Какого состояния желательно достичь Израилю в отношениях с миром?
Какого состояния желательно достичь Израилю в отношениях с миром?
Вопрос: Диалог жадности и щедрости:
– Жадность, а жадность, дай большую кастрюлю.
– Не дам, самой мало.
– Дай кастрюлю поменьше.
– И поменьше не дам.
– Дай тогда самую маленькую.
– Не дам и всё тут.
– Не хочешь, как хочешь. На тебе тогда пирожок.
– Давай. А почему только один? Ты ведь щедрость.
– Так я и хотела тебе побольше дать, а ты посуду мне не даешь.
Вопрос такой: можно сказать, что "пирожков" для нас достаточно много, есть "пирожки", а мы, человеки, не даем "посуду" под них?
Ответ: Да.
Вопрос: Что вы называете "посудой" и "пирожками"?
Ответ: "Посуда" – это кли, сосуд, в который можно принять что-то от Творца. А "пирожки" – это то, что Он дает.
Но, в принципе, нам не надо. Нам надо удовлетворяться действительно только тем, что получаем.
Вопрос: Даже здесь вы считаете, что один "пирожок" нам достаточно?
Ответ: Да.
Вопрос: Не надо передавать много "посуды"?
Ответ: Ничего! "Пирожок" может перед тобой находиться, ты будешь на него смотреть и будешь сыт.
Вопрос: Почему так? Почему я не съедаю его?
Ответ: Тебе не надо. Тебе надо только знать, что это тебе дает Творец.
Вопрос: И знать, что он всегда будет у меня?
Ответ: Это уже эгоизм, это отсутствие веры. А в общем – да.
Вопрос: То есть настоящая вера, выше разума – это то, что "пирожок" сейчас лежит и он никуда не исчезнет, он будет и завтра, и сегодня? Я могу его не трогать, могу трогать, так будет все время?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть в кармане моем всегда есть, допустим, пара копеек, чтобы купить пирожок?
Ответ: Да не надо мне даже этой пары копеек. Это ни к чему. И пирожки не нужны, и вообще ничего не надо. Наоборот, когда ты чувствуешь, что у тебя все пусто, тогда у тебя появляется большая связь с Творцом. И всё.
Реплика: А то, что у меня пусто, это ведь меня тревожит.
Ответ: Нет, не тревожит. Наоборот, над этим ты можешь выстраивать свое абсолютное желание, веру в Творца и в то, что когда надо, Он даст.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.01.2024
Не расширяйте норку, чтобы не залезла кошка
Вопрос: Нашла мышка клад и расширила вход в свою норку, чтобы клад вошел. А вместе с ним вошла туда и голодная кошка.
Вот такая история произошла с мышкой. Скажите, пожалуйста, получается, мы должны довольствоваться сыром и норкой и клады особенно не искать? Можно сделать из этого такой вывод?
Ответ: Вывод простой: то, что у тебя есть, этого достаточно, не надо тебе ничего большего.
Реплика: Но тут даже говорится об опасности, что если ты расширяешь вход, засовываешь туда клад, то туда, может быть, даже обязательно, заходит голодная кошка.
Ответ: Да.
Вопрос: То есть нам даже опасно накопительством заниматься, больше хотеть?
Ответ: Накопительством – точно вредно.
Реплика: А вот больше, больше, больше, чем мне достаточно… Мне было хорошо с сыром, и вдруг я клад нашел.
Ответ: Если тебе достаточно того, что у тебя есть на сегодня, то на завтра у тебя еще будет, не волнуйся.
Вопрос: То есть вы даже это как правило вводите? Если у меня есть сегодня кусочек сыра, завтра он тоже будет?
Ответ: Да.
Вопрос: И не надо искать ничего сверх и так далее?
Ответ: Ничего.
Вопрос: Можно так успокоить человечество? Оно же находится все время в поиске разных дополнительных "сыров".
Ответ: Тут мне нечего сказать, таков человек. А в принципе, не надо.
Вопрос: А мы можем все-таки найти клад, но кошку голодную не впустить?
Ответ: А что мы будем с ним делать?
Реплика: Я не знаю: положить в банк, чтобы были какие-то доходы.
Ответ: Нет, ты должен будешь заниматься тем, чтобы сохранять его, охранять его, чтобы не испортился и так далее.
Вопрос: То есть большие деньги требуют заботы и ухода за ними?
Ответ: Конечно.
Вопрос: И тут на это и жизнь укладывается?
Ответ: Да.
