Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
Почему не едят квасное в Песах

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему в Песах мы не едим квасное?

Ответ: Потому что квасное олицетворяет связь воды и муки. Мука символизирует свойство эгоистического желания, а вода – альтруистическое свойство.

Поэтому, находясь в конце пребывания под властью эгоизма, мы начинаем ощущать, что наш эгоизм во всем руководит нами, ведь нам недостает свойства Хасадим, свойства милосердия, свойства воды. Это и символизирует маца.

Маца – соединение воды и муки. Их замешивают строго определенное время – 18 минут, чтобы мука не начала разбухать. Если же замешивать дольше, то тогда надо непрерывно работать с тестом.

Этот процесс олицетворяет собой нашу работу с эгоизмом, когда мы обязаны постоянно работать с ним и придавать ему все новые и новые формы, двигаясь вперед к альтруизму. И тогда это возможно.

Но, в принципе, с закваской нельзя работать более 18 минут. То есть связь должна быть минимальной, какой она на самом деле предстает в нашем эгоизме. Сколько у нас альтруизма? Только чтобы показать кому-то благие порывы, чтобы эгоизм выиграл от этого. 

Таким образом, маца символизирует недостаток воды, недостаток Хасадим, недостаток милосердия в наших эгоистических отношениях. Поэтому она называется хлебом бедности, то есть бедности от широкого сердца, от раскрытия человека человеку.

Обычно мацу принято есть в ночь праздника Песах, т.к. именно в эту ночь мы обнаруживаем, насколько лишены свойства отдачи и любви между нами, свойства Бины, свойства милосердия. Мы готовы на всё, чтобы только выйти из этого эгоистического состояния. И поэтому мы едим мацу в ночь освобождения от эгоизма.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.04.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда "скудный хлеб" превращается в "хлеб любви"

Хлеб с 0% Малхут

"Скудный хлеб"

Ночь выхода из Египта (клип)

Ночь выхода из Египта: почему для выхода из эгоистического рабства необходимо ощущение тьмы?

Песах – радостные муки рождения, ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманТворец обещал Аврааму, что его потомки станут великим народом, но до этого нужно пройти целый путь развития. Выйдя из Древнего Вавилона, они приходят на землю Кнаан.

Начинается период праотцев: Авраам, Ицхак, Яаков. Сыновья Яакова ссорятся между собой и не слушают Йосефа, который символизирует объединение.

Из-за их несогласия, Йосеф один попадает в Египет, то есть в огромный эгоизм. А потом и у всех его братьев не остается другого выхода, как только спуститься в Египет. 

Эгоизм все время растет, и так разворачивается история народа Израиля. Маленькая группа, вышедшая из Вавилона, попадает в состояние, которое называется Египет. Разумеется, речь идет не о географической области, а об их состоянии.

Между ними начал проявляться большой эгоизм и толкать их к развитию. Подобно этому мы развивались в капиталистической форме последнюю сотню лет. Нам казалось, что развитие идет нам на пользу, и стоит изобретать новые приборы, машины, средства, экономику, банки и т.д. – все больше и больше. 

Мы чувствовали, что наша связь друг с другом дает каждому большие преимущества, ведет к расцвету и процветанию, гарантирует нам пищу, одежду, работу. Но вдруг вся эта идиллия закончилась, и рост резко замедлился. А мы не можем понять, почему.

Мы видим, что то же самое происходит с беременной женщиной на последних сроках. В последние пару месяцев беременности зародыш замедляет свое развитие, совершенно так же, как происходит с народом Израиля в Египте.

Сначала он переживает семь "сытых лет", а потом "семь лет голода". Над Египтом встает новый царь. Евреи уже не так довольны своим развитием, видя, что оно зашло в тупик и не приносит никакой пользы.

Тут и "возопили сыны Израиля от работы", которая становилась все тяжелее и тяжелее. А главная трудность была в том, что хотя жизнь была не голодная и вполне благополучная, но она не приносила внутреннего, душевного удовлетворения. Мы все меньше и меньше довольны своей жизнью, ведь не видим в ней смысла. 

Незачем рожать детей и даже незачем жениться. Большое распространение получают наркотики и антидепрессанты, человек опускается все ниже и ниже. Это и есть "семь голодных лет".

Голод заключается не в том, что нечего есть. Ведь выйдя из Египта в пустыню, они потом сокрушались о полных горшочках с мясом и чесноком, которым они питались в Египте. То есть в Египте было полное материальное изобилие, но не было внутреннего, душевного удовлетворения – смысла жизни.

