлекать силы с этих ступеней, стараясь достичь их, подобно маленьким детям, которые хотят вырасти. Говоря иначе, пока что мы применяем науку каббала как "особое средство", пока непонятное, но действенное. Ну а потом, достигнув ступени раскрытия, мы сможем сами исследовать и понимать явления в своих сосудах. Тогда книги каббалистов помогут нам проверять себя и станут руководством для продвижения.

Но все равно мы никогда не знаем, что же в действительности находится вне нас. Каббалисты, продвинувшиеся дальше благодаря внутренним изменениям, рассказывают нам о 125 ступенях постижения, о том, что они воспринимают на каждой ступени, о средствах, позволяющих расширить восприятие. Их желание – это уже сосуд души, и в нем они воспринимают то, что называется "Божественностью", – силу отдачи, раскрывающуюся в них, по мере того как их свойства сравниваются с ней. Когда получающее желание принимает форму отдачи, оно чувствует, как что-то наполняет его. И это "что-то" оно называет "Высшей силой", или "светом". Но опять-таки, и это тоже постигается только самим человеком.

Таким образом, "свет" – это отклик в наших ощущениях, в нашем получающем желании, на то, что как бы наполняет его. Иными словами, "свет" – это явление в сосуде. Даже тот свет, который в каббале называется "внешним", на самом деле тоже находится в наших сосудах – только более далеких от ясного восприятия. Так или иначе, всегда речь идет о том, что происходит в наших ощущениях, внутри желания. Так мы и движемся вперед.

Что касается Ацмуто: согласно нашей логике, мы говорим, что существует Высший корень. Мы никогда не ощущаем и не постигаем его, однако, разумеется, есть некий Источник нашего бытия, наших ощущений и изменений в нас. И все же, что бы мы ни ощущали, мы ощущаем это исключительно в соответствии с собственными свойствами. И потому "Творец" (Борэ) – значит: "приди и узри" (бо-рэ). Это явление я тоже воспринимаю внутри, а вне меня находится Ацмуто.

И потому реальность, в целом, подразделяется на три части:

  • человек;
  • то, что он ощущает
  • Источник его ощущений, не поддающийся постижению.

Этот подход науки каббала призывает каждого человека приступить к изучению реальности. Ведь такова заповедь: "Познай Творца твоего и служи Ему". Как? По принципу: "Из действий Твоих узнаем Тебя". Человек изменяет себя и постоянно старается прийти в соответствие с Высшей силой, отождествить себя с ней. Тогда он чувствует перемены, осуществляемые в нем ею, и, согласно этим переменам, ощущает новые явления. Они и есть эта Высшая сила, к которой он стремился.

А значит, "Творец" – это новая, измененная форма, облачающаяся в человека, новые перемены в нем, свойства отдачи, которые в нем раскрываются.

Итак, наука каббала очень строго придерживается ключевого требования – не отрывать постигаемую реальность от постигающего ее человека. Иначе всё сразу оборачивается философией.

Из урока по статье "Каббала и философия", 05.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Бойся умников от философии

Мудрствуя лукаво

Так ли точны точные науки?

Из мира фантазий в мир высшего измерения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Недавно я посмотрел фильм, в котором мальчишки нашли какую-то пещеру, где стоял космический корабль, и, глядя на него, они вдруг стали летать.

Может ли человек, который занимается в группе интегрального обучения, вдруг раз - и полететь?

Ответ: Какие фантазии!

Наш мир построен на четких законах физики – ничего другого в нем нет. Но Высший мир включается физическими законами в этот мир.

Если вы поговорите с теми же физиками, то они скажут, что за материей стоят волны, что материи нет вообще, что все это расплывается. Если мы проникаем в маленькие частички, то их уже нет – это волны, это энергия и не более того. Взаимодействие этих энергий в пространстве – и есть то, что мы наблюдаем.

А что лежит за ненаблюдаемым нами, – кто знает? Но это уже и энергия, и пространство, и все пропадает. Нет времени, нет перемещения и расстояний. Взаимодействие не зависит от расстояний. Это мы уже видим реально на границе физики.

Реплика: Такая картина довольно пустынна для эгоиста.

Ответ: Почему? Остается огромное эгоистическое поле, в котором мы работаем. Мы не видим наших тел – они и не нужны. Мое тело растворяется, пропадает из моих ощущений.

Я вижу себя распростертым на безграничность, бесконечность, ощущаю ее, управляю ею, наполняюсь ею и наполняю ее, – вот так я существую. И каждый из нас имеет такую же личную точку взгляда на это измерение. Эти состояния абсолютно четко физически измеряются – каббала дает нам на это реальные инструменты. 

Реплика: То есть некий поток энергии, наслаждения, любви

Ответ: Энергия – это и есть наслаждение, которое  с огромной силой проходит через желание.

Существует, практически,  два желания: одно – насладить, другое – насладиться. И их постоянно изменяющееся, переливающееся, дополняющее друг друга взаимодействие и является жизнью.

