Записи в разделе 'Заповеди'
"Помни день субботний"

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Четвертая заповедь: "Помни день субботний, чтобы святить его".

Почему человеку надо соблюдать какой-то один день, именно отдыхать в этот день, и Творцу это так важно?

Ответ: Это важно, потому что существует периодичность: каждый седьмой день является перерывом, как бы останавливающим все мироздание и запускающим его заново. Это называется "неделя".

Реплика: Вы говорили, что в шесть дней, символизирующих шесть сфирот Зэир Анпина, происходит работа человека. Допустим, вся наша работа – объединиться с другими. Шесть дней человек как бы работает сам, но должен понимать, что дальше, на седьмой день, даже если он будет работать, то это не принесет ему никакой пользы. Творец должен закончить за него.

Ответ: Речь идет не о нашей обычной работе.

Сказано, что в течение шести дней Творец работал, а в седьмой день отдыхал. Значит, и мы якобы должны шесть дней работать, а на седьмой день отдыхать. Но здесь не имеется в виду работать как Творец. 

Его работа – это сотворение. Это хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод – шесть направлений.

А наша работа заключается в том, чтобы мы как бы видоизменяли себя в соответствии с этими шестью категориями. И когда мы это заканчиваем, то приходим к последней. Но последняя категория реализуется в нас сама. Поэтому здесь ничего не надо делать, только не мешать.

Если ты правильно привлек к себе шесть сил, то тогда седьмая сила "шаббат" (от слова "швита", остановка в работе) производит всю работу сама именно благодаря тому, что ты не вмешиваешься в действия Творца. Ты перенял от Творца все, что можно, за шесть ступеней, так называемых "шесть дней", которые соединяются в тебе, и тогда на седьмой день ты получаешь их результат.

Вопрос: То есть речь идет именно о внутренней духовной работе? Когда я прохожу эти шесть ступеней, то автоматически запускается следующая. Даже если бы я захотел, я не мог бы работать?

Ответ: Нет, ни в коем случае. Это работа света. Седьмая ступень является суммой, результатом предыдущих шести ступеней. Ей нужно только дать реализоваться.

Реплика: Значит, если человек сам объединился с другим, своими усилиями, то в нем возникает гордость. И это не то объединение, о котором идет речь. То есть надо сделать усилие, а дальше оставить работу Творцу?

Ответ: Всегда! Потому что все равно ты не сможешь закончить сам.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Субботнее исправление

В день субботний

Праздник, который мы не замечаем

"Не произноси имя Господа попусту"

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Третья заповедь: "Не произносить имя Господа попусту" означает, что ты не можешь привлечь силу Творца, чтобы произвести какое-то эгоистическое действие?

Ответ: Можно действовать силой Творца только в мере своего подобия Ему, в мере объединения с Ним.

Вопрос: Нельзя вызвать на себя ее влияние или использовать ее эгоистически ради себя, чтобы победить какие-то народы, обогатиться и так далее?

Ответ: Об этом даже нет речи!

Вопрос: А если я не соответствую Ему, то могу просить, не просить, Он все равно не будет воздействовать на меня?

Ответ: Обращаться можно. Но именно в том, чтобы Творец помогал тебе быть подобным Ему. С этой целью всегда можно и желательно обращаться. Такая просьба будет удовлетворена.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Не делай себе кумира"

Заповеди – законы мироздания

Не произноси имя Творца попусту

"Не делай себе кумира"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вторая заповедь гласит: "Не делай себе кумира и никакого изображения".

То есть люди, постигшие духовный мир, говорят, что есть только одна сила, и никакой другой?

Ответ: Всё, что ты можешь себе вообразить – это производное от единственной высшей силы. Поэтому, если ты считаешь, что есть какие-то иные, второстепенные силы кроме нее, которые что-то производят, реализуют, решают в нашем мире, то это твоя ошибка. То есть знай, что ты уже находишься не на самом высоком уровне постижения.

Для того чтобы соблюдать эту заповедь, ты должен видеть только одну силу за всеми объектами нашего мира, включая людей. Если ты так относишься ко всему, значит, ты выполняешь эту заповедь.

Вопрос: Это не то, что я верю в какой-то монотеизм?

Ответ: Нет, тут вообще не говорится о вере. Речь идет именно о постижении. 

