Записи в разделе 'Свобода воли'
Как стать независимым?

каббалист Михаэль ЛайтманНезависимость – это очень расплывчатое, проблематичное понятие. Что значит быть независимым в мире, в котором все мы связаны вместе? Как можно быть независимым, когда я связан тысячей нитей со всевозможными государственными учреждениями, предприятиями, людьми?

Тут кроется гораздо более глубокий вопрос. Как говорит наука каббала, человек – это желание насладиться, и каждый миг своей жизни он только лишь ищет, как достичь большего комфорта: сесть, встать, пойти, полежать, что попробовать, что поесть, на что посмотреть, что послушать, а если он обязан что-то сделать, то как это выполнить наиболее удобно и легко, меньше расходуя энергию.

В конечном счете, мы управляемся согласно законам природы, желая максимум насладиться/получить и при этом минимум отдавать/страдать.

Если я так устроен, то что значит быть независимым? Как я могу быть независимым? Написано: "Мертвые – свободны". Так что же, я стану свободным только после того, как умру и мое тело больше ничего не будет требовать?!

Но как же стать свободным народом? Как стать независимым здоровому человеку, живущему в этом мире, если я завишу от многих тысяч источников наслаждений – от пищи, воздуха, работы, моих детей и жены – в сущности, от всего, ведь каждый может оказать на меня давление, затронуть меня. Я не могу быть независимым. Разве что, сбежав в другую галактику, я стану свободным... Но это не называется независимостью. 

Необходимо понять, что независимости не может быть до того, как человек оставит свое желание насладиться, свою природу. В своей эгоистической природе я никогда не могу быть независимым, потому что завишу от всего и от всех. Я не могу жить без детей, без жены, без друзей, без своего народа.

На сегодняшний день я не могу жить без всего человечества, ведь во все, что есть у меня, в моем доме, вложена частица труда всего мира. Поэтому независимость невозможна, если я думаю как наполнить себя, ведь тогда я нуждаюсь во всех и завишу от всех.

Теоретически, независимым может быть человек, который перестает беспокоиться о себе и начинает получать наслаждение от отдачи другим. Если я могу жить таким образом, что наслаждаюсь не от того, что постоянно беру у всех, насколько способен, а от того, что отдаю всем, то становлюсь независимым.

Я нуждаюсь во всех для того, чтобы им отдавать и наслаждаться тем, что отдаю. Тогда я – независимый и свободный. Ведь я не завишу от них так, как если бы должен был получать от них наслаждение.

В конечном счете, у меня нет никакой возможности наслаждаться получением – только отдачей. Ведь в получении я завишу от других, а в отдаче они зависят от меня.

И тогда я могу быть выше всех, могу стать действительно независимым, могу чувствовать себя их господином – в том смысле, что я выше них, но люблю их, - и тогда, отдавая им, наполняя их, я наслаждаюсь - без всякого ограничения с их стороны.

Тем самым мы достигаем такого состояния, которое описывает наука каббала как будущее человечества, когда каждый отдает другим и чувствует себя независимым.

Из программы на радиостанции 103FM, 19.04.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

День Независимости: с чего начинается независимость?

Кто держит ключ к свободе и счастью

День Независимости в Израиле: начало освобождения человечества

День независимости. Я определяю свое будущее (клип)

В материальном мире я зависим от каждого и всех. Я не знаю, что произойдет через мгновение. Но если говорить о независимости вне времени, пространства, места, движения, то здесь я сам определяю свои будущие состояния, потому что становлюсь свободным от всех факторов, которые могут изменить меня не по моей воле.

Это может произойти только в одном случае – если я полностью связан с Высшим законом природы – с Творцом, определяющим настоящее и будущее всего мироздания.

День независимости. Самое высокое свойство (клип)

Независимым не может быть никто! Даже структура камня зависит от условий окружающей среды. Независимость человека может появиться тогда, когда он ощущает свою полнейшую зависимость и находит внутри нее возможность быть независимым. Если человек находится в доброй, вечной, правильной связи со всеми воздействующими на него параметрами, тогда он считается независимым.

Свободы воли не существует?

