Записи в разделе 'Свобода воли'
Между наслаждением и страданием

каббалист Михаэль ЛайтманИ из всего этого следует, что нет разницы между человеком и животными, а если так, то не существует свободного, разумного выбора. Просто притягивающая сила тянет нас к наслаждениям, случайно подворачивающимся в той или иной форме, и гонит от страданий.

И c помощью этих двух сил Высшее управление ведет всех туда, куда хочет, совершенно никого не спрашивая. (Бааль Сулам, "Свобода воли")

Реплика: Какой все-таки простой аппарат: подталкивают страдания, притягивают наслаждения.

Ответ: Ничего не сделаешь. Но самое главное, этого никто не видит. Посмотрите, как вы сидите, как каждый из вас выбирает более удобную для него позу, манеру. Каждая минута в нашей жизни определена только наслаждением и страданием: где больше можно насладиться по сравнению с вложенным трудом, со страданием.

Вопрос: Жизнь каббалиста тоже проходит между двух огней: наслаждением и страданием?

Ответ: Это неважно. Дело в том, к чему они ведут. То, что каббалисту открываются еще больше эгоистические желания, его таскают из стороны в сторону, давят, топят и т.д. – это верно. Вопрос в том: к какой цели это его ведет?

Из урока на русском языке, 17.11.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чтобы желания совпали с возможностями

Жизнь меж двух огней

Свобода или расчет?

Чтобы желания совпали с возможностями

каббалист Михаэль ЛайтманНа самом деле нет тут ничего, кроме расчета, который на первый взгляд является коммерческим. То есть, оценив будущие наслаждения или пользу, находят в них столько преимуществ и предпочтений над болью, причиняемой страданиями, что согласны перенести ее сейчас.

И все дело в разности, когда, вычитая беды и страдания из ожидаемого наслаждения, получают определенный остаток. (Бааль Сулам, "Свобода воли")

Допустим, мне надо отработать год, для того чтобы накопить на машину. Если я за год накопил деньги, а машина за это время стала дороже в два раза, то, естественно, я ощущаю не наслаждение, а страдание. Но в общем наслаждение всегда в разнице между ожидаемым и получаемым.

Ведь тянутся непременно к наслаждению. Но иногда случается, что страдают, то есть, сравнивая достигнутые наслаждения с перенесенными страданиями, не находят предполагаемого "остатка". И остаются в убытке, все, это как в обычае торговцев.

Зачастую бывает так: мы очень долго, упорно и страстно стремимся к чему-то, а когда достигаем этого, то разочаровываемся. Почему же так происходит? Мы неправильно оценивали меру труда, которую должны вложить, чтобы достигнуть желаемого, или само желаемое, когда мы его уже постигаем.

Для этого нам необходимо развиваться так, чтобы правильно представлять себе уже сегодня, чего мы можем достичь, как прийти к состоянию, когда наши желания будут совпадать с нашими возможностями.

Из урока на русском языке, 17.11.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свобода или расчет?

Жизнь меж двух огней

В клетке своего эгоизма

Не быть рабом желаний

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Дает ли каббала инструмент, позволяющий не быть рабом желаний?

Ответ: Да. Этот инструмент дает тебе приоритет в других, более высших желаниях. Ты меняешь одно на другое. Ты не можешь полностью закрыть себя и остаешься в желании насладиться. Но все зависит от того, чем ты собираешься наслаждаться.

Это поможет тебе выбрать большее наслаждение, к которому ты можешь стремиться, и при этом отложить различные маленькие приманки, которые расставляют тебе на пути.

То есть получение не ради себя, а ради других меняет абсолютно все. Ты делаешь такую пересортировку.

Из урока на русском языке, 17.11.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Раб своих желаний

Первый шаг к свободе

Раб желаний

Жизнь меж двух огней

каббалист Михаэль ЛайтманВысшее управление поместило всю жизнь меж двух огней: наслаждением и страданием. У животных нет никакой свободы выбора – выбрать страдания или отвергнуть наслаждения.

