Записи в разделе 'Израиль сегодня'
Беседы о новой жизни, ч.550

Беседа на тему "Связь народа Израиля со своей страной", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Яэль Лешед-Арэль, консультант по трудоустройству и инструктор групп.

002 - Беседа о новой жизни, Яэль Лешед-Арэль

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.549

Беседы о новой жизни, ч.548

Беседы о новой жизни, ч.547

Новое время и старая слепота

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ли связь между объединением народа Израиля и антисемитизмом?

Ответ: Когда народ Израиля объединяется между собой, антисемитизм затухает. Ведь он возникает ради того, чтобы подтолкнуть нас к цели.

В начале 20-го века каббалисты громко взывали к народу: рав Кук – главный раввин государства Израиль и великий каббалист Бааль Сулам, приехавший из Польши в Израиль. Бааль Сулам хотел вывезти из Польши всех проживавших там евреев. Были уже даже заказаны мобильные дома, в которых они должны были поселиться в Израиле.

Он обращался к польским евреям, уговаривая их, что нельзя оставаться в Польше, потому что через двадцать лет произойдет катастрофа, если евреи останутся в Европе. Бааль Сулам начал говорить об этом уже в начале двадцатого века.

В 1922 году он переехал в Израиль и задолго до этого он уже обращался к евреям в Польше и предупреждал их, что через двадцать лет их ждут страшные проблемы, если они останутся там. Но над ним смеялись и не хотели слушать, даже изгнали его из общины. 

Бааль Сулам был вынужден бежать из Польши и приехал в Израиль. А 3.5 миллиона польских евреев погибли в Катастрофе, потому что не послушали его предупреждений. Он предупреждал их заранее, потому что это очень непросто – переселить такое количество людей. На это потребовалось бы не меньше десяти-двадцати лет.

Тогда существовали очень хорошие условия для переезда в Израиль. Европа с радостью освободилась бы от евреев, но они остались. Это очень напоминает состояние Америки сегодня.

Американские евреи тоже говорят, что все в порядке и жизнь в Америке лучше, чем в Израиле – более уверенная и устроенная. Они надеются на поддержку правительства. Они так же слепы и даже еще более, как когда-то евреи в Германии и других странах Европы.

Бааль Сулам не призывал евреев просто сбежать из Польши в Израиль, ведь невозможно скрыться от Творца, от высшей силы, от общей программы всего творения.

Но если евреи собираются в одном месте, они могут начать организовываться как один народ, как одна группа. Этим мы показываем всему миру, как возможно жить по законам высшей природы, то есть по законам объединения, любви к ближнему как к самому себе.

Если бы евреи Европы тогда послушались Бааль Сулама, то не только избежали бы уничтожения, но и реализовали бы программу творения и показали всему человечеству пример объединения. Человечество соединилось бы в одно совершенное тело, как один человек с одним сердцем, что является целью человеческого развития.

А поскольку тогда мы этого не сделали, мы и сегодня оказываемся в том же состоянии, которое с точностью повторяется. И сегодня есть каббалисты, предупреждающие нас, что нет выхода, и необходимо объединиться – в первую очередь народу Израиля. На это указывают все признаки – мир стал интегральным и требует от нас объединения.

Природа раскрывается как единая интегральная система, в которой все люди связаны и между собой, и со всеми другими уровнями природы. Мы обязаны достичь хороших отношений между нами и полной взаимопомощи.

Вновь настает критический момент: либо мы соглашаемся объединиться, и тогда проходим этот период приятно и легко, либо обрекаем себя на большие страдания. У пророков описано, каким будет этот период, если мы не пойдем добрым путем.

Ведь путь страданий заложен в природе и реализуется автоматически, словно поезд, несущийся по рельсам к назначенной цели. Но в наших силах повернуть его на добрый путь, если мы сможем объединиться между собой. Об этом не написано в Торе, ведь это зависит от нашего свободного выбора.

Пророки описывают наши времена как страшные испытания, которые нам суждено пройти – во много раз ужаснее Катастрофы. Но ту же самую потребность объединиться можно обрести не за счет страшных страданий, а с помощью совместной работы между собой.

Иначе нас будут настигать методичные удары, один за другим, пока мы не поймем, что выбора нет: надо подняться над своим эгоизмом и объединиться. Путь страданий очень долгий и тяжкий, а путь осознанной необходимости объединения – легкий и быстрый.

Из 545-й беседы о новой жизни, 05.04.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Никогда больше!

Тень Катастрофы европейского еврейства

Единство – панацея от антисемитизма

Лидер как наставник народа

каббалист Михаэль Лайтман"Не овдовел Исраэль"

Вопрос: Современное общество изобилует психопатами, мздоимцами, хапугами, убийцами, насильниками. Новости каждый день пестрят фееричными проявлениями эгоизма, о которых нельзя было и помыслить. Где же нам взять такого лидера, который сумеет с этим совладать?

Ответ: Сказано: "Не овдовел Исраэль". Полагаю, что придет человек и постарается выполнить эту задачу – собрать общее зло и уравновесить его доброй силой.

Но сначала он должен будет объяснить людям, чего им в действительности недостает. Ведь действовать он может только с их согласия. По примеру Моше, настоящий лидер работает, согласуясь с Фараоном, – с человеческим эгоизмом.

Прежде всего, Моше необходимо прикоснуться к народу и начать работать с людьми. Работать так, чтобы они поняли: им требуется позаботиться об эгоизме каждого и объединиться между собой. Он объясняет им разрушительную роль эгоизма как источника всех бед, от которого надо сбежать. Тора называет это "исходом из Египта".

Упрямые ученики

Вопрос: Как объяснить это людям, не став в их глазах очередным моралистом?

Ответ: В наше время "Моше" – это система обучения. Ведь подлинный лидер – это прежде всего обучение. Он обращается к народу, к людям, объясняя, почему им плохо. 

Народ, со своей стороны, видит, что, вкалывая в попытках наладить свою жизнь, он строит, словами Торы, несчастные города Питом и Раамсес. Иными словами, живет плохо.

