Записи в разделе 'Тора'
Тора. Книга Шмот. Глава Шмот

Тора. Книга Шмот. Глава Шмот (в сокращении)

Имена сынов Израиля, пришедших в Египет с Яковом, каждый со своим семейством: Реувен, Шимон, Леви и Йегуда, Исахар, Звулун и Биньмин, Дан и Нафтали, Гад и Ашер. Всех душ, прямых потомков Яакова, 70, а Йосеф был в Египте. И умер Йосеф, и его братья, и все то поколение. А сыны Израиля плодились, и наполнилась ими страна.

И восстал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа. И сказал он народу своему: "Вот народ Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте перехитрим его, а не то умножится он и, случись война, присоединится он к неприятелям нашим, и будет воевать против нас, и уйдет из страны". И поставил над Израилем начальников, изнурять его тяжкими работами, и строить города-хранилища для Фараона - Питом и Рамсес. Но по мере того, как изнуряли Израиль, все больше размножался он. И обратился царь Египта к еврейским повитухам, Шифра и Пуа, и сказал им, принимая роды, умертвлять сыновей. Но повитухи боялись Б-га, и не делали, как сказал им царь. И тогда повелел Фараон своему народу: "Всякого новорожденного мальчика бросайте в Нил, а всякой девочке - дайте  жизнь!".  

Один человек из рода Леви взял жену, и родила сына, и скрывала его три месяца. Но долее скрывать его не могла, и взяла ларец из папируса, положила в него младенца, и поставила в камышах у берега Нила. И встала поодаль сестра его, чтобы узнать, что с ним случится.

И сошла дочь Фараона искупаться, и увидела ларец, взяла его и увидела младенца, и сжалилась над ним, и сказала: "Не иначе как из детей евреев". И сказала сестра его дочери Фараона: "Не сходить ли, позвать тебе кормилицу-еврейку, чтобы выкормила тебе этого младенца?". И сказала дочь Фараона: "Иди!". И девица позвала мать младенца. И дочь Фараона дала ей младенца выкормить.

И вырос ребенок, и привела она его к дочери Фараона, и стал он ей сыном, и назвала она его Моше, потому что из воды вытащила его.

И когда вырос Моше, вышел к братьям своим, увидел, как египтянин избивает еврея, и увидел, что нет никого, и убил египтянина, и скрыл труп в песке. И на другой день увидев, как два еврея ссорятся, сказал нечестивцу: "Зачем тебе бить ближнего своего?". А тот ответил: "Кто поставил тебя начальником над нами? Или ты помышляешь убить меня, как убил египтянина?".

И услышал об этом Фараон, и хотел убить Моше, но Моше бежал в страну Мидьян, и встретил у колодца семь дочерей царя Мидьян, которые хотели напоить скот, но пастухи отогнали их. Моше защитил их и напоил их скот. И они рассказали об этом Реуэлю, отцу своему, и он позвал Моше. И согласился Моше жить у него, и выдал  за Моше дочь свою Ципору. И родила она сына, и назвал его Моше Гершом (пришелец).

Спустя много времени умер царь Египта, и застонали сыны Израиля от работы, и возопили, и вознесся их вопль от работы их к Б-гу. И услышал Б-г стоны их, и вспомнил союз свой с Авраамом, Ицхаком и Яаковом.        

А Моше пася скот тестя своего Итро, правителя Мидьяна, дошел до горы Б-га в Хореве. И открылся ему ангел Б-га в пламени куста: вот куст ежевики пылает огнём, но не сгорает. И позвал его Б-г из куста: "Я - Б-г отцов". И закрыл Моше лицо свое, ибо боялся смотреть на Б-га.

И сказал Б-г: "Увидел Я бедствие народа Моего, и сошел спасти его из-под власти Египта, и привести в страну прекрасную, текущую молоком и медом. А теперь посылаю Я тебя к Фараону, и выведешь ты народ мой из Египта! Я буду с тобой, а когда выведешь народ из Египта, будете служить Мне на этой самой горе!

Иди, собери старейшин Израиля и скажи, что Б-г открылся мне. И услышат они тебя, и придешь с ними к царю Египта, и скажете ему: Б-г открылся нам, а теперь, с твоего позволения, пойдем мы на три дня пути в пустыню и принесем жертвы Б-гу нашему. А Я знаю, что не позволит идти вам царь Египта, но не потому, что власть его крепка, а потому, что Я поражу Египет всеми чудесами Моими, и лишь после этого отпустит он вас. И дам вам приязнь в глазах египтян, и заберете все, и опустошите Египет".           

И ответил Моше: "Но ведь не поверят они мне, не послушаются, ибо скажут: не открывался тебе Б-г!". И сказал ему Б-г: "Что это у тебя в руке?". И ответил Моше: "Посох". И сказал Б-г: "Брось его на землю!". И бросил его Моше на землю, и превратился он в змея, и побежал Моше от него. Но сказал Б-г Моше: "Протяни руку и схвати его за хвост!". И Моше схватил змея - и стал он посохом в руке его.

И сказал Б-г: "Это для того, чтобы они уверовали, что явился тебе Б-г. И еще, засунь руку свою за пазуху". И засунул он руку за пазуху, и вынул ее, и рука  покрылась проказой. И сказал Он: "Засунь снова руку свою за пазуху!". И засунул он руку за пазуху, и вынул - и вот снова стала она плотью. И сказал Он: "Если не поверят тебе и 1-му знамению, то поверят 2-му. А если не поверят, то возьмешь из Нила воды и выльешь на сушу - и вода станет кровью". 

И сказал Моше: "Но я не речист, косноязычен и заикаюсь". И ответил ему Б-г: "Кто дал уста человеку, Кто делает его немым, глухим, зрячим, или слепым - не Я ли? Иди и Я буду повелевать твоими устами и укажу тебе, что говорить. И будешь говорить Аарону, а Я буду повелевать твоими устами, и укажу вам, что делать.

И взял Моше семью свою, и отправился в Египет. И сказал Б-г Моше: "Помни о всех чудесах, которые Я поручил тебе совершить, и сделай их на глазах у Фараона - а Я укреплю сердце его, и он не отпустит народ. И скажешь Фараону: Так сказал Б-г: отпусти сына Моего, дабы он Мне служил, но ты отказываешься его отпустить, и вот: убиваю Я твоего первенца".

И было в пути на ночлеге, настиг Б-г Моше и хотел умертвить, но взяла Ципора острый нож, и обрезала крайнюю плоть сына своего.

И сказал Б-г Аарону: "Иди навстречу Моше в пустыню". И пошел он, и встретил его на горе Б-га, и рассказал Моше обо всем, и собрали они старейшин Израиля, и пересказал Аарон все, что сказал Б-г Моше, и поверил народ, и понял, что вспомнил Б-г о сынах Израиля и увидел их страдания, - и пали ниц.

А затем пришли Моше с Аароном и сказали Фараону: "Так сказал Б-г Израиля: Отпусти народ Мой, чтобы они совершили Мне празднество в пустыне!". И сказал Фараон: "Кто такой Б-г, чтобы я послушался Его и отпустил Израиль? Не знаю я Б-га, и Израиль не отпущу! Зачем вы отвлекаете народ от работы?"

И велел Фараон не давать соломы для изготовления кирпичей, сами пусть  собирают себе солому. Но число кирпичей делать как прежде, ибо  ленивы они, потому и кричат: пойдем, принесем жертвы Б-гу нашему. Пусть тяжестью ляжет работа на них, а не прислушиваются к пустым словам!

И рассеялся народ по всей стране Египетской собирать солому и сено. А угнетатели погоняют, почему те не сделали положенного числа кирпичей. И увидели надсмотрщики над сынами Израиля, что попали в беду и должны говорить своим братьям: "Не уменьшайте числа кирпичей, положенного каждый день".

И встретили Моше и Агарона те, кто стояли напротив них, когда они вышли от Фараона, и сказали: "Б-г осудит вас за то, что сделали вы нас омерзительными в глазах Фараона и его слуг, меч вы вложили в их руки, чтобы убить нас!".

И вернулся Моше к Б-гу, и сказал: "Зачем сделал ты зло этому народу, зачем ты меня послал? Ведь с тех пор, как я пришел к Фараону, чтобы говорить от Имени Твоего, стало только хуже народу этому, а избавить - не  избавил Ты народа Твоего!".