И все преимущество человека над животными в том, что человек способен видеть отдаленную цель, то есть согласиться сейчас на известную долю страданий при выборе будущего наслаждения или пользы, которую получит через какое-то время. (Бааль Сулам, "Свобода воли")

Реплика: В опытах с собакой Павлова зажигалась лампочка, и собака шла к еде. А у человека есть только единственное отличие: умение прогнозировать. И все. А так, в принципе, я даже боюсь сказать, что это та же собака Павлова.

Ответ: Нечего бояться. Инстинкт в нас – тот же инстинкт наслаждения, но мы можем это наслаждение и его достижение обсуждать и управлять им. Мы имеем возможность с помощью правильного окружения менять свое отношение к наслаждению, варьировать отношение к нему, и таким образом изменять свою судьбу.

Если я попадаю в такое общество, которое ставит передо мной другую оценку ценностей, то я могу совершенно четко управлять собой.

Из урока на русском языке, 17.11.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Раб своих желаний

Свобода или расчет?

Между наслаждением и страданием

Первый шаг на пути к свободе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Раскрытие того, что я не свободен – это первый шаг на пути к свободе?

Ответ: Да.

Вопрос: То есть у человека возникает вопрос, почему я не свободен?

Ответ: Конечно. И тогда начинается поиск.

Человек приходит в каббалу от того, что он ощущает себя порабощенным природой. Может быть, он не дает себе в этом отчет, но в принципе, это является его состоянием.

Из урока на русском языке, 17.11.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заложники кажущейся свободы

Как подняться над несвободой?

Свобода – достижение уровня Творца

Раб своих желаний

каббалист Михаэль ЛайтманОднако, если проанализировать действия человека, то увидим, что все они являются вынужденными, и были совершены по принуждению. И нет у него никакой возможности выбора.

И в этом он похож на варево, кипящее на плите, у которого нет никакого выбора. И оно обязано свариться. (Бааль Сулам, "Свобода воли")

Мы видим, что все наши действия вынуждены. Мы очень легко управляемы нашими потребностями. Желания насладиться, желания существовать на неживом, растительном, животном и человеческом уровне поднимаются в нас и все время требуют своей реализации, наполнения. Мы обязаны их обслуживать. Практически, я раб своих желаний.

Если бы я мог командовать своими желаниями, было бы хорошо. Но мне очень трудно ими управлять: одни появляются, другие исчезают и так далее. В итоге я все равно должен их удовлетворять. И поэтому я чувствую себя как раб, как работник, который находится на работе по обязанности удовлетворять свои желания, свое тело, свои мысли, свои чувства. Я обязан.

Вот если бы я мог выключить это все у себя и потом включать уже по своему решению, тогда я был бы совсем свободным. Или относительно свободным: что включить, а что выключить, какое желание в себе я могу включить, какое выключить. Какое будет во мне подниматься и требовать своего наполнения, реализации, а какое – нет.

А так, если я не могу этого сделать, то я являюсь рабом – во мне поднимаются разные желания, мысли, инстинкты, всё, что угодно, и я просто продан им.

Из урока на русском языке, 17.11.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заложники кажущейся свободы

Где моя свобода воли?

Раб желаний

Это туманное слово "свобода"

каббалист Михаэль ЛайтманОднако необходимо сначала понять, что означает термин "свобода" в его обычном, человеческом понимании.

При общем рассмотрении свободу можно отнести к закону природы, пронизывающему все стороны жизни. Ведь мы видим, что животные, пойманные нами, умирают, когда мы лишаем их свободы.

И это верное свидетельство того, что Высшее управление не согласно с порабощением любого творения. И не случайно человечество воевало сотни последних лет, пока не достигло, в определенной степени, свободы личности.

Наше представление о понятии, выражаемом словом "свобода", очень туманно, и если мы углубимся во внутреннее содержание этого слова, от него почти ничего не останется.

Так как прежде, чем требовать свободу личности, ты должен предположить наличие этого свойства, называемого "свобода", в каждой личности, как таковой, то есть, что она может действовать по своему выбору, в свободном желании. (Бааль Сулам, "Свобода воли")

Мы не можем действовать по своему выбору. Мы даже не можем дать определение свободы

Если я выхожу в поле, я чувствую себя свободным. В чем я свободен? Я подчиняюсь каким-то жестким правилам, инстинктам и всему, что заложено в моем организме. У меня нет ни в чем никакой свободы, просто я не ощущаю определенного давления и не более того.

