Записи в разделе 'Духовная работа'
Из совершенства в совершенство

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.15: Три состояния творения неизбежно обязывают друг друга к существованию, и если бы исчезло что-либо в одном из них, все они тоже исчезли бы.

Самая распространенная и понятная нам претензия к Творцу звучит так: почему Он не создал всё в законченном виде? Казалось бы, чего проще?

Зачем Ему нужно, чтобы мы страдали и тем самым – осознанно или неосознанно – проклинали Его как причину своих страданий? Почему Он создал нас вовсе не совершенными, а абсолютно противоположными? Почему по мере развития мы становимся всё хуже и сознаём это раз за разом? Сознаём вплоть до того, что это уже не вызывает стеснения и становится рутиной.

Так может быть, Творец что-то "недоглядел", "упустил", "недоделал"? Как могут от Совершенного исходить несовершенные действия?

Такая вот "претензия клиента", звучащая вполне справедливо.

А с другой стороны, если попробовать взглянуть на дело со стоны Творца: действительно, почему Он должен был создать три состояния творения и провести нас путем больших страданий от первого состояния к третьему? Каким образом стало возможно второе состояние – падение из Бесконечности в наш наихудший, полярный мир, из которого мы восходим обратно? Как сам Он может управлять всеми этими системами, включаться, "облачаться" в них, чтобы проявлять к нам всевозможные формы отношения и преподавать нам уроки? 

Мы понимаем, что у родителей в нашем мире нет другого выхода, поскольку, как сказано, "побуждения сердца человека дурны с юности его". Здесь строгость к детям необходима. Но почему всемогущий Творец прибегает к подобным методам?

Мы не можем оправдать эти методы в применении к себе и не понимаем Его действия: почему Он замыслил всё именно так, в противоположность Своему совершенству? Одно дело – идти от зла к добру, но разве можно уходить от добра ко злу?..

Одним словом, все ключевые вопросы о творении фокусируются на трех его состояниях, на витке из совершенства (1) через систему миров (2) в совершенство (3). Здесь кроется проблема жизни и смерти, проблема страданий, совершенно оторванных от духовного осознания. В рамках нашего разума и чувства оправдать всё это невозможно.

Однако если мы поймем истинную взаимосвязь между тремя состояниями, то разрешим все подобные проблемы, выработав к ним систематический подход, по мере того как они будут снова и снова вставать перед нами.

В действительности, Творец создал единое, совершенное, первое состояние. Оно неизменно, в нем ничего не происходит вопреки совершенству. Однако это совершенство раскрывается не Творцу, а получающим творениям, и только в таком их внутреннем состоянии, которое мы называем "третьим".

В первом состоянии творения вообще не ощущают себя, они еще не существуют по-настоящему. А проявлять себя действительно существующими они начинают по мере того, как обретают совершенство. Восходя из нынешнего состояния и обретая духовные ступени, в той же мере они ощущают свое бытие, пока не встают в полный рост, наравне с Творцом.

Таким образом, совершенство, заложенное в первом состоянии, проистекает из третьего, в котором творения постигают его. Ну а в начале они представляют собой лишь решимот, потенциал и должны пройти через определенный процесс, чтобы в итоге постичь совершенство. Этот процесс и является вторым состоянием.

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 05.01.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вылазки в Бесконечность

Золотой телефон

Дверь в неведомое

Вылазки в Бесконечность

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.15: Три состояния творения абсолютно обязывают друг друга к существованию, и если бы исчезло что-либо в одном из них, все они тоже исчезли бы.

Вопрос: Эти три состояния сейчас настолько абстрагированы от меня, что кажутся некоей "философской" концепцией. Когда мы обсуждаем объединение в группе, я черпаю себе конкретные вещи для последующей работы. Но что я должен вынести из урока по трем базовым состояниям творения?

Ответ: Прежде всего, надо сказать себе, что я нахожусь в мире Бесконечности, а значит, обладаю всеми силами Творца и творения, почерпнутыми из всех состояний. Всё в моем распоряжении.

Что же из этого я могу получить? Чем способен воспользоваться? Тем, что приближает меня к состоянию совершенства – первому, или третьему. Ведь по сути, это одно и то же. Только в первом состоянии совершенство скрыто от творения, которое еще не состоялось, а в третьем состоянии оно раскрыто.

Таким образом, я должен всеми силами, насколько это возможно, сейчас, на деле тянуться к третьему состоянию. Это не зависит ни от каких ограничений: если у меня есть такое желание, я могу достичь третьего состояния, подобно группе рабби Шимона. 

Всю свою жизнь я должен постоянно рассматривать как пребывание в совершенстве, в том единственном состоянии, которое создал Творец. Все прочие состояния проявляются лишь в восприятии творений, обрисовываются только в моей картине реальности. Сказано об этом: "Каждый отрицает согласно своему изъяну". Свои пороки я вижу снаружи, и потому мир предстает передо мной в ужасном виде. В глубинах себя я ничего бы не разобрал, эгоистическое желание неспособно видеть собственные изъяны. И потому их показывают ему во внешних проявлениях, как детали окружающего мира.

Что же я должен теперь делать? Глядя на окружающих, я должен любить их. Тогда, в мере этого устремления к любви, все их пороки я начинаю относить на свой счет. Так я исправляю их, путем инверсии: вместо того чтобы любить себя, переключаюсь на любовь к миру и тем самым всё негативное, что представляется внешним, позитивно вношу внутрь. И это позволяет мне обрести в итоге всю Малхут мира Бесконечности.

В целом, три состояния творения обязывают друг друга к существованию. Но прежде всего, существует постоянное, совершенное состояние, а также я совершенный. И измениться в этом совершенстве не может ничего. Однако существует понятие времени – особая грань восприятия, позволяющая ускорить ход событий, ход осознания единственной реальности.