И сказал Б-г Моше: "Вот теперь ты увидишь, что Я сделаю Фараону - ибо Сильной Рукой Моей принужденный, отошлет он вас и насильно изгонит из страны своей".

Тора. Книга Бамидбар. Глава Пинхас

Тора. Книга Бамидбар. Глава Пинхас (в сокращении)

И говорил Б-г Моше: "Пинхас, сын Элазара, сына Аарона Коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля. Поэтому Я заключаю с ним Мой союз мира. И будет он ему и потомству его союзом вечного священнослужения. Выступи против мидьян и разгроми их.

И сказал Б-г Моше и Элазару: "Произведите исчисление всего общества от двадцати лет, поступающих в войско Израиля". И было исчисленных - 601730.

И говорил Б-г Моше: "Разделена будет страна каждому, согласно исчисленным его. По жребию будет разделена страна. И не осталось среди исчисленных  из сынов Израиля в пустыне Синайской, потому что сказал Б-г о них: "Умрут они в пустыне", никого, кроме Калева и Йегошуа.

И сказал Б-г Моше: "Взойди на эту гору Аварим и посмотри на страну, которую Я дал сынам Израиля. И когда осмотришь ее, приобщись и ты к народу твоему, как приобщился Аарон, брат твой. Ибо не послушались вы Меня в пустыне, когда роптало общество, чтобы явить святость Мою на глазах у них, у "Вод распри".

И говорил Моше Б-гу: "Да назначит Б-г человека над обществом, который водил бы их, чтобы не было общество Б-га, как стадо, у которого нет пастуха". И сказал Б-г Моше: "Возьми Йегошуа, сына Нуна, человека сильного духом, и поставь его над всем обществом, и дай ему указания на глазах у них, дай ему от величия твоего, чтобы слушалось его все общество Израиля.

И говорил Б-г Моше: "Повели сынам Израиля приносить Мне жертвы утром и вечером. А в день субботний сверх обычного. Также сверх обычного, жертвы в новомесячья, в первый месяц, в четырнадцатый  день месяца - Песах Б-гу, в пятнадцатый день этого месяца - праздник, семь дней опресноки следует есть. В первый день - священное собрание, никакой работы не делайте. И в день седьмой священное собрание, никакой работы не делайте.

А в день первинок, священное собрание, никакой работы не делайте. И приносите жертву всесожжения.

А в месяц седьмой, в первый день месяца священное собрание, никакой работы не делайте, днем трубных звуков будет он у вас. А в десятый день седьмого месяца священное собрание, смиряйте души ваши, никакой работы не делайте. И приносите жертву всесожжения Б-гу.

А в пятнадцатый день седьмого месяца священное собрание, никакой работы не делайте и празднуйте праздник Б-гу семь дней.

Тора. Книга Шмот. Глава Пкудэй

Тора. Книга Шмот. Глава Пкудэй (в сокращении)

Вот итоги сооружения Шатра откровения. А из голубой шерсти сделали служебные и священные одежды. И соткали эйфод из золотых нитей и нитей голубой шерсти. И расплющили золото в листы, и рассекли их на нити, чтобы скрутить вместе с голубой шерстью, для ткания. И сделали камни ониксы в золотых оправах, на которых, словно на печати, были вырезаны имена сынов Израиля. И соткали хошен из нитей золотых. И вставили в него камни в оправах. И соткали мантию, чтобы на нее надевался эйфод. И соткали хитоны из льна для Аарона и его сыновей. И льняной тюрбан и льняные головные уборы, и льняные штаны. И соткали вышитые пояса из нитей льна. И сделали священный венец из чистого золота, и надпись на нем, как на печати: "Святыня Б-гу". И завершилась вся работа по сооружению Шатра откровения, сыны Израиля сделали все так, как Б-г повелел Моше.

И доставили к Моше Шатер и все принадлежности его. И осмотрел Моше все сделанное, и увидел, что всю работу исполнили так, как Б-г повелел, и благословил их Моше.

И говорил Б-г Моше: "В день новолуния первого месяца воздвигни Шатер откровения: Поставь там Ковчег и закрой крышкой Ковчег, внеси стол и разложи на нем хлеб, внеси Менору и зажги светильники ее, поставь золотой жертвенник для воскурения благовоний напротив Ковчега, повесь полог, закрывающий вход в Шатер, поставь жертвенник перед входом в Шатер, поставь умывальник между Шатром и жертвенником и налей в него воды, поставь ограду двора вокруг Шатра и повесь занавес, закрывающий вход во двор Шатра, возьми масло для помазания и помажь Шатер и все, что в нем, и станет это Святыней, помажь жертвенник, и станет жертвенник Святая Святых, помажь умывальник. И приведи Аарона и его сыновей к входу в Шатер, омой их водою, одень Аарона в его священные одежды, помажь его, освятив его, и будет он Мне служить. И сыновей одень в хитоны, и помажь их, и будут они Мне служить навеки, во всех поколениях их". И сделал Моше все согласно тому, как Б-г повелел.

И закрыло облако Шатер, и Слава Б-га наполнила Шатер. И не мог Моше войти в Шатер откровения, ибо облако пребывало на нем, и Слава Б-га наполняла Шатер. И когда поднималось облако над Шатром - отправлялись сыны Израиля в странствие, а если не поднималось облако, не отправлялись они в путь до того дня, когда оно поднималось. Ибо облако Б-га стояло над Шатром откровения днем, и огонь виднелся в нем ночью, на глазах у всех сынов Израиля во время всех их странствий.

 

("Сделай" - означает действия по исправлению желаний души. Можно ли догадаться о каких исправлениях, исправлениях каких уровней желаний идет речь? Давайте пробовать составлять словарь соответствия ветвей, земных названий, их духовным корням). 

 

Тора. Книга Шмот. Глава Ваира

Тора. Книга Шмот. Глава Ваира (в сокращении)

И говорил Б-г Моше: "Я открывался отцам, но Своей сущности им не открывал. И заключил с ними Союз, чтобы отдать им страну Кнаан. Услышал Я стенание сынов Израиля, которых египтяне порабощают, и  вспомнил Я союз мой. Поэтому скажи сынам Израиля: Я - Б-г, выведу вас из-под ига египтян, избавлю вас от служения им, и  спасу вас мощью великой и страшными карами, возьму народом Себе, и буду вам Б-гом, приведу вас в страну, которую Я поклялся отдать Аврааму, Ицхаку и Яакову, и отдам ее в наследие вам!". И говорил Моше так сынам Израиля, но не слушали они его из-за нетерпения и тяжкой работы.

И говорил Б-г Моше: "Пойди, говори с Фараоном, и отпустит он сынов Израиля". И говорил Моше: "Вот, сыны Израиля не стали слушать меня - как же Фараон будет слушать меня, я ведь косноязычен". И говорил Б-г с Моше и Аароном, и дал им указания о сынах Израиля и о Фараоне, чтобы вывести сынов Израиля из страны Египетской.

Сын Леви, Кегат, сын Кегата Амрам взял Йохевед, тетку свою, себе в жены, и родил Аарона и Моше - те самые Аарон и Моше, которым велел Б-г вывести сынов Израиля из страны Египетской. И сказал Б-г Моше: "Ты будешь говорить все, что Я тебе повелю, а Аарон будет говорить с Фараоном, чтобы он отпустил сынов Израиля из страны своей. Я же ожесточу сердце Фараона и умножу чудеса Мои в Египте. И не послушает вас Фараон, а Я наложу Руку Свою на Египет, и выведу народ Мой, наказав Египет страшными карами. И узнают египтяне, что Я Б-г". И было Моше 80, а Аарону 83 года, когда обратились они к Фараону.

И пришли Моше и Аарон к Фараону, и бросил Аарон свой посох перед Фараоном, и стал он крокодилом. И призвал Фараон мудрецов и чародеев - и сделали они то же, но посох Аарона поглотил их посохи. Но укрепилось сердце Фараона, и не послушал он их, как и предсказывал Б-г.

И сказал Б-г Моше: "Иди к Фараону на берег Нила, и скажи ему: сейчас узнаешь, что со мной Б-г: и Аарон ударил посохом по воде, и превратилась вода в кровь. А рыба подохла, и не могли египтяне пить воду из Нила, и было кровь по всей стране Египетской. И сделали тоже самое волхвы египетские, и укрепилось сердце Фараона, и не послушал он их, как и предсказал Б-г. И повернулся Фараон, и ушел в свой дворец, не обратив внимания также на это.

