Записи в разделе 'Каббала и религия'
Важность книги "Древо жизни"

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Бааль Сулам пишет, что книга Ари "Древо жизни" ("Эц Хаим") по своей важности тождественна Торе, данной нам на горе Синай.

Можно представить, что значит Тора для всего человечества. Сегодня вся культура, искусство, живопись, все религии, вся наука основаны на ней. Трудно сказать, какой была бы жизнь, если бы не было Торы. Все построено на этом вплоть до наших взаимоотношений.

А книга "Древо жизни" была написана всего 500 лет назад и вышла в свет буквально лет 200 назад, но до сих пор нет никаких последствий, никто об этом не знает.

Ответ: Это должно проявиться в будущем. Надеемся, что ее последствия проявятся уже в наши дни и станут основой не только нашей культуры, но и жизни всего человечества.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 02.08.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Стих, дающий представление о Высшем мире

"Древо жизни" – книга о сотворении миров

Высокая душа АРИ, ч.1

Почему в каббале приветствуется критика?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему ни в одной методике не приветствуется критика по отношению к так называемому гуру?

Ответ: Это, конечно, неверно, ведь мы занимаемся исправлением человека. Пусть он делает все, что хочет, только не наносит вреда. Поэтому в каббале существует два очень интересных закона.

Первое условие: можешь делать все, что хочешь, только не вредить группе, в которой занимаешься, и не поносить ее, дабы не мешать привлечению людей, желающих прийти.

Второе условие – когда Творец как бы говорит тебе: "Ничего у тебя не получится, зачем тебе здесь находиться?". Ты должен остаться и проверять! В принципе, тебе даны все возможности, чтобы интенсивно, плодотворно заниматься, проверять, доказывать, спрашивать, убеждать. 

Эта методика требует от человека очень занудного подхода. Ты должен вгрызаться и реализовывать ее на себе вместе с окружающими, не веря никому. Наоборот, все подвергать сомнениям.

А как же ты будешь подниматься, как ты будешь все время подстраиваться под своего учителя, пытаться быть таким, как он? Именно из отрицания того, что он не прав, ты поймешь, на чем он базируется, как он строит себя. Только так. У нас же все существует только из плюса и минуса. 

Если у тебя нет возможности критиковать, быть в противоположном состоянии, как ты сможешь построить состояние подобия группе, подобия учителю, подобия Творцу?

Исходя из этого ты видишь, что все остальные методики несостоятельны, ведь люди, занимающиеся ими, не могут из себя ничего сделать, поскольку им изначально запрещено такое всестороннее, безбоязненное, критическое отношение к самому учению, к движениям внутри себя, к товарищам, учителю или даже к Творцу.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Критика каббалы"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заинтересованность в критическом подходе

Претензии к учителю

Сомневаться – значит искать и исследовать

Можем ли мы рассуждать о Творце?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сказано, что у Творца много имен. Сколько их, и кто их дает?

Ответ: Имена – это множественные проявления Творца творению, то есть человеку, постигающему Творца. Поэтому здесь уже можно говорить о языке.

Цвета, запахи, всевозможные ощущения – всеми этими средствами можно описать Творца. Ведь люди, которые постепенно раскрывают Его, именно так Его и воспринимают. Причем это были особые личности, такие как Моше, написавший Тору.

В нашем мире ты должен подняться над своими представлениями в такую плоскость, где достигнешь необыкновенной объективности. В тебе нет ничего своего, ты хочешь воспринять Творца таким, как Он есть. Поэтому ты должен сделать на себя сокращение – на все свои знания и чувства, и тогда можешь приблизительно рассуждать о Творце в мере своих постижений.

Достичь такого состояния можно только исключив из себя свой эгоизм. Ты должен стать как бы несуществующим, чтобы не воспринимать явления Творца, Его всевозможные воздействия на себя в каком-то виде и быть абсолютно объективным. 

Это называется "сделать на себя цимцум", т.е. сокращение всех своих эгоистических желаний, свойств, намерений, пониманий в сердце и разуме.

Если Творец – это единственное свойство природы, которое совершает все, включает в себя все, то тогда вопрос в другом: как мы можем говорить о Нем, не зная этого?

И тут возникает проблема: если человек не делает четких усилий, чтобы в нем возник правильный образ высшей силы, единственной, включающей в себя всё, тогда он ошибается и представляет себе надуманный образ Творца.

