Записи в разделе 'Древний Вавилон'
Как бельмо на глазу

каббалист Михаэль ЛайтманМы живем в особое, удивительное время, полное непредсказуемых событий. Последние 60-70 лет после Второй мировой войны мы считали, что создаем для себя хорошее, жизнеспособное окружение.

В Америке, в Европе, в Израиле и во многих других странах еврейский народ стал чувствовать себя более уверенно – не как изгнанники, с которыми хозяева могут поступать как угодно, а на равных правах с другими.

Но удивительно, как все быстро меняется. После того как мы дали миру выдающихся ученых, процветающую культуру и экономику, внесли огромный вклад во все сферы жизни государств и обществ, вдруг в мире вновь произошел неожиданный всплеск антисемитизма.

Он усугубился настолько, что в некоторых городах Америки невозможно ходить по улицам с кипой. Наших детей бьют в университетах и школах, обвиняя в каких угодно грехах.  

Сегодня снова возрождаются древние, дремучие предрассудки, что мы якобы пьем кровь на Пасху, руководим высшим тайным правительством, желаем завладеть всем миром – в общем, виноваты во всех бедах человечества. 

Мы видим, что это ощущение заложено в человеке от природы и не зависит от уровня его развития и культуры. Народы мира могут жить рядом с нами, а мы среди них, и все равно в них вдруг всплывает совершенно дикое отношение к нам, уводящее человека в гнетущее средневековье.

Откуда идут эти проблемы? Почему мы, совершенно не провоцируя такого отношения к себе, вдруг оказываемся в центре этих событий? Миллионы людей по всему миру выходят на демонстрации против евреев, в университетах восстают студенты, профессура подписывает воззвания против государства Израиль.

Даже те люди, которые не желают ассоциировать себя с этим государством, попадают в категорию ненавидимых и преследуемых только потому, что их происхождение связано с еврейским народом.

Дело в том, что антисемитизм находится в самой природе. Все великие мыслители указывали на этот феномен. Эйнштейн говорил, что антисемитизм – тень нашего народа, от которой никуда не деться.

В самом деле, сегодня ненависть к евреям возгорается даже в тех странах, где мы никогда не жили. У нас нет с ними практически никакой связи, но мы ощущаем неприязнь, исходящую от них. Несмотря на то, что мы помогаем многим народам, желаем быть со всеми в добрых отношениях, все равно нас считают изгоями – самыми непонятными, странными, не относящимися к этому миру существами.

Откуда это исходит? Что это: наше проклятие или наше благословение? В чем проблема?

Чтобы понять этот феномен, обратимся к истории, к точке рождения нашего народа. Примерно 4000 лет назад в единой земной цивилизации Древнего Вавилона, жившей в мире и дружбе, вдруг стало проявляться растущее недовольство, взаимные претензии, отторжение людей друг от друга.

Из добрых друзей, говоривших на одном языке и хорошо понимавших друг друга, они превратились в ужасное сообщество, основанное на зависти, ненависти и конкуренции. Эти поразительные перемены поставили их перед вопросом: "Что же с нами происходит?!"

И тогда древневавилонский жрец Авраам – один из многих, кто исследовал это явление, нашел решение. Изучая природу, как философ, астроном, ученый своего времени, он пришел к выводу, что это состояние исходит из самой природы человеческого общества, которое специально должно так развиваться, чтобы окунуться в свой эгоизм и вопреки эго приподняться над ним.

По мнению Авраама, хороший этап развития вавилонян, живших некогда в доброй связи между собой, был дан им как пример. А теперь наступил период демонстрации эгоизма – отрицательного свойства, которое угрожает их нынешнему состоянию.

И это произошло не случайно, а для того, чтобы привести народ к осознанному развитию и приподняться над эгоизмом, который раздирает, отдаляет их друг от друга и угрожает полностью уничтожить всю цивилизацию. Авраам утверждал, что жители Вавилона должны вновь привести себя к состоянию доброго взаимодействия вопреки бушующему в них эгоизму.

А поскольку он был великим ученым, духовным предводителем народа, то вынес свою теорию на суд общества и стал везде распространять ее. Так, в течение короткого времени многотысячное древневавилонское общество узнало о его точке зрения.

Часть людей, которые почувствовали и поняли, что это – решение проблемы, откликнулись на его призыв и поддержали его. Но большинство не смогли это воспринять. Согласно своему внутреннему развитию они считали, что можно спокойно просуществовать и в таком состоянии, казавшемся им хорошим.

"А чем нам плохо? Мы конкурируем и через это развиваем науки и культуру. У нас появился дополнительный внутренний стимул для большего развития". И это было правильно, ведь эгоизм специально развивался в человечестве, чтобы подтолкнуть его к следующему уровню развития.

Таким образом, перед вавилонянами открылось два пути. Один из них – это нравственное развитие человечества, когда для общества главное не развитие науки и техники, а добрая взаимосвязь между людьми. Этот метод предполагал не уничтожение эгоизма, а подъем над ним и еще большее соединение между людьми вопреки эго.

Второй путь – внутриэгоистический путь развития общества – был основан на конкурентоспособности и подавлении человека человеком, но способствовал росту технического прогресса.

Поэтому к Аврааму примкнула лишь небольшая часть вавилонян, и он был вынужден увести их в Землю Израиля. С этого момента и далее его приверженцы стали называться Исраэль, что означает "прямо к Творцу" – то есть к той Высшей силе природы, которая управляет нами и вынуждает нас объединяться. Так появился еврейский народ.

Произошло разделение человечества на две идеологически противоположные части: на евреев, задача которых - объединение между собой по правилу "возлюби ближнего как себя", и на народы мира, которые существуют вопреки этому правилу, благодаря конкуренции, техническому и материальному развитию.

Обе части по своей философии, по отношению к жизни, абсолютно противоположны друг другу. В этом и состоит отличие еврейского народа от остального человечества. Отсюда исходят истоки постоянной вековой ненависти к евреям.

