Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Порадовать учителя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Можно ли сказать, что, доставляя удовольствие учителю, я доставляю удовольствие Творцу?

Ответ: Это зависит от того, как ты выстраиваешь расчет. Подобно группе, которая демонстрирует твое внутреннюю структуру и служит тебе "тренажером" для тренировок по исправлению, учитель тоже находится в твоем мире затем, чтобы во взаимоотношениях с ним ты мог проявлять свои внутренние исправления. Вместо Творца перед тобой предстают товарищи по группе, учитель и первоисточники.

Какое же удовольствие ты можешь доставить учителю?

Скажу просто: чтобы доставить кому-то удовольствие, надо знать его желание, его потребность, и удовлетворять ее. Я доставляю кому-либо удовольствие, если даю ему то, что он хочет.

Что же учитель хочет от тебя получить? Он хочет видеть, как ты объединяешься с товарищами. Значит, ты можешь упражняться на нем в объединении, показывая ему, как нянечке, что в группе ты "хороший мальчик". И тем самым ты доставляешь ему удовольствие.

Учителю не нужны от тебя никакие подарки, никакие щедроты и одолжения – этого достаточно.

Из урока по "Статье в завершение Книги Зоар", 18.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Успех в распространении – подарок учителю

Подарок учителю

Внешняя помощь ради внутренней связи

Дорога, вымощенная камнями преткновения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: На что похож путь под руководством духовного проводника: на прогулку с гидом по Лондону или на опасное восхождение на горную вершину, где нельзя ступить ни вправо, ни влево без указания проводника, иначе, упадешь и разобьешься?

Ответ:  В прогулке по Лондону ты можешь слушать гида в пол уха, а сам в это время гулять вокруг, как тебе захочется. Но разве это похоже на духовный путь, в котором ты ничего не знаешь и не понимаешь? Ты должен войти в духовный мир.

Проводник говорит тебе, что для этого нужно выполнить определенные условия. А ты вдруг говоришь, что половину из этих условий не принимаешь, но продолжаешь идти вместе с группой. Разве такое может быть? Разве ты сможешь взобраться на гору, если не согласен с половиной указаний инструктора? Тебе нужно быть послушным, как младенец, совершенно отменив себя в руках наставника.

Реплика: Но я не младенец, а взрослый человек! Я набрал богатый опыт в своей жизни, учился до этого у других учителей.

Ответ: Ты еще даже меньше младенца! И если ты не слушаешь советов, то ты словно огромный великан с умом крохотного младенца, не позволяющий о себе позаботиться. Здесь действуют строгие, неподкупные законы. Ты не можешь просить у них снисхождения, как у суда. В суде еще можно поплакать и получить помилование. Но тут никакие манипуляции не помогут: есть закон и не преступить. Выбирай: согласен ты с ним или нет. 

Поэтому, множество людей взбирается на горы и постоянно есть такие, которые срываются и падают в глубокую пропасть, обратно во власть эгоистических сил (ситра ахра). И только считанные единицы, обладающие героической стойкостью, добираются до замка Царя, стоящего на вершине. Героически держаться - это значит, всеми своими силами стараться следовать за проводником, против всех доводов своего разума.

Все решают именно эти мелкие разногласия, где ты наталкиваешься на возражения своего разума и не можешь преодолеть его требования сделать наоборот по сравнению с тем, что указывает учитель и Бааль Сулам. Ведь во всем остальном ты согласен внутри своего эгоизма. А тут ты сталкиваешься с тем, что против него. И именно здесь ты должен попросить помощи и подняться.

Именно эти точки, на которые ты натыкаешься и не можешь преодолеть, соединяясь, превращаются в тропу, приводящую тебя к дворцу Творца. Иначе не возможно продвигаться. А ты говоришь: "Но ведь со всем остальным я согласен!"  Замечательно, что ты согласен, но все остальное не относится к духовному.  Духовное только в тех точках, где ты не согласен!

Ты продвигаешься только по этим пунктам несогласия: точка за точкой. И ты обязан в них согласиться - под влиянием окружения, учебы. Но твое согласие не должно быть прагматичным. Если ты соглашаешься пойти на распространение, как просил учитель, потому что надеешься на какое-то вознаграждение, то это уже не вера выше знания, а материальная корысть.

Нужно остерегаться использовать эти спорные точки ради своей выгоды. Ты не можешь соглашаться пойти на распространение ради того, чтобы почувствовать себя великим или заработать деньги. В этих точках преткновения нужно идти только верой выше знания, и тогда из нескольких таких точек сложится линия.

Из урока по письму Бааль Сулама, 13.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свет с вершины горы

Там, где больше всего болит

Доверяю свою жизнь проводнику

Там, где больше всего болит

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Духовный путь лежит только по точкам преткновения - моего несогласия с учителем и группой. Но как я могу в них согласиться, если вижу, что вы ошибаетесь?

