Почему мы не едим квасное в Песах?
Почему мы не едим квасное в Песах?
Песах - это не просто праздник в ознаменование некого исторического события, произошедшего с нашими предками. Песах - это гораздо больше, чем просто праздник, который мы отмечаем в честь выхода народа Израиля из Египта.
Вопрос: Персы – это древний народ, иранцы. Почему они все время хотят нас уничтожить? У нас с ними долгая история, разная.
Начиная с царя Кира, который отпустил народ из плена в Вавилоне и сказал: "Идите к себе и стройте Храм". И дальше все было нормально, а сейчас мы все время балансируем на грани большой войны с ними.
Но, в основном, они науськивают, особенно не выходят на прямые действия. Кроме этих последних событий: запустили на нас дроны, ракеты. Всего было много, и в основном, слава Богу, не долетели до цели.
Все-таки они хотят нас уничтожить или не хотят?
Ответ: То, что они хотят, – это не имеет особого значения. Многие хотят. Все хотят!
Я не думаю, что они всерьез надеются на конфликте с нами одержать победу. Это больше для вида.
Вопрос: А скажите, пожалуйста, кто этого больше хочет: аятоллы или народ? Если так разделить.
Ответ: Я думаю, что руководство.
Вопрос: То есть у народа, вы считаете, нет глубинной, страшной ненависти?
Ответ: Нет.
Вопрос: Каково ваше личное отношение к иранцам? Как вы их ощущаете?
Ответ: Доброжелательное.
Реплика: Вообще наши отношения с ними все время развивались по-разному, но во многом были очень хорошими в 50-х, 60-х, даже в начале70-х годов.
Ответ: Да.
Вопрос: Мы строили там нефтебазы, города. Они приезжали сюда. Бен-Гурион приезжал туда, в Тегеран. И в какой-то момент все время почти у всех начинают портиться отношения с нами.
Скажите, что является рубежом, этим переворотом?
Ответ: Я считаю, что это свыше, что это не наша и не их психология, вина. Я считаю, что это свыше. Творец просто должен подтолкнуть нас к выполнению более высокой задачи.
Вопрос: И поэтому Он устраивает эти склоки?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть вы видите здесь только игру Творца?
Ответ: Конечно.
Вопрос: Во всем?
Ответ: Абсолютно!
Вопрос: Во всем, что происходит на Ближнем Востоке?
Ответ: Да.
Вопрос: По отношению к нам? Его игра?
Ответ: Конечно. Чтобы исправить нас. Заставить исправиться. Это мы должны сделать, и я думаю, что мы обязаны и сделаем это.
Реплика: Получается, что пока мы не придем к тому, что мы должны исправиться, Он не успокоится. Это будет продолжаться.
Ответ: Естественно!
Вопрос: То есть это будет все сильнее и сильнее, больше и больше?
Ответ: Об этом даже говорить нечего, это обязательно должно быть.
Вопрос: Чем мы для Него не исправлены? Чем мы плохи для Него?
Ответ: В глазах всего мира мы не исправлены, и мы не правильные, и у каждого есть к нам какая-то особая претензия.
В принципе, если мы будем говорить по высокому уровню, то мы не выходим на уровень, который необходим нам для нашего развития.
Реплика: Но мы же не знаем, что это такое. Мы ведь как дети, получается.
Ответ: Это неважно. Это не освобождает человека от обязанности, ответственности.
Вопрос: То есть мы должны для начала узнать, что мы должны в себе исправить. Правильно? И согласиться с этим?
Ответ: Да.
Вопрос: Кто нам об этом скажет?
Ответ: Творец.
Вопрос: А как Он это делает – говорит? Пока Он только направляет на нас врагов, скажем так.
Ответ: Он желает от нас, чтобы мы стали Его народом.
Вопрос: Что это означает?
Ответ: Это значит выполнять то, что Он желает.
Вопрос: Что Он желает?
Ответ: Он желает, чтобы мы показали пример всем народам мира, какими все должны быть.
Вопрос: Какими?
Ответ: Раскрыть свое сердце, любовь, объятия для всех. Показать всем, чего ждет от нас Творец и вообще все творение. Это всё мы должны сделать сами и сейчас.
