Записи в разделе 'Статьи в СМИ'
Нетаниягу, ООН и закон Природы

В своем выступлении в ООН премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу говорил об иранской угрозе и о решимости Израиля противостоять ей, где только потребуется, включая Сирию, Ливан и Ирак.

2018-09-29_netaniyagu-oon

Он также сказал, что обвинение Израиля в расизме является новым антисемитизмом, и призвал прекратить финансирование организаций, осуществляющих террор в отношении евреев.

Твердость позиции нашего лидера и его решимость отстаивать интересы Израиля не могут не вызывать уважения. Однако при всем уважением к Нетаниягу, можно с уверенностью сказать, что после его выступления волна антисемитизма не спадет.

Наоборот, она будет только нарастать. И ненависть не исчезнет ни по отношению к евреям, ни по отношению к Израилю. Более того, очень скоро народы мира даже перестанут искать оправдания ей. Они будут ею гордиться, как гордились во времена фашистской Германии. 

И тут нам не поможет ни Трамп, ни кто-либо другой. Помочь нам можем только мы сами. И для этого нужно прислушаться к тому, что говорят каббалисты. Потому что только они объясняют, в чем заключается настоящая причина ненависти к евреям. Зная законы, по которым все развивается, каббалисты говорят, что невозможно бороться с  антисемитизмом, словно это некое общественное явление, которое исчезнет, стоит лишь как следует разъяснить всем, какую пользу приносят миру евреи.

Антисемитизм существует как закон Природы. И согласно этому закону человечество обязано прийти к исправлению – построить между людьми добрые отношения. Иначе оно потеряет право на существование на этой земле. Но этому препятствует наша эгоистическая природа. Она направляет нас лишь на разобщение. А исправить положение может только народ Израиля. Своим объединением он может раскрыть и обрести особую положительную силу, которая уравновесит эгоизм. И объединит всех, сведя тем самым на нет все негативные процессы в природе.

Ведь народ Израиля был создан из представителей всех народностей, проживавших в Древнем Вавилоне. И потому, обретение им силы объединения станет ключом к объединению всего человечества.

Мы видели, что на протяжении всей нашей длинной истории всегда находилась какая-нибудь страна, или какой-то народ, которая своим давлением вынуждала нас объединиться, заставляла понять, в чем состоит наша особенность. И это не прекратится до тех пор, пока мы окончательно не  поймем, в чем заключается наша роль в мире.

Сегодня мы все еще гордимся своей исключительностью. Военной мощью, "еврейскими мозгами", создающими стартапы миллиардной стоимости, достижениями в хайтеке, медицине, сельском хозяйстве… Но ни одна страна, ни один народ не чувствует, что Израиль этим приносит хоть какую-то пользу. Потому что мир ждет от нас совсем другого – своего исправления. Мы же, сами того не осознавая, действуем по схеме стекольщика из известного фильма, роль которого исполнил Чарли Чаплин. Он посылал своего сына бить окна, а затем появлялся и менял разбитые стекла.

В силах народа Израиля привести мир к такому равновесию, когда не потребуются ни войны, ни болезни, ни другие беды. Нам, с нашими еврейскими мозгами, не нужно создавать лекарство против болезни, демонстрируя, какую пользу мы приносим. Мы можем сделать так, чтобы эта болезнь не возникала.

Поэтому я был бы рад, если бы наш премьер не отстаивал с высоких трибун право на существование Израиля, а во всеуслышание заявил, что в руках народа Израиля находится методика исправления, которую тот реализует, чтобы избавить мир от всех его проблем. Это произвело бы гораздо больший эффект, став реальным шагом к всеобщему процветанию.

А пока нам незачем обвинять Иран, Россию, да и весь остальной мир, который ненавидит нас все больше и больше. Мир всего лишь исполняет роль катализатора нашего объединения. К этому его обязывает все тот же закон Природы. И мы должны осознать, что корень проблемы – не в отношении к нам народов мира. Корень проблемы – в нашем отношении друг к другу. Исправлением этого отношения мы и должны заниматься.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ответ на благодарственное письмо премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу

Наше обращение к главе правительства

Еврейский характер – это единство

Подсказка от Джастина Трюдо

"Я призываю всех воплотить в жизнь еврейское понятие "тикýн олáм" – исправление мира", - сказал в своем видеопоздравлении с еврейским Новым годом премьер-министр Канады Джастин Трюдо.

2018-10-18_shutterstock-tikun-olam

И добавил: "Мы все можем внести свой вклад в исправление мира и построение лучшего будущего для наших детей и внуков".

Вообще-то, тексты таких поздравлений пишутся "под копирку", с легкими вариациями. Например, в 2016-м тогдашний канадский премьер Стивен Харпер, предвосхищая Трюдо, слово в слово говорил о том, что Роша а-шана – это время поразмыслить над прошедшим годом и заглянуть вперед: It is a time to reflect on the past year, and to look forward…

Тем неожиданнее и показательнее прозвучало на фоне штампов ивритское выражение "тикун олам". Почему о нем вспомнили на столь высоком уровне? Почему даже министр вражеского Ирана счел нужным пожелать в новом году счастья евреям всего мира – а значит, и израильтянам? Возможно, мы что-то упустили? 

Да, мы упустили то, что всегда остается "за кадром". Когда речь заходит об отношении к евреям, мы тотчас перестаем угадывать скрытые смыслы – потому что они нам неудобны.

На самом деле мы, народ Исраэля, родились на волне первого мирового кризиса в Древнем Вавилоне. Нас собрал, сформировал Авраам – как противодействие центробежным тенденциям в человечестве. Мы чуждый элемент отдачи в человеческом эгоизме, вечно отторгаемый им и в то же время необходимый. Мы катализатор развития.

Вот почему все взоры испокон веков обращены на евреев. Вот почему нам не дают покоя. Народы мира безотчетно, под разными предлогами, подталкивают нас к выполнению своей задачи. Им плохо с нами и плохо без нас.

А что мы? Мы спим вот уже две тысячи лет. Нам кажется, что мы полны энергии, что мы действуем, живем, творим, но с системной точки зрения это всего лишь спячка, бесцельное времяпрепровождение, выживание с той или иной долей успеха.

Сегодня нам уже прямым текстом, на иврите напоминают о нашем предназначении, об исправлении мира – а мы даже не знаем, чтó это такое, или обманываем сами себя. Нет, от нас вовсе не ждут научных открытий, прорывных технологий, шедевров искусства или, наоборот, ухода в собственные традиции, от которых уже веет плесенью, потому что в них не осталось духа – одна "механика".

От нас ждут настоящего "Нового года". Ведь год на иврите (шанá) – это качественное изменение (шинýй), новая ступень человеческих отношений. Пока она не взята, меняются лишь цифры в календаре.

"Тикун олам" не относится ни к политике, ни к религии, ни к верованиям, ни к философии, ни к тем "добрым намерениям", которыми выстлана дорога в ад. Нет, это наша жизнь, наша судьба, наш дух. Дух объединения.

И это лекарство от современного кризиса.

Ведь мир зависит от хороших отношений между людьми. Все остальное – следствия, производные. Мы уже отлично видим, куда увлекает нас эгоизм, пока мы не заботимся о качестве связи между нами. Он тянет в безрассудные игрища, в "детские разборки" между людьми, странами, лагерями. И если мы этого не хотим, то должны установить иные правила игры, новые правила поведения, отношения друг к другу, взаимодействия – так чтобы всплески вражды и ненависти не перехлестывали через край. Так чтобы тенденция к единству брала верх.

Для этого и нужен народ Израиля. Без него человечество остается в плену у своей природы – и стихийно, "инстинктивно", в разных интерпретациях требует от нас дела. Настоящего дела.

Вот что я добавил бы к словам Трюдо, пока они свежи в памяти:

  1. Мир стал предельно взаимосвязанным, интегральным, замкнутым, и потому объединение сегодня – единственный бескровный сценарий.
  2. Единство не может быть уделом избранных, или счастливчиков, или принудительно охваченных. Его надо строить по доброму согласию между всеми людьми.
  3. Единство начинается с народа Израиля. К этому мир должен толкать нас, пока мы не начнем действовать – и тогда плоды нашего успеха достанутся всем.

В целом, можно сказать, что мы, народ Израиля, – воспитатели мира. Но только, в отличие от детсадовских нянечек и морализаторов разных сортов, мы воспитываем на собственном примере, меняем себя, а не других.

Это и есть то изменение, которое символизирует еврейский Новый год – Рош аШана.

Еще раз с праздником!

Эти неправильные евреи

Делегитимация Израиля и евреев выходит на новый уровень. Мы не сможем это переждать. Действовать надо уже сейчас.

