Записи в разделе 'Древний Вавилон'
Закат Вавилона, ч.3

каббалист Михаэль ЛайтманНачало – в посте Закат Вавилона, ч.1

Большинство вавилонян не то что не согласились с Авраамом, а не почувствовали, что это для них. Только пять тысяч человек ощутили, что он несет им свет в жизни, тянет их вперед, может быть их пастырем, руководителем, ведущим, – и пошли за ним. Они чувствовали, что идут к тому самому лучику света, не поклоняясь своему кумиру, а следуя за ним как за предводителем.

Он дал им немножко "отведать" положительной силы. И они поняли, что, идя за ним, могут ее реализовать, достичь, постичь, раскрыть. Впоследствии эта сила будет называться Творцом.

Ну а остальные "отсортировали", отрезали себя от Авраама и пошли за Нимродом, Терахом и т.д. Для них остается только одно – всё то же дурное состояние, перебранки и склоки соседей, которым на самом деле некуда деться друг от друга, но они еще не знают об этом: "А у нас налоги страшные. Надо, надо куда-то уезжать, надо что-то делать. Мы уезжаем вон туда. А вы куда уезжаете? Ну, это ваше дело! Между нами говоря, я, вообще-то, не хочу в ту сторону, но они едут – и я поеду… Или поедем в другую?.."

Как говорится, меняешь место – меняешь всё. В погоне за лучшей жизнью и в бегстве от конфликтов люди расходятся, разъезжаются, постепенно расселяются по Земле. Но сколько это может продолжаться?

Они рассеивались по мере роста эгоизма, по мере его приумножения в них и физического размножения. Они постоянно развивались таким образом, искали для себя, где место получше… 

Здесь надо понимать, что человек ищет лучшее место по своему внутреннему ощущению, согласно корню своей души. В результате они разошлись по тем местам, к которым лежала их душа, куда она вела их.

В сущности, аналогичным образом действуют животные. Они путешествуют по лесу, кочуют с места на место, и у них все измерено: здесь лучше, здесь хуже, здесь солнца много, здесь мало, здесь почва не такая, здесь много деревьев…

То есть они все время ищут, все время смекают, где им будет лучше, где доступнее пища, где безопаснее, где найти самку, где растить потомство и т.д. Огромное количество внутренней информации обрабатывается и направляет каждое их движение.

Так же происходило и с тремя миллионами вавилонян, которые пошли за концепцией Нимрода. Развивающийся эгоизм давал им аналогичные ощущения – и человек вдруг понимал, что эго тянет, гонит его, скажем, на Апеннинский полуостров, другого – на Черноморское побережье, третьего – на Аляску. Таким образом они и разошлись по свету.

А потом было великое переселение народов. И опять-таки, люди переселялись не просто так – ими двигала вспышка огромного эгоистического желания: скажем, подчинить себе кого-то, обложить кого-то данью, как Орда, и т.д. Но это только внешние признаки, а на самом деле их толкало вперед ощущение необходимости питаться от другого места – питаться внутренне, духовно, душевно.

И наоборот, китайцы, к примеру, тысячелетиями не вылезали из своего "угла", японцы никого не впускали и не выпускали. Такое вот статичное состояние души. А с другой стороны, какая культура, какая цивилизация! Всё развивалось только внутренне, со своими особыми проблемами и со своими итогами…

Итак, вавилонские племена расселились, и каждое нашло себе место по душе. Иосиф Флавий пишет об этом очень подробно: одни пошли в страну Ашкеназа, другие – в Англию, во Францию, в Испанию, на восток, в Африку и т.д.

Продолжение следует...

Из ТВ программы "Вавилон вчера и сегодня", ч.4, 27.08.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Закат Вавилона, ч.2

Закат Вавилона, ч.1

Совершенное общество Авраама, ч.1

Закат Вавилона, ч.2

каббалист Михаэль Лайтман

Начало – в посте Закат Вавилона, ч.1

Человек рождается и развивается эгоистом. Так и сказано: "Я создал эгоизм и даю вам Тору для его исправления" – потому что она даст вам свет, с помощью которого вы можете исправить эгоизм. Так возникают две линии, две части внутренней работы: эгоизм отдельно – левая часть, и Тора – правая часть.

Вопрос: Неужели я такой эгоист, что во мне есть только отрицательная сила? И неужели с таким посылом можно привлечь к себе аудиторию, как это сделал Авраам?

Ответ: Он, наверное, просто раскидал листовки по всему Древнему Вавилону. Быстренько отпечатал их в местной типографии и разбросал всем вавилонянам – всего-то трем миллионам населения – допустим, с самолета. И вот они прочитали листовки, и собралось вокруг Авраама пять тысяч человек.

А если без шуток, то Авраам был великим духовным предводителем, верховным жрецом, выдающимся ученым того времени. А еще он был сыном своего отца, главного вавилонского идеолога Тераха. Поэтому у него были средства, знания, силы и связи – все возможности, чтобы распространять свое послание. Всё это необходимо в нашем мире.

Итак, Авраам распространял знания, и поэтому к нему примкнули люди. Но примкнули те, которые чувствовали, что они больше не хотят просто так работать с эгоизмом. 

Иными словами, у них уже было новое ощущение – осознание зла эгоизма, они уже развились и понимали, что его надо уравновесить. И у них была тоска по второй силе, с помощью которой можно уравновесить эгоизм. Создать "диполь" из положительной и отрицательной сил – и в нем существовать.

Они чувствовали, что ими движет один лишь эгоизм, что они живут только благодаря его отрицательной силе. И это, уверен, ввергало их в депрессию. Ведь они не ощущали никакого удовлетворения, наполнения в такой жизни, хотя Древний Вавилон был развитой цивилизацией. Если человек понимает, что в нем действует и развивается одна лишь отрицательная сила, то он спрыгнет с моста или с небоскреба. В лучшем случае, пойдет курить травку.

Другое дело, если наряду с этим пониманием ему открывается возможность обрести положительную силу. Ведь путь состоит из двух точек и вектора между ними. Так вот, нужна вторая точка, чтобы тебе хоть немножко "светило" откуда-то. Без этой подсветки не прожить: "Здесь я не могу оставаться – а что делать дальше? Харакири?" Но если что-то посветило мне издали, если пробился сквозь тучи лучик света – больше мне ничего не надо.

Продолжение следует...

Из ТВ программы "Вавилон вчера и сегодня", ч.4, 27.08.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Закат Вавилона, ч.1

Совершенное общество Авраама, ч.1

Устремленные вдаль

Закат Вавилона, ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Давайте перенесемся ненадолго к моменту зарождения еврейского народа и присоединимся к группе Авраама, которая вышла из Вавилона и, согласно принципу любви к ближнему, как к себе, движется в сторону Эрец Исраэль – земли Израиля. Все ли эти люди уже поднялись на духовную ступень? Или духовным постижением обладают только их лидеры?

Ответ: Весь народ знал, к чему он идет, и ощущал внутренние изменения. Но, в принципе, их взаимосвязь была еще не на столь высоком эгоистическом уровне, чтобы в ней проявлялся высший свет, дающий внутреннее постижение. У них были лишь общие свечения.

Это можно сравнить с нашим уровнем: в какой степени ощущают жизнь камень, цветок, заяц и человек? Все ощущают некое существование. О неживом уровне нам трудно судить.

