Записи в разделе 'Духовная работа'
Подлинное сотворение

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.7: Не было никакой надобности создавать что-либо, кроме получающего желания, поскольку этого новоявленного творения уже достаточно Творцу, чтобы выполнить весь замысел творения, задуманный Им, чтобы насладить нас. А все блага, которые Он задумал для нас, напрямую исходят из Его сути (Ацмуто), и Ему не нужно создавать их заново.

Бааль Сулам подчеркивает, что есть Ацмуто – исконный Корень, от которого проистекают действия. Действие Творца – творение. Но создания происходят не от Него самого – Он создает их из ничего. От Него идет решение, а "материал", из которого они образовались, происходит из ничего.

Таково действие по сотворению. Только это совершил Творец.

Мы же неспособны понять и сделать это. Мы раскрываем каждый помысел, каждое решение, всё, в чем выражается отношение Ацмуто к творению. Что это такое, нам совершенно неведомо, однако мы проявляем Его отношение к нам. И это называется "замыслом творения".

Вопрос: Создаем ли мы нечто новое, чего не было в творении? Иначе как мы уподобимся Творцу?

Ответ: Нет. Мы уподобляемся Ему по свойствам, а не по сотворению. Будучи Его созданиями, мы уже не можем сотворить ничего нового. Мы группируем, компонуем в себе силы таким образом, чтобы в нас создалось подобие Творца. Однако нельзя назвать это "новоявленным творением" – ведь мы используем уже готовые силы и "материалы". Мы делаем, но не творим. 

Вопрос: А раскрытие Творца – разве это не сотворение?

Ответ: Нет. Само понятие "творения" (брия – בריאה) означает нечто внешнее, выдающееся за пределы существующего (бар – בר), "сущее из ничего". Мы же используем имеющиеся средства и ведем исправление, подражая творению. Мы раскрываем то, что уже существует, и возвращаемся тем самым в мир Бесконечности.

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 30.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Принять дар Творца

Наполненный сосуд бесконечен

Двое друг напротив друга

Бесконечность Ltd

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.6: Сам замысел творения обязывает создать в душах неимоверно большое желание, подходящее для огромного наслаждения, которым Всемогущий задумал усладить души, ибо большое наслаждение и большое желание согласуются друг с другом.

Цель творения – принести благо. Кому? Тому, кто хочет получить это благо. В какой степени можно облагодетельствовать его? В той степени, сколько он хочет получить. Вот и выходит, что Творцу нужно создать в творении желание, соответствующее Его благу. И если Творец желает дать творению бесконечное наслаждение, наполнить его без всяких ограничений, во всех направлениях, то создать его нужно именно таким, чтобы оно могло понимать, постигать, ощущать бесконечно.

Но это не значит – просто наполниться без остатка. Цель в другом – в том, чтобы творение постоянно хотело большего, без предела, без конца.

Как же нам обрести такую способность? Как мне сформировать сосуд желания, которое все время будет хотеть большего и никогда не наполнится? Возможно ли такое?

Реплика: Надо включиться в группу.

Ответ: Хорошо, я включаюсь, подставляю себя под ее воздействие и перенимаю желание товарищей. Но в итоге, этому наступит конец. Можем ли мы представить себе бесконечное желание? 

Реплика: Надо вывести наполнение за пределы желания – и вот тогда оно станет неограниченным.

Ответ: Верно, это уже решение. Наполняя себя самого, в итоге я всегда "закупориваюсь". И мы с вами понимаем: чтобы не "затыкать" сосуд желания, здесь действительно необходим противоположный подход, базирующийся на отдаче, любви. Устремляясь наружу, пребывая вне меня, она может быть неограниченной в моем ощущении.

И все-таки, разве этот сосуд неограничен? Ведь я отдаю другим то, что у меня есть. Пускай даже я обретаю их сосуды-желания, но наполняю их тем, что имею сам. А это уже накладывает ограничение.

В сущности, здесь стоит вопрос о том, почему нам недостаточно любить только творения? Почему мы должны достичь любви к Творцу, взаимоотдачи с Ним? Ведь таково условие: чтобы принести благо Его творениям, они должны вступить с Ним во взаимосвязь, действующую на отдаче-получении.

А между тем, мы совершенно не представляем себе, что такое бесконечная любовь Творца. Внутри у нас нет ничего бесконечного, и потому эти слова ни о чем нам не говорят. Даже Вселенная, как оказалось, не беспредельна. По сути, в нашем мире нет подлинного понятия о бесконечности. "Я люблю тебя безмерно", – говорим мы. Но это значит: пока что безмерно. Настоящая беспредельность не поддается нашему восприятию, не проявляется в наших ощущениях.

Наоборот, мы чувствуем себя существующими именно благодаря пределу, вследствие ограничений. В их рамках я воспринимаю свое бытие, вижу себя и окружение. А в беспредельности всё сразу же исчезает, и это – ужасное ощущение. Оно называется "свечением Шхины", "свечением Малхут", которая раскрывается в виде мрачной бездны. Нет ничего хуже этого…

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 29.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Перед накрытым столом

Наполненный сосуд бесконечен

Чудо безграничного наполнения

Принять дар Творца

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.7: Не было никакой надобности создавать что-либо, кроме получающего желания, поскольку этого новоявленного творения уже достаточно Творцу, чтобы выполнить весь замысел творения, задуманный Им, чтобы насладить нас. А все блага, которые Он задумал для нас, напрямую исходят из Его сути (Ацмуто), и Ему не нужно создавать их заново.

