Минпрос, вы слышите?

Статья в газете "Правильное образование"Перед вами перевод статьи из газеты "Хинух нахон" ("Правильное образование"). Газета занимается вопросами образования в Израиле и в мире, ее статьи обращены как к читателям, так и к работникам министерства просвещения. Газету получают все директора учебных заведений Израиля, она находится на столах всех учительских комнат страны.

Министерство просвещения и "Каббала ла-ам"

В последнем циркуляре генерального директора Минпрос дал школам распоряжение внести в учебный план подготовку к жизни в обществе. Министерство не выдвинуло предложений о том, чем заниматься в эти часы. Зато у "Каббала ла-ам" предложения есть.

Последний циркуляр генерального директора посвящен подготовке необходимых для жизни навыков в системе просвещения. Цель циркуляра – выразить позицию Минпроса по этой теме и попытаться преодолеть ужасный хаос, который царит сегодня в данной области. Следствия этого хаоса – крайняя жестокость, суицид, рост насилия среди учеников, поножовщина, ставшая нормой, и т.д.

В числе прочего циркуляр приводит общий взгляд Минпроса на тему подготовки к взрослой жизни. Так, например, циркуляр представляет ответ на вопрос о том, каким должен быть человек в идеале.

Это человек самостоятельный, обладающий ценностным, нравственным мировоззрением, которое направляет его на поиски смысла. Он испытывает чувство причастности, способен создавать межличностные связи и действовать ради ближнего.

Идеальный человек обладает самосознанием и внутренним импульсом, он в силах реализовывать свои наклонности и способности. Идеальный человек умеет управлять собой, способен владеть и управлять своими чувствами, отличается самоконтролем и лидерством.

Помимо объяснений, касающихся необходимых для жизни навыков, важности их развития и их положительной роли для учеников, директорам не предлагается учебная программа. Министерство предлагает выделять на эту программу еженедельно один учебный час в 1-7 классах и 15 ежегодных часов в 8-9 классах, а также в старших классах. 

Разумеется, эти часы не позволят справиться с самой главной проблемой в системе просвещения – с проблемой воспитания. Поскольку не были даны распоряжения о том, что именно делать в классах, трактовка остается за каждой школой и каждым педагогом.

Попытавшись отыскать на сайте Минпроса практические программы по подготовке к жизни, мы нашли различные идеи, включая игры, мероприятия, тематика и т.д., но не обнаружили упорядоченной методики. Мы нашли только отрывочные темы, например: "взаимоуважение", "любовь к ближнему, как себе", "сближение учеников", "разрешение конфликтов в классе" и др.

Поэтому мы отправились на поиски в другие места.

66-й телеканал, известный под названием "Каббала народу", обсуждал недавно эту тему. Двое ведущих во главе с равом Михаэлем Лайтманом, попытались разобраться с тем, что можно сделать для улучшения жизненных навыков детей. Рав Лайтман выдвинул несколько предложений.

Прежде всего, глобальное воспитание: нужно объяснять детям, что все мы – одно целое. Ребенок, находящийся в Петах-Тикве, соединен с ребенком, находящимся в Тель-Авиве, а тот – с ребенком, находящимся в Лос-Анджелесе.

Глобальный взгляд придает новое измерение человеческому восприятию. Он делает всех нас равными, так что разрывы между нами практически отсутствуют. Белый ребенок похож на черного, еврейский – на арабского, китайский – на американского. Способность видеть человеческий род единым затушевывает различия между людьми, не возвышая кого-то одного над другими, например, в качестве "короля класса" с дополнительными привилегиями. Наоборот, все равны.

В той же передаче рав Лайтман предложил посвятить бóльшую часть дня обучению детей жизненным навыкам и только два-три урока – учебным дисциплинам. "Когда ребенок сфокусируется на том, чтобы быть человеком, другие занятия покажутся ему совсем легкими", – утверждает Рав. Переворот в школьном уравнении – сначала воспитание, а потом образование – вот лекарство против недугов воспитания, от которых мы страдаем, против жестокого общества, против школы, которая становится несостоятельной.

Еще один момент, поднятый в обсуждении: у кого учиться? У кого ребенок лучше научится быть человеком: у взрослого или у того, кто лишь немного старше его?

Участвовавшие в передаче педагоги и рав Лайтман были единодушны в том, что если мы хотим преподавать и передавать детям ценности, целесообразно привлечь к этому группу старшего возраста, которая послужит младшим моделью для подражания. Младшие будут смотреть на старших с уважением и стараться поступать так же, "как поступают большие". В свою очередь, ответственность старших за младших тоже важна, она служит им важной основой в развитии.

Как воспитывать на деле? Одно из предложений, выдвинутых в передаче, – снимать ситуации из жизни детей, показывать их детям и разбирать вместе с ними. Видя свое плохое поведение, человек узнаёт о себе много нового, говорит Рав. Разбор ситуации в группе может показать ребенку, как он должен поступать, как ему вести себя в будущем, как усвоить и другие модели поведения.

В заключение: мы все равны, воспитание предшествует образованию, учеба у группы равных и группы старших, визуальный показ плохого поведения – и вот у вас уже есть несколько советов. Минпрос, вы слышите?

Предыдущие сообщения на эту тему:

Воспитал себя – воспитай других

Чем дорожим, тому и обучаем

Школа – жизнь, жизнь – школа

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.