2018-09-12_antisemitizm-london1

Представьте, что вы подходите к автобусной остановке и видите четкое послание на белом фоне: "Израиль – это расистский проект". Не где-нибудь в Лондоне, а в своем городе. Давайте же, расшевелите себя, представьте "картинку". Разумеется, она вызвала бы у вас эмоциональный отклик, и вы бы не списали все на "провокацию". Так почему же лондонский антисемитизм не задевает наших чувств?

На самом деле серия "провокаций" давно уже выстроилась в последовательную цепь, в нескончаемую атаку, задача которой – приучить людей к мысли о том, что евреев можно ненавидеть. Можно и нужно.

Добавлю еще пару штрихов из "прогрессивного" английского ландшафта.

Лидер лейбористов Джереми Корбин, похоже, делает себе имя и карьеру на скандальном отношении к Израилю. Его нисколько не смущают все новые подробности собственной биографии. Да, он принимал участие в антисемитских мероприятиях. Да, он был на могилах террористов-убийц, возлагал цветы и поминал их молитвой совместно с "представителями палестинской общины". 

Как может западная демократия мириться с чем-то подобным? Легко. Корбин не поплатился ни партийным постом, ни репутацией. Когда речь заходит о евреях, демократия становится чрезвычайно растяжимым понятием.

Совсем недавно в графстве Бедфордшир был оправдан преподаватель математики, призывавший в Фейсбуке "стереть с лица земли Израиль и евреев". Он открыто воспевал антисемитизм и ненависть к еврейскому народу – однако правительственная комиссия по этике не нашла в его словах ничего предосудительного. Согласно "экспертам", он всего лишь импульсивно защищал палестинцев.

Да, западная демократия стала крайне разборчивой – или выборочной. Неслучайно те же лейбористы устроили целый спектакль из многомесячных дебатов об определении антисемитизма. В итоге они приняли общепризнанную версию, однако за некоторыми исключениями. В числе прочего, они не считают антисемитизмом двойные стандарты, при которых к Израилю предъявляются более строгие требования, чем к любому другому демократическому государству. Да, евреи другие, они лишены права на равенство.

Кстати, они и сами поддерживают такое отношение. По сообщению BBC, некоторые лейбористские организации, в том числе свежесозданный "Голос евреев-лейбористов", призывали партию противостоять требованиям о признании определения антисемитизма. Этот шаг, по их мнению, мог ограничить возможность критиковать действия Израиля против палестинцев.

Тем временем, около ста западных музыкантов, кинематографистов и литераторов опубликовали письмо с призывом к бойкоту конкурса "Евровидения" в Израиле, поскольку тот попирает права палестинцев, да еще и позволяет себе защищать от них свою границу. Письмо подписали деятели культуры из Австралии, Бельгии, Канады, Дании, Финляндии, Франции, Исландии, Ирландии, Италии, Норвегии, Португалии, Словении, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии, Великобритании, США и… Израиля. Не удивлюсь, если общее количество евреев среди них подвалит к половине.

В настоящее время сложилась ситуация, когда ненависть к евреям можно прикрывать "справедливой" ненавистью к Израилю, хотя всем ясно, что это лишь прикрытие. Между тем сами евреи либо спят, тщетно надеясь на лучшее, либо пытаются оседлать волну и доказать Западу, что они как раз такие, как надо, что они как раз правильные.

Оба этих лагеря готовят почву для новой Катастрофы.

Не как все

Мы не понимаем, в каком мире живем. История ничему нас не учит, мы прогуливаем ее уроки, после чего попадаем под ее жернова.

Не бывает "правильных" евреев, во что бы они ни рядились. "Погромщики" разных эпох не щадят никого. И сбежать не получится, потому что мир стал "круглым", глобальным, взаимосвязанным. Доберутся повсюду. И никогда не оставят в покое.

Почему?

Потому что евреи и вправду особенные. Неслучайно мы привлекаем взоры со всех сторон. Это заложено в "гены" человечества: глядя на нас, народы выдают нам зеркальное отражение того, что видят. Их отношение к нам автоматически проистекает из нашего отношения друг к другу.

Вот и выходит, что мы не заслуживаем лучшего. Наша взаимная ненависть отравляет сердца, выплескивается во время политических, секторальных или просто уличных "разборок". В крошечном Израиле мы создали непересекающиеся миры, которые абсолютно не понимают друг друга, чураются друг друга, тащат общее одеяло каждый на себя. Мало того, некоторые из нас открыто призывают мир надавить на Израиль, а то и покончить с ним.

Есть и другая крайность – расчет на "сильную армию", которая нас защитит. Никогда евреи не были сильны оружием! Наша сила – дух единства, а его-то как раз у нас нет. Поэтому достаточно задушить Израиль экономически, сломить наши пустые амбиции санкциями, а затем поставить под "праведные" удары врагов – и мы истечем кровью. Собственно, этого и добиваются антисемиты.

Если честно, мы запутались окончательно. В себе самих. И потому никак не можем понять, за что нас ненавидят. Знаю, это звучит горько, больно, но своим бездействием, своим разобщением мы сами вызываем огонь на себя!

Мы не оправдываем ожидания мира – и получаем от него единственно возможный отклик. Наша внутренняя путаница отдается такой же путаницей в народах, и они оправдывают свою ненависть политикой, палестинцами, чем угодно, хотя в действительности виной всему наши непрекращающиеся раздоры, наша галутная раздробленность на земле Израиля. Не для того нам ее вернули. Совсем не для того.

Как стать правильными

После истребления шести миллионов евреев мир ненадолго смягчился и даже позволил нам создать свое государство. Правда, и это решение могло остаться только на бумаге, но нам удалось – опять-таки, кровью – реализовать свой шанс.

Сегодня становится ясно: оценить его мы так и не смогли.

На самом деле не ООН, а сама история, законы развития, взросления человечества – вот что вернуло нас на землю Израиля. Дело вовсе не в государстве, выстроенном по западным лекалам, – дело в нашем духовном наследии, в самой сути народа.

Когда-то, на заре веков, он был собран Авраамом на идейной основе – и с тех пор оставался носителем идеи. Идеи единства всех людей. Другие народы сформировались естественным путем, этнически. Евреи, чтобы быть народом, должны были реализовывать свое духовное, общечеловеческое предназначение.

Вот почему нас всегда ненавидели. Вот почему мы никогда не могли быть как все. Нам всегда "задирают планку". От нас подсознательно всегда ждут чего-то особенного – не технологий, не шедевров искусства, а подлинного благоденствия, процветания, счастья.

Но мы не желаем показывать пример единства – и потому нас не любят, презирают, ненавидят. По сути, антисемитизм есть не что иное, как средство, вынуждающее евреев объединяться. Дурное, кровавое средство, но другого у народов пока нет. Ведь и они не понимают внутреннюю суть происходящего. Им просто кажется, что, избавившись от евреев, они избавят мир от зла. Это даже не знание – скорее ощущение, но очень сильное и неопровержимое.

Доказать ничего не получится. Мы можем бряцать оружием или покорять вершины конформизма, защищать Израиль или клеймить его – а народы, втайне от себя самих, ждут, когда же мы, наконец, объединимся и дадим им ключ к доброй жизни на планете Земля. Им нужно наше объединение. На меньшее они не согласятся.

Сказано у пророка Йешайи, что народы мира "на плечах" поднимут евреев в Иерусалим. Это значит – поднимут до уровня братской любви, которая распространится из Израиля – из Исраэля – на всех. И тогда весь мир успокоится, и "волк будет жить рядом с ягненком, и тигр будет лежать с козленком, и телец, и молодой лев, и вол будут вместе, и маленький мальчик будет их пасти". Иначе говоря, все смогут жить в покое, добре и согласии, несмотря на различия, над противоречиями, над эгоизмом.

Нравится нам это или нет, такова наша роль в человечестве. И пока мы лишаем этого мир, не стоит ждать от него ничего хорошего. В конечном итоге, под определение антисемитизма, без ложной скромности, подпадут все, даже те, кто сегодня еще "за нас". И мы заплатим слишком высокую цену за бездействие.

Народ Израиля и мир должны, наконец, осознать: правильный еврей – это еврей объединяющийся. Этим он помогает всем. В этом его предназначение. Или его системная функция, если вам так нравится.

Новые волны антисемитизма свидетельствуют о том, что времени остается все меньше. Настала пора повзрослеть. Наши дети, внуки заслуживают лучшего. Да и мы еще не списаны в утиль. Так почему же мы отворачиваемся от своей главной беды, вместо того чтобы разобраться с ней раз и навсегда? То, упорство, с которым мы отрицаем очевидное, требует лучшего применения.

Давайте станем правильными.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Антисемитизм крепчает

Миру надоели евреи

Единство – панацея от антисемитизма

Женщина в мужском мире: немного о необъятном

Завершается лето, скоро дети вернутся в школу, и первыми, кто сможет перевести дух, будут, конечно же, их мамы. Мамы, которые тянут лямку, как минимум, наравне с папами, иногда в одиночку – и все еще добиваются равенства в обществе.