 каббалист Михаэль ЛайтманМнение: Ежесекундно наш мозг перерабатывает огромное количество информации, из которой нами осознается лишь малая толика. Хотя мы постоянно замечаем происходящие в нас перемены – в мыслях, настроении, восприятии, поведении, мы ничего не знаем о стоящих за ними нейрофизиологических механизмах.

Мы плохие наблюдатели в нашей собственной жизни. Двигательная область коры головного мозга активизируется за 300 млск до того, как индивид решает сделать то или иное движение – и мозг принимает решение, как вам поступить. Это "решение" воздействует на сознание, и вы верите, что принимаете его самостоятельно. А где же здесь свобода?

Мозг – это физическая система, и наши мысли и действия продиктованы изменениями в его состоянии. Наше ощущение свободы воли проистекает из неспособности разобраться в самих себе. Мы не знаем, что собираемся делать, до тех пор, пока у нас не сформировалось намерение. Это заключение равносильно признанию того, что мы не управляем нашими мыслями и поступками.

По-настоящему обладать свободой воли значит, что нужно представлять и полностью контролировать все факторы, определяющие наши мысли и поступки.

Реплика: Осознавать и контролировать все факторы, определяющие наши мысли и желания, мы не в состоянии вообще, потому что они сформировываются еще до того, как мы их осознаем и ощущаем.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мозг решает, не спрашивая человека

Иллюзия свободы

Кто наш хозяин?

Все заточено под цель

каббалист Михаэль ЛайтманВ главе "Бехукотай" ("По Моим законам") говорится, что весь мир взаимосвязан. Система мироздания строго детерминирована. Мы находимся в ней, и ее влияние на каждого человека зависит от его действий – принимает он или не принимает на себя законы этой духовной вселенной.

Духовная вселенная – это не только то, что мы видим вокруг, а все ее силы и системы, которые скрыты от нас или лишь частично проявляются нам.

Если познакомимся с ее законами и будем выполнять их, то все будет хорошо, а иначе она станет подстегивать нас ударами.

Система устроена таким образом, что принимает во внимание тот объект, на который воздействует. Отчасти мы видим это в нашем мире. Например, к маленькому ребенку природа относится более щадящим образом, чем к взрослому, окружая малыша заботой. Он падает – и ничего страшного. А если взрослый упадет, то может сломать себе кости.

То есть система устроена так, что относится к каждому из нас по-особенному, в соответствии с уровнем человека, его предназначением, судьбой, с тем, кто он и что он. 

Вопрос: Значит, если человек думает, что ему даются неимоверные страдания, то это ему только кажется? На самом деле система градуировано выдает то, что он может вынести?

Ответ: Возможно он и не может вынести, но все абсолютно четко высчитано в соответствии с его судьбой, предназначением, с теми условиями, в которых он находится. Все заточено под цель, которую все мы должны достичь.

На самом деле все очень просто, потому что есть начало и конец, и от начала к концу все просчитано на каждом этапе относительно всех. На каждой ступени нам дается определенная свобода воли, и в этих четко ограниченных рамках мы действуем.

Все мы связаны в одну систему, которая управляет нами. Мы существуем в одном объеме: те, кто ощущают это, и те, кто не ощущают, те, кто уже раскрыли для себя ее законы и достигли каких-то ступеней, и те, кто только начинают или даже еще не начали понимать цель творения.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.11.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Законы Природы, несущие благо (глава Бехукотай)

Не вмешиваться в законы Природы

Научиться управлять мирозданием

Даже если вы понимаете, что вами манипулируют, вы неосознанно подчиняетесь

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование: В результате поставленных экспериментов выяснилось, что когда респондент узнавал мнение группы, и оно было более положительное, своя оценка в течение часа менялась на более высокую. Когда человек понимает, что он не похож на других, он изменит свое мнение – в общем, человек поддастся влиянию группы.

Другие эксперименты показали, что единственный показатель, по которому можно предсказать отношение людей к вопросу экономии энергетических ресурсов – это пример поведения их собственных соседей.

Но на вопрос о том, зачем они экономят – они приводили любые доводы, кроме этого. Кроме того было установлено что люди сорят и оставляют различный хлам в 2 раза чаще, когда наблюдают, как не соблюдается принятая норма поведения другими.

Реплика: Также происходит и воздействие в группе каббалистов: несмотря на то, что каждый играет перед своими товарищами роль восторженного и устремленного к духовному, человека.

