Записи в разделе 'Отрывки из утренних уроков'
Работа в сердце

каббалист Михаэль ЛайтманМолитвой называется работа в сердце, потому что разум сопротивляется ей, и нужно идти против него. То есть я прошу у Творца то, чему сопротивляется все мое естество, а потому для каждой молитвы требуется особая работа в сердце, ведь я хочу идти против своего ума и разума, доказывающих мне прямо противоположное.

Но я не хочу понять разумом, что стоит работать на Творца, а хочу работать именно верой выше знания.

Интересно, как это работает, ведь я чувствую, что все во мне сопротивляется: я не хочу объединения, учебы, альтруистических действий, распространения и связи с товарищами. Я не желаю использовать никакие средства, которые могут приблизить меня к Творцу.

И это внутреннее сопротивление с каждым днем становится все откровеннее, но я всякий раз должен поступать именно наоборот. Я вижу это нежелание внутри и точно представляю, где оно находится в моем эгоизме, но снаружи должен сделать прямо противоположное.

Ничто меня к этому не тянет и не обязывает, никто не заставляет меня, но я сам стараюсь найти силы для того, чтобы сделать что-то ради отдачи выше своего разума. Именно так происходит переход из знания в выше знания, выше желания. И это и есть переход из материального мира в духовный. Весь духовный мир построен выше знания, выше моего обычного желания.

Из урока на тему "Вера выше знания", 22.11.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Все выше и выше

Путь через разбитое сердце

Молитва – это работа в сердце

Отрывки из урока 22.11.2020

каббалист Михаэль ЛайтманУ меня нет ничего, кроме моего желания, и как же я могу отказаться от него? Всю свою жизнь я следовал своей рациональной логике, и вдруг пойду против нее, будто лишился ума и разума?

Но наука каббала не толкает нас идти без ума и знания, а учит подниматься выше них. Знание и разум остаются, мы их не перечеркиваем, а только всегда поднимаемся над ними и делаем наоборот.

Поэтому идущий выше знания стимулирует свое знание расти все больше и больше. И чем больше растет его ум и знание, тем выше он поднимается, чтобы действовать над ними, а потому становится все умнее и в материальном мире, и все дальше продвигается в духовном. Так он все время растет: в знании и затем выше знания, и снова в знании и выше знания…

Поэтому мы никогда не отменяем свое знание и не идем ниже его, как это происходит в религиях, а всегда идем верой выше знания. Полученная вера выше знания обращается в знание и снова надо идти выше него – так мы поднимаемся по духовным ступеням.

* * *

Если я хочу приблизиться к Творцу и почувствовать его, то мне необходимо свойство отдачи. А для этого есть единственное средство: приблизиться к людям. И поэтому Творец создал одного человека, одну душу и разбил ее на множество частей, чтобы эти пиксели сами соединились между собой. 

И когда эти пиксели соединяются обратно в одного человека, таким путем они начинают все больше ощущать Творца.

* * *

Наш мир – это фундамент, созданный Творцом, с которого мы должны каждый раз подниматься. Этот мир как склад всех разбитых сосудов. Нам приходится все время падать до этого мира, проникаться еще более низким разбитым желанием, а затем подниматься, чтобы его исправить и наполнить. А потом снова падать и подниматься – таков духовный путь.

Из урока на тему "Вера выше знания", 22.11.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из урока 17.11.2020

Отрывки из урока 12.11.2020

Отрывки из урока 21.10.2020

Колодцы Ицхака

каббалист Михаэль ЛайтманЕсть такой феномен, что после многих лет изучения науки каббала человек вдруг обнаруживает, что у него пропало всякое желание к духовному, вся мотивация, все горение, которое было у него прежде. И он не знает, откуда взять силы. У него нет сил даже на то, чтобы попросить Творца дать ему силы стремиться к духовному.

А кроме того, он должен заботиться о том, чтобы иметь силы преодолеть свое желание насладиться и использовать его ради отдачи. Поэтому работа идет в два этапа, которые чередуются один с другим.