Растительный – все-таки уже как-то ощущает жизнь. Животное должно двигаться, для того чтобы обеспечивать себе равновесие с окружающей средой, – и на этом уровне жизнь ощущается в большей степени. Ну а человек чувствует жизнь еще сильнее.

Так же и здесь: выйдя из Вавилона, они были как бы "неживой" частью духовного творения. Затем, собравшись и сойдя в Египет, они вступают в следующий пласт эгоизма, исправляя который, начинают в нем ощущать "растительное" существование. 

То есть духовная реальность уже ощущается человеком как жизнь и смерть. Проявление Творца – как солнце из-за туч, и в его свете – жизнь, дарующая мне день, притягивающая меня. Или же я падаю в ночь, погружаюсь в депрессивное состояние, и т.д.

Сегодня весь мир находится в депрессии, т.е. уже начинает ощущать, что ему чего-то недостает. Наполнить себя, сменить свою депрессию на положительные ощущения он сможет, только если ему посветит немножко свет. А свет – это проявление Творца.

Такие ощущения возникают у учеников Авраама после выхода из Египта. Они уже четко ощущают, что им необходимо раскрыть Творца, потому что без этого они не смогут соединиться. Иными словами, их эгоизм возрос настолько, что только Творец, раскрывшись в них, поможет им преодолеть его. Постепенно группа Авраама превращалась в группу Моше, и это состояние крепло в ней.

Продолжение следует...

Из ТВ программы "Вавилон вчера и сегодня", ч.4, 27.08.2014

ТВ программа "Вавилон – вчера и сегодня", ч.4

Совершенное общество Авраама, ч.5

каббалист Михаэль ЛайтманНачало в посте Совершенное общество Авраама, ч.1

Яаков вместе с сыновьями вступил затем в Египет и там умер. Потому что возрождается из Египта не первичная точка – из этой точки возрождается уже целая система. Они начинают выстраивать ее именно в Египте – то есть из разрозненного, жуткого состояния, в тысячу раз хуже, чем Вавилон.

По сути, это тот же Вавилон, только в еще более ужасном разобщении. И вместо Нимрода – Фараон, а вместо Авраама – Моше. История повторяется, но уже на другом витке. Так начинается исправление на новом уровне растущего, огромного эгоизма, который называется теперь "Египет".

Вопрос: И в итоге, вместо семьи, племени, они становятся народом?

Ответ: Да. Эта мощь называется уже народом, хотя это одна душа. Всегда имеется в виду только одна душа. Нет ничего в мире, кроме одной души – одного желания, которое в Вавилоне проявилось раздробленным, разбитым на две основные части:

  • одна из них – это те, кто примкнул к Аврааму и желают собрать всё желание воедино;
  • другая часть этого желания, разобщенная, разошлась по всему миру, не желая пока собираться в одно целое.

 

Часть желания, ушедшая с Авраамом, постепенно соединилась на первом уровне, затем – на втором, на третьем: Авраам, Ицхак, Яаков. Затем к нему добавился еще больший эгоизм: Египет с Фараоном – т.е. с тем, что властвует в людях. И этот раздиравший их изнутри эгоизм они тоже преодолевали. Представь: мы с тобой чувствуем вдруг взаимное отдаление и называем его "Египет". Еще большее, более явное взаимное отдаление – его источник мы называем "Фараоном". Всё это – названия новых пластов эгоизма.

И таким образом, преодолев между собой эти ступени отторжения – Египет и Фараона – вопреки всем египетским казням, которые они испытали, эта группа по выходе из Египта стала сильным народом. Впитав в себя эгоизм и преобразовав его во взаимосвязь, эти люди оказались готовы принять методику исправления эгоизма, которая называется "Тора".

Здесь речь идет о новом состоянии соединения – не как во времена Авраама, Ицхака, Яакова или даже Моше, а о таком единстве, которое уже будет называться "народом". Но достичь этого можно, если ты уже не просто используешь соединяющую силу природы, взаимное устремление над собой, а сам черпаешь ее из природы и сознательно постигаешь.

Таково различие между всеми предыдущими этапами от Вавилона до горы Синай и исправлениями с горы Синай и далее: отныне постигается уже сила, которая их объединяет, соединяет. Они уже не просто устремляются друг к другу, собираются друг с другом вместе. Они приходят к той ступени, когда начинается осознанное постижение объединяющей силы, или Творца.

Вопрос: Но разве до тех пор они не двигались по принципу любви к ближнему, как к себе?

Ответ: Но они не постигали Творца. Только единицы, предводители – такие как Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон – постигали Его на самом деле, как бы говорили с Ним. А остальной народ – нет. И потому Моше говорил всему остальному народу о том, что им передает Творец. А явного постижения в общности тогда не было.

Но теперь они взошли вместе на ступень, где все начинают постигать Творца. Уже когда они выходили из Египта, перед ними были "знамения", и постепенно Творец начинал неким образом проявляться между ними: говорил из Скинии, шел впереди них и т.д. В общем, народ постепенно начинал ощущать, как бы видеть "чудеса", а в сущности – постепенное проявление Творца.

Из ТВ программы "Вавилон вчера и сегодня", 27.08.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Совершенное общество Авраама, ч.4

Совершенное общество Авраама, ч.3

Совершенное общество Авраама, ч.2

Совершенное общество Авраама, ч.4

каббалист Михаэль ЛайтманНачало в посте Совершенное общество Авраама, ч.1

Вопрос: Давайте вернемся к этапам внутреннего сближения между людьми. Как это происходит?

Ответ: Первый этап – это когда я не желаю использовать постороннего: другого человека, любого товарища из своего народа, т.е. из той группы, с которой мы идем к духовному идеалу – к принципу "Возлюби ближнего, как себя".

При восхождении на эту ступень я чувствую, что не желаю делать другому ничего плохого, не имею дурных мыслей о нем. Я могу преодолеть в себе эгоизм, сдержать себя во всех его проявлениях, и вся моя энергия направлена на то, чтобы быть абсолютно нейтральным к людям. Желать соединяться с ними, желать быть с ними. То есть я никоим образом не думаю, не забочусь о себе вопреки всем остальным.

Это называется "сокращением" своего эгоистического желания и как бы нейтральным состоянием: не желай, не делай ближнему того, чего не желаешь себе.

А следующий этап – это уже "возлюби ближнего, как себя". То есть не нейтральность, а положительное действие. Потому что изначально человек обнаруживает, что все его действия направлены только на собственную пользу и ничего он не может сделать другому хорошего, иначе как с выгодой для себя. 

Таким образом, мы говорим о трех этапах:

  • сначала происходит осознание эгоизма;
  • затем – его нейтрализация;
  • а затем – его исправление, реализация на пользу других.

И это конечное действие – суть любовь.

Вопрос: Можно ли сказать, что Авраамом было построено совершенное общество?

Ответ: Да, конечно. Авраам построил совершенное общество из тех выходцев из Вавилона, которых взял с собой.

Но здесь имеются в виду, в общем-то, не люди, а их желания! Это касается и продолжателей дела Авраама – Ицхака и Яакова. Да, они – его прямые потомки, но в целом, последователи его зовутся "сыновьями" в качестве учеников. Отсюда и такие понятия как "дом Авраама", "дом Ицхака", "дом Яакова". Под "домом" подразумевается та общность людей, которая продолжала расти и развиваться.