И хотя все понимают, что он так наигранно поступает, чтобы положительно повлиять на них и вызвать в них ревность, зависть своим, якобы искренним устремлением к цели, и устремить т.о. их к достижению духовной цели, – несмотря на "театр" такая игра работает и оказывает мощное воздействие на каждого!

Предыдущие сообщения на эту тему:

Люди слишком зависят от чужого мнения

Мозг – заложник стадного инстинкта

Эксперименты общественной психологии

Путь добра или путь страданий (клип)

Так или иначе, мы обязаны прийти к заданной свыше цели: или подгоняемые огромными страданиями, или хорошим, добрым путем, сами устремляясь к этой цели. И тогда ты начнешь узнавать всю глубину системы, которая предстает перед тобой. Она превращается для тебя в поток, увлекающий тебя вперед, но ты сам управляешь его течением!

С навигатором по жизненному пути

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если я буду изучать каббалу, узнаю ли я о своих прошлых круговоротах жизней и о своем будущем, чтобы немного привести в порядок свою жизнь? Ведь сейчас я живу только сегодняшним днем, этим мгновением, не зная, что может случиться завтра.

Ответ: Прежде всего, человек изучает, в чем именно ему дана свобода выбора, где ее границы и насколько он может повлиять на свою судьбу. Ему становится известно, что ему предстоит в каждой ситуации и на каждом шагу. Он видит перед собой два пути и имеет возможность выбирать между хорошим путем и плохим.

Плохой путь – это путь страданий, по которому нас гонит судьба день ото дня ударами и уколами. Но мы имеем возможность выбрать путь света, на котором сможем использовать скрытые от нас сейчас силы природы и вытянуть себя вперед еще до того, как нас настигнут удары.

Наука каббала учит нас все время стремиться к следующей цели в пути и таким образом продвигаться быстрее, чем удары, накатывающиеся сзади. 

Вопрос: Человек способен избежать ударов судьбы?

Ответ: И человек способен вывести себя из-под удара, и весь народ.  

Вопрос: Возможно понять, какова следующая "станция" на твоем жизненном пути, еще до того, как достиг ее?

Ответ: Разумеется, возможно. Каббала открывает перед нами всю программу, и мы узнаем, с помощью каких сил и в какой форме должны соединиться для того, чтобы продвинуться на следующий этап, чтобы пройти его гладко и легко.

Каббала позволяет нам продвигаться по жизни словно с навигатором (GPS), который все время подсказывает лучший путь: сейчас поверни вправо, а теперь влево. Она раскрывает перед человеком всю карту его прошлого и будущего и вообще каждую секунду истории человечества – и не только историю этого мира, но и между земными воплощениями.

Сейчас человечество достигает особого состояния во всей своей истории,  оказываясь в тупике. Но это как раз хорошее состояние, потому что оно заставит нас, наконец, осознать, где мы находимся, и почему это с нами происходит.

Это критическое состояние вынудит нас выяснить вопрос о смысле своей жизни. Тогда мы узнаем, что нам нужно делать и увидим, какую награду получаем взамен.

Из программы на радиостанции 103FM, 15.02.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Право изменить свою судьбу

Поколение мудрецов

Сократить долгий путь

Полная свобода!

каббалист Михаэль Лайтман"И сказал мне: ты раб Мой, Исраэль, в котором Я прославлюсь". "И сказал мне: ты раб Мой", – это ступень раба, то есть левая линия и свойство Малхут. "Исраэль" – это ступень сына, правая линия, свойство Зеир Анпина. И когда они в одном единстве, говорится: "в котором Я прославлюсь".  [Книга Зоар с комментариями Сулам. Глава "Бе-ар"] 

Обе линии – левая (ступень раба, Малхут) и правая (ступень сына, Исраэль) – должны совместиться и прославиться, т.е. раскрыться.

С одной стороны, мы должны полностью подчиняться высшему управлению. Конечно, можно сказать, что оно и так властвует над нами, мы полностью порабощены им и не можем сделать без него ни единого движения. Но это – свойство плохого раба.

Левая линия должна быть предана своему господину: "Я хочу быть его рабом. В тех желаниях, над которыми я неволен, я хочу, чтобы именно он властвовал во мне". 

