Записи в разделе 'Тора'
Разница между каббалой и Торой

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каббалисты берут тексты из Торы, объясняют их, комментируют, и потом говорят, что это и есть каббала. Есть ли разница между Торой и каббалой?

Ответ: Тора и есть каббала. Каббала на иврите называется "Торат эмет", то есть "истинная Тора". Она рассказывает о внутреннем смысле того, о чем в Торе повествуется иносказательным языком.

В "Предисловии к Учению Десяти Сфирот" Бааль Сулам пишет, что у каббалистов не было другого выхода, как объяснить устройство Высшего мира земным языком.

На самом деле в Торе говорится не о нашем мире, а только о взаимодействии сил и свойств духовного мира.

Вопрос: Что было раньше: каббала или Тора? Какая разница между ними?

Ответ: Тора написана около 3000 лет назад, а каббала – наука о системе управления нашим миром – появилась намного раньше.

Из урока на русском языке, 24.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тора и каббала

Что первично – Тора или каббала?

Каббала – Тора устная и письменная

Настоящая любовь (клип)

Тайны Вечной Книги. Настоящая любовь

Кто такая жена Авраама? (клип)

Тайны Вечной Книги. Кто такая жена Авраама

Что значит Израиль (Исраэль)? (клип)

Тайны Вечной Книги. Что значит Израиль (Исраэль)?

"И была заключена Мирьям вне стана"

каббалист Михаэль ЛайтманИ была заключена Мирьям вне стана семь дней; народ же не отправлялся в путь, пока не вернулась Мирьям. А затем двинулся народ из Хацерота и остановился в пустыне Паран. [Тора, "Бамидбар", "Баалотха, 12:16]

Вопрос: Мирьям – очень сильный женский образ в Торе. Что такое "Мирьям" в человеке?

Ответ: Моше и Аарон – это две стороны движения к Творцу.  Мирьям является низшей частью – Малхут, которая связывает Моше и Аарона.

Она продолжает цепочку пророчиц, вышедших из Вавилона (Сара, Ривка, Лея, Рахель), и является их собирательным образом. Теперь она сопровождает весь стан народа Израиля, то есть все движение человека к Творцу. А когда отпадает необходимость в этом свойстве, она умирает.

Если в Торе говорится, что в стане болен человек – это значит, что в нем происходит духовное исправление, и надо ждать пока оно закончится. Без этого невозможно продвигаться. Ты не можешь идти вперед, потому что у тебя больные свойства. А Мирьям олицетворяет собой их общее свойство, общее желание. Естественно, что ее, заболевшую проказой, надо исправить. Только после этого можно двигаться дальше. 

Никогда не было так, чтобы народ бросал больных в пустыне. Движение вперед основано на том, что ты все время раскрываешь эгоистические свойства, исправляешь их и идешь дальше.

Вопрос: Почему Моше все время молится за народ, за Мирьям?

Ответ: Он все время делает то, что угодно Творцу.

Дело в том, что Моше – это высшая точка в душе, которая тянет человека к полному исправлению, к слиянию с Творцом. Моше в этом свойстве постоянно реализует внутренние желания Творца.

Посмотрите, как они играют! Творец угрожает народу, а Моше заступается, потому что Моше и Творец – как бы одно целое, а все остальные – это уже те свойства, которые надо исправлять.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 25.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Проказа

"Во всем доме Моем доверенный он"

Тайна Мирьям

Проказа

каббалист Михаэль ЛайтманИ возгорелся гнев Бога на них, и Он отошел. И облако отошло от шатра, и вот – Мирьям покрыта проказою, как снегом. И взглянул Аарон на Мирьям, и вот – прокажена она.

И сказал Аарон Моше: "Прошу, господин мой, не сочти нам за грех, что мы глупо поступили и согрешили! Да не будет она, как мертвец, который выходит из чрева матери своей полуистлевшим!".