Из ТВ программы "Короткие истории", 24.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Народ, сотканный из идеи

Пора оправдать полученное авансом

Духовное клеймо

Пустые люди, идущие за Авраамом (клип)

В противоположность большинству вавилонян, за Авраамом пошла небольшая группа опустошенных людей, ищущих ответ на вопрос о смысле жизни. И если Нимрод вел весь народ к четким эгоистическим целям, то Авраам увел их в "пустыню". И чтобы выйти из нее, необходимо найти новую точку развития, которую и обнаружил Авраам…

Проблема – в человеке (клип)

Эгоизм заставляет человека развиваться вопреки всеобщей гармонии природы ради удовлетворения собственных амбиций. Если глобальная система природы идеальна, то человеческое общество полностью ей противоположно. Как сопоставить две эти системы? Эта загадка и была разрешена Авраамом…

Народ, сотканный из идеи

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В последнее время нас захлестнула волна жестоких беспорядков и терактов. В ход идут камни, ножи, машины как орудия убийства.

Страсти накаляются, страх вернулся на улицы, подрывая ту сложную систему отношений, которая связывает нас с арабами, гражданами Израиля. Они живут подле нас, среди нас, от них никак не отгородишься, и террор с их стороны буквально врывается в наш дом.

Можно ли сказать, что нынешние события стали следствием нового состояния, новой тенденции, с которой мы столкнулись?

Ответ: Прежде всего, хочу отметить: всё, что я скажу, будет исходить только из моего понимания общей системы мира, а также государства Израиль и его населения, из той науки, которую я изучал в меру сил, а не из социологических опросов и аналитических сводок.

Я не вдаюсь в подобные материалы, не исследую специальным образом ту или иную группу населения и далек от событий на местах. Кроме того, я не психолог, точно понимающий склад еврейской и арабской души.

Одним словом, я высказываю свое мнение не из плоскости этого мира. И потому, с одной стороны, я чувствую себя свободным, а с другой стороны, всё дальнейшее – это правда, предстающая передо мной, а не моя личная правда. Такова природа вещей, так поступает с нами Творец, Высшая сила, высшее управление и провидение. 

Согласно науке каббала, всё управляется системой Природы, которая называется также "Элоким". Гематрическое значение этих слов на иврите совпадает.

Система эта находилась в некоем исходном состоянии, очень похожем на всеобщий хаос. Каббала называет его "разбиением", или "грехом Древа познания". С тех пор общая система, подобно нашей Вселенной, постепенно упорядочивается согласно законам, которые проявляются в ней всё яснее.

Раньше они не действовали, поскольку не было материи, подходящей для их проявления. Например, пока не возникла растительность, не могли проявиться параметры ее жизнедеятельности и отношений с неживой природой.

Пока не было фауны, не проявлялись законы, регулирующие ее существование и взаимодействие с другими уровнями. И тем более, пока не возник человеческий род, не раскрывались законы его жизни и развития, определяющие также его небывалое влияние на неживую, растительную и животную природу.

Короче говоря, мы видим, что всякая материя по мере своего развития строго упорядочивается в рамках четко организованной системы. И система эта проявляет свое устремление к равновесию, к устойчивому состоянию. Все ее части обязательно получают свое место и форму самовыражения.

По-видимому, в будущем эта система окончательно уравновесится и достигнет внутренней гармонии. Таковы научные данные.

Кроме того, мы раскрываем всевозможные явления в человеческом обществе, которое развивается особенным образом и в особенном темпе по сравнению с неживой, растительной и животной природой. За какие-то несколько тысяч лет, не говоря уже о последнем столетии, человечество совершило гигантский рывок, тогда как природа за это время почти не претерпела существенных изменений.

В целом, мы раскрываем всё новые и новые явления, характерные для системы, стремящейся к равновесию; и они показывают, насколько она неуравновешенна. Со временем они будут проявляться всё больше, во всё более детальных, тонких, личных формах. Мы увидим, до какой степени общая система учитывает дисбаланс своих частей и заботится о них.

Таким образом, мы наблюдаем за тем процессом, через который проходит человечество на фоне относительно мало меняющейся неживой, растительной и животной природы.

Это – естественный процесс, названный в каббале "своевременным". Иными словами, он происходит в положенные сроки: всё функционирует согласно заложенному в природе темпу, как будто некий счетчик отмеряет пульс перемен, подобно генератору тактовых импульсов в компьютере.

Интересно в этой картине именно развитие различных частей человечества, их взаимоотношения. Перед нами разворачивается исторический процесс, пройденный различными народами, группами населения, континентальными конгломерациями и т.д. Нам любопытен ход дел, хотя далеко не всегда мы можем разглядеть его причины. Да и те выводы, которые мы делаем, еще нуждаются в проверке.

Итак, прежде всего, мы наблюдаем за происходящим. А затем уже следуют философские, исторические и прочие суждения, которые у каждого свои.

Однако здесь мы обнаруживаем особое явление – народ Израиля.

Первая его особенность – присутствие в истории человечества почти на всем ее протяжении. Иными словами, непонятна долгосрочность этого феномена. Как такое может быть? Ведь с другими народами не происходило ничего подобного. Тем более это странно, учитывая условия, выпавшие на долю этого народа – изгнания, внешняя враждебность, внутренние конфликты и пр.

Особо следует выделить противостояние всего мира народу Израиля: все ненавидят его, все хотят истребить его, и все признают, что неспособны на это. Открытым текстом они заявляют:

  • Мы хотим уничтожить народ Израиля.
  • Мы не в силах уничтожить народ Израиля.
  • Мы зависим от народа Израиля.
  • Именно народ Израиля несет нам все беды и проблемы, и мы ничего неспособны с ним поделать. Мы слабы перед этим народом.

Здесь можно привести еще немало претензий и странностей. Но среди прочего нельзя обойти вниманием рождение этого народа. По сути своей, оно было полностью искусственным.

Прочие народы зародились естественным образом из племен, населявших те или иные регионы Земли, на базе общей территории, общей культуры, общего воспитания, общего языка, а впоследствии – и общей истории. Возникали большие и малые народы, затем они приобщались к тем или иными религиям и верованиям, и всё шло своим чередом.

С другой стороны, народ Израиля странным образом возник из особой организации, из небывалого социального феномена. Один человек по имени Авраам "вбросил" в человечество уникальную идею, идеал, пров́идение, относящееся к роли и жизнедеятельности всего человеческого рода, – и созвал отовсюду особых людей, которым была важна суть жизни, цель жизни, приобщение к Высшей силе, ее раскрытие.