Вопрос: Это довольно каббалистическая притча, о растущих желаниях, которые требуют наполнения. Это же природа человека. Как человек ограничивает эти желания? Они же растут.
Ответ: Надо убеждать себя в том, что от этого ты никогда не станешь богаче, ты никогда не станешь увереннее, спокойнее. Наоборот, твоя жизнь будет превращаться в нескончаемую погоню за всем.
Вопрос: То есть я должен чувствовать какую-то опасность от этого?
Ответ: Да, надо пытаться как-то отдалиться, оградиться от этого.
Вопрос: И убедить себя, что достаточно того, что есть?
Ответ: Да.
Вопрос: И высший закон такой же, если мы говорим о духовном?
Ответ: Спокойствие. Главное – успокоиться насчет всех материальных приобретений.
Вопрос: Тогда в этом "спокойно" я ничего не хочу, или я все-таки что-то хочу?
Ответ: Нет, я хочу только то, что у меня есть на сегодня, что мне необходимо. И всё.
Вопрос: И вы считаете, что если я приду к этой мысли, то мне будет и завтра?
Ответ: Да.
Вопрос: Так мы вообще можем всё успокоить, все революции, войны и так далее?
Ответ: Да.
Вопрос: Человек может прийти к этому или это просто фантастика – вот так с природой своей отработать?
Ответ: Человек может к этому прийти.
Реплика: То есть правильный вывод такой: заносить в дом только то, что входит в норку. Не расширять норки.
Ответ: Да.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.01.2024
Какое новое свойство должно проявиться в каждом израильтянине?
Неужели даже сейчас можно сказать, что Израиль будет самым безопасным местом на земле?
Какой пример должен показать всему миру Израиль?
Реплика: Шула пишет: "Здравствуйте, Михаил Лайтман! Моему сыну 15 лет. И все вроде бы хорошо, он и его друзья растут в обществе, где мы, родители, стараемся привить им ценности любви к другим, взаимной связи, дружбы. Но несмотря на наши усилия, я вдруг вижу, как много пренебрежения у них друг к другу, унижений и насмешек в адрес слабых.
Сердце болит все это видеть, руки опускаются. Куда уходят все наши усилия? Получается, что то, что они впитывают в школе, в интернете, сильнее тех ценностей, которые мы хотим им привить. Скажите, что нам делать? Как научить их взаимному уважению, дружбе? Как научить их быть добрыми друг к другу? Вы же говорите все время об этом. Как?"
Ответ: Все-таки рассказать им о том, что основной, главный закон природы – это соединение, доброжелательность, объединение, когда люди движутся друг к другу. И только в таком случае мы можем надеяться на счастливое продолжение.
А если нет, то природа нас будет учить, как мы это видим на всех ее уровнях, чтобы привести нас к этому решению.
Вопрос: То есть нас так или иначе будут корректировать вот к этому решению?
Ответ: Да.
Вопрос: Родители учат детей этому, то есть рассказывают больше и больше, а результат все равно обратный.
Ответ: Да, естественно. Чтобы не забрать у человека свободу воли.
Вопрос: То есть его свобода сейчас – это унижать другого, проявлять свой эгоизм?
Ответ: Да.
Вопрос: И мы должны терпеливо выждать, когда они намучаются, или как?
Ответ: Может быть. Когда убедятся, что их путь – он путь тупиковый.
Вопрос: И все равно нам продолжать рассказывать о взаимном поручительстве, о любви, о дружбе?
Ответ: Да.
Вопрос: Даже если руки опускаются?
Ответ: Это не имеет значения. Ты должен это все говорить.
Вопрос: Вот я напротив стены, не слышат меня. Все равно говорю?
Ответ: Это неважно, должен говорить.
Вопрос: Как я дырочку пробью в этой стене?
Ответ: Именно своим постоянством.
Вопрос: То есть вы за упорство родителей?
Ответ: Другого нет.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 11.01.2024
Когда закончится война в Израиле? – Этот вопрос задают сегодня многие люди.
В чем заключается исключительность евреев?
Реплика: Встретились на развилке две дороги: узкая и широкая. Широкая говорит:
– Посмотри, на кого ты похожа. Ты в острых камнях, колдобинах. Ты посмотри на меня: я красивая, гладкая. Вдоль меня кафе, рестораны, виллы.
Сказала, вздохнула и замолчала.
– Что ты вдруг замолчала? – спросила ее узкая дорога. – Ведь тебе хорошо живется.
