Записи в разделе 'Отрывки из утренних уроков'
Каждый – живет для других

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Достаточно ли нам исправить себя, чтобы этим исправить весь мир?

Ответ: Нет. Поскольку существует связь между всеми душами, ни одна душа (ступень) не может закончить свое исправление, не исправив части следующей ступени. Ни один человек не живет ради себя, а вся эта система – это система взаимной отдачи.

И потому не может быть, чтобы кто-то исправлял себя ради самого себя. Каждый живет для того, чтобы обеспечить исправление и наполнение для других.

Не может быть так, чтобы у исправляющей себя души не было части, которую исправили для нее предшественники, и части, которую она сама обязана исправить для других.

Известно, что верхняя часть каждой души, ее ГЭ, находится в нижней части, в АХАПе, предыдущей, высшей для нее души (парцуфа). А нижняя ее часть, ее АХАП, находится внутри ГЭ низшей души.

Поэтому, наш свободный выбор там, где мы не связаны с высшей душой и с низшей душой – в средней части нашей души, средней части сфиры Тифэрэт. 

Там образуется свободное от всех душ пространство, наша свобода воли, а в принципе, оно представляет собой особое соединение в нашей душе высшей и низшей душ, в этом соединении они равнозначны и потому предоставляют нам свободу выбора.

А вне средней части сфиры Тифэрэт, части души не принадлежат ей самой: высшая – относится к высшей душе (предыдущему парцуфу), а низшая – относится к низшей душе, к продолжателю.

Поэтому расчет всегда делается на отдачу высшему и низшему. А решение об этой отдаче принимается посередине, - и больше не существует никакой свободы!

Кроме этой искусственно возникшей, средней точки, называющейся Клипат Нога, образованной соединением Бины и Малхут – точки моего выбора, все остальное принадлежит не мне, а высшим или низшим от меня парцуфим. А я стою посредине и все время должен решать, как я с ними связан.

Но эта точка, принимающая решение, и есть Я - "человек", "подобный" Творцу. С одной стороны, Малхут, а с другой стороны Бина, и потому в этой точке есть особый контакт Бины и Малхут (свойств Творца и творения), из которого возникает свободное решение сделать творение подобным Творцу. Она и называется "Адам" – "Подобный".

А пока мы не достигаем этого решения, мы не "Человек" - человек начинается с 1. осознания различия между Биной и Малхут и 2. связи между ними.

Из этой точки он растет - в той мере, насколько может служить своими 613-ю желаниями другим:  высшим (248-ю желаниями) и низшим (365-ю желаниями).

Если ты этого не делаешь, то остаешься лишь точкой. А если делаешь, то развиваешь свои ГЭ и АХАП, и они распространяются на общую Душу - все души, которые выше и ниже тебя.

Из урока по статье "Поручительство"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовный лифт

"Среди народа Своего Я обитаю"

По канату – прямо к Творцу

Три условия молитвы

каббалист Михаэль ЛайтманСтатья "Три условия молитвы" из книги "Шамати": Есть три условия молитвы: 1. Верить, что Творец может спасти человека, несмотря на то, что есть в нем наихудшие свойства, привычки и обстоятельства, чем у любого в его поколении. 2. Все, что мог сделать, сделал, а спасения так и не пришло. 3. Если Творец не спасет, лучше смерть, чем такая жизнь.

Три эти условия подводят итог множеству условий, которые человек должен собрать внутри себя для того, чтобы прийти к подлинной молитве, крику.

Крик - это желание в сердце. Он рождается в тот миг, когда мы достигаем желания, подходящего для раскрытия духовного мира, свойства отдачи - как только становимся готовы к нему, находясь еще по эту сторону махсома, то есть ожидая что-то все-таки получить от этого раскрытия.

Это еще не чистая просьба, и она не может быть чистой, ведь существует разбиение между ступенями. Мы всегда молимся "ло лишма", ради себя, от него приходя к "лишма", к отдаче. Как сказано: "Прилагал усилия и нашел". Но все же наше желание должно подходить той ступени, перед которой мы стоим. Невозможно подняться на нее, не выполнив все условия из этих трех.

