Провел беседу с психологом Анатолием Ульяновым в рамках ТВ программы "Каббалистическая психология".
Видео, ч.1 (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио, ч.1 (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео, ч.2 (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио, ч.2 (ивр.): Открыть | Скачать |
|
Беседа "Каббалистическая психология", ч.22
Бааль Сулам пишет в статье "Свобода воли", что личные склонности являются настоящей, подлинной собственностью каждого индивидуума, которую запрещено изменять или наносить ей повреждения…
Ведь тот, кто разрушает какую-либо склонность у индивидуума, способствует исчезновению из мира этого неповторимого и возвышенного знания, которое должно проявиться в будущем в конце цепочки, потому что эта склонность никогда больше не появится в мире ни в каком другом теле, кроме того, в котором была.
Именно на этих принципах надо строить всю систему воспитания и относиться к детям, как к взрослым. А не пытаться сделать из них то, что нам хочется, как будто это тесто, из которого можно вылепить любую форму по своему желанию.
Человеку нужно предоставить такое влияние, чтобы он мог свободно развивать свои индивидуальные свойства. Поэтому в воспитании недопустимо никакое подавление.
Каббалисты пишут об этом, и нам нужно понять причину. Охрана свободы личности – это обязательный закон, потому что в итоге, мы не касаемся ни одного из нас каким-то воздействием и исправлением. Мы исправляем только связь между нами!
Все мы должны соединиться друг с другом правильными связями: я, ты, он. И тогда в этих связях мы раскроем свет, будто на резисторах в электрической цепи, как в "спирали лампочки". Сами эти связи, раскрывшиеся между нами, и назовутся духовным миром или Творцом – но не каждый из нас.
А то, что лично принадлежит мне – не относится к духовному. Духовны – только наши связи. Поэтому индивидуальные свойства каждого должны сохраниться.
Если я испорчу какое-то качество в себе или в ком-то другом, то уже и связь между нами не может быть абсолютно правильной. Ведь эта связь предполагает "мост" точно из его природы в мою природу.
Поэтому закон охраны свободы личности – это не требование красивой "демократии", а необходимое условие достижения исправления.
Из этого понятно, насколько порочна наша система образования, предполагающая непрерывное давление на детей и выпускающая штампованные личности по принятому стандарту. Отношение к воспитанию необходимо поменять в корне.
Если весь акцент мы перенесем именно на связь детей между собой и детей со взрослыми, а не лично на каждого: кто он есть и какой - и воспитывая, будем развивать связь человека с окружением, то он и внутри разовьется правильно!
Ведь все наши внутренние качества, склонности, гены – не подлежат исправлению и даны нам лишь с целью контакта с другими.
Вся эта система была создана абсолютно противоположной ее сегодняшнему состоянию, и мы были слиты в одно общее желание, до такой степени, что ни один из нас вообще не ощущался и не был заметен.
Только после разбиения этой системы мы разделились на: "я", "ты", "он". Поэтому наши личности не требуют никакого исправления – они исчезнут по мере создания правильных связей и нашего включения во всех остальных.
Только эти связи или их отсутствие определяют, как человек представляется обществу и насколько правильно он в нем работает и реализует себя.
Из урока по статье "Свобода воли", 10.12.2010
Почему необходима свобода личности
Проблема не в том, что мы ломаем характер человека и портим что-то в этом мире. Но таким образом, мы вырываем из общего исправления какие-то части, без которых общая система уже не будет совершенной.
В духовном – все должно быть совершенно! А если не хватает какой-то одной крохотной клетки во всей огромной системе – вся система не совершенна! Она предполагает тотальное взаимовключение – каждого и во всех. Каждый включается во всех и содержит всех в себе.
Получается, что если хоть один не исправлен – то нет ни одной исправленной души! Если одна душа испорчена, этот порок ощущается во всех остальных душах и во всей системе в общем.
И каждый порок – аккумулятивный, потому что, оставшись в одной душе, он размножается, распространяясь на все остальные души, и влияет на каждую, многократно умножаясь от их включения друг в друга.
