Записи в разделе 'Свобода воли'
Отрывки из уроков 13.07.2020

каббалист Михаэль ЛайтманИз урока по статье "Шамати"

Не лишается ли человек свободы воли, передавая себя в рабство Творцу? Нет, как раз наоборот. В мере того, как мы становимся рабами свойства отдачи, мы получаем свободу от нашего желания насладиться, поднимаемся над эгоизмом. 

 

Из урока по статье Рабаша "Что такое день и ночь в духовной работе"

Изменить свое состояние можно лишь одним путем: изменив свои отношения в обществе, в десятке. Как будто я кручу ручку настройки радиоприемника, стараясь поймать нужную волну, и слышу ее то сильнее, то слабее. Такая ручка настройки – это группа, и с помощью того, что я изменяю эту настройку, меняю группу, я вхожу в более сильную связь с Творцом. 

Это легко объяснить, но трудно реализовать. Ведь для точной настройки, как и в радио, я должен попасть в резонанс с источником, чтобы мои вибрации, частота моих волн соответствовала частоте волн Творца. И когда мы окажемся на одной общей частоте, я услышу голос Творца.

А если я поднимусь на еще более высокий диапазон частот, к более сильному резонансу, слиянию с Творцом, то уже не только услышу Его, но и увижу. Нет другого постижения, кроме зрения и слуха: слух на ступени Бины, а зрение на ступени Хохма.

* * *

Десятка – это один целый блок из кли Адама Ришон, как одна клетка тела. Но тело состоит из множества клеток-десяток. И потому раз в неделю мы встречаемся все вместе. Ведь мы находимся в последнем поколении, и нам важно почувствовать, что нас много, и выяснить наши общие вопросы, проблемы. А раз в несколько месяцев мы проводим собрание всего мирового кли, женщины и мужчины. И там мы выясняем наше состояние, насколько мы продвинулись, и определяем, что делать. 

* * *

Надо радоваться падению словно подъему, и уже в падении предвкушать будущий подъем, то есть продвижение в отдаче один другому и Творцу, при котором мы начнем понимать и чувствовать Его с новой силой. Падение дает силы для нового подъема, словно разбег перед прыжком вверх.

Слабость и бессилие, ощущаемые во время падения, темнота, пустота, отсутствие вкуса, надежды, цели – все это нам на пользу, чтобы еще больше приблизиться к Творцу, если мы можем поддержать друг друга и превратить ночь в день.  

* * *

Люди встают рано утром и идут на работу, потому что им важно получить заработок. А нам надо повысить важность духовного настолько, чтобы у нас всегда были силы для духовной работы. Ведь мы должны учитывать, что наш эгоизм будет все больше расти.  Сегодняшнее сопротивление эгоизма – это просто ничто по сравнению с тем, когда мы почувствуем огромное общее разбитое кли Адама Ришон.

И мы будем все время расти, переполняться гордыней и ненавистью, ленью и безразличием. Войны Машиаха – это войны против силы, которая хочет вытащить нас в духовный мир. Мы ей сопротивляемся, воюем против исправлений. Поэтому нам надо организовать себя так, чтобы всякое раскрывающееся в нас зло мы могли пригнуть и превратить в добро.

Из утреннего урока 13.07.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из уроков 09.07.2020

Отрывки из уроков 07.07.2020

Отрывки из уроков 06.07.2020

Можно ли изменить черты характера?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Основой человека является ДНК, то есть наши гены, которые определяют всё: и нашу физиологию, и всевозможные склонности, и даже, как сейчас говорят, политические взгляды. Вы согласны с этим?

Ответ: Какая разница, определяются наши наклонности генами или какие-то другими частицами, волнами, элементами? Есть, конечно, заданные нам свойства, которые руководят нами, и благодаря которым различают характеры людей, их разный подход к жизни и т.д. Назовите это генами.