И возопил Моше к Богу, говоря: "О, Всесильный, умоляю, исцели ее!".  И сказал Бог, обращаясь к Моше: "Если бы отец ее плюнул ей в лицо, разве не скрывалась бы она в стыде семь дней? Пусть будет она заключена семь дней вне стана, а потом придет". [Тора, "Бамидбар", "Баалотха, 12:09-12:15]

Речь идет об очень серьезном исправлении. Сначала происходит раскрытие эгоизма, потом его исправление, т.е. период страданий, а затем – движение вперед.

Страдания – это не наказание. В Торе наказание – это исправление.

Реплика: Но проказа – очень страшное исправление.

Ответ: Естественно. Язвы проступают на коже человека, потому что кожа символизирует самую внешнюю эгоистическую ступень. Она поражается больше всего. 

Кожа является самым большим телесным органом. Так же как печень, почки и т.д., кожа – это орган. Она дышит, работает, перерабатывает все. Через нее происходит газообмен с атмосферой, теплообмен, она все чувствует.

Мы не понимаем, что это такое. В наше время модно делать на коже всякие наколки, но они нарушают всю работу организма.

Вопрос: Что означает "проказа на коже"?

Ответ: Проказа на коже – это выход самой последней стадии эгоизма. Иными словами, это очищение, потому что все это было внутри, а сейчас проявляется снаружи. И единственный способ излечения – светом Творца.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 25.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Во всем доме Моем доверенный он"

Малхут ждет

Исправление последнего уровня

"Во всем доме Моем доверенный он"

каббалист Михаэль ЛайтманИ сказали: "Разве только с Моше говорил Бог? Ведь и с нами Он тоже говорил!" И услышал Бог. А человек этот, Моше, был скромнейшим из всех людей, что на Земле.

И сказал Бог, внезапно обратившись к Моше, и к Аарону, и к Мирьям: "Выйдите вы трое к шатру откровения!" И вышли они трое.

И сошел Бог в столпе облачном, и стал у входа в шатер, и призвал Аарона и Мирьям, и вышли они оба. И сказал Он: "Слушайте слова Мои: если и есть между вами пророк Бога, то Я в видении открываюсь ему, во сне говорю с ним. Не так с рабом моим Моше: во всем доме Моем доверенный он.

Из уст в уста говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и образ Бога видит он. Как же не боитесь вы говорить против раба Моего, Моше?" [Тора, "Бамидбар", "Баалотха, 12:02-12:08]

Уровень Моше – в постижении Творца. А постижение Творца происходит в исправленном состоянии человека. То есть Моше на много уровней выше в своем исправлении, чем Аарон и Мирьям. 

Будучи ниже его, они не понимают его и возражают. Нижняя ступень никогда не понимает высшую. В духовном высшая ступень кажется абсолютно нелогичной.

В нашем мире, например, это проявляется в воспитании детей, – они тоже не хотят соглашаться с нами. И это естественно.

А в духовном состоянии высшая ступень кажется глупой, недалекой, нерасчетливой, нелогичной – без осознанного подхода, потому что каждый раз действуешь большей верой выше знания. Остается только аннулировать себя, закрыть глаза и пойти за высшей либо поневоле, либо, решив, что так нужно.

Вопрос: О чем Бог говорит с Мирьям и Аароном?

Ответ: Мирьям и Аарон находятся на ступени пророчества. Пророк – это человек, с которым разговаривает Творец. Он даже видит какие-то проявления Творца в отраженном свете (ор хозэр). Но в основном это постижение через свойство Бины, поэтому ступень Бины называется "слух".

Сказано: "Из уст в уста говорю Я с ним", то есть, ничего не скрывая, не проводя через какие-либо трансформации и ослабления, – то, что есть во Мне, то получает и он. Это высшая ступень слияния души с Творцом.

Вопрос: Что значит "во всем доме Моем доверенный он"?