При этом я свободен – моя свобода заключается в выборе, оставаться ли под властью господина или уйти от него. Я выбираю его власть, потому что не могу чувствовать себя более свободным, как только под его управлением. 

А потом, когда я поднимаюсь выше, ступень раба переходит в ступень сына. Отличие раба от сына в том, что я выполняю всё, что желает уже мой отец, а не господин. Теперь я хочу выполнять все его действия осознанно, даже если бы он не принуждал меня к этому, и если бы он об этом даже не знал. Здесь я уже работаю без связи с ним, подобно ему.   

Оба эти состояния должны быть явно ощущаемы человеком, и тогда между ними возникнет третье состояние – средняя линия, когда я и не раб, и не сын. Средняя линия не существует в природе, она возникает на соединении правой и левой линии, и дает человеку ощущение полной свободы.

Я нахожусь, как в безвоздушном пространстве, на меня не действует ни первое условие – раба, ни второе условие – сына. Я могу совершенно оторваться от всякой связи с Творцом и быть самостоятельным во всех своих действиях, желаниях, мыслях. Полная свобода!

В этом и заключается замысел творения: привести человека к ощущению свободы, исходя из этого, выбрать именно то состояние, в котором находится Творец, и устремиться к нему. Если я сам стремлюсь к этому на 10, на 15, на 20%, постепенно создавая из себя точно такой же образ, такую же копию, тогда в этой мере я называюсь человеком.

В средней линии я отрываюсь от Творца, а иначе у меня не будет никакой свободы воли. И это не иллюзия свободы – я должен ощутить, что абсолютно свободен. Причем, это ощущение идет на фоне "какофонии" всевозможных эгоистических желаний, побуждений, соблазнов. В человеке начинает подниматься гордость, зависть, желание делать все, что угодно, быть хозяином Вселенной. 

Представьте, что вы погружаетесь в воду, и на ее поверхность вдруг вместо прозрачной воды со дна поднимается муть, и все это ваше: флуктуация эгоистических мыслей и желаний. Именно на этом фоне вы начинаете строить из себя свободного человека.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 18.06.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ступени возвышения: от раба до хозяина

Все пригодится в Конце исправлени

Сын – означает "понимание"

Следующая ступень эволюции – духовная

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Получается, что следующая ступень нашей эволюции – духовная, то есть развитие в нас души?

Ответ: Следующая ступень нашего развития называется высшим миром.

Вопрос: Но эволюция природы происходит вне нашего желания и не предполагает свободы выбора?

Ответ: Свобода дана только в выборе пути, которым мы идем к цели. Но душа обязана развиться в каждом человеке.

Это словно в школе, где есть дети, которые хорошо учатся и наслаждаются жизнью. А есть такие, которые не хотят учиться, получают наказания и страдают. Но, в конце концов, они тоже заканчивают школу: по доброй воле или из-под палки. Так и мы можем идти к развитию души всевозможными путями, но итог уже предопределен. 

Вопрос: Значит, я должен развить свою душу при этой жизни в этом мире? Это не какая-то абстракция, существующая где-то в потустороннем мире?

Ответ: Мы развиваем свою душу в этом мире, потому что душа – это сила отдачи и любви, соединения с другими. Поэтому ее можно развить только в то время, когда я, эгоист, преодолеваю свое эго и приближаюсь к другим людям. Только таким действием, таким стремлением я развиваю в себе новую силу единства и соединения с другими, которая называется "душа".

Вопрос: Выходит, что развитие души – это просто развитие новых свойств?

Ответ: Душа означает развитие новых альтруистических свойств. Душа – это сила отдачи в человеке, которой в нем сейчас нет. Есть лишь ее зародыш, крохотное зерно, потенциальная сила.

Но я могу развить этот потенциал так, что он превратится в действенную силу. По мере того, как этот потенциал реализуется в действие, я начинаю раскрывать перед собой новый мир.

В этом новом свойстве я увижу новый мир, ведь и сегодня я вижу этот мир в своих свойствах – в своем эгоизме. А высший духовный мир виден в свойстве отдачи.

Так же реально, как сегодня мы видим только этот мир и живем в нем своими телами, мы начнем жить в духовном мире своими душами.

