Фрагмент ТВ программы "Сила Книги Зоар"
У человека, который пока не понимает стиля написания каббалистических книг, возникают большие сложности при их восприятии.
Современный, светский человек читает все эти слова: "заповедь", "Творец", "доставлять Творцу удовольствие", "остерегаться греха" – и не понимает, о чем говорится, куда он вообще попал. Но проблема в том, что мы просто не умеем правильно читать этот текст.
Каббалисты использовали такой стиль письма из поколения в поколение – со времен Авраама, который первым начал развивать науку каббала (хотя первым открыл ее Адам Ришон).
Людям, которые находятся в ощущении духовного мира, понятно, о чем говорит книга: есть желание, направленное только на собственную пользу, и использование этого желания в такой форме называется грехом, ведь это действие противоположно Творцу.
А получение ради отдачи, которое делает меня подобным Творцу, называется заповедью. Но речь не идет о механических действиях, выполняемых на материальном уровне.
Духовная заповедь – не относится к физическому телу. Речь идет о внутренних желаниях человека по отношению к высшему свету, Творцу – а не о нашем мире.
Все это было совершенно очевидно людям, написавшим Тору и жившим по ней 2000 лет назад, ведь все они находились в постижении и явно ощущали духовный мир. Они понимали, о чем там написано и не путали это с физическими действиями.
Но после разрушения Храма, произошло всеобщее падение, и Творец исчез из ощущений человека. И тогда люди начали трактовать эти книги в той же форме, в какой сами оказались – сугубо материально, приписывая их к нашему миру. Они перенесли все эти слова и предложения в свой мир, будто они говорят о наших действиях тут и отношениях.
Это был период духовного изгнания, но сейчас он заканчивается, и мы снова должны вернуться к раскрытию высшей силы, к связи с Ней, к взаимной отдаче. Поэтому нам нужно понять, что невозможно было по-другому написать эти книги. Исполнять Тору – это значит использовать высший свет для исправления 613-ти своих желаний, что называется исполнением 613 заповедей.
Если человек все время переводит на духовный язык все, что читает, с привычных ему с детства терминов: Тора, заповеди, грех – на духовные понятия, то у него не будет никакой проблемы понять, о чем говорит каббала.
Это выстраивается в очень простую систему общих законов природы (ведь Творец означает – "природа"), и каббала обращается в науку, охватывающую всю реальность, включая наш мир.
Из урока по статье из книги "Шамати", 09.07.2010
Вопросы по посту Каббалисты – о цели творения, ч.5
Какова цель творения?
Вопрос: Что означает "станет достойной получить свое вознаграждение", или пока не исправятся все 613 желаний?
Как 613 могут сами исправиться, их ведь может исправить только Творец? Уже давно существует группа, и "мировое кли" просит исправления. Так почему Творец не исправляет?
Ответ: А вы попросите!
Вопрос: К вопросу о 613-ти заповедях, есть ведь единая заповедь - Возлюби ближнего как себя, а у одной из этих 613-ти есть какое-нибудь название?
Что это за заповеди? Или они равны одной - Возлюби ближнего как себя, но имеют 613 форм, светов и постепенного исправления?
Ответ: Все 613 являются исправлением эгоизма, и в итоге человек достигает свойства "возлюби" в полной мере.
Вопросы по посту Каббалисты – о цели творения, ч.6
Вопрос: То есть всю реальность, ВСЁ, можно изменить в секунду?
Ответ: Если только пожелаете всерьез!
Относительно духовного постижения, общество делится на массу и избранные единицы.
Масса народа нуждается в воспитании, в обучении механически выполнять Тору и заповеди. Человека обязывает выполнять эти действия полученное воспитание.
Когда возникает вопрос, для чего он выполняет эти действия, он оправдывает себя тем, что так воспитан, таковы обычаи окружения, в котором родился.
Поэтому воспитание, привычка не позволяет человеку упасть из выполнения обычаев, ведь привычка становится второй натурой (природой). Поэтому все привычное, слова и действия, на которых воспитан, не трудно выполнять.
А если человек хочет выполнить какие-то действия, к которым не приучен с детства, то о каждом, самом малом поступке, его тело спрашивает: "Для чего ты это делаешь?", или иначе, "Что тебя обязывает так поступать?". И если не получает поддержки окружения, обязан искать поддержку в Творце.
Поэтому такой человек относится к избранным единицам, а не к массам, он нуждается в поддержке Творца "Приходящему очиститься (от эгоизма) помогают свыше", поскольку не может получить помощь от окружения и вынуждает оказать ему помощь свыше.
(Труды Рабаша, том 3, статьи "Даргот Сулам", стр. 1774).
