Записи в разделе 'Тора'
Запрет на кровосмешение

каббалист Михаэль ЛайтманНикто ни к кому из единокровных не приближайтесь, чтобы открыть наготу: Я – Бог. [Тора, "Левит", "Ахарей мот", 18:06]

В духовной системе, которая нисходит сверху вниз, существует четкое разделение на мужскую и женскую части: свет Хасадим (има – мать) и свет Хохма (аба – отец).

Через отца нисходит свет Хохма, через мать – свет Хасадим. Они могут пересекаться между собой в детях, но только не в произвольном, а в определенном сочетании.

Это сочетание всегда должно быть таким, чтобы в свет Хасадим входила определенная порция света Хохма, которую он может удержать в себе. То есть свойство отдачи должно быть обязательно в той мере, в которой оно может вместить в себя свет Хохма – наслаждение ради отдачи, наполнение ради распространения.

Ведь любое действие должно совершаться ради любви, ради отдачи, ради исправления других по правилу "возлюби ближнего как себя". Все идет на отдачу, поскольку душа человека находится вне его.  

Действия, направленные ради себя и превышающие меру, необходимую для собственного существования, считаются непригодными, не кошерными, и сразу же уничтожают души. Поэтому человек должен продвигаться в определенных границах, понимая, что может дойти только до определенного предела и не далее. А как ему заранее это показать?   

Для того чтобы на каждом уровне он умел верно направлять себя только на отдачу и правильно продвигаться, понимая рамки своих возможностей, самостоятельно определять их и свободно пользоваться ими, – создается духовная система, нисходящая сверху вниз.

Она должна обучать нас, демонстрировать нам наши возможности. Ведь когда мы обучаем ребенка, мы показываем ему: так можно, так нельзя, это хорошо, а это плохо. Сначала мы что-то показываем ребенку, а потом хотим, чтобы он не только выполнил это, но и сделал полшажка вперед. Так и духовная система должна давать человеку навыки, чтобы он сам двигался вперед. Поэтому система "человек" должна развиваться самостоятельно.    

В нашем мире мы развиваемся только с помощью ударов и наказаний. Мы видим, как человечество постоянно ошибается. Нам не удается правильно действовать, потому что мы растем из нашего эгоизма. В духовном мире такие ошибки невозможны.  

Поэтому, чтобы уберечь человека в его духовном росте, надо создать в нем систему самообучения, но не такую, какую мы обычно создаем  – сверху вниз, а снизу вверх, когда еще неизвестно, что делать. Это возможно только в духовном мире благодаря его свойствам.

В Торе слово "нельзя" означает "невозможно". Поэтому запрет на кровосмешение близких родственников означает, что невозможно в таком сочетании создать часть души, ведь каждое наше действие – это последовательное исправление еще и еще одной части души.

Таким действием невозможно исправить какую-то часть, потому что при этом образуется сосуд, не подходящий для исправления. Свет нисходит сверху вниз по двум линиям, одна из которых – это блок, называемый "отец", и вторая – блок, называемый "мать", которые могут сочетаться между собой только на определенных уровнях.  

Сочетание должно происходить между абсолютно несвязанными между собой сигналами, нисходящими из одного блока системы. Иными словами, свойство отдачи и свойство получения должны постоянно обновляться в совершенно новых частях души, и поэтому единокровное сближение, т.е. исходящее из одного высшего источника, невозможно. Оно замыкает всю систему.

Вопрос: А есть ли этому пример в нашем мире?

Ответ: Конечно, то, что существует в духовном мире в виде корней, проявляется в нашем мире в виде их следствий. Поэтому у нас существует запрет на кровосмешение между отцом и дочерью, матерью и сыном и т.д.

В нашем мире эти следствия также дают отрицательный результат. Известно, какие психологические и умственные проблемы вызывали единокровные браки европейских монархов у их потомства.

Кровосмешение возможно только на животном уровне. У детенышей животных, полностью оторванных от матери, исчезает генетическая, биологическая связь с родителями. Через несколько лет они могут совершенно спокойно вступить друг с другом в контакт, не понимая, что они родственники.

У человека это невозможно, потому что он имеет связь с высшим светом, а животные находятся на более низком уровне.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 19.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Чти отца своего и мать свою"

Это еще не Тора

Запрет на кровосмешение (клип)

Защитный блок духовной системы

каббалист Михаэль ЛайтманТора рассказывает о том, как постепенно организуется духовная система управления человеком, где свет и желание, созданное Творцом, потихоньку распространяются друг в друге в соединении между собой: Бина входит в Малхут, Малхут – в Бину. Выстраивается взаимная система.