Говоря иначе, идея, заложенная в основу этого народа, очень высока, неестественна, что называется, "не от мира сего". Дело было не в том, чтобы поселиться где-то обособленно, охранять свои границы, защищаться от соседей и т.п.

Людей спаяли не базовые, материальные, я бы даже сказал, телесные, "животные" факторы, не обычные требования тела. Народ Израиля организовался вокруг совершенно иных устоев, на другой ступени, философски, концептуально более высокой по сравнению со всеми остальными народами.

Да и общего местожительства у этих людей не было. Просто Авраам сказал им, что сплочение вокруг духовной идеи требует жить "как один человек с одним сердцем", в товарищеской любви, чтобы раскрывать в своей среде Творца, т.е. свойство отдачи и любви, – а потому их место на Земле, сообразно с этими принципами находится в Ханаане. Туда они и отправились.

Таким образом, земля проживания народа была определена его целью, его соответствием этой земле по свойствам. "Искусственный" народ поселился в "искусственном" месте. А потому уникальна связь народа Израиля со своим местом: пока люди держались идеи единства, они жили здесь, а когда народ перестал соответствовать духовным условиям объединения и любви к ближнему, он вошел в диссонанс также с местом проживания, и оно исторгло, выбросило его прочь.

Нигде больше мы не встречались с подобным историческим прецедентом – чтобы некая территория, т.е. неживая природа, таким образом откликалась на своих обитателей.

Есть еще множество "странных" явлений, связанных с этим народом. Не зная, не чувствуя его сущности и его места, мы не сможем понять того, что с ним происходит. А между тем сама история призвана лишь затем, чтобы обеспечивать время и место для его деятельности в рамках особой исторической миссии.

Здесь мы должны понять, чему же учил Авраам своих последователей. Он объяснил им, что существует программа, согласно которой народ Израиля обязан, сплачиваясь в период исправления, как один человек с одним сердцем, достичь своей высоты. Затем он должен будет пройти через разбиение, т.е. вместо доброй взаимосвязи раскрыть противоположное состояние внутренней душевной разобщенности, разрозненности.

Этому будут соответствовать его отношения с соседями и с Высшей силой, которая организует всё. Затем, на протяжении периода изгнания, взаимной отдаленности, сыновья Израиля рассеются среди всех народов и проделают в их среде особую подготовительную работу.

А потом они снова соберутся, снова взойдут на высоту единства – и на подъеме повлекут к единству всё человечество. Так завершится история, т.е. общее исправление человеческого рода – в чем и состоит цель творения, цель существования человечества в состоянии "этого мира".

Истории отведен срок в шесть тысяч лет, начиная с того момента, когда программа впервые раскрылась в этом мире человеку по имени Адам, и до последнего человека, который произведет последнее исправление, поставив тем самым историческую точку.

Тогда этот мир исчезнет – ведь он существует в нашем восприятии лишь потому, что оно расколото и лишено правильных взаимосвязей. Как только все осколки соединятся и последний из них "кликнет", замкнув единую, "круглую" систему, – всё человечество ощутит себя в особой, "круглой", совершенной реальности, в состоянии под названием "грядущий мир". А то, что наполняет тогда людей, называется "Творец", "Высшая сила" – ведь они постигли ее, на протяжении пути возвышая над собой состояние единства, сплочения, взаимной отдачи и любви.

Итак, историческая роль народа Израиля ясна: он должен проходить различные состояния и, сообразно с этим, правильно функционировать, чтобы вести весь мир к заранее поставленной цели. Без народа Израиля этой цели достичь невозможно. Таким образом, он должен быть во главе процесса, и неслучайно буквы слова "Исраэль" (ישראל) складываются также в словосочетание "голова для меня" (לי ראש).

Какое-то время сыновьям Израиля нельзя было даже знать о своем предназначении, чтобы это не мешало им смешиваться с народами мира в период изгнания, т.е. в состоянии отрыва от единства.

Но сегодня, если мы хотим исследовать еврейский народ в тот или иной момент его истории, то должны принимать в расчет общую программу, заложенную в системе человеческого общества, и сверять ее с реальностью: в какой мере народ Израиля задействует эту программу, или, напротив, противится ей. Потенциальный спектр его исторического участия варьируется от отрицательного края шкалы (–100%) до положительного (+100%).

От народа Израиля зависит, насколько он сам тянется к выполнению своей миссии и влечет за собой других. Если он не действует правильно и своевременно, то отставание проявляется в отрицательных силах природы, которые не вступили в единство, в общую системную взаимосвязь, не были уравновешены положительными силами.

Ведь противоположности постоянно надо приводить в баланс, и возложено это именно на народ Израиля. Если он не уравновешивает их в каждое мгновение истории, то и "плюс", и "минус" действуют на него негативно: минус подстегивает сзади, плюс тянет спереди, а народ не согласен ни с тем, ни с другим, не хочет объединяться сам и не хочет вести за собой весь мир.

Следствием этого становятся большие проблемы и несчастья, продолжающиеся до сего дня.

Однако теперь наступило особое время. После долгого двухтысячелетнего изгнания мы можем и обязаны раскрыть всему народу Израиля и всему миру то, что стоит на повестке дня. Мы должны сказать всем:

"Господа, на пороге – судьбоносный период, поскольку сейчас мы получаем в руки обе бразды правления: "плюс" и "минус" – две силы природы. Они подготовлены для нас, и с их помощью мы должны установить между нами интегральную взаимосвязь, привести общество к гармонии, взойти на ступень отдачи и любви. Это в наших руках. Обе силы помогут нам в этом, и даже отрицательная станет "подмогой от противного". Нас ждет работа. Давайте же возьмемся за дело".

С этим призывом мы должны обратиться к миру, к себе самим и к Высшей силе, используя все возможные средства. Ведь мы получили свободу в этом выборе, а также программу, процесс со "сценарием", расписанным до "хеппи-энда", т.е. до окончательного исправления. И потому осмысливать текущую ситуацию надо только исходя из этой задачи, из высоты "программного" замысла, понимая, чего он требует от нас.

