Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Последнее поколение возрождения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Многие из взрослого поколения в Израиле, из родителей и так далее были в тоске и сожалении о своих детях: они погружены в мобильные телефоны, в компьютерные игры, искусственные интеллекты, не обращают на нас внимания. Это поколение даже называли потерянным поколением.

И вдруг сейчас пришла война. И дети наши пошли воевать, и они вдруг в такой заботе о нас, в заботе друг о друге, о будущем страны, о единстве народа! Мы читаем их письма, это высокие письма обращения к нам! Мы начинаем понимать, что это не они, а мы – потерянное поколение. Мы! Они девятнадцатилетние и старше, живут идеологией единства, а мы всё в политических спорах, настаиваем на своем, мы правы. Из нас вытравить этот дух невозможно – что я прав.

Вопрос такой: вы считаете, что это так, вдруг произошел какой-то переворот?

Ответ: Я считаю, что это поколение возьмет отношение к человеку, к природе в свои руки. Оно вынудит, заставит природу быть другой.

Вопрос: Они не потонут в нас, в нашей такой "мудрости"?

Ответ: Нет. Мне кажется, они смогут вырваться из этой топи, в которой народ прозябает уже тысячелетия. 

Реплика: Но смотрите, у нас в политике, например, в основном старики, такое поколение, которое уверено в себе, у которое есть опыт политический, военный, как бы они правят.

Ответ: Это ничего не значит.

Вопрос: Стране нужен опыт такого политика или опыт девятнадцатилетнего парня, который почувствовал, что такое единство?

Ответ: Стране нужен человек, который оценит жизнь народа по его сборке, сбивке, спайке, соединению. Таких было немного за всю еврейскую историю. Я надеюсь, что проявится в народе такой предводитель, типа Бен Гуриона и Бааль Сулама в одном лице.

Вопрос: Получается, что эта война помогает, чтобы родить такого?

Ответ: Да. Я думаю, что такое должно произойти.

Вопрос: Нам надо для этого освободить место?

Ответ: Это место освободится, выдавит все остальное из людей, и только это стремление к объединению займет место всего.

Вопрос: Вы сейчас говорите даже о лидере, неважно, какого он возраста, неважно, какой у него опыт?

Ответ: Я думаю, что это не имеет значения.

Вопрос: То есть этот боевой опыт единства будет вкладываться в этого человека?

Ответ: Да. Я думаю, что так оно должно быть. Это некий переворот в каждом из людей, но мы к нему подходим.

Реплика: То есть у вас ощущение, что поколение…

Ответ: Не потерянное.

Вопрос: Что оно мудрее нас, может быть?

Ответ: Да. Мы живем в поколении настоящего выхода из Египта. Будем надеяться, что Моше проявится между нами и выведет весь народ за собой.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.02.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Именно ради этого стоит жить

Если не за единство, то закрой рот!

Обнявшаяся страна

Чему должны учить СМИ

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как все средства массовой информации, которые окружают нас, могут трансформироваться в каббалистические, то есть нести полезную, а не просто глупую информацию?

Ответ: Средства массовой информации должны так воспитывать людей, чтобы направлять их к глобальному, интегральному объединению. Больше они ничего не могут сделать.

Естественно, что это будет не каббалистическое, а общественно-нравственное правильное единение.

А каббалистическое единство придет к людям постепенно.

Когда они начнут правильно соединяться между собой под руководством каббалистов, тогда станут ощущать, что в этом единении есть еще какая-то внутренняя сила, внутреннее свойство, которое поднимает и одухотворяет их. Вот тогда они начнут по-другому себя вести.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Каббалистические СМИ"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Перестройка СМИ

Средства массового воспитания против СМИ

Поставить СМИ на службу миру

Какой бренд самый актуальный? (клип)

Принадлежность к чему была бы сейчас наилучшей для человека?

Путь к смелости лежит через трусость

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Захотела Трусость сама от себя спрятаться. Да только куда? Хитрость ей посоветовала: "А ты поселись у Смелости, с ней не так страшно". Пошла Трусость к Смелости, но побоялась постучать в дом, просто легла у нее на крыльце. С тех пор путь к смелости лежит через трусость.

Вопрос такой: так ли это?

Ответ: Да. Потому что при эгоистической природе невозможно без боязни достичь смелости. Как смелые люди могут справиться с этим? Это потому, что они преодолевают трусость.

