Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Желание, за которое стоит попотеть

каббалист Михаэль ЛайтманКрепкий орешек

Чтобы продвигаться к цели творения, мы должны прилагать множество усилий. Ведь этот путь представляет собой нечто большее, чем естественное развитие.

Природа толкает нас вперед, развивает в нас всевозможные желания, потребности – и естественно, мы рыскаем в поисках недостающего. А недостает нам наслаждений, связанных с едой, сексом, семьей, деньгами, почестями и знаниями.

Так же обезьяны постоянно заботятся о своих потребностях, список которых примерно совпадает с нашим. По сути, у нас с ними общий жизненный уклад: мы формируем ту же социальную иерархию в человеческом обществе, мы тоже любим силу, а вдобавок – деньги. К этому принуждает нас Природа, и так мы движемся вперед.

Однако на естественном пути мы ни на йоту не продвинулись качественно, не внесли в социум принципиальных перемен за последние пять или пятьдесят тысяч лет.

Если же говорить о цели творения, то она состоит в уподоблении Творцу, в слиянии с Ним. "Творец" – это сила, противоположная нашей природе. В нас лишь слегка проявляется склонность к этому, плотно "закутанная" во множество "одеяний", глубоко утаенная, покрытая "скорлупой", подобно ореху. 

Чтобы достичь цели творения, нам нужно вооружиться новым желанием, которого Природа нам не обеспечивает. Это желание, устремленное к цели, не прорастет в нас само собой, мы должны развить в себе собственными усилиями – разумеется, при помощи тех средств, которые имеются в нашем распоряжении: группа, методика, учитель.

Отсюда проблема: очень мало людей хотят этого, еще меньше тяготеют к реальному поиску, и еще меньше достигают желаемого.

Выйти из джунглей

Правда, в наши дни ситуация изменилась. Ведь мы стоим перед глобальными бедствиями, грозящими всему человечеству. И бедствия эти уже заставляют нас задуматься о новом социуме, упорядоченном не в виде иерархии, не по рангам, которые всегда возвышают тех, кто богаче и сильнее.

Аналогично обстоят дела в животном мире. В целом, такова естественная, природная структура группы, народа, общества, человечества: самый большой "бабуин" бьет себя в грудь и требует от остальных повиновения. Так уж мы устроены: живем в общих "джунглях", разбитые на "стаи".

Однако новая природа, цель творения требует от нас реорганизации, переформирования в круг, в единое сообщество. Она требует новых ценностей, базирующихся даже не на желании знаний, которые тоже придают силу немногим, а на отдаче и любви, на общей взаимной заботе.

Она требует, чтобы все были наравне между собой, а не стремились возвыситься друг над другом. В противоположность старой парадигме, чем дальше человек выбирается из себя наружу в заботе о ближних, тем больше он приходит в соответствие с подлинной целью нашего развития, которой мы и должны достичь.

Пришло время вооружиться этим новым желанием, обращенным на круг, на единение, наружу из себя – туда, где у меня нет никаких корыстных интересов.

Рождение Человека

Но чтобы во мне проросло и раскрылось нечто под названием "Человек" (Адам), нужно другое окружение, подающее соответствующие примеры в контексте новых ценностей.

Откуда же мне взять такую потребность? Природа не снабдит меня ею – ведь иначе я так бы и остался "бабуином", пускай другого вида.

Однако "Человек" – суть не только иное социальное устройство, не только равенство в заботе о других. Нет, это отношение, тяготение, эта взаимосвязь, с моей стороны, должна быть сознательной, так чтобы я желал отдачи по причине ее особой значимости – притом что во мне нет никакой предрасположенности, никакой силы, побуждающей, обязывающей к этому.

Здесь мы должны каким-то образом обрести желание, направление нового типа, неподвластное нашим инстинктивным началам. И для этого Высшая сила, Природа, программа творения готовит нам подмогу "от противного": так чтобы в процессе осознания зла я все-таки смог осознать, ктó я и что я, – и постепенно, поэтапным, далеко не простым, причинно-следственным путем понял, какое желание мне надо в себе развивать, строя на нем продвижение.

Когда я понимаю стоящую передо мной проблему построения из себя Человека вместо "бабуина", тогда в этом новом желании я вижу настоящее сокровище. Если оно хоть немного проявится во мне, я буду очень рад – ведь это рождается Человек, готовый к подъему над творением.

С точностью наоборот

Так мы должны относиться к желанию, возникающему в нас посредством злого начала, которое создал Творец. Оно называется по-разному: "Фараон", "Билам", "Балак", "Амалек"… Семьдесят имен есть у злого начала: на каждой ступени, в каждом состоянии оно поставляет мне подмогу "от противного", противостоящую цели, но позволяющую продвигаться к ней.

Подмога эта пробуждает во мне некий импульс, порыв, направленный в точности на цель. Она помогает качеством – чтобы каждый раз я чуть больше, еще и еще понимал, насколько эта цель нова и отлична от моего нынешнего чувства и разума.

И потому надо с большой чуткостью относиться ко всем помехам, которые в нас пробуждаются.

Красные дни календаря

То же касается всех еврейских праздников и "красных дней календаря". Новый год (Рош а-шана), Судный день (Йом кипур), Суккот, Симхат Тора, Ханука, Новый год деревьев, Пурим, Песах, Лаг ба-омер, Шавуот, девятое ава – во всех этих состояниях на пути кроется новое желание, новое раскрытие зла, позволяющее правильно, осмысленно и осознанно использовать его.

Оно проявляется в нас так, чтобы мы были свободны в своем продвижении к цели – как Человек, а не "бабуин", которым движет собственное естество, одна лишь сила эгоизма. Мы обнаруживаем несколько сил и равновесие, баланс между ними.

Главное, чему мы учимся из этих праздников, – это то, какие особые желания нам надо раскрывать, чтобы восходить на каждую из ступеней, символизируемых праздниками. Они требуют запастись желанием, устремленным к цели.

Желание это происходит с Человеческой ступени, которой в нас нет. И если мы правильно, целеустремленно смотрим на возникающие проблемы, то именно в них распознаём созидательную силу, подмогу "от противного".