На каком же условии я могу его ускорить, если изначально существую в совершенном состоянии? Только если забочусь о других. Насколько я желаю для них совершенства, настолько продвигаюсь и сам.

В конечном счете, нет ничего кроме трех состояний творения, а всё остальное – пояснения к ним. И неслучайно наша связь протягивается через все миры к Бесконечности, к нашему подлинному состоянию. Казалось бы, разве мне не достаточно той меры света, которая имеется на ближайшей ступени?

Почему каждый раз я должен поднимать свою просьбу в Бесконечность? Потому что именно там находится мое совершенство, и с ним я каждый раз устанавливаю связь. Как пчелка, снова и снова приносящая крупицу меда в улей, я раз за разом произвожу "вылазки" в Бесконечность и обратно, воссоздавая ее образ, формируя "изображение" себя в ней, "пиксель за пикселем".

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 05.01.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из совершенства в совершенство

Золотой телефон

Правда и вера

Когда книга читает тебя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чего мы должны ждать и желать от Книги Зоар на уроке?

Ответ: Я не знаю книги красочнее, романтичнее, прекраснее Зоара. Он захватывает все свойства человека, все его чувства – и играет на их струнах.

Литература бывает разной: есть поэмы, есть романы, есть книги исторические, есть научные. Однако их сочинители не в силах выразить нечто большее, чем наша нынешняя материальная, чрезвычайно ограниченная ступень. Да и наши слова неспособны передать что-то иное.

Но когда ты, читая Книгу Зоар, внутренне настраиваешься созвучно тому, о чем она говорит, тогда она распахивает тебе дверь в себя самого. И там, в глубине, она придает тебе жизнь, рисует картину, демонстрирующую то, что описано ее словами и буквами.

Ничто в реальности не сравнится с Книгой Зоар, ничто не возвышается на высоту того искусства, с которым она написана. "Шамати" затрагивает в тебе что-то, ТЭС, Гмара тоже производят в тебе определенные действия. В конце концов, почитай свод законов "Накрытый стол" (Шульхан арух), и ты сможешь ощутить внутренние подвижки сообразно с взаимодействием светов и сосудов. Однако всё это – "проза" перед Зоаром, перед его "лирикой", замешанной на непревзойденном чувстве. 

А Бааль Сулам своим Комментарием вливается в это течение, как будто подключаясь к создавшим его душам. Читая комментарий "Сулам", я всё яснее чувствовал, что он являет собой результат работы десяти авторов Зоара, только проявившийся в Бааль Суламе, в наши дни. Они словно поют хором, капеллой, подхватывая друг друга, – и он продолжает это звучание, вносит свою ноту в точности там, где надо.

Вот что такое настоящая Книга – духовное раскрытие в человеке. Книга готовит человека, настраивает, выстраивает, наполняет его. Она делает всё, а человек лишь чувствует результаты этой опеки.

Книга приводит тебя в движение и проводит сквозь череду состояний. Кроме нее, тебе ничего не нужно. Она распахивается в тебе, меняет тебя и ведет вперед. Сцены этого действа, которые ты ощущаешь в себе, – и есть Книга. Не обманись, глядя на типографские листы.

Из урока по  Книге Зоар, 06.01.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сила Книги Зоар

Ключи от книги Зоар

Главная книга в каббале

Провести ковчег через воды потопа

каббалист Михаэль Лайтман"Поручительство" - это уникальное средство, за счет которого мы объединяем наши желания в одно, хотя оно и включает все наши частные составляющие. Ведь каждый пришел ради одинаковой цели, по той же причине, и готов поступиться собственными интересами, работая только для общей пользы. В итоге, мы настолько соединяемся, что начинаем терять ощущение своего "я" и вместо него ощущаем "мы".

А если мы продолжаем работать дальше, стремясь от ощущения "мы" перейти к ощущению Творца, то и это "мы" пропадает и превращается в его "обобщение", в одно целое. В той мере, как рождается это одно обобщающее нас целое, мы начинаем называться духовными людьми. Из десяти человек получается один, начинающий ощущать Творца.

Это и есть духовный сосуд, которого нет ни в одном из нас и в нашем простом объединении, а только если мы приходим к этому понятию "Один". Тогда мы создаем место, качество, в котором раскрывается это явление, называющееся "Творец". Без создания такого особого детектора мы не способны раскрыть Творца, поскольку Он не имеет ни образа, ни имени, а проявляется только согласно нашим сосудам.

В соответствии с приготовленными нами сосудами: АВА"Я - мы начинаем раскрывать наполнения и на практике постигать то, о чем говорят каббалистические книги: экраны, решимот. Все это реализуется в нашем общем  сосуде, а пока не возник этот "Один" - у нас нет духовного сосуда.

К понятию "Один" приходят за счет взаимного поручительства. Свое продвижение можно проверить по тому, что мне все больше удается совместная работа с товарищами, и я все больше волнуюсь за каждого из них и за всех вместе. Наше соединение становится все более качественным, многогранным. Я чувствую всех товарищей и себя как неразрывное целое, словно множество капель воды, слившихся вместе. 

Нужно постоянно работать над осознанием величия такого единства, благодарить за данную нам возможность его достичь, ценить важность соединения выше любого другого состояния. Эта точка единства между нами и Творцом должна быть для нас превыше всего. Так, что все наши личные и групповые ощущения: зрение, слух - начинают проходить через призму единства.