Творец, который весь – отдача, не нуждается ни в чем, кроме получающего желания, – чтобы реализовать Свою программу благодеяния творениям. Однако желание это должно развиваться как в размерах, так и качественно, в глубину, сообразно с тем, чего желает Творец, что Он посвятил творению.

Мы видим это и по нашему миру: сколько требуется лошади или ослу, сколько требуется какому-либо плоду или растению – и сколько требуется человеку, который стоит над всеми. Чтобы получать всё большее наполнение, любое создание, и в особенности человек, должно развиваться.

Причем человек развивается не столько количественно, сколько именно качественно. По мере того как подарок Творца становится всё более качественным, творение тоже должно добавлять в качестве, в развитии, чтобы ценить подарок и радоваться тому, что получило его, причем именно от Творца. Это уже не просто презент, не совсем понятный и не позволяющий оценить дарителя. 

Здесь развитие творения зависит и от него самого. Если оно стремится исключительно к цели, предназначенной Творцом, так чтобы обрести ее именно от Творца и именно на Его особых условиях, тогда, получая подарок, оно достигает бесконечного наслаждения. Здесь заложено сочетание множества условий, однако итогом станет наслаждение, достойное того, чтобы со ступени Творца дать его творению.

В целом, мы должны были развиваться, нисходя из Бесконечности по лестнице духовных миров, а затем – в нашем мире, на уровнях неживой, растительной и животной природы, в этой Вселенной, на Земной шаре. Это долгий процесс, ведущий через многочисленные ступени, пока в наши дни не наступило время осознанного развития – последний этап перед получением блага.

Теперь развитие зависит от нас, и мы должны выбирать, как оно пойдет, через какие стадии, в каком темпе. Что именно мы хотим получить? Нам надо улучшить свое представление о желательном наслаждении.

Всё здесь происходит на базе исследования, осознания, понимания – а потому всё сопряжено с распространением науки каббала, и в особенности, Книги Зоар.

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 29.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Подлинное сотворение

Поэтапное вживление Творца внутрь творения

Не всё имеет цену

Усилитель высшего света

каббалист Михаэль ЛайтманЧитая Зоар, мы находимся напротив высшего света, который эта книга может излучать на нас, поэтому нам надо только знать, как впитать его. Мы и сейчас пребываем в свете Бесконечности, внутри него, но под всевозможными экранами, в самом удаленном, противоположном ему состоянии.

То есть мы находимся не только под экранами, которые ослабляют это свечение на нас, но и под отрицательными экранами - так называемым злым началом, которое обращает все воздействие света в противоположное. Чем больше свет светит на меня, тем больший я эгоист.

У нас есть лестница подъема по духовным ступеням от 0 до 125-ти, и есть спуск от 0 до -125. И все это – вопрос экранов, скрывающих свет. Часть этих экранов работает будто бы "за", часть – "против": "доброе начало" и "злое начало", положительные и отрицательные силы, но во всем этом действует одна сила – только чтобы расшевелить нас и пробудить в нас всевозможные внутренние впечатления.

Вся наша работа заключается в том, чтобы сравнить эти силы между собой и прийти к решению, что стоит предпочесть, а что нет. Это решение принимается относительно того, что мы начинаем различать в разуме и в сердце, относительно градаций внутренних свойств, которые показывают нам каббалисты. Ведь если бы они не раскрывали нам, что такое добро, мы не имели бы о нем никакого представления.

Мы видим в нашем мире, что если не раскрывается понятие добра, то каждый человек думает о нем иначе, чем другой, мыслит в ином направлении, и существуют такие философии и теории, которые считают обязательным убивать и поедать друг друга (не разрешенным или запрещенным, а обязательным, как в Сдоме). 

Поэтому необходимо понять, что все указания, полученные нами свыше, - как надо себя вести и что делать, - это необходимые средства измерения, ведь без них мы бы вообще не знали, в каком направлении двигаться, и каждый был бы прав, каждый делал бы что ему вздумается.

Поэтому, соединяясь с книгой Зоар, мы должны понять, что присоединяемся к сильнейшему, качественному усилителю, и в соответствии с этим должны организовать себя так, чтобы получить от него эликсир жизни, а не яд смерти. Почему каббалисты не хотели раньше раскрывать эту книгу? – Потому что Тора, то есть свет, возвращающий к источнику, может быть и эликсиром жизни, и смертельным ядом, в зависимости от того, как человек это воспринимает.

Речь идет не о нашем мире, не о том, как воспринимают и изучают Тору, взращивая гордыню, эго и жажду власти. Мы говорим о духовных категориях, о том, что нам необходимо.

И тут мы должны понять, что может быть много ошибок, и необходимо соглашение между членами группы о соблюдении порядка, о взаимной поддержке, чтобы те обязательные условия, о которых мы читаем в статьях Рабаша, выполнялись чрезвычайно серьезно и постоянно. Тогда мы сможем получить этот свет, который действительно вернет нас к Источнику.