Реплика: Наши гены могут проявляться как свойства, которые можно изменить и нельзя. Например, если ребенок рождается в семье эгоистов, где царит культ денег, то в принципе, у него нет никаких шансов вырасти альтруистом.

Ответ: Нет, я не согласен с этим. Мы видим в природе и противоположные свойства. Наш учитель Бааль Сулам пишет, что очень часто наблюдается инверсия. Мы знаем, что в России в дворянских семьях рождались революционеры. Это вечная проблема отцов и детей, когда дети идут вопреки родителям. Таким образом, именно свойства родителей могут быть инверсно проявлены в детях.

Вопрос: Вы считаете, что черты характера можно изменить? Допустим, у человека есть склонность к скупости.

Ответ: Не надо ничего менять. Я считаю, что этого делать нельзя, потому что данные, которые есть в нас – это так называемые девять первых сфирот в каждом человеке, в каждом парцуфе, в каждой душе. Нам надо просто научиться правильно их использовать.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 30.04.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Надо ли изменять черты характера?

Благо – действие на пользу других

Духовные корни свойств человека

Кто здоровее – добрые или злые?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы не раз говорили, что можно провести статистический эксперимент: взять 1000 человек, которые живут в этом мире эгоистически, я себе – ты себе, или наоборот, подавляют кого-то, властвуют над кем-то, и взять 1000 других человек, которые начинают движение друг к другу, к связи друг с другом, начинают разбираться, что же такое возлюбить ближнего как себя, как не делать другому того, чего не хочешь себе.

И если статистически проверить от начала до конца 1000 человек тех и других, то те, которые начинают положительный процесс любви к ближнему, будут гораздо здоровее и не подвержены депрессиям.

Есть ли здесь прямая зависимость?

Ответ: Это не так просто и примитивно, как кажется.

Иначе природа создала бы нас такими и всё! Мы были бы просто заводными игрушками, которые кивали бы друг другу как китайские болванчики.

Реплика: Хотелось бы такой логической связи: я хорошо себя веду – и более здоров.

Ответ: Нет. Тогда все были бы такими эгоистически. 

Дело в том, что чтобы создать человека, подобного Творцу, – надо поставить его против Творца. Это значит создать абсолютно противоположным. А затем, чтобы человек сделал из себя подобного Творцу. Причем сам!  Своими усилиями. Вот здесь и проблема – как это сделать.

Но иначе не получится, потому что если ты сделаешь человека просто подобным Творцу, так это будет игрушка. Это будет просто копия и все. Сделал и выбросил. Ничего в нем не будет от себя.

А если человек будет противоположным Творцу и при этом станет создавать из себя – сам – подобие Творцу, то это уже будет Человек. То есть он станет самостоятельно внутри себя, как созданный противоположным, бороться за то, чтобы быть подобным Творцу. Причем эта противоположность будет в нем оставаться как его эгоистическая, четкая основа.

Вопрос: Что такое "Творец"?

Ответ: Свойство отдачи, свойство любви, антиэгоистическое. И человек будет просить об этом Творца.

Вопрос: То есть он захочет стать любящим и отдающим, как Творец?

Ответ: Да.

Вопрос: Откуда в нем, в таком получающем, может возникнуть это желание?

Ответ: Творец зарождает в нем это желание. То есть Он делает человека из эгоизма, свойства, противоположного Себе, и кроме того еще помещает в него маленькую каплю Своего свойства. Человек таким образом состоит из двух частей, из двух начал. И здесь происходят в нем такие противоположные состояния, что он просто раздирается изнутри – куда и как, и что. Причем каждый, только в своем виде.

А если он достигает такого состояния, когда действительно желает сделать из себя подобного Творцу, то он должен просить Творца. Представляете, какая работа?!

Найти в себе силы и желание стать подобным Творцу, то есть обратным себе, и просить Творца о том, чтобы Он тебя таким сделал. И тогда Творец постепенно, последовательно, ступенчато проводит над тобой такие исправления. И человек постепенно становится все более подобным Творцу.