Именно в этой призме я смотрю на происходящее сегодня в Израиле – а не в призме СМИ или психологии наших соседей. Какой смысл углубляться в тонкости израильского и арабского менталитета, если вся эта картина в высшей степени поверхностна? Подобный анализ не позволяет даже тушить пробивающиеся языки пламени. Нам необходимо понимать тенденции природы, которая задействует текущие процессы, – и тогда мы узнаем, как на самом деле решить проблему.

Из 452-й беседы о новой жизни, 13.11.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовное клеймо не смыть и не спрятать

Израиль: надежда на новую жизнь

Кто мы – народ или собрание беженцев?

Пример всему человечеству (клип)

Сегодня мир снова входит в состояние Древнего Вавилона, но Авраама нет, и вывести человечество из этого состояния депрессии и безысходности должны теперь уже потомки группы Авраама. На этот раз не один человек, а весь народ Израиля обязан показать миру положительный пример, указать путь к свету, к счастью, к совершенству…

Не делай другим того, чего не желаешь себе (клип)

"Не делай другому того, что не желаешь себе" – это ступенька перед состоянием "возлюби ближнего как самого себя". Я сдерживаю свой эгоизм по отношению к товарищам, стараюсь не делать и даже мысленно не желать им ничего плохого, хочу пока еще не полюбить их, а быть хотя бы нейтральным…

Короткие истории. Каббалистические школы

каббалист Михаэль ЛайтманС того времени, как к Аврааму примкнула небольшая часть вавилонян, и они стали работать по объединению между собой, начинается точка отсчета прообраза еврейского народа.

И хотя это был еще не сформировавшийся народ, а каббалисты – ученики Авраама, которые получили от него методику объединения с целью раскрытия Творца, – но их уже можно назвать группой, начавшей свое движение вперед.

С каббалистической точки зрения "движение вперед" – это не история их перехода из Вавилона в землю Кнаан, спуск в Египет и возвращение в Землю Израиля, а рост их эгоизма и постоянный подъем над ним. Ведь та идеология, с которой они согласились в Древнем Вавилоне, продолжала работать в них.

В процессе роста эгоизма народ стал постепенно меняться, становясь все более изощренным: и эгоистически, и альтруистически. Их объединение претерпевает всевозможные метаморфозы, принимая различные формы.

Поэтому школа Авраама переходит в школу Ицхака, затем в школу Якова, потом Йосефа и, наконец, в школу Моше. Все они представляют собой разновидности движения народа ко все большему раскрытию эго и подъему над ним. 

Школа Ицхака олицетворяет желание народа оторваться от своего эгоизма, жестко приподняться над ним. В этом и заключается жертвоприношение Ицхака, когда человек готов "зарезать" свой эгоизм. Ведь поначалу он думает, что только так можно сохраниться в своем движении вперед.

Затем формируется школа Якова, которая считает, что не следует убивать эгоизм, а, наоборот, нужно уравновесить его с помощью свойства милосердия, олицетворяемого Яковом. Ведь когда милосердие начинает правильно использовать свойство Ицхака (жесткость суда), то превращается в свойство "Исраэль", что означает "прямо к Творцу".    

Это уже серьезное движение вперед, в котором и эгоистические, и альтруистические силы собираются вместе. При этом эгоизм остается внизу, а альтруизм плывет над ним, и так, синхронно поднимаясь и опускаясь, они движутся вместе. Так растет народ, компонуя в себе две части природы, и между ними, в их правильном симбиозе, раскрывая Творца.     

Духовное движение Израиля постепенно приводит народ в "Египет". Развитие в Египте означает, что эгоизм народа поднялся еще больше, до уровня фараона, и они обязаны над ним возвыситься.

Фараон олицетворяет эгоизм, над которым невозможно просто так приподняться и использовать. Необходимо рывком оторваться от него, а затем исправлять маленькими порциями, перерабатывая его на альтруизм.

Когда народ Израиля, оказавшись в египетском плену, т.е. в крайне эгоистическом состоянии, обнаружил, что никак не может последовать за идеологией Авраама, то среди них появился новый лидер, которого звали Моше. Он смог организовать их так, чтобы они поняли, что движение вперед должно быть основано на отрыве от эгоизма. Это означало вырваться из египетского плена – плена эгоизма, и начинать потихоньку исправлять его части.

Находясь в Египте под давлением огромного эгоизма, народ входит в такую же конфронтацию, как и в Древнем Вавилоне. Моше понимает, что надо снова сделать рывок – выйти из Египта в Землю Кнаан, как некогда группа Авраама вышла из Вавилона.

"Земля Кнаан" символизирует духовное состояние, которое дает народу возможность внутренне объединиться между собой, приподняться над эгоизмом и отдалиться от него, т.е. уйти из Египта, выйти в Синайскую пустыню и направиться к Земле Израиля.

В этом заключается суть школы Моше – прямого последователя Авраама. В истории духовного развития нет более яркой личности, чем Моше. Ведь если группа Авраама вышла из Вавилона, возвысившись над проявившимся эгоизмом, и этого было достаточно, то сейчас ее последователи, убежав из Египта, должны не только подняться над огромным эго, но и постепенно исправить его.

Из ТВ программы "Короткие истории", ч.2, 22.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Короткие истории. Развитие группы Авраама: "Йосеф"

Короткие истории. Развитие группы Авраама: "Яков"

Короткие истории. Развитие группы Авраама: "Ицхак"

Короткие истории. Развитие группы Авраама: "Йосеф"

каббалист Михаэль ЛайтманСуть каббалистической методики заключается в том, чтобы правильно работать с растущим в нас эгоизмом с помощью правой альтруистической линии и при этом подниматься по ступеням духовных миров. Поэтому очередным этапом духовного развития является проявление в нас огромного эгоизма.

Возникает вопрос: откуда возьмется тот большой эгоизм, который поднимет нас до уровня Творца?

Если бы он возник на первых этапах нашего духовного становления, то мы подсознательно не смогли бы работать с ним и убежали со своей ступени. Поэтому погружение в эго и его внутренний рост происходит постепенно. Такое постепенное сближение с эгоизмом, раскрывающегося, в конечном итоге, во всей своей огромной черной пустоте и всепоглощающей силе, описывается в рассказе об Йосефе и его братьях.