Я слышу, вижу, обоняю, воспринимаю сигналы через все свои органы чувств,  проводя полученную картину мира, реальность, в которой нахожусь, через эту точку единства. Она является для меня системой отсчета, определяющей, почему я так чувствую, почему мне дано все это увидеть. Я все хочу относить, измерять, ощущать через одну эту точку: насколько это для нее плохо или хорошо, поднимает ее или опускает, что происходит именно в ней?

Эта точка становится для меня моей главной заботой. Я все время стремлюсь прилепиться только к ней. Это мое убежище, Ноев ковчег, общая лодка, в которой мы все плывем. И если я забочусь о ней, то мне больше не о чем волноваться - непременно все будет хорошо! Я проверяю, словно в лодке: нет ли каких-то трещин в бортах, все ли крепко держится. Я постоянно только и выясняю это, как в нашей жизни все время инстинктивно оберегаю свою безопасность, следя за тем, что происходит со всех сторон и может мне угрожать.

Мы неосознанно оберегаем себя. Только младенец ни о чем не заботится, лежа на руках у матери. Но по мере своего роста в нас развивается инстинкт самосохранения, защиты своей жизни. Вот так же нам нужно позаботиться о  строимой нами новой жизни вне тела, которая тоже нуждается в защите. Все свое внимание нужно перенести именно на нее: на то, как построить себе убежище, Ноев ковчег.

Когда раскроется потоп вокруг нас, все это море нечистых, эгоистических сил, давление, тогда нам понадобиться преодолеть эту угрозу с помощью сил отдачи (хафэц хэсэд) и пройти первый этап: провести свой ковчег через воды потопа.

Это тот самый этап, над которым нам нужно сейчас работать. И главная работа идет против общего эгоизма всего человечества. Но нужно понять, что человечество не существует отдельно от меня, а есть моя часть вне группы, вне ковчега, и часть моей души внутри ковчега. Как раньше я ощущал себя со своей точкой в сердце отдельно от всего остального мира, так теперь есть группа с нашей общей точкой в сердце и весь остальной мир. Но этот мир - это тоже наши, только внешние желания, которые мы должны включить в себя до окончания исправления, присоединить к той же самой точке и за счет этого вырасти, подняться к замку Царя.

Только благодаря нашему взаимному включению в весь мир мы можем подниматься по духовным ступеням. Чем больше чужих желаний мы включаем в себя, тем выше поднимаемся. А по пути нам, разумеется, встретится множество стражников и охранников, которые будут сталкивать нас обратно. Под их давлением мы будем скатываться вниз с горы, падать и снова взбираться вверх. Благодаря терпению, полученному свыше, которое зависит от принижения себя и крепкой связи с группой, мы можем присоединить к себе все больше внешних желаний и так продвигаться.

По мере дальнейшего продвижения, начиная уже привязывать Творца к внешнему сосуду, мы практически раскрываем духовные состояния, которые дадут нам понимание, ощущение того, что рассказывают каббалисты в своих книгах. Мы уже будем понимать то, что читаем, и эти книги станут для нас раскрытыми, а не скрытыми. Читая книгу, мы будем соответственно тексту раскрывать в себе буквы работы и сами пройдем через все эти рассказы.

Хотя все состояния написаны с очень высокой точки конца исправления или близких к нему ступеней, но мы в какой-то мере ощущаем их. Ведь в каждом состоянии есть свои 10 сфирот и хотя бы в слабой форме проходят все явления. Так мы, наконец, начнем раскрывать написанное в каббалистических книгах.

Из урока по подготовке к конгрессу, 03.01.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мера ответственности друг перед другом

Готовясь к приходу долгожданного гостя

Условие поручительства

В центрифуге жизни

каббалист Михаэль ЛайтманЖизнь – это сосуществование двух сил, двух противоположных свойств, которые достигли равновесия друг с другом. Уровень достигнутого равновесия называется уровнем жизни.

Есть две силы – равные и противоположные друг другу: Творец и творение. В той мере, насколько они уравновешены, их баланс порождает нечто, называемое жизнью. Возникает некая третья сила, составленная из них обоих и существующая благодаря их соединению.

Чем больше условий, частных свойств сочетается в точке равновесия и реализует его, тем более сложное, развитое и возвышенное творение рождается из соединения двух противоположных сил, готовое к более высокой миссии.

Поэтому нужно понять, что наше продвижение всегда происходит поочередно, то левой, то правой ногой, как при ходьбе. Мы не можем сдвинуться с места без левой линии, ведь всегда пребываем в своем эгоизме, желании насладиться. Мы готовы шевелиться, только если чувствуем, что эгоизм не доволен, потому что его толкают сзади страданиями либо подсвечивают из будущего и манят вперед.

Наш материал инертный, стремящийся к неподвижности, покою. Он не может сам перемещаться. И не потому что ему не хочется, а потому, что он просто не способен на движение – он пассивный. Единственное, что может его подвинуть, изменить, наполнить – это свет. Свет действует, а само желание – это лежачий камень, не способный сдвинуться с места. 

Ведь желание – вторично, а свет – первичен. Свет создал желание, а потому все совершается светом. Только он обладает созидательной силой. Но в мере  установленного равновесия между двумя этими силами на неживой, растительной, животной или человеческой ступени, мы видим на каждом уровне результат этого равновесия, который называем "жизнь". Если же мы хотим подняться со ступени на ступень в ощущении жизни, то нам нужно попасть под воздействие преобладающей негативной силы, а потом – позитивной, и так по очереди: то отрицательной, то положительной, снова и снова.

Так происходит всегда, вплоть до самого конца исправления. А что будет дальше – нам не известно. Первая духовная ступень совершенно отличается от всего нашего мира, а тем более состояния, находящиеся выше всего, что мы можем себе представить. Даже каббалисты не постигают этих состояний. Это раскроется человечеству только после общего окончательного исправления.