Они разрастались и в материальном смысле, но главное – росли духовно, большими шагами. До тех пор, пока в своих взаимных устремлениях, во взаимосвязи не соединились между собой полностью на первом духовном уровне, который называется "Яаков". И эта первая духовная ступень уже считается ступенью "Исраэля" – с намеком на будущую землю Исраэля, которая будет достигнута. Хотя земли еще нет!

Ведь "Исраэль" – значит: "направленный на Творца". То есть когда ты находишься в каком-то месте и устремляешься на цель, тогда ты называешься "Исраэль" – "прямо к цели". А прийти к этой цели – значит войти в землю Исраэля.

Чего же тебе для этого недостает? Тебе для этого недостает эгоизма, который ты исправишь и обратишь в землю Исраэля. Вот почему они должны были в дальнейшем сойти в Египет.

Вопрос: Выходит, группа уже называется "Исраэль", а ей еще надо пройти столетия погружения, прежде чем она обретет землю Исраэля – желание, устремленное к цели?

Ответ: Потому и сказано, что Яаков знал о будущем и хотел сказать это сыновьям, но ему было не дано…

Продолжение следует..

Из ТВ программы "Вавилон вчера и сегодня", 27.08.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Совершенное общество Авраама, ч.3

Совершенное общество Авраама, ч.2

Совершенное общество Авраама, ч.1

Совершенное общество Авраама, ч.3

каббалист Михаэль ЛайтманНачало в посте Совершенное общество Авраама, ч.1

Вопрос: В чем заключается работа над принципом любви к ближнему, как к себе?

Ответ: Очень много этапов, очень много ступеней лежит на пути к такому состоянию. В этом и заключается система науки каббала.

Сначала человек стремится просто к связи с другими. Есть всевозможные специальные упражнения: вместе сидеть, проводить трапезы, совещания, разговоры о сближении – пока что как бы теоретически. Практики здесь пока мало, потому что на первых ступенях люди еще очень слабо чувствуют в себе подвижки, влечение, настоятельную необходимость в объединении друг с другом.

Вопрос: Значит, для начала, пускай хотя бы присядут рядышком?

Ответ: Да. Так начинается сближение – от внешнего к внутреннему.

Далее они изучают всевозможные источники, которые говорят о том, насколько мир находится в абсолютно связанном состоянии, насколько все элементы неживой, растительной, животной природы взаимосвязаны между собой и взаимно дополняют друг друга, насколько интегральна в целом вся система управления нашим миром, и выше его – вся система мироздания. 

И мы должны не просто жить в этой системе, как сейчас. В нас специально возбуждаются силы и понимание, противоположные этой системе, для того чтобы мы из противоположности, из тьмы, раскрыли свет.

Сейчас в качестве маленьких, пассивных, управляемых элементов мы тоже находимся в этой огромной аналоговой, глобальной, интегральной системе, полностью взаимосвязанной, просто совершенной. Но мы этого не ощущаем. Нам специально даны такие возможности, такие условия, чтобы мы ощущали совершенство только в том случае, в той мере, в которой можем сами к нему прийти, в которой мы его одобряем и оно для нас желаемо. Вот это и есть постепенное исправление человека в себе. Это преподавал своим ученикам Авраам.

И тогда они начали видеть, в каких состояниях на самом деле они между собой находятся, по сравнению с теми состояниями, к которым должны прийти. Вначале они просто рассуждали об этом, можно сказать, голословно, повторяли слова своего учителя, как маленькие дети повторяют слова взрослых, не понимая даже, о чем речь. А затем они начинали ощущать это – из устремлений друг к другу, из того, что общность влияет на каждого из людей. То есть даже их "механические" действия влияли на внутренние состояния и вызывали внутренние перемены.

И они начали меняться по отношению друг к другу. Бывали у них периоды падения, бывали периоды подъема – всё по той же причине: каждый раз они должны были ощутить себя несоответствующими некоему формату, а затем устремиться к нему и достичь его.

Для этого и нужны чередующиеся всё время падения и подъемы – чтобы постоянно повышать контраст, всё глубже вникая в совершенство, которое можно постичь лишь из противоположного ему состояния.

Таким образом они и двигались вперед. Причем это движение вперед к всё большему и большему сближению означало удаление от Вавилона – от внутреннего состояния полного разброса между собой – и движение к земле Израиля, т.е. к состоянию сближения. К этому вел их Авраам.

Здесь надо сказать, что наука каббала абсолютно рациональна. И потому с ней полностью совпадает материалистический взгляд на вещи, принцип "материи как реальности, данной нам в ощущениях".

Так вот, ученики Авраама в своем развитии естественным путем внутренне двигались от состояния Вавилона к состоянию земли Израиля – и внешне, соответственно с этим, тоже двигались от Вавилона к земле Израиля. Они как бы чувствовали, что им надо двигаться вперед.

Откуда же человек получает такие ощущения?

Вот сижу я, и вдруг мне захотелось куда-то пойти, что-то сделать, кому-то позвонить, поговорить. У меня возникают какие-то мысли, желания. Откуда они взялись? Тоже изнутри. Только я не знаю, не могу проследить этого механизма, и потому мне кажется, что он срабатывает спорадически, случайно.

Сейчас речь идет о желаниях, возникающих не на физиологическом уровне, а на духовном. Когда я меняю в себе какие-то духовные свойства, мои физические свойства тоже тянутся за этим.

И потому, начав меняться внутренне, сближаться между собой, последователи Авраама, соответственно, ощутили потребность уйти из Вавилона, внешне тоже отдалиться от вавилонян.

И вот они начали двигаться вперед, переставлять потихонечку свои палатки, шатры, гнать овец, коз, верблюдов, ослов. И так пошли вперед, в землю Израиля. От Вавилона до земли Израиля – такой вот небольшой переход, который они осуществили и внутренне, и внешне.

Вопрос: Выходит, земля Израиля как бы "успокоила" их, и вдруг кочевники превратились в землепашцев?

Ответ: Они не были землепашцами. Пшеницу выращивали в Вавилоне, а последователи Авраама на дальнейшем историческом пути где-то минимум тысячу лет после Вавилона были скотоводами. И только затем, поселившись в земле Израиля после выхода из Египта, они стали оседлыми и, помимо основного занятия, скотоводства, занялись также садоводством и полеводством.

И тогда же, после Египта, по тому же принципу, они почувствовали изнутри, что здесь – место для Храма.

Продолжение следует...

Из ТВ программы "Вавилон вчера и сегодня", 27.08.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Совершенное общество Авраама, ч.2

Совершенное общество Авраама, ч.1

Устремленные вдаль

ТВ программа "Вавилон – вчера и сегодня", ч.3

Совершенное общество Авраама, ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманНачало в посте Совершенное общество Авраама, ч.1

Вопрос: В Торе сказано, что Творец указал Аврааму, в какую землю он должен направиться из Вавилона. Выходит, он изначально знал, куда идет?

Ответ: Нет. Ведь речь не о координатах на географической карте. Абстрагируясь от тысячелетий истории, мы абстрагируемся также и от километров земной поверхности. Время и расстояние здесь не властны.