Вопрос: Это наша задача? Этого народа?
Ответ: Да.
Вопрос: Без нас это могут сделать другие?
Ответ: Никто! Это все возложено на нас.
Вопрос: А дальше уже по цепочке начнет передаваться в мир и так далее?
Ответ: Посмотрим, как это будет. Да.
Вопрос: Если мы не слышим этого? Естественно, наша природа все равно эгоистична. То есть я вхожу в какой-то нехороший контакт с другими, я кого-то не люблю, кого-то отталкиваю. А вы говорите: "Надо его любить, надо ему открыть сердце". А если я продолжаю воевать с соседом, то что? То война будет продолжаться?
Ответ: Да, пока меня не убедят в том, что надо искать другой путь взаимодействия с другими. Мы перед миром виноваты в том, что держим в себе тайну творения, тайну исправления.
Вопрос: Которая есть вот эта связь с другим, с ближним?
Ответ: Да.
Вопрос: Вот эта простая формула – моя связь с ближним является тайной творения? Вот это вы говорите. То есть открыть сердце, возлюбить его, несмотря ни на что.
Ответ: Да.
Вопрос: Понятно. И к этому нас все время подталкивают?
Ответ: Мы и сами говорим, что этого Творец желает. Так если Он желает, сделаем. Ну! Не получается.
Вопрос: Почему не получается? В принципе, звучит-то очень красиво.
Ответ: Не получается, потому что мы не желаем обратиться к Нему, чтобы научил нас, чтобы помог, подтолкнул.
Реплика: Сейчас наш естественный ответ всем нашим недругам – это усиление нашей армии, безопасности страны, и так далее. Вы говорите: а надо…
Ответ: Надо усиливать связь между нами и показать всему миру, что именно это путь к хорошему будущему. И тогда не будет вообще смысла во всех этих играх.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.04.2024
Вопрос: То, что сейчас происходит в мире: войны, землетрясения, стихийные бедствия – это и есть те казни, которые наш коллективный эгоизм должен испытать перед общим выходом из Египта?
Ответ: И да, и нет. Представьте себе, что, мягко говоря, эти неприятности, которые мы получаем за все прошедшие века, необходимы чтобы исправить наш эгоизм.
Поэтому Творец задержал племя израильтян и не дал ему сразу приблизиться к полному исправлению, ведь у них еще не было готового кли, т.е. сожаления, искупления.
Сейчас вроде бы это у нас уже есть. Я думаю, что если бы сегодня наш народ поднялся как в те времена, то мы бы безусловно достигли места святого Храма и быстро воздвигли его.
Вопрос: А что мешает нам подняться? Отсутствие единства?
Ответ: Нам не хватает всего. Абсолютно всего. Самое главное – связи между нами.
Из урока по запискам Рабаша, 21.04.2024
Критическая точка развития человечества
Песах символизирует наш постоянный выход из зла в добро, из рабства на свободу. Выход из Египта называется рождением в духовном. Но мы должны еще многое внутренне постичь. Человек должен желать выйти из ощущения этого мира, должен желать возвыситься над этой природой, жить полной, совершенной, вечной жизнью.
Реплика: Песах – это большой праздник выхода из египетского рабства. Его празднует практически вся страна и все евреи в мире.
Это, конечно, и семейный праздник, то есть все встречаются на праздничной трапезе и все это ждут.
Для тех, кто занимается каббалой, Песах – это понимание человека, что он находится в рабстве, в своем эгоизме, и он бежит из него.
Ответ: Бежит из него – тоже не очень-то бежит, потому что в Египте было все!
Все, что ты можешь представить себе как коммунизм в этом мире – это было там. В принципе, они были на всем готовом, и лучшие земли были, и всё, что ты только хочешь. А впереди – мертвая пустыня, мертвое море, все мертвое, все полно неизвестности. Ничего хорошего! Так что, где египетский плен и куда мы стремимся? В этом вопрос.