Этот процесс – он непростой, ломающий человека, поворачивающий его: кх, кх, кх! И тогда человек становится человеком – Адамом – подобным Творцу.

Вопрос: Вы говорите, что сейчас наступает такое время, когда человек сам начинает двигаться к этой ломке. Он начинает все больше ощущать точку Творца в себе. Что, кроме страданий, заставляет его сейчас обратить на нее внимание?

Ответ: Когда эта точка начинает говорить в человеке, то нет вопросов. Просто так надо, это истина, это моя самая внутренняя точка, это основа мира. Это точка Творца. Это свойство совсем с другого уровня.

Реплика: Сам же Творец создает человека получающим, и для этого мира. И Сам же вставляет в человека точку, которая подобна Творцу , и Сам же потом заводит ее, и Сам же потом ведет к Себе. И все это делает Творец.

Ответ: Конечно.

Вопрос: Тут постоянно возникает один и тот же вопрос: "Разве у меня нет никакой свободы воли?"

Ответ: Есть. Ты при этом присутствуешь и все-таки тоже хочешь. Ты являешься свидетелем, соучастником, партнером в этом деле.

Вопрос: Какова здесь моя главная задача?

Ответ: Все-таки захотеть, чтобы Творец делал это над тобой: "Ломай! Ломай меня".

Вопрос: Поймет ли вас простой человек?

Ответ: Поймет. Он поймет, что невозможно больше жить в таком состоянии. Он поймет, что он не может сам себя перенести.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 11.05.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Проводить в мир добрые действия Творца

Стать равными Творцу

Неуловимая мягкость бытия

Куда меня ведут? (клип)

Многие чувствуют, что их словно бы ведут по жизни, вот только непонятно – куда.

Кто мной управляет? Часть 4 (мультфильм)

Обнаруживая, что твой эгоизм – твой злейший враг, ты упираешься в тупик. И тут либо возвращаешься назад, либо идешь вперед. Но уже не своими силами.

Кто мной управляет? Часть 3 (мультфильм)

Возможно, мне так не кажется, но все на свете, весь горизонт застилает мне мой эгоизм, мое паскудное Я.

Кто мной управляет? Часть 2 (мультфильм)

Для того чтобы понять, как тобою управляют, нужно войти в "кабину управления".

Кто мной управляет? Часть 1 (мультфильм)

Если бы мы на самом деле ощутили, что абсолютно всеми нашими действиями управляет некая сила, мы бы захотели узнать, что она собой представляет и для чего это делает с нами?

Человек во взаимосвязанном мире, ч.4

каббалист Михаэль ЛайтманЭлемент свободы в жесткой программе природы

Вопрос: Как пишет Бааль Сулам, закон поручительства – это основа взаимодействия всех живых организмов, которое базируется на равновесии между получением и отдачей.

Причем закон получения заключается в том, что каждый член общества старается получить все необходимое ему для жизни так, как требует его индивидуальная, эгоистическая система. А закон отдачи – в том, что каждый человек заботится о благе всего общества.

Если человек не соблюдает закон отдачи, то на него обрушиваются катаклизмы и проблемы, посылаемые ему природой. Как человек может соблюдать этот закон?

Ответ: Как соблюдать – это одна проблема. А то, что человек обязан соблюдать этот закон, вытекает из той картины природы, которая раскрывается нам.

Мы видим перед собой абсолютно интегральную картину – одну единую природу, в которую включен человек со всеми своими эгоизмами, научными и антинаучными "измами". Выходит, что мы не можем увернуться и выйти из интегральной картины природы. Желаем мы того или нет, мы находимся внутри этой системы и вне ее существовать не можем. 

Эта система постоянно развивается. На неживом уровне – в течение сотен тысяч лет, на растительном уровне – в течение десятков тысяч лет, на животном уровне – в течение тысяч лет, а на человеческом уровне – в течение буквально десятков лет. То есть чем выше организована природа, тем быстрее в ней происходят всевозможные этапы развития.