Так вот, лидер объясняет людям: "Ничего хорошего у вас и не выйдет. Наоборот, положение будет только ухудшаться. Дело в том, что вам надо приподняться над своим эгоизмом, зажить в единении между собой. Лишь тогда всё наладится". Ведь жизнь в Египте, в эгоизме – суть постоянное падение во зло, всё большее и большее.

Народ не желает этого слышать. В свое время евреи сказали Моше: "Оставь, не морочь нам голову. С тех пор как ты пришел, всё стало только хуже".

Однако, хотя и не желали слушать, но услышали, что какой-то "безумец" предлагает всем объединиться и полюбить друг друга. Увидев, как ссорятся два еврея, Моше сказал неправому: "Зачем ты бьешь ближнего своего?" Казалось бы, кого тронут такие речи? Однако Творец, или Природа, помогает Моше – и приходят тяжелейшие несчастья, казни египетские, одна за другой, по нарастающей.

Всё это человек ощущает внутри. Ведь подлинный Фараон сидит не где-то там, во дворце, а во мне самом. "Диктатура" моего эгоизма получает такие удары, что я не знаю, куда деться и как быть. И вижу, что дальше так продолжаться не может. Невозможно выносить страдания, которые постоянно растут.

Например, наши сыновья пристрастились к наркотикам, наши дочери опустились до проституции, мы тонем в невзгодах, а соседи по региону подступают со всех сторон и уже готовы "сожрать нас с потрохами".

Но мы упрямы. Неслучайно Тора называет народ Израиля "жестоковыйным". Этот "твердый затылок" – и есть Фараон, обратная сторона Творца, Его противоположность. Иными словами, на самом деле всё это посылает нам Творец, сила Природы.

Так мы скатываемся вниз под градом нарастающих ударов, пока чаша не переполнится: хватит, теперь мы готовы бежать даже во тьме, вслепую, лишь бы нас вывели из этого состояния.

В отрыв

А тем временем Моше объясняет народу, что ситуация будет только ухудшаться. В таких условиях даже странно, что он остается цел и невредим. Он объясняет, что все беды – от эгоизма, и что необходимо отрешиться от него. Это отрешение – и есть выход из Египта.

Эгоизм остается, но у народа есть силы, чтобы отключиться, не слушать его голос. Эти силы проводит Моше, поднимая тем самым людей на ступень Бины, к любви и отдаче. Иными словами, он учит их тому, как посредством объединения задействовать кроющуюся в Природе силу отдачи и любви. Она-то и уравновешивает эгоизм.

А затем начинается исправление, когда люди понемногу "черпают" от своих эгоистических желаний и исправляют их, порция за порцией.

Так, с помощью двух сил, выходцы из Египта поднимаются к вершине, становятся подлинным народом Исраэля на земле Исраэля – в духовном, вечном смысле – и обретают свободу.

Сказано, что Машиах, т.е. сила, вытягивающая (мошэ) из эгоизма, придет, когда источники разольются наружу. Это значит – когда мы распространим в народе Израиля знание об исправлении. Знание о том, почему мы страдаем и как приподняться над Фараоном в нас.

Вот и выходит, что Моше для нас – не человек, а идеал, сила, внутренняя тяга к исправлению.

Из 542-й беседы о новой жизни, 26.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Лидер, каким он должен быть

Лидер, ведущий к свету

Короткие истории. Переход "египетской границы"

Период изгнания закончился!

каббалист Михаэль ЛайтманСовременный кризис вызван силами разобщения, из-за чего разгораются войны, раздоры, всевозможные проблемы. Мы и сегодня видим, как тонем в огромном эгоизме, разобщающем нас и не дающем понять друг друга.

Растут разводы, потребление наркотиков, антидепрессантов, которыми мы пытаемся загасить свое внутреннее отчаяние и разочарование.

Каббала объясняет, что в программе творения – привести нас к самой вершине природы, где мы объединимся как один человек с одним сердцем самым преданным образом. Этой цели невозможно избежать, и в связи с этим начинает раскрываться особая миссия народа Израиля.

Народ Израиля – это та самая группа, которая три с половиной тысячи лет назад была организована в Древнем Вавилоне Авраамом. В эту группу собрались люди, прежде вообще не знакомые друг с другом, из разных племен и родов. Они согласились идти за Авраамом, учившим, что надо подняться выше эгоистической природы человека и объединиться, несмотря на нее.

После многих испытаний, египетского изгнания, им в итоге удалось достичь такого объединения. Они получили методику объединения, которая называется Торой, так как скрытый в ней свет возвращает к своему источнику. То есть возможно извлечь из природы особую силу, которая называется "свет". 

Методика извлечения этого высшего света называется "Тора" от слова "инструкция" (ораа) и "свет" (ор). Она позволяет использовать положительную силу природы в то время, когда мы существуем внутри негативной природы, внутри своего эгоизма, заставляющего нас всех пожирать друг друга.

Вся природа эгоистична, все ее уровни: неживой, растительный и животный. Если же мы захотим исправить себя и правильно используем положительную силу природы, то она наладит отношения между нами.

Во времена Авраама народу Израиля удалось достичь объединения, а во времена Моше еще больше усилить его. Это полное объединение народа называется ступенью Первого Храма.

Но поскольку цель творения – объединить так все человечество, то есть весь Древний Вавилон, разбредшийся по земному шару, то народ Израиля, как группа первопроходцев, обязана показать эту методику всему миру. Это означает "стать светом для народов мира".

В этом и состоит миссия народа Израиля. С этой целью мы упали с высоты Храма, из объединения в разобщение, что называется Вавилонским изгнанием. А затем был построен Второй Храм, после которого еврейский народ окончательно упал в эгоизм, из братской любви в беспричинную ненависть, что называется крушением Второго Храма.

С тех пор мы существуем в этой ненависти. Состояние нашего объединения называется Храмом, "домом святости". Ведь за счет объединения мы чувствуем себя хорошо и раскрываем высшую силу – внутреннюю силу природы. А  разобщаясь, мы ощущаем себя в изгнании. Мир погружается во тьму, и мы попадаем во власть зла, уходя со своего места, с земли Израиля и разбредаясь по всей земле.