Ответ: Разумеется, тебе кажется, что учитель ошибается. По твоему мнению, и  Творец ошибается, устроив нам такую сложную жизнь в этом мире. Разве Он не мог сделать ее безмятежной,  сытой и спокойной?

Этот путь идет против твоего эгоизма, то есть против желания и против разума. Каждый раз тебе нужно подниматься над точками преткновения, которые противоречат твоему чувству и пониманию: одна за одной, еще и еще. Это те самые точки, из которых складывается духовный путь, превращающиеся в "дверь, отверстие и вход" - в слияние Творца и Его творения: "Он и имя Его едины".

Этот шаг всегда делается выше мнения твоего разума - туда, где находится следующая ступень. А все остальное вокруг, с чем ты согласен: приятные общие трапезы, компания друзей, увлекательные поездки - все это не относится к духовному! Это просто сопровождающие факторы, призванные выделить именно точки несогласия, как самые важные.   

 2013-12-13_rav_bs-igeret-26-1927-pg-085_lesson_pic07 

С одной стороны, у тебя есть обычная земная жизнь, а с другой стороны, жизнь группы. И все это крутится, замечательно складываясь: и слева, и справа. Только посередине ты натыкаешься на несколько пунктов, с которыми не согласен, и думаешь: "Ну не страшно, какие мелочи: не согласен, так не согласен! Ведь во всем остальном: и слева, и справа, я согласен с ними."

В обычной жизни, ты женился, поддерживаешь семью, работаешь, делаешь все необходимое. И ты живешь жизнью группы, работаешь вместе с товарищами, платишь маасер, участвуешь во всех мероприятиях. Только в каких-то отдельных ситуациях ты вдруг сталкиваешься с такими моментами, с которыми не согласен, и не можешь через них переступить. Но при этом, ты идешь и в левую, и правую стороны без всяких проблем. Разумеется, что у тебя нет с этим проблем, ведь там твой эгоизм соглашается с тем, что происходит.

Нужно рассмотреть то место, где может быть дверь, отверстие и вход. И это именно там, где больше всего болит! Ты не хочешь бередить эти точки, потому что ощущаешь там настоящее трение, как болезненный укол.

И в чувстве, и в разуме, ты вместе со всеми! Ты любишь учиться, умно рассуждать на темы духовного, ты также любишь проводить время с товарищами, делаешь им подарки, "покупаешь товарища", приглашаешь в гости. Только иногда тебе кажется, что в каких-то вопросах, группа принимает ошибочное решение. И ты не возражаешь, но тихо ждешь, пока товарищи наконец вырастут, осознают и исправят свою ошибку, то есть согласятся с тобой. Ты понимаешь, что другой альтернативы нет, и некуда больше идти, ведь  признаешь, что это замечательная группа и великая наука, с которой ничто не сравнится.

Это очень распространенное отношение, свойственное большинству учеников. Но постепенно, после нескольких лет учебы, ты начинаешь ощущать и видеть эти камни преткновения, на которых стопоришься. Там, именно в этих точках и находится вход, который в будущем должен раскрыться. Это еще не дверь, а сплошная стена. Но если ты пойдешь верой выше знания, то увидишь в стене дверь, которая немедленно превратится в отверстие и вход.

Вход может быть только через такие точки несогласия - нужно искать именно их, выделяя из всего остального! Ведь все остальное находится во владениях твоего эгоизма. Только в точках преткновения возможен прорыв в другое измерение силой веры.

Из урока по письму Бааль Сулама, 13.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свет с вершины горы

Дорога, вымощенная камнями преткновения

Почувствовать себя маленьким

Война с "клипат Кнаан" в сердце

каббалист Михаэль ЛайтманИз письма Бааль Сулама (№43): Сказано: "Трепещи перед учителем своим как перед Небом". Для обретения такой веры, требуется большая работа, так как есть самый большой экран в работе находящихся на земле Исраэль, на которой властвует нечистая сила "клипат Кнаан", низводя каждого до полной ничтожности, как прах земли, но остальных представляя ему еще ниже праха, а Учителя – не выше, чем он сам.

И об этом говорит Творец: "Лучше бы Меня оставили, но соблюдали Мою Тору", то есть были привязаны к истинному праведнику подлинной верой в мудрецов. Тогда есть надежда, что праведник вернет их к Источнику и перевесит их весы к заслугам в сторону Творца.