Вопрос только в том, когда мы начинаем раскрывать себя в этой системе? Мы видим, что противоположны ей по очень простой причине: мы не инстинктивно задействованы от природы, ведь она воздействует на нас с элементом свободы.

Мы можем согласиться или не согласиться с тем, как природа работает над нами, и в этой мере определяем свою судьбу.

Получается, что мы несчастные люди. Нам дана природа, мы можем в ней жить, трудиться, размножаться, создавать всё, что угодно, причем не так, как животные, а на следующем, разумном уровне. А что с этим делать, мы не знаем.

Мы строим всё, исходя из нашей естественной эгоистической природы, действуя во вред другим и якобы на пользу себе. Мы не понимаем, что интегральная природа вынуждает нас стать другими. С пользой для себя – это значит на пользу других.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 16.04.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Человек во взаимосвязанном мире, ч.3

Человек во взаимосвязанном мире, ч.2

Человек во взаимосвязанном мире, ч.1

Желания определяются окружением

каббалист Михаэль ЛайтманЖелания человека не находятся под его контролем. Они определяются обществом. Если сравнить папуасов и современных людей, то можно наглядно увидеть, что развитие человека определяет его желания и наслаждения.

Вопрос: Почему тогда у человека существует иллюзия, что это именно его желания?

Ответ: А он ничего другого не знает. Он создан в этом, он в этом развился, и поэтому ощущает, что это мое. Что значит мое? На самом деле он кукла, которую наполнили определенными желаниями, определенными маленькими программами, и она так существует.

Вопрос: Вы считаете, важно прийти к осознанию, что все желания диктует мне общество?

Ответ: У человека нет его желаний – это должен знать каждый. Желания определяются обществом, окружением. Изменив окружение, я могу изменить эти желания.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 23.04.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эволюция желаний, ч.4

Где же наша свобода?

Среда определяет судьбу

Современное рабство

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Сегодня человек более свободен, чем рабы в Америке в XIX веке или холопы при крепостном праве.

Ответ: Это не свобода! Кстати, раб не был закабален больше, чем мы сегодня. Он чувствовал, что принадлежит своему господину, а значит, у него нет никаких забот.

Он знал, что его накормят, позаботятся о его ночлеге, о том, чтобы он был здоров, чтобы у него была семья и так далее. То есть господин брал на себя заботу о рабе, и между ними заключался определенный договор.

Дело в том, что были специальные договора о положении рабов, определяющие, как хозяин должен за ними следить, лечить и т.д. Рабы не были бесправными существами. Кроме того, раб стоил довольно дорого, и поэтому хозяин заботился о своем имуществе.

А сегодня, в противовес этому, все совсем иначе. Тебя увольняют, и иди на все четыре стороны. Вместо тебя за воротами стоят еще 100 человек. Никто тебе ничем не обязан, ведь хозяин только и думает о том, как избавиться от тебя и ничего не платить. 

Вопрос: Вы считаете, что в вопросах ценностей свободы за полтора столетия не произошел прорыв в человеческих отношениях?

Ответ: Прорыв в том, что сегодня человека порабощают, используют так, что он даже не подозревает, что он раб.

Вопрос: Раб – это запрет на передвижение с места на место, это не управление своей семьей, а насилие и отсутствие суда. Как можно сравнивать положение рабов в XIX веке и современного рабочего человека?

Ответ: Я не вижу большой разницы. Все равно вы передвигаетесь не по своей воле, а под командами телевизионной рекламы. Все равно вы выбираете свою профессию не сами, а под воздействием того, что в вас вложили в детстве. Никакой свободы в этом нет. Поговорите с хорошими психологами, и вы убедитесь, что это так.

Конечно, есть относительные свободы, но они в том, что вы словно приняли таблетку и не чувствуете свою несвободу. И даже еще гордитесь ею: "Вот мы это посмотрели. Вот мы это увидели. Вот мы были там". А почему вы там были? Да потому что другие туда едут. Во всем без исключения мы следуем стадному чувству, и поэтому у нас нет никакой свободы.

