Записи в разделе 'Тора'
Нарисуй в себе новый мир

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Кто способен обрезать нити, связывающие меня с этим миром, чтобы я родился в духовном?

Ответ: Ты сам! Это осуществляется только добровольно!

Вся подготовка предназначена только для того, чтобы ты смог оторваться от предыдущей ступени, выйти из "матки" и, не ориентируясь, не опираясь ни на что, начать измерять себя, свои действия, свои дальнейшие шаги совершенно иным инструментом: не временем – сейчас и потом, сегодня и завтра, не накоплением, не возвышением, не чувством безопасности.

Все координаты, присущие нашему эгоизму: время, пространство, прошлое, будущее, настоящее, наполнение, опустошение, - исчезают, ничего этого нет. Ты входишь в иное пространство, в иную матрицу, в иное измерение, где существуют совершенно другие ценности, совершенно другие определения, где взвешивается все на совершенно иных весах – твое отношение ко всему кардинально меняется.

В нашем мире мы этого не ощущаем, потому что, даже если мы видим неживую, растительную и животную природу, то видим различные уровни эгоизма, который определяет каждый из этих уровней: животное – более эгоистично, поэтому оно движется, добывает, размножается и так далее; растение – чуть меньше, неживое – еще меньше. Но всё это продиктовано тем, чтобы притянуть к себе, удержать, абсорбировать, накопить, поглотить и т.д. 

А здесь всё направлено совершенно в обратную сторону. И это "обратное" нам непонятно. Это не просто то же самое по модулю, но с отрицательным знаком.  

Ведь мы строим мир в наших ощущениях, в наших ценностях и определениях: это больше, а это меньше, это влияет на меня лучше, а это хуже. Так мир отображается в моем эгоизме, а на самом деле – его нет. Именно в моем эгоизме образуются все эти объемы, предметы, видения, ощущения, отношения - что мне ближе, что дальше, что хуже, что лучше.

Если же у меня это исчезает, я начинаю определять всё относительно нового свойства – свойства отдачи. То есть я начинаю рисовать в себе новый мир из ничего.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 18.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Решительно оборвать все путы

Рисуем общую духовную картину

Снять пелену эгоизма

Прикоснуться к духовному восхождению

каббалист Михаэль ЛайтманИ проведи границу для народа кругом, говоря: остерегайтесь восходить на гору и прикасаться к краю ее – всякий, кто прикоснется к горе, неминуемо умрет. Не рукою он будет убит, но камнями будет он побит или сброшен вниз; скот ли, человек ли – не останется в живых; когда же затрубит шофар, смогут они взойти на гору" [Тора, Исход, Итро, 19:12-19:13]

Вопрос: Почему таковы условия подхода к горе Синай?

Ответ: Гора символизирует 125 ступеней восхождения к Творцу и олицетворяет собой весь эгоизм человека. 5 миров х 5 парцуфим х 5 сфирот = 125 ступеней. Это градации, по которым человек должен внутренне меняться в процессе восхождения до самой вершины, до соединения с Творцом.

А пока народ стоит у подножия горы, еще не получив Тору – инструкцию исправления эгоизма, и не может прикасаться к духовному возвышению, не будучи подготовленным к нему.

Когда человек работает со своим эгоизмом и хочет вместе с ним, в его нынешнем виде, начать духовное восхождение, он только запутается и погубит себя. Это как ребенок, который кричит: "Я хочу! " – и лезет туда, куда не следует, а мы должны уберечь его от опасности. Так и здесь – человек, не знающий инструкции, не может даже соприкоснуться с духовным восхождением, пока не изучит ее. 

Ведь в инструкции сказано, как постепенно исправлять себя, по каким ступеням, в чем, – и только в таком виде он может восходить. Причем, на каждом этапе у него будут проблемы: его будут сталкивать с этой горы, он будет падать и снова взбираться, пытаясь, как ребенок, у которого еще нет сил настолько поднять ногу, перелезть со ступени на ступень.