Ответ: Моше полностью освоил свойство Бины. Когда Малхут поднимается в Бину, это является домом Творца.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 25.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Малхут ждет

Самый великий из Пророков

Пророк – работа и призвание

Малхут ждет

каббалист Михаэль ЛайтманИ говорила Мирьям с Аapoнoм против Моше по поводу кушитки, которую он взял, ибо жену-кушитку взял он себе. [Тора, "Бамидбар", "Баалотха, 12:1-12:02]

Жена Моше, Ципора – кушитка, т.е. темнокожая. Имеется в виду, что малхут Моше намного темнее, жестче, тяжелее, чем желания Мирьям и Аарона. Поэтому, работая с ней, он достигает более высокого уровня.

Так же и мы должны сейчас присоединить к себе все человечество. Представляете, что это за малхут, которая ждет присоединения! Но зато, какое возвышение все при этом получат!

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 25.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уровни развития Моше

Тайна Мирьям

Кричащее безмолвие пустой Малхут

Устремление к любви

каббалист Михаэль ЛайтманМан – это не манна небесная, падающая сверху, а молитва, которую человек поднимает снизу, и она наполняет его. Именно устремление вперед – не получение, а стремление, порыв, дерзание наполняют его, и этим он живет.

Лишь при устремлении к любви человек чувствует наслаждение, что называется сладкими страданиями любви, без которых ее нет.

Наполнением является только просьба к Творцу. Поэтому молитва на иврите называется "тфила" от слова "леитпалель", что означает судить самого себя. При этом ты не просишь кого-то о чем-то, а разбираешься в себе. Тебе не надо ни к кому обращаться, достаточно дойти до устремления к цели, а не искать саму цель.

Это могут понять только те, кто занимаются духовным исправлением и переживают все на собственном опыте. А остальные – нет.

И даже у тех, кто занимается, проходит немало времени, прежде чем устремление вперед не ради себя, без всякого получения, абсолютно беззаветное, становится их внутренней потребностью. Но это и есть настоящее духовное состояние. 

Поэтому именно пустыня, в которой ты питаешься маном, – самое благодатное состояние. Там у тебя нет ничего, кроме устремления вперед к отдаче и любви.

Ты еще не можешь использовать своего "фараона" (эгоизм), который сидит в твоем "заплечном мешке", но уже устремляешься вперед. А затем твои стремления станут такими большими, что ты, не ожидая, что он станет в тебе подниматься, начнешь сам потихоньку доставать его оттуда и перерабатывать на стремление вперед.

И тогда ты сможешь действовать. Как Творец действует на отдачу, так и ты с помощью фараона начнешь работать на отдачу. Именно черная сила фараона даст тебе возможность отдавать.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 25.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Признак новой духовной ступени

Бесконечное стремление

МАН, в котором есть все

"И весь день, и всю ночь собирали перепелов"

каббалист Михаэль ЛайтманИ встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов, наименее успевший собрал десять хомеров, и разложили их себе вокруг стана.

Еще было мясо в зубах их не пережевано, как гнев Бога возгорелся на народ, и поразил Бог народ мором весьма сильным. И нарекли тому месту имя Киврот-Гатаава, ибо там похоронили прихотливый народ. [Тора, "Бамидбар", "Баалотха", 11:32-11:34]

Все погибли, кроме тех, кто не притронулся к этому "пайку" с неба. Имеется в виду не народ, а желания в каждом человеке.

Все эгоистические желания – охотники до таких подарков – в пустыне сразу же получают наказание. И в этом заключается их исправление, – они умирают.

Речь идет об одном человеке, который идет вперед в своем духовном развитии и видит, что все его просьбы могут удовлетворяться, но это повлечет за собой его духовную гибель. 

Вопрос: Что означают "перепела"?

Ответ: Все в нашем мире является следствием воздействия на желание определенного света, и желание формируется под его воздействием. Свет, сформировавший желания, которые затем обнаружились как мертвые, носит в нашем мире такое название.