Когда Малхут входит в Бину, то есть желание входит в свет, оно постепенно ослабляет свет, вследствие чего возникают его различные градации. Принимая свет в себя, Малхут одновременно строит в себе такие системы, которые в будущем помогут ей достичь его уровня. 

Поэтому в Торе описываются те рамки, в которых свет может распространяться в желании, и желание может уподобиться свету.

К примеру, что значит гибель Надава и Авиу, сыновей Аарона?

Аарон – это первосвященник, Великий Коэн (коэн а-гадоль). Он олицетворяет один из блоков системы управления – ГАР дэ-Бина, который не имеет права проводить через себя свет Хохма

Сыновья Аарона, Надав и Авиу, символизирующие свойства этой системы, хотели  добавить в нее свет Хохма, но не смогли выдержать его и поэтому были "разорваны" светом. Тем не менее, это не гибель системы, а создание предохранительного блока, через который будет проходить только та сила света, которую может провести Аарон. 

Это и есть "смерть сыновей Аарона", т.е. невосприятие в этом желании, в этом блоке света Хохма, поскольку вниз не может проходить свет больший, чем тот, который находится на уровне "Аарон".

Получается, что Аарон – это фильтр, закрывающий проход света вниз, потому что нижние не в состоянии его воспринять. И если кто пожелает подняться до уровня света Хохма, он должен подняться до уровня Аарона.

Вопрос: Значит, больше не может произойти разбиение?

Ответ: Это не разбиение, а освоение системы связи света и желания – двух сил мироздания, которые должны создать между собой такой симбиоз взаимных действий, который бы организовал правильную фильтрацию света и желания сверху вниз, чтобы дать возможность душам правильно подниматься снизу вверх, расширяться, развиваться и таким образом наполняться светом. 

Поэтому Авиу и Надав – это предохранительные системы, которые создаются именно так, а не иначе, и организуют рамки, в которых свет может распространяться в желании, и желание может уподобиться свету.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 19.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Внутренние действия и их внешнее проявление

Удаление неисправленных свойств

Миссия Надава и Авиу

Тайны вечной книги. Человек (клип)

"И образовал Бог всесильный человека из праха земного…" Кто такой человек, и что значит: "…и стал человек существом живым"? В нас изначально присутствуют две силы, и реализация нашей свободы воли заключается лишь в правильном их использовании…

Тайны вечной книги. Растения (клип)

По сравнению с растением животное более развито и ближе к человеку, но в растениях есть нечто особенное. Что же это за особенность и как она отражается в человеке?

Тайны вечной книги. Вода (клип)

Абсолютно все происходит и развивается из воды. Что олицетворяет собой вода, и почему земля может плодоносить только при соединении с водой?

Тайны вечной книги. Нагие (клип)

"И открылись глаза их обоих, и узнали, что наги они…" Адам и Ева вдруг обнаружили, что они абсолютные эгоисты, и нет у них никакого одеяния, никакого противодействия своему эгоизму. Что же это за одеяние?

Тайны вечной книги. Прах (клип)

Что значит: "Из праха ты вышел и в прах возвратишься"? Прах – абсолютный эгоизм, который невозможно исправить, самое конечное состояние творения. И сейчас человек это раскрывает…

Диагноз Торы и ее лечение

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему праздник Симхат Тора наступает сразу после Суккота?

Ответ: В течение семи дней Суккота, находясь в "шалаше", т.е. в окружающих светах, я получаю исправление. Светá эти приходят ко мне через "навес", представляющий собой целый духовный механизм.

Вечер за вечером я "приветствую гостей" (ушпизин): Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Аарона, Йосефа и Давида, каждый из которых символизирует определенное свойство в человеке. Иными словами, речь идет о силах, которые исправляют мои свойства, обращая их из дурных в добрые.

На протяжении всего пути к совершенству я вел внутреннюю работу, использовал Тору как силу исправления и благодаря этому распознавал зло в себе. Распознавал до такой степени, чтобы в итоге почувствовать, что у меня нет ничего.

После этого "диагноза" Тора обращает мое зло в благо, и тогда я становлюсь подобным Творцу – абсолютному добру. Я проникаюсь любовью и отдачей ко всем ближним и через них – к Нему. Ведь по сути, это одно и то же, и потому я обнаруживаю, как сказано, что "славой Творца полон мир". Он пребывает во всем, что казалось мне чем-то внешним. 