Поначалу совсем безобидный, маленький эгоизм братьев, приревновавших отца к Йосефу, перерастает в огромные противоречия, которые называются "Египет" (Мицраим). Мицраим (миц ра) означает "концентрация зла". 

С одной стороны, им это кажется не таким уж страшным. А с другой стороны, у них возникает проблема: если они не будут выполнять сближение со злом, не будут абсорбировать его в себе и якобы "замажут" свои противоречия между собой – они не смогут двигаться дальше. Поэтому в Торе сказано, что в стране Израиля начинается голод.  

Как же быть, ведь без эгоизма у них нет никакой возможности продвигаться в духовном развитии? Так в них начинает раскрываться необходимость в росте эгоизма и его правильной реализации. Поэтому они погружаются в "Египет", что идет им на благо, кормит и воодушевляет их. 

Более того, их отец, Яков, сам входит в это состояние, понимая, что это – средняя линия, без которой невозможно двигаться дальше, и надо запастись большим эгоизмом, чтобы потом работать над ним. Накапливание эгоизма называется "семь сытых лет".

В этот период эгоизм кажется им очень привлекательным, поскольку не показывает, что он против духовного пути. Жизнь в плену эго представляется им сладкой, хорошей, понятной – они становятся его рабами.

За это время Исраэль развивается, разрастается, размножается, то есть методика правильного использования и управления эгоизмом в первые семь лет дает огромные плоды. Ведь эго, как часть женской природы, поначалу покорно им: "используйте меня и идите вперед".

Однако после того как за семь сытых лет они полностью вобрали в себя весь эгоизм, его абсорбция в них закончилась. Ведь семь лет – это целая ступень ХаГаТ НэХИМ, семь высших свойств, которые можно вобрать в себя с помощью развития эго.

Теперь начинается возвышение на следующую ступень. Но как правильно работать с эгоизмом, чтобы взойти на нее? И здесь они переживают очень интересный перелом – семь сытых лет сменяются на семь голодных лет.

Они начинают проходить осознание зла в эгоизме. Все, что они якобы заработали ранее, на самом деле – полная пустота. Осознание зла тоже происходит за семь  лет, ведь это те же ступени ХаГаТ НэХИМ. И на каждой из них необходимо осознать, что эго постоянно дает отрицательные следствия.

Поэтому к концу семи голодных лет они приходят к последнему, самому эгоистическому свойству – Малхут. И здесь они уже обязаны пройти серьезные удары – десять египетских казней, чтобы отказаться от прошлого применения эгоизма.

Из ТВ программы "Короткие истории", ч.1, 15.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Короткие истории. Развитие группы Авраама: "Яков"

Короткие истории. Развитие группы Авраама: "Ицхак"

Короткие истории. Истоки духовных практик

Короткие истории. Развитие группы Авраама: "Яков"

каббалист Михаэль ЛайтманДля духовного продвижения необходимо правильное ограничение эгоизма, которое приводит к среднему между свойством милосердия (добра) Авраама и свойством жесткости (силы) Ицхака, и позволяет взять между ними нечто общее.

"Нечто общее" – это следующий период развития группы Авраама, который называется "Яков", потому что из связи между правой линией (Авраам) и левой линией (Ицхак), постепенно вырисовывается средняя линия (Яков). 

Именно с этого момента можно говорить о начале настоящей реализации каббалистической методики, потому что теперь она стала включать в себя две линии: правую и левую, свойство милосердия (отдачи) и свойство суда (получения), из которых компонуется третья сила, связывающая их между собой в правильной реализации. Эта третья сила и называется "Яков". 

Оформление средней силы (свойство Якова) в каббалистической группе, вышедшей из Древнего Вавилона, является основой всего развития каббалы.

Любое  движение в духовном развитии осуществляется ступенчато, и подняться на следующую ступень можно только тогда, когда мы берем левую линию и присовокупляем ее к правой. 

Допустим, если я нахожусь на каком-то уровне, то чтобы взойти на следующую ступень, мне необходимо добавить сюда левую линию – всевозможные эгоистические желания, проблемы, и приподняться над ними. Только так я могу освоить следующую ступень. Иными словами, пологие линии на ступенях – это свойство добра, а подъем со ступени на ступень – это свойства власти, славы, силы, над которыми я возвышаюсь.

Так строится лестница духовного подъема, которая называется "лестницей Якова", потому что только лишь Яков, включающий в себя и силу добра, и силу зла, правильно соединяет их между собой, реализуя в себе методику ступенчатого возвышения. Именно начиная с него, можно говорить о правильном, целенаправленном духовном развитии.

Это объясняет, почему в нашем мире есть левая линия. Она исходит из того же Творца, который дает нам ее, чтобы мы все больше возвышались над собой, пока не достигнем Его уровня.

Поэтому правильное сочетание правой и левой линии, свойств Авраама и Ицхака, сопрягаются в свойстве "Яков", которое  также называется "Исраэль". Если мы берем обе силы природы, правильно соединяем их и возвышаемся по лестнице Якова, то при этом становимся "Исраэль" (Яшар Кель), что означает "прямо к Творцу". Ведь используя обе силы, можно четко направлять себя к цели и все время позиционировать, ориентировать и управлять собой точно по средней линии.

Из ТВ программы "Короткие истории", ч.1, 15.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Короткие истории. Развитие группы Авраама: "Ицхак"

Короткие истории. Истоки духовных практик

Короткие истории. Духовный отец человечества

Когда здравомыслие ведет к хаосу

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как вы думаете, в каком случае будет принята методика Авраама, все еще представляющаяся иррациональной?

Ответ: Человечество сегодня готово принять любую иррациональность, потому что оно начинает сознавать, что наша нынешняя рациональность – на самом деле "животная" и не работает на уровне общества.

Как ни странно, сейчас происходит полное разочарование в логике, в способности современного потребительского "здравомыслия" справиться с накатившими проблемами. Эгоизм сам себя добил – в этом прав был Маркс, и нечего даже говорить о его прозорливости.