– Хорошо-то хорошо, да только в конце меня пропасть. Бездонная, черная, мрачная. Люди даже не подозревают о ней. А те, что знают, только отмахиваются. Я боюсь однажды сползти в нее. Ну, а ты как живешь?
– Трудно! – вздохнула узкая дорога. – И тем, кто по мне идет, в гору, им нелегко. Но в конце моего пути, уже там, на горе, они такие все светлые, радостные, счастливые. И я больше всего хочу там оказаться.
Поговорили дороги и разошлись в разные стороны. А на развилке дорог человек остался, который все это слышал. И вот что странно: до сих пор там стоит, еще думает, на какую ему свернуть дорогу.
Ответ: Да, это то, что есть перед людьми.
Вопрос: Почему человек не идет по узкой дороге? Он же слышит, что там, в конце рай! Допустим, слышит.
Ответ: Это будет где-то потом, когда-то. А сейчас перед ним шикарная дорога. И он спокойно по ней идет. Может присесть у любого заведения, ресторана или кафе, перекусить и отдохнуть, и пойти дальше. Так нас и завлекает жизнь.
Реплика: Тут человек стоит, не зная куда идти. То есть он слышит это размышление дорог: в конце одной ад, в конце другой рай. И все равно он никуда не идет. Вот это на разрыв какой-то, он не знает куда идти!
Ответ: Это наше ежесекундное ощущение.
Реплика: То есть эти дороги – это не просто я стою и сейчас решаю.
Ответ: Все время находишься в них.
Вопрос: Я все время на перепутье дорог?
Ответ: Да, каждое мгновение.
Вопрос: Как же я решаю все-таки, по какой идти?
Ответ: Ты ничего не решаешь. Все решается свыше. И тебя ведут, как надо вести. И это уже заранее известно и предначертано. Так что главное – согласиться с этим, не переживать, соединиться с Творцом, который все это делает. И Он тебя доведет за ручку, куда надо. А ты только послушно исправляй себя. То есть будь в каждое мгновение согласен с Ним.
Вопрос: Так или иначе я останавливаюсь на этой развилке на какое-то мгновение, или на какое-то время, и дальше должен согласиться с Ним и пойти, куда Он меня направляет?
Ответ: Да.
Вопрос: Это называется "куда сердце ведет"?
Ответ: Так говорится. Это по определению прямой линии. Прямой линией называется как бы кривая, в каждой точке которой происходит перегиб.
Реплика: Для меня еще с первых классов было: это две точки, и между ними можно провести прямую.
Ответ: Нет. Прямую ты не можешь провести, ты не знаешь последнюю точку. Но в каждой точке ты совершаешь поворот, и поэтому получается прямая линия.
Вопрос: Человек не выбирает свою дорогу – вы так говорите. За него выбирает ее Творец. И вы все время проводите эту линию – согласиться с Творцом?
Ответ: Да.
Вопрос: Отчего я соглашаюсь: от усталости, от мудрости? Чего тут больше, можно вас спросить?
Ответ: Да потому что это единственно верный вариант. Я не настраиваю себя на что-то сверхъестественное. Я не принимаю никаких особых решений. Я хочу просто в согласии с Творцом плыть по течению жизни, потому что она изначально выше меня.
Вопрос: Как все-таки к этой мудрости прийти? Мы все время что-то выбираем.
Ответ: Тогда будь революционером. Пожалуйста!
Вопрос: Но уже видно, что это дело провальное. Настоящая революция – это когда я соглашаюсь?
Ответ: Это когда ты соглашаешься с Творцом, потому что это против твоей природы.
Вопрос: Это и есть подняться над своей природой?
Ответ: Да. Наша жизнь – это борьба с собственным эгоизмом, борьба с тем, что нам хотелось бы. И поэтому только такой подход – он на самом деле разумный.
Вопрос: То есть в нас живет "я решаю"? А переворот – это "Ты решаешь, а не я решаю"?
Ответ: Да. Поэтому надо подпрыгнуть, ухватиться за Творца и таким образом лететь вперед.
Вопрос: Творец, за которого я должен ухватиться – что это?
Ответ: Это природа всего-всего мироздания. Великая сила, мудрейшая сила, которая все это крутит. И мы маленькие частички в ней.
И действительно нам дано осознать, что выше нас есть что-то, которое нами управляет. Согласиться с тем, что Он управляет, в этом заключается наша мудрость, если мы сможем ее раскрыть.
Реплика: А эта добавка, которую вы все время говорите, что это добро – с этим, по-моему, сложнее всего согласиться.