2018-08-27_zhentchina-v-muzhskom-mire_w

До сих пор в западном мире женщины получают, в среднем, меньше мужчин на одних и тех же рабочих местах. Израильское госведомство национального страхования в своих негласных инструкциях по-прежнему "вешает" домашнее хозяйство на женщину.

Действительно, женщина – это дом, очаг, семейное благополучие. Но в то же время это свободный человек, которого манит широкий мир, который хочет реализовать свой потенциал. Женщины все больше посвящают себя карьере, все меньше склонны выходить замуж и рожать детей. Раньше они "по умолчанию" были завалены домашними заботами – теперь стремятся к большему и потихоньку теснят мужчин с "насиженных мест".

И это естественно, ведь женщины, по природе своей, более ответственны, более последовательны, более усердны. Эти качества необходимы, чтобы давать жизнь потомству и выхаживать его. Но эти же качества помогают лучше учиться, лучше интегрироваться в профессию и коллектив. 

Мужчина – особенно современный мужчина – ленив, импульсивен, не умеет достаточно долго держать удар, прыгает с места на место и в то же время не любит перемен. Он не умеет фокусироваться на чем-то одном. Он хорош в скоротечной атаке, в рывке.

Женщина, наоборот, умеет преодолевать долговременные трудности. Она многозадачна – легко удерживает в голове тысячу планов самого разного назначения. Быстро переключается, лучше переносит столь нервирующую динамику современной жизни. Тоньше чувствует социальные связи и умеет налаживать их, хотя, что интересно, сама не тянется к ним.

На самом деле женщины и мужчины призваны взаимно дополнять друг друга. Неслучайно есть профессии, как будто самой природой предназначенные для одного пола. Различия – это не противоречия, а разные части целого.
Более того, развитие не стоит на месте, и нынешняя картина тоже когда-нибудь изменится. Так что если и есть у женщин профессиональные планки, еще не взятые рубежи, однажды могут пасть и они. Однако это не значит, что женщины станут такими же, как мужчины, – решать задачи они будут по-своему.

Неслучайно природа сделала нас такими. В духовном тоже существует разделение на два начала: мужское и женское. И именно здесь все по-настоящему встает на свои места.
Ведь однозадачность мужчины в действительности обусловлена тем, что он призван для занятия одной лишь проблемой – духовной. Его подлинная цель – подняться над эгоизмом в отдачу. И в этом женщина становится для него незаменимым помощником.

Казалось бы, почему такое неравное распределение ролей? Почему женщина должна поддерживать мужчину, подбадривать, подталкивать его вперед? Но если приглядеться, в этом действе нет обиженных и ущемленных – все наравне делают свое дело.

Мужчина – в авангарде, на острие, под ударом, под шквалами переменчивых ветров. Женщина – его поддержка, его якорь. Она – само постоянство, материнская бухта. Она – тот стимул, без которого он выдохнется посреди пути. На самом деле это еще вопрос – кто кого ведет вперед…

И раз уж нам выдалось поговорить об этом, давайте будем лучше понимать друг друга. Все наши разлады и конфликты – оттого, что мы просто не знаем, какие роли отвела нам Природа, не умеем складывать кусочки общей мозаики.

Нам бы стоило тоже сесть за парту, как детям, и мы бы научились собирать эту удивительную картину, в которой два полюса – мужской и женский – связуются в каждом фрагменте, в каждом штрихе, создавая подлинную гармонию отношений.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Стой на своем, прекрасный пол!

Мужчины и женщины: нельзя нивелировать разницу

Секрет женской силы, ч.1

Палестинские флаги в Тель-Авиве

"Израилю - нет, Палестине - да!", "Палестина и арабский язык - отсюда и до Иордана", "Сионистский режим рухнет", - такие лозунги выкрикивали вчера собравшиеся на площади Рабина в Тель-Авиве.

2018-08-13_demonstratsiya-v-tel-avive1

И я не понимаю отношения нашего правительства к подобным демонстрациям, как не понимаю и его отношения к происходящему в Газе. Для меня это свидетельство того, что мы действительно движемся к самоуничтожению.

Есть граница, до которой любое государство может позволить себе разрешать демонстрации против себя тем, кто хотят его уничтожить.  И это вовсе не запрет на свободу слова и не нарушение плюрализма. Вчера на площади собрались те, кто желают уничтожения Израиля. И этому не должно было быть места.

Право государства – защищать себя в пределах своих границ. И в рамках этого права может быть предоставлена свобода слова, но никак не свобода призывам к уничтожению государства. К этому призывают только враги. 

И если мы хотим сохранить государство, нельзя позволять им действовать свободно и публично. Иначе нам останется  только собрать чемоданы и бежать, предоставив палестинским флагам развиваться над нашей землей.

Я уже не говорю о том, что подобные демонстрации придают силы нашим ненавистникам в мире, которые также желают уничтожения Израиля. А их ведь немало. Это и ООН, и ЮНЕСКО, и другие международные организации.

То, что произошло вчера в Тель-Авиве, говорит о нашей внутренней слабости.

О том, что у нас нет твердой духовной основы – убежденности в том, что мы народ и это наша страна и наша земля. Мы не уверены в праведности нашего пути и сомневаемся в справедливости нашего существования здесь. Не знаем, для чего мы тут, и даже не чувствуем себя народом. Настолько, что если подвернется случай, мы будем готовы покинуть эту страну. Не зря же существует расхожее мнение, что в Израиле живут те, кто не способны достичь успеха за границей. Многие из нас с этим внутренне согласны.

Так что, для того чтобы жить на этой земле, мало принять Закон о еврейском характере государства, который после утверждения отправляется в архив. Мало заявить, что еще тысячи лет назад на этой земле существовало еврейское государство. Такие права может предъявить на любую землю любой народ, когда-либо на ней проживавший.

Закон о еврейском характере государства должен иметь духовную основу – осознание того, кто мы, откуда пришли и почему это наша земля. Без этого у нас не будет сил противостоять ментальному и физическому натиску арабов.

Ведь их демонстрации никогда не заканчиваются только требованием равенства. Арабы всегда идут дальше, вплоть до требования уничтожить Израиль. Мы видим это по их выступлениям и в Кнессете, и в других местах. Израиль ушел из Газы, подписал "мирные" соглашения в Осло, идет на бесконечные уступки, но разве это принимается ими в расчет?

И потому нам нужно как можно скорее наладить процесс воспитания. Чтобы каждый гражданин страны знал и чувствовал, кто он и для чего существует на этой земле. В чем цель и миссия нашего народа в отношении себя, мира и Всеобщего Закона Природы, называемого "Творец".

Ведь евреи существуют не для того, чтобы возбуждать к себе ненависть всего мира, а для того чтобы научиться жить по принципу любви к ближнему и научить этому весь мир. В этом наша духовная сила, которая нейтрализует всех наших врагов и раз и навсегда покончит со всеми их попытками нас уничтожить.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Закон о еврейском характере государства Израиль

Еврейский характер – это единство

Левых забросали камнями арабы

Господа миллиардеры!

Что бы я сказал ведущим мировым магнатам по большому секрету.

2018-08-01_milliardery

Известный профессор, писатель и публицист Дуглас Рашкофф поведал широкой публике о том, как богатейшие представители биржевых кругов планируют пережить грядущие потрясения. Побеседовав лично с миллиардерами из финансовой элиты, он обнаружил, что они настроены весьма пессимистично и "при всем своем богатстве и силе не верят, что могут повлиять на будущее".

Опасаясь масштабных бедствий, современные крезы строят бункеры, ищут на планете наиболее безопасные места и даже рассматривают возможность… побега на Марс. При этом беспокоит их не какая-то отдельная опасность, а целый спектр планетарных угроз в самых разных сферах, будь то экономика, экология, здоровье, массовая миграция, ядерные конфликты и т.д.

Единственным "решением" подобных вызовов супербогатеи считают самоизоляцию. Отлично понимая, что в случае всеобщей катастрофы деньги обесценятся, они делают ставку на частный анклав с личной охраной, подземный автономный комплекс, или, скажем, остров посреди океана. 

Одним словом, на редкость беспросветные сценарии. Неужели все настолько скверно?

Я бы сказал так: умение делать большие деньги и реальное понимание больших проблем человечества – не одно и то же. В рамках своей парадигмы финансовые тузы действительно не видят других вариантов – но это потому, что они мыслят недостаточно масштабно.

Как остановить цунами

Мы эволюционируем не просто так – нас развивает Природа. Она постепенно, поэтапно ведет к равновесию все свои уровни: неживой, растительный, животный, и главное, человеческий. Да, именно мы, люди, находимся у нее "на мушке", поскольку представляем наивысшую ступень развития. Эта ступень – ведущая, она определяет системные параметры, и пока ущербна она – ущербны и остальные.