Главная проблема египетского изгнания в том, что народ Израиля, то есть развивающийся человек, чувствует, что пропал прошлый двигатель развития, стимул, толкавший его вперед.

Это внутреннее состояние в человеке, о котором Тора рассказывает в виде внешнего исторического рассказа. Мы ощущаем, что больше не способны оставаться в таком состоянии. Доброе и заботливое материнское лоно превращается для нас в тюремный карцер. Мы обязаны вырваться из него и чувствуем на себя давление со всех сторон.

Жизнь превращается в тяжкую и невыносимую работу в египетском рабстве. Ведь мы хотим достичь какого-то успеха, но жизнь не приносит нам ничего хорошего. И если мы останемся в Египте, то жизнь всегда будет такой темной и не улучшится.

Поэтому и сказано, что "завопили сыны Израиля от этой работы и поднялся их вопль к Творцу". То есть мы уже ищем способ сбежать, понимая, что в Египте больше нечего делать. Но с одной стороны, мы хотим бежать, а с другой стороны, нас не отпускают. Совершенно как зародыш, который уже готов родиться, но материнская матка пока удерживает его, и в то же время давит.

Зародыш обязан пройти через действие этих двух противоположных сил – это очень полезно для него. Ребенок, который родился естественным путем, под давлением, а не через кесарево сечение, получает огромную силу для дальнейшей жизни.

Из 713-й беседы о новой жизни, 12.04.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах – радостные муки рождения, ч.1

Песах – день рождения народа

Выйти из Египта чистыми

Начало египетского изгнания (клип)

Что означает египетское изгнание в духовном развитии человека.

Десять египетских казней

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Что такое "Десять египетских казней"?

Ответ: Цель творения - выход на следующий уровень существования, в Высший мир. Живя на Земле, мы должны ощутить Высший мир, чтобы увидеть систему управления, Творца, все, что есть в этом мире и сегодня скрыто от нас.

К этому гонит нас эгоизм, который является нашей основой, великой силой природы, и над ним мы должны подняться.

С одной стороны, он гонит нас вверх, а с другой стороны – не отпускает. Ведь если бы он вел нас, как обычно, внутрь себя, от всех формаций, которые мы прошли: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической, – то мы бы двигались и дальше непонятно куда.

Но эгоизм воздвигает перед нами стену, мы не можем двигаться дальше, и поэтому нынешняя стадия называется "последней стадией развития человечества на Земле" (в том виде, в котором мы существовали).

Иными словами, с одной стороны, эгоизм обязывает нас закругляться, объединяться, а с другой стороны, не дает объединения. Поэтому единственное решение, к которому мы придем, – подняться выше этого фараона (эгоизма), выше Египта, на следующий уровень существования – в Высшую систему управления. 

Об этом говорит каббала. К этому мы должны прийти.

Для того чтобы полностью оторваться от эгоизма, существуют "десять египетских казней", потому как наш эгоизм состоит из десяти частей, так называемых сфирот: кетэр, хохма, бина, хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, малхут.

Каждая из них рисует нам определенный вид нашего существования внутри эгоизма. И мы должны постепенно отказаться от этих десяти эманаций, десяти особенностей, десяти стилей существования.

Отказ от них происходит тогда, когда мы начинаем видеть, что каждое из них конечно, несовершенно, зашло в тупик, и не дает никаких надежд на дальнейшее существование в эгоизме.

Конечная стадия каждой из десяти ступеней, свойств, частей нашего эгоизма и называется десятью египетскими казнями, после которых уже не остается никакой возможности пребывания в эго, кроме как подняться и бежать от него вслепую! Ведь находясь на данном уровне, мы не видим следующую ступень. И поэтому бегство из Египта происходит в полночь, в кромешной тьме.

Десять египетских казней – это практически расставание с нашим эгоизмом, когда мы бросаемся в потемках, неизвестно куда, но главное – от него! И постепенно перед нами раскрывается новая жизнь, новый мир, новые просторы, вечность, бесконечность, совершенство!

Вопрос: Можно ли обойтись без казней?

Ответ: Нет. На самом деле это не боль, а озарение, просветление! Казни проходят по нашему эгоизму, а мы в этих состояниях приподнимаемся над ним!

Реплика: Получается, что если я ассоциирую себя с эгоизмом, я чувствую казни. Если же я ассоциирую себя с подъемом над ним, т.е. с Моше, который ведет меня вперед, я их не чувствую.