Вопрос: "Симхат Тора" означает радость. Чему именно человек радуется в этот праздник?

Ответ: Тому, что он правильно воспользовался Торой и исправил себя в подобие Творцу.

Вопрос: Почему это радостно – быть подобным Творцу?

Ответ: Потому что я прихожу с Ним к слиянию, к равенству по свойствам. И теперь я могу совершать Ему отдачу так же, как Он – мне. Так мы устроены, что нет для нас более высокого состояния.

Вопрос: И все же, что за ним скрывается?

Ответ: Я создан в желании получать наслаждение. Так вот, в состоянии полного подобия Творцу я и получаю наслаждение от Него. Обратив всё свое зло в благо, подобное Творцу, я начинаю получать от Него всё благо, бесконечное изобилие. Ведь я и сам хочу отдавать изобилие без конца.

Таким образом, вся осенняя праздничная символика олицетворяет путь к полному исправлению, итогом которого становится восьмой день (Шмини ацерет), после чего нам больше нечего исправлять. "Ацерет" на иврите означает остановку – завершение исправлений.

Это совершенное состояние сравнивают с гранатом: все мои желания – 613 "зернышек граната" – наконец-то обратились из зла в благо.

Из 443-й беседы о новой жизни, 05.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Всё тайное – на свет

Тора как двигатель перемен

Добавка к угощению

Всё тайное – на свет

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мы говорим о "Торе" как силе, которая сначала выявляет во мне зло, а потом исправляет его. Я учился в системе религиозного образования и знаю многих людей, которые, несмотря на изучение Торы, не прошли этого процесса. Почему?

Ответ: Бааль Сулам объясняет это в "Предисловии к ТЭС". Чтобы привлекать на себя силу исправления, свет, возвращающий к Источнику, человеку необходимо выполнить несколько условий.

Прежде всего, он должен учиться по специально предназначенным для этого первоисточникам – по каббалистическим книгам. Разумеется, мы не можем сказать ничего против остальных книг, но в них не кроется свет, возвращающий к Источнику – т.е. сила исправления, воздействующая на человека. Я могу всю жизнь изучать различные книги, кроме каббалистических, – и это не поможет мне распознать зло.

Более того, в науке каббала мне требуется к тому же верный учитель, а не "первый встречный", который созывает к себе учеников. Мне нужен учитель, получивший методику от своего учителя-каббалиста – и так далее по всей цепочке каббалистов, протянувшейся через века. Такой наставник знает, как обучать методике Бааль Сулама и Рабаша. И, учась у него, я смогу почувствовать ее действие.

Пускай на это требуются годы, но в течение этих лет я воочию наблюдаю свое продвижение, постепенно распознаю зло в себе, понимаю, чтó зовется благом, и что такое Тора, названная "приправой", т.е. средством, обращающим зло в добро. 

Что касается самих книг: для современного поколения подходят только труды Бааль Сулама и Рабаша. Все остальные предназначены для прошлых поколений.

Вопрос: Что это за зло, которое скрыто во мне?

Ответ: Поначалу, находясь на "животном" уровне, я не ощущаю его. Ведь зло, которое я в себе раскрою, имеет духовную, а не материальную природу. Оно не относится к моему телу, к моему "животному" я. Оно относится к моей духовной части, не связанной с этим миром, к части, которая определяется мерой моего соответствия Творцу. Вначале она раскрывается противоположной Ему, но это уже – ступень, лежащая надо мной нынешним. На ней я проявляю в себе зло – и должен обратить его в благо.

Таким образом, наука каббала помогает мне найти свою духовную часть, понять, чтó в ней дурно и как привести ее к добру. И наука эта зовется "скрытой", "тайной" – не потому, что оставляет всё в секрете, а потому, что выводит тайное на свет.

После разрушения Храма и до нашего времени, поколения еврейского народа не обучались тому, как использовать Тору в качестве "приправы", т.е. источника света, силы исправления. Всё это время продолжалось изгнание – как в материальном смысле, так и в духовном.

Но теперь, спустя две тысячи лет, наше поколение первым приходит к изучению науки каббала, постепенно пробуждаясь навстречу исправлению. Потому-то оно и зовется "поколением Машиаха" – его Тора вытягивает (мошех) наверх. "Машиах" – это сила, которая влечет нас с "животного" уровня на ступень Человека (Адам), подобного Творцу.

Вопрос: Что же в этом смысле символизирует для нашего поколения праздник Симхат Тора?