А все остальное, что мы наблюдаем, – вне этой жизни.

Реплика: Наш народ-фантазер немного расстроится.

Ответ: Я думаю, что люди довольно быстро двигаются к ощущению истины. Ведь наш эгоизм постоянно растет и он нам не дает удовлетвориться всеми этими сказками.

Период увлечения йогами, new age и т.п. – проходит. Ведь он был нужен только для того, чтобы немного приукрасить, добавить щепотку специй в нашу жизнь, чтобы в ней был хоть какой-то вкус. Поэтому по миру снуют коммивояжеры, которые продают красные нитки, святую воду, пропагандируют различные тренинги, но все это – на потребу широкой публики. А так, конечно, все это ничего не стоит.

Из ТВ программы "Беседы с Михаэлем Лайтманом", 11.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Наш мир - вероятностный

Духовный мир – мир свойств

Мир за границей владения силы отдачи

Все пути познания ведут к каббале

каббалист Михаэль Лайтман"Науки, такие как теология, философия и математика берут свои принципы и корни из каббалы. Поэтому все эти науки подчинены этой мудрости; и их принципы и правила подчинены ее принципам и правилам; и поэтому их аргументация недостаточна без нее".

Раймунд Луллий

"Изучай каббалу, она объяснит тебе все!"

Теофраст Парацельс

Это проистекает из самого подхода каббалы к реальности. По сути, нам неизвестно, кто мы есть и в какой действительности пребываем. Каждому свойственно некое ощущение, представление о бытии: "я и то, что меня окружает". Как же прийти к настоящему восприятию? Как удостовериться, что это не фантазия? Может быть, на самом деле я совсем другой, а сейчас вижу сон? Или даже сон во сне? Короче говоря, что такое "я"? То, что я о себе думаю, и что в себе ощущаю? И что такое "мир"?

Здесь заложена основа всего. Ощущая свою собственную реальность в некоей внешней реальности, мы приступаем к изучению мира. Так каббала относится к своему исследованию.

Наука же говорит другое: "То, что мы ощущаем, – и есть мы и наш мир". Как следствие, мы исходим из своих нынешних ощущений, из природы, в которой находимся здесь и сейчас. Об исследователе мы не говорим – он просто ведет анализ, исходя из своих органов чувств. Его получающее желание недоступно для использования в других формах и не подлежит изменениям. Исследование основано на текущем восприятии, и это изначально очень ограничивает его. Ведь мы смотрим лишь на то, что улавливается неким "сенсором", не пытаясь изменить его устройство, его параметры, его диапазон, и сравнить поступающие данные. Нет, мы принимаем его за факт, и на этом базируем всё остальное.

Вот что представляет собой традиционно научное отношение к миру: наблюдатель таков, каков он есть, и мы не пытаемся изменить в нем что-либо. Тем самым наука ограничивается картиной, которую воспринимает создание, зовущееся "человеком в этом мире". Разумеется, такая картина ограничена. 

К тому же, при таком подходе мы не можем изучать даже то, что видим, – поскольку ничего не знаем о самом наблюдателе, о человеке. Мы не приобщаем думающего, чувствующего, изучающего человека к тому, что он думает, чувствует и изучает. Вот почему наш диапазон восприятия и исследования так узок. Если бы мы больше исследовали человека, который и является тем самым сенсором с пятью органами чувств, за которыми стоят разум и ощущение, если бы увидели, как действует этот комплекс, почему именно так он воспринимает действительность, тогда нам стало бы понятно, как изменить его, чтобы изменилась картина его ощущений. Мы осознали бы, что все перемены происходят в нем, а не во внешнем мире. Одним словом, мы открыли бы для себя совсем другую науку, которая-то и называется "наукой каббала".

Ведь в таком случае мы изменяем человека и, согласно этому, видим, как изменяется картина, которую он воспринимает. Таким образом, каждая малая перемена в человеке содержит всё, что он познал, и меняет всё восприятие, включая и аспекты естествознания, т.е. науки о природе, о внешней реальности: физику, химию, зоологию, биологию и т.д. Всё это меняется со сменой каждого параметра в человеке.

Но как же можно жить в таких условиях? Вот здесь-то и проявляется универсальность каббалы, которая не изучает картину внешнего восприятия в отдельности, но всегда привязывает ее к человеку, к ступени, на которой он находится. Наука эта повествует не о бесчисленных реакциях пяти органов чувств, не поддающихся подлинно научному описанию в отрыве от целого, а об основах. Она объясняет, чтó я меняю в себе, в своем естестве – в разуме и чувстве, и как сообразно с этим меняется реальность, которую я воспринимаю в них.

Так или иначе, вся действительность относительна и зависит от меня. Нет ничего абсолютного. Высшая сила потому и называется высшей, что находится вне меня – и я не знаю, чтó она такое. Моя же картина мира всегда соотносится с моими ощущениями, органами чувств.