Иногда я сражаюсь со своим желанием насладиться, чтобы преодолеть его и совершить действия отдачи. А иногда я воюю за само желание к духовному, потому что оно пропадает, и я становлюсь относительно духовного как мертвый, и не желаю ни просить, ни получать помощь.

Над обоими этими состояниями надо работать, и это называется рыть колодцы Ицхака. Внутри желания насладиться, которое называется "земля", надо выкопать колодцы – символы ощущения недостатка, стремления достичь духовного, после чего эти колодцы наполнятся водой, водами Торы, светом Хасадим.

Я рою колодец, потому что хочу обрести желание к духовному, желание достичь Творца и слиться с ним, потребность в отдаче. Передо мной простая земля, а я хочу превратить ее в духовное поле. И потому я произвожу действия внутри эгоистического желания, хочу раскопать его и раскрыть в нем пустоты, чтобы из этой земли достичь небес, духовного мира. Такова работа Ицхака. 

Я копаю свое желание насладиться, чтобы понять, как использовать его для действий отдачи, для любви к товарищам, а через них любви к Творцу. Я хочу извлечь из этого желания стремление к отдаче, любви, объединению. У нас нет никакого другого материала, кроме этого, и его надо привести к исправлению.

Сначала я выкапываю скважину в своем желании насладиться – стремление работать со своим желанием ради отдачи. А затем эта скважина наполняется водой и становится колодцем, позволяя мне правильно работать с землей, с общим желанием.

Если мы хотим построить дом, то сначала надо выкопать яму под фундамент. И то же самое в духовном: нужно копать в земле, то есть в сердце, и вычистить оттуда весь прах. Это значит извлечь из желания все эгоистические намерения. И тогда можно начать строить на этом месте, то есть добавить к желанию намерение ради отдачи, и возвести здание. Когда сердце остается пустым, без всякого наполнения, тогда наступает время строительства.

Человек должен вытащить из своего желания намерение ради себя. Творец нарочно поместил в наше желание эгоистические намерения, будто вбил сваи. А нам нужно вытащить их и заполнить оставшиеся ямы водой, чтобы получился колодец. Так мы получим плодородную землю и сможем на ней строить.

Желание остается желанием насладиться, а наша работа: заменить в нем эгоистическое намерение на отдающее. Если есть намерение ради отдачи, то уже можно использовать желание и построить из него здания, ступени отдачи – наши формы, подобные Творцу.

* * *

Отделить эгоистическое намерение от желания можно только за счет группы, объединения с товарищами. В одиночку невозможно изменить намерение и даже приблизиться к этому.

Мы объединяемся и копаем вместе наше общее желание, как вместе строят дом на сваях: выкапывают скважины, заливают их бетоном, а на этих колоннах уже возводят дом.

Мы обнаруживаем, что все наши намерения эгоистические, ради себя. И потому мы хотим выкопать их из земли, из наших желаний, и поместить на их место намерения ради отдачи.

* * *

В Торе есть много рассказов, связанных с колодцами. Рассказывается, как Авраам открывал колодцы в пустыне около Беер-Шевы, про колодцы Ицхака. Встреча с будущей невестой тоже происходит у колодца. Герой отгоняет от колодца злодеев, сдвигает с него тяжелый камень и поит всех водой.

Это символизирует человека, который за счет обретенных намерений ради отдачи может сдвинуть камень (каменное сердце), затыкающее колодец, и тогда все могут насладиться находящейся в колодце водой.

Так Тора рассказывает о работе в одной линии и в трех линиях, о разных духовных ступенях, но это всегда происходит у колодца с водой.

Скважина, наполненная водой, то есть светом Хасадим, превращается в колодец с живой водой. Свет Хасадим может дать земле силу и вырастить урожай.

* * *

Вырыть колодец – означает получить намерение ради отдачи внутри испорченного желания, которое называется просто землей. Нужно найти место, где должен быть колодец. Почувствовать недостаток и начать копать землю, пока эта выемка в земле не начнет наполняться водой, свойствами Бины, то есть нашими устремлениями работать не ради себя, а ради отдачи.

