Записи в разделе 'Бааль Сулам'
Бааль Сулам. Четыре мира

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Четыре мира (конспект)

Постижение. Постигается материя, форма и существование бытия, абстрагированного от материи и формы - 4 мира. Мир - это дающий и получающий. Постигаются только материя и форма миров Ецира и Асия. Основа - форма, мир Асия, материал множества форм. Мир Брия - их общность, с трудом воспринимается разумом. Цель - познать преимущества света над тьмой в каждой детали действительности.

4 формы: точка, линия, плоскость, куб (от перемножения форм). Наш мир - материал, отпечатанный с Высших миров. Нами всё постигается в воплощении в материальные формы.

АВАЯ. Поэтому Творец постигается нами в имени АВАЯ, включающем все виды форм в мире: точка и линия - буква юд, плоскость - буква вав, трехмерная фигура - буква хэй. Хэй последняя - раскрытие первой хэй в материальном - в форме, занимающей место, тогда как три предшествующие формы не занимают места. Постигается и начало точки, начало буквы юд. Поэтому имя АВАЯ - источник всех имен. Но каждое имя - это связь получения и отдачи. Ведь постигаем не суть Творца, а воздействие от Него. Поэтому все творение представляет собой раскрытие действий (имен) Творца. Следящий за происходящим и объединяющий его с корнем, раскрывает Имя - то, что получает, исследуя и познавая Дающего.

Нет никого кроме Его. Еще не постигший Творца, находится во тьме, не имеет Имени - не видит, как все управление нисходит от Творца, поскольку кажется ему противоположным Творцу. Но когда раскрывает власть Творца во всем, выясняет, что противоположное Творцу - результат, исходящего от Творца, блага и в полной мере постигает величие Творца.

МАН-МАД. Многократным поднятием МАН (просьбы о исправлении), и нисхождением МАД (исправляющего света), увеличивается знание до состояния партнерства с Творцом в Его первичном действии, и, как Творец, создает миры, активно участвуя в управлении.

Действие исправления. Хотя все постигается в мысли, но человек обязан производить действия, т.к. раскрытие Творца проявляется в распространении до мира Асия, в практических действиях единения с Творцом.

Три союза: зрения, языка, крайней плоти. Основа единения и поднятие МАН - в мысли. Но завершение осознания и соединения с Творцом - в органах действия в союзе языка, зрения, крайней плоти. НЕХИ высшего парцуфа находится в низшем, пэ низшего - на уровне есод высшего, эйнаим низшего - на есод высшего, низший не постигает эйнаим высшего. Мы облачаемся в духовное только "глазами и ртом" - поэтому единение в союзах: пэ и айн (рта и глаз).

Передача знания. Творец через эти 2 союза передает все формы от мира к миру, от Учителя - ученику, письменно или устно. Т.о. у глаз есть сила в чтении письма получить всю мудрость мира, а у рта - отдать все благо мира товарищу.

Все миры созданы для науки Каббала, чтобы мудрость могла придти к исправляющемуся, с помощью 3 союзов, что является сутью письменной и устной методики Каббалы.

Буквы и точки. Распространение отдачи - буквами и точками, т.к. глаз сердцем воспринимает только буквы и точки, а рот управляется буквами. Поэтому это названо сердцем, т.к. получает мудрость по 32 каналам отдачи (32 - гематрия слова "лев" - сердце), т.е. через 22 буквы и 10 точек - основу форм мира, наполненные мудростью и жизнью мира. И в этом смысл 4 букв имени АВАЯ, включающих в себя все формы письма и речи, так как форма букв - точки и линии, где точка - сокращение, а линия - распространение. 

Свет и кли -  указывают на отношение света к источнику и к получателю, чтобы в истинном единении завершилась работа. Природа сути различима в кли, в которое она облачается. Познается  свойство Творца, но суть Его познать не дано, ведь все постигается в кли, в котором облачена суть Творца.

Наука Каббала и ее суть

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Наука Каббала и ее суть (конспект) 

Наука Каббала - это раскрытие Творца во всех Его свойствах и проявлениях и поэтому нет более важной науки.

Объект творения - человек, все сделано для него.

Цель творения - чтобы человек ощутил Творца, как других.

Конечная цель существует уже в замысле. Поэтому, в соответствии с целью, человечество развивается в своих свойствах до способности ощутить Творца, как ощущает товарища.

Свойства постепенного уподобления Творцу - как ступени лестницы.

Сверху вниз постепенное скрытие Творца, пока не возникает из света материальная действительность и материальные создания.

Снизу вверх постепенное развитие человечества в подобие Творцу и раскрытием Его.

Народ считает, что суть Торы и религии - лишь в правильности действий и нет явного немедленного следствия от выполнения заповедей. А потому достаточно изучения только того, что касается действий.

Необходимость намерения. Но сказано: "Какая разница Творцу как забивается приносимое в жертву животное - с затылка или с глотки? Ведь заповеди даны только чтобы объединить ими творения" - вот еще одна цель исполнения заповедей, а действия - только подготовка к достижению этой цели. И если действия не направлены на достижение цели, это равносильно тому, что не сделал ничего, как сказано в Зоар: "Заповедь без намерения - как тело без души", т.е. действие должно сопровождать намерение. Намерение должно быть истинным - "ради Творца". Поэтому, еще до действия необходима учеба, которая поможет обрести веру в Творца и Его управление (Нет никого кроме Него). Поэтому сказано: "Я создал эгоизм и Тору, для его исправления", а не заповеди, для его исправления, ведь эгоизм не даст исполнять заповеди.

Обязанность изучать Каббалу. Только Тора является средством исправления, способным отменить эгоизм и обрести свойство отдачи, как сказано: "Свет Торы возвращает к Источнику".

Тора - для изучения. Поэтому много текстов Торы не для объяснения действий, а для изучения - чтобы вызвать исправляющий свет и достичь свойства отдачи. И результат учебы зависит от содержания света в изучаемой части Торы. Самые эффективные тексты, несущие изучающему большой свет исправления - это тексты, говорящие о практическом раскрытии Творца.  

Четыре языка, используемые в науке Каббала: ТАНАХ, Алахот, Агадот, сфирот. Все 4 языка раскрылись каббалистами одновременно и каждый включает в себя остальные.

Первые каббалисты хотели скрыть Каббалу от масс, считавших, что Каббала и Мусар - это одно и то же и использовали формы букв.  

Язык ТАНАХа - основной, коренной, язык молитв, есть связь ветвь-корень, удобен в понимании, основан Адамом. Недостаток - нет точности.

Язык Алахот - язык существования действительности, целиком взят из ТАНАХа, более точно показывает Высшие корни, но постичь можно только из полного постижения.  

Язык Агадот - легок, притчи, неточен, нет связи ветвь-корень. Точен только для постигающего.

Язык Каббалы -точен в связи ветвь-корень, причина-следствие, в деталях, но труден для постижения - только путем передачи из уст каббалиста в уста понимающего ученика (пэ эль пэ).

Порядок применения языков постепенный, по мере их развития - от языка ТАНАХа, наиболее удобного для использования, затем языка Алахот, взятого из языка ТАНАХа, для указаний поведения в повседневной жизни, затем язык Агадот, вспомогательный, быстро воспринимается, нет точного соответствия корня и ветви, затем язык Каббалы, говорит только о духовном, доступен лишь постигающим, каждое слово имеет точные рамки, невозможно заменить другим языком.

Забвение Каббалы. Скрытие  языка Каббалы началось за 70 лет до разрушения Храма, а со времен скрытия книги Зоар постепенно забылся язык и уменьшилось число  пользующихся им, и получился разрыв на поколение, когда учитель не передал его понимающему ученику. Раби Моше дэ-Лион был последним каббалистом, пользовавшимся этим языком, и раскрыл его миру, но сам не понял ни единого слова в нем, что видно по его комментариям языком ТАНАХа на книгу Зоар.