Допустим, я выполнил два условия, и понял, что сделал всё возможное, а спасение так и не пришло. Но как возможно решить, что ты сделал всё, что мог? А даже если я вдруг решаю так, то лишь на краткое мгновение и уже в следующий момент начинаю искать, что еще можно сделать. Ведь как можно быть уверенным, что уже испробовал всё? 

Потому и приходит третье условие, что "лучше смерть, чем такая жизнь, как сейчас". Человек доходит до полного отчаяния и больше не способен так продолжать. И тогда третье условие как бы увеличивает второе, доводя его до такого экстремального уровня, когда я больше не согласен ждать и проверять, что еще можно сделать, а взрываюсь в мольбе.

Если я не получу желанного, то лучше смерть, чем такая жизнь. И тогда одно условие помогает другому. Ведь мы работаем в двух системах: разума и чувства. Поэтому разумом всегда можно сказать, что я недостаточно сделал в чувствах. А чувственно всегда можно признать, что я еще не достиг разумом нужной проверки и выяснения своих ощущений.

Поэтому все условия в итоге сводятся к этим трем, а оно выливается в одно: в одну молитву, подъем МА"Н.

Из урока по статье из книги "Шамати"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Используя окружение как источник высшей силы

Переход от атаки к ежедневной войне

Молитва о спасении

Страх, который не дает остановиться

каббалист Михаэль ЛайтманТолько тот, кто может подняться выше своего эгоистического желания, достигает ощущения страха. Он видит, что не способен подняться, но непременно должен – ведь именно поверх его желания насладиться находится духовное пространство, область Творца, совершенство. И тогда его охватывает страх – а сможет ли он получить помощь, чтобы подняться над собой?

Этот страх может быть эгоистичным, когда меня беспокоит, получу я духовное наполнение или нет. И это тоже полезный страх – пусть я думаю о себе (что называется "ло лишма"), но по крайней мере, в направлении духовной цели, к свойству отдачи ("лишма"), только пока понимая его как собственную выгоду.

А потом мы приходим к "совершенному страху", понимая, что и результаты от обретения свойства отдачи должны пойти на общую пользу, а через пользу общества – на пользу Творцу. И все это совершает с человеком высший свет, а потому весь этот процесс называется "Тора".

И всегда нам "встречается по дороге" уродливый человек, живущий внутри нас, который не хочет ничего, кроме собственной пользы. Он всегда пытается повернуть все так, чтобы подняться над другими, утвердить свою власть и гордыню.

И если мне удастся сопротивляться этому уродцу, бояться такого своего свойства, но не уничтожая его, осознавать его и благодарить, что мне раскрылось мое зло – тогда во мне разовьется страх, который поможет мне обрести желание, сосуд (кли) для раскрытия Творца. 

Постепенно все понятия получат правильные определения, и я начну осознавать, что духовное находится выше моего эгоистического желания. Я уже пойму, что мне удастся раскрыть Творца, совершенство, отдачу, любовь к ближнему, духовный мир – только если я смогу подняться над своим "Я".

Поэтому все основано только на силе страха и трепета – нахожусь ли я в своем эгоизме и не замечаю этого или на самом деле уже поднялся выше него. А в возвышении над своим желанием есть множество ступеней, которые мы постепенно выясняем.

На каждой ступени мне кажется, что я уже поднялся над своим эгоизмом, радуюсь и благодарю Творца за то, что Он со мной сделал! А потом вдруг вижу, что нет – и это тоже еще был мой эгоизм, только он прятался от меня. И над ним мне тоже нужно подняться. 

А в начале следующей ступени я опять страшно радуюсь, что наконец-то мне удалось подняться над своим эго, и теперь я весь настроен на отдачу. Но и там понемногу раскрываю, что это еще не конец, и внутри меня остались эгоистичные расчеты. И снова я ненавижу свое состояние и требую большего подъема – и так до самого конца исправления (Гмар тикун)…

Ведь сказано: "То, что для высшего – отходы, пища – для низшего". Так мы поднимаемся по ступеням – каждый раз благодаря свету, возвращающему к источнику. Этот свет называется Тора – он и раскрывает в человеке страх (ира), в котором он может увидеть (ирэ) Творца, свойство отдачи, властвующее надо всем и объемлющее все желание насладиться творения.