В этом мире нам даны люди, которые могут стать нашими товарищами, чтобы мы соединились с ними и вместе научились, как выйти из самих себя и подняться верой выше знания, то есть ценить отдачу выше получения. Нам нужно соединиться между собой так, чтобы не просто действовать общими усилиями, а стать одной силой, внутри которой каждый теряет свой личный образ и присоединяется к единому целому, к одному сердцу вместе со всеми.

Для того, чтобы помочь нам это сделать, нам также дают в этом мире учителя. Очень важно, как человек учится через отношение к группе и к учителю строить свое отношение к Творцу. Невозможно, чтобы в человеке сложилась более высокая форма величия Творца, чем величие учителя и даже товарищей, группы. Все это необходимо ему для того, чтобы выйти из себя, подняться выше своего эгоизма

Здесь требуется большая работа. Ведь если бы человеку с детства привили почтение к раву, что называется религиозным воспитанием, то ему не нужно было бы над этим работать. Он чувствовал бы себя относящимся к великому человеку, словно к отцу, вместе с многими другими из его окружения. Он бы вырос в такой обстановке, где все говорят об этом и так относятся. Это называется хасидизмом. Человеку легко жить в таких условиях, от него не требуется внутренняя работа против его эгоизма, постоянные выяснения, критический самоанализ. Он опирается на мнение окружения, видя, что все поступают так же, вдохновляется от них и с этим идет.

Так с помощью общества, в человеке поддерживается авторитет какой-то личности. И разумеется это не поднимает его относительно Творца, но в такой форме можно продержаться ровно без взлетов и падений всю свою жизнь, чувствуя себя приятно, комфортно, уверенно. Человек ощущает, что ему есть на кого положиться, кто-то заботится о нем, молится за него.

Но мы приходим к такому этапу развития человечества, когда большая часть людей перестает получать религиозное воспитание с детства, а наоборот, приучены презирать остальных, не признавать никакие авторитеты, считая себя умнее всех, никого не уважать. Это называется "клипат Кнаан", с которой боролись праотцы, когда вошли на землю Израиля.

Было очень не просто тем выходцам из Вавилона или тем, кто сегодня выходит из своего Вавилона, склониться перед предводителем, Авраамом. Это ступень учителя, которую человек обязан иметь, если хочет через группу и учебу подойти к входу в духовный мир. Это не относится лично к учителю или к группе, потому что человек видит их своими эгоистическими глазами и судит согласно своим недостаткам.

Разумеется, что все представляются ему ничтожными, один хуже другого. И учитель тоже кажется ему так себе. Он думает, что если бы учился у праотца Моше или рабби Шимона, то конечно продвигался бы лучше. И так же он думает о товарищах, что они очень слабые и ничего собой не представляют. Он не верит мудрецам, что "каждый судит в мере своих недостатков", а на самом деле, перед ним находится мир Бесконечности во всем своем совершенстве. И только он сам опускает это божественное совершенство до своего собственного низменного уровня и поэтому видит мир таким ничтожным.

Нужно понять, что мы не получим разрешение войти в духовный мир до тех пор, пока не начнем ценить товарища, группу и учителя так же высоко, как можем вообразить Творца. Сказано, что "Исраэль, Тора и Творец – это единое целое" – с таким условием мы поднимаемся снизу вверх, поднимая человека до уровня Творца. И то же самое условие действует в обратную сторону, сверху вниз: то есть тот же уровень, то же почтение, то же величие нам нужно низвести вниз, от мира Бесконечности, Творца и распространить на группу, учителя, каждого товарища. Иначе, нам не видеть успеха.

Нужно поблагодарить высшее управление за то, что оно организовало нам такую реальность, где мы можем с уверенностью увидеть, насколько мы далеки от Творца, судя по своему отношению к учителю, товарищу и группе.

Из подготовки к уроку, 16.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Принадлежность одному духовному органу

Соединение с высшим через соединение с равными

Без уважения к учителю и группе нет слияния с Творцом

Духовного младенца тоже надо кормить и воспитывать

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам пишет в своем письме (№26): Сила, благодаря которой можно услышать глас мудрецов в двери этой реальности, называется верой. Если ты хочешь, чтобы высший позаботился о твоем духовном развитии, то обязан сделать из себя младенца и передать себя в руки группы, учителя.

Если же ты не склонишься перед ними, то не сможешь пройти на следующую ступень. Только они способны очистить тебя, как сказано: "Придет мать и очистит сына". По-другому не бывает. Это точно так же, как в нашем мире, где родители ухаживают за младенцем, который предан им в силу своей природы. Только в духовном  мире ты должен сам, своими силами, передать себя на попечение высшего.

У тебя нет иного выбора. Кто еще может о тебе позаботиться? Представь, что бы случилось, если несмышленый младенец был бы большим и сильным, а не маленьким и беспомощным, и не позволял о себе позаботиться. Было бы просто страшно приблизиться к такому чудовищу с огромным эгоизмом.