Когда внутреннее ощущение человека, что называется, "его Творец", подсказывает ему, к чему обращаться, к чему идти, – это значит, что он должен двигаться не в другую местность к новому месту жительства, а к следующему духовному состоянию, которое будет называться "земля Израиля".

Вопрос: То есть в "землю", которую он нашел в себе?

Ответ: Конечно. Потому что понятие "земля" (эрец) происходит от "желания" (рацон). А "эрец Исраэль" – значит: желание, направленное "прямо к Творцу" (яшар-Эль). Когда ты дойдешь до такого состояния, когда все твои желания будут направлены к Творцу, тогда и можно будет сказать, что ты вошел, вступил в "землю Израиля". Вступил, находясь в Канаде, в Африке, в Америке – где угодно. Ведь наше тело в расчет не принимается. Всё дело в желаниях человека. 

Вернемся к Аврааму: он работал со своими учениками на объединение. Об этом пишут многие каббалисты, особенно много – Рамбам, великий каббалист XII-XIII веков. Авраам начал работать с ними по системе "любви к ближнему, как к себе", и таким образом начал сплачивать, собирать, "склеивать" из них совершенно новое общество, в котором все внутренне соединены между собой.

Государства, страны, народы тоже соединены, но внешне: у них есть системы здравоохранения, соцобеспечения, законодательства, воспитания, образования и т.д. Но здесь речь идет не о внешних, а именно о внутренних системах связи между людьми. Этим подход Авраама и отличается от концепции Нимрода, который предложил разойтись, чтобы не мешать друг другу, и в то же время поддерживать связь издали.

Казалось бы, действительно, пускай дипломаты ведут переговоры, пускай торговцы ведут караваны по Шелковому пути или "из варяг в греки", пускай мореходы открывают Америку и т.д…

Но здесь речь о другом путешествии – о внутреннем сближении друг с другом. Мы говорим совсем не о телах, а о намерении, направленности, о преодолении внутренних препятствий. Человек идет не по горам, не через Синайскую пустыню, а через пустыню души, потому что ощущает свое отношение к ближним как пустошь, которая высушивает его, в которой нечем себя наполнить.

Вот почему через пустыню лежит путь к сближению с другими. И когда человек действительно сближается с ними, тогда внутренне через "Синайскую пустыню" он приходит в "землю Израиля". И обнаруживает здесь это свое желание, "текущее молоком и медом" – источающее, "фонтанирующее" всеми благами.

В сущности, это и есть "рай". В прошлом – пустыня или даже "ад", а теперь – "райский сад". Нежелание соприкасаться с другими, ненависть к ближнему – всё это обращается в благость.

Продолжение следует...

Из ТВ программы "Вавилон вчера и сегодня", 27.08.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Совершенное общество Авраама, ч.1

Особая область, отвоеванная у эгоизма

Земля Израиля на карте и в душе

Совершенное общество Авраама, ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманДревний Вавилон погрузился в пучины истории, однако она все равно отражается в нашем времени. Весь ее ход – это единый процесс, сопряженный с начала до конца и с конца до начала.

И потому сейчас, когда мы видим, как история повторяется, только на другом уровне, нам надо сделать правильные выводы из всего, что происходило и происходит.

Итак, в Вавилоне, которым правил царь Нимрод, образовалась группа Авраама, противопоставившего "официальной" программе развития свою собственную. Нимрод говорил, что вспыхнувшую между людьми ненависть и разобщение надо преодолеть естественным эгоистическим путем – расселиться по разным уголкам, чтобы меньше соприкасаться друг с другом. Выражаясь современным языком, разъехаться из коммуналки по отдельным квартирам.

Мнение Авраама было иным: нам не удастся это сделать. Так или иначе, мы обязаны будем соединиться. И потому уже сейчас надо взять курс не на разделение, а на единство.

В итоге за Нимродом пошли три миллиона, а за Авраамом – только пять тысяч человек. И эта маленькая группа опустошенных, не довольствующихся общепринятой концепцией людей, назвав себя "Исраэль", отправилась прочь из Вавилона, вглубь истории человечества. "Нанизывая" на себя годы, века, тысячелетия, страдания, она двигалась своим путем вплоть до сегодняшнего дня. 

Вопрос: Была ли эта группа "выдавлена" из Вавилона и вынуждена начать свое движение?

Ответ: Я не сказал бы, что ее "выдавливали". Давление началось позже, а в начале его не было.

Авраам в те времена был великим вавилонским жрецом и мудрецом. А люди, собравшиеся вокруг него, поняли, что его методика исправления, или методика новой жизни, импонирует им по своему внутреннему смыслу, что это не просто эгоистический "развод", разброд, разгон по разным уголкам, а движение внутрь. В них уже пробудился соответствующий посыл, запрос души, и они были готовы к этому.

Ведь человечество развивается не просто технически – оно сменяет формации: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую и т.д. Иными словами, оно меняется по форме, меняется по содержанию. Количественный рост эгоизма переходит также в новое качество.

Так вот, приверженцы Авраама почувствовали, что просто эгоистически развиваться они не могут, что им надо выйти на совершенно другой уровень, "подскочить" на следующую ступень. И потому они пошли за Авраамом, который импонировал этому их внутреннему запросу.

Продолжение следует...

Из ТВ программы "Вавилон вчера и сегодня", 27.08.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Устремленные вдаль

Авраам и Нимрод: спор, затянувшийся до наших дней

Срочно требуются помощники Авраама

ТВ программа "Вавилон – вчера и сегодня", ч.2

В настоящее время мы стоим перед выбором между деградацией, ведущей к кризису и распаду, и эволюцией, открывающей путь в новый мир. Мы неизбежно вступим на тот или иной путь, так как мир в его теперешнем состоянии нежизнеспособен.

Давайте рассмотрим факторы, которые приводят нас к этому роковому перекрестку.

Устремленные вдаль

каббалист Михаэль ЛайтманГоворя об истоках науки каббала, истоках цивилизации и еврейского народа, следует понимать: это не история и не философия, а реалии, имеющие прямое отношение к нашей жизни и к нашему благополучию.

Начало процессам, которые приходят сегодня к своему неизбежному итогу, было положено в Древнем Вавилоне. В период кризиса там жили два человека, а точнее два мыслителя, два правителя – материальный и духовный, Нимрод и Авраам. Это были учителя, предводители поколения, олицетворявшие две основные концепции развития, два течения в человечестве.

А кроме того, отец Авраама Терах предоставлял Нимроду, что называется "духовное сопровождение".

Поначалу Авраам должен был тоже относиться к течению Нимрода – до тех пор, пока не раскрыл систему управления мирозданием. Таким образом он отделился от своего отца, идеологически противопоставил себя и Тераху, и Нимроду.

Мнение Нимрода состоит в том, что нам следует использовать эгоизм, насколько это возможно в рамках поддержания социального порядка, и частично – для конкуренции. Хотя в Древнем Вавилоне практически не было конкуренции, пока эгоизм внезапным рывком, всплеском не вырос в каждом и во всех. Нимрод предлагает использовать его и для конкуренции, и для развития, достигая с его помощью огромных высот и радуясь его росту. 