Из урока по статье из книги "Шамати"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Исконный трепет

В духовном нет забвения…

Чего боится душа?

Что значит – "прийти к Ответу"

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли ты изначально не хочешь прийти от "ло лишма" к "лишма", к отдаче – то лучше вообще ничего не делать. По крайней мере, ты не будешь требовать от Творца для своего эгоизма. Ведь ты соглашаешься на партнерство с Ним только для того, чтобы побольше из Него вытянуть.

Как же нам сделать так, чтобы не превратиться в пиявок, которые требуют: "Дай мне и этот мир, и будущий!" А вместо этого, научиться у Творца Его свойству отдачи, не рассчитывая на Его богатство.

Поэтому состояние "ло лишма" – необычайно тонкое, серьезное и драматическое, просто судьбоносное. Ведь из этой точки я могу пойти в двух совершенно разных направлениях, и мне нужно сделать выбор.

Поиск смысла жизни, источника, цели, приводит меня в такую точку – к учителю,  в группу, к книгам, методике, и я начинаю ее выяснять. Из нее я могу пойти обратно, в любых направлениях – а могу двинуться вперед.

Но как мне узнать, где "вперед", а где "назад" – ведь я не вижу направления? Мне можно сказать об этом тысячу раз, я все равно не увижу. Мне нужно выяснить это самому. 

2012-01-11_rav_bs-akdama-tes_lesson_n19_pic05

Назад – означает смерть, вперед – жизнь, а мне может представляться совсем по-другому. И как же мне это проверить, чтобы все время направлять себя?

В этой точке у меня есть партнеры: группа, учитель и, конечно, Творец. Теперь мне нужно организовать все эти составляющие так, чтобы продвинуться в хорошем направлении. 

Но что такое хорошо: хорошо для меня, для моего эгоизма, относительно чьих-то целей? Здесь есть множество вопросов, которые мне нужно выяснить. Я нахожусь словно внутри сферы с направлениями на все 360 градусов – выбирай любое! И куда мне идти - это огромный вопрос, который стоит перед человеком.

Требуется долгое время, пока он выяснит этот вопрос, а заканчивается это выяснение – только в конце исправления, Гмар Тикун. Там мы постигаем ответ на тот вопрос о смысле жизни, с которым пришли. Хотя и до этого тебе кажется, что ты начал это чувствовать и понимать – но на самом деле, мы постигаем это только в конце. Ведь в этот вопрос включаются все твои мысли и желания, и все их нужно исправить и наполнить – это и означает, что ты пришел к Ответу.

В этой точке мы и стоим, и должны соединить вместе: себя, группу, учителя, Творца и еще один компонент - Тору.

Творец – это источник. Я, группа и учитель – средства. А Тора – это сила  исправления, которую я задействую. Поэтому сказано: "Исраэль, Тора и Творец – одно целое". И если я соединю все это в одном месте, то передо мной откроется правильный путь.

Этот путь сам по себе не существует – он создается и раскрывается передо мной, как открывшееся направление, прямая стрела, вектор, при условии, что я правильно соединяю все данные. Мне нужно каждый раз правильно организовать все свои свойства, мысли, желания – выяснить направление и продвинуться, снова и снова. Так мы исправляем себя.

Из урока по "Предисловию к Учению Десяти Сфирот"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отдача – это не уплата налогов

Вознаграждение вместо наказания

Свет поможет тебе всегда

Как познать совершенство

каббалист Михаэль ЛайтманДуховное – это совершенство, в нем ничего не меняется. Но я вижу в нем перемены. Творец кажется мне далеким, близким, разным.

Если я распознаю все правильно, то из всего я изучаю уже не внешнюю сторону происходящего, а вижу во всем "Доброго и Творящего добро", понимая что "Нет никого кроме Него" и все происходит лишь во мне.

Но если все меняется во мне, я должен воспринимать все эти перемены как идущие мне во благо и понимать, что несмотря на них, именно на их основе я должен удержаться в своем неизменном отношении к Творцу.

Тогда получается, что все мои внутренние изменения строят во мне, обратно, из противодействия себе, образ Творца.