Отсюда проистекает основной конфликт между наукой каббала и философией. Великие философы сознавали проблему "сиюминутности" и узости философского подхода, не учитывающего возможные перемены в самом человеке. Однако большинство мыслителей, и в особенности, современные философы не достигают этих глубин. Они просто изучают различные источники, и на них строят свои концепции: "Такой-то написал так-то, а значит, это истина…" Они не делают открытий в себе, не формируют из себя сосуд, инструмент для исследования природы. Современная философия – это набор компиляций, построенных на предыдущих компиляциях…

И в этом кроется большое различие между каббалой и философией: они разошлись в тот период, когда философы перестали работать над собой и приняли за факт неизменность человеческого естества. Первые, великие философы учились у каббалистов и понимали, что главное – это изменение человека. Именно исходя из этого надо исследовать действительность, и отсюда проистекает наука каббала: все ступени, миры, парцуфим и т.д. Каббалисты описывают их на основе перемен в себе. Сказано об этом: "Чего не постигнем, того не узнаем по имени". Ведь постижение – это наиболее глубокая степень восприятия, понимания.

Так вот, с тех пор философия отделилась от каббалы, которая продолжала стоять на своем: всё зависит от человека, от его ощущений, и нельзя рассуждать о чем-то абстрагированном от него как о существующем в природе. Философы, напротив, базируются на сходстве нынешних ощущений: "Для меня это зеленый цвет, и для него тоже. Для меня это солнце, и для него тоже". Никакие внутренние перемены тут не подразумеваются, и так философия развивалась до становления ньютоновского подхода, который гласит: реальность постоянна. Что человек ощущает, воспринимает, то и происходит снаружи на самом деле.

Однако развитие продолжалось, и исследователи обнаружили противоречия в этом представлении. Тогда появилась концепция Эйнштейна, который открыл относительность, зависимость явлений от наблюдателя. Значит, нам все-таки важно знать, кто такой этот наблюдатель. В квантовой физике вообще невозможно определить, пошел бы тот или иной процесс аналогичным образом без наблюдения с нашей стороны.

Так мы приближаемся к границе философии, к тому пределу, за которым лежит наука каббала. Оказывается, самим своим существованием, своими размышлениями о реальности человек уже меняет ее. Об этом сегодня говорят не религиозные деятели и не каббалисты, а ученые, собравшие доказательную базу.

Сумбур философских представлений о мире направил человечество на путь неверного развития длиной в несколько тысячелетий, тогда как мы должны были развиваться просто, в соответствии с наукой каббала. Проблема в том, что философию поддерживал и использовал наш эгоизм. Человеку удобно и приятно уклоняться от перемен: "Я неизменен, я таков, каков я есть. Всё в мире можно менять, кроме меня. Ведь мир существует вне зависимости от моего бытия и моих свойств".

И это называется "объективным" подходом. Мы привыкли к этому, нам комфортно живется с таким эгоистическим взглядом на вещи. Ведь в отсутствие интегрального воспитания, таково наше естественное, "автоматическое" восприятие.

Однако в конечном итоге оно оказывается ложным. Сегодня, с наступлением кризиса в науке, обнаруживается, что каббала все-таки права. Философия обанкротилась именно из-за своего базового подхода к восприятию реальности. После Эйнштейна другие ученые подвели научное исследование еще ближе к каббале, и сегодня мы можем публично говорить о каббалистическом восприятии реальности. Никто уже не посмеется над ним, никто не посчитает его плодом воображения или мистикой – ведь сами ученые открыли это и говорят об этом.

А вдобавок, к тому же приходит и психология. Изучая человека и пытаясь упорядочить полученные данные о механизмах восприятия, она также обнаружила, что здесь не годятся обычные методы. Нам необходимо учитывать перемены в человеке, а это невозможно, пока мы не выйдем наружу. Ведь всякое явление надо исследовать извне – когда исследователь отграничен от того, что он исследует, по принципу объекта и субъекта. Как следствие, психология тоже банкрот, вот уже несколько десятков лет, хотя ей всего-то век отроду.

Мы приближаемся к этапу исправления души, к "последнему поколению", и именно поэтому психология развилась как дисциплина. И вот, сегодня она тоже говорит, что нам необходимо глубже изучить человека, если мы хотим понять механизмы его мировосприятия и его суть.

А для этого нам, опять-таки, нужна наука каббала, которая позволяет выйти из человека, чтобы изучать его извне. Каждый, кто отождествляет себя не с собственным эго, а с точкой в сердце, способен исследовать заложенные в нем материальные, телесные свойства.

Итак, и внешний, научный подход, и внутренний, психологический, вместе подводят нас к каббалистическому восприятию, которое мы и изучаем как единственно верное.

Разумеется, подлинные философы и мыслители, говорившие об этом, не постигали каббалу как должно, однако понимали истинность и научность ее подхода – согласно изменениям в человеке, видеть, как изменяется реальность. Именно это и находило в них отклик.

Из урока по статье "Каббала и философия", 05.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббала и философия: за кем решающее слово?