Из урока по статье Рабаша, 02.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Поезд идет к цели творения со всеми остановками

От дремучих инстинктов к уровню "Человек"

Потребность стать человеком

Объединение или Вавилонская башня?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Не является ли сегодняшнее интегральное объединение между людьми построением "Вавилонской башни"?

Ответ: Объединения между людьми нет, есть объединение рынков, банков и пр. – и это есть построение Вавилонской башни (эгоизма). Но она грозит рухнуть и похоронить нас под своими развалинами.

Каббала предлагает все тот же принцип решения все той же проблемы, предложенный Авраамом еще 3500 лет назад – объединение над эгоизмом, т.е вопреки ему. Мы освоим этот метод по-хорошему, светом, или по-плохому, страданиями. Иного пути нет: перед нами заранее заданная цель природы – в объединении всех раскрыть Творца.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Весь мир – Древний Вавилон

Время исправления Вавилона

Новый Вавилон

"Градусник" эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каждый из нас является частью системы. Однако внутри меня тоже существует некая система. Я - муж для своей жены, отец для своих детей, сын для своих родителей. У меня есть бабушки и дедушки, дяди и тети, знакомые, коллеги. Как из своей внутренней системы узнать, кто я? Я чувствую, что мне не хватает этого понимания, чтобы улучшить свою жизнь.

Ответ: По правде говоря, ты – это желание получать удовольствие и наслаждение за счет различных внешних факторов. С их помощью ты хочешь наполнить себя чем-то приятным. Это твоя цель в жизни, для этого ты существуешь.

Когда же "градус" наслаждений падает до нуля или вообще снижается до отрицательной отметки, тебе становится настолько плохо, что ты готов разбить этот ненавистный "градусник" ощущений, не хочешь ничего чувствовать и готов покончить с собой.

Камни, растения и животные никогда не испытывают подобных душевных мук. Ими движут только законы природы.  И лишь человеку в этом мире дана свобода выражения, свобода действия. Но посмотрите, что он творит  с этим миром?! В нем заложена огромная эгоистическая сила, которую он хочет использовать, не считаясь ни с чем.

Но стоит человечеству включиться в интегральную систему, как все свойства, которые раньше казались нам отрицательными, вдруг предстанут перед нами самыми что ни на есть полезными. Мы вдруг увидим, что они помогают нам включиться в центр общего чувства и разума.  

Вопрос: Вы сказали, что я, как градусник, измеряю в себе количество наслаждения и страдания. А что, если я продолжу наслаждаться за чужой счет?

Ответ: Когда-то люди убивали других ради пропитания, потом превращали в рабов, использовали как работников и т.д. Мы видим, что отношения между людьми меняются.

Почему, например, мы не достигаем успеха в экономике? Вроде бы, какое отношение имеют цифры к наслаждению? В действительности же экономика – это выражение связи между людьми, как сказано: "Идите и зарабатывайте друг от друга". Нам пора понять истинное значение  этой заповеди.

Из 250-й беседы о новой жизни, 12.11.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как я могу управлять миром

Вопреки эгоистическому началу

Как гарантировать себе наслаждение до конца жизни

Конец лицемерию

каббалист Михаэль ЛайтманСоприкосновение с миром

Современные средства коммуникации, включая компьютеры и смартфоны, несут человеку связь с глобальным миром. Это совершенно меняет мою перспективу: я могу "прикоснуться" к самым разным вещам, я как будто влияю на них, я могу связаться с кем угодно, узнать всё, что пожелаю.

Я вижу большой мир и свое место в нем. Я нахожу круги общения в этой общей сфере и утверждаюсь в них. Люди знают меня, а я – их.

Создаются форумы, группы общения, совместные площадки для работы и отдыха. Я даже могу посидеть с кем-нибудь в виртуальном кафе. Возможно, мое хобби тоже реализуется на просторах Сети.

К тому же это дешево, и я могу позволить себе вещи, раньше остававшиеся несбыточными. Например, материалы, которые я прочитываю или просматриваю за неделю, стоили бы мне десятков, а то и сотен долларов.

Всё доступно и досягаемо. И это меняет мое мировосприятие – постепенно выясняется, что я связан со всем миром, а весь мир связан со мной. 

Шаги к истине

Еще один момент: работая с интерактивным интерфейсом, мы всё меньше говорим и слушаем. Основной поток информации проходит через визуальный канал. В этом я тоже вижу преимущество: человек придает бóльший вес мыслям, мышлению. Ведь именно оно действует в виртуальной связи. Да, мы выражаем свои мысли словами, символами, но в них теперь больше конкретики. Мы учимся более четкому самовыражению, и это хорошо.

Смартфоны и компьютеры сделали наше общение более прямым и незамысловатым. Этому способствует обилие информации, охватывающей весь спектр, от прекрасного до ужасающего. Мы сбросили прежние фальшивые покровы и при желании можем говорить друг с другом без утайки, без стеснения, без ханжества.

Жидкокристаллический экран стал моим окном в мир – и в то же время научил меня быть прямее, откровеннее. Слишком доступна предоставляемая им информация. Человек в интернете "наг" – он скинул одеяния лжи, фальшь, притворство. Политика, пресса, семейные отношения – всё разоблачается, освобождается от обмана.

Тем самым мы сделали серьезный рывок к подлинной сути. Пускай выяснилось, что все лгут, – но в том-то и заключается истина. И это понимание очень важно. Мы познаём, кто мы есть. Сброшены условности начала прошлого века, отвергнут напускной этикет. Сегодня мы намного более откровенны. Молодое поколение делает что хочет, не заботясь о мнении окружающих. А старое поколение знает, что не властно над молодыми.

Добраться до сути и не отступить

Вопрос: Если мы создали хорошую и полезную технологию, то почему она ведет нас к осознанию зла? Что это за зло?

Ответ: Технология хороша, а наша природа дурна, эгоистична. Она разобщает, разводит нас в разные стороны. В том же интернете, на своих малых и больших экранах, мы видим повсюду собственное изображение, как в зеркале.

Мы очень близки к осознанию зла, кроющегося в нашей природе, в нашем состоянии, а главное, в нашей неспособности что-то поделать с этим. И вся "красота" момента – в том, чтобы, добравшись до сути, поднять руки, но не опустить их, а начать поиски решения, исходящего уже не от нас, а из другого источника.