Остается только лишь действовать на уровне элементарной логики – объяснять людям как бы отвлеченно, со стороны: "Хорошо, если мы все вместе связаны добрыми нитями? Хорошо. Хорошо, если мы зарабатываем столько, сколько необходимо, и больше нам просто не надо? Хорошо. Хорошо, если у нас единый, оптимальный уровень жизни для всех? Да. Нет голодных и больных, нет дикой пропасти между бедными и богатыми? Хорошо. Весь мир заботится об экологии? Хорошо…"

Но как это сделать, если мы все такие плохие?

Вот тут надо показать людям: существует сила, которая это осуществляет. Все равно, рано или поздно, мы обязаны к этому состоянию прийти, и чем раньше, тем меньше будет страданий. Если мы сумеем верно донести свой посыл, то человечество уже готово принять эту логику. 

Вопрос: Все ли евреи должны физически вернуться для этого на землю Израиля?

Ответ: Думаю, что нет. Полагаю, вообще, не имеет значения, где жить. Сказано, что земля Израиля расширится до границ всего мира. Фигурально говоря, как бы растянется на весь глобус.

Духовные точки могут проявляться по всему миру. Не имеет значения, где человек находится. А к тому же, таким людям надо быть учителями для всего мира.

Ведь на самом деле человечество жаждет хоть какой-то методики правильного существования. Сейчас мы видим, что ее нет нигде, и все живут лишь сегодняшним днем, страшась заглянуть в завтрашний или просто не помышляя о нем. Ни у кого нет реальной долгосрочной стратегии, нет даже нормальной тактики взаимного соединения ради некоей общей цели. Вместо этого мы наблюдаем абсолютно хаотическое движение всех и вся.

И потому наша логика будет понятна человечеству.

Однако здесь есть маленький подвох: принять эту логику и реализовать ее оно сможет только после того, как народ Израиля первым претворит ее в жизнь. Так устроена общая система, что именно этот народ – ненавистный, упрямый, эгоистический и т.д. – должен в первую очередь реализовать на себе методику, показать пример. И как только он это сделает, хоть немножко – все начнут у него учиться.

Ведь во всех народах мира заложена готовность учиться у евреев. В основе их ненависти лежит не уважение, но подспудное признание, что в этом народе есть нечто высшее – именно то, что хочется уничтожить. Оно не дает народам покоя, оно стоит у них на пути. Таков естественный отклик, однако обратная его сторона – внутренняя готовность перенять новое, научиться ему.

А потому наша единственная проблема – сделать из себя самих правильное сообщество.

Из ТВ программы "Вавилон вчера и сегодня", ч.8, 24.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Быть как все – не наш выход

Печать иррациональности

Новый Ближний Восток

Короткие истории. Развитие группы Авраама: "Ицхак"

каббалист Михаэль ЛайтманПосле того, как Авраам основал свою школу, он начал развивать каббалистическую методику вместе с примкнувшими к нему учениками. Таким образом, он создал три системы: систему обучения, систему распространения и систему реализации каббалы.

Система распространения учитывала уровень развития человека.  Все зависело от того, как люди могут воспринять духовную идею, насколько она им близка и отвечает их чаяниям, насколько можно показать им, что эта методика полезна для них.

А потом, поднимаясь и развиваясь, они смогут уже понять и другие возможности, которые она им дает. Поэтому обращаться к человеку надо всегда на его уровне и понятным ему языком, привлекая тем, что ты можешь помочь ему реализовать именно то, что он желает.

Этим и занимался Авраам, объясняя, что конечной целью развития является отдача и любовь. И те, кто хотя бы отчасти желал внутренне соприкоснуться с этим, приходили к нему.

В итоге начался следующий этап развития школы Авраама. Теперь она стала называться группой Авраама, потому что все ее члены начали работать над соединением между собой, которое предполагало объединение над разъединением. 

Когда в Древнем Вавилоне произошел скачок эгоизма, и люди пожелали построить башню до неба, т.е. до самой высшей силы, это осуществлялось давлением на отрицательную силу.

А Авраам утверждал, что отрицательная сила исходит из той же положительной силы, и действовать надо по-другому – абсорбируя в себе так называемую левую линию (отрицательную силу). Он считал, что надо исследовать поднимающийся в людях эгоизм и правильно работать с ним. Поэтому очередной период развития группы Авраама назывался "Ицхак".

Правильное использование эгоизма – это и есть "жертвоприношение Ицхака". То есть мы связываем свое эго, угрожаем убить его, готовы полностью пожертвовать им, хотя понимаем, что без него не достигнем Творца. С другой стороны, подобия Творцу можно достичь только в том случае, если мы ограничим эго, но ограничим правильно. А для нас это все равно, что резать себя по живому.

Мы учимся владеть своим эгоизмом, связывать его, управлять им, помещать его под свойство отдачи и любви, не уничтожая, а угрожая ему тем, что готовы расстаться со своим "я" (потому что эгоизм – это всё мое "я"). Этот процесс является частью нашего развития, и когда мы выполняем его, у нас появляется возможность правильно, плодотворно и целенаправленно работать со своим эго. В этом заключается суть рассказа о жертвоприношении Ицхака.

Из ТВ программы "Короткие истории", ч.1, 15.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Короткие истории. Истоки духовных практик

Короткие истории. Духовный отец человечества

Короткие истории. Нелегкий путь Авраама

Народ, не оставляющий братьев в беде

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Выезжая за границу на различные туристические маршруты на лоне природы, израильтяне, как правило, держатся вместе, дружной компанией. Неслучайно во время непальской катастрофы местные жители были удивлены тем взаимным поручительством, которое проявили израильские туристы и врачи, прибывшие на помощь пострадавшим. Каковы корни этого явления?

Ответ: Традиционные психологические объяснения звучат примерно так: наш народ много страдал в изгнании, где взаимопомощь была необходима, чтобы выжить. Как следствие, взаимовыручка, взаимная забота стала частью нашего естества.

Однако, по сути, дело в другом. Корень нашего взаимного поручительства кроется глубже – еще в той эпохе, когда мы только стали народом, выйдя из Древнего Вавилона. Авраам провел нас оттуда в ханаанскую землю, и именно он сплотил пошедших с ним вавилонян в единую группу под названием "Исраэль". "Исра" (яшар) означает "прямой курс", а "Эль" – это "Природа", а также "Бог", поскольку числовые значения (гематрия) этих слов совпадают.