Вопрос: Получается, что чем больше человек трус и больше преодолевает трусость, тем он более смелый? То есть мы в основе своей трусы?

Ответ: Да, потому что в нас – эгоизм. Он не дает нам действовать необдуманно, против себя, там, где есть возможность как-то повредить себе. Он не дает.

Вопрос: То есть, все время есть опаска?

Ответ: Да.

Вопрос: И это наш эгоизм нам делает? Почему же тогда трусость так презираема?

Ответ: Она-то презираема, но надо понимать, что это человеческое чувство и очень сильное. И оно, кстати говоря, оберегает нас от очень многих проблем, которые мы могли бы натворить себе и другим. 

Вопрос: То есть человек, который признается, что он трус, он не презираем вами?

Ответ: Нет, не презираем. Просто надо уметь уравновесить эту силу, беречь себя в любом состоянии со взвешенностью, насколько это надо.

Вопрос: Есть ли смелость без трусости?

Ответ: Нет. Только если это болезненное состояние.

Вопрос: То есть это вы называете болезнью? Когда полная бесшабашность?

Ответ: Конечно. Посмотрите на зверей, как они себя ведут. Они бесшабашно не нападают на кого-то. Они проверяют, они делают круги и прочее, и прочее. И потом уже если да, то рвутся вперед.

Реплика: Да, это так. Только у бешеных собак это отключено, похоже.

Ответ: Да.

Реплика: То есть это болезнь на самом деле, если человек чисто бесшабашен, смелый, как говорят.  

Ответ: Это не смелость.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, как надо воспитывать детей? Когда говорят ребенку: "Не будь трусом, будь смелым".

Ответ: Взвесь все.

Вопрос: Кому вы сейчас говорите?

Ответ: Ребенку. Взвесь все за и против. И только если ты убеждаешься, что другого пути нет, нападай.

Реплика: Вы сейчас обращаетесь к ребенку как к взрослому, как обладающему мудростью.

Ответ: Что же сделаешь? Так и со взрослыми тоже.

Вопрос: Но такое отношение должно быть с ребенком? То есть ты взвесь, взвесь все за и против? И только после этого…?

Ответ: Да.

Вопрос: Это и называется воспитанием?

ОтветКонечно.

Вопрос: Ребенок может так сделать?

Ответ: Может. Потому что именно эта осторожность, трусость может ему помочь.

Вопрос: О каком возрасте ребенка вы сейчас говорите?

Ответ: О маленьком. С трех лет.

Вопрос: Вы можете с трех лет сказать: "Взвесь"? Сесть напротив него и по-взрослому сказать: "Взвесь"? С такого возраста можно уже относиться к ребенку как к взрослому?

Ответ: Да.

Вопрос: Если родитель так относится, что это говорит о родителе?

Ответ: Что родитель учит своего ребенка взвешенному отношению к миру.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 22.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что считается смелостью?

Как побеждать в любых ситуациях

Существует ли свободный выбор?

Последнее поколение возрождения (клип)

Многие из родителей считали следующее поколение потерянным, т.к. кроме компьютерных игр, телефонов, казалось, их ничего не интересует. Но вот пришла война... И оказалось, что это не они, а мы – потерянное поколение, не способное подняться выше политики и бесконечных споров. Как произошел такой переворот? Неужели на самом деле наши дети мудрее нас?

На ошибках не учатся

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы говорили, что в действительности дети никогда не учатся на ошибках родителей.

Ответ: Конечно. А как это может быть? Нельзя передать другому свой жизненный опыт даже в нашем мире, а тем более в духовном.

Я помню своего учителя, который сидел передо мной длинными зимними вечерами в Тверии, и я донимал его такими же вопросами. Он смотрел на меня с состраданием, глазами, полными жалости. У него были очень выразительные глаза.

Я видел, что он сочувствует мне, но ничем не может помочь больше того, что пытается объяснить, направить, подсказать. Обычно после моих вопросов он вздыхал и говорил: "Давай что-нибудь почитаем". И всё, ничего другого.  

Помню, мне было очень плохо. Мы поехали с ним на прогулку в лес Бейт Шемен. Это было в самом начале моего обучения. Я занимался у него около года, а год для изучения каббалы – это ничто. Он видел, что я весь словно разодранный на куски. Я взмолился: "Помоги мне хоть чем-то!". Такие просьбы вообще не свойственны мне, но у меня вырвалось: "Помоги!"