На самом деле путь к единству начался с Большого взрыва – с момента максимального дисбаланса. Но теперь процесс добрался до главного уровня общей системы. Таков естественный ход вещей, каббалисты тысячелетиями предупреждали о текущем этапе. Он характерен тем, что мы впервые со всей ясностью раскрываем свою противоположность Природе. Она едина, а мы чудовищно разобщены.

Между тем, общий вектор движения – тенденция к равновесию всех частей – остается неизменным. Пытаться идти в другую сторону не то что глупо – бесполезно. Это приведет к потере времени, ресурсов и возможностей. Наоборот, наша задача – "плыть" вместе с Природой, понимая ее и грамотно реализуя свой потенциал в рамках ее "сценария".

А значит, не стоит рассчитывать на спасение одиночек. Личное убежище на Судный день станет побегом в никуда. Природа живет по четким законам, ее не перехитрить и не разжалобить – мы можем лишь заблаговременно привести себя в соответствие с ней. И тогда тучи на горизонте рассеются. Ведь они сгустились по определенным причинам, из-за возросших дисбалансов между нами, и если мы разберемся с этой главной бедой, то богачам не понадобятся "тайники" на Земле или на Марсе.

Да, они верно чувствуют приближение некоего "цунами", которое смоет все, – но неверно считывают его данные. Проблема не в нем – проблема в нас. И она разрешима.

Более того, человечество уже дозрело до решения. Антагонизм, раздирающий всех и вся, свидетельствует об одном: люди должны научиться сосуществовать, преодолевать противоречия, сближаться, быть единой семьей. Нам требуется широкая, всеохватывающая программа обучения, объясняющая, что такое равновесие в человечестве и как его достичь. Нам нужна всемирная сеть, формирующая Человека, утверждающая ценности единства, поднимающая нас на новую ступень, без вранья и лицемерия.

Для этой задачи было бы более чем достаточно тех миллиардов, которые тратятся сегодня на потенциальное спасение отдельных семей. Другими словами, разглядев реальную ситуацию, богачи могли бы спасти мир, вместо того чтобы тщетно спасать себя. При этом они сохранили бы свой социоэкономический статус, и им не пришлось бы целые годы, а то и остаток жизни провести в "пузырях", эффективность и безопасность которых уже сейчас вызывает у них множество вопросов и сомнений.

А с другой стороны, чего можно ожидать от миллиардеров? Всю жизнь они ставили себя в центр мироздания, множа свои колоссальные капиталы, и потому для них очень труден по-настоящему глобальный подход.

Что же это за единство, которое решит все проблемы?

Равновесие в Природе – это не диктат сильных, не принуждение слабых, не политическая сделка. Это непреложный закон взаимодействия частей целого. На человеческом уровне он реализуется только по общему согласию, когда люди готовы менять себя, свое отношение к окружающим.

Равновесие для нас – суть общее желание, единое сердце. Самобытность каждого обретает подлинный смысл и реализуется в общности. Все умеют подниматься над различиями и конфликтами. Каждый, в первую очередь, поддерживает единство и укрепляет его. А все вместе мы создаем многогранную человеческую мозаику, сеть, пронизанную неразрывной взаимосвязью, которая настраивает нас на "более высокие частоты" и открывает целый мир. Мир взаимной отдачи.

Здесь лежат глубинные причины событий, сопровождающих наше взросление. Здесь мы видим наконец свой путь в целом, а не отдельные его отрезки. Здесь детали и штрихи слагаются в единую картину всеобщего равновесия. Здесь мы соответствуем Природе и тем самым отменяем жесткие "воспитательные меры" с ее стороны. Действительно, ей не нужно воспитывать нас, если мы делаем это сами, если растем по собственному желанию, без эксцессов.

Господа миллиардеры, вы напрасно отрицаете глобальное решение. Ведь оно и есть единственный путь спасения для всех и каждого. Спасения от себя самих. Наша главная угроза – наш собственный необузданный эгоизм. Справившись с ним, мы решим любые задачи, которые Природа ставит перед нами. Правильный ответ – не бегство, а учеба.

Учеба объединению.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Земля. Последние годы жизни

Остановить ураганы

Спасение от апокалипсиса в стиле люкс

Детские секреты для взрослых

Настало время узнать то, о чем дети сами нам не расскажут.

2018-07-26_detskie-sekrety1_w

Глядя на современных детей, увлеченных гаджетами, мы часто упускаем из виду родителей, которые мирятся с этой ситуацией. Да что там, не просто мирятся, а сами тоже поглощены очень важными "дисплейными" делами. Сидит такой родитель дома на диване, в детском парке на лавочке, в кафе, в самолете, уткнувшись в свой экран, – и попусту тратит время, которое мог бы уделить общению с ребенком.

В эру технологий родительское внимание становится менее сердечным, менее искренним, мимолетным. Оно превращается в обязаловку, в "протокол взаимодействия", помогающий держать дистанцию, вместо того чтобы сближаться по-настоящему.

В результате компьютеры заменяют детям родителей. Поколение, успевшее привыкнуть к гаджетам, теряет связь с поколением, взросшим на них.

И знаете, я вовсе не брюзжу по этому поводу. Оно и к лучшему. 

Вас вызывает Сеть

Что сегодняшние родители могут дать своим детям, помимо элементарных навыков и установок? Если копнуть поглубже, все чаще обнаруживается, что "предки" вообще не позаботились о внутреннем контакте, о базовом пласте отношений, побуждающем сострадать и сопереживать, формирующем подлинное взаимопонимание. Визуально родители вроде бы рядом, но сердцами порой очень далеки.

И это естественно, ведь мы погружаемся во все больший эгоизм, в себя. У нас не хватает чувств к ребенку и друг к другу. Любовь в современном мире – временный допуск на ограниченных условиях.

Но тогда зачем лицемерить? Раз уж так сложилось, лучше не навязывать себя детям – даже "для галочки". Все чаще мы видим, что не умеем их увлечь, неспособны прочувствовать, чем они живут. Нам остается только регулировать их расписание, удостоверяясь, что время от времени они "выплывают" обратно в наш мир.

Хотя, если честно, он их не особенно интересует. Фактически, они уже "переехали" в реальность по ту сторону дисплеев. Развлечения, обучение, покупки, общение – им все привычнее там. И нам не вернуть их оттуда – если только силой.

Лучшее, что мы можем сделать, – это позаботиться об их сетевом окружении, очистить его от негатива, наполнить развивающим контентом с упором на социальность, взаимность, взаимодействие. Раз уж они поселились в Сети, надо произвести в ней капитальный ремонт, так чтобы они могли расти комфортно и безопасно.

Кстати, эта работа поможет не только им – она позволит нам самим лучше понять их. И тут нас поджидают сюрпризы.

Прислушиваясь к будущему

Разгребая "авгиевы конюшни", созданные нашим поколением, мы обнаружим, что новая поросль, с пеленок питавшаяся "виртуальной" смесью, приученная к интерфейсам, не представляющая "древнего" мира двадцатилетней давности, – она-то как раз правильная.

Ведь мы развиваемся не просто так. Нас ведет Природа. Это она вложила в нас новые желания и подвела человека к жидкокристаллическому окну, казалось бы, маленькому, но легко затмевающему внешний мир. Все закономерно, в Природе не бывает случайностей. Но и критиковать ее не за что. Мы просто несемся в поезде от полустанка к полустанку и еще не прибыли на станцию назначения. Даже не знаем, как она называется.

И сейчас у нас на глазах проступает нечто удивительное: подрастающее поколение осознает возможность выстроить себе мир. Целый мир. Свой мир. Детям XXI века не нужны реки и луга, моря и горы, города-муравейники. Они находятся в состоянии перехода.

Впервые обычный мир, навязанный нам животным телом, теряет свою власть. И не стоит жалеть об этом, пускай отходит в прошлое. Этот процесс необратим. Будем сопротивляться ему – останемся "динозаврами".

Вместо этого надо плыть с Природой, понимать ее, ценить ее подарки. Забирая старое, развитие одновременно предоставляет нам возможность самим создавать новую реальность и существовать в ней. Верно, она кажется нам ненастоящей, мы еще не привыкли к такому, но, по сути своей, она раскрепощает, распахивает горизонты, открывает перед человечеством новую эру – эру духа.

И естественно, что современный ребенок подсознательно ощущает тягу к этому, движение к этому, порыв в будущее. Внутренне он уже готов к нему. Его первые робкие попытки, "пробы на вкус" постепенно перерастают в новое качество. Он не просто играет в своем гаджете – он играет на собственных свойствах, меняет себя, приходя в соответствие с открывающейся ему реальностью. Суть для него – не в продвинутой графике, не в реалистичности VR-симуляторов, а в удивительной, бездонной возможности творить новый мир и себя в нем.