Ответ: Если Он управляет и нет никого кроме Него, то что же нам остается? Самое разумное нам, чему должны мы следовать, – это подчиниться Ему. Подчиниться не от слабости, а от разумности.
Вопрос: И тогда автоматически я понимаю, что двигаюсь к добру?
Ответ: Да. И мы будем двигаться тогда к добру.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 11.01.2024
Реплика: Роман спрашивает: "Я регулярно смотрю ваши передачи. Они помогают жить, особенно в это непростое время. Но иногда я в недоумении. Посмотрел сегодня ваш ролик о четырех свечах, когда все свечи гаснут, и остается только одна – надежда.
И я вдруг слышу в вашем ответе, что надо просто дожить этот день. Что значит дожить? Сейчас, сами понимаете, непросто ни с работой, ни с деньгами, ни с жизнью этой, и возраст уже не тот, и болезни. Так что же стоит за этой фразой, которую вы повторяете: "Надо дожить"?"
Ответ: Надо плыть по жизни. Как будто ты в лодке, в реке, и она тебя куда-то несет. Не на камни, не на водопады, а просто течение несет. Вот так надо нам все-таки смотреть на жизнь. А что еще я могу посоветовать людям, которые живут в наше время? Надо просто плыть.
Вопрос: И при этом я знаю: есть течение и есть лодка?
Ответ: Есть течение, есть лодка, есть я в лодке. И я должен согласиться с тем, что я плыву по течению. Против течения я не могу плыть. Куда-то выбраться из этой реки я не смогу. Единственное, что я могу, – это согласиться с тем, куда меня несет течение.
Вопрос: Кому направлен этот ответ?
Ответ: Себе в первую очередь. Так человек должен понять.
Вопрос: В этой лодке плывут и мои товарищи?
Ответ: Если так говорить, то да. Все мы плывем в лодке по течению жизни, в реке жизни. И лучше всего понимать, что это так. Прожил день – прожил. Второй день – еще раз. И так далее, и так далее.
Вопрос: То есть вы не за то, чтобы какие-то планы закладывать?
Ответ: Нет! Эти планы все равно не сбываются, и все равно мы только переживаем из-за них.
Вопрос: То есть вы волнуетесь, что мы приходим к разочарованию?
Ответ: Смотря какие цели мы ставим перед собой в жизни.
Вопрос: И все-таки, какие цели надо ставить? Я плыву в этой лодке, я же хочу куда-то доплыть, или я не хочу?
Ответ: Если у тебя такая цель.
Вопрос: Если есть цель доплыть, то…?
Ответ: То тогда да. Надо проверить ее – стоит ли? Сможешь ли ты достичь эту цель? Если сможешь, то да. А если нет, то потихоньку выгребай хотя бы поближе к ней. Но всё-таки спокойно. Не рвись.
Реплика: Вот это немножко усложняет.
Ответ: Почему усложняет? Мы должны рваться?
Реплика: Мы привыкли рваться к цели, мы привыкли идти к цели.
Ответ: Я не думаю, что в наше время это разумно. Есть периоды, которые несут тебя и всё.
Вопрос: То есть говоря нашими словами: "Нет никого кроме Него"?
Ответ: Да.
Вопрос: И вот так я должен жить?
Ответ: Творец все равно создает нам новые условия, и мы, желаем или нет, все равно будем их реализовывать – то, что Он желает.
Вопрос: Что значит поддаться этому? Это, с одной стороны, опустить руки…
Ответ: Нет. Согласиться с тем, куда несет нас река жизни – это не значит опустить руки. Это значит реально воспринимать поток реки жизни и следовать вместе с этим потоком, понимая, что против него ты не можешь идти. Нет таких героев, которые смогли бы идти против течения.
И все равно мы желали бы, конечно, что-то изменить, но это что-то может быть только очень-очень небольшое в нашей жизни.
Вопрос: А где тут радость? Все-таки хочется радостно.
Ответ: Радость – она не в созидании того, что я сейчас бросаюсь в воду и начинаю перекрывать реку, и так далее. Радость – она в том, что я нахожу в моем обычном, простом жизненном пути особые точки движения и стараюсь двигаться по ним.
Вопрос: Что вы имеете в виду? Особые точки – это радостные точки? Вы это хотите сказать?
Ответ: Они радостные или нерадостные, все равно мы их должны пройти. Поэтому нам надо принимать жизнь более как течение.
Вопрос: Всё-таки отмениться, поддаться ему. Вот так?
Ответ: Если ты не отменяешься, это все равно ничего не значит.