Когда отдающее намерение наполнит всю эту яму внутри желания насладиться, тогда мы сможем пользоваться этой водой, чтобы оросить землю и оживить посевы, напоить животных: ослов, верблюдов, или людей, и так постепенно прийти к исправлениям. Копание колодцев – это начало духовной работы.

Из урока по недельной главе "Толдот", 21.11.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пустыня, ч.3

Колодец для жаждущего человечества

В поисках рыжей коровы и колодца воды

Темнота усиливает свет

каббалист Михаэль ЛайтманДуховный путь складывается из двух впечатлений: положительного и отрицательного. С одной стороны раскрывается недостаток, желание, неудовлетворенность, а с другой стороны, наполнение, свет, сладость. Два этих ощущения обязаны присутствовать, ведь невозможно ощутить одно без другого.

Если я не представляю перед собой великую, важную цель, то не почувствую потребности в наполнении. Поэтому надо готовиться и к ощущению недостатка, и к ожиданию наполнения: к радости и печали, которые поддерживают друг друга и не отменяют. В духовном правая и левая линии не мешают друг другу, а наоборот, обе соединяются в средней линии и дают нам правильное восприятие духовного.

Поэтому нужно подниматься над страданиями и преодолевать ощущение пустоты, но главное в работе – это сохранять баланс, правильную связь в средней линии между одним и другим. Если мы только страдаем, то это не называется духовным сосудом, а если только наслаждаемся приятным ощущением, то это не будет духовным наполнением.

В творении обязаны присутствовать оба ощущения, и только при их верном сочетании человек может правильно работать и приближаться к Творцу. В таком случае, для него главное не свое ощущение пустоты или наполнения, а удовольствие Хозяина, и он наполняется от своего служения Творцу, достигнутого слияния с Ним.

Темнота и свет, ночь и день, горечь и радость – все это соединяется вместе, и ничто не исчезает и не гасится, а восполняет друг друга. Если нам удастся их так соединить, то этим мы создадим сосуд для раскрытия Творца, в котором совмещаются недостаток, экран и отраженный свет. 

Творец создает творение с полного нуля и дает ему все средства для того, чтобы достичь совершенного состояния, подобного Творцу. Поэтому не надо стараться уменьшить свет или темноту – они необходимы нам оба вместе для раскрытия Творца. Когда правая и левая линии восполняют друг друга и совмещаются в средней линии, там внутри возникает условие для раскрытия Творца.

Темнота подчеркивает свет, усиливает его. Это словно свеча, горящая во тьме, в которой есть масло, которое пропитывает фитиль и позволяет ему гореть.

Нужно следить за собой, чтобы не гнаться лишь за хорошим ощущением, а присоединять к этому темноту и печаль, чтобы построить правильное кли. Творец дает нам лишь слабую искру, а мы должны разжечь из нее большое яркое пламя, которое осветит всю реальность. И это возможно лишь за счет увеличения кли.

Желание и свет, стоящие друг против друга, не должны гасить один другое. Нужно стремиться к средней линии, чтобы фитиль и масло работали вместе, излучая свет от своего горения. Все проблемы, трудности, вопросы, ограничения надо осознанно присоединить к работе, чтобы с помощью товарищей и уроков темнота и свет соединились в одно неразрывное целое. Тьма призвана усиливать свет.

Из урока на тему "Вера выше знания", 20.11.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Все выше и выше

О свете и тьме

Жизнь на грани тьмы и света

Финишная прямая или штрафной круг?

каббалист Михаэль ЛайтманЭволюция непременно приведет нас к подобию Творцу, добровольно или через страдания – есть только два пути. Вначале весь мир развивается неосознанно, лишь за счет сил природы. Но начиная с некого этапа развития, человек отрывается от своего животного существования и развивает человека в себе, духовную форму, подобную Творцу.

Такие люди могут притянуть к себе высшую силу и ускорить свое развитие, а через себя, как через открытый канал, передать эту силу развития всем остальным. В итоге все зло обратится в добро, но мы должны этому способствовать, став активными участниками этого процесса.