Ответ: Он говорит о том, что мы получили возможность раскрыть силу, кроющуюся в Торе. Она предназначена для всех, для светских и религиозных, для всего мира, как сказано у пророка Йешайау: "Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов", "и стекутся к нему все народы". В этом смысле мы и должны стать "светом для народов": через нас свет Торы пройдет к ним.

Вот почему с их стороны исходит антисемитизм и вечная претензия в том, что мы дурны, что мы вызываем всё зло в мире. На самом деле это тоже относится к Торе, которая должна привести мир к добру.

И потому Симхат Тора, "радость Торы" заключается в том, что сегодня мы наконец-то раскрыли это средство. Теперь надо лишь правильно реализовать его – что мы и собираемся сделать уже в этом году.

Из 443-й беседы о новой жизни, 05.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Диагноз Торы и ее лечение

Тора как двигатель перемен

Добавка к угощению

Тайны вечной книги. Проклятие (клип)

"И будешь ты ползать по земле…" Не в силах человека совладать со своим эгоизмом, подняться выше него. Так обнаружилось проклятие – полная противоположность Творцу.

Добавка к угощению

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: На праздник Симхат Тора мы поем песню: "Веселитесь, радуйтесь и воздавайте почести Торе". В этот день завершается годовой цикл чтения Торы и начинается новый виток.

Праздник этот действительно полон радости, которая проникает и в светский сектор. Есть что-то особенное в свитке Торы, вынутом впервые за долгое время из своего святого "пристанища" и создающем вокруг себя светлую, жизнеутверждающую атмосферу.

Чему же, собственно, мы радуемся?

Ответ: Если поспрашивать людей, ответы будут самые разные. Но мы с вами уже знаем, что "Торой" называется свет, возвращающий к Источнику. Сказано: "Я создал злое начало и создал Тору ему в приправу". Возможно, неприятно об этом слышать, но в конечном счете, единственное, что создал Творец, – это дурное начало. И поскольку Он создал его, постольку создал Тору в качестве "приправы".

Иными словами, если представить себе дурное начало в виде большого и вкусного, но ядовитого блюда, то исправить его можно "приправив" Торой.

Это кажется странным: неужели Тора, ассоциирующаяся для нас с духовными мирами, описывающая явное и скрытое, несущая в себе свет, наполненная величием мироздания, является всего лишь "приправой"? Чем же тогда занимаются каббалисты? 

Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся сначала с дурным началом – той основной частью, которой требуется эта "добавка".

В обычной жизни никто со стороны не научит меня, чтó во мне не так. Я решаю это сам. Во мне есть всевозможные желания, которые я определяю как "дурные".

В итоге возникает неразбериха. Например, я считаю "дурным" страх перед чем-то. Однако мне говорят: "Это вовсе не зло. Страх защищает тебя от беды".

А может быть, зло во мне – это лень? Что поделать, я люблю полежать без движения и даже без мыслей в голове. Но выясняется, что это далеко не самый плохой вариант. Мудрецы, вообще, сказали: "Лучше уж сиди и ничего не делай".

Одним словом, на самом деле я не знаю, чтó представляет собой дурное начало. Для меня это – те качества, от которых мне плохо.

Скажем, я украл что-то, и меня поймали. Тогда я говорю себе: "Моя тяга к воровству – зло". Но если меня не поймали, то что же в ней плохого?

А значит, меня надо научить тому, что такое хорошо и что такое плохо на самом деле. И если кто-то обучает меня согласно иным критериям, не тем, которые во мне ощущаются, тогда возникает вопрос: откуда он их взял?

Здесь-то мы и возвращаемся к Торе, которая призвана исправить дурное начало, обратить его в доброе. Что же такое "доброе начало"?

Полная цитата гласит: "Я создал злое начало и создал Тору ему в приправу, потому что кроющийся в ней свет возвращает человека к добру". Иными словами, в Торе заложена сила, помогающая исправить человека.

В целом, процесс подразделяется на четыре этапа:

  1. Создание злого начала: во мне существует нечто дурное, и я еще не знаю, чтó именно. Возможно, совсем не то, что мне кажется. Но я в этом не виноват, и стесняться нечего, а надо найти, выявить в себе дурное начало, пройдя соответствующее обучение.
  2. Тогда я понимаю, что мне нужно особое средство, "приправа" под названием Тора.
  3. Зачем? Что в ней есть? В ней есть "свет" – сила, воздействующая на меня.
  4. Как же она воздействует на меня? Она возвращает меня к добру. Иначе говоря, обращает мое дурное начало в доброе.