Вопрос: В принципе, происходит отсечение всех желаний, которые мешают двигаться вперед?

Ответ: На этой ступени – да. Но затем они поднимаются снова, и их исправляют. Ничего не остается в эгоистическом состоянии.

Умерший – значит "не годный сейчас к употреблению". В следующий момент, на следующем уровне это все возрождается и исправляется. Так же как мы умираем в этом мире в нашем понимании, в видении того, что происходит с нами, а затем возрождаемся.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 25.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

"А ветер поднялся по велению Бога"

Как прийти к изобилию?

Сортировка желаний

"А ветер поднялся по велению Бога"

каббалист Михаэль ЛайтманИ ушел Моше в стан, он и старейшины Израиля. А ветер поднялся по велению Бога, и принес перепелов с моря, и покрыл ими стан, на день пути туда и на день пути сюда, вокруг стана, и около двух локтей над землей. [Тора, "Бамидбар", "Баалотха", 11:30-11:31]

Ветер (ивр. руах) – это движение. "А ветер поднялся по велению Бога" означает, что человека окутало новое внутреннее движение.

"И принес перепелов с моря, и покрыл ими стан около двух локтей над землей". Если разбираться с точки зрения физических единиц измерения, то локоть составляет около 60 сантиметров. Значит, два локтя – это метр двадцать. Весь стан был покрыт перепелами на день ходьбы от стана во все стороны. Представляете, сколько это тонн мяса? Народ требовал пищи и получил.

Естественно, это аллегория. Здесь не имеются в виду перепела. Ты хочешь наполнения в свои эгоистические желания – пожалуйста, получай!

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 25.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Разве рука Бога коротка?"

Свернуть на путь объединения

"Великий сброд" в духовной работе

Когда достигают Земли Израиля?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Почему после выхода из Египта народ Израиля постоянно роптал, его не устраивало это продвижение?

Ответ: Таким образом оценивается настоящее относительно прошлого, из двух состояний выбирается свобода воли.

Так происходит на каждой ступени, на каждом шагу, т.к. эгоизм все время растет и над ним надо подниматься. Больший эгоизм – больший подъем. И так до тех пор, пока мы не входим в Землю Израиля. За 40 лет путешествия в пустыне все мы поднимаемся на гору Синай.

Раньше поднимался один Моше, а сейчас мы всех тянем за собой. Это значит – он проводит народ по пустыне.

Подъем на гору Синай, т.е. подъем над взаимной ненавистью, является целью жизни человека. Тут уже начинается и отдача, и любовь, и взаимная связь, слияние всех в одно единое целое и в мере этого – раскрытие Творца. 

Земля Израиля достигается только в конце, когда ты приходишь к любви. А весь подъем заключается в том, чтобы приподняться над эгоизмом. Это называется "овладение свойством хасадим".

Хэсэд – это милосердие, когда ты переживаешь за остальных точно так же, как они переживают за себя.

При этом, каждый раз на том уровне, на котором ты находишься, происходит подавление своих потребностей за счет переоценки потребностей других, как более ценных, более нужных. Как мать заботится о младенце, потребности которого для нее главнее всего, так и мы относительно остальных.

Ты словно впускаешь другого человека в себя, полностью освобождаешь ему место на данной ступени. Сделал это и тут же мгновенно в тебе начинает подниматься эгоизм следующей ступени, настолько сильный, что ты даже не замечаешь этого человека, а если он попадается тебе на глаза, то раздражает, кажется тебе отвратным. И снова ты начинаешь над этим работать, пока он не становится для тебя ближе, чем ты сам себе.

Это означает выход на следующую ступень. И так повторяется снова и снова.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 25.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

"И взошел Моше на гору"

Сомнения у горы Синай

Как войти в Землю Израиля

Место, в котором раскрывается Творец

каббалист Михаэль Лайтман"И от входа в шатер откровения не отходите семь дней, пока не пройдут дни посвящения вашего, ибо семь дней продлится обряд вашего посвящения. То, что было совершено сегодня, повелел Бог делать все семь дней, чтобы искупить вас.