Каббала и все науки, религия и философия

Все науки исследуют Творца

Объять необъятное

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Разве наша мировая группа еще не пробила железную стену, которая отделяет нас и весь мир от каббалы?

Ответ: Дело в том, что пробить железную стену – значит обрести свойство полной отдачи. Спросите себя, находитесь ли вы уже в этом.

Среди нас есть люди, которые уже действительно пробивают эту стену, есть – которые пробили, есть – кто находятся на пути к ней: ближе и дальше.

Каждый из нас должен чувствовать себя так, как будто ему осталось одно усилие, чтобы пробить железную стену. За ней существует множество других ступеней, и каждый раз человек будет чувствовать, будто он опять пробивает ее. Но все последующие ступени идут внутри этой духовной лестницы, внутри Высшего мира уже в свойстве отдачи – от маленькой отдачи к большей и большей, и в соответствии с этим раскрываются все больший объем и все более внутренние связи всего мира и себя вместе с ним. Человек ощущает себя вмещающим весь мир.

На самом деле все находится внутри нас. Иногда, когда ты смотришь ночью на звездное небо, у тебя вдруг возникает желание, чтобы все это было в тебе, хочется все это объять. На самом деле это все ты и, в итоге, ты ощущаешь в себе не только звезды, ведь это очень маленькая часть нашего мира, а все мироздание, не говоря уже о Высшем мире.

Из виртуального урока, 18.11.2012

Природа плохому не научит

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему мы не обучаем себя и своих детей правильному поведению в обществе?

Ответ: Прежде всего, потому, что не знаем законов общества. У каждого на этот счет свое мнение. Социальные законы, в отличие от физических, не проявляются перед нами в непреложном, абсолютном виде. Напротив, все толкуют их по-разному, и все считают себя правыми.

С природой всё просто: никто не может оспаривать справедливость законов физики или оценивать, насколько они хороши. Но социум словно окутан туманом: законы человеческого общежития, несомненно, существуют – хотя бы потому, что все мы подчиняемся внутреннему диктату заложенной в нас психологии. Однако я не знаю, чтó представляет собой человек во мне, из чего он сложен, какими душевными силами обладает, как откликается на конкретные ситуации…

Эта система очень велика, но проблема еще и в том, что я нахожусь с ней на одной ступени, я включен в нее. Неживую, растительную и животную природу я изучаю, рассматривая ее "сверху" при помощи различных приборов и научных дисциплин. Однако психологию человека, его восприятие реальности, сложный комплекс межличностных взаимоотношений можно изучать только на примерах, исходя из жизненной практики – но не в качестве проявлений общего закона. Ведь "закон" – это принцип, который я научно устанавливаю при взгляде сверху, когда вижу его действие. С другой стороны, психология, психиатрия, социология и все прочие дисциплины, относящиеся к человеческому естеству и обществу, т.е. к объединению людей, не являются точными науками.

И это представляет для нас проблему – ведь по сути, в этом аспекте мы беспомощны. Если бы мы не использовали силу социума, чтобы добавлять себе еще один компонент – воздействие окружения на человека, если бы сами не управляли этим воздействием, то не имели бы ни малейшей возможности понять, кто мы и что мы, как себя вести и что делать. Мы были бы словно маленькие, вечно бедствующие зверьки. 

И выход один – понять, что нам необходимо уравновешивать негативные силы позитивными. Это единственное, чему мы можем научиться у природы. Ведь ее основной закон – равновесие. Мы изучаем его на нижних уровнях и по ним должны делать выводы о более высокой ступени. Поняв, как создается равновесие в неживой, растительной и животной природе, нам надо, в первую очередь, перенести те же принципы на человеческое общество. Мы точно не ошибемся, если установим в своих взаимоотношениях законы, которые действуют внизу.

А законы эти, даже на неживом, фундаментальном уровне, сводятся к уподоблению, к гомеостазису, к динамическому равновесию. Повсюду выравниваются между собой различные параметры: температура, давление, положительные и отрицательные заряды… Не одна сила, а именно баланс, гармония между двумя силами приводит всё к успокоению, к статическому состоянию.

Верно, мы на своей ступени далеко не статичны, мы развиваемся еще больше, чем животный уровень. Однако для начала мы, по крайней мере, можем признать необходимость поддержания постоянного равновесия между всеми силами в человеческом обществе. Пускай они меняются: негатив и позитив, сила получения и сила отдачи, которую мы способны в себе развить, – мы будем уравновешивать человека изнутри во всем, что есть в нем плохого и хорошего. И соответствующим образом он будет относиться к другим, постоянно претерпевая внутренние изменения.

Нам придется все время изучать эти механизмы, обучать себя и других тому, как пребывать в равновесии ежесекундно. И тогда человеческое общество будет развиваться добрым путем, проложенным самой природой.