Каббала АРИ. Пока не пришел каббалист Ари, чье постижение не имело границ, который раскрыл нам язык Зоара. Поэтому с тех пор все изучают Каббалу по книгам АРИ.

Итак, Каббала представляет собой внутреннюю часть ТАНАХа, Талмуда и Агады.

Каббала, раскрытия Творца творениям, развивается и становится все более пригодной для широкого распространения. И каждый каббалист обязан передать своим ученикам все, что унаследовал от учителя, добавив то, что постиг сам.

Порядок передачи науки - по пути ветви и корня, сверху вниз и снизу вверх. Всему разнообразию в неживом, растительном, животном и говорящем уровнях этого мира соответствует каждая деталь мира высшего, и вся разница только в их материале.

Цель материального мира - в постепенном развитии до высшего мира.

Суть науки Каббала - общее знание неживого, растительного, животного и говорящего уровней, и их проявлений в замысле Творца. Поэтому каббалист обретает обширные знания всех наук, исходя из сути науки Каббала, так как все науки заключены в ней.    

Тайна единения. Главная особенность Каббалы - взаимопроникновение всех частей миров и законов и их объединения в единое целое.

Предоставление разрешения - в нашем поколении разрешено раскрывать науку Каббала.

Абстрактные названия - язык Каббалы использует только конкретные определения - по проявлению сил в себе, как мы изучаем магнетизм, хотя не можем постичь его само, а лишь его действия. И только из опыта даем имена.

Невозможность постижения сути даже в материальном - мы постигаем только проявления сил, взаимодействующих с нашими органами чувств.

Душа. Каббала говорит, что есть три силы: тело, животная душа, святая душа - все это одна непостигаемая суть, проявляющаяся в трех образах в наших ощущениях.

Комментарии. Можно объяснять Каббалу с помощью внешних наук, так как Каббала является корнем всего, и все заключено в ней, но приводит к заблуждениям. Я - первый, разъясняющий в связи  корнем и ветвью, причиной и следствием. Этот подход универсален.

Три составляющих науки Каббала:

- "Первоисточник" - раскрытие Творца.

- "Из уст в уста" - Понимание первоисточника, как постигнутого от высшего. Адам Ришон первым раскрыл эти знания. Эти знания могут быть переданы только устно, из уст в уста.

- "Написанное" - позволяет каждому, кто даже не понимает написанного, очищаться с помощью Высшего Света. В этом написанное языком Каббалы превыше остальных. 

Порядок передачи науки

Наиболее эффективно найти каббалиста и подчиниться всему, что он возложит на тебя,  пока не поймешь науку с его помощью, как от "Первоисточника", затем воспринять "из уст в уста", а затем - понимание "Написанного". Только тогда он легко унаследует от своего Рава всю мудрость и приспособления, и останется ему только расширять и развивать.

Возможен иной, трудный путь: вследствие огромного устремления, раскроется человеку Свет - и сам постигнет Первоисточник, затем огромными усилиями найти мудреца, чтобы склониться перед ним, и получить мудрость "из уст в уста", а затем понять "Написанное".

 

Практические советы

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Практические советы по достижению единства

 

Сделайте все, что в ваших силах, а спасение от Творца придет неожиданно. И главная задача, стоящая перед вами сегодня, - это единство товарищей. Прикладывайте в нем все больше усилий, потому что эти усилия покроют все ваши недостатки. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 48)

 

Я приготовил вам порядок действий, благодаря которому вы сумеете, несмотря ни на какие помехи, удерживаться в пути на цель. Но самое важное правило - единение товарищей. И если укрепитесь в этом, без сомнения поднимитесь от вершины к вершине в духовном возвышении. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 142)

 

Напоминаю вам о силе, таящейся в любви к товарищам, от которой зависит ваше право на духовное существование, которой измеряется близость вашей цели. Поэтому, освободитесь от всех надуманных занятий и полностью сосредоточьтесь на правильных действиях, способных связать ваши сердца в одно сердце, дабы исполнилось в вас "Возлюби ближнего, как себя" в подлинной простоте. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 142)

 

Не придет спасение Творца, если не нуждаешься в нем немедленно. А кто может подождать до завтра, не достигнет ожидаемого за все годы жизни. А случится это с вами из-за пренебрежения моим указанием "приложить все усилия для достижения любви к товарищам", о чем я подробно и полно объяснил вам, что только эта чудесная сила способна исправить все ваши недостатки. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 55)

  

Прошу вас приложить все силы для достижения любви к товарищам, изыскивать возможность умножить эту любовь и освободиться от материальных страстей, вносящих ненависть, ведь, между желающими радовать Творца, не может быть ненависти, а лишь  милосердие и любовь. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 53)

  

Любите всей силой каждый своего товарища, как самого себя, страдайте его бедами, радуйтесь его радости, насколько это только возможно. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 145)

 

Если человек не ощущает большое желание к духовному, но находится среди людей, желающих духовного, и эти люди приятны ему, то он проникается их желанием и стремлением, даже, если в его собственных свойствах нет таких сил и желаний. Но благодаря важности, устремляющихся к Творцу, в его глазах, он получает от них все новые силы. (Шамати. Статья 99. Быть ему грешником или праведником - не говорится.)

  

Невозможно человеку поднять самого себя и вырваться из своего круга. Поэтому, желая приподняться, он обязан питаться от своего окружения и прилагать большие усилия в исправлении. Но, если человек выбирает себе правильное окружение, то выигрывает во времени и в усилиях, потому что устремляется за правильным окружением.

 (Шамати. Статья 225. Поднять себя.)

 

Знайте, что в каждом из ваших товарищей есть множество духовных искр, и если собрать все их вместе в братском союзе, любви и дружбе, то безусловно этого достаточно для достижения большой духовной ступени. (Плоды мудрости. Игрот, стр. 55)

Бааль Сулам в воспоминаниях современников

bs_100_wp.jpgБааль Сулам в воспоминаниях современников

Рав Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) родился в Варшаве, в 1884 г. и уже с ранних лет был отмечен учителями как человек, непрестанно стремящийся к раскрытию тайн мироздания. Он поражает своих наставников блестящим знанием всех основополагающих книг иудаизма, а также прочитывает в оригинале произведения выдающихся западных философов, среди которых Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше и Маркс. Впоследствии он сравнит их взгляды с позицией науки каббала в своих статьях.

По окончании Первой мировой войны, в 1921 году, Бааль Сулам покидает Польшу и перевозит свою семью в Палестину. Сразу по прибытию в Иерусалим он отправляется в древнюю каббалистическую школу "Бейт Эль", бывшую в течение 200 лет центром изучения каббалы, но быстро разочаровывается в иерусалимских каббалистах, уровне их знаний и подходе к изучению каббалы. Видя сложившуюся ситуацию духовного падения масс и желая изменить ход исторического развития, которое предвещает наступление новой катастрофы, период тяжелых страданий и лишений, Бааль Сулам организовывает группу учеников и начинает писать книги, чтобы обучить людей методике правильного восприятия реальности и разумного существования в ней.

Подобно другим каббалистам, Бааль Сулам часто сталкивался с трудностями и сопротивлением. Живя в Варшаве, он придавал большое значение репатриации в землю Израиля и обращался ко многим раввинам с призывом о переезде. Ответом был решительный отказ, вызванный опасениями перед секуляризацией. В 1919 году Бааль Сулам попытался организовать группу из нескольких сот семей, чтобы вместе создать поселение на земле Израиля. Его почин почти удался, однако когда дело получило огласку, раввины поспешили наложить запрет. Репатриантов разогнали, идею отвергли, а Бааль Сулам, с позором выпровоженный из общины, поехал в Палестину сам.

