Записи в разделе 'Отрывки из утренних уроков'
Пурим – Конец исправления

каббалист Михаэль ЛайтманОбычно праздники, принятые у разных народов, устраиваются в честь какого-то исторического события, произошедшего в этом мире.

Но поскольку народ Израиля когда-то отделился от других народов для выполнения особой миссии, чтобы реализовать на себе исправление человеческой природы, а затем привести к нему все человечество, то и его праздники имеют особый, связанный с этим смысл.

И история, описанная в Свитке (Мегилат) Эстер (о Мордехае, царе Ахашвероше,   царице Эстер, спасшей от гибели евреев, которых задумал погубить злой Аман) и посвященная празднику Пурим, как раз и объясняет, как достичь этой цели. Поэтому написано, что все праздники в будущем отменятся, кроме праздника Пурим, потому что во время него, на этой ступени, светит самый большой свет, включающий в себя все предыдущие ступени.

А все праздники народа Израиля – это символы особых состояний на лестнице духовных ступеней, по которой мы поднимаемся от этого мира до мира Бесконечности, достигая все большего подобия Творцу в отдаче, в любви, в соединении между нами.

Поэтому каждая высшая ступень включает в себя более низкие ступени, как свои составляющие. И Пурим, как самая высокая ступень, разумеется, включает в себя все предыдущие, более мелкие ступени, которые отменяются перед ним и входят в него. В итоге, не останется ни одного праздника, кроме праздника Пурим. 

Как приходят к этому празднику? Вся наша работа основана на подъеме молитвы (МА"Н) о соединении и любви между нами, которого мы пытаемся достичь, ведь вся она посвящена исправлению разделения. Сначала мы должны соединиться на ступени "отдача ради отдачи", что означает свойство Мордехая.

А когда мы уже доходим до "царских ворот" (как рассказано о Мордехае, сидевшим в царских воротах), то там встречаем своего Амана – огромное и ужасное эгоистическое желание, которое нам раскрывается. Тогда нам нужно его исправить и в его келим получить свет с намерением Мордехая, "ради отдачи". Так получают свет Мордехая в келим Амана и достигают Конца исправления (Гмар Тикун).

Нам нужно взять у своей природы, своего эгоистического желания его силу, его "духовный сосуд", и добавить к этим желаниям намерение "ради отдачи", чтобы оно начало властвовать над ними, "оседлало их верхом", словно Мордехай выезжающий верхом на коне.

Из урока по статье из книги "Шамати"

Предыдущие сообщения на эту тему:

История Пурима – "Раскрытие скрытого"

Почему же Царь любит Амана (эго)?

Светлый праздник Пурим

Пурим – финал всех исправлений

каббалист Михаэль ЛайтманПурим – это финал всех исправлений, при которых надо каждый раз смешивать желания получать с желаниями отдачи, чтобы они включились друг в друга.

Ведь цель творения – наполнить получающие желания всем светом Хохма с намерением ради отдачи. Но отдающие желания очень слабые, у них нет никакой связи с получением наслаждения. Отдача – это Бина, которая противоположна Малхут.

Поэтому необходимо как-то пробудить отдающие желания, чтобы они захотели что-то сделать. Ведь праведник ни в чем не нуждается. Мордехай сидит на камне в царских воротах и ни о чем не беспокоится, пока не видит, что ситуация опасная, и невозможно больше сидеть спокойно.

Иначе, пропадут даже отдающие, легкие желания, смешавшиеся с получающими желаниями во всем большом царстве Малхут – народ Израиля, рассеянный по всем 127-ми странам.

Но с другой стороны, невозможно работать с отдающими желаниями, не задействовав получающие желания, поскольку надо реализовать исправление. Поэтому надо сначала пробудить Амана, чтобы получающие желания подумали, будто свет предназначен только для них. Мы видим, что в процессе эволюции наш эгоизм все время растет и в итоге хочет поглотить все. 

И в то же время, выясняется, что цель творения не может реализоваться в получающих желаниях. Эгоизм для этого совершенно не предназначен. Он конечен, и, наполняясь, теряет желание. Свет гасит желание, и поэтому невозможно получить бесконечный свет в получающие желания. Сами по себе они очень ограниченные.