Вся работа в Египте – для того, чтобы нарисовать перед собой, что вся пустыня – это рай. А все, что в Египте, – все хорошо, абсолютно всё, чего только ни пожелаешь – это ад. Египет – это эгоистическое наполнение, причем, всего того, что хочешь.
Речь идет о каждом из нас. Это наш Египет. В нем все хорошо, есть всё. Все наслаждения этого мира во всех их подробностях, во всех их вариациях – пожалуйста.
Никто не хочет вырваться оттуда. Всем, в общем-то, хорошо. Единственное, кому плохо, – это один непохожий на них, который хочет оттуда вытащить народ.
А кто хочет вытащить? Моше. Так что он сделал хорошего? На все века после этого нам только плохо. Нет ничего лучше Египта!
Реплика: Но ведь сказано, что мы были рабами в Египте…
Ответ: Рабами – это то, что мы находились в нашем эгоизме, но мы полностью получали все, что захотели бы.
Вопрос: Так почему же человек вдруг желает выйти из этой сказки?
Ответ: Так он устроен, человек.
Вопрос: Почему он вдруг слышит Моше? Вместо того, чтобы слушать, например, фараона, который говорит: "Оставайся, я тебя всем обеспечу, все будет хорошо". А Моше говорит: "Мы пойдем в неизвестность, в пустыню. Идите за мной". Почему они пошли за ним?
Ответ: Видимо, Моше наговорил Творцу, что надо что-то с ними сделать, чтобы они захотели уйти. Моше договорился с фараоном и с Творцом, чтобы были египетские казни, которые прошлись бы по евреям, от которых они захотели бы убежать. Но если бы их не было, этих казней, то они бы никуда не побежали. А если бы они не захотели убежать, то казней бы не было.
Вопрос: То есть все-таки первым было яйцо? Сначала они все-таки захотели убежать каким-то образом?
Ответ: Я думаю, что это Моше договорился с Творцом: "Давай так устроим, чтобы они все-таки захотели за мной пойти".
Вопрос: Но все-таки вы сказали, что плохо там было от десяти этих казней евреям. Там и египтянам было несладко. Написано, что египтяне страдали больше всего.
Что это в вашем понимании – египтяне, которые страдали от десяти египетских казней?
Ответ: Это эгоизм человека, который желает выйти на свободу. То есть быть непонятно кому и как подчиненным. Но главное – вырваться из этого коммунизма, в котором есть все. То есть просто все в избытке.
Вопрос: И египтяне – это вот этот коммунизм, который внутри нас существует, вот этот эгоизм? Они хотят нас держать и спрашивают: "Для чего ты бежишь оттуда? Тебе так здесь хорошо". Получается так?
Ответ: Да.
Вопрос: Что этот праздник Песах для мира? Пускай даже материально евреи его празднуют, Израиль его празднует. Но что этот праздник для мира?
Ответ: Это освобождение от египетского плена, это освобождение от эгоизма, это освобождение человека от себя. Я хочу, чтобы мной управляло не эгоистическое свойство, которое желает все прибрать, всем наполниться, и только об этом думает. А чтобы мною управляло альтруистическое свойство, когда я хочу соединяться с другими, наполнять других, а не себя. Вот это желание возникает. Это и есть Моше в нас.
А евреями мы становимся, когда мы слышим Моше, когда Моше находится в нас. А если нет, то мы те же египтяне.
Вопрос: То есть можно сказать, что в мире есть только два народа. В духовном мире есть два народа?
Ответ: Да. Или ты египтянин, или ты израильтянин. И посередине нет ничего.
Израильтянин – это направленный к Творцу, "Исра-Эль" – "прямо к Творцу". А египтянин – это направленный к себе.
Вопрос: Когда вы говорите, что этот праздник для мира, мир должен решить, кто он сегодня?
Ответ: Да.
Реплика: И сегодня такой критический момент, что действительно надо бы это решить.
Ответ: Мы еще даже этого не осознаем. И мир не осознает, куда его ведут. Не осознает совершенно!
Вопрос: Но можно сказать, что сейчас по миру проходятся египетские казни?
Ответ: Да! Очень серьезно. Идет такая волна по всему миру.
Вопрос: Но, может быть, все-таки мир войдет в понимание, что надо бы выходить?