Об этом периоде рассказывает статья Аарона Сорского, опубликованная в 1986 году: "В 1919 г., примерно через год после окончания Первой мировой войны, он готов был переступить врата Иерусалима. Наш учитель Йегуда Ашлаг... оставил свой круг и попытался организовать большую группу из 300 семей, чтобы поселиться в стране обетованной. Его идея начала осуществляться: нашлись земельные участки, и уже заказали сборные домики из Швеции. Всё было готово к отъезду, но враждебные силы расстроили задуманное. Здесь не место поднимать эту больную тему, давно уже ушедшую в забвение, однако достаточно будет отметить, что из всех 300 семей выехали лишь Бааль Сулам и члены его семьи".

Аарон Сорски. "Адмор рабби Йегуда Лейб Ашлаг - Бааль Сулам: к 30-летию со дня смерти". "המודיע", ט' בתשרי תשמ"ו

 

Эти события упоминаются также в книге рава Йосефа Брамсона "Дни мира: неотвратимый конец". Она рассказывает о том, как Бааль Сулам втайне организовал группу из нескольких сот человек, изучил возможные источники заработка в земле Израиля и поставил условие, чтобы перед переездом каждый выучился полезной профессии. В его планы входило создать поселение и жить в сборных домиках, заказанных из Стокгольма. Однако секрет открылся, и Адморы начали преследовать членов группы, не гнушаясь избиениями и террористическими методами. В итоге, в 1919 году группа была разогнана. Продолжив начатое, Бааль Сулам продал квартиру и книги и приготовился к отъезду. Однако начались погромы, и власти прекратили репатриацию. В результате Бааль Сулам, уже смещенный с поста раввина, остался без жилья и заработка. Лишь через несколько месяцев репатриация возобновилась, и в Суккот 1921 года он вместе с семьей прибыл в Палестину, в яффский порт. Йосеф Брамсон, "Дни мира: неотвратимый конец, мысли и дела в свете идеалов великих представителей народа Израиля последних поколений". ירושלים תש"ם, עמ' 99

 

На Святой земле Бааль Сулам посвятил жизнь изучению науки каббала и ее широкому распространению. В 1933 году он начал выпуск серии брошюр, призванных донести до народа каббалистические знания. Первая брошюра называлась "Дарование Торы", и в ней указывалось, что серия будет состоять из 50 частей. Название первой же статьи однозначно свидетельствовало о намерениях автора: "Время действовать". Через две недели вышла вторая брошюра - "Поручительство", а затем - третья и последняя, под названием "Мир".

Стремление Бааль Сулама распространить науку каббала в массы не понравилось его противникам, и они приняли меры, чтобы прекратить публикацию статей. Спустя годы об этом рассказал Б. Ландой в одной из газет: "Три номера, вышедшие в свет, вызвали большой резонанс даже в свободных кругах, и из опасений и т.д. он прекратил публикацию. Понимающему достаточно". Б. Ландой, "Наш учитель рав Ашлаг: к годовщине смерти", архив Научно-исследовательского института имени рава Ашлага.

 

В 1940 году, через семь лет после того как был прерван выпуск брошюр, Бааль Сулам выпустил в свет газету "Народ", призывающую к объединению общества. По его замыслу, газета должна была выходить раз в две недели, однако противники снова расстроили его планы. Они заявили британским властям, что газета распространяет коммунистические идеи, и ее закрыли сразу же после выхода первого номера. Профессор Элиэзер Швед, лауреат государственной премии Израиля 1994 г. за исследования еврейской мысли, посвящает методике Бааль Сулама статью в своей книге "Между разрушением и избавлением" (Тель-Авив, 1994, сс. 193-215). По его словам, "эти статьи [опубликованные в 1933 г.] были призваны объяснить решение Бааль Сулама распространить в народе свое послание именно тогда (в год, когда нацисты пришли к власти в Германии!)".

Швед отмечает также, что Бааль Сулам "не удовлетворялся тем, что ему раскрылись тайны "Древа жизни" и "Зоара", но прилагал усилия, чтобы писать свои комментарии, опубликовывать их, и даже убеждать всех в необходимости их изучения". Речь идет о каббалисте, продолжает проф. Швед, который "сознательно и преднамеренно сошел с пути прежних каббалистов, скрывавших и прятавших свои знания. Однако он вовсе не восстал против них, а наоборот, хотел продолжить их дело. По его мнению, наконец-то пришло время раскрыть тайны и даже огласить их публично". Швед добавляет: "И в комментариях, и в самостоятельных сочинениях рав Йегуда Алеви Ашлаг заметно выделялся из рамок, принятых в его ортодоксально-хасидской среде. Одна из ярких отличительных черт его исключительности - потребность в научном обосновании и в мастерстве научного толкования".

Швед анализирует методику Бааль Сулама и настаивает на ее уникальности:

"Рав Ашлаг всем сердцем верил - и свидетельством тому служат его старания обучать истине каждого, кто пробуждался к ней, а также неустанные обращения к тем, кто еще не пробудился, - что все признают и узнают, что их святой долг - изучать тайную науку "Зоара", даже если они не ученики мудрецов и даже если не углублялись в премудрость Гмары. Для этого он постарался за них: перевел арамейский язык на современный иврит, "разбил замки тайных комнат и прорубил в них окна, проливающие свет на темные хранилища". Зачем всё это? - Чтобы раскрыть тайны книги "Зоар", время которой настало сейчас и устремлено на окончательное избавление? Нет, это и есть сам процесс окончательного избавления".

Об идейной близости Бааль Сулама с Кантом, Гегелем и Марксом профессор Швед говорит следующее: "Именно на каббалистической почве рав Ашлаг смог заново утвердить основную идею историософии - идею о "хитрости истории", фигурировавшую как в кантианском и гегельянском идеализме, так и в марксистском материализме... Без толчков и понуждений со стороны "горьких симптомов" войны за существование на телесном уровне, народы не оторвались бы от желания земного телесного счастья и не обратились бы к научным исследованиям, которые, как мы теперь видим, поднимали их ступень за ступенью на уровень постижения духовной и нравственной истины. Из эгоистического намерения они постепенно выходят на такую ступень, где смогут приобщиться к истине и жить на ее уровне".

Швед подчеркивает слова Бааль Сулама о том, что наука каббала раскрывается не благодаря его исключительным заслугам, а вследствие зрелости поколения: "Рав Йегуда Алеви Ашлаг не присваивал это замечательное достижение, обладающее прямым мессианским значением, себе лично. Он верил: то, что им раскрыто, обусловлено ступенью, которой достигло поколение в целом. И только отсюда вытекает мессианское значение: во время написания "Зоара", а также "Древа жизни" уровень теоретического и научного постижения современников не позволял понять раскрывшуюся в этих книгах истину. А потому истина должна была раскрываться отдельным великим людям, которым свыше открылась тайная наука.

Теперь же, утверждает рав Ашлаг, каждый человек среди нас может понять то, что когда-то понимали только избранники. Таков научно-теоретический уровень поколения, благодаря всему тому, что было исследовано и выявлено наукой. Благодаря достижениям культурно-научного уровня в этом поколении, такой человек, как он, смог возвыситься и написать комментарий, упрощающий все сложности и раскрывающий ясную истину, которая таилась в странных символах, - так что каждый средний человек может постичь ее должным образом".

 

Печатая свои книги, Бааль Сулам сталкивался с многочисленными денежными затруднениями. Он придавал огромную важность выпуску каббалистических книг и прилагал все усилия для распространения каббалы в массах. Свидетельство тому - воспоминания профессора Шломо Гиоры Шохама, лауреата государственной премии Израиля по криминологии 2003 г., о встрече с Бааль Суламом в начале 50-х.

"Каждый раз, когда ему удавалось собрать немного денег от небольших пожертвований, он печатал части своего "Сулама". Я нашел его в ветхом здании, напоминавшем развалины, возле старого печатного станка. Он не мог позволить себе платить наборщику и потому сам набирал литеры, каждый раз часами простаивая над станком, хотя находился уже в конце шестого десятка лет своей жизни. Он, без сомнения, был праведником: скромный человек с приветливой улыбкой. Позже я слышал, что он столько часов провел за набором текста, что свинец нанес вред его здоровью".