Из 504-й беседы о новой жизни, 20.01.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эпоха экранов

Виртуальное пространство для внутренней связи

Распахнуть дверь в завтра

Эпоха экранов

каббалист Михаэль ЛайтманТехнологии "маленькой деревни"

Вопрос: Нашу жизнь захватили экраны. Они повсюду: смартфоны, компьютеры, телевизоры, умные часы, умные очки и прочие гаджеты стали нашими вечными спутниками. Дома и на работе, в автомобилях и в общественном транспорте мы смотрим на мир через их призму.

Новая эпоха кардинально изменила наш взгляд на мир, раздвинула горизонты, расширила перспективы и в то же время поставила нас перед новыми проблемами.

Всё началось с кинематографа. Потом появилось телевидение, потом – компьютеры, интернет, мобильные телефоны, "умнеющие" на глазах. По сути, маленький аппарат с высокотехнологичной начинкой стал основой и средоточием всей нашей жизни: с его помощью человек управляет своим банковским счетом, общается с друзьями, координирует социальную и профессиональную деятельность.

Всё можно уместить в эту "игрушку", и мы берем ее с собой, куда бы ни шли, чтобы всегда и везде быть в курсе дел, поддерживать контакты и делиться с другими своими впечатлениями.

В итоге существенная часть нашей жизни проходит в палитре жидкокристаллических, плазменных или светодиодных экранов. Они – посредники между нами и миром, без которых многие уже не мыслят существования.

Как это влияет на нас? 

Ответ: Прежде всего, речь идет о новейших технологических достижениях, и мы пока что находимся на стадии их "усваивания", освоения. Смартфон кажется мне неотъемлемой частью жизни, однако он всё еще представляет собой "надстройку", "приложение", а не часть "операционной системы". Не он оперирует мною, а я им.

В своем развитии мы прошли ступени неживой, растительной и животной природы – и теперь подошли к Человеческой ступени. А Человек (Адам) – это не просто развитой вид, пожинающий плоды научно-технического прогресса. Быть Человеком – значит быть подобным (домэ) Природе.

Сегодня Природа предстает перед нами единой системой и требует, чтобы мы тоже постепенно приходили в соответствие с ней. Природа – это сфера, в которой мы существуем и развиваемся, чтобы на последнем этапе своего развития принять форму интегральной взаимосвязи, сходную с общим целым.

И действительно, человечество уже стало "маленькой деревней", в которой все знают всех и локальные события ощущаются повсюду. Мы еще не понимаем обратных связей, не видим, что благо в этой системе общее и зло – тоже. Нам кажется, что можно "лавировать", "играть" в протекционизм, выискивать эгоистические выгоды: "Чем тебе хуже, тем мне лучше…"

Однако мы приближаемся к осознанию зла, к пониманию того, что должны быть связаны с Природой и подобны ей – всем человечеством, как близкие родственники, живущие в одной деревне.

У всех нас одна судьба и одна цель. Нами управляет единая сила Природы. А потому мы должны сражаться против своего эгоизма и крепить связь, как одна семимиллиардная семья.

Уравнение сопричастности

Но мы не очень-то этого хотим. Наш эгоизм не позволяет нам двигаться в этом направлении, обсуждать это, жить этим. И потому мы создаем всевозможные "суррогатные" организации типа ООН, ЮНЕСКО, Международного суда и т.д.

Они как будто бы базируются на совместной работе, однако за этой ширмой идет постоянная борьба. Она демонстративно "просвечивает", например, в деятельности той же Организации объединенных наций, где правит бал не подлинное сотрудничество, а политика и столкновения интересов.

Подобное объединение, само собой, является фикцией, однако мы понимаем, что другого выхода нет. Нам приходится возводить совместные конструкции на базе своей испорченной природы, поскольку сама жизнь требует этого.

Вместе с тем, по мере развития, в нас крепнет ощущение общечеловеческой сопричастности. Мы все – "дети Земли". Мы можем посещать разные страны, путешествовать и развлекаться на всех континентах, контактировать через любые расстояния. У нас есть общепринятый международный язык, радио, телевидение, пресса, интернет – одним словом, нет пределов глобализации.

Но границы все-таки пролегают – в сердце человека, отказывающегося принимать не только принадлежность этого мира себе, но и свою принадлежность миру. Человек не желает признать обе части уравнения: он зависит от мира, и мир зависит от него.

Мир на ладони

На текущих этапах мы постепенно осознаём свое новое состояние.

Мы взошли на новую ступень, вступили в заключительную стадию человеческого развития. О том, что она последняя, говорит наука каббала и Природа в целом, которая теперь потребует от нас стать такими же глобальными, интегральными, объединенными, как и она, в равенстве и взаимности. Понемногу так и пойдет дело.

Разумеется, мы этого не хотим. Наше естество противоположно окружающей Природе. Но другого выхода нет, и нам придется принимать меры. Иначе окружающая Природа принудит нас к этому бедами и проблемами. Выкрутиться не удастся, она все равно победит.

Так не лучше ли уже сейчас понять и почувствовать выгодность объединения? Не лучше ли быть "умными детками", которые сознают, что шалить дальше не имеет смысла.

Так или иначе, нам придется осуществить на себе такие исправления, которые позволят принять единство, сплочение, поручительство как неизбежные этапы на пути.

Отсюда можно дать оценку современной "эпохе экранов". Они несут ощущение большого мира "на ладони" или даже "в кармане" – мира, который всегда со мной.

Тем самым я внутренне привыкаю к своей связи со всем миром. Весь он передо мной, досягаемый по мановению пальца. К моим услугам тонны информации, каналы связи с другими людьми, эффект присутствия на расстоянии. Скоро достаточно будет щелкнуть по изображению пирога, чтобы почувствовать его запах. Передача вкусовых и тактильных ощущений – тоже разрешимая проблема.

Пока что в большинстве случаев люди не знают, как правильно использовать предоставленные им возможности. Они по-детски тратят время на пустяки, прельщаются сиюминутными приманками – пока не начнут понимать, что можно более целенаправленно использовать свои "экраны".

В целом, хорошо, что мы привыкаем к новым условиям. Я вижу в этом очень важное средство для верного движения человечества.