Вопрос: А то, что мы привыкли и получали в этом радость – плыть против течения, допустим, идти против природы?
Ответ: Это твое внутреннее ощущение. На самом деле все равно никто против идти не может.
Вопрос: Мы не раз повторяем с вами, что природа человека – она эгоистическая. А человек так или иначе должен подняться над своей природой. Вы можете это связать?
Ответ: Да. Подняться над своей природой – это именно осознать, что ты все равно плывешь по течению реки. И все равно ты хотел бы, может быть, из нее и выбраться, но ты даже не знаешь, куда и как, и кто тебя там ждет на берегу, если ты вдруг появишься из-под воды со своей лодкой и так далее. Так что я не знаю, разумно ли это.
Вопрос: Надо ли знать или хотя бы предчувствовать, что там ждет в конце? Всё-таки реки впадают в море.
Ответ: Надо выбрать себе цель, которая кажется реальной и которая находится в соответствии с твоими задатками, и пытаться как-то ее достичь. То есть мы должны где-то понять, что мы оставляем реку жизни, выбираемся из нее и снова как-то плывем дальше.
Вопрос: То есть эти столбики каких-то остановок должны быть по пути?
Ответ: Да, но, откровенно говоря, в итоге все равно человек, хотя он в течение жизни желает стать революционером каким-то в чем-то и так далее, но в итоге он соглашается с тем, что это жизнь и она кончается смертью, и далее – что есть, то есть.
Реплика: Не очень оптимистично, конечно, это звучит.
Ответ: Почему не очень оптимистично?
Реплика: Все-таки хочется ставить такие цели, чтобы не то, что победить смерть, но хотя бы внутреннее, в себе ее как-то, знаете…
Ответ: Наоборот! Когда ты с этим соглашаешься, у тебя появляется особое спокойствие и особое восприятие жизни, и ты воспринимаешь ее реально.
Я не говорю о смерти. Я говорю о том, что это течение ты просто реально воспринимаешь.
Вопрос: И все-таки я еще раз спрошу. Если в этой лодке сидят те, кто занимаются, например, нашей наукой и уже, допустим, немало лет, его поведение таким же должно быть, как вы считаете?
Ответ: Его поведение должно быть таким, каким он, как всякий человек, стремится к своей цели.
Реплика: То есть если цель – подняться над своей природой…
Ответ: Если цель – подняться над своей природой, то она находится с тобой же в лодке. Ты не должен никуда прыгать и плыть к берегу, ты не должен кричать: "Эй, кто там на берегу?!" – может быть, есть кто-то. Ты ничего не должен звать к себе. Это все зависит от твоего настроения, твоего отношения к тому, что ты проплываешь. И в итоге ты попадаешь в иное измерение.
Вопрос: Как это происходит? Как меня вытаскивают из моей природы? Вот я просто плыву в лодке, со мной наша идея…
Ответ: Тебя не вытаскивают, ты никуда не выходишь. Просто та иллюзия, в которой ты существовал, потихоньку сменяется другой, третьей и так далее.
Реплика: И я уже не обращаю внимания, как Рома тут пишет, что жизнь тяжелая, возраст, болезни.
Ответ: Нет-нет-нет. Это меня уже не интересует. Я уже думаю о том, как я это проживу спокойно и далее войду в новую жизнь.
Вопрос: Как над этим быть? Над этой жизнью, которая довлеет, над болезнями, страданиями?
Ответ: Самое лучшее – отдаться этому и не сопротивляться. Потому что сопротивление ничего не даст, мы это знаем. Все вокруг нас проходят такие этапы и заканчивают одинаково. Доброжелательно относиться как к жизни, так и к смерти.
Вопрос: И это называется "так же относиться к Творцу"?
Ответ: Да. Согласиться с Ним, с тем, что Он совершил, сделал над нами, поставил нас в определенные рамки и дал нам такой вектор развития.
Вопрос: А когда говорится, что у каждого свой путь, что имеется в виду? Свой путь к Творцу?
Ответ: Да, ничего другого. И особенно нового здесь ничего нет, кроме как относительно человека.
Вопрос: То есть у каждого человека свой путь к Творцу?
Ответ: Да. Если человек это поймет, то это и называется, что он приобрел мудрость.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 11.01.2024
Однажды человек нашел яйцо орла и положил его к курице. Орленок вырос вместе с цыплятами и так и жил, как куры, ибо верил в свое куриное происхождение. Кто мы, человеки, такие: орлята, которых подбросили к курам, или мы курицы, и не дано нам летать? От чего зависит: я курица или орел? Нужно ли стремиться быть орлом?