Решимот будут все время сменяться во мне, а я хочу над ними, верой выше знания принимать решение о том, что "Творец добрый, творит добро плохим и хорошим" и "Нет никого, кроме Него".

Выходит, что все изменения, происходящие во мне, на фоне моего убеждения в том, что "Нет никого кроме Него – Доброго, Творящего добро", - рисуют во мне образ Творца.

Тогда я отношусь к этой реальности правильно. Различая в каждом своем внутреннем изменении то же отношение Доброго и Творящего добро, я тем самым исправляю эти изменения, восполняя их.

Но, в отличие от "обывателей", я не аннулирую эти изменения, будто бы их нет. Напротив, принимая их и работая с ними, из всех этих противоположных форм и несуществующих в Творце изменений, я познаю Творца и понимаю Его.

Из урока по Книге Зоар

Предыдущие сообщения на эту тему:

Реальность или хаос желаний?

Высшая математика творения

Зоар раскрывает нам самих себя

Придать Творцу важность

каббалист Михаэль ЛайтманТворец пожелал создать творение, которое будет в точности как Он. Это и есть настоящее благодеяние. Почему же творение сразу не стало подобным Творцу? Потому что оно должно само выстроить себя.

Связь между Творцом и творением осуществляется через получение и отдачу. Творец готов давать творению наполнение, а кроме того Он предоставляет творению возможность сделать то же самое в ответ.

Чем важнее Творец в глазах творения, тем больше оно может Ему дать. В итоге оно станет действительно самостоятельным и равным Творцу.

Таким образом, между ними устанавливается полная обоюдность. Человек получает наполнение, восходя на ступень Творца, – но только если хочет уподобиться Ему.

Это дополнительное желание, которое мы должны обрести, называется стремлением. Оно проистекает из раскрытия важности Творца.

Так же и в нашем мире: если кто-либо важен в моих глазах, я стремлюсь дать ему что-то. Например, ребенок важен для родителей, и они дарят ему подарки.

Выходит, я должен постоянно работать над осознанием важности той ступени, того свойства, которое называется "Творец". Так мы и достигаем подобия Творцу, естественным образом обретая то, что для нас важно, – свойство отдачи.

Из урока по статье Рабаша

Предыдущие сообщения на эту тему:

В непрерывном потоке света

Непрерывная связь

Программа творения

Все дни жизни моей…

каббалист Михаэль ЛайтманВсе зависит от желания, все раскрывается внутри него. Поэтому нам необходимо только правильно организованное, сформированное, целенаправленное желание.

Чтобы вылепить наше желание, придать ему правильную форму, готовую для наполнения Творцом, Творец ведет с нами такую игру: Он попеременно скрывается и раскрывается. Человек не всегда распознает эту игру, но она идет постоянно и с каждым, вплоть до полного исправления каждого.

Необходимо все время распознавать, что весь мир – не более чем проявление Творца во всевозможных образах – ненавистниках и любящих, мешающих и помогающих, близких и далеких, товарищах и вовсе незнакомых.

Все эти люди, а также неживая природа, растения и животные, мысли и желания человека – все кроме точки своего "я", точки наблюдения, из которой человек хочет вырасти подобным Творцу, - все остальное в нем приходит от Творца, ведущего с ним такую игру, то приближая, то отдаляя его.

Но и то, и другое Творец делает только с одним намерением – раскачать человека, как сказано: "Высший свет раскачивает и возбуждает желания". 

Если вопреки тому, что его все время бросает, человек изо всех сил стремится удержать себя в мысли, что все это исходит от Творца, ведь "Нет никого кроме Него", а Творец - несомненно "Добрый и Творящий добро", - и т.о. желания человека расширяются.

Если он действительно "держится зубами", не позволяя себе отключиться от мысли и ощущения, что именно Творец совершает с ним все действия, то видит как использовать правильно каждую минуту жизни.

Ведь каждый противник, на самом деле не противник, а помогающий еще сильнее удержаться за Творца, в крайних состояниях.

И так человек может продвигаться – пока не достигает такого состояния, что готов на все и может устоять против всего, лишь бы не расставаться с Творцом. И только об этом он просит.

Ему не важно, что будет в его жизни, он молит лишь об одном: "Пребывать мне в Доме Творца все дни жизни моей". Он как раз таки рад всем помехам, которые расширяют его желания.