Он посмотрел на меня с такой болью, как отец, готовый отдать все своему безнадежно больному ребенку, но ничем не может помочь. Мы сели на скамейку, я даже сегодня могу показать это место. Он извлек из кармана статью "Спереди и сзади Ты объемлешь меня" ("Ахор вэ кедэм цартани") и стал читать мне. Это статья из книги "Плоды Мудрости", которую тогда мы только подготавливали к изданию. 

В принципе, заголовок этой статьи можно перевести как "Со всех сторон управляю Я тобой". Не могу сказать, чтобы я что-то понял в ней. Но что еще можно дать начинающему?

В данном случае речь идет о тех людях, которые стремятся проникнуть в духовную систему, им плохо от того, что они ее не знают, не постигают, – в них говорит эта боль! Ведь ничто материальное в то время на меня не давило. Я был прекрасно устроен, здоров, молод. Именно духовного мне не хватало!

Вопрос: Сейчас вы можете оценить, как он воспринимал вас в тот момент? Вы же, по сути, были частью его.

Ответ: Конечно, я был включен в него. Он воспринимал меня как маленькую систему, которую надо настроить, а он сочувствует ей, очень хочет помочь, и она реагирует естественным образом. А что еще можно сделать? Надо просто продолжать работать с ней и ждать результатов.

Конечно, он переживал за меня, но переживал как отец за ребенка, находящегося не в безнадежном состоянии. А у отца есть микстура, которую он ежедневно дает ребенку и видит, что в итоге тот выздоровеет и сделает то, что нужно.

Однажды я не смог преодолеть себя и не поехал за ним, чтобы повезти на море. Тогда его повез другой ученик, который по дороге спросил: "Почему вас всегда сопровождает только Михаэль?". Рабаш ответил: "Я ничего не могу сделать. У него особая душа".

Я узнал это спустя 20 лет от того товарища при случайной встрече. Я даже не думал об этом и, более того, удивился, как это Рабаш так сказал обо мне другому ученику.

Поэтому, когда смотришь на ученика, ты принимаешь во внимание всё его будущее, и оно настраивает тебя на соответствующее отношение к нему. Ты терпишь его выходки и ведешь вперед, или чаще "бьешь", а может быть, наоборот, вытаскиваешь "за чуб".

Из беседы "У меня зазвонил телефон. На ошибках не учатся"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ребенок всему учится сам

Процесс духовного взросления

Как младенец на руках матери

Как научить детей добру?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Шула пишет: "Здравствуйте, Михаил Лайтман! Моему сыну 15 лет. И все вроде бы хорошо, он и его друзья растут в обществе, где мы, родители, стараемся привить им ценности любви к другим, взаимной связи, дружбы. Но несмотря на наши усилия, я вдруг вижу, как много пренебрежения у них друг к другу, унижений и насмешек в адрес слабых.

Сердце болит все это видеть, руки опускаются. Куда уходят все наши усилия? Получается, что то, что они впитывают в школе, в интернете, сильнее тех ценностей, которые мы хотим им привить. Скажите, что нам делать? Как научить их взаимному уважению, дружбе? Как научить их быть добрыми друг к другу? Вы же говорите все время об этом. Как?"

Ответ: Все-таки рассказать им о том, что основной, главный закон природы – это соединение, доброжелательность, объединение, когда люди движутся друг к другу. И только в таком случае мы можем надеяться на счастливое продолжение.

А если нет, то природа нас будет учить, как мы это видим на всех ее уровнях, чтобы привести нас к этому решению.

Вопрос: То есть нас так или иначе будут корректировать вот к этому решению?

Ответ: Да. 

Вопрос: Родители учат детей этому, то есть рассказывают больше и больше, а результат все равно обратный.

Ответ: Да, естественно. Чтобы не забрать у человека свободу воли.

Вопрос: То есть его свобода сейчас – это унижать другого, проявлять свой эгоизм?

Ответ: Да.

Вопрос: И мы должны терпеливо выждать, когда они намучаются, или как?

Ответ: Может быть. Когда убедятся, что их путь – он путь тупиковый.

Вопрос: И все равно нам продолжать рассказывать о взаимном поручительстве, о любви, о дружбе?