Когда-то (до разрушения Храма) народ Израиля находился на духовном уровне и для него заповеди были духовными действиями – тфилин был не черной коробочкой, а светом большого состояния, который светит "во лбу" духовного парцуфа.
Для них это не было ветвью и корнем, а соединялось в одно целое. Они жили не в двух мирах – а в одной общей реальности.
И поэтому у них не возникало вопроса, выполнять заповеди в материальном или нет – внутреннее выполнение и внешнее были выражением одного и того же действия.
Потом произошло "разбиение и падение", скрытие (из наших ощущений) духовного мира.
Мы не знаем, что происходит в духовном, мы "отрезаны" от него и не находимся на духовной ступени, например, "тфилин" или "талит" (окружающий свет, облачающий Зеир Анпин мира Ацилут) – поэтому для нас эти заповеди из духовный действий обратились в механические действия, называемые "традиция" или "обычаи".
Но когда-то это было не традицией, а подлинным духовным действием: я "надевал тфилин" в духовном, и надевал его в материальном. Для меня это было то же самое, реальность была единой, цельной.
В итоге нашего эгоистического развития, мы "снизу вверх", обнажили наше "разбиение и падение", разрушение общей души. Сейчас настало время разбить эту перегородку, чтобы снова был один, цельный мир.
Должны ли все люди изучать эти традиции, обычаи? - Нет, нам надо только разбить эту перегородку, а когда она рухнет – постепенно, с нашим исправлением, материальная реальность начнет исчезать.
Если исправляется все человечество, а не маленькая его часть, которая вышла из Вавилона и назвалась народом Израиля, то в мере того, как мир начнет исправляться, он будет "терять" свою материальную форму в своих ощущениях.
Тот нижний пласт, который ты исправляешь на отдачу, превращается в духовный, и ты его уже не чувствуешь как материю, она постепенно будто исчезает из твоих ощущений. Пока не исчезнет весь материальный мир, ведь он воображаемый (олам амедумэ).
Поэтому все, чему обучает каббала – это как разбить "железную стену" (см. Предисловие к ТЭС, п1), отделяющую нас от духовного мира.
Из урока по статье Бааль Сулама "Изгнание и освобождение", 12.04.2010
Вопрос: Я слышал от Вас, что 613 заповедей, о которых говорится в Торе – это 613 желаний, которые раскрываются человеку для исправления в духовном мире. Исходя из закона корня и ветви, получается, что человечеству еще предстоит раскрыть обратную сторону этих желаний в нашем мире? Это будут какие-то новые желания, такие же реальные, как деньги, почесть и власть?
На этот вопрос я ответил в передаче "Спроси каббалиста":
Приглашаю всех задавать вопросы для передачи в разделе "Задать вопрос" или присылать по адресу (можно в аудио или видео формате).
Сегодня начинается череда особых 7 дней праздника Песах.
На протяжении всех этих дней нам стоит пребывать в правильном, непрерывном намерении, поскольку это особенное время.
Мы празднуем не религиозные обряды и традиции. Мы очень далеки от действий, которые люди выполняют потому, что так их обучили в детстве или потому, что ими движут эгоистические цели получить вознаграждение в этом или в будущем мире.
Изучающие Каббалу желают прежде всего раскрыть высший мир, духовный действия, а затем уже, видя их следствия, их ветви, готовы также уважать и соблюдать их с тем же намерением, что и сами духовные действия.
Первыми постигли связь корней и ветвей Авраам и его ученики. Ранее Авраам изготовлял идолов и был священнослужителем в Древнем Вавилоне.
Но, раскрыв духовное и его следствие в материальном, обнаружив, что из духовного мира в наш материальный мир нисходят силы, приводящие в действие этот мир, он создал язык ветвей – описание высшего мира, корней, словами нашего мира, ветвями.
Тогда он раскрыл всю реальность – и материальную, и духовную - как одно целое. Поэтому и духовные, и земные действия соединялись у него воедино, и так он обучал своих учеников.
Об этом сказано, что праотцы (первые каббалисты) соблюдали всю Тору еще до получения ее у горы Синай.
Ведь они раскрыли ее из постижения духовного мира, духовных действий. Исходя из этого, они выполняли те же действия и в нашем мире, ощущая всю реальность как одно целое.
Из подготовки к уроку Зоар, по книге "Шамати", 29.03.2010
Эликсир жизни или смертельный яд
После разрушения 2-го Храма (разрушения свойства отдачи и любви уровня нешама), люди перестали ощущать духовное (свойство отдачи), и вместо выполнения действий отдачи и любви (заповедей) у них остались лишь земные обычаи, их копия, и они продолжили соблюдать их.