Это серьезная ошибка, которая обычно приводит к большим проблемам, я бы даже сказал, к трагедиям, потому что каждый начинает транслировать Творца человечеству в том виде, в котором ему заблагорассудится, то есть из своих внутренних представлений.

Поэтому человек создает религии, философии, что угодно, не базируясь ни на чем, кроме как на своих умозаключениях: "Мне был голос, мне было видение", – и так на протяжении тысяч лет. Эти представления не имеют никакого отношения ни к реальности, ни даже к науке – ни к чему.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 21.05.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Постижение имен Творца

Понять сущность имен Творца

Имя – уровень постижения Творца

Защита от суеверий

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Люди столетиями ищут эффективные способы, как увеличить удачу в своей жизни. Зачастую они используют различные талисманы, амулеты, камни, считая, что они приносят удачу.

По сегодняшний день люди верят во всевозможные суеверия: стук по дереву, число "13", черная кошка и так далее. По опросам, от 70 до 80% людей предпочитают не сталкиваться с этими событиями.

В принципе, суеверия представляют собой попытку людей каким-то образом контролировать или усиливать этот неуловимый фактор, который называется "удача". А как вы относитесь к суевериям?

Ответ: Удача – это действительно в чем-то неуловимый фактор. Но воздействия на удачу заключаются не в том, чтобы убегать от цифры "13", черных кошек и еще чего-то, а чтобы приближать удачу своими действиями.

То есть добрыми действиями относительно других мы можем приблизить удачу. Ими мы создаем вокруг себя положительное поле – абсолютно физический параметр. И тогда удача будет благоволить нам или станет приближаться к нам.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 24.05.2022

Задача каждого человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему каббала говорит, что каждый человек должен себя изменить? Ведь если мы все – одна общая система, пусть каббалисты меняли бы всё.

Ответ: Как я могу вас изменить? У вас существует свой эгоизм, свои свойства, у меня – свои, и я над вами не властен. Каждый человек должен достичь этого состояния, и каждый может и обязан, в конечном итоге, управлять своей судьбой. Вот тогда он достигнет понимания общего замысла, общей мысли.

Вопрос: То есть каббала дает человеку возможность стать хозяином своей судьбы, а не просто предсказывать какие-то события?

Ответ: Каббала вообще не занимается предсказаниями. Именно это и запрещено в каббале, ведь ты углубляешься в предсказание будущего, а не изменяешь себя, чтобы это будущее было хорошим.

Вопрос: То есть, в принципе, от предсказаний ничего не меняется?

Ответ: Конечно. Это просто игра, и потому каббала запрещает это.

Но бессмертие есть! И выйти на его уровень очень просто. Я приглашаю.

Из ТВ программы "Крупным планом. Тайны бессмертия"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Может ли каббалист изменить будущее?

Предсказывать судьбу или строить?

Альтернативная реальность

Давайте учиться, чтобы не делать ошибок

каббалист Михаэль ЛайтманДля каждого есть своя программа развития, согласно которой он продвигается. Ни один человек, родившись, не может понять, где он оказался, почему родился именно с такими свойствами, в такой семье и в такое время, в таких условиях.

Так он растет и развивается. В части душ это материальное развитие приводит к вопросу о смысле жизни, и тогда человек приходит к науке каббала, получая возможность развиваться дальше, за границы материального.

Если человек отказывается от данной ему возможности изучать науку каббала, то продолжает животное развитие. А если он берет науку каббала, но использует ее неправильно, то будет кружить, пока не исправит свой подход.

Но в наши дни уже невозможно, чтобы человек развивался во всевозможные стороны, как в прошлые времена. Ведь тогда развитие человечества шло широко по всем направлениям. А сегодня оно все больше сужается, все точнее фокусируясь на цели творения.

В наше время в мире немного желающих основать какую-то новую религию или собственную философскую школу. Человечество уже прошло через все эти фантазии. Настало время более практических занятий, позволяющих открыть методики исправления человека, чтобы привести его в соответствие исправлению мира. 

Человек все время получает мысли и желания сверху, из своей цели творения, то есть из той точки, где он должен находиться в общей душе. Оттуда к нему постоянно приходят всевозможные впечатления в уме и сердце, в чувствах и в разуме, каждый раз направляющие его в жизни, то есть возвращающие и подталкивающие к той самой конечной точке.  