Поэтому, если мы хотим продвигаться, нам нужно построить в своем состоянии образец того, что называется средней равновесной точкой, средней линией, чтобы мы всегда могли использовать ее как пример, которому хотим уподобиться.

Такой равновесной точкой является центр группы. Если мы строим такую точку, включающую в себя все положительные и отрицательные силы как одно целое, то это работает словно метаболизм, обмен веществ в живом теле. В мертвом же теле не происходит никакого движения. А движение возможно только при наличии двух противоположных, противоборствующих, отличающихся свойств.

Сила жизни измеряется мерой противоречия двух сил, из которых складывается данное состояние, и мощностью их союза, несмотря на все сложности. По такому критерию также оценивается группа.

Я каждый день получаю жалобы со всех концов света, со всех континентов, из разных групп. Люди жалуются на проблемы в своих группах, на разногласия с товарищами – не знают, как с этим справиться, и думают о разделении. Они не понимают, что продвигаются! Духовное продвижение не похоже на продвижение в нашем, "мертвом" мире, а требует возрастания именно негативных сил, которые пытаются разбросать нас в разные стороны словно на центрифуге. Нам же нужно преодолеть эту центробежную силу, снова собраться в середине и построить центр группы.

А в следующий момент центробежная сила снова усилится и отбросит нас в сторону, и нам опять придется преодолевать ее и соединяться в центре, и так все время. Но каждый раз, объединяясь, мы будем подниматься на новый уровень единства, все выше и выше. Когда мы пройдем через такие состояния достаточное число раз, то начнем ощущать уравновешивающую их силу, то есть среднюю линию, в которой и проявляется Творец. Ведь мы построили место, в котором можем раскрыть Его.

Из урока по статье из книги "Шамати", 27.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Закон равновесия добра и зла

На качелях

Познать Высшую силу природы

Закон равновесия добра и зла

каббалист Михаэль ЛайтманПора окончательно усвоить, просто отпечатать у себя внутри: сколько есть зла – столько и добра, а сколько добра – столько зла. Надо ценить то и другое, и принимать с благодарностью, целуя бьющую нас палку и наших ненавистников. Следует лишь знать, как уравновесить свои состояния, и всегда стремиться в сторону большего баланса, соединения с Творцом.

Тот, кто не понимает этого принципа – находится в одной линии. Такова жизнь в нашем мире, где все тянутся к добру и прячутся от зла. Но жизнь каббалиста состоит в том, чтобы принять зло как добро – как необходимый элемент, и относиться к ним обоим как к приходящим от Творца. Требуется лишь уравновесить их так, чтобы и добро, и зло оказались для нас совершенно на равных.

Человек обязан благодарить, благословлять за зло словно за добро, потому что понимает, что оба они приходят лишь для того, чтобы подбросить его на верхнюю ступень. Нет никакой другой причины для существования зла – только для того, чтобы позволить существовать творению. Если было бы только добро, мы не смогли бы его рассмотреть, поскольку добро – это Творец. Для того, чтобы чувствовать Его, я должен изначально состоять из противоположной природы, из силы, противной Ему, то есть зла.

Тогда, между моим злом и Его добром я создам точку, которая называется точкой слияния. Так мы приходим к равновесному состоянию. Равновесие достигается именно в соединении между нами.

Из урока по статье из книги "Шамати", 27.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

В центрифуге жизни

На качелях

Молитва о благодарности

На качелях

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каждый раз, когда я чувствую себя комфортно, меня выбрасывает куда-нибудь, как на качелях: в доброе состояние или в злое. Как при этих колебаниях: вправо-влево, сразу же находить центральную линию?

Ответ: Нас сталкивают с точки равновесия, ведь только так мы можем продвинуться. Если я хочу прилепиться к группе, учителю, книгам, цели, то реализую себя.

Центр обычно противоположен моему желанию и разуму. Ведь точка равновесия всегда находится выше двух линий: левой и правой – в средней линии. Это вера выше знания – выше того, что говорит и сердце, и разум. Но за что же мне тогда держаться, чтобы не полагаться на волю случая? Руководствоваться можно только тем, к чему обязывают меня группа, учитель, книга.

Надо только удостовериться, что я понял совет правильно. Иногда у нас есть такая уверенность, что учитель имел в виду именно то, что мы думаем, и мы отчаянно спорим друг с другом. Каждый слышит что-то свое, и как же мне проверить, что я услышал правильно?

Если я на практике отменяю себя для того, чтобы прилепиться к центру группы, то начинаю обретать правильный слух. Чем выше человек, тем больше он должен принизить себя.

Из урока по статье из книги "Шамати", 27.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

В центрифуге жизни

Закон равновесия добра и зла

Нет зла без добра

Золотой телефон

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар": Если желание получать для себя настолько ущербно и испорчено, как же оно произошло и пребывало в замысле творения в Бесконечности?

Каким образом от света, от Творца, от Ацмуто, из замысла творения, из чистейшего, нераздельного свойства отдачи произошло желание наслаждений, абсолютно, тотально, неописуемо противоположное? Как Он мог создать то, чему в Нем нет ни единой предпосылки, ни признака, ни тени, никакой причины, ни малейшего зачатка?

Дело в том, что тотчас с замыслом о сотворении душ этот Его замысел завершил всё. Сразу же произошли и образовались все души и все миры, которым предстоит сотвориться, полные всех благ, наслаждений и нежности, что Он замыслил для них, во всем своем финальном совершенстве, которое души получат в конце исправления, после того как получающее желание обратится в чистую отдачу, полностью уподобившись по свойствам Дающему.