Младенца требуется кормить из соски, мыть его, пеленать и делать все необходимое - только в духовном смысле. Его тоже надо вовремя укладывать спать и потом будить. Его нужно воспитывать! После того, как произведен весь необходимый уход за его животной ступенью, нужно начать воспитание. Когда его "тело" получило все необходимое, надо постепенно начать давать ему внутреннее наполнение, чтобы он научился все больше и больше отменять себя.

Ты начинаешь свой духовный путь даже не с младенца и не с зародыша. Даже свою каплю духовного семени ты пока не выяснил, не выделил. Тебе еще нужно  представить перед собой этот духовный ген, который ты обязан реализовать: использовать все свои физические силы, свой разум, все средства, имеющиеся в этом мире, чтобы развиться из этого дарованного тебе подарка, из этой капли духовного семени.

Из урока по письму Бааль Сулама, 13.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почувствовать себя маленьким

Передача от человека к человеку

Доверяю свою жизнь проводнику

Почувствовать себя маленьким

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Человек приходит учиться уже взрослым, со сложившимся мировоззрением. А потому он частично соглашается с тем, что слышит от учителя, и принимает к исполнению, а частично – не соглашается. Может ли он духовно развиваться при таком внутреннем раздвоении?

Ответ: Это естественно для человека, который пока не чувствует духовного мира, а потому не видит его в учителе. Сказано, что "каждый осуждает в мере своих недостатков". Поэтому в мере своей испорченности, ты наделяешь недостатками учителя.

Здесь тебе необходима сила группы, убеждающей тебя в величии и важности учителя. И если ты ценишь товарищей и работаешь вместе с ними, то силой группы сможешь преодолеть свое пренебрежение.

Это пренебрежение естественное и закономерное – невозможно по-другому. Оно намеренно дано тебе свыше, но также свыше, тебе дан инструмент, с помощью которого ты можешь его преодолеть. Ты обязан сблизиться с группой, а через группу приблизиться к Творцу. Поэтому тебе организован такой порядок работы.

Если же у тебя это не получается, то проблема не в том, что ты пренебрегаешь учителем. Это естественно, что ты им пренебрегаешь. Но дело в том, что ты пренебрегаешь группой! Ты не можешь соединиться с товарищами, чтобы получить силу, с которой можно прорвать все преграды. 

От тебя требуется хотя бы начальное преодоление эгоистического отторжения от товарищей: начни сближаться с ними через общие трапезы, песни, какие-то приятные моменты. Начни издалека: с того, чтобы твоему эгоизму было выгодно находиться вместе с товарищами. Тебе дана возможность получить силу от группы, за счет нее прилепиться к учителю, а через учителя – к Творцу, и так начать получать свет, возвращающий к источнику.

Это естественно, что твой эгоизм инстинктивно сопротивляется всему, что говорит учитель. Только глупец может не сопротивляться, не понимая, куда попал. Ведь вся твоя природа восстает против Творца, как сказано: "Желание человека злое от самого рождения", а потому ты против духовного пути, против учителя. Ты противоположен и внутренней сути группы, но у группы есть также внешняя форма, с помощью которой ты можешь постепенно сблизиться с ней.

Главная трудность в том, что человек не воспринимает группу как средство, позволяющее соединиться с товарищами, чтобы вместе прилепиться к учителю. А учитель уже позаботился бы о том, чтобы соединить их с Творцом. Не нужно превращаться в хасидов, но все же необходимо чувствовать себя маленькими относительно учителя, а также относительно группы, и тем более, Творца.

Начни организовывать правильный порядок, используя все средства, данные тебе в этом мире, расставив всех по местам: себя, группу, учебу, учителя. А что дальше – тебе уже неизвестно, поскольку дальше идет Творец, но там твой "вход в святилище", где ты потом внезапно увидишь "дверь", немедленно превращающуюся в отверстие, и войдешь в него.

Без выполнения этого условия, ничего не получится. Человек обязан все это представить себе, может быть даже начертить и написать, и потом каждый день добавлять и исправлять. Так день за днем ты будешь прояснять этот вопрос все больше, пока не реализуешь.

Нужно понять, что речь идет о четких законах. И если не выполнять их, то можно крутиться даже не одну эту жизнь, а еще много жизней. Сколько бы раз ты ни возвращался на эту землю – все будет то же самое. Пока духовное решимо не будет помещено в специальные условия, оно не реализуется этап за этапом!