И сказал Б-г Моше: "Фараону скажи: если не отпустишь, Я поражу всю область твою жабами". И навел Аарон руку свою на воды Египта, и жабы покрыли всю страну. И сделали то же самое волхвы чарами своими. И призвал Фараон Моше и Аарона: "Удалите жаб и я отпущу ваш народ". И сказал Моше Фараону: "Когда молить Б-га истребить жаб?". И сказал Фараон: "Завтра". И сделал Б-г по слову Моше, и увидел Фараон, что стало легче, и укрепил сердце свое, и не послушался их, как предсказал Б-г.

И сказал Б-г Моше: "Скажи Аарону: наведи посох на прах земли" - и появились вши на людях и на животных: весь прах земли стал вшами во всей стране Египетской. И волхвы чарами своими, пытались произвести вшей, но не могли. И сказали волхвы Фараону: "Это перст Божий", но укрепилось сердце Фараона, и не послушался их, как и предсказал Б-г.

И сказал Б-г Моше: "Скажи Фараону: если не отпустишь народ, наполнятся дома египтян дикими зверями, кроме страны Гошен, в которой живет Мой народ". И сделал Б-г так. И сказал Фараон Моше и Аарону: "Идите, принесите жертвы Б-гу вашему!"

И сказал Моше: "Неверно здесь приносить жертвы, ибо скот, которому покланяются египтяне, мы принесем в жертву Б-гу, - не побьют ли они нас камнями? На три дня пути уйдем в пустыню и принесем там жертвы Б-гу. И сказал Фараон: "Я отпущу вас, принесете жертвы Б-гу, и помолитесь за меня!" И сказал Моше: "Когда я уйду от тебя, я помолюсь Б-гу, и уйдут от вас дикие звери". И вышел Моше от Фараона, и помолился Б-гу, и ушли дикие звери и от Фараона и от народа. И ожесточил Фараон сердце свое и на этот раз, и не отпустил он народ.

И сказал Б-г Моше: "Фараону скажи: Б-г евреев говорит: отпусти народ Мой, иначе будет великий мор, но не умрет ни одно животное из скота сынов Израиля". И совершил это Б-г на следующий день, и вымер весь скот египтян, а из скота сынов Израиля не погибло ничего. И послал Фараон, и вот - не погибло ничего из скота израильтян. И отягчилось сердце Фараона, и не отпустил он народ.

И сказал Б-г Моше и Аарону: "Пусть Моше на глазах у Фараона бросит к небу пригоршню печной золы - и появятся на коже людей и животных язвы". И не могли волхвы устоять перед Моше из-за покрывших их нарывов. И ожесточил Б-г сердце Фараона, и не послушал он их, как Б-г предсказал Моше.

И сказал Б-г Моше: «Встань рано утром, и предстань перед Фараоном, и скажи ему: так сказал Б-г евреев: отпусти Мой народ, чтобы они служили Мне!

И сказал Б-г Моше: "Наведи руку на небеса, и низвергнется град на всю страну, и побил град людей, животных,  траву, всякое дерево. Только в стране Гошен, где пребывали сыны Израиля, не было града. И сказал Фараон Моше и Аарону: "Согрешил я на этот раз, прав Б-г, а я и народ мой грешны. Помолитесь Б-гу, что довольно быть граду, и я отпущу вас".

И сказал Моше: "Когда я выйду из города, подниму руки к Б-гу, прекратится град, дабы знал ты, что вся земля принадлежит Б-гу. Но ты и слуги твои, знаю я, еще не боитесь Б-га!" И увидел Фараон, что прекратился град, и продолжал грешить, и укрепил свое сердце, и не отпустил сынов Израиля, как и предсказал Б-г Моше.

Тора. Книга Берешит. Глава Ваигаш

Тора. Книга Берешит. Глава Ваигаш (в сокращении)

И подошел к нему Йегуда, и сказал: "Господин спрашивал, есть ли у нас отец? Есть у нас отец старый с рожденным в старости мальчиком, брат которого умер, а он один остался от матери своей, и отец любит его. Сказал ты нам привести его. Сказал нам отец: вы знаете, что двоих родила мне жена моя, ушел один, верно растерзан он.  Если и этого возьмете у меня, сведете седину мою с горем в могилу. Итак, пусть я останусь вместо отрока рабом у тебя, а отрок вернется, ибо как вернусь я к отцу моему без отрока, как видеть мне бедствие, которое постигнет отца моего?"

И не мог Йосеф удержаться, и заплакал, и услышали египтяне, и услышал дом Фараона, и сказал братьям: "Я Йосеф! Жив ли ещё отец мой? Не печальтесь, что вы продали меня сюда, ибо для поддержания жизни послал меня Б-г перед вами. Уже 2 года голод в стране, и еще 5 лет будет. Послал меня Б-г, чтобы подготовить для вас страну. Вернитесь к отцу и скажите: так сказал сын твой Йосеф: поставил меня Б-г господином во всем Египте; сойди ко мне, не медли. И ты поселишься в стране Гошен, чтобы быть вблизи меня". И пал он на шею Биньямину, и плакал, потом говорили с ним братья его.

И услышана была молва в доме Фараона, что пришли братья Йосефа, и показалось это приятным Фараону и рабам его. И сказал Фараон Йосефу: "Скажи братьям твоим: навьючьте скот ваш и отца вашего и семейства ваши приведите ко мне, и я дам вам лучшее, что есть в стране Египетской".

И отпустил Йосеф своих братьев, и сказал им: "Не ссорьтесь по дороге". И поднялись они из Египта, и пришли к Яакову, и сообщили, что Йосеф еще жив, и что он владычествует над всей страной Египетской, и замерло сердце его, ибо не поверил он им. И пересказали ему все слова Йосефа, и сказал Исраэль: "Еще Йосеф, сын мой, жив, пойду и увижу его, прежде чем умереть".

И отправился Исраэль, и пришел в Беэр-Шеву, и принес жертвы Б-гу отца своего, Ицхака. И сказал Б-г Исраэлю в ночных видениях: "Яаков, не бойся сойти в Египет, ибо большим народом сделаю Я тебя там. Я сойду с тобою в Египет, и Я выведу тебя, и Йосеф закроет глаза твои". И поднялись они и пришли в Египет.

Всего душ, прибывших с Яаковом в Египет, происшедших из чресел его, кроме жен сыновей Яакова - 66. Сыновей Йосефа, родившихся в Египте - 2. Всех душ дома Яакова, пришедших в Египет - 70.

А Йегуду послал он перед собой к Йосефу, указать путь в Гошен. И пришли они в страну Гошен. И Йосеф поднялся навстречу Исраэлю, отцу своему, в Гошен, и явился, и пал на шею, и плакал долго. И сказал Исраэль Йосефу: "Могу умереть теперь, после того, как увидел лицо твое, что ты еще жив". И сказал Йосеф братьям своим: "Если Фараон спросит вас о занятии вашем, скажите: скотоводами были мы всегда - дабы вы остались жить в стране Гошен, ибо отвращение для египтян всякий пастух овец".

И Йосеф и сообщил Фараону: "Отец мой и братья мои со скотом пришли, и вот они в стране Гошен". И сказал Фараон: "Страна Египетская перед тобой, в лучшей части страны посели их, пусть живут они в стране Гошен. А если есть у них люди способные, то назначь их начальниками над моими стадами".

И привел Йосеф Яакова, отца своего, и представил его Фараону, и Яаков благословил Фараона. И сказал Фараон Яакову: "Сколько лет жизни твоей?". /9/ И сказал Яаков Фараону: "Лет жизни моей 130". И благословил Яаков Фараона, и вышел от Фараона.

И поселил Йосеф отца и братьев, и дал им владение в стране Египетской, в лучшей части страны, в стране Рамсес, как повелел Фараон. И кормил Йосеф отца своего, и братьев своих, и весь дом отца своего хлебом по количеству детей. А по всей стране хлеба не было, ибо весьма тяжким стал голод, и изнурилась страна Египетская и страна Кнаан от голода.

И собрал Йосеф все серебро в стране Египетской и в стране Кнаан, за хлеб, и внес его в дом Фараона. И пришли египтяне к Йосефу, и сказали: "Дай нам хлеба, вышло серебро". И сказал Йосеф: "Я дам вам хлеб за скот ваш, если вышло серебро". И они привели скот свой к Йосефу, и Йосеф снабжал их хлебом. И кончился скот, и сказали: "Нег серебра и нет скота, разве только тела наши и земля наша. И откупил Йосеф всю землю, и стала страна собственностью Фараона. А народ расселил по городам от одного конца Египта до другого.