Допустим, я заарканил какое-то животное и постепенно приручаю к себе. С одной стороны, ограничиваю. С другой стороны, даю подкормку. В итоге оно понимает, что для него лучше состояние, когда его не бьют, не давят и обеспечивают пищей. И оно принимает это за новый тип свободы.

Если я захочу отпустить его, отвяжу и скажу: "Ну, иди", – оно не уйдет, оно хочет быть рядом с кормушкой. Животное понимает, что за кормушку надо подставить спину и таскать что-то на себе. Точно так же оно обучает и своих детенышей.

В принципе, за всю историю человечества было очень мало восстаний за свободу. Даже в рабовладельческом обществе, где как нам кажется, хозяин мог поступить с рабом как угодно, не было больших восстаний. А такие восстания, как Спартака и прочее – это не та борьба за свободу.

В этом отношении человек, как животное, тоже делает четкий расчет: что мне надо для того, чтобы просуществовать комфортно, правильно; сколько я должен заплатить в этом состоянии или в другом; а может быть, стоит, чтобы надо мной был хозяин, который будет заодно заботиться обо мне, – я о себе особо заботиться не могу.

Мы и сегодня видим: разве наше правительство – это не наш хозяин, а мы не являемся в чем-то его рабами? Это, практически, тот же рабовладельческий строй, только в более прогрессивном виде. Мы называем его демократическим, социальным, но это не имеет значения. Я бы сказал, что это тот же договор между рабовладельцами и рабами, только в более совершенном и к тому же еще закамуфлированном виде.

В общем, свободы нет и быть не может. Неважно, в каком обществе вы живете, в какой стране, в какое время. Если у вас есть четкие потребности, значит, вас можно купить, закабалить, и вы никуда от этого не денетесь.

Если вы хотите быть свободным, вам надо, очевидно, для этого расстаться со своими потребностями, и тогда вы, может быть, подумаете о том, что действительно можете достичь свободы.

Из урока на русском языке, 17.11.2019

Заложники кажущейся свободы

каббалист Михаэль ЛайтманСтатья Бааль Сулама "Свобода воли" переворачивает мышление очень многих людей.

Большинство из них после прочтения этой статьи приходят в каббалу, потому что убеждаются, что та свобода, которая есть у них, это абсолютно не свобода.

Все мы являемся элементами природы, слепо выполняющими то, что природа указывает нам. И поэтому осознание состояния абсолютной несвободы, подчиненности законам природы толкает нас вперед обрести настоящую, а не кажущуюся свободу.

Допустим, у меня сейчас есть деньги, время и возможности. И я выбираю, либо мне куда-то полететь или поплыть, либо с кем-то провести время, либо просто пойти поспать. Это не называется свободой. Ведь если мы заранее знаем все обстоятельства и себя, то можем изначально четко быть уверенными, что предпримем, что предпочтем.

Поэтому, если человек это все ясно осознает, то понимает, что нет никакого предпочтения ему перед животными, которые действуют согласно своим инстинктам, – и он точно так же. 

И как от животных скрыто, что они несвободны, так и от людей, только на другом уровне. То есть человек еще больше запутан, не осознавая, что находится в абсолютной несвободе во всех своих поступках, мыслях, желаниях, решениях.

Поэтому люди приходят в науку каббала, чтобы понять, что же на самом деле можно называть свободой, какое состояние человека. И тогда уже все находится в их руках.

Но для этого надо подняться выше своего эгоизма, не слепо следовать ему, а пытаться действительно быть выше него. Это непросто. Но зато есть за что бороться – за свободу.

Из урока на русском языке, 17.11.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свободен ли я?

Иллюзия свободы воли

Существует ли в нашем мире свобода?

Мужское и женское начало, ч.10

каббалист Михаэль ЛайтманМожно ли изменить характер супруга?

Реплика: Мы понимаем, что свобода воли – только лишь в выборе окружения, а базисные свойства человека изменить нельзя.