Из 504-й беседы о новой жизни, 20.01.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Виртуальный пинг-понг

Интернет машина пока крутится вхолостую

Распахнуть дверь в завтра

Бесполезные апартаменты для эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманК бегству готовы

Вопрос: Конфликты в израильском руководстве обостряются, поскольку растущий эгоизм политиков ставит личные интересы всё выше общественных. В период последней военной кампании дело дошло до "коротких замыканий" между представителями различных ведомств, отвечающих за безопасность страны. Как с этим быть?

Ответ: Система неисправима. Чтобы достичь реальных перемен, надо начать с народа, с его обучения. Только изменив общество, мы изменим власть.

Ну а сегодня наше руководство отражает состояние дел в стране. Мы живем в эгоистическом обществе, где каждый помышляет только о собственной выгоде. Мы не соединены между собой, мы не чувствуем, что наша судьба зависит от единства, от того, станем ли мы "одним человеком с одним сердцем". Мы не заботимся вместе о безопасности страны – прежде всего, каждый старается обеспечить собственную безопасность.

Более того, многие готовы сбежать туда, где можно лучше устроиться. Была бы возможность, а дальнейшая судьба Израиля их не трогает. Предоставь людям шанс на обустройство в подходящей для них точке мира – и здесь мало кто останется. По опросам, половина молодого населения хотела бы уехать. Что касается другой половины, она держится в силу привычки.

А тем временем в лидеры выбиваются люди с еще более ярко выраженными личными интересами. 

Разоблачение эгоизма

Вопрос: Если мы ратуем за перемены в обществе, то каким оно должно стать?

Ответ: Мы не сможем выживать и развиваться здесь, если не станем настоящим народом Исраэля, живущим в земле Исраэля. Речь идет о двух понятиях, которые нам необходимо воплотить в жизнь.

"Исраэль" (ישראל) – значит "прямо к Высшему" (ישר-אל). Иными словами, все мы соединяемся между собой по принципу любви к ближнему, как к себе, и берем курс на Высшую силу.

А "Высшая сила" – суть сила любви, единства и взаимной отдачи. Вот к чему мы должны стремиться.

Это не связано с религиозными или светскими убеждениями. Это означает объединение, суть которого сформулирована в главном, ключевом правиле Торы: "Возлюби ближнего, как себя".

Вопрос: Все об этом слышали. Но эгоизм растет и растет, желания зашкаливают, и человек уже не видит ничего, кроме себя. Какое же отношение к нам нынешним имеет это древнее изречение?

Ответ: Оно неподвластно времени. С былых времен и до сего дня условие не изменилось. И именно в наши дни люди могут разглядеть, как взметнувшийся эгоизм роет им могилу. Да, он велик, но теперь человек видит, к чему идет дело. Видит, что впереди пропасть.

Новый народ – новые лидеры

Вопрос: В музее одного из израильских лидеров прошлого века восстановлена комната, в которой он жил, – маленькое помещение с простым креслом и полутораметровым столом. Отсюда он управлял страной. Как же можно говорить о единстве в наше время, когда страну сотрясают коррупционные скандалы, а лидеры обзаводятся роскошными домами? Откуда тут взяться любви?

Ответ: Из отчаяния. Ведь в конечном итоге, мы ничего не достигли. Те же лидеры с их пентхаусами и апартаментами в престижных башнях и прочим богатством чувствуют себя подневольными. Так играет с ними эгоизм, вознесшийся до небес. Человек вынужден воровать, им движет эта потребность. Он чувствует, что это не цель, что это не жизнь, – и все равно ничего не может поделать. Он просто неспособен не воровать, не обманывать – из-за своей природы.

Так что же с ней делать? Ведь ясно, что этот путь ведет всех нас к погибели. Так неужели доводить дело до новой Катастрофы, до Третьей мировой войны и так далее?

Все это понимают, и ни у кого нет методики, позволяющей спастись от нашего внутреннего ненавистника – от эгоизма, который толкает нас к хищениям, лжи, подлогам, махинациям… На самом деле никто не получает от этого удовольствия, но каждый принужден откусывать от общего пирога, пытаясь выстроить себе теплый, надежный уголок.

Однако в современном мире уже не осталось по-настоящему надежных уголков. И потому уверенность нам придадут только перемены в обществе, в человечестве. Перемены, ведущие к единству.

В глобальном мире мы должны быть соединены – так чтобы каждый чувствовал других, как себя. Для этого и раскрывается наука каббала, дающая решение проблемы и объясняющая, чтó надо делать. Нам необходимо принять ее на вооружение и с ее помощью приступить к исправлению мира. Настало время для всеобщей консолидации в единую систему, в единую семью.

Только обучение, просвещение возвысит общие интересы над личными. А нынешние лидеры – производная народа. От них, как и от него, нечего требовать. Постепенное обучение будет вносить перемены в народ – и тогда он породит людей, из которых можно будет воспитать новых лидеров.

Из 475-й беседы о новой жизни, 16.12.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Изменения не предусмотрены

У лидера не может быть личных интересов

Власть, народ и бездна между ними

Когда нарушены все границы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: У животных есть чутье, которое помогает им выживать. Почему у нас нет таких же здравых инстинктов, которые могли бы привести нас к благополучию в жизни?

Ответ: Как правило, человек не делает расчет, а немедленно сдается и выполняет то, что требует желание. У него нет выбора: я хочу! Хочу – это всё.

Вопрос: Можем ли мы, заранее зная, что нами управляют желания, справиться с этим состоянием?

Ответ: В конечном счете, нет. Единственное, что нам под силу - выполнять особые упражнения, чтобы выработать привычку преодолевать одно желание за счет другого. Вот и все. Скажем, мать говорит ребенку: "Сделай уроки – куплю тебе мороженое". Он прикидывает, что вместо наказания может получить вознаграждение, и делает.

Здесь действует расчет, но расчет обязывающий: я хочу вознаграждения без работы и усилия со своей стороны. Я хотел бы вообще не делать уроки и получить мороженое, но от безвыходности делаю. И тогда я еще больше ненавижу уроки, потому что не могу от них избавиться. 