Каббалисты, стоящие во главе поколений, поддерживали соблюдение этих традиций и обычаев в народе.
Постепенно, с ростом эгоизма и падения поколений, люди утратили понимание связи между обычаями и их желательным духовным выполнением – они просто выполняли механически действия, считая, что это и есть то, что требует от человека Творец. За это, им обещали вознаграждение в этом и в том мирах.
Сказано в Талмуде, что если нет связи между земным и духовным выполнением, то земные действия мертвы и умертвляют человека, т.е. еще больше удаляют его от духовного, от Творца, потому что удовлетворяют его.
Сказано в Талмуде, что "Творца не волнует, как забивают животное (имеется в виду ритуально правильно ли), ведь "заповеди даны, чтобы исправить ими человека".
Если человек ощущает связь своих материальных действий с их духовными корнями, то, выполняя эти действия, он напоминает себе о духовном, - тогда ему стоит их выполнять.
Но если этой связи нет, то выполнение механических действий может отдалить его от духовного развития, ведь он удовлетворится земными действиями ("заповедями") и не ощутит в них недостатка.
Тогда Тора жизни станет для него смертельным ядом – он будет ощущать себя совершенным, в гордости к другим, считая, что ему все обязаны. Вместо любви к ближнему, - это и есть яд духовной смерти.
Из подготовки к уроку Зоар, по книге "Шамати", 29.03.2010
В книге "Врата намерений" Ари объясняет нам значения всех духовных действий "Песах" и их отражение в материальных обычаях.
Заповедями (мицвот) называются исправление 613 эгоистических желаний (Души) человека на альтруистические, с помощью высшего света (Торы), а их земные копии называются обычаями, традициями (минхагим).
Мы готовы выполнять земные действия (обычаи) только при условии, что они помогут нам достичь выполнения духовных действий (заповедей). И потому мы соблюдаем традиции, и никак не иначе.
Поэтому, чем больше мы спрашиваем себя о цели и смысле каждого материального действия (обычая), это поможет нам крепче связаться с духовными корнями. И так из низшего мира мы познаем высший мир.
Необходимо объяснить и народу Израиля, и всему миру, что нет никакой святости ни в одном обычае, если у него нет духовного корня.
И только связь с корнем дает право на существование и важность обычая.
Из подготовки к уроку Зоар, по книге "Шамати", 29.03.2010
Вопрос: Я всегда считал вас нерелигиозной организацией, не превращающей светских людей в верующих, а тут вдруг услышал о соблюдении кашрутов на праздник Песах. Как это понимать, и всем ли это вы предлагаете?
Ответ: Вы правы, мы – просветительская, воспитательная организация, не имеющая к религиям никакого отношения, действующая только и строго по принципам Каббалы, прописанным в трех ее истинных источниках: книге Зоар, сочинениях Ари и Бааль Сулама (Рабаша).
Во всем мы исходим из их советов. Если у вас возникают вопросы к нам – вы просто требуйте, чтобы мы вам показали, откуда обнаружили такое у них.
Итак, хотя Бней Барух не религиозная организация и не придерживается религиозных обычаев (что называется в народе "заповедями"-мицвот), мы выполняем не обычаи народа или религии, а те действия в нашем мире, которые являются ветвями от духовных действий, их корней.
Внешне это выглядит как выполнение тех же иудейских религиозных обрядов, но исходит из совершенно иных намерений – быть связанным и внешне, и внутренне с духовным корнем.
Я советую вам еще раз просмотреть Пасхальное сказание, затем Ари "Врата намерений" к этому сказанию – и вы поймете, что выполняя эти действия, мы, как пишет Бааль Сулам в статье "Это Йегуде", устремляемся все вместе к нашему подъему из эгоизма.
В группе Авраама начали соблюдать определенные иррациональные земные действия после того, как начали выполнять действия духовные, в своих исправленных желаниях и обнаружили их земные аналоги.
У них духовные и земные действия воспринимались как одно единое целое, корень и следствие, ветвь.
Когда упали с уровня духовного выполнения (разрушение 2-го Храма), продолжили выполнение земных уже обычаев, а не духовных и земных единых действий. Так и появилась религия вместо Каббалы.
Сегодня мы должны раскрыть для себя высший мир и духовные действия.
Этим также и обычаи станут снова частью выполнения духовных действий – но не насильственно или механически, а осознано, из видения, что это вызывает в высшем мире.
Т.е. вначале постижение, а затем естественно вытекающее из него, действие.
Желаю вам "Выхода из Египта" за праздничным столом в правильных намерениях!