Мы находимся на финишной прямой процесса развития, а потому стоит принять в нем самое активное участие, чтобы нас не отбросило назад. Иначе есть опасность, что получится словно в детской игре, когда игрок каждый раз продвигается на несколько шагов вперед, но после очередного броска кубика вдруг резко скатывается вниз, почти в самое начало игры.

Если мы хотим избежать такого возврата на штрафной круг эволюции, то стоит соблюдать законы природы, законы Творца, и стараться все больше объединиться и связаться с высшей силой. И тогда через нас будет перетекать все больше света в мир.

Мир ни в чем не виноват, все зависит от части "Исраэль", стремящихся к Творцу – тех, кто связывает все народы, весь этот круг с Творцом через линию, прямой канал.

Из урока на тему "Объединение мира в последнем поколении", 18.11.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Два управления: небесное и земное

Сюрпризы эволюции, ч.4

Куда ведет нас эволюция? Ч.3

Два управления: небесное и земное

каббалист Михаэль ЛайтманВ мире действуют два управления: небесное и земное. Одно действует со стороны природы, продвигая программу эволюции, как запланировано, "в свое время", ведя каждого и всех вместе к заранее назначенному состоянию. В итоге, две силы – добро и зло – обязаны соединиться вместе, восполнить друг друга и полностью раскрыть нам Творца.

Высшая сила создала добро и зло и отпечатала их в творении. И теперь они должны объединиться, чтобы внутри этого единства проявить Творца. Таков план небесного управления, и мир непременно его выполнит, в этом нет никаких сомнений.

Природа будет с жестокостью продвигать нас к этому исправлению. Вымершие динозавры, взрывающиеся вулканы, волны цунами, войны – все это доказывает, что природа продвигает программу небес без всякой жалости, не считаясь с тем, что это вызывает страдания в нашем эгоизме.

Но у человека, у самой развитой части природы, есть возможность познакомиться с этим процессом, с программой творения и его целью, и стать помощником Творца в ее исполнении. В таком случае он назовется "человеком".

Если человек берет управление в свои руки и сам стремится стать подобным Творцу, то ускоряет развитие и уменьшает страдания. Но он старается не ради себя, а только чтобы поддержать программу творения и доказать всем правоту Творца, оправдать Его во всем.

Из урока на тему "Объединение мира в последнем поколении", 18.11.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Финишная прямая или штрафной круг?

Две силы, вытекающие из одной

Сила добра и сила зла, ч.2

Не поодиночке, а всем миром

каббалист Михаэль ЛайтманНадо всегда помнить, что мы принадлежим одной душе, одному желанию, хотя оно и разбилось за счет прегрешения Адама, и находимся под управлением одной силы, которая называется "Творец". Нет ничего, кроме этого: только Творец и творение – две силы одна против другой.

Творение разделилось на множество частей, и теперь есть человек, его семья, народ, страна, материальная жизнь и духовная, но надо постараться соединить все это вместе. Ведь относительно Творца все едино, Творец продвигает все творение от разобщения к единству.  Благодаря анализу и синтезу множества противоречивых желаний и мыслей, в стремлении выяснить и соединить их вместе, мы можем раскрыть Творца, понять Его мысли и желания.

Поэтому развитие человека, которое до того было личным, индивидуальным, становится в наши дни интегральным процессом. Человечество чувствует свою полную взаимосвязь и неспособность отделиться друг от друга. Мир движется к своему конечному исправлению, и этого состояния невозможно достичь небольшой группой или одной страной, а только всем миром. К этому ведет нас Творец и таким видит наше желанное будущее.

Группа Бней-Барух существует лишь для того, чтобы помочь Творцу осуществить это исправление во всем мире и раскрыть Его всем, передав людям методику и силу исправления.

Из урока на тему "Объединение мира в последнем поколении", 18.11.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Человечество – единая система

Чтобы воплотился замысел творения

Отношение природы к человечеству

Бесконечность Творца и его творения

каббалист Михаэль ЛайтманТворец создал желание творения небольшим, как Малхут мира Бесконечности. Бесконечность означала, что желание было полностью наполненным, то есть без границ, как полный стакан.