Из программы на радиостанции 103FM, 01.02.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жизнь со второй, третьей, десятой попытки

Человек без души

Главное приобретение в жизни – душа

Люди слишком зависят от чужого мнения

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование: Эволюционный процесс привел к тому, что люди ориентируются на мнения других больше, чем на собственные инстинкты. Это порождает так называемое "стадное чувство" и снижает чувствительность к изменениям в среде. Стадное чувство может заставлять человека принимать неправильные решения.

Оказалось, что попасть под влияние других очень легко. Стадный инстинкт приводит к тому, что люди копируют действия других, а не делают собственный выбор. Во многих ситуациях это полезно. В то же время, если личные убеждения противоречат мнению других, возникает проблема.

Реплика: У человека вообще нет никогда и ни в чем своего личного мнения, а все, что в нем сформировалось, является продуктом окружающей его среды. Если же он желает иметь свое мнение – это возможно, когда получит его при раскрытии Творца. У самого же человека есть только желание обрести мнение. Поэтому нет ни одного человека, кроме каббалиста, со своим мнением.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мозг – заложник стадного инстинкта

Стадный инстинкт мешает принимать правильные решения в Сети

Групповые эффекты

Сила добра и сила зла, ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Все религии представляют мир так, будто в нем правят две силы добра и зла. И так же воспринимает свою жизнь обычный человек, которому кажется, что на него воздействуют плохие и хорошие силы. Что такое добрая сила, вызывающая все хорошие события, и что такое злая сила, приносящая все несчастья?

Многие мечтают о том, чтобы в мире существовала лишь одна добрая сила и недоумевают, зачем вообще существует сила зла? Эта дуальность, постоянная борьба между добром и злом, светом и тьмой, разрушением и строительством, сопровождает нас всю нашу жизнь. Почему существует это противостояние между силой добра и силой зла?

Ответ: Нет никакого противостояния. Это только мы считаем одни силы добрыми, а другие злыми. А в природе нет плохих или хороших сил. Действительно, есть противоположные силы: плюс и минус, притяжение и отталкивание, свет и темнота.

Без двух противоположных сил невозможна жизнь, нет метаболизма внутри живых организмов, обмена веществ, нет связи ни между элементарными частицами, ни между космическими объектами во вселенной, объединяющей их в одно целое.

Жизнь всегда основана на противостоянии двух сил и протекает в "средней линии", связывающей их обе. Жизнь возникает в предмете или теле, в котором взаимодействуют эти противоположные силы. Когда они достигают  относительного равновесия, то рождается следующий этап обновленной жизни. 

То есть противоборствующие силы, встречаясь в материале, устанавливают между собой некую гармонию. Выходит, что из электронов и позитронов – из противоположных внутриатомных сил, строятся целые атомы, которые затем соединяются между собой в молекулы.

А в молекулах противоположные силы уже действуют так, что могут между собой решить, что хорошо, а что вредно для их соединения. И потому они притягивают, усваивают, впитывают полезные им вещества, и выбрасывают вредные. Так происходит обмен веществ, возникает жизнь и развитие.

И все это за счет правильного совмещения двух противоположных сил. Без этого нет никакого развития и жизни. Иначе не смогла бы развиться даже наша вселенная, состоящая их неживой материи, а уж тем более растения. В растении противоположные силы находятся в еще более сложном сочетании, на животном уровне – еще сложнее.

А в разуме и восприятии человека происходит сложное выяснение, определение добра и зла на всех уровнях. Наш разум построен на том, что мы постоянно анализируем борьбу противоположных сил и ищем, какой формой своего соединения они могут принести наибольшую пользу.

Невозможно использовать лишь одну силу без другой – только в их взаимодействии. Так устроена вся жизнь.

На неживом, растительном и животном уровнях эта система замечательно работает, прекрасно развиваясь. Если мы иногда видим какие-то катаклизмы в природе, то лишь потому, что оцениваем их относительно самих себя. Но на самом деле, вся вселенная, весь неживой, растительный и животный мир продвигается под воздействием положительной и отрицательной силы, которые взаимодействуют между собой и движут вперед эволюцию.

Все прекрасно, пока дело не доходит до человека. На человека тоже воздействуют две эти силы "добра" и "зла", как мы их называем. Если бы мы знали программу природы и сохраняли равновесие положительных и отрицательных сил, то жили бы спокойно и безмятежно.