Из программы "Курс поручительства", 22.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Шагая в ногу с природой

Равновесие во всем

Проверка на равновесие

Предел познания

каббалист Михаэль ЛайтманВывод: Рецессии в некоторых областях науки длятся уже целый век – со времен Эйнштейна и Планка. Мы обрели развитый мозг в процессе эволюции, потребности были простые – выживать и размножаться. Овладение речью, огнем, орудиями труда помогало человеку решать такие задачи, но способствует ли этому квантовая физика? - Рассуждения о сложных материях никому еще не помогли выжить, и именно поэтому наш мозг плохо приспособлен к научному познанию.

Именно задачи, имеющие практическое значение и отношение к реальной жизни, наш мозг решает, а лучше всего работает, когда кто-то пытается кого-то обмануть – распознавать чужой обман является важной задачей.

Обучающиеся самостоятельно и творчески мыслить плохо решают обычные задачи. Средний человек не может заново открыть законы математики – он может их только выучить. Открытие этих законов – заслуга тех, чьи способности к познанию заметно превышали средний уровень. Чем абстрактнее область знания, тем сложнее нашему мозгу о ней размышлять. 

Мозг воспринимает мир посредством органов чувств. Мир трехмерен, все вещества в нем делятся на твердые, жидкие и газообразные, в нем есть цвет, запах и вкус, его предметы цельны. Но наука раскрывает, что все состоит из атомов, частиц-шариков – это мы можем воспринять, но что частицы представляют собой волны – мы уже представить не можем.

Мы воспринимаем мир веществ и объектов, а не волн – потому что нам нет необходимости воспринимать больше информации для нашего выживания и эволюции. Причем, частицы могут одновременно существовать и не существовать, одновременно находиться в разных местах, одновременно быть частицей и волной – и вообще как они "выглядят" на самом деле мы не можем говорить. Все эти описания только в наших представлениях. Сможем ли мы создать "общую теорию всего" раньше, чем натолкнемся на ограничения, наложенные природой на наши познавательные способности?

Реплика: Не только науки, но вся деятельность человека в тупике, потому что мы существуем "внутри" нашей природы и не можем выйти за ее границы, воспринимаем мир в себе. Поэтому кризис окончательный, тупиковый. Но раскрывается прорыв не вне нас, а в нас – в перестройке нашего восприятия мира: воспринимать его не в свойстве "получения", а в свойстве "отдачи". Ведь неживая, растительная и животная материи мира состоят из свойств получения и отдачи, двух противоположных и стремящихся к равновесию, сил. И только выросшее над инстинктивным животным уровнем природы, наше желание – является эгоистическим, неуравновешенным, и поэтому наше существование – бесконечная погоня его утолить, поскольку оно неуравновешенно.

Но настоящий кризис всех областей нашей деятельности, вынуждает нас искать альтернативу – а она – в дополнении к нашей природе свойства отдачи. Природа вынудит нас уравновесить себя и таким образом, уподобиться ей. Так мы обретем возможность беспредельного познания. См. Суть науки каббала.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мозг: тайна, недоступная науке

Эволюция сознания

название поста

Золотая середина между мистикой и схоластикой

каббалист Михаэль ЛайтманУ меня проблема: если я раскрываю что-то, то раскрываю, подобно всем созданиям – в таких же, как у всех, сосудах, таким же, как у всех, разумом.

Допустим, я открыл новое явление в квантовой физике. Разумеется, я не могу поговорить о нем с какой-нибудь домохозяйкой, однако есть круг людей, в котором меня поймут. Мы разработали специальный язык, чтобы описывать подобные вещи, и, в принципе, каждый может изучить его. В целом, у всех есть база, а если чего-то и недостает, то лишь чувственного и рассудочного развития.

С другой стороны, на духовном пути мне не поможет дальнейшее развитие чувства и разума. Можно вооружиться хоть тысячью очков, подключить радары к ушам, микроскопы и телескопы к глазам – никакие приборы, датчики и сенсоры не принесут пользы. Ведь мы говорим о восприятии, даже зачатки которого не укоренены ни в одном создании на земле. Многим животным свойственен более широкий диапазон ощущений, по сравнению с человеком, но здесь речь не об этом. Есть очень умные и проницательные люди, чьи способности к восприятию и анализу намного превышают мои, но и это к делу не относится.

Мы говорим о том, чего нет в нашем мире, – о создании нового ощущения, о несуществующем здесь восприятии и анализе. Этот орган чувств называется "частью Творца свыше". Человек, обретающий его, должен быть подобен Творцу – единому, единственному и исключительному. Тогда в этом органе чувств, который чем-то подобен Творцу, он ощущает, расшифровывает, выявляет Его, себя самого, связь между ними и т.д. И сообразно этому совместному с Творцом ощущению, человек может рассказывать о том, что от Него приходит, – о замысле и цели нашего сотворения, о процессе, который мы проходим, а также обо всех событиях и ситуациях в этом мире. 