В природе все действует согласно законам. Мы только по незнанию можем думать, что закона нет. Но там, где мы раскрываем, мы видим, что "дан закон и не преступить". Нам нужно понять это, изучить эти законы и выполнить. Наш эгоизм с этим не соглашается, но мы в состоянии немного приподняться над ним. Зачем ждать, когда страдания вынудят нас немного отдалиться от своего эго? Лучше сделать это добровольно, за счет разума, то есть получив ценности от группы. Группа поможет нам отдалиться от нашего эгоистического разума и притянет к нам окружающий свет, который выстроит в нас новую шкалу приоритетов.

Из урока по письму Бааль Сулама, 13.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Доверяю свою жизнь проводнику

Духовного младенца тоже надо кормить и воспитывать

Без уважения к учителю и группе нет слияния с Творцом

Доверяю свою жизнь проводнику

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам - это наш проводник, а это значит, что я обязан принять все, что написано в его книгах, за абсолютную истину. Если я в состоянии понять написанное своим разумом, то разумеется соглашусь. Но даже если мне непонятно - значит, я соглашаюсь без понимания. Ведь иначе я не достигну желанной цели.

Проводник в пути - этот тот, кто идет на несколько шагов впереди меня и говорит мне: "Иди за мной: направо, налево, прямо!" - и я иду за ним. Я не вижу пути - видит он, идущий впереди меня. И поэтому, когда я поднимаю ногу для того, чтобы сделать следующий шаг, я не знаю, куда я ее поставлю, а спрашиваю его: "Вот так?" И он отвечает: "Так! А теперь возьми левее. Не так левее, а еще больше влево". Я иду по этим указаниям. Это и называется следовать за проводником.

Даже в нашем мире происходит точно так же. Если я отправляюсь в горы или в какое-то другое опасное место, где не знаю дороги, то вверяю свою жизнь проводнику. Это вам не прогулка с гидом по Лондону. Это и называется быть "первоисточником", проводником, наставником в пути.

Проводник в нашей группе Бней Барух - Бааль Сулам. Если вы хотите с нами учиться, то знайте, что мы считаем его своим первоисточником. Если же нет, то надо искать другое место учебы. Так сказал мне Рабаш, когда я спросил его, как могу убедиться, что нахожусь в правильном месте. Я был тогда молодым, тридцатилетним мужчиной, полным сил, здоровья, имеющим деньги, семью, все для жизни.

И я тоже спросил его: "Я иду за тобой и должен вложить в это лет 20 жизни, пока добьюсь какого-то результата. Если путь окажется ошибочным, то это выяснится, когда мне будет 50 лет, и уже поздно будет что-то исправлять в оставшиеся считанные годы жизни. Как же я сейчас могу увериться в том, что нахожусь в правильном месте?" И он ответил мне: "Иди ищи". 

Я был разочарован таким ответом. Мне казалось, что раз он духовный наставник, то должен посоветовать мне правильный выбор. Но это и был его совет: "Ты сам должен искать, я не могу тебе сказать". Если ты выбрал какое-то место, то должен принять наставника и следовать за ним с закрытыми глазами. Он становится для тебя головой.

Если вы сомневаетесь во мне, то проверьте меня относительно Бааль Сулама. Я буду только рад, потому что вижу свою роль только в качестве его интерпретатора для публики. И соответственно, человек должен проверить, годится ему этот путь или нет. Жаль терять время понапрасну и учиться, если он не согласен с этой методикой.

Но если человек уже решил учиться в одной из относящихся к нам групп, то не может быть, чтобы он часть принимал, а часть нет. Выходит, что он принимает решение на основании своего эгоизма, который ему важнее, чем путь, которому мы следуем. Я уважаю его мнение, но невозможно двигаться без согласия выше знания. Именно когда ты против, и тем не менее, принимаешь мнение высшего - ты можешь продвигаться.

Если ты не согласен в каких-то духовных вопросах, потому что пока не узнал духовного и не постиг - это естественно. Но если ты не соглашаешься с учителем по поводу решений о материальных действиях, находящихся в твоем ведении согласно твоему земному разуму, в доступной тебе материальной сфере, то такого не может быть. Ведь тебе понятно, как их выполнить. Для этого действия тебе не требуется вера выше знания.

Там где замешана вера, необходимо влияние группы. Здесь же поставлено простое условие: либо ты соглашаешься, либо не продвинешься по нашему пути ни на полшага. Человек должен отдавать себе в этом отчет: если он не согласен с учителем относительно материальных действий, то тем более никогда не будет согласен в духовных вопросах. Он может только обманывать себя, как будто с этим у него все в порядке, но из этой работы у него ничего не получится. Именно поэтому так мало людей, которые достигают цели.