Если он старается использовать свой шанс и находит правильное окружение, то может быстро и успешно развиваться. А если нет, то будет долго петлять и путаться в пути, но в итоге все же дойдет до цели.

Все в конце концов придут к цели. Вопрос лишь в том, как долго нам придется петлять, то есть сколько сделать круговоротов жизни и сколько страдать, чтобы в итоге понять, что в этой жизни нет другого пути, как только приблизиться к цели творения.

Мы находимся внутри стабильной, правильно организованной системы, но она оставляет нам некоторую степень свободы, позволяя делать ошибки, чтобы на них учиться – или учиться, чтобы не делать ошибок.

Из урока по "Статье к завершению Книги Зоар", 24.04.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пока человек не созреет

Как обрести душу?

К чему толкает нас природа

Пока не раскроем Творца…

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Можно ли сказать, что Творец или Природа хочет нас чему-то научить через отрицательный опыт?

Ответ: Верно. Именно через отрицательный опыт мы должны принести в этот мир идею и постижение абсолютно вечного, высшего, чистого разума.

Поэтому весь опыт человека, начиная с ваяния статуэток и поклонения разным божкам, до научных изысканий, приводящих его к выводу, что только он правит всем миром, можно назвать идолопоклонством.

Так продолжается до тех пор, пока он не постигает, что есть только одна единая сила. Все мы являемся идолопоклонниками, пока не раскрываем Творца.

Вопрос: Значит, если я считаю, что какой-то народ развязал войну против другого народа, или если кто-то против меня сделал какое-то действие, и я не ощущаю за этим единую силу, то такое отношение называется идолопоклонством?

Ответ: Да, ты веришь, что это сделал кто-то другой кроме Творца. И это уже идолопоклонство.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 05.04.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Идолопоклонство – вера в могущество человека

Стремление к Творцу

Борьба с идолопоклонством

Этапы поклонения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что хуже с точки зрения Бога – поклоняться животным, камням, растениям или людям, идеям? Есть в этом какая-то градация?  

Ответ: Это зависит от человека, который выбирает для себя, чему поклоняться.

Разница между тем, что я просто беру какую-то статуэтку и поклоняюсь ей, или я поклоняюсь каким-то великим идеям, или человеку, заключается в нашем развитии.

Поклоняться человеку, родившемуся от женщины и созданному из биологических веществ, временно существующему и не обладающему неограниченной властью над миром?

Я могу преклоняться перед тем, чего он достиг в своей жизни, каких высот. Но все равно это лично мое очень ограниченное преклонение. Это не то, что подразумевается по отношению к Творцу.

Вопрос: Но такое преклонение все-таки выше, чем поклоняться камням?

Ответ: Да, камень – это совсем другое.

Вопрос: То есть мы, как человечество, уже прошли эти этапы?

Ответ: По тому, как я вижу, сколько людей едут в Иерусалим, поклоняются Стене Плача, целуют ее, кладут туда записки, я не думаю, что мы прошли этот этап. Это еще впереди.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 05.04.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Стремление к Творцу

Борьба с идолопоклонством

Разница между идолопоклонством и поклонением

Борьба с идолопоклонством

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Авраам был первым, кто разбил идолов и стал познавать единого Бога?

Ответ: Да. До Авраама, естественно, множество людей верили во всяких божков, да и после него тоже. Но он основал отношение к природе, как к одной-единственной силе, которая держит и сохраняет в себе всё, и так к ней надо относиться.

Вопрос: В переносном смысле "идолопоклонство" трактуется как поклонение идеям, людям, кумирам. Например, идею всемирного господства тоже можно считать идолопоклонством? Все войны от Александра Македонского до Наполеона и дальше, вера в эти идеи, тоже идолопоклонство?

Ответ: В чем-то мы все находимся в этом. Человек, не замечая того, все равно борется с идолопоклонником в себе.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 05.04.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Идолы – атрибуты успокоения

Жертвы, приносимые нами

От суеверий к истинному познанию природы

Идолы – атрибуты успокоения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Археологи, занимаясь раскопками, очень часто находят огромное количество разных божков, идолов, которые относятся ко времени Первого Храма. Как в народе, верящем в единого Бога, это могло сочетаться с поклонением разным идолам?