Ответ: Их и не надо изменять.

Вопрос: Не пытаться требовать от супруга менять свои свойства?

Ответ: Никак! Они даны нам от природы и такими же останутся. Единственное, мы можем совместить их использование на благо нашего соединения, чтобы в этой связи между нами раскрыть высшую силу. Именно это является нашей целью, нашим вознаграждением.

Свобода выбора только в том, чтобы и я, и противоположная сторона отменили себя, и на этой взаимной отмене образовали такое место, в котором обнаружили высшую силу, как сказано: "Муж и жена – и Творец между ними".

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 31.12.2018

Управлять своей судьбой (клип)

Управлять своей судьбой

Подняться к корню души

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какой путь управления своей судьбой предлагает каббала?

Ответ: В первую очередь, надо подняться к корню своей души хотя бы на минимальный уровень, и с него уже можно как-то понять, что с тобой происходит. А для того чтобы участвовать в управлении, нужно подняться как минимум на три ступени: "ибур" (зарождение), "еника" (вскармливание), "мохин" (взрослое состояние).

При подъеме только на одну ступень ученик получает хоть какое-то представление, как к нему нисходят сигналы управления и каким образом они его двигают. Он начинает понимать, откуда он получает знания, желания, всевозможные мнения; где осуществляются решения, а он получает уже их результат.

Иначе ему кажется, что все происходит в нем. Из-за отсутствия понимания, где рождаются все сигналы, он думает, что внутри него.

Из урока на русском языке, 27.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Можем ли мы что-то изменить в нашем мире?

Путь управления судьбой

Управлять своей судьбой

Можем ли мы что-то изменить в нашем мире?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Можем ли мы что-то изменить в плоскости нашего мира?

Ответ: Ничего. Я должен выйти из этого мира, подняться в Высший мир, начать воздействовать от ветви "а" на корень "А" и от ветви "b" на корень "В". И тогда изменения, которые я произведу в корнях "А" и "В",  через эти корни будут действовать на меня, т.е. на ветви "а" и "b" в нашем мире.

2019-10-27_laitman_vebinar_01

Эта система абсолютно логическая, математическая. Когда я изучал свою первую специальность, биомедицинскую кибернетику, теорию биорегулятора, то там абсолютно четко излагалось, как в нашем мире взаимодействуют элементы одной системы управления, в частности, биокибернетической.

А здесь разница только в том, что часть этих элементов находится в нашем мире, а часть ‒ в неощущаемом нами Высшем мире. Но наука каббала помогает нам раскрыть эти корни, и таким образом мы можем абсолютно четко влиять на нашу судьбу

Перед вами раскрывается все, что происходит и может происходить в этом мире. Вы сами выбираете модель своего будущего развития и можете ее реализовывать. Представляете, что вам дается в руки?! Так что – карты в руки, что называется.

Реплика: Человек все равно надеется, что сможет что-то сделать в этом мире, строит пятилетние планы…

Ответ: Самое главное – это просто ударить себя по рукам и перестать пытаться что-то делать, потому что ничего толкового из этого не выйдет. Наоборот, все, что мы делаем в нашем мире, призвано показать, что мы не можем управлять своей судьбой, и нам надо искать другой путь управления ею.

Из урока на русском языке, 27.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Путь управления судьбой

Можно ли изменить материальное следствие высшего корня?

Управлять своей судьбой

Путь управления судьбой

каббалист Михаэль ЛайтманТолько язык ветвей способен выразить соотношение ветвей и их высших корней. Однако пользоваться этим языком может лишь человек, понимающий соотношение ветвей и корней. (Бааль Сулам, "Суть науки каббала")

Зная, какие соответствия есть между корнем и ветвью, мы можем использовать слова нашего мира, чтобы обозначать какие-либо взаимодействия в Высшем мире.

Когда мы раскрываем "Учение Десяти Сфирот" или "Введение в науку каббала" и прочие книги, где говорится об устройстве духовного мира, его механике и действиях, то при этом используем слова нашего мира. Но используем их, потому что нам передали это каббалисты.