Из урока по письму Бааль Сулама, 13.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почувствовать себя маленьким

Работа без всяких компромиссов

Без уважения к учителю и группе нет слияния с Творцом

Дверь, отверстие, вход

каббалист Михаэль ЛайтманДверь, отверстие и вход раскрываются в духовном вместе, в одно время. Поэтому не надейся увидеть дверь издали, затем приблизиться к ней, а потом открыть. Дверь становится видна и открывается мгновенно! Это закон: в зависимости от того, выполнено условие или нет – это произойдет или не произойдет.

Только при условии, что мое желание становится подобно свету, а это происходит внезапно, как при бегстве из Египта, в спешке – я вдруг вижу перед собой дверь, немедленно превращающуюся в отверстие, и тут же вхожу в нее.

Такое действие возможно совершить только в совершенной вере, то есть если я устанавливаю на все свое желание экран ради отдачи и этим сравниваюсь с высшей ступенью.

Из письма Бааль Сулама (№26): Сила, благодаря которой можно услышать глас мудрецов в двери этой реальности, называется верой. Человек, желающий приблизиться к входу, должен работать над своей верой в мудрецов. В мере его преданности учителю и группе, он получает силу начать приближаться к этой двери. А у самого него нет на это сил.

Поэтому в нашем мире так устроено, что человеку дается учитель, группа, учеба – все для того, чтобы притянуть к нему свет, возвращающий к источнику, и приблизить к входу в духовный мир. 

Вера утверждается не единовременно, а посредством воспитания, адаптации и работы. Для этой цели и предназначено интегральное воспитание, чтобы благодаря ему люди получили через нас свет, возвращающий к источнику, который изменит их. Именно этим интегральное образование отличается от обычного, которое не привлекает к человеку свет и не изменяет его.

Поэтому так важно, чтобы любой инструктор интегрального воспитания, работающий с широкой публикой, был прочно связан с группой, учебой, и только потом отправлялся на распространение. 

Так же воспитывают маленького ребенка, который вначале лежит подобно камню, и некому его перевернуть, кроме воспитателя, который его растит.

В целом работа эта называется "мантией", поскольку является внешним одеянием и лежит выше человеческого разума – выше разумения того "ребенка".

В материальном мире дети, пока не имея разума, инстинктивно готовы отменить себя относительно взрослого, чтобы он о них позаботился. Так все изначально заложено в природе. Если бы человек сразу рождался взрослым, с развитым разумом, чувствами и собственным мнением, за ним невозможны было бы ухаживать.

Пока он не отменит себя словно младенец, позволяющий делать с собой все, что угодно, пока не пригнет голову, не поверит тебе, не свяжет с тобой свою судьбу, не поймет, что полностью от тебя зависит – ты ничего не сможешь для него сделать.

Представьте, легко ли взрослому человеку так принизить себя? Но это именно то, что нам надо сделать. Нужно брать примеры с этого мира для этапов развития: зародыш, вскармливание, зрелость. Иначе не сможешь продвигаться.

Из урока по письму Бааль Сулама, 13.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ищущий дверь

Перед открытой дверью

О пользе подражания

Следите за дозировкой!

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Раскрытие меры и скрытие двух": Великие каббалисты, перед тем как раскрыть нечто глубокое, пишут: "Здесь я раскрываю меру и скрываю две".

Прежде всего, зачем, вообще, нужно скрывать что-то? Какую пользу несет утаение?

В целом, всё творение (брия – בריאה) скрыто покровами. Отсюда и название, означающее нечто внешнее (бар – בר) относительно Творца, вышедшее из Него наружу посредством скрытия и потому способное существовать. Если бы оно существовало в Творце, то представляло бы собой не более, чем Малхут мира Бесконечности, целиком наполненную светом, находящуюся под властью Творца и не имеющую ничего своего. Творение же – суть то, что пребывает вне Творца и располагает собственной реальностью – собственным разумом и чувством, отличными от Него.

Если бы не это отличие, творение пребывало бы в Творце, "поглощенное" светом. Но оно другое, и разница эта создается отдалением. Отдаление в духовном – и есть скрытие. У нас дальность и утаение определяются расстоянием, а там покров сам "разводит" нас в разные стороны.

Итак, творение отличается разумом и чувством, отличается свойствами, которым недостает подобия с Творцом. И это необходимо творению, чтобы быть собой, существовать. Есть чувство и разум, которые мы относим к Творцу – абсолютная отдача и любовь, свет хохмá, облачающийся в свет хасадим и проявляющийся потом перед нами в "родительских" парцуфим Аба вэ-Има. Мы же должны отличаться от них в качестве ЗОН, в качестве душ. 

Отсюда мы видим, что именно разбиение является тем действием, которое призвано вывести создания к раскрытию. Им обязательно надо быть противоположными Творцу – и тогда с помощью внешних действий над собой они обретают экран и отраженный свет, т.е. меры уподобления Ему.