На самом деле у нас нет выбора, потому что мы не можем устоять против своих желаний. Только страх, и то до определенного уровня, помогает человеку удержать себя в правильном поведении. Это называется воспитанием с помощью морали: мы рассказываем детям о том, насколько будем страдать, если пойдем на поводу у своих желаний.

Этот метод порождает много проблем: ограничивая и пугая человека, мы делаем из него машину, которая действует только из страха.

Вопрос: Возможно, эти рамки охраняют человека?

Ответ: Моральные запреты и страх лишиться вознаграждения в будущем мире удерживают людей по безвыходности, однако при условии, что их желание насладиться небольшое. Но поскольку это желание день ото дня растет, сегодня мы пришли к тому, что религия и мораль уже не удерживают нас в рамках. И мы делаем то, что нам хочется, следуя за своими желаниями во всех областях – в еде, сексе, семье, отношениях в обществе.

Эта открытость сейчас воспринимается как норма: так принято, нет больше никаких границ. В таком случае человек должен проверить: это лучше для него или хуже? Раньше он был под прессом общества, которое постоянно его ограничивало, как, скажем, традиционное английское воспитание, а сейчас ему стало хорошо, ведь он живет, как ему хочется. Тем не менее, мы видим, что он все-таки несчастлив.

Вопрос: Каков же следующий шаг?

Ответ: Ценности и взаимопомощь человек получает от общества. Поэтому надо привести его к правильной взаимосвязи с окружением. В этой взаимной связи он сможет выяснить нормы, необходимые для достижения желаемого.

Из 247-й беседы о новой жизни, 7.11.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Цивилизация неразумных

Что предпочесть?

Преодоление взамен борьбы с ветряными мельницами

Расставание с детством

каббалист Михаэль ЛайтманВо времена Маккавеев столкнулись две идеологии: еврейская и греческая. Первая ставила во главу угла благо ближнего, вторая – собственное благо за счет ближних.

Конфликт этот актуален и сегодня. Ведь еврейский подход – не абстракция, он в высшей степени конкретен и практичен для современности. Это не просто мировосприятие, но и инструкция по ежедневному применению.

Во времена Маккавеев она позволила победить в духовной войне за мировосприятие, за отношение к природе, к человеку, к его бытию и сути, а главное, к цели его жизни. Греки видели целью жизни материальный успех, благо тела, а Маккавеи, наоборот, ставили целью подъем духа, ради которого и живет человек.

Вопрос: Почему победа Маккавеев оказалась временной?

Ответ: Потому что существует программа творения, согласно которой мы должны были продержаться еще какое-то время до разрушения Второго храма.

В целом, на протяжении истории человечество развивается в возрастающем эгоизме, а народ Израиля со времен Авраама развивался духовно, через Египет, через построение Первого храма, после чего начался откат от этой высокой духовной ступени, пока крушение Второго храма две тысячи лет назад не положило конец нашей тенденции к объединению ради раскрытия Творца

С поколениями, растущий эгоизм всё больше разъединял нас – и сегодня мы воочию видим, что нет народа как такового, а есть лишь собрание изгнанников.

Так вот, всё это заложено в программу развития мира. Более того, сказано, что с конца двадцатого столетия мы начинаем работу по объединению народа, чтобы в нашем единстве раскрыть Высшую силу. Но это будет уже полным избавлением, поскольку мы повлечем за собой всё человечество.

Вообще, под понятием "избавление" подразумевается раскрытие Высшей силы. По ходу своего развития человечество должно сформировать в себе способность раскрыть Творца (Борэ) – что значит: "приди и узри" (бо-рэ). Иными словами, нам необходимо развиваться в русле определенного процесса, пока мы не достигнем той ступени, на которой "узрим" Творца – раскроем Его во всех ощущениях, которые сформировали.

Достигнув этой ступени, люди чувствуют себя живущими в высшем измерении, над телом. Тело есть, но его важность умаляется, исчезает. Ведь теперь люди задействуют другие ощущения – ощущения отдачи, любви, единения между ними. И тогда все малые, эгоистические ощущения, относящиеся к животному телу, к нашим примитивным взаимосвязям, постепенно сходят на нет.

Так же по мере взросления уходит детство и отрочество. Со временем мы оставляем свои игры в песочнице и юношеские забавы.

Вот и на духовном пути, начиная "игру" в высший мир, в высшие силы, в выход из самих себя, из человеческого тела, мы раскрываем сверх-реальность. И тогда блекнут, рассеиваются наши прежние, "детские" занятия.

Из 472-й беседы о новой жизни, 14.12.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

За что боролись Маккавеи?

Маккавеи и греческая идеология, ч.2

Маккавеи и греческая идеология, ч.1

За что боролись Маккавеи?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Известно, что Маккавеи боролись не только с греками, но и с эллинизированными евреями. В чем суть этого конфликта? Какие идеологии противостояли друг другу?

Ответ: Под "эллинизацией" подразумевается восприятие реальности, парадигма миропонимания, философия взгляда на мир. И в греческой, и в римской своей ипостаси она целиком эгоистична.

Согласно ей, человек находится в центре мироздания – и это как раз не плохо и не ошибочно. Однако человек считается совершенным созданием – в том смысле, что его формирование завершено, и он не должен изменить свою природу. В рамках такой парадигмы развитие может быть:

  • физическим – занятия спортом, олимпийские игры;
  • рассудочным – измышление мифов и фантазий, вполне естественное для тех времен.

Помимо науки каббала – того самого подхода, который позволил народу Израиля выйти из общечеловеческого "Вавилона", – ядром всех прочих концепций, и в том числе греческой, является развитие природного желания и разума ради лучшей жизни в нашем мире. В его плоскости осуществляются все прорывы на этом пути развития нашей природы. 

Она базируется на абсорбции, поглощении, получении посредством силы эгоизма, который непрестанно бурлит и растет в человеке. Эта сила, как заведенная кем-то пружина, раскручивается в нас, ежесекундно подталкивая к тем или иным наслаждениям.

Так мы и "варимся" в своем эгоизме – каждый в своем маленьком "котелке" и все вместе в большом "казане". Этот процесс подвигает нас на развитие науки, культуры, спорта, жизненных удобств. Посредством эгоизма, что непрестанно горит внутри, в рамках собственного естества, мы создаем замечательные вещи, чтобы удовлетворять себя.