После последнего кризиса – крушения Второго Храма, еврейский народ  полностью упал в огромный эгоизм и в соответствии с этим смешался со всеми народами мира. В последующие годы нам еще предстоит раскрыть, как еврейский народ расходился по всей земле, как открывал Америку и отправлялся в Индию.

Это последнее изгнание продлилось около тысячи шестьсот лет и закончилось в 16-м веке. С тех пор мы находимся в преддверии освобождения. Закончился период, когда мы обязаны были находиться в рабстве у своего эгоизма, как в самом начале в Египте.

Египетское изгнание должно было продлиться 400 лет, а это последнее – в четыре раза дольше, то есть 1600. Этот период закончился. И тогда появляется великий каббалист Ари, который открывает новую методику, новой эпохи, призванную вывести нас из изгнания.

С тех пор мы находимся в процессе продвижения к выходу из изгнания, то есть к объединению между нами. Но эгоизм не дает нам это сделать, вставая между нами. Поэтому внутри еврейского народа было много раздоров и трений, из-за чего рос антисемитизм, случались страшные погромы.

Каббалисты понимали их причину, но не могли так обратиться к народу, чтобы народ прислушался к ним, обуздал свой эгоизм и исправил себя. Так мы дошли до современного времени, до двадцатого века.

Из 545-й беседы о новой жизни, 05.04.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Клетка для эгоизма

Современный Вавилон

История еврейского народа

Современный Вавилон

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Еврейский народ прошел особую трансформацию – переход из рабства на свободу, которому посвящен праздник Песах. В чем смысл этой трансформации?

Ответ: Смысл освобождения из рабства – это обретение силы любви благодаря выходу из своего эгоизма. Мы находимся под управлением системы, которая продвигает нас, прежде всего приводя под власть нашего эгоизма, который называется Фараоном.

Сначала мы неплохо чувствуем себя в этом рабстве, но потом осознаем, что находимся в изгнании и являемся рабами эгоизма, безраздельно властвующего над нами. Мы не соглашаемся с этой властью и желаем сбежать от нее – от недоброго отношения друг к другу, ведь видим, что в такой форме дальше невозможно продвигаться и вообще существовать.

После долгих неудачных попыток, мы убеждаемся, что невозможно ничего сделать и только чудо может спасти нас. Ведь эгоизм убивает нас настолько, что мы не видим успеха в своей жизни ни в чем. Так проявляется Фараон, властвующий между нами.

Именно эту ситуацию мы сегодня видим в Израиле: 23 партии на небольшую страну, огромный разрыв между разными слоями населения, кризис системы образования, растущий процент разводов, рост употребления наркотиков. Половина граждан желала бы уехать в другую страну, если бы представилась возможность. 

Наше недоброе отношение друг к другу видно по поведению на дорогах и в любом другом месте. Нас разделяет равнодушие к другим и гордыня. Эгоизм властвует внутри нас и заставляет так действовать. Это не наша вина, а наша природа, которая играет с нами. 

Нужно осознать, что наша природа – это злое начало, у которого мы находимся в рабстве. Если мы не выйдем из него, то наша жизнь будет закончена, и мы не оставим после себя своим детям ничего доброго. Жизнь будет становиться все хуже, и им не останется даже тех жалких крох счастья, которые нам выпали когда-то.

Об этом рабстве и выходе из него на свободу рассказывает Пасхальное Сказание. Но прежде всего, нужно понять, что находишься в рабстве. Ведь пока не видишь себя в темноте во власти разделяющего нас эгоизма, взаимной ненависти, невозможно понять, что такое свобода от этого ангела смерти.

Мы должны пожелать стать свободным народом в своей стране, то есть независимыми от своего желания – захотеть достичь любви, объединения, взаимного поручительства, единства между всеми поверх эгоистической природы.

Когда-то народ Израиля вышел из своего эгоизма и поднялся на высоту объединения и любви, что называется строительством Храма. Но потом мы не смогли удержаться на этой высоте и упали с нее.

Рабби Акива учил, что нельзя оставлять принцип любви к ближнему как к самому себе, иначе мы снова впадем в беспричинную ненависть. Египет – это беспричинная ненависть между нами. Две тысячи лет назад, после разрушения Второго Храма, мы снова вернулись в это состояние ненависти, которое называется Египтом.

После тысячи лет жизни в единстве и объединении, еврейский народ вновь спустился в Египет, в беспричинную ненависть. Но сегодня весь мир должен осознать, что мы находимся в Египте.

Когда-то из Древнего Вавилона вышла небольшая группа под предводительством Авраама, и объединилась в народ Израиля. Но затем она вернулась в Вавилон и смешалась со всеми вавилонянами. Сегодня мы снова оказываемся перед той же Вавилонской башней – перед ненавистью друг к другу, нежеланием знать других и понимать. Это и называется смешением языков.

Нам вновь предстоит совершить то же действие, как когда-то в Древнем Вавилоне. Сказано, что "Деяния отцов – пример для сыновей". Сегодня нам нужно вновь выйти из Египта, но это уже последнее изгнание перед окончательным освобождением.

Из 538-й беседы о новой жизни, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рабы ли мы?

Песах – праздник, который всегда с тобой

Египетское рабство в свете сегодняшнего дня

Рабы ли мы?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Пасхальная Агада", сказание о выходе из Египта, начинается со слов  "Рабами были мы в Египте"...

Ответ: Мы и сейчас рабы, но даже не осознаем этого. Мы считаем себя свободным народом на "земле Израиля". Но это не "земля Израиля", и даже еще не "Египет". "Египет" – означает, что мы постановляем, что находимся во власти эгоизма, фараона. А мы не думаем, что это так.

Посмотрите, что происходит, какую игру ведет наше эго со всем народом Израиля! Мы погрязли в бесконечных спорах и ссорах, мы погружены в такие проблемы, правительство и вся страна расколота на мелкие сектора, мы стоим на грани гражданской войны.

Это не Песах, а глубочайшее, темное египетское рабство в течение семи голодных лет, в котором мы находимся и даже не осознаем, что над нами властвует наше эго, играет нами и бросает нас друг на друга.

Песах – это уже решение, что мы обязаны сбежать из этого рабства, выйти из-под власти эгоизма, из этого состояния, в котором все мы лишь "пожираем" друг друга, как сказано: "И возопили сыны Израиля от этой работы". 