Человека сбрасывают обратно, он падает, пролетает несколько ступенек вниз и снова должен карабкаться вверх. Но, карабкаясь снизу вверх по прошлым ступеням, он уже больше их понимает. Первый раз, поднимаясь на ступень, он думает: "Как хорошо! Теперь я понял!". Попытавшись подняться чуть выше, он падает с двух ступеней, а затем, поднимаясь с низшей на среднюю, а потом на более высшую, начинает лучше понимать среднюю ступень, ведь он уже обнаруживает в ней не свет нэфеш, а свет руах.

Он начинает глубже понимать эту ступень, а затем падает на три ступеньки вниз. А иначе как он поймет? Чтобы понять все причины, он должен скатиться вниз. И именно из того состояния, когда он был создан из ничего, еще до сотворения нашего мира и до его сегодняшнего понимания кто он и что он, – вот оттуда он должен понимать себя нынешнего и как действовать дальше.  

Так с высоты прожитых лет мы вспоминаем прошлые годы жизни и теперь понимаем их лучше, чем в то время, когда их просто проживали. Поэтому мы говорим: "Жизнь моя, иль ты приснилась мне?".

То есть, проживая жизнь, мы были как во сне. А сейчас, если мы постигаем высшие ступени и смотрим с нашей нынешней ступени назад, то начинаем постигать, что все это было предопределено и необходимо именно для того, чтобы сейчас я в таком виде смог видеть все прошлое и одобрять мое отношение к тому, кто мне это все предопределил, – к Творцу.

Реплика: То есть я оправдываю весь свой путь, каким бы он ни был, со всеми его страданиями?

Ответ: Дело в том, что сейчас я уже не вижу в нем страданий. Я вижу в нем необходимые изменения, которые должен был пройти, чтобы сегодня быть в контакте с Творцом. И поэтому всегда есть падения еще большие, чем предыдущие.

В книге Зоар рассказывается о рабби Шимоне, который прошел все ступени духовного постижения, и когда ему осталась только одна ступень до конца исправления, он скатился вниз на самое дно и только тогда почувствовал, что перед ним последняя 125-ая ступень.

Вопрос: То есть в нем остается искра последней ступени?

Ответ: Иначе бы он не оказался внизу, ведь измерять себя можно только относительно верха.

Поэтому человек не имеет возможности прикоснуться к духовному восхождению до тех пор, пока не получил методику исправления, не прошел три дня отчуждения от собственного эгоизма.

Три ступени необходимы для того, чтобы полностью отделиться от одного свойства и перейти к другому. Поскольку две сопрягающиеся ступени имеют между собой общий контакт, то человек должен находиться не между двумя, а между тремя ступенями – то есть перейти от низшей к высшей, а потом еще к более высшей – вот тогда через одну он отрывается от низшей ступени.

А далее уже можно исправлять себя, чтобы "омыть свои одеяния", то есть исправить определенный слой своего эгоизма, его четвертую часть.

И тогда ты можешь приблизиться  к горе Синай до определенного круга. Ты должен видеть этот круг: понимать себя, свои эгоистические свойства относительно альтруистических свойств. Насколько человек исправляет себя, настолько он поднимается над горой, которая олицетворяет эгоизм в подъеме над ним. Ведь весь эгоизм фараона, все то, что олицетворяет собой Египет – весь вселенский эгоизм сейчас обернулся горой Синай.

Из Египта ты мог только убежать, а здесь тебе нужно подняться над эгоизмом и начинать с ним работать. Разница между этими двумя отношениями в том, что посредине ты получаешь методику исправления, Тору. Ведь без методики исправления ты не мог даже приступить к исправлению. А теперь у тебя появляется возможность взойти на гору.

Вопрос: Что означают фразы: "Не рукой он будет убит, но камнями будет побит он" и "…когда же затрубит шофар, смогут они взойти на гору"?