Ответ: В этом-то и заключаются казни, которые заставляют тебя приподняться, и тогда ты перестаешь чувствовать эгоизм.

Если ты приподнимаешься над ним, то перестаешь ощущать его, – для тебя наступает отдохновение и новая жизнь. Поэтому десять казней – на самом деле не казни! Это наивысший подарок Творца, когда силой тебя выталкивают из эгоизма.

Давайте выйдем, убежим от него и обретем новый мир!

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.04.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пасхальный блиц

Эгоизм, выжатый, как сок из лимона

Казнь ради будущей жизни

Фараон

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что олицетворяет собой  фараон?

Ответ: Фараон – это огромнейшая сила! Я не буду говорить о личности, потому что, практически, эта личность не существует.

Наука каббала рассматривает фараона как то, что создано Творцом – огромный, развивающийся, поглощающий все в себя эгоизм, который раскрывает свой зев и готов поглотить весь мир!

Он ненасытен и проявляется постепенно, по мере развития человечества. Чем больше мы стремимся что-то сделать и постичь в мире, тем больше он пожирает это, не оставляя нам никаких надежд на изменение мира к лучшему и счастливое будущее. Наоборот, становится все хуже и хуже. 

Все меньше и меньше людей удовлетворены своей жизнью. Когда-то мы считали, что сможем как-то обустроиться, – но нет. Сегодня в любых далеких деревнях люди уже не чувствуют себя в безопасности: ни в экономической, ни в продовольственной. Сейчас человек настолько завязан на весь мир, что не может прокормить себя! Парадокс, но землепашец не может прокормить себя со своего участка земли!

Все это поглощает фараон (эгоизм), потому что объединяет нас вместе настолько, что мы не можем быть независимыми от других. Он делает наш мир интегральным, глобальным, взаимосвязанным – маленькой деревней, в которой мы все зависим друг от друга. И здесь мы видим, что не можем ею управлять. Что же делать?! 

Эгоизм приводит нас к необходимости быть правильно взаимосвязанными друг с другом! То есть сам фараон, делая наш мир взаимно связанным, сам же приводит нас к тому, чтобы мы его возненавидели и сделали наш мир другим – с добрыми связями между собой. Иначе нам никак не прожить.

Но далее фараон постоянно настраивает нас против единства. И хотя, с одной стороны,  он возбуждает в нас желание к объединению и действует так, что мы не можем прожить, не создав правильные связи между собой, иначе не обеспечим себя даже самым необходимым, но с другой стороны, он не дает нам объединиться.

В этом противоречии и заключается заслуга фараона! Поэтому он называется "ангелом Творца"! Он создан Творцом как двуликий Янус, когда он, с одной стороны – обязывает нас сближаться, а с другой стороны – не дает нам сблизиться. И тогда мы начинаем понимать, что у нас нет никакого другого выхода, кроме как подняться над ним, удрать от него! 

И мы от него удираем. То есть бегство от фараона, от нашей природы, от нашего эгоизма – и есть выход из Египта.

Это непросто, ведь мы должны еще все это раскрыть в себе. Но наше время особое! Мы раскрываем все, что уготовил нам Творец в виде фараона. Этот фараон сейчас раскрывается каждому в виде глобального интегрального мира и одновременно в виде своего частного эгоизма, который не позволяет нам существовать в соответствии с интегральным миром.

Так что надо уважать фараона за то, что он выводит нас из Египта.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.04.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Хороший и плохой фараон

Фараон – квинтэссенция зла

Фараон делает из животного человека

Маца (клип)

Маца – "хлеб бедности". О какой бедности идет речь?

Песах – радостные муки рождения, ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему пасхальная трапеза называется "седер" (распорядок)?

Ответ: Дело в том, что во время пасхального седера мы проходим через всю историю еврейского народа, которая была обещана праотцу Аврааму при заключении союза с Творцом.

Тогда Авраам спросил Творца, как он может быть уверенным  в том, что группа, выведенная им из Вавилона, превратится в народ, который достигнет вершины человеческого развития, раскрытия Творца в своей жизни? Авраам сомневался в этом, поскольку не видел в них соответствующего желания. Поэтому это был очень уместный вопрос.