Вопрос: Почему 10 заповедей изложены в форме "не желай"? Например, "не желай жены ближнего". Если мы говорим, что желания – это наша природа…
На этот вопрос я ответил в передаче "Спроси каббалиста":
Приглашаю всех задавать вопросы для передачи в разделе "Задать вопрос" или присылать по адресу (можно в аудио или видео формате).
Вопрос: Почему заповеди связывают с исправлением тела?
Ответ: Разумеется, мы не исправляем свои руки и ноги. Речь идет о "теле объекта" - души, т.е. о желании, или о частях души - отдельных желаниях.
Отличие желаний души от наших в том, что они сформированы в направлении Творца, использовать себя для отдачи, наполнения Творца. Физическое тело тут совершенно ни при чем.
Мы можем пересаживать или ампутировать его органы, переливать кровь, однако в больнице не проверяют доноров на предмет их "праведности", и возможно мы получаем части тела или кровь какого-то грешника... - вокруг путаницы духовного тела с нашим мясом-телом и родились все мистики, ужасные сказки и религиозные ужастики!
Итак, под заповедями подразумевается исправление желаний, а не животного тела. Тела, в которых мы существуем, необходимы лишь для того, чтобы нам существовать телесно, а когда появляется среди желаний нашего мира, зародыш души - желание раскрыть Творца, суметь ее развить до уровня Творца.
Поэтому традиции и религии не имеют никакого отношения к исправлению души. Пускай люди всего мира сохраняют свои традиции - и вместе с тем исправляют желания, чтобы полюбить ближнего, как себя. Плоть при этом не изменится.
В механических действиях нет ничего духовного. Очень хорошо, если они успокаивают, если создают удобный жизненный формат.
Только не обманывайся, полагая, что с их помощью ты исправляешь душу и зарабатываешь себе "будущий мир".
Ведь будущий мир - это раскрытие Творца. Если не подготовил для этого душу, то не в чем Его раскрыть, ни до ни после смерти животного тела.
Пора снять пелену с глаз человечества, чтобы люди поняли: во всей нашей жизни на земле есть только одна духовная точка, "точка в сердце", точка входа в духовный мир.
Из урока по "Предисловию к книге "Уста мудрого"" , 13.11.2009
Предыдущие сообщения на эту тему:
Вопрос: Вы на лекции говорили, что душа человека состоит из 613 эгоистических желаний. Человек обязан привлечением света во время изучения Каббалы, исправить их на отдачу и прийти т.о. к свойству "возлюби ближнего как себя".
Такое исправление 613 желаний называется выполнением 613 заповедей. Вы также говорили, что душа подобна гранату, состоящему из 613 зерен, как душа из 613 желаний. А кто проверял это?
Ответ: Вы все верно пересказали. Про гранат есть статья. В ней рассказывается про исследование - взяли гранаты из разных стран и подсчитали сколько в них зерен, в каждом гранате оказалось разное число зерен, с разбросом в обе стороны от 613, среднее число - 613.
Предыдущие сообщения на эту тему:
Вопрос: Если я еще не нахожусь в постижении духовного, должен ли я выполнять материальные заповеди?
Ответ: Каббала никого не обязывает к этому. Каббалой занимаются люди всех национальностей, соблюдающие религиозные заповеди и совершенно светские люди.
Мы в это не вмешиваемся - это личное дело человека. Мы учим только тому, как человек может достичь подобия с Творцом - то есть исправить 613 своих желаний.
Мы приближаемся к такому времени, когда все человечество должно постичь Творца, как сказано: "Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов", когда произойдет исправление общего мирового эгоизма, и желание каждого человека должно пройти исправление.
А все остальное пусть останется для человека таким, как он чувствует себя удобнее и лучше, если это сочетается с его внутренним исправлением.
Бааль Сулам пишет, что в состоянии конечного исправления, каждый может оставаться в своей религии. То есть Каббала смотрит на религии лишь как на народные обычаи, культуру народа, которые каждый может сохранять.
Эти внешние действия - не более, чем культурные традиции, внешняя оболочка, рамки нашей жизни - дома, семьи, и не влияют на исправление души.
Главное, чтобы человек достиг исправления своей души - то есть любви к ближнему.
Из подготовки к уроку 17.09.2009
Предыдущие сообщения на эту тему:
Вопрос: На одной из Ваших лекций Вы говорили о 613 заповедях. Что это за заповеди? И как их можно все запомнить? Уж не говоря о соблюдении.
Отвечаю в передаче "Спроси каббалиста":
Приглашаю всех задавать вопросы для передачи в разделе "Задать вопрос" или присылать по адресу (можно в аудио или видео формате).
Передачи "Спроси каббалиста" на русском языке:
"Спроси каббалиста" - 3
И другие в разделе Интервью, Встречи