Но проблема в том, что человек обладает свободой выбора. Он сам выбирает баланс положительных и отрицательных сил по своему желанию. Тут и проявляется наша исходная, испорченная природа, из-за которой мы делаем более приятное и удобное нам решение, вместо правильного.

Мы больше заинтересованы в выгоде, чем в правде. И поэтому мы начинаем прокладывать кривой путь, не идущий посередине между отрицательной и положительной силой, которые должны быть равноправны и правильно сочетаться между собой, продвигая развитие. Вместо этого, мы все время склоняемся в удобную нам сторону, причем за счет других.

Ведь мы все – части одной интегральной природы, и должны были существовать в общей гармонии со всем неживым, растительным и животным миром, развиваясь в одном направлении с ним. Если бы обладая свободой выбора, мы  тем не менее сохраняли равновесие между двумя силами, удерживая их в гармонии, то развивались бы правильно.

Мы не позволяли бы себе использовать силы природы больше необходимой нам меры, чтобы жить в гармонии между собой и окружающей средой. Наша жизнь была бы простой, но безмятежной. Мы получали бы от природы то, что необходимо нам для существования, а все остальные силы использовали для своего внутреннего развития.

Все несчастья человечества начались с того, как оно начало производить товаров больше, чем ему необходимо для жизни. Это переломная точка, с которой человечество начало портиться. От нее и далее, мы потеряли баланс сил и начали поворачивать их так, как было удобно нашему эгоизму.

Общая схема такова: есть положительная сила, отрицательная сила, а в середине мы, люди, со своим эгоизмом. Если бы мы использовали две эти силы природы для того, чтобы уравновесить свою жизнь, а весь прорывающийся в нас эгоизм реализовали только для своего внутреннего, духовного роста, то поднялись бы на следующую ступень, которая называется "человек".

Наша материальная жизнь, то есть жизнь наших тел на животном уровне, со всем им необходимым: пища, семья – осталась бы внизу в уравновешенном виде, в том состоянии, в каком она должна быть. А свой эгоизм мы использовали бы для того, чтобы привести в равновесие две противоположные силы и подняться на духовный уровень, к духовной жизни.

Из 392-й беседы о новой жизни, 03.06.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Искусство равновесия

Две силы, порождающие Человека

Закон равновесия добра и зла

Чтобы время не утекало сквозь пальцы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В наше время большинство людей чувствуют, что время будто утекает у них сквозь пальцы. Мы занимаемся срочными, неотложными делами, а самое важное оставляем на потом. Как правильно использовать время, чтобы реализовать каждую минуту оптимальным образом? Есть ли такое понятие "бесполезная трата времени"?

Ответ: Разумеется! Но все это относительно. Человечество развивается на протяжении истории в течении многих тысячелетий. Возникает вопрос: могу ли я развиваться быстрее, чем мое поколение, ускорить время, будто перепрыгнуть через десятки лет? Если нет, то могу ли я успешно реализовать время в своем поколении?

Я живу в тот период времени, в котором родился. Могу ли я использовать это время самым эффективным образом? И что значит "самым эффективным"?

Скажем, я могу заполнить свою жизнь удовлетворением основных желаний – к пище, сексу, семье, богатству, славе и знаниям, присущих каждому человеку в определенном сочетании, в зависимости от того, какую важность он придает каждому из них. Этим сочетанием шести желаний, определяющим цели в жизни, мы и отличаемся друг от друга.

Но  если говорить о реализации моего общего желания, в котором, допустим, есть 10% желания к пище, 20% – к сексу, 10% – к семье, 20% – к деньгам, 40% – к власти и знаниям, то возникает вопрос: остаюсь ли я в тех же желаниях, с которыми родился? Мы видим, что нет. Мои стремления зависят от общества, в котором я нахожусь, от меры его влияния на меня. 

Я  могу использовать свои свойства, наклонности и желания согласно окружению. То есть окружение влияет на то, каким образом я буду использовать все свои наклонности, чтобы достичь наслаждения. Ведь желания к пище, сексу, семье, богатству, почету и знаниям – это источники наслаждений, с помощью которых я хочу наполнить себя. Ведь я, по своей сути, – желание насладиться.