Ответ: Это все зависит от нас, как мы покажем миру этот путь, путь развития, путь объединения – что впереди должно быть, к чему стремиться. Сможем ли мы это сделать?
Реплика: А мы должны это показать, чтобы это было человеку как-то приятно, сладко, счастливо?
Ответ: И сладко, и приятно, и необходимо! То есть это не должно его притягивать, потому что это сладко. И в Египте никто не видит, что там сладко.
Но там сладость от свободы от эгоизма. То есть ощущение рабства в Египте противопоставлено свободе от эгоизма вне Египта. И человек должен настолько вырасти в себе, чтобы эта разница между двумя состояниями просто тянула его вперед.
Вопрос: То есть сегодня мир как никогда должен услышать, что из эгоизма, из Египта надо выходить?
Ответ: Да. Мы застряли!
Вопрос: Получается, мы немножко задержались в этом Египте. И такое творится сейчас, что выталкивает нас. Неужели мы не почувствуем, что надо выходить из него?
Ответ: Но мы должны дать курс, мы должны понять, мы должны устремиться, мы должны потянуть за собой всех.
Вопрос: Когда вы говорите "мы", кого вы имеете в виду?
Ответ: Я имею в виду в первую очередь тех людей, которые могут это понять и осознать, которые устремлены вперед, "яшар кель" – Исраэль. И все остальные пойдут за ними.
Вопрос: Это необязательно евреи – "прямо к Творцу"?
Ответ: Основная масса, начальная масса – это евреи, то есть те, которые уже пережили в прошлом, в своих корнях, состояние выхода из эгоизма. А остальные пойдут и присоединятся к "Исраэль". В этом нет совершенно никакого вопроса. Весь вопрос в том, чтобы евреев поднять.
Вопрос: Какова ваша молитва сегодня?
Ответ: Моя молитва сегодня – это выполнить роль Моше. Вытащить эту головную часть всего человечества, которая называется "Исраэль", "устремленная к Творцу", которая в потенциале может устремиться к Творцу. Вытащить ее из такого сомнамбулического, я бы сказал, состояния, и начать возбуждать их так, чтобы они сами хоть как-то приложили усилия захотеть, потревожиться и подняться вперед, к выходу.
Вопрос: Чтобы хотя бы мысль возникла, что надо выходить из эгоизма? Но прежде всего, вы всегда говорите, что эгоизм – это плохо. Или нет?
Ответ: Эгоизм – это плохо, смотря как ты его измеряешь, взвешиваешь, смотришь на него, чувствуешь, нюхаешь, пробуешь на вкус. А на самом деле эгоизм – это все, что дает тебе вкусы, жизнь.
А альтруизм, свобода – в чем она? Выходишь в поле, и не знаешь – что, для чего, зачем.
Моше – это, в принципе, не один человек, это целая группа людей, которые понимают, что будущее в этом – в выходе из эгоизма. Как нам из него выйти? Это надо изучить и начать между собой применять. И каждый раз, когда мы делаем каждый шаг, это делается снова из тьмы, когда мы не видим в эгоизме вроде бы никакого притяжения, начинаем пытаться выйти из него и обнаруживаем, что он держит нас за все чувства, за всё! И нельзя от него никуда избавиться.
И тогда только вместе держаться и кричать.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом"
Египтяне и израильтяне – как все персонажи пасхальной истории могут ужиться в одном человеке?
Моше – это часть нашей души, которая находится в контакте с Творцом. Через нее мы получаем все указы, раскрытия, исследования, всё, что нам необходимо, чтобы уподобить себя Творцу и подняться на уровень отдачи и любви – уровень Человека.
Вопрос: Чем отличается каббалистическое объяснение нашего мира и праздника Песах от обычных комментариев?
Ответ: Есть несколько уровней объяснения бытия, его творения, развития, цели, задачи человека в нем. К примеру, о празднике Песах можно говорить:
1. об историческом периоде рабства народа в Египте,
2. о "рабстве" человека в своем эгоизме-египте-фараоне,
3. о развитии творения-желания под воздействием света-Творца и его отсутствии – под воздействием тьмы-египта-фараона.