Только земли жрецов не купил, потому что был надел жрецам от Фараона, и они питались им, потому не продали своей земли.

И сказал Йосеф народу: "Я купил теперь вас и землю вашу для Фараона. Вот вам семена и засейте в землю! А из доходов дадите пятину Фараону, а четыре доли будут вам на посев поля, на пропитание". И они сказали: "Ты даровал нам жизнь, будем мы рабами у Фараона". И жил Израиль в стране Египетской, в стране Гошен, и стали в ней оседлыми, и расплодились, и очень умножились.

Как читать Тору?

shachmaty-2.gifПо поводу, выставляемых в блоге, сокращенных глав Торы:

Основа теории и практики постижения духовной жизни изложена в книге, называемой Тора. Ни Адам, ни Авраам, а только Моше получил полную методику постижения Творца. Все остальное - комментарии, т.е. изложение его постижения в частных или иных формах.

Тора - от слов Ор - свет и Ораа - инструкция. Излагается для нас "языком ветвей": каждая духовная сила называется тем, что она порождает в нашем мире. Поэтому описываются духовные силы (в духовном мире есть только силы без материи), а нам кажется, что описывается наш мир.  

Зачем нам описания высшего мира? - 1. чтобы вызывать на себя чтением этих текстов исправляющий свет ОМ, 2. чтобы, после исправления себя светом ОМ, наполняться этим светом, в мере своего исправления. Если бы не эта методика, мы бы всегда оставались на животном уровне существования, т.е. не смогли бы выйти на ступень вечности, совершенства и подобия Творцу.

Язык ветвей (описание высших сил их следствиями-ветвями) имеет 4 модификации, или иначе есть 4 языка ветвей: ТАНАХа (исторический, как приводится в публикуемых здесь кратких главах Торы), Алахи (законов), Агадот (сказаний), Каббалы. Язык Каббалы самый близкий к духовным корням и самый точный. См. Статью БС "Суть науки Каббала".

Предложение: Начните при чтении текста Торы, представлять себе, что речь идет о эгоизме-желании, который надо исправить, в его применении с "ради себя" на благо ближнему (Творцу, что одно и то же), постепенно, по частям. Все делится на силу отдачи (Творца) и силу получения (творение). Исправленная или исправляющаяся часть творения называется Исраэль ("Исра Эль" - прямо к Творцу). Также состоит из частей народ, начальники, рабы (желаний), управляющие (исправлением) Левиты, Коэны и пр.. Проверьте себя, как вы можете рассмотреть действие сил, управляющих нашим миром, за излагаемым "театральным" представлением.   

Тора. Книга Ваикра. Глава Эмор

Тора. Книга Ваикра. Глава Эмор (в сокращении)

И сказал Б-г Моше: "Скажи Коэнам: никто из них да не осквернится прикосновением к умершим из народа своего. Только ближайшим родственником своим: матерью и отцом, сыном и дочерью, братом и сестрой, девицей, близкой к нему, не бывшей замужем, можно ему оскверниться.

Не осквернит себя муж, чтобы стать нечистым. Не делают плеши на голове, бороды не обривают, на теле не делают надреза. Блудницу и обесчещенную нельзя брать в жены, жену, отверженную мужем нельзя им брать. И если дочь Коэна осквернит себя блудодейством, в огне будет сожжена.

Коэн ни к какому умершему не должен подходить, даже отцом и матерью не должен осквернять себя. Из Святилища нельзя ему выходить. Девственницу в жены брать должен. Вдову, отверженную, обесчещенную, блудницу - нельзя ему брать.

Коэн, у кого увечье, не должен приносить хлеб Б-гу, к завесе не подходить, к жертвеннику не приближаться.

Никакой посторонний не должен есть Святыни, жилец Коэна и наемник не должен есть Святыни. Если же Коэн приобретет себе человека, тот может есть из нее, и домочадцы его могут есть из хлеба его. Если дочь Коэна выйдет замуж за постороннего человека, нельзя ей есть из святого приношения. Но если дочь Коэна овдовеет или станет разведенной, и детей нет у нее, и возвратится она в дом отца своего, как в юности своей, то может она есть хлеб отца своего.

Если же человек съест Святыню по ошибке, то должен он добавить пятую долю к тому и отдать Коэну вместе со Святыней.

Всякий, приносящий жертву по обетам или в добровольный дар, - должно быть это без порока, мужского пола, из крупного скота, овец или коз.

Когда родится бык, овца, коза, то семь дней должно пробыть животное под матерью, а от восьмого дня пригодно для огнепалимой жертвы Б-гу. Но быка или барана не режьте в один день с потомством его.

Вот праздники Б-га, Священные Собрания, которые вы должны созывать в назначенное для них время: в 14 день 1-го м-ца, в сумерки - Песах. В 15 день этого месяца - праздник опресноков Б-гу. Семь дней ешьте опресноки. В первый день Священное Собрание, никакой работы не делайте, приносите огнепалимые жертвы Б-гу семь дней, в седьмой день - Собрание Священное: никакой работы не делайте.

Когда придете в страну, которую Я даю вам, и будете жать жатву, то приносите Омер из начала жатвы вашей к Коэну. И вознесет он Омер пред Б-гом вам в благоволение во второй день празднования, годовалого ягненка, хлебный дар. Ни хлеба, ни сушеных зерен, ни свежих колосьев не ешьте, пока не принесете этой жертвы.

И отсчитайте от второго дня празднования до дня принесения вами Омера возношения 7 полных недель. До дня седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней и принесите новый хлебный дар Б-гу, 7 годовалых ягнят, 1 молодого быка, 2 баранов. И в тот день Священное Собрание будет у вас, никакой работы не делайте; это - вечное  установление во всех поселениях ваших для всех поколений ваших.

В 1-ый день 7-го м-ца будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, Священное Собрание, никакой работы не делайте, приносите огнепалимые жертвы Б-гу. В 10-ый день 7-го м-ца - День искупления, Священное Собрание, смиряйте души, приносите огнепалимые жертвы Б-гу, никакой работы не делайте, чтобы искупить вас пред Б-гом. А всякая душа, которая не смирит себя в этот самый день, отторгнута будет от народа своего. Кто будет делать какую-либо работу в этот самый день, истреблю я душу его из среды народа его. Никакой работы не делайте, это - вечное установление. Это суббота покоя для вас, и смиряйте души ваши в 9-ый день месяца вечером: от вечера до вечера соблюдайте покой ваш.

В 15-ый день 7-го м-ца - праздник Сукот, 7 дней Б-гу. В 1-ый день - Священное Собрание, никакой работы не делайте. 7 дней приносите огнепалимые жертвы Б-гу, в 8-ой день - Священное Собрание, огнепалимые жертвы Б-гу, праздничное собрание, никакой работы не делайте.

Вот праздники Б-га сверх суббот Б-га, сверх даров, обетов, добровольных даров, которые будете вы приносить Б-гу.

В 15-ый день 7-го м-ца, когда собираете плоды земли, празднуйте Праздник Б-га 7 дней, в 1-ый и 8-ой дни - покой. Возьмите себе в 1-ый день плод дерева великолепного, ветви пальмовые, отростки дерева густолиственного, верб речных - и радуйтесь пред Б-гом 7 дней. Это вечное установление для всех поколений ваших. В шалашах живите 7 дней, дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из страны Египетской.

Возжигать светильник постоянно. Из тонкой пшеничной муки испеки 12 хлебов, по 2/10 эйфы на один хлеб, положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Б-гом. Положи на каждый ряд чистой ароматной смолы, в память огнепалимой жертву Б-гу. В каждый день субботний следует раскладывать их пред  Б-гом".

И вышел сын израильтянки и египтянина в среду сынов Израиля, поссорился с израильтянином и оскорблял Имя Б-га. И говорил Б-г Моше: "Выведи проклинающего за стан, и забросает его камнями все общество. Всякий, оскорбляющий Имя Б-га смерти будет предан, камнями забросает его все общество.

Кто лишит жизни другого человека, смерти будет предан. Кто убьет скотину, должен он заплатить за нее: животное за животное. Кто нанесет увечье ближнему своему, пусть так будет сделано с ним: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: какое увечье нанесет он человеку, такое же должно быть нанесено ему. Закон один будет у вас для пришельца и для жителя страны, ибо Я - Б-г.