Ответ: Да.

Вопрос: Даже если руки опускаются?

Ответ: Это не имеет значения. Ты должен это все говорить.

Вопрос: Вот я напротив стены, не слышат меня. Все равно говорю?

Ответ: Это неважно, должен говорить.

Вопрос: Как я дырочку пробью в этой стене?

Ответ: Именно своим постоянством.

Вопрос: То есть вы за упорство родителей?

Ответ: Другого нет.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 11.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что нужно читать детям

Ребенок всему учится сам

Дети учатся тому, что они видят вокруг себя

Запиши доброе дело в тетрадку и сожги

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Жил один человек и жил очень нехорошо, грешил. Решил взяться за ум, стал делать добрые дела, но особенного изменения к лучшему не замечал.

Как-то шел он по улице и видит, у старушки отскочила пуговица от пальто. Он так смотрит и думает: "Поднимать, не поднимать? – у нее пуговиц много". Все-таки решил поднять. Догнал старушку, отдал ей пуговицу и пошел дальше, и забыл об этом деле.

Попадает он на тот свет, идет распределение – в ад или в рай. Весы, левая чашка весов – зло, правая – добро. Зла очень много, добра – ничего нет. Он думает: "И тут я пролетел". Тут подходит ангел, кладет эту маленькую пуговицу на правые весы, и добро перевешивает.

Удивился человек: "Одна пуговица – и все перетянула!" И услышал, как ангел говорит: "Из-за того, что ты думал, что добрые дела делаешь, они и пропали. А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты спасся".

Вопрос такой. Это естественно, что я думаю, что сделал добро. Я все время нахожу себя в мыслях: вот сегодня я сделал добро и так далее. А оказывается, это не добро совсем. Оказывается то, о чем вообще не думал, просто забыл о чем-то, это и было какое-то доброе дело. Почему это так? Почему я не могу вести отсчет добрым делам в этом мире?

Ответ: Да просто потому, что ты должен это делать, исходя из внутреннего чистого пожелания добра. А ты делаешь это для того, чтобы галочку поставить, что сделал добрые дела. 

Вопрос: То есть если во мне идет этот отсчет: "Я сделал доброе дело", – это совсем не доброе дело, получается?

Ответ: Таких людей в мире очень много, которые встают с утра и начинают считать, сколько они сделали добрых дел.

Реплика: И они к концу приходят с таким благостным состоянием.

Ответ: Попробуй записывать добрые дела в маленькой записной книжечке, держи ее с собой, и на остановке, на работе…

Реплика: Когда подал кому-то руку, помог войти старушке и так далее, и так далее.

Ответ: Да-да-да.

Вопрос: И что, по-вашему, это не является добрым делом?

Ответ: И ты живешь с тем, что накапливаешь добрые дела на будущее.

Вопрос: И всё-таки это добрые дела?

Ответ: Нет. Ты делаешь это только ради себя. Убери отсюда свою собственную выгоду, и ты на все плюнешь и ничего не будешь делать.

Вопрос: А в чем моя выгода? То, что я хорошо себя чувствую, что делаю добрые дела?

Ответ: Нет. То, что ты делаешь Творца обязанным тебе как-то вернуть.

Вопрос: Понятно. То есть смотри, я заработал на рай. А это делать нельзя.

Скажите, пожалуйста, как тогда мне жить? Как мне шаги отсчитывать, от чего? Оказывается, что мои какие-то неизвестные дела, которые я вообще считаю никакими, там, пуговицу поднял, старушку догнал, отдал…

Ответ: Никак! Если ты не преодолеешь свой эгоизм и не будешь делать действия против него, то ты никак не сделаешь доброе дело. Оно будет заранее проданным.

Вопрос: То есть я подкуплен все время?

Ответ: Да. В этом и есть вся каббала.

Реплика: Потому эта наука непростая. Есть тут что-то все время выше разума. Все время! А я без разума жить не могу.

Ответ: Ты должен подсчитывать: это стоит делать – не стоит, сколько я зарабатываю на каждом движении, обращении.

Вопрос: То есть я так живу? Так живет любой человек?

Ответ: Да.

Вопрос: А не должен?

Ответ: Нет. Не должен. А вот как это сделать? Поэтому и говорится, что надо делать все в вере выше знания.