Ответ: Камень олицетворяет собой эгоизм – "лев а-эвен" ("каменное сердце").

Шофар – это нисхождение Высшего света познания, раскрытия. Я получаю его через слух (свойство Бины). Когда я начинаю слышать звуки шофара, это производит во мне исправление, и я начинаю видеть, то есть мне начинает раскрываться зрение, познание. Видение – это более высокая ступень.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 18.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Омыть "одежды свои" светом милосердия

Через все перипетии – к Творцу

Новое приглашение к Фараону

"Тайны вечной книги", глава "Шмот", ч.6

ТВ программа "Тайны вечной книги". Шмот, ч.6

010 - Тайны вечной Книги

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 

Предыдущие выпуски программы:

"Тайны вечной книги", глава "Шмот", ч.5

"Тайны вечной книги", глава "Шмот", ч.4

"Тайны вечной книги", глава "Микец", ч.1

Вырваться из плена эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманВ каждом человеке существуют все свойства: и "народы мира", то есть его эгоизм, и "Израиль", то есть испорченный альтруизм, который пока тоже работает на эгоизм.

Поэтому говорится, что любой человек находится во власти эгоизма, и все наши даже самые хорошие побуждения и благие порывы находятся в эгоистических свойствах. Это называется "египетским пленом", "изгнанием". 

Человек должен представить себе, что все эти свойства существуют в нем. Он должен все их определить в себе, разложить и начинать чувствовать через них. И то же самое по отношению к миру – тогда он увидит, что все это существует вокруг него в мире.   

Эта умозрительная картина прорезается постепенно. Когда ты накладываешь ее на весь мир, ты вдруг видишь, каким образом это работает. Это действительно действует вживую и реализуется каждое мгновение.

Если человек пытается так организовать себя изнутри, то через свою внутреннюю организацию начинает видеть таким образом организованный мир. И тогда картина мира проясняется – ему  становится понятно всё, что происходит в мире: как это течет, к чему и зачем.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 18.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нелегкое восхождение

Омыть "одежды свои" светом милосердия

Изучение мира – это изучение человека

Нелегкое восхождение

каббалист Михаэль ЛайтманМоше поднялся ко Всесильному, и воззвал к нему Бог с горы, говоря: "Так молви дому Яакова и скажи сынам Израиля: вы видели, что Я сделал Египту, вас же поднял Я на орлиных крыльях и принес вас к Себе.

А теперь, если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов, ибо Моя – вся земля, и будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израиля" [Тора, Исход, Итро, 19:3-19:6]

Вопрос: Что означает "поднялся Моше на гору к Творцу"?

Ответ: Моше – это точка в сердце. Когда я начинаю чувствовать подъем в свойство отдачи, в свойство отделения себя от эгоизма, и уже не отождествляю себя с ним, а ставлю себя против него, тогда я приподнимаюсь над ним, над землей и поднимаюсь на гору Синай – гору ненависти (сина – это ненависть).

Я испытываю такую взаимную ненависть ко всем, что готов всех поработить и подчинить себе. Но я приподнимаюсь над всем, чего хочет эгоизм в каждое мгновение существования, и в зависимости от моего подъема приближаюсь к свойству отдачи. Абсолютное свойство отдачи и любви – это и есть Творец.

Творец - это не овеществленный образ, а то, что человек ощущает как качество. Поэтому  я оставляю всё, что тянет меня по-другому видеть мир, т.е. оставляю народ под горой, и поднимаюсь именно к этим новым качественным определениям.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 18.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вырваться из плена эгоизма

Омыть "одежды свои" светом милосердия

Условие для тех, кто требует жизни

Омыть "одежды свои" светом милосердия

каббалист Михаэль ЛайтманИ ответил весь народ вместе, и сказали: "Все, что сказал Бог, сделаем!". И передал Моше слова народа Богу. И сказал Бог, обращаясь к Моше: "Вот я иду к тебе в густом облаке, чтобы услышал народ, как я буду говорить, и поверят также в тебя навсегда!".