Однако, чтобы как-то уживаться друг с другом, надо немножко расселиться, подобно жильцам, которые разъезжаются из коммуналки по собственным квартирам. В таком случае все довольны, даже перезваниваются, хотя до этого, может быть, даже и не здоровались, годами не разговаривали друг с другом и т.д.

Итак, Нимрод – это понимание того, что есть эгоизм, мешающий нам быть вместе. "Ну что ж, если эгоизм разделяет, так разделимся". Очень логично, очень по-земному. Такова позиция Нимрода.

Позиция Авраама – совсем другая: надо не разъединиться, а наоборот, соединиться, и в правильной взаимосвязи мы найдем проход в наше следующее состояние. В то состояние, которое на самом деле называется "Человечество", от слова Человек – Адам, что значит: "подобный" высшей природе.

Мы приведем человечество к гомеостазу, к подобию, к гармонии со всей природой – не только с нашей. Мы создадим гармонию между нами, включив в нее и эгоизм (ведь от него никуда не деться), но включив правильно, работая над ним, верно применяя его – не ради конкуренции, а ради связи между нами, вопреки разделяющему нас себялюбию.

Здесь мы применяем совершенно новый метод, задействуем силы, которые в природе всегда существуют как противоположные: минус и плюс, притяжение и отталкивание и т.д. Эти две разные силы мы уравновешиваем между собой и в итоге равновесия между ними раскрываем совершенно новое существование – не эгоистическое, а альтруистическое. Причем такое, которое сами создаем над нашим эгоизмом, с его помощью. Потому он и называется "помощь против него". Вот о чем говорил Авраам.

В принципе, Нимрод предлагал половинчатое решение. Допустим, мы немножко отдалимся друг от друга – будем конкурировать, будем жить хорошей жизнью и т.д. При этом мы заселяем Землю, размножаемся еще больше, потому что эгоизм обращен во все стороны: мы хотим иметь больше детей, больше строить, больше создавать, больше захватывать и т.д. Так эгоизм ведет человека из маленького домика в деревне к власти, завоеваниям и т.д.

Но все равно это не решение проблемы. Это просто реализация того, что во мне сейчас возникает, – тех эгоистических сил и порывов, которые во мне кроются. И потому это не глобальное решение, не выход на следующий уровень существования, не взгляд в будущее, не перспектива.

А с другой стороны, Авраам, в общем-то, бездоказателен. Его доказательства – чисто логические, тогда как у Нимрода – они практические. Нимрод – материалист, Авраам – нет, он в какой-то степени идеалист. Он говорит: если мы будем подниматься над эгоизмом, то выйдем на следующий уровень бытия. Вся цивилизация должна взойти на него.

А эгоизм, который сейчас в нас проявляется и поднимает нас, отделяя от животного существования, – призван не для того, чтобы мы использовали его "по старинке". Этим, в конечном итоге, мы будем только вредить друг другу, тогда как должны действительно собраться вместе. Когда мы соберемся вместе, мы будем подобны огромной Природе, которая вся глобальна, интегральна и пребывает в общей гармонии.

Эта общая Природа с ее единой силой и называется нашим Творцом. В мере подобия всему этому огромному мирозданию и этой силе, мы станем ее раскрывать, станем адаптироваться к ней, соединяться, уподобляться, сближаться с ней. И тогда мы начнем ощущать действительно тот мир, в котором мы с вами существуем: и маленький Земной шар, и взаимоотношения между нами. Мы выйдем вверх, в новое пространство.

Вопрос: Нимрод логичен. То, что он говорит, видно всем. Это можно "пощупать". Если разъединиться, действительно нам становится лучше. Сегодня мы живем каждый в своей стране, каждый в своем доме, в своем углу – и нас это вполне устраивает. Какие же чудаки все-таки пошли за Авраамом?

Ответ: Представь себе, что есть и такие. Те, кто тоже чувствует, что в этом эгоистическом развитии чего-то недостает. Те, кого оно не удовлетворяет. Эгоизм, кроющийся в этих единицах, что присоединяются к Аврааму, говорит им: надо идти, надо постигать, надо завоевывать, надо развиваться – но вверх. То есть не материально, а познавая – кто ты, откуда ты, для чего ты?

Я хочу бежать вперед по оси времени, хочу знать, чтó находится за пределами этого мира, в котором я существую. Хочу знать, откуда это всё взялось, кто этим управляет и куда я могу прийти в конечном итоге?

Смысл уже не в том, чтобы развивать желания, которые есть во мне сейчас. Ну разовью я их, ну будет у меня вместо маленького дома большой дом, ну стану я большим ученым, первоклассным специалистом со всеми вытекающими… Всё это я вижу, и это меня не удовлетворяет.

Вопрос: То есть вы их называете дальновидными, этих людей, отказавшихся от простой меркантильной логики?

Ответ: Нет, они не просто дальновидны, как был дальновиден Нимрод, решение которого отсрочило развязку на тысячелетия. Здесь речь идет о людях с иным эгоистическим желанием. Они понимают, почему другие идут за Нимродом, но сами должны найти ответ на вопрос о смысле существования. Не о том, как существовать, как лучше обустроить свою жизнь и так далее, а именно о смысле, о том, для чего нужно любое мое действие.

Если этот вопрос остается нерешенным, у меня просто нет сил действовать. Без смысла эта жизнь меня не прельщает, она безвкусная, пресная, в ней нет никакого устремления. "Ну буду я учиться, буду работать, буду как-то себя содержать…" А в общем – депрессия. Я должен знать, для чего мне это все надо? Конец, который придет ко мне через тридцать, пятьдесят лет, – уже сейчас явно стоит передо мной, и меня интересует: а что за ним?

Иными словами, в моем желании, в моем эгоизме присутствует ощущение глобальности, не ограничивающееся пределами обжитых жизней, домом, семьей и всем прочим. И потому я не могу просто жить так и дальше.

Есть такие люди. Как говорит Рамбам, великий каббалист 11-го века, Авраам набрал около пяти тысяч таких последователей, которые согласились с ним. Они почувствовали, что это – для них, что он мыслит, как они, что он нашел методику работы с той формой эгоизма, которая им свойственна. Другими словами, эгоизма, желающего познать, узнать: "Для чего я живу, что во всем этом кроется, кто мною руководит, куда я иду" и т.д.

Вопрос: Выходит, за Авраамом пошли "депрессанты", не довольствующиеся тем, что может предложить им наш мир?

Ответ: Точно. Испытывая ощущение пустоты, они пошли за ним. И он увел их от родного очага в пустыню.

Авраам обучал своих последователей именно тому, что движение вперед возможно лишь в подъеме над нашим эгоизмом, в правильном использовании эгоизма. Нимрод развивается с помощью эгоизма – и мы развиваемся с его помощью, но уже поверх него. Он – внутри эгоизма, а мы – над эгоизмом.

Эта система и работала в них, хотя жизнь при этом была не сладкой: пустыня снаружи и пустыня внутренняя.

С другой стороны, Нимрод вел своих последователей под "красными" стягами с лозунгами завоеваний, вперед, к "победе эгоистического труда", к видимым, четким целям, достигаемым и приносящим удовлетворение. Тебя поддерживает окружающее общество, все довольны, все живут, развиваются и поют хвалу Нимроду.