Миха Оденхаймер, "Через каббалу к коммунизму", газета "а-Арец", 17.12.2004.

 

Как уже говорилось, Бааль Сулам не только писал книги, но и многое делал для популяризации своих идей. С этой целью он встречался с руководителями тех лет, с лидерами рабочего движения и общественными деятелями, в числе которых Давид Бен-Гурион, Моше Шарет - второй премьер-министр Израиля, Залман Шазар - третий премьер-министр, писатель и поэт, Хаим Арлозоров - один из лидеров сионистского рабочего движения, Моше Арам - член Кнессета пяти созывов, Меир Яари и Яаков Хазан - лидеры партии МАПАМ, проф. Дов Садан - известный публицист и член Кнессета, Хаим Нахман Бялик - знаменитый поэт.

Дов Садан, помогавший в организации этих встреч, был изумлен упорством Бааль Сулама в стремлении наладить контакты с рабочим движением, и отметил это в двух своих статьях.

 

На Давида Бен-Гуриона встречи с Бааль Суламом произвели неизгладимое впечатление. Вот, что он пишет об этом.

"Раву Баруху Шалому Ашлагу. Здравствуйте. Дорогой рав! Я с большим удовольствием вспоминаю о встречах и беседах, которые состоялись у нас несколько лет назад в Тель-Авиве с вашим отцом Бааль Суламом. Я сожалею о том, что они прекратились. Некоторые вещи, которые я от него услышал, вызвали у меня большой интерес, и если бы я мог высвободить время, то был бы рад вновь услышать слова Торы и мудрости из его уст".

Архив Бен-Гуриона, письмо от 11.04.1951

 

"Раву Йегуде Цви Брандвайну. Несколько лет назад мне довелось неоднократно встречаться в Тель-Авиве с равом Ашлагом и подолгу беседовать с ним - и о каббале, и о социализме. Одна его фраза отпечаталась у меня в памяти. Он сказал мне: "Даже если человек всю свою жизнь верит в Бога - вера его немногого стоит, так как это не столько вера, сколько привычка. Ценен лишь тот верующий, который когда-то был атеистом". Я не осмелился спросить его, был ли и сам он когда-то атеистом..."

Архив Бен-Гуриона, письмо от 20. 05.1958

 

"Я придаю большое значение завершению начинаний рава Ашлага. Я всегда сожалел о том, что у меня нет ивритского перевода "Зоар". Правда, издательство "Бялик" опубликовало частичный перевод - однако нужно, чтобы текст полностью был доступен ивритскому читателю, неспособному понимать арамейский язык этой великой книги, занимающей столь важное место в духовной жизни нашего народа".

Архив Бен-Гуриона, письмо от 06.01.1960

 

"Затем ко мне пришел сын Ашлага, (Барух Шалом Ашлаг). Я рассказал ему о своих встречах с его отцом в Тель-Авиве несколько лет назад: я хотел говорить с ним о каббале, а он со мной - о социализме..."

Архив Бен-Гуриона, дневники, 11.08.1958

Тайна "каф" в "Анохи"

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Тайна "каф" в "Анохи" (конспект)

Малхут, облаченная в миры, называется "Я" и распространяется от мира бесконечности до мира Асия. Ощущается как изолирующее Я человека, желает весь мир, сила отторжения духовного в мире Асия, "Я желаю властвовать". Причина этого - в упавших в желание с духовного уровня, искр, которые, пока не исправлены, представляют смесь добра и зла, клипу Нога.

Две души в творении, в которых раскрывается высшее:

- оживляющая душа (нефеш хиюни) - из клипы Нога, называется "случай",

- разумная (праведная) душа (нефеш сихли) - часть Творца свыше, точка в сердце до достижения совершенства, вечная.   

Отличие желаний идолопоклонников и каббалистов - желания устремленного к Творцу находится под личным управлением Творца. Не устремленные к связи с Творцом,  все равно неосознанно выполняют указания Творца под Его общим управлением.

Но всегда: "Человек пальцем не может пошевелить без указания свыше".

Форма случайная и вечная. Замысел Творца - раскрыть мудрость в сочетаниях действий, чтобы каждый из них смог обрести Его форму, мудрость, стать новым творением, как Творец.         

Смысл вечного существования души - чтобы новое "Я" одело форму хозяина, создающего себя, сам производил хорошие и верные действия добра и света. "Я" заполняется огромным вечным наслаждением счастья и радости.

Знание и выбор - приходят как единое целое, т.к. нет выбора в действиях. Когда избавляется от эгоистической формы и одевает форму подобную Творцу, становится избранным из всех Творцом, выполняющим только вечные добрые действия. А поступающий эгоистически, стремящийся получать наслаждение от того, что уже готово для него с рождения, привержен случаю в изменяющемся мире - находится под Случайным управлением Творца.

Нет множества в вечности. Устремленный к Творцу, учитывает не работу, а отношение к цели, ищет силы продвижения, без подробного знания достоинств и недостатков цели. Мир создан, чтобы обязать человека к его предназначению, соединить множества в одно в бесконечности, где все души - одна единая душа, т.к. в духовном нет частей, а ощущение разбиения и исправления - это новое творение, возникающее при сбрасывании старой эгоистической формы, чтобы сквозь нее постичь величие Творца.

Цель творения в его развитии - увеличением поколений, соединить их, но не увеличить количество тел. Иначе Творец вызвал бы тела всех поколений проявиться в течение 1-го года. Поэтому не важно, какое тело проявит желание, а важно, что желание проявится, неважно в ком, но принимающий на себя исправиться, получает вознаграждение от Творца.

Передача власти. Творец может всё. Поэтому, хотя человек подобен животному, но если аннулирует свое желание перед желанием Творца, обретает подобие Творцу и Его разум. Подобно передаче управления государством от царя - его наместнику, который, в таком случае, обретает власть и полное управление вместо царя. Каббалист создает миры и управляет ими.

Суть творения - в вечности, заключенной в первом творении этого мира, в Адаме - творении рук Творца. Однако от Адама и далее это творение передано в руки каббалистов в каждом поколении, и они управляют мирами, как сказано: "Праведник решает, а Творец исполняет". Личное управление материального мира не обязано меняться, т.к. духовное не ограничено рамками материального мира.

Душа, до подобия Творцу, называется "случай", по ее ощущениям. Если обрела подобие Творцу, называется вечной. Подготовка души - "случай", а затем исчезает все временное и только обретенное желание "есть" останется навеки - в нем все прошедшее в поколениях и кругообращениях жизней. В "есть" - все тела и желания мира.       

Каббала и философия

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Каббала и философия (конспект)

Философия: духовное рождается и управляет материальным, душа порождает тело.

Каббала, как любая наука: можно обсуждать только то, что можно практически исследовать. Поэтому дать определение духовному может только Каббала, ведь определить означает постичь, а этим занимается Каббала, а не философия.

Суть высшей управляющей силы (Творца) - Каббала не исследует суть высшей силы, ее законы, поскольку является  экспериментальной наукой и говорит только из опытного постижения. Но, постигаемый в сосуде души, высший свет, ощущение высшей управляющей силы (Творца) и его действий - излагается в Каббале в анализе эксперимента, как в любой науке.

Духовное - сила без тела. Каббала определяет духовное, как не имеющее никакой связи с временем, пространством, материей и представляющее собой просто силу без тела.

Духовный сосуд называется силой. Духовный свет исходит из сути Творца, равен сути Творца, находится вне сосуда, а потому непостигаем. Сосуд - орган ощущения и постижения света, духовная сила. Свет в Каббале - не суть света (вне сосуда), а реакция сосуда на свет в себе.