Так давайте постараемся уподобиться ученикам рабби Шимона, которые сидят и раскрывают Зоар, а мы, как малыши рядом с ними, слушаем их и хотим стать на них похожи.

Из урока по  Книге Зоар, 29.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сила Книги Зоар

Безграничная сила Зоар

Как сделать фантазии былью

Шестьсот тысяч душ - как одна душа

каббалист Михаэль ЛайтманСказано: "И даже если один человек удостоится совершенного возвращения к Творцу, сейчас же придет царь Машиах". То есть если хоть один человек в поколении достиг общей души, он может исправить все свое поколение. (Бааль Сулам, статья "Шестьсот тысяч душ")

Все души исправляются благодаря взаимному включению. Поэтому, если хоть один человек во всем поколении из всех частных душ достигает некоторого уровня раскрытия Творца, что называется обретением души, то все остальные тоже могут достичь того же благодаря взаимному включению.

Это словно в нашем мире, где я не обязан сам быть строителем, сапожником или портным, а получаю все необходимое благодаря взаимному обмену, как сказано: "Идите и зарабатывайте друг у друга".

"Машиах" - это сила, включающая и объединяющая все, которая приходит согласно нашей подготовке либо путем ускорения времени, либо естественного развития, то есть путем страданий, если мы не готовы к ней. Она начинает открыто соединять все между собой, собирать вместе души, находившиеся в  изгнании.

Есть всего 600.000 душ. Это не число, а ступень, которой нам нужно достичь для того, чтобы начать соединяться в один сосуд. "600.000" соответствует верхней части (ГА"Р) Арих Анпина, его голове (рош) - это не число, а мощность ступени. Мы начинаем подъем с Малхут мира Ацилут. Малхут, желающая присоединиться к Зеир Анпину - это "60". А пока З"А поднимается до Арих Анпина, мощность возрастает в 10.000 раз. Итого получается: 60х10.000 = 600.000. 

600.000 душ - это мощность сосуда, который поднявшись в голову Арих Анпина, получает соответствующее этому уровню наполнение, постижение. "Подъем" в духовном мире реализуется только за счет соединения. Высшая ступень отличается от низшей тем, что нижняя ступень должна объединить на себе 10 частей в одно целое (1), и так превратиться в высшую.

Но на высшей ступени происходит ожесточение сердца, раскрывается больший эгоизм, и снова образуется много разделенных частей, которые нужно собрать в одно целое, как с точки зрения количества, так и качества: относительно всевозможных свойств, во взаимном включении. А когда мы достигаем одного целого, то снова поднимаемся на следующую ступень.

Получается, что вся работа заключается только в соединении и только через него можно подняться. А тот, кто рассчитывает подняться один, может прыгать до бесконечности, но всегда будет падать обратно. В духовном нет других движений, кроме приближения или отдаления. Надо это хорошо запомнить.

Из урока по статье "600 тысяч душ", 29.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свет души, прорывающийся сквозь ограду эгоизма

Не числом, а мощью

Любовь и ненависть силы "600 тысяч душ"

Приобрети свой мир в одночасье

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что можно посоветовать человеку, желающему "приобрести свой мир в одночасье"?

Ответ: Сказано, что "Можно приобрести свой мир в одночасье". Один час - означает одно действие. Этим единственным действием может быть только соединение. Миром называется определенное раскрытие истинной реальности в противоположность нашей воображаемой.

Чем сильнее мы способны соединиться, достигнув не просто количественного, но качественного изменения, в соответствии с этим обретем новый мир.

Мы находимся в преддверии большого конгресса, который пройдет под таким девизом. Хотя не обязательно он будет явно написан, но это будет нашим намерением - реализовать эту возможность обрести свой мир в одночасье. На конгресс соберутся люди, бывшие далекими от нас и вообще не находившиеся с нами в связи: познакомившиеся с каббалой по нашему телевизионному каналу или по интернету и не знающие друг друга.

Мы приглашаем всех их и надеемся, что они смогут достичь какого-то духовного ощущения, понимания, благодаря включению в нас. Это можно сделать за очень короткое время: за несколько дней конгресса или даже за несколько часов, на которые человек приедет. Поэтому и сказано, что "Можно приобрести свой мир в одночасье". Ведь человек не знает, где ему на жизненном пути вдруг встретится большой клад, благодаря которому вся его жизнь уже не пропадет понапрасну. Мы действительно обладаем совершенно особой книгой - книгой Зоар, которую хотим раскрыть перед каждым.

Из урока по статье "600 тысяч душ", 29.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зоар для всех

"Обрести свой мир в одночасье"

Давайте, наконец, родимся!

Что поможет слепым?

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.5: Мы должны смотреть в конец действия – и тогда сможем понять всё. Сказано об этом: "Не показывай глупцу незаконченную работу".

Мы не знаем себя, не знаем творения в целом и тот процесс, через который оно должно пройти. А в особенности мы не знаем, не понимаем и не можем представить себе цель.

Так можно ли в такой ситуации делать какие-то выводы, приходить к каким-то решениям, выносить какие-то мнения о том, кто мы и что мы, где находимся и под чьей властью действуем? Из происходящего нам не понятно ничего.