Тогда как здесь развитие другое – в пустоте. Ведь в эгоизме ты не развиваешься, и потому тебе надо найти новую точку развития, которая проявляется, когда ты выходишь из самого себя и связуешься с другими. Вот этот выход из себя, который надо все время формировать, развивать, увеличивать, усиливать, – и есть вся твоя работа.

Причем в глазах твоего эгоизма работа эта ведет в никуда и никогда не принесет результата. Здесь не действует привычная формула: "Поработай немножко, а потом получишь". В привычной жизни ты можешь продержаться месяц или год – эгоизм просто "консервируется" и ждет, зная, что в итоге он получит оплату, и чем больше выждет, тем больше будут дивиденды.

Здесь же всё совершенно не так. Здесь ты никогда ничего не получишь в эти свои желания, потому что они эгоистичны. Ты должен выходить из них и строить над ними совершенно новое пространство, новую плоскость, на которой будешь существовать. Там всё твое бытие будет направлено на отдачу, и всё твое наслаждение, наполнение будет на отдачу. И чем больше через тебя пройдет на других, тем бóльшим это станет результатом.

Вопрос: Что держит этих людей? Они живут в пустыне и непрестанно работают, ничего не получая…

Ответ: Это уже духовная пустыня, внутренняя пустота. И держит их влечение, внутренняя убежденность в том, что иного смысла существовать нет. Для чего? Чтобы, как все, бегать, крутиться, зарабатывать?

Есть много людей в мире, которые живут по иному принципу, – скажем, художники, люди искусства. Они тоже преследуют не материальные цели, а некую внутреннюю, хотя и эгоистическую оплату, доставляющую им огромное наслаждение.

Но здесь мы должны создать совершенно новые инструменты восприятия, которые находятся вне нас. Если мы объединимся, между нами возникнет состояние, когда я всё готов отдавать другим и существую в них, когда мое "я" полностью растворяется и пропадает. Однако возникает новое "я", которое существует в них, – и тогда я начинаю ощущать себя воистину свободным от своей сегодняшней природы.

Вот этого они хотят. Этому обучает их Авраам, чтобы таким образом каждый мог выйти из самого себя с помощью других, которые помогают ему как бы "разоблачиться", избавиться от прежних "одежд". Сам он не может это сделать, а вместе они избавляются от эгоизма, как от пут, и когда это происходит с ними, действительно становятся духовными образами.

Они избавляются от своих эгоистических "одеяний", правильно используют их, потому что существуют над ними, соединяются все вместе в этом своем новом взаимном порыве. И строят взаимно – уже не как "нимродовцы", выстраивающие между собой эгоистическое сообщество. Нет, они создают альтруистическое сообщество, которое сливается в одно единое целое, потому что каждый выходит из самого себя в других.

И тогда в этой мере они начинают ощущать, принимать в себя, наполняться той силой природы, которая существует и пронизывает всё мироздание, включая и наш эгоистический мир, эгоистические желания и представления. Только здесь эта сила не ощущается, потому что мы не можем ее воспринять, у нас нет соответствующих инструментов. А там мы создаем новые органы ощущений, подобные интегральной силе. Это называется "облачением Творца в творения".

Вопрос: Значит, наслаждение они все-таки получают?

Ответ: Они получают огромнейшее наслаждение, абсолютное наполнение всех своих устремлений – но уже не в прежних желаниях, которым никогда не суждено ничего получить. Пройдя пустыню, "инвертировав" себя из получающего существа в отдающее, связав себя в работе на отдачу с такими же людьми, подобными тебе, ты начинаешь воспринимать не материальный мир, а мир сил. Огромное количество сил, которые существуют в изумительной, совершеннейшей гармонии. И ты теперь живешь в ней. Это и называется "духовным миром".

Вот чему обучал Авраам. Эта стадия называется "Человек", "Адам" – "подобный" Творцу, единой Силе.

Пустота, которая в них была, становится сосудом, в который начинает входить наслаждение. Их наполняет это постижение, это объединение, общее чувство, взаимность, когда через тебя проходят все силы, все свойства, вся энергия природы – но не нашей, не нашего мира, а всеобъемлющей. Они существуют в новом, вечном, совершеннейшем пространстве.

Вопрос: Когда они пошли за Авраамом, у них было предчувствие всего этого?

Ответ: Они, в принципе, знали, что без этого постижения жизнь не имеет смысла. Ни о чем большем у них не было представления. Иногда каким-то образом в них, может быть, мелькали какие-то чувственные догадки о том, что существует нечто большее. Однако, в целом, их, конечно, гнал вперед эгоизм.

И группа эта стала основой еврейского народа. "Народом Исраэля" называются уже те пять тысяч человек, которые соединились друг с другом вместе в одно общее взаимное целое – над своим эгоизмом, в едином альтруистическом устремлении к общему желанию, к общему помыслу, как один человек с одним сердцем, с одним разумом. "Исра-Эль" – значит: устремленный "прямо к Творцу". И это общее объединение называется "Адам" – Человек.

Таким образом, несмотря на эгоистическое "топливо", эта общность, этот народ возник и сплотился не по эгоистическим, а только по духовным, альтруистическим убеждениям. Они пришли из разных племен, населявших Месопотамию, и были совершенно разными людьми. Они даже говорили на разных языках, которые как раз в то время и возникли. Ничем другим они не были похожи друг на друга, и ничто другое их не связывало, кроме лишь этого устремления вперед, вдаль.

Всех их объединил Авраам, и они приняли общий язык – иврит, потому что, исходя из духовного постижения, это – самый краткий код, на котором можно передать духовные определения, духовную "математику", всевозможные взаимные сочетания сил и т.д. Так и образовался этот язык – из их "обиходного" устремления вперед к объединению.

Из ТВ программы "Вавилон вчера и сегодня" №2, 18.08.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Авраам и Нимрод: спор, затянувшийся до наших дней

Чем окончился спор Авраама и Нимрода

Наука равновесия

ТВ программа "Вавилон – вчера и сегодня", ч.1

Изменение образа мысли, который заложен в основе нашей цивилизации, не является беспрецедентным событием – это происходило в разные исторические эпохи. В прошлом у людей было время для развития новой модели мышления.

Изменения происходили относительно медленно: несколько поколений могли сменить друг друга, пока образ мышления адаптировался к изменившимся условиям.

Однако сейчас уже не то время. Сейчас наступил решающий период, когда необходимость сформировать новый образ мысли сокращена до времени продолжительности одной жизни.

Авраам и Нимрод: спор, затянувшийся до наших дней

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Поговорим о далекой, а на самом деле очень близкой истории – истории Вавилона, истории Авраама. Это было 3800 лет назад…

Ответ: У меня, вообще-то, иное восприятие истории. Для меня вся она живет и сейчас. И Греция, и Рим – всё живо сегодня, потому что невозможно без этого. Всё существует вместе с нами, в одно и то же время.

Действительно, порядка 3800 лет назад существовала древневавилонская цивилизация – прообраз нашей. От нее пошел весь процесс, она дала толчок для развития современной цивилизации.

В те времена произошел очень интересный перелом – можно сказать, внутренняя революция в человечестве, которое целиком было сконцентрировано в одном регионе. До тех пор оно представляло собой нечто вроде коммуны, семьи, не самой дружной, но и не склочной. И вдруг всё переменилось.