И у входа в шатер откровения оставайтесь днем и ночью в течение семи дней; следуйте предостережению Бога, чтобы не умереть, ибо такое повеление получил я". И исполнил Аарон с сыновьями все, что повелел Бог через Моше. [Тора, "Левит", "Цав", 8:33-8:36]

Отторжение от эгоизма называется искуплением.

Искупление – это плата за то, что ты освобождаешься от чего-то грязного, нехорошего, вредного, допустим, от какой-то болезни. Этим ты как бы очищаешь себя и начинаешь другую, более здоровую жизнь. Именно это и произошло здесь. 

Шесть дней символизируют шесть сфирот: хэсед, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, и седьмой день – это самоочищение малхут. Аарон и его сыновья могут подняться выше своего эгоизма, использовать его на свойство отдачи и любви, и тогда станут называться коэнами, левитами.

Малхут работает только над собой, поднимая отраженный свет. Иными словами, я работаю для того, чтобы кто-то насладился. 

Но здесь говорится не о людях и их физических телах, которые необходимо снабжать энергией. Речь идет о духовных свойствах. Поэтому все, что я могу отдать, кроме насущно необходимого для собственного существования, идет на отдачу, выше малхут.

Вопрос: Что значит "работа с отраженным светом"?

Ответ: Малхут должна уподобиться шести высшим свойствам, находящимся над ней.

Свет отражается от экрана, расположенного между малхут и есод, и уходит обратно наверх. Именно в отраженном от малхут свете, поднимающемся снизу вверх, строится подобие шести свойствам, которые являются раскрытием, ощущением Творца. От отражения выстраивается прообраз нового, духовного человека, в который облачается Творец.

В этом образе происходит слияние человека и Творца. Причем совместный их образ находится между первородным эгоизмом человека и альтруизмом Творца. Получается, что это и не Творец, и не человек, а их соединение в одно единое целое. Такое состояние является целевым.

От мощности соединения между образом человека и образом Творца зависит определение, на какой из 125-ти ступеней находится человек в своем исправлении.

Малхут остается желанием получать. Намерение отдавать находится над малхут и идет от нее к другим. Поэтому над малхут как бы строится свойство отдачи – место, в котором раскрывается Творец.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 10.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

"И видели они Всесильного"

Сделай сам "Шатер откровения"

Отраженный свет в работе

"И никакой крови не употребляйте в пищу"

каббалист Михаэль ЛайтманИ никакой крови не употребляйте в пищу, где бы вы ни жили, ‒ ни птичьей крови, ни крови скота. Душа всякого, кто употребит в пищу кровь, будет отторгнута от народа его. [Тора, "Левит", "Цав", 7:26-7:27]

Душой называется все, что находится выше малхут, то есть выше эгоистического желания, – в намерениях на отдачу.

Кровь (ивр. "дам", "домэм") – это то, что питает малхут. Поэтому кровь является основой жизни биологического организма.

"Домэм" в переводе с иврита означает "неживой", т.е. духовно неживой уровень. Дело в том, что на духовных ступенях есть неживой, но духовно неживой не находится даже на таком уровне.

Поэтому любую кровь необходимо полностью исключить из пищи. Для этого предназначены законы кошерования, удаляющие кровь из организма животных. А до этого из них запрещено готовить пищу. 

Выполнение заповедей на материальном уровне, в принципе, олицетворяют два действия: запрет на использование малхут и действие, когда мы строим свойство отдачи выше нашего эгоизма (малхут).

Для приготовления нормальной (кошерной) пищи, в первую очередь, надо убирать из нее все, что относится к свойству малхут. Поэтому недостаточно только правильно убить и удалить кровь из животного. Сначала надо определить, является ли оно пригодным для употребления.