А потому подход должен быть другим. Прежде всего, мне неважно, чтó я знаю и чего не знаю, что понимаю и чего не понимаю в масштабах мироздания. Так или иначе, я погружен в непонимание и безвестность. Но если я хочу судить здраво и идти верным путем, то мне важно знать в точности, чтó я должен делать. "Из действий Твоих познаем Тебя" – так сформулирован этот принцип.

Подобно маленьким детям, как будто бы распыляющимся на множество действий, мы поступим аналогичным образом и будем учиться на этом. Главное – что мне сейчас делать, чтобы расти. Вот что я должен знать, ясно сознавая, что пока мой разум не возрастет, я не смогу охватить взглядом творение. 

Потому-то сейчас я не понимаю его. Пока мое ощущение не расширится, я не смогу вобрать в себя эту реальность, сформировать внутри ее модель, чтобы она стала понятной мне. Прежде всего, я обязан осуществить определенные действия и набраться опыта.

Мы знаем, как это бывает: я поступаю на новую работу, еще ничего в ней не понимая, но начинаю пробовать: немного тут, немного там, еще и еще – пока не улавливаю связь вещей, их сочетание. Постепенно я начинаю чувствовать их, и весь их комплекс становится моей частью, на каких бы уровнях творения это ни происходило. Его части проступают во мне, я ощущаю, понимаю их, представляю себе принципы их действия. Одним словом, меня составляют внутри те же вещи, которые я изучаю снаружи. Так человек "программирует" себя самого по образцу творения, которое исследует.

А значит, "нельзя показывать глупцу незаконченную работу". Ведь он сделает из этого неправильные выводы и навредит себе. Вот почему Книга Зоар столько времени была закрыта от мира. Вот почему каббалисты скрывали себя. Всё затем, чтобы не сбивать человека с пути, не "ставить ему подножку" в виде препятствия, которого он не видит, потому что слеп. Сначала надо дать слепому инструменты: палку, собаку-поводыря, либо современные технологии, позволяющие даже передавать ему визуальные ощущения. Так и нам предоставляют специальные средства для движения вперед.

И потому мы не можем предъявлять никаких претензий о недостатке раскрытия. Единственная возможная претензия – о недостатке исправления, и она должна быть обращена к самому человеку. Ведь раз уж Творец привел его в группу, возложил его руку на добрую судьбу и сказал: "Возьми себе это" – дальнейшее зависит от него. Возьмет – так возьмет, а нет – так нет.

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 29.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Самостоятельность в соединении с Творцом

Не сопротивляйся переменам

Не суди о том, что еще не поспело

Оружие зависти, направленное против себя

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Рабаша "Любовь к товарищам": Главное, всегда помнить, что такое "Цель Творения". Известно, что она заключается в том, чтобы насладить создания. То есть она относится не только к каббалистам, обладающим особыми качествами, героической силой духа и мужеством, а ко всем творениям, без всякого исключения.

Сказал Творец: "Вся моя мудрость и учение – легкое дело. Если человек работает для Меня и выполняет мои указания – вся мудрость и свет раскроется в его сердце". Ничего для этого не требуется, кроме трепета перед Творцом.

Поэтому не нужно отчаиваться в середине работы и сбегать с поля боя – а надо верить, что Творец может помочь даже самому ничтожному человеку, приблизив его к Себе и удостоив слияния с Творцом.

Главное – это терпение, упорство! Все, что угодно – только не сбегай, и в итоге достигнешь трепета. Трепет начинается с обычного, животного страха перед ударами. А постепенно он становится все более и более выясненным. Так мы приходим к ударам по своему эгоизму, гордыне. Потом будут удары зависти, подобно тому, какой мы получили вчера, услышав о необыкновенных успехах в продвижении группы, занимающейся сейчас разработкой программы интегрального воспитания.

Многих это известие лишило сна. Но это полезно, ведь помогает сделать хорошие выяснения. Теперь мы немного лучше понимаем, что такое зависть на духовном пути. Нужно только перевести эту зависть с рельсов: "почему у меня этого нет?" – на обратные рельсы, всеми своими силами толкая товарищей вперед к успеху. А это очень трудно. 

Все зависит от трепета, который начинается со страха за самое обычное благополучие, и до самых высоких состояний. Каждое такое переживание включает в себя множество чувств: страх, зависть, алчность, честолюбие. Сначала они работают как отрицательные факторы, но потом нужно перевести их через ноль и вывести в положительную сторону.

Против любого отрицательного свойства существует его положительная, прекрасная форма. Но она пробуждается в человеке только соответственно его любви к товарищам. Так мы можем перевести злую зависть – в конструктивную, ядовитую ненависть – в полезную  для продвижения и т.д. Одно свойство существует против другого – ничего не исчезает. Если человек правильно продвигается, то все эти основы в нем постоянно растут и все больше пылают.

Есть такой вид ненависти, который называется "ненависть на вооружении Творца". То есть я забочусь об успехе армии Творца – всех моих товарищей. Я все делаю для их поддержки, словно мать, волнующаяся, чтобы ее дети были здоровыми, сильными, стойкими, любящими друг друга. У меня болит сердце за всех них.