Вопрос: У царя был верный друг, они все время проводили вместе. И на все, что бы ни случилось, друг говорил: "Это хорошо".
Пошли они как-то на охоту. У царя взорвалось ружье, оторвало палец. И тот друг говорит: "Это хорошо!". Царь рассердился, посадил его в тюрьму на долгие годы.
Прошло какое-то время, царь путешествовал далеко от дома, и на его караван напали каннибалы. Каннибалы съели всех кроме царя. У них было суеверие – никогда не есть людей с физическими недостатками.
И вот царь добрался до дома, первым делом побежал в тюрьму и стал просить прощения у своего друга. А друг воскликнул: "Но ведь это хорошо, что ты посадил меня в тюрьму!". "Почему?" "Иначе я был бы с тобой в том путешествии". То есть и его съели бы каннибалы.
Вопрос такой: можно ли на все происходящее, на все абсолютно, говорить, что это хорошо?
Ответ: Абсолютно верно! В нашем мире это верно во всех случаях.
Реплика: В нашем мире это почти невозможно. А вы говорите, что это верно во всех случаях.
Ответ: Верно. Всё к лучшему.
Вопрос: Скажите, как этому научиться? Один вопрос у всех. Как этому научиться в нашем мире, в котором все говорит об обратном, что всё к худшему: войны, страдания, смерти близких?
Ответ: Если мы принимаем всё, исходящее от Творца, то мы должны так сказать, что всё к лучшему, и все идет к исправлению. И на самом деле мир не становится хуже, он становится лучше.
Реплика: То есть здесь есть только одни ворота, которые надо открыть – если мы верим, что все идет от Творца. Если мы понимаем, знаем, что всё от Творца. Только это нам надо почувствовать или раскрыть, и все тогда наладится.
Ответ: Да.
Вопрос: Тогда объясните, как к этому добраться. Это можно на механическом повторении? Это можно как-то сделать упражнениями? Как это сделать, что нет никого кроме Него, всё от Него?
Ответ: Просто есть одна сила, которая управляет всем и желает нам подняться до ее уровня.
Вопрос: Вы же знаете, есть теории, что Творец покинул мир, оставил нас такими, что Он не добр и так далее. Есть всякие такие версии. Почему я должен прийти к версии, что это добро и все хорошо – то, что приходит от Него?
Ответ: Потому что так говорят каббалисты. Я принимаю их мнение без всяких сомнений. А затем я постепенно раскрываю, что это действительно так.
Вопрос: То есть вы говорите, что нам надо ухватиться, уцепиться за это мнение, за каббалистов и держать, несмотря ни на что? Это тоже называется "вера выше разума"?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть мне плохо, а я ухватился и держу, что это всё к лучшему.
Скажите, пожалуйста, почему от нас все это скрыто? Почему в какой-то момент нельзя дать человеку маленькую подсказку, как маленького поддержать, раскрыться на какое-то мгновение Творцу? Раскрыться.
Ответ: 🙂 Нет! Это была бы абсолютно проигрышная партия!
Вопрос: Даже если чуть-чуть приоткрыть?
Ответ: Не было бы никакой зацепки, потому что все было бы известно, вся партия проиграна.
Реплика: То есть вдруг открываются такие сумасшедшие наслаждения…
Ответ: Не только наслаждения – открывается правда.
Вопрос: И ты понимаешь, что это правда?
Ответ: Да. И после этого нет сомнений и незачем жить, и нет оправданий ничему. И снова изобретай: добро – зло, преступление – наказание и так далее.
Вопрос: То есть нужны сомнения, нужны переживания, нужны подъемы, падения, все нужно?
Ответ: Обязательно!
Вопрос: Нужно зло, добро, правда, неправда, все это нужно?
Ответ: И между этим в смятениях живет человек.
Реплика: Это красиво, но это непросто.
Ответ: Это жизнь. В мире вообще плохого нет. А исходя из того, как он задуман, он прекрасен!
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.01.2024
Вопрос: Жил один человек и жил очень нехорошо, грешил. Решил взяться за ум, стал делать добрые дела, но особенного изменения к лучшему не замечал.
Как-то шел он по улице и видит, у старушки отскочила пуговица от пальто. Он так смотрит и думает: "Поднимать, не поднимать? – у нее пуговиц много". Все-таки решил поднять. Догнал старушку, отдал ей пуговицу и пошел дальше, и забыл об этом деле.