Из урока на русском языке, 12.04.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рабы XXI века

Рабы в Финляндии и не только

Свободный человек или раб своей природы?

Зависимость – вещь деликатная

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Хотя вирус помог нам почувствовать, что мы связаны между собой, мы не понимаем, насколько мы зависим друг от друга. В этом весь парадокс. Как из этого выбраться?

Ответ: Действительно, здесь возникает большая проблема. Мы понимаем, что поневоле связаны друг с другом, находимся вместе в одной системе, вирус действует на всех, через одних на других. Причем это видно не только в каждом частном регионе, но и во всех странах. Сегодня с коммуникацией нет проблем, поэтому мы можем учиться на всем, что происходит в мире.

Мы связаны? – Да. А вот почувствовать зависимость – это проблема, потому что она бывает на разных уровнях. И нам очень трудно определить это.

Кроме того, связанность – понятие научное. Мы можем изучить разные связи: плохие, хорошие, неважно какие, ведь они объективные.

А для того чтобы почувствовать зависимость, сюда уже вмешивается наше субъективное ощущение. Может быть, я бы не хотел ощущать себя зависимым от кого-то или чтобы другие чувствовали себя зависимыми от меня и предъявляли ко мне какие-то претензии. Поэтому зависимость – очень деликатная вещь. 

Здесь надо еще разобраться, как мы зависимы друг от друга, в чем она проявляется, а вдруг мы специально так влияем друг на друга. Тут возникает много возможностей для всяких домыслов, спекуляций.

Говоря о зависимости, я понимаю, что здесь не может быть четкого мнения и обоснованности, а всегда есть какие-то дополнения со стороны различных людей, направленные друг против друга.

Вопрос: Зависимость – это всегда несвобода? Можно ли из этого вырваться?

Ответ: Зависимость – это не обязательно несвобода. Смотря от чего зависимость. Если я завишу от всего мироздания, зная, что я его частичка, и выполняю добровольно те законы, которые существуют в нем, то я испытываю ощущение вечности и совершенства. Поэтому меня не гнетет, на меня не давит то, что я являюсь его частью.

Из урока на русском языке, 19.04.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Связанные миллиардами сил

Почему мы не ощущаем взаимозависимость?

Чему нас учит коронавирус

Почему мы не ощущаем взаимозависимость?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Распространившийся коронавирус показывает, насколько мы все взаимосвязаны. Какой-то китаец съел летучую мышь, – по крайней мере, так говорят – и сегодня каждый день тысячи людей умирают, треть населения сидит по домам на карантине.

Если раньше мы теоретически знали об эффекте бабочки, то сегодня видим это конкретно.  

Почему мы не ощущаем зависимость от других людей?

Ответ: Потому что мы находимся не на уровне того взаимодействия, которое есть в неживой, растительной и животной природе, а на уровне более высокого взаимодействия. Но нам не дано естественным путем, от природы, ощутить, насколько мы взаимозависимы в наших желаниях и свойствах. Нам надо самим исследовать это и раскрыть. Этим и занимается наука каббала.

Вопрос: То есть нам, людям, как самой высокой стадии развитии, природа дает свободу выбора самостоятельно осознать все эти процессы, а не оставаться под властью инстинктов?

Ответ: Я бы не сказал, что это свобода. Нам дана очень относительная, очень узкая свобода, для того чтобы мы убедились, что нам самим надо раскрыть правильное взаимодействие между собой и между неживой, растительной и животной природой.

Это не абсолютная свобода – делай, что хочешь. Нет. Это свобода лишь в том, чтобы понять, осознать, раскрыть, исследовать, адаптировать к себе нашу полную зависимость от всех уровней природы и органично вписаться в них.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 02.04.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чем уникальна нынешняя ситуация?

Каким мир должен стать после коронавируса?