Дело в том, что человек является носителем эгоизма. Этим мы и отличаемся от животных. Пока эгоизм был послушным, мы спокойно обустраивали свою жизнь – такой вот патриархальный "домострой". Когда же эгоизм вдруг "взорвался", разбушевался в нас, мы оторвались от животного мира и стали действительно людьми, "человеками". 

Это и положило начало прорыву в сегодня – к тому уровню эгоизма, который правит миром в наши дни.

Довавилонские цивилизации были намного более примитивными, неэгоистическими. Разумеется, и для них характерна иерархия, правители, войны, но еще не было такого понятия как "толкающий нас вперед эгоизм". Говоря иначе, люди не осознавали, что эгоизм управляет ими, разделяет их, приводит их к взаимной ненависти, требует "подняться до небес", жаждет всем управлять, всех подавлять. Еще не было этого явственно эгоистического взгляда на жизнь.

И вдруг дремавшее до того эго вспыхнуло с небывалой силой. Его олицетворением стал царь Нимрод, который правил в то время вавилонской цивилизацией.

И тогда же появился другой прообраз, положивший начало еврейскому народу, – Авраам.

Надо сказать, он происходил из очень уважаемой семьи. В те времена одним из устоев общества была преемственность поколений, поскольку всё передавалось по наследству – так же, как передавались до недавнего времени ремесла и другие умения.

Терах, отец Авраама, был великим духовным предводителем народа, настолько почитаемым, что в их семье изготовляли божков. Это можно понимать в обычном смысле слова – они делали изваяния идолов и сопутствующие аксессуары. Но можно говорить и о том, что они "изготовляли" идеи, концепции – то есть говорили о божественном, по-своему объясняли его народу.

И потому я бы даже сказал более – они являлись основателями духа Вавилона. Не Нимрод, а именно семья Авраама. Это было четкое разделение властных полномочий: с одной стороны, власть государственная, "полицейская", военная – Нимрод, а с другой стороны, власть духовная – Терах и за ним Авраам. Все они были очень сильными личностями.

И вот, в какой-то момент, из определенной точки своих исследований, видя, как жестко и быстро развивается эгоизм у людей и у него самого, Авраам в своих поисках высшей, общей, глобальной силы, управляющей всем, находит эту интегральную систему управления мирозданием. Его главный вопрос состоял в том, что у всего в мире должно быть нечто общее, обеспечивающее, в качестве базы, свой единый принцип и ведущее мир к определенной цели. Ведь мы видим, как всё круговращается и, даже откатываясь назад, одновременно продолжает поступательное движение, подобно ободу колеса.

Так вот, исходя из фактов и исследований, Авраам сумел напряжением воли проникнуть в эту систему, пройдя через ее "фильтр", "завесу". А "фильтр" на самом деле очень прост – он находится между нами. Оказывается, вход в следующий мир, в следующее измерение – там, где между людьми можно найти явственный "мостик", где между ними исчезает противостояние и возникает четкое соответствие – такая связь, когда они "растворяются" друг в друге. В этот момент между ними появляются "врата", вход в следующее измерение – словно искривление пространства. И ты проходишь в него.

Ничего тут нового нет. В нашем мире имеются три составляющие: неживая, растительная и животная. А человек, если он может вопреки своему эгоизму нивелировать его относительно других, если может подняться над своим эгоизмом, аннулировать его вместе с кем-то другим, тогда он вступает в новое свойство, которое и является входом в следующее измерение.

Вопрос: Как Авраам из своих наблюдений сумел разглядеть, что самое главное кроется между нами?

Ответ: Он увидел, что вся система мироздания интегральна и добра, что все ее части поддерживают друг друга. Она взаимозависима, она едина.

Но тут возникает один вредный, противный "нюанс" – человек со своим себялюбием. По сути своей, "животное", но в нем – эгоизм. И этот эгоизм заставляет его развиваться совершенно неправильно – против других, вопреки другим, вопреки всем: неживой, растительной и животной природе. То есть не находиться с ними в гармонии, в гомеостазисе, а выходить за его пределы, рвать всё и всё подчинять себе.

Для чего? Неважно! Какая цель? Никакой цели! Только бы удовлетворять этот пылающий внутри эгоизм.

Авраам понял глобальную систему природы и абсолютно противоположный ей настрой человека. Тогда и стало ясно, что проблема – в человеке, в том, чтобы привести его к гармонии, к подобию природе. А как привести? – Настроив на правильные взаимоотношения с неживой, растительной, животной, а главное, с человеческой природой – в обществе.

Так, взирая на природу, Авраам увидел идеал, а глядя на человеческое общество, увидел противоположность идеалу. Теперь задача заключалась в том, как сопоставить две эти системы. И тогда он понял, что вся проблема – в реализации принципа "Возлюби ближнего, как себя".

А вавилонская цивилизация тем временем, как и наша сегодня, столкнулась с процессами глобализации и замкнулась на себе. Ведь это была маленькая цивилизация – около трех миллионов человек, которые жили в ограниченном пространстве между Тигром и Евфратом в Месопотамии.

Кстати говоря, они были довольно серьезно развиты. Оттуда пошла астрология и эзотерика, там зародилось то, что сегодня называется "нью-эйдж", там были магазины, ватерклозеты, водопроводные системы. Многие жители современного мира могут позавидовать вавилонянам. У них всё было в высшей степени организованно, аккуратно и красиво. Мы просто не представляем, как они жили.

Но вдруг всё это "взорвалось" изнутри. Буквально взрывным импульсом на глазах у Авраама за каких-то десять-двадцать лет поднялся эгоизм – и они начали ненавидеть друг друга. Это стало, своего рода, "малой глобализацией", из-за которой жители Вавилона, тесно взаимосвязанные, больше не могли жить вместе.

По большому счету, то же самое происходит и сегодня: с одной стороны, мы должны быть вместе, а с другой стороны, это невозможно.

И тогда вспыхнувший эгоизм заставил вавилонян строить зиккурат – "башню до неба". Таково непосредственное, инстинктивное, естественное выражение эгоизма, его продолжение в действии.

И возникла новая "религия": "Мы должны поклоняться своему эгоизму, мы должны подняться выше небес, мы должны всё открыть, мы должны достичь всеобщего благосостояния, а может быть, и равенства, братства. Мы должны покорить всю природу. Всё это в наших силах…"

Как это похоже на лозунги современной эпохи: коммунистические, нацистские, либеральные, потребительские – какие угодно. Все вместе взятые, они выдвигались там.

Поскольку процесс шел очень быстро, в обществе началось сильнейшее брожение. Создались большие "партии": за Нимрода, против Нимрода и т.д. Однако Нимрод был очень серьезным лидером, а Терах, отец Авраама, служил ему, что называется, правой рукой, духовным руководителем народа.

И Авраам, как сын и ученик, должен был, в общем-то, идти по той же стезе. Преемственность всегда приветствовалась в истории человечества, и особенно – в то время.

Но тут получилось очень интересно: Авраам из своих исследований раскрывает совершенно иную картину: оказывается, эгоизм дан не для того, чтобы руководить нами, а для того чтобы мы им руководили и с его помощью, поднимаясь над ним, действительно восходили к небесам. Но не к тем "небесам", куда поднимает нас Вавилонская башня, а к тем небесам, куда мы поднимаемся над ней, вопреки ей, вопреки своему растущему эгоизму. То есть это совершенно другая система!