Я начинаю разделять в себе: себя и свой эгоизм. Пока мой эгоизм еще имеет власть, он помогает мне вести борьбу за мое соединение с группой, за ее поддержку. В этом состоит наша работа до самого конца исправления. Эгоизм будет все больше расти и расцветать, помогая мне раскрыть все тончайшие детали: одну против другой.

Иначе, как я могу узнать? Обязана присутствовать и положительная зависть, и отрицательная, эгоистический страх и альтруистический. А иначе я потеряю вкус. Мы не умеем "просто любить" или "просто завидовать". У нас нет никакой системы измерения, если не существуют сразу две точки.

Из подготовки к уроку, 29.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Завидуйте больше, завидуйте лучше

Зависть к товарищам

Любовь вырастает из страха

В океане света

каббалист Михаэль ЛайтманКнига Зоар. Глава "Ваикаэль", п.131: …Также выяснилось, что в то время, когда Бина и ТУМ восходят, поднимаясь на свою ступень над небосводом, они берут с собой нижнюю ступень, которая облачала их в то время, когда они упали на нее, и поднимают также ее выше небосвода.

Вопрос: Кто такие "высшие" и "низшие"?

Ответ: Есть океан высшего света, наполняющего все в равной мере. А внутри него находятся всевозможные желания, которые тоже наполняют тот же высший свет, и он пребывает в них, внутри этих желаний. Эти желания одного единого творения начинают взаимодействовать со светами, которые они по отдельности раскрывают, ведь каждое из них раскрывает свет внутри себя, поскольку они отделены друг от друга.

Последовательность состояний, которые они проходят, называется исправлением творения. До этого была подготовка к "порче" творения: развитие мира А"К, мира Некудим, разбиение, исправление миров АБЕ"А, затем – рождение Адама Ришон, прегрешение с Древом Познания и относительное исправление Адама Ришон до такой степени, чтобы привести его к началу осознания зла.

С этого момента, с этого состояния и далее все происходящее в отношениях между желаниями и светами называется исправлением творения, и в нем мы существуем.

Только об этом идет речь. Исправление – простое: как уравновесить келим/сосуды/желания со светами. Тогда и света, и желания будут чувствовать себя хорошо и тем самым достигнут подобия.

Из урока по  Книге Зоар, 27.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Такой беспокойный покой

Двое друг напротив друга

620-ти кратный усилитель вкуса

Первый глоток свободы

каббалист Михаэль ЛайтманСказано: "Уверенность – это одеяние света". Уверенность – это отраженный свет, свет Хасадим, состояние праведника, у которого нет даже рубашки, а ему и не нужно, такой у него есть свет уверенности.

Мы не понимаем этого, потому что весь наш мир существует на силе получения. Творец – это сила отдачи. Духовный мир, то есть наше духовное состояние подобное Творцу, означает, что мы со своей силой получения обретаем силу отдачи Творца, и начинаем сочетать в себе обе эти силы.

Духовный мир, то есть наше духовное состояние строится тем, что мы приводим две эти силы к равновесию. Мы не понимаем, что такое сила отдачи – это совершенно иное сердце и разум. Это не просто обратное состояние, которое еще можно как-то представить из его противоположности. Невозможно его вообще вообразить, потому что у нас внутри не существует ничего, относящегося к отдаче. А то, что мы считаем отдачей, совсем ей не является.

Поэтому, написано: "Попробуйте и вкусите как хорош Творец". Приобретение второй природы называется рождением, освобождением, как сказано: "Я видел обратный мир". Сила отдачи обретается сверху: приходит свет, и возвращает к источнику, и только тогда мы понимаем и ощущаем, что это такое, начиная в какой-то мере с этим работать.

Но первое впечатление от света, возвращающего к источнику – это ощущение некой свободы, независимости от желания насладиться, от стремления наполнить себя, от заботы о самом себе, от постоянного ощущения своего желания, недостатка, поиска того, чем еще можно себя наполнить. От такого первого ощущения свободы и далее, у нас появляется чувство уверенности. Мы перестаем проверять, исследовать свой сосуд на его полноту, потребность в наполнении, мерить все по себе. 

Если мы переходим от вопроса: "что есть у меня" к вопросу: "что я могу дать", хотя бы пытаемся это сделать, то в этой мере получаем свет, возвращающий к источнику, который поднимает нас и выводит на ступень, где мы становимся независимыми от своего желания насладиться. Это значит обрести уверенность.

Чем большее сокращение мы способны сделать на себя и чем выше поднимаем отраженный свет, желая реализовать себя в отдаче, в этой мере мы обретаем силу уверенности и свет Хасадим, внутри которого получаем раскрытие Творца.

Из урока по статье из книги "Шамати", 27.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Противоположно уверенности обывателя...

Не дадим свету исчезнуть!

Железная уверенность – одна на всех

Невозможно устоять на одной ноге

каббалист Михаэль ЛайтманИз  статьи "Шамати" № 19: Знай, что "одно против другого создал Творец". То есть в мере раскрытия святости – в той же мере просыпается и нечистая сила. 