Жители Древнего Вавилона переживали кризис. Человеческий эгоизм вдруг необычайно вырос и разделил людей. А с другой стороны, они были связаны все вместе, как в одной маленькой деревне. Это очень похоже на наше сегодняшнее состояние, в точности как при родах. С одной стороны, зародыш развивается и хочет выбраться наружу. Но в то же время, материнская сила удерживает его в матке и не дает выйти.

Такое противостояние в итоге разрешается родами. Но пока это не произошло, оно ощущается как неприятное давление на зародыш и даже представляет опасность для его жизни. 

Авраам увел за собой из темного Вавилона группу людей. Было не удивительно, что они согласились, ведь им было понятно, что там будет плохо и ничего хорошего их там не ждет. В итоге, все жители сбежали из Вавилона, который был местом рождения всего человечества, и рассеялись по всей земле.

И когда Авраам спросил Творца о дальнейшей судьбе собранной им группы, тот ответил, что будут они пришельцами в чужой стране, где их будут угнетать четыреста лет, и выйдут оттуда с большим приобретением. То есть они будут находиться под таким же давлением, как сегодня, но оно будет нарастать понемногу, медленно развиваясь. Это развитие приведет их к соединению.

А с другой стороны, это объединение будет совершенно не соответствовать тому состоянию, где они окажутся, назвав его Египтом, из которого надо бежать. То есть они захотят объединиться и даже еще больше, чем прежде, но не за счет силы фараона. И тогда в них возникнет мощное и хорошее желание достичь состояния, которое называется "Земля Израиля".

Из 713-й беседы о новой жизни, 12.04.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах – день рождения народа

Побег из египетской тьмы

Выйти из Египта чистыми

Моше

каббалист Михаэль ЛайтманГлавный герой праздника Песах – Моше, т.е. духовный предводитель, особое свойство внутри человека, которое ведет человека к выходу из Египта.

Но если говорить о Моше не как о свойстве в человеке, а как об образе, то он не был прирожденным лидером. Это – замкнутый в себе человек, желающий постичь окружающий мир, его свойства, себя.

Он живет во дворце Фараона, пользуется всеми полагающимися ему благами принца. Его почитают. Он изучает египетские практики, магию – все, чем пользовался тогда Египет в строительстве пирамид, в познании Вселенной через астрономию, и все, что они тогда разработали. Это привлекало Моше. Он был ученым человеком, но не был связан ни с египтянами, ни с народом. Он был просто принц.

Когда, будучи в изгнании из Египта, Творец призвал его возвратиться обратно, – он подчинился, но в этом у него не было никакого личного намерения.

Возвратившись в Египет, он приходит к своему деду – фараону, и к своей приемной матери Батье уже как противник, стоящий против них, и говорит: "Отпусти мой народ". А фараон возражает: "Они здесь живут со своими семьями, скотом, хозяйством. Они давно уже мои и никуда уходить не собираются". 

Представьте, как будто мы требуем у президента Обамы: "Отпусти евреев в Израиль". На что он отвечает: "Я не собираюсь их отпускать, они мне нужны для развития экономики, науки, торговли. Попробуйте сами обратиться к ним и послушайте, что они ответят".

Ведь евреи очень хорошо жили в Египте. Они пользовались абсолютно всеми благами, даже больше, чем сами египтяне. Поэтому к ним было никак не подойти, как с точки зрения фараона, так и с точки зрения самого еврейского народа.

Народ Израиля был тучен, ленив, находился под влиянием египетских традиций, культуры, науки, искусства, всевозможных развлечений. У них было все, что нужно, включая огромные пастбища для скота. Они жили, можно сказать, в самом лучшем месте в мире.

Но когда Моше начал просить фараона отпустить народ Израиля из Египта, тогда-то они и начали ощущать на себе плохую сторону фараона: удары, притеснения, налоги, вплоть до больших гонений и погромов.

В общем, все, что мы видим из дальнейшей истории евреев, вдруг начинает возникать в Египте с народом, который был абсолютно избалован всем! Естественно, что отношение фараона к Моше стало резко отрицательным.

Но он все равно идет к фараону по приказу Творца и требует: "Отпусти народ мой!"

Дело в том, что Моше боится и фараона, и Творца, не знает что делать. Он убеждает Творца, что он косноязычен, заикается, что по природе своей он – не лидер. А Творец ему отвечает: "Я знаю, кого выбирать. Так что, вперед". И он идет.

Причем Творец говорит: "Пойдем вместе. Я так ожесточил фараона, что лучше нам пойти вместе".