Сегодня мы способны изучать свое бытие на неживом, растительном и животном уровне, однако о человеческой ступени мы ничего не можем знать, пока не узнаем Творца, хотя бы в какой-то степени. И потому каббалист не в силах нам рассказать о своем духовном постижении. Ведь оно воспринимается в другом органе чувств, несравнимом с теми, которыми обладаем мы. Об этом не расскажешь так, как я рассказываю о гранях нашего мира.

Здесь у нас, даже если человек лишен какого-то органа чувств, мы все-таки можем объяснить ему что-то по аналогии. Но духовному ощущению нет никакой аналогии, никакого подобия. Пока не постигнем – не узнаем. Даже на подготовительном этапе, еще не вступив в духовное, мы видим, как меняются наши детали восприятия, как всё внезапно переворачивается с головы на ноги и снова на голову…

Но тогда зачем каббалисты все-таки дают объяснения?

Чтобы приближать людей, чтобы предоставлять им хотя бы первичный правильный контакт. И пускай это еще не настоящее соприкосновение, и все-таки оно позволяет им вызывать на себя свет, возвращающий к Источнику. Так люди могут направленно продвигаться к раскрытию.

Некоторые "просто" свыше получают это раскрытие. Как и почему – не наше дело. К нам оно приходит не внезапно, а методически: в человеке проявляется некое скрытое желание, в ответ он прикладывает усилия и продвигается вперед.

Ну а если он хочет передать свое постижение тем, у кого пока ничего нет, он должен наладить с ними связь. И связь эта – суть язык, код, с помощью которого мы можем говорить между собой о вещах, которые постигает лишь один из нас, либо не постигает никто, и мы базируемся на том, что читаем в книге.

Отсюда надо понимать, как трудно каббалистам обращаться к людям, еще не вступившим в духовный мир, и объяснять им что-то. По сути, даже не объяснять, а продвигать вперед. Вот почему мы называем нашу учебу "особым средством". Ведь дело тут не в разумении и даже не в чувстве – мы должны думать только о том самом средстве, как сказано: "старался и нашел".

Здесь возникает еще один вопрос: какой язык наиболее подходит для этого? Как каббалисты должны обращаться к нам, чтобы мы не просто учились, получая абстрактные знания, и одновременно не скатывались в мистику? Как удерживать нас от естественного зова разума или чувств? Как уберечь от красных нитей и благословений, а также от погружения в схоластику? Как провести нас через "золотую середину" – через среднюю линию, чтобы мы правильно учились, проникались чувством и действовали в группе?

Такое возможно только с помощью особого средства, которое мы иногда называем "игрой". Это понятие, на самом деле очень серьезное, чуть лучше иллюстрирует наши отношения с высшим: мы очень хотим оказаться на его ступени, но еще не достигли этого.

Из урока по статье "Суть науки каббала", 25.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Постичь, чтобы понять

Непередаваемая сложность

Духовный мир – это не мистика

Эгоистический обман зрения

каббалист Михаэль ЛайтманМатериал творения – это желание насладиться, и потому оно ощущает удовольствие только от наполнения или страдает от его отсутствия, в зависимости от его размера и качества и согласно уровню своего развития. Желание развивается только от недостатка наполнения. Оно получает какую-то небольшую подпитку, чтобы могло существовать, но обычно обеспокоено тем, что ощущает пустоту и недостаток.

Ведь по мере этого опустошения, нехватки, неразберихи, бессилия, в человеке развиваются чувства и разум. И тогда он начинает спрашивать: почему при той огромной мудрости, с которой устроена природа, она так страдает? С одной стороны, в ней раскрывается огромное совершенство, а с другой стороны, отсутствие порядка и большая путаница. 

Бааль Сулам объясняет в статье "Мир", что существует два подхода: сверху вниз – как все приходит от Творца, и снизу вверх – то, как это представляется человеку. С одной стороны, мы видим, как чудесно устроен мир для того, чтобы эта реальность могла существовать – а с другой стороны, насколько запутаны и тяжелы пути всех творений.

Все страдают. И от этого возникает вопрос о властителе этого мира. Возможно ли, чтобы в этой жизни было столько беспорядка и страданий? Ведь видя величие и мудрость природы, мы неизбежно делаем вывод, что над  ней обязана властвовать одна единая сила, поскольку вся природа действует как одна, совершенная система. Выходит, что эта сила тоже обязана быть совершенной. 

А совершенная сила должны быть доброй и нести лишь благо. Почему же тогда я ощущаю в своей жизни и во всем мире столько боли? Если это совершенный механизм и замкнутая система, то почему каждый ее элемент страдает?

Тут происходит какое-то раздвоение. Глядя на жизнь рационально, внутри разума, я вижу сплошные страдания. Но выше разума, я понимаю, что должен видеть другую картину. И тогда я осознаю, что проблема именно во мне, в моем восприятии реальности. Дело в том, что мои желания не исправлены, а потому я не вижу мир совершенным и не различаю в нем совершенного правителя.