Коронавирус меняет реальность, ч.1

Достигнуть уровня "Человек"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мы видим в природе, как атомы соединяются в молекулы, молекулы – в более сложные вещества. Этот процесс объединения нам понятен. Растения, объединившись, способны вызывать дождь. Муравьи организуются в колонии. И так далее.

А что относительно человечества? Мы смотрим на неживую, растительную, животную природу, и не можем увидеть пример того, как должны построить наше общество. У нас не получается.

Ответ: Почему нет? Чем человек отличается от неживой, растительной и животной природы? Тем, что у него есть свобода воли. Он может поступать в соответствии с интегральной частью природы, а может поступать вопреки ей.

Реплика: Но муравьи взаимодействуют между собой инстинктивно.

Ответ: А мы должны действовать не инстинктивно, а сознательно. Я должен осознанно удерживать себя против своих эгоистических побуждений, чтобы не навредить природе, не выходить из рамок ее интегральной картины.

Вопрос: Есть ли у человечества какая-то особая роль?

Ответ: Да. Когда мы строим себя в подобие природе, мы начинаем ее понимать, ощущать. Мы становимся с ней интегрально замкнутыми и постепенно начинаем видеть ее внутренний смысл, программу развития. 

Мы включены в эту программу, но не желаем соответствовать ей. Мы хотим делать всё согласно своей эгоистической программе. И здесь мы входим в противоречие с природой.

Вопрос: Если мы, люди, начнем сближаться, во что превратится человечество? Какая произойдет трансформация?

Ответ: Во-первых, для того чтобы сближаться, нам надо приподняться над мелким, личным эгоизмом каждого. Мы должны его принизить, управлять им. Таким образом мы встанем на уровень управления своей человеческой природой, возвысимся над ней.  

Соединяясь вместе, мы создадим систему, подобную природе на неживом, растительном и животном уровне. И тогда мы выстроим природу, которая называется "Человек". Это единая система, как неживая, растительная и животная, обладает одним разумом, одними чувствами, едиными свойствами, которые соединяются вместе во взаимном дополнении друг друга.

Строя эту систему, мы поймем, что в ней существует единый разум, который будем воспринимать как рождающийся именно на соединении между нами – эгоистами. И таким образом начнем ощущать высшее управление природы, Высший мир.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 02.04.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Для чего природа создала человека?

На пороге обновления человечества

Чтобы Творец стал нашим домом

Смотреть на законы природы

каббалист Михаэль ЛайтманТеперь нам очень важно посмотреть на законы природы, чтобы узнать, что она требует от нас, чтобы не быть безжалостно наказанными ею. Мы уже говорили о том, что природа обязывает человека жить жизнью общества, и это просто.

Однако, нам стоит взглянуть на законы, которые природа обязывает нас выполнять с этой точки зрения, то есть с точки зрения жизни в обществе. И если мы посмотрим в целом, то в обществе на нас возложено выполнение только двух законов, которые можно определить, как получение и отдачу.

То есть каждый член общества обязывается природой получать все необходимое ему от общества, но также обязывается и отдавать обществу, работая на его благо. И если не выполнит хотя бы один из этих двух законов, будет немилосердно наказан. (Бааль Сулам, статья "Мир")

Вопрос: Как человек может выстроить в себе это равновесие?

Ответ: Надо смотреть на то, что происходит в природе.

Природа – это замкнутая, интегральная, глобальная система. С одной стороны, мы являемся ее наивысшей частью. С другой стороны, самой мудрой частью, имеющей свободу воли

Мы не действуем только согласно своим инстинктам, а меняем себя, окружающую нас среду и таким образом меняемся сами. Мы можем воспитывать сами себя.

Ведь мы не только животные, а еще и надживотные создания. Нам надо принять это во внимание и попробовать действовать так, чтобы было хорошо нам и нашим детям.

Из урока на русском языке, 12.04.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жесткая реакция природы

Привести весь мир к равновесию

Коронавирус меняет реальность, ч.1

Страница 2 из 6212345...Последняя »