Мы видим сейчас лишь краешек этой многомерной картины, первый промежуточный этап "строительства", по-своему детский и примитивный. Но если заглянуть вперед, мы увидим замысел Природы, которая подводит нас к внутренним переменам, к качественно новому взаимодействию, к восприятию действительности, не ограниченной "физикой" эгоизма. Мы увидим совсем другой мир, не отрисованный в пикселях, а подлинный, духовный, общечеловеческий, интегральный.

Чтобы войти в него, не нужны суперкомпьютеры – достаточно перепрограммировать себя. Задача эта – уже не для одиночек, а для общества, для созревших частей человечества, для тех, кто не рвет стоп-краны на полустанках, пытаясь остановить поезд. Он не остановится, всем будет только больнее от его рывков. Лучше давайте перестанем недооценивать наших маленьких "сменщиков", давайте поймем, чтó они олицетворяют и куда устремлены. Так мы поможем и им, и себе.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Последнее поколение гаджетов

Жизнь утекает сквозь клавиатуру

Взгляд на растущее поколение, ч.1

Побег из Фейсбука

На самом деле соцсети связуют не нас, а одиночные камеры, в которых мы сидим. Причем сидим по собственному желанию.

2018-07-14_facebook1-escape

На 14% увеличилось число детей, обращающихся за помощью из-за одиночества. Почти 10% молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет "всегда или часто" одиноки. Это более чем в 3 раза превышает аналогичный показатель среди пожилых в возрасте 65.

Кал Строде из британского Центра психического здоровья: "Подростки могут иметь тысячи друзей в интернете, но в то же время чувствовать себя лишенными поддержки и изолированными. Технология, включая социальные медиа, может усугублять социальную изоляцию".

Согласно свежему исследованию, пользователи Facebook более склонны к депрессивным симптомам из-за сравнения себя с другими. Причем вне зависимости от того, в чью пользу было это сравнение! Ведущая соцсеть и сама уже не отрицает свои изъяны. Да и зачем, если мы все равно ее пленники? 

Еще одно великое достижение человечества пошло ему во вред, заняв место в длинном списке "токсичных благодеяний". Мы умудряемся испоганить любой свой успех. Почему?

Потому что идем на поводу у эгоизма. Именно он превращает соцсеть, потенциальное средство общемировой взаимосвязи, в бизнес, в инструмент массового влияния, в виртуальную тюрьму для двух миллиардов, оставляющую людей одинокими среди океана аккаунтов. В Фейсбуке мы сталкиваемся с собственным естеством. Протягиваем руки к миру – и упираемся в стену, по которой бежит поток нашего сознания.

А с другой стороны, забери у нас эти застенки, и без них нам будет еще хуже, чем с ними. Ведь нас уже приручили, привадили, рассадили по углам, разделили по группам. Только подростки, в которых еще живет тяга к чему-то большему, порой маются, не находя рядом живой души. Остальные, видимо, вполне освоились либо притерпелись.

Такова "социальная сеть" по версии человеческого себялюбия. В действительности социального в ней ни на грош. Ведь социум, общество – это нечто цельное, теплое, это общее поле любви, которое мы создаем друг для друга. Прежде всего, доброе окружение, а потом уже – все остальное.

Вместо этого мы теперь с детства отбираем у человека прямое общение, приучая его к обмену краткими фразами и смайликами, чтобы эта обрывочная, "клиповая" коммуникация создавала для него столь же обрывочную, фрагментарную картину мира. Впервые в человеческой истории наши дети утрачивают элементарные социальные навыки: им легче переписываться, чем разговаривать друг с другом.

Глупо после этого удивляться одиночеству, депрессии, изоляции. Эти тенденции будут только нарастать. Когда я заговорил о них несколько лет назад, мало кто соглашался, но теперь мы воочию видим: под видом соединения нас разобщают, разлучают и настраивают друг против друга. Проблема лишь в том, что нам пока нравится…

Если когда-нибудь мы всерьез зададимся вопросом о том, где выход из этой тюрьмы, если задумаемся о побеге, то обнаружим внезапно, что двери не на замке. Нас держат только догмами, навязанными шаблонами, красочной оберткой. По сути, соцсеть – это наш непрошеный воспитатель, задающий шкалу ценностей, порядок приоритетов, "верные" критерии, отношение к жизни.

А значит, надо сменить систему воспитания, изменить окружение. Нам нужна по-настоящему социальная сеть, главным посылом которой будет объединение над противоречиями. Людям никогда не разрешить свои конфликты, но мы можем находить общие интересы на более высокой ступени, в совместном подъеме над собой.

Это вовсе не утопия, этого несложно добиться грамотным воспитанием. Ведь человек – существо глубоко коллективное, он плод своего окружения. И ничто не мешает нам сформировать такую социальную среду, в которой каждый будет внутренне расти, развиваться, познавая цельную картину мира и общества, картину безграничного разнообразия единого целого.

Для этого побега не нужны революции. И кстати, чтобы далеко не ходить, можно воспользоваться тем же самым Фейсбуком – но только в качественно новом формате. Ведь технически он сверхудобен, хотя воспитатель из него никудышный. Раз уж нас воспитывают, то пускай воспитывают правильно.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как нивелировать негатив Фейсбука

Facebook взламывает человека

Ynet: Как остановить эпидемию одиночества наших детей

Чужая беда

С поразительным спокойствием встретили израильтяне стодневный "юбилей" террора воздушных змеев. Нет, конечно, змеи страну не погубят. А вот равнодушие – да.

2018-07-12_chuzhaya-beda1

Пожары на юге не производят впечатления. "Что выгорело, то вырастет снова". Землетрясения на севере не впечатляют. "Вот если бы тряхнуло на семь по Рихтеру, тогда другое дело".

Нам приелись опасности и трагедии. В конце концов, все люди смертны, а некоторым к тому же не везет. Например, 300 человек погибло на стройках с 2010 года, и ни один подрядчик не лишился из-за этого лицензии.

Н-нет, не задевает. "Они знали, на что идут".

Тогда другое: этим летом из-за аномальной жары в одной только Канаде расстались с жизнью десятки человек.

"Ну, жарой нас, вообще, не удивишь. Пускай перенимают израильский опыт". 

Погодите: в Японии количество погибших из-за наводнений перевалило за 100. Порядка 2 миллионов (!) человек эвакуированы. "Им не впервой"…

На фоне ежедневных новостей огненные змеи и шары смотрятся довольно невзрачно. Недавно один приземлился возле детского сада – мы приняли к сведению. Ну, не отзывается в нас эта беда, что тут поделать.

Зато, как ни странно, она отзывается в других: произраильски настроенные христиане разных стран собрали средства на мобильный пожарный трейлер для тушения огня возле Газы и намереваются закупить еще. Для них кайт-террор ближе, чем для нас.

А мы? Мы тем временем очень переживаем за таиландских детей, оказавшихся в подземной ловушке. Если бы не мундиаль, мы бы только о них и думали. Почему именно о них? "Они же дети".

Ну да, особые дети, попавшие в объектив СМИ. Другим повезло меньше – они безгласно гибнут под ковровыми бомбардировками деревень, чахнут от голода в "третьем мире", батрачат в беспросветном рабстве, или, скажем, выживают где-нибудь в трущобах. Часто не выживают…

Я уже говорил и повторю: мы жалеем лишь тех, на кого нам сейчас показывают пальцем.

 

Далекие и близкие

Мы не умеем правильно относиться к чужим бедам. Они у нас на слуху, но не на сердце. Быстренько переварив очередной новостной выпуск, человек испытывает чувство выполненного долга: "Я свое отстрадал".

Разумеется, мы не можем объять весь мир и помочь всем. Но этого и не надо. Сказано: "Бедняки твоего города – в первую очередь". Сначала надо позаботиться о близких людях, о своей семье, своем народе. У него я в долгу, и в том числе, у южан, соседствующих с Газой. Только я вовсе не чувствую себя их должником. Подпустить их близко к сердцу? Зачем мне это бремя?

Вместо того чтобы вместе заботиться друг о друге, никого не оставляя в беде, мы предоставили это государству. Но депутаты и министры под видом радения о стране радеют о себе, любимых. Почти все силы у них уходят на взаимные перепалки, пиар и антипиар. А в результате равнодушие съедает всех нас – и тех, кому нужна помощь, и тех, кому "недосуг".

Все это очень напоминает времена, предшествовавшие падению Храма. Тогда людям тоже было наплевать на страну и народ, потому что у каждого перед глазами стоял мелкий, но очень "важный" личный интерес.

Сегодня нам кажется, что мы сильны. Израиль даже попал в десятку самых влиятельных стран мира. Это все равно что бравировать своим весом, раскачиваясь на нитке. Нам трудно разглядеть, насколько мы ослеплены собственной спесью и обезоружены собственным равнодушием. История уже не раз преподавала нам этот урок, но мы до сих пор так и не вылечились от синдрома чужой беды…

Равнодушие для народа Израиля смерти подобно. Особенно если далекие беды кажутся нам важнее близких. Это вовсе не сострадание и не гуманность – это всего лишь иллюзия милосердия, которая поддерживает наше самомнение.