Каббала говорит об очень глубоких, внутренних свойствах человека, которые должны пройти по нему именно таким катком духовного развития, когда человек начинает отыскивать в себе свойства фараона, Моше, Творца, народа Израиля, египтян и всех прочих персонажей Торы.

В итоге он приходит к состоянию абсолютной тьмы, понимая, что не может выйти из Египта, не желает выходить из него, не знает, с помощью каких сил это можно сделать. И тогда ночью разражается великая сила – гроза, гром и молнии в духовном смысле слова. Человек в ужасе! Но бежит за Творцом.

Выход из Египта происходит впопыхах: неизвестно куда, и неважно куда. Только лишь, чтобы этого возжелал Творец, а он выполнит Его волю.

Ничего другого нет! Только желание Творца, и наше следование Ему, потому что невозможно никак сориентироваться со своими чувствами или знаниями – ни сердцем, ни разумом. Только лишь Высшая сила показывает тебе, как идти. Творец ведет тебя огненным столбом или столбом облака, – и ты идешь. Больше никак.

А чтобы полностью очиститься от Египта и взять все выше своего знания и чувств, то бросайся в море!

Море – это страшное состояние, когда человек должен сделать шаг вопреки своим чувствам и разуму абсолютно во всем! После этого у него не остается ничего своего! Он выходит абсолютно чистым. Вот тут и происходит духовное рождение – полное очищение чувственной и материальной памяти. А после этого начинается новая жизнь.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 11.04.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Короткие истории. Переход "египетской границы"

Лидер, ведущий к свету

Выход из рабства с большим приобретением

Конечное море - Ям Суф (клип)

Конечное море – при каком особом условии воды его могут расступиться?

Десять египетских казней (клип)

Десять казней египетских – из древнего Египта в наши дни. Над кем они должны совершиться сегодня?

Моше (клип)

Моше

Фараон (клип)

Фараон

С Днем Смеха!

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Первое апреля – День смеха. Он же – День дурака, он же – День шутки.

Есть масса великолепных первоапрельских шуток! Считается, что День дурака – единственный праздник, который объединяет людей всех цветов кожи, всех возрастов и религий. 🙂

Ответ: Человек настроен на чудачества. Если только его немного отвлечь от террора, войн, проблем, страхов, то чудачество – это детство, свобода, подъем над собой.

Юмор любят. Сатиру – не очень, потому что она хоть и веселит, но оставляет неприятное впечатление. А в юморе – чистая радость, потому что в нем проявляется блеск человеческого ума, выдумывающего такие состояния, которых на самом деле нет.  

Но они состоят из двух внутренне противоположных предположений, и поэтому, когда одно из них противоречит другому и аннулирует другое, и в то же время существуют оба, это вызывает в нас веселье. Мы радуемся таким проявлениям ума, таким проделкам, любим эти состояния. В этом мы – дети. 

Вопрос: Что бы Вы пожелали нашим зрителям первого апреля?

Ответ: Мы должны сделать из этого праздника вывод, что человек любит приподнятое состояние над собой! Ведь мы смеемся над собой: над своим эгоизмом, над своей ограниченностью, над наивной верой в то, что нам говорят, чем нас "кормят" средства массовой информации и посторонние люди.

Мы практически остаемся маленькими детьми. Нам не хватает только теплого, надежного мира, чтобы он сам по себе был объектом постоянного тепла и веселья.

Ведь как хорошо быть ребенком, если только его не подавляет школа, муштра и все прочее, и он течет по жизни, хорошо развиваясь, когда все его занятия соответствуют  тому, к чему тянется его душа.

Мы можем создать себе такую жизнь, и чувствовать себя при этом не как "первого апреля", когда мы вроде бы обманываем себя. Давайте будем обманывать нашу эгоистическую природу, сделав так, чтобы мы были над ней, понимали свой эгоизм и действовали вопреки ему вместе. И мы вдруг увидим, что это возможно, что наша природа – в наших руках.

Давайте поможем друг другу обманывать не других людей, а самого себя! И мы увидим, что можно построить прекрасный мир, общество, добрые взаимоотношения, и этим давать постоянный пример друг другу. Тогда первое апреля будет длиться целый год!

Удачи нам в этом!  

Предыдущие сообщения на эту тему:

Юмор – защита от тревог

Короли и шуты

С 1-ым Апреля!

Первое апреля круглый год (клип)

Первое апреля - единственный праздник, который объединяет людей всех цветов кожи, всех возрастов и всех религий.

Страница 50 из 71« Первая...4849505152...Последняя »