Он видит в этих помехах важнейшие упражнения, с любовью, посылаемые ему Творцом,  который ждет лишь его готовности, чтобы ему раскрыться.

Так человек продвигается, пока не завершит весь этот процесс, называемый скрытием или периодом подготовки, и из "ло лишма" достигнет "лишма".

Когда Творец видит, что человек закончил весь этот процесс, Он раскрывается, и "побег (барах) обращается в благословение (барух) Творца".

Из подготовки к уроку, статья 10 из книги "Шамати"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Законы хитроумной игры

У каждого – свой Египет

Зоар – наш спасательный круг

Вдохновленные величием Царя

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Рабаша "Не прибавить и не убавить в работе": Если человек желает приступить к духовной работе, прежде всего, он должен узнать, что под этим подразумевается: кому он хочет служить. То есть сначала, он должен оценить высоту и величие Царя и захотеть, чтобы Царь принял его в качестве своего бескорыстно служащего раба.

Но откуда в нем может появиться желание служить Царю без всякой корысти? Только высота и важность Царя может дать ему горючее для того, чтобы работать без всякой награды. Потому вся работа человека состоит в том, чтобы представить себе величие Творца.

Величие Творца – это единственная причина, которая может обязать нас к истинной работе. Есть множество других стимулов, но все они работают со стороны нашего эгоизма. И только если нас вдохновляет к работе величие Творца – это мотивация, приходящая со стороны отдачи. Величие высшего обязывает нас к отдаче и помогает ее достичь.

Нужно четко разделить это надвое. Все остальные виды пробуждения, даже приходящие от группы, товарищей – в итоге действуют на наше эго и пробуждают нас эгоистически: через зависть, честолюбие, желание насладиться. 

И только величие Творца, которое мы просим Его раскрыть перед нами, служит прямой мотивацией. Ведь мы не хотим Его наполнения, а хотим почувствовать и вдохновиться Его высотой, увидеть Его величие. Это обеспечивает человеку истинное стремление.

Ведь мы знаем, что без пинков сзади и притяжения спереди не способны двигаться. По своей природной лени мы не желаем ничего, кроме полного покоя. Так устроено желание насладиться. Только если впереди нам сулит какое-то наслаждение, мы готовы сдвинуться с места,  когда оно того стоит.

И мы хотим, чтобы наше желание насладиться двигалось, притянутое величием Творца, величием Царя. Тогда мы безусловно будем продвигаться правильно.  

Из подготовки к уроку

Предыдущие сообщения на эту тему:

Проверка на бескорыстную преданность

Единственный подарок Творца

Беглые мысли по "Шамати" – Что такое величие Творца

Сжечь эгоизм в центре группы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда в десятке происходит серьезное разобщение, каково самое первое действие, чтобы мы не развалились?

Ответ: Вы должны чувствовать себя как общество, которому угрожает такое разделение и отдаление друг от друга, из которого оно потом не сможет воссоединиться.  

Вопрос: Что нам нужно сделать, чтобы собраться в точку единства?

Ответ: Уничтожить свой эгоизм. Собраться всем вместе, "зажечь костер" в центре группы и сжечь на нем весь эгоизм.

Из урока на тему "Объединяемся в лишма", 01.02.2025

Предыдущие сообщения на эту тему:

Выбраться из скорлупы эгоизма

Наступление на эгоизм

Выиграть войну с эгоизмом

Доверие Творцу

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Со временем доверие, что Творец любит нас, возрастает. Это исходит от того, что сердце открывается или все-таки преобладает разум? Хотелось бы, чтобы сердце постоянно размягчалось. Можно ли передавать это в десятку и как?

Ответ: Вы можете говорить об этом в десятке, но только иногда, в редких случаях.

Вопрос: А от чего зависит это доверие? Ведь раньше были лишь удары и боль.

Ответ: Раньше вы были маленькими, а сейчас немного повзрослели.

Из урока на тему "Объединяемся в лишма", 01.02.2025

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как почувствовать доброту Творца?

Как ощутить, что Творец нас любит?

Как поверить, что Творец добрый, творящий добро?