Вопрос: Сегодня мы рабы?

Ответ: Нет. Ведь "раб" означает, что ты ощущаешь себя рабом своей злой природы - эгоизма. Ты понимаешь, что ненавидишь ближнего, что просто вынужден спорить и ссориться с другими. Ты не знаешь, откуда в тебе возникает такое побуждение, оно поднимается в тебе изнутри, и ты даже не осознаешь этого, не чувствуешь, что эта сила, властвующая в тебе, - чужая. Ты думаешь, что это – ты.

Многие люди ведут себя плохо и не считают это злом. Но есть те, кто говорят: "Мне надоело мое зло! Я не знаю, что делать с этим телом, с моей природой, с моими нервами, с моим настроением. Я смотрю на других - и хочу их испепелить. Я не люблю ни жену, ни семью. Я хочу оставить весь этот мир – пусть он горит синим огнем. Я не знаю, куда сбежать от этой жизни – хоть на необитаемый остров!".

Человек задумывается, откуда это исходит, и начинает осознавать, что он сам плох, что не может наладить отношения с другими, и гложет себя за это. Он уже понимает, что находится во власти злой природы - это называется "под властью фараона". Теперь человеку необходимо понять, откуда к нему приходит это зло.

Наука каббала объясняет, что природа человека специально создана злой, чтобы он постепенно ощутил ее такой. Вначале я не чувствую, что пребываю во зле, я считаю, что такова природа человека, и такими мы созданы. Но потом я постепенно начинаю различать между собой и своей природой, осознавать, что во мне есть две власти: я и злая природа, называемая "фараон".

Тогда я могу смотреть на этого фараона, на эту злую природу, заключенную во мне, со стороны, и сказать: "Может, я постараюсь, чтобы он не властвовал надо мной? Давай я буду относиться ко всем хорошо! Что из этого выйдет – неважно, но я хочу властвовать над ним". А фараон все время отключает мне это дуальное видение – себя и его, и побуждает меня плохо относиться к другим.

И тут мы должны прийти к состоянию, в котором видим, что эта злая, чуждая власть специально властвует над нами, чтобы мы осознали ее чужой и пожелали от нее оторваться. Мы не можем сражаться с этим злом, а можем лишь отключиться от него. Этот отрыв от него называется бегством из Египта. Зло остается, но я отрываюсь от него.

Оно даже находится во мне, где-то в самой моей глубине, но я не даю ему выпрыгнуть изнутри, я подавляю его, отключаюсь от него. Отрыв от этого зла, когда я возвышаюсь над  ним, называется выходом из страны египетской, из-под власти фараона. И тогда я выхожу. Я еще не стал свободным народом в своей стране, не перешел от рабства к свободе, я только вышел из рабства, но еще не обрел свободу.

Теперь необходим полный отрыв от фараона, и это называется неделей Песаха. А затем мы начинаем исправлять те свойства, которые связаны с Египтом, с фараоном. Ведь у меня нет иной природы. Была у меня злая природа, а теперь я должен ее исправить и сделать доброй. Чтобы исправить зло на добро после выхода из Египта, мне нужна особая сила. Тогда я совершаю расчет, как мне исправить себя. Этот расчет называется "отсчет дней омера".

В Египте у меня был хлеб, затем, после выхода из Египта, первую неделю я питался "скудным хлебом" – мацой, а затем я возвращаюсь к обычному, тучному хлебу, и этот период называется "отсчет дней омера". Омер – это сноп, собранный из колосьев.

Я проверяю, что во мне было плохо, и прохожу по всем своим желаниям, которых насчитывается 49. Эти желания называются "сфирот". 7 сфирот или 7 частей в моем желании называются хэсед, гвура, тиферет, нецах, ход, есод, малхут, а каждая из них тоже делится на 7 частей. Поэтому есть во мне 7х7 = 49 разных желаний, которые я готов исправить.

Эти желания я отставил при выходе из Египта, т.е. не использовал их, а теперь я начинаю постепенно их перебирать. Я проверяю каждое желание, насколько я использовал его, чтобы навредить другому, злословить, конфликтовать, и ищу способ, как в этом желании я могу делать другим добро.

Я перехожу от зла к добру в каждом своем желании – это называется, что я провожу "инвентаризацию" всего своего зла и проверяю, как можно делать вместо него добро.

Пока еще это происходит как отрыв от предыдущего состояния. Ведь в ночь Песаха мы сбегаем и отрываемся от всех тех желаний. А теперь мы проверяем их, что представляют собой эти желания, которые в нас были, но уже из нового состояния, находясь вне Египта, вне власти фараона.

Я смотрю на эти желания и ужасаюсь, во что был погружен. Но я уже отделил их от себя и не считаю собой, я отождествляю себя с точкой, которая вышла из Египта и находится вне всех эгоистических желаний.

Теперь я нахожусь в этой точке и из нее проверяю каждое желание одно за другим – 49 желаний. Это называется 49 дней отсчета омера, поскольку в определенном свете я отсчитываю эти желания, проверяя, как могу достичь их исправления на добро - вместо зла, с которым я когда-то относился ко всем.

Это происходит благодаря фараону, который раскрыл нам все зло, заключенное в нас, а теперь мы можем постепенно обратить это зло в добро. 49 дней отсчета омера – это подготовка к 50-му дню, который называется "Шавуот" – праздник Дарования Торы.

С одной стороны, он называется "Шавуот", поскольку мы произвели подсчет всех желаний, их "инвентаризацию", а с другой стороны, он называется "Дарование Торы", поскольку мы получаем свет, возвращающий к источнику. Об этом сказал Творец: "Я создал злое начало и создал Тору для его исправления".

Сейчас я вижу, что это зло, ведь я провел его "инвентаризацию", и оно предстает передо мной. Теперь я нуждаюсь в особом свете, в особой силе, называемой "Тора", которая поможет мне использовать все эти желания по одному и все вместе ради отдачи и добра ближнему. Ведь главный закон Торы – "возлюби ближнего как самого себя". Этого я достигаю.

Из 540-й беседы о новой жизни, 24.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свободный человек или раб своей природы?