Но есть и противоположный подход, согласно которому наша природа изначально дурна. Почему? Потому что способствует не объединению людей, а наоборот, их разобщению. Ведь каждый налаживает связи с другими лишь затем, чтобы извлекать из этого личную выгоду. И потому такая концепция губительна, презренна.

Моя природа требует от меня использовать всё, что происходит вокруг, каждого из окружающих и всех их вместе – себе на пользу. Таково мое естественное, врожденное устремление. Каждый миг я рассматриваю свои шаги в рамках эгоистического использования мира.

И это вызывает разобщение – ведь мы ведем между собой непрекращающуюся борьбу, конкуренцию, которая лежала в основе древнегреческой культуры. Те же олимпийские игры – яркий тому пример. В конечном счете, греческий подход требует использовать любого ближнего себе во благо.

С другой стороны, в основе нашего народа заложены совсем другие ценности. Собрав группу учеников, Авраам объяснил им, что они строят другое общество, живущее на принципах взаимности, единения и любви. В этом – квинтэссенция еврейского подхода: ближний в моих глазах важнее меня самого.

Концепция эта, взявшая начало от Авраама, прошедшая через Египет, гору Синай и землю Израиля, действовала до периода двухтысячелетней давности. Суть ее оставалась неизменной – постоянно развиваться ради ближнего, так чтобы он был важнее меня.

Но что же я на этом выигрываю? Ведь и такой подход базируется на эгоизме, поскольку ничего другого у нас просто нет.

Дело в том, что подобное отношение к ближним позволяет мне выйти за пределы своего естества, подняться над собственной ограниченностью, над своим телом, и ощущать мир через тех самых ближних, которые ценнее, чем я сам.

Так же мать видит мир в призме блага своего малыша. Она как бы "облачается" в него и исходит не из своих запросов, а из его пользы.

Если подобным образом я "облачусь" во всё человечество, то – вне всякой связи с собственными свойствами и желаниями, со своей ограниченностью – увижу совсем другой, совершенный мир.

Итак, греческий подход основан на поглощении, а еврейский – на источении, на выходе из самого себя, что дает мне возможность раскрывать силы природы, действующие вне меня. Кроме того, я обретаю силу отдачи и любви и с ее помощью исследую всю действительность.

А главное – я раскрываю Высшую силу, которая создает всю реальность: как духовную, действующую в отдаче, так и материальную, эгоистичную, действующую в получении. Я познаю всеобъемлющую Силу и восхожу на ее ступень. Отключаясь от эгоистического желания своего тела, я приподнимаюсь над ним в вечное измерение отдачи и любви.

Почему вечное? Потому что оно совершенно и ни в чем не нуждается.

С другой стороны, греческое восприятие, в конечном итоге, может материально поспособствовать человеку в краткий период его жизни – и не более. Ведь все его цели не выходят за рамки телесного существования, а тело смертно.

Из 472-й беседы о новой жизни, 14.12.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Маккавеи и греческая идеология, ч.2

Маккавеи и греческая идеология, ч.1

Война за свет

Маккавеи и греческая идеология, ч.3

каббалист Михаэль ЛайтманК настоящему времени мы исчерпали возможности эгоистического восприятия во всех сферах, будь то образование, культура, повседневная жизнь, семья, отношения между людьми и странами, способность к дальнейшему изучению Вселенной и т.д. Предел эгоистического познания мира уже настолько близок, что мы ощущаем его.

Речь идет не столько о крахе науки, сколько о ее конце, о той черте, где заканчивается ее способность изучать природу интровертным образом, на базе нашего эгоистического желания. В мире есть еще множество вещей и явлений, но мы не в силах до них дотянуться, неспособны уловить, раскрыть их. Для наших нынешних органов чувств они остаются "прозрачными".

С другой стороны, когда я приподнимаюсь над исследованиями по "греческому" образцу и хочу выйти наружу, в отдачу и любовь, тогда я восхожу над своим материальным, "животным", человеческим Я и желаю ощутить реальность, природу как она есть, без помех "собственного изготовления", без "фильтра", настроенного на личную выгоду.

Человек сначала воспринимает реальность, а затем исследует ее. Так вот, я хочу воспринимать действительность непредвзято, без всякой "фильтрации", без всяких внутренних помех. Я хочу видеть ее такой, какая она есть на самом деле.

И тогда, работая над собой, я обнаруживаю, что вся она – суть колоссальная сила отдачи и любви. В этой силе действует множество систем. Они вокруг нас, и я могу налаживать с ними связь, благодаря чему понимаю, что же, собственно, происходит. 

Ведь помимо условных двух процентов, все остальные детали реальности находятся именно там, в системе отдачи. Мы называем ее также "высшей" системой, поскольку именно она управляет всем, контролирует и определяет происходящее.

Возвращаясь к празднику Ханука: за это и сражались Маккавеи – за мироощущение еврейского народа. Или в основе его будет наша собственная, экстравертная методика, выходящая за пределы материального, телесного восприятия, или, наоборот, мы ограничимся узким восприятием тела, т.е. "греческим" вариантом. Между двумя этими противоположными концепциями и шла борьба в те дни.

Вопрос: Что мы можем почерпнуть из этого сегодня?

Ответ: Сегодня, после двухтысячелетнего пребывания в "греческой" парадигме, мы обязаны выбраться из нее. И потому вся эта концепция с ее наукой и культурой погружается в кризис. Теперь евреи и те, кто понимает их правоту, должны выйти из среды человечества и снова обрести объективное восприятие мира, а затем вывести на этот уровень всех остальных.

И тогда – приступить к исследованию подлинной реальности, когда весь безграничный мир предстает перед нами и мы знаем, как соответствовать ему в качестве безграничных созданий, счастливо живущих в вечности и совершенстве.

Вот что такое сегодня "Маккавейская война".

Из 471-й беседы о новой жизни, 14.12.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Маккавеи и греческая идеология, ч.2

Маккавеи и греческая идеология, ч.1

Война за свет

Победа в чемпионате по эгоизму

каббалист Михаэль ЛайтманВся Тора рассказывает только о внутренних состояниях человека. Семейство Якова, всего 70 человек, приходит в Египет и поселяется меж египтян. 70 представителей народа Израиля – это 70 главных альтруистических свойств, спустившихся в желание насладиться, внутрь  нашего эгоизма.