И тем более невозможно получить свет в отдающие желания. Они не хотят получать, а хотят только отдавать. Поэтому необходимо особое сочетание получающих и отдающих желаний, которое называется "средняя линия". Использование обоих видов желания в правильном сочетании решает эту проблему. И это решение должен найти человек! Творец не будет организовывать такое исправление и доводить до конца.

Поэтому сначала дается сила Аману, чтобы подумал, будто все для него, и начал управлять, а противоположные ему отдающие желания захотел уничтожить, то есть использовать ради себя. Аман рассчитывал восседать на коне и командовать Мордехаю, куда вести коня.

Но получилось все наоборот, ведь возможности эгоистической отдачи тоже ограничены: ограничено намерение ради себя. Эгоизм, наполнившись, пропадает, поскольку наслаждение гасит желание. А потому единственный способ получить бесконечное наслаждение и неограниченное наполнение – это получать ради отдачи. Только такой сосуд не ограничен.

Выходит, что Мордехай восседает на коне, а Аман ведет коня туда, куда укажет Мордехай. Это называется "получить света Амана в сосуды Мордехая". И тогда мы можем получить все наслаждение, приходящее от Творца, в получающие желания, направленные на отдачу, и потому не ограничивающие наполняющий их свет.   

Поэтому в процессе исправления всегда происходит смешение получающих и отдающих желаний. Нужно отделить их друг от друга и дать преимущество то одним, то другим: то получающим желаниям, Аману, то отдающим, Мордехаю. Если не дать получающим желаниям развиваться, то мы не сможем продвигаться.

А если не дать Мордехаю, намерению ради отдачи, власть над получающими желаниями, то они будут ограничены. Поэтому все время происходит соединение двух этих подходов, пока не выстраивается четкая средняя линия, включающая получающие и отдающие желания вместе и приводящая к концу исправления.

Из урока по статье из книги "Шамати"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Помни...

Праздник Пурим в свете духовного исправления

Великий свет Пурима

Наша сила в единстве

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В статье Шамати 144 "Есть один народ" говорится, что "поскольку иудеи разделены друг с другом, то действуя против них, нашей силой, мы наверняка победим". Что это за "наши силы"?

Ответ: Дело в том, что эгоистические силы хотят войти в нашу среду и разделить нас, чтобы мы не были соединены между собой. В таком случае они отдаляют нас от Творца и могут делать с нами все, что захотят.

Но если мы объединимся между собой и со всем миром, то наша общая сила будет представлять собой духовную силу. Кроме этого нам ничего не нужно. Наша сила только в объединении.

Вопрос: Чего нам не хватает для такого объединения, чтобы стать примером для мира?

Ответ: Нам не хватает сближения друг с другом, попыток уничтожить все плохие мысли и желания, которые перетекают от одного к другим. Мы должны очень быстро набирать силу, скорость объединения, чтобы этим разогнать все противоположные мысли и действия.

Из урока по статье из книги "Шамати"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ответственность за объединение

Сила объединения мощнее всего!

Объединение и мир

"Есть один народ"

каббалист Михаэль ЛайтманСтатья №144 из книги "Шамати": "Есть один народ, рассеянный и разделенный среди других народов" (Мегилат Эстер). Аман сказал, что по его мнению, удастся уничтожить иудеев, ведь они разобщены и каждый отделен от ближнего своего, а потому конечно же одолеет их наша сила.

Ведь такое разделение ведет к удалению человека от Творца, и потому Творец не поможет им, если они оторваны от Него.

Поэтому пошел Мордехай исправлять этот порок, как рассказывает Мегила: "Собрались иудеи... Собрались, чтобы отстоять свои души" – то есть благодаря объединению спасли души свои.

Нет другого средства для спасения от всех несчастий и проблем, и находясь в физическом изгнании, и в изгнании духовном. Ведь это одно и то же изгнание и другого нет. Либо мы находимся под властью злых сил, чуждых святости, то есть сил разделения и разобщения – либо объединяемся, несмотря на них, и тогда побеждаем: используем данную нам возможность и поднимаемся на ступень единства

А внутри этого соединения мы начинаем раскрывать высшее состояние, духовный мир, высшую силу. Именно это нам сейчас предстоит сделать. Мир стремительно продвигается к этому выяснению. Нам же нужно выяснить свою позицию, чтобы стать силой, которая переведет этот мир из одного мира в другой, и быть готовыми к исполнению своей миссии.