И когда человек требует: "Все мое!", заявляя, что все его тело принадлежит святости, то в ответ и нечистая сила также требует, что все тело должно служить нечистой силе.

Вот почему самая главная работа происходит именно в этом состоянии, и это признак того, что работа направлена прямо к цели.

Вся природа, на всех ее уровнях снизу доверху: неживом, растительном, животном, человеческом, а также в ширину: каждый частный пласт развития, каждая клетка и каждый вид – все основано на связи отличающихся, то есть противоположных частей.

Различие означает противоположность: плюс и минус. Все, начиная с самых элементарных частиц, а затем все более и более крупные структуры – соединяется только благодаря своей противоположности, то есть возможности обогатить и восполнить друг друга. Поэтому не может существовать равновесного состояния, если оно не складывается и не включает в себя две противоречивые части.

Только когда две противоположности способны примириться и взаимно дополнить друг друга, несмотря на свое противоречие – они могут существовать. Лишь в таком случае может осуществиться связь между ними и вообще – жизнь. 

Этот принцип следует еще из самого первого развития света, то есть "сущего из сущего", сотворившего материал желания насладиться как "нечто из ничего". Свет возможно раскрыть  только внутри желания, а желание может существовать только если его удерживает и оживляет свет.

Поэтому все творение, любой его элемент, выраженный в мысли, желании, действии, всегда складывается из двух противоположных частей, находящихся в относительном равновесии между собой. А потому, если есть добро – в нем обязательно должно присутствовать зло, которое его уравновешивает. Именно из-за зла, человек способен открыть добро, и наоборот. Одно не может быть без другого, как невозможно устоять на одной ноге, всегда необходима вторая.

Ясно, что развитие обязано включать обе эти противоборствующие силы, поочередно берущие власть одна над другой: то правая нога впереди, то левая – так идет продвижение.

Пока мы не очень развиты, мы думаем, что все должно быть идеально, и совершенство для нас означает что-то одно. Но когда мы вырастаем, то благодаря своему опыту, пониманию, расширению восприятия осознаем, что состояния должны быть сложными, всегда включая две силы, два противоположных свойства. Лишь так они могут существовать, как сказано: "И был вечер, и было утро – день один" – только согласно этому принципу.

Из подготовки к уроку, 27.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нет зла без добра

Между плюсом и минусом

Картина реальности: повышаем контрастность

Нет зла без добра

каббалист Михаэль ЛайтманПродвигаясь в работе, мы обязаны заранее согласиться с тем, что нет добра без зла, и зла без добра. Нам нужно достичь конечного состояния, в котором раскроется все зло и против него – все добро, и одно будет поддерживать другое. "Преимущество света постигается только из тьмы". Чем больше темнота, тем больше у нас шансов раскрыть против нее более сильный свет.

Так устроено все творение, ведь мы всегда находим в нем две силы, две части, два свойства, источники которых: Творец и творение.

Поэтому, если мы хотим продвигаться, то изначально должны отдавать себе отчет, что продвижение возможно только при увеличении негативной силы и против нее позитивной. Но отрицательная сила вырастает первой, как сказано: "И был вечер" – а уже потом "и было утро – день один". Так все время чередуются: отрицательная сила – положительная,  отрицательная – положительная.

Наша же задача найти место для средней линии, в которой можно существовать и установить свои равновесные, сбалансированные состояния. Равновесие возможно только за счет нашего соединения, связи. Ведь тогда каждый добавляет свое состояние ко всем остальным и этим приводит всех к равновесию.

Если проверить место равновесия, то мы обнаружим в нем прямую и обратную АВАЯ: 10 сфирот прямого и 10 сфирот отраженного света – полное духовное строение, называющееся "парцуф". Это структура, достигающая равновесия.

Этот принцип основополагающий. Две противоборствующие силы, достигающие равновесия, в сущности, и формируют всю реальность.

Из подготовки к уроку, 27.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Невозможно устоять на одной ноге

Закат – не конец света

Обратить весь потенциал зла в добро

О ремесле и творчестве

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мы видим изъяны в человеческой природе и в то же время не видим примера исправленного состояния. Как же разобраться? Как прочертить путь от несовершенства к совершенству? Почему мы не получили от Творца пример?

Ответ: Действительно, мы не видим примеров совершенства цели.

Но давай представим: допустим, я изучаю живопись или скульптуру. В парижском музее Родена целые группы сидят и учатся по его знаменитой скульптуре мыслителя. Для учебы это, по-видимому, хорошо: они изучают отдельные элементы, детально знакомятся с формами человеческого тела, чтобы правильно отображать их.

Однако что если и после учебы я продолжу копировать с готового? Смогу ли я тогда стать настоящим мастером, креативным и самостоятельным? Нет. Максимум, что я смогу, – сделать так же, как кто-то другой. Но в этой кальке мне не выразить себя. Я создам слепок, и не более.

Выходит, имея перед глазами готовый пример, я никогда не пойму, что это значит – быть Творцом. А ведь мы хотим привести себя в соответствие именно с этим понятием. На пути я исправляю то, что Он сделал, но это лишь средство, которое, в теории, могло бы быть и иным. А цель – выйти на Его ступень, обрести способность создать "с нуля" всю действительность. 