И передал Моше слова народа Богу. И сказал Бог, обращаясь к Моше: "Иди к народу и освящай его сегодня и завтра, пусть выстирают одежды свои, чтобы быть готовыми к третьему дню, ибо на третий день сойдет Бог на глазах у всего народа на гору Синай [Тора, Исход, Итро, 19:8-19:11]

Человек начинает контактировать со свойством отдачи, привлекается к нему, начинает впитывать его в своей наивысшей точке, называемой "Моше" (от слова "мошех" - вытягивать), которая вытаскивает себя из эгоизма. Через это он получает высшую энергию, высшее качество, и потому начинает чувствовать, каким образом можно теперь далее работать на отдачу Творцу.

Он начинает обретать такое же абсолютное свойство, как Творец, перед которым он сейчас находится. Он чувствует Творца, но еще не принадлежит Ему. Между ними есть сопряжение, но сопряжение внешнее.

Человек понимает, что все его эгоистические свойства сейчас понадобятся ему, чтобы, насколько сможет, привлечь их к себе, притянуть силой в точку в сердце, находящуюся в контакте с Творцом, постепенно вкладывать в нее от своего эгоизма, присоединить, присовокупить весь народ – те свойства, которые он на время оставил, - к точке, называемой "Моше".  

Для этого они должны пройти определенный период последней подготовки: три дня отторжения от своего эгоизма и исправления своих внешних свойств, так называемых "одежд".

В каждом из нас есть пять уровней: шореш, нэшама, гуф, левуш и эйхаль. Внутреннюю часть – шореш, нэшама, гуф – мы уже исправили. Без этого мы не вышли бы из Египта, точка в сердце не оторвалась бы от эгоизма. А теперь мы должны исправить левуш – так называемые "одеяния" на душу, а потом уже и эйхаль – все остальные свойства мира. 

Шореш – это корень, нэшама – душа, гуф – тело. То есть, образно выражаясь, сначала мы исправляем все, что существует в моем теле, в плоти – свою внутреннюю часть. А одежда – это то, что на мне. Это то, что меняется, что я могу снять, одеть и т.д. Эйхаль (зал, обитель, дворец) – это весь остальной мир.

"Пусть выстирают одежды свои" – означает омыть неисправленные свойства светом милосердия, исправить их.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 18.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вырваться из плена эгоизма

Нелегкое восхождение

В час, когда является Машиах…

"Тайны вечной книги", глава "Ваихи", ч.3

ТВ программа "Тайны вечной книги". Ваихи, ч.3

010 - Тайны вечной Книги

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 

Предыдущие выпуски программы:

"Тайны вечной книги", глава "Ваихи", ч.2

"Тайны вечной книги", глава "Ваихи", ч.1

"Тайны вечной книги", глава "Ваигаш", ч.2

Указания Итро

каббалист Михаэль ЛайтманТы же выбери из всего народа людей дельных, боящихся Всесильного, людей правдивых, не терпящих корысти, и поставь их над народом главами тысяч, главами сотен, главами пятидесяти и главами десяти. И пусть они судят народ во всякое время.

И будет: всякое важное дело представят они тебе, а всякое дело малое судить будут сами. И будет тебе легче, и они понесут с тобой это бремя. Если ты сделаешь так, и Всесильный повелит тебе, то сможешь устоять, и весь народ этот прибудет на свое место в мире" [Тора, Исход, Итро, 18:21-18:23]

Речь идет о свойствах человека.

Человек начинает видеть, какие свойства в нем исправляются под воздействием Высшего света, свойства отдачи, проявляющегося в нем. Какие-то из его желаний становятся ближе к свойству отдачи, какие-то дальше. Он исследует их градацию и систематизирует в пирамиду, потому что особых свойств – мало, а удаленных, более эгоистических свойств – много.