Возможно ли наслаждаться успехами соседа?

Египетское рабство в свете сегодняшнего дня

Песах 2015 года

группаСтатья моего ученика М.Бруштейна

Не за горами очередной Пасхальный седер (праздничная трапеза). Многим известно, что этот праздник посвящен выходу евреев из Египта, произошедшему около 34 веков тому назад.

С тех пор каждый год, на протяжении целой недели празднуется это знаменательное событие. Если учесть, что его предваряют множество достаточно трудоемких мероприятий и сопровождают разного рода ограничения, возникает справедливый вопрос: "Почему этому празднику уделяется такое особое внимание?"  

Трагические события, предшествующие исходу евреев из Египта и произошедшие впоследствии во время скитаний по пустыне, хорошо известны. Вместе с этим одно событие выделяется на фоне всех остальных. Дело в том, что ничего подобного никогда и ни с кем не происходило.

Еврейский народ впервые в истории человечества решился поднять планку межличностных взаимоотношений до уровня "как один человек с единым сердцем". Если мы посмотрим на праздник Песах с этой точки зрения, то многое, если не все, что мы знаем о Песахе и о евреях, возможно, придется кардинально пересмотреть.

Представим на минуту ситуацию тех дней. Евреи под руководством своего предводителя Моше покидают Египет – страну, в которой на протяжении нескольких столетий они находились в рабстве. Казалось бы, что надо бывшим рабам? Устроиться поскорее на новом месте и благополучно жить, наслаждаясь обретенной свободой. Но в действительности произошло нечто непонятное. 

Евреи, после долгих мытарств в пустыне, собираются у подножья горы Синай и взваливают на себя прямо скажем непосильное бремя. Они соглашаются поручиться друг за друга. Мы знаем, что такое невозможно в принципе. Неужели у людей не было других дел? Кому вообще было нужно это поручительство?

А ведь на самом деле ответ находится на поверхности: "Для того чтобы народ жил, процветал и развивался, он должен быть объединен, и с этим вряд ли кто-либо будет спорить". Вопрос: "На основе какого принципа, какой идеи это сделать?"

Можно, конечно, объединить народ на идее всеобщего равенства и братства, можно на идее национально превосходства, можно также объединить народ американской мечтой.

Вопрос практический – как и сколько времени работают эти принципы и идеи. Ответы мы знаем. При всем при этом эти принципы рациональные и понятные, а идея "поручительства" или того хуже – "возлюби ближнего как самого себя" – иррациональная, то есть по сути невыполнимая.

Почему же в таком случае иррациональная, на первый взгляд, идея "возлюби ближнего" живет уже больше трех тысяч лет и воспринимается с пониманием любым человеком в мире, а рациональные – "национальные идеи" принимаются всегда плохо и умирают в течение одного поколения?

И все-таки, как евреи сумели эту идею воплотить в жизнь? Не будем говорить о таких вещах как Высшая сила или Творец. Поговорим о том, с чего мы начали – о поручительстве.

Сказано в Торе, что поручиться друг за друга евреи решили единогласно, все как один. Это, можно сказать, стало общенародным делом со всем отсюда вытекающим. Очевидно, именно в этом и скрывается причина успеха.

Впоследствии, как мы знаем, в силу тех или иных причин к этой идее народ охладевал с тем, чтобы потом опять к ней вернуться.

И в том и в другом случае евреи преуспевали и преуспевали всем на зависть. Объединившись как один человек с единым сердцем в те давние времена, еврейский народ стал примером для многих народов и основоположником этических ценностей, лежащих в основе всей цивилизации.

И сегодня еврейский народ, как когда-то, может дать пример правильных взаимоотношений. Если этим займется весь народ, если эта идея станет общенародной, как во времена Моше, без сомнения еврейский народ сможет воплотить ее в жизнь.

Выбор за нами.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах – напоминание о будущем

Праздник освобождения от пут ненависти

Все начинается с Песаха

Саша Демидов: Причина всех бед (клип)

Саша Демидов: "Глядя на полную неразбериху и в стране, и в мире, я говорю себе: Эти проблемы невозможно решить ни силой оружия, ни силой денег. В чем же причина всех наших бед? Почему народ Израиля не оставляют в покое, несмотря на все его попытки "быть как все"?

Ситуация в Европе напоминает времена Гитлера

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (омбудсмен по правам человека МИД России – Долгов): Проявляемая Западом терпимость к проявлению антисемитизма, нацизма и ксенофобии сегодня стала поводом для нового исхода евреев из европейских стран.

Складывающаяся ситуация развивается с размахом и близка к критической. Правозащитники заявляют, что именно антисемитизм является причиной бегства евреев из стран Европейского Союза в Израиль. Запад, вкупе с неонацизмом, напоминает 30-е годы прошлого столетия в Германии.

При Гитлере и верховенстве нацизма бежать евреям было некуда, а терпимость к проявлениям шовинизма, ксенофобии и нацизма правительств многих западных держав привели к гибели миллионов людей. Политики ЕС и США должны помнить исторические уроки, а не помогать фальсифицировать историю лжеученым и другим ущербным экстремистам.

Реплика: Все происходит по плану общего эгоистического развития человечества, которое обязано приводить к всплеску антисемитизма и всемирной взаимной ненависти, в общем. Народ Израиля будет в эпицентре всеобщей ненависти.

Это раскрытие эгоизма как всеобщего зла является необходимым для давления на евреев, чтобы вынудить их применить методику единения человечества и раскрытия в этом единении Творца.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Антисемитизм спровоцировал эмиграцию из ЕС

Если ЕС исчезнет, к власти придет новый Гитлер

Принуждение к исправлению

Современное израильское общество

Как выглядит современное израильское обществоРеплика: Современное израильское общество страдает взаимным отчуждением. Люди чувствуют себя чужими друг другу – на полную мощь, вплоть до отвращения и ненависти. Иногда хочется, чтобы кто-то просто исчез, сел на самолет вместе с семьей и улетел навсегда.

Ответ: Именно это мы и ощущали во времена египетского изгнания. Это и есть рабство – когда эгоизм властвует над нами, жестко "играет" с нами и создает между нами такие отношения.