Вопрос в том, насколько общество, в котором я нахожусь, воздействует на меня. Окружение может вдруг настолько возвеличить во мне желание к науке, или к власти, или к деньгам, что пища, секс и семья потеряют для меня былое значение, и я буду использовать их только для того, чтобы достичь славы или власти. А может быть наоборот.

Зависит от общества, как человек реализует себя. Хотя его природные наклонности очень важны, и на протяжении времени они все же направляют человека к определенной нише, свойственной для него.

Но тут всегда происходит борьба между личностью и обществом. Личность желает реализовать себя как можно больше с помощью общества, а общество хочет поглотить личность и использовать ее для своего блага, и насколько возможно вообще не принимать личности в расчет. Ведь личности не имеют для общества собственной ценности, имеет значение только то, насколько они включаются в него.

Если я хочу управлять своим временем, то обязан быть как можно более развит и в личностном, и в общественном плане, поскольку только в связи между ними или на их границе я найду свою оптимальную самореализацию.

Ведь я должен чувствовать, куда стремится общество, какова его цель, и куда устремляюсь я согласно своим природным наклонностям, какой была бы моя цель, если бы я мог изменить весь мир себе во благо, и что может быть в связи между мной и обществом, как я реализую себя с помощью общества в целом, в котором нахожусь.

Это означает, что я собираюсь управлять временем своей жизни, реализовать его самым эффективным образом.

Из 355-й беседы о новой жизни, 22.04.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Проигранное соревнование наперегонки со временем

Хозяин времени

Мы и время

Дети Вселенной, ч.7

каббалист Михаэль ЛайтманНачало – в посте Дети Вселенной, ч.1

Большое, развитое человечество не обращает внимания на Вселенную, где мы могли бы отыскать все свои основы. На ее просторах мы открыли бы силы, целые "сгустки" иной материи – антивещества и пр.

Разумеется, мы ведем исследования Вселенной, но не придаем им достаточного значения, полагая, что наше будущее зависит от того, кто победит в земных "забегах", кто среди нас сильнее, богаче, могущественнее. Наше развитие не устремлено к познанию Природы, к ее полному раскрытию и к пониманию того, чего нам для этого недостает.

Я мог бы предположить, что Вселенная – это целиком отдача. Ведь она создала, породила всё, упорядочивает всё и, в конечном счете, комбинацией своих сил генерирует феномены неживой, растительной, животной и человеческой природы.

Вселенная развивает материю по направлению к особой, качественно новой ступени, на которой материя эта внезапно задастся вопросами о себе и о той силе, которая ее сотворила: "Откуда я? Почему я?"

Ведь мы знаем, что если существует действующий фактор, то его помысел заложен в порожденных им явлениях, в том, что он сделал. И, как следствие, в нас возникает отклик на него. Однако мы не вкладываем достаточно сил, внимания, чтобы изучить то, что воздействует на нас. 

Хотя, с другой стороны, мы всё лучше видим, что являемся производными. Познавая человеческую природу, мы всё яснее понимаем, что у нас нет никакого свободного выбора, вообще, никакой свободы в действиях. Всё обусловлено генами, инстинктами, расчетами на выгоду и убыток, часто по элементарным формулам.

Отсюда проблема: как исследовать Вселенную, ее развитие и пройденный нами процесс, если все свои силы мы употребляем на другое?

Один из моих учеников работает на Большом коллайдере в Швейцарии. Он рассказывает, что поначалу было море разговоров о столь масштабном и дорогостоящем проекте, но, с другой стороны, его стоимость равноценна неделе содержания армии США в Афганистане.

Вот и выходит, что мы прикладываем крайне мало усилий к тому, чтобы познать природу. Мне жаль, что это так. Ведь если бы мы всё лучше знакомились с природой и распространяли полученные знания в массы, не так, как сегодня, а по-настоящему, то начали бы понимать, чего нам, в принципе, не хватает. Мы обнаружили бы, что нам недостает новых свойств – свойств отдачи.

Тогда, помимо имеющихся у нас сил получения, мы бы начали обретать также силы, свойства отдачи – и тем самым исследовали бы природу с другой стороны.

Продолжение следует…

Из 308-й беседы о новой жизни, 02.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Дети Вселенной, ч.6

Дети Вселенной, ч.5

Дети Вселенной, ч.4

Список гостей пересмотру не подлежит

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир": С начала творения занесены все люди в список приглашенных гостей, и замысел Творца обязывает их прийти на трапезу, с ведома или без ведома.