Тора. Книга Ваикра. Глава Бахар

Тора. Книга Ваикра. Глава Бахар (в сокращении)

  И говорил Б-г Моше на Синае: "Говори сынам Израиля: когда придёте в страну, которую Я даю вам,  земля должна покоиться в субботу Б-га. Шесть лет засевай поле, обрезай виноградник, собирай плоды земли. А в седьмой год - суббота покоя будет для земли, суббота Б-гу: поля не засевай и виноградника не обрезай. То, что само вырастет на жатве, не сжинай, лоз не снимай, год покоя будет для земли. И будет суббота земли в пищу, тебе, рабу, наемнику, поселенцу, скоту и зверям, которые на земле твоей.

Отсчитай 7 субботних лет, 7 раз по 7 лет, 49 лет. И труби в шофар в 10-ый день 7-го месяца, в день искупления. И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее, Юбилеем будет это у вас, и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый к семейству своему. Не сейте, не жните, не снимайте винограда, с поля ешьте плоды. Возвратитесь каждый во владение свое.

По числу лет после Юбилея покупай, и по числу лет урожая он должен продавать тебе. Чем больше будет этих лет, тем большую назначишь ему цену, ибо число жатв продает он тебе. Не обманывайте друг друга, ибо Я - Б-г. Исполняйте установления и законы Мои и будете жить спокойно на земле.

А если скажете: что же будем есть в седьмой год, знайте, Я пошлю вам благословение Моё в шестой год, и он доставит вам урожай на три года. И будете сеять в восьмой год, но есть будете из урожаев старых до девятого года, до появления его урожая. А земля не может быть продана навеки, ибо Моя земля, вы же пришельцы и поселенцы у Меня. По всей стране владения вашего дозволяйте выкуп земли.

Если обеднеет брат твой и продаст часть владения своего, то близкий родственник выкупит проданное братом. Если сам найдет сколько нужно на выкуп, пусть исчислит годы, прошедшие со времени продажи, и возвратит излишек тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое. Если не будет у него сколько нужно возвратить, то проданное им останется в руках купившего до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет опять во владение его.

Если кто продаст жилой дом в городе, окруженном стеной, то выкупить его разрешается до истечения года от продажи его. Если же не будет он выкуплен до истечения целого года, то остается навсегда у купившего и не отойдет в Юбилей. Дома в селениях, не окруженных стеной, следует считать наравне с полем земли: их можно выкупать, а в Юбилей они отходят к прежнему владельцу. В городах Левитов дома всегда можно выкупать Левитам. Если из Левитов кто выкупит дом, отойдет в Юбилей, ибо дома в городах Левитов составляют их владение среди сынов Израиля. А угодья при городах их нельзя продавать, ибо это вечное владение их.

Если обеднеет брат твой, поддержи его, пришелец или поселенец. Не бери с него проценты и роста, и за лихву не отдавай ему хлеба твоего.

Если обеднеет брат твой у тебя и продан будет тебе, не порабощай его работой рабской. Как наемник, как поселенец будет он у тебя до юбилейного года, а тогда отойдет, и сыновья его с ним, и возвратится к семейству своему и во владение отцов своих вступит опять. Потому что они - Мои рабы, которых Я вывел из страны Египетской: нельзя их продавать, как продают рабов. У народов, которые вокруг вас, покупайте раба. Также детей поселенцев можете покупать, что родили в стране вашей, они могут быть вашей собственностью. И можете передавать их в наследство сыновьям вашим после себя. А над братьями вашими, сынами Израиля, никто да не властвует над братом своим с жестокостью.

Если пришелец или поселенец достигнет достатка, а брат твой обеднеет перед ним и продан будет пришельцу, поселенцу, после продажи один из братьев его должен выкупить его. И рассчитается от года, когда он продал себя, до года юбилейного, должен он возвращать по годам за себя. Как наемник он должен быть у него во все годы; да не властвует тот над ним с жестокостью на глазах у тебя. Если же он не выкупится таким образом, то в юбилейный год отойдет сам и дети его с ним, ибо Мне рабы сыны Израиля

Не делайте себе идолов и кумира, столба не ставьте у себя, камня с изображениями, чтобы поклоняться на нем; ибо Я - Б-г Ваш.

Тора. Книга Ваикра. Глава Ахарей

Тора. Книга Ваикра. Глава Ахарей (в сокращении)

И говорил Б-г Моше после смерти двух сыновей Аарона, когда они предстали пред Б-гом и умерли: "Скажи Аарону, чтобы не во всякое время входил он в Святилище за завесу и не приближался к крышке, покрывающей Ковчег, дабы он не умер, ибо в облаке явлюсь Я над крышкой. Аарон входить должен в Святилище с быком молодым для грехоочистительной жертвы и с бараном для всесожжения. Хитон льняной, священный, пусть наденет, и льняные штаны пусть будут на теле его, и поясом льняным опояшется, и тюрбан льняной наденет - это священные одежды, пусть омоет тело свое в воде и наденет их.

А от общества сынов Израиля пусть возьмет двух козлов в грехоочистительную жертву и одного барана для всесожжения, и искупит себя и дом свой. И возьмет двух козлов, и поставит их пред Б-гом у входа в Шатер откровения. И возложит на обоих козлов жребий: жребий один для Б-га, и жребий другой для Азазеля. И приведет козла, на которого выпал жребий для Б-га в грехоочистительную жертву. А козла, на которого выпал жребий для Азазеля, оставит живым пред Б-гом, чтобы совершить через него искупление, отправив его к Азазелю, в пустыню.

И возьмет полный совок горящих угольев с жертвенника, который пред Б-гом, и полные горсти тонкой смеси благовоний для воскурения, и внесет за завесу. И положит смесь благовоний на огонь пред Б-гом, и покроет облако смеси благовоний крышку, покрывающую Ковчег свидетельства, дабы не умереть ему. И искупит Святилище от нечистоты сынов Израиля и от преступлений их во всех грехах; то же должен он совершить и над Шатром откровения, находящимся у них среди их нечистоты. И никто не должен быть в Шатре откровения, когда Аарон входит для искупления в Святилище, и до выхода из него, и совершит искупление за себя, и за дом свой, и за все общество Израиля.

И, закончив очищение Святилища, и Шатра откровения, и жертвенника, подведет он козла живого. И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедуется над ним во всех провинностях сынов Израиля, и во всех преступлениях их, и во всех грехах их, и возложит их на голову козла, и отошлет его с нарочным в пустыню. И понесет на себе козел все провинности их в страну обрывов; так отправит он козла в пустыню.

Человек же, который отводил козла к Азазелю, должен вымыть одежды свои и омыть тело свое в воде, и затем может войти в стан. А быка жертвы грехоочистительной и козла жертвы грехоочистительной, кровь которых внесена была в Святилище для искупления, пусть вынесут за стан, и сожгут на огне кожу их, мясо их и нечистоты их.

И да будет это для вас вечным установлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца, смиряйте души свои и никакой работы не делайте, ни житель страны, ни пришелец, живущий среди вас. Ибо в этот день искупят вас для очищения вашего: ото всех грехов ваших пред Б-гом очиститесь вы. Это суббота покоя для вас, чтобы смиряли вы души свои; это установление вечное. Совершить же искупление должен тот Коэн, которого помажут и которого уполномочат на служение вместо отца его, он же наденет одежды льняные, одежды священные. И искупит Святилище, Шатер откровения, жертвенник, и все общество. И будет это для вас вечным установлением, чтобы искупить сынов Израиля от всех грехов их однажды в году".

И говорил Б-г Моше: "Говори Аарону и всем сынам Израиля: кто зарежет быка, овцу, козу и к входу в Шатер откровения не принесет для жертвоприношения Б-гу перед Шатром Б-га - кровь вменена тому человеку в вину: кровь пролил он, и отторгнут будет человек тот из среды народа своего. Дабы приносили сыны Израиля жертвы свои, которые они режут на поле, и приносили Б-гу ко входу в Шатер откровения, к Коэну, и приносили бы их в жертвы мирные Б-гу. И окропит Коэн кровью жертвенник Б-га, воскурит жир в благоухание, приятное Б-гу.

И чтобы не резали более жертв демонам, за которыми они блудно ходят. Установлением вечным пусть будет это для них во все поколения их.