Вопрос: Какой же стимул к этому мы можем найти в нашем мире?

Ответ: Прежде всего, ты должен начать именно с нуля, с пустоты, как Он. Так же в нашем мире человек изобретает, придумывает что-то, чего не было раньше.

Вопрос: Но как можно начать с пустоты?

Ответ: Верно, этого мы не понимаем. Однако без этого мне не стать подобным Ему. Без этого я останусь на уровне традиционной науки, которая копирует и использует то, что находит в природе. Лекарства, вещества, материалы, металлургические сплавы – всё это суть хитрые, сложные копии с таких "находок". Мы исследуем элементы, а потом учимся соединять, сочетать их нужным образом. Это не истинное искусство, не творчество, не созидание. Тем самым мы всего лишь следуем за природой.

Например, мы просчитываем необходимые характеристики корпуса подводной лодки, а затем опытным путем находим соответствующий сплав. Однако это не создание чего-то с нуля, ведь мы используем "заготовки" природы, имеющиеся в ней изначально.

В нашем мире мы просто не понимаем, чтó это такое – быть Творцом. Даже самые блестящие, гениальные идеи не сравнятся с этим.

А потому нам необходимо сокращение, отраженный свет, абсолютная тьма, полная неопределенность относительно более высокой ступени – чтобы действительно сотворить нечто из небытия.

И что же это будет?

Мы творим Творца, формируем, создаем Его из пустоты…

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 27.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

На переходе через границу миров

Что значит быть Творцом?

Искусственная жизнь – не акт творения

Наука: пересадка на конечной станции

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если у природы есть цель, можно ли удостовериться в ней, не просто принимая на веру слова каббалистов?

Ответ: Для этого каббалисты не нужны. Всякая вещь в природе имеет свою причину и свое следствие, которые доступны исследованию.

В целом, не погружаясь в мельчайшие детали и не распыляясь на огромные расстояния, несопоставимые с рамками нашей жизни, можно сказать, что всё в мире составляет единый комплекс, единую интегральную картину, пронизанную мириадами взаимосвязей. Всю действительность мы рассматриваем как одно целое, в котором нам что-то открыто, а что-то пока нет.

За примерами далеко ходить не надо. Эта ограниченность знания проявляется даже в нашем собственном теле, которое таит в себе еще море загадок и тайн. Однако во всем, что мы открываем, проявляются абсолютные, взаимосвязанные законы, действующие поистине чудесным образом.

Перед нами всё яснее проступает интегральность и нераздельность Природы как единой системы. Отсюда ясно: всякая вещь связана с другими, ничто не случается "просто так", и ничто не проходит бесследно. Что бы ни происходило, это может иметь тысячи причин и тысячи следствий. В каждом действии есть логика, необходимость, определенность, причинно-следственный механизм. 

Таким образом, в Природе заложена мощнейшая сила мысли, ведущая ее куда-то. Куда – я не знаю. Но по тому крохотному фрагменту, который доступен моему пониманию, пускай ограниченному по масштабам пространства и времени, я вижу, что мироздание – это нечто великое, чудесное, уникальное. Верно, моего разума недостает, чтобы охватить, уяснить его. Однако, вместо того чтобы отбрасывать это понимание "за ненадобностью", я должен задаться вопросом о сути, должен устремиться к ней. И даже если я ее не достигну, когда-нибудь, возможно, через сто лет, мои внуки откроют истину.

Нельзя огульно отрицать наличие воли, мысли в мироздании. Сама наука указывает на это. И мы с вами вовсе не философствуем. Каббала – это именно наука. Однако, чтобы работать с ней, нам необходимо развить в себе еще один орган чувств, базирующийся на отдаче. Тогда мы распознаем, что окружены Силой, которая сейчас скрыта от наших глаз. И если сейчас мы не принимаем ее в расчет, то, безусловно, видим лишь часть картины.

Представь себе, что ты посмотрел лишь несколько кадров фильма. Разве можно по ним разобраться в сюжете? Тем более если фильм повествует о выходе в новую форму бытия. А потому, прежде чем приступить к исследованию реальности, мы должны приобрести вторую силу, которая в ней действует, – силу отдачи. На сегодня мы раскрываем только заложенную в нас силу получения.

Однако затем, добавив к ней силу отдачи, мы обзаведемся всеми необходимыми инструментами, которые позволят нам обратиться к реальности эмпирически, как и следует настоящим ученым, которые изучают одни лишь факты. Сказано об этом: "Руководствоваться можно только тем, что видишь" – только тем, что выявляешь и измеряешь. "А чего не постигнем, того не определим по имени и названию". Мы следуем только доказательствам – раскрываем реальность и видим тогда, что Творец добр.

Вот почему Бааль Сулам так дидактически, так методично подает нам материал.

С другой стороны, традиционная наука сегодня оказалась в кризисе, а вернее подошла к концу своего пути. По большому счету, без силы отдачи больше ничего невозможно открывать. А сила отдачи проявится, только если сами ученые будут ей соответствовать.

Даже в рамках нашего мира, имей мы другие органы чувств, у нас была бы другая наука. Ведь мир отражается в зеркале восприятия. Вся наука – суть расширение пяти наших органов чувств. Телескопы, микроскопы, датчики, любые измерительные приборы – это "придатки" к человеческим ощущениям. Будь ощущения другими – и "придатки" были бы другими, и наука была бы совершенно другой.