Сказано: "Не делай никакого изображения", потому что эту силу невозможно изобразить. Я, конечно, могу начертить стрелку, указывающую вектор, но изобразить силу в виде рисунка, как мы изображаем нечто находящееся в нашем мире, мы не можем. Это сила отдачи, сила объединения, сила интеграции, сила эманации.

Даже физические силы в нашем мире мы изображаем векторами, не более того.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не сотвори себе кумира

Самая неуловимая заповедь

Не создавай себе кумира

Заповеди – законы мироздания

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Десять Заповедей – это законы интеракции между людьми. Часть из них так и выглядят, а часть – нет.

Ответ: В принципе, это законы мироздания. Но поскольку они определяются взаимоотношениями между людьми, а наши взаимоотношения определяют все остальные законы природы, то, конечно, все сводится именно к отношениям между нами.

Вопрос: Первая заповедь: "Я – Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли египетской".

Насколько я понимаю, только Творец может вывести человека из его эгоизма. Но почему Творцу надо было объявить именно эту заповедь первой?

Ответ: Потому что это краеугольная заповедь, говорящая, что есть единственная сила в мире, которая выше всех. Она поднимает человека с неживого, растительного, животного уровней природы на уровень "человек". 

"Человек" – этот тот, кто постигает связь с Творцом. Практически все человечество находится на уровне "животного", независимо от того, сколько оно знает, сколько развило наук и искусств.

"Животное" – это когда человек думает о себе, находится в своем эгоизме. Поэтому выход из этого состояния на уровень "человек" – Адам, подобный Творцу ("Адам" от слова "домэ", "подобный" Творцу) – может быть совершен только лишь под воздействием особой высшей силы, называемой "Творец".

Эта сила называется "Творец", потому что она сотворяет человека.

Вопрос: То есть каббалисты раскрыли закон, что смена эгоцентрического восприятия мира на целостное может произойти только посредством высшей силы природы? Поэтому говорится: "Я вывел тебя из земли египетской"?

Ответ: Да. Это изменение состояния человека в нашем мире. Речь идет о духовном подъеме, о постижении.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.12.2019

Три части общества с точки зрения духовной работы

каббалист Михаэль ЛайтманМы находимся в обществе, в окружении множества разных людей. Относительно духовной работы, когда человек хочет прийти к слиянию с Творцом, которое достигается именно в намерении, общество можно разделить на три части.

Одна часть – это народ Израиля ("Исра-Эль"), который стремится прямо к Творцу.

Вторая часть – это "египтяне", т.е. общество людей, которым духовное вообще безразлично. Они естественным образом делают то, что им хорошо. Они могут не понимать, что я делаю, да им это и не важно. Главное, чтобы им было хорошо.

Третья часть – это "эрев рав" ("большой сброд"), т.е. люди, которые считают, что надо выполнять заповеди без намерения.

А намерение – это совершенно иная картина. Человек должен подниматься над своим эго, привлекать на себя высший свет, переделывать эгоизм на альтруизм. Менять абсолютно все внутри себя, начинать ощущать Творца, Высший мир.

Это огромная и очень тяжелая духовная работа. Поэтому есть люди, считающие, что ее не надо выполнять. Они когда-то упали с уровня правильных намерений ради других и ради Творца в эгоистические намерения ради себя.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 22.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Три вида желаний внутри человека

Иерархия общей души

"Богобоязненные" египтяне

Выбор – не прегрешить

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Отсутствие действий по сближению между людьми в каббале считается грехом. В то же время каббала говорит, что нет свободы выбора. Тогда откуда грех?

Ответ: Свобода только в том, чтобы правильно идти к цели и гораздо быстрее, чем это обусловлено природой.

Вопрос: Если я молюсь за себя, то по каббале это грех. С другой стороны, какой у меня есть выбор?

Ответ: Твой выбор молиться за то, чтобы ты по-доброму относился к другим, и Творец тебе в этом помог. Таким образом ты ускоряешь свое движение, свое развитие.

Вопрос: А у меня есть свобода выбора в том, чтобы просить помощи у Творца?

Ответ: Да. Это зависит от того, насколько ты входишь в группу, которая тебя воодушевляет, помогает, подталкивает вперед. Ты пользуешься их взаимной поддержкой и таким образом обращаешься к Творцу, взяв от группы определенное количество впечатлений. 

Вопрос: Что такое грех с точки зрения каббалы?