Таким образом, творение изначально поделено надвое: его внутренняя часть противоположна Творцу по желаниям и мыслям, а внешняя часть, "покрытие", экран (масах), подобна Творцу. В результате творение существует само по себе и в то же время слито с Ним.

Далее, поскольку творению необходимо включать в себя две эти противоположные друг другу силы, два свойства, два состояния, и действовать исходя из них, несмотря на их полярность, постольку само оно не является ни подобием Творца, ни подобием Его противоположности, злого начала. Творение представляет собой среднюю линию – в той мере, насколько оно способно объединять две противоположные формы, выстраивая из них нечто общее.

Чтобы предоставить творению возможность делать это, существует закон раскрытия меры и скрытия двух. Согласно ему, раскрывать что-либо, т.е. приближать творение к Творцу, можно, только возвращая его в предыдущее состояние с добавкой "толщи", тяжести.

Допустим, творение сделало шаг вперед – "раскрыло меру", стало ближе к Творцу, обрело больше сил. Но тем самым оно вышло из равновесия, и теперь силы Творца воздействуют на него иначе по сравнению с прежним состоянием, возвращая его назад с новым "багажом", пускай и скрытым. А затем творению добавляют, "удваивают" сокрытие – и благодаря этому вновь подводят его к выбору.

Так за творением постоянно сохраняют возможность свободно выбирать и продвигаться к Творцу. И потому, раскрывая нам меру, каббалисты обязаны скрывать две. Это позволяет удерживать создания в отрыве от Творца, чтобы они могли идти к Нему, неизменно сохраняя свою самостоятельность, свою независимость.

И конечно же, когда мы сами сопровождаем людей на духовном пути, когда служим для них "локомотивом", "пастырем", нам нельзя ввергать их в путаницу. Это допустимо лишь в отдельных случаях, чтобы создать почву для работы, когда путаница служит "раздражителем", "стимулятором", который помогает им преодолеть неразбериху и из нее раскрыть что-то новое.

А с другой стороны, нам нельзя говорить с ними о том, что заведет в тупик, дезориентирует их.

И потому я обращаюсь ко всем нашим товарищам, обучающимся преподаванию и работе с широкой аудиторией – как в сфере науки каббала, так и в сфере интегрального образования: мы всегда должны чувствовать сердца людей и раскрывать лишь столько, сколько требуется им для продвижения, – с одной стороны, не отнимая у них свободу выбора, а с другой, не сбивая их с толку.

Учитель должен быть врачом, лекарем душ человеческих, а для этого надо знать точные дозировки. Ведь Тора, как и любое лекарство, может стать "живительным эликсиром" либо "смертельным ядом".

Учитель должен быть опытным наставником, путеводителем, который любит своих учеников и по-настоящему участвует в их продвижении. Тогда он будет давать им в точности то, что требуется, избегая неспелых и переспелых плодов.

Всему свое время, и наука каббала позволяет точно рассчитывать "дозы", поскольку в ней мы объединяемся сердцами, душами – если не со стороны учеников, то, по меньшей мере, со стороны учителя. И именно к такому учительству мы должны стремиться.

Всё это – часть той охраны, благодаря которой человек остается творением вне Творца и может продвигаться, будучи свободным. "Быть свободным народом в своей стране" – сказано в гимне Израиля. Иными словами, даже стоя перед Творцом и соединяясь, сливаясь с Ним, я не свожу себя на нет, а действую на равных, на равноценном уровне.

Из урока по статье "Раскрытие меры скрытие двух", 11.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Обучение главному закону мироздания

Прильнуть к Творцу, не растворившись в Нем

Невыносимая тяжесть абсолютной любви

Вселенский оргазм! (клип)

Вы как-то проговорились, что вам до сих пор приходиться преодолевать себя, чтобы согласиться с тем, что вам постоянно исходит от вашего учителя.

Будущее учеников Лайтмана (клип)

Почему для каббалиста так важно еще при жизни увидеть конечное исправление?

Облако желаний

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда вы отвечаете на вопрос, вы видите ученика маленьким или большим в потенциале? Как нам смотреть на людей при распространении?

Ответ: Никак! Я не вижу ни ученика, ни действия по распространению, я вижу перед собой качественное желание, не имеющее никакой физической формы, никаких границ.

Это видится мне как пятно, как облако, и я на него работаю. А человека я при этом не вижу. Какая мне разница, как он выглядит. Даже в нашем мире, когда ты долго живешь с кем-то, ты уже не обращаешь внимания на его внешний облик, ты разговариваешь с его внутренним "я".

Из урока на тему "Группа и распространение", 23.10.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Платформа для открытий

Учиться от всех своих учеников

Ответ на любой вопрос (клип)

Урок за махсомом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если, к примеру, вся центральная группа полностью перейдет махсом, как будет проходить утренний урок?