В самое ближайшее время мы увидим, как все это явно материализуется и включается в работу. Все будут готовы к соединению, но будем ли мы готовы их соединить, сможем ли стать одним народом? От этого зависит всеобщий успех.

А иначе все злые силы мира поднимутся против нас. И это будет справедливо, поскольку они инстинктивно чувствуют, что все их проблемы связаны с нами. Невозможно будет обвинить их за эту ненависть, ведь нет никого кроме Творца, есть программа – так действует высшая сила, система. А нам нужно ее уравновесить – выставить добрую силу против злой и привести все к средней линии.

Из подготовки к уроку

Предыдущие сообщения на эту тему:

Первая зажженная свеча в цепочке единства

Спасение в единстве

Мир требует своего исправления

Почему же Царь любит Амана (эго)?

laitman_2011-02-25_9064Из статьи "О Пуриме" из книги "Шамати": Мордехай – праведник, и работает только ради отдачи. Он не ощущает никакой потребности подниматься по ступеням вверх, а довольствуется малым.

Царь же желал дать ему свет Хохма, исходящий из левой линии. Но работа Мордехая была только в правой линии. И что же сделал Царь – "возвысил Амана", то есть возвеличил левую линию, как сказано: "И поставил его над всеми министрами и дал ему власть".

Если человек всецело находится в отдаче, он не думает, что возможно также получать ради отдачи – ведь эти свойства противоречат друг другу. Я весь направлен только на отдачу, от себя, и только этого хочу. Я наслаждаюсь тем, что даю и думаю о других, и в такой форме моя отдача, действие, мысль, желание – все силы моей души направлены в одну сторону: от меня – наружу, к тому, кому я даю. Вот так устроено свойство "Мордехай" внутри нас.

Но если вдруг хотят раскрыть человеку всю его способность отдавать, то необходимо вырастить в нем получающие желания, чтобы он получал ради отдачи, и между ним и Творцом возникла соединение, взаимность.

А если я только отдаю кому-то, то между нами нет соединения. Мне только кажется, что мы связаны, ведь я нахожусь в нем, в его желаниях – но он не находится во мне! И поэтому между нами нет слияния, которое было целью творения. 

Соединение возможно, только если я также получаю от другого в той же мере, в какой хочу ему дать. И тогда между нами будет взаимность, ведь соединение возможно только для равного с равным – сколько я получаю, столько и отдаю!

Но если я получаю ради отдачи, чтобы вернуть другому наполнение, то такое действие включает в себя два противоположные свойства: получение, дающее наслаждение – и отдачу ради наслаждения другого. Поэтому наш Мордехай (свойство отдачи внутри нас) не понимает, как это возможно сделать. Мы действительно этого не понимаем, это очень высокое состояние. 

И как же побудить человека к такому действию и вывести его из равновесия, которое дает отдача ради отдачи, свойство Бины, не желающей ничего для себя – только отдавать сколько возможно? Как обязать его хотя бы подумать о получении, добавить получение к отдаче? Это очень сложное и многогранное действие, оно требует совершенно другого подхода, подлинной внутренней революции, чтобы понять, как можно им пользоваться.

Это работа, являющаяся результатом их взаимной связи, которая прежде никогда не представлялась возможной. И потому тут необходима очень большая,  дополнительная сила – чужая и жестокая, которая перечеркнет весь предыдущий подход – "отдачу ради отдачи", метод Мордехая, до такой степени, что Мордехай во мне почувствует себя упраздненным, недействующим! Я больше не способен отдавать ради отдачи и падаю в "нечистые желания"/клипот, просто пропадаю!

И только тогда раскрывается этот новый подход, возможность получать ради отдачи – но не раньше. То есть, как обычно, происходит развитие по всем 4-м стадиям, пока мы не достигаем решения.

Поэтому в истории Пурима действует так много разных персонажей – помощников Царя и Амана.