Только выше своего знания я могу сказать, что видимо этот Правитель существует – единственный и бесконечно добрый. Но я требую не того, чтобы этот Правитель раскрылся, а исправления своего восприятия. Я хочу раскрыть этого доброго Властителя в своих исправленных желаниях не для того, чтобы увидеть Его и насладиться тем, что я понял, узнал, ощутил, приятно себя почувствовал.

Я хочу ощущать Доброго и творящего благо Властителя выше своих получающих желаний – не для того, чтобы успокоить те желания, которые страдают, а чтобы не осуждать Творца и прилепиться к Его управлению. А через солидарность с управлением, я прилепляюсь и к самому Правителю.

Несмотря на то, что мои желания останутся пустыми, я хочу примкнуть к Властителю лишь из-за Его совершенства. Я благодарю за то, что Он дал мне возможность прилепиться к Нему поверх своих пустых получающих желаний. Меня беспокоит то, как тоже стать совершенным, а не наполнить себя досыта  всем благом и этим успокоиться. И только в таком случае, я смогу увидеть истину.

Из подготовки к уроку, 25.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Погоня за миражом

Ненужные страдания

Как познать совершенство

Отказаться от отживших парадигм

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Наш товарищ, побывавший в Нью-Йорке во время урагана, рассказывает, что в нью-йоркской группе никогда раньше не было такой атмосферы, как в это тяжелое время, настолько все они нацелены на учебу и тесные отношения.

Ответ: Им надо благодарить Творца за ураган!

Вопрос, надо ли нам это? Умному человеку достаточно маленького укола и все: "Я уже готов, я буду хорошим". А таким упрямым нужны серьезные удары, – это и называется: "Я отяготил сердце фараона". Всё зависит от человека.

Я надеюсь, что с помощью нашей методики развития связи, нашего пиара в интернете и всего достигнутого нами, мы можем сегодня, так сказать, малой кровью, быстро объяснить всем людям и самим себе, что все эти удары просто исчезают, если ты начинаешь смотреть на них как на средство возвышения.

Бааль Сулам пишет в одном из своих писем, что все это тебе только кажется. Ты только посмотри на них сбоку, со стороны, как на причину, заставившую тебя обратиться к Творцу, и они сразу же исчезнут. Обратился к Нему – и все, нет проблем.

Мы должны понимать, что в нашем мире, в том, что нам представляется, нет ничего действительно реально существующего. Это все видится, рисуется нам в наших органах чувств. Как только мы переформатируем их на Творца, сразу же все это исчезнет.

Поэтому давайте будем действовать более разумно, откажемся от наших прошлых парадигм – они уже отжили свое.

Из виртуального урока, 11.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мы и мир на современном этапе

Добавка реальности

Инструкция по "прошивке" духовного приемника

Постичь, чтобы понять

каббалист Михаэль ЛайтманМой разум и мое чувство, все мои самовыражения, рука, которая пишет, уши, которые слышат, – всё во мне устроено сообразно этому миру. Со своим нынешним слухом я не могу расслышать ангельское пение. Возможно, кто-то и слышит его, но в таком случае он болен. Я ограничен определенным диапазоном восприятия и не могу вырваться за его пределы.

И соответственно, я не могу выражать то, чего не ощущаю, – явления, которые остаются вне моих органов чувств. Допустим, я вдохновляюсь идеей о духовном мире, во мне что-то происходит, что-то всплывает, что-то вспыхивает… Но как это выразить? Волей-неволей я прибегаю к словам-аналогам, описывающим подобные явления. К примеру, я рассказываю о подъемах и падениях в настроении, в отношении к чему-либо, в физическом состоянии – но никак не о подлинных, духовных взлетах и падениях.

Мы всегда берем слова нашего мира, потому что других у нас нет. А если мы и используем другие слова, например АВАЯ (הויה), то для нас это "мантра", тайный код. В нашем мире нет аналогов подобных духовных терминов. Каббалисты пришли к ним, когда постигли соответствующие духовные явления и увидели, что их ветви не дотягиваются до нашего мира. Здесь нет Высшей силы (Элоким), нет "ангелов". А значит, я должен называть их по именам соответствующих сил, либо давать им названия, не проистекающие из подлинного восприятия. И тогда я беру эти названия из взаимосвязи светов и сосудов. 

Например, я говорю: "Бог милостивый, милосердный и снисходительный…" Что я выражаю подобными описаниями? – Свои эмоции: плач или смех, радость или горе. Это мои чувства, испытанные в духовном состоянии, и им я подыскиваю подходящее материальное выражение. Оно проявляется в нашем мире, после того как его духовный аналог проделал путь через все миры – от корня к ветви.

Вопрос: Оказывает ли "шестое чувство" какое-либо воздействие на восприятие остальных пяти чувств?

Ответ: Если наверху, в корне, я постигаю результат своей работы, то внизу понимаю происходящее в ветви. Из корней каббалист смотрит на ветви и видит причины всех явлений в нашем мире.