Таков результат реализации этих четырех этапов.

Многое здесь остается непонятным. К какому "добру" меня ведут? И почему речь идет о возврате, как будто я уже был когда-то в этом состоянии? Всё это мы выясняем на пути.

Из 443-й беседы о новой жизни, 05.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тора как двигатель перемен

Чем непрогляднее тьма, тем ярче свет

Радость излечения от эгоизма

Тора как двигатель перемен

каббалист Михаэль Лайтман"Тора" – это сила, средство, которое исправляет, обращает мое дурное начало в доброе. И если, реализуя ее, я достигаю хорошего результата, то прихожу к "радости Торы" – Симхат Тора. Я рад тому, что у меня была Тора, при помощи которой я исправил себя, достиг успеха и добился чего-то хорошего.

Вопрос: Если Тора – это средство от зла, то сначала человек должен распознать зло в себе. А до тех пор он в этом средстве не нуждается. Но если уж я пустился во внутренний поиск, то какое зло обнаруживаю?

Ответ: Принципиальный ответ таков: зло поверяется относительно Творца. Всё, что противоположно Творцу, называется "злом". Сам же Творец зовется "Добрым", а также "Творящим добро" – по Своему действию.

Мое зло отделяет меня от Творца. Ведь я всё ощущаю на подобии свойств, и наоборот, не могу воспринять того, с чем не имею ничего общего.

Однако злое начало очень важно – ведь его создал Творец. Создал противоположным Себе, назвал соответствующим образом и дал мне некий инструмент, "ключ", посредством которого я могу раскрыть в себе это зло и обратить в благо. И тогда я становлюсь добрым – в точности в той же форме и степени, что и Творец. 

Когда я сознаю это, Тора обретает в моих глазах огромное значение. Ведь с ее помощью я могу превратиться из крохотной "букашки" в нечто громадное и доброе, как Творец, обрести ту же мощь, ту же способность к отдаче и любви, то же знание, то же постижение, стать вечным и совершенным.

"Тора" для меня – это уже не просто свиток в шкафу, не просто книга, а сила исправления, сила внутренних перемен.

Это система, которая воздействует на меня. Она знает, какие желания во мне пробуждать, – и я меняюсь.

Это приправа в "котле" злого начала, а может быть, и нечто вне его. Она "варит" его, упорядочивает, структурирует и обращает в противоположность. Поистине, колоссальное средство.

И весь вопрос теперь в том, как им воспользоваться? По-видимому, здесь мне все-таки придется сыграть некую роль, сделать что-то самому…

Итак, мое зло по мощи в точности подобно Творцу – только противоположно Ему. Такое вот исполинское "чудовище" внутри, которое и представить-то страшно. А Тора должна обладать еще большей мощью, чтобы обращать его из зла в добро – по мере моего участия.

В ходе этого процесса я становлюсь добрым, как Творец, – по масштабам, по чувству и разуму, по мощи, по всем своим граням и деталям. Обращая свое дурное начало в добро, я прихожу в соответствие с Ним. Недурно?

А раз так, то человек, научившийся использовать Тору, имеет все причины для радости на праздник Симхат Тора. Ведь он понимает, чтó происходит. На протяжении года он прошел ее всю, оформляя и привлекая на себя ее свет, возвращающий к Источнику. Этот свет воздействовал на него и исправлял его, раз за разом, всполох за всполохом. И в итоге наступает "радость Торы" – когда весь он добр, исправлен.

Из 443-й беседы о новой жизни, 05.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Добавка к угощению

Радость излечения от эгоизма

Подготовка к получению Торы – света исправления

Тайны вечной книги. Стыд (клип)

Без чувства стыда человек был бы животным, ведь стыд – необходимое свойство нашего развития. Что значит "абсолютный стыд", относительно чего он раскрывается человеку?

Тайны вечной книги. 70 народов (клип)

Система управления нашим миром состоит из 70-ти частей, и поэтому в основе нашей цивилизации лежат 70 разных народов. Но в нынешнее время все перемешалось, мы находимся в новом Вавилоне и начинаем строить правильную башню…

Тайны вечной книги. Еда (клип)

Что полезно и что вредно для нашего духовного развития? Еда – это и есть процесс выяснения вредного и полезного, процесс переработки и компоновки желаний и мыслей эгоистического уровня в подобие Творцу.

Страница 124 из 188« Первая...122123124125126...Последняя »