Из урока по статье из книги "Шамати"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пурим – Конец исправления

История Пурима – "Раскрытие скрытого"

Смятение в городе Шошане

Пурим – скрытие и раскрытие

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Рабаша, посвященной празднику Пурим, "Скрытие и раскрытие":

"Тьма – это мадайское (вавилонское) изгнание, которое навлек на себя народ Израиля, потому что Творец (З"А) погрузился в сон.

А грешник Аман, большой астролог, бросил жребий (пур), определить судьбу.

Ведь Аман и десять его сыновей –десять клипот (нечистых сил), поэтому знал, что Творец спит и его высшее управление не защищает народ Израиля (стремящихся к Творцу).

А потому, подумал Аман, пришло время уничтожить народ Израиля".

Аман – это все наше желание насладиться, против которого стоит весь свет Хохма, и он знает, что этот свет сейчас должен раскрыться.

Он только не знает, что это может случиться, только в средней линии, а потом и она отменяется и происходит переход к состоянию Первого сокращения (цимцум алеф).

Малхут соединяется с Зеир Анпином в средней линии, они поднимаются в Бину и достигают состояния Конца исправления.

Уничтожить народ Израиля – это значит уничтожить намерение ради отдачи, которое мешает получить свет Хохма эгоистически. 

Мордехай – это намерение отдачи, но если он действует один, без желаний Амана, то это лишь отдача ради отдачи, и значит, он перекрывает свет Хохма и не дает ему раскрыться.

Если человек не работает в средней линии, то даже самые хорошие его действия отдачи, закрывают ему путь развития - поэтому Мордехаю необходима связь с Аманом.

Когда начинается спор между ними: между намерением отдачи и эгоистическим желанием, то им становится понятно, как они могут или не могут соединиться.

Есть намерение ради отдачи, с которым можно использовать желания Амана, но сами эти желания не наполнятся – поэтому происходит столкновение между Аманом и Мордехаем.

Речь идет о том, как человек может создать правильное соединение двух противоборствующих сил, противоположных намерений – какие битвы, путаница и сомнения ждут нас на пути исправления, пока мы не найдем правильную методику.

Об этом рассказывает нам "Мегилат Эстер"

Из урока по статье Рабаша из "Даргот Сулам"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пурим – рождение исправленного мира

Беседа "Пурим"

Маккавейская война во мне

Смятение в городе Шошане

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи "О Пуриме" из книги "Шамати": "И все служители царские преклоняли колени и падали ниц пред Аманом, ибо так повелел о нем Царь", наделив его властью, и все согласились с этим.

Потому что путь Амана в работе нравился им больше, чем путь Мордехая. И все иудеи в Шушане приняли власть Амана, потому что трудно им было понять суждения Мордехая.

Все наши свойства, кроме свойства отдачи, развившегося из "точки в сердце", находились под властью отдачи, не желающей ничего для себя (хафэц-хесед), и умолкли, склонились. Но в тот миг, когда происходит взрыв эгоизма, что называется "царь возвышает Амана в нас" – тут же нам становится понятно и единогласно признается и сердцем, и разумом, что эгоистическое получение – это очень выгодное направление в работе и позволяет многого добиться.

И это не простой, земной эгоизм – речь идет о такой ступени эгоизма, которая вырастает уже над ступенью Мордехая (от слов мор-дрор), Бины. То есть это нечистые (эгоистические) духовные желания (клипа), "отдача ради своего эгоизма". Я совершаю духовные действия отдачи, но внутри них притягиваю к себе свет Хохма. Это метод жизни предлагает Аман.

Ведь если после ступени "отдача ради отдачи" в человеке просыпается желание получить, значит, его надо использовать! Но как? Человек уже стал праведником, он достиг ступени полной отдачи, им полностью правит это свойство. 

Но его эго пока не выросло, а только притихло и замолчало. И тогда Царь возвеличивает Амана – после ступени "отдача ради отдачи", свойства Бины, в нем начинает расти свойство получения, и он думает, как же получить? И тогда он решает использовать свойство отдачи, Мордехая, чтобы наполнить свои эгоистические желания – то есть чтобы Аман властвовал над Мордехаем.