Сосуд и свет. Свет, впечатление сосуда, состоит из материи-силы и формы-постижения. Рождаемое в сосуде чувство любви - форма без материи, отделяется от подарка. Постижение любви - постижение формы, сути света в человеке-постигающем.

Материя и форма в Каббале. Любовь оценивается величием дарящего. Поэтому бесконечно важнее подарка, абстрагируется от материи, света и подарка, - остается только постижение любви. Эта часть Каббалы называется постижением формы, и она самая важная.

Миры АБЕ"А. В любви есть:

- получение подарка - еще не может любить дарящего, тем более, если важный,

- увеличение подарков - тогда, даже важного ощущает равным, и может любить, ведь любовь м.б. только между ощущающими себя равными.

Поэтому есть 4 ступени любви:

Асия - дарение подарка,

Ецира - увеличение подарков,

Брия - раскрытие любви-формы и отделения от подарка-света-материи, свет исчезает.

Ацилут - в состоянии тьмы, человек обретает силы возвратить форму в материю, - свет и любовь ощущаются вместе.

Источник души. Духовное - сила, свойство, - не имеет материального образа, отделено от тела, от материального мира. Как же оно порождает материю и управляет ею?

Сила - есть материя, хотя не обладает образом, воспринимаемым нашими органами чувств. Все тела при нагревании переходят в газ - та же материя, хотя не ощущается. Отсюда видно, что основа материи - сила, заключенная в ней.

Сила - одна, в духовном и материальном. Названия мы даем из впечатлений наших 5 органов чувств - поэтому они неверные и непостоянные. Поэтому мы должны считаться только с действительностью и рассматривать все материальные действия только в связи с совершающим их человеком, понимая, что он и действие состоит из материи.

Света и сосуды. Все мироздание состоит из сосуда (желания) и света (наслаждения). Приятное наполнение - от сути высшей силы, желающей наполнить наслаждением. Измерения наслаждения - желанием его получить.

Различаем в желании получать:

1. суть получающего - желание получать, тело творения, сосуд получения,

2. суть получаемого - суть блага, свет Творца.

Свет постоянно светит творению. Желания получать не было в сути высшей силы, поэтому оно называется творением. Получаемое изобилие - часть сути высшей силы. Поэтому тело и свет так различны.

Духовное порождает материальное - близки в том, что все качества духовного полностью похожи на качества материального.

Отличие духовного от материального - в материи: у духовного - материя духовная, а у материального - вещественная. Но все качества, действующие в духовной материи, действуют и в материи вещественной.

Ошибки в понимании связи духовного и материального:

1. сила разумной мысли человека - это бессмертная душа, суть человека,

2. тело - это продолжение и результат души,

3. духовные сущности простые, несоставные.

Эти ошибки разрушены материалистической психологией.

 

 

Решение

bs_100_wp.jpgБааль Сулам, статья "Мир", Решение (отрывок):

Нет иной возможности миру существовать далее, если не примет на себя закон существования каждого "Отдача ближнему для отдачи Творцу", во всей мере его двух составляющих:

- "Любовь к ближнему, как к себе" в мере, как она заложена в эгоистической природе человека , и более того, в заботе о другом прежде чем заботится о себе (как клетка в теле, умертвляет себя по приказу тела, если это необходимо для здоровья тела),

- "Возлюбить Творца всей душой" - как цель, обязанная находиться перед глазами каждого, во время его любви к ближнему, чтоб прилагал усилия любить ближнего для выполнения желания Творца, насладить Творца.

В таком случае, все силы природы будут гармонично помогать своим участием усилиям человека - в противном случае Природа вынудит нас страданиями придти к соблюдению этих законов.

Наследование земли (конспект)

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Наследование земли (конспект)

Не будет избавления  от изгнания народу Израиля, не вернется он на свою землю, пока не будут все в едином братстве. Почему?

На вопрос Авраама (Тора, Берешит, 15:8): "Как унаследуют мои дети землю?", - Творец ответил (Тора, Берешит, 15:13): "Они будут в изгнании, но выйдут из него с большим богатством".

Почему Творец, желая насладить, не может это сделать без изгнания?

Душа человека - желание насладиться. Но наслаждение невозможно ощутить, если нет к нему желания, т.е. обретение нужного желания является подготовкой к наслаждению. Подобно тому, как аппетит является условием наслаждения от вкушения пищи. Нам дается эгоизм. Исправляя его на отдачу, мы создаем  в себе нужное желание - отдавать. Наслаждение (в желании отдавать) измеряется усилиями в исправлении эгоизма.

Поэтому на вопрос Авраама: "Как унаследуют мои дети землю?" - т.е., как может человек достичь столь большого желания? ("дети" - следующее состояние человека, "земля, эрец" - от слова "желание, рацон"), - ответил Творец: "Они будут в изгнании и выйдут из него с большим богатством" - Я увеличю эгоизм в человеке (состояние изгнания). Исправив его (выйдя из изгнания), он обретёт большое желание отдавать именно к тому наполнению (свету отдачи и любви), которое Я ему уготовил.

Далее Авраам спросил: "Но это касается только занимающихся Торой (исправленных Каббалой). А как обретут желание не готовые заниматься Торой (с исправленным эгоизмом)?

На это Мидраш отвечает: "Народ Израиля не будет избавлен до тех пор, пока не будет в едином братстве, все как один" - в таком случае каждый дополняет в своих занятиях другого - одни исправляются и обучают других исправлению - и  т.о. все вместе удостаиваются освобождения (от эгоизма), наследуют свойство отдачи (землю Израиля) и свет отдачи и любви - наполнение Творцом.

Суть религии и ее цель (конспект)

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Суть религии (Каббалы) и её цель (конспект)

Из текста статьи видно, что автор под религией понимает Каббалу, а то, что обычно называется религией считает Мусар или обычаями, культурой народа.

"Простые" вопросы:

1. в чем суть религии?

2. цель ее достигается в этом мире или в будущем?

3. целью религии является благо Творца или благо творений?

Обычные ответы:

1. все знают, что такое религия,

2. награда или наказание ожидает в будущем мире,

3. религия дана на благо творений - для их блага и счастья.

Все ответы неверные! - и они привели нас к кризису!

Творец - абсолютное добро, не может причинить зла, поскольку нет в Нем эгоизма. Наоборот, есть в Нем только желание отдавать и любить свои творения.

Управление Творца - целенаправленное

Все развивается целенаправленно, ступенчато, подобно плоду на дереве, пока не станет сладким и приятным. Но чем более сладок плод в конце, тем он более горек и безобразен в процессе своего развития.

Животное за несколько дней становится самостоятельным, а человеку требуется для этого много лет, потому что он намного более развит. Видно, что управление целенаправленно, а ступени развития обратны последнему состоянии.

Поэтому только, знающий конец действия, каббалист, может оправдать творение. Ведь всегда хорошее отношение Творца вообще не ощущается в процессе нашего развития, прежде чем не достигнем своей законченной формы.

Цель развития задана и обязательна для всех: привести всех к слиянию с Творцом (подобию с Ним в свойстве отдачи и любви), чтобы Он, это свойство заполнило нас.

Два пути развития к заданной цели:

1. путь страданий - медленное и болевое поневольное осознание необходимости выбора добра и отрицания зла.

2. путь Торы и заповедей - добровольное стремление к добру, а потому путь легкий, краткий.

На практике управление нами осуществляется двумя путями одновременно.

Суть религии (Каббалы) - развить в нас осознание зла

Творцу не важны механические действия, а важны действия ведущие к исправлению природы человека.

Развитие - использованием Торы и Заповедей

Занятиями Торой мы достигаем осознания зла эгоизма в нас. А исполнением Заповедей постепенно исправляем зло в добро, получение в отдачу. Все отличие человека развитого от неразвитого - в степени осознания эгоизма как зла. Потому что в этой мере он не мирится с эгоизмом в себе и стремится в любви к людям.