Вопрос: Вы можете по-простому объяснить, что такое "вера выше знания"?

Ответ: Если человек представляет себе, что он делает какие-то самые-самые добрые дела, от которых ему будет потом какая-то польза, то заранее это всё провал.

Вопрос: А с каким намерением я должен делать дела?

Ответ: Абсолютно безответно.

Вопрос: Что я ничего за это не получу, никакой выгоды?

Ответ: Бескорыстно. Будет польза миру и людям, мне – ничего. Как будто об этом никто не знает и не узнает никогда.

Реплика: То есть нет моего имени нигде. Не высечено в камне, ни в титрах, нигде нет моего имени.

Ответ: Нет.

Вопрос: Вот я сделал и всё?

Ответ: Да.

Реплика: Сейчас люди искусства, и не только искусства, упадут, когда это услышат. Весь копирайт построен на том, что "это моя музыка, это мое творение, вы используете – платите" и так далее. Весь мир на этом построен! А мы идем против мира.

Ответ: Да. Можешь записывать в тетрадочку только для себя и потом сжигать. Но все равно, даже в таких действиях, когда человек думает о том, что ему будет за это, копит как бы на черный день, все равно в таком случае хорошо, если он так действует.

На самом деле это не дает ему никакой реальной выгоды, но все равно хорошо. В мире от этого будет меньше зла. А добрые дела будут начинаться с более высокого порога, с более высшей ступени.

Реплика: А эти дела, когда человек действительно говорит себе: "Я сделал доброе дело"? Он не закладывается: "Я попаду от этого в рай или нет, просто делаю доброе дело".

Ответ: Он поднимает себя на более высокий уровень и уже там должен начинать работать.

Вопрос: Знаете, мы сейчас спасли мир. Потому что мир посмотрел и сказал: "Этого достичь невозможно – веры выше знания". А вы дали сейчас ступеньку такую – все равно делай эти дела. Это не будут добрые дела, но это будет ступенька к добрым делам?

Ответ: Да. А затем человек должен привыкать, чтобы делать такие действия не ради себя, а ради мира. И вот тут уже у него начинает раскрываться душа – к миру.

Вопрос: Что это за пространство такое, которое называется "душа"? Что это за пространство такое?

Ответ: Это абсолютно пустое пространство, которое человек должен наполнить своим желанием.

Вопрос: К миру? От себя? И ничего себе?

Ответ: Ничего.

Вопрос: Это та ступень, к которой идет человечество?

Ответ: Да.

Вопрос: И может дойти до этого?

Ответ: Конечно!

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Хорошими делами прославиться нельзя

Бескорыстный поступок или удовлетворение собственного тщеславия?

Добро с точки зрения каббалы

Творец соединяется с ребенком через вас

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Одна мать спросила у старого мудреца, когда ей лучше начинать воспитывать дочь. "Сколько ей лет?" – спросил учитель. "Пять", – ответила женщина. "Пять лет?! Беги скорей домой, ты уже на пять лет опоздала".

Вопрос такой: со скольки лет надо начинать воспитывать ребенка?

Ответ: Вообще, чувство должно быть, начиная с первого дня рождения, и даже ранее того. Об этом говорится во многих местах, это не я такой умный. То есть родители должны понимать, что ребенок – это как взрослый человек. Он просто немного своеобразно реагирует. А вообще, в принципе, ты разговариваешь с взрослым и даже со стариком.

Вопрос: То есть вы ребенку и мудрость вкладываете?

Ответ: Всё!

Вопрос: Воспитание – что вы вкладываете в это слово?

Ответ: Воспитание – это, в первую очередь, свой личный пример.

Вопрос: Вы сказали: "С первого, дня рождения". Что он видит? Что он чувствует? Какой пример там может быть?

Ответ: Дело не в этом. Дело в том, что так, как ты реагируешь на ребенка, Творец реагирует на него. 

Вопрос: То есть через тебя Творец реагирует на ребенка? Если я с этой мыслью живу, это называется "воспитание"?

Ответ: Да. Ты этим открываешь каналы связи между ребенком и Творцом.

Вопрос: Через меня Творец соединяется с ребенком, и я должен открыть для ребенка Творца?

Ответ: Да. Ты их знакомишь друг с другом как бы.

Вопрос: Когда вы сказали: "Воспитание до рождения даже", эта мысль и до рождения должна к родителям прийти?