Иными словами, Творец создал получающее желание не в том виде, который нам известен и понятен, а исключительно в форме совершенной отдачи. Существует лишь одно-единственное подлинное состояние, в котором Творец и творение полностью подобны друг другу по свойствам, без намека на что-либо иное.

Его замысел – насладить творения. Так они и были созданы, получив всё наполнение, всё наслаждение. Другого состояния не существует. И хотя наше ощущение "затуманено", искажено, со стороны Творца истина одна: не было создано ничего, кроме получающего желания с намерением ради отдачи, ничего, кроме единого состояния, в котором мы с Ним пребываем в совершенном единстве и слиянии. 

В вечности Творца прошлое, будущее и настоящее являются одним целым. Будущее для Него – как настоящее. Подобие свойств, которое раскроется в конце исправления, сразу же возникло в вечности Творца.

Откуда же взялся столь большой разрыв между Его истиной и тем, что ощущают творения? Ведь в Творце нет ни порчи, ни исправления, нет перемен в каком бы то ни было направлении, в какой бы то ни было форме, нет свойства, действия. Всё это рисуется лишь в нашем воображении, на внутренней картине нашего восприятия, складывающейся из перемен в хороших и плохих состояниях. Их череда прокатывается по нам, и такая форма бытия называется "скрытием".

Так почему мы лишены совершенства? Зачем этот "туман", этот "дурной сон", эта "смерть" в оковах материального мира? Ведь и это тоже устроено Творцом. Выходит, Совершенный произвел совершенное действие, но мы почему-то скатились вниз.

Есть три состояния душ:

1. Нахождение в мире Бесконечности, в замысле творения, где души уже имеют будущий вид конца исправления.

Возникает резонный вопрос: если Он создал единое состояние совершенства душ, то почему здесь это называется их "будущим видом"? Как при окончательном исправлении может существовать некая будущая форма? Иными словами, душам "не полагается" сейчас ощущать истинное состояние, и они получают его лишь в качестве "подсветки" из будущего.

2. Пребывание в периоде шести тысяч лет, когда они разделяются на тело и душу, и дана им работа, чтобы обратить свое получающее желание в желание отдачи Творцу.

3. Конец исправления душ.

"Тело" и "душа" – это желания: получающее и дающее. А "шесть тысяч лет" – это период падения из мира Бесконечности (ГАР дэ-Ацилут) до нашего мира. Миры Брия, Ецира и Асия составляют три этапа по две тысячи лет каждый, и в целом все их ступени называются "шестью тысячелетиями".

Вопрос: Как это сочетается с тем, что Творец изначально создал всё в "готовом" виде?

Ответ: В первом состоянии души получают совершенство из третьего. Будущее светит настоящему. А во втором состоянии общая система миров разделяется на две части, два желания, получающую систему скверны и дающую систему святости. Они противостоят друг другу, а души находятся между ними, реагируют на них и управляются этими мирами, сообразно с тем, как взаимоотносятся между собой скверна и святость.

И при этом у душ есть возможность подняться наверх, к третьему состоянию, которое представляет собой совершенство в действии. Первое состояние содержало лишь потенциал совершенства, за счет будущего, а третье претворяет совершенство в жизнь, на деле.

Итак, зачем же нужно второе, испорченное состояние? Суть в том, что если бы мы получили совершенство сразу, без разрыва между первым и третьим состояниями, то оставались бы на самом низком, неживом уровне развития, просто существуя в силу своего сотворения. Однако, чтобы понять, ощутить, взойти на ступень Творца, нам необходимо проникнуться Его внутренним свойством. Как же познакомиться с Ним, чтобы перенять у Него необходимое?

Для этого Творец дает нам Свою работу, тем самым выражая Себя. А мы начинаем познавать эту работу, Его самовыражение, и тем самым изменяем себя, уподобляясь Ему.

Выходит, в потенциальном совершенстве первого состояния все мои изъяны скрыты, равно как скрыта от меня вся Его система. Я нахожусь в объятиях Творца, но не чувствую этого. Огромный комплекс наших с Ним взаимоотношений разбит, а я должен раскрыть это разбиение и исправить его.

Именно так я и позна́ю Творца. У меня нет никакой возможности стать подобным Ему, если я не пройду через этот этап.

А с Его стороны, это все равно что дать ребенку пазл в виде отдельных, еще не составленных друг с другом фрагментов. Человек, не разбирающийся в воспитании, увидев такое, удивится: "Зачем ему это нужно?" Это нужно ему для работы, для развития.

Готовый, собранный пазл ничего не даст. Он для малыша – как золотой слиток, драгоценный, но совершенно бесполезный. Я еще не дорос до "золота". Пускай даже этот слиток будет точной копией мобильного телефона – что мне с того, если "телефон" не работает? И точно так же мне нечего делать с "золотом" Бесконечности.

Напротив, мне необходима живая система, чтобы с ее помощью самостоятельно восходить на ступень Творца. И на этом пути мне постепенно должны раскрываться проблемы и неудачи.

В противном случае, я был бы отключен, отрезан от Творца. Пребывая в бессознательности, подобно муравью в величественной системе мироздания, я даже не помышлял бы о чем-то более высоком…

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 03.01.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Дверь в неведомое

Этапы большого пути

Начало пробуждения

Распад и возрождение

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.14: Даже души праведников не смогут услаждаться в райском саду после своей смерти, пока их тело не закончит разлагаться во прахе.

"Тело" – это получающее желание, и оно должно разложиться, утратить свою нынешнюю форму. Сегодня всё оно испорчено эгоистическим намерением, и потому должно "умереть" – полностью избавиться от самонаслаждения, разложиться, распасться на "крошки".