Развитие осознанное и неосознанное

Две силы развития к цели:

1. путь страданий - неосознанная нами природная сила развития толкает нас к цели, без нашего выбора. Включает в себя Мусар (этику),  основываясь на земном опыте вреда от эгоизма.

2. путь Торы и Заповедей - желаемая и вызываемая нами сила развития, притягивает вперед к цели быстро и приятно.

Отличие Мусара (этики) от Каббалы

Многие, по незнанию Торы (Каббалы), сравнивают ее с системой Мусар. Но это потому что не достигли раскрытия Творца. Цель и Мусара и Каббалы - поднять человека из эгоизма к любви к ближнему, но Мусар исходит из опыта человека в нашем мире, а Каббала - из постижения Творца.

Мусар основывается на успехе и поощрении общества, а Каббала основывается на успехе и поощрении только Творцом.

Поэтому цель Мусара (этики) - в счастье общества, как его понимает практический разум, опирающийся на жизненный опыт, и вознаграждение - в поощрении общества. Поэтому не может заставить себя отказаться от "полагающегося ему" в пользу общества.

Каббала: постигший любовь к ближнему, по закону равенства свойств, сливается с Творцом, - и выходит из своего узкого мира, полного страданий, в широкий и вечный мир отдачи Творцу и творениям.

Религия (Каббала) - не ради творений, а ради исправляющегося

Религия (БС имеет в виду Каббала) служит, использующему ее человеку, для достижения подобия Творцу. Раскрытие Творца человеку в мере их слияния, происходит здесь и сейчас - в этом мире.

 

Раскрытие меры, скрытие двух (конспект)

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Раскрытие меры, скрытие двух (конспект)

Каббалисты прошлого остерегались раскрытия Каббалы.

 

Три причины скрытия Каббалы:

Нет необходимости - раскрытие не принесет явной пользы, может только запутать людей, ведь все разрушение мира происходит от пустых занятий, в которых нет необходимости. (Согласно Каббале, человеку в нашем мире необходимо только пропитание и достижение Творца).

Невозможно - поскольку нет в нашем словаре слов, могущих точно выразить духовные свойства, то всегда есть вероятность запутать читателя. Поэтому, на издание книг по Каббале, требуется разрешение Творца. Дается оно постигающему, не по глубине его духовного постижения, а по особому строению души. Если душа каббалиста исходит из окружающего света, его смогут понимать в мере подобия. Разрешение свыше было дано только Рашби, Ари, БС - и поэтому только их мы изучаем.

Тайна Творца - раскрывается в мере подобия (свойства отдачи и любви к Нему). Должна исключить всех заклинателей, торговцев амулетами и камеями, врачевателей от каббалы, занимающихся "практической Каббалой", гадателей и прочих, стремящихся извлечь материальную выгоду.

Любая часть и слово в каббале подпадают под все три запрета одновременно.

 

Условие раскрытия

Но откуда тогда произошло такое ее раскрытие?

Ответ в том, что основной запрет касается 3-ей части, а две первые освобождаются от запрета:

"нет необходимости" - становится "необходимо", а

"невозможно" - становится "возможно",

вследствие "позволения свыше", как в случаях с Рашби, Ари, Бааль Суламом, или вследствие "развития поколения", как в наше время. По этим причинам появляются истинные книги по Каббале.

Поэтому условие "раскрываю одну часть, но скрываю две (из трёх)" остается в силе.

Последнее поколение

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Последнее поколение (конспект)

Притча: Группа людей заблудилась в пустыне. Разбрелись в поисках пути. Один из них нашел поселение, но не смог вспомнить, где оставил своих собратьев. Громко кричал он - возможно они услышат его и также обретут обитель, полную всех благ.

О нас: Мы все заблудились в ужасной пустыне. Но теперь нашли карту и компас - каббалистические книги. Благодаря им, мы поднялись в совершенный мир. Но воспоминания о товарищах, оставшихся в пустыне этого мира, не дают нам покоя. Велико наше отдаление от них, не достигают их слуха наши голоса. Поэтому мы написали им эти записи - может быть, они все же услышат нас, приблизятся к нам, будут счастливы, как мы.

Текс записки. Знайте, что наука каббала - это знания о нисхождении мира с духовной высоты до нашей низменности. Потому в этом знании легко отыскать все необходимое для подъема к той духовной вершине. Мы развиваемся давлением сзади, страданиями. Нам кажется, что это неотвратимо. Однако в науке Каббала описаны все пути каждого и всех. Вы найдете там законы, к выполнению которых природа вынуждает вас страданиями, и советы, как выполнять их с желанием и радостью. Вы сможете все понять, как все расставить по своим местам. Изучая прошлое, сможем исправить будущее. Распространение и изучение этих книг поднимет весь мир к счастью.

Эгоизм и альтруизм. Люди делятся на эгоистов и альтруистов. Эгоисты - всё делают для своего благо, но за вознаграждение могут делать благо другим. Альтруисты жертвуют собой на благо ближнего без всякой награды. Эгоизм заложен в природе каждого человека, как и в животных. Альтруизм противоположен человеческой природе. Им наделены около 10% людей - идеалистов. Единственный способ предотвратить взаимное уничтожение народов - принять альтруизм. И нет иного средства, кроме как вселить в сердце каждого веру в духовное вознаграждение и наказание от Творца. Благодаря воспитанию и общественному мнению, духовное вознаграждение и наказание станет стимулом для создания альтруистических отношений в мире.

Принципы (законы природы)

1. Альтруизм - нравственный принцип "работать по способностям, получать по потребностям".

2. Весь мир - одна семья, и рамки альтруизма должны постепенно и добровольно охватить весь мир, при равном для всех уровне жизни.

3. Экономическая форма едина для всех народов.  Религиозные формы и обычаи остаются по выбору.

4. Не следует практически внедрять альтруизм, пока не обеспечена для этого экономическая база.

5. Следует разработать устав, и вступающий обязан принять его.

6. Вначале следует создать небольшую организацию, действующую на альтруистических принципах, в которой будут действовать все формы государственного управления - так, что при постепенном входе в нее всего мира, но не возникнет нужды менять что-либо ни работе, ни в управлении. Организация эта будет центральной точкой мира.

7. Все вопросы будут решать внутри альтруистической организации и по ее законам.

8. Уже пришло время для того, чтобы основать в одной стране образец альтруистического общества.

9. Не следует основывать альтруистическое общество, пока желание отдавать не охватит его большую часть.

10. На народ Израиля возложена обязанность создания международного альтруистического общества и его предложение всем народам.

11. Воспитание и построение стабильного общества можно обеспечить только альтруистическим воспитанием, вначале принудительно, в итоге - по желанию.

12. Это обращение не примут предприимчивые и интеллигенция, а только массы, у которых нет иного средства избежать страха войн и страданий, кроме построения альтруистического общества, а потому способны  сочувствовать другим и объединяться.

13. Альтруистическое общество в итоге охватит весь мир при равном уровне жизни: народ, большая часть которого воспитана в духе отдачи ближнему, войдет в международные альтруистические рамки.

14. За исключением принципа "люби ближнего как себя", каждый народ может следовать своей религии и традиции, и не следует одному народу вмешиваться в дела другого.

15. Массы не в состоянии учиться на уроках истории. Единственный способ воспитания масс - наукой каббала, возвышением отдачи, привить отвращение к получению.

16. Задача жизни - удостоиться слияния с Творцом. Или помочь в этом другим.

17. Природа эгоистического управления, непременно приведет к разрушению мира, если не примут методику отдачи.

18. Отдавать не ради награды, из чувства ответственности к обществу, достигаются воспитанием. Воспитание требуется общественного мнения. Общественное мнение обуславливается пользой общества.

19. Осознание приходит из фактов жизни, истории, науки.

20. Идея коллективизма созреет в человеческом разуме не менее, чем за три полных поколения покоя и общего согласия. Ускорить это можно только распространением науки каббала.