Ответ: В общем, да. Мы говорили об этом не раз.

Вопрос: Мы говорили, но у нас миллион вопросов после этого. Людям это не просто интересно, это им жизненно важно.

И тогда последний вопрос. После такого воспитания на примере теплого, доброго, как ребенку выходить в этот холодный мир, вот так воспитанным?

Ответ: Если он будет воспринимать мир правильно, то у него не будет никакой проблемы. Он будет чувствовать мир многослойным. То есть, по крайней мере, он, родители, дом и так далее, и чужие люди. Он будет правильно увязывать все это вместе.

Вопрос: Это означает, что родители сумели Творца привести к ребенку?

Ответ: Да.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 28.12.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чему нужно учить детей в первую очередь

Ребенок всему учится сам

Воспитание с точки зрения каббалы

Настоящая любовь и идеальная семья (клип)

На протяжении развития человечества понятие семьи сильно изменялось. Что такое сейчас идеальная семья?

Требовать добра - неблагородно

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Бенджамин Франклин писал так: "Тот, кто однажды сделал вам добро, охотнее снова поможет вам, чем тот, кому вы сами помогли". Как вам такая формула?

Ответ: Это хорошо, это верно.

Реплика: То есть такой скептик Франклин говорит: "Не жди добра от того, кому ты сделал добро". Это верно?

Ответ: Да.

Реплика: Но я подспудно жду добра.

Ответ: Да, как будто ты заплатил и теперь требуешь добро обратно.

Вопрос: Да: я же тебе сделал добро, так ты тоже сделай мне добро. Это неправильно?

Ответ: Это не то, что неправильно, это неблагородно.

Реплика: То есть это по нашей природе, правда? У нас неблагородная природа.

Ответ: Конечно. 

Вопрос: Тогда такой вопрос: если я делаю кому-то добро, то получается по словам Франклина, что это заразительно, я могу сделать еще, еще и еще?

Ответ: Да. Это вообще происходит как привычка. И человек уже нуждается сам в том, чтобы делать добро.

Вопрос: То есть можно это как мышцу развить? Просто вот такими упражнениями?

Ответ: Да.

Вопрос: Вы советуете это делать человеку?

Ответ: Конечно, почему нет?

Вопрос: Когда вы говорите "добро", что это означает? Сделать добро другому – что для него добро?

Ответ: Я не знаю, что для него добро! Вот то, что для него добро, то и надо делать.

Вопрос: А мне надо выяснять перед тем, как делать добро, что для него добро? Или я исхожу из себя?

Ответ: Нет, надо все-таки выяснять. Надо знать другого человека, надо поставить себя в его состояние. И надо сделать такую добрую вещь, такое доброе действие, которое бы именно он ощутил.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 28.12.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Хорошими делами прославиться нельзя

Как бороться с черной неблагодарностью

Бескорыстный поступок или удовлетворение собственного тщеславия?

Что нужно читать детям

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Алена пишет: "Уважаемый Михаил Лайтман, больше всего меня волнует сегодня воспитание детей.

Я нашла у Корнея Чуковского такую цитату: "При слушании сказки ребенку свойственно становиться на сторону добрых, мужественных, несправедливо обиженных. Вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек"".

Алена спрашивает: "На ваш взгляд, какие произведения должны окружать ребенка? В которых есть противостояние добра со злом, чтобы ребенок выбирал добрую силу, или те, которые описывают этот мир полностью добрым, без всякого зла?"

Ответ: Поначалу – полностью добрым, для младшего школьного возраста, если можно так сказать. А потом уже в более естественном виде, когда зло присутствует наравне с добром. Добро побеждает, зло отступает, и так далее, вплоть до то того, что ребенок становится уже взрослым и начинает читать книги и романы, как побеждает зло.

Вопрос: То есть такая подготовка человека.

Ответ: Выводить его из сказок и вводить его в настоящую жизнь. 

Вопрос: А настоящая жизнь – где зло побеждает?

Ответ: Конечно. И поэтому он должен научиться не противостоять злу, потому что этим только навлечет на себя проблемы. Он должен научиться, что зло побеждает, а он остается в стороне – не вступает ни в коем случае в борьбу со злом.