Также можно на разных уровнях говорить:
1. о механическом выполнении обрядов, которые в обиходе называют заповедями,
2. о психологическом выполнении указания "возлюби ближнего как себя", как общего (клаль) указания Творца, включающего в себя все прочие указания, как сказано в Торе: "Возлюби ближнего – общий закон Торы",
3. о каббалистическом воздействии высшего света на миры и через них на души, которые проходят этапы своего духовного развития-исправления.
Почему Иран напал на Израиль на самом деле
Пророк Эзра знал, что Храм не будет построен, пока все не захотят этого…
Фильм Семена Винокура, ассоциация "Каббала ла-Ам"
Вопрос: Какова разница между Аманом, которого мы должны убить, поскольку мы не можем его исправить, и между свойством "лев а-эвен" (каменное сердце), которое мы тоже не можем исправить, но убивать не должны?
Ответ: Мы должны подняться и над тем, и над этим, и просить Творца, чтобы Он исправил в нас эти свойства. Убить – это значит перестать пользоваться желанием получать ради себя.
Вопрос: Что значит, что Исраэль страдают не через Амана, а придут к собственному исправлению в свободном выборе?
Ответ: Тот свет, который могут получить Исраэль, приходит к ним не через Амана, а напрямую от Творца.
Они проводят этот свет через себя и через все большое желание получать, и тогда этот свет идет по назначению.
Из урока по статье из книги "Шамати", 25.03.2024
Вопрос: Когда сыны Исраэля почувствовали большую пустоту, то они возопили к Творцу. Этот вопль получился у них автоматически. В чем же здесь была их свобода выбора?
Ответ: Свобода выбора была у них раньше, когда они пребывали в Египте. А сейчас Творец собрал их и притянул к себе. Поэтому теперь они находятся в полной власти Творца.
Мы должны понять, что мы еще не ощущаем себя в пустыне, не чувствуем, что нам нечего есть. Поэтому мы не можем вскричать к Творцу, спрашивая, где та пища, которую мы ели в Египте. Мы еще не ощущаем Египта.
Вопрос: В чем отличие Исраэль от народов мира? В том, что народы мира в этой ситуации не обратились бы к Творцу?
Ответ: Нет, народами мира называются те, кто вообще не чувствуют себя относящимися к Творцу.
Из урока по статье из книги "Шамати", 12.04.2024
"И возопили сыны Израиля от работы"
Вопрос: У нас всегда есть ощущение, что внутри нас происходит борьба между египтянами и Исраэлем. Причем точка "египтяне" в нас очень активная, желающая получать свет ради себя, а точка "Исраэль" пассивная, у нее нет особого порыва выйти из этого.
Получает ли Исраэль от египтян какую-то часть этой энергии, как порыв, или этот порыв дается им только Творцом?
Ответ: Почему Исраэль кажутся пассивными по сравнению с остальными? Потому что все остальные работают из эгоистического желания, но это их желание. А Исраэль работает не из своего желания, и поэтому они такие маленькие и слабые перед другими народами.
Каждый из народов стоит на своем, у него есть свой корень, свое убеждение, а у Исраэль нет ни того, ни другого.
Только лишь его будущее предназначение дает пока ему силы, чтобы суметь выбраться из того, в чем он находится. Но, в принципе, у Исраэль нет своих сил, нет на что надеяться в этом мире и быть уверенным чем-то. Перед остальными народами он слаб и никак не может показать, что это его мир, его земля, как будто привязан за ниточку к небу.
Вопрос: Откуда эта ниточка? Как не потерять ее и все время держать перед собой?
Ответ: Ниточка, которой народ Израиля привязан к небу, очень крепкая, ее держит Творец. Она основана только на желании отдавать, любить и ведет прямо к Творцу.
Но в глазах нашего мира это ничто. Поэтому народы мира думают о том, как уничтожить Израиль. Ведь что у него есть в этом мире? Ничего. В каждом поколении просыпается кто-то из недоброжелателей, призывающий искоренить народ Израиля из мира. Так они действуют.
Из урока по статье Рабаша, 05.04.2024