Попадает он на тот свет, идет распределение – в ад или в рай. Весы, левая чашка весов – зло, правая – добро. Зла очень много, добра – ничего нет. Он думает: "И тут я пролетел". Тут подходит ангел, кладет эту маленькую пуговицу на правые весы, и добро перевешивает.
Удивился человек: "Одна пуговица – и все перетянула!" И услышал, как ангел говорит: "Из-за того, что ты думал, что добрые дела делаешь, они и пропали. А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты спасся".
Вопрос такой. Это естественно, что я думаю, что сделал добро. Я все время нахожу себя в мыслях: вот сегодня я сделал добро и так далее. А оказывается, это не добро совсем. Оказывается то, о чем вообще не думал, просто забыл о чем-то, это и было какое-то доброе дело. Почему это так? Почему я не могу вести отсчет добрым делам в этом мире?
Ответ: Да просто потому, что ты должен это делать, исходя из внутреннего чистого пожелания добра. А ты делаешь это для того, чтобы галочку поставить, что сделал добрые дела.
Вопрос: То есть если во мне идет этот отсчет: "Я сделал доброе дело", – это совсем не доброе дело, получается?
Ответ: Таких людей в мире очень много, которые встают с утра и начинают считать, сколько они сделали добрых дел.
Реплика: И они к концу приходят с таким благостным состоянием.
Ответ: Попробуй записывать добрые дела в маленькой записной книжечке, держи ее с собой, и на остановке, на работе…
Реплика: Когда подал кому-то руку, помог войти старушке и так далее, и так далее.
Ответ: Да-да-да.
Вопрос: И что, по-вашему, это не является добрым делом?
Ответ: И ты живешь с тем, что накапливаешь добрые дела на будущее.
Вопрос: И всё-таки это добрые дела?
Ответ: Нет. Ты делаешь это только ради себя. Убери отсюда свою собственную выгоду, и ты на все плюнешь и ничего не будешь делать.
Вопрос: А в чем моя выгода? То, что я хорошо себя чувствую, что делаю добрые дела?
Ответ: Нет. То, что ты делаешь Творца обязанным тебе как-то вернуть.
Вопрос: Понятно. То есть смотри, я заработал на рай. А это делать нельзя.
Скажите, пожалуйста, как тогда мне жить? Как мне шаги отсчитывать, от чего? Оказывается, что мои какие-то неизвестные дела, которые я вообще считаю никакими, там, пуговицу поднял, старушку догнал, отдал…
Ответ: Никак! Если ты не преодолеешь свой эгоизм и не будешь делать действия против него, то ты никак не сделаешь доброе дело. Оно будет заранее проданным.
Вопрос: То есть я подкуплен все время?
Ответ: Да. В этом и есть вся каббала.
Реплика: Потому эта наука непростая. Есть тут что-то все время выше разума. Все время! А я без разума жить не могу.
Ответ: Ты должен подсчитывать: это стоит делать – не стоит, сколько я зарабатываю на каждом движении, обращении.
Вопрос: То есть я так живу? Так живет любой человек?
Ответ: Да.
Вопрос: А не должен?
Ответ: Нет. Не должен. А вот как это сделать? Поэтому и говорится, что надо делать все в вере выше знания.
Вопрос: Вы можете по-простому объяснить, что такое "вера выше знания"?
Ответ: Если человек представляет себе, что он делает какие-то самые-самые добрые дела, от которых ему будет потом какая-то польза, то заранее это всё провал.
Вопрос: А с каким намерением я должен делать дела?
Ответ: Абсолютно безответно.
Вопрос: Что я ничего за это не получу, никакой выгоды?
Ответ: Бескорыстно. Будет польза миру и людям, мне – ничего. Как будто об этом никто не знает и не узнает никогда.
Реплика: То есть нет моего имени нигде. Не высечено в камне, ни в титрах, нигде нет моего имени.
Ответ: Нет.
Вопрос: Вот я сделал и всё?
Ответ: Да.
Реплика: Сейчас люди искусства, и не только искусства, упадут, когда это услышат. Весь копирайт построен на том, что "это моя музыка, это мое творение, вы используете – платите" и так далее. Весь мир на этом построен! А мы идем против мира.
Ответ: Да. Можешь записывать в тетрадочку только для себя и потом сжигать. Но все равно, даже в таких действиях, когда человек думает о том, что ему будет за это, копит как бы на черный день, все равно в таком случае хорошо, если он так действует.
На самом деле это не дает ему никакой реальной выгоды, но все равно хорошо. В мире от этого будет меньше зла. А добрые дела будут начинаться с более высокого порога, с более высшей ступени.