Так вот, сегодня мы завершаем этап использования пяти своих органов чувств. С ними нам больше некуда податься. Повторяю: это не кризис – это завершение, конец развития в рамках текущей парадигмы. Чтобы пойти дальше, наука должна раскрыть вторую силу. А следовательно, от всех традиционных дисциплин нам необходимо перейти к науке каббала.

Разница здесь не в научном подходе – он как раз остается неизменным. Разница – в способности изучать действительность, прежде всего, работая над средством этого изучения, т.е. над собственным "шестым чувством".

Сфера действия получающего желания узка и очень мала – и по диапазону, спектру, и по высоте. Мы "отработали", исчерпали ее. И потому нам не обойтись без формирования нового органа чувств – "любви к ближнему", или "ощущения ближнего". Это чувство позволяет раскрывать то, что лежит вне меня, а не во мне.

Сегодня ощущение, основанное на получении, позволяет воспринимать лишь то, что входит в поле нашего зрения, что улавливают наши "радары", наши "сенсоры". Мы можем изменять количественные характеристики этой картины, но не ее качество. Иное качество означает восприятие того, что не входит внутрь, а лежит вовне, – восприятие неведомой нам сегодня части реальности.

Как же выйти из тела с его свойствами и распахнуться всему? Как выбраться из среды, в которой я – как рыба в воде?

Пока мы не обретем ощущение отдачи, кризис науки не завершится. Ну а тогда настоящими учеными, продолжающими исследования, станут каббалисты.

Что же касается "науки этого мира", мы будем использовать ее только в мере, которая требуется для нормального, рационального, базового существования. А зачем нам больше? Что еще нам понадобится от этого мира? Вся традиционная наука будет призвана к тому, чтобы извлекать максимум пользы при минимальных усилиях и минимальном ущербе природе.

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 27.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Век "карманных" идеалов

Что заставит науку согласиться с каббалой?

Современная наука: у грани неведомого

Сила зависти не ограничена временем и пространством

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Бааль Сулама "Предисловие к книге Паним Мэирот", п.3: Зависть порождает из масс мудрецов, как сказано мудрецами: "Зависть писателей увеличивает мудрость". Обладающие сильным желанием и склонные к зависти преуспевают в достижении мудрости и знаний.

Сила, действующая в них, не ограничена временем и пространством, и является общей и охватывающей все, существующее в мире, а также существовавшее во все времена. Ощущение нехватки происходит не потому, что у человека нет чего-то, а потому, что есть у его друга, и так он становится пригодным для исполнения своего великого и возвышенного предназначения.

Сила зависти - это самая мощная сила, в особенности, имеющаяся в работниках Творца и чуть меньше, в обычных людях. Если вообще можно сказать, что у обычных людей есть зависть в том смысле, который мы подразумеваем.

Сказано, что "Зависть писателей увеличивает мудрость", то есть это единственная сила, которая действует, толкает, тянет человека к продвижению. Это очень полезная сила. Потому и в группе нужно показывать друг другу, насколько мы вкладываем в группу, стараемся любить товарищей - умножать добрые примеры, и не бояться, что покажешься нескромным, неправедным.

Не нужно изображать из себя скрытого праведника. Наоборот, своим демонстративным  примером ты приносишь товарищам большую пользу, показывая, какой ты усердный, преданный. Понимая это, группа этим уже проявляет принцип "любви к ближнему как к самому себе". Ведь я заинтересован видеть, что другие лучше меня! 

Обычно наш эгоизм желает принизить всех: пусть я полное ничтожество, но другие еще меньше меня. А здесь, наоборот, я хочу видеть других выше себя. И хотя это противно моему эгоизму и неприятно, я начинаю грызть себя - но это на благо моему продвижению.

Так мы показываем примеры маленьким детям: "Посмотри на этого мальчика, как он умеет делать! Попробуй тоже сделать так же!" Для ребенка естественно учиться на чужих примерах. И то же самое в духовном развитии: нам необходимо показывать друг другу хороший пример и намеренно разжигать зависть.

Во внешнем мире люди любят, чтобы другие завидовали им и страдали, видя их такими успешными, богатыми, сильными. Но здесь, наоборот, давая другому увидеть себя сильным, устремленным, я этим помогаю ему, ведь хочу, чтобы он был еще лучше меня. Таким образом, я поднимаю группу, согласно принципу: "Выбирающий каждый раз лучшее окружение - удостаивается успеха и продвижения".

Это средство, рычаг - сжигающий нас огонь зависти, мы должны использовать со всей возможной хитростью, стараясь вызвать в товарищах хорошую зависть. Нужно не только играть по отношению друг к другу, но и говорить об этом, чтобы научиться на всех формах, которые демонстрируют другие, и стать такими же и даже еще лучше. Тогда группа усилится, вырастет и продвинется.

Из подготовки к уроку, 26.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Твое желание во мне как основа жизни

Благодарю тебя за то, что я тебе завидую

Товарищ и пустота

Страница 946 из 1 656« Первая...944945946947948...Последняя »