Но затем это желание должно развиться до бесконечных размеров. За счет того, что Творец создал творение, желание насладиться, обратным себе, это дает нам возможность раскрыть Творца без всяких границ и ограничений, без всякой остановки в пути до конца исправления и после него.

Когда мы закончим все исправления, покрыв все желание насладиться намерением отдачи, то дальнейшее продвижение продолжится в других формах, уже не за счет недостатка. Однако все равно продолжится бесконечное движение вперед, ведь только так можно раскрыть бесконечность Творца.

Из урока на тему "Объединение мира в последнем поколении", 18.11.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовный мир бесконечно прекрасен

Отрывки из уроков 12.06.2020

Бесконечный источник наслаждения

Двигатель внутреннего горения

каббалист Михаэль ЛайтманРаскрытие Творца происходит из самого низкого состояния, "из праха", как сказано: "Из праха ты вышел и в прах возвратишься". Мы все время падаем в состояние праха, теряя всякий интерес к духовному, желание, вкус. И из этого праха нам надо подняться: "Да поможет человек ближнему".

Сам человек не может подняться из падения, а только если другие подадут ему пример и пробудят его. Тогда это будет правильным подъемом, а не за счет эгоизма. Товарищ помогает подняться мне, а я – товарищу, то есть я работаю в группе, и тут действуют силы объединения. Только в таком случае это будет духовным действием.

Если человек упал в состояние праха, то у него самого нет никаких сил. Единственная надежда на десятку. Я никогда не смогу найти силы для продвижения в себе самом. Эгоизм пытается меня обмануть: "Постарайся, и ты сам справишься!" Но это работает только в нашем мире, а в духовном – нет. Там я могу подняться только за счет сил группы: "Да поможет человек ближнему". Иначе это будет не подъем, а самообман.

Я внизу, а товарищи наверху, и так мы поднимаем друг друга, словно альпинисты, связанные одной веревкой.

Я аннулирую себя перед десяткой, стараясь почувствовать себя меньше всех, и за счет этого получаю от нее силы. А затем с этими силами, полученными от товарищей, я делаю обратное действие и помогаю им. 

Отменив себя перед группой, я получаю от нее высшую силу, которая действует на меня и пробуждает. Я был ниже всех, но теперь с полученной от группы силой влияю на всех остальных, то есть становлюсь для них как Творец. Сначала я получил от товарищей как Малхут, а теперь отдаю им как Кетэр. Так я работаю, словно поршневой двигатель: Малхут-Кетер, Кетэр-Малхут.

Каждый должен быть и самым маленьким в десятке, и самым большим. Если каждый из десяти так работает, то у нас получится двигатель с десятью цилиндрами – представляете, какая мощь! Все поршни дружно накачивают наш общий объем, пока не переполнится мера, и внутри раскроется Творец.

На первый такт поршня я утопаю в десятке и черпаю оттуда желания товарищей, а на второй такт – поднимаю эти желания к Творцу. Этот подъем называется МАН, ведь я прошу за всех, и получаю свыше силу. А с этой силой я опускаюсь вниз и передаю ее товарищам, снова получаю от них новое желание и поднимаю его как молитву, МАН.

Так я все время поднимаюсь и опускаюсь: МАН – МАД. И так же работает каждый в группе, все наши десять цилиндров. Я проникаюсь их желанием и хочу поднять товарищей, приблизить их к Творцу. А от Творца я получаю в подарок силы, наполнения, раскрытия, и передаю товарищам. Я работаю как передаточный канал в обоих направлениях, желая поднять всю группу к Творцу.

Из урока на тему "Вера выше знания", 17.11.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Алмазная шахта

Как превратить пыль в бриллианты

"Выпрямитель" пути

Радость заповеди

каббалист Михаэль ЛайтманЗаповедь – это возможность сделать что-то приятное Творцу. И чем тяжелее состояние, которое не ощущается в моем эгоизме как приятное, тем лучше. Ведь это значит, что я не имею в этом действии эгоистической мотивации, а действую против эгоизма.