Собственно, их единство мы и обнаруживаем через принцип любви к ближнему, как к себе, когда включаем в него всю Природу и там раскрываем Высшую силу, которая управляет ею в общей гармонии.

Итак, когда-то мы были внутренне спаяны, как один человек с одним сердцем, и это укоренилось, сохранилось в нас, несмотря на крушение, на разбиение, на беспричинную ненависть, в которую мы затем упали и которая уничтожила "Храм" – наш общий духовный сосуд, духовное поручительство, царившее меж нами. 

И несмотря на две тысячи лет изгнания, в нас до сих пор остались эти осколки, отголоски былого единства. Будем же надеяться, что нам удастся заново воспламенить и объединить эти искры, чтобы их силы оказалось достаточно для возврата к братской любви народа Исраэля, в котором все – товарищи, поручители друг другу.

Именно так мы – а затем и весь мир – приведем себя в соответствие с Природой. И тогда, благодаря подобию свойств, она станет дружелюбна к нам. Весь смысл – в том, чтобы достичь равновесия, единения с ней. Для этого и нужны искры былых времен – с их помощью мы должны объединиться и стать "светом для народов", т.е. показать всему миру, как достичь всеобщего единства.

И тогда человек будет не властвовать над природой, а пребывать в гармонии с ней, поддерживая ее общую гармонию.

Из 448-й беседы о новой жизни, 21.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кольцо Аннапурны: можно ли примириться с природой?

Евреи – генетические социалисты? (клип)

Духовное клеймо не смыть и не спрятать

Быть как все – не наш выход

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Нынешнее возвращение еврейского народа в землю Израиля – это закономерный этап?

Ответ: Конечно.

Вопрос: Почему именно на эту землю надо вернуться?

Ответ: Сегодня нам это еще не понятно. Однако люди, находящиеся на духовном уровне, ощущают отличие, специфику духовного корня в каждом из творений, в том числе в животных, а кроме того, в различных участках земли.

Так вот, несмотря на то что земля здесь отнюдь не благодатная и ничего "святого" в ней нет, тем не менее, она относится именно к духовным силам, как ветвь, произрастающая из духовного корня.

Вопрос: А как быть с мощным арабским противостоянием?

Ответ: Это абсолютно естественно. Ведь если мы вернулись на эту землю, то обязаны вернуться и к своим духовным корням. Иными словами, обязаны выполнять условие любви к ближнему, как к себе. На этом условии мы пришли сюда тысячи лет назад. Моше привел нас к пределам этой земли и умер на ее границе. А далее нас вел его ученик Йеошуа.

И пришли мы в эту землю с тем, чтобы, осев здесь, создать пример для всего человечества, показать, каким должен быть правильный народ, живущий в правильном государстве. Тогда мы начали строить Храм и выполнять эту задачу. 

Однако наши сегодняшние деяния совершенно противоположны тому, что мы должны делать. И, естественно, мы получаем постоянные проблемы от наших близких и дальних соседей.

Вопрос: Почему именно арабскому окружению выпала такая роль?

Ответ: Об этом сказано уже тысячелетия назад. Авраам родил Ишмаэля и отослал его вместе с Агарь. С того времени и идет своего рода "конкуренция" между двумя братьями: Ишмаэлем и Ицхаком. Ничего не сделаешь, будет еще большая борьба, но она должна осуществляться на духовном уровне.

Это означает, что мы, как народ, должны подниматься в любви к ближнему, в добрых отношениях друг с другом – и показывать этим пример всему человечеству. В таком случае мы сразу же увидим, как всё вокруг нас утихает: в первую очередь, арабы, наши "двоюродные братья", а затем весь мир успокаивается, затихает, и в нем прекращается злоба, ненависть.

А затем к народам придет понимание того, что здесь есть нечто такое, что им необходимо, что от нас они получают методику возрождения души, знание, которое делает их вечными созданиями. Они начнут понимать, что мы можем вести их к наилучшему состоянию – так чтобы не просто лучше прожить в этом мире, а выйти в совершенно другое измерение, за рамки этого мира.

Это зависит от нас, только от нас. И я думаю, что мы все-таки к этому придем.

Вопрос: Значит, претензии к нам могут быть любые, но за ними скрывается один смысл?

Ответ: И это призвано только для нашего объединения. Если бы на нас не давили наши соседи, мы бы "съели" друг друга, мы никогда не объединились бы даже в той мере, как сегодня. Внешнее давление на нас, жесткость, ненависть – всё это обусловлено только нашим взаимным отторжением друг от друга. В общем-то, мы сами "командуем" тем, с какой мерой ненависти к нам будут относиться.

Вопрос: Выходит, подсознательно народы хотят заставить нас быть учителями человечества?

Ответ: Да. Всё человечество так к нам относится. И вся их ненависть – только для того, чтобы мы наконец-то осознали, что должны что-то делать. Просто стремиться быть подобными им, быть как все – это самая глупая "выходка". Подобная философия, подобный подход уводит нас абсолютно не в ту сторону.

Выход Спинозы, мятеж против собственной исключительности – не наш выход. Разумеется, в те времена нельзя было оставаться на прежнем уровне, поскольку уже настало время для нового, духовного развития. Но духовного не в том виде, как это представляет себе человечество, а в том виде, как это записано в наших корнях.

Вопрос: Но, с другой стороны, вы говорили о том, что идейное, концептуальное развитие общечеловеческого Вавилона тоже возглавляли евреи.

Ответ: Они должны были возглавлять его издавна, по выходе из Древнего Вавилона. Если бы всё шло гладко, то после Первого Храма должно было начаться духовное распространение вширь, и постепенно все народы мира тоже взяли бы на себя методику раскрытия Творца. Они объединились бы между собой, и всё бы на этом закончилось.

Однако это невозможно, потому что еще нет в "вавилонянах" нужного корня для раскрытия человечества. Они должны получить его, а получить его можно, только лишь "разбив" и рассеяв еврейский народ между ними.