Вопрос: Выходит, Нимрод, понимая, что эгоизм разделяет людей, предложил рассоединиться, рассеяться по Земле, а посыл Авраама, наоборот, состоял в том чтобы соединиться и работать над этим эгоизмом?

Ответ: Здесь было несколько "течений".

Первое сходно с современными тенденциями: "Несмотря на то что есть эгоизм, мы все-таки будем бороться против нашей природы. С помощью науки, культуры, воспитания мы будем сглаживать свое себялюбие, не позволяя вырваться на волю этому "псу", что сидит в каждом из нас".

Другое течение, наоборот, гласит: "Рви других на части и властвуй, кто кого. Благодаря этому мы будем двигаться вперед. Вся жизнь – борьба, соревнование, эгоистическая конкуренция, и выживает сильнейший, как в природе". Во всяком случае, нам кажется, что так происходит в природе.

Вопрос: Это и есть посыл Нимрода?

Ответ: Нет. Нимрод считал, что настоящее цивилизационное развитие достигается равновесием. Но равновесием не с природой, а с эгоизмом. "Мы с тобой соседи. Мы не ладим между собой, совершенно как соседи. Кто-то не там выкинул мусор, хлопнул дверью, у кого-то шум мешает другим спать и т.д. Но вот мы разъехались и встречаемся лишь время от времени – и вдруг всё у нас нормально. Мы можем вместе посидеть, выпить пива, вспомнить свою старую "коммуналку", где выстраивались очереди в ванную и туалет…

Так вот, Нимрод считал, что надо разъехаться. Если мы разъедемся, дадим каждому по маленькой "квартирке", то мы решим эту проблему. Лишь бы немножко отдалиться друг от друга – и всё будет хорошо.

Это решение он и собирался провести под своим руководством. То есть, в принципе – оставаться на царствии, таким образом решая проблему растущего эгоизма и социальных распрей.

Итак, Нимрод понимает, что эгоизм – это плохо, но, одновременно с этим, надо следить лишь за тем, чтобы народ оставался народом, чтобы все вместе жили хорошо и правильно. "Так построим башню, которая будет олицетворять и наше объединение, и наше расселение, разобщение".

Это не какая-то глупая затея, это философия: "Я никакого Бога не признаю. Глобализация, интеграция – проистекает из природы, и мы вольемся в нее, не отказываясь от себялюбия. Да, мы можем вместе с нашим растущим эгоизмом развиваться в этой цивилизации спокойно и хорошо".

То же самое, по сути, говорит сегодня капитализм: каждый в своем домике, в своем углу, на своей частной собственности. Это мое, это твое. У каждого свой надел. А также существует общая власть, государственное устройство и всё прочее.

Таким образом, Нимрод – это любое современное правительство, и вообще, современное миропонимание. И, в общем-то, можно сказать, что отчасти у него получилось задуманное: люди расселились, рассеялись по Земле, что называется, заговорили на разных языках и продолжали жить по законам эгоизма.

Позиция Нимрода понятна и очень рациональна. Он решал возникшую проблему логически. А Авраам пришел с совершенно другой, революционной мыслью, с решением, проистекающим из постижения внутреннего свойства природы.

Сегодня мы столкнулись с той же бедой, только расселяться нам уже некуда. Эгоизм возрос, и мы настолько сцепились, скрепились друг с другом, что не разъехаться. Если бы была еще парочка планет где-то рядом и "мостик" к ним, мы сделали бы еще одну попытку. Но Земля у нас одна, и теперь мы должны решать эту проблему исключительно путем Авраама.

Сегодня набирают силу идеи сепаратизма, изоляционизма. Более того, разделяются и распадаются семьи, дети конфликтуют с родителями и т.д. Каждый ищет свой угол, хоть какой-то, чтобы забиться туда, отрешиться от всех.

И что интересно: на Земле столько места! Я летаю самолетами над этим "шариком" и вижу воочию – человечество занимает всего лишь несколько процентов площади планеты. Но не могут люди уйти друг от друга. Просто не могут. То есть мы дошли до такого состояния, когда дело уже не в площади расселения, не в физическом удалении – мы сцеплены крепко-накрепко…

Так вот, Авраам начал проповедовать свою теорию. Она, конечно, кажется нелогичной, неестественной, неприродной. Ее практически невозможно доказать.

Но есть в ней высокая логика.

Ведь Нимрод, в принципе, не дает абсолютного, кардинального решения проблемы. Он говорит: нам с нашим растущим эгоизмом, который развивается в нас естественным путем, от природы, надо чуть-чуть расселиться.

А Авраам говорит: это нам не поможет, потому что эгоизм усиливается совершенно с другой целью – с тем, чтобы мы над ним поднимались! Не расходились во все стороны, а поднимались над эгоизмом и использовали его именно для того, чтобы соединяться друг с другом, чтобы эгоизм служил нам "подмогой от противного", то есть обязывал соединяться над ним.

Трудно это понять, трудно с этим согласиться. Но если ты это делаешь, у тебя на самом деле появляется связь со всей глобальной природой. Это строго логический вывод: ты становишься ее интегральной частью, потому что связуешься со всем человечеством и становишься таким же, как неживая, растительная и животная природа. Только, в отличие от нее, ты сам пришел к этому интегральному, общему состоянию.

Тогда ты начинаешь ощущать общую Природу, ее общий закон, ее общую силу, которая называется "Творец". И ты выходишь на следующий уровень развития – надэгоистический. Теперь ты не своими глазами, не своими животными, телесными чувствами ощущаешь мир, а начинаешь ощущать его через совершенно новую логику, через новые желания – не "животные", внутриэгоистические, а уже действительно с человеческого уровня…

Итак, в заключение: все современные тенденции пошли из Древнего Вавилона. Он – основа всей нашей цивилизации, и более того, основа всего нашего духовного развития.

Из ТВ программы "Вавилон вчера и сегодня", 18.08.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Наука равновесия

Чем окончился спор Авраама и Нимрода

Брось все силы на главное

Время исправления Вавилона

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как нам надо принимать наше сегодняшнее состояние?

Ответ: Мы сегодня снова после 3500-тысячелетнего расставания с Древним Вавилоном вновь ощущаем себя в том же Древнем Вавилоне. И поэтому наше время – оно время исправления того самого Вавилона, от которого мы пытались убежать, но не смогли… –  потому что Вавилон, т.е. наше эгоистическое общество, надо исправлять!

Так что надо смотреть на историю в целом, и неважно, что прошло 3500 лет с той попытки Авраама создать единое общество. Эти события до сего дня отражаются на судьбах человечества, они трансформируются, передаются, концентрируются всего лишь в одном движении человечества – к единению. Пока мы раскрываем нашу противоположность ему.

В наших занятиях надо быть связанными с Творцом – во всех наших действиях должен подразумеваться Творец, сила света, свойства отдачи, который исправляет нас, без которого мы никак не сможем исправиться, измениться.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Замыкая круг

Новый Вавилон

Вавилон по-прежнему здесь

Страница 19 из 25« Первая...1718192021...Последняя »