Ответ: Грех – это неверное использование тех условий, которые даны тебе, чтобы правильно двигаться к цели и достичь ее быстро, безболезненно, в течение этой жизни.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 19.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Просить помощь у Творца

Грех – отклонение от движения к цели

Единственный грех человека

Просить помощь у Творца

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: В каббале сказано, что когда человек не просит помощи у Творца, это является грехом.

Ответ: Люди, которые, устремляясь к цели творения, желают достичь правильного состояния, должны понимать, что их стремления состоят из двух направлений.

Одно – движение друг к другу. Другое – осознание и понимание, что это сделать невозможно, потому что наша природа нам этого не позволяет и не позволит. Творец стоит на пути между нами и не дает сблизиться между собой, вызывая всевозможные проблемы, чтобы человек понял: без участия Творца он не сможет сблизиться с другими.

Ни человек, ни народ, ни государство, ни все человечество ничего не достигнут, если только не начнут двигаться к сближению между собой с помощью Творца.

Вот тогда и возникает такое действие, как заповедь, то есть благое действие, когда я пытаюсь сблизиться с остальными и прошу участвовать в этом Творца. Тогда я точно могу рассчитывать на успех.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 19.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Грех – отклонение от движения к цели

Единственный грех человека

Все достигается молитвой

Молитва за себя

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: В каббале говорится, что когда человек молится за себя (в принципе, для обычного человека это естественно), то это является грехом.

Ответ: Если человек думает о себе, то этим он как бы отделяет себя от остальных, не приближается к ним. Естественно, что это отдаляет его от Творца, потому что Творец видит всех нас соединенными в одно общее целое, какими мы были еще до разделения на отдельные личности.

Вопрос: То есть Творец не думает о Себе? У Него нет таких мыслей?

Ответ: Во-первых, Он не думает о Себе. Во-вторых, Он не думает о каждом человеке, т.к. ощущает нас как единое целое.

Вопрос: Допустим, я смотрю на человека. Он состоит из миллиардов клеток. Я же не обращаюсь к какой-то клетке, а обращаюсь к образу. Так и Творец не видит нас поодиночке?

Ответ: Никак! У Него нет ни малейшего расчета ни с одним человеком. Он создал нас в противоположном Себе эгоистическом свойстве, в котором мы ощущаем себя существующими отдельно друг от друга. 

Вопрос: И что я должен из этого понять? Что Творец вообще не считается со мной? Он даже не знает, что я существую?

Ответ: Знает Он или нет, это совсем другой вопрос. Он не принимает во внимание твоих личных одиночных движений, кроме движения в сторону сближения с Ним через сближение с другими.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 19.11.2018

Грех – отклонение от движения к цели

каббалист Михаэль ЛайтманНаука каббала говорит о цели человека в этом мире, в этой жизни: что мы должны делать с собой, чтобы прийти к идеальной реализации своего существования.

Мы не знаем, как жить. Мы видим, как беспричинно, бесцельно существуют люди, все время диффузионно перемещаясь по миру и в жизни.

Каббала предлагает сделать нашу жизнь целеустремленной, чтобы в итоге мы могли достичь состояния, для которого создана наша Вселенная, все мироздание и мы сами.

Отклонение от движения к этой цели называется "грех". Здесь все зависит от человека, от его воспитания и образования, от того, как он воспринимает себя и цель творения, насколько он знает и владеет этим.

Обычные люди, не имеющие об этом представления, не задаются такими вопросами и не задумываются, что на самом деле является грехом. Для них грех – это плохое поведение, кража, какой-то проступок и т.д. Это тоже верно. Но дело в том, что при этом они не знают, верно или нет они реализуют себя, движутся ли к правильной цели. 

Поэтому очень важно просвещать людей, что все действия человека оцениваются по движению к цели его сотворения. Это и есть основная точка, относительно которой измеряется грех или, наоборот, заповедь, благое дело.

А если мы четко знаем и понимаем, что именно так мы должны идти вперед, то исходя из самой цели и движения к ней, мы уже можем говорить о поступках, которые ведут нас наикратчайшим, оптимальным путем к этой цели.

Такие поступки называются заповедями, потому что с точки зрения природы нам заповедано двигаться именно так. Это мы выявляем из строения всего мироздания.

И наоборот, те наши поступки, которые поворачивают нас в сторону или даже обратно, отдаляя от достижения цели, называются грехом.