Кто совершит всесожжение или вообще жертву, а ко входу в Шатер откровения не принесет ее, чтобы принести ее Б-гу, отторгнут будет от народа своего. Кто будет есть какую-нибудь кровь, - обращу Лицо Мое на того и отторгну его из среды народа его. Потому что душа тела - в крови, и Я предназначил ее вам для окропления жертвенника во искупление душ ваших.

Кто, охотясь, поймает зверя или птицу, пригодную в пищу, должен выпустить кровь ее и покрыть ее землей. Ибо душа всякого существа - кровь его.

Кто ест падаль или растерзанное зверем, вымыть должен одежды свои и омыться в воде, нечист будет до вечера. Если же не вымоет одежд и тела, понесет на себе вину свою".

И говорил Б-г Моше: "Я - Б-г Ваш. По обычаям страны Египетской и страны Кнаан не поступайте. Мои законы исполняйте.

Ни к кому из единокровных не приближайтесь, чтобы открыть наготу: Я - Б -г.

Наготы не открывай: отца и матери твоей, жены отца, сестры, внучки, дочери жены отца, сестры отца, сестры матери, брата отца, невестки, жены брата: это кровосмешение, разврат.

Жены к сестре ее не бери в соперницы. К жене в нечистоте ее не приближайся. С женой ближнего твоего не производи излияния семени, оскверняясь ею. С мужчиной не ложись, как ложатся с женщиной. Ни с какой скотиной не производи излияния семени. Женщина да не станет перед скотом для совокупления с ним.

И не исторгнет страна вас, когда вы оскверните ее, как исторгла она народ, бывший до вас. Ибо  всякий, кто сделает из этих мерзостей, - души делающих это отторгнуты будут из среды народа их.

Вознаграждение - в поиске

idra_raba_100_wp.gifВопрос от gosha: Вы раскодировали Тору, не знаю как много людей об этом догадываются, но уверен что такие есть среди ваших учеников.... Почему вы не напишете Тору языком каббалы от начала до конца, в похожем формате, достаточно доступно для владеющих каббалой? Ведь вы уже делаете эту работу, например, в рамках этого блога, ставя отрывок Торы после ответа на очередной вопрос. И всегда этот отрывок отвечает на конкретно поставленный вопрос, как и на миллионы других возможных (спасибо что вы показываете это нам!). Может быть есть запрет, чтобы это делать? Кто закодировал всю это информацию в Торе? Творец или великий каббалист Моше?

Ответ: Возможно, я напишу краткий учебник по Каббале, можно и Тору описать так же, я сейчас снимаюсь в "телесериале" по главам Торы. Скоро они выйдут на местном телевидении, и мы их выставим в нашем Интернете. Но никогда простым и легким постижение Высшего не будет, потому что по свойствам Он противоположен нам, и постигается только в мере подобия - работа всегда останется. И зачем же мне собирать то, что есть уже во многих отдельных уроках - вы ищите! - в этом ваш труд и ваше вознаграждение!

Тора (конспект)

Беседа "Тора в свете Каббалы", ч.1
Беседа "Тора в свете Каббалы", ч.2

icon for podpress  Код библии: Открыть | Скачать
 

Предыдущие сообщения на эту тему в разделе:

Тора

Тора. Книга Бамидбар. Глава Матот

Тора. Книга Бамидбар. Глава Матот (в сокращении)

И говорил Моше главам колен Израиля: "Вот что повелел Б-г: Если человек даст обет Б-гу, все, как вышло из уст его, должен он сделать. А если женщина даст обет Б-гу в доме отца своего, и промолчит отец, то будут иметь силу все обеты ее. Но если воспрепятствовал ей отец ее, не будут иметь силу. А если выйдет замуж, а на ней - обеты ее, и муж промолчит, то обеты ее будут иметь силу. Но если муж воспрепятствует ей, то отменяет он обет, а Б-г простит ей. Обет вдовы и разведенной будет иметь силу для нее. Вот законы, которые Б-г заповедал Моше об отношениях между мужем и женой, между отцом и дочерью.

И говорил Б-г Моше: "Отомсти за сынов Израиля мидьянам, затем приобщишься ты к народу твоему". И сражались они против Мидьян, и убили всех мужчин. И взяли в плен жен мидьян и детей, весь скот и все имущество. И все города и крепости их сожгли огнем. И всю добычу доставили к Моше.

И вышли Моше и Элазар Коэн, и разгневался Моше: "Вы оставили в живых всех женщин? Ведь они соблазняли сынов Израиля по совету Билама, изменить Б-гу. А теперь убейте всех детей мужского пола, и всякую женщину, которую познал мужчина. Всех же детей женского пола, которых не познал мужчина, оставьте в живых для себя. А вы оставайтесь за станом семь дней, всякий, убивший человека, и всякий, прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленники ваши. И все одежды, и все деревянные сосуды очистите".

И сказал Элазар Коэн: "Вот закон, который Б-г заповедал Моше: Только золото, серебро, медь, железо, олово и свинец - все, что проходит через огонь, проведите через огонь, и очистится оно, также и водой очистительной следует его очистить; а все, что не проходит через  огонь, проведите через воду. И вымойте одежды ваши в седьмой день, и будете чисты, и после можете войти в стан".

И сказал Б-г Моше: "Исчисли все, что взято в плен. И раздели захваченное пополам, между воинами, ходившими на войну, и между всем обществом. И взял Моше из половины сынов Израиля, и отдал Левитам, исполняющим обязанности в Шатре Б-га.

И много скота было у сынов Реувена и Гада, и увидели они страну Язэр и  Гилад, место для скота. И сказали: "Земля эта пригодна для скота. Если мы нашли милость в глазах твоих, пусть будет дана земля эта рабам твоим во владение! Не переводи нас через Иордан. Загоны построим для скота и города для детей наших, а мы пойдем перед сынами Израиля, пока не приведем их на место их, пусть же останутся дети наши в городах, защищенных от жителей этой страны. Не возвратимся в дома наши, пока не получит каждый из сынов Израиля удел свой".

И сказал им Моше: "Если сделаете так, и покорена будет страна пред Б-гом, а затем возвратитесь, то будете чисты пред Б-гом и перед Израилем, и достанется вам эта страна во владение пред Б-гом".

И дал Моше сынам Гада, Реувена и половине колена Менаше царство Сихона, и царство Ога, с городами и окрестностями, с землями вокруг.

 

Тора. Книга Бамидбар. Глава Масэй

Тора. Книга Бамидбар. Глава Масэй (в сокращении)

Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из страны Египетской, под руководством Моше и Аарона. А Моше записывал места и походы:

Двинулись они из Рамсеса в первый месяц, в пятнадцатый день, на следующий день после пасхальной жертвы, и расположились в Сукоте. Двинулись из Сукота через пустыню до Кадеш, у горы Гор, на границе страны Эдом.

И взошел Аарон-Коэн на гору Гор, по велению Б-га, и умер там в сороковой год после исхода Израиля из Египта. И двинулись и расположились напротив Иерихона.

И говорил Б-г Моше у Иордана против Иерихона: "Когда перейдете Иордан в страну Кнаан, изгоните всех жителей той страны, уничтожьте всякое изображение идолов, и поселитесь в ней, ибо вам дал Я эту страну. И разделите страну по жребию по семействам, многочисленному дайте больший удел, а малочисленному дайте меньший удел. Если же не изгоните жителей этой страны от себя, то будут те колючками в глазах ваших и шипами в боках ваших, и притеснять будут вас в стране, в которой вы поселились.  

И говорил Б-г Моше: "Когда придете в страну Кнаан, южная граница от Мертвого моря к востоку, к потоку Египетскому и к морю. Граница западная Великое море. Северная: от Великого моря, от горы Гор до Хацар-Эйнан. Восточная от Хацар-Эйнана до моря Кинерет с востока, спустится к Иордану, и выйдет к Мертвому морю. Это будет страна ваша в границах ее со всех сторон".

И повелел Моше сынам Израиля: "Вот страна, которую разделите вы между девятью с половиной колен, ибо получило колено Реувена, Гада и половина колена Менаше удел свой по ту сторону Иордана".

И говорил Б-г Моше: "Дай Левитам города для жительства, и угодья вокруг городов две тысячи локтей со всех сторон города. Из городов, которые дадите Левитам, шесть городов для убежища, чтобы убегать туда убийце, и сверх этих дадите сорок два города - каждый даст из городов своих левитам соразмерно уделу своему, который он получит".