И естественно, что все с этим соглашаются – все царство Ахашвероша, все желания человека, включая иудеев, то есть думающих об отдаче. Они соглашаются, что надо отдавать, - …потому что так можно больше получить. И все народы мира, и иудеи в городе Шошане – все согласны с тем, что говорит Аман, с отдачей ради получения. А это настоящая нечистая духовная сила (клипа), ведь она приходит уже после того, как человек достиг намерения отдачи. 

Такую работу поддерживают чувства, разум и общество. И действительно. Ведь Творец наслаждается, когда мы от Него получаем! Не хватает лишь "самого малого" – слияния, этой внутренней точки внутри Бины, которая есть в ней от Кетэр. Если углубиться в свойство отдачи, в Бину, то у него тоже есть свои "4 стадии", и там в самой глубине, в ее последней стадии мы чувствуем, что Творец хочет слияния, которое возможно при полном совпадении свойств!

Но все остальные свойства человека, кроме Мордехая, не ощущают этого соприкосновения Бины и Кетэра, соединяющихся вместе, благодаря которому Бина превращает себя в получающую (ЗА"Т дэ-Бина), чтобы отдавать тем, кто внизу нее. Никто не понимает, что происходит, все в смятении, и только одна эта точка в человеке, Мордехай, не согласна отдавать ради себя и понимает, что это против Творца, против самой высокой цели – то есть слияния.

Из урока по статье из книги "Шамати"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пурим – Конец исправления

История Пурима – "Раскрытие скрытого"

Почему же Царь любит Амана (эго)?

Пробуждения свыше и снизу

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Пурим – это пробуждение свыше, а Йом Кипур – пробуждение снизу. Но в любом случае должна быть некая готовность, чтобы было пробуждение свыше. Чем это отличается от пробуждения снизу?

Ответ: В принципе, мы всегда за то, чтобы вызвать пробуждение от себя, снизу. Но в то же время мы должны понимать, что пробуждение снизу осуществляется с помощью сожаления о наших прегрешениях.

А пробуждение свыше – это уже пробуждение от Творца, когда вы начинаете больше понимать, больше чувствовать, больше приближаться к Нему.

Вопрос: В идеале пробуждения свыше и снизу должны происходить одновременно?

Ответ: Нет, конечно. Одно за другим, попеременно.

Из урока по статье из книги "Шамати"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пурим – счастливый жребий

Пурим – финал всех исправлений

С благодарностью за пробуждение свыше

Как привлечь свет на общество?

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловек должен привлекать высший свет также и на посторонние мысли всех людей в мире в целом, поскольку он включает их в себя, и он должен склонить их на чашу заслуг.

И это именно, как сказано выше, – посредством привлечения высшего света на эти суды всего общества в целом. (Бааль Сулам, Шамати 33, "По поводу жребиев в Йом Кипур и у Амана")

Вопрос: Как привлечь свет на общество? Как привносить радость в келим группы?

Ответ: Когда твои товарищи начинают правильно выбирать свои действия, то работая в связи с ними, вы спрашиваете друг друга, объясняете друг другу, спорите между собой, выясняя, что является святостью, а что нет.

Вопрос: И как это приносит свет в группу?

Ответ: Дело в том, что вы стараетесь поступать, думать, мыслить, как свет.

Из урока по статье из книги "Шамати", 13.03.2025

Предыдущие сообщения на эту тему:

Привлекать свет исправления

Заставить свет воздействовать

Привлечь свет Творца

"Пока не сможем различить" между мной и тобой

каббалист Михаэль ЛайтманНаша цель – соединиться до такой степени "пока не сможем различить" (точно, как говорится в Пурим: "ад дэ-ло яда").

То есть я не хочу и не прошу ничего, кроме связи между нами, которая превращается в пустое кли, готовое для раскрытия Творца, раскрытия всей духовной лестницы. 

Из урока по статье Рабаша

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ради связи с Творцом

Думать только о сближении

Творец постигается в связи между нами

О чем говорит история Пурима

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вся история Пурима – это Конечное Исправление. Почему иудеи опять сомневаются? Ведь до этого много раз повторялась ситуация, когда они сомневались и, пытаясь получить ради себя, получали разбиение, казни и тому подобное. Что отличного в истории Пурима, что потом они перестанут сомневаться и пытаться получить ради себя?