Дело в том, что некоторые виды животных, которые не имеют признаков, олицетворяющих духовные свойства, нельзя употреблять в пищу. Прежде всего, используются жвачные животные, имеющие замкнутый цикл пищеварения, символизирующий обратную связь. Другим признаком являются раздвоенные копыта, как символ правой и левой линии. Из морепродуктов употребляются только рыбы с чешуей и плавниками.

Что касается растений, то можно использовать плоды, снятые с деревьев старше трех лет. А урожай собирать только с того поля, которое имеет края ("пиот"), ограничивающие поле. Кроме того, раз в семь лет поле должно проходить "очищение", то есть земле дают отдыхать, ничего не сея на ней. 

Кошерование животных происходит следующим образом: после того как забивают скотину правильным способом, так чтобы она не чувствовала боли, и выпускают из нее кровь через сонную артерию, необходимо разделать ее. Сначала ее нужно засолить, т.к. соль вытягивает остатки крови.

В тушке животного есть части, которые нельзя употреблять, а те, что можно, должны проходить дополнительную обработку. Нельзя употреблять сырое мясо, только вареное, жареное, тушеное.

При этом есть четкие указания, сколько времени оно должно вариться, как жариться, чтобы в нем не оставалось ничего похожего на кровь. Иными словами, мы обязаны поднять его на уровень, который действительно соответствует свойству отдачи.

Если перевести этот рассказ на наши свойства, тогда мы начнем понимать, какие исправления должны производить в себе: что жарить, что свежевать, каким образом переворачивать себя на огне с боку на бок и так далее. И только потом можно употреблять это для человека в себе.

То есть все это делается только во имя человека в нас, а остальные наши свойства – неживые, растительные и животные – должны быть убиты именно таким образом и служить на пользу человека в нас.

В Торе под неживым, растительным и животным подразумеваются только наши внутренние свойства, а не то, что окружает нас в материальном мире. Это всего лишь копия того, что мы должны делать внутренне. Поэтому каббалисты объясняют, что человек должен исправлять внутри себя по условию "человек – маленький мир". А всех остальных интересуют только внешние действия.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 10.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

И будет душа его отторгнута от народа

"Только крови не ешьте"

Следствие высших корней

И будет душа его отторгнута от народа

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли тот, кто прикоснется к чему-либо нечистому: к трупу человека или к нечистому трупу животного, или к нечистому трупу гада, и станет есть мясо животного, принесенное в мирную жертву Богу, то душа его будет отторгнута от народа его. [Тора, "Левит", "Цав", 7:21]

Труп символизирует неисправленное эгоистическое желание. Само по себе оно умерло, но еще не откорректировано.

Иными словами, есть жизнь и смерть. После эгоистической жизни желания наступает смерть эго, а затем его переделка на альтруизм. Это идет как волна: плюс – минус, плюс – минус. Ты окунаешься в минус (эгоизм), приходишь к нулю, и потом переводишь эгоизм в альтруизм. Но ноль еще ничего не значит. Ты можешь иметь дело только с духовно живым.

"Прикоснуться к нечистому" – значит, войти с эгоистическим желанием во внутренний контакт, находиться с ним в адаптации, в понимании, во взаимном состоянии. То есть, если ты можешь в духовном виде сказать, что "я вошел с кем-то в контакт", значит, ты находишься в таком же состоянии, что и он. А если он – мертвое тело, то и ты находишься на таком же уровне.

Сказано: "Если тот, кто прикоснется к чему-либо нечистому… и станет есть мясо животного, принесенное в мирную жертву Богу, то душа его будет отторгнута от народа его". Ты уже не можешь благословлять, не можешь совершать такие поступки.

Речь идет о законах несоответствия или о законах подобия, потому что все в мироздании устроено на свойстве подобия.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 10.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нетленная душа

Точка контакта с Творцом

Духовное сближение и отдаление

Страница 5 из 172« Первая...34567...Последняя »