Изучая ветви, т.е. следствия нашего мира, мы должны попытаться подняться в ощущении к Высшему миру и там увидеть, что происходит на самом деле. Тогда мы обнаружим, что наш мир и духовный идентичны. То, что происходит в нашем мире, нисходит с Высшего мира, и то, как мы действуем в нашем мире, влияет на Высший мир.

Это взаимодействие мы должны изучить, и тогда сможем влиять на свою судьбу. То есть, правильно поступая в нашем мире, зная, как влиять на Высший мир, мы будем так действовать, и тогда из него уже станут нисходить сигналы управления на наш мир. Таким образом через Высший мир мы будем управлять нашим миром. 

А пока мы никак не можем это сделать. Мы пытаемся что-то предпринять, но видим, что всегда ошибаемся. Мы строим какие-то планы, стараемся предупредить будущие события или, наоборот, содействовать, чтобы они проявились, но, как правило, это не получается. Мы не знаем, как руководить своим будущим.

А если мы начнем подниматься от ветвей нашего мира к корням Высшего мира, т.е. действовать через Высший мир, то сможем уже влиять на наш мир и таким образом управлять своей судьбой.

Из урока на русском языке, 27.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Корни и ветви – причины и следствия

Миры, похожие, как две капли воды

Что видит каббалист?

Войти в мысль творения

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Молдавии. Урок №7

Одной мыслью создано и сотворено все творение, все высшие и низшие, вплоть до всеобщего конечного исправления.

И эта единая мысль действует во всем, и она – суть всех действий, она же определяет цель, и она же – суть всех усилий, и она сама – все совершенство и ожидаемое вознаграждение. (Бааль Сулам, Учение Десяти Сфирот, гл. 1, Внутреннее созерцание, ч. 1, п. 8)

Мы существуем в мысли Творца, которая поддерживает и совершает абсолютно всё. Все якобы наши мысли, желания, действия – это все, что совершает мысль, называемая мыслью творения.

А нам остается что-то вообще? Или остается только слышать, что мы находимся в этой мысли и плывем по ней? Нам надо раскрыть это состояние, мы же находимся в нем.

Мы ничего не можем сделать самостоятельно: ни решить, ни мыслить, ни действовать, ни что-то планировать на будущее, ни рассуждать о прошлом. Есть только одно: мысль, замысел творения, и мы находимся в нем. 

Поэтому то, что требуется от нас, – это убрать все, что мешает нам ощутить, что мы находимся в этой мысли и кроме нее ничего больше нет. Значит, нам надо убрать себя! А это можно сделать только с помощью правильного окружения, когда ты даешь ему властвовать над собой. 

Все наши усилия должны быть такими, чтобы нивелировать себя, отменить себя перед окружением. Тогда мы постепенно войдем в то, что называется "мысль творения", и ничего больше не будет кроме нее.

Из 7-го урока конгресса в Молдове, 08.09.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из уроков 20.08.2019

Длинный сон творения

Стать частью мысли Творца

В чем наша свобода выбора?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если точка свободы воли – это приближение к Творцу, то как я могу приблизить кого-то к Творцу, ведь тем самым я лишаю его выбора?

Ответ: Нет. Свобода воли не заключается в том, чтобы двигаться к Творцу. К этому тебя пробуждают свыше.

Ты хочешь сказать, что ты сам выбрал этот путь? С какой стати? Кто-то как-то на тебя подействовал. Откуда? Как? Ты сам не знаешь и не помнишь. Да это и не важно. Дело в том, что сегодня ты чувствуешь, что тебе этого хочется. Но это не твой выбор.

Твой выбор не в том, чтобы выбрать вектор направления, куда идти, а в том, чтобы на каждом этапе своего пути проявлять еще большее усиление цели. Когда слабеют руки, подкашиваются ноги, когда ты падаешь и должен подняться, чтобы снова идти вперед, вот тогда и проявляется твоя свобода воли.

Творец организует тебе падение, а ты должен понять, для чего Он тебе это организовал, и таким образом правильно реализовать его и идти вперед.

Из урока на русском языке, 18.08.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Путь к заданной цели

Свобода – достижение уровня Творца

Прерогатива человека

Страница 4 из 60« Первая...23456...Последняя »