Ответ: Это мы должны раскрыть. Но нам понятно, что для получения света Хохма необходим свет Хасадим, как облачение на него.

Все, что прошло по народу Израиля, нужно было только для того, чтобы вместе с народами мира создать общее кли, которое смогло бы получить весь свет Хохма. Вот и все. В итоге так оно и будет.

Вопрос: Чем иудеи в момент сомнения отличаются от народов мира? Ведь они, как и народы мира, согласны с Аманом. Значит, они отличаются только своей предыдущей историей?

Ответ: Нет, не своей историей, а своей обязанностью. Они обязаны выбрать другой путь.

Из урока по статье из книги "Шамати", 12.03.2025

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пурим – счастливый жребий

Пурим – финал всех исправлений

История Пурима – "Раскрытие скрытого"

Вопросы о духовной работе – 230

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Аман и Мордехай не различаются только в Творце?

Ответ: Нет. Можно их не различать и в нашей жизни. Попробуйте.

Вопрос: Что значит в нашей жизни питье, т.е. свет Хохма? Где он?

Ответ: Если мы раскроем свои келим получения, то обнаружим, что свет Хохма готов их наполнить.

Вопрос: Аман раскрывается всегда по принуждению, как злодей?

Ответ: Нет, он не раскрывается по принуждению и всегда. Аман – это одна из черт нашего эгоизма. Это, конечно, огромная величина и огромная власть над общим эгоизмом.

Из урока по запискам Рабаша, 12.03.2025

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вопросы о духовной работе – 229

Вопросы о духовной работе – 228

Вопросы о духовной работе – 227

Свойства, выводящие человека из этого мира

каббалист Михаэль ЛайтманА удостоиться раскрытия Шхины можно с помощью "зависти, страсти и тщеславия", которые "выводят человека из мира". (Бааль Сулам. "Шамати", статья 9. Что такое "три вещи, которые расширяют знание человека" в работе)

Вопрос: Что такое страсть?

Ответ: Страсть – это созревшее желание человека к Творцу, чтобы получить Его в своих келим, наполниться Им, ощутить Его и таким образом признать, что только раскрытие Творца может привести его к совершенству.

Вопрос: Свойство зависти проявляется как ощущение зависти к мощи, которой обладает Творец. В таком случае это желание власти, как клипа, с которой не каждый может справиться. Почему так происходит, что раскрывается клипа, с которой нельзя справиться?

Ответ: Это находится во власти Творца. То, что Он желает, то и раскрывает.

Его желание дать человеку подъем, падение или переход с одной ступени на другую – все это зависит от Его планов на следующей ступени.

Из урока по статье из книги "Шамати", 08.03.2025

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда на помощь приходит зависть…

Зависть и честолюбие поднимают лентяя с дивана

Драгоценные караты духовной работы

Во власти Творца

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что человек должен добавить в свои желания, чтобы величие Творца не давало ему убежать с пути?

Ответ: Помнить, что все исходит от Творца.

Вопрос: А где получить это зрение?

Ответ: Зрение он получает Свыше, и оно держится в нем, пока он желает быть полностью во власти Творца.

Из урока по статье из книги "Шамати", 08.03.2025

Предыдущие сообщения на эту тему:

Творец всегда рядом с человеком

Не отсекать себя от Творца

Все приходит от Творца

Держите вора!

каббалист Михаэль ЛайтманНепросто понять, что существует метод наполнить себя не получением, а отдачей. Это кажется нелогичным, не поддерживается окружением.

Но так сделано специально, чтобы возможность наполниться за счет отдачи, достичь бесконечного наполнения, ощутить вечную жизнь - была от нас скрыта.

Иначе бы наше эгоистическое желание само мчалось к наслаждению от отдачи, ведь для него главное - насладиться. Словно вор, который бежит впереди всей толпы и кричит: "Держите вора!"

Из урока по статье № 13 "Шамати"

 

Предыдущие сообщения на эту тему:

Методика безграничного наполнения

Совершенство - это соединение света и желания

Кто поможет "вылезти из кожи"?

Страница 4 из 1 035« Первая...23456...Последняя »