Поэтому каббалисты, защищая свободу личности, ищут не красивые человеческие отношения, а основываются на устройстве творения, видя его от начала и до самого конца. Поэтому они говорят, что нельзя делать то, что нам хочется сегодня, а нужно исходить только из истинной формы – окончательно исправленного состояния (Гмар тикун).
Если нам важно достичь конца исправления, то сегодня нам нужно абсолютно бережно относиться к каждому, считая его личные свойства всеобщим достоянием, которое ничем нельзя заменить. Надо только помочь друг другу соединиться со всеми остальными – такие отношения должны быть в обществе.
Каждому нужно дать возможность развиваться в сторону связей с остальными. А не развивать его лично, добиваясь всяких эгоистических успехов и отличий - чем занята сегодняшняя школа, не воспитывающая человека, а только дающая ему "профобразование".
Вместо этого, она должна заниматься именно воспитанием человека в обществе! А благодаря этому, все его природные склонности разовьются в нем правильно – ведь они находятся в человеке только ради его связи с другими: все его гены, гормоны, врожденные свойства. Все это направлено только в сторону общества и соединения.
Иначе, они бы вообще были нам незаметны. Мы видим их только потому, что прошли разбиение. То есть личные свойства каждого – это следствие разбиения общей души и могут быть исправлены только с помощью соединения.
И на самом деле, человеку больше нечем заниматься в этом мире – кроме соединения с остальными. Этим он сумеет развить в себе все индивидуальные свойства и природные склонности в самом оптимальном виде. Это гарантирует расцвет и разума, и чувства, в самом сбалансированном виде.
А кроме того, через свое соединение с другими, он впитает от них всевозможные дополнительные свойства, впечатления, ощущения – все, что ему нужно. Он будет питаться от всех, от всей этой системы – и настолько правильно, чтобы самому гармонично развиваться, в идеальной форме.
Провел беседу "Старший учит младшего" в рамках новой ТВ программы "Прокладывая путь".
Мои собеседники:
Лимор Софер-Петман, детский психолог, психотерапевт,
Эли Винокур, контент-менеджер отдела воспитания
Видео (рус.): Открыть | Скачать |
Аудио (рус.): Открыть | Скачать |
|
Видео (ивр.): Открыть | Скачать |
Аудио (ивр.): Открыть | Скачать |
|
Беседа "Прокладывая путь. Подростковый возраст"
Правило "воспитывай отрока согласно пути его" вовсе не означает вседозволенность. Наоборот, это подход очень жесткий. "Согласно пути его" означает согласно склонности.
Если ребенок способен к математике, то я отдаю его в математическую школу и всеми способами заставляю учиться, не давая поблажек.
А тот, кто способен к танцам, пусть учится в балетном кружке в соответствующем режиме. "Согласно пути его" никак не означает "то, что ему хочется". А где же "воспитывай отрока"?
Детям следует давать только положительные примеры. Ведь мы рождаемся в эгоистической природе, как сказано Творцом: "Я создал злое начало", против которого не создано доброе начало, а только свет исправления, вызываемый занятиями каббалой.
Поэтому когда мы показываем человеку нечто плохое и говорим, что так поступать не следует, то он не согласен: это плохо, но я это хочу! Он не связывает слова и поступки: говорит, что это плохо, но делает.
Поэтому не стоит показывать детям отрицательные примеры, наряду с положительными примерами, чтобы они сделали выбор. Они никогда не выберут добро, потому что, согласно своей природе, всегда будут тянуться к плохому примеру и действию, вопреки многочисленным поучениям.
А тем, что они видят только положительные примеры и обсуждают их в различных формах, мы постепенно переводим их к добру. Привычка становится второй натурой.
Что считать положительным примером? – Насколько каждый связан с группой, воодушевляет своих товарищей, действует вместе с ними – в этом он пример. И дети должны знать, как себя измерить относительно группы и своих действий.
Для этого им нужно дать шкалу достижений, а иначе ребенок не знает, как оценивать свои поступки. У отдачи группе должно быть внешнее выражение, которое можно использовать как измерительный инструмент.
Из беседы о воспитании, 03.12.2010