Держать Творца в фокусе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы сказали, что подарок Творца не гасит хисарон, который Он же и создает для нашего продвижения.

Как прийти к тому, чтобы все подарки, которые дает Творец, не гасили хисарон, а только увеличивали бы любовь к Нему?

Ответ: Это зависит от того, как вы относитесь к связи между вами и Творцом. Самое важное – все время держать Творца в фокусе. И тогда у вас все будет вовремя.

Из урока на тему "Объединяемся в лишма", 01.02.2025

Предыдущие сообщения на эту тему:

Просить любви

Подарки Творца

Нежданные подарки Творца

Творец – основа желания

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если наше наслаждение находится снаружи – это все еще рабство?

Нам нужно прийти к ситуации, когда мы станем как источник всех изменений, входящих в жизнь человека?

Ответ: Нет. Мы все равно будем нуждаться в Творце, в желании получать от Него, и только к этому тянуться. Это основа нашего желания.

Из урока на тему "Объединяемся в лишма", 01.02.2025

Предыдущие сообщения на эту тему:

Источник наших желаний

Как использовать наслаждения

Все наслаждения – в Творце

В одной точке

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Можно ли нам повлиять на групповую работу? Допустим, мы с десяткой решили собраться вместе. Что нам добавить по отношению к этой точке?

Ответ: Мы все должны оказаться в одной точке и не выходить из нее. Тогда у нас все быстро получится.

Вопрос: Что это за точка? То есть первый импульс – не выпускать из себя никакого гнева, придерживать его, оставаться нейтральным и тут же обращаться к Творцу?

Ответ: Да.

Из урока на тему "Объединяемся в лишма", 01.02.2025

Предыдущие сообщения на эту тему:

Точка связи десятки

К единой цели

В центре десятки

Вопросы о духовной работе – 220

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В Книге Зоар говорится, что у человека неизменная природа. Могу ли я, несмотря на это, прийти к жгучему желанию быть в поручительстве?

Ответ: Разумеется. Нужно думать только о свете, возвращающем к Источнику, ведь ты желаешь притянуть его в любых состояниях.

Вопрос: Можно ли сказать, что состояние "лишма" – это заключительный этап ступени, которая зависит от меры отдачи в человеке?

Ответ: Да.

Вопрос: Вы говорили о проявлении страха за всех. А что делать, если я прикладываю максимум усилий, чтобы достичь духовного, но у меня появляется страх, что ничего не получится?

Ответ: Продолжать и ни в коем случае не отступать назад. Больше ничего нельзя сделать. Действовать только лишь в этом направлении.

Из урока на тему "Объединяемся в лишма", 01.02.2025

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вопросы о духовной работе – 219

Вопросы о духовной работе – 218

Вопросы о духовной работе – 217

Константа и переменная в уравнении поручительства

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Могу ли я пробиться сквозь внешние декорации и подключиться к точкам в сердцах товарищей, к их внутренней пустоте, которую они, возможно, и сами пока не ощущают?

Ответ: Да! Начините использовать силу поручительства, ведь система уже есть. Если человеку удается приоткрыть ее даже на мгновение – это ваш успех!

Та же система существует между нами и Творцом, но она же не позволяет добраться до Него. Ведь при обращении к Творцу у нас нет возможности "отката": насколько мы отворим эту систему, настолько и повысится минимальный порог.

Допустим, я проявил ее на 10% – теперь назад хода нет, только вперед, поскольку Творец неизменен, и контакт с Ним может строиться только на постоянной основе. Если я повысил меру до 15% – это и становится моим минимумом.

Вот почему на данный момент мы можем "играть" в поручительство не по отношению к Творцу, а только по отношению к группе, где нет проблем с подъемами и падениями, где нам необязательно быть постоянными.

Этим система душ отличается от самого Творца. Он присутствует в ней, но, облачаясь в группу, позволяет мне пока что "шалить", перескакивая вверх-вниз, все-таки двигаться вперед. А когда я достигну постоянного направления только к Нему, Он раскроется мне.

Из урока по статье "Поручительство"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Капельница не работает. Что делать?

Мой ребенок в плену

Бросим все силы на главное направление!

Страница 2 из 1 02712345...Последняя »