Наша цель – постичь Творца, который раскрывается в мере нашего подобия Ему. Поэтому любые наши действия, направленные на подобие Ему, называются заповедями, добрыми, правильными.

Подобие заключается в том, чтобы мы обрели свойства Творца. Тогда мы будем Ему ближе.

Свойства Творца – это отдача и любовь. Поэтому "возлюби ближнего как себя" является главной заповедью нашего развития.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 19.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Единственный грех человека

Праведность и греховность

Что такое прегрешения согласно каббале?

Радость заповеди

каббалист Михаэль ЛайтманЗаповедь – это возможность сделать что-то приятное Творцу. И чем тяжелее состояние, которое не ощущается в моем эгоизме как приятное, тем лучше. Ведь это значит, что я не имею в этом действии эгоистической мотивации, а действую против эгоизма.

Тогда это действительно называется заповедью, то есть я выполняю указание Творца приблизиться к Нему, несмотря на сопротивление своего эгоизма.

Радость заповеди в том, что я могу совершить действие против своего желания насладиться, с каждым разом все больше и больше. Это может быть небольшое достижение, но главное, чтобы оно было относительно объединения. Все, что мне нужно – это соединение с товарищами и урок: вот два инструмента приближения к Творцу.

Если я каждый день выполняю и первое условие, и второе – значит день не прошел зря. Так нужно рассматривать свою жизнь, и тогда она пройдет со смыслом и принесет особый результат.

Из урока на тему "Вера выше знания", 17.11.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что значит выполнять заповеди?

Чтобы прийти к заповеди любви

Отрывки из уроков 20.04.2020

Мои мысли в Twitter, 15.07.20

каббалист Михаэль Лайтман ТвиттерНам лучше прийти к согласию с каббалистами, что слово Природа численно равно слову Всевышний = 86. И можно называть Законы Всевышнего выражением Заповедей Природы, или наоборот, Заповеди Всевышнего – выражением Законов Природы. Ведь это одно и то же. (Бааль Сулам. Статья "Мир")

 

Если COVID-19 навсегда с нами, то надо рассматривать его как явление природы, от которого возможно спастись, только изменением нашего мышления (намерения). Этот вирус желает научить нас думать глобально и хорошо обо всех землянах, и соответственно поступать. Он переучит нас!

@Michael_Laitman

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мои мысли в Twitter, 14.07.20

Мои мысли в Twitter, 13.07.20, ч.2

Мои мысли в Twitter, 13.07.20, ч.1

Противостояние единству, ч.7

каббалист Михаэль ЛайтманЗаповеди физические и внутренние

Вопрос: Некоторые люди считают, что для исправления достаточно соблюдать внешние рамки заповедей. Другие, в частности каббалисты, говорят, что необходимо изменить свою эгоистическую природу на альтруистическую, и тогда это будет считаться исправлением. Что нужно для того, чтобы исправиться?

Ответ: В каббалистических первоисточниках сказано, что вся Тора дана только для исправления сердца. Только этого требует от нас Творец.

Но поскольку люди не могут идти к исправлению прямым путем, т.к. это очень тяжело, то им даны другие рамки – более внешние, когда человек использует окружающий мир, чтобы все-таки как-то приблизиться к свойству отдачи, к свойству связи с другими.

Правда, в итоге, в течение веков, эти внешние заповеди были выхолощены, из них исчез внутренний смысл, и осталась только внешняя атрибутика. Поэтому их исполнение никак не связывается с сердцем. То есть я могу ненавидеть других евреев и вообще весь мир, и одновременно с этим якобы быть праведником.

Вопрос: Кроме того, есть группы людей, которые считают, что нужно выполнять только заповеди Торы. Другие придерживаются выполнения заповедей, добавленных позже мудрецами. А каббалисты говорят, что заповеди – это внутренние изменения своего намерения к исправлению желаний. Как это совместить? Какая интерпретация правильная? 

Ответ: Интерпретация простая. Поскольку мы существуем в ощущении внешнего мира, то необходимы какие-то внешние действия. Поэтому, с одной стороны, мы должны соблюдать определенные внешние рамки: общественные, семейные, государственные.

С другой стороны, нам нужно понять, что выполнение Торы предназначено для того, чтобы исправить наш эгоизм, очистить наши сердца от злого, потребительского отношения друг к другу. Этим нам надо заниматься.