Поскольку свойство, называемое в человеке "Итро", исходит из эгоизма, то оно связано с желаниями, их градацией. Ведь эгоизм состоит из 5 уровней    желаний и, когда свойство "Моше" в человеке пытается начать исправлять эгоистическую массу, то свойство "Итро" помогает ему.

Эта масса представляет собой подобие всей людской массы, только внутри одного человека. Выражаясь каббалистическим языком – это АХАП дэ-Г"Э. Г"Э – это свойство "Моше", а АХАП - народ Израиля, который необходимо исправить – это эгоизм и поэтому Итро знает, как с ним работать.

Моше, согласно своему свойству хасадим, "с широкой рукой и с широким сердцем", не подходит для исправления. Эгоизм должен исправляться постепенно, поступенчато. Вот тут является свойство "Итро" и наводит порядок исправления.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 18.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Письмо в Облако Славы

"Школа" Итро

"Инопланетяне" нашего мира

Недельные главы Торы - "Тазриа-Мецора", 10.04.13

Недельные главы "Тазриа-Мецора", Книга Зоар - избранные отрывки

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 

Инструмент для исправления мира

каббалист Михаэль ЛайтманВ каббалистических первоисточниках сказано, что придет время, когда народ Израиля ("Исраэль" – яшар-Эль, стремящиеся прямо к Творцу), вышедший из Вавилона и прошедший долгий путь, начнет получать методику исправления, поскольку имеющаяся у них "точка в сердце" станет постепенно развиваться.

Вследствие этого они придут к такому состоянию, когда должны будут упасть на уровень народов мира, как бы насильно избавляясь от всех достигнутых духовных высот, смешаться со всеми народами, и затем начинать вытаскивать их из эгоизма. Этот процесс начинается именно в наше время. 

Поэтому Тора (методика исправления эгоизма) дана не для самого народа Израиля, не для той группы каббалистов, которая вышла из Вавилона, а для того чтобы они выстроили этот духовный инструмент в самих себе и с его помощью начали исправлять остальные народы.

Ведь из Вавилона ушла совсем маленькая группа людей (всего несколько тысяч), которая составляет сейчас чуть более 15 миллионов человек. А основная масса человечества – это Вавилон, и задача группы каббалистов – поднять это огромное, отдаленное от духовного желание, называемое "человечество" или "Вавилон". Иной миссии у нее нет. Иначе ей нет смысла получать Тору – методику исправления.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 18.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Лего" всего человечества

Стать проводниками для всего мира

Служители мира

"Лего" всего человечества

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Люди с точкой в сердце должны быть проводниками методики исправления. Не обижает ли народы мира то, что об этих людях говорят как об избранных?

Ответ: Избранность строится не на эгоизме, а на обслуживании. И поэтому здесь нет никакой гордости, чванства или тщеславия – того, что сопутствует эгоизму и так естественно для него.

Наоборот, все направлено совсем в другую сторону. Если я знаю больше и духовно сильнее остальных, но полностью настроен не на себя, а хочу все делать только ради Творца, то все замечательно уравновешивается. Потому что доставить наслаждение Творцу, (что, в принципе, является целью исправления), можно только тогда, когда соединяются эти две противоположные части: люди с точкой в сердце и народы мира.

Группа, называемая "Израиль", которая направлена прямо на Творца ("Исраэль" – яшар-Эль, прямо к Творцу), работает со второй группой, называемой "обычное человечество" – народы мира. И одни нуждаются в других.

Их взаимное исправление заключается в том, что народы мира давят на "Израиль", желая, чтобы он поскорее выполнил свою миссию, а "Израиль", понимая это, сознательно ускоряет свое исправление – подготовку к тому, чтобы стать воспитателями, обслуживающими народы мира. Это работает между ними на одном уровне и направляет их общее движение к Творцу. 

Поэтому они совершенно равнозначны. Более того, "Израиль" по мере своего духовного возвышения, воплощения и, главное, своей реализации, чувствует себя все более и более обязанным, обслуживающим, работающим на народы мира.