Ведь до сих пор его "цементировала" жестокая тяга к наслаждениям, стремление ублажать себя как только можно. "Тело" было сложено из множества эгоистических желаний, вместе составлявших крепко спаянную "банду", пронизанную безраздельным эгоизмом. Она стремилась одержать верх над Творцом и использовать Его до конца, извлекая из Него максимальную выгоду.

И потому это испорченное "тело" должно "умереть" – решить для себя, что такое состояние есть смерть. Но и этого мало – оно должно разложиться, так чтобы члены "банды" разошлись, разъединились и "сгнили" в "земле". Таково необходимое исправление – распад на отдельные, разрозненные части, крупицы бывшего желания, в которых нет духа жизни, нет ничего. Они доходят до состояния "праха", т.е. лишаются всего, что было свойственно прежней, испорченной форме.

Так желание опускается в левой линии через нечистые миры Ацилут, Брия, Ецира и Асия до нуля, до полного разложения – а затем начинает принимать форму чистых миров Асия, Ецира, Брия и Ацилут, намерение ради отдачи. Теперь все части объединяются затем, чтобы отдавать другим, а не получать для себя. И это уже – период исправления. 

Вот почему "тело" должно "умереть" – полностью отключиться от тяги к получению, сократить себя, потом разложиться на крохотные частицы "праха" – последней ступени после "огня", "воды" и "ветра", – распасться до конца, а затем собрать, составить себя из тех же частей, но уже в альтруистическом намерении.

Откуда же взять это намерение? От высшего света. Творец дает тебе Свою форму, если ты желаешь уподобиться Ему. Как гостю, тебе надо только попросить – и Хозяин сделает всё необходимое. Он не станет навязывать тебе отдачу – каждый раз Он будет учитывать твое состояние и понемногу добавлять собственную форму, принимая которую, ты будешь наряду с этим получать и наполнение. Но уже Его наполнение, а не твое прежнее. Ты почувствуешь то, что чувствует Он. К этому Он хочет привести тебя, это и значит "нести благо Своим созданиям".

Но для этого ты должен включать в себя две противоположности, "минус" и "плюс". Иначе ты не будешь подлинным творением. Тебе необходимо нечто, чего нет в Творце, – чтобы существовать самостоятельно; а также ты должен уподобляться Ему. Творец словно сделал с Себя копию, но копия эта обладает независимостью. Ведь внутри она представляет собой получающее желание, но снаружи на него облачено намерение ради отдачи. И хотя нам кажется, что это просто, в действительности речь идет о феноменальном решении.

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 03.01.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жизнь в отдаче и смерть в получении

Неуловимая мягкость бытия

Для отдачи нужны двое

Подготовка к великому собранию

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В кругу возникает ощущение, что благодаря самоотмене каждого и стремлению всех к одной точке, мы доходим до границы материальной реальности. Но что нам делать дальше, чтобы прорваться еще глубже? 

Ответ: Вы не сможете прорваться глубже внутрь, пока вокруг вас не соберется еще много дополнительных желаний. Только особые избранные личности в прошлых поколениях могли продвигаться с такими ограниченными силами, как у вас, без соединения с внешними кругами.

То, что вы ощутили, теперь нужно сделать достоянием всех. Недостаточно того, что вы просто думаете о других, и им автоматически что-то переходит. Нужно специально работать, для того к вам присоединились еще сотни и даже тысячи. Ведь мы находимся на этапе конечного исправления. Ушло время маленьких групп или даже одного ученика, занимающегося с учителем. Для дальнейшего продвижения требуется присоединить дополнительные силы: все наши группы в Израиле и мире. Все они должны включиться в тот же процесс.

Если мы сделаем это за предстоящий месяц в качестве подготовки к конгрессу, то это будет действительно великое собрание!

Из урока по подготовке к конгрессу, 02.01.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мини-модель мироздания из десяти человек

Эпоха коллективных решений

Практическая работа создает место для раскрытия

Мини-модель мироздания из десяти человек

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мы предлагаем "круглый стол" как средство принятия решения для устранения любых проблем: на работе, в семье. Но если каждый в круге отменяет себя, то откуда в конце берется решение? Кто его принимает?

Ответ: Нет другого средства принятия решения, кроме соединения. Мы видим, как это происходит сегодня в мире: ни один начальник не может ничего решить в одиночку, и сделав так, непременно ошибется.

Это относится к любым руководителям: в сфере политики, экономики, торговли, промышленности, технологии, образования, культуры, семьи. Где бы там ни было - если человек принимает решение один, то чем выше он стоит, влияя своими решениями на более широкий круг людей - тем серьезнее его ошибки.

Мы видим, что так происходит, и они сами чувствуют, что ошибаются. Прежде все было по другому, и они знали, какие рычаги управления есть у них в руках: армия, полиция, средства массовой информации. Но сегодня этого уже нет. В наши дни любой человек, принимающий решение, уже изначально должен согласиться с тем, что ошибется. Ведь решение возможно принять только за счет соединения.

Неважно, на каком уровне это соединение произойдет, мы не обязаны для этого достигать конечного исправления. От нас требуется принять решение с того уровня, на котором мы стараемся уподобиться Творцу, в меру своих возможностей. Даже в таком состоянии, где Он явно не раскрывается. 

Не надо бояться, что мы пока не способны Его раскрыть. Это не наша забота, каким образом это получится, но мы обязаны принимать решения вместе и искать их из нашего соединения. Любой меры достигнутого единства уже достаточно для данного времени, данного момента, данного уровня.

У нас просто нет другого выхода. До сегодняшнего дня мы продвигались за счет управления сверху, весь мир полностью управлялся природой как машины, как роботы. Но с этого момента и далее мы поставлены перед необходимостью достичь соединения, поручительства поступенчато, снизу вверх. Поэтому мы обязаны сами принимать решения, вместо Творца.