Очень здорово, что мы помогаем в спасении детей, но наш порядок приоритетов, наше отношение друг к другу свидетельствует о внутренней слабости, о разброде в сердцах. Мы отрицаем свою исконную внутреннюю основу, заложенную в древние времена и ничуть не изменившуюся с тех пор.

Еврейский народ силен взаимным участием, общностью, неразрывными узами. Никогда за всю историю нам не удавалось обеспечить себе мир и процветание без элементарной сопричастности, в отрыве от единства. Такая уж у нас "социальная генетика", и ее не изменить.

Зато можно изменить наше искаженное мировосприятие, в котором ближние и дальние перепутаны местами. Можно создать между нами такую атмосферу, такое окружение, которое все расставит по местам, так чтобы мы, наконец, позаботились друг о друге, чтобы воссоединились не по закону о возвращении, а по духу. Вот тогда-то мы и сможем по-настоящему помогать всему миру, подавая ему правильный пример.

С чего же начать? С того, что в семье нет чужой беды.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ynet: Варвар, который нас убивает

Ynet: Добро пожаловать на задворки вашего города

Ynet: Война, которую мы не замечаем

День независимости: Make America Love Again

США встречают День независимости в условиях глубочайшего социального раскола. Станет ли он причиной взрыва или время залечит раны?

2018-07-05_make-usa1

Этот праздник всегда был особенным для американцев, близким, душевным. Его всегда встречали со слезами радости, с гордостью, с надеждой. Но сегодня слезы другие. Они полны горечи, взаимных претензий и вражды. Что не так с Америкой?

На самом деле, для развитого человеческого эгоизма нет ничего естественнее разобщения и непримиримых позиций. Люди все больше понимают, все больше чувствуют, все больше раскрывают свою связь с миром. Это ведет к многообразию мнений, каждый стоит на своем, никого невозможно переубедить – и общество постепенно поляризуется.

Что поделать, развитие требует жертв. Раздутое себялюбие трудно успокоить. Правда, людям все-таки приходится объединяться в движения и партии, чтобы давать бой оппонентам, но в принципе, каждый – сам себе партия. 

Об этом еще в прошлом веке в "Трудах о последнем поколении" Бааль Сулам писал:

"По мере развития рода человеческого будут разветвляться и укрепляться идеи… Партии будут множиться чуть ли не по числу личностей… а личности станут заключать между собой компромиссы и договора, пока не сплотятся в сообщества… Начнется борьба с оппозициями… Большие сообщества будут дробиться на малые, а малые – на миниатюрные, и поведут торговлю между собой… Однако переговоры эти раз за разом обязательно будут принимать все более острую форму в прямом соответствии с уровнем развития идей, бескомпромиссных навеки".

Отсюда вопрос: какую цену мы готовы заплатить за свою бескомпромиссность?

Ненависть под маской человеколюбия

Согласно свежему опросу, почти треть американцев опасается новой гражданской войны в течение пяти ближайших лет. Полностью исключают такую возможность лишь 29%.

Неужели плюрализм ведет к бойне? И можно ли противостоять этим тенденциям? Для начала, их надо понять.

Представьте: ребенок растет, и его учат чему угодно, кроме построения здоровых отношений с окружающими. Его ограничивают правилами, законами, кодексами, жесткими условностями, но никто не рассказывает ему о человеческой природе, о любви и ненависти, о важности взаимопонимания.

Никто не учит его полноценно реализовывать себя на благо других, быть уникальной личностью и в то же время частью целого, лидировать и восполнять, выстраивать равновесие в себе и в обществе, быть счастливым среди счастливых. Его лишь пичкают красивыми словами, потребительскими моделями, лозунгами, фейками, фальшивыми ценностями и бесконечным потоком умело подобранных новостей.

В результате человек становится добычей СМИ и попадает в жернова системы, единственная цель которой – разделять людей и властвовать над ними. Ему кажется, что он борется за правое дело, за гуманизм, за слабых – но вместе с тем ради своих идей готов разделаться со всеми несогласными. Потому что на самом деле воспитан для обслуживания власть имущих. И, сам того не замечая, следует навязанным канонам, слышит только тех, на чью волну настроен, и жалеет только тех, на кого ему показывают пальцем.

Вот так и вышло, что за фасадом неолиберализма крепнет ненависть, наряженная в одежды человеколюбия. Все строится на конфликтах и вражде, людей постоянно настраивают против кого-то и неуклонно приучают к мысли, что правильное мнение есть только одно, а иные взгляды не имеют права на существование. В результате наш "ребенок" растет лицемером, "прогрессивным" и воинствующим.

Как же направить его развитие в мирное русло?

Make America Love Again

Дональд Трамп, несомненно, отдает себе отчет в опасностях текущего момента. Уже на инаугурации он заявил: "Пришла пора Америке залечить раны разобщения. Пришла пора для нас сплотиться как единый народ". Этим летом он призвал вновь сделать Америку не только сильной и великой, но и любящей.

Если бы я мог порекомендовать ему что-то, то, в первую очередь, назвал бы ту общую ценность, от которой нельзя отказываться при любых разногласиях. Мир в доме, благополучие в стране – вот что должно быть превыше всего. В чем бы мы ни расходились между собой – это наше общее достояние, от которого нельзя отказываться.

В любой семье есть разногласия, но мы все равно не можем друг без друга, не можем разругаться и разойтись по углам, точа ножи.

Тот же неписаный закон действует и в развитом обществе. Каббалисты сформулировали его просто: "Все преступления покроет любовь".

Заметьте: не укажет на правых и виноватых, не насадит некую "объективную" справедливость, а создаст новую ступень развития, поднимет нас внутренне, научит взаимной отдаче и взаимной ответственности.

Мы слишком долго пренебрегали собственным образованием. Мы отдали его в руки тех, кто подспудно сеет рознь, кто под соусом свободы размывает границы сознания, семьи, государства, приучает нас к двойным стандартам, и накаляет обстановку в обществе. Одиночки, не ощущающие принадлежности к целому, сопричастности к чему-то большему, – вот во что искусно превращают современный социум.

Чтобы не допустить этого, прежде всего, надо твердо обозначить границы – ценностные, государственные, экономические. Остановить процесс демонтажа, пускай даже ценой торговых конфликтов. Если уж объединение пошло наперекосяк, то сначала надо немного отстраниться друг от друга, трезво оценить ситуацию и начать интегрироваться по-новому.

Нужно вернуться в границы адекватности, взаимности, в "семейный" режим. Крепкая семья никогда не позволит разрушать себя изнутри нетерпимостью любого рода. Она легко распознает тех, кто стремится быть правым любой ценой. Она выше личных амбиций, ее не возьмешь фарисейством и пропагандой.

Например, в пору становления государства Израиль, когда внутренние распри двух еврейских лагерей переросли в вооруженное противоборство, были те, кто пошел до конца, предавая и даже убивая собратьев, и был Менахем Бегин, который сказал: "Нет, мы не будем стрелять в ответ. Есть граница, через которую мы не переступим, пускай они сто раз неправы".

Разобраться с эгоизмом, прежде чем он разберется с нами

Америке сегодня нужно ровно то же самое – удержаться на грани невозврата. Нужна государственная образовательная программа, благодаря которой люди поймут социальные механизмы, поднимутся над политикой, сменят приоритеты и поставят во главу угла общее единство и благополучие.

Ведь каждый из нас прав, и нет усредненной справедливости. Но мы понимаем, что никому нельзя узурпировать истину. Мы вместе "покрываем" свою правоту любовью, совместной защитой дома от саморазрушения. Ведь нам здесь еще жить и жить. И нашим детям и внукам – тоже.

В таком обществе развитие требует компромиссов, но не требует жертв. И еще: СМИ играют в нем совсем иную, ключевую роль. Вместо того чтобы разрывать общество на части, они наводят мосты. Вместо того чтобы размыкать цепь, замыкают ее, чтобы противоположные полюса работали сообща, создавая общий ток, общее поле. Эти полюса невозможно "закоротить" напрямую. Только на правильном сопротивлении – сопротивлении эгоизму – мы обеспечим их взаимодействие.

Вот какой вызов проявляется перед Америкой в этот День независимости. Она зависит – и еще как зависит! – от эгоизма, корыстолюбия, всего того, что ее разобщает, подрывает, радикализирует. От всего этого ей придется избавляться, изживать экстремизм из душ, из отношений. И чем быстрее, тем лучше.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ynet: Американская мечта

Ynet: Автотрампом по Америке

Mignews: В шаге от горизонта

Счастье в подарок

Каждый человек и каждое поколение всю жизнь стремится к счастью. Возможен ли у этого сериала хеппи-энд?