Реплика: Понятно это движение. Сначала нежный ребенок, то есть маленький ребенок, не надо его пугать. Первая стадия понятна. Вторая: постепенно зло входит, и добро все-таки побеждает. Она тоже понятна – чтобы он был на стороне добра. Потом вы сделали резкий переворот, вы сказали: наш мир – это сплошное зло.

Ответ: То есть мы объясняем ребенку, что хотя в нашем мире присутствует добро и зло, нам надо от зла уворачиваться.

Вопрос: Вот это мы объясняем ребенку?

Ответ: Да. Ребенку! Но уже на третьем этапе.

Вопрос: То есть не принимать зло все-таки? Уворачиваться от него, вы сказали. Это третий этап. Когда он понимает, что наш мир построен на зле?

Ответ: Он из этого третьего этапа и поймет. Он будет отворачиваться, отходить, дистанцироваться.

Затем идет этап вообще интересный: когда он связывается со злом и использует его для своих эгоистических нужд – продвижения по карьерной лестнице и так далее.

Вопрос: Это уже наш маленький герой, который начал чисто-чисто, вдруг приходит к карьерной лестнице, к "подавить других" и так далее?

Ответ: Да.

Реплика: А пятый этап – он должен понять, что он такой?

Ответ: Этого мы еще в мире не достигли, у нас нет четких примеров. И поэтому я о них не хочу говорить.

Вопрос: Но хотя бы он должен прийти к тому, что это плохо?

Ответ: Он должен прийти к тому, что он не может жить в таком мире, что действительно в нашем мире эгоизма все уродуется. И ему ничего не остается делать, как просто изолировать себя от этого мира, насколько может, потому что он ведь должен существовать все-таки, обеспечивать своих детей и так далее. Но в общем – проблема.

Реплика: От этого мира проблема изолироваться. Тем более сейчас, когда средства массовой информации заходят во все места.

Ответ: Да, но если он знает этот основной принцип, то он дистанцируется от мира.

Вопрос: То есть знает принцип, что это ложь, что это то, что ему хотят ввести, все это проплачено, и ему надо дистанцироваться?

Ответ: Да.

Вопрос: Тогда о дистанции только скажите. Чем окружить себя? Недаром Алена спрашивает: "Чем окружить ребенка?". А сейчас я вас спрашиваю: чем окружить вот этого человека, дистанцироваться?

Ответ: Окружить его заботой о себе. Чтобы он занимался каким-то любимым делом кроме работы, кроме дома. Я помню, у меня был сосед, который любил обрабатывать дерево. И всё. Это было его занятием. Он искал всякие деревяшки, поленья, все прочее и потом обрабатывал их. Делал скворечники, всякие такие штуки. И ему это нравилось.

Вопрос: То есть вы подводите нас к такой дистанции – чтобы своим хобби занялся? Солдатиков собирать, я не знаю, дерево обрабатывать?

Ответ: Неважно, да.

Вопрос: А дальше? А все-таки как-то заниматься душой?

Ответ: Но я же говорю об обычных людях.

Реплика: А вот двинемся дальше.

Ответ: У него появится движение к душе.

Вопрос: То есть мы сейчас прошли путь от маленького ребенка до взрослого человека. К чему должен прийти в результате человек, пройдя весь этот путь, в конце концов?

Ответ: К тому, что самая простая работа руками – она смягчает душу. И, в принципе, он будет удовлетворен своим существованием.

Вопрос: Но вопрос этот возникнет в нем всё-таки маленький – душой своей заниматься?

Ответ: Может быть, да, а может быть, это и будет достаточно для уровня развития его души.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 21.12.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Будет ли хороший конец у сказки нашей жизни?

Читайте детям сказки!

Сказки для детей

Как добиться успеха? (клип)

Как добиться успеха?

Что делать, чтобы не обижаться (клип)

Как справиться с обидами?

Ребенок всему учится сам

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Януш Корчак сказал: "Одна из глубочайших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта по меньшей мере равен им, взрослым, недостает лишь опыта".

Вопрос такой: по-вашему, педагогика – она для детей или для взрослых?

Ответ: Чтобы понять детей.

Вопрос: То есть получается, она для родителей, для педагогов, а не для детей?

Ответ: Да. А чему ребенка учить? Как ты можешь его научить?! Он научится постепенно сам от жизни.

Вопрос: То есть все эти заведения, где учат, учат, учат, на самом деле…?