Поскольку такое состояние, заданное Творцом, исходит из одного корня, то здесь нет высших и низших – всё соотносится с Ним, и всё приходит к Нему. Поэтому каждый, выполняя свою миссию, свою работу, дополняя всю общую картину, становится абсолютно равноценным с остальными.

Хотя здесь, несомненно, существует роль ведущих и ведомых, невозможно быть ведущим, если ведомый с тебя этого не требует, если он не согласен с тобой, не подталкивает тебя – должна быть обоюдная работа во всем.

В итоге, когда человек начинает таким образом внутренне готовить себя, он обнаруживает, что состоит из части желаний и намерений, которые влекутся к Творцу, и из части, которая тянет его обратно – к материальному. Он начинает видеть, насколько обе части работают вместе, взаимообязаны друг другу и взаимоопределяют друг друга. Поэтому как в человеке, так и в обществе, неравноценность этих частей совершенно не ощущается.

Я вижу это и по своим ученикам в разных странах мира, которые по своему происхождению не относятся к народу Израиля, но все они чувствуют свою зависимость от нас. Однако по мере того как они начинают раскрывать в себе эти две части: и "народы мира", и "Израиль", заключенные в них, – и начинают владеть методикой исправления, это чувство зависимости постепенно улетучивается. Как у ученика, который получил учение от своего учителя и дальше работает с ним, развивает.

Но самое главное, это происходит потому, что все мы находимся под воздействием Высшей силы.  И, если она все определяет, решает, наделяет каждого его личным участием, соответствующим характером и силами, то человек начинает понимать, что самое основное для него – выполнить возложенное на него и ничего более.

Но он не сможет этого сделать, если его же остальные части, то есть все люди на Земле, не будут выполнять свою роль. Поэтому всё зависит от всех, и в процессе духовной работы все абсолютно уравниваются и различия нивелируются.

Это как в конструкторе "лего": если ты правильно не соберешь все его выпуклые и вогнутые части, ты не получишь целой картины. Ты не можешь отрезать какие-то куски или залепить пластилином пустоты, или подогнать эти части насильно, как пытаются дети.

Поначалу мы пытаемся делать то же самое, пока не начинаем понимать, что все свойства в каждом из нас – выпуклые и вогнутые, положительные и отрицательные – нуждаются только во взаимном дополнении. Найти сопряжение с остальными – это и есть исправление.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 18.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Инструмент для исправления мира

Высокая ответственность и гордость за свою миссию

"Избранность" – это ответственность перед миром. Есть желающие?

"Тайны вечной книги", глава "Ваихи", ч.2

ТВ программа "Тайны вечной книги". Ваихи, ч.2

010 - Тайны вечной Книги

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 

Предыдущие выпуски программы:

"Тайны вечной книги", глава "Ваихи", ч.1

"Тайны вечной книги", глава "Ваигаш", ч.2

"Тайны вечной книги", глава "Ваигаш", ч.1

Недельные главы Торы - "Шмини", 02.04.13

Недельная глава "Шмини", Книга Зоар - избранные отрывки

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 

"Тайны вечной книги", глава "Шмот", ч.3

ТВ программа "Тайны вечной книги". Шмот, ч.3

010 - Тайны вечной Книги

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 

Предыдущие выпуски программы:

"Тайны вечной книги", глава "Шмот", ч.2

"Тайны вечной книги", глава "Шмот", ч.1

"Тайны вечной книги", глава "Ваихи", ч.1

"Тайны вечной книги", глава "Шмот", ч.2

ТВ программа "Тайны вечной книги". Шмот, ч.2

010 - Тайны вечной Книги

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 

Предыдущие выпуски программы:

"Тайны вечной книги", глава "Шмот", ч.1

"Тайны вечной книги", глава "Ваихи", ч.1

"Тайны вечной книги", глава "Ваигаш", ч.2

Страница 154 из 188« Первая...152153154155156...Последняя »