2018-06-28_happyness

В Йельском университете на первое место по популярности вышел курс "психологии счастья". Интерес к нему столь велик, что даже создана интернет-версия. Идея курса состоит в том, что счастье зависит от наших взаимоотношений, от чувства принадлежности и солидарности, от добрых связей между людьми.

Трудно с этим не согласиться. Действительно, человек есть производная своего окружения. С раннего детства он впитывает ценности окружения, проникается его атмосферой, перенимает подход к жизни, надежды, мечты, амбиции. Воздействие среды определяет все.

И в сущности, надо-то "всего лишь", чтобы среда обеспечила такую основу, с которой человеку будет хорошо. Чтобы она научила его получать удовольствие от жизни. Ведь при верной шкале приоритетов можно ощущать "рай в шалаше" с близкими людьми, а если взаимосвязи исковерканы – останешься одиноким посреди людского моря. 

Как же прописать в окружении верные ориентиры? Как задать координаты счастья, доступного для всех? И может ли университетский курс обеспечить студентам счастье на всю жизнь?

Нет, отвечает наука каббала.

Все дело в том, что мир не стоит на месте. Человек и общество переменчивы. Мы все время бежим куда-то, наши желания меняются, наши связи трансформируются и любые наработки оказываются в какой-то момент бесполезными. Все изначально устроено таким образом, чтобы в погоне за счастьем не было финишной черты.

Проклятие промежуточных финишей

Наше окружение пропитано соперничеством, порой неприкрытым, порой завуалированным. Оно жестко требует от человека потребительских успехов и бросает его в бой за место под солнцем. Но конкуренция, по сути своей, – это противоположность счастья. В конкурирующем обществе я могу быть счастлив лишь на несколько мгновений, потому что планка постоянно повышается.

Вот отчего столь многие приходят в отчаяние, ищут выход в наркотиках, решаются на самоубийство. И потому так популярен йельский курс счастья – ведь согласно исследованиям, более половины студентов испытывают безнадежность, а 39% знакомы с тяжелой депрессией. Казалось бы, в эту пору жизни, да еще с такими профессиональными перспективами на будущее, молодые люди и без того должны быть достаточно счастливы… Но их окружение в корне испорчено. Оно лишь подстегивает человеческую природу, разжигает эгоизм, маня иллюзиями, которые никогда не дадут настоящего счастья.

Чтобы сделать человека счастливым, надо либо изолировать его от этой среды, либо изменить ее, перепрограммировать на качественно иные ценности. К сожалению, при естественном ходе вещей для этого обществу придется пройти долгий путь страданий и потрясений – чтобы в итоге отчаяться, упереться в тупик. Деньги, тщеславие, власть еще долго будут толкать нас во все тяжкие и потчевать несбыточными надеждами на лучшее.

Но есть и другой вариант – облегчить и ускорить процесс при помощи методики каббалы. Она единственная способна внести в окружение такие ценности, которые поднимут людей и народы к подлинной радости, к настоящему счастью.

Каким же будет счастливое общество?

Во-первых, оно избавится от экономической сегрегации, которая распределяет людей по социоэкономическим пластам и насаждает конкуренцию. Мы будем соревноваться не в получении, а в отдаче. Мы будем учиться сами и учить своих детей искусству взаимодействия, равновесия, гармонии общих интересов. Такое общество окутает всех взаимной заботой, никого не оставит позади, придаст каждому уверенность в будущем, обеспечит возможность для позитивной самореализации.

Полагаете, просто слова? Нет. Ведь за ними будет стоять системный, интегральный подход, глубокое понимание человеческой природы и умение работать с ней. Каббала подготовила для этого все необходимое – от научной основы до практических методов внедрения, ненасильственного и безболезненного. Не ограничиваясь отдельными счастливчиками, мы можем сделать счастье общим достоянием.

И вот тогда человек будет "рад своему уделу" – рад возможности созидательного подъема над соперничеством, открывающемуся потенциалу самовыражения в любой области, будь то культура, образование, искусство, наука, IT, техника, спорт… В здоровом обществе все это приобретет новое качество, позволит избавиться наконец от стяжательской модели, встроенной сегодня практически во все.

Мы перестанем расточать земные ресурсы и уродовать планету ради банковских и биржевых "утех". Перестанем сознательно и безотчетно мерить свою жизнь уровнем превосходства над окружающими. Мы будем радоваться не за себя, а за то общее, что расцветает между нами. Мы будем жить в добром окружении.

Ведь настоящее счастье наполняет человека тогда, когда он заботится о других, действует на отдачу. В этом он не ограничен, и потому наслаждение не гаснет, не иссякает.

Такое общество – подарок для всех. Оно сбалансировано, ему не угрожают беспрестанные вспышки эгоизма – личного, корпоративного, государственного, секторального. В таком обществе материальный подход уступает место человеческому. И тогда счастье становится закономерным следствием наших отношений. Мы дарим его друг другу.

В общих чертах, таков "социальный манифест" каббалы. И мне бы очень хотелось, чтобы мы воспользовалась ею уже сейчас. Ведь это и есть ответ на вызовы нового времени.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Журавль все еще в небе

Ynet: Тонкая линия между счастьем и отчаяньем

Всемирный день счастья

Журавль все еще в небе

Курс "Психология счастья" побил рекорды популярности в Йельском университете – на него записались более 1200 студентов.

2018-06-27_zhuravl-vse-etche-v-nebe_flash90_w

Человечество упорно стремится к счастью, берет новые высоты – но каждый раз, подводя баланс, мы остаемся в минусе. Почему? Мы – единственный разумный вид на планете, обладающий колоссальным потенциалом, и в то же время самый несчастный.

Мы глубоко изучили собственную психологию, потратили сотни миллионов долларов на исследования, создали целую науку о счастье, но так и не "поймали его за хвост".

Правда, в течение последних десятилетий были разрушены многие мифы и заблуждения. Например, ученые выяснили, что богатство и потребительство – это всего лишь суррогаты счастья, а гены и внешние обстоятельства – далеко не все его составляющие. 

Более того, масштабные исследования продемонстрировали, что счастье – это не просто психологический феномен, а скорее наше общее достояние, напрямую вытекающее из добрых, гармоничных отношений между людьми.

За последние годы я прочитал множество отчетов, просматривал статистику и видел, как ученые наносят все новые мазки на картину человеческого счастья. На самом деле, она уже вполне очерчена.

Если коротко, то "счастье – это любовь". Сказано вовсе не поэтом, а гарвардским профессором Джорджем Вэйлантом, команда которого обработала 75-летнюю статистику по пяти поколениям. Мне понравилось это определение. Ему вторят и многие другие исследователи.

Так, постепенно, мы избавляемся от иллюзий. Психологические упражнения для студентов, конечно, производят определенный эффект, но гораздо ценнее ключевой фактор – позитивное окружение, проникнутое взаимной заботой и поддержкой. Оно оказывает огромное влияние на тонус, здоровье и ощущение счастья.

Но почему же выводы эти не помогают нам стать счастливее? Почему теория, подкрепленная щедрыми эмпирическими данными, так и не обеспечила кардинального прорыва?

А потому, что в поисках счастья мы сталкиваемся с собственной природой – и бессильно опускаем руки. Ведь она – хозяин, она понукает нами, и, по большому счету, ей нет дела до фактов и резонов. Мы можем лишь смягчать, успокаивать, "задабривать" ее на какое-то время, но в корне своем она ненасытна.

Психология здесь останавливается, достигнув естественных пределов. А дальше начинается наука каббала, позволяющая нам подчинить себе человеческий эгоизм, выйти из-под его власти и обрести счастье на другой ступени. Счастье, не стесненное удавкой себялюбия, безграничное. Надеюсь, в Йеле когда-нибудь расскажут о нем.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что такое счастье

Погоня за счастьем

Счастье - это связь с вечностью

Организация разъединенных наций

Соединенные Штаты вышли из Совета по правам человека при ООН. Постпред США Никки Хейли и госсекретарь Майкл Помпео не пожалели едких эпитетов для Совета, обвинив его в лицемерии и маниакальной предвзятости к Израилю.

2018-06-22_oon

Этот шаг стал ожидаемым, и причины его, разумеется, лежат глубже бесконечных нападок на еврейское государство. Дело тут в самой ООН, которая превратилась в арену распрей и демагогии. Вместо того чтобы объединять мир и устанавливать справедливые отношения, здесь, по сути, сеют раздор. Это уже не объединенные нации, а скорее объединенные кланы воротил и дельцов, извлекающие выгоду из конфликтов.

И потому сегодня надобность в ООН отпадает. Здесь больше нет ничего дельного, полезного, позитивного. Здесь царит алчность и дипломатический новояз. На сессиях генассамблеи, на заседаниях комиссий и комитетов осталась лишь говорильня в стиле "глубокой обеспокоенности" и "всемерного осуждения".