В результате мы оказываемся в состоянии, из которого просто некуда деться. Сегодня некоторым еще кажется, что они могут сбежать куда-нибудь в другую страну. Однако ничего не поможет. Наоборот, там прокатятся такие волны антисемитизма, что беглецы вернутся к нам. Пускай сейчас они брезгуют смотреть в нашу сторону, но завтра у них просто не будет другого выхода.

Вопрос: Не станет ли тогда Израиль кипящей "скороваркой", в которой заперты люди, категорически не выносящие друг друга?

Ответ: Верно. Так было в прошлом, так случится и в будущем – когда у нас не останется другого выхода, кроме объединения. И в этой безысходности мы согласимся с тем, что единство возможно только поверх ненависти. 

Мосты над бездной

Вопрос: Пропасти, разделяющие народ, формировались годами. Сегодня складывается такое впечатление, что мосты над ними уже не перекинуть. Разве можно забыть все распри и обиды? Разве можно совладать с отрицательным потенциалом?

Ответ: Можно. Я не спрашиваю тебя, кто ты и что ты, к какой части народа, общине или партии ты относишься. Ничего такого. Я знаю лишь одно: мы с тобой, мы с любым другим гражданином должны быть вместе. И я иду на это.

Безусловно, мы разные, противоположные, мы даже ненавидим друг друга – всё это совершенно неважно.

А важно только одно – нам необходимо начать объединяться между собой.

Мы демонстрируем это объединение на семинарах, где сидят самые разные, чужие друг другу люди, отражающие весь социальный спектр. Возьмем по одному представителю от каждой партии, усадим их вместе, проведем семинар – и ты увидишь, что даже в таком разношерстном составе они внезапно обнаружат пути к соединению.

Обнаружат при условии, если никто не попирает других и не взращивает на этой почве свою ненависть. Напротив, каждый готов объединиться с другими поверх всех прошлых мыслей и желаний.

Тогда мы осуществляем это на деле, и внезапно в центре круга нам раскрывается некая новая сила – тепло, взаимопонимание, способность поддерживать взаимосвязь.

Это вторая базовая сила, заложенная в самой Природе, – сила любви. Не той любви, которая вспыхивает между мужчиной и женщиной, а той, которая пронизывает межчеловеческие узы.

Шаги навстречу

Сегодня мы пребываем в измерении ненависти, эгоизма. Я не терплю других, я всегда ищу превосходства над ними, всегда хочу видеть их внизу, под моей властью.

Но продолжать так дальше невозможно. В своем развитии мы дошли до того, что этот эгоизм пожирает нас изнутри. Он не даст жить по-старому ни народу Израиля, ни человечеству в целом.

И потому впервые в истории миру раскрывается наука каббала. Ее задача – обучить нас тому, как в новых условиях, несмотря на антагонизм, удерживать добрую взаимосвязь.

Из программы на радиостанции 103FM, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Над пропастью в любви

Встречаемся на мосту над ненавистью

Выборы продолжаются

Над пропастью в любви

каббалист Михаэль ЛайтманЛоскутная страна

Вопрос: Израильские выборы оставили горькое послевкусие: мы словно дошли до точки в своей нетерпимости друг к другу. Выяснилось, что мы диаметрально противоположны и не можем найти никакого общего знаменателя.

Нам словно недостаточно одной страны – внутри нее обособляются друг от друга несколько стран, уже окончательно осознавших, что между ними нет связи.

Если бы это было возможно, некоторые с удовольствием разрезали бы Израиль ножницами на отдельные лоскутки – лишь бы изолироваться от других. Что же с нами происходит?

Ответ: Говоря по правде, я рассматриваю это состояние в позитивном ключе. Разумеется, оно меня не радует. Однако, понимая из науки каббала общий процесс, часть которого нашему народу еще предстоит пройти, я могу сказать, что всё рассчитано и спланировано заранее. Нам действительно надо полностью осознать беспричинную ненависть, царящую меж нами.

В сущности, мы возвращаемся к ситуации, возникшей две тысячи лет назад, когда евреев "от края до края" раздирала непримиримая ненависть, нетерпимость и непонимание. Они больше не могли жить вместе и потому позволили внешней силе – римлянам – изгнать их из земли Израиля. 

Сегодня, в преддверии праздника Песах, напоминающего о выходе из египетского рабства, мы можем понять, когда же наконец наступит освобождение, – когда изгнание нам надоест. Когда мы почувствуем, что другого выхода нет, что необходимо объединиться над всеми разногласиями.

Именно это и рекомендует нам сделать наука каббала. Ведь иначе между нами нет и быть не может никакой связи – и тогда мы вообще не достойны существования как народ. В таком случае, разделенные эгоизмом и неспособные справиться с ним, мы оказываемся в столь тяжелом и незавидном положении, что выносить его больше невозможно.

Эта мука и подводит нас к избавлению. Иными словами, теперь мы готовы на единство над всеми разногласиями.

В нашем мире нет этому примера. Ведь каждому ясно, что он никогда ни с кем не согласится. Как следствие, человек лишен всякой связи с оппонентом и ненавидит его, как никого другого. В противоположность братской любви, нет ничего хуже ненависти между братьями.

И вот из этой лютой ненависти, из несогласия, из противостояния и взаимной нетерпимости мы начинаем понимать решение. А решение действительно особенное, духовное: как сказано в "Мишлэй", "все преступления покроет любовь".
Несмотря на то, что все мы такие разные, чуждые, далекие, не согласные друг с другом, тем не менее, мы решаем протянуть между нами связь над всеми пропастями, над ненавистью. Такую связь, когда я принимаю другого как брата, близкого мне человека, как часть себя – хотя мы антагонистичны друг другу.

Двухэтажные отношения

Вопрос: Если нас разделяет антагонизм, с какой стати я приму другого как брата?

Ответ: Во-первых, потому что это средство дано нам для выхода из изгнания и подъема над нашей природой.

А во-вторых, тем самым мы подаем всему миру пример того, как приподняться над конфликтами. Ведь повсюду постепенно обрисовывается то же самое состояние неразрешимых противоречий. Мы первые, а за нами к такой же ненависти придут все. Взгляните хотя бы на европейские дрязги. Скоро подобные конфликты вспыхнут везде.