2012-11-19_rav_bs-mahut-hochmat-kabbala_lesson_n5_01 

"Сначала, – пишет Бааль Сулам, в статье "Суть науки каббала", – нужно постичь высшие корни, как они есть в духовном, выше всякого воображения – однако чистым постижением. А после того как человек сам отчетливо постигает высшие корни собственным разумением, он может смотреть на конкретные ветви в этом мире и знать, как каждая ветвь соотносится со своим корнем в высшем мире по всем количественным и качественным характеристикам".

Из урока по статье "Суть науки каббала", 19.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Разночтения исключены

Этот мир – словарь духовных терминов

"Язык ветвей"

Скрытая сеть связи

каббалист Михаэль ЛайтманОткрытие: Подсознательная часть человеческого мозга способна производить операции, которые требуют серийное мышление. Это включает в себя понимание прочитанного текста и решение арифметических задач.

Эти открытия противоречат существующим в науке теориям, в соответствии с которыми для выполнения подобных операций необходима деятельность сознания. Эти исследования также позволят раскрыть, скрытую в подсознании информацию. 

Исследования указывают на способность людей производить серию действий над символами и абстрактными знаками, как например слова и цифры, без использования сознания. Научные теории утверждают, что невозможно читать предложения или решать задачи без их понимания в сознательной части мозга. Но эти теории не основывались на опытах, предоставляющих подсознанию необходимое для  его работы время.

Проводятся исследования о том, можно ли задавать подсознанию вопросы с тем, чтобы получить на них от него ответы. Сегодня известно, что подсознание способно на гораздо большее, чем думали в недавнем прошлом. Развитие исследований в области подсознания ответит на вопрос, для чего необходимо сознание и какова его функция.

Реплика: Как в нашем мозге 97% мощности, как нам представляется, "не реализуется", так и наше подсознание работает на неизвестную нам область – нашу соединение со всем мирозданием, с сетью взаимосвязей всех творений, всего сотворенного. Эта сеть пронизывает и держит все существующее как единую систему. Она многомерна, интегральна, многополярна, в ней все и каждый зависит от всех, равен всем и определяет всю систему.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мозг: тайна, недоступная науке

От клетки мысли – к безграничному разуму

Подсознание умнее сознания

Названия с подтекстом

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Суть науки каббала": В материальной действительности, предстающей в наших ощущениях, существуют реальные вещи, суть которых нам не дано постичь даже в воображении – например, электричество и магнетизм. Но кто скажет, что они нереальны, в то время как наши знания об их проявлениях нас абсолютно удовлетворяют, и нам совершенно неважно, что мы не имеем ни малейшего представления об их сути.

Во "Введении в Книгу Зоар" Бааль Сулам приводит в пример воду, которую мы можем охладить до твердого состояния или довести до газообразного, невидимого взору. Иными словами, по своему восприятию мы не можем судить о бытии или небытии чего бы то ни было. Тем более это верно в нашу эпоху, когда мы открыли волны разных диапазонов, квантовые явления, бактерии и прочие феномены, недоступные ощущению.

Действительность оказалась намного более сложной, чем та картинка, которая обрисовывается в пяти моих грубых органах чувств. Я уже не могу ограничивать мир их пределами. А на самом деле весь мир – суть не материя, а волны, энергия. И я в том числе.

Изучая различные явления, мы называем их согласно ощущению. Например, в древности какой-то человек взглянул на гору и сказал: "На ее склонах будут хорошо расти масличные деревья". И с тех пор гора называется Масличной. Есть ли в этом некое духовное постижение? Нет. А с другой стороны, идея все-таки пришла не случайно, а согласно порядку светов и сосудов.

Случайностей, вообще, не бывает, названия всегда проистекают из некоего постижения – в данном случае вполне материального. Ну а каббалисты раскрывают в ощущении явления духовной реальности и соответствующим образом именуют их. Причем названия эти наполнены богатым внутренним содержанием, сформированным из всевозможных аспектов, граней и деталей.

Из урока по статье "Суть науки каббала", 19.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

От ветви к корню

Названия с духовной карты: неведомые, но манящие

Из чего рождаются слова

Бесконечная секунда

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Грузии. Урок №4

Вопрос: Осознание зла – это ежесекундный процесс?

Ответ: О-о-о! До этого еще надо дойти! Тогда вы увидите, как растягивается секунда, – ей просто нет конца, а потом она пропадает. Время не сжимается в точку, как говорится в нашем мире, а, наоборот, растягивается так, что оно пропадает.

Не так, как обычно думают люди, что время ускоряется, как в технике: мы переходим с герца на килогерцы, на мегагерцы, на лазерные частоты и так далее. Нет! Здесь все происходит наоборот – время постепенно останавливается, но за секунду ты можешь пройти огромное количество состояний – эта секунда все еще не кончается.

Из 4-го урока конгресса в Грузии, 08.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Бесконечная жизнь между двумя секундами

Раздвигающийся мир

Главное, не растягивать время

Страница 127 из 215« Первая...125126127128129...Последняя »