Тогда это действительно называется заповедью, то есть я выполняю указание Творца приблизиться к Нему, несмотря на сопротивление своего эгоизма.

Радость заповеди в том, что я могу совершить действие против своего желания насладиться, с каждым разом все больше и больше. Это может быть небольшое достижение, но главное, чтобы оно было относительно объединения. Все, что мне нужно – это соединение с товарищами и урок: вот два инструмента приближения к Творцу.

Если я каждый день выполняю и первое условие, и второе – значит день не прошел зря. Так нужно рассматривать свою жизнь, и тогда она пройдет со смыслом и принесет особый результат.

Из урока на тему "Вера выше знания", 17.11.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что значит выполнять заповеди?

Чтобы прийти к заповеди любви

Отрывки из уроков 20.04.2020

Отрывки из урока 17.11.2020

каббалист Михаэль ЛайтманМы собираемся на урок не для того, чтобы накопить знания, а чтобы достичь нового, дополнительного соединения. "Урок" (шиур) означает "мера", на которую мы можем еще сильнее объединиться между собой.

* * *

Сказано в Книге Зоар: "Счастлив человек, оказавшийся между первых десяти, собравшихся на молитву, поскольку им восполняется объединенная десятка, которая словно один человек, в котором воцаряется Шхина." 

Речь идет о человеке, которому посчастливилось быть в первой десятке, пришедшей к раскрытию Творца, чтобы доставить Ему удовольствие. Десятка превращается в канал, передающий раскрытие Творца всем. Они хотят связаться с Творцом и передать Его раскрытие всем творениям. Это называется оказаться "среди первых десяти".

Из урока о важности урока, 17.11.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из урока 12.11.2020

Отрывки из урока 21.10.2020

Отрывки из урока 15.10.2020

Поколение исправления

каббалист Михаэль ЛайтманЕсть надежное лекарство против вируса – объединение. Это спасительное средство от всех проблем, потому что тогда мы становимся подобными общей природе, которая вся глобальная и интегральная. И если мы так соединяемся, то больше связываемся с общей силой природы, которая правильно наладит все системы нашей жизни.

В природе действует общий закон, управляющий всеми нами. И для того, чтобы приблизиться к этому закону и вступить с ним в правильное взаимодействие, мы обязаны объединиться. Так же как неживая материя, растения и животные соединяются в один симбиоз, так и люди должны объединиться.

Но почему же мы видим, что в природе один пожирает другого? Да потому, что мы, люди, относимся друг к другу эгоистически, и своим эгоизмом влияем на все остальные уровни природы: неживой, растительный и животный. Если бы мы исправили свое эгоистичное желание, то волк мирно бы жил рядом с ягненком, и в природе ни один не напал бы на другого.

Всем очевидно, что мы только выиграем от гармонии с природой. В нашем поколении этой гармонии обязано достичь все человечество, и поэтому оно называется поколением исправления.

Из урока на тему "Последнее поколение", 15.11.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Коронавирус – следствие взаимной ненависти

Зачем нужен вирус?

Лучшее лекарство от коронавируса

Тренироваться, чтобы стать слабее

каббалист Михаэль ЛайтманЧем больше спортсмен тренируется, тем сильнее становится, то есть тем больше усиливает свой эгоизм. А потому он всегда доволен своими достижениями.

Но каббалист, наоборот, хочет за счет занятий ослабить свой эгоизм, чтобы подняться над ним. И потому относительно эгоизма состояние кажется неутешительным, но для каббалиста это как раз желанное состояние, ведь он хочет пригнуть свой эгоизм.

Из урока на тему "Вера выше знания", 15.11.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Можно ли оценивать духовные усилия?

Спортивный забег по световой дорожке

Наша сила в слабости

Нейтральный исследователь

каббалист Михаэль ЛайтманКаббалист радуется плохому как хорошему. Но это не значит быть мазохистом, потому что каббалист не относит страдание к самому себе, а только к эгоизму, созданному Творцом. А эгоизм он воспринимает не как собственное желание насладиться, а как силу, приходящую от Творца.