21. Всё вознаграждение - слияние с Творцом в любви. Вначале нужно выйти из эгоизма, посредством отдачи ближнему, а затем придти к слиянию с Творцом, отдачей Ему.

22. Душа раскрывается человеку лишь посредством действий по достижению Творца, поскольку она - Его часть. Душа обретается лишь действиями по субъективному постижению имен Творца.

Отличие свойств. Желание получать, отпечатанное в каждом творении, отлично от Творца, желания отдавать. Этим отличием свойств, отделилась от Него душа. Творец желает от нас подобия Ему. Тогда мы снова сливаемся с Ним. Задача - принять свойства Творца, отдавать. Тогда все действия - к отдаче ближнему. Тем самым мы достигаем цели - слияния с Творцом, уподобление Ему. Необходимости для обеспечения себя и семьи - не считается получением, поскольку обусловлено природой.

Все эти условия раскроются в дни Машиаха. Когда примут эти условия, удостоимся полного избавления от эгоизма, зла.

Два пути. Существуют два пути раскрытия совершенства: Каббалы или страданий. Творец дал людям технику и возможность разрушения мира в 3-ей и 4-ой Мировых войнах. А уцелевшие примут на себя условия взаимного братства. Раскрытие этого условия и есть наука каббала, учение Машиаха. Чтобы избежать войн, придут народы мира к каббалистам, чтобы изучить методику исправления.

Форма общества. Закон природы должен стать общим законом всех народов. Он обязывает все народы к отдаче ближнему, когда жизнь другого важнее собственной, по принципу "люби ближнего как себя", в равенстве и братстве всех. За исключением этого, каждый народ может следовать своей религии и традиции.

Законы, равные для всего мира

1) Работать на благо людей изо всех сил, пока голод в мире не исчезнет.

2) Уровень жизни одинаков для успешных и отстающих.

3) Приносящий больше обществу получает почетный знак отличия.

4) Не проявляющий усердие на благо общества, наказывается согласно законам общества.

5) Каждый обязан усердствовать в повышении уровня жизни мира.

6) Духовным занимаются не все, а избранные, по необходимости.

7) Верховный суд дает разрешение участвовать в духовной жизни.

8 ) Вступающий в общество, клянется выполнять его законы, как законы природы.

Действует суд для выяснения проблем, возникающих между людьми. Но не будет опираться на силу. Не согласный с мнением суда, осуждается мнением общества, пока не согласится с его мнением.

Никто не требует для своих нужд, а ответственные изучают потребности каждого. Т.о. мысли каждого устремлены на отдачу ближнему, и не понадобится думать о собственных нуждах.

Свобода индивидуума соблюдается, пока она не вредит обществу. Если человек желает оставить общество, ему не препятствуют, даже если во вред обществу.

Вначале следует создать малую организацию, в которой большая часть общества будет готова "работать по способностям и получать по потребностям, ради отдачи ближнему". Создать в этой организации все формы полного государственного управления, чтобы этого порядка в малом обществе хватило для формирования рамок для всех народов мира, ничего не убавляя и не прибавляя. Организация эта будет как центральная точка, расширяющаяся на народы и страны до края мира.

Распространение идеи "отдача ближнему".

1) Удовлетворение страстей - у каждого человека есть неизведанная искра, требующая единения с Творцом и побуждающая к познанию Творца.

2) Доказательства того, что нет миру иного существования, кроме отдачи ближнему, тем более во времена атомных бомб.

3) Агитация - нанимать профессионалов-распространителей идеи.

Наука каббала должна дать новую жизнь человечеству, и этого все ожидают от народа Израиля. Если они примут науку каббала, можно строить Храм и оправдать существование народа Израиля в государстве Израиль. Настоящая форма существования Израиля не кажется миру оправданной и народы мира готовы продать независимость Израиля и Иерусалима.

Материал творения. Материал духовного и материального творения - желание получать. Творец требует от нас подобия свойств с Ним, свойства отдачи. Своим желанием мы отделены от Творца. Поэтому мы обязаны исправить себя на отдачу другим, и этим слиться с Творцом.

Лидер поколения. Лидер - тот, у кого нет никаких личных интересов, и кто отдает всю свою личную жизнь на благо общества.

Хорошие дела - отдача. Действия порождают ощущения, а ощущения порождают понимание. Чтобы ощутить наслаждение от отдачи, необходимо сначала совершить ее на деле. Понять важность отдачи можно, лишь когда вкусишь ее в ощущениях. Вкусить наслаждение от слияния можно лишь в результате доставления удовольствия Творцу. Иными словами, нужно наслаждаться удовольствием, доставленным Творцу. Испытав доброе наслаждение на деле, можно понять его в мере этого наслаждения.

Два уровня отдачи: Ло-лишма - ради личной выгоды. Лишма - душевная потребность слиться с Творцом. Можно удостоиться этого посредством действий, и тогда из ло-лишма приходит к лишма.

Задача жизни. Удостоиться слияния с Творцом лишь ради Его пользы. Или же удостоить многих, чтобы пришли к слиянию с Ним.

Два вида порабощения в мире. Творцу или творениям. Одно из них неизбежно.

 

Бааль Сулам. Мир (конспект)

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Мир (конспект)

Суть работы на Творца заключается в "любви к ближнему", что означает отдачу окружающим, ведь это позволяет не забыть о намерении.

Обязанность осторожного отношения к законам природы

Творением управляет Творец. Он ведет творение к цели. Поэтому нарушающий законы природы, мешает достижению конечной цели, а потому наказывается природой.

Неважно, называется ли высший управляющий "Природа" без разума и цели, или же высший управляющий - имеет разум и цель - в любом случае мы обязаны выполнять "заповеди высшего управления" или, что тоже самое, "законы природы". А любой, нарушающий заповедь или закон - понесет наказание.

Высшим управлением нам заповедано исполнять заповедь отдачи: "каждый член общества трудится в мере, необходимой для процветания общества". В мере неисполнения этого закона, природа наказывает нас. Наказаниями, природа вынудит нас исполнять ее заповеди в требуемом объеме.

Кругооборот изменения формы

Хотя мы видим смену тел в нашем мире, но души не меняются, а только перемещаются из тела в тело, из поколения в поколение. Нет новых душ: одни и те же души одеваются в новые тела.

Закон развития-1

Каждое страдание или спокойное состояние - есть результат правильного или неправильного действия, которое ему предшествовало.

Но добро и зло оценивается не по самому действию, а по его влиянию на достижение общей цели. Состояние, приближающее к цели, - называется хорошим, а отдаляющее от цели - плохим.

Именно осознание зла, неисправности в данном состоянии, приводит к исправлению, и возникновению хорошего состояния.

Время существования любого состояния - это время, необходимое для осознания зла в мере, когда невозможно в этом зле оставаться, и человек вынужден перейти в лучшее состояние. Так человек выясняет и проходит состояние за состоянием, пока не достигает полностью исправленного состояния, в котором уже нет зла. Хорошие состояния произрастают из неисправленных, плохих. Всякое зло накапливается, пока его уже невозможно стерпеть - тогда человек разрушает его и строит более благоприятное состояние.        

 Закон развития-2

Всякое зло превращается в подталкивающую силу к цели силу. Но в результате учебы Каббалы раскрывается притягивающая к цели сила, за которой человек собственным желанием, не испытывая страданий.

            Природа человека - делать все только для собственной пользы. Поэтому единственное средство исправления своей природы - принятие заповеди высшего управления "отдача ближнему, чтобы доставить радость Творцу".

Мера отдачи должна быть больше заботы о собственных нуждах - потребности ближнего выше своих.

Цель "любовь к Творцу" должна присутствовать в каждом действии отдачи ближнему.

Мир в мире и познание Творца - единое целое. Пока между народами царит эгоизм, народ Израиля не может работать на Творца в отдаче ближнему.   