Ответ: Ничему не учат. У ребенка существует свой понятийный аппарат, он в нем постоянно находится и обрабатывает все получаемые данные от внешнего мира. И у него это все происходит очень бурно.

Вопрос: И это он сам, как вы говорите, перерабатывает? Именно сам учится? 

Ответ: Да. 

Вопрос: Зачем же тогда вся система воспитания, образования, вся эта построенная огромная система?

Ответ: Она сама по себе крутится вокруг нас и всё. Ничего мы с ней поделать не можем. И ничего ты в ребенка вложить не можешь, а просто окружение, друзья, педагоги отчасти тоже. Но все это создает внутренний мир ребенка, который затем вступает в жизнь. И дальше уже он от жизни начинает брать.

Вопрос: Тогда такой вопрос: что такое, по-вашему, воспитание? Вы сейчас отодвинули немного образование.

Ответ: Во-первых, образование и воспитание – это не одно и то же. Образование – это наполнение ребенка всякими премудростями. А воспитание – это пример взрослого ребенку, как себя вести в тех или иных обстоятельствах.

Вопрос: Взрослый – это и педагог, и родитель, и окружение, и так далее?

Ответ: Да.

Вопрос: То есть получается, правильное воспитание – поместить ребенка в такое окружение, которое дает правильные примеры. Какие примеры надо показывать ребенку, чтобы этот ребенок рос правильно, правильно воспитывался?

Ответ: Невозможно сказать. Ребенок сам отбирает эти примеры и усваивает их.

Вопрос: Я показываю пример, а может быть, он из этого берет что-то свое и только ему понятное?

Ответ: Да.

Вопрос: Как же проникнуть в этот мир ребенка?

Ответ: Не надо! Ни в коем случае! Дай ему самостоятельно развиваться.

Реплика: Но я должен как-то направлять его.

Ответ: Я думаю, что особенно не надо. Пускай бегает по улице, общается со своими сверстниками, и таким образом он разовьется.

Вопрос: Должно быть идеальное окружение для ребенка, чтобы он рос в нем?

Ответ: Дети и животные.

Вопрос: Чтобы были вокруг детки и животные. А где там место взрослому?

Ответ: Нет там места взрослому. Взрослые будут навязывать детям всевозможные поведенческие законы, и это не надо. Постепенно ребенок будет взрослеть, и он эти законы сам раскроет для себя.

Вопрос: А взрослый не должен входить в разборки детей?

Ответ: Нет! Я считаю, что тут педагогов быть не должно.

Вопрос: И что тогда вырастает из ребенка, если, как вы говорите, его окружают дети, животные, природа?

Ответ: В соответствии со своим внутренним миром он впитывает и абсорбирует в себе все, что только можно получить от мира.

Реплика: Существует же рисование, танец, природоведение. Существует же, где взрослый приходит и говорит: "Давайте я научу ребенка". Вот таким вещам.

Ответ: Не надо! Научится сам. А все эти навязываемые ему дисциплины его, наоборот, ограничат.

Реплика: Я уже о простых дисциплинах говорю: танцы, рисование. И даже это он освоит?

Ответ: Да.

Вопрос: Можно какой-то вывод сделать?

Ответ: Вывод очень простой: оставь детей в покое со своими великими мыслями и напутствиями, педагогикой, всем-всем-всем, что есть в тебе.

Вопрос: Как тогда родители? Родители, взрослые так или иначе всё-таки существуют. Как родители должны воспитывать своих детей правильно?

Ответ: Я не вижу ни в одном поколении, а все-таки мы прожили много-много-много сотен поколений, чтобы какое-то поколение взяло от своих родителей что-то полезное, хорошее и достигло чего-то полезного и хорошего. Каждый раз мы только переучиваемся.

Вопрос: То есть ты учишься на своих ошибках, ты учишься на своей жизни, ты учишься сам всему. И надо оставить, вы говорите, человека с этим "сам", оставить, чтобы он шел?

Ответ: Да. Я надеюсь, что мы придем к такому состоянию, когда поймем, как нам надо вообще относиться к детям. Надеюсь, что это будет в ближайшее время понято, осознано.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 14.12.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чему нужно учить детей в первую очередь

Основной фактор воспитания

Правильное воспитание ребенка

Страница 1 из 39812345...Последняя »