"Города убежища, чтобы убегать убившему человека по ошибке, дабы не погиб убийца прежде, чем предстанет перед обществом на суд - три города по эту сторону Иордана, а три города - в стране Кнаан".

"Если железным, деревянным орудием или камнем ударил кто человека, и тот умрет, то он - убийца; смерти будет предан. Кровомститель сам может умертвить убийцу. Если нечаянно, без злого умысла, или не видя, бросил он в него, и тот умер, а он не враг ему и не желает ему зла, рассудить должно общество. И спасти должно общество убийцу, и возвратит его общество в город убежища его, куда он бежал, и там он должен оставаться до смерти Первосвященника. Если же выйдет убийца за пределы города убежища, и убьет его кровомститель, то на нем нет вины крови. А после смерти Первосвященника может возвратиться убийца в страну владения своего.

Всякий, кто убил человека, по показанию свидетелей убивают такого убийцу; один свидетель не может давать показания против человека, чтобы осудили его на смерть.

Не бери искупительный дар за злодея, которому надлежит умереть, смерти будет он предан. Не бери выкуп за убежавшего в город убежища своего, чтобы возвратиться ему на жительство в страну прежде, чем умрет Первосвященник.

Всякая дочь, наследующая удел, должна стать женой кого-либо из колена отца своего, чтобы не переходил удел у сынов Израиля от колена к колену, каждый человек к колену отцов своих должен быть привязан.

Тора. Книга Шмот. Глава Мишпатим

Тора. Книга Шмот. Глава Мишпатим (в сокращении)

И вот Законы, которые ты разъяснишь им: Если купишь раба-еврея, шесть лет он будет служить, а на седьмой выйдет на свободу без выкупа. Если он пришел один, выйдет один, а если была у него жена, выйдет и жена вместе с ним. Если господин даст ему жену и та родит, жена и ее дети останется у господина, а раб выйдет один. А если заявит раб: я люблю господина, и жену, и детей, не выйду я на свободу, господин приведет его к судьям, и подведет его к двери или к косяку, и проколет ухо его шилом, и останется он служить ему навеки.

А если человек продаст свою дочь в рабство, не выйдет она на свободу так, как выходят рабы. Если она неугодна господину, который предназначал ее себе в жены, то пусть он предоставит ей возможность выкупить себя; чужому же продать ее он не властен, изменив ей. А если он предназначит ее сыну своему, то должен поступить с ней по закону, как с дочерью Израиля. Если другую возьмет себе, не должен он лишать ее пищи, одежды и супружеской близости. А если он трех этих вещей не сделает для нее, то выйдет она даром, без выкупа.

Тот, кто ударит человека так, что тот умрет, да будет предан смерти. Но тот, кто не злоумышлял, а по воле Б-га произошло с ним такое, то в место, которое Я тебе назначу, пусть бежит он.

Если человек злонамеренно умертвит ближнего, и от жертвенника Моего заберешь его на смерть. Кто ударит отца или мать, предан будет смерти. Кто похитит человека и продаст, будет предан смерти. Проклинающий отца или мать будет предан  смерти. Если ссорятся люди, и один ударит другого камнем или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель - если встанет и будет ходить вне дома на костыле своем, то ударивший освобожден от наказания, только пусть заплатит за перерыв его в работе и полностью вылечит его.

Если человек побьет раба или рабыню палкой, и тот умрет, то он должен быть наказан. Но если проживет день или два, то не надо наказывать его. Если при драке, ударят беременную женщину, и та выкинет, но опасности не будет для нее, следует  взыскать деньгами сумму, которую определит суд. Если же случится несчастье, то отдашь душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, ожог за ожог, рану за рану, ушиб за ушиб. Если выбьет глаз или зуб рабу или рабыне, пусть отпустит их на волю.

Если забодает бык мужчину или женщину насмерть, то быка побить камнями, мясо его не есть, а хозяин быка не виноват. Но если бык был бодлив, и предупреждали хозяина, но тот не стерег, то быка побить камнями, а хозяина предать смерти. Если раба забодает бык, 30 шекелей серебром следует дать господину его, а быка побить камнями. 

Если раскроет кто яму, и не прикроет ее, и упадет туда животное, владелец ямы должен возместить ущерб хозяину животного, а животное будет его. Если чей-нибудь бык забьет до смерти быка, принадлежащего другому, пусть продадут быка живого и разделят пополам деньги, также деньги за убитого быка пусть разделят пополам.

Если украдет кто быка или овцу и зарежет или продаст его, то стоимость пяти быков заплатит за быка и стоимость четырех овец за овцу.

Если во время подкопа замечен вор и побит будет так, что умрет, то не будет на убившем вины за его кровь. Но если сияло солнце, лежит на убившем вина. Если вор остался в живых, должен платить, а если платить ему нечем, пусть продадут его за кражу. Если найдется в руках его украденное - пусть заплатит вдвое.

Если потравит кто-нибудь поле, пустив скот свой, то лучшим полем своим пусть заплатит. Если займется огонь, и сгорит пашня, то платить должен вызвавший пожар.

Если отдаст кто-нибудь ближнему деньги или вещи на хранение, и это украдено будет из дома того человека, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое. Если не найдется вор, хозяин дома должен перед судом поклясться в том, что не крал.

При всяком ложном заявлении о пропаже, когда указывают на вещь "вот она", - доводы обоих должны быть доведены до суда. Кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему вдвое.

Если отдаст ближнему животное на хранение, и оно падет, будет покалечено или похищено без очевидцев - взявший на хранение должен поклясться, что не наложил он руки своей на собственность ближнего, и хозяин должен это принять, а тот не будет платить.

А если силой отнимут у него животное, взятое на хранение, то должен заплатить хозяину его. А если растерзано будет, то пусть представит свидетельство: за это растерзанное животное он не платит.

Если займет у ближнего скот, и скот этот будет покалечен или погибнет, но  хозяина его не было с тем, кто взял скот взаймы, - взявший должен платить. Если же хозяин его был с тем, кто взял взаймы, тот не должен платить.

Если обольстит человек девушку необрученную и ляжет с ней, то должен дать ей приданое и взять ее в жены. Если отказывается ее отец выдать ее замуж за него, то да отвесит тот серебра столько, сколько дают в приданое девушке.

Колдуньи не оставляй в живых! Всякий скотоложец да будет предан смерти. Приносящий жертвы идолам да будет истреблен - только Б-гу следует служить. Пришельца не притесняй и не угнетай, ибо пришельцами вы были в стране египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняй. Если будешь притеснять, то возгорится гнев Мой, и убью вас, и будут жены ваши вдовами, а дети ваши сиротами.

Когда деньгами будешь ссужать неимущего, не бери проценты. Если возьмешь в залог одежду ближнего, возврати ее ему до захода солнца, в чем будет он спать? Судей не проклинай и вождя народа твоего не кляни.

Людьми святыми будете Мне, и мяса животного, раненного зверем в поле, не ешьте, а псам бросайте его.

Не верь ложному слуху, не оказывай поддержки нечестивому, чтобы не стать лжесвидетелем. Не следуй за большинством во зло и не высказывайся о тяжбе, искажая закон, лишь бы склониться к большинству. Нищего не поддерживай в тяжбе его. Если встретишь заблудившее животное, принадлежащее врагу твоему, должен  ты вернуть его хозяину. Если увидишь, что осел врага твоего лежит под ношею своею, помоги непременно. Не суди несправедливо бедняка в тяжбе его. Сторонись неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю виновного. Взяток не принимай, ибо взятка ослепляет зрячих и извращает слова правых.

Шесть лет засевай землю твою и собирай плоды ее. А в седьмой - не трогайте ее, чтобы питались неимущие, а остатком после них питались звери.

Три раза в году справляй праздники Мне: праздник опресноков, праздник жатвы первых плодов и праздник сбора урожая. Три раза в году предстанет всякий мужчина пред Б-гом. Первинки урожая земли приноси в Храм Б-га. Не вари козленка в молоке матери его.

И написал Моше все слова Б-га, и взял книгу союза, и прочитал вслух народу, и сказали они: "Все, что говорил Б-г, сделаем и будем слушать его слова!" И взошли Моше, Аарон, Наддав, Авигу и 70 старейшин Израиля, и увидели они Б-га Израиля, а под ногами Его подобное кирпичу из сапфира, прозрачного, как небесная высь, и ели, и пили.