Каббала в сравнении с науками

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Каббала в сравнении с науками (конспект)

Критерий ценности науки: не по ее точности и знаниям, а по ее цели, по пользе, которую она дает.

Ценность науки Каббала: поскольку наука каббала занимается познанием управления мирозданием Высшей Силой, сближает с Ней человека, опирается на Высшую Силу, то имеет для человека высшую ценность. Вечна, как то, что изучает.

Причина малочисленности ученых-каббалистов: изучающий обязан вначале освоить альтруистический язык (свойства) высшего мира, на котором написана вся наука Каббала.

Постижение: в зависимости от усилий, как в любой науке, но здесь усилия не умственные, а душевные.

Язык науки: определяется ее создателями и служит для связи ее с изучающими. Делает сложные изложения лаконичными.

Представители науки: дорожат не мат. благами, а знаниями. Но не в силах устоять наивысшему из земных наслаждений - признание общества.

Представители науки Каббала: Каббала требует от своих ученых, кроме отказа от мат. наслаждений, также отказа от признания обществом. До тех пор пока признание обществом не обесценится в глазах человека, он совершенно не готов к постижению науки каббала.

Скрытие науки каббала: Каббалисты никогда не стремились к рекламе своей науки, поскольку к изучению каббалы человек приходит только под влиянием внутреннего побуждения (точки в сердце). Только тогда он готов пренебречь желаниями тела, мат. благами и признанием общества.

Раскрытие неготовым к этому, отнимает возможность наслаждаться телесно, богатством, властью, почетом - а в устремлении к ним, человек развивается, пока не пришло к осознанию необходимости отказа от них в обмен на связь с Творцом.

В наше время, по всем признакам, общество в целом уже разочаровалось погоней за наслаждениями тела, богатства, власти и почета и внутренне готово к связи с высшей силой. И потому наука каббала раскрывает себя, свою суть и цели широким слоям общества.

Бааль Сулам. Один закон (конспект)

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Один закон (конспект)

Исполнивший даже один закон высшего мира - склоняет себя и весь мир к добру.

 

Исправление - в намерении

Исправление эгоистических желаний необходимо производить только для слияния с Творцом, подобием, обретением свойства отдачи, т.е. ради Его наслаждения, как Он желает насладить нас.

Желание наслаждаться в человеке создано Творцом и не противоположно Ему. Противоположно НАМЕРЕНИЕ наслаждаться "ради себя" - это эгоизм. Желание неизменно, только оно существует, кроме Творца, создано светом Творца. Мы должны изменить намерение с "ради себя" на "ради Творца".

Наслаждение с намерением "ради себя" ограничено нашим миром. Наслаждение невозможно, потому что аннулирует желание и потому перестает ощущаться. Мы в нем существуем только для выхода из него. Все безграничные наслаждения могут ощущаться только в намерении "ради Творца".

Меняя эгоистическое намерение на альтруистическое, человек уподобляется Творцу. Переход постепенный, только под влиянием окружения, которое меняет ценности с получения на отдачу, заботится о себе в мере необходимого, а остальное - обществу.

 

Исправление - в обществе

Выполнение "ради общества" поощряется обществом, получает энергию для выполнения действия отдачи, от "ради награды" привычка обращается природой и желает сам. Также действия отдачи вызывают влияние исправляющего света О"М, и от "ради себя" идет к "ради Творца".

Выполнение закона отдачи ради человечества подготавливает к отдаче "ради Творца".

 

Исправление - с товарищем

В сближения с Творцом 2 части: отношение с Творцом, с товарищем. Самое эффективное - через отношением с товарищем обрести навыки отношения с Творцом.

 

Речь, мысль, действие

Любое усилие по исправлению включает в себя мысль, речь, действие.

Действие - если направлено на Творца, то доказывает намерение. Намерения два: "ради себя" - не достигают Творца, или "ради Творца" - в мере подобия ощущается Творец.

Отношения человека с другим исходят из его совести и поэтому не исправляют, не приводят к близости с Творцом. Только добрые действия с намерением доставить удовольствие Творцу, подобием Ему, бескорыстно отдающим, сближают с Творцом.

Речь - обращение к высшей силе об исправлении во время изучения каббалы.

 

Два наслаждения Творцу

Осознанное - невозможно обрести подобие Творцу без предварительных усилий в периоде скрытия Творца и работе в группе. Всегда, желающий связи с Творцом, должен будет пройти все этапы. Путь зависит ее от времени, а от готовности человека, меры власти над желаниями.

Неосознанное - любой совершающий действие с любым намерением, доставляет наслаждение Творцу.

 

Выполнение 613 заповедей

Душа человека состоит из 613 частных желаний, исправление намерений на которые с "ради себя" на "ради Творца" позволяют в каждом исправленном желании ощутить связь с Творцом, слияние с Ним. Постижение каждого частного проявления Творца в себе называется раскрытием Творца, Его именем. Каждый человек должен постигнуть полное общее проявление (имя) Творца.

 

Истинная мудрость

Предшествующие каббалисты излагали методику постижения индивидуально. БС излагает общий путь, потому что он неизменный, объясняет духовные сущности без их облачения в материальную оболочку, поэтому только его объяснение подходит нам.

Изгнание и освобождение

bs_100_wp.jpgБааль Сулам. Изгнание и освобождение (конспект)

 

"Среди народов не найдешь ты покоя" (Дварим, 28:65).

"Не бывать задуманному вами: "Будем, как другие народы" (Ихезкель, 20:32).

 

История показывает, что народ Израиля не растворяется в других народах, несмотря на его рассеяние среди них. Невыполнение своего предназначения в раскрытие Творца, вызывает на народ Израиля бедствия, в мере, чтобы обнаружили в них не случай, а неотвратимое высшее управление.

Высшим управление предопределено также ускоренное развитие народа Израиля по сравнению с другими народами, поскольку на него возложена обязанность наукой Каббала раскрыть Творца всем народам.

В прошлом, когда народ Израиля впервые пожелал наполнять свой земной эгоизм, в подражании прочим народам, это привело к разрушению 1-го Храма. Затем духовное падение продолжалось: поскольку Каббала запрещает эгоистические наслаждения, часть народа отвергло ее и переняла обычаи народов мира, чтобы наслаждаться жизнью, как того требовал их эгоизм.

Это привело к разделению народа на 2 части:

Эгоисты - цари и их приверженцы и придворные,

Каббалисты - стремящиеся к подобию Творцу.

Во время 2-го Храма этот раскол усугубился настолько, что эгоисты

привели к установлению власти Рима и к последующему изгнанию.

 

Идеалы земной и духовный

Земной идеал - наполнение эгоистических желаний. Поэтому не поднимается выше их. Основа земного идеала - уважение, слава общества (в настоящем или в будущем).

Духовный идеал - достижение свойства Творца. Обязывают подняться над человеческими свойствами. Основа духовного идеала - одобрение Творцом.

Постепенно в изгнании утратили духовную цель жизни, сравнение с Творцом, все более пренебрегали Каббалой, все больше ценили эгоистические цели, в чем сравнялись с народами, среди которого жили.

Этим вызывали на себя ненависть окружающих народов и жесткое управление Творца, вплоть до исчезновения и уничтожения частей народа Израиля.

 

Согласование цели Творца с человеческим расчётом

На основании исторического опыта, Каббала предлагает народу Израиля произвести расчёт, учитывая наши злоключения уже по возвращению на свою землю - и устремиться, изучением Каббалы, жить по духовному (антиэгоистическому) закону. Если народ Израиля не последует этому совету, он будет продолжать  расшатывать и разрушать себя.

Решение одно: всему народу оставить свои земные цели, как главные, и принять раскрытие Творца, как единственную цель своего существования. Только в этом случае высшее управление обернется положительным влиянием на каждого, на весь народ, а через него - и на весь мир.

Страница 30 из 32« Первая...2829303132