Ответ: Утренний урок будет проходить за махсомом. Я и сейчас даю вам энергию, знания всего, что происходит за махсомом.

"Талмуд Десяти Сфирот" и другие первоисточники написаны с духовного уровня. Но вы их воспринимаете пока на уровне материального мира. А за махсомом вы будете ощущать все это уже на другом уровне.

Допустим, я рассматриваю вместе с художником какую-то картину, и он говорит: "Вот здесь можно было бы добавить немного охры, а здесь – больше синьки ". Он относится к этому чисто технически, а я восхищаюсь цветовой гаммой картины, ее воздействием на себя.

Обычно, перед тем, как начинать писать картину, художник расчерчивает ее поле, набрасывает карандашом эскиз, и потом уже начинает рисовать. А мне этого не видно.

Так же и Творец, прежде чем нарисовать перед нами всю картину в цвете, делает наброски карандашом. И постепенно вы начнете видеть в этой общей картине внутренние связи, внутренние силы. Вы станете чувствовать, как Он добавляет в нее какие-то свежие краски, что-то подсвечивает, что-то убирает, наводит новые контрасты. 

И все это будет чувственно переливаться перед вами. Вы будете определять уровень взаимодействия через авиют (глубину желания), через экран, через силы, которые рисуют нам наш мир. Вам станет ясно, что все они исходят только из одной силы, из одного намерения: сделать вас такими же совершенными, как и их источник.

Вопрос: Какие состояния вы ощущали незадолго до прохождения махсома?

Ответ: Те состояния, которые ощущают при выходе из Египта: страшное давление со всех сторон, полное устремление вперед, страх перед неизвестностью, что там впереди, и вместе с тем страх не выйти в духовное постижение.

Это все происходит не тогда, когда ты искусственно стремишься вперед, а когда ты реально действуешь, устремляешься к центру группы и одновременно подгоняешь себя распространением интегральной методики, как подгоняют плеткой коня, чтобы вырваться вперед. Вот тогда ты прорываешься.

Из урока на тему "Группа и распространение", 22.10.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как прорваться в высший мир

Махсом – психологический барьер

Переход махсома

Подарок учителю

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как мы можем реализовать, наконец, то, что вы нам говорите?

Ответ: Реализовывать надо то, что говорят нам Бааль Сулам и Рабаш. Очень прошу тебя выполнять их советы – и не более. А меня оставь, я просто научил тебя верному прочтению их трудов. Реализовывай их и забудь обо мне. Главное – держись их.

Вопрос: Но я не могу о вас забыть. Тем более, что одно дело – самому читать тексты и надеяться на свет, возвращающий к Источнику, и другое дело – слушать, как их толкуете вы.

Ответ: Верно, мы вместе "распахиваем" эти тексты, начинаем даже не столько понимать, сколько приводить их в исполнение. В этом и заключается моя задача: я способствую реализации.

Вопрос: Но мы же должны сделать что-то между нами, чтобы получить от вас методику и претворить ее в жизнь.

Ответ: Да, необходимо возвышать учителя в своих глазах. Но это не значит – целовать ему ручки. Хотите сделать мне подарок – объединитесь, чтобы получить подарок свыше.

Вопрос: Мы прилагаем большие старания, но, по-видимому, всё еще чего-то недостает…

Ответ: Недостает единения снизу, когда вы стоите, взявшись за руки и подняв головы, как на обложке одной из наших книг. Если достичь такого состояния, ответ придет. Но для этого надо внутренне быть "ребенком", учеником, готовым слушать и слышать учителей…

2013-10-01_rav_bs-mitzva-achat_lesson_01 

Из урока по статье "Одна заповедь", 01.10.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прописаться у каббалиста

Научиться слушать учителя

Связь учителя с учеником

Платформа для открытий

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Откуда у вас столько терпения отвечать на одни и те же вопросы?

Ответ: По своей природе я нетерпелив. Но когда я отвечаю на вопросы, я всегда раскрываю нечто новое. Человек каждый день меняется, и даже если он будет задавать один и тот же вопрос сегодня, завтра и послезавтра, я ощущаю его изменение, и для меня этот вопрос всегда звучит по-новому. Я каждый раз раскрываю через него еще какое-то свойство, получаю очередное ощущение Высшего мира.

Поэтому ваши вопросы являются для меня платформой, чтобы каждый раз притянуть еще что-то свыше, сделать новое открытие.

Из урока на тему "Группа и распространение", 22.10.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Терпение и труд все перетрут

Готовимся к конгрессу: блиц-вопросы, часть 3

Вопросы не бывают старыми…

Страница 42 из 66« Первая...4041424344...Последняя »