Уже сегодня в Западном мире разрушается институт семьи: мы не в силах уживаться друг с другом, не в силах налаживать отношения с детьми. Сказано у пророков, что даже "домочадцы станут врагами человеку".

И лекарство от этого лишь одно – научиться подъему над ненавистью, чтобы поверх нашего взаимного отторжения создать сеть взаимосвязи, "зонтик любви", "купол единства". Каким бы нереальным ни казалось такое решение, оно возможно. И тогда мы выходим в иное измерение бытия.

При этом всё зло остается. Мы ничего с ним не делаем, не сражаемся, поскольку против зла не повоюешь. Невозможно справиться с постоянными взаимными столкновениями между нами. Люди наивно полагают, что они "излечимы". На самом же деле надо подниматься выше и налаживать связь поверх розни.

Да, мы не согласны друг с другом, не можем выносить, ненавидим друг друга – но вместе с тем на "втором этаже" мы прокладываем между нами связь, основанную на любви. Прокладываем, не закрывая глаз, с полным пониманием того, что мы делаем.

Это и есть наука каббала – мудрость объединения. Реализуя ее на деле, мы увидим, что можно совмещать две силы:

  • дурную силу разъединяющего нас Фараона, силу ненависти (синá), которую символизирует гора Синай;
  • высшую силу, которую мы получаем, стоя вокруг горы Синай, – силу, способную объединить нас.

Вопрос: Разве нельзя обойтись без высшей силы? К примеру, есть немало супружеских пар, живущих в настоящей, крепкой любви и в то же время постоянно препирающихся между собой.

Ответ: Чтобы поддерживать и разжигать любовь, они "оттеняют", акцентируют ее противоречиями – словно добавляя немного перца и соли. Это другая работа, пускай двоякая, но ведущаяся в одной плоскости. Мы же говорим о работе в двух качественно разных плоскостях.

Из программы на радиостанции 103FM, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Встречаемся на мосту над ненавистью

Есть предел терпению природы

Единство как спасение

Почему проводится Седер Песах

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему в первый вечер праздника Песах принято устраивать трапезу (седер Песах), собирая всю семью за одним столом?

Ответ: Песах – это особый праздник, ведь он символизирует рождение народа Израиля. Сказано, что только после исхода из Египта Исраэль становится народом.

Ведь мы не можем называться народом, пока между нами царит разлад, и эгоистические силы раздирают нас на части.

Только когда мы сопротивляемся этим чужим силам, стараемся соединиться и раскрываем силу единства, связывающую нас между собой, мы становимся народом. Поэтому сегодня народ Израиля не называется народом согласно истинному определению науки каббала.

Реплика: Это состояние разобщения очень сильно проявилось во время только что прошедших выборов в Израиле, расколовших народ на множество партий и фракций. Внутренний раскол все больше разрастается и углубляется.

Ответ: Эти выборы нанесли народу огромный вред, ведь мы празднуем то, насколько противоборствуем и ненавидим друг друга. Во время предвыборной кампании мы выпячиваем эти противоречия, и каждый старается как можно больше навредить другому. 

Это страшно вредит нашему народу, хотя это и называется демократией. Но вся основа народа Израиля – это объединение поверх всех недостатков и различий.

Вопрос: Но что делать, если мы расходимся во мнениях?

Ответ: Вот и прекрасно! Как раз соединение между плюсом и минусом генерирует энергию. Это хорошо, что мы не совпадаем во мнениях. Нужно лишь научиться, как соединяться поверх всех противоположностей. Потому соединение, к которому приводит наука кабала – это очень не простое понятие.

Нам необходимо найти особую силу в природе, которая поможет нам соединиться, несмотря на всю нашу противоположность. Противоположные мнения остаются, но мы знаем, как примириться поверх них, чтобы "все преступления покрыла любовь".

Это очень глубокий принцип. Мы оба преступники: и ты, и я, но мы строим между нами мост поверх нашей ненависти.

Рассказано в книге Зоар, что десять учеников Рабби Шимона, сидевших в пещере и писавших эту книгу, настолько ненавидели друг друга в начале учебы каждую полночь, что желали испепелить друг друга.

Но по мере того, как они учились вместе и прикладывали усилия, чтобы постепенно построить мост, над своей страшной ненавистью, они делали духовные раскрытия, о которых потом рассказали в книге.

Такой мост можно построить только над противоположными мнениями.

Вопрос: Выходит, что при любом разногласии во мнениях всегда возможно построить мост между нами?

Ответ: Всегда возможно построить мост над противоречиями. И даже более того, запрещено давить на человека, заставляя отказаться от своего мнения. Чем больше он противоречит другому, тем лучше.

Вопрос: Что же построит мост между нами?

Ответ: Можно привести в пример любую электрическую или электронную систему, которая работает именно за счет того, что сжигает энергию от разности потенциалов двух подходящих к ней проводов.  

Когда мы находимся в противоречии друг другу, благодаря своей эгоистической природе, и в то же время соединяемся поверх нее – два эти уровня строят в нас духовное постижение.

Между этой разностью потенциалов мы и постигаем духовный мир, узнавая не только наш сегодняшний материальный мир, но и высший мир. Постижение духовного мира называется душой.

Из программы на радиостанции 103FM, 15.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Глобальная тьма перед глобальным рассветом

Праздник освобождения от пут ненависти

Весь мир в изгнании, вся земля – Египет

Выборы продолжаются

каббалист Михаэль ЛайтманРасколотый народ

По итогам выборов в Израиле социальные сети демонстрируют два сильных ощущения, охватившие народ: ликование после победы вопреки всему и тяжелое разочарование от неудачи. Некоторые из тех, кто считает себя проигравшими, уже заводят разговор о бесперспективности жизни в Израиле: "Не пора ли собирать пожитки и уезжать?"

Полагаю, это не просто шутка или проявление чувств. Встречаясь за границей – например, в США – с израильтянами, я не нахожу среди них краски правого спектра израильского общества. Напротив, там доминирует левая сторона.

И это – их естественное тяготение. Ведь они действительно не чувствуют связи с Израилем так, как чувствуют ее в правом лагере. Разумеется, я никого не осуждаю, просто таково положение дел.