Реплика: А эти дела, когда человек действительно говорит себе: "Я сделал доброе дело"? Он не закладывается: "Я попаду от этого в рай или нет, просто делаю доброе дело".
Ответ: Он поднимает себя на более высокий уровень и уже там должен начинать работать.
Вопрос: Знаете, мы сейчас спасли мир. Потому что мир посмотрел и сказал: "Этого достичь невозможно – веры выше знания". А вы дали сейчас ступеньку такую – все равно делай эти дела. Это не будут добрые дела, но это будет ступенька к добрым делам?
Ответ: Да. А затем человек должен привыкать, чтобы делать такие действия не ради себя, а ради мира. И вот тут уже у него начинает раскрываться душа – к миру.
Вопрос: Что это за пространство такое, которое называется "душа"? Что это за пространство такое?
Ответ: Это абсолютно пустое пространство, которое человек должен наполнить своим желанием.
Вопрос: К миру? От себя? И ничего себе?
Ответ: Ничего.
Вопрос: Это та ступень, к которой идет человечество?
Ответ: Да.
Вопрос: И может дойти до этого?
Ответ: Конечно!
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.01.2024
Хорошими делами прославиться нельзя
Бескорыстный поступок или удовлетворение собственного тщеславия?
Вопрос: Идет человек по рынку, а торговец боевыми петухами ему кричит: "Купи моего петуха, он бьется до смерти". "Зачем мне петух, который бьется до смерти? Мне нужен тот, что бьется до победы", – отвечает покупатель.
В принципе, вся наша жизнь– это бои. Маленькие, большие бои и так далее. Всё-таки мы бьемся до смерти или до победы?
Ответ: Если б мы знали. Самое главное нам – понять, что от нас требуется.
Вопрос: То есть мы не знаем цели, по большому счету?
Ответ: Нет, не знаем.
Вопрос: Тогда определите, пожалуйста, как проводить эти бои? Пускай это наши петушиные бои, но как проводить их?
Ответ: Надо просто представить себе, в чем мы хотим победить, что будет, когда победим – мы или наши соперники, враги. Будет только хуже. По дороге мы уничтожим много и тех, и других. Вследствие этого останутся разоренные страны, убитые люди и так далее.
Вопрос: Это победа или поражение?
Ответ: Будет ли это победой, я не знаю.
Вопрос: То есть зачастую, а, может быть, даже почти всегда наши победы оказываются нашими поражениями? В этом мире чаще всего?
Ответ: Да.
Вопрос: Так что же тогда окажется победой?
Ответ: Когда мы поймем, что нам надо сближаться, соединяться и вместе наводить порядок в себе и в окружающем мире.
Вопрос: Не захватывая никого и ничего? Не угрожая никому?
Ответ: Нет. Те, кто захватывают, они, как правило, и проигрывают.
Вопрос: Этим мы как бы себя побеждаем?
Ответ: Да, победа – это победа над собой.
Вопрос: Можно сказать, что каждое мгновение в жизни – это бой?
Ответ: Да.
Вопрос: Вы когда-то говорили, что каждый день, каждое мгновение нужно проводить как последнее.
Ответ: Да. Человек должен давать себе отчет: сколько он еще живет, доживет ли до конца дня или нет. Что будет, если не доживет; с каким расчетом он уйдет из этого мира. Вот таким образом должен жить.
Реплика: Обычно человек не задается таким вопросом.
Ответ: Но это непонятно – почему. Ведь для всех из нас есть начало дня и конец дня. Так почему не может быть начало жизни и конец жизни.
Вопрос: Вот сейчас – раз! – через мгновение? Но неужели я это все время должен держать? Так жить невозможно!
Ответ: Наоборот, это очень хорошо.
Вопрос: Если я думаю, что я сделаю, потому что в конце дня неизвестно, что со мной будет?
Ответ: Да. Это по силам каждому. Надо просто обучить человека нормально смотреть на это, и тогда он может сделать в своей жизни очень много полезного.
Вопрос: И как вы считаете, какие выводы он тогда сделает: как мне прожить этот день, если он будет последним?
Ответ: Думать о своем отношении ко всем, к миру так, чтобы оставить в мире о себе хорошее впечатление.
Вопрос: Хорошее впечатление для мира – это что значит?
Ответ: Сделать в мире как можно больше пользы.
Вопрос: Что такое польза для мира?
Ответ: Польза для мира – это добрая связь между людьми, которая после тебя остается.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.01.2024