Вот типичный пример того, как в ООН "решаются" насущные проблемы. Одна из них сформулирована так: "рациональное потребление и производство в мире". Отчет о ней с официального сайта очень показателен. Он обнажает фатальную недееспособность "объединенных наций". 

Взгляните на хронологию:
• 1992 год – проблема признана таковой;
• 2002 год – принята концепция решения;
• 2012 год – ожидаются рекомендации очередной комиссии.

Реальные же дела вершатся в совсем иных местах – на саммитах, в межправительственных контактах, там, где можно общаться напрямую, конструктивно, без назойливых "посредников", и уж тем более без догматов неолиберальной идеологии.

Величественные здания ООН в Нью-Йорке кишат политиками, дипломатами и функционерами, однако в действительности они пусты, бесполезны. Ведь там нет реального объединения – и потому нет сил, возможностей для созидательных перемен.

Так не пора ли произвести обновление?

Вообще-то, нет. Сначала надо измениться самим. Без внутренней переподготовки, без обоюдной готовности к взаимодействию ооновские подмостки, в любой версии, будут порождать только яд и рознь.

В ООН больше нет смысла. На смену ей придет нечто иное – подлинное требование народов, явственная необходимость в нормальных, добрососедских отношениях. Это станет велением времени, и тогда появится новая организация – совет мудрых людей, понимающих, как правильно, ненасильственно и не обманом объединять народы в единое целое.

Ну а пока что старые декорации рассыпаются, и миру угрожает многополярность. Что ж, мы хотя бы начинаем сознавать, как далеко нам до настоящего единства и как важно его достичь.

Надеюсь, это осознание позволит нам облегчить переходный период. Раз уж прежние связи распадаются, надо немного отстраниться друг от друга, но не срываясь в грызню и кровопролитие. Пускай дело ограничится "торговыми войнами", передышкой, которая позволит нам оглядеться и выстроить новую основу для справедливого мира среди народов.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Энтони Бэнбери: "ООН – это черная дыра"

"Пан Ги Мун – пособник терроризма"

Объединение мира превратилось в грустный праздник

"Нулевая терпимость" Трампа

Плач и крики детей, оторванных от своих родителей, никого не могут оставить равнодушным. Две тысячи детей из Центральной Америки оказались в США за оградой лагеря, после того как были арестованы их родители - нелегальные мигранты. Ужасная, конечно, трагедия, как для родителей, так и для детей.

2018-06-21_trump-camp

Но если вы поставите себя на место президента Соединенных Штатов, человека, который несет ответственность за юридическую защиту границ государства и прекращение волны нелегальной иммиграции, какое решение вы бы предложили?

Ситуация, в которой оказались США, очень непростая. Десятки лет власти закрывали глаза на нелегальных иммигрантов, и вот теперь настало время "очистить Авгиевы конюшни". Трамп проявляет в этом "нулевую терпимость". Каждый нелегал арестовывается, а его дети отправляются в специальный лагерь — побочный эффект, которого, разумеется, не хочет никто.

Конечно, я не могу согласиться с таким решением. И я также не думаю, что такая ситуация устраивает хоть кого-нибудь, неважно, республиканец он, или демократ. Ведь согласно прогнозам, к концу лета количество детей в лагере увеличится до 30 тысяч. Так что, я почти уверен, что сейчас все лихорадочно ищут решение. 

Мне такое решение видится в создании интеграционной программы, в рамках которой каждый иммигрант должен будет выучить язык, изучить законы и нормы американского общества и познакомиться с его культурой. При условии, что он докажет свое желание ассимилироваться в обществе и стать нормальным гражданином.

Это поможет избежать создания нового гетто, подобного китайскому кварталу на Манхэттене. И снизит риск возникновения проблем, неизбежно возникающих при столкновении отличных друг от друга культур.

Не нужно также забывать, что проблема иммигрантов в США является частью феномена глобальной миграции. Наша все возрастающая взаимозависимость создала предпосылки для новых человеческих взаимоотношений во всем мире.

И если сегодня иммигранты должны лишь пройти процесс абсорбции в принимающей их стране, то завтра каждый из нас должен будет почувствовать себя гражданином мира, постепенно начиная ощущать ответственность за общую судьбу человечества.

Сегодня мы еще не там. Но процесс развития необратим,  и он заставит нас понять, что уже сейчас мы должны начать глобальный воспитательный процесс, чтобы подготовить наши сердца к совместной жизни в мире без границ, как в одной семье.

Так, как еще в прошлом веке писал каббалист Бааль Сулам в своих "Трудах о последнем поколении": "Весь мир — это одна семья. И каждое государство обязано обеспечить своим гражданам свободное посещение других стран и не закрывать въезд иммигрантам".

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эмиграция – "броуновское движение", или…?

Америка – это не только Голливуд

Великое переселение народов

Выборы без проигравших

В новом правительстве Испании женщины заняли одиннадцать мест из восемнадцати, что составляет 61%. Выдающееся достижение прекрасного пола. Принесет ли оно пользу? Полагаю, высокое женское представительство может быть плодотворным. Но в то же время здесь кроется проблема, способная перечеркнуть любые надежды на лучшее.

2018-06-17_vybory

Суть дела вот в чем: современные западные правительства, как правило, состоят из людей с заявленными политическими убеждениями, из партийных ставленников, идейно представляющих те или иные политические лагеря. Раньше, в период изобилия, это не было столь пагубно. Однако в условиях перманентного кризиса изъяны подобной идеологизации неизбежно ведут к системным сбоям.

В действительности, при здравом подходе, министр должен быть именно министром, профессионалом без предубеждений. Если же он заранее выбрал "единственно правильную" линию и решил для себя, что все может быть только так, а не иначе, то любые хорошие начинания теряют шансы на успех. Политическая идейность погубит и поглотит все.

Левый и правый крен в данном контексте одинаково скверны. Министрам надо держаться середины и преследовать не интересы своей партии, а интересы страны. Они пытаются убедить население в том, что эти интересы совпадают, – однако на самом деле любая партия рвется к власти и рассматривает страну как политический ресурс. 

Такая система в корне порочна, ее точит вирус человеческого самомнения, завернутого в доходчивые слоганы и не признающего альтернатив. Неслучайно на иврите само слово партия (מפלגה) означает разрозненность, разобщение (פילוג).

А теперь давайте представим себе здоровую систему: министры, государственные управленцы высшего звена, остаются беспартийными, "безыдейными". Они сохраняют нейтралитет. Пускай они находятся под огнем критики, но окончательно и бесповоротно их репутация будет подмочена тогда, когда они покинут точку равновесия и поставят мнение какой-нибудь партии выше государства в целом. Ведь государственное, по определению, выше партийного.

Разумеется, позади у министра может быть политическая карьера, хотя не обязательно. Однако с приходом в систему государственной власти он перестает обслуживать отдельные сегменты электората. Ведь именно такой подход приводит к несправедливому распределению бюджета, созданию "барствующих" госмонополий, и вообще, к коррупции на всех уровнях. Одним словом, или ты политик, или ты министр.

Соответственно, и на выборах голосовать надо не за партии, а за людей. Ведь иначе мы сами не знаем толком, кого выбираем и кто будет вершить дела. Так почему бы нам не выбирать министров напрямую? Тогда правительство будет состоять из народных избранников, каждого из которых большинство лично предпочло на этот пост.

Представьте себе выборы, абстрагированные от партийности и привязанные именно к людям. Раньше они не несли перед нами личной ответственности – теперь ситуация изменилась. Раньше их ставила на должность партия – теперь избиратели.

Что же касается проигравших, они назначаются заместителями министра, и полномочия между ними делятся пропорционально полученным голосам.

И последнее: хорошо было бы запретить перед выборами рекламу секторального "кучкования". Нет, я ничего не имею против сообществ со своими особыми интересами, но государство нельзя растаскивать по узким нишам раздробленного спектра, в каждой из которых насаждается своя повестка. Вегетарианцы голосуют за своих, профсоюзники – за своих, "полосатые" – за своих, "в клеточку" – за своих… Нельзя распылять страну, превращая ее в "туманность".

Разумеется, такую избирательную систему не введешь одним махом, без подготовки. Сначала надо продумать детали, изменить законодательство. Но главное – она требует ответственности не только от претендентов, но и от избирателей, от нас. Само общество должно понимать азы государственного устройства и социального равновесия, должно иметь зрелый взгляд на современную демократию и ее инструменты.

Фактически, дело не в политиках, не в выборах, а в нашей готовности уживаться, сосуществовать, ладить, принимать друг друга. Дело в общем осознании того простого факта, что интересы целого превалируют над всеми частными запросами.

Стране не нужны победители – для страны важно, чтобы не было проигравших.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Женщины во власти

Общество будущего: новая система управления

Жизнь – это постоянная борьба

Страница 3 из 1212345...Последняя »