Я бы, со своей стороны, обращался и к тем, и к другим. Ведь в нынешней ситуации мы не можем продолжать жить по-старому, не можем и дальше взращивать ненависть, конфликты, антагонизм, взаимное противостояние.

В этих выборах участвовали 26 партий. Как в такой маленькой стране может быть так много партий и мнений? Если это и хорошо, то лишь при условии, когда что-то объединяет нас в единый народ. Однако мы видим, что такого фактора нет. 

Павшие в ненависть

На самом деле перед страной стоит главная проблема – как найти между нами верную основу, надежный общий знаменатель?

Это станет возможным, только если силу своего эгоизма, который вызывает между нами раздор и внутренние войны, мы начнем уравновешивать силой любви. Она заложена в нашем народе, и мы жили по ее законам до разрушения Второго храма, павшего из-за беспричинной ненависти.

Тогда мы упали со ступени любви в ненависть, а сегодня, в конце изгнания, должны взойти обратно – из беспричинной ненависти к любви между нами. Только так мы создадим ситуацию, при которой никому не захочется отсюда уезжать и все будут жить в мире, радости и безопасности.

Так было всегда – нас спасало только единство. Изначально наш народ был основан на объединении совершенно чуждых друг другу людей в Древнем Вавилоне под началом Авраама. Так народ и жил – лишь при условии единения в любви над ненавистью, по принципу: "Все преступления покроет любовь".

Положить конец расколу

Вот и сегодня нам нужно понять, как навести между нами мосты и преодолеть взаимную ненависть любовью. Только так мы сможем продолжить путь.

Я очень надеюсь, что это послание услышат и те, и другие, что правая часть населения не поддастся сильной эйфории, а левая – сильному разочарованию.

Ведь настал момент истины, но мы не видим, где оказались. Часть общества полагала, что уже достигла успеха, – и вдруг начала пробуждать такие противостоящие силы, из-за которых упустила даже то, что имела ранее.

И следующий шаг, который нам необходим, – это единение народа над всеми этими различиями и противоречиями, над отчуждением и взаимной ненавистью. В нашей истории уже случались междоусобицы, и сейчас нельзя доводить до такого. Это ослабляет нас и грозит последствиями, о которых не хочется даже думать.

Согласно науке каббала, мы не застрахованы от нового изгнания, при котором от народа не останется ничего. Ведь нас больше не скрепляют прежние традиционные связи, как это было когда-то.

И потому нам необходимо найти способ, методику, которая соединит все концы спектров и сплотит нас в один народ. Над правыми и левыми воззрениями надо подняться в это состояние единого народа. Там мы найдем такое восполнение, в котором каждый ощутит совершенство.

Это на нас возложено, и это возможно. Я очень надеюсь, что народ задумается об этом.

Прежде всего, надо понять, что другого выхода нет, что прежний подход изжил себя. Не стоит сводить счеты за прошлое – давайте устремим взгляд в будущее. Такова методика, и таково единое состояние, в котором отныне все мы можем существовать.

Из беседы о выборах, 18.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Единство как спасение

Победа – одна на всех

Выборы закончились – выбор остался

Единство как спасение

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Приведет ли нас единство народа к одному мнению, к одной партии? Или мы сможем оставаться при своих мнениях, в то же время соединяясь над ними?

Ответ: Мы никогда не капитулируем друг перед другом. Потому-то и сказано: "Все преступления покроет любовь". Каждый – "преступник", каждый – эгоист, каждый хочет перетянуть на свою сторону весь мир или хотя бы весь народ Израиля. Каждому хочется быть министром, а то и премьером. Это ясно.

Однако над всем этим нам нужно утверждать точку единения. Ведь только единство, сплочение между нами позволит каждому не чувствовать себя ущемленным, дискриминированным, проигравшим. Давайте же научимся тому, как это делать.

А пока что примем нынешние результаты, которые уже говорят нам о том, что нельзя и дальше продолжать разделение, раскол народа. Надо поставить перед собой лишь одну задачу – единство – как ступень, лежащую над всеми нами. И в этом нам требуется всеобщее социальное согласие между светскими и религиозными, правыми и левыми, евреями и арабами.

Левые хотят уехать из страны из-за "безнадежной" ситуации – иными словами, они потеряли надежду на власть. Так вот, любые претензии на власть сегодня безнадежны. У нас есть лишь предоставленная самой Природой уверенность в том, что мы должны быть едины между собой, как и вся Природа в целом. Подобно ей, нам необходимо универсально, глобально, интегрально консолидироваться.

Мы обладаем методикой, способной объединить всех в один народ, в одно целое. Нужно только усвоить тот факт, что в раздоре у нас нет шанса на существование.

Из беседы о выборах, 18.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Выборы продолжаются

Победа – одна на всех

Выборы закончились – выбор остался

Победа – одна на всех

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что делать человеку, который испытывает сейчас эйфорию от победы на выборах или, наоборот, разочарование от поражения?

Ответ: Как в день выборов всё перевернулось с одной стороны на другую, так и завтра всё может перевернуться обратно. Говорю об этом со всей ответственностью.

Мы еще не знаем, какие силы способны пробудиться, если мы не устремимся к единству между нами. В таком случае правый лагерь не сможет восторжествовать и насладиться плодами своей победы.

Ведь это не победа. Подлинная победа возможна, только когда все мы торжествуем ее и пользуемся ее благами.

В качестве первого шага на пути к ней нам нужно отдать себе отчет в происходящем и понять: у нашего народа нет иного выхода, кроме всеобщего согласия в том, что пора покончить со всеми распрями, перестать растаскивать средства из государственной казны. Каждая партия старается "почерпнуть" из нее как можно больше, и это явление уже охватывает самые высокие ранги.

Объединение между нами, или обучение ему, должно определять всю нашу повестку дня. И это обучение надо предоставить всем, от мала до велика.

Сейчас у нас есть шанс, и он представляется мне последним.

Из беседы о выборах, 18.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Выборы продолжаются

Единство как спасение

Выборы закончились – выбор остался

Страница 106 из 130« Первая...104105106107108...Последняя »