Из ТВ программы "Вавилон вчера и сегодня", ч.8, 24.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Земля Израиля – не теплое гнездышко

Путь к миру

Земля Исраэля: вид на жительство

Короткие истории. Истоки духовных практик

каббалист Михаэль ЛайтманДревний Вавилон стал колыбелью зарождения различных духовных течений и практик. Если до авраамического периода вавилоняне жили спокойно, в любви и дружбе – так, как учили их последователи Ноаха, – то после скачка эгоизма они начали отдаляться друг от друга и разделились на множество групп. 

Каждая группа, исходя из  своего внутреннего тяготения, стала поклоняться тому или иному божеству (свойству, силе). Это было не просто поклонение камням или деревьям, а силам природы. Так возникли многобожие, белая и черная магия, астрология и другие практики, существующие по сей день.

Поэтому Авраам пережил настоящую трагедию, когда понял, что ему нужно обособиться от всех и создать кардинально новую школу. Разница между его школой и другими течениями – огромна, потому что его методика основана на использовании отрицательной силы для возвышения положительной. А учения всех остальных школ построены на том, чтобы задабривать отрицательные силы природы и жить в согласии с ними.

Авраам считал, что в мире нет ничего отрицательного, и если что-то и кажется негативным, то только потому, что мы неправильно используем это. Как только мы начнем правильно применять отрицательные силы, поднимаясь над ними с помощью положительных сил, то сразу же начнем возвышаться. Поэтому негативные силы действительно нужны нам, ведь все они исходят от Творца – доброго и творящего добро, только наше применение их неверное.

Духовная система обязывает человека работать над собой, чтобы правильно позиционировать свои отрицательные и положительные качества. 

Поэтому Авраам, пропагандируя  свою методику, пережил очень серьезные периоды столкновения со своими соотечественниками. В итоге он был вынужден оставить Древний Вавилон и полностью оторваться сердцем и разумом от всего, что было на предыдущем этапе, т.е. полностью отречься от многобожия и всевозможных духовных практик. Ведь он знал, что существуют только:

  • человек;
  • общество, в котором человек желает уподобиться Творцу;
  • сам Творец.

Из ТВ программы "Короткие истории", ч.1, 15.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Короткие истории. Духовный отец человечества

Короткие истории. Нелегкий путь Авраама

Короткие истории. Многобожие или единое управление?

Печать иррациональности

каббалист Михаэль ЛайтманБлагодаря своей энергии и изобретательности еврейский народ постоянно находится в передних рядах социального и технического развития, как будто показывая миру, куда держать путь. А между тем, миссия народа Израиля – совсем в другом. И если бы мы точно знали, в чем она, то достигли бы покоя и счастья для всех, привели бы мир к оптимальному состоянию.

Так или иначе, мы – народ идеи, народ-учитель. Вокруг этого всё вращается, и к этому подталкивает нас ход событий. Сказано в Торе, что мы будем народом "священнослужителей", – иными словами, служить "переходным звеном", так чтобы через нас знание общей системы мироздания проходило в мир.

По сей день мы чувствуем эту скрытую иррациональность, от которой некуда деться. И проблема в том, что мы не обучаем человечество правильно жить. В нашей природе есть зачатки той внутренней структуры, которая необходима, чтобы сделать человечество единым, сделать из него гармоничное сообщество.

Ни у кого другого этого нет – только у евреев. Ведь они уже прошли это однажды и потому могут снова повторить. Более того, обязаны это повторить – уже перед лицом всего человечества.

Прошлый опыт запечатлелся в них навеки, и, как следствие, всё человечество ощущает их как каких-то иноземцев, инопланетян: "Что-то в них есть такое, чего в нас нет – и не может быть". 

Пускай пройдет еще две тысячи лет – будет то же самое: отдельно евреи, отдельно все остальные. Сколько бы ни старались, они не смешаются с другими. Это такая "суспензия", такое состояние, которое не поддается смешению. Ты можешь растворить, рассеять, перетрясти их, сделать, что угодно – но это исконное свойство не смешивается. Через поколения они все равно прорастут в своем первозданном состоянии.

Ведь то, что в них заложено, не относится к земным факторам. Скрести их с кем угодно на земном уровне, пережени их всех с другими – эта точка в них проступит опять. Она иррациональна. Она не принадлежит природе нашего мира, физическим телам, и потому все равно прорастет в их потомках – в том же виде, как и сегодня. Всё выйдет наружу, как будто ничего не произошло.

Давайте сделаем грубый расчет – исключительно для общей иллюстрации. За 700-800 лет до нашей эры, с разрушением Первого Храма, еврейский народ потерял десять колен – в пять раз больше, чем оставшиеся два. За прошедшее время эти два колена выросли, допустим, до 15 миллионов человек.

Учитывая массовые истребления евреев по ходу истории, теоретически доведем это число до 20 миллионов. Следовательно, потомки остальных колен, которых в пять раз больше, должны были составить за это время 100 миллионов. Уже приличная сумма, верно?

Так вот, в течение определенного времени мы увидим, что эти "сто миллионов" вдруг проявляются, словно из неоткуда. Обнаружится, что это – евреи: в разных народах, в совершенно разных обычаях, обличиях, неважно, что и где. Вдруг откроется: и тут они есть, и там, и везде.

Причем они проявятся со своими еврейскими чертами, и в них обнаружится всё та же иррациональность. И снова повторится знакомая картина: неевреи смотрят на еврея и видят, что есть в нем что-то такое, а что – непонятно. Пускай у него облик местного жителя – это не имеет значения.

Он может быть американцем, австралийцем, европейцем – но ты видишь, что это еврей. Как будто он прилетел из космоса, подселился здесь к землянам и живет в их обличии, а "внутренность" у него – другая. В нем живет искра, связующая его с высшим миром. И эта искра остается, от нее никуда не деться.

Гитлер пытался истребить всех евреев, но физическим истреблением не извести эту духовную точку. Она все равно прорастает в других людях, вне всякой зависимости от генетики или от уничтоженных поколений.

Повторяю: иррациональная основа, которая существует в этом народе, неуничтожима. Сама история свидетельствует об этом.

А потому и "запас" из десяти колен, которые существуют где-то там, в других народах, еще проявится.

Из ТВ программы "Вавилон вчера и сегодня", ч.8, 24.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто мы такие на самом деле?

Духовное клеймо не смыть и не спрятать

Народ из духовной пробирки

Страница 16 из 25« Первая...1415161718...Последняя »