Творец будет помещать нас каждый раз во все более продвинутые состояния, которым мы должны соответствовать. А в мере своего несоответствия - будем страдать. В той степени, насколько мы не позаботились о том, чтобы им соответствовать - мы будем терпеть неудачи.

Начиная с этого времени, мы обязаны по любому поводу принимать коллективные решения, насколько способны. Любое индивидуальное решение будет ошибкой, а решение группы, круглого стола, рабочего семинара будет правильным. Если эгоисты сидят вместе и пытаются сообща найти решение, то они не ошибутся. Нет выбора, мы обязаны сейчас так расти снизу вверх.

В современном мире действует новое высшее управление. Раньше управление шло только в одной линии: просто как гонят вперед животных ударами хлыста. Нам было плохо и мы бежали вперед - вот и все управление. Сверху наметили какой-то путь и вели нас по нему. Но сейчас на нас действуют две линии управления, и потому человек в одиночку не способен принять решение - только группа. Ее обязанность - найти решение в средней линии, в которой сочетаются мнение низшего и мнение высшего.

Именно над созданием такого инструмента для принятия правильных решений мы и работаем на семинарах, обсуждая вопросы в десятках. В процессе обсуждения группа постепенно приводит себя к форме интегрального мира и принимает "интегральное" решение, то есть в условиях отмены каждым самого себя, в центре группы, внутри "малинового шарика".

Таким образом, эта группа строит внутри себя мини-реальность. Там есть своя центральная точка, в которой мы хотим раскрыть Творца и создаем для этого инструменты, соединяясь все вместе, отменяя каждый себя во взаимном поручительстве. Внутри этой десятки уже создается полная модель всего мироздания.

И нам уже не нужно выходить из этой десятки - мы можем использовать ее для решения всех вопросов. Для дальнейшего продвижения нужно только еще больше уподобиться Творцу, Его отдаче - то есть тому, как Он заботится о других людях. Невозможно отдавать Творцу без того, чтобы отдавать ближнему. Потому и существует такое первоначальное условие: "От любви к творениям - к любви к Творцу". Творец примет нашу отдачу лишь при условии, что мы обращаемся с ней ко всем творениям.

Из урока по подготовке к конгрессу, 02.01.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Подготовка к великому собранию

Эпоха коллективных решений

Общий котел духовного наполнения

Эпоха коллективных решений

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: У меня есть сомнение по поводу коллективного принятия решений. Невозможно часами сидеть в кругу и обсуждать любой вопрос. Может быть после этого обсуждения, решение все равно будет принимать один человек? Иначе это займет слишком много времени.

Ответ: Я думаю, что люди будут в основном заниматься только такими обсуждениями в кругах. А работать - может час в день, и то не все. Все свое время они будут искать такие решения - способ уподобиться Творцу, считая это своим основным занятием и наслаждаясь им. Нам пока не понятно, как такое возможно - но так будет!

Это будет центром их жизни. Кроме приема пищи и необходимого ухода за физическим телом, все остальное занятие человека будет посвящено этому: 24 часа в сутки в мыслях и часов 15 в действии. Человек будет постоянно занят только тем, что создает все более тесное соединение с другими, все более внутреннее и чувственное, физическое или виртуальное. Пока мы не начнем раскрывать, что физическое тело вообще не существует и весь этот мир начнет представляться иллюзорным.

Любое решение будет приниматься коллективно. Это естественно. А откуда кто-то может знать лучше остальных? Это уже и сейчас так работает. В больших фирмах сотни людей участвуют в управлении и принятии судьбоносных решений. Как можно в одиночку принимать решение, если то, что еще вчера казалось тебе абсолютно верным, сегодня просто вызывает смех, и наоборот. 

Человек не способен ничего сделать один. Если он желает уподобиться Творцу, то как может работать в одиночку? Это не та форма, которая позволяет правильно выстроить себя. Поэтому у нас сегодня нет другой возможности. Ушло время талантливых личностей, выдающихся политиков, экономистов, лидеров. Сегодняшний руководитель ничем не выше остальных и не способен принять правильные решения. Все приходит в упадок. Ведь мы начали новое развитие, и оно должно быть коллективным, интегральным!

Поэтому можно посоветовать всем руководителям организовать группы для принятия решений. Это происходит уже сейчас, потому что люди интуитивно чувствуют, что такое решение более надежно. Только сейчас они собираются и спорят, каждый проталкивая свое мнение. Но постепенно они на собственном опыте раскроют, что таким путем невозможно достичь решения. Вроде, в теории - все правильно! А в практической жизни не приживается, не дает хороших результатов.

И тогда им придется прислушаться к нашему совету, что группа должна выяснять вопрос не в споре между собой, а при самоотмене всех относительно центра группы выяснять мнение высшего. В этом должен присутствовать Творец, который и должен дать нам замечательное решение. Это уже будет означать, что наше решение интегральное.

Для такого обсуждения необходимо 10 человек. Поэтому в органах  государственного управления есть всякие комиссии, парламент. Люди даже из  эгоистической выгоды смогли понять, что уже невозможно отдать всю власть одному человеку, как когда-то был царь. Необходимо соединение: либо хотя бы эгоистическое, либо духовное.

Из урока по подготовке к конгрессу, 02.01.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Подготовка к великому собранию

Мини-модель мироздания из десяти человек

Нейтральная зона

И по количеству, и по качеству

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Москве. Урок №2

Вопрос: Когда человек начинает духовный путь, ему нужно некое желание, скажем, топливо. Меняется ли по мере постижения вид этого топлива, или оно остается таким же? В какой момент дарящий подарок становится важнее, чем сам подарок? Или эта важность тоже эгоистическая?