Эта программа обязательно будет реализована, и всё дело лишь в сроках. Ведь дурные силы, которые мы сами растим, бумерангом возвращаются к нам, оказывают свое давление и приводят к верным решениям.

Так или иначе, цель будет достигнута, другого выхода нет. И мы сами приближаем ее, неправильно используя свой развивающийся эгоизм, который в результате действует против нас и вынуждает реагировать.

В целом, до современной эпохи нам нравился процесс развития. Мы разрабатывали всё новые орудия труда, внедряли конкуренцию, создавали банковскую систему, расширяли торговлю, открывали континенты… В принципе, всё было замечательно. Всё, тем или иным образом, продвигало нас вперед.

Однако в двадцатом веке мы, более-менее, исчерпали потенциал такого развития и впервые нащупали его пределы. Оказалось, что впереди – тупик. Мы израсходовали свой эгоизм, и он постепенно перешел в режим "самопоедания". Уже давно мы наблюдаем ясные признаки этого: к примеру, в 1971 году американцы сменили золотой стандарт "бумажным". 

Агония эгоизма вызвала еще множество последствий, однако главный урок состоит в том, что грядущие несчастья все равно побудят нас изменить свой образ жизни, форму своего человеческого существования.

И вопрос в следующем: беды ли заставят нас понемногу набраться разума и понять, как избегать их на пути, или мы заранее сумеем разглядеть зарождающееся будущее и сами начнем меняться?

Медленное развитие подведет нас к тоталитарным формам правления по немецкому или советскому образцу первой половины прошлого века. Таковы два проявления финальной стадии развития эгоизма, и мы можем снова испытать их на себе. Более того, именно к ним мы сегодня и движемся, только в наши дни это уже называется "войной Гога и Магога".

Или же мы начнем силой, т.е. искусственно, вопреки эгоизму, растить между нами добрую, антиэгоистическую силу – силу отдачи вместо силы получения.

Давайте же развиваться именно так. Это, в сущности, и рекомендуют каббалисты – воспользоваться силой, заложенной в Природе. Она может властвовать над нами так же, как сегодня властвует сила эгоизма. До сих пор дурная сила доминировала над доброй, получение господствовало над отдачей, а теперь пускай добрая сила отдачи воцарится над силой получения.

А вернее сказать, они уравновесятся между собой – как объясняет наука каббала, позволяющая изучить, понять их равновесие. Ведь невозможно применять только один из двух этих факторов. Сила отдачи, абсолютная, беззаветная любовь тоже может быть разрушительной. Вообще, обе эти силы по отдельности застилают человеку глаза, и он уже ничего не видит перед собой.

Занять одну сторону – значит попасть в плен. Только правильный баланс двух сил, который мы сами находим и выстраиваем в себе, называется "Человеком" в нас – Адам. Это и приводит нас к подлинному пониманию и ощущению, к получению и отдаче, позволяя использовать всю Природу и формировать себя посередине меж двух ее сил.

Вот что рекомендует наука каббала. У нас нет другой возможности для развития. В худшем случае, путем бед и страданий мы все равно придем к этому. Ведь несчастья сами по себе не создадут в нас правильного расклада. Нет, мы сами должны делать выбор, принимать решения и постепенно строить его в себе, чтобы набираться ума-разума и понимать связь между нами и Творцом, собственными стараниями отстраивая свой "дом" – Шхину.

Но мы – как упрямый ребенок, не желающий учиться. И потому приходят невзгоды – воспитательные меры, которые заставляют его взяться за ум. Разве возникла бы в них нужда, если бы он сам сел за книги? Наоборот, он сэкономил бы время и избежал бы страданий.

На самом деле невозможно продвигаться "своевременным" путем. На нем ты, как осел, стоишь на месте и не сдвинешься, пока тебя не подстегнут так, что не оставят другого выхода.

Вот почему Бааль Сулам пишет, что все гости волей-неволей придут на "трапезу". Стоит прислушаться.

Из урока по статье "Мир", 26.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заглохший двигатель прогресса

Сила, которую надо извлечь из небытия

Конец развития эгоизма

Страница 42 из 76« Первая...4041424344...Последняя »