Вопрос: Проблема в том, что каждое течение хочет навязать другому свою точку зрения, считая себя правым. Так возникает ненависть. Естественно, это отталкивает нас от цели природы.

Бааль Сулам пишет, что заповеди Торы и заповеди природы – это одно и то же. Разве закон тяготения или закон термодинамики то же самое, что заповеди в Торе?

Ответ: Все физические и внутренние законы на любом уровне, не только законы существования нашего тела, но и нашей внутренней, чувственной системы и все взаимоотношения между нами сливаются в одну единую систему связи. И нам надо эту связь исправлять, поддерживать, доводя до абсолютно полного интегрального уровня, полной взаимосвязи друг с другом. Это и называется ее конечным исправлением.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 29.07.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Противостояние единству, ч.6

Противостояние единству, ч.5

Противостояние единству, ч.4

Беседы о новой жизни, ч.1247

Беседа на тему "Коронавирус. Изменяем привычки".

Ведущий программы – Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите.

005 - Новая жизнь

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.1246

Беседы о новой жизни, ч.1245

Беседы о новой жизни, ч.1244

Мои мысли в Twitter, 27.05.20

каббалист Михаэль Лайтман ТвиттерГилель (мудрец древности. Трактат Шабат 31:1): Вся Тора в том, что "Всё ненавистное тебе, не делай другим". А остальное – комментарии! Т.о. все заповеди призваны объяснить исполнение заповеди "Возлюби ближнего, как себя". Потому что этим достигается слияние с Творцом.

 

Р. Акива: Возлюби ближнего, как себя (Ваикра, 19:18) – общее (клаль) правило Торы (Б.Р. 24:8). "Общее" указывает на части, из которых создается правило. Т.е. все 612 заповедей Торы являются суммой правил, входящих в одну заповедь "Возлюби ближнего". Вся Тора дана достичь ее.

@Michael_Laitman

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мои мысли в Twitter, 24.05.20

Мои мысли в Twitter, 22.05.20

Мои мысли в Twitter, 21.05.20, ч.2

Развитие эгоизма и методика объединения, ч.8

каббалист Михаэль ЛайтманГлавная заповедь и ее производные

Реплика: Бааль Сулам пишет: "В начале получения Торы было дано условие взаимного поручительства, хотя потом, когда был сделан золотой телец, оно перестало соблюдаться, потому что велись войны по этому вопросу, и сыновья Леви убили 3000 человек.

Все это, конечно, не добавило любви и единства. И потом, когда пришли уже в землю Израиля, тоже не было спокойно. Поэтому не было с кого спрашивать выполнять эту главную заповедь".

То есть прошло буквально несколько десятков лет после получения Торы, и уже не с кого было спрашивать.

Ответ: Я думаю, больше. Во всяком случае, весь этот период сопровождался огромными распрями в народе. Появилось множество всевозможных течений, противоположных групп, которые готовы были уничтожить друг друга.

Реплика: Далее Бааль Сулам писал: "И чтобы не была забыта Тора народом Израиля, начали выполнять остальные заповеди, хотя главная заповедь была заброшена, потому что не было у них другого совета". 

Главная заповедь Торы "возлюби ближнего" была заброшена, поскольку эгоизм вырос, и люди начали соблюдать другие заповеди. Что значит "другие заповеди"?

Ответ: "Другие заповеди" – это отражение в нашем мире главной духовной заповеди и духовных связей между людьми. В человеке существует 613 желаний, так называемый ТАРЬЯГ, и все они должны быть направлены на связь с другими и с Творцом.

Но в нашем мире они используются для наполнения собственного эгоизма. Переделка их на "возлюби ближнего", на наполнение других, общества и называется выполнением заповеди.

Вопрос: То есть 613 заповедей – это внутренние действия, в результате которых человек исправляет свой эгоизм, чтобы связаться с другими людьми, но чувственно, то есть душами?

Ответ: Да. В любом случае, общее правило "возлюби ближнего" разлагается на множество побуждений, желаний, действий. И все они вкупе составляют его.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 01.07.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Развитие эгоизма и методика объединения, ч.7

Развитие эгоизма и методика объединения, ч.6

Развитие эгоизма и методика объединения, ч.5

Страница 7 из 27« Первая...56789...Последняя »