Он смотрит на свое животное тело, как исследователь. В животном теле раскрывается сила получения, эгоизм, но каббалист хочет, чтобы в нем раскрывалась сила отдачи. А себя он воспринимает совершенно нейтральным исследователем, не относящимся ни к получению, ни к отдаче.

Из урока на тему "Вера выше знания", 15.11.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Взгляд на чужих самих себя из средней линии

Точка подъема над собой

Взгляд на себя сверху

Милосердие, справедливость и мир

каббалист Михаэль ЛайтманНеживая природа, растения и животные живут согласно заложенным в них природным инстинктам. Если есть хорошие внешние условия, то они размножаются, а если становится хуже, то увядают.

Но человек подстраивает окружение под свои нужды, изменяет его, чтобы сделать комфортнее. Если условия плохие, то человек улучшает их: проводит воду в те места, где нет воды, разжигает огонь, обогревая себя, и даже изобретает холодильник. Он сам создает для себя хорошие условия.

Если бы человек не создавал благоприятную среду для своего обитания, сейчас на Земле не было бы восьми миллиардов людей. За последнюю сотню лет население Земли выросло в четыре раза.

В природе не бывает такого стремительного роста популяции. Но люди стремятся изменить природу: неживой, растительный и животный мир вокруг себя, чтобы построить удобную окружающую среду согласно своим эгоистическим интересам.

В природе нет другого такого вида. Животные в какой-то степени обустраивают свою жизнь: роют себе норы и даже запасают продукты на зиму. Но в отличие от людей, они не строят электростанции и бензозаправки и т.п., а используют лишь те силы, которые получили от природы, не собираясь улучшить и усовершенствовать их, чтобы с их помощью построить более совершенный мир. На такое способен только человек. 

Если человечество будет продвигаться правильно, пользуясь всеми данными нам от природы ресурсами, то мы сможем избавиться от всех проблем. За счет правильного объединения людей возможно исправить свою природу и прийти к прекрасной жизни. 

Человечество пытается инстинктивно использовать для построения общества четыре категории: милосердие, справедливость, истина, мир, но мы видим, что современное состояние общества – это результат неправильного использования эти четырех принципов.

Если мы узнаем, как правильно использовать эти принципы: милосердие, справедливость, истина, мир, то достигнем всех благ. Это четыре основы, отличающие человека от животного, с помощью которых строится человеческое общество.

В неживом, растительном и животном мире нет такого понятия как "общество". Хотя и существуют такие объединения как дружный муравейник или стая, но там все действует на основе инстинкта, управляемого природой.

Если же человек хочет хорошей жизни, то это невозможно без правильно организованного общества. А потому мы обязаны внедрить четыре принципа: милосердие, справедливость, истина, мир.

Истина – это самый верный принцип, но проблема в том, что он нам не известен. Истина – это имя Творца (эмэт): буквы алеф-мем-тав. "Алеф" – первая буква алфавита, посередине "мем" – свойство Бины, и в завершение "тав" – последняя буква алфавита. Так получается истина, имя Творца. Этим словом, этими буквами высшая сила создала все творение.

Но мы не способны управлять человеческим обществом с помощью категории истины. А потому вместо истины используем милосердие, справедливость и мир, чтобы хоть как-то приблизиться к истине.

Истина – это полная отдача, природа Творца. Но поскольку мы не способны действовать согласно свойству отдачи, которое называется истиной, то стараемся хоть как-то к нему приблизиться, чтобы не проглотить друг друга. И эти вспомогательные принципы называются: милосердие, справедливость и мир.

Это не совершенные принципы, но за неимением выбора нам приходится руководствоваться ими, чтобы сохранять между нами более-менее человеческие отношения.

Из урока по статье Бааль Сулама "Мир в мире", 10.11.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

С кем правда?

Путь к истине

Остерегайтесь торговцев истиной

Страница 5 из 793« Первая...34567...Последняя »