И сказал Б-г Моше: "Взойди ко мне на гору и Я дам тебе скрижали каменные, и Тору, и заповедь, которые Я написал для наставления народа". И взошел Моше на гору, и покрыло облако гору. И вошел Моше в облако, и был на горе 40 дней и ночей.

Тора. Книга Ваикра. Глава Ваикра

Тора. Книга Ваикра. Глава Ваикра (в сокращении)

И призвал Моше Б-г, и сказал ему из Шатра откровения: "Обратись к сынам Израиля: когда кто-нибудь из вас захочет принести жертву Б-гу, то из скота крупного или мелкого приведет самца без порока ко входу в шатер откровения, и возложит руку на голову жертвы, и приобретет благоволение во искупление свое, и зарежет тельца перед Б-гом, и принесут сыновья Аарона кровь тельца к жертвеннику, и со всех сторон окропят кровью жертвенник, и жертву всесожжения рассечет на части, и принесут сыновья Аарона огонь на жертвенник, и разложат дрова на огне, и возложат сыновья Аарона части жертвы на дровах, которые на огне, горящем на жертвеннике. А внутренности и голени ее вымоет он водою, и воскурит Аарон все на жертвеннике: это жертва всесожжения, благоухание, приятное Б-гу.

Если же из птиц всесожжение, то пусть приносит жертву свою из диких голубей или из молодых домашних голубей.

А если человек приносит хлебный дар Б-гу, то из тонкой пшеничной муки. И пусть польет ее оливковым маслом, и возьмет оттуда Аарон полную горсть, и воскурит эту поминальную часть на жертвеннике, во благоухание, приятное Б-гу. Оставшееся же от хлебного дара - Аарону и сыновьям его, это святая святых, оставшаяся от огнепалимых жертв Б-гу.

Если же будешь приносить хлебный дар из печеного в печи, то пусть это будут хлебы пресные. А если жертва твоя - хлебный дар со сковороды, разломи ее на части и полей ее маслом: это дар хлебный. А если жертва твоя - хлебный дар из горшка, то из тонкой пшеничной муки на оливковом масле пусть она будет сделана.

И говорил Б-г Моше: "Скажи сынам Израиля так: если кто-нибудь согрешит по ошибке, нарушив какую-либо из запрещающих заповедей Б-га, то если Первосвященник согрешит во зло народу, пусть принесет Б-гу за грех свой молодого быка в грехоочистительную жертву. И пусть возьмут шкуру быка, и все мясо вместе с внутренностями и с нечистотами, и вынесут из стана на чистое место, где высыпается пепел, и сожгут его на дровах на огне.

Если же все общество Израиля ошибается, и станет известно им о грехе, который совершили, пусть собрание приготовит для грехоочистельной жертвы быка молодого и сожгут его, как сжигают того быка, которого приносит первосвященник.

Если вождь согрешит наперекор одной из запрещающих заповедей Б-га, пусть принесет молодого козла без порока.

Если кто из народа согрешит по ошибке, пусть принесет козу без порока.

Кто согрешит в том, что будучи свидетелем, видел или знал, но, слыша голос заклинающего его, не сообщил, то будет виновен. Кто прикоснулся к чему-то нечистому: к трупу животного или к человеку нечистому. Кто поклялся устами своими во вред себе или на пользу, или о том, о чем человек обычно клянется и забыл об этом, а затем узнал - пусть исповедуется в грехе, который совершил и принесет в повинную жертву Б-гу самку мелкого скота или двух диких голубей, и будет ему прощено.

Если кто-нибудь злоупотребил святынями Б-га по ошибке, пусть принесет в повинную жертву Б-гу самца мелкого скота, и прощено будет ему.

Если кто-нибудь согрешит, нарушив какую-либо из запрещающих заповедей Б-га, пусть принесет в повинную жертву самца мелкого скота.

Если кто-нибудь согрешит пред Б-гом и злоупотребит доверием ближнего, отрицая, что ему было отдано что-то на хранение или во временное пользование; или будет виновен в грабеже или присвоении имущества ближнего, или найдет потерянное и будет отрицать все это - и поклянется ложно, что он совершил эти грехи, то, признав вину, должен возвратить награбленное, или присвоенное, или вклад, который был ему доверен, или все потерянное, что он нашел, прибавив пятую часть, и отдать тому, кому это принадлежит, в день признания вины своей. В жертву повинную пусть принесет самца мелкого скота, и будет прощен ему тот проступок, в котором он виновен".

 

Тора. Книга Шмот. Глава Итро

Тора. Книга Шмот. Глава Итро (в сокращении)

И услышал Итро, правитель Мидьяна, тесть Моше, обо всем, что сделал Б-г для Моше и Израиля, что вывел Израиль из Египта. И взял Итро, Ципору, жену Моше, и двух ее сыновей, Гершом и Элиэзер, и пришел к Моше в пустыню. И рассказал Моше как Б-г их спас. И радовался Итро. И сказал Итро: "Благословен Б-г, теперь узнал я, что Б-г выше всех божеств".

Назавтра Моше судил народ, и стоял народ около Моше с утра и до вечера. И увидел тесть Моше, что тот делает народу, и сказал: "Нехорошо делаешь! Изнеможешь и ты, и народ. Будь ты у народа посредником Б-га, и сообщай законы, и указывай путь, по которому им идти, и дела, которые им делать. Ты же выбери из всего народа людей дельных, правдивых, бескорыстных, и поставь их над народом главами тысяч, сотен, пятидесяти и десяти. И пусть они судят народ во всякое время. Важное дело представят они тебе, а малое - судят сами". И послушал Моше тестя своего. И отослал Моше тестя своего, и пошел тот в свою страну.

На третий месяц пришли они в пустыню Синай, напротив горы. А Моше поднялся к Б-гу, и воззвал к нему Б-г с горы: "Так молви дому Яакова и скажи сынам Израиля: Вы видели, что Я сделал Египту, вас же поднял Я на орлиных крыльях и принес вас к Себе. А теперь, если вы будете слушаться Меня и соблюдать союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов, ибо Моя - вся земля, и будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израиля".

И Моше изложил эти слова, и ответил весь народ вместе: "Все, что сказал Б-г, сделаем!". И сказал Б-г Моше: " Иди к народу, пусть выстирают одежды свои, ибо на третий день сойдет Б-г на глазах у всего народа на гору Синай. И проведи границу кругом, ибо кто прикоснется к горе, умрет. Когда же затрубит  шофар, смогут они взойти на гору".

И на третий день, когда наступило утро, загремели громы, и засверкали молнии, и облако густое скрыло гору, и шофар затрубил очень громко, и содрогнулся народ, и встали у подножия горы. А гора Синай дымилась и содрогалась оттого, что сошел на нее Б-г. И звук шофара становился все сильнее. Моше говорил, а Б-г отвечал ему голосом. И сошел Б-г на вершину горы, и призвал Моше и Агарона.

И говорил Б-г: Я - Б-г Твой, который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства. Да не будет  у тебя иных богов, кроме Меня. Не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я - Б-г. Не произноси Имени Б-га попусту. Помни день субботний, чтобы освятить его. Шесть дней работай и делай всю работу свою, а день седьмой, суббота Б-гу, не совершай никакой работы ни ты, ни сын, ни дочь, ни раб, ни рабыня, ни скот, ни пришелец. Ибо шесть дней творил Б-г небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой; поэтому благословил Б-г день субботний и освятил его.

Чти отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на земле, которую Б-г дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не отзывайся о ближнем ложным свидетельством. Не желай дома ближнего. Не желай жены ближнего и ничего, что у ближнего твоего".

А весь народ видел звуки, пламя, звук шофара, гору дымящуюся, и содрогнулись и встали поодаль, а Моше приблизился ко мгле, в которой скрывался Всесильный.

И сказал Б-г Моше: "Так скажи сынам Израиля: видели вы, что с небес Я говорил с вами. Не делайте при мне богов серебряных и золотых. Жертвенник на земле сделай мне, и приноси на нем жертвы, во всяком месте, где Я разрешу упоминать Имя Мое, Я приду к тебе, и благословлю тебя. А жертвенник делай из камней необтесанных. И не восходи по ступеням на жертвенник Мой, чтобы не открылась нагота твоя на нем.

Страница 185 из 188« Первая...183184185186187...Последняя »