Поначалу, они достигают в Египте высоких постов, становятся управляющими. Но постепенно египтяне, то есть эгоистические желания человека, начинают порабощать его альтруистические стремления и подчинять себе. 

Вопрос: Зачем народ Израиля входит в Египет?

Ответ: Дело в том, что невозможно духовно развиваться в этом мире и продвигаться к духовному миру, если каждый раз не поднимаешься на новые ступени лестницы, опирающиеся на твой эгоизм. Ступени духовного подъема строятся из материала человеческого эгоизма.

Чем больше растет эгоизм, тем больше поднимается человек, преодолевая его – все выше и выше. Только в такой форме можно подняться из этого мира на уровень высшего мира, из Малхут в Бину. 

Поэтому невозможно обойтись без египетского рабства, без Фараона, без всех раскрывающихся грешников, о которых написано в Торе. Все они находятся внутри твоего сердца.

Сыны Израиля спускаются в Египет, потому что настает голод на земле Израиля – некуда продвигаться в духовном, если все время не присоединяешь к этому свой эгоизм, исправляя его и поднимаясь. Только так строятся духовные ступени. Поэтому у "семейства Якова" нет выбора, как только спуститься в эгоизм.

Но они не приняли в расчет, что в Египте поднимется "новый царь, который не знал Йосефа". "Новый фараон" – это все то же желание насладиться, которое внезапно начинает резко расти, неожиданно для человека. Человек хотел развивать в себе свойства отдачи, мечтал подняться над этой жизнью к какому-то более высокому существованию. И вдруг он видит, что в нем начинают подниматься сугубо материальные желания, мысли, увлекающие его в сторону и связывающие его по рукам и ногам.

Он чувствует себя так, будто на него наваливается тяжелая ноша. Это значит, что над Египтом поднимается новый фараон, не знавший Йосефа. Этот новый эгоизм не желает вступать с человеком ни в какую игру, ни в какие расчеты. Он хочет одного: чтобы ты работал на него словно раб.

Он заставляет тебя жить так, как все люди в этом мире, как все египтяне, и быть даже еще эгоистичнее, чем они. И, к сожалению, сегодня народу Израиля удается это делать – быть преданными рабами эгоизма.

Евреи завоевывают Нобелевские премии, достигают больших успехов в этом мире, и даже гордятся тем, что им удается быть успешнее всех в материальной жизни. Больше всего мы гордились тем, что выиграли чемпионат Европы по баскетболу. Мы научились у эллинов их играм и стали играть в эти материальные игры даже еще лучше, чем они.

Наш эгоизм готов работать на свою пользу, и это называется Фараоном. Если же в нас появляются стремления к отдаче, к духовному, к объединению, которые должны послужить примером для всех остальных, то их немедленно убивает фараон - сила эгоизма, правящая в нас.

Из программы "Главы Торы со Шмуэлем Виложным", 15.12.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Смотрите, какой добрый наш Фараон!

Мир, уставший работать на жадного Фараона

Хорошо оплачиваемая работа в Египте

Когда эгоизм начинает смягчаться

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каждый из нас живет своей жизнью с присущими ей трудностями и успехами, огорчениями и радостями. Мы хотели бы сделать нашу жизнь более радостной, но как – в этом весь вопрос. Откуда приходит это ощущение: тепла и безопасности?

Ответ: Мы были в матке матери, потом на ее руках, затем в "домашней теплице". Постепенно мы отдалились, но наша склонность сохранить эти формы осталась, хотя мы и хотим быть независимыми в нашем эгоизме.

Мы также видим, что наш эгоизм относительно ощущения общины, которое мы обретаем в процессе участия в кругах, начинает смягчаться. Я смотрю, чем можно поступиться в эгоизме. На самом деле я его не отменяю – он просто начинает помогать мне все больше включаться в жизнь общины, чувствовать свою принадлежность к большому кругу. Таким образом, наше эго может быть "помощью от противного".

Когда мы развивались только эгоистически, то постоянно разрушали жизнь общины. А сейчас, когда возвращаем общинную жизнь хотя бы в виде игры, эгоизм, испытывающий давление, начинает нам помогать. Он не отменяется, а обретает новую форму. Это называется интегральным, общинным воспитанием.

Будем надеяться, что мы сможем его достичь. Таким образом, мы уравновешиваем общую глобальную силу природы, и она соединяет человечество согласно нашей внутренней склонности. Когда воздействующие на нас две силы обретают гармоничное равновесие, наша жизнь становится счастливой.

Из 237-й беседы о новой жизни, 8.10.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Поиграем в общину?

Община как вызов капитализму

Эйнштейну и не снилось

Для чего меня сделали плохим? (клип)

Наш эгоизм развивается, огрубляется желание, все происходит по четкой программе свыше, человека приводят в этот мир, к самому низкому состоянию, чтобы он сам начал подниматься обратно, в точку своего зарождения, в мир Бесконечности, в мир Творца…

Время для полной ревизии

каббалист Михаэль ЛайтманВ процессе развития человечества каждое новое состояние поначалу воспринимается как хорошее и желанное. Мы с радостью вступаем в него. Но потом постепенно начинают раскрываться имеющиеся в нем недостатки, и оно перестает нас радовать.

Со временем оно становится все хуже и хуже, пока не заканчивается революцией, борьбой за то, чтобы перейти на следующую ступень.

В таком переходном периоде мы находимся сейчас. Нам необходимо произвести ревизию всего своего предыдущего развития на неживой, растительной и животной ступени, подвергнуть критическому анализу и общей проверке, чтобы понять, что все это развитие не пошло нам на пользу.

Это было всего лишь эволюцией нашего эгоизма, заставляющего нас постоянно улучшать свою материальную жизнь и строить системы, способные наполнить  его все больше и больше. Но это никогда не делало нас счастливыми, ведь в итоге эгоизм всегда проглатывал все плоды наших усилий, в очередной раз оставляя нас у разбитого корыта, с ощущением еще большей внутренней пустоты.