Ответ: Посмотрите на маленьких детей, как они делают себе всяких кумирчиков, строят какие-то штучки. Когда ребенок крепко держит какую-то игрушку, она его успокаивает, придает ему уверенность в себе.

То есть держать при себе что-то знакомое, привычное, например, камеи, амулеты, красные нити, святую воду, – это придает человеку уверенность, как ребенку, который не выпускает из рук маленькую игрушку, потому что он к ней привык, она его успокаивает.

Это и есть первоначальная основа богослужения, чистой воды идолопоклонство.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 05.04.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жертвы, приносимые нами

Разница между идолопоклонством и поклонением

У каждого своя игрушка

Жертвы, приносимые нами

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Слово "идолопоклонство" происходит от греческого "идол", "кумир". В прямом смысле это означает поклонение каким-то богам, которым приносили жертвы, в том числе и человеческие.

Ответ: Мы и в нашем мире постоянно приносим жертвы. То, что я встаю, иду на работу, что-то делаю для себя, для других, получаю от них – все это можно назвать жертвой своего времени, своего внимания и т.д.

Кроме того, жертвой мы называем пожертвование, когда человек жертвует от себя на то, что ему важно.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 05.04.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Разница между идолопоклонством и поклонением

Во власти идолов

Жертва – отделение от себя эгоизма

Разница между идолопоклонством и поклонением

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем разница между идолопоклонством и поклонением, уважением?

Ответ: Преклонение перед кем-то или чем-то всегда существует в нашем мире и определяет разницу между ступенями, на которые мы ставим людей, определяем градации: лучше, хуже, красивее, сильнее и так далее.

А идолопоклонством называется совершенно иное отношение к различным явлениям природы, когда я приписываю им какие-то особые свойства. Причем я наделяю их своими или надуманными свойствами, потому что мне так лучше, удобней. Таким образом я строю для себя более связанную картину окружающего мира.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 05.04.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вера – естественная потребность человека

Многобожие – естественный инстинкт человека

У каждого своя игрушка

Идолопоклонство. Серия "Духовные состояния"

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.

Что такое идолопоклонство? Как не стать идолопоклонниками?

Вера – естественная потребность человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Человек по своей сути обязан во что-то верить, иметь каких-то идолов, на что-то равняться, чему-то поклоняться. Заложена ли вера в нашей природе или она является следствием развития общества?

Ответ: Вера свойственна именно высокоразвитому организму. Мы не можем сказать, что какие-то примитивные существа или животные верят.

Вера является естественной потребностью человека, так как исходит из его неуверенности в себе.

Вера – это внутреннее движение человека, желающего поставить себя на какой-то пьедестал, на какую-то существенную природную или научную основу, когда он может на что-то полагаться.

Вопрос: А вы, как каббалист, во что верите, чему поклоняетесь?

Ответ: В общем-то, я не верю ни во что и не поклоняюсь никому и ничему. Но, с другой стороны, есть вещи, которые я поднимаю, уважаю, пытаюсь до них дотянуться. Можно сказать, что я как бы преклоняюсь перед ними, но это преклонение больше подобно уважению.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 05.04.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Три параметра веры

Вера в каббале

Вера с точки зрения каббалы

Что раскрывает наука каббала

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему вы всегда говорите, что каббала дает человеку ответ, в чем смысл жизни, а другие методики – нет?

Ответ: Потому что она поднимает человека на уровень ясного, явного постижения как вопроса о смысле существования, так и ответа на него в этой жизни. Она раскрывает ему грань между нынешней жизнью и жизнью после смерти, отодвигает эту границу, и человек продолжает видеть свое существование за границей животной смерти.

Вопрос: Может, это тоже фантазии?

Ответ: Нет, это не фантазии.

Это такая же фантазия, как и наша сегодняшняя жизнь. Точно в таком виде, как мы ее воспринимаем, мы так же явно воспринимаем то, что раскрывает каббала.  

А поскольку каббала раскрывает нам Высший мир и дает всю перспективу перехода из этого мира в духовный, т.е. перспективу преобразования, развития, исправления, возвышения, то мы можем говорить и о следующем этапе так же разумно, четко, научно, как и о нашей жизни.

Из ТВ программы "Крупным планом. Прав ли Франкл?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как получить ответ на вопрос о смысле жизни?

Где искать смысл жизни?

Ответ на все вопросы

Страница 6 из 60« Первая...45678...Последняя »