Ответ: То "топливо", на котором мы работаем (то есть причина, для чего я существую, живу, двигаюсь вперед), меняется и по количеству, и по качеству. Эта причина все время улучшается, становится более качественной.

Если раньше вам было важно только свое "я", сейчас уже, пусть даже поневоле, становится важна группа. Причем это происходит не потому, что группа нужна вам для достижения высшей цели, а просто, как ребенок важен родителям.   

Так постепенно возникает состояние, когда это – ваше, а потом – важнее, чем вы. Постепенно в группе действительно начнет проявляться высшая составляющая, Высшая сила. Вы увидите, что в принципе это – не группа, а то творение, которое мы называем Малхут, и в нем проявляется Творец. Но это произойдет тогда, когда вы начнете относиться к ней так же, как Творец относится к вам, хотя бы в самом минимальном виде.

Из 2-го урока конгресса в Москве, 13.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Группа строителей сцены

Группа – не средство, группа – Творец

Кто важнее?

Скорость и ускорение

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Москве. Урок №2

Вопрос: Что такое скорость и ускорение в духовном, и как мы можем это использовать?

Ответ: Дело в том, что природа подталкивает нас к развитию страданиями, то есть ощущением отсутствия наполнения в данном состоянии и возможностью наполнения в следующем. Это и есть силы эволюции: отрицательное сзади и положительное впереди.

Чем дальше мы продвигаемся, тем больше отрицательных сил накапливается сзади и меньше положительных сил влечет нас вперед. Мы видим, что, двигаясь в соответствии с нашей эгоистической природой, нам мало что светит впереди. Поэтому мир находится в апатии, в депрессии.

Здесь мы и приходим к такому состоянию, когда нам надо объяснять людям, что все отрицательные силы подталкивают нас не к тому, чтобы мы убегали от них, а к тому, чтобы мы смогли осознать новый путь своего развития, то есть изменить намерение, отношение к ближнему, к миру и через него – к Творцу.

Самое главное – это намерение. Желания – постоянны и поднимаются к реализации только в той мере, в которой можно дать на них правильное намерение.

В нашем мире скорость продвижения задается нам сзади, устремляя нас вперед отрицательным воздействием, и мы движемся вперед по инерции.

Изучение каббалы дает нам возможность произвести ускорение или сокращение времени, что одно и то же, с помощью трех составляющих: группа, учеба и распространение. 

Скорость – это тот параметр, который от нас не зависит: таким образом Природа движет нас к цели. Ускорение же зависит от нас.

Скорость – это не сокращение времени. Известно, что путь исправления занимает шесть тысяч лет – с первого исправления, сделанного Адамом 5770 лет и до самого последнего, к которому мы придем через 220 лет, хотим мы того или нет. Это называется скоростью в пути.

Но существует также возможность ускорения. И в той мере, в которой мы ускоряем свой путь, мы его качественно меняем, потому что сами желаем этого.

Ведь есть, к примеру, разница между маленьким ребенком, которого заставляют учиться, и он всё время находится под прессингом, и ребенком, который сам интересуется всем и успешно учится. Он может быстрее окончить школу и чувствовать себя в этом процессе как в игре: комфортно и хорошо. Так и у нас.

Если мы выбираем группу и в ней, как в маленьком мире, в маленьком обществе, создаем все те условия, которые будут двигать нас вперед, то придем к цели намного скорее, чем под давлением Природы.

Из 2-го урока конгресса в Москве, 13.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Главное – ускорить время!

Не жди у моря погоды

Не съезжайте с магистрали

Чистота намерения

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Москве. Урок №2

Вопрос: Существуют ли внешние проявления или показатели чистоты моего намерения?

Ответ: Ваши истинные намерения неизвестны даже вам самому, а другим они уж точно непонятны. Поэтому каббала называется скрытой наукой, внутренней частью мира, ведь она говорит о том, что в нашем мире явно не проявляется.

Каким образом можно определить свои намерения? Просто пытайтесь делать всё в группе от души, с добрыми порывами. Постепенно вы станете ощущать, насколько вы лжете в этом другим и себе, и будете радоваться этому, как раскрытию истины.

Причем, это говорит не только о том, что раньше у вас были плохие намерения в действии, а теперь раскрывается их истинная суть, но и что в будущем они останутся такими же. Что же делать? – Просить о хороших.

Поэтому, начиная делать благие для группы физические действия, пытайтесь работать внутри себя с правильным намерением. В результате вы придете к выводу, что все это делаете только ради себя.

И это правильный результат – значит, вам раскрывают правду. И хотя при этом вы чувствуете себя неприятно, вы должны благодарить за это Творца, и просить на будущее дать вам возможность поступать правильно. И вам дают правильное намерение. 

А в следующий раз, когда вы что-то делаете для группы, вам снова показывают, что вы были в неправильном намерении. И снова вы точно так же идете вперед. При таком потактовом продвижении вы постоянно раскрываете в себе неверность своих намерений, но раскрываете их каждый раз уже на новом уровне.

Конечно, это состояние – неприятное. Но при общей поддержке, при общем вдохновении, при понимании того, что именно таким образом мы продвигаемся, вы увидите, что это замечательная внутренняя борьба. В итоге, исходя из этих противоположных ощущений, человек начинает понимать себя, мир, Творца.

Из 2-го урока конгресса в Москве, 13.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Правильное намерение

Если намерение правильное – желание не нуждается в проверке

Тарелка на счастье, разбитая с намерением

Страница 942 из 1 656« Первая...940941942943944...Последняя »