Получивший сто, уже не удовлетворяется этим и хочет двести, получивший двести – хочет четыреста. И это естественное стремление, мы никогда не сможем умерить свой эгоистический аппетит. Кончается все тем, что человек умирает, не удовлетворив и половины своих чаяний. Он никогда не получает желанного, даже в конце своей жизни. 

Человечество обязано раскрыть ничтожность своего эгоистического развития. Прежде всего, нам нужно выяснить, что это развитие было обязательным и теперь у нас есть возможность выйти из материальной плоскости и развиваться совсем в другом направлении реальности – вверх, в новом измерении, в матрице, не относящейся к этому миру.

Для этого нужно сменить свою тенденцию. Вместо постоянного поглощения, свойственного всей нашей эгоистичной природе, начиная с клеток и атомов, стремящихся только впитать в себя побольше благ, надо перейти к прямо противоположному, чтобы ощутить все мироздание относящимся ко мне.

Я должен ощутить, что все остальные – это части меня самого. Так я почувствую, что весь мир – это одна интегральная система. В наше время мир начал продвигаться к такой форме, но в отрицательном виде, показывая нам нашу неспособность существовать в интегральной системе.

Мы видим, что нам не удается достичь успехов ни в экономике, ни в воспитании детей, ни в какой другой области жизни. Ведь мы сами устроены прямо противоположно этой интегральной системе, и каждый только хватает и тянет к себе. 

Природа ставит нас перед новой реальностью. В этом и скрыта причина настоящего кризиса человеческого общества. Мы остаемся в своей исконной эгоистической природе, но перед нами начинает раскрываться общая интегральная система, в которой каждый связан со всеми.

Эта система не может работать в таких условиях, где каждый только хапает себе. Наоборот, для того, чтобы эта система могла существовать, а мы существовали внутри нее, мы обязаны ощущать ее всю как часть себя самого.

Поэтому сегодня нам просто необходима наука каббала, которая раскроет нам эту высшую систему, силу отдачи, объяснит его природу и как с ней работать. Желаем мы того или нет, но поезд эволюции несется вперед, привозя нас на новую станцию. Мы оказываемся в совершенно новом состоянии и внезапно обнаруживаем, что все предыдущие методы больше не работают.

Все капиталистические законы, по которым каждый тянул к себе, и всем было хорошо, уже не действуют. Мы думали, что сможем продолжать так вечно, но больше это не получается, ведь в нашем мире начала работать сила отдачи. И если мы не вооружимся ею, если не сможем понять ее и почувствовать, усвоить и начать работать с этой второй силой, то с каждым мгновением будем все больше терять контроль над происходящим и терпеть все больше неудач в своей жизни.

Поэтому мы обязаны изучать науку каббала, объясняющую нам всю реальность, "которая уже раскрылась и еще раскроется в будущем, всеми способами, до конца всех поколений", как пишет Бааль Сулам.

Существует наука, методика, с помощью которой мы можем продвигаться на основе своего реального опыта и ощущений. Как сказано: "Судья располагает только фактами, которые у него перед глазами", а "еще не постигнутое  явление невозможно никак описать".

В наших руках имеются реальные инструменты для постижения реальности. Мы никогда еще не обладали такой возможностью с уверенностью увидеть свою будущую перспективу. Наша сегодняшняя жизнь устроена так, что никто не может знать, что несет ему следующее мгновение. А наука каббала дает нам возможность не только узнать это, но и управлять своей судьбой. Сегодняшняя реальность обязывает нас к этому.

Из урока по статье "Наука каббала и ее суть", 12.12.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Куда ведет нас программа творения

Переходный период человечества

Пока не придумана экскурсия в Ад…

"Сердце человека зло с юности"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В конце своего путешествия, пройдя всё, что только можно пройти в жизни, Соломонов "Экклезиаст" говорит: "Бога бойся, храни его заветы, потому что в этом весь человек". Что же он осознал в конце пути?

Ответ: Человек создан для реализации законов природы. Их нужно изучить и выполнить. Закон природы, как говорит Тора, прост: "Возлюби ближнего своего как самого себя".

Если ты к этому приходишь, то достигаешь счастья – просто и однозначно. Творец, т.е. природа, говорит тебе: "Я создал злое начало, и дал Тору для его исправления, свет которой возвращает к Источнику". Мы должны выполнить эту единственную формулу, и тогда всё будет в порядке.

Ведь все желания человека эгоистические: "сердце человека зло с юности", т.е. он всё хочет получить для себя. Поэтому никакая реализация этих желаний не приводит к счастью. Человек достигает счастья только при условии, что в этих желаниях находит правильное отношение к ближнему и реализует их в форме отдачи.

Эта форма отдачи называется эвель (суета) – ты сосредотачиваешься только на ней. Это предложение следует воспринимать как положительное, а не отрицательное. И тогда "всё – эвель эвелим!", то есть суета сует, но с восклицательным знаком в конце, а не с многоточием. 

Я хочу соединиться со всеми так, чтобы наполнить их желания. А они наполнят мои желания. Так взаимно мы можем "накормить" друг друга: я – тебя, а ты – меня. Но никогда никто не может наполнить сам себя.

Вопрос: Попробуем продолжить путешествие. Допустим, сегодня он это открыл. Возможно ли, что через год он оглянется назад и скажет, что счастье снова не там?

Ответ: Связываясь со всеми вместе, ты строишь общество, в котором все включены в одно целое, все наполняют всех. В этом нет ограничения – это некое бесконечное общество, подобное кругу. Этот круг никогда не кончается, в нем постоянно обновляется общее желание и наполнение.

И тогда достигается такая общая жизнь, что я выхожу из себя и чувствую всех. Я как бы расстаюсь со своим животным телом, отделяюсь от него и выхожу в дух, находящийся вне меня. Я живу внутри других и в этом чувствую бесконечную жизнь.

Тем самым я начинаю чувствовать свою жизнь в духовной, виртуальной форме, вне себя. Я выхожу в совершенно иное измерение, поднимаюсь над ощущением жизни, смерти, времени. Этим я обретаю новое психологическое состояние. К этому мы должны прийти, а потому это называется эвель – пар.

Из 187-й беседы о новой жизни, 23.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Где взять время на счастье?

Бич столетия

Патент на счастливую жизнь

Страница 57 из 94« Первая...5556575859...Последняя »